Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Киргизия

Юрий РАЗГУЛЯЕВ

КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в сентябре 1999 года

Бои на юге Киргизии: «баткенский узел» завязывается надолго. Ваххабиты окапываются в дальних районах. В Ферганской долине проверяется прочность Содружества. Богатые кандидаты не спешат в сельские кенеши. Восточные женщины требуют равноправия. У Бишкека появился соперник. Треть судей не готовы к своей работе. Всех иностранцев будут проверять. Жители приграничья получат оружие. Боевики прорвались после ухода российских пограничников. Оппозиционная газета стала ядром новой партии. Еще один союз борцов за справедливость. Журналистов раскололи финансы. На «островке демократии» нарушают права человека. Сокращается даже производство водки. В закромах зерна почти не осталось. Связи производственников до сих пор не восстановлены. Китай готов кредитовать фермеров Киргизии. На выплату долгов может уйти весь бюджет. Коммерческие банки зажимают в тиски. На одно рабочее место претендует более сорока человек. Родители не способны оплатить бесплатное образование. Памирские киргизы остались без хлеба. Все хотят жить в столице. Германия дает кредиты под Аскара Акаева.

1.    политика

1.1.       Вооруженный конфликт в Баткене

1.1.1.      Для решительного удара сил не хватает

Сложной, но очень неопределенной остается обстановка на юге Киргизии. По официальным сообщениям, правительственные войска перекрыли в горах все дороги и, даже тропы, предельно ограничив перемещения боевиков. Тем не менее, в Баткенском и Чон-Алайском районах каждую ночь происходят перестрелки и вооруженные столкновения. Моджахедам даже удалось каким-то образом переместиться в направлении узбекской границы.

Офицеры — участники столкновений говорят, что для подавления засевших в горах боевиков необходимо как минимум пятикратное превосходство наступающих. Сосредоточить такие силы хотя бы на одном направлении киргизским военным пока не удается, а в некоторых потенциально опасных районах воинских подразделений вообще не оказалось. Образовавшиеся «дырки» пытаются затыкать резервистами. Причем совершенно непонятно: то ли призывают только добровольцев, то ли идет общая мобилизация. В военкоматах неразбериха. Нашлись такие служаки, которые стали добровольцев собирать принудительно.

Среди специалистов все больше утверждается мнение, что Баткенский узел завязывается на юге Киргизии туго и очень надолго. Во-первых, по объективным причинам: за какую нитку ни дерни в этом углу Ферганской долины, обязательно заденешь чью-то рану. Границы здесь проходят прямо через поселки. В пределах той же Ошской области расположены три анклава, где земля принадлежит соседям – Узбекистану и Таджикистану. Так что боевики, скорее всего, совсем не случайно выбрали для своих операций эту точку. Они знают, что именно здесь соседям (Узбекистану, Таджикистану и Киргизии) труднее всего договориться о совместных действиях. Ну, а во-вторых, сама Киргизия оказалась совершенно не готовой защищать свои границы, утверждать суверенитет не декларациями, а конкретными делами [[1]].

1.1.2.      Опорные пункты ваххабитов в Киргизии

Кроме Духовного управления мусульман Киргизии, которое возглавляет муфтий Ажи Абдысатар Маджитов, в республике зарегистрировано лишь одна официальная мусульманская организация – Международный центр исламского сотрудничества. В главе его стоит бывший муфтий Киргизии Садыкжан-хаджи Камалуддин.

Садыкжан пользуется большим авторитетом у мусульман юга республики, является их фактическим лидером. Это высокообразованный человек, он окончил два учебных заведения за границей. В конце 80-х годов Садыкжан-хаджи Камалуддин даже выдвигался на пост главы мусульман всей Средней Азии (в советские годы всех мусульман этого региона объединяло одно Духовное управление). Однако затем он был освобожден от поста муфтия Киргизии из-за интриг северных мусульман, которых поддерживал бывший председатель Госкомитета по делам религий Эмилбек Каптагаев.

О связях Садыкжана Камалуддина с ваххабитами в Киргизии говорили давно. В интервью московской «Независимой газете» это признал и президент Аскар Акаев (правда, он сказал, что Садыкжан – «хороший ваххабит», то есть не экстремист). Сам Садыкжан, однако, не признает себя ваххабитом. По его словам, он просто стоит за то, чтобы очистить ислам от наслоившихся на него бытовых традиций и обычаев, которые часто придают религии политическое или националистическое направление.

Когда на юге Киргизии вспыхнул Баткенский конфликт, который в общественном мнении напрямую связан с деятельностью ваххабитов, Садыкжан выступил в местной печати с осуждением действий боевиков. Он заявил, что, по его мнению, этими людьми «движет чувство неприязни и мести». «Банда боевиков, — говорит он дальше, — представляющих разные страны Центральноазиатского региона и страны Ближнего Востока, оправдывая свои действия, прикрывается лозунгами ислама, а на самом деле их движения противоречат принципам священной религии».

Однако, кроме официально зарегистрированных религиозных центров и объединений, в Киргизии действует и много нелегальных организаций. Самой опасной среди них правоохранительные органы считают «Хизбут Тахрир» (Партия освобождения). Первые ячейки этой международной организации появились в начале 50-х годов в Сирии. А сейчас ее, по большей части, нелегальные организации действуют в Иордании, Ираке, Иране, Йемене, Алжире, Судане, Афганистане, Пакистане. И в большинстве этих стран боевики «Хизбут Тахрир» заявляют о себе взрывами и кровью. Поэтому партия там преследуется властями.

В Узбекистане считают, что именно «Хизбут Тахрир» является организатором серии террористических актов, в том числе громкого покушения на Ислама Каримова. После взрывов в Ташкенте и последовавших затем репрессий со стороны властей многие члены «Хизбут Тахрир» покинули Узбекистан и осели на юге Киргизии. Там они продолжают свою деятельность, вербуя в свою организацию и узбеков, и киргизов.

Лидеры «Партии освобождения» не скрывают, что их главная цель – изменение существующего строя и возрождение на базе государств Ферганской долины исламского халифата. И для достижения этих своих целей они готовы использовать все средства – акции гражданского неповиновения, выпуск листовок и пропагандистской литературы, жестокие расправы с «неверными».

По данным киргизских правоохранительных органов, «Хизбут Тахрир» имеет глубоко законспирированные структуры. Вступая в организацию, члены ее дают клятву. Каждая группа («халка») состоит из пяти членов, которые знают друг друга чаще всего по кличкам. Боевой организацией партии на местах руководит «мушриф». Организации связывает жесточайшая дисциплина, основанная на страхе и фанатизме.

