Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Туркмения

О. Е.

Туркменская Республика

в июле 1999 года

В Туркменистане идет подготовка к парламентским выборам в декабре. В стране собран рекордный урожай пшеницы. Под руководством Туркменбаши создается «духовный кодекс туркменского народа» — «Рухнаме». Состоялся визит министра иностранных дел Игоря Иванова в Туркменистан. Туркменская Республика не подписала декларацию о фундаментальных принципах мирного урегулирования конфликта в Афганистане.

1.    Политический процесс

1.1.       Президент

В конце июня в Ашхабаде прошло специальное совещание по духовной программе туркменского народа «Рухнаме». Сапармурат Ниязов пригласил представителей СМИ и деятелей культуры к обсуждению проблемы духовного возрождения нации. Президент отметил, что «Рухнаме» как духовный кодекс народа, должен «стать настольной книгой каждого туркменистанца». Он также выразил надежду на обращение граждан страны к «мудрости народа». Ниязов в очередной раз пообещал, что в недалеком будущем Туркменистан должен стать государством, где есть место богатым, но нет нищеты. С помощью «Рухнаме» он надеется создать новый тип общественных отношений, который упрочил бы в обществе атмосферу единства. 2010 год Туркменбаши назвал не иначе, как вехой государственной зрелости страны. Напомним, что XXI век президент Туркменистана считает началом «золотого века» туркменского народа [[1]].

30 июня Сапармурат Туркменбаши провел заседание кабинета министров, в ходе которого подписал указ о создании Научно-исследовательского института по производству фармацевтических средств из лекарственных трав и растений, утвердив директора НИИ и руководителей пяти основных лабораторий.

Тогда же были проведены небольшие кадровые перестановки, коснувшиеся руководства аграрной сферы. 30 июня Сапармурат Туркменбаши провел рабочее совещание в Министерстве сельского и водного хозяйств Туркменистана, где представил нового руководителя министерства. Президент поздравил сотрудников ведомства с успехом зерноуборочной кампании и определил задачи нового сельскохозяйственного сезона: в 2000 году в Туркменистане будет произведено по 1 млн. 500 тыс. тонн зерна и хлопка.

На встрече был обсужден ряд других насущных вопросов, касающихся, в частности, переработки продукции сельского хозяйства, создания нового комитета по проведению земельной реформы в Туркменистане, развития животноводства и других отраслей агропромышленного комплекса страны.

9 июля президент Туркменистана ознакомился с письмами граждан, поступающими на его имя. Значительное число посланий связано с вопросами создания «Рухнаме». В этой связи глава государства сообщил о решении провести в ближайшее время совещание, на котором состоится всестороннее обсуждение предложений граждан Туркменистана.

12 июля президент Туркменистана провел заседание кабинета министров. Он поздравил хлеборобов страны с рекордным урожаем — более 1 млн. 500 тыс. тонн пшеницы. Особое внимание на заседании было уделено вопросам развития нефтегазового комплекса страны. Президент принял решение о создании специального органа, который будет осуществлять координацию всей деятельности, связанной с освоением шельфа Каспия.

16 июля президент Туркменистана провел расширенное совещание, на которое были приглашены герои страды-99, депутаты Меджлиса, члены кабинета министров, ответственные работники госаппарата, хякимы велаятов и этрапов страны (главы областей и районов). Сапармурат Туркменбаши заявил, что «благодаря трудолюбию и умению хлебопашцев» Туркменистан уже второй год подряд выполняет стратегическую задачу обеспечения продовольственной безопасности. Туркменбаши наметил новые ориентиры развития. Так, в 2000-м году предполагается собрать 1 млн. 645 тыс. тонн зерна, в 2003-2004 годах — 2 млн. тонн.

В заключение встречи Туркменбаши призвал граждан страны включиться в процесс создания духовной книги туркменского народа — «Рухнаме». Собравшиеся поддержали предложение президента переименовать город Чарджоу в Туркменабат.

На совещании 16 июля соратники президента от лица парламента и многих общественных организаций заявили, что главная заслуга в организации и проведении страды принадлежит президенту, и «эту заслугу признал за ним народ». Поэтому прозвучало предложение наградить Сапармурата Туркменбаши четвертой Звездой Героя Туркменистана. Ниязов заявил, что героем является не он, а сам туркменский народ, преодолевший сложности с самообеспечением страны хлебом [[2]]. Отклонив предложение участников совещания, Сапармурат Туркменбаши сказал, что, пользуясь полномочиями главы государства, он сам назовет героев страны, которым самая высокая награда страны будет вручена на всенародном маслахате (съезд — высший законодательный орган, собирающийся нерегулярно) в конце нынешнего года [[3]].

Ниязов предложил вернуться к вопросу о его награждении четвертой звездой через 3-4 года [[4]], а в настоящий момент предложил переименовать город Чарджоу в Туркменабад (в переводе — «город туркмен»), соответствующий указ был подписан президентом в тот же день. В этой связи Ниязов заметил, что теперь туркменское государство с запада на восток простирается от Туркменбаши до Туркменабада [[5]].

В середине июля президент пописал указ о внесении изменений в закон «О налоге на прибыль». В частности, иностранные компании в Туркменистане отныне будут платить налоги только с той части прибыли, которая получена от деятельности в этой стране [[6]].

20 июля президент Туркменистана провел совещание с участием членов кабинета министров, руководителей военных и правоохранительных органов страны, в ходе которого были рассмотрены вопросы комплексного обеспечения консульско-визового режима, функционирования контрольно-пропускных пунктов и пунктов международного перехода на границах Туркменистана с сопредельными странами.

Президент Туркменистана подписал распоряжение, согласно которому 15-30 декабря 1999 года в Ашхабаде будет развернута выставка достижений отраслей экономики Туркменистана. В июле президент Туркменистана также принял постановление «О мерах по реализации государственной политики внешних заимствований Туркменистана». Документом установлено, что привлечение внешних кредитов осуществляется только после положительного заключения экспертизы, проведенной Государственным агентством по иностранным инвестициям при президенте Туркменистана.

