Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Воронежская область

Дмитрий ОСОКИН

Воронежская область

в сентябре 1999 года

Представительство региона в партийных списках ведущих избирательных объединений: КПРФ и ОВР. Воронежской организации «Отечества» не удалось отстоять перед Москвой свой вариант списка. Губернатор И.Шабанов выражает намерение поставить на октябрьском заседании СФ вопрос о неправомочности действий своих коллег. Самоизоляция воронежской ЛДПР. Потенциальные соискатели мандатов от одномандатных округов. Среднестатистический портрет претендента. Электоральные предпочтения губернатора. Прокурор Воронежской области Александр Фролов счел приговор, вынесенный бывшему вице-губернатору, слишком мягким. В связи с заявлением об участии в прямых выборах мэра Воронежа 19 декабря бывшего губернатора А.Ковалева враждующие стороны в муниципальном Совете решили отложить их проведение на неопределенное время. Попытка приватизации предприятия ВПК. Предупредительный митинг профсоюзов. Создание под эгидой КПРФ регионального отделения ассамблеи народов России.

 

ОсновныЕ тенденции

Событием, которое определит последующие события электорального сезона 1999-2000 гг. в Воронежской области, стал отказ депутатов Городского муниципального Совета Воронежа от назначения прямых выборов мэра областной столицы на 19 декабря.

Предполагалось, что 7 сентября сессия Воронежского Городского муниципального Совета обнародует текст изменений городского Устава в части избрания мэра и вынесет постановление о назначении даты выборов главы администрации Воронежа на 19 декабря. Однако на сессии выяснилось, что текст поправок к Уставу попросту отсутствует и обсуждать нечего. Депутаты, принадлежащие к открыто конфликтующим уже в течении полугода группам, согласились с тем, что рассмотрение столь важного для города вопроса требует детальной проработоки. Официально отсутствие решения по данному вопросу на сессии муниципального Совета было представлено следующим образом: надо принять максимально взвешенное решение. Между тем, незадолго до рассмотрения в Городском муниципальном Совете вопроса о возвращении к институту прямых выборов мэра и назначении даты голосования бывший глава администрации Воронежской области Александр Ковалев, ныне занимающий должность торгпреда России в Киеве, объявил о намерении выставить свою кандидатуру на пост мэра Воронежа.

После заявления Ковалева группа оппонирующих мэру депутатов и «чиновничья» фракция мэра Александра Цапина объединились перед лицом угрозы со стороны опасного соперника, представляющего тип политика-популиста. Ковалев, как указывают хорошо информированные источники из его ближайшего воронежского окружения, решил сделать «коньком» своей избирательной кампании борьбу с коррупцией во властных структурах города и области.

Ситуация с переносом выборов мэра на более поздний срок устраивает и губернатора. В этой связи не исключен сценарий одновременного проведения в 2000 г. и губернаторских, и мэрских выборов. Сам факт одновременности «разводит» потенциальных претендентов по разным «ведомствам», делает для многих из них более предпочтительной ставку на город. Такой ход выгоден губернатору, который, с одной стороны, известен сельскому электорату лучше любых иных возможных соискателей губернаторского поста, а с другой, имеет рычаги воздействия на глав районных администраций.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Выборы

1.1.1.      КПРФ

КПРФ является ведущей политической силой региона. К этой партии принадлежат все первые лица областной исполнительной власти: губернатор, оба его первых заместителя и председатель областного правительства. Последний в «табели о рангах» воронежского образца носит титул вице-губернатора[1].

В партийном списке в регинальной группе «Южное Черноземье» (из Воронежской, Белгородской и Курской областей) претендентам-воронежцам достались второе, шестое, девятое, десятое и двенадцатое места. Эти места оказались закреплены, соответственно, за Русланом Гостевым — депутатом Государственной Думы (ГД) от 75-го округа, который на протяжении шести лет своего депутатства продолжает оставаться первым секретарем Воронежского ОК КПРФ, В.Поповым — депутатом ГД по списку КПРФ (в прошлом — председателем колхоза), Владимиром Корнеевым — руководителем аппарата обладминистрации в ранге заместителя губернатора, Светланой Чуриловой — заместителем главы администрации Эртильского района и Валерием Соляником — заведующим информационно-аналитическим центром Воронежской областной Думы.

По мнению воронежского политолога Павла Кабанова («Фонд региональной политики»[2]) подобная расстановка мест в региональном списке КПРФ «Южное Черноземье», свидетельствует о снижении роли и значения воронежской областной организации в КПРФ [[1]]. В 1993 г. Р.Гостев вошел в пятерку лидеров партии, на выборах в ГД ему достается лишь первое место в региональном списке. В 1999 г. Гостев опустился на второе место регионального списка. Согласиться с этим выводом можно лишь относительно. Бесспорно снижение роли Руслана Гостева, но в то же время из 14 человек в списке «Южного Черноземья», кроме двух москвичей (о которых см. ниже) и замыкающей его жительницы подмосковного Подольска, пятеро — воронежцы, трое — куряне и двое — белгородцы. Таким образом, ведущая роль Воронежской организации в Черноземье как минимум сохраняется.

Присутствие Корнеева в списке тот же Кабанов преподносит как симптом «тонущего корабля». Наряду с этим, возможна и другая трактовка появления Корнеева в списке КПРФ. Нельзя исключить возможности осуществления Шабановым кадровых перестановок. Нельзя исключить, что должность çàìåñòèòåëÿ ãóáåðíàòîðà (с конкретными корнеевскими полномочиями руководителя аппарата обладминистрации или без) может стать «разменной монетой» в будущем торге накануне выборов губернатора. Возможно существование и других причин почетного ухода Корнеева со своей должности. (Подсчитано, что для обеспечения депутатским мандатом В.Корнеева КПРФ должна получить суммарно по трем областям 920 тыс. голосов избирателей. Это вполне реально достижимый результат).

Отметим, что заведомо проходные третью и четвертую строчки в региональном списке занимают москвичи: Анненский Игорь, президент коммерческîãî банка "Альба Альянс", и Журавлев Валерий, генеральный директор ОАО "Роспищепром".