В конце 40-х годов в ответ на религиозные притеснения властей в Ферганской долине возникло своя нелегальная организация «Акромиды». Это название связано с именем муллы Акрома, который погиб в тюрьме. «Акромиды» занимаются вербовкой молодежи и воспитанием ее в духе "истиной веры". Члены этой организации признают только авторитет своего лидера. Для «акромида» нет ни семьи, ни родственников. Они не признают светские законы. Сейчас отделения этой организации зафиксированы в Ошской и Джалал-Абадской областях.

Примерно на таких же принципах строится деятельность нелегальных религиозных организаций «Адолат уюшмаси» (Общество справедливости), «Ислом лашкарлари» (Воины ислама), «Нур» (Луч). Все они имеют свои центры на территории Узбекистана, но последнее время все активнее распространяют свое влияние и на юге Киргизии. Об этом свидетельствуют постоянные изъятия здесь пропагандисткой исламской литературы, видеокассет. А в конце прошлого года в Оше была обнаружена настоящая типография [[2]].

Следует сказать, что местные власти Киргизии довольно терпимо относились к деятельности этих организаций на территории республики. Это привело к тому, что многие экстремистские группы, в том числе и ваххабитские, стали создавать в Киргизии свои запасные центры. Подобные факты выяснились, в частности, в ходе ташкентского процесса над организаторами громких террористических актов. Обострение обстановки в Узбекистане, официальные обращения Ташкента по этому поводу к властям Киргизии в некоторой степени активизировали здесь работу правоохранительных органов. Однако факты свидетельствуют, что ваххабиты и другие экстремисты до сих пор довольно свободно чувствуют себя и в Бишкеке, и в Оше. Именно в Бишкеке были захвачены активные участники террористического взрыва в Ташкенте. Они скрывались на одной из конспиративных квартир, через которую прошли многие боевики ваххабитских отрядов. И возможно, именно они воюют сейчас в Баткене. Есть данные, что такие же квартиры имеются в Кара-Балте, Чалдоваре и еще нескольких населенных пунктах Чуйской долины.

1.1.3.      Исламская угроза СНГ

В середине сентября в Москве состоялось совещание министров обороны некоторых стран СНГ. Оно было посвящено объединению усилий молодых государств перед угрозой международного терроризма. Эта проблема затрагивает сегодня все больше стран, обостряет обстановку на значительной территории бывшего Советского Союза.

Совещание в Москве собралось по инициативе президента Киргизии Аскара Акаева. Но круг проблем, обсуждаемых министрами обороны, был много шире ситуации, сложившейся на юге этого государства. Открывший совещание премьер-министр России Владимир Путин подчеркнул, что с международными диверсантами сегодня столкнулись уже Россия, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан. И только совместными действиями они могут дать адекватный ответ этой серьезнейшей угрозе.

Министры обороны обсуждали в Москве военные проблемы. Полномасштабные боевые столкновения и в Дагестане, и в Киргизии выявили много слабых мест у воинских подразделений, давно не воевавших настоящим образом. Однако еще более опасными являются сегодня политические последствия этих конфликтов. Многие авторитетные эксперты считают, что нынешней осенью серьезную проверку на прочность проходит сама система СНГ [[3]].

В Центральной Азии, например, боевики ударили в ту часть Ферганской долины, где сходятся и даже сталкиваются интересы сразу четырех государств – Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Границы здесь проложены таким образом, что территориальные проблемы молодых государств кажутся порой просто неразрешимыми. С одной стороны, они прочерчены совершенно произвольно. А с другой, многие народы оказались по обе стороны государственных рубежей. Киргизы, например, большими компактными группами живут в Таджикистане. Таджики составляют значительную часть населения Самарканда и Бухары. Этнические узбеки до сих пор контролируют наиболее богатую северную часть Таджикистана.

Нельзя забывать и о традиционных этнических, религиозных конфликтах в этой самой перенаселенной части земного шара. Нерешительность киргизской армии в значительной степени объясняется тем, что им приходится воевать против узбеков, с которыми они едва сумели примириться после кровавой резни 1991 года. Узбекистан за большие деньги пытается вербовать в свою армию русских и казахов, поскольку узбеки очень неохотно соглашаются воевать против своих единоверцев, а зачастую и против соседей, родственников.

Еще сложнее ситуация в Таджикистане. Официальные власти формально солидарны с соседней Киргизией в ее борьбе против диверсантов. Однако вполне достоверные данные свидетельствуют: объединенная таджикская оппозиция поддерживает стремление боевиков установить в Ферганской долине власть исламского государства. И в этом с ней едины афганское движение «Талибан», другие фундаменталистские течения арабского Востока.

Даже эта (весьма упрощенная) картинка показывает всю сложность и взрывоопасность ситуации, которая складывается сегодня в Центральной Азии. И вряд ли одной Киргизии с ее десятитысячной армией по силам защитить свои границы, а по большому счету – отстоять независимость. Но огонь джихада вряд ли остановится только в довольно пустынной части южной Киргизии. Заполыхать может вся Ферганская долина [[4]].

Долгое время все эти угрозы плохо осознавались молодыми государствами СНГ. Гораздо больше они были заняты своими внутренними проблемами, межклановой борьбой за власть. Но сейчас, похоже, ситуация начинает изменяться. Во всяком случае, военные стран СНГ полны решимости вместе противостоять угрозе исламского фундаментализма, распаду Содружества независимых государств. Уже в октябре нынешнего года они планируют провести совместные командно-штабные учения, в которых примут участие Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Начата реализация системы мер по укреплению киргизской армии оружием, техникой, квалифицированными советниками [[5]].

1.2.       Выборы в местные кенеши и Жогорку Кенеш

1.2.1.      Низкая активность избирателей на выборах в местные кенеши

На конец сентября в Бишкекской городской избирательной комиссии было зарегистрировано 185 кандидатов. По мнению председателя горизбиркома Александра Тергалинского, число кандидатов может превысить две сотни. Наибольшую часть кандидатов выдвинули политические партии – около 40 процентов. Шесть процентов приходится на самовыдвиженцев. Остальные – представители трудовых коллективов и общественных организаций.

Следует отметить, что в столице фиксируется наивысшая активность участников избирательной компании. В других административных единицах, особенно в отдаленных районах, ситуация складывается более спокойно. На многих участках едва набирается минимальное количество кандидатов. Зачастую все ограничивается выдвижением начальников разных рангов.