Постановлением также определено, что основным условием привлечения кредитов является гарантированность возврата заемных средств после завершения строительства или реконструкции за счет прибыли, полученной от производственно-хозяйственной деятельности соответствующих объектов. Применение данного принципа обязательно и для кредитов, привлекаемых для закупки различной техники и оборудования.

Постановлением президента утверждены положение о Государственном фонде развития сельского хозяйства Туркменистана; состав Совета Государственного фонда развития сельского хозяйства Туркменистана, а также перечень ассоциаций и ведомств агропромышленных отраслей, внешнеэкономическая деятельность которых контролируется Государственным фондом развития сельского хозяйства Туркменистана [[7]].

1.2.       Подготовка к выборам в Меджлис

В июле состоялось заседание Центральной избирательной комиссии (ЦИК) по выборам и проведению референдумов, в повестку дня которого были включены вопросы, связанные с организацией предстоящих парламентских выборов в Меджлис (парламент) Туркменистана.

ЦИК одобрил предложения исполнительных властей об образовании избирательных комиссий в столице и регионах. Утверждены их составы, поименные списки которых будут опубликованы в местных газетах. ЦИК установил время голосования в день выборов депутатов Меджлиса 12 декабря 1999 года: участковые избирательные комиссии будут работать с 8 до 18 часов.

В конце июля состоялось второе заседание Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, в ходе которого были приняты решения по ряду организационно-технических вопросов, связанных с подготовкой парламентских выборов. Образованы избирательные комиссии велаятов и столицы, утверждены их составы. ЦИК установил время голосования в день выборов депутатов Меджлиса. Утверждены и готовятся к печати брошюры и сборники, которые помогут избирателям сделать свой выбор осознанно и ответственно.

Власти заявляют, что выборы в меджлис, намеченные на 12 декабря 1999 г., впервые в Туркменистане должны пройти на альтернативной основе. Сапармурат Ниязов в своем выступлении перед представителями общественности призвал в этой связи к избранию достойных, «морально чистых» кандидатов. За этим видится стремление руководства страны не допустить проникновения в парламент криминальных элементов (или политических оппонентов?). Тем не менее, в поправках к закону о выборах депутатов в меджлис Туркменбаши предложил сократить для осужденных срок от освобождения до избрания с 7-ми до 5-ти лет.

Президент призвал также учесть опыт прошлых выборов начала 90-х годов, когда в состав туркменского парламента сумели проникнуть люди с криминальными интересами. На предстоящих выборах предполагается участие международных наблюдателей. Скорее всего, они будут представлены только от ОБСЕ. Однако президент страны гарантировал полное соблюдение на выборах правовых норм [[8]].

Напомним, что в прошлом выборы происходили под прямым контролем президента. Он лично утверждал кандидатов в депутаты. При этом количество зарегистрированных кандидатов точно соответствовало количеству депутатских мандатов. Не наблюдается признаков того, что власти действительно готовятся провести свободные выборы. Возможно, что эти выборы действительно будут альтернативными. Однако кандидаты, скорее всего, будут подобраны заранее, и исход выборов будут определять вовсе не избиратели. Вряд ли оппозиционные или просто независимые группы получат возможность выдвинуть своих кандидатов.

2.    Экономика

2.1.       Нефтегазовая сфера

2.1.1.      Транскаспийский газопровод

19 июля Сапармурат Туркменбаши принял специального советника президента и статс-секретаря США по энергетической дипломатии в Каспийском регионе посла Джона Вулфа. Гость проинформировал главу туркменского государства о результатах проделанной организационной работы по продвижению проекта транскаспийского газопровода из Туркменистана в Турцию и недавних встречах с главами государств, по территории которых проходит маршрут газопровода.

Чрезвычайный и полномочный посол США в Туркменистане Стивен Манн заявил, что главным направлением партнерства с Туркменистаном для Соединенных Штатов Америки в настоящее время является транскаспийский газопроводный проект. Он отметил в этой связи, что данное предприятие абсолютно состоятельно и с финансовой, и с технической, и с экологической точек зрения (Россия и Иран настаивают на экологической вредности проекта).

Посол сообщил также, что поддержка Госдепартамента будет направлена как непосредственно на реализацию проекта, так и на содействие странам региона в обеспечении их взаимодействия, которое обеспечит реальное осуществление намеченных планов. Он отметил, что последние встречи, проведенные в Ашхабаде руководством компании PSG, прошли в позитивном ключе, продемонстрировав удовлетворенность Туркменистана действиями лидера проекта.

Посол выразил надежду на то, что Экспортно-импортный банк США и ОПИК (корпорация по частным инвестициям за рубежом) предоставят инвестиции на строительство газопровода через Каспий. Стивен Манн отметил также высокую степень дипломатической активности туркменского правительства и личную роль президента Туркменбаши в процессе межафганского урегулирования. Он подчеркнул, что США поддерживали ашхабадский переговорный процесс, и организация встречи контактной группы «шесть плюс два» может быть очень полезной для развития мирного процесса в Афганистане [7].

Турецкая компания «Туркменин Алтын Азри», зарегистрированная в Стамбуле, по решению президентом Туркменистана станет уполномоченной компанией по реализации туркменского природного газа в Турции. Это решение главы туркменского государства зафиксировано в его постановлении «О реализации туркменского природного газа на рынках Турции и Европы». Оно дополнило портфель документов, разработанных в рамках реализации положений межправительственного соглашения между Туркменистаном и Турецкой Республикой об экспорте туркменского газа в Турцию. Как известно, его подписали президенты двух государств 29 октября прошлого года в Анкаре. Согласно постановлению, «Туркменин Алтын Азри» предоставлены все права и полномочия в соответствии с контрактом о купле-продаже природного газа, который был подписан 21 мая нынешнего года в Ашхабаде. Договор носит долгосрочный характер и рассчитан на 25 лет. Уже в 2002 году в Турцию планируется поставить 5 млрд. кубометров «голубого топлива», а к 2010 году объемы поставок газа возрастут до 16 млрд. Проектная же мощность транскаспийского газопровода рассчитана на пропуск 30 млрд. кубометров газа, 14 из которых планируется поставлять в страны Европы [7].

