Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Азербайджан

Алиса ЕПИШИНА

Азербайджанская Республика

в ноябре 1999 года

Активное противостояние общества возможности создания «общего государства» с Карабахом не позволило подписать мирный договор с Арменией на саммите ОБСЕ в Стамбуле. Подготовка к муниципальным выборам более активно ведется международными неправительственными организациями, нежели властями Азербайджана. В Стамбуле подписан пакет соглашений по строительству Основного экспортного нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. Чеченская война обострила отношения между Россией и Азербайджаном.

1.    Политический процесс

1.1.       Президент

В настоящее время Алиеву приходится выдерживать противостояние с оппозицией, объединенной вокруг вопроса о недопущении образования «общего государства» с Карабахом.

Президенту приходится в связи с этим ужесточать свою риторику. В начале месяца Алиев заявил, что «оппозиция должна быть в каждом государстве, без нее невозможна демократия. Однако оппозиция должна жить интересами своей страны, своего народа». Эти слова Гейдар Алиев сказал, принимая экс-президента Болгарии Желю Желева. По словам Г.Алиева, к национальным интересам относятся и интересы азербайджанцев, выдворенных с мест своего жительства и проживающих в палатках. «Из оппозиции никто в палатках не живет, — сказал он. — Я встречаюсь с живущими в палатках, я несу перед ними ответственность, я и должен принимать решение» [[1]].

1.2.       Парламент

1.2.1.      Вопрос Нагорного Карабаха

На заседании Милли меджлиса (ММ) 5 ноября депутаты от оппозиционного Демблока вновь потребовали от руководства парламента пригласить ответственных представителей властей с тем, чтобы они раскрыли подробности переговоров по карабахскому урегулированию. Обращаясь от имени Демблока, руководитель депутатской группы Партии народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимов выдвинул ряд конкретных требований. В частности, он поинтересовался, почему азербайджанская сторона, отказавшись от поэтапного разрешения карабахского конфликта, дала согласие на пакетное разрешение. А.Керимов потребовал разъяснений и в вопросе, который вызвал, пожалуй, наибольшее беспокойство в обществе: в чем заключаются уступки, о которых говорят власти. Другим, не менее важным, вопросом является, по словам А.Керимова, статус, который власти намерены предложить Нагорному Карабаху. «До сих пор не внесена ясность и в этот вопрос. Общественности сообщается лишь то, что Карабаху будет предложен статус выше автономии, но ниже независимости. Но этот тезис требует конкретизации», — заявил он. Наболевшим остается вопрос о вынужденных переселенцах. А.Керимов поинтересовался, смогут ли жители 54-х населенных пунктов, которые на данный момент находятся под оккупацией, вернуться в места своего постоянного проживания. Не ясно и то, станет ли вопрос Шуши, Лачина и Кяльбаджар предметом переговоров. Руководство парламента запрос А.Керимова оставило без ответа.

1.2.2.      Проблемы образования

Депутат Джалал Алиев (брат президента), высказывая свое отношение к законопроекту «Об образовании», заявил, что принятие такого закона представляется очень важным. «Негативные явления в ходе вступительных экзаменов не уменьшаются. Экзамены превращаются в аукционный базар. А ответственные за обеспечение законности в ходе экзаменов лица, упреков со стороны членов парламента во внимание не принимают. Я не понимаю, кто они такие, что нельзя вмешиваться в то, что они творят? Они что, боги?» — спрашивает депутат. Д.Алиев выразил недовольство и тем, что когда готовился законопроект «Об образовании» и «О науке», те, на кого эти законы будут непосредственно распространяться, не соизволили даже прийти и участвовать в работе соответствующей парламентской комиссии. Коснулся академик и вопроса о том, почему откладываются выборы в Академии наук Азербайджана. Д.Алиев возложил всю ответственность за это на заведующего гуманитарным отделом аппарата президента Фатьму Абдуллазаде. «Занимая столь высокий пост, она занята лишь интригами. Она издевается и даже оскорбляет представителей интеллигенции страны», — заявил академик. Досталось от депутата и Высшей аттестационной комиссии. По мнению академика, этот орган тоже превращен в базар. Это, по мнению Д.Алиев, уничтожает науку и наносит непоправимый урон будущему народа. При этом депутат не упустил случая коснуться некоторых оппозиционных политиков — сопредседателя Демпартии Ильяса Исмайлова, а вместе с ним и бывшего президента Академии наук академика Эльдара Салаева за то, что они, по его мнению, нанесли огромный ущерб науке. «Законы в области образования и науки, которые предстоит принять парламенту, должны устранить все указанные негативные явления,» — резюмировал Д.Алиев [1].

1.2.3.      Льготы для некоторых инвестиционных фондов

Инвестиционным фондам, выплачивающим не менее 90% полученного чистого дохода своим акционерам, будут предоставлены налоговые льготы. Соответствующая норма была внесена ММ в законопроект «Об инвестиционных фондах» в ходе обсуждения этого документа 9 ноября на заседании парламента во 2-м чтении. По словам главы комиссии ММ по бюджетным вопросам Саттара Сафарова, указанные ИФ будут освобождены от налогов на дивиденды, получаемые от размещения привлеченных средств в ценные бумаги акционерных обществ [1].

1.2.4.      Положение со снабжением электроэнергией

На улучшение энергоснабжения населения нацелен законопроект «Об электрических и тепловых станциях», разработанный комиссией ММ по природным ресурсам, энергетике и экологии. Данный документ 9 ноября был обсужден на заседании указанной парламентской структуры и рекомендован на рассмотрение ММ. В законопроекте электростанции подразделяются на малые и промышленного значения.

Принятие закона прошло на фоне перебоев с энергоснабжением, наблюдающихся даже в столице. Перебои в энергоснабжении города не обошли стороной и ММ. В связи с отключением электричества очередное заседание ММ 11 ноября началось на 15 минут позже обычного. Открывая заседание, спикер Муртуз Алескеров пояснил, что «прекращена подача электроэнергии во всем районе». «Сейчас подключили автономную генераторную систему парламента», — сказал он. Практически полчаса депутатам пришлось работать в обстановке, напоминающей освещение цирковых представлений, пока не была восстановлена централизованная энергоподача [1].

1.2.5.      Законопроект «О прокуратуре»

В законопроекте «О прокуратуре» на первый план выдвинуты идеи соблюдения прав и свобод человека», — заявил генеральный прокурор Азербайджана Эльдар Гасанов во время обсуждения этого документа в первом чтении на заседании парламента. Э.Гасанов, в частности, указал на утрату прокуратурой одной из своих важных функций — общего надзора. «Это полностью соответствует нынешнему состоянию общественно-экономических отношений в Азербайджане, проводимым в стране рыночным реформам», — сказал Э.Гасанов [1].

1.2.6.      Закон «О СМИ»

Руководители большинства масс-медиа и депутаты «Демократического блока» парламента Азербайджана на состоявшейся 10 ноября встрече в Бакинском пресс-клубе признали обсуждавшийся в ММ законопроект «О СМИ» реакционным и ограничивающим свободу слова и печати. На встрече было отмечено, что первый вариант проекта был более одиозным, но благодаря деятельности рабочей группы, в которую входят представители ряда изданий и неправительственных организаций, удалось снять часть пунктов, грубо попирающих международные нормы свободы печати;

Однако закон был все-таки принят, но без кворума, который сорвали члены парламентского Демблока. На следующем заседании депутаты продолжили обсуждение законопроекта «О средствах массовой информации» во втором чтении. И на этом заседании оппозиционные депутаты заявили, что СМИ нужно предоставить возможность свободно получать информацию, и следует разработать правовой механизм привлечения к ответственности тех, кто препятствует в этом прессе.

Статья 15, которая долгое время подвергалась жесткой критике со стороны общественности и международных структур, и на этот раз стала «яблоком раздора». Согласно ей, для учреждения СМИ требуется дополнительная лицензия. На вчерашнем заседании парламента депутат от Партии национальной независимости Азербайджана (ПННА) Назим Иманов потребовал исключить эту статью из законопроекта. Против выступили и некоторые лояльные к правительству депутаты. В том числе Анар Мамедханов и лидер партии «Ана Вэтэн» Фазаил Агамалы, который сказал, что эта статья портит весь закон, который, в целом, демократичен. Н.Иманов заявил, что если не будет изменена названная статья, то он будет голосовать против всей главы. Спикер ММ Муртуз Алескеров после этого был вынужден обратиться за помощью к автору законопроекта Ризвану Джабиеву. Однако, вопреки ожиданиям, Джабиев сказал, что предлагаемый вариант статьи противоречит Конституции страны. Таким образом, 15 статья «очистилась» от словосочетания «дополнительная лицензия».

Статья 25 также стала предметом острых дискуссий. В ее 4-м пункте отмечается, что человек, который был лишен свободы сроком на пять лет (по некоторым преступлениям), не может стать главным редактором. Эксперты считают, что такая постановка вопроса нарушает права человека, так как никто не должен отвечать за то, за что уже расплатился. Аналогично наблюдатели относятся и к статье 28. В ней говорится, что зарубежные и местные издания могут быть изъяты из продажи, если в них есть моменты, направленные против народа и государственности. Наблюдатели считают, что понятие «против народа и государственности» носит слишком абстрактный характер и дает возможность чиновникам запретить распространение изданий, которые критикуют власти.

