Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Бурятия

Евгения КИСЛОВА

Республика Бурятия

в августе-сентябре 1999 года

Деятельность президента РБ в августе-сентябре. Акция протеста работников ЖКХ. Накануне выборов органов МСУ: отчеты глав районов перед президентом РБ. Смерть бывшего председателя Совета министров Бурятской АССР (в 1977-1987 гг.) и РБ (в 1990-1994 гг.) В.Саганова. VI сессия Народного Хурала. Поправки к закону о МСУ. Семинар Фонда К.Аденауэра в Бурятии: визит Ю.Скуратова в республику. Конфигурация партийной системы региона и расстановка сил по одномандатному округу на первоначальном этапе предвыборной компании в Госдуму. Развитие ситуации вокруг создания «БурТЭКа». Международная деятельность: договор о сотрудничестве с Маньчжурией, визиты премьер-министра Малайзии, делегации МИД КНДР, делегации бизнесменов и общественных деятелей Южной Кореи.

Хроника

1 августа — открытие официального сервера президента и правительства РБ в Интернете http // www.Buryatia.ru // Buryatia.gov).

3 августа — коммунальщики Заиграевского, Кабанского и Прибайкальского районов и г.Улан-Удэ пикетировали здание правительства РБ и городской администрации с требованием погашения 20-месячной задолженности по зарплате.

5 августа — подписание Соглашения о широком сотрудничестве г.Улан-Удэ и г.Маньчжурия (КНР).

6 августа — встреча президента — председателя правительства РБ Л.Потапова с представителями общественных организаций и деловых кругов Республики Корея, где обсуждались варианты сотрудничества Бурятии и Республики Корея.

10 августа — на аппаратном совещании президент РБ Л.Потапов дал указание по погашению задолженности по зарплате коммунальщикам республики и города Улан-Удэ.

12-13 августа — семинар «СМИ и политика», организованный Фондом К.Аденауэра, в работе которого принял участие генпрокурор РФ Ю.Скуратов.

20-22 августа — посещение Бурятии премьер-министром Малайзии.

23-25 августа — первый этап VI сессии Народного Хурала.

24-25 августа — поездка президента РБ в Москву: встреча с В.Христенко и А.Чубайсом.

31 августа — 1 сентября — рабочая поездка президента РБ по Тарбагатайскому и Селенгинскому районам республики.

8 сентября — 75 человек сводного отряда МВД Бурятии отправились в двухмесячную командировку в Дагестан.

11 сентября — взрыв в одном из домов по ул.Камова в г.Улан-Удэ, причиной которого стала криминальная разборка.

12 сентября — телеграмма соболезнования мэру Москвы Ю.Лужкову в связи со взрывами в столице.

15-17 сентября — пребывание делегации МИД КНДР в Бурятии.

16 сентября — заседание координационного Совета по борьбе с преступностью и коррупцией.

17-19 сентября — выездные парламентские слушания Госдумы по обсуждению законопроекта о животноводстве (овцеводстве) в РФ.

24 сентября — заседание Политического консультативного совета при президенте РБ по проблеме создания «БурТЭКа».

24 сентября — совещание по формированию ОАО «БурТЭК».

24 сентября — умер бывший председатель Совета министров Бурятской АССР (в 1977-1987 гг.) и Республики Бурятия (в 1990-1994 гг.) В.Саганов.

25 сентября — республиканская избирательная комиссия зарегистрировала первого кандидата в Госдуму по одномандатному округу — Ц.Сергееву.

27-29 сентября — второй этап VI сессии Народного Хурала.

29 сентября — торжественное заседание Народного Хурала, посвященное пятилетию НХ.

основные тенденции

Условно можно разделить обозреваемый период на две части: август, когда событий было немного и преобладали отпускные настроения, и сентябрь, когда политический процесс оживился.

Внутрирегиональная композиция акторов в августе-сентябре практически не изменилась. По-прежнему основные ресурсы находились в руках президента и возглавляемого им правительства. Все же прочие акторы старались выработать механизм взаимодействия с ними в рамках формальных и неформальных отношений. Особенно это важно сейчас, когда республика готовится к «большим» (федеральным) и «малым» (в органы местного самоуправления) выборам. Президент РБ старается снять оставшиеся между влиятельными группами противоречия, играя роль арбитра в разрешении споров, возникающих между различными группами интересов.

В условиях надвигающихся выборов президент РБ старается мобилизовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Привлекаются прежде всего экономические и символические ресурсы, при максимальном использовании уже имеющихся административных и политических. Так, президент РБ постоянно ведет борьбу за максимизацию наличных экономических ресурсов региона, расширяя налогооблагаемую базу и добиваясь введения строгого контроля за сбором получаемых средств. Это позволило впервые за несколько лет повысить (хоть и ненамного) удельный вес собственных поступлений в пропорциональном отношении с поступающими трансфертными платежами из Центра. На это повлияло и то обстоятельство, что впервые за годы реформ наметился (хоть и небольшой) прирост промышленного производства (за первые 8 месяцев 1999 года по сравнению с прошлым годом). Одновременно идет борьба за приращение экономических ресурсов извне. Правительство добивается иностранных инвестиций в экономику республики, прежде всего из Азиатско-Тихоокеанского региона. Проявлением этого курса стали официальный визит премьер-министра Малайзии в Бурятию Махатхиры Мохамада и приезд делегации общественных организаций и деловых кругов Республики Корея. Кроме того, Л.Потапов ведет усиленную борьбу за создание республиканского объединения предприятий ТЭКа, которое бы позволило аккумулировать средства, получаемые в ходе производства продукции данных предприятий, находящихся на территории республики. Это, в свою очередь, позволило бы пересмотреть систему распределения финансовых потоков ТЭК, уходящих сейчас за пределы Бурятии, в Иркутскую область.

Приращению символических ресурсов способствует создание мифа о президенте РБ Л.Потапове как «добром дедушке» региона, который заботится о своих «членах семьи» — жителях Бурятии. Так, ценой невероятных усилий и при большой финансовой поддержке со стороны Центра удалось погасить долги по пенсиям и существенно сократить задолженности по заплатам работникам бюджетной сферы (до 2-3 месяцев за 1999 год). Подчеркивается, что это было достигнуто только благодаря усилиям одного человека — Л.Потапова. Во всех средствах массовой информации люди благодарят за это президента. Тем самым президент РБ добился и еще одной цели. Он ослабил давление снизу, которые имело место все время реформ, особенно усиливаясь в те периоды, когда не хватало экономических ресурсов для снятия социального напряжения в обществе.

Предстоящая выборная компания уже сейчас накладывает отпечатки на политический процесс. Все политики и группы, стремящиеся получить места в будущей Госдуме, так или иначе вынуждены взаимодействовать с президентской стороной, от поддержки которой многое будет зависеть. Сосредоточив все основные ресурсы у себя, президент РБ путем перераспределения их угодным акторам становится тем, кто определяет весь ход электорального процесса и победителей в нем.

