Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Латвия

Майя Иткина

ЛАТВИЙСКая РЕСПУБЛИКа

в августе-сентябре 1999 года

Новое правительство начало свою деятельность с поправок в закон о пенсиях, которые вызвали возмущенную реакцию общества. Новым президентом Латвии стала Вайра Вике-Фрейберга. Приватизация латвийского пароходства стала причиной острых дискуссия в политических кругах. Ликвидирован Рижский авиационный университет. Уголовное дело о детской порнографии затрагивает репутацию известных бизнесменов и политиков.

1.    Внутренняя политика

1.1.       Правительство

1.1.1.      Формирование нового кабинета

15 июля с.г. в Латвии было сформировано новое правительство из представителей трех партий: Народной партии (НП), партии «Латвияс цельш» (Латвийский путь – ЛП), ОС/ДННЛ (Отечеству и свободе/Движение за национальную независимость Латвии). Правительство возглавил создатель и лидер НП, один из самых богатых людей в Латвии, владелец контрольного пакета акций концерна «Аве Лат» (пищеобрабатывающая промышленность) Андрис Шкеле, который уже дважды (в 1995 и 1996 гг.) возглавлял латвийское правительство.

Прошлое правительство Латвии состояло из представителей ЛП, ОС/ДННЛ, Новой партии и социал-демократов. ЛП практически без боя сдал своего премьера Вилиса Криштопанса и остался в правящей коалиции, получив пять министерских постов. Новая партия не была приглашена в правительство и ушла в оппозицию. Социал-демократы также выбыли из правительственной коалиции, так как они традиционно находятся в очень плохих отношениях с лидером НП А.Шкеле.

Социал-демократы были недовольны своим более чем скромным участием в правительстве В.Криштопанса (один пост министра и пост государственного министра). Их лидер Ю.Боярс (он не является депутатом Сейма) предпринял самые активные попытки провести в президентский дворец, как ему казалось, своего человека Вайру Вике-Фрейбергу. И затем, воспользовавшись результатами голосования в Сейме по ее кандидатуре, «свалить» правительство, возглавляемое социал-демократов, не оправдались. Они потеряли и то немногое влияние, которое имели в правительстве В.Криштопанса.

Сложившуюся в настоящее время правительственную коалицию можно охарактеризовать как правоцентристскую.

Для обывателя уход В.Криштопанса с поста премьер-министра был неожиданностью. Впоследствии в печати появились разные версии о причинах этой отставки.

Первая версия: ЛП легко отказался от поста главы правительства, так как не хотел нести ответственности за плачевное состояние экономики, государственного бюджета и финансов [[1]].

Версия вторая: по слухам могущественный мэр Вентспилса, возглавляющий в Латвии нефтяной транзитный бизнес, Айвар Лембергс финансировал избирательную кампанию ЛП и выдвинул условие, чтобы премьером был только В.Криштопанс. В.Криштопанс вынужден был уйти, так как лидеры ЛП взбунтовались против его зависимости [[2]].

Версия третья: сам В.Криштопанс в телеинтервью фактически признал, что его кабинет пал жертвой приватизации латвийского пароходства («Латвияс кугниециба») [[3]].

В декларации о работе нового кабинета министров были сформулированы следующие приоритеты:

1) преодолеть кризис народного хозяйства и финансовый кризис, добиться долгосрочного и сбалансированного экономического подъема государства.

2) обеспечить условия для сохранения и развития латышского языка и культуры.

3) создать конкурентоспособную систему образования.

4) обеспечить вхождение Латвии в Европейское сообщество и НАТО и эффективную государственную внешнюю политику.

5) нанести решительный удар коррупции и преступности.

6) предотвратить крах пенсионной системы и добиться ее эффективного функционирования.

7) сформировать экономное и эффективное управление государством и самоуправлениями.

8) сформировать четкую сельскохозяйственную политику и реальную конкурентоспособность сельского хозяйства.

9) завершить приватизацию.

10) преодолеть демографический кризис и формировать условия для существования здоровой и крепкой семьи.

11) перейти на принцип тотальной защиты государства в военной сфере.

12) обеспечить условия для формирования гражданского общества.

Во внутренней политике Латвии в прошедшем месяце можно выделить следующие основные проблемы:

– борьба вокруг поправок к закону о пенсиях и другим законам в социальной сфере.

– борьба вокруг приватизации латвийского пароходства и других крупных экономических объектов.

– попытки реформировать систему образования.

– полемика вокруг реформы самоуправлений.

– подготовка к принятию бюджета на 2000 год.

Свою деятельность правительство А.Шкеле начало с резкой критики правительства В.Криштопанса, которое обвинялось в том, что страна доведена до состояния экономического и финансового кризиса. Одним из главных проявлений этого кризиса правительство считает огромный, по его утверждениям, дефицит социального бюджета (примерно 30 млн. латов). Два-три года назад, будучи премьер-министром, А.Шкеле первым подхватил и воплощал в жизнь идею бездефицитного государственного бюджета. Эту идею он упорно пытается реализовать и сейчас. Между тем, ее реализация в экономически слабой стране, какой сегодня является Латвия, представляется весьма сомнительной.

1.1.2.      Прогноз

Возможна ли скорая отставка правительства А.Шкеле?

К отставке правительства могут привести:

1. традиционно, бюджет.

2. приватизация вообще.

3. принятие очередной версии закона о госязыке.

4. передел сфер влияния на уже приватизированных предприятиях.

Аргументы против отставки:

1. У А.Шкеле нет пока альтернативы союзу с ОС/ДННЛ.

2. Позиция новой партии относительно возможного союза с Народной партией пока не ясна.

3. Неизвестно, как среагировала бы президент на новый правительственный кризис. Возможно, объявила бы новые парламентские выборы.

4. В декабре на саммите в Хельсинки может быть принято решение о начале переговоров с Латвией о ее вступлении в Евросоюз. Правительственный кризис не способствовал бы позитивному решению этого вопроса [[4]].

1.1.3.      Поправки в закон о пенсиях и общественная реакция на них

Проблему дефицита в государственном бюджете правительство пытается решить за счет малообеспеченных групп населения: пенсионеров, студентов, безработных, учителей, мелких торговцев и др. За короткий срок оно предприняло активное наступление на интересы этих социальных слоев.

5 августа правящая правоцентристская коалиция в Сейме, не считаясь с возражениями и доводами оппозиции, проголосовала за поправки к закону «О бюджете 1999 года» и сопутствующие ему изменения в пакет законов о пенсиях, образовании, акцизе на азартные игры, табак, алкоголь и нефтепродукты.

Принятые Сеймом поправки к закону о пенсиях сводятся главным образом к следующему. За короткий срок предполагается увеличить возраст выхода на пенсию, как для мужчин, так и для женщин, до 62 лет. По подсчетам Латвийского объединения свободных профсоюзов в ближайшие 5 лет эта поправка коснется более, чем 90 тыс. человек. Не выплачивать пенсию тем работающим пенсионерам, которым она будет назначена после 1 января 2000 года. Тем работающим пенсионерам, которые уже получают пенсию, выплачивать ее только в тех случаях, когда она не превышает 60 латов в месяц. Если это пенсия по инвалидности, то 70 латов (особенно жестокая поправка). Эти поправки противоречат 106, 107 и 109 статьям латвийской конституции. Всего в Латвии 70 тысяч работающих пенсионеров, пенсия превышает 60 латов примерно у 15 тысяч из них.