Парламентское большинство вновь было намерено проголосовать за предлагаемый вариант названной статьи. Однако Назим Иманов и на этот раз «взбунтовался» и отказался голосовать. Иманова поддержали все члены Демблока и сорвали кворум. М.Алескеров дважды подряд провел голосование, но в обоих случаях безрезультатно. Несмотря на то, что кворума не было, голосование все-таки состоялось. Депутаты от ПННА, ПНФА и ДПА в знак протеста покинули зал. В итоге, в зале присутствовало менее 60 человек (напомним, что для кворума необходимо 83 голоса). Через некоторое время спикер сообщил, что подошли депутаты, которые на утреннем заседании не участвовали. Несколько минут спустя в зале парламента действительно появились депутаты-чиновники (в Азербайджане совмещение не запрещено). Обратило на себя внимание то, что министр информации и печати Сируз Тебризли в слушаниях участия не принял. Так или иначе, кворум вновь собрать не удалось. Бурные дебаты шли вокруг 53-й статьи. В ней говорится, что журналиста может лишить аккредитации тот орган, который его аккредитировал. Многие считают, что, «благодаря» этой статье, журналист может лишиться возможности нейтрально и объективно освещать процессы. В случае если какому-либо чиновнику не понравится газетная статья или телепередача, он «на законном основании» может лишить журналиста аккредитации.

Таким образом, парламент принял закон «О СМИ» во втором чтении. Несмотря на протесты оппозиции, ведущих органов СМИ, журналистских организаций и международных структур, названный документ был принят. Но без кворума. После голосования выступил Джалал Алиев. Он обратил внимание коллег на то, что «после обсуждения этого законопроекта в первом чтении в прессе было напечатано много предвзятых материалов». «Этот закон, — сказал депутат, — направлен не против получения информации, а против дезинформаций. Нам не нужно, …, чтобы нас хвалили, нам нужен объективный подход к работе Милли меджлиса. Поэтому парламент должен лишить аккредитации тех журналистов, которые лишены чувства объективности». Суммировал свою речь Джалал Алиев словами: «Если журналистика для кого-то источник зарабатывания денег, то лучше умирать с голоду» [1].

1.3.       Подготовка к муниципальным выборам

2 ноября Центральная избирательная комиссия (ЦИК) утвердила образцы бюллетеней для голосования на муниципальных выборах. Независимо от числа кандидатов в муниципалитеты, бюллетени будут печататься на одном листе. Благодаря возможностям компьютерной верстки, на одном листе будут помещены фамилии всех кандидатов. Подготовка таких нестандартных бюллетеней обусловлена тем, что муниципальные выборы будут проводиться на основе мажоритарной системы по единым многомандатным округам.

11 ноября ЦИК утвердил инструкцию о порядке ведения предвыборной агитации в СМИ кандидатами в муниципалитеты. Документ предполагает предоставление всем претендентам равных условий для ведения предвыборной пропаганды в масс-медиа. В частности, предусматривается заключение договоров с органами СМИ на размещение политической рекламы и других пропагандистских материалов кандидатов в муниципалитеты на одинаковых условиях при единых тарифах. Вместе с тем, каждый орган СМИ будет вправе самостоятельно устанавливать цены на рекламу предвыборных программ кандидатов в члены муниципалитетов;

В органы местного самоуправления баллотируются около 40 тысяч граждан Азербайджана. После завершения третьего этапа муниципальных выборов — выдвижения кандидатур в органы местного самоуправления — в СМИ появились агитационные материалы, призывающие население прийти 12 декабря на избирательные участки. Интересно, что подобным образом муниципальные выборы среди азербайджанского населения популяризирует не государство, а международные организации, в частности Международный фонд избирательных систем. И, кажется обыгрывать один и тот же «избирательный» сюжет властям вряд ли удастся. Руководитель пресс-службы ЦИКа Ариф Гусейнов, сообщил, что 38925 человек по всему Азербайджану изъявили желание быть избранными в органы местного самоуправления. Примечательно, что кандидаты от политических партий составляют лишь треть от общего числа тех, кто выразил желание баллотироваться на выборах. Кандидатов-политиков — 13905 человек. От различного рода инициативных групп свои кандидатуры выставили 21507 человек. Остальные выдвигаются по собственной инициативе.

Срок сдачи подписных листов кандидатами истек 11 октября. По словам А.Гусейнова, пока никто из кандидатов с жалобами на нарушение процесса выдвижения кандидатур не обращался. Согласно положениям муниципального законодательства у недовольных есть право обратиться в суд. Координатор центра «За гражданское общество» Фикрета Рзаева заявил по поводу нынешней избирательной кампании, что, в отличие от других этапов — формирование жеребьевочных комиссий, территориальных и участковых избиркомов, — третий этап — выдвижение кандидатов – прошел более спокойно. Но, к сожалению, проблемы наблюдались и здесь. К примеру, не везде людям выдавались подписные листы, в сельских регионах были трудности со сбором подписей. Тем, кто намеревался баллотироваться в органы местного самоуправления, ограничивалась возможность сбора подписей сверх положенного, и завтра, если одна-две подписи у кандидата будут признаны недействительными возможности компенсировать их за счет запасных не будет.

В Центре присутствует около четырех тысяч наблюдателей, и планируется охватить его мониторингом 95% территориальных и участковых комиссий по всей стране. Фактически эта организация взяла на себя функции Центризбиркома в плане просвещения населения, поскольку государство не ведет такой работы, даже рекламные ролики по телевидению финансируются международными организациями. Международные организации по просьбе центра оказали содействие в финансировании нескольких предвыборных проектов. Так, издание книги «Выборы в Азербайджане и участие в них наблюдателей» осуществил фонд «Евразия». Другой проект — по проведению тренинг-семинаров – финансирует фонд Сороса «Институт Открытое Общество — Азербайджан». Программа тренинг-семинаров проводилась для наблюдателей в Баку и сумгаитском регионе, включающем несколько районов, в сельских местностях. С целью помощи новым руководителям центр готовит брошюру, в которой будут собраны и законодательные акты, и анализ муниципального опыта зарубежных стран. К концу декабря эта брошюра должна быть разослана на места [1].

1.4.       Политические партии и общественные организации

1.4.1.      Консолидация оппозиции против недопущения «позорного» мира

После долгих лет «холодной войны» в ноябре нынешнего года лидеры ведущих оппозиционных партий объединились. Тема карабахского конфликта, которая несколько лет назад привела их к созданию Народного фронта, опять привела Абульфаза Эльчибея (ПННА), Этибара Мамедова (Партия национальной независимости Азербайджана) и Ису Гамбара («Мусават») на общие позиции. К ним присоединился также сопредседатель Демократической партии Ильяс Исмайлов. В том, что оппозиция в последние годы выглядела откровенно слабой, наряду с множеством других причин, была и большая доля того, что ее лидеры не могли найти общего языка, даже А.Эльчибей, И.Гамбар и И.Исмайлов, несмотря на то, что они заседали в нескольких совместных оппозиционных структурах. Теперь ситуация, кажется, меняется. Но для того, чтобы союз «четверки» под девизом «Долой унизительный мир!» был долгосрочным, требуется забыть групповые и партийные интересы.

Пока союз «четверки» основывается на общих позициях по отношению к урегулированию карабахского конфликта. Но, возможно, когда придет время парламентских выборов, союзники опять разойдутся. И этот блок, в конце концов, повторит судьбу ДИРДВ (Движения за избирательные реформы и демократические выборы – объединение демократических партий, бойкотировавших президентские выборы) или Движения за демократию. Однако создание «четверки» задело и другие оппозиционные силы. Некоторые наблюдатели предполагают, что намерение ведущих оппозиционных лидеров продолжить консультации по основным вопросам общественно-политической жизни в том же составе углубило размежевание в лагере оппозиции. Вслед за тем, как пять других менее крупных партий (Народная партия, «Ахрар», «Намус», «Вахдат», Партия гражданской солидарности) созвали встречу на следующий же день после переговоров «четверки», целый ряд партий и общественных движений демонстративно не явились на заседание ДИРДВ. Скорее всего, это не простое совпадение. Если принять во внимание то, что основной темой, которая должна была дискутироваться на заседании Движения, был вопрос проведения запланированной все той же «четверкой» на 14 ноября массовой акции по поводу слишком значительных уступок Алиева Армении в карабахском вопросе, можно полагать, что партии, оставшиеся за бортом «четверки», саботировали принятое лидерами четырех крупных оппозиционных партий решение [1].