Столь низкую активность эксперты и наблюдатели объясняют несколькими причинами:

1.        Согласно новому Кодексу о выборах в Кыргызской Республике выборы при любом количестве явившихся избирателей будут признаны состоявшимися, а избранными признаются кандидаты, получившие любое наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Властям больше не нужно беспокоиться о том, будет ли преодолен барьер явки избирателей.

2.        17 сентября состоятся выборы в кенеши не всех уровней, а только первичного – в городские, поселковые и сельские. Выборы в более авторитетные советы – областные – пройдут одновременно с выборами Жогорку Кенеша. Поэтому самые денежные кандидаты, а также крупные политические партии берегут силы и средства к марту 2000 года.

3.        Большинство населения и потенциальных кандидатов не верят в то, что местные органы самоуправления способны что-то реально решать. Свою отрицательную роль играет и тот факт, что до сих пор главы районной администрации назначаются указами президента. И даже мэр столицы избирается Бишкекским городским кенешем на безальтернативной основе. То есть просто дает свое согласие на назначение кандидатуры, предложенной президентом [[6]].

1.2.2.      Женщины и выборы в парламент

С 15 по 19 сентября при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» на Иссык-Куле в санатории «Иссык-Куль» проходила конференция «Женщины и выборы-2000». Организаторами выступили НПО «Развитие гуманитарного пространства», Центр помощи женщинам, Каунтерпарт Консорциум, ПРООН – «Гендер в развитии», Коалиция НПО. Как отметила координатор конференции Елена Долгова, основной целью мероприятия является координация усилий всех заинтересованных граждан и организаций в борьбе за справедливые и свободные выборы, активизация участия женских организаций на предстоящих выборах, обеспечения большего представительства женщин в органах самоуправления. Для участия в конференции в Бишкек приехали женщины-лидеры из стран СНГ и Восточной Европы. В ее работе приняли участие депутаты Жогорку Кенеша, а также представители международных организаций. Итогом работы конференции стала Программа стратегии и тактики общественных организаций и других структур по привлечению женщин Киргизии к активному и равному участию в предстоящих выборах [[7]].

1.3.       Законодательная власть: перенос столицы не состоялся

Депутат Законодательного собрания Жогорку Кенеша Турсунбай Бакир уулу в очередной раз выдвинул предложение о переносе столицы Киргизии из Бишкека в Ош. Он считает, что мера эта обоснована как с политической, так и с экономической точек зрения. Перенос столицы, по мнению депутата, положил бы конец угрозам отторжения юга республики и помог бы сохранить целостность государства. Решение это не потребовало бы больших финансовых затрат, так как коммуникации и инфраструктура Оша уже готовы. Во всяком случае, говорит Турсунбай Бакир уулу, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, переместивший казахскую столицу в Астану, потратил намного больше. К тому же Ош, имеющий трехтысячелетнюю историю, более достоин быть столицей, чем Бишкек.

По словам Турсунбая Бакир уулу, впервые он выступил с этой мыслью еще в 1993 году и беседовал по этому поводу с президентом Аскаром Акаевым. Глава государства тогда высказался против и привел ряд доводов, исключающих это решение. В частности, Акаев привел аргумент о возможном осложнении отношений с Узбекистаном.

С тех пор сторонников переноса столица стало заметно больше. Во всяком случае, на закрытом слушании в парламенте по Баткенскому вопросу, идею переноса столицы поддержали уже такие авторитетные депутаты, как Данияр Усенов, Дооронбек Садырбаев. Однако набрать нужного количества голосов для внесения этого вопроса в повестку дня Законодательного собрания пока не удалось [[8]].

1.4.       Судебная власть: аттестация судей

В Доме правительства Киргизии начала работу Аттестационная комиссия судей Кыргызской Республики, созданная по указу президента Аскара Акаева от 10 марта 1999 года. Она образована для определения профессиональной компетентности судей и претендентов на судейские должности в районных, городских и областных судах, повышения их ответственности при исполнении служебных обязанностей.

Впервые аттестация судей местных судов республики была проведена в 1996 году, по результатам которой были аттестованы 198 судей и 73 претендента. Почти треть из них не прошла тогда аттестацию. Особенно много было отсева на самом нижнем, районом уровне. Отличительной особенностью нынешней аттестации, пояснил руководитель Администрации президента Медет Садыркулов, является то, что подтвердившие свою квалификацию судьи в соответствии с Конституцией будут назначены президентом сроком на семь лет. «Это обстоятельство, – считает руководитель Администрации, – налагает на Аттестационную комиссию особую ответственность. Ведь от качества отправления правосудия зависит верховенство закона, защита прав и свобод всех граждан» [[9]].

1.5.       Правоохранительные органы и армия

1.5.1.      Ужесточается паспортный контроль

Президент Кыргызстана Аскар Акаев подписал указ «О мерах по совершенствованию паспортной системы в Кыргызской Республике». Комментируя данный документ, секретарь Совета безопасности республики Болот Жанузаков пояснил, что этим указом устанавливается порядок въезда и выезда граждан из ближнего и дальнего зарубежья, места их проживания и пребывания в республике. Такие действия руководства страны предпринимаются в целях предупреждения возможных террористических актов со стороны международных террористических организаций.

Б.Жанузаков отметил, что последнее время правоохранительные органы республики регистрируют все возрастающее число правонарушений «гостями» республики. Только за несоблюдение паспортного режима ежедневно задерживаются по 40-50 иностранных граждан. Многие из них проживают в республике незаконно и нарушают условия пребывания в стране. Кроме этого, по словам секретаря Совета безопасности, под видом беженцев на территории Кыргызстана находится большое количество граждан Таджикистана и Афганистана. У некоторых из них были изъяты огнестрельные оружия и боеприпасы. Отдельные жители юга республики были задержаны на распространение литературы, в которых проповедуется ваххабизм – крайне радикальное направление ислама. Новый указ президента и направлен на наведение порядка в этих и других вопросах [[10]].

1.5.2.      Вооружают население

Парламент Киргизии принял закон «О военизированных населенных пунктах», в котором определяется статус городов и поселков, расположенных в приграничной зоне, права и обязанности граждан, проживающих там. В законе также определен перечень населенных пунктов, подпадающих под этот законодательный акт.

Депутаты считают, что необходимость принятия такого закона диктуется опасным развитием событий на юге республики. Новый закон гарантирует укрепление охраны государственных границ за счет участия в этом проживающих там граждан. Для этого в приграничных районах вводится особый режим проживания, специальная контрольно-пропускная система и обязательный порядок регистрации. Утверждаются ограничения для приезжающих сюда граждан. Жители особых территорий теперь вправе приобретать, хранить, носить при себе и использовать оружие в пределах, предусмотренных новым законом. Ополченцы будут получать за свою службу денежное вознаграждение. А согласные выдерживать такой порядок проживания освобождаются от действительной военной службы [[11]].