С 1 января 2000 года женщины теряют возможность досрочно выходить на пенсию. Эта поправка касается почти 10 тысяч женщин, которые в 2000 году достигнут 55 лет. В ближайшие 5 лет эта поправка затронет интересы 52 тыс. женщин. Пенсионеры старше 80 лет лишаются 10%-ой надбавки к пенсии.

Вводятся новые правила индексации пенсий, в результате которых только в 2000 году каждый из 647,9 тыс. пенсионеров потеряет в среднем 25,42 латов.

По расчетам правительства, с введением этих поправок в текущем году будет сэкономлено 4,3 млн. латов, а в будущем году – 44,5 млн. латов.

В интервью газете «Час» представитель фракции «За ПЧЕЛ» (За права человека в единой Латвии) С.Долгополов сообщил, что независимые эксперты считают эти цифры завышенными. По их мнению, реальная экономия от поправок к закону о пенсиях составит 7,08 млн. латов. В сравнении с прогнозируемым дефицитом бюджета свыше 100 млн. латов, это ничтожная сумма. Фракция «За ПЧЕЛ» считает, что есть немало неиспользованных источников реального пополнения социального бюджета.

В газете «Республика» 8 сентября было опубликовано альтернативное мнение доктора экономических наук, профессора И.Киртовского на эту проблему. Основной фискальный дефицит всего сводного бюджета страны (122 млн. латов) не более, чем на одну треть зависит от дефицита фонда социального страхования. Сбор социального налога в этом году идет более или менее нормально. Самый большой недобор в государственный бюджет идет по другим статьям и, в частности, по тому, «что приватизацию политики совместно с правительством просто провалили».

По его мнению, главная причина дефицита социального бюджета объясняется тем, что в прошлом году, накануне выборов, в популистских целях и в угоду высокооплачиваемым пенсионерам, были приняты поправки, которые дали возможность примерно 15 тыс. пенсионеров существенно повысить пенсии. Он считает, что нужно было отменить эти поправки, установить потолок получаемой пенсии до улучшения экономической ситуации в стране, а также отказаться от применяемой правительством практики раздачи льгот и отсрочек по налогу социального страхования.

Но политики виновными в дефиците бюджета себя не признают: «Во всем винят Россию ее кризисами, а не разрушения собственной политикой промышленности и постоянное многолетнее требование к латвийским бизнесменам поскорее уйти с российского рынка».

По мнению проф. И.Киртовского, правительство и, в первую очередь, А.Шкеле упорно держатся за поправки к закону о пенсиях не из-за дефицита социального бюджета. Главная причина – это стремление угодить МВФ и Всемирному банку в желании получить кредиты. Кроме того, все происходит накануне декабрьского саммита ЕС в Финляндии, где будет решаться вопрос о начале переговоров о вступлении Латвии. В Европе на пенсию выходят в 65 лет. Если Латвия желает войти в европейское сообщество, то она должна будет подчиниться этому требованию. «Но при реформе пенсионного дела нельзя забыть о бедности основной массы населения. Для радикального решения пенсионной проблемы правительству надо содействовать развитию производства, созданию новых рабочих мест, что приведет к увеличению налоговой базы в стране» [[5]].

Поправки к закону о пенсиях вызвали в обществе взрыв возмущения. 35 депутатов Сейма от оппозиции, используя данное им конституцией право, приостановили вступление закона в силу и предложили провести по этому закону референдум. Сбор подписей за проведение референдума начался 6 сентября и продолжится до 5 октября включительно. Чтобы референдум состоялся, должно быть собрано несколько более 134 000 подписей граждан Латвии (10% от общего числа избирателей). К сбору подписей призывают не только оппозиционные партии Сейма, но и в первую очередь Латвийское объединение свободных профсоюзов, политическое объединение малоимущих и более 10 других общественных организаций. К концу сентября было собрано 60% требуемого количества подписей. Вопреки предварительным оптимистическим прогнозам некоторых политиков, требуемое для проведения референдума количество подписей вряд ли будет собрано.

Выступая против референдума, правительство и А.Шкеле не постеснялись прибегнуть к грубому шантажу, запугиванию и противопоставлению одних групп населения другим.

Так, министр финансов Эдмунде Крастиньш заявлял, что если придется тратить деньги на сбор подписей и референдум, то у правительства не будет 1 млн. латов на санацию Рижского коммерческого банка. Между тем, этим деньги давно заморожены на счету этого банка.

Премьер-министр А.Шкеле утверждал, что закон затронет интересы небольшого числа людей, и правительство не может из-за 15 тыс. работающих пенсионеров рисковать пенсий остальных 633 тысяч. Он пугал пенсионеров перспективой в случае отмены поправок к закону о пенсиях резко снизить пенсии всем.

Однако общественное мнение сделало свое дело. Свои угрозы резко снизить пенсии А.Шкеле по существу отозвал. В мае 2000 года он обещал индексацию пенсий.

По существу все партии правящей коалиции признали, что столь поспешное принятие поправок к закону о пенсиях было политической ошибкой. Признали и неточность, недобросовестность некоторых расчетов. Так, чиновники рассчитали, что прекращение выплат пенсий работающим пенсионерам, получающим пенсию свыше 60 латов, даст 13,2 млн. латов экономии. Они исходили из неверного предположения, что работающие пенсионеры выберут работу и откажутся от пенсии. Между тем опыт 1992 года, когда работающим пенсионерам прекратили выплачивать пенсии (выплата была возобновлена при правительстве А.Шкеле в 1996 году) показал, что в такой ситуации большинство работающих пенсионеров выбирает пенсию. Не дожидаясь конца сбора подписей за референдум, депутаты Сейма создали комиссию из представителей всех фракций для поиска более мягкого, компромиссного варианта поправок к закону о пенсиях. 29 сентября на пленарном заседании Сейма такие поправки в первом чтении были приняты. Они отменяют запрет для женщин досрочно выходить на пенсию и смягчают условия сохранения пенсии для работающих пенсионеров (работающему пенсионеру разрешается получать пенсию до 60 латов в месяц).

1.1.4.      Приватизация

97% предприятий в Латвии уже приватизированы. Неприватизированными остались наиболее крупные объекты, имеющие стратегическое значение для экономики и сулящие большие прибыли (латвийское пароходство, «Вентспилс нафта», Латтелеком (51% акций этого предприятия принадлежат государству), «Латвияс газе», «Латлес», «Латвияс дзельзцельш» (Латвийская железная дорога)).

