Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Литва

Галина ИВАНОВА

ЛИТОВСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в сентябре 1999 года

100 дней премьерства Р.Паксаса. Специфика литовской бюрократии на фоне общих принципов демократии. Возвращение второго (восточноевропейского) часового пояса. Битва за нефтекомплекс Литвы. Судьба атомной энергетики. Крах коммерческих банков Литвы запрограммирован литовскими законами. Предвыборная активизация политических партий – формирование партийных блоков. Ассимиляция. Территориальные притязания на Калининградскую область.

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.       Парламент

1.1.1.      Приватизация нефтекомплекса Литвы

Продажа нефтекомплекса американской компании «Вильямс интернешнл» продолжается. Премьер Р.Паксас вынес условия договора с «Вильямс» на обсуждение Совета обороны Литвы, так как эти условия не совсем выгодны Литве. Совет обороны, в который входят президент Литвы, председатель Сейма, председатель парламентского комитета по национальной безопасности, руководитель ДГБ, командующий армией, принял условия, продиктованные американской компанией «Вильямс», хотя эти условия слегка изменены. «Вильямс» уже запросил не 66% акций «Мажейкю нафта», и теперь 51% акций остается у литовского правительства, 10% будет передано Европейскому банку развития, а остальное отведено поставщикам нефти из России. Однако ответственность за возможные в будущем убытки литовского нефтекомплекса, по прежнему, будет лежать на плечах литовских налогоплательщиков.

14 сентября Сейм большинством голосов консерваторов решил рассмотреть предложенные министром хозяйства Э.Мальдейкисом поправки к шести законам, связанных с американскими инвестициями в нефтехозяйство Литвы. Предлагается изменить законы о реорганизации АО «Бутингес нафта», «Мажейкю нафта», «Нафтотекис», Клайпедского государственного морского порта, об открытых покупках, акционерных обществах, энергетике и зарубежных займах для реконструкции Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода и финансирования проекта строительства Бутингского нефтетерминала [[1]]. Эти поправки были одобрены парламентским большинством.

Фракция социал-демократов заявила, что эти поправки Литве не выгодны, что по вопросу этих поправок она обратится в Конституционный Суд. К.Прунскене, староста независимой фракции заявила, что «предложенные проекты не содержат существенных изменений» и пожелала, чтобы группе, ведущей переговоры со стратегическим инвестором, удалось договориться о том, чтобы контрольный пакет акций нефтекомплекса Литвы не перешел к американской компании «Вильямс». Члены фракции ДПТЛ также остались неудовлетворены поправками в законодательстве. Выступая с трибуны Сейма, министр хозяйства Э.Мальдейкис высказал предположение, что договоры с «Вильямсом» могут быть и не подписаны – все будет зависеть от того, какой бизнес-план представит «Вильямс» [[2]].

В представленном «Вильямс» бизнес-плане намечается использовать Бутингский нефтетерминал и для импорта сырья – после модернизации «Мажейкю нафта» завод сможет перерабатывать больше сырья с Запада. Первый заместитель председателя Сейма А.Кубилюс заявил, что «переговоры с «Вильямс» следует закончить как можно скорее, тогда можно будет разговаривать с нефтепромышленниками».

Генеральное представительство Союза нефте- и газопромышленников России (СНГПР) заявило, что российские поставщики нефти недовольны решением Государственного совета обороны Литвы об условиях продажи нефтекомплекса Литвы американской компании «Вильямс». СНГПР считает, что поставщики нефти из России должны получить столько же акций «Мажейкю нафта», сколько и американский стратегический инвестор «Вильямс». Генеральный представитель СНГПР Михаил Машков не исключает возможности со стороны нефтекомпаний России прекратить поставки нефти на Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод в знак протеста в связи с нежеланием Литвы сотрудничать с российскими поставщиками нефти. Приход «Вильямс» в Литву подорвет устоявшиеся экономические отношения в странах Восточной Европы и нарушит действующую здесь структуру цен. М.Машков не верит, что «Вильямс» может принести в Литву новейшие технологии, так как в США действуют законы, запрещающие вывоз технологий [[3]].

Экономист, член Сейма К.Главяцкас утверждает, что финансовая ситуация Литвы такова, что выполняя обязательства, принятые прежним правительством Г.Вагнорюса, Литва обязана компенсировать «Вильямсу» недостаток оборотного капитала «Мажейкю нафта» в 1,488 млрд.литов. Однако, если дефицит капитала «Мажейкю нафта» будет покрыт из бюджета, то финансовую систему Литвы ждет участь России. Такая перспектива финансового краха Литвы может послужить предпосылкой невозможности подписать подготовленные договоры с «Вильямс». Как заявил представитель «Вильямс» по печати Д.Шилас, «после совещания с западными финансистами «Вильямс» предложил правительству Литвы некоторые варианты, в соответствии с которыми недостаток капитала мог бы быть покрыт кредитами «Мажейкю нафта». К.Главяцкас заявляет, что, если «Мажейкю нафта» получит кредиты, займовая политика Литвы станет похожей на ситуацию в России, где разрушилась «займовая пирамида». Литве уже сейчас не доверяют, что доказывает фиаско аукциона правительственных ценных бумаг – удалось распространить только 2,6% 60-миллионной эмиссии, хотя предлагалось 17,5% годовых [[4]].

1.1.2.      Национальная энергетическая стратегия

Наконец требование Европейской комиссии о закрытии Игналинской АЭС выполнено. 28 сентября Сеймом утвержден проект Национальной энергетической стратегии. В проекте намечено закрытие первого энергоблока ИАЭС к 2005 году. В стратегическом проекте не указана дата закрытия второго энергоблока АЭС. Она должна определиться в 2004 году, когда будет подготовлена обновленная стратегия.

Несмотря на то, что члены Сейма признали незавершенность проекта, большинством голосов он был утвержден, что порадовало председателя Сейма В.Ландсбергиса, радостно сообщившего, что «в настоящее время в Брюсселе уже готовится отчет о приглашении Литвы в ЕС». Представители Нового союза, национал-демократов и ДПТЛ предложили переименовать стратегию в «Документ о закрытии АЭС». Представитель ДПТЛ П.Гилис напал на правящее большинство – консерваторов и христианских демократов – с обвинениями по поводу их желания в угоду Запада закрыть АЭС и импорта электроэнергии с Запада. П.Гилис привел данные своих подсчетов – закрытие АЭС будет стоить Литве 40 млрд. литов. По данным первого замспикера Сейма А.Кубилюса, закрытие АЭС обойдется Литве в 14 млрд. литов. Выступившая от имени независимой фракции К.Прунскене возмущалась, что судьбу литовского энергетического комплекса «решают не национальные интересы, а международные обязательства». Лидер социал-демократов В.Андрюкайтис заявил, что подготовленная стратегия «не национальная, а партии консерваторов» [[5]].

