Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Киргизия

Юрий РАЗГУЛЯЕВ

КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в ноябре 1999 года

Международный терроризм наступает. Спорные границы. Угроза с юга сохраняется. Каждый кандидат будет заполнять декларацию. Половину партий к выборам не допустили. В горах правят женщины. Выборы доверяют только своим. Вспомнили о старой номенклатуре. Опять идеологические кабинеты. Каждый пятый депутат — судимый. Договариваются «силовики». Учение стран Содружества. Правительство обсуждает состояние экономики. Своего зерна не хватает. Биржа собирает инвестиции. Государство продает акции. «Манас» будет принимать все самолеты. Даром дома пока не отдают. Большие долги ограничивают бюджет. Сом не столько плывет, сколько тонет. Миграция опять растет. Прибавки к зарплате не будет. Сокращают дипломатов. На Памире голодают киргизы. «Шанхайская пятерка» против террористов. Летом Узбекистан может остаться без воды.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Уроки «Баткенского кризиса»

В конце ноября в Бишкеке состоялось Всеармейское совещание, в котором приняли участие представители министерств обороны, внутренних дел, национальной безопасности, внутренних войск, национальной гвардии. На совещании выступил президент республики Аскар Акаев. Он детально проанализировал итоги первой боевой кампании, которую пришлось вести вооруженным силам молодого государства. Но главное внимание он уделил урокам «Баткенского кризиса».

Первый и главный из них заключается в том, что страна столкнулась с новым видом внешней угрозы, когда в качестве противника выступила не какая-то конкретная страна, а представители международного терроризма. Поэтому дипломатических усилий официального Бишкека, подписавшего Договоры о вечной дружбе и сотрудничестве со своими южными соседями, оказалось недостаточно для обеспечения гарантий собственной безопасности. Польза внешнеполитической, в том числе миротворческой деятельности Кыргызстана, сказалась только в тот момент, когда при освобождении японских заложников потребовалась поддержка представителей Объединенной Таджикской Оппозиции, оказавших давление на Исламское движение Узбекистана. При этом свою положительную роль здесь сыграл тот факт, что именно в Бишкеке были заключены ключевые и равноправные соглашения по национальному примирению в Таджикистане, а также то, что Кыргызстан принял у себя большое количество таджикских беженцев, первым из стран СНГ подписав соответствующую конвенцию.

Вместе с тем уже первые дни вооруженного противостояния в Баткене показали, что, несмотря на явное усиление напряженности в соседнем Таджикистане, силовыми структурами Киргизии практически не было принято никаких мер по предупреждению возможных действий вооруженных группировок. И в первую очередь это касается укрепления собственных границ [[1]].

Здесь следует отметить и серьезные ошибки политического руководства республики. Несколько лет назад, когда еще только формировалась внешнеполитическая доктрина молодого государства, в решении приграничных вопросов в качестве приоритетного было выбрано китайское направление. А вот Ферганской долине, где прямо на глазах нагнеталась социальная напряженность, где явно формировались очаги политической нестабильности, не было уделено должного внимания. Было фактически проигнорировано и то обстоятельство, что как раз Китай мог бы стать в этой ситуации союзником Киргизстана, поскольку он сам серьезно обеспокоен ростом сепаратистских настроений в Синьцзян-Уйгурском Автономном Районе, который как раз и граничит с этим регионом Центральной Азии.

Таким образом, второй урок Баткенских событий заключается в том, чтобы сегодня необходимо как можно оперативнее решить все вопросы, связанные с делимитацией и демаркацией государственных границ. Причем теперь уже не только с Китаем и Таджикистаном, но и с Узбекистаном, поскольку существующие сегодня здесь пограничные проблемы могут привести к локальным, а возможно и региональным конфликтам на межнациональной почве. Как это уже случалось не раз. Существующая же административная граница не может рассматриваться и охраняться в качестве государственной, пока не будут подписаны соответствующие соглашения.

Еще одна проблема, наличие которой открыли Баткенские события, — это крайне низкий уровень социально-экономического развития и полная идеологическая беззащитность местного населения. Оно очень легко поддавалось на агитацию приезжих миссионеров, ваххабитов, религиозных экстремистов. Достаточно напомнить, что баткенцы начали всерьез противостоять боевикам только после того, как те начали открыто терроризировать мирных граждан, отбирать у них одежду, пищу, деньги.

Отдельно следует сказать о так называемых «изменниках Родины». Правоохранительные органы за последние недели задержали уже несколько десятков местных жителей, которые помогали бандитам, продавая им продукты питания, работая проводниками. Вокруг этих фактов местные власти развернули уже довольно агрессивную пропагандистскую работу. Результатом ее стали коллективные письма с требованием сурово наказать «изменников».

А ведь более объективный анализ этого явления показывает: свой выбор так называемые «изменники» сделали совсем не от хорошей жизни. Многие из них только из рук боевиков впервые получили «живые», наличные деньги. Многих государственных чиновников, впервые побывавших в горных аилах, просто потряс уровень жизни баткенцев. Здесь до сих пор нет ни электричества, ни водопровода, ни телефонов. Люди живут в хижинах, сложенных из необработанного камня, спят прямо на земляном полу, согреваются кострами, разложенными здесь же.

Стоит ли удивляться тому, что в таких совершенно заброшенных и забытых районах сложилось несколько иное отношение к центральной власти, чем, например, в Чуйской или Иссык-кульской областях. Наглядным примером тому могут служить итоги голосования на последних президентских выборах. Тогда против нынешнего президента Аскара Акаева проголосовало больше 90 процентов населения Баткенского района. Так что, если власти республики не хотят получить на взрывоопасном юге мятежный район, сотрудничающий с вооруженными боевиками, если не хотят возрождения здесь движения басмачества, то им следует принять самые радикальные и незамедлительные меры по укреплению экономики новой области, повышению жизненного уровня местного населения, противопоставлению идеям религиозного экстремизма какой-то своей национальной идеологии.

Так же жестко встал после Баткенского конфликта и вопрос о реформировании вооруженных сил Кыргызстана. Операция по освобождению заложников показала, что кыргызской армии нужны, прежде всего, специалисты горной войны и мобильные спецподразделения, а не громоздкие полки и дивизии, которые в условиях локального противостояния в горах оказываются неспособными решать оперативные задачи. Кроме того, настало время подумать над тем, чтобы закупить современное вооружение и военную технику. Иначе и в новых столкновения киргизские солдаты будут простым пушечным мясом, неспособным противостоять хорошо вооруженных и подготовленных боевикам. В целом же анализ Баткенских уроков показал: кыргызской армии совершенно необходим переход на профессиональную основу.