В этом месяце бушевали политические страсти вокруг приватизации пароходства. Приватизация пароходства откладывалась семь лет. Газета «Диена» от 5 августа опубликовала статью Элмара Витолиньша, директора юридического департамента ГАО «Латвияс Кугниесциба». Вкратце ее содержание сводится к следующему. Еще в 1996 году финансовое состояние пароходства было плачевным. Однако, вопреки прогнозам, предприятие встало на ноги и завершило 1998 году с прибылью. Сейчас это сильный конкурент на международном рынке морских перевозок, занимающий важную и стабильную долю этого рынка. Компания имеет хорошую репутацию у клиентов, накопила свободные денежные средства в размере более 40 млн. долларов США. Есть все условия для того, чтобы самостоятельно начать серьезную программу обновления флота. Э.Витолиньш считает неправильной практику, когда доходы от приватизации используются для латания дыр в бюджете и попросту проедаются.

По его мнению, главная задача приватизации «создание благоприятной среды для деятельности частного капитала в интересах развития народного хозяйства Латвии». Между тем, до сих пор «не проведено независимое и открытое исследование процесса приватизации и его результатов». «Решения, связанные с приватизацией ЛК, – пишет он, – принимаются в зависимости от расстановки политических сил и насущных проблем конкретного правительства. Мысль о приватизации не распространяется дальше желания продать его одному покупателю. Не четкая и обоснованная концепция приватизации, а политическая конъюнктура определяет ее ход и направление».

Лидеры всех партий, представленных в Сейме, также открыто признают, что на ход приватизации ЛК влияют крупные финансово-экономические группировки» [[6]].

Партнеры по коалиции по-разному видят передачу пароходства в частные руки. ОС/ДННЛ против приватизации ЛК по модели Латвийского агентства приватизации (ЛАП), предполагающей стратегического инвестора. Сам премьер А.Шкеле и министры его партии являются сторонниками продажи контрольного пакета акций ЛК стратегическому инвестору. Одним выгодна приватизация с привлечением сертификатов, другие сравнивают продажу 51% акций пароходства в руки одного инвестора с подарком этому инвестору, третьи, наоборот, утверждают, что только продажа акций за доллары в одни руки поможет скорейшему развитию ЛК. Но есть и те, кто считает целесообразным отложить приватизацию на год-два.

В первой половине сентября правительство трижды обсуждало условия приватизации ЛК. Возник конфликт между министром экономики В.Макаровым, который по должности является председателем совета ЛАП и генеральным директором ЛАП Янисом Наглисом. В.Макаров произвел кое-какие персональные перестановки в правлении ЛАП. Он выступил также с заявлением, что не согласен с правилами приватизации, разработанными ЛАП.

В какой-то момент В.Макаров едва не спровоцировал правительственный кризис.
«Все скандалы во всех правительствах независимой Латвии происходят на почве приватизации крупных госпредприятий...Как мы помним, развал правительства Криштопанса тоже начинался из-за проблем с министром экономики – тогда это был А.Шлесерс» [[7]].

В начале сентября В.Макаров публично заявил, что попытка предыдущей приватизации ЛК была совершена с помощью взятки в 8-10 млн. латов. При этом министр не сказал, кто и кому давал такие деньги. Реакцией на такое заявление Макарова было высказывание в прессе премьера А.Шкеле, что г-н Макаров «не может, обеспечить приватизацию даже тех предприятий, акции которых котируются на бирже» и предупредил, что, если министр экономики и дальше будет не в состоянии решить вопрос приватизации ЛК «придется принять меры».

Эти слова министр экономики В.Макаров расценил как угрозу сместить его с должности и во вторник, 7 сентября, перед заседанием правительства неожиданно заявил, что на него оказывается давление и он, если оно продолжится, готов уйти со своего поста. Потом он вручил А.Шкеле письменное сообщение о предполагаемой взятке. А.Шкеле передал заявление в генпрокуратуру. По словам А.Шкеле, никаких конкретных фактов в нем не было. Это, в сущности, подтвердил и сам В.Макаров в своем интервью газете «Ригас Балсс» (на латышском языке), опубликованном 13 сентября. Лидеры партии ОС/ДННЛ встали горой за своего министра. М.Гринблашс (председатель партии) открыто заявил, что «отечественники» в случае попытки отправить их министра в отставку могут выйти из правительственной коалиции. Премьер А.Шкеле предпочел не обострять ситуацию и оставил Макаров на его посту.

Газета «Республика» 20 сентября опубликовала статью Н.Ринкиса «Предчувствие политического кризиса», в которой автор анализирует причины едва не разразившегося правительственного кризиса. По его мнению, громкий публичный конфликт между премьер-министром и министром экономики свидетельствует о том, что, включив в декларацию кабинета министров задачу «завершить приватизацию», партии правящей коалиции не договорились, как это сделать. Он считает, что в этой истории много непонятного. Не вполне понятно, зачем именно ОС/ДННЛ затягивать срок приватизации ЛК, торпедируя, таким образом, госбюджет (для покрытия образовавшейся «дыры» правительство намеревается выпустить евробонды на сумму 75 млн. евро – это 50 млн. латов). Ни у кого нет сомнений, – считает Н.Ринкис, что в ЛАП ОС/ДННЛ сегодня заказывает музыку. «Если бы А.Шкеле мог, то он бы уже давно избавился от потерявших чувство меры и реальности политиков ОС/ДННЛ. А не может он потому, что на сегодняшний день нет альтернативы».

Представляется убедительным мнение Н.Ринкиса относительно будущей приватизации Латвэнерго. Сейчас, – пишет он, – даже трудно представить, что будет, когда дело дойдет до реальной приватизации «Латвэнерго» – объекта, с экономической точки зрения, гораздо более привлекательного, чем пароходство».

10 сентября совет и правление ЛАП приняли, наконец, новые правила приватизации ЛК. В.Макаров в интервью газете «Ригас Балсс» так комментирует это решение [[8]].

Он рассматривает это решение как определенный компромисс, на который «отечественники» вынуждены были пойти. Он считает положительным фактом, что первоначальная цена одной акции ЛК определена в 51 сантим вместо предполагаемых ранее 44 сантимов. Он считает также положительным, что приватизацию предполагается проводить открыто, без предварительного отбора претендентов. 34% от продажи акций предполагается перечислить в государственный бюджет, 10% – в фонд социальных гарантий неплатежеспособных предприятий. 20 млн. акций будут отданы в пенсионный фонд и со временем, когда котировка акций возрастет, они смогут не только покрыть дефицит социального бюджета, но и приносить прибыль. 15% акций будут реализованы за сертификаты среди всех жителей Латвии, 6% – за сертификаты бывших работников ЛК. Если удастся продать ЛК за цену, назначенную советом и правлением ЛАП, то латвийское государство получит 45 млн. латов, которые сможет использовать для создания новых рабочих мест, строительства дорог и других целей.

Потенциальные инвесторы получили возможность ознакомиться с финансовым состоянием ЛК до 20 декабря с.г. Это означает, что даже если акции ЛК будут проданы, средства от их продажи в бюджет этого года еще не поступят, что увеличит его дефицит [[9]].