По словам министра хозяйства Э.Мальдейкиса, ЕС готов выделить долгосрочный льготный кредит в размере 50% от всех расходов на закрытие ИАЭС. Кроме того, в течение 10 лет ежегодно Литве должно выделяться по 20 млн. евро (80,2 млн. литов) безвозмездных субсидий. Десять млн. евро (40,1 млн. литов) на эти цели Европейская Комиссия готова выделить еще до конца этого года [[6]]. Согласно результатам опроса общественного мнения, проведенного студией исследования общественного мнения и рынка «Спринтер», решение правительства о закрытии первого энергоблока АЭС: 41,7% опрошенных скорее поддерживают правительство; 13,2% – полностью поддерживают. Намерение вывести АЭС из эксплуатации не одобряют 8,8% опрошенных; скорее не одобряют – 21,4%. 29,2% опрошенных предлагают построить современную АЭС; 20,8% – отказаться от атомной энергии и использовать традиционные источники [[7]].

1.1.3.      Снижение акцизов на алкоголь

В целях оживления внутреннего рынка алкогольных напитков и ограничения контрабанды алкоголя 29 сентября Сейм в срочном порядке большинством голосов принял поправки к закону об акцизах, согласно которым снижены акцизы на шампанское, вина и крепкие напитки. Акциз на шампанское и газированные вина уменьшен от 0,42 до 0,25 лита на 1% концентрации алкоголя в литре напитка, акциз на водку и крепкие напитки – от 0,54 до 0,30 лита. Экономист, член Сейма К.Главяцкас одобрил поправки к закону, однако выразил сомнение, что такими мерами можно выиграть борьбу с контрабандой. За последние годы производство алкогольных напитков в Литве упало на 60% из-за высоких акцизов. По данным исследования рынка, эту нишу заполнила контрабандная и нелегально производимая дешевая водка. Литовские производители алкоголя утверждают, что с уменьшением акцизов на алкоголь производство возрастет в несколько раз, что госбюджет получит больше поступлений не только с акциза, но и с налога на добавленную стоимость. В 1998 году бюджет собрал акциза с алкоголя 622 млн. литов, в нынешнем году его может быть собрано только около 400 млн. литов. За семь месяцев этого года, по сравнению с тем же периодом прошлого года, в бюджет поступило с акциза на 86,1 млн. литов меньше [[8]].

1.1.4.      Вопрос компенсации рублевых вкладов

Высказанное в Сейме предложение министра финансов Й.Ленгиса, что из-за финансовых трудностей страны придется прекратить выплату компенсаций рублевых вкладов наличными деньгами, а вместо реальных денег выдавать людям накопительные листы или принудить их участвовать в разработанной правительством программе экономии с ежемесячной выплатой годовых процентов, вызвало бурные дебаты в Сейме. Консерваторы заявили, что, если сообщение об изменении порядка компенсации вкладов станет известно в обществе, может начаться паника. Было решено держать в строгом секрете все планы о компенсировании вкладов ценными бумагами [18].

1.1.5.      Назначение Государственного контролера

21 сентября наметился новый этап взаимоотношений между парламентом и президентом В.Адамкусом. Сейм, наконец, проявил почтение к воле В.Адамкуса. 74 голоса «за» и 19 «воздержавшихся» – такой результат голосования за кандидата президента Йонаса Ляучюса, 52-летнего сигнатора Акта 11 марта, по образованию юриста, на должность Госконтролера. Й.Ляучюс третий кандидат президента на эту должность, бывший председатель панявежского отделения Социал-демократической партии [[9]].

В начале года Сейм дважды отклонил представленную В.Адамкусом кандидатуру юриста К.Лапинскаса. Тогда К.Лапинскас не устраивал председателя Сейма В.Ландсбергиса, поскольку в Верховном Совете – Восстановительном Сейме (ВС-ВС) их позиции разошлись. Официально консерваторы заявили, что Госконтролером должен быть не юрист, а финансист. Вторая кандидатура В.Адамкуса сигнатора, финансиста и члена социал-демократической партии А.Рудиса также не подошла консерваторам, поскольку А.Рудис был постоянным оппонентом в ВС-ВС экс-премьера Г.Вагнорюса. Однако третий кандидат В.Адакуса Й.Ляучюс так же, как и К.Лапинскас, голосовал против предлагаемого В.Ландсбергисом референдума, на котором еще до принятия Конституции были бы утверждены полномочия «сильного президента». Лозунг «сильные полномочия без Конституции» был для Й.Ляучюса неприемлем [[10]]. Неожиданность утверждения консервативным большинством Сейма кандидатуры Й.Ляучюса объясняется тем, что скандалы, связанные с распределением земельных участков В.Ландсбергису и другим членам Сейма, преступное и безнаказанное опустошение фонда приватизации и резервного фонда правительства экс-премьера Г.Вагнорюса, лидера партии консерваторов, в то время, когда страна стоит у края экономической пропасти, окончательно подорвали симпатию к партии консерваторов у большой части электората консерваторов. Поэтому консерваторы, чтобы спасти свое политическое лицо в последнее время, вероятно, будут применять тактику соглашательства.

По результатам опроса общественного мнения, проведенного студией «Спринтер», в сентябре 71,4% опрошенных рассердили скандалы, связанные с распределениями земельных участков, 25,4% – скандалы связанные с инвестициями «Вильямс», 7,9% – экспорт электроэнергии Беларуси. 6,7% опрошенных совершенно не удовлетворены работой парламента, 34,2% – не удовлетворены, 16,1% – не имеют мнения [[11]].

1.1.6.      Ратификация договора о государственной границе с Россией

27 сентября ратификация договора с Россией о государственной границе вызвала бурные дебаты в комитете Сейма по делам национальной безопасности и обороны (КНБО). Члены комитета после продолжительных и бурных обсуждений проголосовали за ратификацию договора – 8 проголосовали «за», трое воздержались, один «против» (младолитовец С.Бушкявичюс). Воздержались консерваторы – председатель КНБО А.Каткус и член КНБО Р.Юкнявичене, заявившая, что нельзя спешить с ратификацией столь важного вопроса. С.Бушкявичюс утверждал, что на Потсдамской конференции 1945 г. «Кенингсбергский край был инкорпорирован в СССР незаконно, что Сейм, ратифицируя договор с Россией, узаконит незаконное действие» и что Литва на все времена лишится возможности участвовать в обсуждении вопроса о будущем калининградского анклава. Член КНБО демократ С.Пячялюнас заявил, что он усматривает в ратификации договора историко-политическую проблему. Как сообщили неофициальные источники, в разгар дискуссий по договору некоторые парламентарии предложили не торопиться и не ратифицировать договор, поскольку, по их мнению, охваченная кризисом Россия в самое ближайшее время должна начать распадаться, а с развалом России, по мнению части парламентариев, Калининград «не будет принадлежать никому», так что даже Литва смогла бы претендовать на часть территории анклава [[12]].

1.1.7.      Чеченский вопрос

Заместитель председателя КНБО Альгис Кашета не сомневается, что информация в латвийской газете «Час» о том, что Литва и Латвия помогают чеченским террористам, распространяют спецслужбы России. А.Кашета утверждает, что история задержания вагона на пути в Чечню с военной экипировкой для 2 тыс. человек (генеральный директор литовской фирмы Р.Райнис подтвердил, что его фирма «Скалмантас» легально продает чеченской армии экипировку на 9,7 млн. долларов США в соответствии с подписанным два года назад соглашением с чеченскими властями) «разжигает антибалтийские настроения». По его мнению, инцидент с задержанием военной экипировки – пропагандистская война: на фоне кавказской войны проводится кампания, направленная против государств Балтии [[13]].