2.1.2.      Геологоразведочные работы

Специалистами Государственной корпорации (ГК) «Туркменгеология» в нынешнем году были проведены поисково-разведочные работы, позволившие выполнить государственный заказ по приросту запасов многих полезных ископаемых.

По официальным итогам первого полугодия государственный заказ по приросту запасов природного газа выполнен на 150%. На Национальном Совете Туркменистана по геологии и разведке полезных ископаемых утверждены запасы газа по Гуррукбильской группе месторождений в объеме более 96 млрд. кубометров, конденсата — 302 тыс. тонн, газовой серы — 398 тыс. тонн. Открыто новое газовое месторождение Тек-тек, где получен промышленный приток газа в 150-200 тыс. кубов в сутки. Таким образом, подтвердился прогноз геологов страны о наличии единой зоны накопления, охватывающей газовые месторождения Учгамак, Гуррукбил, Гарабил, Тек-тек и протягивающейся с запада на восток. Это открывает хорошие перспективы обнаружения газовых залежей — «спутников». Геофизики подготовили и передали под глубокое бурение концернам «Туркменнефть», «Туркменгаз» пять структур с общей перспективной площадью около 70 кв. км. Продолжались геологоразведочные работы по поиску и разведке алюминия, барита, золота, бентонита, меди, марганца, строительных материалов. На выявленном месторождении в Карлюкском районе бурением подтверждается существование медной залежи, на месторождении Пятая Кызылкая подтверждено наличие минерализованных зон с содержанием золота от 0,44 до 1,5 -2 г на тонну. На западе страны начата оценка марганцевых руд для использования их в сельском хозяйстве и промышленности [7].

Большая часть природных запасов Туркменистана до сих пор не исследована, поэтому перспективы у развития геологической отрасли в Туркменистане — огромные.

2.1.3.      Добыча нефти

В июле нефтедобывающая отрасль Туркменистана вышла на суточный режим добычи нефти в 20,4 тыс. тонн. Такой уровень, по мнению экспертов Министерства нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана, обеспечит выполнение президентской программы по развитию нефтегазового комплекса на 1999 год, предусматривающей добычу 8 млн. т. нефти. Эту оценку подтверждают итоги работы отрасли в первом полугодии. Так, по официальной информации на 1 июля предприятиями ГК «Туркменнефть» добыто 2 млн. 970 тыс. тонн, что более чем на 10% выше показателей прошлого года. Всего же по стране с учетом объемов, добываемых иностранными партнерами и поступающих по договоренности с Узбекистаном с приграничного месторождения Кокдумалак (Узбекистан эксплуатирует его, отдавая Туркменистану часть добываемой нефти), уровень добычи нефти, включая газовый конденсат, составил 3 млн. 480 тыс. тонн.

Рост темпов нефтедобычи обеспечили подразделения, занимающиеся капитальным ремонтом скважин. С начала года в строй действующих возвращено 92 скважины на крупнейших месторождениях нефтяного запада страны. В настоящее время на разных этапах ведется ремонт еще 212 скважин, большая часть которых возвратится в строй до конца нынешнего года. По официальным данным, растет добыча и на новых скважинах ряда месторождений, где ожидается повышение промышленного притока сырья.

Добыча газа в первом полугодии нынешнего года возросла в 2,3 раза и составила более 16 млрд. кубометров. Это достигнуто, в основном, за счет открытия с января экспортного потока топлива на Украину. Официальная статистика свидетельствует о том, что за шесть месяцев газодобывающие предприятия госконцерна «Туркменгаз» вышли на уровень добычи в 14 млрд. кубометров. Однако, как известно, по причинам, связанным с приостановкой подачи топлива на Украину (это было вызвано невыполнением украинской стороной своих обязательств по оплате), экспорт газа сократился. Неподготовленным к приему запланированных объемов экспортного газа оказался на сегодняшний день и рынок западного Ирана (куда газ поставляется по недавно построенному газопроводу), хотя туда с начала года отправлено 870 млн. кубометров туркменского газа. Государственная торговая корпорация «Туркменнефтегаз» заявляет, что проблемы на экспортных маршрутах к зиме должны разрешиться. Газодобывающие мощности Туркменистана готовы обеспечивать поставку всех запланированных на нынешний год объемов экспорта природного топлива [7].

2.1.4.      Туркменбашинский нефтеперерабатывающий завод

Президент Туркменистана подписал постановление «О заключении контрактов Туркменбашинским нефтеперерабатывающим заводом», согласно которому заводу разрешено заключить контракты с английской и двумя французскими фирмами. Напомним, что на этот реконструируемый завод (всего их два — второй в Чарджоу) возлагается функция по переработке значительной части добываемой в республике нефти, для чего были сделаны очень крупные капиталовложения.

Оплату стоимости контрактных объектов предписано осуществлять путем прямого использования валютной выручки от реализации нефти и нефтепродуктов через Государственную товарно-сырьевую биржу, открыв для этих целей специальный счет в Государственном банке внешнеэкономической деятельности Туркменистана [7].

2.1.5.      «Вестерн Атлас интерншнл Инк.» в Туркменистане

Следующим после туркменского каспийского шельфа объектом геофизического исследования для «Вестерн Атлас интерншнл Инк.» станет перспективная на нефтегазоносность зона залива Карабогазгола. Взаимовыгодность этого проекта подтверждена на состоявшихся недавно в Ашхабаде переговорах вице-президента компании Уго Пиккиани с руководителями нефтегазовой отрасли страны. Параллельно этому направлению своей деятельности ведущая в мире геофизическая компания предоставит туркменским геофизикам консалтинговые услуги по интерпретации сейсмических данных и в организации международного тендера по лицензированию оффшорных нефтяных и газовых блоков Туркменистана.