Пока можно констатировать, что президент РБ сделал ставку на блок «Отечество» — «Вся Россия» и КПРФ. Отношения с ними регулируются неформальными нормами, которые выработались между «начальником» и «подчиненными» за долгие годы совместной работы. Сейчас «подчиненные» входят в руководство региональных отделений партий, с помощью которых «начальник» хочет распространить свое влияние на пласт политического процесса, выходящий за рамки региона. Ранее такого не наблюдалось. В 1995 году президент был полностью индифферентен к выборам депутатов Госдумы.

Особую головную боль президенту доставляет возможность выдвижения в депутаты Госдумы Ю.Скуратова. С одной стороны, он личный друг Л.Потапова, друг детства, и президент не может его не поддержать. С другой же, открытая поддержка опального генпрокурора может привести к ухудшению отношений между Бурятией и правительством России, что повлечет за собой урезание финансовой помощи республике. Поэтому лучшим вариантом для Л.Потапова (да и для всех участников политического процесса в республике) было бы неучастие Ю.Скуратова в выборах, которые бы позволило каждому вести свою самостоятельную игру. Пока все так и происходит. Ю.Скуратов, побывавший в республике в августе на семинаре Фонда К.Аденауэра, заявил, что «не исключает возможности стать депутатом Госдумы от Бурятии» [[1]], но конкретных шагов для этого не предпринял.

На местных выборах ситуация выглядит несколько иначе. Взаимоотношения глав местных администраций с аппаратом президента и правительства в гораздо большей мере регулируются формальными нормами, нежели отношения президента с политическими партиями, выступающими ведущими акторами избирательного процесса. В то же время, как отмечалось в прошлых обзорах, президент дал понять, что его поддержка нынешних глав МСУ будет зависеть от того, как они выполняют распоряжения президента, прежде всего в вопросе нахождения собственных ресурсов для выплаты задолженности бюджетникам.

Предстоят также и выборы депутатов местных Советов. Но к этим выборам интерес не очень высок. Дело в том, что избранные главы местных администраций фактически контролируют работу местных советов. Изменить (хотя бы отчасти) эту ситуацию попытался Народный Хурал. На своей очередной сессии он внес изменения в закон «О выборах глав местного самоуправления», по которому главы муниципальных образований могут выбираться не только непосредственно населением, но и местным Советом из числа депутатов. Это определяется Уставами МО, которые принимаются Советами, так что в конечном счете выбор модели зависит от самих местных депутатов. Тем самым законодатели стремятся повысить властный ресурс Советов и усилить интерес к выборам в них там, где захотят на практике применить новую трактовку закона.

В итоге, к концу обзорного периода в политическом процессе наблюдаются две тенденции. Одна — к мобилизации основных ресурсов президентом РБ, который уже в ходе избирательной компании путем перераспределения ресурсов будет решать, каким будет итог выборов. Другая тенденция началась только в самом конце обозреваемого периода и связана со стремлением Народного Хурала выправить диспаритет сил исполнительной и представительной власти на местном уровне, с целью также максимального влияния на ход избирательного процесса. Но данная тенденция еще слаба и только начинает свое развитие.

1.    президент РБ

3 августа работники ЖКХ Заиграевского, Кабанского, Прибайкальского районов и г.Улан-Удэ (всего около 100 человек) пикетировали здание правительства РБ и городской администрации. Главным требованием пикетирующих было возвращение долгов по зарплате, которую работники отрасли не получают около 20 месяцев. Кроме того, они требовали срочно провести переговоры по заключению отраслевого тарифного соглашения и поднять размер минимальной тарифной ставки до общероссийского уровня, а также выделить средства на подготовку к зиме. К митингующим в тот день из представителей власти никто не вышел. Инициаторы пикета пригрозили, что они перейдут к более радикальным мерам. Угроза коммунальщиков накануне забайкальской зимы возымела действия и 10 августа на аппаратном совещании президента РБ Л.Потапов дал указание по погашению задолженности по зарплате коммунальщикам. Путем взаимозачета задолженностей и поступивших сумм трансферта из Центра удалось погасить часть долгов по зарплате, что снизило социальную напряженность в коллективах. При этом президент вновь сумел из этой ситуации извлечь выгоду, укрепив и в этой социальной страте свой имидж «доброго и заботливого».

Весь оставшийся месяц Л.Потапов провел в борьбе за приращение экономических ресурсов. Особо уделил вниманию поиску иностранных инвестиций для экономики республики (см.ниже). В конце августа президент совершил поездку в Москву, где встретился с первым вице-премьером правительства РФ В.Христенко и председателем РАО «ЕЭС России» А.Чубайсом.

Как всегда, Л.Потапов «поставил перед вице-премьером ряд острых проблем РБ». Речь шла о реструктуризации долга республики перед российским бюджетом, связанного с предоставлением в прошлом году ссуды в 300 млн руб., пошедшей на выплату просроченной задолженности работникам бюджетной сферы. В.Христенко согласился отсрочить погашение ссуды на год, что позволит выполнять республиканский бюджет так, как он принимался Народных Хуралом (выплата ссуды не была включена в расходную часть бюджета). Президент РБ «заострил внимание» В.Христенко на так называемом байкальском факторе (близость к озеру помимо определенных преимуществ создает и немалые проблемы, связанные с дополнительным финансированием работ по экологической безопасности Байкала). Л.Потапов попросил российское правительство учесть этот момент при формировании нового российского бюджета. На встрече Л.Потапова с А.Чубайсом рассматривались вопросы создания «БурТЭКа» (см. ниже). А.Чубайс всецело поддерживает в этом вопросе позицию правительства РБ, что он еще раз подтвердил в данной беседе. В целом, как отметил Л.Потапов по возвращению в республику, он полностью удовлетворен итогами поездки.

В конце августа Л.Потапов совершил традиционную инспекторскую поездку по районам республики, на сей раз — Тарбагатайскому и Селенгинскому. Эти территории стали площадками эксперимента в аграрном секторе. Этот рост предполагается достичь с помощью создания производственных зон на базе некогда крупнейших колхозов района, которые бы обеспечивали рост производства продукции в целом по районам. Для этого предполагается данным производственным зонам создать климат наибольшего благоприятствования: льготное налогообложение, первоочередные привлечение инвестиций, строка в бюджете. Президент остался доволен работой глав данных районов, так что они могут рассчитывать на его поддержку на декабрьских выборах.

