|
Новое на сайте |
Анатолий Вульфович
ТЮМЕНСКАЯ
ОБЛАСТЬ
в августе 1999 года
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.Неелов впервые не избран в Совет
директоров ОАО «Газпром». Опубликована информация облкомстата об итогах
социально-экономического развития Тюменской области в первом полугодии 1999
года.
ГЛАВНОЕ
Август 1999 года, в отличие от соответствующих периодов других лет, характерен некоторым оживлением в политической жизни. В частности, совершенно неожиданными для области и Ямало-Ненецкого округа оказались итоги общего собрания акционеров ОАО «Газпром», прошедшего 26 августа. Впервые в Совете директоров ОАО не оказалось представителя региона, в котором добывается более 90% российского газа, губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.Неелова. Это событие, на первый взгляд чисто организационно-экономическое, вызвано, безусловно, причинами политическими, и, видимо, последствия будет иметь также политические.
Обиженного правительством Ю.Неелова (ранее он был в составе представителей государства в Совете директоров ОАО «Газпром») утешал губернатор области Л.Рокецкий, сам представляющий государство в Совете директоров Тюменской нефтяной компании (там он к тому же и председатель) и Совете директоров ОАО «Тобольский нефтехимкомбинат». Л.Рокецкий не исключает, что и его могут в любой день отозвать из советов директоров. Не исключено, что общая нелюбовь к государству, которое может отозвать их с этих должностей как бы на общественных началах, может подтолкнуть губернаторов к объединению.
В августе начала медленно разворачиваться предвыборная компания. Прошли собрания и конференции региональных отделений политических общественных объединений. Становятся известными фамилии кандидатов в депутаты как по одномандатным округам, так и по партийным спискам. Как и ожидалось, региональные отделения ОВР и НДР поддержали кандидатов губернатора области по одномандатным округам – по 178-му Ишимскому – Ю.Конева, по 179-му Тюменскому – Г.Райкова. Особое мнение по 179-му округу у объединения «ЯБЛОКО» – здесь выдвинут председатель регионального отделения В.Филатов. Параллельно во властных кабинетах идет работа с потенциальными кандидатами. В частности, предложено не выдвигать свою кандидатуру В.Филатову. Предложение сделано заместителем губернатора области (она же заместитель председателя областной избирательной комиссии) Л.Волковой.
В Тюмени идет массовая обработка общественного мнения по предложению городской администрации о переносе выборов главы администрации города и городской Думы с марта 2000 года на декабрь 1999 года. Рейтинг действующего главы администрации города С.Киричука высок – в этом году в городе довольно много сделано по благоустройству и строительству дорог. Основной соперник – председатель областной Счетной палаты С.Шерегов. Предложение о переносе должно быть рассмотрено городской Думой 9 сентября и, скорее всего, будет принято.
На пресс-конференции Ю.Неелов оценил как первоочередное для округа событие пуск газа в город Салехард – окружной центр. Добыча газа на территории округа ведется уже почти сорок лет, и все эти годы планировалось строительства газопровода к столице округа. Строительство газопровода закончилось, его пуск намечен на начало сентября.
Прокомментировал
Ю.Неелов и итоги общего собрания акционеров ОАО «Газпром» 26 августа. Это уже
второе собрание акционеров ОАО в этом году. На первом собрании, 30 июня, был
избран Совет директоров в следующем составе:
1. В.Черномырдин – председатель Совета директоров, представитель государства.
2. Р.Вяхирев – заместитель председателя Совета, председатель Правления ОАО «Газпром».
3. Ф.Газизуллин – министр государственного имущества, представитель государства.
4. А.Петров – заместитель министра финансов, представитель государства.
5. Ю.Неелов – губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа, представитель государства.
6. Л.Миронов – Председатель профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства.
7. В.Тарасов – президент НПФ «Газфонд», председатель правления КБ «Газпромбанк».
