Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Грузия

Марина РАЗОРЕНОВА

Республика Грузия

в ноябре 1999 года

1.    Политическая ситуация в стране

1.1.       Новый Парламент Грузии

1.1.1.      Итоги парламентских выборов

Итак, в Грузии прошли четвертые за последние 9 лет парламентские выборы.

8 ноября Центризбирком Грузии утвердил протокол окончательных итогов голосования 31 октября 1999 года.

Согласно данным ЦИК, в голосовании приняли участие 67,87% избирателей.

В ходе первого тура голосования было избрано 199 членов парламента Грузии, из которых 49 по мажоритарной системе и 150 — по пропорциональной.

7-процентный барьер перешагнули 3 из 33 политических партий и блоков, принявших участие в выборах.

1. Союз Граждан Грузии (СГГ) получил 41,75% голосов и соответственно 85 мандатов.

2. Блок «Возрождение Грузии» — 25,18% голосов и 51 мандат.

3. Блок «Промышленность спасет Грузию» — 7,08% голосов и 14 мандатов.

Остальным партиям не удалось преодолеть 7-процентный барьер. Более 1% голосов набрали 4 партии:

— Лейбористская (Трудовая) партия Грузии — 6,59%

— Блок «Национально-демократический альянс — третий путь» — 4,45%

— Блок «Народная партия (Сахалхо) — Дидгори» — 4,11%

— Блок «Единая компартия (Сталинская) и Советы трудящихся» — 1,35%

Остальным партиями не удалось набрать даже 1 процента голосов.

По мажоритарной системе Союз граждан Грузии получил 34 мандата в парламенте, Блок «Возрождение Грузии» — 7 мандатов, и 9 мест заняли независимые кандидаты.

Второй тур голосования по мажоритарной системе должен был пройти в 20 избирательных округах Грузии, а в 38 избирательных участках 4 округов — повторное голосование.

Однако итоги и повторного голосования и второго тура оказались неутешительными.

Повторное голосование по выборам в парламент Грузии, которое должно было пройти 14 ноября на 38 избирательных участках четырех округов, состоялось лишь на трех.

По утверждению председателя Центризбиркома Грузии Джумбера Ломинадзе, на 35 избирательных участках выборы были сорваны.

Второй тур голосования состоялся 14 ноября в 20 избирательных округах Грузии и прошел крайне напряженно. На избирательных участках было зафиксировано множество нарушений.

Особенно сложная ситуация сложилась в трех избирательных округах Тбилиси, где применялось множество запрещенных методов борьбы за депутатский мандат: фальсифицированные бюллетени, стрельба, избиение членов участковых комиссий и т.д.

ЦИК констатировал эти нарушения и заявил, что не сможет назвать победителей второго тура до рассмотрения всех жалоб о нарушениях.

Тем не менее, какими бы не были итоги повторного голосования и второго тура, общей расстановки сил в новом парламенте они не изменят.

Большинство в любом случае останется за Союзом Граждан.

Центризбирком подвел также финансовые итоги выборов.

На проведение выборов Центральной избирательной комиссии госбюджетом было выделено 2,8 миллиона лари, что эквивалентно приблизительно 1,4 миллионам долларов США.

ЦИК заявляет, что полностью эта сумма получена не была, но это не столь важно, так как потраченные ЦИК средства — «мелочь» по сравнению с суммами, которые израсходовали партии на предвыборную агитацию.

Согласно закону о выборах каждый кандидат в депутаты парламента имел право потратить на предвыборную агитацию не более 5 тысяч лари (2,5 тыс. долларов), а каждая партия или блок — не более 700 тысяч лари (350 тыс. долларов).

Победившие в парламентских выборах партии и мажоритарные кандидаты представили в Контрольную палату перечень израсходованных во время предвыборной кампании сумм.

По данным Контрольной палаты, самым «широким» оказался Союз граждан. Правящая партия официально израсходовала на выборы 536 тысяч лари (268 тыс. долларов). Самыми бедными оказались лейбористы: их расходы составили лишь 57 тысяч лари (28,5 тыс. долларов). Батумский альянс отстает от Союза граждан на несколько тысяч — расходы блока «Возрождение Грузии» составили 487 тысяч лари. Блок «Промышленность спасет Грузию» официально израсходовал 183 тысячи лари.

