Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Томская область

Агентство «рейтинг»

В. РУХЛЯДЕВ

Томская область

в августе 1999 года

Выборы губернатора Томской области. Кандидаты. Особенность нынешних выборов. Программа нынешнего губернатора Виктора Кресса. Дуэль Кресс — Деев. Скандал из-за Никиты Михалкова. Выборы депутатов в Госдуму РФ. Обеспечение областной властью уборки урожая. Областное законодательство о разделе продукции нефтепромыслов. Новое назначение в томской мэрии. Деятельность «Отечества». Экономическая и социальная деятельность нефтяной компании «ЮКОС» в Томской области. Обмен акций «Томскнефти» на единую акцию «ЮКОСа». Детерминанты взаимодействия областной администрации и «ЮКОСа». Ситуация в банковской сфере. «Партнерство промышленников и предпринимателей» — новый ресурс экономики и политики Томска. Томская область на фоне соседей (социально-экономический срез). Фонд Сороса в Томской области. Вузы. Прожиточный минимум. Вандализм на еврейском кладбище. Конфессии. Заседание совета ассоциации «Сибирское соглашение» и визит премьер-министра России В.Путина. Договор между Томской и Кемеровской областями. Соглашение с германскими бизнесменами.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Выборы губернатора

1.1.1.      Кандидаты

23 августа завершилась регистрация кандидатов на должность губернатора Томской области. В списке оказалось шесть претендентов:

1. Волков Алексей Алексеевич — 1953 года рождения, директор государственного специализированного лечебно-реабилитационного учреждения санаторий «Чажемто». Выдвинут группой избирателей. Место жительства — село Подгорное Чаинского района Томской области.

2. Деев Александр Николаевич — 1960 года рождения, депутат Государственной Думы Томской области. Выдвинут группой избирателей. Место жительства — г.Томск.

3. Кресс Виктор Мельхиорович — 1948 года рождения, губернатор Томской области. Выдвинут группой избирателей. Место жительства — г.Томск.

4. Мамонтов Геннадий Яковлевич — 1945 года рождения, исполнительный директор ООО «Ремсер». Самовыдвижение. Место жительства — г.Томск.

5. Недоспасов Андрей Яковлевич — 1967 года рождения, председатель региональной общественной организации «Томск исторический». Выдвинут группой избирателей. Место жительства — г.Томск.

6. Чемерис Анатолий Федорович — 1936 года рождения, председатель Томского регионального отделения союза «Чернобыль». Выдвинут Томской организацией КПРФ. Место жительства — г.Томск [[1]].

В этом списке только двое реально ведут борьбу: В.Кресс и А.Деев. Последний никаких шансов на успех не имеет, но тем не менее ведет весьма острую кампанию. Все остальные четыре претендента (включая даже выдвинутого КПРФ) суть люди совершенно не известные, никого и ничего не представляющие.

Томская областная организация движения «Наш дом — Россия» приняла решение поддержать на предстоящих выборах губернатора кандидатуру Виктора Кресса. 23 августа Томское региональное отделение общественно-политического движения «Россия молодая» приняло решение поддержать Кресса. Такие же решения приняли Томские региональные отделения движения «Вперед, Россия!», Аграрной партии России, «Демократического выбора России», «Правого дела» [[2]].

Нынешние выборы губернатора Томской области в значительной степени отличаются от тех, что были четыре года тому назад. Тогда на выборы шли четыре человека, имевшие в области несомненный вес. Виктор Кресс и тогда был явным лидером гонки, но все его соперники были людьми известными и при определенных условиях имели шансы на успех. Теперь же парадоксальность ситуации в том, что за прошедшие четыре года область как бы растеряла политическую элиту. За этим стоят весьма сложные комбинации, но факт остается фактом — на выборах действующий губернатор не имеет реальных конкурентов. Его основные соперники так или иначе оказались выведены из игры. Поэтому внешне кампания представляет очень убогое зрелище, а изнутри — мало кому понятную интригу. В принципе эта ситуация способна привести в будущем область к политическому коллапсу.

1.1.2.      Предвыборные программы

После официальной регистрации всех претендентов в СМИ началась более интенсивная политическая агитация. Что касается программ претендентов на пост губернатора, то большинство из этих документов (Андрея Недоспасова, Геннадия Мамонтова, не говоря уж об Александре Дееве) в качестве обязательного компонента включали критику работы губернатора Виктора Кресса и его команды. Так, А.Недоспасов критикует В.Кресса за то, что тот не борется с наркодельцами, с торговцами техническим спиртом, с коррупцией в УВД; обещает сформировать в городе народные дружины [[3]]. Геннадий Мамонтов взял за основу программы «Свод гражданских требований к власти», создаваемый по инициативе движения «Союз народовластия и труда» генерала А.Николаева. Она включает принятие закона об отзыве губернатора, формирование общественного совета доверия из ветеранов и прочей общественности, борьбу с коррупцией, оплату работников исполнительной власти в зависимости от уровня жизни населения. В промышленном комплексе Мамонтов обещает реализовать комплекс мер, обеспечивающий стабильное поступление денег в бюджет за счет нефти, сохранить газодобывающий комплекс в собственности области, преобразовать хозяйствующие субъекты в народные предприятия, изменить структуру управления лесной отраслью (для ее подъема). В агропромышленном комплексе — принять региональный закон о земле. В научно-образовательной сфере — организовать региональный центр обучения иностранных студентов на коммерческой основе в виде открытого акционерного общества, создать единый инновационный центр по разработке и внедрению новых технологий на предприятиях Томской области. В предпринимательской деятельности — поддерживать бизнес. В социальной сфере — набор всяких мелких дел. В правоохранительной деятельности — вновь поминает народные дружины [[4]].

Виктор Кресс опубликовал основные тезисы своей предвыборной программы.

«1) ПРОИЗВОДИТЕ И ПРОДАВАЙТЕ ТОМСКОЕ

Добыча на месторождениях Томской области 10 млн. тонн нефти и газоконденсата, 10 млрд. кубометров газа. Строительство нефтеперерабатывающих производств (Стрежевой, Александрово, ТНХК, Колпашево, Каргасок). Газификация, перевод дизельэлектростанций северных районов на газ, отказ от привозного угля и передачи электроэнергии на большие расстояния. Помощь ТНХК по развитию. Принятие закона о поддержке местных производителей, нацеленных на импортозамещение и производство товаров на экспорт. Ориентация крупной промышленности, в том числе ВПК, на нужды сельского хозяйства, лесной отрасли, нефтегазового комплекса Томской области и производство товаров народного потребления. Обеспечение ТНХК работой на местном сырье. Увеличение выпуска томских конкурентоспособных продуктов питания (продовольственного зерна, говядины, свинины, птицы, овощей, молока, яиц и др.). Способствовать развитию личного подворья в деревне и участков горожан. Развитие малого бизнеса. Не менее трети доходов области должны быть получены за счет развития предпринимательства в сфере науки, производства, услуг, торговли. Перераспределение неиспользованных мощностей крупного производства в пользу малого и среднего бизнеса. Создание областного лизингового фонда. Борьба с «государственным рэкетом». Вывоз леса из области только после переработки. Развитие рыночной инфраструктуры. Открытие новых оптовых и розничных рынков. Строительство «северной дороги». Развитие стабильной системы банков и страховых компаний.

2)    ПРЕВРАЩЕНИЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ИЗ ПОТРЕБИТЕЛЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ЭНЕРГОПРОИЗВОДЯЩУЮ.

Создание на базе томского газа собственной электроэнергетики. Газификация — ежегодно прокладывать более 100 км газопровода и газифицировать тысячи квартир. Увеличение мощности собственных источников электроэнергии на ТЭЦ-3 и ГРЭМ-2. Внедрение автономных источников энергии, прежде всего на основе попутного газа. Реализация программы энергосбережения.


3)    ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ СТАНЕТ САМЫМ ЛУЧШИМ МЕСТОМ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ЛЕЧЕНИЯ. НОВОЕ ДЫХАНИЕ «СИБИРСКИМ АФИНАМ»

Проведение в области государственного эксперимента по развитию научно-образовательной сферы в условиях реформирования экономики (увеличение объема образовательных услуг, интеграция высшей школы, науки и производства). Продвижение образовательных услуг области в другие регионы и за рубеж. Развитие дистанционного образования. Создание в рамках «Сибирского соглашения» открытого образовательного пространства. Кредиты для получения образования. Создание инфраструктуры для развития наукоемкого бизнеса. Поддержка перспективных направлений прикладной науки. «Интернет» во всех населенных пунктах области. Реализация программы по туберкулезу. Приобретение нового современного оборудования для томской медицины. Строительство новых больниц. Завершение преобразования в здравоохранении. Развитие лекарственной индустрии.

4)    СИЛЬНОМУ — РАБОТУ, СЛАБОМУ — ЗАБОТУ

Создание новых рабочих мест: организация социальных предприятий в лесной промышленности и на низкорентабельных нефтяных месторождениях, развитие малого бизнеса, поддержка личного подворья на селе. Создание около 15 тыс. рабочих мест за счет газовой программы. Квотирование рабочих мест с предоставлением налоговых льгот предприятиям для гарантированного трудоустройства молодых специалистов. Внедрение адресной социальной поддержки. Развитие системы семейных детских домов. Особое внимание — ветеранам, сиротам и многодетным семьям.

5)    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Своевременная выплата пенсий, зарплаты работникам бюджетной сферы. Индексация пенсий два-три раза в год. Реструктуризация задолженности перед бюджетом работающих предприятий лесной отрасли и крупной промышленности, что позволит погашать задолженность по зарплате рабочим. Проведение преобразований в ЖКХ не за счет населения, а за счет сокращения затрат в коммунальном хозяйстве. Особая забота северным районам области. Реализация программ «Дети севера» и «Здоровье учителя». Обеспечение всех нуждающихся телефонной связью. Строительство жилья за счет внедрения и развития ипотечного кредитования. Кредиты для приобретения жилья молодыми специалистами. Развитие студенческих общежитий. Реконструкция домов старых серий.

6)    БУДЕМ ЖИТЬ БЕЗ СТРАХА. НЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ, ЭКОЛОГИЧЕСКИМ КАТАСТРОФАМ, ЭКСТРЕМИЗМУ И НАЦИОНАЛИЗМУ

Борьба с незаконным оборотом алкогольной продукции. Создание оптовых предприятий-производителей алкогольной продукции. Строительство реабилитационного центра для лечения наркомании. Реализация программ профилактики наркомании. Борьба с коррупцией. Реализация целевой программы «Питьевая вода Томской области». Строительство новых водоводов для подземных водозаборов. Массовая посадка кедра сибирского. Создание национального парка в Обь-Томском междуречье. Обеспечение нормального функционирования институтов гражданского общества (СМИ, партий, местного самоуправления, некоммерческого сектора).

7). НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК (ДУХОВНОСТЬ И КУЛЬТУРА)

Поддержка традиционных религиозных конфессий (реконструкция Богоявленского собора, мусульманских мечетей, комплекса культовых зданий римско-католической церкви и др.). Организация дома Дружбы народов (центр национально-культурных объединений). Развитие музеев, театров и библиотек (пополнение фондов и компьютеризация библиотек, открытие краеведческого и художественного музеев, организация гастролей). Развитие туристического бизнеса. Сохранение архитектурного облика городов области» [[5]].

1.1.3.      Борьба между Крессом и Деевым. Скандал с участием Н.Михалкова

Борьба между Крессом и Деевым носит очень острый характер (хотя, возможно, это борьба не столько не между этими кандидатами, сколько борьба против Деева со стороны тех, кто стремится унаследовать власть после Кресса). Облизбирком завален жалобами с обеих сторон. В частности, он принял постановление, в котором вынес предупреждение кандидату в губернаторы Александру Дееву за нарушение части 3 ст.43 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (непредставление в облизбирком обязательного экземпляра агитационного печатного материала — киноафиши к фильму «Сибирский цирюльник»), использование приезда Н.С.Михалкова с демонстрацией фильма «Сибирский цирюльник», льготных сеансов данного фильма в целях своей политической рекламы. Избирком потребовал немедленного прекращения деятельности членов его группы поддержки по распространению анонимных ксерокопий газетных публикаций, не совместимой с порядком и правилами проведения предвыборной агитации. Но на этом дело не закончилось и вылилось в целый скандал.

Действительно, Александр Деев встречал в Томске Никиту Михалкова и весь почти месячный прокат «Сибирского цирюльника» прошел под знаком его предвыборной кампании, хотя и Деев, и Михалков заявляли, что их встреча никак не связана с выборами. 23 августа облизбирком обнародовал письмо Н.Михалкова следующего содержания: «В июле текущего года я был приглашен в Томск для презентации нового фильма «Сибирский цирюльник». Моя поездка носила исключительно деловой характер и была предпринята в целях ознакомления как можно более широкого круга лиц с российским фильмом и оказания помощи в организации качественного нового отечественного кинопроката. К сожалению, как мне стало известно, мое имя и мой фильм активно используются без моего согласия в политических целях, в предвыборной агитации, проводимой в вашей области господином Деевым, в связи с предстоящими выборами главы администрации области. Прошу принять меры по недопущению использования моего имени в агитационных целях в ходе избирательной кампании по выборам главы администрации Томской области и опубликовать данное обращение в средствах массовой информации». Вскоре после этого пресс-служба Александра Деева распространила письмо менеджера Никиты Михалкова Александра Яковлева, в котором сказано, по его сведениям, никакого письма в адрес Томского облизбиркома Никита Михалков не писал и то, что распространяется в Томске — фальшивка. А.Яковлев пояснил, что каждое свое письмо Никита Сергеевич пишет на фирменном бланке и заверяет личной печатью. А.Деев выразил возмущение позицией областной избирательной комиссии, распространившей информацию, не соответствующую действительности. Он выразил протест и против грязной политической борьбы, которую развязали против него в Томске. Деев заявил еще раз, что им и его командой имя Никиты Михалкова и фильм «Сибирский цирюльник» в целях политической рекламы не использовались [[6]].