Парламентская группа по связям с Чечной решительной осуждает налеты России на Чечню и наступление сухопутных войск на территорию добивающуюся независимости Ичкерию. Однако парламентарии не уточняют, в связи с чем осуществляется ввод российских войск на территорию Чечни [[14]].

1.2.       Политические партии и общественные организации

1.2.1.      Левоцентристский блок

Три политические партии Литвы – ДПТЛ, Новый союз (НМ, социал-либералы) и Женская партия (ЖП) – приступили к созданию предвыборного блока, а после выборов в самоуправления намерены сформировать общие коалиции. Ч.Юршенанас, А.Паулаускас и К.Прунскене приняли совместное заявление о консолидации сил для «активного участия в предстоящих муниципальных и парламентских выборах». В заявлении говорится, что ДПТЛ, НС и ЖП «готовы сформировать коалиции, состав которых на муниципальных выборах будет зависеть от конкретных обстоятельств, сложившихся в отдельных районах и городах». Эти три партии также приглашают другие «левые и центристские политические партии и организации к более тесному и эффектитвному сотрудничеству» [[15]].

1.2.2.      Социал-демократы

Руководство социал-демократической партии намерено обсудить совместное заявление лидеров ДПТЛ, НС и ЖП о сотрудничестве левых и центристских партий при подготовке к выборам в самоуправления и Сейм [[16]].

1.2.3.      Социал-либералы (Новый союз)

НС обратился к политическим партиям и организациям с предложением ускорить выборы в Сейм. В заявлении НС, сделанном для печати, говориться: «Исходя из принципов экономии и практичности, для государства было бы лучше, если бы выборы в Сейм состоялись одновременно с выборами в советы самоуправлений в марте 2000 года. При такой сложной и не улучшающейся ситуации в государстве чересчур большая роскошь целый год не заботиться о государственных делах, когда преобладают лишь вопросы прихода политических организаций к власти и растрата средств из бюджета и от предпринимателей – спонсоров» [[17]].

1.2.4.      Союз центра (СЦЛ)

Союз центра Литвы начал всерьез готовиться к победе на выборах в советы самоуправлений и Сейм. В партии центра вводится усиленная дисциплина, предполагают ужесточить процедуру приема в свои ряды перебежчиков из других партий, хотя признается, что это может затруднить включение в избирательные списки людей, имеющих популярность в обществе. Неофициально утверждается, что партия опасается, что в эти списки могут попасть лица с сомнительным прошлым – причастные к финансовым и другим аферам. Бывшие члены других партий, вступившие с приближением выборов в СЦЛ, в течение года не смогут претендовать на место в избирательном списке. В партии центра началась закулисная борьба из-за мест в избирательных списках.

25 сентября Совет СЦЛ официально зарегистрировал фракцию реформ в партии, руководитель которой стал парламентарий Гинтарас Шилейкис. Фракция реформ объединяет около 30 центристов. Среди них нет ни одного члена Сейма, кроме самого Г.Шилейкиса. Некоторые центристы склонны видеть в действиях Г.Шилейкиса борьбу за позиции в избирательных списках и в будущей иерархии власти. Сам Г.Шилейкис уверяет, что появление партийной фракции реформ – «это ни в коем случае не раскол» и не расхождения в позициях. Лидер СЦЛ Р.Озолас пока толерантно смотрит на созданную фракцию. Основатели фракции реформ высказываются за более жесткое отношение к консерваторам. Именно такая установка по отношению к консерваторам была причиной того, что фракция не одобрила делегирование представителя СЦЛ в правительство Р.Паксаса [[18]].

1.2.5.      Экстремистские партии Литвы

На Парламентской ассамблеи ЕС руководитель литовской делегации Сейма Б.Кузмицкас сообщил, что в Литве в настоящее время существуют две экстремистские партии. Это Лига свободы Литвы и «Яунойи Летува» [[19]]. Лидер «Яунойи Летува» (младолитовцы) С.Бушкявичюс письменно обратился к председателю Сейма В.Ландсбергису с просьбой отозвать Б.Кузмицкаса из Парламентской ассамблеи ЕС за распространение лживой информации об экстремистском характере этой партии [[20]].

1.2.6.      Союз шаулисов

На съезде представителей отрядов Союза шаулисов почти единогласно избран новый руководитель Союза полковник Йонас Гячас, бывший военный атташе Литвы в Дании и Норвегии. Во многих городах Литвы шаулисы сотрудничают с полицией, патрулируют улицы. В нынешнем году союз запросил 1,8 млн..литов, однако правительство выделило лишь 1,2 млн. Шаулисы хотели бы получить разрешение на ношение оружия. Й.Гячас сформулировал три основные задачи организации Союза шаулисов: готовиться к защите государства, обучать граждан умению противостоять агрессии, активнее помогать полиции и другим правоохранительным инстанциям [[21]].

1.3.       Правительство

1.3.1.      Сто дней правительства Роландаса Паксаса

18 сентября правительство Р.Паксаса, приступившее к работе без подготовки и без программы, отметило 100 дней. Премьер Р.Паксас и его команда имеют пока еще большой кредит доверия, который позволяет новому правительству решительно осуществлять непопулярные решения. По мнению правительства, результаты проделанной работы по четырем направлениям, которые выбрало само правительство, можно считать положительными: удалось сократить задолженность Беларуси за литовскую электроэнергию на 30 млн. литов; достигнут существенный прогресс на переговорах Литвы с «Вильямс Интернешнл» об инвестициях в нефтекомплекс Литвы; правительству удалось урезать бюджет на 537 млн. литов и ограничить оклады чиновникам. Однако общественность Литвы не может конкретно перечислить, что именно было сделано правительством за 100 дней, а, между тем, поступления в казну продолжают падать. На 17 сентября недополучено 830 млн. литов. За 100 дней отставание поступлений в бюджет возросло вдвое. Специалистами прогнозируется, что Р.Паксасу не удастся вывести Литву из предкоматозного экономического состояния, что деятельность правительства Р.Паксаса больше подходит для стабильной экономической ситуации.

20 сентября президент В.Адамкус положительно оценил деятельность правительства Р.Паксаса, согласившись с мнением Р.Паксаса, что вывести страну из охватившего ее кризиса может только либерализация бизнеса под девизом «Нет – новым налогам», программа упрощения транзита для увеличения инвестиций и реформа управления. Президент В.Адамкус заявил, что после ознакомления с планом работ правительства он категорически отвергает предположения, что премьер Р.Паксас действует недостаточно решительно [[22]].

Подобная моральная поддержка президента В.Адамкуса – явное желание и надежда самого президента спасти Литву, сползающую постепенно и неуклонно в экономический коллапс. О этом свидетельствуют ряд неутешительных признаков: бюджет, хоть премьер грозился, что уйдет в отставку, если он не будет скорректирован, не был фундаментально сокращен, а компромиссность суммы его сокращения означает, что и после сокращения бюджет не будет исполняться; система сельского хозяйства и впредь будет выкачивать из карманов налогоплательщиков по миллиарду литов; почти реальное банкротство системы социального страхования «Содры» [[23]]. Более того, на пути преобразования Литвы лежит камень преткновения – литовская бюрократия, всю сложность борьбы с которой понимает премьер и предлагает путь этой борьбы через реформу управления. «Завершив пересмотр функций государственного управления, увидим, сколько есть органов управления, какие из них дублируют друг друга, а какие явно мешают экономике дышать», – заявил в своем выступлении по ЛТВ Р.Паксас [[24]]. За почти десятилетнюю независимость в Литве, в отличие от советской однопартийной номенклатуры, возродилась номенклатура клановая, связанная родственными или приятельскими узами. Современная литовская бюрократия создала монолитную, устойчивую к политическим переменам систему, весьма успешно паразитирующую на деньги налогоплательщиков.