1.5.3.    Трудно охранять чужие границы

В киргизском курортном городке Чолпон-Ата на берегу озера Иссык-Куль проходила встреча командующих пограничными войсками стран СНГ. Сюда приехали руководители пограничных служб Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Таджикистана, Узбекистана. В ее повестку дня были включены процедурные вопросы по корректировке документов, регламентирующих деятельность Совета командующих, о представителях этой структуры в пограничных ведомствах стран Содружества. Однако многие самые интересные и горячие вопросы обсуждались без включения их в повестку дня. Это касается в первую очередь конфликтов в Дагестане и в Баткене.

После завершения встречи руководитель российской делегации генерал-полковник Кожевников по просьбе журналистов сказал несколько слов о вторжении вооруженных бандитов на юг Киргизии. Он считает, что молодому государству в одиночку не справится с этой бедой. Но он и не останется без поддержки. Россия обязательно поможет Киргизии. Хотя, считает генерал, многие нынешние проблем можно было вполне предупредить. Ведь многие специалисты предупреждали, что передача границ местным войскам неизбежно ослабит надежность рубежей. К сожалению, все так и получилось. Как раз накануне чолпон-атинской встречи в Бишкеке завершился процесс передачи китайско-киргизской границы местным воинским структурам. И тут же в это ослабленное место ударили бандиты. А еще ранее российские пограничники были вытеснены из Казахстана и Узбекистана. Фактически в Центральной Азии сегодня только Таджикистан остается хоть какой-то точкой опоры российских защитников внешних рубежей. Причем речь здесь идет совсем не о сохранении российского влияния в регионе, как много и часто говорят об этом местные политики. Границы бывших республики Советского Союза, к сожалению, до сих пор являются и границами России. Своих нормально обустроенных рубежей, особенно на юге, Москва просто не имеет. И пока она не выстроит свою пограничную линию, ничего другого не остается, как охранять границы чужие, очень далеко от родного дома. Да еще и выслушивать при этом обвинения и упреки за вмешательство во внутренние дела [[12]].

1.6.       Политические партии

1.6.1.      Республиканская партия

В Бишкеке состоялся учредительный съезд Республиканской партии Кыргызстана (РПК). Он утвердил устав, программы и руководящие органы новой партии.

Выступившая на съезде председатель инициативной группы по созданию партии главный редактор газеты «Res publica» Замира Сыдыкова отметила, что идея создания партии родилась у читателей газеты. Вокруг редакции давно собрался широкий круг единомышленников, которые потом и создали ядро будущей партии. РПК не считает себя оппозиционной. Она, по мнению Замиры Сыдыковой, правоцентристская. Ее главные требования – соблюдение конституции, в первом пункте которой записано, что вся власть в Киргизии принадлежит народу [[13]].

Поддержку новой партии и солидарность с ней выразили выступившие на съезде председатель правления общества «Аракет» (Бедность), представители крестьянских движений «Ак-Ордо» и «Дыйкан Ордо». Они заявили, что на предстоящих парламентских и президентских выборах пойдут в одном блоке с республиканцами [[14]].

1.6.2.      Под знаменем «Справедливости»

В Бишкеке прошел учредительный съезд Республиканской партии Кыргызстана «Адилет» (Справедливость). У истоков создания новой политической силы стоит ряд известных государственных и общественных деятелей, ученых, руководителей промышленных предприятий и крестьянских хозяйств. Как сообщили в оргкомитете партии, количество членов нового политического формирования уже составляет более 33 тысяч человек, представляющих все регионы республики.

«Адилет», говорится в учредительных документах новой партии, создается как общественно-политическая организация центристского направления, девиз которой – «Справедливость, закон, порядок, стабильность». Лидером партии единогласно избран известный писатель и общественный деятель Чингиз Айтматов. Сопредседателями партии стал экс-министр финансов Марат Султанов и директор кыргызско-немецкого СП доктор технических наук Рысбек Абдылдаев [[15]].

1.7.       Средства массовой информации

1.7.1.      «Вечерний Бишкек» разделился

Внутренние разборки в газете «Вечерний Бишкек» достигли своего апогея. В знак несогласия с линией руководства газеты 15 ее сотрудников, среди которых известные в республике журналисты Кабай Карабеков, Лейла Акилова, Игорь Шестков, Валентина Нешкумай, написали заявление об уходе по собственному желанию. Одновременно они обратились к общественности с заявлением, в котором говорится, что «происходящие в АОЗТ «Издательский дом «Вечерний Бишкек» аморально по своей сути. То, что вскрывается сегодня, может запятнать как газету, так и тех, кто поддерживает линию нынешнего руководства, направленную на раздувание политического скандала во имя собственных корыстных интересов».

На вопрос о своих перспективах «раскольники» ничего определенного ответить не смогли. Некоторые считают, что из отколовшейся части можно сформировать новый творческий коллектив по примеру российских «Новых известий». Однако большая часть коллектива поддерживает главного редактора Александра Кима и считает массированные проверки налоговых органов политическими гонениями на газету, которая старается сохранять объективность и неангажированность [[16]].

1.7.2.      Свобода слова под вопросом

К такому выводу пришли участники семинара «Защита прав человека, гражданское общество и институт омбудсмена в Кыргызстане», который состоялся в Бишкеке. Его организовали правительство Киргизии и Бюро по демократическим институтам и правам человека при ОБСЕ.

Председатель Кыргызского комитета по правам человека Рамазан Дырылдаев, в частности, сказал: «Ситуация со свободой слова в Киргизии заметно ухудшается. Об этом свидетельствует ситуация, сложившаяся вокруг «Вечернего Бишкека». Попытка задержания его главного редактора целым силовым подразделением напоминала операцию по захвату террориста, а не руководителя законопослушного СМИ. Мы располагаем сведениями, что власти делают сегодня все, чтобы лишить «Вечерний Бишкек» занимаемого редакцией здания и с помощью подобных методов сделать популярную газету послушной. Кстати, то же самое вот уже третий год творится вокруг газеты «Res publica».