Но даже и в том случае, если вооруженные силы Кыргызстана будут приведены в идеальное состояние, они не смогут в одиночку противостоять международному терроризму, который не признает границ, законов, является интернациональной формой преступности. Поэтому следует активизировать миротворческие усилия в тех странах, откуда исходит угроза, а также более тщательно отслеживать военно-политическую ситуацию в соседних государствах. Необходимо значительно усилить военную разведку, с тем, чтобы оперативно выявлять вероятного противника и быть готовым к любому виду агрессии. В первую очередь такие меры должны коснуться языковой подготовки сотрудников разведывательных органов, поскольку во время операции по вытеснению бандформирований выяснилось, что среди них не хватает даже переводчиков для расшифровки радиоперехвата сообщений моджахедов.

Все ее эти меры, сказал в заключение Аскар Акаев, необходимо принять в самые кратчайшие сроки, так как угроза внешней агрессии со стороны международных террористических групп, по всей видимости, будет существовать еще очень долго и может взорваться новой агрессией уже в самое ближайшее время. Ведь на сегодняшний день силы Северного альянса Афганистана с большим трудом удерживают не более 5 процентов всей территории. В случае же полной победы движения Талибан, чего никак нельзя исключить, масса беженцев хлынет в Таджикистан и Киргизию. И на фоне острейших социально-экономических проблем, которые до сих пор не решены в том же Баткене, значительная часть этих людей, вместе с местным населением просто вынуждена будет пополнить ряды международной наркомафии и вооруженных бандформирований.

Не может успокаивать и развитие событий в Таджикистане. Недавно здесь состоялись выборы главы государства, сохранившие пост президента за Эмомали Рахмоновым. Но этот факт не признают пока сторонники другого кандидата — Давлота Усмона. Очень нелегкими могут быть и предстоящие в Узбекистане парламентские и президентские выборы. Все эти факторы нельзя не учитывать при разработке стратегии защиты внешних рубежей Кыргызстана [[2]].

1.2.       Выборы

1.2.1.      Президент за честные выборы

С обращением к народу в связи с предстоящими 20 февраля 2000 года выборами в Жогорку Кенеш выступил президент Киргизии Аскар Акаев. Он подчеркнул необходимость предпринять все усилия, чтобы формирование законодательной власти в республике было честным, прозрачным и справедливым, чтобы выборы прошли с участием всех политических и особенно оппозиционных сил, которые будут работать не на разрушение, а на созидание. Глава государства выразил уверенность, что в новом парламенте будут достойно представлены лидеры всех политических и общественных объединений, национально-культурных центров, женских и молодежных организаций, представители всех регионов.

Чтобы обеспечить в период подготовки и проведения выборов строгое соблюдение всех прав избирателей, президент дал поручение генеральной прокуратуре осуществлять строгий контроль за соблюдением конституции, избирательного кодекса и законов Киргизстана, не допускать случаев подкупа, шантажа избирателей. Аскар Акаев выразил благодарность депутатам Жогорку Кенеша за то, что они приняли его предложение об обязательном заполнении деклараций о доходах всеми кандидатами. В заключение он призвал киргизстанцев избрать в парламент и местные органы самоуправления самых достойных и компетентных граждан, которые не на словах, а на деле будет служить своему народу [[3]].

1.2.2.      Регистрация кандидатов

В конце ноября началось выдвижение кандидатов в депутаты обеих палат Жогорку Кенеша — Законодательного собрания и Собрания народных представителей. В каждую из них 45 депутатов будет избираться по одномандатным округам. Но в Законодательном собрании еще 15 мест отводится представителям политических партий. То есть всего судьбу киргизстанцев в новом тысячелетии будут решать 104 народных избранников.

Все политические партии уже прошли проверку в министерстве юстиции проверку на соответствие положениям избирательного кодекса. И эта, казалось бы, рутинная операция принесла многим очень большие неприятности. Из 27 официально зарегистрированных партий через юридическое сито прошли всего 15. Двенадцати же не разрешено участвовать в предстоящих выборах. Главным образом по двум причинам — малый срок существования (по новому закону в списки для голосования вносятся лишь те партии, которые были юридически оформлены как минимум за год до выборов) или несоответствие уставных документов избирательному законодательству.

Интересно, что под последнее ограничение попали наиболее популярные партии, имеющие хорошие шансы провести своих кандидатов в парламент — «Манас-эл», Народная партия обездоленных (Бей бечаралар), Партия горожан Бишкека [[4]].

Эксперты отмечают, что на предстоящих выборах избиратели будут поставлены перед нелегким выбором. Им придется в кабинах сделать свои отметки сразу в пяти бюллетенях. Ведь одновременно проводятся выборы в Собрание народных представителей, Законодательное собрание по двум спискам — партийным и одномандатным, в областные и районные кенеши. Это создает условия для «помощи» многим кандидатам. Возможность для них создается еще и тем, что политические партии и общественные организации крайне слабо участвовали в процессе формирования избирательных комиссий. Опять это важнейшее дело было отдано на откуп исполнительной власти. А ведь по итогам выборов в местные кенеши неправительственная организация «За демократию и гражданское общество» зафиксировало очень опасную тенденцию. Они проанализировали состав 566 избиркомов и выявили, что в 19 из них были включены должностные лица, 179 были составлены из представителей одного коллектива, а в 102 работали подчиненные начальника, который избирался по этому же округу [[5]].

1.3.       Законодательная власть

1.3.1.      Наследницы алайской царицы

Под знаком особого внимания к прекрасной половине человечества прошли первые заседания местных кенешей Алайского района Ошской области. Минувшие выборы еще раз подтвердили — горные районы юга республики — самые эмансипированные в этой регионе. Не зря именно здесь в начале века властвовала Курманжан-датка — знаменитая Алайская царица, которую уважали даже царские наместники в Средней Азии.

Если в равнинной части республики в органы местного самоуправления пробились считанные единицы женщин, то в Алае дамы командуют многими сторонами местной жизни. Здесь женщины возглавляют половину сельских управ, множество районных комиссий, большинство организаций социально-культурной сферы. А теперь еще и треть фермерских хозяйств [[6]].

1.4.       Исполнительная власть

1.4.1.      Аскар Акаев обновляет команду

В Бишкеке объявлено о серьезных кадровых перестановках в высших эшелонах власти. Касаются они таких ключевых постов как руководитель администрации президента, государственный секретарь, министр национальной безопасности.