8. А.Беккер – президент ОАО «Стройтрансгаз».
9. В.Чумаков – генеральный директор ООО «Югтрансгаз».
10. В.Шеремет – первый заместитель председателя Правления ОАО «Газпром».
11. В.Щугорев – генеральный директор ООО «Астраханьгазпром».
Таким образом, в Совете директоров государство, имеющее 35% пакет акций
ОАО «Газпром», представляли четыре представителя: В.Черномырдин, Ф.Газизулин,
А.Петров и Ю.Неелов, что, в общем-то соответствовало величине пакета.
После отставки правительства Е.Примакова министром топлива и энергетики был назначен В.Калюжный. Практически с первых дней своей работы В.Калюжный инициировал вопрос о пересмотре количества и состава представителей государства в Совете директоров ОАО «Газпром», настаивая на увеличении этого количества до пяти человек и избрании в числе представителей государства сотрудника министерства топлива и энергетика. По некоторым данным, инициатива исходила от Б.Березовского и Н.Аксененко, желавших увеличить свое влияние на крупнейшую компанию России в связи с предстоящими выборами Государственной Думы и Президента РФ. Но срок подачи списка кандидатов в Совет директоров был упущен и общее собрание акционеров 30 июня избрало Совет директоров в приведенном выше составе. Однако величина пакета акций государства позволила правительству настоять на проведении повторного общего собрания акционеров 26 августа.
По итогам голосования в Совет директоров дополнительно введены:
1. Г.Греф – первый заместитель министра государственного имущества, представитель государства.
2. И.Шувалов – председатель Российского фонда федерального имущества, представитель государства.
3. В.Малин – заместитель председателя Российского фонда федерального имущества, представитель государства.
В новый состав Совета директоров не вошел представитель Минтопэнерго, по некоторым данным в Совет должен был войти либо сам В.Калюжный, либо его заместитель Л.Недзельский. Из членов Совета директоров, избранных 30 июня, в состав Совета, избранного 26 августа, не вошли В.Чумаков и представители государства А.Петров и Ю.Неелов.
Эти события и стали предметом обсуждения на пресс-конференции Ю.Неелова [[1]].
Ю.Неелов отметил, что государство, которое имеет 35% акций, в принципе само решает, кого вводить, а кого не вводить в состав директоров. Государство, сказал Ю.Неелов, четыре года Указом Президента назначало его в Совет директоров, куда губернатор затем и избирался. На последнем собрании это не произошло, «с чем я не согласен, не согласен и «Газпром». От него было ходатайство, что регион, где добывается большой газ России, должен быть представлен в Совете, не разумно не вводить в его состав человека от региона. И я, продолжал Ю.Неелов, считаю это неразумным по отношению к региону. Государство в очередной раз продемонстрировало свое нежелание опираться на регионы, советоваться с ними. На выборах Совета директоров «Газпрома» президентская «семейка», которая стояла за кулисами, в очередной раз показала, что ей глубоко безразличен Ямал, его население со своими интересами.
Только благодаря позиции Ю.Неелова обеспечивается завоз топлива и продуктов на Ямальский север, идет строительство бытового газопровода на Салехард, города и поселки округа. Участие Ю.Неелова в Совете директоров снимало серьезные проблемы с выплатой заработной платы в смежных с самим «Газпромом» организациях.
Но сегодня властям в России нужно аккумулировать деньги на выборную кампанию, а заработная плата тем, кто добывает газ в заполярной тундре, может, видимо, и подождать. Про аборигенное население в последние годы – после реализации соглашений с газовиками, после разрешения проблем через Совет директоров «Газпрома» – в президентской администрации, естественно, забыли. Что для них значат тридцать тысяч оленеводов и рыбаков.