На пресс-конференции в конце августа Александр Деев, подводя итоги своей более чем полуторамесячной избирательной кампании, сказал, что обладминистрация, по его словам, предпринимает в отношении его «жесткий прессинг» с целью максимально затруднить ему избирательную кампанию. Попенял он и облизбиркому, который на его жалобы не реагирует должным образом, присылая отписки.

Этому кандидату на пост губернатора уже давно (еще с 1997 года) инкриминируется «нецелевое использование» средств Фонда обязательного медицинского страхования. На пресс-конференции это обвинение А.Деев дезавуировал заявлением о том, что как только он объявил о своем намерении баллотироваться в губернаторы, то сразу же получил предложения занять высокие посты в обладминистрации или Восточной нефтяной компании. На встрече с журналистами кандидат представил свою 28-страничную предвыборную программу под названием «Эффективное управление: пути выхода из кризиса».

Кроме материалов в СМИ, претенденты на губернаторское кресло ведут активную листовочную борьбу. Причем преимущественно в жанре контрпропаганды. То вдруг появится листовка якобы от «Правого дела», в которой имя томского губернатора тесно увязывается с нелюбимыми народом именами Гайдара и Чубайса, то портрет Деева тиражируется под лозунгом «Влазь на людей и на людях — к власти!» [[7]].

1.1.4.      Расходы кандидатов

Облизбирком, в соответствии с законодательством, продолжает представлять сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов и зарегистрированных кандидатов на должность главы администрации (губернатора) Томской области. По состоянию на 2 августа ситуация была следующей.

На избирательный счет Александра Деева поступило 257 570 руб., в том числе от избирательной комиссии Томской области — 2000 руб., собственных средств кандидата — 800 руб., пожертвований от юридических лиц — 245 000 руб., а пожертвования от физических лиц — 9 770 руб. Израсходовано денежных средств избирательного фонда 254 425 руб.

Избирательный фонд Виктора Кресса — 817 350 руб. — складывается из 2000 руб. собственных средств и 815 350 руб. пожертвований юридических лиц. Израсходовано 30 245 руб. Возвращены жертвователям 80 000 руб., перечисленные с нарушением установленного порядка.

Избирательные счета остальных кандидатов в начале августа практически бездействовали, а ряд их не имели вовсе. Все это можно будет сравнить с итоговыми данными по окончании кампании.

1.2.       Средства массовой информации

В местной прессе появилась информация о том, что начальник департамента областной администрации по информационной политике и связям с общественностью Нелли Кречетова намерена покинуть свой пост. Это предложение поступило от лиц, считающихся руководителями предвыборного штаба В.Кресса — В.Жидких (представитель Президента РФ по области, в прошлом — заместитель губернатора) и Г.Шамина (вице-спикер, в прошлом — заместитель губернатора). Таким образом, видимо, Кречетовой дали понять, что ее участие в выборах губернатора нежелательно. Нелли Кречетова ушла в отпуск и крепко задумалась о возможности своей дальнейшей работы в областной администрации (ей предложили догулять свой отпуск). Руководители средств массовой информации области встревожены: их вполне устраивали демократические методы общения с прессой начальника департамента [[8]]. Небольшая заметка о многом говорит. Похоже, в областной администрации произошел определенный переворот, а в штабе губернатора — раскол. Ситуация назревала давно. Дальнейшее не сулит местным СМИ ничего хорошего.

1.3.       Выборы депутатов Госдумы РФ

Коллектив Сибирского химического комбината решил выдвинуть Г.Хандорина кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ. В Томске ходят слухи, что на пост депутата в Госдуму по Томскому округу будет выдвигаться и бывший первый секретарь обкома КПСС Егор Лигачев.

1.4.       Исполнительная власть

В ходе визита в Томск и.о. премьер-министра РФ Владимира Путина со свитой губернатору В.Крессу удалось добиться льготного кредитования из федерального центра в размере 30 млн. рублей на закупку ГСМ для томского аграрно-промышленного комплекса. Область вышла с предложением провести повторную в этом году индексацию пенсий на 20-25 процентов. В беседах затрагивались и вопросы развития финансовой инфраструктуры. Губернатор старается привлечь на свою территорию как можно больше банков. Это вызвано тем, что губернатор недоволен работой здешнего отделения «Сбербанка», в котором «деньги томичей на область не работают» [[9]].

1.5.       Представительная власть

На последнем собрании областной Думы было принято решение о перечне нефтяных нефтегазоконденсатных месторождений, право пользования которыми возможно на условии соглашения о разделе продукции (СPП). Это одно из важнейших решений областных парламентариев, которое можем многое изменить в экономике области. Действие решения распространяется на 25 месторождений, отвечающих требованию иметь запасы до 25 млн. тонн нефти и до 250 млрд. кубов газа. После дискуссии еще несколько месторождений было решено включить в список дополнительно при соблюдении оговоренных условий. Сейчас в области примерно 80 разведанных месторождений не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот ввиду низкой экономической эффективности их эксплуатации на условиях ныне действующей лицензионной системы недропользования. Инвесторы не идут. По расчетам обладминистрации, 25 месторождений можно было бы вовлечь в режим СPП. Это даст привлечение инвестиций, развитие инфраструктуры, создание порядка 5 тысяч рабочих мест, возможность добывать дополнительно примерно 2 млн. тонн нефти. Самое же главное то, что будут созданы условия для топливной безопасности территории, то есть условия, при которых область не будет зависеть ни от каких «олигархов».

Депутаты отмечали, что ныне существующая система недропользования носит по сути антиинвестиционный характер. Перед инвесторами стоят две проблемы: нестабильный налоговый режим и негибкое налогообложение, очень высокий уровень налогов в секторе поиска, разведки и добычи минерального сырья. Режим СPП позволяет в значительной мере снизить налоговую нагрузку, что дает возможность инвестору прогнозировать приемлемый уровень рентабельности разработки месторождений. СPП — это контракт между государством и инвестором на разработку месторождения, который заключается на определенный срок. В нем прописываются права и обязанности сторон. В рамках соглашения устанавливается простой и гибкий режим налогообложения, при котором значительная часть налогов заменяется единым — разделом продукции между государством и инвестором. В пользу того, что такой закон выгоден территории, говорит тот факт, что, согласно федеральным нормам, на режим СPП может быть переведено не более 30 процентов разведанных запасов. Принятие областной Думой решения о СPП означает на перспективу освоение 80 млн. тонн нефти — таковы суммарные извлекаемые запасы области, пока не вовлеченные в разработку. А потенциальным инвесторам решение дает возможность приступить к первому этапу реализации закона о СPП: проработке бизнес-планов и защите их в федеральной комиссии с последующей проработкой условий конкурсов на право пользования недрами и проектов самих соглашений, которые в свое время будут представлены на рассмотрение в областную Думу. По имеющимся данным, соответствующие переговоры с немецкими и американскими инвесторами уже ведутся [[10]].