Самым неожиданным перемещением среди них можно считать назначение бывшего руководителя администрации президента Медета Садыркулова на внешне не очень значительный пост председателя Счетной палаты. Тем более что к этому чиновнику у главы государства никаких претензий явно не было. А по многим признакам Медет Садыркулов даже пользовался очень большим доверием Аскара Акаева.

Впрочем, эту «тайну двора» очень быстро разъяснил сам президент. Он сообщил журналистам, что кроме поста председателя Счетной палаты бывший глава администрации будет еще и советником Аскара Акаева по вопросам местного самоуправления, а точнее — по подготовке к предстоящим выборам. Причем он особо подчеркнул важность и ответственность именно этого поручения своему верному чиновнику.

Однако, как выяснилось, и на посту председателя Счетной палаты Медет Садыркулов будет заниматься главным образом выборами. Именно этот орган, заявил Аскар Акаев, должен «преградить путь мафиозным средствам в избирательную кампанию», ему предстоит «показать зарубежным экспертам, что республика готова к честным и демократическим выборам». Теперь Счетной палате доверено следить за тем, чтобы «политические партии заявляли о себе своими программами, а не большими деньгами».

Из этих фактов ясно, что Аскар Акаев вплотную занялся вопросами предстоящих в будущем году парламентских и президентских выборов. И начал он с главного — с финансов. Медет Садыркулов должен теперь взять под свой контроль все денежные потоки. Определенный опыт для этого у него есть: он работал на руководящих должностях в министерстве финансов, налоговой инспекции, фонде госимущества. Да плюс к этому он доказал свою полную преданность и верность главе государства и одновременно первому претенденту на пост президента Киргизии.

По мнению экспертов, такая концентрация в одних руках почти неограниченных полномочий говорит о том, что Аскар Акаев уже не очень доверяет своим губернаторам и министрам, которые на прошлых выборах обеспечивали его победу. Теперь за это будет отвечать жесткий и преданный Медет Садыркулов.

В одной связке с ним будет, очевидно, работать и новый госсекретарь. Этот пост занял Накен Касиев, бывший министр здравоохранения, человек, казалось бы, далекий и от финансов, и от выборов. Но тоже известный своей личной близостью к Аскару Акаеву. Его новые обязанности не имеют четких рамок. Традиционно госсекретарь выполняет наиболее важные и деликатные поручения президента. А что сегодня является важнее выборов? [[7]].

Есть свои веские причины и для перестановок в министерстве национальной безопасности. Замена его главы стала совершенно необходимой после ряда крупных просчетов этой службы в ходе баткенского конфликта. Президент Узбекистана Ислам Каримов в одном из интервью прямо обвинил Мисира Аширкулова в некомпетентности. Что и понятно — бывший министр в этой системе был человеком совершенно чужим, попал туда из науки. В Политехническом институте он был ассистентом профессора Аскара Акаева. Однако личной преданности и близости к семье оказалось явно мало, чтобы руководить одним из главных силовых ведомств республики.

На смену Мисиру Аширкулову в министерство национальной безопасности направлен Таштемир Айтбаев, бывший заместитель министра внутренних дел. Биография нового главы службы безопасности республики уже пресекалась с этим ведомством. Еще в советские годы он очень недолго был первым заместителем председателем КГБ Киргизии. А до этого руководил комсомолом республики. Тогдашний первый секретарь ЦК Компартии Турдакун Усубалиев явно готовил способного молодого человека, да еще близкого родственника к высоким государственным постам. Однако в горбачевские времена Таштемир Айтбаев попал в опалу вместе со своим покровителем. И вот теперь опять поднялся на поверхность.

Кстати, назначение это совпало с довольно масштабным празднованием восьмидесятилетия самого Турдакуна Усубалиева. Бывший партийный лидер, который еще совсем недавно считался чуть ли не исчадием зла, и уж во всяком случае — олицетворением тоталитаризма, получил из рук Аскара Акаева звание Героя республики и самые теплые слова благодарности «за вклад в становление независимости Кыргызстана». А ведь свой путь в большую политику Аскар Акаев начинал как раз с резкой критики «диктатуры партии и ее лидеров». Явная двойственность позиции дала повод некоторым экспертам сделать вывод, что Аскар Акаев ищет политическую опору среди лидеров региональных и родовых кланов. Именно таким является сегодня Турдакун Усубалиев, который сохранил свое влияние на бывших партийных работников, министров, производственников [[8]].

1.4.2.      Идеология — патриотизм

В Ошской области не стали изобретать велосипед, а вспомнили еще не совсем забытое старое в деле патриотического воспитания подрастающего поколения. При районных и городских госадминистрациях для этой цели открыты идеологические кабинеты, сотрудники которых на регулярной основе ведут воспитательную работу среди населения.

Патриотическое сознание сегодняшней молодежи, по мнению экспертов, вызывает вполне обоснованное беспокойство. Отчасти эта проблема высветилась во время недавних событий на юге страны, в Баткенском районе. Тогда были отмечены случаи уклонения от призыва в армию, нежелания защищать родную землю от непрошеных гостей. Другая проблема — массовая миграция сельских жителей, особенно молодежи, в города. И это притом, что в здешних краях люди всегда были традиционно привязаны к отчему дому, к родителям, к своей земле. Еще 5-10 лет назад здесь очень редкими были случаи, когда дети бросали родителей и уезжали в города. Теперь такие факты отмечаются сплошь и рядом [[9]].

1.4.3.      Власть криминализируется

Почти двести недавно избранных депутатов местных кенешей имеют непогашенные судимости. Об этом сообщил журналиста источник в руководстве республики. По его сведениям, из почти 1200 новоиспеченных депутатов приблизительно каждый пятый был осужден в свое время за различные преступления, и судимости с них до сих пор не сняты. Среди законодателей органов местного самоуправления имеется даже один человек, осужденный за изнасилование.

Как считает источник, такое стало возможным из-за халатного отношения к своим обязанностям со стороны представителей избирательных комиссий на местах, которые пошли на поводу у акимов и зарегистрировали кандидатов с криминальным прошлым. По достоверным данным, этот вопрос уже обсуждался на заседании Совета безопасности Киргизии, однако его решения так нигде и не были опубликованы. Что же касается отмены таких выборов и проведения повторного голосования, то республика не в состоянии сделать это из-за финансовых трудностей, считает источник в правительстве [[10]].