Ю.Неелов также подчеркнул, что не следует видеть в «Газпроме» какого-то врага. Готовится очередное соглашение с ним, которое будет подписано. Но теперь можно предположить, что если округ вывели из состава Совета директоров, то это вызовет и ответную реакцию властей. Руководители округа могут укрепить работу над системой лицензионных соглашений, ужесточить требования к Федерации по налогооблагаемой и налогособираемой базе. Вероятно, власть округа потребует и выделения средств на досрочный завоз топлива и продуктов питания на север Ямала. К тому же руководители округа могут потребовать выплат налогов «живыми» деньгами, а не по системе взаимозачетов, которые становятся обузой для экономики. А сами газодобытчики, если им не платить заработную плату, могут преподнести любую пилюлю российской власти.
Из приведенного изложения выступления на пресс-конференции Ю.Неелова очевидно, что он очень обижен на администрацию президента, которую считает виновной в том, что он не вошел в список представителей государства в Совете директоров ОАО «Газпром». При этом за все время работы губернатором Ю.Неелов не дал ни одного повода усомниться в его лояльности президенту. Он всегда подчеркивал свою аполитичность и дистанцировался от всех партий и движений. Поддерживая все это время хорошие отношения с В.Черномырдиным, он тем не менее совершенно не участвовал в работе НДР, региональное отделение возглавлял его заместитель М.Пономарев. Очень хорошие отношения сложились у Ю.Неелова с председателем Правления ОАО «Газпром» Р.Вяхиревым.
Видимо, решение не включать Ю.Неелова в список представителей государства и появилось из-за его хороших отношений с Р.Вяхиревым, которого, как известно, администрация президента давно хочет сменить.
Опубликована информация областного комитета государственной статистики об основных показателях социально-экономического положения Тюменской области за январь-июнь 1999 года [[2]].
Объем промышленного производства в области в январе – июне 1999 года составил 88,6 млрд. рублей, в т.ч. по югу области 4,9 млрд. рублей, Ханты-Мансийскому АО – 63,4 млрд. рублей, Ямало-Ненецкому АО – 20,3 млрд. рублей.
Производство основных видов промышленной продукции составило:
Таблица 1
|
Произведено в январе – июне 1999 г. |
В % январю –июню 1998 г. |
Добыча нефти и газового конденсата, млн. т |
96,2 |
100,7 |
Добыча газа, млрд. куб. м |
276,5 |
100,7 |
Производство электроэнергии, млрд. квт/час. |
31,2 |
101,5 |
Производство тепловой энергии, млн. Гкал. |
29,0 |
97,1 |
Первичная переработка нефти, тыс. т |
1771,9 |
97,6 |
Производство дизельного топлива, тыс. т |
563,7 |
96,5 |
Производство бензина, тыс. т |
159,7 |
97,7 |
В химической и нефтехимической промышленности производство продукции увеличилось на 13%. Производство полимерной пленки увеличилось в 1,7 раза и составило 3,1 млн. кв. м., выпуск бутадиена – на 5,1% (69,4 тыс. тонн), полиэтиленовых труб – на 46,9% (5,7 тыс. тонн), синтетических смол и пластических масс – на 58%.
Объем производства в топливной промышленности составляет более 80% общего объема производства в Тюменской области, а более трех четвертей производства в топливной промышленности приходится на нефтяную промышленность. В последние годы добыча нефти в области стабилизировалась на уровне 200 млн. тонн в год, добыча газа на уровне 550 млрд. куб. м в год. Рост мировой цены нефти более чем в два раза по сравнению с прошлым годом при небольшом увеличении себестоимости (цены на промышленную продукцию, необходимую для добычи нефти, транспорт, электроэнергию и т.д., выросли незначительно) должен был бы, во-первых, привести к значительному росту прибыли нефтедобывающих предприятий, и, следовательно, к увеличению поступлений в бюджет, а, во-вторых, к росту инвестиций, в частности, в основном нефтедобывающем регионе – Ханты-Мансийском автономном округе. На самом деле, за этот год поступления в бюджет увеличились всего на 9 %, а инвестиции в Ханты Мансийском округе снизились почти на 10 %.