1.6.       Местное самоуправление

В департаменте экономики администрации Томска, который возглавляет заместитель мэра Марина Сеньковская, председателем комитета по промышленности, предпринимательству и инвестициям назначен Юрий Адамович Матвеев.

Матвеев родился в 1950 г. в Мариинске в семье инженера-электрика и домохозяйки. В 1975 г. окончил ТИАСУР. До 1989 г. работал на Сибирском химическом комбинате, после чего занялся малым бизнесом. Работал директором кооператива, малого предприятия, акционерного общества. Два года руководил одним из подразделений международной консалтинговой компании «Deloitte & Touche». В 1993-1994 годах прошел в Великобритании курс обучения Европейского банка реконструкции и развития и Технопарков России по программе малого бизнеса и получил международный сертификат менеджера. С 1997 года возглавлял центр поддержки предпринимательства, был заместителем председателя совета общественной приемной администрации Томска по предпринимательству [[11]].

1.7.       Политические партии и организации

1.7.1.      «Отечество»

10 августа в Томске состоялась конференция Томского регионального отделения общероссийской политической общественной организации «Отечество», по итогам которой было вынесено решение о поддержке на предстоящих выборах губернатора В.Кресса. Утвержден список от томского «Отечества» на выборы в Госдуму РФ по партийным спискам: Г.Хандорин, Ю.Гальвас, Брекотнин, Купрессов, Стуканов, Майков. Организация утвердила список делегатов на съезд «Отечества» в Москве 27 августа [[12]].

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       «ЮКОС»

В самом конце июля в Томске состоялось заседание руководящих органов НК «ЮКОС». Взаимоотношения с нефтяниками — важнейшая составляющая и экономической и политической сферы области. По словам главы «ЮКОСа» Михаила Ходорковского, Томская область в стратегии развития компании занимает очень важное место. Она рассматривается как форпост «ЮКОСа» на восточном направлении. Томская область — самый молодой нефтедобывающий регион, в котором большую роль играют рынки сбыта. Томская нефть в западном направлении является менее конкурентоспособной. А вот в восточном ее конкурентоспособность значительно возрастает. Если «ЮКОСу» удастся решить проблему транспортировки нефти на Восток, то существенную часть капиталовложений они направят на создание транспортной инфраструктуры. В дальнейшем инвестирование пойдет в разведку и доразведку запасов нефти, в нефтедобычу. По словам М.Ходорковского, «ЮКОС» в экономическом плане чувствует себя хорошо. Компания преодолела кризисные явления и вышла на рубежи снижения себестоимости своей продукции. В цифрах последние достижения «ЮКОСа» выглядят следующим образом. Крупнейшее в его составе нефтедобывающее предприятие «Юганскнефтегаз» увеличило добычу нефти, по сравнению с прошлым годом, на 1,2 процента. ОАО «Томскнефть» — на 1 процент и добыло в первом полугодии 4,9 миллиона тонн нефти. Стратегия «ЮКОСа» — «Больше нефти!». Но вместо традиционного «выжимания недр», «ЮКОС» намерен искать инвесторов и деньги на реконструкцию нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий. Кто конкретно будет давать на эти цели «ЮКОСу» средства, Ходорковский не сказал. Благодаря хорошему состоянию дел, компания берет на себя ответственность за выполнение социальных программ, не связанных с основным производством. Кроме того, «ЮКОС» намерен стать таким субъектом экономики, который, наряду с региональными властями, разделит и ответственность за обстановку на территориях, где нефтяники ведут свою деятельность. Если год назад на трехсторонней встрече между профсоюзами, властями и нефтяниками в Стрежевом Ходорковский пытался «разграничить полномочия» между нефтяниками и властями (добывать нефть и содержать инфраструктуру городов и поселков — разные вещи), то сейчас, похоже, в компании происходит эволюция взглядов на социальные проблемы северных моногородов. В Томской области должны реализовываться такие социальные проекты, как оснащение современным оборудованием детского отделения Стрежевской больницы, приобретение лекарств для города Кедрового на 5 тысяч долларов, закупка компьютеров для школьных библиотек, поддержка одаренной молодежи через систему премий и грантов и т.д. Общая сумма расходов на реализацию социальной программы НК «ЮКОС» в Томской области составит 155 тысяч долларов.

«Новые нефтяники» предпочитают говорить больше о проектах, не связанных с производством, уходя от такой проблемы, как создание дополнительных рабочих мест. Год назад М.Ходорковский выдвинул идею создания социальных предприятий. Базой для их развития должны были стать малодебетные (низкорентабельные) месторождения. В ОАО «Томскнефть» таких насчитывалось 11. А совокупные извлекаемые запасы, передаваемые в социальные предприятия, по НК «ЮКОС» составляют 235 млн. тонн. Налоговые льготы таким предприятиям должны способствовать поддержанию нулевой рентабельности, что позволило бы сохранить рабочие места, а при повышении цен на нефть — обеспечить определенный приток средств. «ЮКОС» был заинтересован в открытии подобных предприятий, но только в том случае, если власти будут вести более гибкую налоговую политику. Формула взаимоотношений должна была выражаться так: «Мы вам — рабочие места, вы нам — налоговые льготы». Теперь ни Ходорковский, ни губернатор Кресс разговоров обо всем этом не вели. Очевидно, оказалось выгоднее развивать именно проекты, не связанные с производством.

Еще один важный вопрос — бесперебойное снабжение регионов бензином и нефтепродуктами. Здесь социальная ответственность «ЮКОСа» заключается в первую очередь в обеспечении нефтепродуктами регионов, где осуществляется хозяйственная деятельность, и лишь затем продажа их за пределы Отечества. Ходорковскому импонирует позиция правительства и министерства топлива и энергетики РФ, а точка зрения Минфина РФ кажется традиционно чужой. Если в первом случае к бедам и проблемам нефтяников отнеслись с пониманием (правительство не собирается отбирать у нефтяников заработанные средства и инвестиции), то финансисты категоричны: изымать всю выручку у нефтяников. После резкого скачка цен на бензин в Москве, в Томске директор местного филиала торгового дома «ЮКОС-М» Юрий Целищев заверил, что повышение цен на бензин в Томске произойдет не ранее 1 сентября. Но зато к концу первого осеннего месяца они могут достичь 7-8 рублей за литр. В ближайшее время бензиновый кризис Томской области не грозит: топливо есть в достаточном количестве. Относительно дешевый томский бензин в соседние регионы перетекать не будет, поскольку «Томскнефтепродукт» продает мелкооптовые партии только фирмам и предприятиям, работающим в Томской области. Нет и опасности перепродажи дизельного топлива, поставляемого селу. Ибо после того, как «ЮКОС» стал рассчитываться с областной казной «живыми» деньгами, обладминистрация стала выделять селу ровно столько денег, сколько необходимо селянам для приобретения ГСМ.