Таким образом, ни одна партия «не перешагнула» установленный законом барьер расходов.

Независимые эксперты подсчитали, что общий объем средств, затраченных на предвыборную телерекламу, составляет примерно 1,5 миллиона долларов.

Чуть меньше доля радио и прессы — 500-700 тысяч долларов. В итоге, затраты на средства массовой информации составляют до 2 миллионов долларов.

На рекламные щиты, по тем же данным, истрачено до 300-400 тысяч долларов.

В целом официальные расходы партий и блоков составили 20 миллионов долларов. Однако, по мнению независимых экспертов, эта цифра по меньшей мере должна быть увеличена на 25-30 процентов.

Что касается «неоформленных» и соответственно недекларированных расходов, то об их величине можно лишь гадать. Вероятно, они во много раз превышают официальные.

1.1.2.      Первое заседание и планы нового Парламента

Парламент Грузии V созыва начал работу в Тбилиси 20 ноября.

Из 221 депутата — 204 мужчин и 14 женщин. Самый молодой депутат парламента — представитель Союза граждан 25-летняя Тамар Ниношвили. Старейшина грузинского парламента — 77-летний депутат от Союза граждан Иосиф Харатишвили.

В парламенте — 158 новых депутатов, а 63 человека работали и в предыдущем парламенте.

В первый же день один из лидеров правящей партии — Союза граждан Грузии 37-летний Зураб Жвания во второй раз стал председателем парламента Грузии.

20 ноября за его кандидатуру проголосовали 162 депутата. Против было подано всего 29 голосов.

Ближайшие задачи парламента — реорганизация структур исполнительной власти и утверждение нового кабинета министров и его главы.

Правда пока не ясно, будет ли вообще введен новый кабинет министров до президентских выборов. Тем не менее, в обществе сегодня велик интерес — кто войдет в состав кабинета министров и, главное, кто же займет пост премьер- министра?

Версий много. Прежде всего называют Важу Лордкипанидзе, нынешнего государственного министра Грузии. Затем — вновь избранного председателя парламента Зураба Жванию.

В числе кандидатов на пост премьер-министра вполне реальна женщина-политик, оставшаяся вне парламента, лидер Национально- демократической партии Ирина Саришвили-Чантурия. Правда сама она недоумевает: что ей делать в исполнительной власти без опоры в парламенте.

Далее среди кандидатов определенное место отводится нынешнему министру иностранных дел Ираклию Менагаришвили и экс-премьеру Нико Лекишвили.

Пожалуй, самой одиозной фигурой среди кандидатов на пост премьер-министра является Темур Шашиашвили, губернатор Имеретии, который уже давно чувствует, что «заслуживает чего-то лучшего и большего». Называют даже абсурдную, на первый взгляд, фигуру — Джумбера Патиашвили.

Не исключено также, что некоторые министерские портфели будут предложены представителям внепарламентской оппозиции, в частности НДПГ.

1.1.3.      Расстановка сил в парламенте

Драматическая история победы блока «Промышленность спасет Грузию», преодолевшего 7-процентный барьер ценой невероятных усилий, многочисленных апелляций и жалоб в Центризбирком, в сущности не изменила расстановку политических сил в новом парламенте. Даже если отказаться от мысли, что промышленники — это лишь предвыборная марионетка, созданная специально Союзом граждан то ли для того, чтобы оттянуть колеблющиеся голоса от батумского альянса или национал-демократов, то ли для того, чтобы создать в парламенте иллюзию многопартийности, — все равно, появление фракции промышленников с 14 мандатами не может изменить общей расстановки сил в новом парламенте.

Противостояние Союза граждан Грузии (одного или с промышленниками) и «Возрождения Грузии» будет определяющим в работе парламента.

По самым пессимистическим прогнозам, это противостояние может привести к парламентскому кризису еще до президентских выборов, которые назначены на апрель.

Причем в грядущем кризисе многие наблюдатели склонны обвинять СГГ. Как написала после выборов одна из популярных тбилисских газет «Алиа», «ничего нового не стоит ждать от реформаторов Союза граждан, кроме как противостояния с блоком «Возрождение Грузии». Это противостояние может привести к парламентскому кризису, чего Союз граждан мог бы избежать, если бы не использовал на выборах запрещенные методы. Тогда вне парламента не остались бы крупные оппозиционные партии и не возникла бы опасность парламентского кризиса».