Это свидетельствует о том, что, во-первых, большая часть прибыли от продажи нефти остается за пределами области, и нефтяные компании не спешат инвестировать в производство, а, во-вторых, нефтедобывающие предприятия занижают цену нефти при расчетах с бюджетом.
Цена нефти, применяемая для расчетов размеров платежей в бюджет, устанавливается нефтяными компаниями по согласованию с администрациями округов, и можно предполагать, что в этом процессе не исключены взятки.
Рост прибыли в нефтегазовом комплексе подтверждается итоговыми данными только что закончившейся аудиторской проверки Тюменской нефтяной компании за 1998 год, проведенной фирмой «Прайс вотерхаус Куперс». По итогам прошлого года чистая выручка компании составила 1 млрд. 390 млн. долларов США, чистая прибыль – 45 млн. долларов США (1997 год – чистый убыток 132 млн. долларов США).
Значительный рост прибыли в нефтяной промышленности не сопровождается соответствующим ростом заработной платы, при этом необходимо учитывать, что на топливную промышленность работают практически все остальные отрасли экономики области (электроэнергетика, строительство, промышленность строительных материалов, транспорт и т.д.). Незначительный, по сравнению с ростом цен, рост средней заработной платы привел к значительному падению уровня жизни населения. Повышение мировой цены нефти впервые за последние годы привело к снижению объемов ее переработки в области.
Химико-фармацевтическими предприятиями выпуск лекарственных средств уменьшен на 0,4%.
Продолжается снижение производства в некоторых отраслях промышленности. В лесной и деревообрабатывающей промышленности спад выпуска продукции в январе – июне 1999 года составил 12%, на 14% снижен объем вывозки древесины, на 14% меньше выпущено пиломатериалов, на 9 и 11% – дверных и оконных блоков, на 25% – древесностружечных плит. На 39% увеличилось производство фанеры. В промышленности строительных материалов индекс физического объема промышленного производства составил 87% к объему первого полугодия 1998 года. Выпуск стеновых материалов снизился на 5%, железобетонных конструкций – на 14%. Снизился также выпуск цемента, пористых заполнителей, нерудных материалов.
Физический объем производства в стекольной промышленности составил 98,5% к объему I полугодия 1998 года.
В I полугодии 1999 года засеяно 1186,3 тыс. гектаров угодий, что на 23 тыс. гектаров (2%) меньше, чем в 1998 году. Сельскохозяйственными предприятиями засеяно 946 тыс. гектаров (79,7% общей площади), крестьянскими (фермерскими хозяйствами – 171,8 тыс. (14,5%), хозяйствами населения – 68,5 тыс. (5,8%).
В структуре посевных площадей: зерновые и зернобобовые – 59% (1998 год – 56%), кормовые – 35% (38%), картофель и овощи – 4% (4%), технические культуры – 2% (2%).
В январе – июне 1999 года хозяйствами всех категорий реализовано на убой в живом весе 41,2 тыс. тонн скота и птицы (снижение на 7% по сравнению с первым полугодием прошлого года), произведено 258,2 тыс. тонн молока (снижение на 4%), получено 471,8 млн. шт яиц (рост на 0,02%).
Средний удой молока от одной коровы снизился по сравнению с 1998 годом на 33 килограмма и составил 1385 килограммов.
Динамика численности скота в области характеризуется следующими показателями:
Таблица 2
|
Численность скота по области, тысяч голов |
1999 г. к 1998 г.; рост (+) снижение (–) |
|
|
1 июля 1998 г. |
1 июля 1999 г. |
% |
Крупный рогатый скот |
467,0 |
433,0 |
– 7 |
Свиньи |
358,0 |
382,6 |
+ 7 |
Овцы и козы |
176,7 |
162,6 |
– 8 |
Сокращение численности скота произошло в основном в сельскохозяйственных предприятиях. В личных подсобных и фермерских хозяйствах поголовье сохранено и составляет более половины всей численности.