1.4.2.      Встреча журналистов с бывшим президентом госконцерна «Азербалыг»

5 ноября в Бакинском пресс-клубе состоялась встреча журналистов с бывшим президентом государственного концерна «Азербалыг» Хафизом Гаджиевым, возглавлявшим это ведомство во времена правления Народного фронта. Сейчас он является лидером движения «Эльчибей». Свою речь он начал с собственных заслуг перед отечеством. Его деятельность, по его словам, принесла Азербайджану миллионные барыши, что впрочем, не помешало сменившим Эльчибея людям отправить Х.Гаджиева за решетку сроком на 5 лет и шесть месяцев. Обвинение банальное — хищение государственных денег путем искусственного занижения оптовой цены черной икры. Причем арестовали Х.Гаджиева в собственном кабинете. Позднее, как это часто бывает, он был освобожден под наблюдение, постаралась группа депутатов. Но бывший глава концерна начал активную политическую деятельность, основав движение «Эльчибей». Властям это не понравилось, и 24 октября 1996 года он был арестован по обвинению в незаконном хранении оружия. Отсидев срок, он был освобожден 23 октября 1999 года. Х.Гаджиев считает, что поднять на ноги «Азербалыг» и страну в целом сможет только Эльчибей, тем более, как считает Х.Гаджиев, у Эльчибея осталось «четыре года законного правления» [1].

1.4.3.      Конфликт в руководстве ПНФА

Внутрипартийные противоречия в ПНФА в последнее время обострились вновь. Дело дошло до слухов о возможности раскола в партии. Причем все это происходит на фоне упорного молчания председателя партии Абульфаза Эльчибея. Наблюдатели задаются вопросом: почему А.Эльчибей ничего не предпринимает? Предполагают, что А.Эльчибей попал под давление своих старых сподвижников, которые сыграли «неоценимую роль» в потере Народным фронтом электоральной поддержки, что привело в конечном итоге к падению правительства НФА. В последующие несколько лет потребовались огромные усилия команды «реформаторов», которая фактически добилась, пусть не полной, но все же его политической реабилитации. Теперь, по-видимому, Эльчибей полагает, что процесс реабилитации уже завершился, и необходимости в людях, закрепивших за ПНФА роль одной из ведущих партий в стране, нет. Тем более, что на фоне этой команды блистать трудно. А потребность такая есть. Значит, нужно менять фон. Масла в огонь подливают сообщения о том, кто этот новый фон для Эльчибея составят люди, в большинстве имеющие весьма сомнительную репутацию еще с начала 90-х годов. Если все и дальше будет разворачиваться по этому сценарию, могут повториться события 1989-1993 годов, когда НФА стал ускоренными темпами терять авторитет.

Правда, задача перед Эльчибеем, если он действительно намерен произвести такой «переворот», стоит непростая. Демонстрирует это последнее заседание верховного меджлиса (ВМ) ПНФА, когда в ходе обсуждения событий в нахичеванской райорганизации партии, 54 члена ВМ поддержали «реформаторов», а против них выступили всего 9 членов ВМ. Тем не менее, развитие внутрипартийных процессов в ПНФА дает основание предполагать, что предстоящий съезд партии, намеченный на начало следующего года, будет протекать в напряженной обстановке. И вопрос тут вовсе не в противоречиях между «консерваторами» и «реформаторами» в вопросах партийного строительства. Теперь расхождения и во взглядах на государственное управление. Наблюдатели считают, что если Эльчибей продолжит политику сплачивания вокруг себя «старой гвардии», сторонники «реформаторов», составляющие в партии большинство, могут и не переизбрать его председателем партии на следующий срок. Возможен и иной вариант развития событий: составляющие большинство в партии «реформаторы» покинут ПНФА и консолидируются в новой организации. Хотя ясно, что ни они, ни их противники от этого не выиграют, но такой шаг может оказаться вынужденным.

Дело в том, что А.Эльчибей в очередной раз намерен стать президентом. Однако потеря поддержки «реформаторов» означает для него политическое фиаско: политические реалии ныне требуют не популизма, а прагматизма, к чему его прежнее окружение, мягко говоря, не восприимчиво. В целом, уход «реформаторов» из партии означает, по мнению наблюдателей, стратегическое поражение Эльчибея. В конечном итоге это может привести к тому, что сам Эльчибей, осознав ситуацию, откажется от своих претензий на президентство и вынужден будет поддержать на следующих выборах кого-нибудь из других кандидатов. И им может стать даже кто-то из его нынешних политических оппонентов. Не отвечает раскол в ПНФА интересам и «реформаторов». Уход из четко структурированной партии и попытки создать новую — это лишние проблемы, которые на пороге парламентских выборов окажутся некстати. Правда, такой поворот может иметь и некоторый положительный результат. Очевидно, что есть социальные группы, симпатизирующие «реформаторам» в ПНФА. Но поддержать партию в целом им мешают широко известные моменты в ее истории. Если команда реформаторов от этой истории дистанцируется, эти люди могут составить социальную опору новосозданной партии. Но это — детали. В целом, повторяем, от раскола не выиграют и реформаторы. Чьим же тогда интересам отвечает раскол ПНФА? Совершенно очевидно — власти. Причем не только потому, что она лишится одного из основных своих противников. Вопрос стоит шире: в случае раскола ПНФА, на него обязательно отреагируют другие партий оппозиционного толка. Между ними обострится борьба за «осколки» ПНФА. В оппозиции возникнет новый очаг склоки со всеми вытекающими из этого положительными последствиями для властей. Так что можно констатировать, что позиция Эльчибея, возможно даже, не вполне осознанная, как нельзя на руку именно им [1].

1.4.4.      Помилование руководства Исламской партии

На этой неделе указом президента Гейдара Алиева помилованы четверо бывших руководителей Исламской партии Азербайджана. Напомним, что сотрудничество Гаджи Миргасана Джафарова, Гаджи Аликрама Алиева, Гаджи Вагифа Гасымова и Гаджи Гаджиага Нуриева с иранскими спецслужбами было доказано в судебном порядке, и они отбывали наказание по статье 57 УК (измена Родине). Согласно официальной версии, подписывая указ о помиловании иранских шпионов, президент руководствовался исключительно моральными побуждениями, принимая во внимание фактор ухудшения состояния их здоровья.

Выход на свободу бывших лидеров ИПА — лучший подарок сторонникам этой партии от нынешних властей перед религиозным праздником Рамазан. Теперь исламисты перед властями в долгу. Главное, чего добилось руководство страны на данном этапе — ИПА, которая опирается на значительный электорат в деревнях, не сможет, скорее всего, в ближайшее время открыто выступать против нынешних властей. Трудно поверить в то, что указу о помиловании не предшествовали определенные переговоры между властями и руководством ИПА. Нельзя сбрасывать со счетов и тот фактор, что политическая деятельность исламистов Азербайджана внимательно отслеживается в Иране. И помилование бывших лидеров партии, даже если вина их была доказана, вряд ли останется без внимания. В этом смысле гуманитарная акция властей может быть расценена как акт доброй воли, сделанный в надежде на адекватную реакцию южного соседа. Тем более, что до конца этого года ожидается визит Гейдара Алиева в Иран [1].

1.4.5.      Перерегистрация членов блока ДИРДВ

После прошедшего в ноябре заседания совета председателей блока ДИРДВ количество коллективных и физических лиц — членов этого блока сократилось почти наполовину. Правда, ни одна из известных на политической арене организаций в этот перечень не вошла. Санкциям подверглись исключительно физические лица и маловлиятельные общественные организации. По мнению наблюдателей, такая мера назрела уже давно. Только в этом случае можно было замедлить процесс резкого падения авторитета этой структуры в общественном мнении. Главной чертой, способствовавшей углублению кризиса внутри структуры, по мнению наблюдателей, является слишком простой механизм приема членов. Пользуясь этим, в ДИРДВ проникали организации, социальная база которых состоит из председателя и его зама. При этом все члены ДИРДВ, как в «золотые годы социализма» пользовались равными правами, а в процессе принятия решений голос вчерашнего школьника, еле-еле удостоившегося аттестата зрелости, но ставшего членом совета председателей ДИРДВ, приравнивался к голосу, к примеру, экс-президента страны. Да и то, что в Движение попали люди с сомнительной репутацией, тоже не способствовало росту его авторитета. Теперь, когда Движение избавилось от большинства (не всех) членов, вызывающих раздражение у части населения, возможно, будут наблюдаться определенные позитивные изменения в функционировании ДИРДВ [1].

1.4.6.      Истечение срока председательствования И.Гамбара в «Демконгрессе»

В ноябре истек срок председательства лидера «Мусават» Исы Гамбара в Демконгрессе. Напомним, что в 1997 году было принято решение о том, что председатель должен был возглавлять Демконгресс один год, а затем меняться методом ротации. Сначала председателем был глава ПНФА Абульфаз Эльчибей, с прошлой осени — И.Гамбар. Теперь глава «Мусават» должен был передать бразды правления Демконгрессом какому-либо другому члену этой структуры. Однако до первого декабря И.Гамбар останется руководить Демконгрессом. Затем пройдут внутренние выборы председателя этого объединения. Официальная причина такого решения, по словам лидером «Мусават», связана со Стамбульским саммитом ОБСЕ: оппозиция была настолько занята саммитом, что решение оргвопросов были отложено. Неофициальных же версий несколько. Одна из проправительственных газет заявила, что Расул Гулиев обещал Исе Гамбару финансировать Демконгресс в случае, если он не передаст бразды правления Абульфазу Эльчибею.

