Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Киргизия

Юрий РАЗГУЛЯЕВ

Кыргызская Республика

в июле 1999 года

Подготовка к парламентским выборам: формирование избирательных комиссий и активное партстроительство. Президент республики Аскар Акаев сменил значительное число руководителей важнейших ведомств. Президент изменил свое отношение к ваххабитам. Российские пограничники уходят из Киргизии. Экономические показатели иллюстрируют серьезный кризис, в котором находится экономика республики.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Выборы в Жогорку Кенеш

1.1.1.      Споры вокруг залога

Сразу после принятия нового Избирательного кодекса выяснилось, что далеко не все его положения устраивают будущих участников парламентских выборов (они должны состояться в феврале-марте 2000 года). В частности, председатель прогрессивно-демократической партии «Эркин Кыргызстан» (Свободный Киргизстан), председатель Комиссии по правам человека Турсунбай Бакир уулу от имени своей партии обратился в Конституционный суд с предложением рассмотреть соответствие Основному закону нескольких статей Избирательного кодекса. Он не согласен, в частности, с тем пунктом, который обязывает каждого кандидата в депутаты Жогорку Кенеша из личных средств делать взнос в специальный фонд Центральной избирательной комиссии (ЦИК) в размере 300 минимальных зарплат. (Это составляет 30000 сомов, или по нынешнему курсу — примерно 750 долларов). За каждого кандидата, включенного в партийный список, следует платить 5000 сомов [[1]].

Правозащитник считает, что избирательный залог ограничивает возможности граждан на свободное и участие в выборах. «Это не что иное, как введение имущественного ценза, — заявил Турсунбай Бакир уулу, — который предоставляет большие преимущества богатым и представителям криминального мира». По его мнению, размер залога должен быть уменьшен. Иначе в новом парламенте опять будут сидеть только лоббисты собственного бизнеса. Интересно, что против залога для кандидатов на пост президента (100000 сомов), правозащитник не возражает [[2]].

1.1.2.      Формирование избирательных комиссий

Руководители пяти самых крупных партий Киргизии — «Ата-Мекен», «Моя страна», Народная партия, Аграрно-трудовая партия, Партия коммунистов — обратились с заявлением к председателю ЦИК Сулайману Иманбаеву. В нем они протестуют против незаконного формирования избирательных комиссий на областном и городском уровнях [[3]].

Дело в том, что в соответствии с новым Избирательным кодексом политическим партиям предоставляется право выдвигать своих кандидатов для работы в этих комиссиях. Понятно, что они очень заинтересованы в том, чтобы иметь там своих людей. На деле же формирование комиссий прошло так скоротечно и закрыто, что ни одна крупная партия не сумела воспользоваться своим конституционным правом.

Возражая авторам письма, председатель ЦИК сообщил, что объявления о выдвижении кандидатур были своевременно опубликованы. Однако, как выяснилось, очень важные политические документы были напечатаны лишь в малотиражных областных газетах. Ни в одну центральную, республиканскую газету они не попали. Кроме того, в газетах ничего не сообщалось о сроках формирования комиссий [[4]].

Все это привело к тому, что в шесть областных и одну столичную избирательную комиссию попали лишь тринадцать представителей не самых крупных партий и общественных организаций (члены областных Советов ветеранов труда, Союза молодежи, областного Конгресса женщин, женского фонда «Кыял»).

Как заявил председатель Народной партии Кыргызстана Мелис Эшимканов, если эту ситуацию не удастся изменить, то можно смело утверждать: парламентские выборы оппозиция уже наполовину проиграла, поскольку исход голосования в Киргизии обычно зависит от работы избирательной комиссии, от ее политической ориентации.

1.2.       Политические партии

1.2.1.      Подготовка к выборам

По мере приближения парламентских и президентских выборов все большую активность в общественно-политической жизни республики проявляют политические партии, число которых приближается уже к трем десяткам. Для большинства из них программой-минимум является продвижение своих кандидатов в органы местного самоуправления и парламент, программой-максимум – приход к власти. Раздел же между всеми партиями проходит по линии отношения к действующей сегодня власти. Одни активно поддерживают президента Аскара Акаева, другие выступают с резкой критикой проводимой им политики, третьи внимательно наблюдают за событиями на политической арене и выжидают удобного момента, чтобы примкнуть к наиболее сильному течению.

К партиям, поддерживающим политику Президента А.Акаева, можно причислить «Единство Кыргызстана» (лидер — премьер-министр Анангельды Муралиев), «Моя страна» (врач-офтальмолог Алмазбек Исманкулов), Социал-демократическую партию (председатель Собрания народных представителей Абдыганы Эркебаев). Они неплохо финансируются, развивают сеть местных представительств, уделяют серьезное внимание работе с общественностью, проводят громкие пропагандистские акции. Однако следует признать, что большая часть населения пока еще мало знакома с этими партиями, их лидерами и целями, не знает их политических платформ и программ.

Перечисленные выше партии практически не скрывают, что созданы с целью поддержки существующей власти. Лозунги их программы мало отличаются от идеологии официальных кругов. Однако такая близость к власти создает сегодня лишь дополнительные трудности. Ведь партии, поддерживающие проводимые в стране реформы, вынуждены брать на себя и часть ответственности за развал экономики, снижение жизненного уровня большинства киргизстанцев. Так что можно смело предсказывать: проправительственным партиям будет очень трудно бороться хотя бы за минимальное представительство в новом парламенте.

На этом фоне гораздо больший интерес у избирателей может вызвать деятельность оппозиционных сил, среди которых на сегодняшний день особенно ярко выделяются Народная партия и Партия коммунистов Киргизстана. Преимущество первой из них состоит в том, что ее ряды недавно пополнили такие известные личности как Бакыт Бешимов (бывший ректор Ошского университета), Адахан Мадумаров (популярный тележурналист), Данияр Усенов (активный парламентарий, создатель крупного холдинга «Эридан»), Алевтина Проненко (депутат Законодательного собрания, активная защитница стариков и пенсионеров). Не менее популярен в республике и создатель Народной партии Мелис Эшимканов. Принадлежащая ему газета «Асаба» имеет довольно внушительный тираж (около 100 тыс. экземпляров) и обеспечивает наиболее эффективное распространение идей и программных документов партии.

Социальной опорой этой партии, которую еще называют Партией обездоленных, является наиболее многочисленная часть населения, социально ущемленная и потому настроенная резко оппозиционно к действующей власти. Недостатками же партии можно назвать отсутствие конкретных планов, реально осуществимых предложений и четких механизмов решения актуальных для республики проблем. Это все усугубляется многочисленностью вожаков, среди которых могут возникнуть трения на почве борьбы за лидерство в партии, поскольку каждый из них представляет собой довольно яркую личность.