Использование инвестиций в январе – июне 1999 года выглядит следующим образом:
Таблица 3
|
Инвестировано в январе–июне 1999 г. млрд. рублей |
В % итогу |
В % к январю - июню 1999 г. |
Тюменская область |
25,7 |
100,0 |
92,0 |
В т.ч. юг области |
1,7 |
6,6 |
106,0 |
Ханты-Мансийский АО |
13,0 |
50,6 |
91,0 |
Ямало-Ненецкий АО |
11,0 |
42,8 |
105,0 |
Общий ввод жилой площади по области в первом полугодии 1999 года составил 192,4 тыс. кв. метров (79% к вводу первого полугодия 1998 года), в т.ч. по югу области – 105,3 тыс. кв. метров, в Ханты-Мансийском округе – 52,4 тыс. кв. метров, в Ямало-Ненецком округе – 34,7 тыс. кв. метров.
Из объектов социальной сферы введены общеобразовательные школы на 300 мест и профтехучилища на 720 мест, детские дошкольные учреждения на 280 мест, поликлиники на 480 посещений в смену, больницы на 80 коек, также введены пекарни на 25,9 тонн хлебобулочных изделий в сутки, линия по переработке молока на 1,5 тонны продукции в сутки, колбасный цех на одну тонну колбасы в сутки, маслобойня на 50 кг масла в смену, мощности по переработке 150 тонн рыбы в год, производству макаронных изделий на 400 тонн и вафельных изделий на 2000 тонн в год.
Для сельского хозяйства введены помещения для скота на 550 мест, зернохранилища на 3,5 тыс. тонн, семяочистительные комплексы на 6 тыс. тонн.
Из
производственных объектов введены в действие 148,4 км линий электропередач, 536
нефтяных и 10 газовых скважин, компрессорные станции мощностью 112 тыс. квт,
трансформаторные подстанции, магистральные газопроводы протяженностью 136,8 км,
автомобильные дороги протяженностью 32,6 км, комплекс по производству моторных
масел мощностью 16 тыс. тонн в год, АТС емкостью 22 тыс. номеров, две
телевизионные станции мощностью свыше 1 квт и другие объекты.
Работа пассажирского и грузового транспорта по области в первом полугодии 1999 года характеризуется следующими показателями:
Таблица 4
|
Январь – июнь |
В % к январю –июню 1998 г. |
Отправлено пассажиров, млн. человек: |
|
|
автомобильным транспортом |
227,7 |
98,3 |
авиационным транспортом |
0,89 |
77,0 |
Отправлено грузов: |
|
|
железнодорожным транспортом, млн. т |
3,6 |
103,2 |
автомобильным транспортом, млн. т |
7,5 |
95,0 |
Трубопроводным транспортом: нефти, млн. т газа, млрд. куб. м |
93,1 265,8 |
101,4 100,8 |
Авиационным транспортом, тыс. т |
7,5 |
56,8 |
Внутренним водным транспортом, тыс. т |
183,7 |
50,0 |
Предприятиями пищевой промышленности (включая мукомольно-крупяную) за январь – июнь 1999 года выпущено продукции на 1765,3 млн. рублей (100,4% производства первого квартала 1998 года). 73,4% производства пищевой промышленности приходится на предприятия южной части области.
Основную долю пищевой продукции по-прежнему производят средние и крупные предприятия. Однако в выпуске отдельных видов продукции малые и подсобные предприятия имеют немаловажное значение. Так, ими производится 75% мяса, 56% хлеба и хлебобулочных изделий, 54% – колбасных изделий, 36% – цельномолочной продукции.
На предприятиях пищевкусовой промышленности физический объем производства в сравнении с февралем – июнем 1998 года сократился на 4 %. Производство хлеба и хлебобулочных изделий в целом по области снизилось на 1%, по югу области – увеличилось на 0,3%.