Основной пик работ по северному завозу придется на сентябрь. Свои обязательства «ЮКОС» выполняет. Всего на томский север пока отправлено 13 тысяч тонн ГСМ. Для торговли на АЗС к поставленным 5 тысячам тонн добавляется еще 19 тонн. Под гарантию же областной администрации для бюджетников-северян уже завезено 8 тысяч тонн. По расчетам обладминистрации, необходимо 30 тысяч тонн, и сейчас идут переговоры об оплате 18 тысяч тонн ГСМ [[13]].

«ЮКОС» проводит обмен акций дочерних компаний на единую акцию. По мнению экспертов, отстаивающих интересы мелких акционеров, это ни к чему хорошему не приведет. Руководство же «ЮКОСа» смотрит на обмен акций, естественно, совершенно по-другому. По мнению Михаила Ходорковского, выгоду получат и акционеры, и вся компания. Это позволит лучше управлять подразделениями, а значит — повысить эффективность производства. Переход на единую акцию почти автоматически означает рост ее курса, по словам Ходорковского, приблизительно десятикратный. Для «ЮКОСа» это означает курс до 2-2,5 доллара США за одну акцию. что существенно выше сегодняшней рыночной стоимости акций дочерних компаний. Официально обмен начнется после оферты — предложения ряда крупных акционеров к работникам нефтедобывающих предприятий. Например, обменный коэффициент акционерам-томичам: три акции «ЮКОСа» за одну обыкновенную «Томскнефти» и полторы — за одну привилегированную [[14]].

Проблемы формирования отношений «обладминистрация — «ЮКОС» давно уже стала постоянной рубрикой наших обзоров. Это не случайность и не простое следствие того, что соответствующая информация постоянно появляется в местной прессе. Все дело в том, что на примере развития взаимоотношений большой частной нефтяной компании с руководителями области мы можем видеть процесс формирования нового механизма межсубъектного регулирования и отражение результатов этого процесса на благосостоянии области вообще и бюджетной ее части в особенности. Детерминантами выступают федеральное законодательство (в частности, налоговая система), позиция областной администрации, рыночная конъюнктура на нефть и продукты ее переработки, менеджмент самой нефтяной компании. Между губернатором В.Крессом и руководителем «ЮКОСа» М.Ходорковским формируется взаимопонимание по поводу, с одной стороны, социального фона деятельности нефтяной отрасли в регионе, в другой — возможностей нефтяной компании, зажатой реалиями постоянно меняющейся конъюнктуры рынка нефтепродуктов и российского налогового законодательства, нацеленного пока скорее на сиюминутное извлечение средств от нефтедобытчиков, нежели создания благоприятных условий для их развития.

2.2.       Банки

Деятельность томских банков в настоящее время переживает достаточной вялый период. Медленно идет кредитование: ресурсы есть, но слишком высоки риски. Сумма невозвращенных долгов банкам составила около 80 млн. рублей. Вяло идет работа с ценными бумагами. Вклады же на банковских счетах растут, по сравнению с началом года они увеличились примерно на 25 процентов. Предпочтение при этом отдается Сбербанку [[15]].

2.3.       «Партнерство промышленников и предпринимателей»

В предыдущих обзорах мы упоминали о создании в Томске «Партнерства промышленников и предпринимателей» (директор — Денис Молотков). В настоящее время руководители и члены партнерства, юристы работают над базовыми документами, которые будут определять правила игры — условия взаимодействия власти и предпринимателей. Вместе с городским департаментом по экономике, которое возглавляет заместитель мэра Марина Сеньковская, подготовлено положение «О городском фонде развития предпринимательства». В отличие от области, в Томска такого фонда до сих пор нет. В разработке находится и еще три документа. Первый из них — Программа поддержки малого предпринимательства в Томске на 1999-2000 годы, второй — положение «О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в г.Томске». Со стороны предпринимателей рекомендации сформулированы, проект обсуждается в департаменте экономики мэрии. И третий документ — положение «О координационном совете по развитию предпринимательства и инвестиционной деятельности в Томске». Специалисты «Партнерства» готовят к выходу еще два документа: положение «О страховании муниципальной собственности» и «Жилищный заем». Последний проект — это целый пакет разработок, один из них, в частности, о внедрении ипотечного кредитования.

От имени партнерства его руководители выступили по поводу местного налога на перепродажу вычислительной техники, персональных компьютеров и автомобилей. Свои аргументы они представят в городскую Думу, предлагая отменить этот налог. Серьезная работа продолжается между «Партнерством» и областной администрацией. Между губернатором и генеральным директором партнерства подписано рамочное соглашение о совместной работе в области поддержки предпринимательства. В результате этого «Партнерство» взаимодействует с заместителем губернатора Вячеславом Наговицыным и руководителем департамента по поддержке предпринимательства Вадимом Власовым. В середине августа они объявили областной конкурс предпринимательских проектов, который продлится до середины сентября (государство обеспечит победителям финансирование). Совместно с обладминистрацией задумана еще одна инвестиционная программа. У области есть должники по налогам, но у них нет денег, чтобы рассчитаться с бюджетом. Однако есть ресурсы — земельные участки, недвижимость, основные средства в виде оборудования. Все это можно инвестировать в малый и средний бизнес через изъятие долгов и передачу их малому бизнесу на 10-15 лет. Суммы долгов близки к 300 млн. рублей.

В самом «Партнерстве» не первый месяц работает офис, группа экспертов приняла и дала консультации более чем двум сотням человек. Любые предложения предпринимателей, которые попадают в исполнительную дирекцию «Партнерства», передаются в экспертную группу, там делают заключение, после чего вопрос выносится на совет при мэре и передается в соответствующий департамент, комитет, отдел мэрии либо областной администрации. Такой тесный контакт с предпринимателями позволяет вычленить возникающие проблемы и систематизировать их, заполнить так называемый реестр проблем предпринимателей, чтобы потом ставить в известность мэра и совет. Выяснилось, например, что сегодня в областном центре очень часто возникают нарушения с выделением земельных участков под строительство. Между тем в мэрии есть алгоритм выделения участков, потому нетрудно выяснить, на каком этапе он нарушается.

В связи с нежеланием части чиновников мэрии допускать представителей «Партнерства» как общественной организации к решению муниципальных дел, мэр Александр Макаров поручил контрольному комитету расписать регламент взаимоотношений с предпринимателями, членами партнерства. Но если организационные вопросы легко решить распоряжением мэра, то гораздо труднее преодолеть проблемы психологического плана, привычку чиновников кулуарно решать вопросы. между тем от провозглашенной три года назад линии на открытость, гласность, прозрачность в работе городской власти мэр, по его словам, отступать не намерен. Специалисты «Партнерства» работают над привлечением грантов по поддержке и развитию предпринимательства. Уже сегодня таким образом в области «работают» около 80 тысяч долларов [[16]].