Партия коммунистов тоже традиционно делает основную ставку на привлекательные для малоимущих слоев лозунги социальной справедливости. Однако идеи эти не очень популярны среди молодежи и, так называемого, среднего класса. Кроме того, у коммунистов нет ярких лидеров. Нынешний председатель Исполкома ПКК Абсамат Масалиев, руководившей Компартией республики еще в советские времена, в глазах большинства населения несет личную ответственность за Ошскую трагедию, за все прошлые ошибки коммунистов. Кроме того, официальная печать довольно активно использовала его антипатриотическое поведение на последней сессии Жогорку Кенеша. В знак протеста против досрочного ее завершения Абсамат Масалиев не встал при исполнении Государственного гимна Киргизии. Телевизионные кадры, запечатлевшие это, много раз показывали по государственному телеканалу в сопровождении очень жестких комментариев.

Свои планы есть наверняка и у тех партий, которые причисляют себя к так называемой конструктивной оппозиции — «Эркин Кыргызстан» (Турсунбай Бакир уулу), ДДК (Жапар Жакшеев), «Ата-Мекен» (Омурбек Текебаев). Однако за последние годы они растеряли большую часть своего электората. В значительной степени это объясняется тем, что лидеры партий, став членами парламента, вынуждены теперь делить с правительством всю ответственность за антисоциальные реформы, за снижение жизненного уровня людей. Так что, несмотря на былой авторитет, партии эти вряд ли смогут оказать серьезное влияние на расклад политических сил в будущем парламенте [[5]].

Самый большой интерес у аналитиков вызывает сегодня партия «Ар-Намыс» (Достоинство), совсем недавно созданная бывшим мэром столицы, экс-министром внутренних дел и национальной безопасности Феликсом Куловым. Судя по тому, что лидер партии пока отказывается от открытой конфронтации с нынешним главой государства, он видимо также пойдет по пути так называемой конструктивной оппозиции. Однако ни у кого в республике нет сомнений в том, что «народный генерал» твердо решил участвовать в предстоящих президентских выборах. По некоторым высказываниям Феликса Кулова можно сделать вывод, что в случае избрания на пост главы государства, он намерен серьезно изменить существующую систему власти, которую он считает авторитарной, дающей слишком большие полномочия главе государства.

Сможет ли партия Феликса Кулова реализовать все эти планы, говорить пока трудно. Но все эксперты почти единодушно отмечают хорошо выстроенную стратегию новой партии. В частности, в отличие от многих чисто столичных объединений, «Ар-Намыс» большую часть своих сил тратит на завоевание провинции. Для этого Феликс Кулов даже выучил киргизский язык, который он раньше знал довольно слабо.

Недостатки партии «Ар-Намыс» являются продолжением ее достоинств. В частности, вся стратегия партии строится вокруг одной личности — самого Феликса Кулова. Настоящей же полноценной команды у него пока нет. Особенно сильно это было заметно на первом учредительном съезде. Председатель партии был там фактически единственным активно действующим лицом.

1.2.2.      Попытки создания блоков и коалиций

Как известно, новая редакция Закона о выборах выделяет для партий, претендующих на представительство в киргизском парламенте, всего десять мест. Понятно, что всем партиям не хватит даже по одному мандату. Выход из этого положения может быть в создании избирательных блоков и коалиций, однако пока в этом вопросе совершенно нет ясности. Во-первых, у политических партий Киргизии нет даже малейшего опыта создания объединений. Наоборот, не очень длинная пока история развития политических партий республики характерна делением партий, постоянными конфликтами и конфронтациями между лидерами.

Во-вторых, руководители политических партий Киргизии тратят массу сил на выяснение личных взаимоотношений. Это особенно характерно для лидеров «Ата-Мекен» (Омурбек Текебаев), «Эркин Кыргызстан» (Турсунбай Бакир уулу), ДДК (Жапар Жакшеев), хотя на заре демократии все они были единомышленниками, друзьями, членами одного демократического движения. Хуже всего здесь то, что потенциальные избиратели практически не видят разницы между политическими программами этих партий, так что и голосование за них будет, скорее всего, случайным, непредсказуемым.

Тем не менее, можно отметить некоторую тенденцию к сближению позиций между Народной партией и коммунистами. Руководство Народной партии достаточно лояльно относится к личности Феликса Кулова, хотя есть несколько причин, мешающих созданию альянса между этими весьма влиятельными силами оппозиции, прежде всего это собственные «президентские» планы лидеров Народной партии Данияра Усенова, Мелиса Эшимканова и Адахана Мадумарова.

Есть сведения, что некоторые члены Народной партии переходят под знамена бывшего мэра, признавая в нем политика, более конструктивного и деятельного, чем остальные оппозиционеры. Если такие случаи перерастут в тенденцию, то вполне вероятно, что лидеры остальных движений будут вынуждены принять условия игры Феликса Кулова и пойти на его поддержку в предстоящих президентских выборах с единственной целью – набрать больше голосов, чем нынешний Президент [[6]].

Затруднить это сближение могут, однако, активные действия властей, направленные на раскол оппозиции. При этом вполне вероятно использование любых методов, включая войну компроматов, различные провокации, создание партий-двойников.

1.2.3.      Оппозицию разрушают «двойниками»

Этот оригинальный сценарий, в частности, разыгрывается сегодня вокруг бывшего мэра Бишкека Феликса Кулова. Судя по всему, официальные власти явно напуганы стремительным ростом его популярности. Только этим можно объяснить спешное создание в Иссык-Кульской области Партии Справедливости. (Партия Феликса Кулова, как известно, называется «Ар-Намыс», что можно перевести не только как «достоинство», но и как «справедливость»).

Первые учредительные собрания еще одной Партии справедливости в районах и городах Прииссыккулья проходили под плотным контролем глав администраций и губернаторов. Председателем партии избран заместитель губернатора Иссык-Кульской области Талант Усенов, его заместителем — председатель Иссык-Кульского райкенеша Болот Карабалаев. Не меньший интерес к партийному строительству проявил вдруг и губернатор Джалал-Абадской области Кубанычбек Джумалиев. Он спешно организовал и сам возглавил партию «Адилет Тулук», в названии которой тоже содержится слово «справедливость» [[7]].

Такая политическая активность государственных чиновников и, главное, необычный интерес к «справедливости» свидетельствует лишь об одном: они старательно выполняют приказание вышестоящих органов. Понятна и цель этих акций: многим избирателям, особенно сельским, где нет ни газет, ни тем более телевидения, будет трудно разобраться, какая же из этих партий «справедливее», а разрушительная эффективность двойников — и партий, и кандидатов — уже опробована в России.

1.3.       Исполнительная власть

1.3.1.      Очередная чистка правительства

В столице Киргизии объявлено о серьезных кадровых перестановках в правительстве республики. Указом президента Аскара Акаева освобождены от своих обязанностей министр финансов Марат Султанов, министр образования, науки и культуры Советбек Токтомышев, министр труда и социальной защиты населения Мира Джангарачева. Выступивший перед журналистами пресс-секретарь президента Каныбек Иманалиев не назвал никаких весомых причин такой «рокировки». Все члены правительства, по его словам, освобождены «в связи с переходом на другую работу», и лишь министр финансов Марат Султанов сам написал заявление.