1.3.2.      Деятельность правительства

Впервые в истории Литвы 21 сентября была осуществлена практика приема граждан по личным вопросам премьер-министром. За три часа премьер Р.Паксас встретился с пятнадцатью гражданами [[25]].

Правительство установило порядок опроса местного населения, согласно которому будет выясняться мнение граждан о предложениях изменить границы самоуправлений или уездов, а также принадлежность их мест жительства к тому или иному муниципалитету. Предложить провести опрос смогут не только представители государственных институтов, но и инициативная группа по проведению опросов местного населения. До сих пор в Литве не существовало документов, регламентирующих опросы населения, поэтому они выполнялись так, как в тот момент казалось целесообразным властям [[26]].

По результатам опроса общественности, проведенного правительством Р.Паксаса – 71,2% жителей Литвы хотят, чтобы было отменено время первого часового пояса – «время Андрикене». Поэтому по решению правительства 31 октября Литва вернется во второй часовой пояс [[27]].

По приказу министра финансов Й.Ленгинаса с поста руководителя таможни уволен С.Стажис. Поговаривают, что ставленник Г.Вагнорюса С.Стажис будет заменен Й.Будрисом, незаконно уволенным экс-министром финансов А.Шеметой кабинета Г.Вагнорюса [[28]].

Правительство Р.Паксаса намерено принять неотложные меры по решению жилищной проблемы. Оно предполагает, что через деятельность ЗАО «Бусто пасколу драудимас» (Страхование жилищных ссуд) не только ускорится обеспечение людей жилой площадью, но и активизируется рынок жилья, снизятся цены на жилье и облегчится решение проблем с оказанием социальной поддержки при обеспечении жильем. По данным статистики, поддержкой государства в обеспечении жильем в прошлом году воспользовались только 2% из 105 тыс. семей стоящих в очереди на получение жилья. Большинство из них – свыше 85% – хотели бы получить льготные кредиты на строительство или покупку жилья, 14,4% желают арендовать помещения у самоуправления [[29]].

Похоже, что малоземельные сельские жители, имеющие 2-3 коров, а таких, согласно статистике около 183 тыс. человек, вскоре потеряют последнюю надежду выбраться из нужды, поскольку правительство, учитывая просьбы переработчиков и скупщиков – оптовиков мяса, намерено ввести на рынке более строгий порядок торговли мясными продуктами.

Министерство финансов предлагает узаконить положение, обязывающее фермеров, желающих приобрести патент на торговлю мясными продуктами, представить в налоговую инспекцию удостоверение о регистрации фермерского хозяйства. В проекте также предлагается отказать в выдаче патентов иностранцам. По мнению министерства финансов, такой порядок в мировой практике не распространен, кроме того, его отмена могла бы преградить путь контрабанде [[30]].

1.4.       Правоохранительные органы. Армия

1.4.1.      Дело А.Лилейкиса

9 сентября коллегия уголовных дел Вильнюсского окружного суда под председательством В.Кажиса отклонила просьбу прокуроров Генпрокуратуры назначить медицинскую экспертизу для А.Лилейкиса, обвиняемого в геноциде евреев в годы Второй мировой войны. Просьба Генпрокуратуры о назначении экспертизы была связана с письмом директора отдела спецрасследований Департамента юстиции США Э.Розенбаума, полученным через литовское посольство в Вашингтоне. Департамент юстиции США утверждает, что располагает информацией о том, что А.Лилейкис симулирует болезни, но конкретной информации так и не прислал. Коллегия Вильнюсского окружного суда не нашла законодательной основы для назначения пятой по счету экспертизы. Суд посчитал, что предыдущие четыре медэкспертизы Лилейкиса пришли к одному и тому же заключению – 92 летний А.Лилейкис страдает рядом неизлечимых заболеваний, в связи с чем участие в судебных заседаниях представляет смертельную опасность его жизни [[31]].

В постановлении суда отмечается, что данное уголовное дело приостанавливается до появления условий, которые позволят продолжить судебное разбирательство, – к делу вернутся лишь тогда, когда А.Лилейкис или поправится, что невозможно в силу его возраста, или умрет [33]. Для упреждения возможных претензий отдела спецрасследований Департамента юстиции США литовская Генеральная прокуратура распространила заявление о том, что Генпрокуратура «ждет любых фактических данных о здоровье А.Лилейкиса, которые можно было бы представить суду как аргумент для возобновления разибрательства по этому делу» [[32]]. Центр Симона Визенталя осудил решение Вильнюсского суда не проводить международную медицинскую экспертизу А.Лилейкиса и счел это еще одним подтверждением того, что Литва не проявляет политической воли в осуждении нацистских преступников [[33]].

1.4.2.      Конституционный суд Литвы

15 сентября президент В.Адамкус подписал декрет представляющий Сейму на обсуждение кандидатуру председателя КС Владаса Павилониса, временно исполняющего обязанности председателя КС с марта нынешнего года и работающего судьей КС с 1993 года. Срок полномочий судьи КС – девять лет, и в случае, если кандидатуру В.Павилониса одобрит Сейм, то КС он будет возглавлять в течение двух с половиной лет [[34]].

1.4.3.      Усиление охраны границы и стратегических важных объектов

В связи с террористическими актами в России и событиями в Дагестане, Литва приняла решение усилить охрану своей границы, стратегических объектов и контроль за прибывающими в Литву иностранцами. Главный комиссар погранполиции А.Сонгайла дал распоряжение с 17 сентября усилить охрану стратегических объектов, находящихся в приграничной зоне. Это – ИАЭС, платформа Бутингского терминала в Балтийском море, международные аэропорты, Клайпедский порт, железнодорожные станции международного значения, грузовые терминалы, магистраль от Бутингского терминала до платформы в Балтийском море, магистральный Биржайский нефтепровод [[35]].

1.4.4.      Порядок прохождения обязательной воинской службы

По указанию министра охраны края Ч.Станкявичюса МОК разрабатывает систему, по которой на обязательную воинскую службу будут призывать молодых людей, получивших высшее и специальное среднее образование, до сих пор молодых людей после окончания вузов на службу не призывали. Согласно новой системе, их призыв начнется уже во втором полугодии 2000 года [[36]].

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Состояние экономики

Предприятия Литвы, как и финансовая система, находятся в очень тяжолом положении. Лишь три отрасли – телекоммуникации, строительство и производства пива имеют кое-какую прибыль, а остальные отрасли терпят колоссальные убытки. Растет число безработных. Дефицит фонда социального страхования приблизился к критической черте. Государственный долг уже превысил бюджет страны.