Пока не ясно будущее блока «Возрождение Грузии». В течение всей предвыборной кампании трудно было представить, что попав в парламент, лидеры социалистов и традиционалистов Вахтанг Рчеулишвили и Акакий Асатиани станут действовать по «инструкции» Аслана Абашидзе. Практически все наблюдатели называли «Возрождение Грузии» лишь предвыборным блоком, не имеющем долговременной политической перспективы.

Возможно, желая сохранить союзников и соответственно поддержку в парламенте, лидер батумского альянса отказался от создания единой фракции из 51 одного члена.

На заседании 11 ноября Политический совет блока «Возрождение Грузии» принял решение о том, что блок будет представлен в парламенте 5 фракциями. Это — «Регионы Грузии», которую возглавит Джумбер Патиашвили, «Социалисты»- Вахтанг Рчеулишвили, традиционалисты — Акакий Асатиани, «Агордзинеба» — Джемал Гогитидзе. Еще одну фракцию, название которой пока не определено, возглавит Вахтанг Бочоришвили.

На одной из пресс-конференций лидер блока Аслан Абашидзе исключил распад «батумского альянса» и отметил, что его лидеры «дали клятву перед страной, что будут вместе». Вероятно в качестве иллюстрации единства руководство блока заявило о создании коалиции фракций, которую в отсутствии Аслана Абашидзе, очевидно, будет возглавлять Джумбер Патиашвили.

Возвращаясь к проблеме возможного парламентского кризиса, следует отметить, что далеко не все фракции из батумской коалиции могут поддержать «Агордзинеба» в их традиционной тактике бойкота. В частности, лидер фракции традиционалистов Акакий Асатиани, попавший в парламент только благодаря участию в батумском альянсе, намекнул в одном из интервью газете «Алиа», что не поддержит возможный бойкот «Агордзинеба».

Вахтанг Рчеулишвили, лидер фракции социалистов, также остался на политической арене только благодаря Абашидзе. Одна из популярных газет охарактеризовала его так: «Для Рчеулишвили характерен один штрих: в зависимости от атмосферного давления он может зафиксировать совершенно различные позиции в Тбилиси и Батуми. Вопрос в том, до каких пор продолжится его «путешествие» между двумя центрами?» Парламентское большинство СГГ не нуждается в голосах социалистов. Означает ли это, что Рчеулишвили может поддержать даже самые крайние шаги «Агордзинеба» в парламенте?

Так или иначе, но от позиции мелкий фракций из батумской коалиции во многом зависит, возможен ли в Грузии в ближайшее время парламентский кризис. Ведь собственных голосов у «Агордзинеба» для блокирования работы парламента не хватит.

Может быть, наблюдатели утрируют ситуацию? Сразу после выборов и Шеварднадзе и Абашидзе сообщили о желании сотрудничать. Уже 1 ноября Аслан Абашидзе высказал желание работать в парламенте и посчитал бойкот неприемлемым. Позже он даже выразил готовность встретиться с лидером СГГ Эдуардом Шеварднадзе и обсудить с ним предложения блока «Возрождение Грузии» относительно деятельности в парламенте. По его словам, блок будет «сотрудничать со всеми, с кем можно сотрудничать».

Можно ли сотрудничать с СГГ — видимо, будет зависеть от обстоятельств. А чтобы никто не обольщался по поводу этих обстоятельств, 4 ноября на встрече с наблюдателями Европарламента Абашидзе совершенно «разгромил» Шеварднадзе, которого, кстати, президент США Билл Клинтон назвал «символом демократии в Закавказье». Абашидзе назвал государственный курс Шеварднадзе «политикой флюгера». И объяснил гостям, что Шеварднадзе в Грузию «занесло российским ветром», что он свергнул законное правительство и что не надо верить, что в Грузии победил западный курс.

«Союз граждан будет искать пути конструктивного сотрудничества с блоком «Возрождение Грузии», — заявил на пресс-конференции также 1 ноября президент Грузии. — Политическая борьба осталась в стороне, а в будущем парламенте Грузии будет многое зависеть от действий блока «Возрождение»».