Однако ясно, что в этой ситуации большое значение имеют проблемы между Народным фронтом и «Мусават», а также между близкими к ним партиями-членами Демконгресса. Видимая суть споров состоит в том, что Демконгрессом должна руководить известная в обществе личность, к тому же способная решать оргвопросы (к примеру, иметь штаб-квартиру, где проходили бы заседания). С такой постановкой вопроса не согласны те партии, которые эти требования выполнить не могут. Впрочем, их можно было бы склонить к такому решению, если бы в этом были бы заинтересованы основные силы Демконгресса — ПНФА и «Мусават». Но, по всей видимости, последние в этом не заинтересованы. В принципе, если оппозиция намерена вести борьбу в рамках Демконгресса, то действительно его должен возглавить человек, обладающий неоспоримым авторитетом. Таковыми в Демконгрессе являются Абульфаз Эльчибей и Иса Гамбар, которые уступать друг другу не могут.

С другой стороны, перспективы создания блоков из числа близких друг другу партий, нацеленные на парламентские и внеочередные президентские выборы, делают существование Демконгресса (в котором общих мнений не так уж и много) не столь необходимым, как несколько лет назад. Уже появляются очертания одного такого блока, который пресса успела назвать «пятеркой» (Народная партия, «Вахдат», Партия гражданской солидарности, «Намус» и «Ахрар»).

На одном из последних заседаний «пятерки» участвовали представители «Мусават», под патронажем которой этот блок, видимо, и будет действовать. Естественно, если такой блок сформируется, то он стимулирует рождение новых блоков, в которых каждая из основных оппозиционных сил соберет своих единомышленников. Обо всем достаточно ясно говорит фраза, сказанная Исой Гамбаром: «Демконгресс будет существовать столько, сколько мы того захотим».

Итак, в принципе, можно сказать, что в существовании Демконгресса уже нет необходимости, поскольку, в отличие от прежних лет, он не может представлять всю оппозицию. ПННА и Демпартия его членами не являются. В том, что ПНФА и «Мусават» приходится в той или иной мере считаться и с этими партиями, есть одна из причин распрей в самом Демконгрессе в преддверии последней президентской предвыборной кампании. Однако Демконгресс будет существовать до тех пор, пока один из двух политиков его не покинет [1].

2.    Экономика

2.1.       Подписание соглашений по строительству нефтепровода Баку-Джейхан

2.1.1.      Саммит ОБСЕ

18 ноября в Стамбуле в ходе саммита ОБСЕ состоялась официальная церемония подписания пакета соглашений по строительству Основного экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Трубопровод, протяженностью 1730 км, получил юридическое право на существование, и ожидается, что первый танкер из порта Джейхан с каспийской нефтью выйдет в море в начале 2005 года. Значение ОЭТ Баку-Джейхан подчеркивает подписанная при свидетельстве США Стамбульская декларация о привлечении к данному проекту дополнительной нефти из Казахстана и Туркменистана. Кроме этого, президенты Туркменистана, Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции поставили свои подписи под межправительственной декларацией о транскаспийском газопроводе, которая открывает еще одну перспективную сферу в региональном сотрудничестве и противостоянии этих государств с Россией.

Значительную роль в подписании соглашения Баку-Джейхан сыграла администрация США. По мнению некоторых азербайджанских экспертов обо всей серьезности ситуации говорит предпринятое Россией решение о строительстве в обход от Чечни трубопровода. При этом последняя попытка переубедить руководство Азербайджана со стороны российского правительства была предпринято буквально накануне Стамбульского саммита 5-6 ноября. Основной целью российской правительственной делегации во главе с вице-премьером Н.Аксененко, в которой была представлена элита ТЭК России, было обсуждение вопросов транспортировки каспийской нефти по маршруту Баку-Новороссийск. При этом министр топлива и энергетики РФ Виктор Калюжный надеялся убедить Азербайджан в нецелесообразности инвестирования строительства нефтепровода Баку-Джейхан, указывая на неизведанность нефтяных месторождений.

Несомненно, принятое решение по ОЭТ Баку-Джейхан позволит иностранным нефтяным компаниям не только приступить к полномасштабной разработке месторождений в рамках «Контракта века», но и станет тем катализатором, который ускорит разработки и по другим нефтеконтрактам на Каспии. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что реализация региональных проектов сыграет важную роль в укреплении независимости и безопасности стран Каспийского региона. Более четко обрисовал необходимость регионального сотрудничества президент Туркменистана Сапармурат Ниязов. Он отметил, что, имея 30% мировых энергетических запасов, в течение 8 лет Туркменистан пытается пробиться на турецкие и европейские рынки. Несомненно, нельзя пройти мимо слов президента США Билли Клинтона, который отметил, что создание транспортной энергетической системы ликвидирует монополию на транспортировку в одном направлении (через Россию), а освоение энергетических запасов Каспия сделает более устойчивой нашу глобальную безопасность.

Конечно, подписание пакета соглашений не означает, что все вопросы по строительству трубопровода решены, и нефтепровод к 2004 году будет сдан. Стоит только вспомнить о судьбе проекта строительства конкурентного трубопровода со стороны Каспийской трубопроводной компании (КТК) от месторождения Тенгиз до нефтяных терминалов в Новороссийске. Практически, той же длины нефтепровод — 1580 км, даже с чуть большей пропускной способностью — 67 млн. тонн, стоимостью первой очереди приблизительно в 2,4 млрд. дол. Несмотря на то, что КТК была образованна в 1992 году, строительство все еще продолжается. Конечно, при проведении переговоров с международными финансовыми институтами свою положительную роль должно сыграть то, насколько кредитные агентства, такие, как «Eximbank» США, OPIC (Overseas Private Invesment Corрoration, «Exsimbank» Японии, Всемирный банк), готовы приступить к переговорам по обеспечению финансирования и страхования проекта. Кроме этого, наверняка ГНКАР обратится и к членам консорциума по «Контракту века» с тем, что бы и они внесли свою долю в финансирование проекта. Несомненно, в числе участников трубопроводной компании, учитывая региональный характер трубопровода, могут оказаться и компании, задействованные в Казахстане. Но самым главным «фактором» трубы, который может привлечь нефть из других регионов, должны стать тарифы прокачки [[2]].

2.1.2.      Позиция России по газопроводу: последние попытки убедить азербайджанскую сторону отказаться от подписания соглашения о нефтепроводе Баку-Супса

5 ноября состоялся визит в Баку первого российского вице-премьера Николая Аксененко и министра топлива и энергетики России Виктора Калюжного. В ходе переговоров с руководством Азербайджана российская делегация пыталась разубедить его в целесообразности строительства нефтепровода через турецкий Джейхан.

«Какая разница Азербайджану, как Россия перевозит через свою территорию нефть. Главное, чтобы нефть шла, на ишаке ли, на легковых машинах или железной дорогой», — заявил глава Минтопэнерго России Виктор Калюжный. Сейчас началось строительство трубопровода в обход Чечни. Основная его цель — увеличить объем пропускной способности северного нефтепровода до 15 млн.тонн в год, заявил В.Калюжный. При этом, российская сторона готова уже сегодня перекачивать по северному нефтепроводу 3 млн. тонн нефти. Это больше, чем определяет межгосударственный договор, в котором зафиксировано 2,2 млн. тонн. По мнению главы российского Минтопэнерго, в строительстве ОЭТ Баку-Джейхан никакой необходимости нет. Во всяком случае, руководство ГНКАР до сих пор не может дать гарантий, что к 2005 году будут добываться надлежащие объемы нефти. В то же время, по мнению Калюжного, северное направление — самый надежный маршрут, в который нет необходимости вкладывать деньги.

Виктор Калюжный категорически опроверг информацию о том, что российская сторона требует гарантий от руководства Азербайджана на перекачку 15 млн. тонн. Правда, некоторые высокопоставленные чиновники ГНКАР считают, что информация о строительстве обходной ветки — очередной миф российской стороны. Проект неэффективен, и ни одна международная организация не профинансирует его, утверждают и оппозиционные специалисты, например, бывший руководитель ГНКАР Сабит Багиров. Тем не менее, Россия две недели назад приступила к строительству. Уже уложено в траншеи 5 км труб. Как отметил вице-президент «Транснефти» Олег Гордеев, сетевой график строительства обходного нефтепровода — 6 месяцев и три недели. «Транснефть» неожиданно весь груз финансирования нефтепровода взяла на себя. О.Гордеев решил выбить у сторонников «западного» направления козырь о поставках чистой азербайджанской нефти. Он заявил, что если Азербайджан сможет гарантировать прокачку в объеме не менее 7,5 млн. тонн, российская сторона готова выделить одну трубу, которая будет экспортировать только азербайджанскую нефть до Новороссийска. С мнением представителей России решительно не согласен президент ГНКАР Натик Алиев, заявивший: «То, что ОЭТ Баку-Джейхан не нужен, это их мнение. Вопрос ОЭТ не в поле азербайджано-российского обсуждения. Нашей стране этот нефтепровод стратегически необходим, и соответствующий договор будет подписан. ОЭТ обеспечит Азербайджану энергетическую независимость в будущем и даст толчок дальнейшему развитию нефти и газа в стране».