Как сообщили в министерстве нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов, «Вестерн Атлас» с 1995 года занимается сейсмическими исследованиями в Туркменистане на основе Генерального соглашения о совместной деятельности. За четыре года эта компания, об активности которой говорит ее участие в разработках 60% всех ведущихся в мире сейсмических исследований, провела в Туркменистане региональную объемную сейсмику территории южно-каспийской впадины и акватории среднего Каспия. На основе этих данных в 1997 году был подготовлен пакет геофизической информации, который частично уже реализован зарубежным компаниям в ходе проведения первого раунда международного тендера на разведку и добычу углеводородов на туркменском шельфе Каспия. Недавно завершено исследование профилей южной части туркменского шельфа (мелководье) с выходом на сушу для привязки их к скважинам глубокого бурения. Полученные материалы находятся в стадии обработки.

Новыми направлениями сотрудничества являются исследования Прикарабогазья и участие в подготовке документального оформления второго раунда международного тендера на туркменском шельфе Каспия. Они станут платформой для создания альянса «Вестерн-Атлас» — «Туркменгеология». Сотрудничество в форме альянса полностью отвечает государственной стратегии развития нефтегазовой отрасли Туркменистана, предусматривающей «становление национальных нефтегазовых компаний как самостоятельно хозяйствующих субъектов, решающих поставленные задачи на высоком технологическом уровне и в соответствии с мировыми стандартами». Вполне возможно, что первым шагом туркмено-американского альянса станет заявка наравне с «Джико Пракла» («Шлюмберже») и «CGG» (Франция) на участие в проведении разведочных и сейсмических работ на блоке «Гарашсызлык». Тендер на проведение этих работ вскоре намерен объявить стратегический альянс «Мобил-Монумент — Туркменнефть», который недавно получил лицензию на разведку глубинных горизонтов крупнейшего нефтяного блока на западе Туркменистана [7].

 

2.2.       Миссия МВФ

В июле Ашхабад посетила миссия МВФ. Постоянный советник МВФ в Центральном банке (ЦБ) Туркменистана Майкл Браун сообщил, что эксперты Фонда обсудили в Ашхабаде вопросы, связанные с развитием государственной политики в денежно-кредитной, бюджетной и внешнеэкономической сферах. Эксперты МВФ провели также консультации с представителями ЦБ страны, сотрудниками государственно-коммерческих банков и неправительственных финансовых организаций. По итогам встреч миссия подготовит отчет, который в сентябре нынешнего года будет представлен Совету Директоров МВФ [7].

2.3.       Изменения в законе «О налоге на прибыль»

Сапармурат Туркменбаши внес изменения в закон «О налоге на прибыль». Поправки направлены, в первую очередь, на развитие частного сектора. Внесенные поправки впервые на законодательном уровне закрепляют понятие постоянных представительств иностранных юридических лиц в Туркменистане, через которые осуществляется предпринимательская деятельность. К ним относятся расположенные на территории страны филиалы, бюро, офисы, агентства, а также стройплощадки, монтажные и сборочные объекты, существующие в совокупности более шести месяцев.

В соответствии с изменениями, налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена от деятельности в Туркменистане, и не учитывается доход, полученный в результате внешнеторговых операций, осуществленных не через постоянное представительство. Эта норма должна способствовать расширению экспорта и привлечению иностранного капитала.

В дополненном нормативном стандарте законодательно закреплены ставки налога на прибыль, которые установлены в размере 25% для предприятий всех форм собственности, 30% для банков и 35% для Государственной товарно-сырьевой биржи Туркменистана, других бирж и брокерских контор, а также других предприятий, если они занимаются посреднической деятельностью и комиссионной торговлей. Ранее ставка налога для третьей категории организаций составляла 45% от прибыли.

Существенные поправки связаны и с налогообложением предприятий, которые приступают к производству и реализации новых видов продукции, в том числе и импортозамещающей. В первый год эти производители полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль с производства и реализации новой продукции, а во второй год налогом облагается лишь 50% данной прибыли. Помимо этого, налогооблагаемая прибыль уменьшается вполовину и в случае снижения себестоимости реализуемых товаров, работ и услуг или в случае прироста физического объема производства.

В дополнениях к закону нашел отражение и принцип дифференцированного подхода к системе налогообложения предприятий негосударственного сектора, а именно, малого бизнеса. В поправках дано точное определение самого понятия «малые предприятия» в зависимости от вида их деятельности. Так, предприятия, производящие продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, осуществляющие ремонтно-строительные работы, считаются малыми, если в них работает до 50 человек. Для объектов оптовой торговли и получающих доходы от посреднической деятельности и купли-продажи, предельная численность работающих — до 10 человек. Для предприятий других видов деятельности — до 25 человек.

Малые предприятия по выбору могут применять общую или упрощенную систему налогообложения. При общей системе ставки налога на прибыль составляют 10% для производственных предприятий, 30% — для занимающихся оптовой, снабженческо-сбытовой деятельностью, 20% — для всех остальных.

Упрощенная система предусматривает уплату единого налога, исчисляемого по результатам предпринимательской деятельности за отчетный период: 20% для производителей, 24 — для тех, кто занимается оптовой и снабженческо-сбытовой деятельностью, 22% для других. Малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты налогов на добавленную стоимость, на прибыль и на имущество [7].

2.4.       Урожай зерновых

По официальным сообщениям впервые в истории Туркмении собрано более 1 млн. 510 тыс. тонн пшеницы (в прошлом году — 1 млн. 500 тыс.). Этот небывалый урожай празднуется по всей стране. Резкий рост производства пшеницы в стране обеспечен за счет крупных государственных капиталовложений в рамках туркменской системы контролируемого государством земледелия, а также — за счет переориентировки земельных площадей с хлопка на зерновые. Тем не менее, урожайность зерновых остается очень низкой (земли очень сильно истощены монокультурой хлопка) и причины столь резкого зернового бума следует усматривать не в экономической, а в политической сфере, так как себестоимость и качество этого зерна очень высоки. Но Туркменбаши считает, что его страна должна добиться самообеспечения зерном.

Государственная система контроля над земледелием действует не очень эффективно, так как политика доминирует над экономикой в качестве критерия принятия решений. Тем не менее, она хороша в условиях переходного периода, так как государство обеспечивает воду, семена для посева и удобрения, которые централизованно покупаются за границей.