1.5.       Правоохранительные органы и армия

1.5.1.      Баткен и Дагестан — звенья одной цепи

В Бишкеке состоялась встреча секретарей Советов безопасности России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Обсуждался вопрос о противодействии международному терроризму, который охватил сегодня эти географически довольно далекие друг от друга регионы. Однако, считает заместитель секретаря Совета безопасности России Владислав Шерстюк, все эти события, происходящие сейчас в Кыргызстане и на Северном Кавказе, в Армении и Таджикистане, Афганистане и Косово, имеют единые корни, являются звеньями единой цепи. Они связаны с распространением по миру организованной преступности, наркотиков, контрабанды оружия, торговли людьми. Эти страшные явления, считает он, угрожают сегодня цивилизации, нарушают стабильность всего мира.

Маленькая Киргизия вплотную столкнулась с ними в августе нынешнего года. Тогда сотни вооруженных боевиков перешли киргизско-таджикскую границу, разгромили несколько населенных пунктов Ошской области, взяли в плен десятки заложников, в том числе и группу японских геологов. Страна, ее вооруженные силы оказались совершенно не готовыми к настоящей войне, которая разгорелась здесь. Ведь, получив независимость, Киргизия объявила себя мирной, нейтральной страной, решающей все спорные вопросы только путем переговоров.

Действительность же оказалась более суровой и жестокой. Открытые границы Киргизии стали воротами для наркотиков, оружия, бандитских рейдов вооруженных боевиков, фанатиков-ваххабитов. Не спасла и отдаленность Баткена от Чечни или Косова. Оказалось, что террористы сегодня имеют связи, гораздо более прочные и разветвленные, чем молодые государства СНГ. Например, многие боевики, громившие мирное население на юге Ошской области, воевали до этого в Чечне и Афганистане. А ваххабиты, составляющие костяк террористических отрядов, имеют свои базы и в Казахстане, и в Крыму, и в некоторых арабских странах. Появились даже сведения, что ваххабиты скупают для своих грязных целей квартиры в украинской Одессе.

И еще один урок вынесли киргизские власти из суровых и кровавых событий нынешнего лета в Баткене. Когда молодое государство столкнулось с хорошо вооруженными и опытными боевиками, первой на помощь к ней пришла Россия. Не заморские доноры, и даже не Турция, а сама переживающая сегодня множество кризисов Россия. Москва не стала вспоминать недавние еще события, когда Бишкек не очень вежливо выпроваживал со своей территории российских пограничников, не стала вспоминать старые обиды, а сразу же пришла на помощь. Киргизия получила все необходимое ей вооружение, специальную технику, обмундирование для солдат [[11]].

1.5.2.      Учатся противостоять терроризму

В узбекском городе Фергане завершились командно-штабные учения «Южный щит Содружества-99». Там отрабатывались совместные действия силовых структур России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана по противодействию международному терроризму, укреплению южных рубежей СНГ. В основу занятий были положены реальные события, происшедшие на юге Киргизии. Военные стран Содружества отрабатывали задачи по нейтрализации экстремистов, проникших на территорию региона. На заключительном этапе учений присутствовал министр обороны России маршал Сергеев. Такие мероприятия, подчеркнул он, в рамках СНГ проводятся впервые. И участие в них принимает теперь даже Узбекистан, до этого, как известно, вышедший из системы коллективной безопасности Содружества.

Сейчас, конечно же, трудно прогнозировать, как будут разворачиваться события в том же Баткене будущей весной. Многие эксперты предсказывают, что боевики опять появятся здесь, чтобы силой оружия пробивать коридор для перевозки наркотиков в Россию и Западную Европу. Однако на этот раз они столкнутся уже не с молодыми новобранцами киргизской армии. Противостоять им, скорее всего, будет военный потенциал всего Содружества, осознавшего, наконец-то, что только вместе, только общими усилиями страны СНГ смогут дать отпор жестокому, сильному, богатому врагу, каким является сегодня международный терроризм, выросший прямо на наших глазах из религиозного экстремизма и национального сепаратизма [[12]].

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Реальный сектор

2.1.1.      Итоги десяти месяцев

На очередном заседании правительства были подведены итоги социально-экономического развития республики за 10 месяцев 1999. По данным Министерства финансов, реальный рост ВВП за январь-октябрь составил 104,1 процента. С начала года курс доллара США по отношению к национальной валюте вырос на 46,6 процента. Цены на хлеб повысились на 6,2 процента. Объем производства товара в промышленности по сравнению с прошлогодним показателем составил 96,5 процента. В целом по республике собрано 1 млн. 770 тонн зерна. Этого количества, по мнению премьер-министра республики Амангельды Муралиева, достаточно для потребления населения и обеспечения кормами животноводства. По сравнению с 1998 годом увеличились сборы кукурузы и ячменя — соответственно на 83 тысячи и 22 тысячи тонн. Но в нынешнем году сократились посевы пшеницы. В связи с этим премьер-министр поручил министерству сельского хозяйства, руководителям облгосадминистраций принять меры для увеличения площадей, отводимых под посевы озимых.

Амангельды Муралиев признал неудовлетворительными меры, которые предпринимают министерства национальной безопасности и внутренних дел, налоговая и таможенная инспекции по борьбе с теневой экономикой и контрабандой. Как сказал глава правительства, только из-за контрабандного ввоза чая в Кыргызстан бюджет республики потерял налоговых поступлений на сумму около 500 тысяч долларов США.

В повестку дня заседания правительства были включены также вопросы индикативного плана социально-экономического развития КР на 2000 год, внесения изменений и дополнений в программу разгосударствления и приватизации государственной собственности. Рассматривался ход подготовки отраслей народнохозяйственного комплекса и населения к осенне-зимнему периоду 1999-2000 года и выполнения национальной программы преодоления бедности «Аракет» [[13]].

2.1.2.      Зерновой баланс республики

В нынешнем году на полях республики собрано 1 млн. 244 тыс. тонн пшеницы, что по сравнению с прошлогодними показателями меньше на 55 тысяч тонн. Как объяснил руководитель пресс-службы министерства сельского и водного хозяйства Керимжан Керимов, это связано с сокращением посевных площадей в некоторых крестьянских хозяйствах. Покрывать дефицит придется за счет гуманитарной помощи, по линии которой уже в ближайшее время ожидается прибытие из США 70 тысяч тонн пшеницы [[14]].