Еще больше вопросов вызвали объявленные тут же назначения. Министром финансов стал Султан Медеров, оставивший пост руководителя Фонда Госимущества. На его место в Фонд госимущества пришел бывший директор Государственной таможенной инспекции Ташкул Керексизов. Министерство труда и социальной защиты возглавил Иманкадыр Рысалиев, уже сидевший ранее в этом кресле. И лишь министром образования назначен новый человек — ректор Джалал-Абадского университета Турсунбек Бекболотов [[8]].

Такая перетасовка одних и тех же кадров, по мнению экспертов, свидетельствует о глубоком кадровом дефиците. В президентской колоде явно нет ярких, заметных фигур. Достаточно сказать, что министром финансов стал человек, никогда в этой структуре не работавший. Сменил же он Марата Султанова, который до минфина несколько лет был председателем правления национального банка, пользовался большим доверием президента, и до сих пор никто его в непрофессионализме не обвинял.

Главной причиной увольнения такого опытного финансиста, как Марат Султанов, многие наблюдатели считают политические обстоятельства. Можно вспомнить, что несколько месяцев назад с поста руководителя Администрации президента был отставлен его брат — Омар. Тогда осведомленные источники говорили, что этот высокопоставленный чиновник стал пользоваться слишком большой популярностью на юге Киргизии, где Аскар Акаев лишь с огромным трудом выиграл последние президентские выборы. Не менее популярен на юге и Марат Султанов.

В Киргизии даже далекие от политики люди знают, что южане давно недовольны тем, что этот регион, где проживает больше половины населения республики, очень слабо представлен в органах управления. Вопрос же о президенте с юга обычно даже не рассматривается. А тут на вершине власти появились сразу две такие яркие фигуры. На предстоящих в будущем году выборах они могли сыграть немалую роль, если бы сохранили до этого времени свои руководящие посты.

Политическая версия кадровых перестановок подтверждается и еще одним увольнением. В июле пост президента госконцерна «Кыргызалтын» (Кыргыззолото) потерял Дастан Сарыгулов. Долгое время этот популярный в республике деятель был очень близок к семье президента, считался одним из самых вероятных кандидатов на пост премьера. Но когда несколько раз подряд высший пост в правительстве отдавали другим, Дастан Сарыгулов стал явно склоняться к оппозиции. Особенно заметно проявилось это на последней сессии Жогорку Кенеша, где президент «Кыргызалтына» был, пожалуй, одним из главных критиков президента и правительства. Окончилось все это превращением госконцерна в акционерное общество. И в нем почему-то не нашлось место человеку, который фактически создал золотодобывающую промышленность Киргизии.

Все эти кадровые перестановки проходят на фоне беспрецедентной для Киргизии активизации политической борьбы. После того, как закон о выборах дополнили статьей, выделяющей десять мест в Законодательном собрании парламента для партийных списков, в борьбу за эти депутатские мандаты включились более двух десятков объединений. И почти все они свои программы строят на резкой критике действующих властей. Очень популярные в республике депутаты Данияр Усенов, Бакыт Бешимов, Дооронбек Садырбаев, например, прямо требуют отставки Аскара Акаева. Президент, если говорить строго, остался без политической поддержки [[9]].

Есть сведения, что Мира Джангарчева, например, лишилась своего поста совсем не за профессиональные недостатки. Она, считают хорошо осведомленные источники, пострадала из-за близости к Феликсу Кулову, резко выступившего недавно против президента. Их дружба завязалась еще в те времена, когда Мира Джангарачева работала в Бишкекской мэрии. Но тогда президентская команда не видела в этом ничего предосудительного, поскольку и сам Феликс Кулов еще ходил в друзьях Аскара Акаева. Сейчас же он создал свою партию и стал главным соперником главы государства на предстоящих президентских выборах.

Перемещение Ташкула Керексизова с поста директора Таможенной инспекции в Фонд госимущества можно было бы рассматривать как укрепление довольно важного министерства своим доверенным человеком. Тем более, что сейчас идет компания нового передела собственности, приватизированной «не так, как надо». Особенно ярко это видно на примере фирм, связанных с алкоголем.

В свое время Акаев и правительство не прислушались к голосам тех, кто считал неправильным и нерациональным передачу в частные руки такой высокодоходной отрасли как производство и торговля спиртными напитками. В результате государство только на налогах теряет ежегодно сотни млн. сомов. Сейчас правительство поняло свою ошибку и делает судорожные попытки вернуть «спиртовой бизнес» в государственные руки. Причем так решительно, что генеральный директор концерна «Бакай» Магомет Тургунов (совместное киргизско-американско-швейцарское предприятие) даже попал в тюрьму. За то, что не согласился с предложенной правительством схемой национализации самого доходного в Киргизии предприятия. («Бакай» дает в казну около 10% всех поступлений). Сейчас полным ходом идет процесс банкротства Бишкекского шампанвинкомбината. Это тоже связано с тем, что в ходе приватизации он попал «не в те руки». В таких условиях пост министра — директора Фонда госимущества, естественно, приобретает очень важное значение [[10]].

Таким образом, последние кадровые перестановки свидетельствуют, что президент освобождается от тех, кто хочет или способен вести самостоятельную игру, и делает ставку на преданных, проверенных временем людей, таких, как земляк Майрам Акаевой и близкий друг семьи президента Ташкул Керексизов, как готовый работать на любых должностях Иманкадыр Рысалиев. Скорее всего, на этом кадровые перестановки во властных структурах Киргизии не закончатся. Есть достоверные данные, что президентская команда разработала детальный и обширный план кадровой чистки накануне избирательной компании 2000 года. Цель ее — на все важные посты поставить своих людей. Можно предположить, что предстоит смена и некоторых губернаторов, потому что в Киргизии говорят, что итоги любых выборов делает местная власть. Во всяком случае, уже на этой неделе произошла смена заместителей губернаторов в Иссык-Кульской, Нарынской и Чуйской областях. Ожидаются и дальнейшие кадровые перестановки.

1.3.2.      Меняется отношение к ваххабитам

Почти незамеченным в республике прошло увольнение председателя Госкомиссии по делам религий Эмильбека Каптагаева. А между тем есть данные, что за этим кадровым решением стоят довольно серьезные политические причины. Эмильбек Каптагаев был известен тем, что вел непримиримую борьбу с ваххабитами. Он был инициатором ряда газетных выступлений, в которых обличались «религиозные экстремисты», в основном с юга республики. При его активном участии происходили операции правоохранительных органов Узбекистана, которые ловили прямо на территории Киргизии, то есть другого государства, религиозных деятелей, подозреваемых в экстремизме. Причем не только своих граждан, но и киргизстанцев.

Считалось, что Аскар Акаев тоже непримиримо относится к ваххабитам. Однако московская «Независимая газета» опубликовала интервью президента Киргизии, в котором он прямо говорит: «Опасность ваххабизма для нашей республики сильно преувеличена. Мне кажется, вообще в корне неверно ставить знак равенства между экстремизмом и каким-то конкретным религиозным течением… Лично я ко многим нашим ваххабитам отношусь с большим уважением — среди них много грамотных, образованных людей. Например, их лидер Садикжан хаджи Камалуддин… Я не думаю, чтобы в нашей республике были возможны внутри- или межконфессиональные конфликты. Для Киргизии характерна веротерпимость» [[11]].