В газете «Диена» от 10 сентября появилось сообщение о разногласиях между генеральным директором ЛАП Янисом Наглисом и министром сообщений А.Горбуновым (ЛП) относительно приватизации «Латвияс дзельшцельш» (ЛД). А.Горбунов считает, что невозможно говорить о приватизации латвийской железной дороги до завершения ее реструктуризации. Я.Наглис считает, что в течение ближайших 2-3 лет ценность активов ЛД может значительно сократиться и приватизировать будет уже нечего. Дискуссия по этому вопросу будет продолжена.

36 депутатов Сейма подписались под законопроектом «О государственной стратегии в приватизации важных объектов». Была предпринята хоть и запоздалая, но попытка уберечь от «прихватизации» «Латвэнерго», «Латтелеком», «Латлес» и другие объекты. Но депутаты правящей коалиции этой инициативы депутатов от оппозиции 9 сентября на пленарном заседании Сейма не поддержали. Законопроект не попал даже на рассмотрение комиссий [[10]].

1.1.5.      Политика в сфере образования

Правительство рассматривает реформирование системы образования как одно из приоритетных направлений в своей деятельности и действительно развивает в этом направлении большую активность.

Из уст премьера А.Шкеле применительно к системе образования чаще всего слышатся два слова: реорганизация и оптимизация. Вслед за премьером о реорганизации и оптимизации говорит министр образования Силвия Голде (НП). По существу в системе образования происходит то же самое, что и в экономике – перераспределение ресурсов и сфер влияния. Процесс этот начался давно, и правительство А.Шкеле лишь продолжает его, используя зачастую волюнтаристские, административные методы.

12 августа кабинет министров принял решение о ликвидации Рижского Авиационного университета (бывший институт РКИИГА). Решение это было логическим завершением всех предыдущих решений Сейма относительно этого вуза. Официальная причина закрытия ГАУ: финансовые злоупотребления. Они действительно были беспрецедентными: систематические невыплаты зарплат преподавателям, незаконная коммерческая деятельность, махинации со средствами, полученными от студентов в качестве платы за обучение и т.д. Но все это происходило на глазах у латвийской общественности, и при желании правительство, министерство образования, правоохранительные органы могли положить этому конец и привлечь виновных к ответственности.

Фактические причины закрытия РАУ:

1) это был единственный в Латвии государственный вуз, в котором обучение осуществлялось по преимуществу на русском языке.

2) по некоторым техническим специальностям он составлял серьезную конкуренцию Рижскому техническому университету (РТУ) и Латвийскому университету (ЛУ).

3) этому вузу принадлежала большая недвижимость и техническое оборудование, которые РТУ и ЛУ непрочь были прибрать к рукам.

РТУ и ЛУ переняли некоторые учебные программы РАУ и, соответственно, часть его недвижимости. Студенты, которые учились в бюджетных группах РАУ, получили возможность продолжить образование в РТУ или ЛУ. На базе РАУ начал работать первый в Латвии частный технический вуз – институт транспорта и связи. На днях в нем с разрешения министерства образования начали учебу 800 студентов, хотя лицензии этот вуз еще не имеет.

Второе нашумевшее решение правительства в системе высшего образования – это решение объединить ЛУ и Латвийскую медицинскую академию (ЛМА). Решение было принято быстро, без учета мнений руководства вузов, преподавателей, студентов и вопреки их многочисленным протестам. В СМИ этот вопрос активно обсуждался 2 месяца.

Единственные доводы в пользу объединения были следующие: дублирование профессий и финансовые злоупотребления в ЛМА. Первый довод относится к возрожденному совсем недавно медицинскому факультету в ЛУ и созданному в прошлом году факультету социальных наук в ЛМА. Государственная служба доходов действительно обвиняет ЛМА в серьезных финансовых злоупотреблениях, руководство ЛМА эти обвинения отвергает. Но вряд ли это можно считать основанием для объединения, ведь в профессиональном и научном плане ЛМА имеет давние традиции.

Никаких других разумных доводов в пользу объединения ЛУ и ЛМА правительство так и не привело. Выступление министра С.Голде по этому вопросу перед сенатом университета закончилось скандально и полностью провалилось.

В одной из своих статей ректор ЛУ профессор Ю.Закис высказал предположение, что одной из подлинных причин решения правительства объединить ЛУ и ЛМА является стремление под предлогом реорганизации завладеть собственностью ЛУ – землей и многочисленной недвижимостью.

Дискуссия в обществе относительно объединения ЛУ и ЛМА продолжается, продолжаются и протесты. Например, недавно 1083 студента ЛМА выступили с заявлением, в котором просят приостановить объединение вузов.

Ректорат ЛУ категорически возражал против объединения ЛУ и ЛМА как равноправных партнеров, но потом, под давлением обстоятельств, вынужден был согласиться с присоединением ЛМА к ЛУ (несколько иной акцент этой акции).

Была создана и работает правительственная комиссия. В нее вошли представители министерства образования, министерства благосостояния, ЛУ, ЛМА и совета по высшему образованию. Эта комиссия должна была за кратчайший срок подготовить все необходимые документы, чтобы с 1 сентября начать процесс присоединения ЛМА к ЛУ. Предполагается на базе медицинского факультета ЛУ и ЛМА создать самостоятельное подразделение в составе ЛУ.

13 августа на пресс-конференции премьер А.Шкеле заявил, что Латвия не так богата, чтобы финансировать высшее образование. Он считает, что Латвии следует перейти на систему платного высшего образования и государственного кредитования студентов. После этой пресс-конференции А.Шкеле неоднократно отстаивал эту точку зрения. Помимо вышесказанного, он приводил такие доводы: уже сейчас лишь около половины студентов учатся в бюджетных группах, а более 50% платят за учебу. Надо всем, в том числе и детям из малообеспеченных семей, создать равные возможности.

16 сентября состоялась массовая акция латвийских студентов, которые протестовали против повсеместного введения с будущего учебного года платного высшего образования. А.Шкеле встретился с представителями студентов. Они договорились встречаться ежемесячно.

У них много разногласий, но есть три основных положения, по которым они пришли к соглашению:

а) надо всем молодым людям, независимо от их имущественного положения, обеспечить равные стартовые возможности для получения высшего образования.

б) надо улучшить систему кредитования студентов.

в) надо поощрять тех студентов, которые выбирают непопулярные, но нужные стране специальности и пойдут после окончания вузов на государственную службу.

Между тем, в соответствии с поправками к бюджету 1999 года на кредитование студентов вместо предполагавшихся ранее 7 млн. латов выделен только 1 млн. латов.

С этого учебного года вступил в силу новый закон об образовании. Согласно этому закону, всем школам с русским языком обучения, финансируемым государством или самоуправлениями, надо выбрать одну из 4-х разработанных министерством образования и науки моделей постепенного перехода обучения преимущественно на латышский язык. Процесс предполагается завершить к 2004 году. Эта норма с некоторыми ограничениями распространяется и на школы других национальных меньшинств.