Начало сентября ознаменовалось выходом на свободу бывшего первого заместителя мэра г.Улан-Удэ (в администрации В.Шаповалова) Андрея Фирсова. А.Фирсов является создателем и руководителем второй в России по обороту Азиатской биржи. Он внедрил в Бурятии вексельные схемы обслуживания городского бюджета, систему безналичных расчетов по пластиковым картам и схему взаимозачетов между бюджетами различных уровней; одно время был советником Л.Потапова по экономическим вопросам. Он был арестован после скандальных заявлений В.Шаповалова в адрес генпрокурора РФ Ю.Скуратова и руководства ФСБ Бурятии в сентябре 1997 года о том, что те якобы сфабриковали дело против мэра, заставляя свидетеля оговаривать В.Шаповалова (в частности, тогда В.Шаповалов прокручивал магнитофонную запись, на которой похожий на Ю.Скуратова голос призывал работников местной прокуратуры тщательней накапливать материал на Шаповалова любыми способами). Против В.Шаповалова было выдвинуто обвинение в клевете, и он был арестован (через полгода освобожден по амнистии). Арестовали и А.Фирсова, находившегося в Кемерове. Фирсову было предъявлено обвинение в финансовых злоупотреблениях в период его коммерческой деятельности (до работы в мэрии). Отсидев два года, А.Фирсов освободился из мест лишения свободы. Контролирующий СМИ республики Л.Потапов постарался, чтобы данная информация не дошла до общественности. Сообщение об освобождении Фирсова появилось только в относительно независимой от президента газете «Вечерний Улан-Удэ».

Наблюдатели склоняются к тому, что особых проблем с трудоустройством у известного экономиста и бизнесмена не будет. Что же касается политической деятельности, то тут все туманно. Непонятно даже, останется ли А.Фирсов в республике и захочет ли заниматься политикой.

8 сентября Л.Потапов участвовал в церемонии отправки сводного отряда МВД Бурятии (75 человек) в двухмесячную командировку в Дагестан. Президент всегда с особым вниманием относился к силовым структурам. Обычно законодательные и исполнительные органы брали шефство над воинскими частями, управлениями МВД и других силовых структур и из своих резервных фондов помогали решать их проблемы. Вот и в этот раз президент обещал оказать помощь каждому бойцу после возвращения из командировки. Сама же отправка отряда вызвала волнения среди общественности. Тревогу забил Комитет солдатских матерей, который был против отправки в Дагестан солдат срочной службы, призывавшихся из Бурятии. Затем пресс-служба президента РБ успокоила общественность тем, что набор отправляющихся в Дагестан проходил только на добровольной основе и желающих было даже вдвое больше необходимого. Объясняется это тем, что для многих военных и милиционеров подобные командировки — способ улучшить материальное положение. По поводу самих же событий на Северном Кавказе Л.Потапов особо не распространялся, но поддержал оценку Совета Федерации (не были вовремя приняты меры, плохо реагировало на ситуацию российское правительство, хасавюртовские соглашения были изначально ущербны).

Не высказывался публично президент и об отставке правительства С.Степашина. Что же касается отношения президента РБ к кандидатуре нового премьер-министра В.Путина, то, по словам Л.Потапова, оно пока неопределенно, так как раньше они встречались всего дважды и у него не сложилось какого-то определенного мнения.

После терактов в Москве президент РБ отправил телеграмму с соболезнованиями мэру Москвы Ю.Лужкову. Л.Потапов осудил бандитские акции в Москве но выступил против введения чрезвычайного положения в России и подписал распоряжение об усилении несения службы по обеспечению общественного порядка в республике. В самой республике заметен рост криминальной напряженности. В тот же день 12 сентября, за несколько часов до взрыва на Каширском шоссе в Москве в Улан-Удэ в подъезде одного из домов по улице Камова произошел взрыв (взорвалось устройство с тротиловым эквивалентом 40 граммов) результатом которого стали вылетевшие стекла в подъезде дома. К счастью, никто не пострадал. Как говорят работники МВД, это была акция устрашения одного из криминальных авторитетов республики. По Улан-Удэ прокатилась волна идентичных по почерку убийств предпринимателей, занимавшихся скупкой и продажей волюты. Данные преступления, как считают в МВД, дело рук одного преступника. Все эти преступления послужили поводом для заседания координационного Совета по борьбе с преступностью и коррупцией, которое вел президент РБ. На заседании было принято решение усилить операцию «Вихрь-Антитеррор» и установить контроль за ввозом и вывозом из столицы республики грузов, которые идут в Бурятию. Кроме того, произошло усиление паспортного контроля. Благодаря этому в сентябре удалось увеличить процент раскрываемости преступлений, общее количество их значительно уменьшилось, а громких преступлений практически не стало.

В конце сентября президент Потапов заслушал отчеты глав местного самоуправления по итогам работы за 7 месяцев 1999 года. Отпечаток на это накладывало то, что в декабре состоятся выборы органов МСУ. Отчет показывал, стоит ли рассчитывать главе района на поддержку президента или в декабре его ждут большие сложности. На этой встрече президент решил не только узнать, какими заботами живут руководители сельской глубинки, но и оценить их вклад в выполнение поставленной им задачи выхода в режим экономического роста. «Критерий оценки однозначен, — подчеркнул Л.Потапов — это конкретные результаты работы, и уже на основе достигнутого в экономике — улучшение жизни людей» [[2]]. По итогам отчетов выяснилось, что полтора десятка районов добились хоть и незначительных, но все же успехов в экономике. Они-то как раз и получат поддержку президента на выборах. Главам «отстающих» районов повезло меньше. Неудовлетворительную оценку по итогам социально-экономического развития в 1999 году получили Баргузинский, Иволгинский, Закаменский, Прибайкальский и Кижингинский районы. Правда, два последних сейчас обходятся вообще без первых лиц, которые срочно сложили с себя полномочия и решили сосредоточиться на работе в Народном Хурале.

25 сентября умер В.Саганов, предшественник Л.Потапова на посту главы исполнительной власти РБ, последние годы находившийся в оппозиции. Именно он с 1994 года, когда он проиграл Потапову на выборах президента РБ и потерял пост предсовмина республики, вплоть до самого последнего времени был вдохновителем внутриреспубликанской оппозиции. А до этого в 1992-1994 гг. шла ожесточенная борьба за власть между Потаповым и Сагановым, которая переносила федеральный конфликт исполнительной власти с системой Советов на региональный уровень. В этой борьбе В.Саганов находился на стороне, как тогда говорили, демократической исполнительной власти, которая вела борьбу с пережитком коммунистического времени — Советами. Антагонизм сохранился и тогда, когда они поменялись местами: Л.Потапов стал Президентом РБ, а В.Саганов — депутатом Народного Хурала. Своего рода финалом противостояния лидеров стали прошлогодние президентские выборы. Полученный В.Сагановым нокаут (он отстал в 10 раз от своего конкурента) отправил его в политическое небытие.

Проводы В.Саганова в последний путь прошли на высшем для республики уровне. Л.Потапов организовал государственную комиссию по похоронам. Во всех подконтрольных президенту СМИ подчеркивалась большая заслуга В.Саганова в становлении и развитии бурятской государственности (он возглавлял Совмин с 1977 по 1987 г. и с 1990 по 1994 г.). Но сам Л.Потапов в похоронной процессии замечен не был.