В июле в Туркменистан из Украины поступила партия азотных удобрений. Поставка идет согласно контракту, заключенному в начале года Министерством торговли и внешнеэкономических связей страны с государственной компанией «Нефтегаз-Украины». Украинская сторона в счет своего долга за газ отгрузит Туркменистану более 50 тыс. тонн аммиачной селитры и других азотных удобрений на общую сумму 10 млн. долларов США. Первые две партии получатель груза — Государственная товарно-сырьевая биржа Туркменистана — отправит хлопкосеющим хозяйствам страны.

Одновременно продолжается поставка азотных удобрений из Узбекистана. Всего за год оттуда получено около 100 тыс. тонн азотных туков [7].

2.5.       Первый депозитный аукцион Центрального банка

В июле состоялся первый депозитный аукцион ЦБ. Аукцион был проведен в форме приема в депозит ЦБ свободных денежных средств коммерческих банков по фиксированной процентной ставке, размер которой составил 5% годовых. Срок привлечения средств на депозит ЦБ определен в 14 дней с минимальной суммой вклада 500 млн. манатов.

Заявку на участие в депозитном аукционе подали 8 туркменских банков, однако, строгим критериям допуска к депозитным торгам ЦБ соответствовали заявки только 6 из них. Общая сумма депозитных сделок последних составила 9,5 млрд. манатов.

Специалисты отмечают, что данная мера позволит ЦБ усилить свое присутствие на внутреннем рынке денежных ресурсов и придать последнему необходимую гибкость и динамизм. В целом же проведение депозитных аукционов, несомненно, окажет положительное влияние на развитие рыночных методов регулирования ликвидности банковской системы страны [7].

2.6.       Рынок электронного оборудования

Обеспечить туркменский рынок электронного оборудования товарами высокого качества — главная цель дилерского соглашения, которое подписали в июле в Ашхабаде ведущий поставщик услуг в области компьютерных технологий Hewlett-Packard (НР) и туркменская компания «Интек ЛТД», которая является крупнейшей в стране фирмой, специализирующейся на создании и внедрении программных продуктов и оргтехники.

В соответствии с подписанным соглашением, HP доверяет своему туркменскому партнеру продвижение на местном рынке всего ассортимента компьютерного оборудования и периферийных устройств, включая лазерные и струйные принтеры, сканеры, плоттеры, персональные и мобильные компьютеры и различное сетевое оборудование.

Сегодня в группу «Интек» входят дистрибьютерная компания, сервисный и копировальный центры, магазин розничной торговли. На рынке страны компания представляет продукцию таких крупнейших производителей компьютерного оборудования и офисной электроники, как НР, Compaq, DELL, American Power Conversion, Samsung Electronics, Xerox, De La Rue, 3 Com, Microsoft, Oracle.

Помимо этого, компания первой в стране основала собственное производство, осуществляя сборку компьютерных систем под зарегистрированной торговой маркой «INTEC Quality». Ежемесячно с конвейера, где ведется сборка комплектующих от ведущих мировых производителей, сходит 100-150 систем. Все они пока реализуются на внутреннем рынке, но фирма уже имеет соглашения о поставках компьютеров собственной сборки в Узбекистан и Казахстан [7].

3.    Социальная сфера

3.1.       Туркменские и американские медики

В середине июля в Ашхабаде прошла встреча туркменских и американских врачей, на которой обсуждались вопросы дальнейшего партнерства в рамках Меморандума о сотрудничестве между министерством здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана и Американским Международным Союзом Здравоохранения (АМСЗ). Меморандум, подписанный также с американской стороны Агентством США по международному развитию (ЮСАИД), Управлением служб скорой помощи города Ричмонда (США), включал целый ряд проектов. Самые значительные из них — это сотрудничество крупнейших клиник двух стран — Лечебно-консультативного центра имени С.А.Ниязова с Кливлендской клиникой, а также создание в туркменской столице Регионального учебного центра неотложной медицины. Оба проекта предусматривали сотрудничество в области подготовки и переподготовки кадров. Так, туркменские и американские врачи двух клиник обменивались визитами, во время которых вели совместный прием пациентов, определяли диагноз и проводили лечение. Основной задачей Центра неотложной медицины, разместившегося в здании столичной службы скорой помощи «Тиз Комек», стало обучение практическим навыкам и развитию «командного» подхода к оказанию неотложной медицинской помощи. Техническая база Регионального центра, а также уровень подготовки преподавателей позволяют вести подготовку не только национальных кадров, но и приглашать на учебу слушателей из других государств. Например, созданный недавно в Ташкенте учебный центр неотложной медицины укомплектован выпускниками Туркменского регионального центра неотложной медицины.

В рамках договоренностей, достигнутых во время визита в Ашхабад американской делегации, Региональный центр также станет местом повышения квалификации работников семейной медицины и первичной медицинской помощи. В ближайшее время будут созданы ориентированные на развитие практических навыков обучающие программы, а также уже работающие в Туркменистане международные проекты ВОЗ, ЮСАИД, ЮНИСЕФ будут адаптированы к учебной программе Регионального центра. К новому проекту, кроме подписавших меморандум о сотрудничестве, присоединились — Университет штата Северная Дакота, департамент здравоохранения этого штата, Региональный медицинский Центр Вест Ривер, Медицинский Центр Святого Алоизиуса, а также Центр Семейной Медицины (США) [7].

Следует отметить, что в настоящее время система медицинской помощи, созданная в советские годы, находится в Туркменистане в упадке. Основная проблема — низкое качество подготовки кадров, так как места в вузах и дипломы покупаются. По свидетельствам очевидцев доходит до того, что участковые врачи в Ашхабаде не умеют мерить давление.

4.    Культура, идеология

4.1.       Программа «Рухнаме»

В июле, в рамках обсуждения проблемы духовного обновления общества, состоялась встреча президента С.Ниязова с представителями общественности. Она была посвящена «духовной конституции возрождения» — «Рухнаме», которая должна отразить в себе сущность мировоззрения нации.