Российская миссия не принесла успеха, чему есть несколько причин, кроме стратегических намерений Азербайджана, указанных выше. Во-первых, данный визит совпал с обвинениями России в адрес Баку и Тбилиси в связи с событиями в Чечне. Накануне визита МИД Азербайджана получил ноту МИДа России о намерении ввести визовый режим с этими государствами. Гейдар Алиев, в свою очередь, выразил возмущение «антиазербайджанской» направленностью российских СМИ [[3]]. Кроме того, в ходе встречи Николай Аксененко не был уполномочен решить вопрос об отмене визового режима, что также осложнило переговоры.

Что касается предложений России по новому нефтепроводу Северного маршрута, то проблема заключается в том, что это может повлечь за собой повышение тарифов и, кроме того, в этом случае окупаемость проекта может растянуться на 10 лет [[4]].

Российская сторона также указывает, что экспортный потенциал Азербайджана составляет лишь около 1/9 части оговоренного в соглашении объема, строительство же может начаться лишь при 70% поставок [[5]]. Действительно, налицо явный избыток проектов газопроводов и трубопроводов. Однако лишними в этой ситуации, скорее всего, окажутся российские «Голубой поток» и нефтепровод в обход Чечни. Что касается последнего, то это — явно бессмысленное мероприятие, учитывающее интересы одной российской компании (Лукойла), но строящееся на деньги «Транснефти» (то есть, на государственные деньги). Если у Азербайджана не хватит нефти даже для Главного экспортного маршрута, то нет смысла строить альтернативные ветки.

2.1.3.      Заявление Г.Алиева о строительстве нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан в ходе подготовки предстоявшего на саммите подписания договора

11 ноября Гейдар Алиев, подводя итоги своей встречи с послом США Стенли Эскудеро, заявил, что документ о строительстве основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан будет подписан в ходе саммита ОБСЕ в Стамбуле. Пакет основных документов был парафирован Азербайджаном и Турцией. Однако известно, что данный проект очень дорог и может быть рентабелен лишь в случае транзита более 1 млн. баррелей в день. Важной политической проблемой также является нынешняя неопределенность статуса Каспия [[6]].

2.1.4.      Азербайджан претендует на газовый рынок Турции

Начальник Управления иностранных инвестиций Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики Валех Алексеров заявил, что азербайджанский газопровод будет дешевле проектов поставок в Турцию российского и туркменского газа. Алексеров сообщил, что для экспорта азербайджанской нефти нужно достроить 225 км трубопровода по территории Грузии, на что потребуется около 400 млн. долларов [[7]].

2.1.5.      Политический аспект событий

Гейдар Алиев выразил безусловное одобрение подписанием документов по трубопроводу. Он, в частности, заявил, что данный проект имеет для Азербайджана исключительное значение и что преодолено большое количество препятствий, связанных с противодействием со стороны некоторых государств. По его справедливому мнению, здесь немаловажное значение имела поддержка СЩА и лично Б.Клинтона. Алиев сказал, что подписание документов по трубопроводу является продолжением новой нефтяной политики Баку, начавшейся пять лет назад с подписания «контракта века» по месторождениям Азери-Чираг-Гюнешли [[8]]. Он также высоко оценил присоединение к проекту Казахстана [[9]].

2.1.6.      Геополитические последствия подписания документов по проекту: мнение российской прессы

Российские эксперты называют итоги саммита в Стамбуле неутешительными для России и даже политическим проигрышем Москвы. По существу, подписание документов по нефтепроводу Баку-Джейхан свидетельствует о новом этапе вытеснения России из Закавказья. Чеченская проблема, явившаяся в Стамбуле своего рода разменной картой для Запада, отодвинула данный факт на второй план. Однако уступка ОБСЕ в отношении действий России в Чечне оказалась, в конечном итоге, рычагом давления на Москву. Подписание пакета документов по трубопроводу, а также соглашения о выводе российских войск из Грузии и Молдавии, неурегулированность карабахского вопроса являются свидетельством дальнейшего отступления России на южно-кавказском и центрально-азиатском направлениях [[10]].

2.2.       Либерализация политики Центробанка

В связи с тем, что на финансовом рынке Азербайджана обозначилась тенденция к стабилизации и отсутствие давления на валютный рынок, правление Национального банка страны приняло решение с 1 ноября снизить централизованную учетную ставку с 14% до 10%. Конечно, такая учетная ставка далека от сренеевропейских, которые находятся на уровне 4%, но этот шаг Нацбанка, несомненно, заслуживает одобрения. Желая стимулировать деятельность коммерческих банков и других кредитных организаций, НБА также заявил, что снижает норму обязательного резервирования, как по валютным, так и по манатным расчетам с 12% до 10%. Эти меры позволят коммерческим банкам увеличить сумму выделяемых кредитов, что косвенно может позволить увеличить денежную массу, которая так необходима для расчетов между субъектами экономики.

В связи с низкой доходностью государственных краткосрочных облигаций, коммерческие банки практически не принимают участия в торгах по ценным бумагам. Для того, чтобы оживить фондовый рынок, НБА принял решение повысить обязательные резервные нормы, которые банки могут направить на закупку государственных ценных бумаг, с 25% до 50% Это двукратное увеличение в какой-то степени должно компенсировать решение о снижении обязательной резервной нормы средств, которые в своей основе и направлялись на приобретение ГКО. О либерализации валютного рынка свидетельствует и решение НБА повысить открытые валютные позиции коммерческих банков с 7% до 15%.

Национальный банк, в расчете на увеличение оборота валютных и манатных средств и операций с ценными бумагами, принял решение о снижении некоторых сборов. С 1 ноября снижена норма сбора до 0,2% от остатка наличных денег после их сдачи. При этом установлена минимальная плата в размере 3 тысяч манатов за один финансовый документ. Потолок поборов за один документ со стороны Нацбанка составит теперь 200 тыс. манатов, при сохранении сбора по дебитным операциям на уровне 0,1%. Итак, изменения, внесенные НБА с 1 ноября, по мнению экспертов, должны вызвать некоторое оживление и доверие к банковской системе страны. Но способны ли эти изменения вызвать рост кредитования реального сектора экономики, пока не ясно [1].

2.3.       Указ о новых правилах лицензирования ценных бумаг

Президент Алиев подписал указ, которым утвердил «Правила лицензирования некоторых видов деятельности на рынке ценных бумаг». Указом главы государства также утверждены суммы госпошлин, выплачиваемых для получения лицензий, и правила их выплаты [1].

2.4.       Государственная программа по углублению аграрных реформ

Алиев утвердил государственную программу по углублению аграрных реформ и оказанию помощи развитию предпринимательства в сельском хозяйстве на 1999-2000 годы. Программа предусматривает реализацию плана мероприятий по дальнейшему проведению аграрных реформ в сельскохозяйственном секторе Азербайджана. Программа затрагивает реформы финансово-банковской системы, сферы аграрного сервиса и переработки в 1999-2000 гг [1].

2.5.       Соглашение о разработке блока «Кюрдаши»

11 ноября акционеры операционной компании AKD Petroleum Oрerating, являющейся оператором контракта типа PSA на разработку перспективного морского блока «Кюрдаши», подписали совместное операционное соглашение. Об этом говорится в официальном сообщении компании Agiр Azerbaijan B.V. В церемонии приняли участие представители ГНКАР, итальянской компании Agiр Azerbaijan B.V., японской Mitsui Kur Dashi Exрloration, испанской Reрsol Exрloration и турецкой Turkish Petroleum Overseas Comрany. В сообщении было подтверждено, что по завершении компанией BP/Amoco бурения с помощью буровой установки «Истиглал» второй оценочной скважины на месторождении «Шахдениз» установка будет отправлена на структуру «Араздениз», входящую в блок «Кюрдаши» [1].

3.    Социальная сфера

3.1.       Проблема выплаты пенсий

По данным начальника управления политики и социального обеспечения Министерства труда и социальной защиты населения Фарруха Алиева, численность неработающих пенсионеров в Азербайджане составляет 1,083 млн. человек, сообщил. По его словам, общая сумма ассигнований на выплату им пенсий составляет 80 млрд. манатов в месяц. Он подчеркнул, что средний размер пенсий по стране равен 60 тысяч манатов, максимальный размер пенсии составляет 180 тыс. манатов [1].

3.2.       Поправки к закону о пенсионном обеспечении

В ноябре в парламентской комиссии по социальной политике обсуждался проект поправок к закону «О пенсионном обеспечении граждан». При этом для депутатов Милли меджлиса было решено установить пенсии в размере 240 долларов (что в 6 раз превышает пенсию академика в Азербайджане). Этот документ предусматривает получение парламентариями, достигшими после прекращения депутатских полномочий пенсионного возраста, пенсий в размере 80% от их нынешней зарплаты в парламенте, которая составляет 300 долларов.