На 6-25% меньше, чем в том же периоде прошлого года, выпущено пищевого жира, макаронных изделий, безалкогольных напитков, на 41% – майонеза, на 85% – растительного масла. Увеличилось производство пищеконцентратов и минеральной воды.
Возросло по сравнению с январем – июнем 1998 года производство водки и ликероводочных изделий – на 66,5%, спирта – на 5,4%. Снизился на 10,6% выпуск винных напитков.
Предприятия мясной и молочной промышленности увеличили производство: на 7,6% мяса, на 8,8% мясных консервов, на 2,2% животного масла, в 1,7 раза – мясных полуфабрикатов. Уменьшилось производство: на 42,7% жирных сыров, на 31,4% молочных консервов, на 6,6% – цельномолочной продукции.
На предприятиях рыбной отрасли в 2,5 раза возросло производство соленой сельди, на 10-12% сушенной, мороженной и вяленной рыбы, на 13,5% копченой рыбы, 24-32% – рыбы соленой, пряного посола и маринадов. На 39% снизился выпуск балычных изделий.
Предприятиями мукомольно-крупяной отрасли выработано на 51% больше муки и на 3% больше крупы.
Предприятия легкой промышленности в I полугодии 1999 года снизили выпуск товаров и услуг по сравнению с первым полугодием 1998 года на 22,5%.
За январь – июнь населению реализовано потребительских товаров на сумму 23,1 млрд. рублей, из них 24 % – на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Продовольственных товаров продано на сумму 13,1 млрд. рублей (57%), непродовольственных – 10 млрд. рублей (43 %) (в январе – июне 1998 года – 53 % и 47 % соответственно). По сравнению с прошлым годом произошло снижение розничного товарооборота в сопоставимых ценах на 16%, на рынках – на 29%.
Показатели по торговле по регионам области следующие:
Таблица 5
|
Объем розничного товарооборота, млрд. руб. |
Продано товаров на душу населения, руб. |
|
|
|
1998 г. |
1999 г. |
Тюменская область |
23,1 |
4280,9 |
7184,8 |
Юг области |
7,1 |
3317,8 |
5224,8 |
Ханты-Мансийский округ |
11,1 |
4847,4 |
8158,8 |
Ямало-Ненецкий округ |
4,9 |
5355,2 |
9860,4 |
В январе – июне 1999 года населению было оказано платных услуг во всех каналах реализации на 5,7 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составило 97% к январю – июню 1998 года.
За январь – май 1999 года величина собранных налогов и других обязательных платежей на территории области составила 21,7 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 1998 года на 9%.
Поступления в федеральный бюджет составили 33,7% общей суммы налогов и сборов, в бюджет территорий – 66,3%.
За январь – май 1999 года консолидированный бюджет области исполнен по доходам в сумме 18,1 млрд. рублей, расходам – 18,3 млрд. рублей. Превышение расходов над доходами (дефицит) по области достигло почти 190 млн. рублей, в т.ч. по югу области превышение доходов над расходами (профицит) – 36,7 млн. рублей, дефициты исполнения бюджетов: Ханты-Мансийского округа – 142,5 млн. рублей, Ямало-Ненецкого округа – 83,8 млн. рублей.
В сумме доходов бюджета области на долю поступлений от налога на добавленную стоимость пришлось 23%, от платежей за пользование природными ресурсами – 21%, налога на прибыль – 18%, подоходного налога с физических лиц – 12%, налога на имущество – 9%, акцизов – 7%, прочие – 10%.