2.    Народный Хурал

Особенностью шестой сессии НХ второго созыва стало то, что она проходила в два этапа. Это было вызвано тем, что в декабре в республике пройдут выборы орãàíîв местного самоуправления, и чтобы не нарушить Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав...», легислатура должна была внести изменения в законы о выборах МСУ до 19 сентября. Но в начале и середине сентября в Бурятии проходит уборочная страда, а многие депутаты Хурала как раз представители сельских районов, и им некогда было бы присутствовать на всех заседаниях, если бы сессия проводилась в обычном режиме.

Главный вопрос сессии — принятие законов о выборах глав МСУ и депутатов представительных органов МСУ. Дебаты (большей частью в комитетах НХ) были жаркими. Дело в том, что в закон «О выборах главы местного самоуправления» введена ранее отсутствовавшая возможность выбирать районного руководителя не только всенародно, но и на сессии райсовета из числа депутатов. Для этого местным Советам достаточно внести изменения в Устав территории. Данная процедура значительно повышает роль и статус депутата райсовета. Учитывая то, что в большинстве районов Бурятии Совет состоит из 10-12 человек, становится понятно, сколь важно для претендента на пост главы быть в числе этого десятка или иметь с ними хорошие отношения. Многие депутаты высказывали опасение, что все районы республики перейдут именно на такую форму выборов главы местного самоуправления и контроль самих граждан за этим постом окажется утрачен. Уже сейчас известно, что в нескольких районах местные Советы вносят соответствующие изменения в Уставы. Пока в высших эшелонах власти республики это называют экспериментом, а результаты, естественно, предлагают обсудить по его завершении.

Мотивы законодателей понятны: осознавая, что многие из них находятся в зависимости от глав районных администраций, депутаты решили повысить роль представительных органов МСУ, несколько ослабить тем самым позиции глав МСУ, фактически интегрированных с правительством республики в «исполнительную вертикаль», и даже, в случае широкого применения данной нормы, создать «свою вертикаль», усилив свои позиции в отношениях с президентом и правительством РБ. Неслучайно президент РБ неоднозначно отнесся к предложенной парламентариями норме. В то же время противодействия принятию данной новации не было. В аппарате президента полагают, что местные Советы многих территорий, заведомо не имеющих потребных для поддержания социальной стабильности ресурсов, просто вынуждены ориентироваться на исполнительную вертикаль, которая распределяет часть своих ресурсов данным органам власти в обмен на лояльность к ней.

Еще одной отличительной особенностью нынешней сессии стало то, что ряд вынесенных законопроектов был явно недоработан и плохо согласован. Впервые за 5 лет работы Народного Хурала на предлагаемые к принятию документы было дано большое количество отрицательных заключений правового управления НХ и прокуратуры РБ. Под занавес сессии у председателя НХ М.Семенова, обычно сдержанного, похоже, нервы несколько сдали, и он во всеуслышание объявил, что тема подготовки законопроектов в комитетах НХ и их согласование станут предметов серьезного разговора в ближайшие дни после сессии на планерках парламентариев.

На сессии был принят закон «О земле» (о его подготовке и обсуждении мы сообщали в прошлом обзоре [[3]]). Закон устанавливает процедуру купли-продажи земель таких категорий, как личное подсобное хозяйство, дачи, земли под гаражи, земли, находящиеся под индивидуальной застройкой. Разрешить свободную куплю-продажу земли бурятские парламентарии не решились, прежде всего потому, что общественное мнение республики настроено против этого.

Закон «О лесе», который из-за своей сыроватости и ряда противоречий не принимался к обсуждению на протяжении последних двух сессий, согласовывался все 3 дня пленарных заседаний первой части шестой сессии, а законопроект «О пассажирском и электрическом транспорте» после долгих дискуссий приняли в первом чтении. Хотя трудно сейчас даже предположить, когда он выберется вновь из недр комитетов — столько замечаний было высказано.

На первой части сессии НХ М.Семенов прокомментировал отставку правительства С.Степашина. Он заявил о том, что «отставка правительства С.Степашина подтверждает, что предложения и мысли регионов не нужны федеральному центру». По его мнению, подобная кадровая чехарда «никому не нужна и никуда не годится». Частая смена правительства лишь осложняет экономическое положение субъектов Федерации, так как многие финансовые вопросы приходится согласовывать по нескольку раз. С точки зрения достижения политической стабильности, по мнению М.Семенова, замена С.Степашина на В.Путина также не оправдана, ибо С.Степашин, в отличие от нового премьера, и ранее был известной политической фигурой [[4]].

Стоит отметить, что на сессии было принято решение создать согласительную комиссию по подготовке бюджета 2000 года. Ранее подобная работа начиналась лишь после первого чтения законопроекта. Похоже, теперь все заинтересованные стороны решили не доводить дело до жарких публичных дебатов, а заранее прийти к соглашению по всем возможным разногласиям. Отметим, что разногласия между НХ и правительством наверняка будут как минимум по двум вопросам, которые непосредственно затрагивают интересы и депутатов, и исполнителей. Это вопросы о создании депутатского фонда поддержки развития округов и о сокращении бюджетного содержания органов государственного управления.

На сессии случился скандал, связанный с предстоящими выборами. Депутаты Народного Хурала в результате тайного голосования «прокатили» представителя местной организации ЛДПР журналиста Д.Убеева, выдвинутого партией в состав избирательной комиссии республики (о том, как идет формирование нового избиркома РБ мы сообщали в прошлом обзоре [3]). Комментарии, последовавшие после принятия данного решения, сводились к тому, что парламентарии настроены не против лично Д.Убеева или местной организации ЛДПР, но против В.Жириновского. Ответная реакция не заставила себя ждать. Представители ЛДПР заявили, что высшему руководству республики выгодно не допускать к подсчету голосов независимых от них людей, так как это помешает «отфильтровывать» результаты выборов. Отчасти это верно. Президент РБ и НХ, формируя состав избирательной комиссии РБ, постарались сделать все, чтобы в нее не вошли представители ЛДПР и «ЯБЛОКА», на которые республиканское руководство не имеет влияния.

Завершилась сессия торжественным заседанием, посвященным пятилетию образования Народного Хурала. На заседании, кроме депутатов нынешнего состава НХ, присутствовали небольшая группа депутатов НХ первого созыва, делегации от ЗС Иркутской и Читинской областей, Агинского и Усть-Ордынского автономных округов, а также президент РБ и все высшее руководство республики. Все приглашенные гости выступили с поздравлениями по поводу первого «малого» юбилея легислатуры и пожелали удачи в будущей парламентской деятельности бурятских парламентариев. Стоит заметить, что депутаты НХ первого созыва в большинстве своем проигнорировали приглашение.