Данная сумма уже предусмотрена в законе «О статусе народных депутатов», и теперь речь идет о приведении в соответствие с этим документом закона «О пенсионном обеспечении граждан». Принимавшие участие в заседании комиссии представители министерства труда и социальной защиты населения, выразили опасения по поводу того, что такие депутатские пенсии могут быть не поняты общественностью. Дело в том, что для обычных граждан размеры пенсий устанавливаются из расчета 30% от их средней зарплаты. При этом максимальные пределы пенсий не могут превышать трехкратную величину среднего размера пенсий по стране. Сейчас максимальная ставка пенсий составляет всего 180 тыс. манатов (41,3 доллара), то есть опять же почти в шесть раз меньше, чем хотят иметь депутаты. Причем максимальную пенсию получает очень маленькая прослойка людей — академики, заслуженные деятели культуры и искусства, ветераны труда и некоторые другие категории. Все остальные граждане получают не более 20 долларов в месяц.

Депутаты из комиссии по социальной политике заявили в этой связи, что истинной причиной данного шага является вовсе не улучшение их материального положения, а необходимость устранить противоречия в законодательстве. В итоге комиссия решила все же вынести документ на рассмотрение коллег по ММ. Впрочем, до этого комиссия, как отметил ее председатель Хады Раджабов, должна еще раз проработать этот вопрос [1].

4.    Внешняя политика

4.1.       Азербайджан — Армения

Ключевой внешнеполитической интригой в ноябре был вопрос о том, будет ли подписан на cаммите ОБСЕ в Стамбуле мирный договор между Арменией и Азербайджаном, предусматривающий создание «общего государства» Азербайджаном и НКР. То есть, Азербайджан получал бы чисто номинальный суверенитет над этой территорией. Против такой возможности объединились все представители оппозиции. Она вызвала также массовые протесты общественности [1].

4.1.1.      Позиция Алиева в связи с терактом в парламенте Армении

Гейдар Алиев прокомментировал опасения о возможном негативном влиянии теракта в здании парламента Армении к переговорному процессу по Нагорному Карабаху. Президент отметил, что по этому вопросу было сделано несколько заявлений: президента Армении Роберт Кочарян, министра иностранных дел России Игоря Иванова, и зам. госсекретаря США Строуба Тэлботта, и все они заявили, что произошедшие в Армении трагические террористические события не имеют никакого отношения к армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту и его мирному урегулированию. Такой же позиции придерживается и сам Алиев [1].

4.1.2.      Заявление Г.Алиева по поводу мирного договора с Арменией

Президент Азербайджана выступил с заявлением по радио, в котором сообщил, что на саммите ОБСЕ в Стамбуле не будет подписан мирный договор с Арменией. С целью разъяснения позиции Азербайджана по поводу сути переговоров об урегулировании в Нагорном Карабахе Алиев также принял группу азербайджанских писателей по их просьбе (азербайджанские писатели написали письмо с протестом против возможного мирного договора с Арменией). Президент Азербайджана заявил, что работа над текстом договора будет продолжена на двусторонних переговорах с Арменией, затем текст будет опубликован и обсужден в парламенте, и только после этого — вынесен на референдум. До этого не может идти речи о его подписании [[11]]. Алиев подчеркнул, что на саммите ОБСЕ стороны, возможно, подпишут лишь декларацию о намерениях [[12]].

Накануне саммита, принимая нового сопредседателя Минской группы (МГ) ОБСЕ от Франции Жан-Жака Гайярда Алиев также заявил, что «на Стамбульском саммите ОБСЕ должен быть предпринят какой-то шаг вперед». Г.Алиев вновь выразил недовольство деятельностью МГ, в том числе работой в этом направлении Франции, страны-сопредседателя, которая часто меняет своих представителей. «Минской группе не следовало останавливать свою деятельность, она должна была интересоваться этой работой, получать у нас определенную информацию и принимать участие в этом деле», — сказал он [1].

4.1.3.      Позиция беженцев по поводу возможного заключения мирного договора

Кроме оппозиции и националистически настроенной интеллигенции (письмо писателей) против мирного договора и создания «общего государства» выступает такая многочисленная группа, как беженцы. Они обещают «разъяснить, что такое предательство, тем, кто подпишет несправедливый мирный договор». «Мы не пожалеем своей крови в борьбе против тех, кто готов уступить агрессорам хотя бы пядь земли Карабаха». Как передает агентство «Туран», так говорится в заявлении жителей города Шуши — крупнейшего азербайджанского населенного пункта в Hагорном Карабахе, занятого армянами в мае 1992 года. Это заявление было направлено шушинцами властям Азербайджана, лидерам политических партий, иностранным посольствам и СМИ. Дипломатические переговоры вокруг карабахского урегулирования вызывают у них крайнюю озабоченность. Секретность переговоров и готовность властей пойти на «неоднозначный мир» подтверждает наличие «антинациональной позиции», сказано в заявлении. Жители Шуши считают, что лучше принять «честную борьбу», нежели «бесчестный мир». Прежде чем подписать мирное соглашение, власти должны как следует подумать и проявить решительность в защите национальных интересов. Если же власти Азербайджана подпишут документ, противоречащий интересам страны, то жители Шуши не признают его, а человеку, подписавшему такой документ, будет «разъяснено, что такое предательство», сказано в заявлении. Это первое столь резкое обращение беженцев из Нагорного Карабаха к руководству страны [1].

4.1.4.      Проблема Нагорного Карабаха на саммите ОБСЕ

Как и ожидалось, проблема карабахского урегулирования не была решена на саммите ОБСЕ в Стамбуле. Несмотря на то, что ОБСЕ является главным посредником в этом вопросе, он был лишь кратко освещен в итоговой декларации стран-участников саммита. Так, в 20-м пункте декларации говорится, что ОБСЕ приняла рапорт сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ о ситуации, текущем продвижении процесса, связанным с конфликтом, и приложенных усилиях к его завершению. Особо здесь отмечена интенсификация прямого диалога между президентами Азербайджана и Армении. Кроме того, подтверждается, что «формат переговоров в рамках МГ ОБСЕ является самым приемлемым форматом для нахождения решения» [[13]]. Напомним, что решение о созыве конференции в Минске по Нагорному Карабаху под эгидой ОБСЕ до сих пор не было выполнено. Однако данный последний пункт внушает надежду на активизацию процесса переговоров [1].

4.1.5.      Позиции сторон

Как уже упоминалось, в Стамбуле президентами двух стран предполагалось подписать декларацию о намерениях, однако и этот шаг не был сделан. Президент НКР Аркадий Гукасян выступал против подписания документов в Стамбуле, поддерживая идею независимости Карабаха. Гейдар Алиев, в свою очередь, раскритиковал работу Минской группы, которая не справилась со своей задачей, поставленной на Лиссабонском саммите в 1996 году, и вновь выступил за принятие соответствующего решения на основе территориальной целостности Азербайджана. Что касается позиции Роберта Кочаряна, то он заявил, что Баку отверг последние предложения посредников. Назвав ситуацию на Кавказе взрывоопасной, Кочарян предложил создать общую систему региональной безопасности, главным образом – для государств Закавказья.

Данная инициатива была поддержана Алиевым, однако он предложил дополнить членство в этой системе США, Россией и Турцией, ничего не упомянув об Иране. Таким образом, различие позиций двух президентов очевидно. Если Р.Кочарян предложил создать такую региональную систему, которая составляла бы часть панъевропейской системы безопасности и предотвратила бы возникновение новых разделительных линий в регионе, то Г.Алиев выступил за подписание Пакта о безопасности и сотрудничестве между Баку, Тбилиси, Ереваном, Москвой, Анкарой и Вашингтоном. Однако США не является региональным государством, поэтому ясно, что реализация этого плана будет означать юридическое закрепление американского патронажа над Закавказьем [[14]].

4.1.6.      Новая расстановка сил в регионе

Таким образом, можно констатировать, что стамбульский саммит лишь ужесточил конфронтацию в Закавказье. Выше уже отмечалось, что уступка Запада России по чеченскому вопросу явилась, в конечном итоге, рычагом давления на Москву с целью ослабления ее позиций на региональном уровне. Подписание основного пакета документов по Транскаспийскому нефтепроводу и решение о выводе российских войск из Грузии и Молдовы является еще одним подтверждением этой тенденции. Заметим, что в день подписания стамбульских документов госдепартамент США распространил специальное заявление, в котором назвал своими основными стратегическими задачами в каспийском регионе, фактически, полную нейтрализацию России и Ирана в Кавказско-Центрально-азиатском регионе, обеспечение американо-турецкого контроля над региональными энергетическими ресурсами и установление доминирования США и Турции у южных рубежей России. Разумеется, такая перспектива была бы крайне нежелательна для Москвы [[15]].