Министерство финансов еще раз изменило показатели хозяйства. В июле оно обещало, что этом году ВВП вырастет на 1,3%, однако сейчас уже говорится о 0,3%. Между тем, финансово-торговое предприятие «Супрема» прогнозирует ВВП – 0,3%. Эксперты «Супремы» считают, что экономика Литвы может ожить, если оживет экономика России и будет оказана помощь ЕС [[37]].

По прогнозам МВФ, экономический рост в Литве в нынешнем году составит только 0,5%, а в следующем – 4%. Дефицит текущего счета в этом году составит 11,1%, среднегодовая инфляция – 2%. В 2000 году МВФ прогнозирует ДТС в размере 9,9% (весной прогноз был 11,8%), а среднегодовую инфляцию – в размере 3% [[38]].

К 17 сентября госбюджет недополучил 830 млн. литов. На 1 сентября недопоступления в бюджет составили 746 млн. литов. План госбюджета по доходам за восемь месяцев выполнен на 84%, национального бюджета – на 86,1%. На 1 сентября недопоступления в муниципальные бюджеты составили 193 млн., в дорожный фонд – 57 млн. литов. По предварительным прогнозам, госбюджет на 31 декабря недополучит 843 млн. литов, а национальный – 1,143 млрд. литов [[39]].

2.2.       Фонд государственного социального страхования («Содра»)

Финансовое положение «Содры можно охарактеризовать как крах. Погрязнув в долгах, «Содра» превысила дефицит фонда социального страхования СДФСС. «Содра», по-прежнему, функционирует по губительной системе «собрал-выплатил». Власти Литвы не спешат реформировать «Содру», учреждая инвестиционные накопительные фонды. Чтобы спасти положение «Содры», в парламентском комитете по социальным делам и в министерстве по социальной защите и труду разрабатываются планы расширения базы поступлений в «Содру» и приостановки роста ДФСС. Для увеличения поступлений в «Содру» предусмотрены два способа. Косметический – предлагается поднять предел заработной платы, с которой отчисляются налоги в «Содру» от 3,5 средних заработка до 5. По сути, это небольшое перераспределение консолидированных бюджетных средств в пользу «Содры», так как огромные зарплаты получают в основном, высокопоставленные госслужащие, которые содержатся на средства бюджета. Другой способ – планируется отчислять в «Содру» не 30%, а 16% от работодателя и 15% от зарплаты работающего [[40]].

Долг «Содры» Государственной больничной кассы (ГБК) на 10 сентября составил 94 млн. литов, из них от собранных взносов на страхование здоровья – около 74 млн. литов; долг Государственной налоговой инспекции – 53,5 млн., госбюджета – 58,3 млн. литов. Дефицит доходов ГБК на 10 сентября составил 204,2 млн. литов (на 1 сентября – 156 млн. литов). Если ситуация не улучшится, то к 1 января 2000 года задолженность ГБК достигнет 200 млн. литов [[41]]

На 1 сентября дефицит бюджета «Содры» (ДФСС) в сумме с задолженностью за прошлый год составил 318 млн. литов. Краткосрочные и долгосрочные банковские долги «Содры», которые в настоящее время составляют более 208 млн. литов, растут, а сбор взносов сокращается. В первом полугодии в виде банковских процентов уплачено более 7 млн. литов. Банки Литвы уже отказываются одалживать «Содре» – в июне лишь один из пяти получивших предложение предоставить кредит банков – «Гансабанкас» – согласился одолжить 30 млн. литов под 13% годовых [[42]].

2.3.       Транспорт

С целью сокращения убытков от пассажирских перевозок АО «Летувос гяляжинкяляй» в сентябре-ноябре прекращает движение 16 поездов, а 10 маршрутов станут короче. В 1998 году убытки железных дорог от пассажирских перевозок достигли 96 млн. литов. За первое полугодие нынешнего года, по сравнению с тем же периодом прошлого года, убытки увеличились с 36 до 41 млн. литов [[43]].

За восемь месяцев (январь-август) объем железнодорожных грузоперевозок сократился и составил 19,4 млн. тонн, или на 6,4% меньше, чем в прошлом году. Поток международных грузоперевозок сократился на 3,6% (перевезено 16,3 млн. тонн), внутренних – 19% (3,1 млн. тонн). Объемы погрузок в Клайпедском порту за январь-август, по сравнению с тем же периодом прошлого года, снизились на 0,8% и составили 10,18 млн. тонн [[44]].

2.4.       Розничная торговля

За январь-июль розничная торговля сократилась на 12,6%. Сильнее всего сократился объем торговли текстильными товарами – на 54,1%. Объем торговли бытовыми электроприборами, радио – и телетоварами уменьшился на 31,7%, а продажа автомобилями – на 46,8%. В неспециализированных магазинах, где преобладают пищевые продукты и напитки, розничная торговля сократилась на 4,2%, в специализированных магазинах торговля мясными продуктами сократилась на 15,5%. Оборот ресторанов и других предприятий питания уменьшился на 3% [[45]].

2.5.       Банки

2 сентября правление Банка Литвы объявило о неплатежеспособности коммерческого банка «Литимпекс» и решило обратиться в суд по поводу возбуждения дела о банкротстве «Литимпекс» и аннулирования лицензии на деятельность банка. Решено также предложить Вильнюсскому окружному суду назначить администратором «Литимпекс» ЗАО «Валекса». По словам председателя БЛ Р.Шаркинаса, банк «Литимпекс» при отрицательном капитале не выполняет нормативы, ограничивающие риск деятельности банка по достаточности капитала, максимальной открытой позиции в иностранной валюте и цветных металлах. Наличные активы «Литимпекс» на 9,994 млн. литов меньше, чем обязательства, а с учетом других активов риск меньше, чем 13,708 млн. литов. По заверениям Р.Шаркинаса банкротство «Литимпекс» не повлияет на банковскую систему Литвы, и интересы вкладчиков будут сохранены, поскольку имущество банка составляет 2,2% имущества всей банковской системы. «Литимпекс» в конце июля владел 2,8% рынка кредитов Литвы и 1,1% рынка вкладов. В 1998 году банк получил 245 тыс. литов, а в первом полугодии нынешнего года – 104 тыс. литов прибыли. Вкладчики хранившие около 20 млн. литов в банке, получат свои деньги, поскольку их вклады застрахованы. В соответствии с законодательством в случае банкротства банка на 100% компенсируется вклад до 10 тыс. литов, на 90% – до 25 тыс. литов, на 70% – до 45 тыс. литов. Вклады в валюте ЕС и долларах США компенсируются соответственно на 10% меньше.

«Литимпекс», чтобы спасти свое финансовое положение активно искал иностранных инвесторов. Также изыскивал возможность объединения со Сбербанком, однако правительство, владеющее контрольным пакетом акций Сбербанка, на объединение банков не пошло. Банк «Литимпекс» подводили к банкротству, так как он не находил поддержки со стороны БЛ и правительства, законы Литвы не позволяют БЛ менять руководителей коммерческих банков, даже если их деятельность ведет к банкротству банка [[46]].

За январь-август прибыль литовских коммерческих банков составляла (млн. литов): «Вильняус банкас» – 46,58;                «Гермис» – 17,6; Литовский сельскохозяйственный банк – 9,44; ЛСБ – 8,4; «Снорас» – 4,7.