Мы не случайно подробно описали деятельность «Партнерства». За деятельностью этой организации стоят вполне определенные политические перспективы. Мэрия ищет контакты с предпринимательскими кругами не только для решения социально-экономических проблем Томска, но для политической и финансовой опоры в любых предстоящих политических кампаниях. Причем в данном случае собирательный образ мэрии дробится на вполне конкретные личности, между которыми идет борьба. В политической поддержке нуждается сам мэр Александр Макаров, который через четыре года, скорее всего, может пойти на губернаторские выборы; политическая поддержка необходима энергичной и амбициозной Марине Сеньковской — заместителю мэра по экономике. Марина Юрьевна предпринимает попытки для того, чтобы попасть в Госдуму РФ. Сначала она делала это через «ЯБЛОКО», теперь тесно сотрудничает с Бабуриным. Ставка на контроль над малым бизнесом может принести неплохие финансовые и политические дивиденды руководителям мэрии. Понятно, что верхушка «Партнерства» имеет свои финансово-экономические и политические амбиции. Доступ в мэрию, к решению целого ряда рассматриваемых там проблем, упрочивает их положение в городе, создает доступ к бюджету, к перераспределению многих ресурсов в свою пользу.

3.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

3.1.       Социально-экономическое развитие области

Томский областной комитет государственной статистики выпустил очередной сборник «Социально-экономическое развитие регионов «Сибирского соглашения». По числу жителей Томская область на одном из последних мест среди субъектов Федерации, входящих в МАСС — на девятом. Однако это не помешало ей занять второе место по такому показателю, как «индекс физического объема промышленного производства» (в процентах к 1991 году). По объему промышленной продукции на душу населения томичи находятся на шестом месте, по индексу физического объема продукции сельского хозяйства — на третьем. Лидером Томская область выступает в инвестициях в основной капитал. Здесь Томская область обходит даже Тюменскую. Нет ей конкурентов и по числу студентов ВУЗов (480 на 10 000 человек населения). У идущих вторыми новосибирцев этот показатель равен 352, у красноярцев — 253. Томская область — вторая по числу аспирантов — 1808 человек в 1998 году (в Новосибирской — 2458), первая по числу докторантов — 221 человек (в Новосибирской области — только 71). Всего за период 1991-1998 гг. томские ученые защитили 490 кандидатских и 44 докторских диссертации. В Новосибирской соответственно — 346 и 42, в Омской — 131 и 20 [[17]].

3.2.       Фонд Сороса

У Сороса с Томской областью особые отношения. Он неоднократно называл нашу область «форпостом» в продвижении своих программ на Восток, подписал с Виктором Крессом уникальный в своем роде договор. Такого соглашения нет ни с одной российской территорией. Один лишь «Интернет-центр» оценивается в 800 тысяч долларов, общие же вложения Сороса в Томскую область составляют миллионы долларов. На этот раз Томск посетила представительная делегация Института «Открытое общество» во главе с Екатериной Гениевой. Она подписала с администрацией Томской области соглашение по осуществлению нового телекоммуникационного проекта «Развитие региональной компьютерной сети организаций бюджетной сферы Томской области». Его цель — подключение к сети Интернет организаций культуры, образования, здравоохранения, местного самоуправления Томской области, чтобы жители минимум шести малых городов (Стрежевой, Колпашево, Кедровый и др.) имели доступ в мировое информационное пространство. Институт «Открытое общество» поставляет системообразующее оборудование для телекоммуникаций и компьютерных классов на 250 тысяч долларов. Администрации области, Томска, Северска и Стрежевого на эту же сумму оплачивают каналы связи, зарплату персоналу, обучение и пр. В конце года будут созданы каналы связи для подключения первой очереди, поставлено основное оборудование, в первой половине 2000 года — завершение поставок, официальная презентация. По словам Е.Гениевой, Сибирь становится приоритетной для Фонда Сороса. Только за последние два с половиной года здесь осуществлены программы на 7 млн. долларов, в том числе в Томской области на 3,5 млн. долларов [[18]].

3.3.       Прожиточный минимум

Бюджет прожиточного минимума за июль в среднем на одного жителя области составил 896 руб. 11 коп. По сравнению с июнем эта величина выросла на 15 руб. 11 коп. По социально-демографическим группам населения БПМ сложился в таких размерах: мужчины трудоспособного возраста — 1095 руб.91 коп., женщины трудоспособного возраста — 938 руб.99 коп. Пенсионеры — 623 руб.68 коп. Дети до 7 лет — 690 руб.74 коп., дети от 7 до 15 лет — 1029 руб.30 коп. По сравнению со среднеобластным уровнем самым высоким значением отличается бюджет прожиточного минимума, сложившийся в Стрежевом — 1338 руб. 86 коп. на одного жителя. По южным районам Томской области БПМ значительно ниже — в среднем 854 руб. 61 коп. на человека. Интересно, что в июле несколько снизилась величина БПМ по двум детским группам населения. Специалисты областного управления социально-трудовых отношений объясняют это так. В целом БПМ увеличился в основном из-за роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия. А в рационе взрослых граждан все больше преобладают именно хлеб, крупы, мучные и макаронные изделия. В то же время произошло естественное сезонное снижение цен на овощи и фрукты, доля которых для детей в летний период возрастает. Отсюда и разница в июньских и июльских цифрах [[19]].

3.4.       Антисемитизм

1 августа было осквернено еврейское кладбище Томска. Шесть памятников были зверски сброшены с надгробных плит так, что они восстановлению не подлежат. Дирекция кладбища предпринимает меры по их установлению. По данному факту возбуждено уголовное дело. Не исключено, что вмешается Управление ФСБ по Томской области — слишком велико количество подобных выходок по России [[20]].

3.5.       Конфессии

27 августа в Томске состоялось торжественное открытие после реставрации Белой Соборной мечети. Белая Соборная мечеть была построена в 1914 году по проекту архитектора Лангера. Средства на постройку вносились богатыми прихожанами. В годы советской власти в здании мечети, которая была отнята у верующих, размещались зернохранилище и карандашная фабрика. В 1990 году мечеть вернулась мусульманам. Теперь она обрела первозданный вид [[21]].