Во второй половине 80-х годов республика ежегодно получала в среднем 1,8 млн. тонн зерна. Рекордным был 1987 год: тогда собрали 1,9 млн. тонн. Однако плюс к этому ежегодно из союзного фонда Киргизии выделялось750-900 тысяч тонн риса, комбикормов, разных круп. То есть общий расход зерна по республике составлял тогда 2,5-2,7 млн. тонн в год. Особенно много тогда выращивалось кукурузы. Лучшие звенья в Узгене, Чуйской долине получали урожай по 100-120 центнеров с гектара. В 1987 общий урожай кукурузы по республике составил 70 центнеров. Сейчас — всего 27.

Зерновая ситуация сегодня сильно осложняется полным истощением запасов пшеницы как в республиканском, так и в областных резервных фонда. Закрома государства практически пусты. Год от года осложняется уборка выращенного урожая. Примерно 60-70 процентов всех комбайнов уже отработали свой амортизационный срок. Нынче в некоторых крестьянских и фермерских хозяйства уборку вели вручную, серпами. Очень большие трудности встречаются при реализации зерна. Рынков и зерновых бирж нет, крестьянин полностью зависит от перекупщиков или госчиновников, которые устанавливают просто грабительские цены на зерно [[15]].

2.2.       Инвестиции

2.2.1.      Растет активность Фондовой биржи

Более 500 млн. сомов вложено в производственный сектор республики за 10 месяцев текущего года. Средства поступили в акционерные компании от продажи ценных бумаг на Кыргызской фондовой бирже. Рост этих операций составил 27 процентов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Как сообщил председатель Национальной комиссии по рынку ценных бумаг Уран Абдынасыров, основная доля средств идет в промышленность — 226 млн. сомов, затем идут финансовые институты (коммерческие банки, страховые компании), за ними — торговля и сельское хозяйство. По регионам это выглядит так: на первом месте город Бишкек и Чуйская область, затем — юг республики. Однако деловую активность проявляют и предприниматели Таласской, Иссык-кульской, Нарынской областей.

Еще больше увеличились объемы сделок на фондовой бирже после появления указа президента Киргизии «О мерах по дальнейшему развитию организованного рынка ценных бумаг». За 10 месяцев они составили 175,6 млн. сомов, что почти вчетверо перекрывает аналогичный показатель прошлого года. Это говорит о том, что в стране растет доверие клиентов к брокерам, развиваются предоставляемые ими услуги. Количество предприятий, прошедших листинг на бирже, уже превышает 60. На них и падает наибольший объем сделок. Здесь лидируют АО «Кайратбанк», «Аманбанк», «Нур», «Кыргызтелеком» [[16]].

2.2.2.      На торги — убыточные предприятия

Премьер-министр Амангельды Муралиев подписал постановление «О реализации государственной доли акций акционерных обществ на Кыргызской фондовой бирже». На торги выставляются пакеты акций АО, внесенных в программу разгосударствления и приватизации государственной собственности Кыргызской Республики на 1998-2000 годы. Фонд госимущества КР уже объявил тендер среди брокерских фирм на право предоставлять интересы ФГИ на Кыргызской фондовой бирже. Это же ведомство займется определением минимальной цены госпакетов ценных бумаг. Планируется, что торговля акциями будет проходить либо через закрытые аукционы с автоматическим подбором заявок участников торгов, либо через открытую продажу среди трейдеров.

Скептики, правда, отмечают, что в перечне АО, чьи акции будут продаваться через КФБ, инвестиционно привлекательные объекты можно посчитать по пальцам. В Чуйской области, например, из десятка АО заслуживает внимания лишь Бишкекский мясоконсервный комбинат. На продажу планируется выставить 16,5 процента акций предприятия. В Ошской области будут продаваться преимущественно аптеки и строительные организации. Несколько весомее список в Джалал-Абадской области — два комбината хлебопродуктов, предприятие по поставкам топлива, городское предприятие торговли и общественного питания. Эксперты считают, что таким образом правительство решило убить сразу двух зайцев: избавиться от неприбыльных предприятий, висящих на шее ФГИ, а заодно заявить о поддержке отечественного фондового рынка [[17]].

2.2.3.      Завершается реконструкция столичного аэропорта

В завершающую стадию перешли работы по реконструкции аэропорта «Манас», начавшиеся после подписания кредитного соглашения между правительством Кыргызстана и правительством Японии в июне 1996 года. Как сообщил руководитель проекта Алмамбет Бусурманкулов, в настоящее время завершены работы по двум направлениям: ремонт взлетно-посадочной полосы, установка светосигнальной системы и навигационного оборудования. Теперь, по его словам, аэропорт «Манас» имеет взлетно-посадочную полосу, отвечающую международным стандартам, и может принимать все типы воздушных судов, включая и грузовые. Поставленное и смонтированное норвежской фирмой Navia Aviation навигационное оборудование обеспечит воздушным судам возможность осуществлять безопасный и точный заход на посадку по приборам с обоих концов взлетной полосы. Что касается модернизации пассажирского терминала, то, как отметил А. Бусурманкулов, на эти работы выделено около 11 млн. немецких марок, и на сегодня 80 процентов все работ уже завершено. Установлен телескопический трап, который был изготовлен германской фирмой Thyssen по индивидуальному заказу специально для аэропорта «Манас». Проект реконструкции аэропорта «Манас» согласно проекту должен быть завершен 31 декабря 1999 года [[18]].

2.2.4.      Квартиры дешевеют

Снижение стоимости жилья в Киргизии прогнозировали многие эксперты. Они связывали это с началом военных действий на юге республики, которые подтолкнули сотни киргизстанцев к отъезду. Как следствие, выросло и число предложений о продаже недвижимости при практически постоянном спросе на жилье. В результате цены на квартиры стали падать. Трехкомнатная квартира 105 серии в микрорайоне «Аламедин-1», которая еще два месяца назад стоила 7 тысяч долларов, сегодня продается на 1500 долларов дешевле. Резко упали цены на жилье в южных микрорайонах. К примеру, трехкомнатную квартиру здесь можно купить за 8 тысяч долларов.

Одно- и двухкомнатные квартиры вообще продаются сегодня по дешевке. В окраинных микрорайонах можно найти жилье такого типа за 2,5-4 тысячи долларов. Падают цены и на частные дома. Особенно тяжелые времена наступили для владельцев добротных, больших домов. Их владения подешевели на 20-25 процентов, и сейчас за них не хотят платить больше 10 тысяч долларов. И все-таки бишкекские риэлтеры считают, что снижение цен на жилье не будет продолжаться очень долго. В Кыргызстане пока не так уж плохо живется, чтобы отдавать свой дом даром, как, например, в Таджикистане [[19]].