Опубликованы результаты опроса, проведенного центром социологических исследований «Балтияс дату намс» Опрос проводился по заказу экспертов по государственному языку. Результаты опроса: только 35% учащихся школ с русским языком обучения поддерживают перевод образования на латышский язык. 65% опрошенных учащихся выступают против. Среди учителей русских школ перевод образования на латышский язык поддерживают 50% опрошенных. Среди родителей учащихся процент тех, кто поддерживает обучение русскоговорящих школьников на латышском языке, несколько выше, чем среди самих школьников [[11]].

Сейм принял поправку к статье 5, пункт 6 закона об общем образовании. Суть поправки в следующем. До сих пор кабинет министров имел право определять максимальное число учащихся в государственных школах и школах самоуправлений. Поправка заключается в том, что теперь кабинет министров получил право определять не только максимальное, но и минимальное число учащихся. Поправка была принята, несмотря на протесты депутатов из фракции «За ПЧЕЛ». Эта поправка может послужить основанием для закрытия классов в маленьких сельских школах, в которых чаще всего обучаются латышские дети. Это тоже часть «реорганизации и оптимизации» системы образования в понимании латвийских политиков.

Правительство не в состоянии выполнить свое обещание о повышении с 1 января 2000 года зарплаты учителям. На эти цели выделено 7 млн. латов, а требуется 29 млн. латов. Правительство обещает повысить зарплату учителям с 1 сентября 2000 года. Если бы зарплата была повышена с 1 января, то средняя прибавка к зарплате составила бы 20 латов в месяц. В случае повышения зарплаты с 1 сентября 2000 года прибавка составит, по утверждениям правительства, в среднем 59 латов в месяц.

1.1.6.      Государственный язык

Страсти вокруг нового закона о государственном языке временно поутихли. Национал-радикалы хотели бы затянуть его принятие, так как не хотят его менять. Но в декабре он все-таки вероятно будет принят, накануне ожидаемого Латвией приглашения на переговоры о вступлении в ЕС [[12]].

Центр государственного языка не согласен со всеми возражениями президента Латвии по принятому Сеймом закону о госязыке. В частности, центр не согласен с возражениями В.Вике-Фрейберги по поводу предоставления публичной информации, считая, что публичную информацию на вывесках, афишах и другого рода следует предоставлять лишь на латышском языке, и только правительственными правилами могут устанавливаться случаи, когда наряду с госязыком могут использоваться и иностранные языки [[13]].

Одна из идеологов языковой политики Латвии, главный специалист Центра государственного языка Инна Друвиеше сказала: «Если мы примем все поправки президента к закону о государственном языке, то мы погрязнем в двуязычии» [[14]].

1.1.7.      Дела о педофилии

5 августа с.г. было возбуждено уголовное дело по факту разоблачения деятельности модельного агентства «Логос», руководитель которого Юрий Юрьев подозревается в детском порнобизнесе. К настоящему времени следствием уже установлено, что эта фирма занималась изготовлением детского порно. У Ю.Юрьева обнаружено 700 видеокассет, 500 компьютерных дисков, 4-5 тысяч диапозитивов и множество альбомов с изображением детей в разных позах.

В деле кроме фирмы «Логос», фигурирует и другая фирма «Джонатан», которая до сих пор по документам являлась службой знакомств.

Генеральная прокуратура Латвии создала специальную комиссию для расследования этого дела. У латвийской общественности нет сомнения в том, что «дело» было поставлено на широкую ногу. Ю.Юрьев занимался этой деятельностью давно, еще в советское время.

19 сентября по независимому латвийскому телевидению (LNT) в программе «Nedela» был показан сюжет, подготовленный тележурналистом Вайрисом Стешансом. Это был сюжет об изнасиловании двух подростков. Пострадавшие обвиняли в этом преступлении известного в Латвии человека, президента конкурса «Миссис Латвия» Айнара Эйсакса и его друга Ингуна Тунса, который, в частности, сотрудничал с министерством образования и организовывал поездки детей за границу.

Комментируя сюжет, В.Стешанс сказал: «У нас есть все основания считать, что в Латвии создан крупный центр детской проституции, с хорошо налаженными зарубежными контактами, к борьбе с чем полиция сейчас не готова». По его словам, информация которой он располагает, является достоверной.

«В скандал о педофилии, – утверждал В.Стешанс, – могут быть вовлечены не только директора и президенты различных фирм, но и высокопоставленные чиновники, и даже два члена правительства». В.Стешанс сказал, что фамилии двух министров-педофилов ему известны, но пока он не получил обещанные видеокадры, он бы не хотел называть их имена [15]

Передача вызвала огромную эмоциональную реакцию. Все газеты в течение нескольких дней помещали материалы на эту тему. Не обошлось, как это обычно бывает в таких случаях, без обвинений в адрес журналиста.

В.Стешанс устроил пресс-конференцию для журналистов с показом видеокадров. Из материалов этой пресс-конференции следует, что существовала связь между Ю.Юрьевым и высокопоставленными господами, которым он поставлял подростков. Э.Эйсакс – один из этих господ [[16]].

Правительство рассматривало этот вопрос на своем заседании сразу же после показа сюжета по телевидению. Правительство настаивает на расследовании, и одновременно А.Шкеле заявлял, что расследование ведется давно. Создана специальная комиссия Генпрокуратуры во главе с прокурором О.Шабанским (вице-прокурор Генпрокуратуры). А.Шкеле выделил полиции дополнительно 10 тыс. латов для расследования.

Параллельно создана парламентская комиссия по расследованию скандала. За создание комиссии выступали ЛП, ОС/ДННЛ, социал-демократы; категорически против – Народная партия, Новая партия, «За ПЧЕЛ».

В кулуарах парламента и в разговорах чиновников называется 5 версий о том, кому выгоден этот скандал:

1) скандал выгоден оппозиции и, очень возможно, некоторым членам правящей коалиции, желающим отомстить господину А.Шкеле за диктаторские замашки и авторитарный стиль руководства.

2) под шумок «с порнухой» можно быстренько приватизировать в своих интересах латвийское пароходство.

3) это спланированная акция против двух конкретных министров и их партий, в этом случае мы в ближайшие дни все-таки узнаем имена подозреваемых в педофилии министров.

4) кто-то хочет помешать приглашению Латвии к переговорам о вступлении в ЕС. Вполне возможно, скоро заговорят о «руке Москвы». Однако в неприглашении еще больше могут быть заинтересованы некоторые страны ЕС, которые, как известно, лоббируют совсем других кандидатов.

5) скандал инициирован конкурентами господина Э.Эйсакса и связан с разделом сфер влияния в модельном бизнесе Латвии.

Возможно и еще одно объяснение: авторами программы «Nedela» двигало желание привлечь внимание зрителей и рекламодателей к своей программе [[17]].

4 октября радио «Домская площадь» передало: «имена двух подозреваемых министров открыто называются в кулуарах Сейма».