Утверждение Шеварднадзе о том, что «политическая борьба осталась в стороне», выглядит лицемерно. Через пять месяцев гражданам Грузии предстоит избрать президента на последующие пять лет. Так что главный политический бой еще впереди, хотя мало кто сомневается в победе Шеварднадзе.

1.2.       Президентские амбиции после парламентских выборов

Строго говоря, Союз граждан и «Агордзинеба» — это не партии, а властные структуры, поэтому парламентские выборы были не чем иным, как борьбой между центральной властью и автономной Аджарией, т.е. между Шеварднадзе и Абашидзе.

Предвыборная кампания СГГ была построена на противопоставлении: курс президента Шеварднадзе против амбиций Абашидзе.

Избирателям предлагалось сделать выбор между «полудемократией», существующей на большей части территории страны (тбилисским режимом) и диктатурой одной личности (батумским режимом).

Одна тбилисская газета предложила: «Спросите среднего «прогрессивного» грузина, что предпочтительнее для Грузии — приход к власти, пусть честным путем, Аслана Абашидзе и «батумизация» всей страны, или сравнительно небольшие нарушения в процессе выборов, на которые закрывают глаза и международные наблюдатели? А за то — сохранение пусть хиленькой, но демократии, «гарантированной» Шеварднадзе. Многие выберут второе».

Вероятно, такая же модель выбора будет предложена избирателям в апреле 2000 года. Хотя не следует думать, что у Абашидзе в Грузии сторонников гораздо больше, чем голосов, поданных за его блок.

Многих избирателей пугает не только явное диктаторство лидера Аджарии, но и его прорусская ориентация, очевидная (в отличие от тбилисской) коррумпированность батумского режима.

Вопрос в том, кто будет представлять «батумский режим» на предстоящих президентских выборах. Возможно, Абашидзе не будет баллотироваться сам, а поддержит, например, Джумбера Патиашвили.

На пресс-конференции 8 ноября Абашидзе заявил, что «не имеет смысла выдвигать кандидата на пост президента от блока «Возрождение Грузии». По его словам, он поддержал выдвижение своей кандидатуры на президентские выборы, предложенное молодежным Союзом демократического возрождения, только «чтобы не быть обвиненным в сепаратизме».

Объяснение не очень внятное.

Вероятно, Аслан Абашидзе вовсе не уверен в своей победе на президентских выборах. Кроме того, не очень понятно, как будет проходить предвыборная кампания, если лидер Аджарии не желает пересекать границы своей автономии. Боязнь терактов и заговоров, организованных официальным Тбилиси давно приобрела у Абашидзе форму навязчивой идеи. Во время предвыборной парламентской кампании он не решился появиться в Тбилиси, даже понимая, что таким образом теряет голоса избирателей.

Помимо Абашидзе и Патиашвили, в списке претендентов может появиться лидер национальных демократов Ирина Саришвили-Чантурия.

Однако, как утверждает большинство экспертов, ни один из нынешних грузинских политиков на предстоящих президентских выборах в 2000 году не сможет составить серьезную конкуренцию Эдуарду Шеварднадзе.

1.3.       Внепарламентская оппозиция

Среди партий, не попавших в парламент, Национально-демократическая партия Грузии (НДПГ) и «Сахалхо», возникшая несколько лет назад в результате раскола в НДПГ.

По иронии судьбы, именно эти партии и особенно — НДПГ настаивали на введении 7-процентного барьера вместо 5-процентного.

Среди причин, приведших эти партии к поражению, следует отметить следующие:

— Слабая рекламная кампания. Отчасти это связано с отсутствием достаточного финансирования. Но главное — предвыборная агитация строилась на обличении. Политики только критиковали, апеллировали к недавнему трагическому прошлому, от которого достались нерешенные проблемы, и не предлагали позитивной программы.

— Отсутствие четкого представления о своей социальной базе, и как следствие — размытые лозунги, ориентированные на всех и ни на кого.

Что касается Лейбористской партии, фаворита местных выборов, прошедших год назад, то она с самого начала взяла жесткую ориентацию на сегмент левого электората — народ, который, как написала одна газета, «еще верит в социальное чудо в нищей стране». Несмотря на довольно хорошую организационную структуру и развитую региональную сеть, лейбористы потерпели поражение из-за недостатка средств и очень слабую, дилетантскую рекламную кампанию.