3.    визит Ю.Скуратова

12-13 августа Фонд имени К.Аденауэра совместно с Бурятским отделением движения «Наш дом — Россия» провели в Улан-Удэ семинар для представителей республиканских СМИ на тему «Средства массовой информации и политика». С немецкой стороны на семинар прибыли представитель фонда Герд Боссен и депутат бундестага Клаус-Юрген Хедрик. Общественный интерес к данному семинару связан с тем, что в его работе принял участие генеральный прокурор РФ уроженец Бичурского района РБ Ю.Скуратов. По словам Г.Боссена, участие Ю.Скуратова в семинаре было случайным: «Я встретил Ю.Скуратова в Москве, в буфете, и рассказал, что еду в Бурятию проводить семинар по СМИ. Скуратов обрадовался и попросил взять его с собой» [[5]].

Ю.Скуратов на вопрос, собирается ли он выдвигать свою кандидатуру в Госдуму от Бурятии заявил, что он не «исключает» данного варианта. Бесспорно, гонимый Кремлем, наш земляк, борец с организованной преступностью Ю.Скуратов сразу получает в свое распоряжение колоссальный символический ресурс. С другой стороны, друг детства генпрокурора Л.Потапов сейчас вряд ли может открыто оказать ему поддержку. Прямым подтверждением желания президента РБ не обострять отношений с Кремлем стало чрезвычайно вялое освещение государственными СМИ визита Ю.Скуратова. По сведениям наших источников, на Бурятском гостелевидении было снято с эфира уже подготовленное интервью Ю.Скуратова.

Если генпрокурор все же выставит свою кандидатуру на выборах в Госдуму от Бурятии, то его готовы поддержать местное отделение КПРФ, лидер которого депутат Госдумы С.Будажапов первым заговорил о возможном выдвижении Ю.Скуратова по Бурятии, и отделение «Отечества», которое утверждает, что вопрос уже согласован с центральным аппаратом движения. У Ю.Скуратова еще есть время поразмышлять над данным вопросом. Пока же ситуация неопределенности устраивает всех игроков на избирательном поле республики.

И КПРФ, и ОВР, и президенту Потапову было бы гораздо лучше, если бы Ю.Скуратов решил не баллотироваться в парламент. Тогда бы кандидаты КПРФ и ОВР имели более или менее одинаковые шансы на победу, а у президента «не болела бы голова» от задачи: как поддержать земляка и в то же время не лишиться финансовой помощи Центра.

Уже после посещения республики Ю.Скуратовым, в начале сентября ректор Бурятского государственного университета С.Калмыков на общем собрании коллектива университета сообщил, что считает возможным и необходимым выдвинуть Ю.Скуратова на пост Президента России. «Будущее России связано с Востоком, а не с Западом, а так как Ю.Скуратов имеет отношение к Востоку», ему в самый раз быть следующим президентом России.

Представитель Президента РФ по Бурятии Б.Данилов сообщил, что по его информации, отставной прокурор «скорее всего не будет баллотироваться в Госдуму ни от Бурятии, ни от какого-либо другого региона России». Вместе с тем, Б.Данилов не исключает, что с «Ю.Скуратовым все еще может измениться» [1].

4.    предвыборная кампания

Первоначальный этап предвыборной гонки характеризуется поиском ресурсов для основного этапа кампании и определением фигур, которые будут представлять ведущие политические силы на этих выборах.

Как уже отмечалось, «большие» выборы (в Госдуму) будут сопровождаться «малыми» выборами (в органы местного самоуправления). Поэтому, чтобы собрать «хороший урожай» голосов избирателей, необходимо будет потрудиться на двух, а то и на трех направлениях.

Еще одна особенность данных выборов будет состоять в том, что в кампании будет новую роль играть административный ресурс. В 1995 году президент Л.Потапов был довольно индифферентен к голосованию по округу. Ныне он пока публично никак не выразил своей заинтересованности, но его аппаратом ведутся многочисленные консультации по возможной поддержке потенциальных кандидатов в депутаты Госдумы, местных Советов и глав местных администраций. Представители аппарата президента стараются выйти на каждое местное представительство общероссийских партий и движений с целью совместно скоординированной работы, якобы для проведения честных и чистых выборов.

Главной проблемой всех субъектов избирательного процесса в республике является нехватка финансового ресурса. Из-за этого многие потенциальные претенденты на мандат в Госдуме в сентябре еще раздумывали, выдвигать ли свои кандидатуры. Из-за этого же политические партии обдумывали стратегии и технологии, ориентированные прежде всего на дешевизну.

4.1.       Кандидаты по Бурятскому округу №9

Первой уведомила республиканский избирком о намерении баллотироваться в Госдуму от Бурятии по мажоритарной системе эксцентричная Ц.Сергеева, которая начиная с 1995 года не пропустила ни одних выборов, проходивших в республике. Сейчас она работает советником-консультантом немецкой фармацевтической фирмы «Берингер Ингельхейм Биопродукт», живет в Москве. Ц.Сергеева уже зарегистрировалась как кандидат в депутаты в Думу, заплатив так называемый избирательный залог в сумме 83 490 рублей и уже может вести предвыборную агитацию.

Действующая депутат Госдумы С.Найчукова (баллотировалась от АПР, входит в Аграрную депутатскую группу) выдвинута инициативной группой избирателей. Для того чтобы получить статус кандидата в депутаты, С.Найчуковой необходимо собрать подписи 6615 граждан (1% избирателей). Едва лишь С.Найчукова заявила о своей предвыборной кампании, как тут же появились слухи, что ее берется финансировать один из известных в России бизнесменов; называлось имя В.Брынцалова. Эти слухи опровергла помощник депутата Л.Уланова, которая заявила, что они распространяются политическими оппонентами Найчуковой.

Отметим, что шансы действующего депутат не очень высоки. С.Найчукова только к концу своего срока стала ездить по районам Бурятии и вести депутатский прием на местах. В середине сентября она организовала в республике выездные парламентские слушания по довольно актуальной для Бурятии проблеме «О положении дел в овцеводстве и комплексе мер по выводу отрасли из кризиса». Правда, из депутатов Госдумы присутствовало только двое: сама С.Найчукова и читинец (тоже представитель Аграрной партии) В.Колесников.

С.Найчукова заявляет о себе как кандидате Аграрной партии, однако неясно, от какой ее части: от присоединившейся к «Отечеству» или от вошедшей в блок КПРФ «За победу».

Изъявил желание баллотироваться в Госдуму и прокурор Восточно-Байкальской межрайонной прокуратуры В.Марков (подобно о нем см. в прошлом обзоре [3]), входивший в число оппозиционно настроенных к президенту депутатов Народного Хурала первого созыва. По имеющейся информации, он рассчитывает на поддержку В.Лысцева, генерального директора АО «Бурятэнерго».

Однако появилась информация о том, что не исключается возможность выдвижения в Госдуму РФ генерального директора АО «Гусиноозерская ГРЭС» Юрия Никитина. В случае его выдвижения финансы «Бурятэнерго» пойдут на его поддержку, тем более, что само АО «Гусиноозерское ГРЭС» — один из крупнейших республиканских экспортеров (занимается продажей Монголии электроэнергии).