Вместе с тем, местные аналитики оставили без внимания один весьма примечательный сюжет, связанный с формированием регионального списка КПРФ. В списке КПРФ «Южное Черноземье» депутата ГД от Воронежской области отсутствует имя Нины Кульбаки (до избрания в Госдуму — освобожденного депутата Воронежского горсовета). Подобный факт является достаточно показательным примером имущественного расслоения верхушки КПРФ. Нельзя сказать, чтобы еще один претендент КПРФ от Воронежской области — В.Попов, который сумел сохранить позиции в списке КПРФ, за четыре года своего депутатства стал более известен избирателям, чем Н.Кульбака. Скорее, наоборот. Даже по числу публичных выступлений в региональных СМИ В.Попов уступает любому из восьми депутатов ГД от Воронежской области. Вместе с тем, В.Попов, успевший обзавестись обширными связями среди столичной бизнес-элиты, сумел обеспечить себе высокие гарантии продления срока депутатского мандата в виде шестого (по оценке экспертов, стопроцентно проходного) места в региональном списке. Для беспрекословно выполнявшей поручения партии депутата Кульбаки, которая к тому же имеет весьма неплохие шансы на одном из двух городских одномандатных округов в Воронеже, партия с высокой внутренней конкуренцией соискателей места в списке нашла.

В начале сентября Н.Кульбака уже совершила мини-турне по 77-му округу в паре с председателем комитета ГД по конверсии и наукоемким технологиям Георгием Костиным (избран по списку КПРФ), проведя серию встреч с избирателями. Костин (до 1993 года — директор одного из заводов аэрокосмического комплекса, ныне активный участник ДПА Илюхина — Макашова, кандидат по списку ДПА) выражает намерение баллотироваться в ГД именно по 77-му округу. Его присутствие в числе кандидатов-одномандатников означает появление у воронежской организации КПРФ серьезного соперника на крайне левом фланге. Костин способен оттянуть у КПРФ значительную часть голосов протестного электората. Из числа политиков, придерживающихся левых взглядов, только Костин может составить серьезную конкуренцию ныне действующему губернатору. На первом этапе нейтрализации нежелательных для дела КПРФ последствий от присутствия Костина в роли кандидата по одномандатному округу Воронежский ОК КПРФ назвал главу конверсионного парламентского комитета кандидатом, которого КПРФ будет поддерживать.

В целом ситуация с региональным списком КПРФ, в котором отсутствуют активно работающие политики, действующие депутаты Госдумы от КПРФ (Костин и Кульбака), но зато высокие места занимают беспартийные москвичи, руководящие коммерческими структурами (Анненский и Журавлев) свидетельствует о появлении в КПРФ, которую принято квалифицировать как идеологическую партию, тенденции формирования части своей парламентской фракции по образцу ЛДПР — в соответствии с финансовыми возможностями претендентов. При этом оказывается, что стабильно высокий уровень голосования за КПРФ в регионе сам по себе еще не способен гарантировать представителю руководства региональной парторганизации (Р.Гостеву) долговременное пребывание в обойме общенационального партийного руководства. Более того, можно полагать, что руководство региональной КПРФ и (входящее в партию) руководство региона в определенной мере оказалось отстранено от формирования депутатского корпуса.

1.1.2.      «Отечество»

Руководство Воронежской организации «Отечества» просило руководство общественного объединения на очередном съезде пересмотреть распределение мест в списке в пользу своего потенциального кандидата-одномандатника по одному из сельских округов Воронежской области депутата облдумы Юрия Титова. После вывода из «Отечества «явочным порядком» Елены Паниной ее место — восемнадцатое в общефедеральном списке — почему-то занял некто Денис Кузьмин — молодой воронежский юрист, известный лишь в узких кругах местной «патриотической» тусовки. Никто в Воронеже не может внятно объяснить причины этой метаморфозы. Воронежское «Отечество» на этом месте хотело видеть Титова, но ему пришлось довольствоваться шестым местом в региональном списке (группа «Черноземная» из Воронежской, Курской и Орловской области).

В этом региональном списке руководство Воронежской организации усмотрело еще одно несоответствие — включение в него на четвертом (более высоком, чем у Титова) месте бывшего руководителя местного «ЯБЛОКА» Владимира Кузнецова. В обращении, оставшемся без ответа указывалась неблаговидная роль Кузнецова в развале местного «ЯБЛОКА». В отличие от покровителей Д.Кузьмина, остающихся инкогнито, в Воронеже хорошо известен благодетель Кузнецова. Это Иван Грачев, депутат ГД от «ЯБЛОКА», перешедший в стан «Отечества — Всей России».

1.1.3.      «Единство»

Новый губернаторский блок, получивший прозвище «Медведь», в Воронеже совсем не подает признаков жизни. Тому есть весьма веские причины. Во-первых, времени для переговоров и притирок потенциальных претендентов-воронежцев с координаторами новой организации практически не осталось. Во-вторых, учредители явно создавали новое движение «под себя», но никак не для привлечения в него неких им неизвестных региональных политиков. В-третьих, члены Совета Федерации от Воронежской области, верные левому политическому курсу успели выразить негативное отношение к созданию нового блока. Так что для воронежцев из властных структур, готовых встать под знамя С.Шойгу, благосклонность далеких покровителей может обернуться гневом родного начальства, в целом довольно нейтрально относящегося к попыткам представителей низового уровня, — скажем, муниципальной власти областной столицы — самостоятельно играть в «Отечество», «Голос России», «Всю Россию»...

Губернатор И.Шабанов даже выразил намерение поставить на октябрьском заседании СФ вопрос о неправомочности действий своих коллег, изначально декларировавших создание движения за честные выборы, но вместо этого учредивших новую политическую коалицию.

1.1.4.      ЛДПР

В партийном списке ЛДПР в группе «Центральный регион» (Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Калужская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тульская область, город Москва) всего двое воронежцев: на шестнадцатом месте — Павлов Валентин, помощник депутата Государственной Думы, член ЛДПР, и на двадцать третьем — Дмитренко Людмила, главный врач поликлиники №8 города Воронежа, член ЛДПР.

Обычно активизирующаяся накануне очередных выборов местная организация ЛДПР, несмотря на активно начатую стендовую агитационную кампанию, похоже, взяла тайм-аут. В самый ответственный момент происходит не имеющая пока объяснения самоизоляция ЛДПР. Об ЛДПР в Воронеже не вспоминают: участники избирательного марафона заняты каждый своими делами. Весьма примечательно и то, что никто из потенциальных соискателей депутатства-одномандатников в Воронеже и регионе, из числа имеющих финансовые возможности, не интересуется партией Жириновского.