Мнение депутата Я.Адамсона: «Государство закрывало глаза на проблему. Давно надо было создать в Сейме комиссию по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Проституция и порнобизнес – части организованной преступности. В МВД борьбой с сутенерством, проституцией и сексуальными преступлениями занимается всего 4 человека. Созданная было полиция нравов просуществовала недолго и была ликвидирована. Кроме того, несовершенно наше уголовное законодательство».

Мнение работников Центра по защите детей: насилие над детьми совершается регулярно, но случаи редко получают огласку [[18]].

1.1.8.      Дело о геноциде

27 сентября Рижский окружной суд приговорил бывшего сотрудника даугавпилсского отдела НКВД Михаила Фарбтуха к семи годам заключе6ния за преступления, совершенные в 1940-1941 гг. Это второй человек, осужденный после восстановления независимости за геноцид. Первым был бывший глава латвийских органов госбезопасности Алфонс Новик, приговоренный к пожизненному заключению. Новик умер в тюрьме, не дождавшись вступления приговора в силу [[19]].

1.1.9.      Увольнение председателя агентства по недвижимости

В августе Конституционный суд Латвии (председатель А.Эндзиньш) принял решение о том, что председатель агентства по недвижимости Я.Мотте злоупотреблял своим служебным положением и незаконно распределял квартиры. Часть квартир получили его знакомые и родственники. Некоторые из них сдавали их в аренду. Во время рассмотрения дела А.Эндзиньш сделал заявление, что на него оказывается давление.

После решения Конституционного суда всесильный Я.Мотте был смещен со своей должности. Прокуратура пришла к выводу, что 60 решений о незаконном распределении квартир должны быть пересмотрены и отозваны, а их владельцы выселены [[20]].

Через некоторое время после решения Конституционного суда министр юстиции Валдис Биркавс (ЛП) высказал суждение, что Конституционный суд не является единственной возможной формой конституционного надзора. Как показывает опыт других стран, – считает В.Биркавс, – функции Конституционного надзора в Латвии мог бы выполнять и Верховный суд [[21]].

1.1.10.    Проблемы на предприятии химволокна

Судьба даугавпилсского предприятия Golaram Fibers оказалась в сентябре в центре внимания общественности. Это бывший Dauteks, предприятие химволокна, на котором заняты 2700 рабочих. Продукция предприятия пользуется спросом. Последние владельцы предприятия – сингапурская компания Asean Interests и ее дочернее предприятие Golaram group. Они довели предприятие до банкротства, бросили его и рабочих на произвол судьбы и покинули Даугавпилс. Однако, при этом, Golaram group по-прежнему заявляет о своем намерении возобновить производство.

Рабочие Golaram Fibers организовали акции протеста. 14 сентября около полутора тысяч рабочих прошли по улицам Даугавпилса. 15 сентября рабочие Golaram Fibers пикетировали в Риге Агентство приватизации и центральный офис Unibanka. Этот банк является главным кредитором предприятия. Требование рабочих: до 20 сентября возобновить работу предприятия. В противном случае они будут готовы к новым, более эффективным и неординарным акциям протеста.

В спасении предприятия объединили усилия ЛАП, министерство финансов, Даугавпилсская городская дума и представители фирм, изъявивших желание взять завод в аренду. Генеральный директор ЛАП Янис Наглис признал, что если завод будет закрыт, то количество безработных в Даугавпилсе увеличится фактически до критического предела. Он обещал, что каждый месяц из бюджета ЛАП будет выделяться 75 тыс. латов на погашение долгов по зарплате и социальному налогу работников Golaram Fibers.

Даугавпилсская городская дума хотела взять кредит для санации предприятия, которое в таком случае стало бы муниципальным предприятием. Подобный опыт в Даугавпилсе уже есть. Unibanka был готов предоставить кредит. Но этот план не осуществился, так как по закону самоуправления могут брать кредиты только из государственной казны.

Коллегия по гражданским делам Латгальского окружного суда назначила рижского присяжного адвоката Лидию Скрейю администратором АО Golaram Fibers. Заводское имущество взял в управление Unibanka. Латгальский окружной суд признал предприятие неплатежеспособным. Есть фирмы, готовые взять предприятие в аренду. Долги предприятия составляют 6 млн. латов, в том числе 200 тыс. латов – долги по зарплате рабочим. Пока ни с кем из претендентов договор об аренде не подписан.

Рабочие создали стачечный комитет, который отложил дальнейшие акции протеста до 8 октября.

1.1.11.    Встреча мэра Вентспилса А.Лембергса с А.Шкеле

В печати уже были сообщения о том, что две крупнейшие финансово-промышленные группировки Латвии (транзитный и нефтяной бизнес во главе с мэром Вентспилса А.Лембергсом и концерн «Аве Лат» во главе с А.Шкеле) ищут пути примирения. 16 сентября состоялась первая за последние годы официальная встреча А.Шкеле и А.Лембергса. На встрече присутствовал и президент «Вентспилс нафта» Игорь Скок. В печати появилась об этой встрече очень скупая информация. Согласно официальной версии обсуждались «принципы формирования бюджета – 2000 г. в контексте финансирования самоуправлений, а также место транзитного бизнеса в экономике Латвии сейчас и в будущем». Советник премьера заявил, что никакие другие вопросы, в том числе связанные с приватизацией крупных предприятий и поправками в законе о портах, во время встречи не поднимались. Это заявление вызывает скепсис. Судя по всему, г-н А.Лембергс был весьма раздражен итогами встречи. По-видимому, она не дала желаемых результатов [[22]].

1.2.       Президент

Президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга – канадская латышка, психолог, профессор университета, автор научных трудов о латышских дайнах, владеет 5 иностранными языками (русского языка не знает), поддерживала научные связи с Латвией. Вернувшись на постоянное жительство в Латвию в 1998 году, возглавила Институт Латвии, одна из главных задач которого – формирование имиджа Латвии за рубежом. До своего избрания на пост президента В.Вике-Фрейберга занимала в национальном вопросе довольно жесткую позицию, близкую к позиции национал-радикалов, но она высказывала ее в цивилизованной, корректной форме.

Сейм выбирал президента Латвии 17 июня. Состоялось 5 туров голосования. Выборы зашли в тупик. Все фракции Сейма, за исключением фракции «За ПЧЕЛ» выдвинули своих кандидатов. Последним из 5 кандидатов на пост президента остался З.Паулс. Но он свою кандидатуру снял.

Имя Вайры Вики-Фрейберги как возможного кандидата на пост президента называлось в кулуарах и раньше, но народ о ней практически ничего не знал, и она оставалась «на скамейке запасных». На втором этапе выборов была предложена ее кандидатура. Инициировали ее выборы социал-демократы во главе со своим лидером Ю.Боярсом. Инициативу социал-демократов поддержали Народная партия и ОС/ДННЛ Фракция «За ПЧЕЛ» в выборах президента не участвовала. Президент была избрана голосами 53 депутатов Сейма, к исполнению своих обязанностей приступила 8 июля.