Еще одним претендентом на мандат может стать директор Байкальского института рационального природопользования А.Тулохонов. Его готова поддержать научная общественность республики. Но у него уже есть неудачный опыт участия в выборах 1995 года, когда поддержка на неофициальном уровне не воплотилась в официально полученные ресурсы.

Совет Бурятского отделения блока «Отечество — Вся Россия» рассмотрел множество возможных кандидатур для выдвижения по одномандатному округу. В обширный список входили: В.Гарматаров (ГУП «Агролизинг»), А.Идамжапов, глава администрации Джидинского района, Л.Ванюшкина, глава Баргузинского района, С.Пронин, гендиректор кондитерской фабрики «Амта», Б.Семенов, председатель комитета Народного Хурала, И.Михалев, экс-претендент на пост президента, А.Громов, тоже экс-претендент на кресло президента, Н.Кондаков, бывший депутат Госдумы, Ю.Никитин, гендиректор Гусиноозерской ГРЭС. Обсуждались кандидатуры В.Агалова (первого вице-премьера правительства Бурятии) и И.Павлова (управляющего АКБ «СБС-Агро-Бурятия»). Но и В.Агалова, и И.Павлова числит в своих рядах НДР. В.Агалов от выдвижения в качестве кандидата в Госдуму отказался. И.Павлова БРО НДР собиралось выдвигать по одномандатному округу. В местном «Отечестве» это знали, но, видимо, решили, что могут поддержать и кандидата НДР (о возможном блокировании с «Отечеством» на региональном уровне в свою очередь говорил Л.Мунаев, председатель БРО НДР). В итоге на съезде блока в Москве была утверждена кандидатура Б.Семенова, в прошлом министра сельского хозяйства и продовольствия РБ. По мнению наблюдателей, здесь чувствуется рука президента Л.Потапова, который хочет сделать бывшего министра депутатом Госдумы, тем самым компенсировав ему неудачу на выборах председателя Народного Хурала (несмотря на поддержку президента, депутаты предпочли Б.Семенову его однофамильца М.Семенова, спикера НХ первого созыва). Скорее всего, ближе к выборам поддержка Б.Семенова со стороны правительства РБ станет более явной.

Интересная ситуация сложилась и в НДР по поводу выдвижения от них кандидата по округу. Сначала фигурировала фамилия И.Павлова (управляющего «СБС-Агро-Бурятия»), но в итоге на съезде была утверждена кандидатура Б.Данилова, представителя Президента РФ по Бурятии. Б.Данилов уже выпустил биографический журнал о себе и готов пригласить имиджмейкерскую контору из Новосибирска.

В других партиях и движениях определение кандидатур по округу проходило более рутинно. КПРФ выдвинула по округу своего первого секретаря, депутата Госдумы по списку С.Будажапова.

По информации одного из лидеров местных либерал-демократов, они приняли предварительное решение выдвинуть по округу Андрея Громова, руководителя первого в Бурятии негосударственного пенсионного фонда, бывшего претендента на пост президента республики в 1998 году.

«ЯБЛОКО» выдвинуло по округу лидера Бурятскогой организации объединения К.Митупова.

Всего же, по оценкам самих претендентов на депутатское кресло, кандидатов в депутаты по девятому одномандатному избирательному округу будет 15-16 человек. Исход голосования в наибольшей мере зависит от того, будет ли принимать участие в выборах Ю.Скуратов. Если будет, то почти безусловно победит. Если не будет, то больше всего шансов у Б.Семенова (за которым поддержка президента РБ и все вытекающие из этого последствия) и Ю.Никитина (за которым деньги РАО «ЕЭС России»).

4.2.       Представители РБ в партийных списках

Наибольшие шансы имеют кандидаты от блока «Отечество — Вся Россия» и КПРФ. В региональном списке ОВР (по группе, состоящей из РБ, Читинской области и Агинского Бурятского АО) на втором месте (после москвича В.Орлова) стоит Пруидзе Евгений Варламович, генеральный директор ОАО «Байкальская лесная компания». Скорее всего, это свидетельствует о том, что данное акционерное общество выступит главным спонсором предвыборной кампании «Отечества» в республике. На третьем месте зам. председателя Народного Хурала В.Измайлов. Примечательно, что, по имеющейся информации, его выдвижение поддержал губернатор Иркутской области Б.Говорин, входящий в политсовет ОВР. На сегодня «Отечество» — единственная среди партий в Бурятии, обладающая неплохими финансовыми возможностями.

Стоит отметить, что ОВР и в республике занимается блокостроительством. Так, в Бурятии срочно создано региональное отделение общественно-политического движения «Женщины России» (Е.Лаховой). Во главе ячейки встала профессор БГУ историк Татьяна Санжиева. Появилось отделение и движения «За равноправие и справедливость» (одного из учредителей блока «Вся Россия»), которое возглавил полковник в отставке (бывший заместитель командующего Забайкальским военным округом по вопросам вооружения) Виктор Давыдов. Костяк ячейки состоит из членов политсовета бурятской организации движения «Честь и Родина» (партии А.Лебедя). Профсоюзы Бурятии поддержат на предстоящих выборах в Госдуму «Отечество — Вся Россия». Такое решение принял исполком республиканского Совета профсоюзов. Необходимо отметить, что на всех предыдущих федеральных и региональных выборах профсоюзные организации Бурятии блокировались с КПРФ.

Несколько слабее обычного взяли старт коммунисты. Объяснениями служат: отсутствие финансов (это прежде всего), утрата административного ресурса (президент, а следом за ним и местные администрации более не оказывают поддержки партии), неопределенность с союзниками. В региональном списке КПРФ (от группы, объединяющей 10 субъектов Федерации) на пятой позиции (в 1995 году такое положение обеспечивало получение мандата) находится С.Будажапов, депутат Госдумы, член комитета по делам национальности. В том же списке на непроходной (двенадцатой) строчке находится Леонид Андреевич Качин — заместитель генерального директора ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод».

Еще ряд левых политических движений России включили в свои региональные списки представителей республики. Так, во «Фронте национального спасения» в список из 72 человек от республики вошли: Анатолий Дарминович Волчугов — гендиректор АООТ «Бурятлесстрой» и Александр Сергеевич Ендрихинский — пенсионер, который чуть не вызвал раскол в местном КПРФ, когда он выступил резко против лидера бурятских коммунистов С.Будажапова. В список блока «Коммунисты, трудящиеся России — за Советский Союз» (его предшественник «Коммунисты — «Трудовая Россия» — За Советский Союз» на прошлых выборах в Госдуму по РБ набрал 7,9% голосов) от Бурятии вошел Разоренов Анатолий Федорович — слесарь-станочник АО «Бурятмебель», пытавшийся самостоятельно участвовать в выборах мэра Улан-Удэ в 1998 году. В «Сталинский блок — за СССР» от республики в список вошел Мальцев Дмитрий Михайлович, помощник депутата Народного Хурала. В список «Духовного наследия» включен Нимаев Роман Дугаржапович, пенсионер.