На конференции отмечалось также, что в специальный отчет Международной Хельсинкской федерации по человеческому измерению включены многочисленные данные о нарушениях прав человека в Кыргызстане. Среди них – препятствование со стороны властей мирным собраниям, которые пытались провести члены партий и общественных движений и, даже, члены парламента. Документ содержит также информации о пытках и психологическом устрашении, которые правоохранительные органы Кыргызстана применяют даже по отношению к женщинам и детям [[17]].

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Итоги восьми месяцев

По данным Национального статистического комитета, промышленность Киргизии продолжает падать в пропасть кризиса. Нынешним летом не работало почти 130 предприятий. На треть снизилось производство в текстильной промышленности, почти наполовину упали объемы производства в кожевенной, обувной, меховой отраслях. Даже ликеро-водочные заводы работали едва в половину своих мощностей. Но и работающие предприятия испытывают острейший кризис сбыта продукции. Ее на складах скопилось почти на миллиард сомов.

Отрадно, что наблюдается некоторое оживление в строительстве. Правда, работы идут лишь на тех объектах, которые финансируют иностранные инвесторы. А они вкладывают деньги, в основном, в телекоммуникационные и энергетические проекты. Солидные средства осваиваются на реконструкции дороги Бишкек — Ош (410 миллионов сомов), в столичном аэропорту «Манас» (50 миллионов сомов). Не отстает и гражданское строительство. За восемь месяцев сдано в эксплуатацию почти две с половиной тысячи квартир. Большая часть этого строительства приходится на частные коттеджи той части населения, которая и до этого не страдала без квартир. То есть строят богатые и обеспеченные. А вот школ на всю республику построена всего одна. Больниц же и поликлиник — ни одной [[18]].

Как и в прошлые месяцы, зафиксирован некоторый рост производства сельскохозяйственной продукции (+6,3%). Больше прошлогоднего выращено картофеля, овощей, винограда, произведено больше мяса, молока, яиц. Однако потребителей это не очень радует. Вся эта продукция серьезно подорожала, сказался рост цен на горючее семена, удобрения. А вот доходы населения почти не выросли. Средняя зарплата по республике составила 999 сомов (25 долларов). Но демографическая ситуация в Киргизии складывается так, что сумму эту приходится делить, как правило, на двоих-троих. То есть на душу населения приходится уже всего 482,5 сома (чуть больше 10 долларов). Даже на самую простую еду – чай с лепешкой – этого уже не хватает [[19]].

2.2.       В госрезерве нет зерна

В Кыргызстане до сих пор не обеспечена закладка зерна пшеницы в государственный резерв из урожая 1999 года. Об этом заявил генеральный директор Государственного фонда материальных резервов при правительстве республики Авазбек Гапыров. По его словам, в прошлом году закладка зерна вообще не производилась. Зато за последние три года на различные социальные нужды было разбронировано 94 процента его неприкосновенного запаса. Только для покрытия долгов за природный газ «Узтрансгазу» в этом году было разбронировано 22 тысячи тонн зерна. От определенных законом 100 тысяч тонн зерна в результате всех этих мер осталось всего 7 тысяч.

Главный должник — акционерное общество «Кыргызгаз» — свой долг до сих пор не восполнило. В результате нет ни газа, ни зерна. А состояние государственного резерва – индикатор на рынке, подчеркнул на совещании премьер-министр республики Амангельды Муралиев. На приобретение зерна в бюджете этого года заложено всего лишь шесть миллионов сомов. Главный упор делается на возврат бюджетных ссуд и кредитов. Сегодня должники возвращают их продуктами питания или зерном. Однако из-за отсутствия скоординированных действий со стороны министерства финансов многие контролирующие органы, возвратившие зерно, не могут передать его в Госфонд, поскольку Минфин не проводит взаимозачетов. Премьер отметил, если постановление правительства по закладке зерна не будет выполнено, то в отдельных министерствах и ведомствах произойдут кадровые перестановки [[20]].

2.3.       Два кризиса горнорудной промышленности

Горнорудная промышленность оказалась загнанной в угол. Такой вывод сделали участники международной конференции, которую провела в Бишкеке Кыргызская горная ассоциация. Кроме хозяев, в ней участвовали специалисты и ученые Канады, США, Японии.

За последние десятилетия, отмечалось на конференции, горнодобывающая промышленность республики дважды переживала серьезные кризисы. Первый был связан с распадом Советского Союза. Потеряв прежнюю сырьевую базу, горняки так и не смогли уже наладить былые производственные и кооперационные связи. Второй кризис горняки переживают сейчас, и связан он с падением мировых цен на многие металлы, в том числе на сурьму и золото, которые для Киргизии являются главными продуктами экспорта.

Есть, конечно, и здесь положительные примеры. На старом, уже почти отработанном руднике «Макмал» значительно снизили себестоимость добываемого здесь золота. И даже при нынешней, рекордно низкой цене на этот металла, производство здесь остается рентабельным. По данным Госагентства по геологии и минеральным ресурсам, потенциальные запасы золота в Киргизии оцениваются в четыре тысячи тонн. Сегодня же разрабатывается (с помощью Канады) практически один Кумтор (дает более двадцати тонн золота в год).

На конференции отмечалось, что как раз фактор иностранных инвестиций используется в Киргизии довольно слабо. Устаревшее законодательство фактически блокирует привлечение в республику частного капитала. В результате с каждым годом идет отток ассигнований на геологоразведку, бездарно растрачивается богатый потенциал, накопленный еще в советские годы [[21]].

2.4.       Инвестиции

2.4.1.      Китай вкладывает средства

Азиатский банк развития решил открыть свое представительство в Киргизии. Общая сумма предоставленных им этой стране кредитов составила уже около 250 млн. долларов США, а объем ежегодной помощи – 70 млн. долларов США. «Все эти факты говорят о том, что Азиатский банк развития намерен и впредь тесно сотрудничать с Кыргызстаном», – отметил председатель Госкоминвеста Киргизии Урай Исаев. Говоря о финансируемых АБР в настоящее время проектах, У.Исаев сообщил, что в этом году, кроме третьей фазы реконструкции автодороги Бишкек — Ош, на который Азиатский банк выделил 100 млн. долларов США, начнется строительство дороги Бишкек — Георгиевка. Это, по его мнению, обеспечит надежную связь между двумя частями республики, а в конечном счете, даст выход на трансконтинентальные магистрали Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Кроме этого успешно реализуется проект по изданию учебников для средних школ. Действуют также проекты, связанные с сельским хозяйством, в рамках которых, например, 8 млн. долларов США будет выделено на кредитование фермеров. Он будет реализовываться через Кыргызскую сельскохозяйственную финансовую корпорацию. Более 30 миллионов долларов выделяется на развитие межхозяйственных ирригационных систем, поддержки системы здравоохранения [[22]].