4.    МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

4.1.       Заседание совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»
с участием В.Путина

13 августа в Томске состоялось заседание Большого совета МАСС. В заседании, помимо губернаторов и председателей представительных органов власти сибирских регионов, принял участие и.о. премьер-министра России Владимир Путин, которого сопровождала большая правительственная делегация, включавшая и.о. вице-премьера Виктора Христенко, вице-премьера Владимира Щербака, министра внутренних дел Владимира Рушайло, министра топлива и энергетики Виктора Калюжного, министра науки и технологий Михаила Кирпичникова, министра природных ресурсов Виктора Орлова, министра путей сообщения Владимира Старостенко, министра образования Владимира Филиппова и других, а также первого вице-спикера Госдумы РФ Владимира Рыжкова, президента РАН Юрия Осипова, председателя РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса. Новый премьер признал, что «Сибирское соглашение» — это одно из наиболее мощных, структурированных влиятельных региональных объединений. Участники «Сибирского соглашения» приняли очень важные для Сибири и Томской области решения. Так, например, в решении «О науке и высшей школе Сибири как основе устойчивого развития регионов» правительству предложено разработать и реализовать нормативно-правовые механизмы приоритетного финансирования научно-технических разработок и подготовки кадров в Сибири за счет обязательных отчислений в размере 1,5 процента средств от реализации товаров, работ и услуг действующими на территории Сибирского региона предприятиями топливно-энергетического, горнодобывающего и перерабатывающего комплекса.

Совет МАСС довольно жестко отреагировал на сообщение и.о. первого вице-премьера Виктора Христенко о концепции бюджета РФ 2000 года. Он не несет в себе ничего нового, меняющего отношение центра к субъектам Федерации. Концентрация ресурсов в федеральном бюджете при одновременной передаче расходных полномочий на нижестоящие уровни без соответствующих доходных источников не уменьшается, а увеличивается (рост доли федерального бюджета в общих налоговых доходах с 52,7 процента в 1999 году до 57,9 процента в 2000 году). Члены совета МАСС отвергли такой подход. Владимир Путин и члены правительства держались твердо, подарков «с барского плеча» не давали.

И все же для Томской области проведение заседания совета «Сибирского соглашения» в Томске было значительным событием. Впервые с 1993 года Томск посетил председатель Российского правительства. Для Томска центральным был вопрос о науке и высшей школе. С основным докладом на эту тему выступил губернатор Виктор Кресс. Полемика развернулась по вопросу о подготовке к зиме, то есть по той, которая напрямую затрагивает ТЭК. И, кстати сказать, на предыдущем заседании совета МАСС, в Кемерове, по этому вопросу также возникли разногласия. В Томске основными участниками словесного турнира оказались Александр Лебедь, Анатолий Чубайс, Виктор Калюжный, Александр Суриков (губернатор Алтайского края). Ассоциация, согласно уставу, носит характер экономический. Однако неразрешенные острые вопросы, регулярно всплывающие на ее заседаниях, требуют решения политического [[22]].

4.2.       Соглашение между Кемеровской и Томской областями

Между Томской и Кемеровской областями подписано соглашение об основных принципах долгосрочного торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. Подписи под ним поставили губернаторы Виктор Кресс и Аман Тулеев. В документе 15 статей, декларирующих обязанности сторон во всех сферах — от производства до культуры. Соглашение подкреплено протоколом его реализации, в котором четко определены мероприятия, ответственные за их выполнение и сроки выполнения. Сегодня товарооборот между двумя областями составляет около 500 млн. в год. Соглашение поможет увеличить эту цифру как минимум вдвое. Главный интерес для томичей представляет кузбасский уголь. Томичи будут поставлять кемеровчанам лес, инструменты, технику для угледобывающих предприятий. Соглашение позволит реализовать целый ряд научно-технических и инновационных проектов, решать злободневные экологические задачи. Новое развитие получат взаимосвязи в области медицинской техники и фармации. планируется создание ряда совместных производств по примеру уже существующих контактов Юргинского машзавода и Томского приборного. Работа без посредников способна снизить цену угля в полтора раза. Вместо 1100 уже сейчас осталось 110 посредников [[23]].

4.3.       Соглашение с германскими фирмами

11 августа губернатор В.Кресс подписал соглашение с германскими бизнесменами о создании в Томске двух совместных нефтедобывающих предприятий. Предполагаемый размер инвестиций — 100 млн. долларов. Договориться об этом удалось за 2 года. Председатель правления фирмы «Винтерсхалл АГ» Герберт Дертхардинг, президент компании «Минералойл-Роштоф-Хандель ГМБХ» Рудольф Кренинг, представитель РАО «Газпром» Николай Белый, генеральный директор «Томскнефтегазгеологии» Александр Френовский и директор областного государственного унитарного предприятия «Томскинвестгеонефтегаз» Владимир Шафтельский назвали и запланированный объем добычи — до 10 млн. тонн в год. Областная администрация будет всемерно поддерживать реализацию этих проектов. Интересы новых СП и «ЮКОСа» пока не пересекаются и лежат в совершенно разных районах области. Создание этих СП внесет вклад в способность администрации, через рыночные механизмы, влиять на формирование цен на ГСМ, так как новые месторождения будут осваиваться на условиях раздела продукции. Это значит, что часть добытой нефти станет собственностью Томской области, которой власть вольна распоряжаться по своему усмотрению. Новые предприятия это и создание новых рабочих мест — сначала сотен, а затем и тысяч [[24]].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основное содержание политической жизни Томской области определялось в августе 1999 года набирающей обороты избирательной кампанией. Формально за кресло губернатора боролись шесть человек. В действительности же достаточно острое противоборство развернулось лишь между нынешним губернатором Виктором Крессом и депутатом областной Думы (в недавнем прошлом директором Фонда обязательного медицинского страхования) Александром Деевым. Остальные кандидаты никакой реальной силы (ни финансовой, ни политической) не представляют. Их появление связано с игрой штаба Кресса, решившего подстраховаться, пустой амбициозностью одиночек и блеклой попытки коммунистов еще раз заявить о себе. Но что касается двух основных фигурантов предвыборной кампании, то борьба между ними развернулась весьма серьезная. Каждый из них применительно к имеющимся ресурсам выбрал свою тактику: Кресс — позиционирование достижений своей администрации, Деев — имеющихся недостатков ныне действующей исполнительной власти. Штабы обоих проявили достаточную изобретательность, используя в противоборстве самые различные методы и технологии. Томск впервые переживает такой острый политический раскол. Даже годы перестройки не знали таких страстей. Шансов у Деева нет, но кампанию он ведет весьма настойчиво, хотя и не совсем умело. Его позиция похожа на бой обреченного.

Но не это является главной отличительной чертой идущей предвыборной кампании. Политическая элита Томска не выдвинула ни одного, кроме Виктора Кресса, реального претендента на пост губернатора. Это характеризует область не с лучшей стороны. Потенциал политической элиты области оказался весьма невелик. Это вполне устраивает тех, кто хочет сохранить власть, но весьма опасно со стратегической точки зрения развития политического поля региона. Хотя, конечно, не стоит сбрасывать со счета тех, кто мог реально участвовать в борьбе, но воздержался от нее в силу тех или иных причин. Речь идет по мэре Томска Александре Макарове и нынешнем федеральном министре ТЭКа Викторе Калюжном.