На конец августа выданы кредиты коммерческими банками (млн. литов): «Вильняус банкас» – 1,7; «Гермис» – 1,04; ЛС/ХБ – 0,98; ЛСБ – 1,33; «Снорас» – 0,19 [[47]].

Как прогнозируют финансовые эксперты, если через 2-3 года ЛСБ не приватизируется, то его тоже ждет банкротство.

2.6.       Долги

Эксперт по экономике М.Старкявичюте утверждает, что новое правительство Р.Паксаса продолжает порочную политику экс-правительства Г.Вагнорюса, что предпринимаемые правительством Р.Паксаса реформы всего лишь косметические. В этом году только на покрытие иностранных долгов потребуется 800 млн. долларов США, а на будущий год Литве предстоит вернуть иностранным кредиторам 700 млн. долларов, вместе с долгами энергетиков эта сумма может составить более миллиарда долларов. На покрытие дефицита бюджета Литве придется брать опять в долг. Однако банки Литвы уже не хотят давать правительству денег, очень скоро и иностранные банки проявят кредитное недоверие. Государственный долг Литвы составил в этом году 10,8363 млрд. литов и превысил бюджет страны и достиг установленной максимальной границы – 24% ВВП.

Согласно данным Министерства финансов, динамика роста государственного долга (млрд. литов):

1993 год – 1,7494

1994 год – 2,8111

1996 год – 7,3139

1997 год – 8,0774

1998 год – 9,6136 [[48]].

3.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА. КРИМИНАЛ

3.1.       Цены

По решению правительства с 1 января 2000 года на 26-35% подорожают почтовые услуги [[49]].

Вильнюсские теплосети не в состоянии взыскать деньги за поставляемую теплоэнергию. Население задолжало предприятию 14,3 млн. литов, бюджетные предприятия самоуправления – 14 млн., государственные бюджетные организации – 5 млн., предприятия – 34 млн. литов. В сложившейся ситуации Вильнюсским теплосетям сложно подготовиться к предстоящей зиме. Ситуация осложняется еще и тем, что цены на мазут растут. Тем не менее, теплосети обещают не повышать цены на тепло населению [[50]].

В преддверии выборов в самоуправления и Сейм правящая партия консерваторов не желает злить избирателей изменениями законов, позволяющих облегчить финансовое положение «Содры» и не спешит с принятием поправок, позволяющие не выплачивать работающим пенсионерам пенсию в полном объеме. Правительство Р.Паксаса сейчас рассматривает план не повышать базовую пенсию с 138 литов до 158. Кроме того, структура выплат пенсий, вызывающая удивление экспертов, остается без изменений, по две пенсии в Литве получают 155 тыс. 930 человек, по три – 11 тыс. 182 человека, а по четыре – 1 тыс. 113 человек. «Льготный» список вообще настолько раздут, что из социального фонда получают деньги в общей сложности почти половина населения Литвы – 1,5 млн. Это на 15-20% больше, чем в странах ЕС. Средняя пенсия в Литве в настоящее время составляет 314 литов, которая не позволяет людям удовлетворять минимальные потребности [[51]].

3.2.       Пикеты

14 сентября у здания Сейма Союз рабочих Литвы (СРЛ) организовал пикет инвалидов труда. Пикетчики требовали дополнить принятый 1 июля 1997 года временный закон о возмещении ущерба вследствие несчастного случая на работе или профессионального заболевания положением о том, что государство принимает на себя обязанность по выплате компенсаций. Инвалиды труда требовали также, чтобы размер компенсации утратившим трудоспособность ввиду профессионального заболевания рабочим зависел не от суммы доходов за последний год работы, а от степени профзаболевания. Кроме того, пикетчики требовали скорейшего принятия законов о страховании здоровья от несчастного случая и о гарантийном фонде [[52]].

3.3.       Наркотики

1 сентября сотрудниками полиции, прокуратуры и бойцами «Араса» были задержаны четыре торговца марихуаной и два покупателя наркотиков. Продавцы принадлежали к преступной группировке «науйейи арбатиняй» (новые чайники), члены которой занимаются сбытом наркотиков в Клайпеде и других городах северной Литвы. Было конфисковано 6 кг 75 грамм марихуаны [[53]].

По сведениям «Республики», Литву, как пункт транзита наркотиков из Южной Америки в Западную Европу, зондирует одна из крупнейших мировых мафиозных группировок – «кальский картель» [[54]].

По данным МВД, за последние четыре года значительно возросла преступность, связанная с наркотиками. В 1998 году в Литве было конфисковано 49 литров экстракта опиума, более 1,5 тонны маковых головок и стебельков, а также большое количество других различных наркотиков. В Литву наркотики поступают из стран Ближнего Востока и Средней Азии, западных стран. Наркотики транзитом через Литву транспортируются в Скандинавские страны, Россию и Германию. В 1998 году в Литве было зарегистрировано 2862 лица, страдающих наркоманией. Подавляющее большинство – мужчины (81,1%). Самое большое число наркоманов на 1000 человек зарегистрировано в Висагинасе, Клайпеде и Друскининкай. Сравнение результатов употребления наркотических средств подростками с данными европейских стран показало, что Литва занимает второе место после Польши [[55]].

4.    ЭТНОС. КУЛЬТУРА. ЦЕРКОВЬ. СМИ

4.1.       Еврейская община в Литве

23 сентября в Литве отмечается День геноцида евреев. По мнению председателя парламентского комитета по правам человека Э.Зингериса, памятником погибшим и истинным судом над военными преступниками было бы восстановление фрагмента исторического гетто в Вильнюсе [[56]].

4.2.       Школа

Министерство науки и образования, наконец, решилось ввести в этом году десятилетнею систему обучения в основных школах. Кроме того, в 2000 году планируется профилировать среднее образование, поэтому учащиеся, намеренные окончить все двенадцать классов, уже смогут выбрать, какие предметы изучать, а не зубрить все подряд [[57]].

Правительство согласилось выдать лицензию на открытие в Каунасе Международной высшей школы управления (МВШУ) Норвежского института управления. Это будет первая негосударственная высшая школа в Литве, которой владеет международный консорциум [[58]].

Академия наук Литвы опасается, что из-за экономии средств бюджета могут пострадать наука и образование. АН Литвы возражает против намерений укрупнить высшие школы, присоединить государственные научные институты к университетам [[59]].

4.3.       Национальная школа

Представитель фракции ИАПЛ (Избирательная Акция поляков Литвы) парламентарий Ян Минцевич утверждает, что в Литве по-прежнему игнорируются проблемы польских школ, что власти Литвы продолжают проводить политику дискриминации. Ян Минцевич отмечает, что не была удовлетворена просьба 25 тыс. родителей учеников польских школ оставить экзамен по польскому языку в польских школах обязательным. «Дискриминация школ Восточной Литвы проявляется уже в их подчиненности не располагающим средствами самоуправлениям. Между тем литовские школы находятся в ведении уездной администрации», – подчеркивает Я.Минцевич. Я.Минцевич привел примеры, что, например, Шальчининкский район не получил 713 тыс. литов, выделенных из бюджета на нужды образования, что на строительство литовских школ средств хватает, их возводят и планируют открывать там, где они в общем-то не нужны, например, в Лаворишкес Вильнюсского района, тогда как польская школа им. Иоанна-Павла 11 в Вильнюсе переполнена, но средств на пристройку не находится. Я.Минцевич упрекает, что в этом году ни один учебник для польских школ не только не издан, но даже не включен в издательские планы. Учебники для польских школ стоят дороже литовских [[60]].