2.4.2.      Время отдавать долги

У Кыргызстана есть два пути, чтобы рассчитаться с долгами, считает премьер-министр страны Амангельды Муралиев. Для этого нужно поднимать и развивать экономику, улучшать состояние бюджета и выплачивать внутренние и внешние долги, либо вести переговоры по их реструктуризации. Об этом он заявил на встрече с делегацией старших сотрудников аппарата Конгресса США во главе с генералом Ричардом Квиком, президентом Американо-Азиатского фонда. Сейчас правительство первый вариант выхода из сложившейся в экономике ситуации ставит во главу угла, но параллельно ведет переговоры со странами кредиторами. Однако премьер подчеркнул, что основная часть долга является льготной, поскольку кредиты республике были предоставлены крупными международными финансовыми институтами, такими как Всемирный банк, Азиатский банк развития и другие. Из 1,5 млрд. американских долларов, которые составляют сегодня внешний долг Кыргызстана, 1 млрд. подлежит выплате в самое ближайшее время. В связи с этим бюджет республики формируется с огромным трудом, поскольку большая часть доходов уходит на выполнение финансовых обязательства.

А ведь есть еще и внутренние долги. С задолженностями бюджетникам за прошлый год, например, правительство рассчиталось лишь в середине нынешнего года. Сейчас в некоторых областях республики выдача заработной платы и пособий малообеспеченным семьям идет с отставанием на два-три месяца [[23]].

2.5.       Финансы и налоги

2.5.1.      Бюджет-2000

Правительство Киргизии внесло на рассмотрение депутатов Жогорку Кенеша проект закона о государственном бюджете на 2000 год. В нем предлагается утвердить бюджет на 2000 год по доходам в сумме 9963 млн. сомов и по расходам – 9808 млн. сомов. Однако с учетом выплаты основной суммы государственного долга все расходы госбюджета составят около 16000 млн. сомов. Предельный размер профицита в проекте установлен в размере 154310 млн. сомов.

Чтобы достичь этих показателей, республика должна выйти на рубеж внутреннего валового продукта (ВВП) в размере 53330 млн. сомов. Расчетный ВВП 1999 года не превысит 40 млрд. сомов.

Прогнозный обменный курс национальной валюты должен составить 51 сом за доллар. Инфляцию планируется удержать на уровне 17%.

Финансирования капитальных вложений в развитие республики предполагается опять производить за счет внешних источников. Они должны составить 9500 млн. сомов. Внутренние же источники дадут всего 1000 млн. сомов

Основная подпитка доходной части бюджета – почти 7 млрд. сомов – ожидается от налоговых поступлений. Еще около 1 млрд. сомов поступит в виде грантов от правительства США и Комиссии Европейского сообщества.

От приватизации планируется получить 264 млн. сомов. Для этого предусмотрена продажа ряда стратегических объектов – Кадамджайского сурьмяного и Кыргызского горнорудного комбинатов, угольного разреза «Ак-Улак». Почти полмиллиарда сомов бюджет должен получить за счет возврата ранее выданных ссуд и кредитов. В расходной части бюджета предусматривается значительное сокращение ассигнований на содержание государственного аппарата. Всего же с учетом выплаты основной суммы государственного долга все расходы госбюджета составят около 16 млрд. сомов.

В бюджете предусмотрено значительное сокращение средств на нужды оборонного комплекса. Расходы по этой статье проектируются в размере 561 млн. сомов, что на 24 млн. ниже уточненного плана на нынешний год.

Зато почти на 29% увеличиваются расходы на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и на гражданскую оборону – до 324 млн. сомов. Эксперты связывают это с тем, что эта статья расходов очень трудно контролируется и дает больше свободы для использования этих средств.

Общая сумма расходов на социальное страхование и обеспечение составляет 1097 млн. сомов. На здравоохранение планируется направить 390 млн., на образование – 911 млн. сомов.

По словам министра финансов Султана Медерова, основными структурообразующими сферами в формировании внутреннего валового продукта по-прежнему остаются аграрный сектор и предоставление услуг населению. Промышленность все еще остается сдерживающим фактором развития экономики и не может рассматриваться как надежный источник пополнения бюджетных средств [[24]].

2.5.2.      Национальный банк ужесточает контроль

Национальный банк Киргизии принял постановление об увеличении минимального уставного капитала коммерческих банков республики. В соответствии с ним все действующие банки, включая и филиалы иностранных, обязаны до 31 июля 2000 года довести уставной капитал до 50 млн. сомов, а еще через год – до 100 млн. Еще жестче ставятся условия для вновь открываемых банков. С 1 октября нынешнего года они сразу же должны иметь уставной капитал в размере 300 млн. сомов. Ранее эта сумма составляла всего 25 млн. Оправдывая эти решения, Нацбанк говорит о необходимости укрепления устойчивости, безопасности и надежности банковской системы, повышения доверия к ней со стороны общества. Учитывались при этом и рекомендации Международного валютного фонда.

Однако сами банкиры считают, что новый размер уставного капитала приведет к жестокому переделу всей банковской системы, в которой останется всего лишь несколько коммерческих банков. На сегодняшний день из 19 действующих КБ лишь один – «Кайрат» – имеет оплаченный уставной капитал в размере 130 млн. сомов. Еще четыре банка перешагнули пятидесятимиллионный рубеж. Всем остальным не хватает от 10 до 30 млн. до определенного Нацбанком рубежа.

По подсчетам экспертов, если постановление будет выполнено, через год в республике останется всего 9-10 банков, среди которых будут главенствовать три-четыре особенно крупных и близких к Нацбанку. А республика получит закрытую банковскую систему, действующую под строгим диктатом государственных регуляторов [[25]].

3.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

3.1.       Безработные строят дорогу

По данным Национального статистического комитета, на начало сентября текущего года в Киргизии насчитывается 175 тысяч безработных, или каждый двадцатый житель республики. Впрочем, официально в том статусе числится всего 55,9 тысячи человек. Но это число дополняют люди с частичной занятостью, «бессодержательные» отпускники и те, кто не хочет тратить время на регистрацию в службах занятости. Кроме того, немалая часть населения работает сегодня на «теневую экономику», занимается розничной торговлей, контрабандой. Мест же им предлагается очень немного. Сейчас на каждое рабочее место официально претендует 41 человек.