Остальные партии, оставшиеся вне парламента, можно отнести к «забытым».

18 ноября прошел XXIV съезд НДПГ, на котором лидер Ирина Саришвили-Чантурия заявила, что НДПГ, не смотря ни на что, может достичь успеха в выборах в органы местного самоуправления 2001 года, а также в выборах в парламент 2003 года и в президентских выборах 2005 года.

Приоритетами в деятельности партии в предстоящие годы будут совершенствование налогового законодательства, борьба с коррупцией и кадровая политика в исполнительной власти.

«Национально-демократический альянс — Третий путь» намерен создать комиссии, альтернативные парламентским комитетам. Эти комиссии будут выражать позицию альянса по всем актуальным вопросам.

У президента Грузии, вероятно, свои планы относительно партий, не попавших в парламент. В политических кругах уже поговаривают о перераспределении «выпавших» из парламента сил в исполнительную власть.

Президент заявил своем желании сотрудничать с внепарламентской оппозицией, не уточнив однако, в какой именно форме.

2.    Внешняя политика

2.1.       Российско-грузинские отношения

2.1.1.      Грузия и чеченская война

Война в Чечне обострила отношения между Грузией и Россией. Российская сторона все чаще обвиняла Грузию в пособничестве чеченским повстанцам. В свою очередь официальный Тбилиси называл эти обвинения безосновательными и в свою очередь предъявлял претензии к Москве.

2 ноября Эдуард Шеварднадзе по национальному радио подтвердил информацию о том, что Москва обращалась к Грузии с просьбой пропустить российские войска в Чечню и организовать совместную охрану чеченского участка границы.

«Мы приняли единственно правильное решение, — заявил Шеварднадзе. — Ни в какой форме мы не можем вмешиваться во внутренние дела другого государства».

Президент также отметил, что Грузия надежно контролирует свои границы. Через границу пропускаются дети, женщины и старики — беженцы из Чечни.

По официальным данным, сегодня в Грузии находятся примерно 2000 беженцев из Чечни.

17 ноября МИД Грузии распространило официальное заявление в связи с инцидентом в районе села Шатили.

17 ноября 1999 года воздушное пространство Грузии в районе села Шатили было нарушено тремя боевыми вертолетами ВВС РФ, которые произвели обстрел населенных пунктов в районе ущелья Муцо.

В документе подчеркивается, что инцидент «трудно расценить иначе как прямую агрессию в отношении суверенного государства». При этом МИД Грузии считает происшедшее «продолжением планомерной пропагандистской антигрузинской кампании, осуществляемой определенными кругами высших эшелонов власти РФ, с целью любыми средствами втянуть Грузию в войну на Кавказе».

«В связи с вышеизложенным фактом агрессии грузинская сторона выражает решительный протест и обращается к руководству РФ с требованием пресечь агрессивные действия против суверенной Грузии, а также выявить и привлечь к ответственности должностных лиц, запланировавших и осуществивших эту преступную акцию».

Очевидцами обстрела стали и пограничники, и местные жители. По их словам, три вертолета — один МИ-8 и два МИ-4, зашли с российской стороны в направлении ущелья Муцо и обстреляли село Шатили и Аргунское ущелье из девятимиллиметровых пулеметов и установок НУРС. Этот маневр был повторен три раза в течение 20 минут, после чего вертолеты улетели в сторону Чечни.

Глава грузинского пограничного ведомства Валерий Чхеидзе не исключил, что налет в Шатили был связан с разведкой российских силовых ведомств в приграничных с Чечней районах Грузии и авиаобстрел служил отвлекающим маневром для высадки разведгруппы. При этом Чхеидзе подтвердил, что в непосредственной близости от грузинской границы, в Итум-Калимском районе Чечни «существует база чеченских боевиков» и «не одна».

В связи с этим инцидентом грузинская пресса вспомнила заявление Шеварднадзе, сделанное в начале ноября.

«Я не думаю, что войска Российской Федерации могли бы в рамках операции на Северном Кавказе пересечь границу суверенного государства, каким является Грузия и продолжить свои действия на грузинской территории». Такое мнение высказал президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, комментируя заявление посла США в НАТО о том, что «если российская военная операция в Чечне распространится на территорию Грузии и Азербайджана, то НАТО вмешается в этот процесс».