4.1.7.      Оценка саммита руководством Азербайджана

Азербайджанское руководство не скрывало своего удовлетворения итогами стамбульского саммита. Важным шагом здесь было названы не только подписание документов по строительству Транскаспийского нефтепровода, но и договора об обычных вооруженных силах в Европе. Все государства ОБСЕ, в том числе и Россия, подписали адаптированный договор «об обычных вооружениях в Европе». Неслучаен и тот факт, что Гейдар Алиев задержался в Стамбуле на 1 день для проведения переговоров с представителями европейских государств [[16]]. Кроме того, Алиев не подписал никаких документов по Карабаху. В нынешней ситуации это – единственно возможное решение, так как соглашение по этому вопросу могло бы привести к серьезным внутриполитическим проблемам [1].

4.2.       Азербайджан – Россия

Не менее актуальной внутриполитической проблемой являются взаимоотношения с Россией в связи с чеченской войной. Россия оказывает на Азербайджан давление с целью получить его поддержку в конфликте. Однако позиция Азербайджана не столь однозначно пророссийская.

4.2.1.      Реакция на заявление Минобороны России о согласии Азербайджана на размещение боевиков на своей территории

Заявление Минобороны России о том, что Азербайджан согласился разместить на своей территории лагеря чеченских боевых формирований, было с возмущением воспринято азербайджанской стороной.. Первой свою реакцию на это обвинение обнародовало министерство иностранных дел Азербайджана, которое назвало его «далеким от истины». В заявлении внешнеполитического ведомства от 10 ноября говорится, что Азербайджан считает события в Чечне внутренним делом России, осуждает сепаратизм и терроризм. В заявлении также отмечено, что «провокационные» и «необоснованные» сообщения российских СМИ наносят ущерб двусторонним азербайджано-российским отношениям. Приблизительно в таком же ключе высказался и руководитель международного отдела аппарата президента Новруз Мамедов. По его словам, заявление Минобороны РФ о планах размещения чеченских военных формирований на территории Азербайджана является абсурдным: это невозможно не только практически, но и теоретически. Мамедов также подчеркнул, что отношение Азербайджана к событиям на Северном Кавказе не изменилось: «Мы продолжаем считать, что это внутреннее дело России. Однако конфликт должен быть разрешен мирным и справедливым путем», — сообщил он.

В свою очередь, депутат ММ, генерал Владимир Тимошенко заявил, что, владея обстановкой, анализируя развитие событий, он может твердо сказать, что это в корне не соответствует действительности. Он сообщил, что руководство Азербайджана никогда не позволит перемещение боевиков на свою территорию и размещение каких-то их баз. Кроме того, Азербайджан сам ведет борьбу против терроризма, сепаратизма и националистических настроений.

Опровергли заявление Минобороны РФ и сами чеченцы. Заместитель представителя Чеченской Республики в Баку Руслан Абдурзаков заявил, что, во-первых, чеченцы не намерены покидать Ичкерию и перебазироваться в Азербайджан или Грузию. Во-вторых, если они куда и направятся, то, скорее, в Москву, чем сюда, считает Абдурзаков. Российское заявление он считает «полнейшим бредом». Вместе с тем, главными на сегодняшний день, наверное, являются два других вопроса: почему различные структуры в руководстве России выдвигают в отношении Азербайджана подобные обвинения и к каким последствиям это может привести? Естественно, в руководстве РФ прекрасно осведомлены о том, что официальный Баку не оказывает никакой поддержки чеченцам. Кроме того, ни о каком масштабном транзите боевиков и вооружения на Северный Кавказ с территории Азербайджана или о наличии баз подготовки боевиков для отправки в Чечню и речи быть не может. По мнению экспертов, объяснением такому поведению Кремля являлось твердое намерение Азербайджана подписать в Стамбуле соглашение о реализации проекта строительства Основного экспертного трубопровода по маршруту Баку-Джейхан.

Наблюдатели также уверены, что Азербайджану следует серьезно отнестись к недовольству Москвы, так как оно может иметь более неприятные последствия, нежели просто заявления правительства или министерства обороны России. Об этом свидетельствует инцидент со взрывом на азербайджанской территории российской ракеты «земля-земля». Наличие чеченских военных баз на территории Азербайджана вполне может стать поводом для новых военных мер со стороны РФ в отношении Азербайджана [1].

4.2.2.      Прекращение транзита грузов в Россию

С 10 ноября Россия приостановила прохождение автомашин, следующих через Азербайджан с транзитным грузом в Россию из Турции и Ирана. Как сообщили в госконцерне «Азеравтонаглийат», это уже привело к скоплению на границе с Дагестаном автотранспортных средств указанных стран. С этого же дня российская сторона прекратила пропускать грузы, перевозимые азербайджанскими перевозчиками в Ингушетию.

В середине ноября по просьбе азербайджанских властей Федеральная пограничная служба (ФПС) и Государственный таможенный комитет (ГТК) России приняли решение о пропуске сельскохозяйственных грузов, следующих из Азербайджана в Россию, по упрощенной схеме. Данная схема предусматривает лишь один досмотр на границе. По мнению представителей ГТК и ФПС, эта мера должна позволить снизить напряженность, возникшую с усилением контроля в связи с событиями в Чечне [[17]].

После заявления В.Путина были приняты дополнительные меры и по усилению контроля за перемещением грузов на российско-азербайджанской границе. В частности, на границе с Азербайджаном был запрещен въезд в Россию автотранспорта из Турции, Ирана и других стран, не входящих в СНГ. Также, совместно с правоохранительными органами Дагестана и российскими пограничниками таможенники России начали проводить полный досмотр транспорта, людей и грузов [[18]].

4.2.3.      Введение визового режима России с Азербайджаном

В ноябре Россия ввела визовый режим с Азербайджаном и Грузией. Как уже сообщалось, этот шаг был продиктован событиями в Чечне и стремлением России обезопасить свои южные границы. Официальные представители посольства Азербайджана в Москве заявили в этой связи, что введение такого режима было для них полной неожиданностью. Подчеркнув, что подобный шаг является внутренним делом России, азербайджанские представители отметили, что осуществить его будет сложно, поскольку в настоящий момент в России проживает не менее 1 млн. граждан Азербайджана [[19]].

Руководство Азербайджана выступило с критикой данного шага России. Так, министр иностранных дел страны Вилайет Гулиев заявил, что в случае введения визового режима Баку не исключает осложнений в российско-азербайджанских отношениях. Утверждения о причастности Азербайджана к событиям на Северном Кавказе В.Гулиев назвал безосновательными.

Дата введения визового режима не была определена Москвой, однако после соответствующего заявления премьер-министра РФ Владимира Путина началось создание обеими сторонами экспертных групп для работы в этом направлении, что показывает серьезность намерений России [[20]].

Решение российского правительства о временном прекращении воздушного сообщения с Азербайджаном в связи с чеченскими событиями вызвало также немалую озабоченность в руководстве страны. Гейдар Алиев лично провел телефонные переговоры с Борисом Ельциным, отметив, что последние шаги Москвы были для него крайне неожиданными, поскольку в июле 1997 года президенты двух стран пописали соглашение о безвизовом режиме между Азербайджаном и Россией. Таким образом, по мнению Алиева, происходит прямое ущемление прав азербайджанских граждан. В свою очередь, Ельцин заверил Алиева в том, что данная мера является временной и вынужденной [[21]].

Обеспокоенность руководства Азербайджана намерением Росси ввести визовый режим обусловлена, безусловно, не только стремлением Алиева защитить права своих сограждан. Аналитики не без оснований отмечают, что данная мера чревата социальным взрывом в Азербайджане, граждане которого вынуждены искать работу в России. За 6 лет правления Алиева страну покинуло более 3-х миллионов человек. Кстати, именно поэтому результаты переписи, проводившейся с января по апрель нынешнего года, полностью до сих пор не обнародованы. По некоторым данным, за годы независимости население Азербайджана сократилось почти на 40%. В этой связи тревога руководства Азербайджана связана с боязнью усиления недовольства населения и подъема оппозиции [[22]].

4.2.4.      Азербайджан не готов принимать чеченских беженцев

Министр национальной безопасности АР Намик Аббасов, комментируя неготовность страны принять беженцев из Чечни, заявил, что у Азербайджана более 1 миллиона своих беженцев и вынужденных переселенцев. Отвечая на вопрос о том, что чеченцы, не допускаемые в Азербайджан, могут быть бизнесменами, он подчеркнул, что это сложно выяснить, и считает такое временное ограничение в интересах республики. Аббасов заметил, что Азербайджан не затрагивает интересов чеченцев, поскольку для их выхода из Чечни есть коридор, где их приняли на государственном уровне [1].

4.2.5.      Позиция Азербайджана по поводу освещения российской прессой войны в Чечне

МИД Азербайджана распространил заявление, в котором сообщил, что средства массовой информации России в последнее время продолжают непрерывно распространять далекую от истины информацию, связанную с происходящими на Северном Кавказе, в Чечне событиями. По мнению МИДа, российские СМИ пытаются ложной, вымышленной информацией, направленной на искусственное вовлечение Азербайджана в происходящие в Чечне события, создать у мировой общественности неверное представление об Азербайджане [1].