За январь – май 1999 года бюджет области расходовался по следующим направлениям:
Таблица 6
|
млрд. рублей |
% всех расходов |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
3,1 |
16,9 |
Образование |
3,0 |
16,4 |
Здравоохранение и физическая культура |
2,2 |
12,0 |
Промышленность, энергетика, строительство |
1,3 |
7,1 |
Социальная политика |
1,3 |
7,1 |
Государственное управление |
0,9 |
4,9 |
Прочие расходы |
6,5 |
35,5 |
Балансовая прибыль, полученная предприятиями и организациями всех отраслей в январе – мае 1999 года, составила 21,1млрд. рублей, в том числе по югу области 0,8 млрд. рублей (4%), Ханты-Мансийскому автономному округу – 17,9 млрд. рублей (85%), Ямало-Ненецкому автономному округу – 2,4 млрд. рублей (11%).
За этот же период предприятия, организации в области получили убыток в сумме 3,7 млрд. рублей, в т.ч.: в промышленности 2314,2 млн. рублей; в жилищно-коммунальном хозяйстве 485,4 млн. рублей; на транспорте 366,6 млн. рублей; в строительстве 291,1 млн. рублей.
Наибольший удельный вес убыточных предприятий – в рыбной промышленности (77%), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (71%), легкой промышленности (70%), промышленности строительных материалов – (66%).
По регионам убыточные предприятия распределены следующим образом: юг области – 44%, Ханты-Мансийский АО – 38%, Ямало-Ненецкий АО – 18%.
По предварительным данным, за I полугодие текущего года численность жителей области сократилась более чем на 2 тысячи и составила на 1 июля 3 млн. 224 тыс. человек.
Основным фактором, определившим такое сокращение в целом по области, явилась миграция: число выбывших из области почти на 5 тысяч превысило число прибывших. Отточная миграция сложилась в автономных округах области: около 4 тысяч в Ханты-Мансийском округе и более 2 тысяч в Ямало-Ненецком автономном округе. На юге области сальдо миграции положительное (около 1тысячи человек).
Иначе выглядит ситуация с естественным воспроизводством населения. В автономных округах величина естественного прироста положительная, на юге области вновь зарегистрирована естественная убыль: число умерших почти на 1 тысячу 800 человек превысило число родившихся.
На юге области на 1июля 1999 года проживали 1358 тыс. человек, в Ханты-Мансийском округе – 1369 тыс. человек, в Ямало-Ненецком округе – 497 тыс. человек.
Среднемесячный денежный доход населения за январь – май 1999 года в расчете на одного жителя области составил 2930,7 рублей (юг области – 1422 рубля, Ханты-Мансийский округ – 3782 рубля, Ямало-Ненецкий округ – 4705 рублей) и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 50%, реальный располагаемый денежный доход, скорректированный на индекс потребительских цен, снизился на 18%.Среднемесячные денежные расходы населения в расчете на одного жителя области составили 1961 рубль (юг области – 1333 рубля, 94 % к доходам, Ханты-Мансийский округ – 2306 рублей, 61 %, Ямало-Ненецкий округ – 2724 рубль, 58 %) и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 60,5 %.
Средняя заработная плата по области в мае 1999 года составила 3932 рубля (юг области – 1678 рублей, Ханты-Мансийский округ – 4446 рублей, Ямало-Ненецкий округ – 6014 рублей), по сравнению с маем 1998 года она выросла на 31%, реальная заработная плата за этот же период снизилась на 32%. Средняя заработная плата в мае 1999 года обеспечивала по области 3 прожиточных минимума (май 1998 года – 4,5) трудоспособного жителя, по югу области – 1,7 (2,9), по округам: Ханты-Мансийскому – 3 (4,8), Ямало-Ненецкому – 3,4 (4,7).
Велик разрыв в величине заработной платы по отраслям: от 1057 рублей в сельском хозяйстве, до 4000 – 6000 рублей в промышленности, управлении, строительстве и на транспорте.
Задолженность по заработной плате на 1 июля 1999 года составила 3,3 млрд. рублей и снизилась за шесть месяцев на 34%. 1530 предприятий области не рассчитались по зарплате со своими работниками.