2.3.       Финансы и налоги

2.3.1.      Пришло время платить долги

Бюджет Киргизии на 2000 год, по словам министра финансов Султана Медерова, формировался как никогда в напряженном ритме. Происходит это из-за сложностей в экономике и в связи с тем, что именно в 2000 году предстоит существенное погашение внутреннего долга. Тем не менее, считает министр, правительству удалось сформировать реальный, сбалансированный бюджет. Доходная часть его составляет 10 млрд. 680 млн., расходная — 11 млрд. 776 млн. Дефицит бюджета планируется покрывать за счет поступления трансфертов и средств от приватизации, что обеспечит, по расчетам министерства, профицит в размере 0,1 процента ВВП.

По прогнозам Минфина, радикальных сдвигов в росте ВВП не ожидается. Структурообразующими отраслями остаются сельское хозяйство (рост на уровне 105 процентов) и промышленность, которая дает четверть всех налоговых поступлений. А вот аграрный сектор даст всего 2,3 процента всех собираемых налогов. В связи с этим правительство предлагает увеличить ставку земельного налога. Другая мера касается взимания НДС по принципу страны назначения. Так же предлагается увеличение ставки налога с розничного товарооборота и услуг — с 2 до 5 процентов.

Некоторые изменения претерпела и расходная часть бюджета. Увеличены ассигнования на оборону. На эту статью выделяется 884,5 млн. сомов (хотя министерство обороны просило 2 млрд.). Из этих средств на обустройство южной границы будут потрачено 129 млн. сомов. Увеличены ассигнования на МЧС и ГО, на службы безопасности и внутренних дел.

Увеличение зарплаты бюджетникам, в том числе и врачам, учителям, пока не планируется. На индексацию вкладов правительство закладывает лишь 80 млн. сомов, хотя даже президент предлагал для этого 200 млн.

Главные расходы ожидаются в 2000 году в связи с выплатой внешнего долга. Только по процентам предстоит выплатить 1 млрд. 357 млн. сомов, а по основному долгу — 2 млрд. 887 млн. Большая часть долга приходится на Россию, Турцию, Пакистан. Уменьшить расходы депутаты предлагают за счет сокращения сотрудников в госструктурах и зарубежных посольствах [[20]].

2.3.2.      Сом опять падает

За первую неделю ноября национальная валюта — сом — подешевела на десять процентов. Он преодолел отметку 46 сомов за один доллар США. Национальный банк относится к происходящему достаточно спокойно: «обменный курс в республике плавающий, какие могут быть претензии?» Однако скачки сома привели к резкому росту цен на продукты и предметы первой необходимости, и это не может не беспокоить всех киргизстанцев. Напряженность в обществе зашла так далеко, что президент Аскар Акаев вынужден был вмешаться и потребовать от Нацбанка принять срочные меры для стабилизации сома. Эксперты же оценивают этот валютный ажиотаж как свидетельство того, что Нацбанк Киргизии не способен защитить свою собственную валюту [[21]].

3.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

3.1.       Гонит людей экономика

В Киргизии опять обостряется миграционная обстановка. Такой вывод сделал вернувшийся из поездки по южным областям Киргизии представитель Федеральной миграционной службы России Василий Остапчук. Если в октябре прошлого года, сообщил он, статус переселенца здесь получили 116 человек, то в октябре нынешнего года это число возросло в десять раз. Конечно, эти цифры не идут ни в какое сравнение с обвальной миграцией, например, 1993 года. Тогда из Киргизии уехало более ста тысяч человек. Но, тем не менее, нельзя не видеть, что некоренное население, в основном — славяне, опять готовы подняться и искать лучшей доли за пределами молодого независимого государства.

Некоторые эксперты связывают новый всплеск миграционных настроений с вооруженным конфликтом в Баткенском районе, который вспыхнул нынешним летом. Отрицать роль этого фактора, конечно же, невозможно. Многие люди явно напуганы новыми вспышками насилия. А еще больше они напуганы тем, что очень высока вероятность их нового повторения уже следующей весной. И все-таки, считает Василий Остапчук, главной причины отъезда киргизстанцев следует искать в экономике. В этом его убедили многочисленные встречи, беседы, социологические исследования. Да и основной поток переселенцев идет сегодня не с юга, где недавно полыхала война. Собирают чемоданы, главным образом, в относительно спокойной Чуйской долине, в благодатной Иссык-Кульской области, в больших городах республики. Там, с одной стороны, очень велика безработица, а с другой — нет такого подспорья, как свое подсобное хозяйство на селе.

И еще одну тревожную тенденцию отмечает представитель российской миграционной службы. Состав отъезжающих заметно помолодел. Уезжают те, кто потерял надежду на перспективу роста, хорошую работу, устройство по специальности. Доводы, что и в России сейчас нелегко, на них не действуют. В большой стране, говорят они, найти свое место легче.

Однако Василий Остапчук не согласен с выводами некоторых экспертов, которые предсказывают массовый выезд славян из Киргизии. У руководства этого государства есть еще очень эффективный рычаг, способный почти остановить процесс миграции. Для этого надо лишь ратифицировать соглашение о правовом статусе граждан другого государства, проживающих на территории России и Киргизии. Госдума в Москве, кстати, еще в 1997 году ратифицировала этот договор. А вот киргизский Жогорку Кенеш на это никак не решится. Остается только верить, что это сделает новый состав парламента, который будет избран в самом начале будущего года [[22]].

3.2.       Бедные будут еще беднее

Премьер-министр Киргизии Амангельды Муралиев заявил, что индексация минимальной заработной платы (100 сомов) в 2000 году не ожидается. Ее размер остается на том же уровне, но прогнозируется рост среднемесячной оплаты труда от 942 сома до 1908 сомов. Причина такого непопулярного решения вполне понятна: для увеличения размера минимальной заработной платы хотя бы на 50 процентов требуется 1 млрд. 400 млн. сомов (почти 15 процентов всей доходной части бюджета 2000 года). Чтобы как-то облегчить жизнь малообеспеченной части населения, планируется сдерживать рост цен на уровне 120-125 процентов по отношению к 1999 году. Но и в этом случае минимальный потребительский бюджет одного человека возрастет от 1101 сома до 1277 сомов (почти тринадцать минимальных зарплат). На сегодня по республике официально зарегистрировано свыше 60 тысяч безработных, в следующем году их будет не меньше [[23]].