Ее первым смелым шагом было возвращение в Сейм закона о государственном языке. Этот шаг потребовал от нее большого мужества. В своих последующих выступлениях и интервью она не раз возвращалась к мотивам этого своего решения. Они таковы: 1) принятый Сеймом закон о государственном языке содержит определенные противоречия, и некоторые положения этого закона не соответствуют латвийской конституции (Сатверсме), 2) закон о государственном языке должен соответствовать международным правовым нормам.

Вместе с тем президент Латвии неоднократно подчеркивала, что она поддерживает дух закона, направленный на защиту латышского языка, как государственного языка.

С 4 по 22 августа президент находилась в отпуске и ездила в Канаду для урегулирования своих личных дел. Вернувшись в Латвию, она развила активность в сфере внешней политики. 7 сентября состоялся ее визит в Литву, затем (9-13 сентября) она ездила в Ялту на саммит Балтийско-Черноморского экономического сообщества. В Ялте у нее состоялось несколько встреч, и, в том числе, встреча с российским вице-премьером Виктором Христенко.

Она принимала участие в работе 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где выступила, как на английском, так и на французском языках.

Во время пребывания в Нью-Йорке президент Латвии встречалась с госсекретарем США Мадлен Олбрайт, первой леди США Хиллари Клинтон, конгрессменом-республиканцем Томом Лантосом и др.

По закону о пенсиях позиция президента такова: она считает несправедливым запрет на совмещение работы с получением пенсии и, в принципе, поддерживает повышение пенсионного возраста. По ее мнению, он в Латвии неоправданно низкий, особенно у женщин.

В своих публичных выступлениях президент Латвии заявляет, что в области внутренней политики ее главный приоритет – повышение благосостояния жителей Латвии, а в области внешней политики – формирование положительного имиджа Латвии за рубежом и содействие вступлению Латвии в ЕС и НАТО.

В СМИ президент подвергается серьезной критике. Ее обвиняют, во-первых, в кумовстве: ее сын принят в качестве сотрудника в ее администрацию, а ее пресс-секретарь и руководитель аппарата – дети ее старинных знакомых.

Ее обвиняют также в расточительности: для нее и ее свиты в Нью-Йорке были сняты апартаменты в самой дорогой гостинице Манхэттена, свита была слишком многочисленной, ее канцелярия просит 2,5 млн. латов на ремонт ее резиденции – Рижского замка и 90 тыс. латов на покупку нового бронированного автомобиля.

Глава ее канцелярии М.Бондарс жалуется, что правительство урезает расходы на зарубежные поездки президента и считает, что в будущем году на эти цели нужно выделить не менее 3 млн. латов.

Ее обвиняют в излишнем франтовстве – она постоянно возит с собой своего консультанта по имиджу, макияжу и стилю. Ее пресс-секретаря обвиняют в некорректном поведении на пресс-конференциях, были случаи, когда он пытался быть посредником между журналистами и президентом и ограничивал вопросы журналистов.

Латвийское правительство оплатило долги канцелярии бывшего президента Латвии Г.Ульманиса (65000 латов) и 21 сентября решило дополнительно выделить главе государства 100 000 латов на визиты за рубеж и другие цели (празднование 81 годовщины Латвийской Республики, типографские расходы и др.). Правительство готово удовлетворять требования президента, но в разумных пределах.

Президент заявляет, что правительство поступает неправильно, ограничивая ее расходы на зарубежные поездки. По ее мнению, это наносит ущерб престижу Латвии за рубежом.

В печати промелькнуло сообщение о том, что довольно туманной является история отказа В.Вике-Фрейберги от канадского гражданства. Между тем, по конституции Латвии на пост президента может быть избран человек, который имеет только латвийское гражданство.

1.3.       Культура

1 сентября в рамках ежегодной акции «РОК против пиратства» более 50 представителей музыкальной индустрии – среди них популярные рок-музыканты, продюсеры, работники лицензированных аудио-магазинов протестовали против нежелания правительства покончить с пиратством, из-за которого государственная казна ежегодно теряет тысячи латов. Музыкальные магазины были закрыты с 9 до 14 часов, ряд радиостанций не транслировал музыку, а несколько телеканалов не показывали видеоклипы.

Счета Латвийской национальной оперы были арестованы, так как ее долг достиг 1,7 млн. латов. Опера приостановила продажу билетов на сентябрь и октябрь. Причина – разница между необходимой и реальной дотацией.

«Не может страна, больше всего озабоченная проблемами национальной принадлежности своего населения, выделять Русской драме и ТЮЗу такую же дотацию, как и театру «Дайлес». Не может страна, где минимальная зарплата в два раза меньше прожиточного минимума, позволить себе гордое белокаменное здание Оперы и труппу европейского класса».

Для обеспечения полноценной художественной и хозяйственной деятельности ЛНО дотация из госбюджета должна составлять полтора миллиона латов. В прошлом году Опере выделили на сезон 788 000 латов, в этом году – столько же.

Опере все же удалось договориться с Министерством финансов о графике уплаты налогов, и установленный государственной кассой инкассо был отменен. Сезон в ЛНО открыт[[23]].

Большие финансовые затруднения и у театра Русской драмы. Это единственный из театров Латвии, которому Министерство культуры не списало долги по социальному налогу. Кроме того, пришлось потратить большие средства на меры противопожарной безопасности. Последнее несколько задержало начало театрального сезона. Тем не менее 2 октября спектаклем «Онегин, добрый мой приятель» театр успешно начал сезон.

Обращение русских изданий Латвии к своим читателям накануне открытия 116-го сезона в Рижском театре русской драмы.

«Было время, когда зрители жили театром. Настали времена, когда театр жив только зрителем. Реальная экономическая ситуация такова, что мы можем потерять театр навсегда.

Нам оставили не так много мест, где звучит хороший литературный русский язык, где в образах оживает русская литературная классика. Мы уже многое успели утратить. Если утратим еще и это средоточие русской речи, то «прервется связь времен», русский театр в Латвии, а с ним и наше духовное прошлое исчезнут. Потомкам не восстановить. До сих пор театр помогал становлению наших духовных сил. Настало время, когда мы должны помочь театру выстоять. Приходите в театр, приходите семьями, прививайте Вашим детям любовь к театру. Театр открывает свой сезона 2 октября с.г.» [[24]].

2.    Внешняя политика

2.1.       Основные направления внешней политики

Главные приоритеты внешней политики Латвии – это стремление вступить в ЕС и НАТО. Об этом постоянно заявляют президент В.Вике-Фрейберга, премьер-министр А.Шкеле, министр иностранных дел Индулис Берзиньш. Эти приоритеты сформулированы в декларации кабинета министров.

В интервью Отто Лацису Вайра Вике-Фрейберга говорила: «В настоящее время латвийская политика ориентирована прежде всего на Запад в связи с нашей целью вступить в Евросоюз. Это наш политический приоритет. В рамках этого же приоритета Латвия считает важным сотрудничество с ближайшими соседями, в особенности со странами Балтийского моря. Этой концепции соответствуют связи как со Скандинавией, так и со странами Балтии. Латвия видит себя, во-первых, членом Евросоюза, а, во-вторых, участником дружеского круга государств региона. Это соответствует и финской концепции северного измерения, и концепции сотрудничества Балтийских стран. В рамках обеих этих концепций Россия рассматривается как партнер, с которым мы хотели бы вести переговоры и обсуждать проблемы».