Некоторые эксперты расценивают эти заявления как попытку Аскара Акаева наладить хорошие отношения с мусульманской общиной юга Киргизии, где Садикжан хаджи Камалуддин пользуется огромным авторитетом. В свое время он даже боролся за пост лидера мусульман всей Центральной Азии. А вот Эмильбек Каптагаев представлял северных мусульман, которые очень недружелюбно относятся к своим южным братьям по вере. Эта тень нетерпимости, считают эксперты, падала и на Аскара Акаева. Во время прошлых президентских выборов это стоило ему огромного количества голосов южан. Сейчас он решил исправить эту ошибку, публично заявив, что не считает ваххабитов врагами и экстремистами [[12]].

Наверное, с точки зрения избирательных технологий это ход правильный. Однако можно смело предположить, что он неизбежно осложнит и так трудные взаимоотношения Аскара Акаева с Исламом Каримовым. Ведь президент Узбекистана категорически непримирим к ваххабитам и ведет против них бескомпромиссную борьбу.

1.4.       Армия и правоохранительные органы

1.4.1.      Сотрудничество с армией США

Завершилась поездка в США военной делегации Киргизии, состоявшей из представителей министерства обороны, Национальной гвардии и министерства по чрезвычайным ситуациям. Она посетила штаты Джорджия, Монтана и Южная Каролина, побывала в Центральном пункте командования Сухопутных и Военно-воздушных сил.

Глава делегации, заместитель министра обороны Киргизии генерал-майор Исмаил Исаков рассказал, что главной темой переговоров было тесное взаимодействие с силовыми структурами США в вопросах ликвидации последствий стихийных бедствий. Американская сторона будет помогать Киргизии в подготовке квалифицированных кадров для республиканской службы спасения. В частности, планируется изучение американского опыта и методики проведения горноспасательных работ.

Выступая перед журналистами, заместитель министра подчеркнул, что Киргизия вот уже на протяжении четырех лет активно участвует в программе НАТО «Партнерство ради мира». Киргизские солдаты и офицеры в составе Центразбата уже несколько раз выезжали за океан для участия в учениях миротворческих сил [[13]].

Вместе с тем Киргизия продолжает входить в систему коллективной безопасности СНГ. Однако некоторые радикально настроенные националистические силы (партия «Асаба», движение южных киргизов «Адолат») требуют сближения Киргизии с НАТО, разрыва всех отношения с «имперской Россией», предоставления территории Киргизии для военных баз Североатлантического блока.

1.4.2.      Уходят российские пограничники

Директор Федеральной пограничной службы России генерал-полковник Константин Тоцкий и министр обороны Киргизии генерал-полковник Мырзакан Субанов подписали межправительственное соглашение о порядке передачи киргизской стороне участков государственной границы, охраняемых ранее российскими подразделениями.

Процесс этот начался еще в 1997 году. Причем шел он чаще всего под давлением местных властей, желавших самостоятельно «управлять» границей, через которую идет такой «выгодный» груз, как гашиш и опий. В результате количество задержанных на границе наркотиков уменьшилось, зато до невообразимых размеров расцвел нелегальный рынок опия и героина в Оше [[14]]. С 1998 гола началась разработка уже межгосударственных документов по передаче всей границы киргизской стороне. В соответствии с ними, практически вся материально-техническая база российских погранвойск безвозмездно передается киргизской стороне. Лишь небольшая часть оборудования и технических средств будет вывезена в Россию. Но даже такие односторонние уступки вызвали довольно негативную реакцию в местной прессе. Посыпались обвинения, что Россия опять грабит «народное достояние». Так что во многих местах, особенно в Ошском регионе, вокруг уезжающих пограничником сложилась довольно напряженная обстановка.

В соответствии с указом президента Аскара Акаева «О пограничной службе Кыргызской Республики» в составе Главного управления Пограничных войск Министерства обороны предполагается иметь 2800 солдат и офицеров. 200 военнослужащих из состава Управления пограничного контроля Министерства национальной безопасности выделяются для несения службы в пунктах пропуска через границу. Помогать им будет небольшая оперативная группа военнослужащих ФПС России. Кроме того, Россия взяла на себя обязательство по бесплатной подготовке офицеров-пограничников для Киргизии в своих военных учебных заведениях.

Тем не менее, генерал Константин Тоцкий сразу предупредил, что молодой пограничной службе Киргизии придется очень нелегко. Защита рубежей требует и знаний, и опыта, и просто призвания. Особенно, если учесть, что в силу специфических, горных условий почти все заставы удалены от городов на сотни километров. Выживать там и работать надо, надеясь только на собственные силы [[15]].

К сожалению, первые дни самостоятельной охраны границы начинают подтверждать самые худшие опасения. По данным оперативной группы Федеральной пограничной службы России, на большинстве застав до сих пор нет ни одной тонны угля и дизтоплива, дров, бензина. Практически не ведется ремонт автомобильных дорог и мостов, многие из которых находятся в аварийном состоянии. А ведь уже в сентябре снегопады перекроют все горные перевалы, и большинство застав будут полностью отрезаны от «Большой земли». Так что всегда надежно «запертая» граница с Китаем нынешней зимой будет, скорее всего, совершенно открытой [[16]].

Официальная Москва пока делает вид, что все в этом регионе идет «по плану», что с выводом пограничной группировки из Киргизии Россия не теряет свое влияние в Центрально-Азиатском регионе. Однако пример Казахстана, и особенно Узбекистана показывает, что уйти гораздо легче, чем возвратиться. А оставленное место, как правило, долго не пустует. Уже сейчас здесь отмечается все возрастающая активность военных инструкторов из стран НАТО, и особенно США. Делегации министерства обороны Киргизии ездят за океан по несколько раз в год, и нет никаких сомнений, что Североатлантический блок постарается с пользой для себя использовать добровольный уход военных структур России из еще одного государства Центральной Азии.

1.4.3.      Аскар Акаев о преступности в стране

Выступая на республиканском совещании руководителей правоохранительных органов президент Киргизии отметил, что криминогенная обстановка остается предельно сложной. В республике на 100 тыс. жителей в год приходится 710 преступлений, а в городе Бишкеке и Чуйской области — до 1000. Из года в год растет доля теневой экономики, на сегодня она составляет 12% валового внутреннего продукта (некоторый аналитики считают эту цифру гораздо большей — до 40%). За два года от экономических преступлений бюджет республики потерял 800 млн. сомов. Правоохранительными органами за последние полтора года раскрыто 5650 экономических преступлений. В 1998 году нераскрытыми остались более 30 тыс. преступлений, в том числе 14 убийств.

Намечается тенденция омоложения преступности: каждое 13-е из них совершается малолетними, более 50% криминальной среды и около 75% наркоманов составляют люди до 30 лет. За два года изъято около четырех тонн нарковеществ, в том числе 80 кг опия [[17]].