Все это весьма своеобразно сказалось на политической ситуации Томска. Отсутствие серьезного противника привело к определенному понижению деятельности команды Кресса. Борьба людей из команды губернатора не за победу губернатора, а за решение своих собственных интересов, привела к расколу внутри команды Кресса, которая распалась в самой середине предвыборной кампании (отставка «главной по PR» в обладминистрации Нелли Кречетовой). Таким образом, те силы, которые стоят за Крессом, лишь чисто формально укрепили свои позиции. Кресс безусловно победит, но дальнейший процесс его руководства областью будет весьма непрост.

Мэр А.Макаров, похоже, жалеет, что не участвует в выборах. Но зато он сумел сохранить силы и средства на будущие кампании. Тем более, что именно с мэрией связан выход на более широкую арену томских частных предпринимателей. «Партнерство промышленников и предпринимателей», при умелой политике Александра Макарова может превратиться в то, чем для Петра Великого стали Семеновский и Преображенский полки. Предприниматели ищут в мэре политическую опору и механизм взаимодействия с бюджетом, а мэр в их лице может обрести неплохую финансовую опору для дальнейшего развития инфраструктуры Томска и своих политических притязаний.

Крупными событиями для области было расширенное заседание правления нефтяной компании «ЮКОС» и заседание Большого совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» с присутствием премьера Владимира Путина. И то, и другое имело для областной администрации прежде всего политическое значение. Договоренность с руководителем «ЮКОСа» М.Ходорковским, решение последнего взять на себя проведение ряда краткосрочных социальных программ, исправная выплата «ЮКОСом» налогов в областной бюджет были призваны показать умение губернатора Кресса находить взаимопонимание с крупным российским бизнесом и решать главные проблемы области. Проведение в Томске заседания «Сибирского соглашения» продемонстрировало поддержку Кресса со стороны Москвы и его сибирских коллег-губернаторов. В преддверии выборов это, безусловно, были две козырные карты Виктора Кресса, которые стали результатом всей его предшествующей работы на этом посту.



Источники

[1]. Зайцев А. Полку кандидатов прибыло // Томский вестник. — Томск, 1999. — №134. — 24 августа. — С. 1; Информация о зарегистрированных кандидатах на должность главы администрации (губернатора) Томской области // Красное знамя. — Томск, 1999. — №199-200. — 26 августа. — С. 3.

[2]. Партии поддерживают Кресса // Томский вестник. — Томск, 1999. — №137. — 28 августа. — С. 2.

[3]. Недоспасов А. Бездействие убивает людей // Красное знамя. — Томск, 1999. — №197. — 24 августа. — С. 3.

[4]. Мамонтов Г. «Мы не стали спорить с избиркомом» // Красное знамя. — Томск, 1999. — №197. — 24 августа. — С. 3.

[5]. Семь тезисов предвыборной программы Виктора Кресса // Красное знамя. — Томск, 1999. — №201-202. — 27 августа. — С. 3.

[6]. Постановление избирательной комиссии Томской области // Вечерний Томск. — Томск, 1999. — №45. — 10 августа. — С. 1.

[7]. Томский вестник. — Томск, 1999. — №135. — 25 августа.С.2; Свинин В. А.Деев подводит первые итоги своей кампании // Томский вестник. — Томск, 1999. — №135. — 25 августа. — С. 2.

[8]. Трошина Т. Нелли Кречетова в отпуске. Вынужденно-добровольном // Томский вестник. — Томск, 1999. — №138. — 31 августа. — С. 2

[9]. Попова Е. Принимать высоких гостей всегда выгодно // Красное знамя. — Томск, 1999. — №184. — 10 августа. — С. 1.

[10]. Свинин В. Эпохальное решение // Томский вестник. — Томск, 1999. — №131. — 18 августа. — С. 1,3.

[11]. Назначения // Томский вестник. — Томск, 1999. — №125. — 7 августа. — С. 2.

[12]. Отечество определилось // Томская неделя. — Томск, 1999. — №32. — 12 августа. — С. 3.

[13]. Тихонов С. Бензиновые волнения // Томская неделя. — Томск, 1999. — №34. — 26 августа. — С. 3.

[14]. Паладин С.Михаил Ходорковский: Здравомыслящий человек не будет брать «ЮКОС» за горло // Томский вестник. — Томск, 1999. — №124. — 5 августа. — С. 7; Борисов А. «Дочки» меняют свои акции на «мамины» // Томский вестник. — Томск, 1999. — №125. — 7 августа. — С. 2; Логинов В. Социальные программы «ЮКОСа» пока не связаны с производством // Вечерний Томск. — Томск, 1999. — №42. — 3 августа. — С. 1; Тихонов С. «ЮКОС» в хороших условиях // Томская неделя. — Томск, 1999. — №31. — 5 августа. — С. 2; Симонов С. Сколько весит шкура олигарха? // Томская неделя. — Томск, 1999. — №31. — 5 августа. — С. 7.

[15]. Бозрикова Л. В финансовом море то бури, то штили // Томский вестник. — Томск, 1999. — №135. — 25 августа. — С. 1,3.

[16]. Счастная Н. Тянуть воз легче в связке, чем порознь // Томский вестник. — Томск, 1999. — №126. — 10 августа. — С. 3.

[17]. Авдеев Н. Томская область сильна студентами и инвестициями // Томский вестник. — Томск, 1999. — №136. — 26 августа. — С. 3.

[18]. Карыпов А. Екатерина Гениева: Вы сами строите открытое общество, мы лишь помогаем... // Томский вестник. — Томск, 1999. — №124. — 5 августа. — С. 4.

[19]. В июле дети ели больше фруктов, а взрослые — хлеба // Томский вестник. — Томск, 1999. — №126. — 10 августа. — С. 2.

[20]. Новые проделки вандалов // Томская неделя. — Томск, 1999.N 31. — 5 августа. — С. 3.

[21]. Белая мечеть восстала из праха // Томская неделя. — Томск, 1999. — №34. — 26 августа. — С. 3.

[22]. Паладин С. Пища для умов правительственных // Томский вестник. — Томск, 1999. — №129. — 14 августа. — С. 1; Свинин В. Сибирский дебют чекиста // Томский вестник. — Томск, 1999. — №129. — 14 августа. — С. 1; Яковлев А. Мандраж оказался напрасным... // Томская неделя. — Томск, 1999. — №33. — 19 августа. — С. 6; Молодцов Ю. Сибирские лидеры пробуют «на зуб» правительство Путина // Красное знамя. — Томск, 1999. — №190. — 17 августа. — С. 2.

[23]. Халин В. Томск и Кузбасс — братья навек // Красное знамя. — Томск, 1999. — №189. — 14 августа. — С. 2; Борисов А. Тулеев и Кресс — на посредниках «крест» // Томский вестник. — Томск, 1999. — №129.14 августа. — С. 1; «Сибирское соглашение»: до, вокруг и после // Томская неделя. — Томск, 1999. — №33. — 19 августа. — С. 6.

[24]. Борисов А. Томская область — рай для инвесторов // Томский вестник. — Томск, 1999. — №128. — 12 августа. — С. 2.