1.2.       Кандидаты по одномандатным округам

По состоянию на 1 октября в Воронежской области уведомили четыре окружные избирательные комиссии о начале сбора подписей или сдаче залога 40 претендентов: шесть по округу №74, двенадцать по округу №75, тринадцать по округу №76 и девять по округу №77. По сведениям на 5 октября, ни один из претендентов зарегистрирован не был. Задержки с регистрацией ответственные лица облизбиркома объясняют соблюдением процедурных формальностей. Как сообщил ряду местных изданий заместитель председателя Воронежской областной избирательной комиссии Владимир Селянин, в нынешнем году окружные избирательные комиссии в соответствии с положениями нового закона будут проводить более тщательные проверки данных, представляемых соискателями депутатского мандата [[2]].Списки претендентов см. в Приложении.

1.2.1.      Социальный состав претендентов

Распределение по возрасту

Общие показатели по всем четырем округам

до 30 лет — 1

30 — 39 лет — 10

40 — 49 лет — 13

50 — 59 лет — 11

60 лет и старше — 5

По округам

Округ №74

до 30 лет — нет

30 — 39 лет — нет

40 — 49 лет — 3

50 — 59 лет — 2

60 лет и старше — 1

Округ №75

до 30 лет — нет

30 — 39 лет — 6

40 — 49 лет — 1

50 — 59 лет — 4

60 лет и старше — 1

Округ №76

до 30 лет — нет

30 — 39 лет — 2

40 — 49 лет — 5

50 — 59 лет — 4

60 лет и старше — 2

Округ №77

до 30 лет — 1

30 — 39 лет — 2

40 — 49 лет — 4

50 — 59 лет — 1

60 лет и старше — 1

1.2.2.      Пол

Общее соотношение — 36 мужчин и 4 женщины.

Округ №74 — все шестеро претендентов — мужчины.

Округ №75 — одиннадцать мужчин, одна женщина.

Округ №76 — двенадцать мужчин, одна женщина.

Округ №77 — семь мужчин, две женщины.

1.2.3.      Социально-профессиональный состав

По всем четырем округам

Сферы занятости

исполнительная власть федерального и регионального уровней — 4

законодательная власть федерального и регионального уровней — 4

депутат местного самоуправления по основной должности — 1

госслужба, муниципальная служба — 1

силовые ведомства — 3

госмонополии — 4

госпредприятия — нет

акционерные (коммерческие) предприятия (фирмы) — 11

наука, образование, здравоохранение, культура — 3

общественные (некоммерческие) организации — 1

агросектор и смежные отрасли — 3

профсоюзы — нет

пенсионеры — 2

сфера занятости неизвестна[3] — 4

Должность

начальники — 24

из них:

госслужащие — 7

депутаты разных уровней — 6[4]

лица наемного труда — 7

из них:

ИТР и представители массовых интеллигентских профессий — 1

рабочие — 1

пенсионеры — 2

должность неизвестна — 4[5]

Округ №74

Сферы занятости

исполнительная власть федерального и регионального уровней — 1

законодательная власть — 1 (вице-спикер облдумы)

депутаты местного самоуправления — нет

госслужба, муниципальная служба — нет

силовые ведомства — 1 (транспортная милиция)

госмонополии — 1 (железная дорога)

госпредприятия — нет

акционерные (коммерческие) предприятия (фирмы) — 1

наука, образование, здравоохранение, культура — 1

общественные (некоммерческие) организации — нет

агросектор и смежные отрасли — нет

профсоюзы — нет

пенсионеры — нет

сфера занятости неизвестна — нет

Должность

начальники — 6

из них:

госслужащие — 2

депутаты разных уровней — 1

лица наемного труда — нет

из них:

ИТР и представители массовых интеллигентских профессий — нет

рабочие — нет

пенсионеры — нет

должность неизвестна — нет

 

Округ №75

Сферы занятости

исполнительная власть федерального и регионального уровней — 2

законодательная власть — 1

депутаты местного самоуправления — нет

госслужба, муниципальная служба — нет

силовые ведомства — 1 (работник прокуратуры)

госмонополии — 1

госпредприятия — нет

акционерные (коммерческие) предприятия (фирмы) — 3

наука, образование, здравоохранение, культура — 1

общественные (некоммерческие) организации — 1

агросектор и смежные отрасли — нет

профсоюзы — нет

пенсионеры — нет

сфера занятости неизвестна — 2

Должность

начальники — 6

из них:

госслужащие — 3

депутаты разных уровней — 1

лица наемного труда — 2

из них:

ИТР и представители массовых интеллигентских профессий — нет

рабочие — нет

пенсионеры — нет

должность неизвестна — 2

 

Округ №76

Сферы занятости: 8

исполнительная власть федерального и регионального уровней — 1

законодательная власть — нет

депутаты местного самоуправления — нет

госслужба, муниципальная служба — 1 (помощник депутата)

силовые ведомства — нет

госмонополии — 1

госпредприятия — нет

акционерные (коммерческие) предприятия (фирмы) — 3

наука, образование, здравоохранение, культура — 1

общественные (некоммерческие) организации — нет

агросектор и смежные отрасли — 3

профсоюзы — нет

пенсионеры — 1

сфера занятости неизвестна — 2

Должность

начальники — 9

из них:

госслужащие — 2

депутаты разных уровней — нет

лица наемного труда — 4

из них:

ИТР и представители массовых интеллигентских профессий — нет

рабочие — 1

пенсионеры — 1

должность неизвестна — 1

 

Округ №77

Сферы занятости

исполнительная власть федерального и регионального уровней — нет

законодательная власть — 2 (депутаты ГД и облдумы)

депутаты местного самоуправления — 1 (депутат муниципального Совета)

госслужба, муниципальная служба — нет

силовые ведомства — 1 (погранслужба)

госмонополии — нет

госпредприятия — нет

акционерные (коммерческие) предприятия (фирмы) — 4

наука, образование, здравоохранение, культура — нет

общественные (некоммерческие) организации — нет

агросектор и смежные отрасли — нет

профсоюзы — нет

пенсионеры — 1

сфера занятости неизвестна — нет

Должность

начальники — 3

из них:

госслужащие — нет

депутаты разных уровней — 3

лица наемного труда — 1

из них:

ИТР и представители массовых интеллигентских профессий — 1

рабочие — нет

пенсионеры — 1

должность неизвестна — нет

1.2.4.      Депутатский опыт претендентов

Ныне действующие депутаты:

Госдумы РФ — 2 (Р.Гостев, В.Кобылкин)

Воронежской облдумы — 2 (А.Косарев, С.Рудаков)

Воронежского городского муниципального Совета — 2 (С.Кравченко, С.Чижов)

Депутаты 1989-1999 гг.:

Нардепы СССР — 1 (В.Кириллов)

Нардепы РСФСР — 3 (И.Лачугин, В.Анищев, И.Рыбкин)

Госдумы РФ — 1 (И.Рыбкин)

Воронежской облдумы — 1 (В.Бирюченко)

Воронежского городского муниципального Совета — нет

Воронежского Областного Совета народных депутатов — нет сведений[6]

Воронежского Городского Совета народных депутатов — нет сведений

местных советов — нет сведений

1.2.5.      Место жительства претендентов

1) горожане — 32 человека,

из них:

а) проживают в Москве — 11;

б) проживают в Воронеже — 19;

в) малом городе на территории избирательного округа — 2;

г) малом городе на территории другого избирательного округа — нет сведений;

2)сельские жители — 4;

3) место жительства неизвестно — 4[7].

1.2.6.      Портрет претендента

Из анализа имеющихся социально-демографических сведений вырисовывается среднестатистический портрет соискателя депутатства в одномандатных округах Воронежской области.

Это мужчина в возрасте 50 лет, житель Воронежа или Москвы, руководитель АО или госчиновник. Обе возможные должности воронежского претендента указывают либо на его близость к власти, либо на непосредственное вхождение в управленческие структуры. Должности свидетельствует о наличии у соискателя места в Охотном ряду неких стартовых финансовых возможностей для «раскрутки» на округе. Очевидно, что целью захода в политику для этого среднестатистического претендента является лоббирование интересов собственного предприятия или монопольной структуры, им представляемой.

1.3.       Позиция губернатора в избирательной кампании

В связи с получившими широкое распространение слухами, что губернатор Воронежской области «налево и направо» раздает обещания о поддержке потенциальных претендентов-одномандатников, сам Шабанов решил высказать собственное отношение к проблеме (стенограмму пресс-конференции см. Приложение). Итак, Шабанов недвусмысленно дает понять, что депутат от Воронежской области (кем бы он ни был — своим или «варягом») должен быть помощником губернатора при решении экономических и финансовых проблем региона в столице, этаким «ходоком» по министерствам. Далее Шабанов указывает, что область не закрыта для соискателей мандата, и он будет гарантом паритетного — между своими и «варягами» — распределения мест в ГД по четырем одномандатным округам Воронежской области. Кроме того, Шабанов, несмотря на крайнюю осторожность в высказываниях, назвал имя кандидата №1, который является предпочтительным для обладминистрации. Почетные проводы Николая Ольшанского с должности председателя совета директоров высокорентабельного Россошанского завода «Минудобрения» в кресло депутата Госдумы дают теоретическую возможность руководству области ставить вопрос о контроле нуждающейся в удобрениях аграрной области над столь важным для экономики региона предприятия.

1.4.       Судебная власть

Ленинский районный суд Воронежа приговорил Вадима Суховерхова, в 1997-98 гг. занимавшего пост вице-губернатора Воронежской области по инвестициям, к 3 годам условного заключения (с учетом отсутствия у него в прошлом судимости и наличия несовершеннолетних детей). В действиях двух других обвиняемых, проходивших по делу о коррупции и злоупотреблениях служебным положением в администрации Воронежской области, — ведавшего вопросами торговли в ранге заместителя губернатора Юрия Щепкина и сотрудника областного финансового управления Владимира Попова, — суд не нашел состава преступления.

В своем последнем слове Суховерхов (текст он читал по тетради в течение получаса) заявил, что виновным себя не считает и в качестве доказательства своей невиновности сослался на то, что во всех восьми томах уголовного дела и показаниях шести десятков свидетелей не содержится ни одного доказательства его вины. Из этого подсудимый сделал вывод, что кому-то было выгодно запрятать его за решетку. «Не я нужен следствию, а глава администрации области и его заместители». По утверждению подсудимого, в елецком следственном изоляторе следователи «склоняли» его дать показания против губернатора. Поэтому Суховерхов считает процесс политическим. Суховерхов обвинил правоохранительные органы в том, что они выполняли политический заказ с целью «выбить кресло из-под губернатора Шабанова» [[3]]. При этом Суховерхов вспомнил расправу с кадрами образца1937 года.

Суд признал бесспорно доказанным лишь один эпизод злоупотребления служебным положением, допущенный Суховерховым. Это факт оплаты приобретенного Суховерховым в бытность вице-губернатором жилья векселями, доступ к которым Суховерхов имел по службе. История с вексельным погашением долгов предприятий посредством включения в цепочку агентов вексельных операций ликероводочных заводов и участие в операциях реализации «вексельной водки» обоих вице-губернаторов — Суховерхова и Щепкина, а также деятельность областного Фонда развития и инвестиций (ВОФРИ), который был создан с благословения обеих ветвей региональной власти, в судебном приговоре не фигурировали. Освобожденный из под стражи в зале суда Суховерхов сразу же в интервью журналистам выразил намерение добиваться полной реабилитации. В свою очередь, областной прокурор Александр Фролов, который санкционировал все оперативно-следственные действия по делу вице-губернаторов, публично назвал приговор слишком мягким и заявил, что будет добиваться рассмотрения дела в Верховном суде с целью его пересмотра в сторону ужесточения.

Накануне вынесения приговора Вадиму Суховерхову «Воронежский курьер» опубликовал мнение глав региональных отделений силовых ведомств, принимавших участие в оперативно-следственных действиях по делу вице-губернаторов». Начальник УФСБ Владимир Кулаков откомментировал ситуацию немногословно: «Вор должен сидеть в тюрьме». Начальник УВД Александр Дементьев оказался более словоохотлив: «В какую бы политическую тогу Суховерхов не рядился, речь ведь идет о самом банальном уголовном преступлении. И никуда от этого он не денется. Я сам работал судьей и уверен на сто процентов, что Суховерхов не уйдет от обвинительного приговора».