Чтобы как-то сократить эту очередь, республиканская служба занятости устраивает ярмарки вакансий, открывает «клубы ищущих работу», учит людей правильно вести поиск работы, проводит социальную и психологическую реабилитацию безработных. Второе направление этой деятельности – переподготовка потерявших старое место работы. В этом году по отчетам новые специальности освоили 3,7 тысячи человек, то есть лишь одни из пятидесяти, потерявших привычное место работы. Самыми популярными специальностями, на которые сегодня есть реальный спрос, являются парикмахеры, фермеры, массажисты.

Служба занятости привлекает своих подопечных и на общественные работы. Свыше десяти тысяч безработных задействованы сейчас на таких объектах, как строительство железной дороги Балыкчи-Кара-Кече, ремонт медицинских учреждений, прокладка водопровода в городах Майли-Суу, Сулюкта, Каджи-Сай. За семь месяцев этого года службе занятости удалось таким образом трудоустроить 12 тысяч человек [[26]].

3.2.       Дорожают знания

С началом учебного года участились жалобы родителей на непосильные денежные взносы, которые требуют от них директоров общеобразовательных школ. А между тем, специальное постановление правительства ввело строгие ограничения на все виды сборов. В сельской местности разрешено взимать с родителей на нужды школы не больше одной минимальной заработной платы в год (100 сомов), в городах – не более 1,6. Кроме того, за амортизацию учебников родители должны выложить от 7 до 10 сомов за каждую книгу. Всего получается 200-300 сомов в год.

Однако в дополнение к этим довольно немалым суммам многие школы берут деньги даже за прием детей в школу. Кроме того, существуют попечительские взносы, гранты. Просто «добровольная» помощь родителей. По отдельности сборы вроде бы не очень большие. Но для многодетных семей, для безработных родителей они порой становятся просто неподъемными. И по этой причине все больше ребят навсегда покидают школьные класс [[27]].

3.3.       Таджикские киргизы на грани голода

Почти все этнические киргизы, которые проживают сегодня в Мургабском районе Таджикистана, могут остаться голодными или будут вынуждены бежать в Кыргызстан. Об этом заявил глава государственной администрации Мургабского района Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана Ыдырыс Шааманов. Он просил руководство республики принять постановление о безналоговом передвижении продуктов питания из южного города Ош через государственную границу. Традиционно мургабцы всегда покупали муку и другое продовольствие на юге соседнего государства. Но из-за таможенных пошлин, которые были увеличены в два раза, население просто не может купить даже самое необходимое. Глава администрации считает, что голод в его районе может остановить только экстренная закупка по льготным ценам 1000 тонн муки. Правительство Таджикистана готово оказать им помощь в доставке нужной продукции из центральных районов страны, однако перевозка продуктов на автомобилях в отдаленный Мургаб обойдется еще дороже. Ведь Ош расположен к Мургабу ближе, чем Душанбе, на 400-500 км. Премьер-министру Кыргызстана Амангельды Муралиев обещал рассмотреть этот вопрос [[28]].

3.4.       Миграция снижается

Статистика свидетельствует, что миграционные процессы в республике потихоньку затухают. За первое полугодие нынешнего года общее число мигрантов составило 46,4 тысячи человек, что на 3,7 тысячи меньше прошлогоднего показателя. Интересно, что внутренние мигранты уже превышают число внешних переселенцев. Внутри республики сменило место жительства 35,6 тысячи киргизстанцев, а уехало за ее пределы – 10,8 тысячи. В том числе, в страны СНГ – 9,7 тысячи, в дальнее зарубежье – 1,1 тысячи. В республику за этот же период прибыло 4,2 тысячи человек.

По национальностям выбывшие киргизстанцы разделились так: русских – 48%, узбеков — 12%, немцев – 9%, украинцев – 6%, татар – 5%, других – 20%. По отдельным национальностям – дунгане, таджики, турки, корейцы – наблюдается миграционный прирост. Среди внутренней миграции наибольший процент падает на самую отдаленную и бедную Нарынскую область – 83%. За ее счет только население столицы увеличилось за шесть месяцев на 1122 человека [[29]].

4.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

4.1.       Визит Аскара Акаева в Германию

Главным итогом прошедшей с 12 по 14 сентября официальной поездки президента А.Акаева явилось подписание двух важных соглашений «О финансовом сотрудничестве между Правительством ФРГ и Правительством Кыргызской Республики» и «О международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов». В соответствии с ними ФРГ выделяет Киргизии крупный кредит в сумме 60 млн. марок. По словам министра внешней торговли и промышленности Эсенгула Омуралиева, основная его часть является льготной, а 9 млн. марок вообще выделяется на грантовой основе. Все выделенные средства, сказал также министр, пойдут на реализацию конкретных проектов. 21 млн. марок, например, будут направлены на развитие малой энергетики, еще 10 млн. – на строительство линии электропередачи Бишкек-Кемин. Из 9 млн, полученных на грантовой основе, 6 млн. предполагается израсходовать на программу «Туберкулез».

Как важный успех рассматривают члены государственной делегации Киргизии договоренности, достигнутые по итогам встречи в Центре промышленников и предпринимателей в Кельне. Президент Киргизии Аскар Акаев сделал здесь обстоятельный доклад о возможностях прямых инвестиций в пищевую, текстильную промышленность, в инфраструктуру регионов. Итогом переговоров с деловыми кругами стали договоренности с крупнейшим в Европе концерном «Тиссен-Крупп» о поставке в Кыргызстан 23 мини-заводов по переработке сельскохозяйственной продукции.

Германская сторона во время переговоров на высшем уровне поддержала многие направления деятельности правительства Кыргызстана. В частности, она выразила готовность оказать финансовую и иную помощь в строительстве, так называемой, кыргызской ветки транснациональной южной железной дороги. Не осталась без внимания официальных лиц ФРГ и недавно принятая 10-летняя программа комплексного развития Кыргызстана, в реализации которой Германия намерена выступить одним из главных доноров [[30]].

4.2.       Спикер парламента о визите президента

Председатель Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Абдыганы Эркебаев, побывавший вместе с Аскаром Акаевым в ФРГ, удовлетворен результатами поездки. По его мнению, «визит был более чем плодотворным». Он отметил, что президент Киргизии стал первым главой иностранного государства, посетившим новую столицу Германии. На всех встречах с официальными лицами Федеративной Республики – Президентом Й.Рау, федеральным канцлером Г.Шредером, Президентом Бундестага В.Тирзе – правительственная делегация Киргизии находила полное взаимопонимание и поддержку. Особенно подчеркивался в ходе официальных переговоров тот факт, что германская сторона полностью поддерживает курс Киргизии на осуществление рыночных реформ и демократизации общества. Официальные лица не один раз подчеркивали, что Кыргызстан, по их мнению, является образцом среди стран СНГ в решении вопросов гражданского мира и межнационального согласия [[31]].