Об отношениях с Россией президент сказала: «В этих двусторонних отношениях имеет значение позиция обеих сторон. Это не тот вопрос, который может решить Латвия в одностороннем порядке. Наша цель – сотрудничать с Россией как сильным демократическим государством. С государством, которое руководствуется стремлением к благосостоянию в своем экономическом развитии. И Латвия охотно развивала бы связи с таким государством как в экономическом развитии, торговом обмене, так и в культурных связях. В идеальном варианте могут быть особенно выгодными именно культурные связи» [[25]].

Правящая элита Латвии живет ожиданием, что Латвия будет в декабре (10-11 декабря) приглашена на саммит стран ЕС в Хельсинке на высшем уровне, и с ней начнут переговоры о вступлении в ЕС. Обсуждаются две версии. Первая версия: с Латвией начнут переговоры в группе других стран, которые включены во вторую очередь стран-кандидатов в ЕС. Версия вторая: со всеми странами второй группы переговоры будут вестись индивидуально, и у Латвии, Литвы и Словакии есть шанс, что их переведут в первую группу стран-кандидатов в члены ЕС [[26]].

2.2.       Латвия и Литва

Сейм Латвии в первом чтении ратифицировал латвийско-литовский договор о морской границе. Против договора проголосовало 18 депутатов. По этому вопросу в Латвии не прекращалась полемика, у этого договора много противников, в том числе среди ученых. Существует стойкое мнение, что с экономической точки зрения он не выгоден для Латвии [[27]].

По условиям этого договора Латвия навсегда потеряет 1-1,5 млрд. долларов от предполагаемых залежей нефти. Кроме того, она теряет 500 кв. км морской территории, богатой рыбой. Рыбаки уже грозят акциями протеста [[28]].

Эксперты считают, что Литва в этой ситуации руководствовалась своими экономическими интересами, а Латвия ими пренебрегла из-за политической конъюнктуры [[29]].

2.3.       Латвия и Россия

Латвию посетил заместитель председателя Совета по внешней и оборонной политике России Игорь Юргенсон. Он ознакомил общественность с содержанием доклада «Россия и Прибалтика». Проект этого доклада уже был опубликован в Латвии [[30]].

Первый доклад под таким названием был составлен известными московскими аналитиками в 1997 году. Во втором докладе сформулировано более доброжелательное отношение к Латвии. Основные положения этого доклада сводятся к следующему: нет оснований прогнозировать существенное улучшение российско-латвийских отношений в ближайшем будущем. Тем не менее, отношения с Латвией – важная сторона внешней политики России.

Следует поощрять непосредственное сотрудничество между Латвией и Россией, сотрудничество без посредников. Например, сотрудничество между Санкт-Петербургом и Вентспилсом.

Российская дипломатия за вступление Латвии в ЕС, но против вступления Латвии в НАТО. Вступление Латвии в НАТО осложнило бы российско-латвийские отношения.

Российская дипломатия начала относиться к Латвии. Литве и Эстонии в дипломатическом отношении, как к странам Скандинавии. Их делами занимается европейский департамент МИДа. Это не «полузаграница», не «ближнее зарубежье», а «стопроцентная заграница».

Переход России к масштабному сотрудничеству с Балтийскими странами пока невозможен, но в перспективе такое сотрудничество возможно: «реалистическое сотрудничество на базе экономических интересов». Рано или поздно мы придем к добрососедству.

Россия хочет, чтобы Латвия отвечала тем стандартам, которые необходимы для ее вступления в ЕС, чтобы она выполняла рекомендации Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств Макса Ван дер Стуула. Россия заинтересована в демократизации законов о языке и образовании, в демократической миграционной политике и решении проблем неграждан.

Но она не готова назвать положение русскоязычного населения Латвии ужасающим; есть гораздо худшие примеры даже на территории бывшего СССР.

Все подготовлено для заключения российско-латвийского договора о границе, граница демаркирована. После выборов в Думу ратификация такого договора по-видимому станет возможной, как и визит в Россию латвийского президента (при условии, если будет избрана центристская по своему составу Государственная Дума). Окончательный вариант доклада был представлен журналистам 29 сентября [[31]].

В сентябре большая группа латвийских предпринимателей и дипломатов на теплоходе «Александр Суворов» совершила поездку по Волге, посетив Нижний Новгород, Казань. Самару. Всего было 259 коммерческих контактов, в том числе 92 – в Нижнем Новгороде, 53 – в Казани, 60 – в Самаре. Это были пока предварительные контакты, никаких соглашений заключено не было [[32]].



Источники

[1]. Республика. – Рига, 1999. – 3 сентября.

[2]. Час. – Рига, 1999. – 30 сентября.

[3]. Бизнес & Балтия. – Рига, 1999. – 17 августа.

[4]. Республика. – Рига, 1999. – 20 сентября.

[5]. Республика. – Рига, 1999. – 8 сентября.

[6]. Бизнес & Балтия. – Рига, 1999. – 16 августа.

[7]. Вести-Сегодня. – Рига, 1999. – 9 сентября.

[8]. Rigas balls. – Riga, 1999. – 13 сентября.

[9]. Республика. – Рига, 1999. – 13 сентября.

[10]. Панорама Латвии. – Рига, 1999. – 10 сентября.

[11]. Радио «Домская площадь». – Рига, 1999. – 22 сентября.

[12]. Час. – Рига, 1999. – 20 сентября.

[13]. Панорама Латвии. – Рига, 1999. – 24 сентября.

[14]. Радио «Домская площадь». – Рига, 1999. – 23 сентября.

[15]. Республика. – Рига, 1999. – 21 сентября.

[16]. Час. – Рига, 1999. – 30 сентября.

[17]. Вести-Сегодня. – Рига, 1999. – 23 сентября.

[18]. Новый день. – Рига, 1999. – 28-29 сентября.

[19]. Час. – Рига, 1999. – 28 сентября.

[20]. Neatkariga rita avize. – Riga, 1999. – 11 августа.

[21]. Бизнес & Балтия. – Рига, 1999. – 5-6 августа.

[22]. Республика. – Рига, 1999. – 17 сентября.

[23]. Республика. – Рига, 1999. – 9 сентября.

[24]. Вести-Сегодня. – Рига, 1999. – 23 сентября.

[25]. Панорама Латвии. – Рига, 1999. – 27 сентября.

[26]. Диена. – Рига, 1999. – 7 сентября.

[27]. Диена. – Рига, 1999. – 8 сентября.

[28]. Радио «Домская площадь». – Рига, 1999. – 4 октября.

[29]. Диена. – Рига, 1999. – 8 сентября.

[30]. Диена. – Рига, 1999. – 27 августа.

[31]. Новый день. – Рига, 1999. – 30 сентября.

[32]. Радио «Домская площадь». – Рига, 1999. – 4 октября.