3.3.       Сокращают дипломатов

Премьер-министр республики Амангельды Муралиев подписал постановление правительства «О реорганизации загранучреждений министерства иностранных дел Кыргызской Республики», сообщил отдел информации Аппарата Премьер-министра. Постановление в целях экономии бюджетных средств и реализации мер по сокращению численности аппарата государственного управления предусматривает сокращение работников загранучреждений МИД КР с 1 января 2000 года на 25 процентов. Под сокращение попадут около 40 человек. С начала будущего года дипломатический корпус республики за границей составит всего 129 специалистов [[24]].

4.    ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

4.1.       Бадахшанские киргизы голодают

С призывом оказать помощь населению Мургабского района Горного Бадахшана обратился в Жогорку Кенеш и правительство Киргизии постоянный представитель хукумата Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана в Ошской области Адылбек Атабаев. 98 процентов жителей этого района составляют этнические киргизы. И нынешней зимой им грозит смерть от голода.

Этот высокогорный край всегда жил за счет поставок продуктов питания из долинных районов. В последние годы Бадахшан вообще существовал исключительно благодаря гуманитарной помощи Фонда Ага-хана, а также закупкам хлеба в Южной Киргизии. Однако сейчас Фонд на треть сократил поставки продуктов питания, а Киргизия приняла меры для «сезонной» защиты своих собственных потребителей. В итоге мешок муки для мургабцев подорожал вдвое, да еще и привезти его сюда практически невозможно: вся трасса Ош-Сары-Таш-Мургаб усеяна всевозможными контрольно-пропускными пунктами. И каждый требует оплатить проезд мимо него. Это уже второе обращение депутата к своим киргизским коллегам. Ответа пока не получено [[25]].

5.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

5.1.       Против экстремизма и сепаратизма

В Бишкеке состоялась рабочая встреча руководителей правоохранительных органов и спецслужб государств, входящих в так называемую «Шанхайскую пятерку». Два дня представители России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана обсуждали наиболее острые проблемы борьбы с международным терроризмом, незаконной миграцией, торговлей оружием и оборотом наркотиков. А результатом стало подписание специального Бишкекского меморандума.

Выступивший на открытии встречи президент Киргизии Аскар Акаев сказал, что на стыке веков человеческая цивилизация столкнулась с таким размахом международного терроризма и организованной преступности, что эти явления уже переросли рамки какого-то отдельного государства, превратились в глобальную опасность, стали настоящей угрозой всему мировому сообществу. Страны России и Центральной Азии, представители которых как раз и собрались в Бишкеке, уже на себе испытали все негативное воздействие этих факторов. Война на Северном Кавказе, вторжение боевиков на юг Киргизии, полыхающий уже несколько лет вооруженный конфликт в Таджикистане, все это, отмечали участники встречи, — звенья одной цепи. А непосредственно связывает их проходящая через все эти страны международная наркотрасса, которая и притягивает сюда деньги, оружие, преступные группировки [[26]].

Практика последних лет показала, что ни одна из стран не в силах противостоять этой опасности. Тем более что и сам терроризм стал явлением вненациональным, приобрел межгосударственный характер. На встрече приводились многочисленные факты миграции террористов из Центральной Азии в Чечню и наоборот. Участники встречи выражали свою крайнюю озабоченность тем, что нарастающий с каждым годом оборот наркотиков позволяет террористам покупать самое современное оружие, организовывать учебные центры террористов, привлекать в свои ряды безработную молодежь.

Этому бандитизму цивилизованные страны могут противопоставить только свое единство, взаимопомощь, твердость позиций. Как это и было, в частности, во время Баткенского кризиса на юге Киргизии, когда только своевременная помощь России, Казахстана, Узбекистана помогла маленькой Киргизии победить вооруженные до зубов банды террористов.

Однако прогнозы специалистов с каждым годом становятся все мрачнее. На бишкекской встрече, например, с тревогой отмечалась дестабилизирующая роль Афганистана в этом регионе. Есть достоверные данные о том, что в будущем году отсюда ожидается еще более мощный поток наркотиков. На территории этого государства отсиживаются боевики, вытесненные за пределы Киргизии, Узбекистана, Таджикистана. Так что будущее лето в Центральной Азии может быть намного горячее нынешнего.

Чтобы противостоять этому, силовики «шанхайской пятерки» и разработали свои долгосрочные меры по борьбе с международным терроризмом, которые легли в основу Бишкекского меморандума. В нем, среди других мер, отмечено, что в случае нападения террористов на любую из стран, подписавших документ, остальные государства окажут ей любую помощь, примут самое активное участие в ликвидации последствий нападения. Координировать эти действия будет специальная «Бишкекская группа». В ее задачи входит поддержание связей между ведомствами всех стран, обмен оперативной информацией, проведение учений, а в случае необходимости, и совместных боевых операций [[27]].

5.2.       Газ разжигает конфликт

Уже, наверное, в десятый раз за последние месяцы север Киргизии остался без газа. Задвижки опять перекрыл соседний Узбекистан. Жители республики уже привыкли к таким отключениям. Но если летом они доставляли лишь некоторые неудобства, то сейчас в разгар зимы прекращение поставок газа превратилось в настоящую катастрофу. Во-первых, значительная часть жилого фонда, особенно в частном секторе осталась без отопления. Сейчас в этих домах температура почти равняется уличной. Не лучше, однако, положение и в многоэтажных микрорайонах. Там газ используют для приготовления пищи. И когда все жители вместо газовых плит включили электроплитки, началось массовое отключение света. Только в небольшом городе Токмаке за одну ночь сгорело 14 трансформаторных подстанций. Даже в столице сегодня целые кварталы остались без отопления, горячей воды, газа и электричества. Полная блокада [[28]].

Раньше все отключения «голубого топлива» объяснялись большими долгами, которые накопились у Киргизии перед поставщиками. Но как раз последние месяцы правительство и органы самоуправления значительно сократили размер неплатежей. Тем не менее, задвижка опять перекрыта. И как говорят осведомленные чиновники, надолго. Причем, по мнению первого вице-премьера Киргизии Бориса Силаева, последнее отключение объясняется причинами в значительной степени политическими. Узбекистан уже неоднократно выражал крайнее недовольство поведением Киргизии во время Баткенского конфликта. Он считает, что соседняя республика «вместо того, чтобы уничтожить врага… выбрала политику вытеснения, переговоров с гнусными преступниками». Более того, Ташкент уверен, что через территорию соседей совершенно свободно проходят экстремисты, способные дестабилизировать ситуацию в Ферганской долине.