Логичным итогом ухудшения российско-грузинских отношений стала инициатива правительства РФ о ведении визового режима с Грузией. Министр иностранных дел Грузии Ираклий Менагаришвили назвал это «плохим решением», но выразил готовность к переговорам по этому вопросу. Однако до конца ноября российская сторона не начала переговоры, что ставит под сомнение возможность введения визового режима с 1 января 2000 года.

В свою очередь МИД Грузии ввел визовые ограничения на въезд в страну для представителей ряда государств — потенциальных «поставщиков террористов и опасных элементов в Чечню». Как сообщили в пресс-центре Госдепартамента по охране государственной границы, в числе этих стран: Афганистан, Алжир, Объединенные Арабские Эмираты, Бангладеш, Босния-Герцеговина, Египет, Эфиопия, Ирак, Йемен, Иордания, Иран, Кувейт, Ливан, Марокко, Оман, Пакистан, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Тунис.

2.1.2.      Проблема вывода российских военных баз

Согласно подписанному 19 ноября в Стамбуле адаптированному Договору об обычных вооружениях в Европе до 31 декабря 2000 года российская сторона должна сократить свои вооружения в Грузии.

После сокращения согласно ДОВСЕ, в Грузии останется до 153 российских танков, 241 единица бронетранспортеров и 140 артиллерийских систем.

По условиям договора, до 31 декабря 2000 года российская сторона должна ликвидировать или передислоцировать вооружения со своих военных баз в Вазиани (рядом с Тбилиси) и Гудаута (Абхазия), а также ремонтной базы в Тбилиси. А к 1 июля 2001 года российские военные базы в Вазиани и Гудаута должны быть полностью расформированы.

Судьба вооружений российских военных баз в Батуми (Аджарская Автономная Республика) и Ахалкалаки (Южная Грузия), решится на двусторонних грузино-российских переговорах, которые состоятся в 2000 г.

Как заявил министр иностранных дел Грузии Ираклий Менагаришвили, договоренность между Грузией и Россией о выводе с территории страны двух российских военных баз, дислоцированных в Гудаута и Вазиани, была достигнута за счет взаимных компромиссов.

В частности, по словам министра, грузинская сторона пошла на определенные уступки, когда речь шла о категориях и уровнях тех вооружений, которые пока останутся на территории страны. Кроме того в начале переговоров грузинская сторона настаивала на более сжатых временных рамках вывода с территории Грузии российских военных баз, а в принятом в Стамбуле соглашении по этому поводу уже были указаны другие сроки. Кроме того, вначале Грузия настаивала на поэтапном выводе всех четырех российских военных баз со своей территории, но в ходе переговоров было принято решение о выводе двух баз на первом этапе, чтобы дать России возможность решить все связанные с этим вопросы.

Гарантом выполнения соглашения по выводу из Грузии двух российских военных баз и сокращению российских вооружений на грузинской территории является ОБСЕ, в рамках которого был принят этот документ. По словам Менагаришвили, в течение последнего времени был задействован механизм зарубежных военных инспекций, которые проверяли состояние и объемы вооружений на российских военных базах в Грузии. Однако «ни одна из таких инспекций пока не была допущена на российскую военную базу в Гудаута».

2.2.       Грузия и НАТО

Вступление в НАТО и полная интеграция в евроатлантические структуры — это стратегический курс Грузии на отдаленную политическую перспективу, — именно так заявил президент Грузии Эдуард Шеварднадзе на пресс-конференции 1 ноября. Он заверил, что в случае его избрания на пост президента Грузии в 2000 году, в последующие пять лет он будет заниматься осуществлением этой задачи.

8 ноября в Тбилиси открылась международная пятидневная конференция по проведению в мае 2000 года многонациональных учений НАТО «COMBINED ENDEAVOR». Выступая на конференции начальник Генерального штаба Вооруженных сил Грузии Джон Пирцхалаишвили сообщил, что в настоящее время процесс строительства грузинской армии проходит по международным стандартам и при активной помощи стран НАТО. По словам начальника Генштаба, проведение в Тбилиси международной конференции НАТО станет еще одним шагом сближения Грузии с Евро-Атлантическим альянсом.

В этом году Грузия приняла участие в 165 мероприятиях НАТО, в том числе в 9 многонациональных миротворческих учениях.