Таким образом, фактически оправдательное решение суда по делу воронежских вице-губернаторов, превращается в политический козырь обладминистрации и местной организации КПРФ накануне большого электорального сезона 1999-2000 гг. Данное решение открывает широкую дорогу для использования ОК КПРФ и губернатором агитационного лозунга «Центр нам не дает работать». Первым включился в эту кампанию Суховерхов. После своего освобождения он принялся рассказывать СМИ, что введенное им вексельное обращение является важным экономическим рычагом управления, который был разработан администрацией и им лично с целью вывода области из кризиса. Бывший вице-губернатор даже пообещал защитить диссертацию о роли вексельного обращения в условиях экономики переходного типа.

1.5.       Местное самоуправление

Предполагалось, что 7 сентября сессия Воронежского городского муниципального Совета обнародует текст изменений городского устава в части избрания мэра и вынесет постановление о назначении даты выборов главы администрации Воронежа на 19 декабря. Однако на сессии выяснилось, что текст поправок к Уставу попросту отсутствует и обсуждать нечего. Депутаты (представители конфликтующих групп[8] согласились с тем, что рассмотрение столь важного для города вопроса требует серьезных детальных проработок. Для этого была создана специальная комиссия, которая, к слову, пока не дала никакой конкретной информации горожанам о своей деятельности. Официально отсутствие решения по данному вопросу на сессии муниципального Совета было представлено следующим образом: надо принять максимально взвешенное решение.

Между тем, незадолго до рассмотрения в Городском муниципальном Совете вопроса о возвращении к институту прямых выборов мэра и назначении даты голосования бывший глава администрации Воронежской области Александр Ковалев, ныне занимающий должность торгпреда России в Киеве, объявил о намерении выставить свою кандидатуру на пост мэра Воронежа.

Как политик в 1992-1996 гг. губернатор-назначенец Ковалев сделал ставку на популизм. Он неоднократно издавал постановления о запрете вывоза производимых на территории региона товаров и сельхозсырья, за пределы области, пытался сдерживать цены на ряд продовольственных товаров, в том числе и на рынках. При этом Ковалев пользовался значительной поддержкой населения, прежде всего малообеспеченных горожан – жителей областной столицы. Ковалев был избран в декабре 1993 г. в Совет Федерации с одним из самых лучших показателей в России. Вместе с тем, Воронежская область при Ковалеве давала результаты голосования, все меньше и меньше устраивавшие Администрацию Президента РФ. Ковалев также не оказывал сопротивления деятельности своих наиболее последовательных оппонентов из областной организации КПРФ. Он шел на уступки местного аграрному лобби, выразителем политических интересов которого стал местный блок КПРФ/НПСР. Ковалев, человек без номенклатурного прошлого, избранный директором завода Тяжелых механических прессов (ТМП) в годы перестройки, отнюдь не проводил на посту главы области кадровую политику, нацеленную на вытеснение из властных структур (прежде всего из обладминистрации и руководства районного звена) представителей административно-управленческой элиты советского времени, но и консолидировать ее вокруг себя не смог. Откровенно демонстрируя пренебрежение политикой, он довольно быстро отрекся от политических структур демократического лагеря. Ковалев прилюдно критиковал монетаристов из российского правительства, впрочем, это не мешало ему ходить на поклон в их кабинеты с целью «выбивания» трансфертов для области.

Непосредственным поводом удаления Ковалева из кресла губернатора, которое предпринял Центр за три месяца до губернаторских выборов в сентябре 1996 г., стало откровенное желание Ковалева «списать» весь имеющийся в регионе «негатив» на Кремль. Незадолго до своего снятия он публично заявил: «Что я могу сделать, как я могу поддерживать еще центральную власть, если она поступает неправильно. Вот, смотрите, как было раньше и что стало сейчас». При этом он показал собравшимся в зале обладминистрации газету периода первых президентских выборов 1991 г. с фотографией толпы восторженных воронежцев, приветствующих будущего президента на центральной площади города в день предвыборного визита Ельцина.

На сей раз Ковалев решил сделать «коньком» своей избирательной кампании борьбу с коррупцией во властных структурах города и области. Он будто бы даже заявил некому узком кругу, что в случае своей победы посадит в тюрьму крупного по воронежским меркам бизнесмена Сергея Чижова, президента торговой ассоциации «Мегаполис», специализирующейся на оптовой торговле, который к тому же является депутатом городского муниципального Совета.

После заявления Ковалева о намерении баллотироваться на пост мэра Воронежа группа оппонирующих мэру депутатов и «чиновничья» фракция мэра Александра Цапина объединились перед лицом угрозы со стороны опасного соперника.

Ситуация с переносом выборов мэра на более поздний срок устраивает и губернатора. В этой связи не исключен сценарий одновременного проведения в 2000 году и губернаторских, и мэрских выборов. Сам факт одномоментного их проведения разводит потенциальных претендентов по разным «ведомствам» и делает для многих из них более предпочтительной ставку на город. Такой ход выгоден губернатору, который, с одной стороны, известен сельскому электорату лучше иных возможных соискателей губернаторского поста, с другой, имеет рычаги воздействия на глав районных администраций.

2.    ЭКОНОМИКА

В августе-сентябре руководством КБ химавтоматики, предприятия аэрокосмического комплекса, с участием депутата ГД, председателя комитета по конверсии и высоким технологиям Георгия Костина, и руководителя Российского Авиационно-космического агентства Юрия Коптева была предотвращена попытка банкротства предприятия за неуплату коммунальных платежей. 9 августа 1999 г. арбитражный суд Воронежской области назначил временного управляющего на предприятие с целью взыскания платежей по коммунальным услугам. В намеченной арбитражным судом расчистке завалов по неплатежам КБХА должна была принять участие местная фирма «Июль», фигурировавшая в уголовном деле ВОФРИ. В ситуацию вмешался Г.Костин, имеющий прямой выход на Ю.Коптева. После чего муниципальное предприятие «Воронежтеплосеть» отозвало свое исковое заявление из арбитражного суда. В свою очередь, арбитражный суд принял решение оставить иск без рассмотрения.

Помимо желания неких групп обанкротить госпредприятие, нельзя исключить, что подобная акция предпринималась специально накануне выборов для подъема рейтинга Костина, который долгие годы был связан по службе с этим предприятием.

3.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Утром 6 сентября в пикеты к дверям резиденции губернатора и мэрии вышли не менее 600-700 протестующих представителей предприятий, бюджетных и муниципальных организаций. Пикет был организован с санкции областного совета ФНПР, входящего вместе с КПРФ в местный блок НПСР. Протестующие требовали от региональной и местной власти дать внятные ответы о росте цен, задержках зарплаты и пособий.