А теперь в костер напряженности подброшено еще и новые аргументы. Вице-премьер Силаев, комментируя «газовую проблему», сообщил, что в связи с повышенным расходом электроэнергии резко увеличился сброс воды через турбины из Токтогульского водохранилища. «Так что летом узбекам может не хватить поливной воды», — заявил он. То есть узел вражды соседей-братьев с каждым днем затягивается все туже [[29]].

заключение

Главное политическое событие минувшего месяца — вступление Киргизии в избирательные кампании. Уже в феврале будущего года здесь будут выбирать парламент и областные кенеши, а в конце года предстоит решить судьбу главы государства. Как и в других странах СНГ, эти выборы будут подводить черту под десятилетием совершенно нового развития независимых государств. И ситуация, которая сложилась в большинстве из них, не дает оснований для оптимистических выводов.

Центральная Азия завершает ХХ век резким обострением отношений между соседними государствами. Несмотря на подписанные с большой помпой договоры «о вечной дружбе» между Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном, границы их стали еще более закрытыми. А после Баткенского конфликта там появилась даже колючая проволока и бетонные заграждения. Нельзя назвать дружественным актом и перекрытие газопровода из Узбекистана в Киргизию. В Бишкеке из-за этого предельно обострилась социальная напряженность, уже отмечались случаи довольно многолюдных актов протеста. Даже борьба против религиозного экстремизма, который угрожает сегодня всем государствам региона, не смогла объединить соседей. Заседание руководителей правоохранительных ведомств в Бишкеке прошло без участия Узбекистана.

Нельзя назвать спокойной и внутреннюю обстановку в Киргизии. На недовольство населения отсутствием газа, тепла и света даже в столичных квартирах накладываются довольно грубые действия официальных властей по отсечению от предстоящих выборов всех оппозиционных сил. Особенно недовольны люди тем, что правительство не может найти деньги для оплаты узбекского газа, а вот на выборы средств тратится все больше. Можно прогнозировать в связи с этим резкий рост протестного голосования против официальных кандидатов, а то и вообще бойкот выборов. Нейтрализовать их будут властные структуры на местах, перед которым поставлена однозначная задача — обеспечить победу «партии власти». Для этого в Белом доме создан специальный штаб, в главе которого Аскар Акаев поставил бывшего руководителя своей администрации — Медета Садыркулова.

Под большим вопросом находится и принятый парламентом бюджет 2000 года. Его несбалансированность видна даже невооруженным глазом. Правительство вынуждено было в несколько раз увеличить расходы на оборону и обустройство границы. Но, во-первых, этих средств все равно мало. А во-вторых, пришлось урезать социальные статьи. Понятно, что перед выборами такое «обрезание» грозит властям очень большими неприятностями.

Все эти факторы свидетельствуют, что последний месяц ХХ века и начало следующего будет для Киргизии очень нелегким и непростым. Тем не менее, нынешняя команда Аскара Акаева, скорее всего, сохранит свое место на вершине властной пирамиды. Но действовать ей придется так, что сегодняшний демократический имидж Акаева вряд ли сохранится.



Источники

[1]. Евлашков Д. Уроки Баткена // Слово Кыргызстана. – 1999. – 23 ноября.

[2]. Мамбеталиев К. Баткенский кризис // РиФ. — 1999. — 11 ноября.

[3]. Денисенко Е. Президент обращается к народу // Вечерний Бишкек. — 1999. — 26 ноября.

[4]. Дмитриев Е. Сквозь сито // Слово Кыргызстана. — 1999. — 2 декабря.

[5]. Хамидов М. До светлого будущего — три дня // Вечерний Бишкек. — 1999. — 26 ноября.

[6]. Хамидов М. Наследники алайской царицы // Вечерний Бишкек. — 1999. — 5 ноября.

[7]. Слащева Т. Он не позволит просчитаться // Слово Кыргызстана. — 1999. — 4 ноября.

[8]. Локтева С. Предвыборная рокировка // Вечерний Бишкек. — 1999. — 4 ноября.

[9]. Момунов Н. Идеология — патриотизм // Слово Кыргызстана. — 1999. — 9 ноября.

[10]. Петров Н. Власть Киргизии криминализируется // Дело №. — 1999. — 17 ноября.

[11]. Евлашков Д. Боеготовность СНГ начинается на окраинах // Слово Кыргызстана. — 1999. — 9 ноября.

[12]. Ким А. Тяжело в учении… // Вечерний Бишкек. — 1999. — 3 ноября.

[13]. Заседание правительства // Кабар. — 1999. — 26 ноября.

[14]. Завершена уборка зерновых // Кабар. — 1999. — 10 ноября.

[15]. Тимирбаев В. Наполовину полные закрома // Вечерний Бишкек. — 1999. — 5 ноября.

[16]. Лунева Г. Инвестиции — в экономику // Слово Кыргызстана. — 1999. — 11 ноября.

[17]. Глумсков Д. Государство избавляется от акций // Вечерний Бишкек. — 1999. — 3 ноября.

[18]. Реконструкция аэропорта «Манас» подходит к концу // Кабар. — 1999. — 25 ноября.

[19]. Глумсков Д. Дешевле с каждым днем // Вечерний Бишкек. — 1999. — 11 ноября.

[20]. Слащева Т. Бюджет: затянуть ремень потуже // Слово Кыргызстана. — 1999. — 16 ноября.

[21]. Глумсков Д. Сом опять вляпался // Вечерний Бишкек. — 1999. — 11 ноября.

[22]. Евлашков Д. Эшелоны идут на Запад // Слово Кыргызстана. — 1999. — 12 ноября.

[23]. Увеличение зарплаты не ожидается // Кабар. — 1999. — 23 ноября.

[24]. Сокращается число загранработников // Кабар. — 1999. — 19 ноября.

[25]. Хамидов М. Мургаб просит хлеба // Вечерний Бишкек. — 1999. — 10 ноября.

[26]. Безбородова О. Будем идти вместе // Утро Бишкека. — 1999. — 4 ноября.

[27]. Жучков В. С оргпреступностью бороться организованно // Абсолют-Экспресс. — 1999. — 3 декабря.

[28]. Филончиков А. Газанули // Вечерний Бишкек. — 1999. — 19 ноября.

[29]. Слащева Т. Газ согреет нас // Слово Кыргызстана. — 1999. — 16 ноября.