1.4.4.      Новый этап борьбы с коррупцией

Громкий резонанс вызвал в республике арест депутата Собрания народных представителей Жогорку Кенеша, генерального директора Кара-Балтинского горнорудного комбината Жалгапа Казакбаева. Это связано и с известностью арестанта, и с огромным весом КБГРК в экономике республики. Комбинат в советские годы занимался переработкой урановой руды двух республик — Казахстана и Киргизии, производил много цветных и редкоземельных металлов. Последние годы здесь занимались еще и аффинажем золота, добытого на Кумторе (совместное киргизско-канадское предприятие).

В обвинении, предъявленном Казакбаеву, говорится, что комбинат продавал американской компании «Newcom Inc» урановый концентрат по заниженным ценам. Только на этой операции государству был нанесен ущерб в 12 млн. долларов, а ведь были еще и другие сделки с ураном, закупленным в Казахстане и Таджикистане. И все это делалось в ущерб интересам Киргизстана.

Вокруг комбината за последние годы появились десятки дочерних фирм, которые возглавляли родственники генерального директора. Возник целый клан, фактически приватизировавший крупнейший урановый комбинат. Причем власть этого клана была настолько велика, что даже после ареста директора мало кто из работников комбината решился дать против него показания. Более того, в знак протеста против «произвола органов» коллектив два дня бастовал, а потом много дней выставлял пикеты в защиту директора у Дома Правительства в Бишкеке [[18]].

Арест «уранового директора» — это лишь одно звено в цепи громких разоблачений, которые потрясают последние недели маленькую республику. Оказались на нарах бывший министр сельского хозяйства Каримшер Абдымомунов, еще один бывший министр сельского хозяйства, а последнее время президент компании «Айылтехсервис» Карыбек Асанов, руководитель АО «Кыргызнефтегаз» Калбаев (ущерб государству — 110 млн. сомов), генеральный директор АО «Бакай» Магомет Ибрагимов (укрытие от налогов 300 млн. сомов). Компанию им составили депутаты Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Борис Воробьев, Жакып Калмурзаев, Бакыт Бешимов, Баяман Эркинбаев. Расследуются уголовные дела еще на шестерых «народных избранников». По данным Генерального прокурора республики, только на этих депутатах «висит» почти миллиард сомов. Это в два раза превышает долг государства пенсионерам всей Киргизии [[19]].

Столь решительные действия правоохранительных органов стали возможными благодаря результатам прошлогоднего референдума. Тогда большая часть населения Киргизии проголосовала за поправки к Конституции, которые ограничили депутатскую неприкосновенность только действиями, непосредственно связанными с депутатскими обязанностями. До этого же Генеральный прокурор чуть ли не десять раз просил верхнюю палату парламента дать согласие на привлечение к уголовной ответственности проворовавшихся депутатов. А тем временем коррупция все глубже проникала в верхние эшелоны власти. В первом полугодии нынешнего года, например, ущерб от экономических преступлений по сравнению с прошлым годом вырос втрое. По самым скромным подсчетам, коррупция сегодня съедает половину всего бюджета страны [[20]].

Есть и еще одни фактор, стимулирующий высокую активность правоохранительных органов. Приближающиеся выборы заставляют президента и его команду хоть на время остановить казнокрадов. Есть реальная опасность, что привычные предвыборные обещания на этот раз могут вызвать жесткое протестное голосование. Во всяком случае, на митингах пенсионеров у Белого дома уже не раз звучали лозунги, призывавшие полностью сменить проворовавшуюся власть, так что, сейчас самое время отмежеваться от особенно одиозных фигур, создать видимость принципиальной борьбы с казнокрадами. Пока, однако, ни одно громкое дело, заведенное на высокопоставленных чиновников, до суда не доведено. Даже в отношении тех, кто был арестован еще в прошлом году.

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Реальное производство

2.1.1.      Итоги полугодия

По сообщению Национального статистического комитета, валовой внутренний продукт в республике за первое полугодие остался практически на прежнем уровне, составив всего 100,4% к соответствующему периоду прошлого года. А вот в промышленности картина складывается намного хуже. Объем производства здесь сократился на 10%, в том числе по потребительским товарам — на 20%. Наибольшее отставание зафиксировано на предприятиях машиностроительной промышленности, в легкой и пищевой промышленности, особенно мукомольно-крупяной [[21]].

Тревожным является тот факт, что пока не просматривается даже слабых тенденций к улучшению ситуации. Наоборот, мониторинг деловой активности свидетельствует: наиболее вероятным вариантом является дальнейшее падение производства. На такой точке зрения стоит каждый третий руководитель. Почти половина бизнесменов надеется, что им удастся сохранить нынешний уровень, и лишь двадцать процентов рассчитывает хоть немного нарастить его. На каждом третьем предприятии отмечается снижение запасов сырья и материалов, очень многие предприниматели планируют сокращение рабочих мест.

Несколько лучше обстоят дела в сельском хозяйстве. Здесь даже в самых сложных условиях удалось получить прирост производства на 6,4%. Возросло производство мяса, молока, однако уровень его все-таки значительно уступает дореформенному. Особенно заметно это на базарах. Стоило из-за падения национальной валюты снизить импорт продовольствия, как сразу же почувствовался его дефицит. По данным Нацстаткомитета, насыщенность рынка мясными и молочными продуктами составляет сегодня всего 80-85%. Ощущался в июле дефицит хлеба, но правительство сумело быстро выправить ситуацию, разблокировав значительное количество зерна из запасов госрезерва [[22]].

О кризисе экономики говорит и дальнейший рост дефицита внешнеторгового баланса. Импорт по-прежнему значительно превышает экспорт ($227 млн. против $109,9 млн.).

Выступивший на расширенном заседании правительства премьер-министр Амангельды Муралиев многие провалы экономки пытался объяснить внешними факторами. В частности, тем, что на мировом рынке существенно упали цены на золото, сурьму, ртуть и другие металлы, производимые в Киргизстане. А с другой стороны, значительно повысились цены на энергоносители, которые республика вынуждена импортировать. Тормозит производство и вынужденная переориентация экономики на новых торговых партнеров. Жестокий кризис в России нарушил многие производственные связи. Все больше закрывают свои границы Узбекистан и Казахстан. Вместо них в экспорте увеличивается удельный вес стран дальнего зарубежья — Пакистана, Индии, Германии. Для многих предприятий это стало дополнительной трудностью в развитии производства.

2.1.2.      Дорога к собственному углю

Хронический дефицит топлива привел к тому, что большинство городов республики давно уже годами сидят без горячей воды и даже без отопления. Нынешним летом полностью отключена горячая вода и в столице. В советские времена Киргизия не развивала собственную топливно-энергетическую базу, поскольку рядом были громадные запасы угля в Казахстане и газа в Узбекистане. Сейчас соседи продают свои энергоносители по мировым ценам, да еще и требуют предоплату в твердой валюте. Ежегодно Киргизия тратит на это большую часть своего валютного запаса. И все равно только в нынешнем году Узбекистан восемь раз отключал подачу газа.