В официальном заявлении подчеркивается, что «Рухнаме» становится тем новым словом в особой модели туркменского общества, которым во главу угла ставится человек со всеми присущими ему качествами и потребностями: это некий нравственный путеводитель, а отнюдь не догма, не свод законов. Это то, что, по замыслу Туркменбаши, должно помочь человеку будущей формации найти себя в новой среде обитания, обрести необходимый духовный комфорт. Сапармурат Туркменбаши пригласил туркменистанцев к обсуждению духовной программы «Рухнаме». Интересно, что фигура Туркменбаши, возвышающаяся над идеей создания этического кодекса, начинает затмевать сами постулаты «нравственного путеводителя». Например, в общество активно внедряется мысль о том, что фактически «Рухнаме» уже действует, так как самой идеей своего создания объединяет нацию «вдохновенным примером ее лидера, вся политика которого построена на принципах этического мировоззрения» [7].

4.2.       Открытие бюро Турецкой телерадиокомпании

Центрально-азиатское бюро Турецкой телерадиокомпании — ТРТ открылось в Ашхабаде, получив 6 июля официальную аккредитацию. Ашхабадское представительство ТРТ первое в регионе Центральной Азии и второе в мире — после берлинского.

ТРТ — одна из крупнейших телерадиокомпаний Турции — работает в эфире более 30 лет. Она располагает семью вещательными каналами, два из которых — международные. Новостные программы и передачи Центрально-азиатского бюро будут транслироваться практически во все точки мира — у ТРТ более 500 млн. слушателей и зрителей. В ближайшее время ашхабадское бюро будет полностью обустроено. Спутниковая антенна «UP-Link» обеспечит возможность прямой трансляции телепередач. В перспективе представительство ТРТ в Туркменистане планирует организовать профессиональные курсы для туркменских коллег-телевизионщиков в Ашхабаде и Турции. В свою очередь, турецкая съемочная группа сможет стажироваться в стенах Национальной телерадиокомпании Туркменистана. В ближайшие дни ТРТ начнет трансляции из Ашхабада для своей многомиллионной аудитории.

Ежедневно Ашхабад-ТРТ будет передавать в Турцию последние новости региона, а также культурные и научно-публицистические программы о Туркменистане. Глава ашхабадского представительства Мехмет Али Озполат является автором документально-познавательного сериала «Культура и цивилизация Туркменистана», который сейчас смотрит вся Турция. Сегодня этот фильм, съемки которого начались в 1993 году, насчитывает 110 серий. За вклад в развитие братских отношений между двумя народами президент Туркменистана вручил г-ну Озполату медаль «За любовь к Отечеству» [7].

Следует отметить, что если ретрансляция российских передач в Туркменистане непрерывно сокращается, то ретрансляция турецких передач все растет.

4.3.       Введение политических критериев оценки абитуриентов

В нынешнем году существенно изменены критерии оценки знаний абитуриентов туркменских вузов. Отныне они должны будут демонстрировать не только высокий уровень подготовки по профилирующим школьным дисциплинам, но также знание и понимание Конституции Туркменистана, национальной символики, истории туркменского народа, политики независимости и нейтралитета Сапармурата Туркменбаши. Данное нововведение, несомненно, является закономерным продолжением политики Туркменбаши.

При отборе в медицинский институт наибольшие шансы стать студентом имеют абитуриенты со стажем более двух лет, прошедшие службу в санитарных частях или закончившие медучилище. Кроме того, на педагогические и медицинские специальности при равных условиях предпочтение будет отдаваться юношам, а на инженерные и технические — девушкам [7].

5.    Внешняя политика

5.1.       Визит в Туркменистан российского министра иностранных дел

Официальный визит в Туркменистан российского министра иностранных дел Игоря Иванова, прошедший в рамках серии визитов министра в государства Центральной Азии в середине июля, еще раз явился подтверждением охлаждения в отношениях между Москвой и Ашхабадом. Россию больше не называют здесь «стратегическим партнером». Готовящийся безоговорочный вывод российских пограничников с территории Туркменистана и введение визового режима, несмотря на уверения Туркменбаши в дружественном отношении к России, наглядно иллюстрируют эту тенденцию [[9]].

Тем не менее, Туркменбаши в очередной раз заявил о своей готовности к диалогу и сотрудничеству. В частности, туркменский лидер выразил недоумение пассивной позицией Москвы в центрально-азиатском регионе, вопросах освоения туркменского рынка, сотрудничества в области освоения энергоресурсов. Таким образом, Россия уже не является для Туркменистана главным экономическим партнером. Напомним, что одной из причин охлаждения отношений двух стран явилась конкуренция между Туркменистаном и «Газпромом».

По окончании переговоров Иванов заявил, что двусторонние отношения не могут быть заложниками ведомственных интересов или интересов отдельных компаний, какими бы влиятельными они не были: соответствующие решения президентов должны выполняться. Сапармурат Ниязов же в ходе встречи отметил, что Ашхабад нацелен на развитие взаимовыгодного партнерства с Россией. Такую же позицию, по словам российского министра, занимает и руководство РФ. Стороны договорились в скором времени провести заседание межправительственной комиссии и согласовать приоритеты экономического партнерства на ближайшее время и перспективу.

Обмен мнениями по ситуации на Каспии вылился в договоренность об активизации работы экспертных групп двух стран, которые проведут двусторонние консультации накануне очередной встречи по Каспию на уровне замминистров иностранных дел. Отмечалось, что Туркменистан и Россия имеют некоторые различия в подходах к определению правового статуса Каспийского моря. Напомним, что первоначально Туркмения разделяла позицию России и Ирана, заключающуюся в стремлении оставить Каспий в совместном владении. Однако затем Россия проявила непоследовательность. Лукойл стал участвовать в разработке азербайджанской стороной спорных месторождений («Сердар»). В этой ситуации Туркменбаши решил, что лучше поделить Каспий, пока все перспективные нефтяные поля не захватили другие страны. В результате позиция Туркменистана стала сближаться с позицией Казахстана и Азербайджана. Большую роль в этом сыграл и проект транскаспийского трубопровода, который явно будет заблокирован в случае, если Каспий не будет поделен на национальные секторы.