4.2.6.      Четвертое заседание азербайджано-российской комиссии

Однако, отношения между Россией и Азербайджаном не ограничиваются чеченской проблемой. В ноябре межправительственная азербайджано-российская комиссия продолжила свою работу после почти 2,5-летнего перерыва. Глава азербайджанской комиссии, первый вице-премьер Аббас Аббасов был удовлетворен итогами заседания. Так, Россия и Азербайджан подписали протокол четвертого заседания межправительственной комиссии, меморандум о сотрудничестве между ГНКАР и «ЛУКойл», долгосрочную программу сотрудничества в области культуры, науки и образования на 2000-2002 годы, два соглашения между министерствами культуры на 2000-2001 годы и соглашение о гарантиях и правах граждан в области пенсионного обеспечения. По словам Аббаса Аббасова, после окончания заседания комиссии практически не осталось неразрешенных вопросов. Одной из самых сложных проблем стало распределение трансграничных вод по реке Самур. Аббасов также заявил, что принято решение ускорить демаркацию и демилитаризацию границ между двумя странами. Кроме этого, на заседании поднимался вопрос и оплаты долга за использование российской стороной Габалинской радиолокационной станции (РЛС), и первый заместитель председателя правительства России Николай Аксененко представил график погашения российских долгов. Как отметил вице-премьер, азербайджанская сторона, кроме оплаты долгов за электроэнергию, несла расходы по оплате воды, за связь и др. Представленный российской стороной график предусматривает выплату долга по РЛС в размере 4 млн. доллара [1].

4.2.7.      Визит в Москву министра обороны Азербайджана

Вскоре по окончании стамбульского саммита Москву посетили министры обороны, как Азербайджана, так и Армении. Очевидно, что Россия не смирилась со своим политическим проигрышем в Стамбуле и пытается усилить свое влияние в регионе. В ходе встречи министр обороны Азербайджана Сафар Абиев предложил активизировать работу, связанную с якобы незаконными поставками в Армению российского вооружения на сумму от 1 до 3,5 млрд. долларов, и связал этот вопрос с проблемой определения статуса Габалинской РЛС. Также было заявлено, что размещенные в Армении российские зенитные ракетные комплексы ПВО С-300 и авиационная группировка нарушают систему безопасности в регионе. В этой связи министр обороны России Сергеев заявил, что военное сотрудничество России и Армении не направлено против третьих стран, и все это делается для укрепления безопасности в регионе. Москва также пообещала продолжить расследование с поставками оружия в Армению в 1994-96 гг., что Абиевым было воспринято с одобрением.

Армянские источники сообщают, что Ереван надеялся на проведение в Москве переговоров между министрами обороны Армении и Азербайджана, однако азербайджанская делегация уклонилась от такой встречи, поскольку здесь был вновь поднят вопрос о поставках Армении российских вооружений [[23]].

Итоги двусторонних переговоров 25 ноября были отмечены обсуждением транспортировки через Азербайджан российских военных грузов, обслуживания и содержания Габалинской РЛС, рассмотрением перспективных вопросов двустороннего военного сотрудничества, что было зафиксировано в совместном плане сотрудничества на 2000 год [[24]]. Наблюдатели не без основания считают, что таким образом Баку пытается провести политическую сделку с Россией, изменив ее позицию по отношению к военному сотрудничеству с Арменией [[25]].

4.3.       Визит Гейдара Алиева в Турцию

В конце ноября по приглашению Сулеймана Демиреля президент Азербайджана посетил Турцию с рабочим визитом. где принял участие в церемонии вручения ему премии мира им. Ататюрка. По возвращении в Баку, президент заявил, что «дружба Турции и Азербайджана — на высоком уровне и всегда будет на высоте». Это является стремлением обеих сторон. В ходе переговоров главы двух государств обсуждали проблемы карабахского урегулирования. Г.Алиев также принял участие в церемонии открытия медицинского и культурного центров [[26]].

4.4.       Встреча Алиева с Дж.Шульцем

В ноябре состоялась встреча Гейдара Алиева с бывшим госсекретарем США Джорджем Шульцем. В переговорах также приняли участие президент компании «Пи-Эс-Джи» Эдвард Смис, исполнительный директор компании «Шелл» по Турции и каспийскому региону Сайбе Виссер, вице-президент компании «Бектел» Джим Илич, сопровождающие Д.Шульца в поездке [1].

Заключение

Важнейшим экономическим и политическим событием месяца стало подписание соглашения о строительстве нефтепровода основного экспортного маршрута по направлению Баку – Джейхан. Не менее существенным для Азербайджана было соглашение о прокладке транскаспийского газопровода через Каспий и территорию Азербайджана (хотя разногласия между Туркменией и Азербайджаном, как территориального характера, так и по поводу возможности поставок азербайджанского газа в Турцию сохраняются). Первое соглашение даст толчок развитию нефтедобычи на Каспии, второе соглашение позволит усилить роль Азербайджана как евроазиатского транспортного узла. Россия чувствует себя в данной ситуации обойденной, так как ее роль в контроле над ресурсами Кавказа и Средней Азии резко ослабляется, а роль США усиливается.

Ключевой внешнеполитической интриги в ноябре был вопрос о том, будет ли подписан на cаммите ОБСе в Стамбуле мирный договор между Арменией и Азербайджаном, предусматривающий создание «общего государства» Азербайджаном и НКР. То есть, Азербайджан получал бы чисто номинальный суверенитет над этой территорией. Против такой возможности объединились все представители оппозиции. Она вызвала также массовые протесты общественности. В связи с этим в ходе саммита ОБСЕ никакие документы по урегулированию карабахской проблемы не были подписаны.

Не менее актуальной внутриполитической проблемой являются взаимоотношения с Россией в связи с чеченской войной. Россия оказывает на Азербайджан давление с целью получить его поддержку в конфликте (заявление о возможности размещения баз террористов в Азербайджане, контроль за движением грузов, введение визового режима). Однако позиция Азербайджана не столь однозначно пророссийская.



Источники

[1]. Электронные выпуски агентства «Айна-Зеркало» – http://www.zerkalo.azeri.com

[2]. Гаджизаде А. В Баку удовлетворены итогами саммита // Независимая газета. — 1999. — 24 ноября. — С. 5.

[3]. Гаджизаде А. Кто погубил нефтяные проекты? // Независимая газета. — 1999. — 11 ноября. — С. 5.

[4]. Романова Л. Баку обыграл Москву // Независимая газета. — 1999. — 10 ноября. — С. 5.

[5]. Романова Л. Стамбульский цейтнот Москвы // Независимая газета. — 1999. — 20 ноября. — С. 5.

[6]. Романова Л. Баку обыграл Москву // Независимая газета. — 1999. — 10 ноября. — С. 5.

[7]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. — 1999. — 30 ноября. — С. 5.

[8]. СНГ. Хроника событий: октябрь – ноябрь 1999 г. — С. 5.

[9]. Гаджизаде А. В Баку удовлетворены итогами саммита // Независимая газета. — 1999. — 24 ноября. — С. 5.

[10]. Варламов К. Саммит ОБСЕ – поражение Москвы? // Независимая газета. — 1999. — 23 ноября. — С. 5.

[11]. Новости СНГ // Известия. — 1999. — 13 ноября. — С. 4.

[12]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. — 1999. — 12 ноября. — С. 5.

[13]. Гаджизаде А. В Баку удовлетворены итогами саммита // Независимая газета. — 1999. — 24 ноября. — С. 5.

[14]. Джилавян А. Антииранская авантюра или план примирения России и НАТО? // Независимая газета. — 1999. — 25 ноября. — С. 5.

[15]. Джилавян А. На юге станет еще жарче // Содружество НГ. — 1999. — 24 ноября. — С. 1.

[16]. Пулина Н., Тесемникова Н. Проблема Карабаха осталась неразрешенной // Независимая газета. — 1999. — 20 ноября. — С. 5.

[17]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. — 1999. — 16 ноября. — С. 5.

[18]. Варламов К. Алиев просит Ельцина не вводить визовый режим // Независимая газета. — 1999. — 19 ноября. — С. 5.

[19]. Новости СНГ // Известия. — 1999. — 13 ноября. — С. 4.

[20]. Варламов К. Алиев просит Ельцина не вводить визовый режим // Независимая газета. — 1999. — 19 ноября. — С. 5.

[21]. Варламов К. Алиев просит Ельцина не вводить визовый режим // Независимая газета. — 1999. — 19 ноября. — С. 5.

[22]. Варламов К. Алиев просит Ельцина не водить визовый режим // Независимая газета. — 1999. — 19 ноября. — С. 5.

[23]. Халбатен А. Станция наблюдения как разменная монета // Независимая газета. — 1999. — 30 ноября. — С. 5.

[24]. Корбут А. Саммит военных министров // Независимая газета. — 1999. — 26 ноября. — С. 5.

[25]. Халбатен А. Станция наблюдения как разменная монета // Независимая газета. — 1999. — 30 ноября. — С. 5.

[26]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. — 1999. — 30 ноября. — С. 5.