заключение

Как и в предыдущие месяцы, главным событием, определяющим ход политического развития республики в сентябре, оставался вооруженный конфликт в Баткенском районе. Он концентрировал почти все внимание органов власти, политиков, населения. Коренных перемен здесь за последние недели не произошло. Однако даже поддержание всего лишь постоянной боевой готовности на одном из участков внешней границы стало для молодого государства почти непосильной ношей. Не оправдались оптимистические надежды, что и без российских пограничников Киргизия обеспечит охрану своих рубежей. Такая самонадеянность, уступка национал-радикалам обернулась серьезной угрозой безопасности и политической стабильности.

Участие в военных действиях пока еще не сказалось на финансовом рынке. Курс национальной валюты сохраняет относительную стабильность. Но многие эксперты предсказывают, что уже следующий год будет предельно трудным для Киргизии. Непредвиденные военные расходы там совпадут с необходимостью выплачивать большие внешние долги. А в проекте бюджета на это почти ничего не запланировано. Более того, даже без учета трат на оборону значительную часть государственных расходов в будущем году планируется покрывать за счет внешних заимствований. А ведь через несколько месяцев грядут еще неизбежные расходы на парламентские и президентские выборы. Все это может обернуться очередным обвалом курса сома и совершенно неизбежными при этом социальными потрясениями.

Кстати, ход подготовки к первому этапу выборов – в местные кенеши – показал небывало низкую политическую активность населения. Оно проявляет практически полное равнодушие к суете политиков, борьбе многочисленных партий, впервые допущенных к участию в этой компании. Доверие людей потеряли и находящие у власти политики, и критикующие их оппозиционеры. Такая апатия, по мнению многих аналитиков, неизбежно приведет к тому, что исход предстоящих выборов будет решать не голосование, а манипуляции местных властей, подтасовка голосов, финансовые возможности кандидатов. И особенно при выборе главы государства. В Киргизии практически никто не сомневается, что новым президентом в 2000 году опять станет Аскар Акаев. Тем более, что сколько-нибудь серьезных соперников на политической арене у него не заметно. Даже самые раскрученные из них (Феликс Кулов, Омурбек Текебаев, Абсамат Масалиев) могут в лучшем случае рассчитывать лишь на региональный успех.

Во внешней политике от Киргизии можно ожидать попыток формирования новых союзнических связей с ближайшими соседями, объединенных теперь общей опасностью религиозного экстремизма. Тем более, что и Россия на Кавказе стоит перед такой же проблемой. Так что даже если и продолжится, как предсказывают многие эксперты, процесс ослабления СНГ, сближение некоторых его членов можно считать совершенно неизбежном. И в частности, ожидается потепление отношения между Аскаром Акаевым и Исламом Каримовым, тесно связанных теперь борьбой с ваххабитами.



Источники

[1]. НаматбаеваТ. Ситуация под контролем // Слово Кыргызстана. – 1999 г. – 7 сентября.

[2]. Ночевкин В. Киргизии грозят джихадом // Дело №. – 1999 г. – 8 сентября.

[3]. Безбородова О. Горькая чаша испытания // Утро Бишкека. – 1999 г. – 15 сентября.

[4]. Карабеков Е. На границе тучи ходят хмуро // Res publica. – 1999 г. – 28 сентября.

[5]. Сидоров С. Родина требует отмщения // Слово Кыргызстана. – 1999 г. – 21 сентября.

[6]. Узаков С. Почему вяло проходит избирательная компания // Res publica. – 1999 г. – 21 сентября.

[7]. Лидеры женских организаций готовятся к выборам // Кабар. – 1999 г. – 13 сентября.

[8]. Бегунова С. Зачем нам новая столица? // Абсолют-экспресс. – 1999 г. – 10 сентября.

[9]. Подготовка к аттестации судей // Кабар. – 1999 г. – 27 сентября.

[10]. Введение паспортного режима // Кабар. – 1999 г. – 24 сентября.

[11]. И.Г. Будут защищать сами // Res publica. – 1999 г. – 28 сентября.

[12]. Денисенко Е. Границы, которые нас объединяют // Вечерний Бишкек. – 1999 г. – 17 сентября.

[13]. Тузов А. Новые республиканцы // Вечерний Бишкек. – 1999 г. – 10 сентября.

[14]. Алиев Ж. Чем ближе выборы… // Res publica. – 1999 г. – 21 сентября.

[15]. Касыбеков А. Под знаменем "Справедливости" // Вечерний Бишкек. – 1999 г. – 20 сентября.

[16]. Момунов Н. Спор завершен разводом // Слово Кыргызстана. – 1999 г. – 2 сентября.

[17]. Турдубаев Т. Свобода слова – под вопросом // Вечерний Бишкек. – 1999 г. – 8 сентября.

[18]. Никсдорф А. Тратим меньше, чем зарабатываем // Утро Бишкека. – 1999 г. – 25 сентября.

[19]. Кузьмин Г. Приоритеты – на душу населения // Вечерний Бишкек. – 1999 г. – 23 сентября.

[20]. В госрезерве нет зерна // Кабар. – 1999 г. – 22 сентября.

[21]. Девятов Г. Над златом чахнем // Вечерний Бишкек. – 1999 г. – 14 сентября.

[22]. Полуэктов В. Инвестиции из Китая // Банковский вестник. – 1999 г. – сентябрь.

[23]. Киргизия рассчитается с внешним долгом // Кабар. – 1999 г. – 3 сентября.

[24]. Девятов Г. Депутаты терзают бюджет // Вечерний Бишкек. – 1999 г. – 30 сентября.

[25]. Глумсков Г. Ошибка Нацбанка // Вечерний Бишкек. – 1999 г. – 27 сентября.

[26]. Баранов В. Я б в цирюльники пошел… // Слово Кыргызстана. – 1999 г. – 14 сентября.

[27]. Черных А. Почем нынче знания // Вечерний Бишкек. – 1999 г. – 13 сентября.

[28]. Таджикские киргизы на грани голода // Кабар. – 1999 г. – 13 сентября.

[29]. Акчурин В. Мигрируют, но все меньше // Слово Кыргызстана. – 1999 г. – 7 сентября.

[30]. Визит Акаева в Германию // Кабар. – 1999 г. – 16 сентября.

[31]. Новый импульс межпарламентским связям // Кабар. – 1999 г. – 16 сентября.