На встрече Туркменбаши и И.Иванова вопросы региональной безопасности обсуждались в контексте ситуации в Афганистане. Стороны согласились, что данный конфликт может быть решен только политическим путем за столом переговоров. Было подтверждено участие представителей Туркменистана и России в предстоящей встрече контактной группы «6 плюс 2» под эгидой ООН в Ташкенте. Однако туркменская сторона выступила с твердой позицией: не присоединяться ни к одному из документов, которые там планируется подписать, поскольку без участия афганских сторон эти документы могут быть контрпродуктивными.

Сапармурат Туркменбаши выступает за то, что решения по Афганистану вправе принимать только сами афганцы. Что касается внешних сил, то их задача содействовать афганским сторонам в поиске компромиссов, направленных на достижение мира в этой стране. Игорь Иванов заявил в этой связи, что цель предстоящей встречи в том, чтобы привлечь международное внимание к Афганистану и призвать афганские стороны за стол переговоров.

По завершении консультаций было подписано соглашение о взаимных поездках граждан, которое будет регулировать двусторонние обмены в связи с введением на территории Туркменистана нового консульско-визового режима. Принята также программа межмидовского взаимодействия на 2000 год.

Итогами визита явилось подписание И.Ивановым и его туркменским коллегой Б.Шихмурадовым соглашения по консульским вопросам. Кроме того, министр иностранных дел России провел в российском посольстве в Ашхабаде встречу с представителями русскоязычной диаспоры, на которой обещал увеличить российскую помощь соотечественникам в Туркменистане в создании культурного центра и образовании на русском языке. Министры также вели переговоры по проблеме международного статуса Каспийского моря и перспектив урегулирования в Афганистане [[10]].

5.2.       Визит главы российского пограничного ведомства

В начале июля глава российского пограничного ведомства Константин Тоцкий совершил рабочую поездку в Туркменистан. В ходе ее Тоцкий провел встречи в опергруппе Федеральной погранслужбы РФ в Туркменистане. Он также провел переговоры с С.Ниязовым, на которых рассматривались вопросы, связанные с выводом российских пограничников с территории Туркменистана. Тоцкий вручил туркменскому лидеру личное послание Президента России Б.Ельцина. Во время беседы Сапармурат Туркменбаши, дав принципиальную оценку туркмено-российскому сотрудничеству, подчеркнул, что Туркменистан и Россия сохраняют традиционное взаимопонимание и готовность к продолжению диалога, взаимовыгодного партнерства на условиях, приемлемых для обеих стран и соответствующих их национальным интересам.

Туркменские СМИ сообщают, что в ходе встречи подчеркивалось, что за последние годы Государственная пограничная служба Туркменистана сложилась в полноценную, эффективную структуру, способную самостоятельно решать задачи по охране границ. По мнению туркменской стороны, эта позиция нашла понимание у российского руководства. Тем не менее, в российской прессе проскальзывают раздраженные комментарии по поводу того, что российские пограничники выставляются из Туркменистана..

Российский контингент в настоящее время насчитывает 200 человек. Стороны договорились о поэтапном сокращении численности российских военнослужащих. В нынешнем году заканчивается срок договора между Москвой и Ашхабадом о совместной охране туркменской границы. В ближайшее время группа экспертов приступит к подготовке нового документа о пограничном сотрудничестве между двумя странами.

Взаимодействие российских и туркменских пограничников, по мнению российского генерал-полковника, продолжится в области военно-технического снабжения, подготовки профессиональных кадров, обмена информацией по обстановке на границе, борьбы с организованной преступностью и по другим направлениям. Они должны составить основу будущего соглашения о сотрудничестве, которое планируется подготовить к 19 ноября — дате прекращения действия договора 1993 года [[11]].

Уход российских пограничников не будет означать, что полностью прекратится и сотрудничество военных ведомств Туркменистана со странами СНГ. Туркменские военные учатся в ряде стран Содружества. Так, например, около 40 выпускников Харьковского института военных летчиков вскоре приступят к службе в частях ВВС и ПВО Туркменистана. Одновременно идет подготовка кадров для национальной армии и в самом Туркменистане. Причем, там наблюдаются явные новшества. Например, в Военном институте Министерства обороны Туркменистана, который готовит профессиональные офицерские кадры для вооруженных сил страны, в новом учебном году курсантами вуза станут около 300 человек, в том числе (впервые) 55 девушек [[12]].

5.3.       Ташкентская декларация

Проходившая в июле в Ташкенте конференция по Афганистану в формате «6+2» (в ней участвовали заместители министров иностранных дел США, Китая, Пакистана, Ирана, России, Туркменистана, Узбекистана, и Таджикистана, а также спецпредставитель генсека ООН в Афганистане) закончилась 19 июля подписанием совместной декларации о фундаментальных принципах мирного урегулирования конфликта в Афганистане.

В преамбуле декларации подчеркивалась озабоченность стран-участниц положением дел в Афганистане, которое угрожает региональной и глобальной стабильности. Участники подчеркнули свою приверженность мирному разрешению конфликта в Афганистане и указали на необходимость продолжать мирный процесс под патронажем ООН. Они выразили свою полную поддержку деятельности спецпредставителя ООН в Афганистане Брахими и миссии наблюдателей ООН в Афганистане. Стороны выразили обеспокоенность по поводу нарушений прав человека в стране, а также по поводу роста производства и контрабанды афганских наркотиков и продолжения подпольной торговли оружием. Другим предметом озабоченности участников стала подготовка террористов на афганской территории (особенно, как подчеркивалось в документе, на территориях, контролируемых «Талибаном»).

В основном тексте декларации была выражена уверенность подписавшихся в невозможности разрешения конфликта военным путем. В ней содержался призыв к мирным переговорам и созданию полиэтничного правительства в стране. Стороны призвали противостоящие группировки к возобновлению мирного диалога, они обязались не поставлять оружия в Афганистан и препятствовать их поставкам со стороны третьих стран. Участники обязались способствовать продолжению диалога между «Талибаном» и Северным альянсом.