В региональный список НДР (группа из 13 субъектов Федерации) попали Мунаев Леонид Алексеевич — формальный руководитель бурятского НДР и Б.Данилов — полномочный представитель президента РФ по Бурятии. Но они занимают девятое и двенадцатое места — позиции явно не проходные, даже если бы НДР удалось повторить результат 1995 года.

Практически ничего не слышно о предвыборной активности местного отделения ЛДПР. Как уже отмечалось, бурятские жириновцы предполагали выдвинуть по округу бывшего претендента на место президента А.Громова. В региональный список движения попал Владимир Анатольевич Семин, координатор движения, пенсионер. Пока жириновцы выбрали выжидательную тактику и разразились лишь тирадой по поводу утверждения Хуралом их кандидатуры в члены избиркома республики.

Вяло начало свою кампанию «ЯБЛОКО». Оно сумело привлечь внимание общественности в середине лета акцией «Лик волка», затем провели акцию, посвященную Дню учителя. Лидер бурятского отделения «ЯБЛОКА» Константин Митупов попал в региональный список движения, но на явно непроходное седьмое место.

Остальные партии и движения в республике находятся в спячке.

5.    Выборы органов МСУ

Не стоит также забывать, что вместе с выборами в Госдуму пройдут и выборы в органы МСУ. Это будут вторые выборы глав администраций районов и районных советов (первые состоялись в 1995 году). Главная борьба развернется за посты глав администраций районов. Эти выборы состоятся в 21 районе. Исключения составят г.Улан-Удэ (где полтора года назад досрочно был избран мэр), и Муйский район, где (также раньше срока) год назад был избран глава. Выборы Советов пройдут во всех территориях.

Районы республики можно в целом классифицировать на высоко привлекательные, привлекательные и непривлекательные (см. Приложение). 9 территорий Бурятии по разным причинам попадают в категорию непривлекательных районов. В районах, которые попали в первые две категории, сейчас ожидают появления известных в республике людей (в том числе проигравших в 1998 году кандидатов в президенты РБ) в качестве претендентов на посты глав администраций. При этом принадлежность их к территории может быть относительной (родился, когда-то работал). В этом случае сильным аргументом местных руководителей может быть розыгрыш «карты варяга». Однако то, насколько население поддержит лозунг «не пустим приезжих», зависит от того уважения, которым местная власть пользуется у своих жителей. Как показывает практика, если этого уважения нет, напугать избирателей «приезжим» вряд ли удастся. Почти половина (а именно десять) глав администраций районов Бурятии либо не участвовали в выборах депутатов НХ, либо не сумели обыграть своих соперников. Это может послужить основой для следующего прогноза: как минимум в 10 районах в декабре на работу могут заступить новые руководители. Да и среди глав-депутатов есть те, кто преодолел «парламентское сито» в сложнейшей борьбе.

6.    Развитие ситуации вокруг создания Ао «БурТЭК»

О ситуации, связанной с созданием объединения Бурятского топливно-энергетического комплекса мы писали не раз. Сама идея обсуждалась в республике с 1996 года, когда Р.Гениатулин, глава администрации Читинской области, оторвал у «Востсибугля» читинские разрезы и создал АО «Читауголь». После этого стало ясно, что если хорошо надавить в Москве, то можно раздробить «Востсибуголь», оторвав от него разрезы, находящиеся в Бурятии. Сначала говорили о создании «Бурятугля», потом — БурТЭКа. Подспорьем в деле стала позиция московского «Промторгбанка» и РАО «ЕЭС России». «Промторгбанк», в чьем доверительном управлении находится 40% федерального пакета акций, хотел бы лучше контролировать финансовые потоки «Востсибугля» и ослабить влияние Щадова, который контролирует «Востсибуголь». А.Чубайс поддержал Л.Потапова настолько, что помог подготовить проект указа Президента РФ о создании БурТЭКа.

К концу сентября ситуация получила свое развитие. На середину октября были перенесены торги по акциям «Востсибугля», в который входят угольные предприятия республики. 24 сентября состоялось заседание Политического консультативного совета (совещательного органа при президенте РБ, в который входят представители всех политических и общественных движений Бурятии), основным вопросом которого стало положение дел в топливно-энергетическом комплексе Бурятии. О ситуации высказались В.Переляев, министр промышленности, энергетики и транспорта РБ, Ю.Никитин, гендиректор ОАО «Гусиноозерская ГРЭС», Н.Калашников, главный инженер угольного разреза «Тугнуйский», С.Лысцев, гендиректор ОАО «Бурятэнерго».

Все выступавшие подчеркивали падение мощностей электростанций «Бурятэнерго», вырабатывающих лишь 60-65% требуемой электроэнергии, что ведет к острому дефициту тепла и электричества. Связано это с устаревшим оборудованием, использующимся на электростанциях и угольных карьерах, неудовлетворительным состоянием теплотрасс, недостаточным финансированием, которое мешает техническому перевооружению станций, котельных и карьеров.

Л.Потапов подчеркнул, что все эти проблемы можно было решить с созданием на базе Гусиноозерской ГРЭС и угольных разрезов — Тугнуйского и Хольбоджинского — единого предприятия топливно-энергетического комплекса. Вроде вопрос давно уже согласован и с РАО «ЕЭС России», и с министерством топлива и энергетики РФ, но пока дело не сдвинулось с мертвой точки. В связи с полной приватизацией «Востсибугля» и готовящейся продажей с аукциона 40% акций, работа по созданию «БурТЭКа» застопорилась. Из правительства РФ поступила команда: до появления нового собственника «Востсибугля» никаких действий по созданию «БурТЭКа» не предпринимать. Это явно нервирует президента Бурятии, так как грядущий собственник «Востсибугля» воспринимается им как угроза. Схема, когда высокорентабельный Тугнуйский разрез войдет в АО «БурТЭК» на условиях подчиненности Гусиноозерской ГРЭС, его вряд ли устроит. Хольбоджинский же разрез вообще может быть закрыт как низкорентабельный, а это сильный удар по экономике республики. В том, что новый собственник «Востсибугля» будет владеть ключами и отмычками от высоких дверей московских кабинетов, никто не сомневается, поэтому правительство Бурятии и нервничает.