Между тем Киргизия имеет собственные запасы угля (по прогнозам до 1 млрд. тонн). Но расположены они в горах, откуда вывозить топливо очень сложно. Чтобы хоть частично ликвидировать энергетическую зависимость, правительство Киргизии приняло решение построить железную дорогу до этого месторождения.

По прямой, через горы, угольное месторождение Кара-Кече отделяет от Бишкека всего 45 км. Вкруговую же, через западное Приссыккулье, да еще с учетом технических требований железнодорожников это составит уже 374 км. Правда, значительная часть дороги — до города Балыкчи — уже построена. Для прокладки рельсов на остальной части трассы надо затратить более 200 млн. долларов.

Президент Аскар Акаев уже сумел заинтересовать этим проектом многие международные финансовые организации. Но основное бремя расходов все равно ляжет на республику. Чтобы облегчить нагрузку на бюджет, решено часть угольной магистрали построить методом «народной стройки». Для этого будут привлечены безработные, заключенные. Именно так когда-то строились дороги Ош-Бишкек, Бишкек-Нарын, Большой Чуйский канал [[23]].

2.1.3.      Урожай выше прошлогоднего

Министр сельского и водного хозяйства Киргизии Эмилбек Уразбаев заявил, что в нынешнем году есть все возможности для увеличения производства в аграрном секторе, как минимум, на 10%. Основания для таких оптимистических прогнозов, по его мнению, дает ход начавшейся уборки урожая. Сбор зерновых успешно идет в Ошской, Джалал-Абадской, Чуйской областях. И хотя обильные дожди немного сдвинули привычные сроки, темпы работ опережают прошлогодние. Выше — на 7-10% — складывается и урожайность на убранных площадях. В хорошем состоянии находятся посевы сахарной свеклы. Министр считает, что это является итогом большой работа по внедрению новых технологий, на освоение которых Всемирный банк выделил республике 50 млн. долларов [[24]].

2.2.       Финансы и налоги

2.2.1.      Таинственные кредиты

В республике вращаются огромные финансовые потоки, а вот найти информацию об условиях получения кредита, а тем более получить деньги практически невозможно. Об этом в один голос говорили киргизские предприниматели на встрече с представителями Всемирного банка, которая состоялась в Торгово-промышленной палате республики.

Президент ТПП Борис Перфильев, например, заявил, что из 80 бизнес-проектов, подготовленных с участием экспертов палаты, реализовано всего лишь 4. Остальным отказано по неизвестным причинам. А с другой стороны, коммерческие банки, которым доверено работать с международными кредитами, выдали миллионы долларов под совершенно необоснованные проекты, не гарантирующие своевременный возврат денег.

Туман вокруг кредитов, считает Борис Перфильев, наводится вполне сознательно. При отсутствии информации банковским служащим легче оказывать помощь «своим», извлекая из этих услуг немалую собственную выгоду. Ведь получая от инвесторов деньги под минимальные проценты (иногда даже меньше одного процента годовых), банки требуют от заемщиков уже 30-40%. При нынешней конъюнктуре, считают эксперты, такие кредиты могут взять только авантюристы или те, кто совершенно не собирается возвращать полученные средства.

Такая «система» кредитования привела к тому, что Киргизия, не добившись особого экономического эффекта, задолжала международным финансовыми институтам более полутора миллиардов долларов. По нынешнему курсу это составляет около 60 млрд. сомов, то есть почти два годовых ВВП всей республики. Бывший министр финансов Марат Султанов считает, что этот тяжелый груз долгов как раз и является одной из главных причин неустойчивости киргизской экономики.

Опасность этой ситуации состоит еще и в том, что значительную часть кредитов бизнесмены Киргизии получали под правительственные гарантии. Причем, как только приходит новый кабинет министров, а их уже сменилось за годы независимости восемь, так обязательно выплывают какие-то новые совершенно не известные правительству суммы. Эксперты хорошо информированного журнала «АКИпресс» считают, что многие кредиты просто выдумывались чиновниками, чтобы получить под них свою долю. Порой они оформлялись даже без соответствующей регистрации [[25]].

 

2.2.2.      Убытки от высоких акцизов

Президент Аскар Акаев подписал закон «О базовых ставках акцизных налогов на подакцизные товары». В соответствии с ним резко снижаются акцизные сборы с ликероводочных изделий, сигарет, бензина, ковров, золотых украшений. После введения новых ставок, считают авторы закона, цены на эти товары должны снизиться на 20-30%.

На это нелегкое решение законодатели пошли после того, как контрабанда подакцизных товаров в республике приняла совершенно беспрецедентный размах. На таможне, например, фиксировалось менее 10% продаваемых в республике импортных сигарет, остальные были контрабандными. Аналогичная картина складывается и по остальным подакцизным товарам. Налог на них был установлен таким высоким, что бизнесмены предпочитали рисковать и привозить его нелегально, чем торговать себе в убыток [[26]].

Погоня за дополнительными сборами привели к совершенно абсурдной ситуации. Законодатели установили высокий акциз на авиационный керосин, который вообще не производится в Киргизии. Цена его поднялась до 300 долларов за тонну, а в соседнем Казахстане он свободно продается по 180 долларов. Естественно, что все зарубежные компании перестали летать в Бишкек, предпочитая заправляться в соседнем Казахстане. Сейчас новый закон вводит вообще нулевую ставку на авиационный керосин. Но вернутся ли в Бишкек международные авиаперевозчики, сказать трудно. Вряд ли они будут ломать устоявшиеся схемы ради работы с таким ненадежным партнером.

Не очень высокий эффект предсказывают эксперты и от понижения других акцизов. Поскольку потерять деловую репутацию гораздо легче, чем потом ее восстанавливать.

3.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

3.1.       Зарплата пока ниже прожиточного минимума

По данным Национального статического комитета, средняя номинальная заработная плата, начисленная в июне, составила 870 сомов (примерно 22 доллара). В то же время величина минимального потребительского бюджета достигла уже 1285 сомов. На увеличение общей стоимости минимального бюджета повлиял рост стоимости продовольственной корзины за свет повышения цен на муку, хлеб, рис, яйца, картофель, сахар.

В целом же за первое полугодие номинальный денежный доход на душу населения в Киргизии составил 441,7 сома (чуть больше 10 долларов) [[27]].

3.2.       Новые тенденции миграционных процессов

В Киргизии опять зафиксирован рост числа желающих уехать в Россию. Как свидетельствует руководитель представительства Федеральной миграционной службы России в Бишкеке Василий Остапчук, за шесть месяцев нынешнего года на историческую родину уже вернулись 772 человека. Еще две с половиной тысячи подали документы на переезд. Кроме того, ежедневно 30-40 человек обращается в посольство за консультацией о возможности переехать в Россию.

Это, конечно, значительно меньше, чем покидало Киргизию во время пик миграции. Тогда уезжало в год по 30-40 тысяч. Но и у нынешней, не очень массовой миграции есть свои тревожные признаки. Если раньше три четверти переселенцев составляли люди пожилого возраста, то сейчас заявления подают, в основном, 25-30-летние.