В ряде воронежских СМИ акция протеста получила оценку первой, объектом которой стали местные власти [[4]]. События, происшедшие на центральной площади областной столицы, свидетельствует о попытке руководства облсовпрофа, областных и городских властей «выпустить пар». Во-первых, акция начала готовиться в 20 числах августа. Во-вторых, пикетчиков, достаточно жестко потребовавших встречи с руководством области, сразу же проводили в зал находящегося поблизости дома профсоюзов.

Председатель облсовпрофа Алексей Овчинников выступил с критической речью в адрес региональной и городской власти. Он озвучил хартию, которую пикетчики передали властям. По словам Овчинникова, с июля прошлого года по август нынешнего цены в области взлетели более, чем в два раза. А реальные доходы населения сократились на 25%. Зарплата задерживается от полугода до двух лет у более 378 тысяч работников, представляющих около 2000 предприятий производственной и бюджетной сфер. Почти 40% населения области находятся за порогом бедности, свыше 90 тысяч трудоспособных не имеют работы. Отразились на уровне жизни населения также и происходящее перманентно повышение цен на жилищно-коммунальные услуги, и введение пятипроцентного налога с продаж, и рост цен на бензин. Профбосс сделал весьма нелестный для отцов области и города вывод: власти забыли о своих обязанностях, устранились от выработки механизма сдерживания роста цен. Весьма примечательно, что несколько дней спустя во время своей пресс-конференции Овчинников уже критиковал Центр за стремление «повернуть стрелку» народного недовольства на региональные власти.

Затем к народу выпустили первого заместителя председателя областного правительства по экономике Евгения Севергина. Его выступление не было воспринято пикетчиками всерьез, потребовалось появление на трибуне губернатора и мэра, которые держали ответ перед толпой. Общие рассуждения и того, и другого вызывали лишь всплеск негативных эмоций собравшихся. Шабанов, например, отметив, что он считает главной заслугой своего руководства то, что чиновники «перестали воровать так, как воровали», вызвал смех собравшихся. Из зала раздавались крики с требованием «прекратить демагогию».

Присутствовавший на встрече с пикетчиками представитель президента в Воронежской области Борис Кузнецов заявил о том, что ему стало известно о случаях финансовых махинаций в областном транспортном фонде. По предложению председателя облсовпрофа Овчинникова была создана комиссия по проверке деятельности этого фонда. Губернатор и представитель президента даже поклялись уйти в отставку. Первый, — в случае, если это окажется правдой, второй, — если ему не удастся доказать озвученную информацию о нарушениях. Как сказал губернатор: «Если хоть обнаружится копейка, выданная не по государственному, соберемся принародно — или вы, или я уйдем в отставку»[9].

Описанное событие, является, с одной стороны, попыткой «выспуска пара» с участием первых лиц области, которые, по мнению населения, удалились от решения социальных вопросов. С другой, указывает на наметившийся раскол в областной организации ФНПР – между его руководством (Овчинников к тому же является депутатом облдумы) и отраслевыми и низовыми профсоюзными организациями, которые требуют от властей радикальных решений социальных проблем региона.

4.    Этнические процессы

В сентябре в Воронеже состоялось учреждение регионального отделения общероссийской организации «Ассамблея народов России», председателем которой является Рамазан Абдулатипов. Кстати, Рамазан Гаджимурадович почтил своим вниманием воронежскую учредительную конференцию. Руководителем воронежской организации с подачи инициативной группы по созданию филиала «Ассамблеи народов России», в работе которой, что примечательно, не принимали участие созданные по инициативе «снизу» национальные землячества региона[10], стал Сергей Рудаков — секретарь ОК КПРФ, вице-спикер облдумы, кандидат КПРФ на выборах в ГД по Аннинскому избирательному округу. Рудаков является одним из основных соперников выступающего с позиций русского национализма, депутата ГД лидера Конгресса русских общин (КРО) Дмитрия Рогозина. В настоящее время в Воронежской области, в целом являющейся моноэтническим русским регионом, 93% населения составляют русские, 5% — местные ассимилировавшиеся украинцы.

Рудаков и руководство местной КПРФ решили разыграть интернациональную карту в пику национальной «рогозинского образца». Тактика работы Рудакова с электоратом зеркально отражает подходы Рогозина. Несколько месяцев назад с благословения вице-спикера облдумы, как раз на территории рогозинского избирательного округа, была создана новая общественная организация беженцев и вынужденных переселенцев. Хорошо известно, что Рогозин взял на себя миссию опеки русских ближнего зарубежья и тех, кто оказался в положении беженцев в России. Нынешний демарш интернационалиста Рудакова в пику националисту Рогозину [11] рассчитан на получение голосов представителей этнических общин, демонстрирующих, как показывает опыт предыдущих выборов, способность консолидированного голосования по решению своих лидеров.

Сергей Рудаков в одном из своих выступлений в ходе учредительных мероприятий даже назвал виновными в развале Советского Союза, прежде всего, русских. Вместе с тем, представители ряда национальных обществ, созданных по инициативе «снизу», заявили о пренебрежении воронежской власти, находящейся в руках КПРФ, их интересами в области религии, культуры, образования. Пока трудно сказать, удастся ли местной организации КПРФ договориться об условиях консолидированного голосования с лидерами наиболее представительных армянской и азербайджанской общин, насчитывающих, соответственно, 18 и 20 тыс. человек.

приложениЯ

Приложение 1

Выдвинутые кандидаты по одномандатным округам

Аннинский избирательный округ74 — восточные и центральные сельские районы Воронежской области (в алфавитном порядке):

1. Алилуев Владимир Николаевич, 1956 г.р., президент Выставочной компании ООО «ВДНХ-экспо», проживает в Москве (уроженец Воронежской области), выдвинут избирателями.

2. Офицеров Юрий Викторович, 1949 г.р., представитель Юго-Восточной железной дороги (ЮВЖД) по работе с регионами РФ, проживает в Воронеже, выдвинут избирателями.

3. Рудаков Сергей Иванович, 1957 г.р., заместитель председателя Воронежской облдумы, проживает в Воронеже, выдвинут КПРФ.

4. Рыбкин Иван Петрович, 1946 г.р., Полномочный представитель Президента по делам СНГ, проживает в Москве (уроженец Воронежской области), выдвинут «Социалистической партией России».