7.    Международная деятельность президента РБ

С 20 по 22 августа в республике находился с официальным визитом премьер-министр Малайзии М.Махатхир. Малазийская делегация оказалась довольно многочисленной, в нее входили: журналисты, работники МИДа Малайзии, министры иностранных дел, экономики, финансов и военный министр, а также главнокомандующий ВВС и посол Малайзии в России. Главной целью визита стало посещение местного авиационного завода, чья продукция стала предметом особого интереса гостей. Делегация побывала в цехах сборки машин, увидела демонстрационные полет самолета — штурмовика Су-25 и вертолета Ми-171 (усовершенствованный Ми-8). Малазийская сторона сама принимала участие в демонстрационных полетах. М.Махатхир пообещал, что штурмовик Су-25 будет включен в конкурсный список самолетов для малазийских ВВС. Прошли переговоры о поставке 40 вертолетов. Стороны договорились, что уже в этом году планируется поставить в Малайзию 6 вертолетов, стоимость каждого из которых оценивается от $3600 тыс. Особенно заинтересовали гостей экранопланы, один из которых достраивается на авиазаводе. В случае успешного сотрудничества стоимость заказав на поставку вертолетов может быть больше $200 млн. На пресс-конференции премьер-министр М.Махатхир отметил, что Бурятия и Малайзия имеют хорошие возможности для развития торгово-экономических взаимоотношений, особенно в лесной и горнодобывающей отрасли, легкой промышленности и туризма.

В ходе поездки Потапова в Москву в конце августа состоялась его встреча с представителями итальянской фирмы «Старконтракт», которые выразили желание принять участие в инвестиционном проекте по созданию на севере республики современного лесопромышленного комплекса. Возможно, в октябре итальянцы прибудут в г.Северобайкальск, где на месте детально проработают проект и приступят к практической работе.

15 сентября в театре оперы и балета прошло торжество по образованию бурятско-корейского общества дружбы «Новое утро». На это торжество приехала делегация из Южной Кореи во главе с Ли Тон Ку. На презентации общества присутствовали Л.Потапов, президент Бурятии, Б.Данилов, полномочный представитель президента РФ в Бурятии, Е.Раднаева, министр культуры Бурятии. Президентом общества является известный поэт, председатель Всебурятской ассоциации развития культуры Б.Дугаров, вице-президентом доктор филологических наук С.Чагудров. Главными задачами общества стали обмен культурными ценностями, научное и деловое партнерство, расширение творческих связей.

Стоит лишь заметить, что вся международная деятельность правительства, связанная с борьбой за приращение экономических ресурсов региона, пока малопродуктивна и ограничивается ознакомлением потенциальных партнеров с потенциалом республики.

 

8.    КОНФЛИКТ В МУЙСКОМ РАЙОНЕ

Конфликтующий с президентом РБ Л.Потаповым глава Муйского района А.Кардаш, недовольный освещением своей деятельности в районной газете «Муйская новь», в тот момент, когда редактор «районки» М.Козлов был в отпуске, объявил о создании унитарной муниципальной издательской компании «Таксимо», которая станет издавать новую районную газету. Редактором был назначен специально вызванный из Москвы Д.Санжиев, который некогда был председателем республиканского Комитета по печати, но после конфликта с президентом Потаповым вынужден был уехать в Москву.

Вернувшийся М.Козлов подал иск в суд. Тогда А.Кардаш своим распоряжением создал вторую муниципальную газету («Муйские вести»), в пользу которой распорядился изъять оборудование издательского комплекса. М.Козлов с журналистами «Муйской нови» забаррикадировались в редакции, чтобы не позволить изъять оборудование. В этом их поддержали некоторые депутаты райсовета. Дело кончилось взламыванием дверей.

Таким образом, здесь произошло наложение «вертикального» конфликта «президент — глава МСУ» с «горизонтальным» конфликтом «глава МСУ — редакция газеты и депутаты местного совета». Л.Потапов проиграл в прошлом году борьбу с А.Кардашом, когда последний смог победить на выборах главы администрации, несмотря на противодействие администрации президента Бурятии. Естественно ожидать, что президент попытается взять реванш на декабрьских выборах нового состава местного Совета. В свою очередь А.Кардаш, помня, сколько неприятностей ему пришлось испытать от СМИ, нынче загодя хочет поставить под свой контроль районную газету, которая поможет уже ему сформировать лояльный Совет.

Руководитель республиканского комитета по печати и СМИ заявил, что создана республиканская комиссия по разбору данного ЧП. Выводы комиссии на конец сентября еще не опубликованы.


Приложение [[6]]

Особо привлекательные районы Республики Бурятия

 

Район

Плюсы

1. Кабанский

Разработка месторождений газа, открытие полигона для испытаний экранопланов, туризм на Байкале, развитие пищепереработки, наличие на территории Селенгинского Целлюлозно-картонного комбината.

2. Северобайкальский и г.Северобайкальск

БАМ, разработка полезных ископаемых, занятость населения (налоги), лесозаготовка и переработка древесины

3. Селенгинский

Энергетика, туризм, Район является прибыльным

4. Окинский

Крупнейшее месторождение золота. Район прибыльный

 

Привлекательные районы Республики Бурятия

 

Район

Плюсы

Минусы

1.Баунтовский

Золото, полиметаллы, начало добычи урана. Занятость населения

Оторванность от транспортных путей. Рассредоточение населения и низкий уровень жизни

2. Баргузинский

Лесозаготовки, туризм, рыболовство, проекты с мэрией Москвы

Те же минусы, что и в Баунтовском районе

3. Еравнинский

Начало добычи урана, близость Читинской области, рыболовство

То же самое, что и в двух предыдущих районах

4. Кяхтинский

Приграничный с Монголией район, торговля. Занятость населения

Низкий уровень жизни населения, уход военных частей из района. Безработица

5. Мухоршибирский

Сельское хозяйство, Тугнуйский угольный разрез

Преобладание сельского хозяйства

6. Джидинский

Животноводство, связи с Монголией

Низкий уровень жизни населения, безработица

7. Тарбагатайский

Спиртзавод, сельское хозяйство, близость к Улан-Удэ

Преобладание сельского хозяйства

 

Примечания к таблице: В категорию особо привлекательных районов, несомненно входят также г.Улан-Удэ (функции столичного города, 2/3 промышленности) и Муйский район (БАМ, разработка полезных ископаемых, лесозаготовки и переработка древесины), где выборов глав администраций в декабре не будет.



Источники

[1]. Скуратов идет в Госдуму от Бурятии?! // Вечерний Улан-Удэ. — 1999. — №31. — 18 августа. — С. 2.

[2]. Главный смотр // Информ Полис. — 1999. — №37. — 15 сентября. — С. 2.

[3]. Кислова Е. Республика Бурятия в июне-июле 1999 года. // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №7 (90).

[4]. Сенатор сетует // Молодежь Бурятии. — 1999. — №32. — 11 августа. — С. 2.

[5]. Анготкин А. Немцы, выборы, Скуратов и «Муйская новь» // Информ Полис. — 1999. — №33. — 18 августа. — С. 3.

[6]. Михайлов С. И у политического пирога есть свои лакомые кусочки // Информ Полис. — 1999. — №34. — 25 августа. — С. 3.