Пятилетняя борьба за русскую школу им. М.Добужинского, которой исполняется 45 лет, перешла в психологическую фазу. По приказу Вильнюсского городского отдела образования 130 старшеклассников (шесть классов) литовской средней школы им. С.Даукантаса были переведены в полупустые помещения школы Добужинского 30 августа. Более того, хотя на конкурс на вакансию директора школы им. М.Добужинского подали 6 кандидатов, отделом образования 30 августа был назначен директором «объединенной» школы Дионизас Миткус, не имеющий даже квалификации руководителя [[61]].

В государственных и негосударственных общеобразовательных школах в Литве в этом новом учебном году будут учиться около 580 тыс. школьников. В первый класс пришли более 55 тыс. ребят. Однако прогнозируется, что более 1000 детей не будут посещать школу в 1999 году [[62]].

Число учеников литовских школ (%):

1990 год – 79

1992 год – 82

1995 год – 84

1998 год – 86

4.4.       СМИ

Ассоциация Литовского радио и телевидения поддерживает Литовское радио и телевидение (ЛРТВ), испытывающего финансовые трудности, которое в связи с этим обратилось к Сейму с просьбой как можно скорее ввести абонентную плату за ЛРТВ. В обращении ЛРТВ к Сейму напоминается, что введение абонентной платы закреплено в законе о СМИ. Обращение подписали руководители ЛРТВ, ТВ Балтии, ЛНК, ТВ-3, радиостанций М-I, «М-I Плюс», «Летус», «Радиоцентрас», «Пукас» [[63]].

Структура телевизионной аудитории Литвы за месяц (с 14 июля по 10 августа) (%): ТВ-Вильнюс/ТВ-6 – 3,5; ЛТВ – 17,6; ТВ-3 – 25,1; кабельное – 4,2; ТВ Балтия – 17; ЛНК – 25,9.

Телевизионная аудитория по возрастным категориям, % [[64]].

 

Таблица 1

 

20-29 лет

30-39 лет

ТВ-Вильнюс/ТВ-6

16

18

ТВ Балтия

19

19

ТВ-3

17

17

ЛНК

18

17

ЛТВ

14

17

 

1.1.       Экология

На прошедшей в Варшаве сессии Международной комиссии по рыболовству в Балтийском море утверждены допустимые квоты на лов трески, салаки, лосося на 2000 год – они будут меньше, поскольку необходимо восстановить популяции этих видов рыб [[65]].

2.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

2.1.       Отношения с Западом и странами Балтии

2.1.1.      Отношения с НАТО и ЕС

1 сентября правительство Литвы утвердило программу подготовки страны к членству в НАТО. Программа будет представлена в Брюсселе и, как надеется Литва, активизирует и конкретизирует совместные усилия Литвы и НАТО по подготовке к членству в альянсе [[66]].

В ходе дискуссии за круглым столом, который в президентуре провели представители Литвы и Великобритании, редактор отдела международных новостей газеты «Файненшл Таймс» К.Пилс заявил, что Литве не нужно стремиться в ЕС, а лучше пользоваться льготами, которые предоставляют кандидатам [[67]].

2.1.2.      Литва и Италия

27 сентября, прибывший в Литву государственный прокурор Италии по борьбе с мафией Пьер Луиджи Винья заметил, что пока не замечено близких связей итальянской мафии и литовского преступного мира, однако уже есть несколько конкретных дел в расследовании которых необходимо сотрудничество итальянской и литовской сторон. В Вильнюсе было подписано соглашение о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью между генеральной прокуратурой Литвы и итальянским национальным директоратом по борьбе с мафией [[68]].

2.1.3.      Литва и Чехия

21 сентября в Праге встретились президенты Литвы и Чехии В.Адамкус и В.Гавел. Вацлав Гавел подтвердил, что Чехия поддержит Литву в стремлении войти в НАТО и ЕС. Чехия является вторым зарубежным партнером Литвы в Центральной Европе, уступая только Польше, однако, торговый баланс Литвы и Чехии отрицательный. Чешских товаров в Литву ввозят почти в 5 раз больше, чем литовских в Чехию. За первое полугодие этого года в Литву ввезено чешских товаров почти на 37 млн. долларов, а литовских в Чехию – на 8 млн. долларов [[69]].

2.1.4.      Литва и Латвия

6 сентября Литву с официальным визитом посетила президент Латвии Вайра Вике-Фрейберг. Как раз перед встречей президентов Литвы и Латвии из Риги поступило сообщение, что комиссия по вопросам хозяйства, окружающей среды, аграрной и региональной политики Сейма Латвии не согласна с договором о морской границе, латвийские политики оценили договор о морской границе как ущемляющий интересы Латвии. Однако президент Латвии выразила уверенность, что решение латвийской парламентской комиссии «не станет помехой» в ратификации договора о морской границе [[70]].

2.2.       Отношения с Россией, Беларусью и СНГ

2.2.1.      Литва и Россия

«Stella Yitae», импортирующая более половина газа, потребляемого в Литве не может заплатить «Газпрому» 27,2 млн.литов, так как «Летувос дуес», энергетическая компания «Летувос энергия» и «Кауно энергия» задолжали ей самой 34 млн.литов. Российский концерн «Газпром» предупредил Литву, что если задолжность не будет ликвидирована, то «Stella Yitae», посредничающая в продаже газа литовским компаниям, вообще не получит газа [[71]].

В этом году стали намечаться первые признаки оживления торговли с Россией. По сравнению с прошлым 1998 годом, экспорт Литвы уменьшился примерно на 23,8%, а импорт – на 20%. Наибольший спад был в январе и феврале с.г. Но уже в июле зафиксировано, что на 3% увеличился. Сейчас Россия вновь занимает первые позиции в экспорте Литвы после Германии. Согласно статистическим данным импорта и экспорта в млн. литов [[72]]:

 

Таблица 2

 

Импорт

Экспорт

1998 год

11068,6

6999,7

1999 год

13837,2

9191,7

 

2.2.2.      Литва и Беларусь

Подписан график погашения задолжности Беларуси перед Литвой за электроэнергию. График подписали президент «Белэнерго» В.Герасимов и глава «Балтик-СГЭМ» С.Ошеровскийц. График предусматривает погашение долга перед «Летувос энергия» в размере 88,3 млн. долларов (353 млн. литов) в течение шести месяцев. Но литовскую сторону не удовлетворяет предложение поставлять в счет оплаты долга ядерное топливо и оборудование для строительства Круонисской гидроаккумулирующей станции. Сумма этих предложений составляет 36 млн. долларов [[73]].

Посол Беларуси в Литве В.Гаркун заявил, что пребывание в Литве председателя разогнанного ВС Беларуси С.Шарецкого, провозгласившего себя законным руководителем государства Беларусь, «сильно не повредило отношениям двух стран, но и не улучшило их» [[74]].