Разговоры с отъезжающими в Россию показывают, что к нелегкому решению их толкает экономический кризис. Ситуация в Киргизии, после некоторой стабилизации, опять начала ухудшаться, особенно после резкого обвала весной национальной валюты. Явно растет и безработица, особенно среди молодежи. Уезжают или готовятся к этому главным образом выпускники вузов, по числу которых Киргизия держит сегодня первенство в СНГ. В маленькой республике их насчитывается уже около ста [[28]].

С другой стороны, наметилась явная тенденция роста мигрантов в Киргизию из стран дальнего зарубежья. Они пользуются открытостью границ и несовершенством системы контроля в молодом государстве. Республика часто становится временным убежищем для тех, кто едет транзитом в другие страны, считает главный представитель Международной организации по миграции (МОМ) в Кыргызской Республике Пол Нортон. По его данным, число незаконных мигрантов в республике приближается уже к 10% от общего числа населения Кыргызстана. Их основная часть — граждане Китая, Турции, Пакистана, Ирана и Афганистана. Такое огромное число «нелегалов» создает в молодой республике массу социальных и криминальных проблем, особенно в ее столице. Эксперты считают, что даже только что завершившаяся перепись так и не выявила, сколько все-таки людей проживает в Бишкеке и его пригородах [[29]].

3.3.       Зреют базарные бунты

Волна стихийных бунтов прокатилась нынешним летом по многочисленным базарам и мини-рынкам Бишкека. Торговцы недовольны порядками, которые устанавливают здесь хозяева, в первую очередь, постоянно растущими сборами за одно торговое место. Только в нынешнем году их увеличивали несколько раз. Но при этом никто из хозяев совершенно не заботится о создании хотя бы минимальных условий для людей, которые вынуждены целыми днями стоять под палящим южным солнцем. Дошло до того, что владельцы торговых рядов стали устанавливать плату даже за водопроводную воду.

Особенно взрывоопасная ситуация сложилась на торгово-вещевом рынке «Дордой». Владельцы его довели квартальную плату за одно рабочее место до 10 тыс. сомов, причем собирают ее вперед, когда у торговцев еще нет никаких доходов. Напряженность накаляет еще и то, что после резкого падения национальной валюты, «челноки» стали меньше ездить за границу, снизился товарооборот, а значит и доходы реализаторов.

Местные власти пока никак не реагируют на накаляющуюся с каждым днем обстановку. Есть данные, что они не могут «прижать» владельцев базаров, поскольку имеют там свои денежные интересы. Между тем, нельзя забывать, что в том же Бишкеке уже несколько кровавых конфликтов и бунтов начинались именно на базарах [[30]].

4.    ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

4.1.       Грабительские марафоны

Депутат Законодательного собрания Дооронбек Садырбаев поднял в своем выступлении на очередной сессии Жогорку Кенеша вопрос о засилье в Киргизии благотворительных марафонов. Его подтолкнули к этому многочисленные письма избирателей, в которых те жалуются на совершенно непосильный груз «добровольных взносов», которые требуют с них местные власти. Так называемые «марафоны» в киргизском варианте превратились в самые прозаические поборы, которые проводятся путем подворного обхода аилов, сбора подписей стариков и инвалидов, которые должны «жертвовать» какую-то сумму из своих давно не получаемых пенсий. «Если мы, старики», пишут они депутату, «откажемся от этой обязаловки, то районное начальство тут же находит какой-нибудь пустяковый повод для того, чтобы уволить с работы наших детей, близких родственников и тем самым еще больше осложнить наше горемычное положение».

Особенно возмущаются киргизстанцы тем, что их заставляют «жертвовать» в пользу благотворительного фонда «Мээрим», которым руководит жена президента Майрам Акаева. Губернаторы и акимы изо всех сил стараются продемонстрировать свою поддержку этому фонду, выбивая все большие взносы даже из тех, кто давно уже не видел живых денег. У них часто забирают последнюю овцу, семенное зерно. Причем этих услужливых начальников не остановило даже обращение президента, который еще в начале года сказал: «Прекратите проведение всяких марафонов, прекратите обирать народ». Впрочем, ни одного «марафонца», имена которых не раз называла оппозиционная печать, Аскар Акаев так и не наказал [[31]].

 

5.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

5.1.       Визит Аскара Акаева в Турцию

Это было уже пятое посещение киргизским лидером Турецкой Республики. Основы же межгосударственных отношений двух стран были заложены еще в 1991 году, и за прошедшее время Турция стала для молодого независимого государства одним из самых близких партнеров.

За этот период было подписано более 50 межправительственных договоров и соглашений. Сегодня Турция занимает второе место по объему инвестиций, вложенных в экономику Киргизии. В прошлом году объем товарооборота между двумя странами составил 44,7 млн. долларов. Хотя, как заявил на заседании кыргызско-турецкого делового Совета президент Сулейман Демирель, цифра эта должна была бы равняться 500 млн. долларов [[32]].

Турецкая сторона уже сегодня оказывает серьезное техническое содействие Киргизии в создании свободных экономических зон, развитии промышленности по переработке сельхозпродукции. Этим занимаются 250 турецких фирм, работающих в Киргизии.

Особое внимание с первых лет сотрудничества двух стран уделяется гуманитарным контактам. Турция полностью финансирует действующий в Бишкеке университет «Манас». С ее помощью в республике функционируют десятки турецких лицеев и колледжей [[33]].

Однако время выявило и определенные трудности, особенно в развитии экономических отношений. Некоторые турецкие фирмы показали себя ненадежными партнерами. Инвестиции вкладываются ими, в основном, в торговые объекты или мелкие пекарни, мастерские. Самый крупный совместный проект по строительству четырехзвездочного отеля «Ак-Кеме» закончился громким международным скандалом, улаживать который пришлось двум президентам.

Главным итогом визита Аскара Акаева в Турцию стало подписание соглашения «Кыргызстан и Турция: вместе в XXI век». Но если говорить строго, то оно похоже больше на идеологический документ, подтверждающий живучесть идеи «великого Турана», чем на конкретный проект, помогающей чем-то молодому государству.

5.2.       Визит премьер-министра Киргизии в Узбекистан

Это была первая поездка в Ташкент нового премьер-министра Амангельды Муралиева, и пришлась она не на самый благоприятный период. Как раз в эти дни в очередной раз обострились отношения двух государства из-за отключения Узбекистаном газа. В ответ киргизские депутаты потребовали прекратить пропускать через гидростанции поливную воду для Ферганской долины. Так что премьеру предстояли очень нелегкие переговоры.

Завершились они половинчатыми результатами. Подписаны все стратегические документы, не обязывающие ни к чему конкретному. Следи них можно назвать соглашения «О сотрудничестве по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств», «О сотрудничестве по борьбе с преступностью», «О сотрудничестве в области обмена информацией по вопросам социальной защиты населения» и т.д [[34]].