Характеризуя в целом обстановку в области, необходимо отметить, что на общероссийском фоне она выглядит неплохо. Согласно статистическим данным, средняя зарплата в Тюменской области в 3,3 – 4,2 раза выше, чем в Курганской, Омской, Новосибирской областях и Башкортостане, и в 2,2 – 2,7 раза, чем в Свердловской, Кемеровской, Томской областях. Сравнение среднеобластных зарплат Тюменской и соседних областей некорректно, поскольку на среднюю зарплату в Тюменской области влияют относительно высокие средние зарплаты в округах. Но и средняя зарплата по югу области на 20 – 70% выше, чем в соседних регионах.
Стоимость контрольного социального набора и среднемесячный прожиточный минимум составили :
Таблица 7
|
Стоимость контрольного социального набора в мае |
Среднемесячный прожиточный минимум одного жителя в мае 1999 г. |
|
|
1999 г., руб. |
руб. |
в % к декабрю 1998 года |
Тюменская область |
901 |
1182 |
148 |
Юг области |
696 |
887 |
133 |
Ханты-Мансийский округ |
1011 |
1365 |
144 |
Ямало-Ненецкий округ |
1151 |
1613 |
146 |
Несколько улучшились показатели, характеризующие состояние рынка труда (в основном, по югу области). По состоянию на 1 июля 1999 года показатели, характеризующие этот рынок, имели следующие значения:
Таблица 8
|
Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. чел. |
Уровень безработицы, % |
Нагрузка незанятого населения на одно вакантное место, чел. |
|||
|
1 июля 1998 г. |
1 июля 1999 г. |
1 июля 1998 г. |
1 июля 1999 г. |
1 июля 1998 г. |
1 июля 1999 г. |
Тюменская область |
55,8 |
51,6 |
3,28 |
2,95 |
7,1 |
3,2 |
Юг области |
15,2 |
9,9 |
3,23 |
1,51 |
5,1 |
2,2 |
Ханты-Мансийский АО |
29,4 |
31,1 |
3,56 |
3,98 |
8,6 |
3,8 |
Ямало-Ненецкий АО |
11,2 |
10,6 |
2,98 |
3,42 |
7,4 |
3,1 |
Помесячная динамика индекса потребительских цен выглядит следующим образом (в % к предыдущему месяцу):
Таблица 9
|
1998 г. |
1999 г. |
|
1998 г. |
Январь |
100,17 |
107,42 |
Июль |
99,99 |
Февраль |
100,94 |
104,36 |
Август |
101,34 |
Март |
100,69 |
102,24 |
Сентябрь |
124,93 |
Апрель |
100,86 |
102,82 |
Октябрь |
107,04 |
Май |
100,83 |
102,50 |
Ноябрь |
107,15 |
Июнь |
100,63 |
103,12 |
Декабрь |
108,76 |
Уровень потребительских цен в июне 1999 года относительно июня 1998 года вырос по области на 196,7%, в том числе по группам товаров: продовольственные товары – 205,8%; непродовольственные товары – 213,9%; платные услуги – 123,2%.
Продукты питания подорожали в 2,1 раза, наиболее высокий рост цен за этот период отмечен на плодоовощную продукцию (включая картофель) – в 3,3 раза, масло сливочное (в 2,6), сахар (в 2,5), масло подсолнечное (в 2,3).
Из непродовольственных товаров наиболее подорожали в июне 1999 года относительно июня 1998 года: телерадиотовары – в 3 раза, табачные изделия – в 2,8 раза, медикаменты – в 2,4 раза, обувь – в 2 раза.
В течение года возросли тарифы на платные услуги – здравоохранения (на 39%), бытовые (на 35%), пассажирского транспорта (на 28%), связи (на 26%), коммунальные услуги (на 21%).
[2]. Госкомстат Тюменской области. Итоги первого полугодия 1999 года // Тюменские известия. – 1999. – 5 августа.
© Международный институт гуманитарно-политических исследований