5. Фоминых Сергей Иванович, 1937 г.р., профессор Московской государственной геолого-разведочной академии, проживает в Москве, выдвинут избирателями

6. Чурляев Валерий Иванович, 1959 г.р., начальник Линейного отдела внутренних дел станции Поворино ЮВЖД, проживает на территории округа, выдвинут избирателями.

 


Левобережный избирательный округ75 — 4/5 избирателей — жители Воронежа, 1/5 — двух пригородных сельских районов:

1. Анищев Владимир Петрович, 1935 г.р., председатель правления Российского товарищества «Возрождение», проживает в Москве (уроженец Воронежа), выдвинут избирателями.

2. Бабкина Ольга Николаевна, 1963 г.р., директор региональнонго отделения Союза рабочих «Чернобыль», проживает в Воронежской области, выдвинута избирателями.

3. Бирюченко Вадим Павлович, 1962 г.р., старший помощник прокурора Воронежской области, проживает в Воронеже, выдвинут избирателями.

4. Вайцеховский Михаил Сергеевич, 1964 г.р., генеральнй директор ООО «Тайга», проживает в Москве, выдвинут избирателями.

5. Гостев Руслан Георгиевич, 1945 г.р., депутат ГД от 75 округа, проживает в Москве (до избрания в ГД — житель Воронежа), выдвинут КПРФ.

6. Губкин Игорь Владимирович, 1964 г.р., руководитель организации леворадикальной направленности «РВС», находится под следствием по делу о взрывах памятников Николаю II в Мытищах и Петру I в Москве, житель Москвы, выдвинут избирателями.

7. Дорофеев Юрий Григорьевич, 1947 г.р., директор ПТУ №14 гор. Воронежа, проживает в Воронеже, самовыдвижение.

8. Кириллов Владимир Иванович, 1945 г., заместитель руководителя департамента Министерства топлива и энергетики РФ, проживает в Москве, выдвинут избирателями.

9. Припадчев Николай Васильевич, 1967 г.р., старший налоговый инспектор Государственной налоговой инспекции по Центральному району гор. Воронежа, проживает в Воронеже, самовыдвижение.

10. Черкасов Алексей Петрович, 1940 г.р., временно не работает, проживает в Воронеже, самовыдвижение.

11. Чижов Сергей Викторович, 1964 г.р., генеральный директор ассоциации «Мегаполис», проживает в Воронеже, выдвинут избирателями.

12. Шатских Александр Алексеевич, 1954 г.р., временно не работает, проживает в Воронеже, самовыдвижение.

 

Павловский избирательный округ №76 — южные сельские районы Воронежской области:

1. Бакулин Анатолий Иванович, 1952 г.р., председатель колхоза им. Ильича Калачеевского района Воронежской области, проживает на территории округа, выдвинут КПРФ.

2. Берлев Николай Васильевич, 1940 г.р., директор частного охранного предприятия «А-Щит», проживает в Москве, выдвинут избирателями.

3. Быков Николай Алексеевич, 1948 г.р., директор Воронцовского лесхоза, проживает на территории округа, выдвинут избирателями.

4. Гончаров Юрий Александрович, 1961 г.р., президент ассоциации «Кантемировския нива», проживает на территории округа, выдвинут избирателями.

5. Золотовский Юлий Леонидович, 1962 г.р., ректор Воронежского муниципального экономико-правового института, проживает в Воронеже, выдвинут избирателями.

6. Лачугин Иван Георгиевич, 1948 г.р., генеральный директор ОАО «Воронежоблгаз», проживает в Воронеже, выдвинут избирателями.

7. Луганский Василий Васильевич, 1941 г.р. (подробных сведений нет), выдвинут избирателями.

8. Лысенко Александр Александрович, начальник орготдела Управления ЮВЖД, проживает в Воронеже, выдвинут избирателями.

9. Нежельский Иван Михайлович, 1956 г.р., начальник Богучарской метеостанции Воронежского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, проживает на территории округа, выдвинут избирателями.

10. Ольшанский Николай Михайлович, 1939 г.р., генеральный директор ОАО «Агрохиминвест», проживает в Москве, выдвинут избирателями.

11. Судоргина Надежда Константиновна, 1954 г.р., помощник депутата облдумы, проживает в Воронеже, выдвинута избирательным блоком «Коммунисты, трудящиеся России — за СССР».

12. Шевченко Юрий Александрович, 1954 г.р. рабочий по найму, проживает на территории округа, самовыдвижение.

13. Шевляков Иван Константинович, 1931 г.р., пенсионер, проживает на территории округа, самовыдвижение.

 

Правобережный избирательный округ №77 — 2/3 избирателей — жители Воронежа, 1/3 — пяти пригородных сельских районов:

1. Асминина Татьяна Васильевна, 1950 г.р., инженер ОАО «Воронежский ремонтно-монтажный завод», проживает в Воронеже, выдвинута избирателями.

2. Беляев Борис Сергеевич, 1970 г.р., директор юридической фирмы «Легат», проживает в Воронеже, выдвинут избирателями.

3. Грибанов Борис Иванович, 1942 г.р., начальник Западного регионального управления Федеральной погранслужбы РФ, проживает в Воронеже, выдвинут избирателями.

4. Кислова Людмила Васильевна, 1937 г.р., пенсионерка, проживает в Воронеже, самовыдвижение.

5. Кобылкин Василий Федорович, 1955 г.р., депутат ГД от 77 округа, проживает в Москве (до избрания в ГД житель Воронежской области), самовыдвижение.

6. Косарев Александр Александрович, депутат Воронежской облдумы, проживает в Воронеже, выдвинут избирателями.

7. Кравченко Сергей Иванович, 1957 г.р., депутат Воронежского Городского муниципального Совета, проживает в Воронеже, самовыдвижение.

8. Петроченко Андрей Михайлович, 1961 г.р., председатель совета директоров ОАО «Воронежвтормет», проживает в Воронеже, выдвинут избирателями.

9. Пожидаев Юрий Николаевич, 1964 г.р., частный предприниматель, проживает в Воронеже, самовыдвижение.


Приложение 2

Кого поддержит Шабанов

(Коммуна. 16 сентября)

 

В отчете о недавней пресс-конференции Воронежского губернатора наш корр. сообщил, что И.Ш. на предстоящих выборах в ГД будет поддерживать также кандидатуру Д.Рогозина — нынешнего парламентария от Аннинского избирательного округа. Из администрации области вчера последовал звонок: дело было не так, не обещал Иван Михайлович ему поддержку. В порядке уточнения публикуем фрагмент стенограммы, где губернатор отвечает на вопрос, кого он поддерживает:

И.Ш.: Кого подержать в Думу?.. Есть Закон РФ, который разрешает баллотироваться кандидатам со стороны. Я думаю, что это нормально.