2.2.3.      Литва и СНГ

11-12 сентября в Ялте прошла конференция руководителей 22 государств регионов Балтийского и Черного морей. Президент Литвы В.Адамкус на этой конференции высказал мысль, что с целью единения стран Балтийского и Черного моря создается новое образование, начинающее от берегов Скандинавии и заканчивающееся у Черного моря. Это значительное политическое событие, потому что такое объединение представляют более 100 млн. человек. «В политическом смысле эта такая структура, с которой остальным придется считаться», – заявил В.Адамкус [[75]].



Источники

[1]. А.Даунела. Американцы смогут получить...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 10 сентября.

[2]. А.Даугела. Оппозиция критикует... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 16 сентября.

[3]. А.Даугела. Поставщики российской нефти...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 29 сентября.

[4]. А.Даугела. Договоров...не будет // Республика. – Вильнюс, 1999. – 30 сентября.

[5]. А.Даугела. Энергетическая стратегия...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 30 сентября.

[6]. БНС. Р.Агинтас. Политикам придется... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 13 сентября.

[7]. BNS. Piuvis «Iusu nuomone // Veidas – Vilnius, 1999. – №36. –9-15 сентября.

[8]. БНС. Сейм благословляет ... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 30 сентября.

[9]. «Неделя» // ТВ. – Вильнюс, 1999. – 24 сентября.

[10]. А.Бачюлис. Президент представил... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 15 сентября.

[11]. Zmones isimena... // Veidas – Vilnius, 1999. – №36. – 9-15 сентября.

[12]. БНС. Р.Агинтас. Радикалы противятся...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 28 сентября.

[13]. А.Кашета. Возобновлена пропаганда // Республика. – Вильнюс, 1999. – 15 сентября.

[14]. Осуждает // Республика. – Вильнюс, 1999. – 29 сентября.

[15]. БНС. Накануне выборов...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 14 сентября.

[16]. Единомышленники // Республика. – Вильнюс, 1999. – 16 сентября.

[17]. БНС. Социал-либералы призывают...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 13 сентября.

[18]. Р.Агимантас. Центристы собираются ...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 27 сентября.

[19]. «Panorama» // LNK TV. – 1999. – 17 сентября.

[20]. Месть Республика. – Вильнюс, 1999. – 23 сентября.

[21]. А.Каралюнас. Союз шаулисов ... // Летувос ритас. – Вильнюс, 1999. – 17-24 сентября.

[22]. А.Бачюлис. Премьер...знает...бюрократов // Республика. – Вильнюс, 1999. – 22 августа.

[23]. 100 дней, ...не потрясли // Республика. – Вильнюс, 1999. – 20 сентября.

[24]. ЭЛЬТА. Правительство...укротит бюрократию // Республика. – Вильнюс, 1999. – 22 сентября.

[25]. Л.Чеснене. К премьеру ... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 22 сентября.

[26]. А.Довилас. Правительство установило... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 30 сентября.

[27]. БНС. Литва возвращается... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 30 сентября.

[28]. БНС. ЭЛЬТА. Министр финансов уволил... // Республика. – 1999. – 17 сентября

[29]. ЭЛЬТА. Правительство озаботилось...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 20 сентября

[30]. ЭЛЬТА. Планируется ограничить...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 29 сентября.

[31]. Здоровье А.Лилейкиса...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 10 сентября.

[32]. БНС. Генпрокуратура Литвы...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 16 сентября.

[33]. БНС. Э.Зурофф осуждает // Республика. – Вильнюс, 1999. – 13 сентября.

[34]. ЭЛЬТА. Временному... предложено... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 16 сентября.

[35]. БНС. Литва усилит охрану... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 20 сентября.

[36]. А.Жилюкас. После университета...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 22 сентября.

[37]. «Prognozes vel prasteia //Veidas – Vilnius, 1999. – №37. – 16-22 сентября.

[38]. БНС....прогнозы МВФ...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 24 сентября.

[39]. Госбюджет...недополучил... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 21 сентября.

[40]. Страховая акробатика // Республика. – Вильнюс, 1999. – 27 сентября.

[41]. БНС. Дефицит бюджета...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 17 сентября.

[42]. Финансовое положение «Содры»... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 10 сентября.

[43]. ЭЛЬТА. Летувос гяляжинкяляй...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 15 сентября.

[44]. БНС. Клайпедский порт... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 24 сентября.

[45]. В.Гирюнас. Объем торговли...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 22 сентября.

[46]. БНС. В.Данилявичюте... процедура банкротства... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 3 сентября.

[47]. Piuvis // Veidas – Vilnius, 1999. – №35. – 2-8 сентября.

[48]. А.Даугис...вернуть внешние долги... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 29 сентября.

[49]. Подорожают // Республика. – Вильнюс, 1999. – 2 сентября.

[50]. А.Мартяцкайте... положение, теплосетей ..// Республика. – Вильнюс, 1999. – 21 сентября.

[51]. P.Tamulionis, «pensininkai, «Sodra» // Lietuvos vytas – Vilnius, 1999. – 21 сентября.

[52]. БНС. Инвалиды труда требуют ...// Республика. – Вильнюс, 1999. –14 сентября.

[53]. С.Аксомайтис. Новые чайники... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 3 сентября.

[54]. Литва в международном наркобизнесе // Республика. – Вильнюс, 1999. – 6 сентября.

[55]. В.Намавичюс. Правительство призывает... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 7 сентября.

[56]. Память // Республика. – Вильнюс, 1999. – 23 сентября.

[57]. Нынешний учебный год...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 1 сентября.

[58]. ЭЛЬТА....высшую школу открывают...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 9 сентября.

[59]. ЭЛЬТА....может пострадать наука // Республика. – Вильнюс, 1999. – 17 сентября.

[60]. ЭЛЬТА. ...поляков в Литве дискриминируют // Летувос ритас. – Вильнюс, 1999. – 10-17 сентября.

[61]. Скандал состоялся // Летувос ритас. – 1999. – 3-10 сентября.

[62]. 1 сентября – семь новоселий // Республика. – Вильнюс, 1999. – 1 сентября.

[63]. БНС. Руководители телерадиостанций ...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 9 сентября.

[64]. R.Stankute, Televizijose Baigiausi ...//Veidas – Vilnius, 1999. – №36. – 9-15 сентября.

[65]. Рыболовам // Республика. – Вильнюс, 1999. – 14 сентября.

[66]. НАТО // Республика. – Вильнюс, 1999. – 2 сентября.

[67]. Идея // Республика. – Вильнюс, 1999. – 8 сентября.

[68]. А.Бачюлис. Литва договорилась с Италией ...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 28 сентября.

[69]. ЭЛЬТА. Г.Марцинкявичюс. Из Праги В.Адамкус... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 22 сентября.

[70]. А.Бачюлис. Парламентарии Латвии... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 8 сентября.

[71]. БНС. «Газпром»... угрожает...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 16 сентября.

[72]. Piuvis, 'Ftgyja prekyba' // Veidas – Vilnius, 1999. – №37. –16-22 сентября.

[73]. ...погашение задолженности ...// Республика. – Вильнюс, 1999. – 20 сентября.

[74]. Саударгасу // Республика. – Вильнюс, 1999. – 20 сентября.

[75]. А.Жилюкас. После конференции... // Республика. – Вильнюс, 1999. – 13 сентября.