Основной же блок вопросов, связанных с определением территориальной принадлежности промышленных объектов приграничных зон, урегулированием долгов между ними, о сложнейших проблемах водно-энергетического комплекса, о тех же долгах за газ, опять отложен для проработки в межправительственных комиссиях. Тем не менее, премьер-министр Киргизии Муралиев отметил, что очень конструктивно прошла его встреча с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Вместо запланированных сорока минут она продолжалась почти два часа. Наблюдатели расценили этот как добрый знак, свидетельствующий о хороших перспективах налаживания делового сотрудничества двух соседних государств [[35]].

РЕЗЮМЕ

Для обозреваемого периода наиболее характерными были попытки какими-то верхушечными переменами решить глубинные противоречия общества, притушить социальную напряженность, недовольство значительной части населения все более ухудшающимся уровнем жизни. В первую очередь здесь следует отметить очередную смену правительства. Почти сто дней его существования показали, что никаких коренных перемен в экономической политике оно предлагать не собирается. Опять все надежды возлагаются на личные качества «новых начальников».

Сильный отрицательный резонанс вызвал оптимизм президента Аскара Акаева, который на расширенном заседании правительства долго говорил о позитивных переменах в экономике. Население же на своих кошельках чувствует совершенно иные тенденции. Продолжается рост цен на продовольственные товары, из-за резкого спада импорта уже чувствуется дефицит многих товаров.

В политической сфере заметно стремление действующих властей гарантировать себе победу на предстоящих в будущем году парламентских и президентских выборах. Это проявилось в формировании избирательных комиссий, репрессиях против оппозиционных партий. Между тем все эти меры не меняют коренным образом крайне опасную для Аскара Акаева ситуацию: он по-прежнему не имеет политической опоры в обществе. Его поддерживают лишь верхушечные «партии начальников», за которые вряд ли кто-нибудь будет голосовать, а социологические опросы на юге, где проживает половина населения, опять отдают предпочтение соперникам Акаев (Абсамат Масалиев).

Остаются довольно сложными и взаимоотношения Киргизии с ближайшими соседями. Визит премьер-министра Амангельды Муралиева в Ташкент не решил ни один серьезный вопрос. Газ из Узбекистана по-прежнему поступает в крайне ограниченных объемах. Казахстан так и не отменил квоты на цемент и некоторые продукты питания, которые составляли большую часть экспорта в эту республику.

Все эти обстоятельства дают основания сделать вывод, что осень и начало зимы нынешнего года могут стать решающим периодом для Аскара Акаева и его команды. Причем укреплять свои позиции политическими методами уже некогда. Значит, надежда остается лишь на административный и силовой нажим. Поэтому можно прогнозировать дальнейшие кадровые перемены, особенно на местах и в силовых структурах, усиление давления на оппозицию, жесткий контроль над средствами массовой информации.

Происходить это все будет на фоне серьезных акций протеста населения. Есть сведения, что «обиженная» Аскаром Акаевым часть высшего истеблишмента готовит новые выступления безработной молодежи. Она опять будет захватывать земельные участки в пригородных районах столицы. Причем, как и в 1990 году, Аскара Акаева ставят в совершенно тупиковое положение. Если он попытается сохранить законность и выступит против молодежи, оппозиция использует протест для провоцирования беспорядков. Если уступит, то получит вокруг столицы «кольцо криминала и бунта», которое серьезно ограничит его возможности для политических маневров.



Источники

[1]. Партия «ЭРК» против залога // Кабар. — 1999. — 8 июля.

[2]. Лымарь А. И бедным, и богатым — равные права // Вечерний Бишкек. — 1999. — 12 июля.

[3]. Заявление политических партий // Слово Кыргызстана. — 1999. — 9 июля.

[4]. Иманбаев С. Просмотрели, и кто виноват? // Слово Кыргызстана. — 1999. — 13 июля.

[5]. В Киргизии приближаются выборы // Кабар. — 1999. — 18 июля.

[6]. Сидоров С. Партбросок на Иссык-Куль Слово Кыргызстана. — 1999. — 9 июля.

[7]. Александров Ю. Обещали справедливость // Вечерний Бишкек. — 1999. — 19 июля.

[8]. Карабеков К. Президент и премьер чистят кабинет // Вечерний Бишкек. — 1999. — 26 июля.

[9]. Саджи. Кадры ничего не решают // Res publica — 1999. — 27 июля.

[10]. Евлашков Д. Вытрезвитель для «Бакая» // Утро Бишкека. — 1999. — 16 июля.

[11]. Ротарь И. Исходя из существующих реалий // Независимая газета. — 1999. — 7 июля.

[12]. Ротарь И. Непростое соседство // Независимая газета. — 1999. — 2 июля.

[13]. Витальев О. Партнеры видят цель // Вечерний Бишкек. — 1999. — 1 июля.

[14]. Килова Л. На границе все спокойно // Вечерний Бишкек. — 1999. — 21 июля.

[15]. Плотников Н. Российские пограничники уходят из Киргизии // Независимая газета. — 1999. — 22 июля.

[16]. Сумароков Л. Эпитафия ее флагу // Слово Кыргызстана. — 1999. — 29 июля.

[17]. Криминальная ситуация в республике // Кабар. — 1999. — 30 июля.

[18]. Государственная власть берет инициативу // Кабар. — 1999. — 2 июля.

[19]. Спутали карман // Слово Кыргызстана. — 1999. — 29 июля.

[20]. Борьба с экономическими преступлениями // Кабар. — 1999. — 2 июля.

[21]. Бюллетень // Национальный статистический комитет. — 1999. — №7.

[22]. Кузьмин Г. Полгода плохая погода // Вечерний Бишкек. — 1999. — 26 июля.

[23]. Железная дорога Кочкорка — Кара-Кече // Кабар. — 1999. — 14 июля.

[24]. Сбор зерновых увеличится на 6,4% // Кабар. — 1999. — 14 июля.

[25]. Доноротоксикоз // АКИпресс. — 1999. — №7.

[26]. Салыкова Л. Налетай, подешевело! // Слово Кыргызстана. — 1999. — 13 июля.

[27]. Нешкумай В. Как прожить // Вечерний Бишкек. — 1999. — 26 июля.

[28]. Шестаков И. Миграция молодеет // Вечерний Бишкек. — 1999. — 26 июля.

[29]. Незаконная миграция // Кабар. — 1999. — 21 июля.

[30]. Петрашко Т. Народ безмолвствует? // Вечерний Бишкек. — 1999. — 14 июля.

[31]. Садырбаев Д. Кто такие враги кыргызов? // Res publica — 1999. — 6 июля.

[32]. Шестаков И. Для Кыргызстана как для Родины // Вечерний Бишкек. — 1999. — 5 июля.

[33]. Сидоров С. По Шелковому пути в XXI век // Слово Кыргызстана. — 1999. — 6 июля.

[34]. Новые возможности экономического сотрудничества // Кабар. — 1999. — 13 июля.

[35]. Слащева Т. Мост дружбы и доброй воли // Слово Кыргызстана. — 1999. — 13 июля.