Мое мнение. У нас 4 одномандатных округа. Хорошо, если бы было пополам: два местных, а два — для тех, кто в Москве решал бы вопросы по Воронежской области. Я бы низко поклонился таким людям.

Я пригласил, когда область хотели оставить без трансферта, депутатов к Густову. Рассказал о наших проблемах, вооружил материалами. Они покивали, а когда совещание закончилось, я опять остался один, как перст. Надо идти в Минэкономики, надо идти в Минфин. Скажите, что это не так, есть проблемы выше? Да есть. Вот сейчас начинается формирование бюджета, федеральных программ. Их 123 (правда, денег маловато — порядка 38-40 млн. р.). Но федеральные программы есть. Кто все это должен делать?

Нужен депутат. Известный! Ведь Воронежская область не последняя, я считаю, и по территории, и по населению. Надо, чтобы это был известный депутат, который бы помогал губернатору. А не только: «Уважаемый Иван Михайлович, ко мне обратился на приеме такой-то, ему надо то-то...»

Одна газета написала, что я вроде бы многим обещаю поддержку. Ложь! Я со своей прямолинейностью до такого даже не додумался. Во-первых, практически никто не обращался. Во-вторых, если и обращался, я говорю напрямую.

Обращался в свое время Рогозин. Я сказал: иди баллотируйся в Аннинском округе после Рыбкина. А поддержки от меня не будет. Тогда я был председателем облдумы, в открытую поддерживал Рыбкина и говорил почему. За это, правда, имею до сих пор критику, но считал и считаю, что правильно делал. Е.В.Панина сегодня — депутат по Павловскому избирательному округу. Там сегодня вырисовывается, я считаю, более колоритная фигура — Ольшанский Н.М.

...Надо объединять, в том числе на выборах, усилия всех здравомыслящих, патриотически настроенных людей, независимо от партийной принадлежности. Такие у нас есть.

Кругом звучит «Отечество». А надо голосовать «За Победу!»



[1] Решением облдумы в начале нынешнего года учрежден пост вице-губернатора, ответственного за оперативно-хозяйственную деятельность. Было решено считать лицо, занимающего эту должность, главой областного правительства, хотя легислатура законодательно не учреждала институт областного правительства.

[2] Павел Кабанов с 1992 по 1996 гг. занимал пост консультанта по политическим вопросам при прежнем губернаторе Александре Ковалеве. Воронежский «Фонд региональной политики» учрежден в начале 1998 г. при спонсорской поддержке экс-губернатора А.Ковалева, ныне торгпреда России в Киеве.

[3] Облизбирком на нынешнем этапе не располагает более точными сведениями.

[4] Разное количество представителей депутатского корпуса, фигурирующее в тексте настоящего мониторинга — 5 или 6 — объясняется тем, что у депутата Воронежского Городского муниципального Совета С.Чижова его депутатская должность не является основным видом деятельности.

[5] Облизбирком на нынешнем этапе не располагает более точными сведениями.

[6] Облизбирком на нынешнем этапе не располагает более точными сведениями.

[7] Облизбирком на нынешнем этапе не располагает более точными сведениями.

[8] В декабре 1995 г. Александр Цапин получил пост мэра Воронежа по результатам всенародных выборов, сохранив за собой мандат депутата Городского муниципального Совета. В сентябре 1996 г. указом Президента Цапин был назначен губернатором Воронежской области, и в этот раз не оставив депутатства в муниципальном Совете. Это обстоятельство дало основание муниципальному Совету первого созыва «под занавес» своей работы в январе 1997 г. изменить форму выборов мэра с всенародных на избрание из числа депутатов. Так, проиграв борьбу за губернаторское кресло, Цапин вновь стал мэром Воронежа. По уставу Воронежа депутат может занимать должность муниципального чиновника. С самого начала работы муниципального Совета второго созыва (апрель 1997 г.) это положение устава вызвало жесткую критику со стороны оппонентов мэра из фракции КПРФ. Первоначально примерно пятая часть депутатов (от общего количества 34) выступала противниками системы «совмещенства» муниципальных должностей и депутатства в Городском Совете. В апреле 1999 г. численность противников «совмещенства» возросла до половины. К КПРФ, «обиженным» и амбициозным депутатам примкнули депутаты-бизнесмены, бывшие в 1997 г. лояльными мэру Цапину. Депутаты-оппоненты мэра предприняли попытку лишить «совмещенцев» депутатских мандатов и отстранить Цапина от должности. Однако, решения противников Цапина не признали законными ни прокуратура, ни облдума, ни губернатор. Летом в качестве компромиссного решения конфликта стороны, по слухам, вроде бы, пришли к выводу о необходимости возвращения к норме прямых выборов главы города.

[9] Облизбирком на нынешнем этапе не располагает более точными сведениями.

[10] На сегодня в Воронежской области существуют в состоянии разной степени организованности 18 этнических обществ и созданных властными структурами официальных обществ дружбы.

[11] Как показала стадия выдвижения кандидатов в ГД в четырех округах Воронежской области, Рогозин не единственный из претендентов, кто будет стремиться разыграть русскую националистическую карту. Андрей Петроченко – претендент по 77 округу на собрании по случаю его выдвижения на поставленный им же самим риторический вопрос «кто я такой?» начал отвечать с того, что он сын русской матери и внук русской бабушки.



Источники

[1] Интервью еженедельной аналитической программе «Четвертого телеканала «Воронеж» «Акценты», эфир 1 октября 1999 г. (Канал «Воронеж» входит в российский телевещательный холдинг «ТВ-6»).

[2]. Декларация — залог регистрации // Воронежский курьер. — Воронеж, 1999. — №114. — 5 октября; Предвыборный марафон // Воронежские вести. — Воронеж, 1999. — №41. — 1 октября.

[3]. Полтаев Г. Политика — дело уголовное // Воронежский курьер. — Воронеж, 1999. — №101. — 4 сентября.

[4]. Лежанина Е. Что сказать, когда сказать нечего // Воронежский курьер. — Воронеж, 1999. — №102. — 7 сентября.