Продолжение диалога было предложено по следующей схеме:

1 этап — принятие мер по укреплению взаимного доверия. Эти меры должны включать: 1) подписание соглашения о немедленном прекращении огня без всяких предварительных условий; 2) проведение прямых переговоров двух сторон по поводу обмена пленными, разблокирования дорог, доставки гуманитарной помощи в различные районы в Афганистане.

2 этап — выработка основных принципов будущей политической структуры Афганистана на полиэтничной основе.

Страны, имеющие общую границу с Афганистаном, обязались принять на односторонней и многосторонней основе меры по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. При этом они будут координировать свою деятельность с программой ООН по борьбе с наркотиками.

Участники переговоров потребовали от воюющих сторон (особенно, от «Талибана») прекратить поддерживать террористов и способствовать их задержанию. Страны-участники обязались оказать давление на афганские фракции с целью побудить их соблюдать права человека, а также сотрудничать с будущим афганским правительством в вопросах установления мира в стране и регионе, возврате беженцев, обеспечения реконструкции страны в рамках программ ООН. Стороны обратились с призывом к мировому сообществу оказать экономическую и гуманитарную помощь Афганистану, а также поддержать данную декларацию. Декларация была составлена на двух языках: английском и русском [[13]].

Туркменистан участвовал в выработке Ташкентской декларации, но не подписал ее. Это вызвано его нежеланием обидеть какую-либо из конфликтующих сторон в Афганистане. Туркменистан имеет нейтральный статус и гордится тем, что он имеет одинаково хорошие отношения как с «Талибаном», так и с «Северным альянсом». Стабильность в Афганистане очень важна для Туркмении, так как именно через эту страну предполагается проложить газопровод в Пакистан и, возможно, далее – в Индию.

Принятие Ташкентской декларации имеет ряд полезных последствий для Туркмении. Прежде всего, оно позволяет привлечь внимание мирового сообщества к положению дел в регионе. Кроме того, теперь возможна более тесная координация действий различных стран по борьбе с транзитом афганских наркотиков.

5.4.       Определены совместные туркмено-иранские приоритеты
борьбы с наркотиками

Делегация МВД Туркменистана посетила Иран с двухдневным визитом. Итоговым документом стал Меморандум о взаимопонимании между Туркменистаном и Исламской Республикой Иран в деле борьбы с наркоманией, против незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсов. Документ подчеркнул взаимное стремление двух соседних государств совместными усилиями искоренять источники незаконных поставок, наладив регулярный обмен информацией о маршрутах транспортировки наркотических средств. Программой сотрудничества предусмотрена также разработка эффективных программ лечения и реабилитации наркоманов, современных методов обнаружения наркотиков и многое другое.

Руководители МВД двух стран представили друг другу свои государственные программы по борьбе с наркотиками. В этой связи были обсуждены меры по согласованию программ, что должно обеспечить большую эффективность совместной работы. Для регулярного анализа ситуации по совместной борьбе с наркоманией на уровне министерств внутренних дел двух стран решено проводить ежегодные консультации.

Резюме

Двумя заметными событиями в политической жизни июля стали подготовка выборов в Меджлис и празднование рекордного урожая. Для стиля внутренней политики в Туркмении очень характерна история с предложением Спармурату Туркменбаши четвертой звезды Героя Туркменистана (за вклад в сбор небывалого урожая) и с его отказом от нее в пользу туркменского народа. Не наблюдается признаков того, что власти действительно готовятся провести свободные выборы.

Общее состояние туркменской экономики в июле продолжал определять спад в ключевой — газовой отрасли, предопределенный прекращением поставок газа на Украину. В принципе невозможно обеспечить устойчивое развитие этой страны без обеспечения ее выхода к устойчивым и платежеспособным рынкам сбыта газа.

Важными событиями июля стали визит в Туркменистан министра иностранных дел России Игоря Иванова и главы Федеральной пограничной службы Тоцкого. Визит Игоря Иванова не принес ничего нового в российско-туркменские отношения. По прежнему остаются базовые расхождения в интересах «Газпрома» и Туркменистана, а также — разногласия по поводу статуса Каспийского моря. Вывод российских пограничников из Туркмении — весьма важное событие в истории российско-туркменских отношений. С одной стороны, Россия теряет контроль над важным участком южных границ СНГ, а другой, она будет продолжать оказывать Туркмении помощь в охране границ. Кроме того, пребывание иностранных военнослужащих на территории страны плохо совместимо с нейтралитетом Туркменистана.

Туркменистан участвовал в выработке Ташкентской декларации, но не подписал ее. Туркменбаши объяснил свои действия российскому министру иностранных дел Игорю Иванову тем, что контрпродуктивным является выработка соглашений по Афганистану без участия самих афганцев. Туркменистан имеет нейтральный статус и гордится тем, что он имеет одинаково хорошие отношения как с «Талибаном», так и с «Северным альянсом». Стабильность в Афганистане очень важна для Туркмении, так как именно через эту страну предполагается проложить газопровод в Пакистан и, возможно, далее – в Индию.



Источники

[1]. Михайлов В., Смольников Г. Ниязов изложил credo туркмен // Независимая газета. — 1999. — 1 июля. — С. 5.

[2]. Туркменбаши отказался от четвертой звезды // Известия. — 1999. — 17 июля. — С. 4.

[3]. Город Чарджоу стал Туркменобадом // Известия. — 1999. — 22 июля. — С. 4.

[4]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 20 июля. — С. 5.

[5]. Город Чарджоу стал Туркменобадом // Известия. — 1999. — 22 июля. — С. 4.

[6]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 14 июля. — С. 5.

[7]. Электронная версия газеты «Нейтральный Туркменистан» — http: // www.sibnet.tm

[8]. Михайлов В., Смольников Г. Криминал в меджлис не пройдет // Независимая газета. — 1999. — 8 июля. — С. 5.

[9]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 17 июля. — С. 5.

[10]. Михайлов В., Смольников Г. Ашхабад уважает интересы России // Независимая газета. — 1999. — 20 июля. — С. 5.

[11]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 7 июля. — С. 5.

[12]. Военный институт... // Деловой Вторник. — 1999. — 27 июля. — С. 3.

[13]. http: // www.soros.org