Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Тверская область

С. ГЛУШКОВ

Тверская область

в июле 1999 года

Попытка реализации губернатором «тверской идеи» накануне выборов. Еще один конкурент губернатора из его администрации. Обострение отношений губернатора и мэра Твери из-за коммунальных проблем. Новая волна «отзовизма» в тверской глубинке. Предвыборная активизация политических партий и движений. Экономические итоги первого полугодия.

ГЛАВНОЕ

Можно констатировать, что команда губернатора Платова, продолжая действовать в рамках избранной ею компромиссной стратегии, пытается опереться на разрабатываемую частью тверской интеллектуальной элиты региональную идеологию, которую условно можно назвать «тверской идеей». Политической реализации этой идеи должно послужить Народное Собрание Тверской области, которое предполагается провести в октябре, то есть за два месяца до губернаторских выборов. При этом исполнительная власть пытается учесть ошибки, допущенные при предыдущих попытках такой реализации, в большей степени опираясь на интеллектуальную элиту и лояльные к власти общественные организации. Тем не менее, декларативно призывая все соперничающие группировки к сотрудничеству на основе следования общим региональным интересам, губернаторская команда не оставляет попыток открытой политической компрометации своих основных противников, в частности, тверского мэра Белоусова. К такой активности ее побуждает весьма неустойчивое социально-экономическое положение области, а также очевидный дефицит поддержки со стороны федеральных органов власти. В то же время недостаток единства в самой администрации проявился в выражении губернаторских амбиций председателем комитета по экономике Анатолием Клейменовым, уже вторым после Виктора Опекунова крупным чиновником, затеявшим собственную политическую игру.

Сам же Опекунов и возглавляемое им тверское «Отечество» в этом месяце проявили относительную пассивность, ничем не подтвердив заявленные ранее претензии на формирование центра консолидации политической элиты, и ничего не противопоставив идеологической и организационной активности губернатора. Трудно признать удачными и попытки тверского мэра, являющегося членом «Отечества», переложить на областные власти ответственность за явно нарастающую в областном центре коммунальную катастрофу, вызванную огромными городскими долгами перед энергетиками.

Несколько отстраненно от основных центров активности региональной элиты выглядят попытки разворачивания предвыборной кампании в области некоторыми общефедеральными политическими движениями («КЕДР», «Новая сила», «Духовное наследие» и др.), что можно считать свидетельством известной автономности регионального политического процесса, в целом индифферентного к межпартийной конкуренции, разворачивающейся в столицах.

Столь же далеки от них и настроения «глубинки», где на фоне продолжающегося ухудшения социального положения вновь возникают тенденции «отзовизма».

1.    Идеологизация твеРСкОгО регионального политического процесса

До сего времени опыт реализации высказанных еще в январе 1998 г. намерений губернатора создать региональное общественно-политическое движение трудно было назвать удачным. Созданное летом прошлого года движение «Тверской край» [[1]], объединившее лояльную губернатору интеллигенцию, но не подкрепленное властью материально и организационно, оказалось слабым и малоактивным. Учрежденный в феврале на так называемом Первом съезде тверской общественности союз «Тверское согласие» [[2]], напротив, оказался сильно перегруженным представителями властных структур, в основном губернаторских, что вызвало естественное недоверие к нему как низовой общественности, так и большинства соперничающих с губернатором политических групп, которые демонстративно отказались от какого-либо участия в «Согласии». Однако губернатор не отказался от попыток опереться в своей предвыборной кампании на заложенную в основе и «Тверского края», и «Тверского согласия» достаточно амбициозную региональную идеологию, о чем и свидетельствует подписанное им 21 июля постановление «О подготовке и проведении Первого Народного Собрания Тверской области» [[3]]. Проведенные 23 и 30 июля заседания оргкомитета, на которых присутствовал автор этих строк, свидетельствуют о намерениях команды губернатора организовать широкую пропагандистскую кампанию с участием специалистов в области региональных проблем, а также историков, краеведов, географов и т.д., с тем, чтобы на самом собрании, намеченном на октябрь, губернатор Платов мог предстать главным выразителем и защитником достаточно обоснованного и поддержанного научными авторитетами тверского регионального интереса. Пока трудно сказать, какой отклик найдет эта кампания среди избирателей области, однако вряд ли у основных соперников Платова на выборах найдутся столь же весомые идеологические аргументы. В то же время оппозиционная губернатору пресса отмечает отсутствие в его действиях по созыву подобного форума согласованности с Законодательным собранием [[4]]. И это несмотря на то, что будущему Народному Собранию предполагается придать некую легитимность и даже сделать его постоянным органом. Понятно, что без участия депутатов этот орган никак не сможет претендовать на представительность. Очевидно, что губернатор пытается втянуть законодательную власть в русло своих инициатив, рассчитывая таким образом предстать перед избирателями полновластным руководителем области, а не только главой исполнительной власти.

Обращает на себя внимание и попытка В.И.Платова предстать носителем региональной идеологии на общефедеральном уровне, предпринятая им по время заседания Политического консультативного совета при Президенте РФ. Он призвал участников заседания обратить внимание на попытки регионов достичь общественного согласия в собственных рамках, чему, по его мнению, мешают мелкие общефедеральные партии [[5]].

Куда более прагматично подходят к понятию регионального интереса объединения предпринимателей. В июле заявило о себе «Торгово-промышленное объединение предпринимателей г.Твери», выдвинувшее идею создания центра продвижения интересов именно производителей, а не региона вообще [[6]].

2.    Новый соперник губернатора

В этом качестве несколько неожиданно выступил председатель комитета по экономике областной администрации Анатолий Сергеевич Клейменов, который до сего времени не проявлял какой-либо политической активности и был вообще малозаметен. Ему 53 года, родился в Белгородской области, окончил экономический факультет Ленинградского университета, кандидат экономических наук. Двадцать лет работал в Тверском сельхозинституте. В 1990-93 гг. был депутатом городского Совета, но ничем особенным себя не проявил. Тем не менее еще при В.А.Суслове был приглашен в администрацию области, где был сначала начальником отдела, а затем стал председателем комитета. Сумел сохранить свой пост после избрания Платова — скорее всего по причине нехватки в администрации опытных экономистов. После ухода со своего поста первого заместителя губернатора И.А.Ялышева [[7]] исполнял его обязанности вплоть до назначения В.С.Опекунова.

Клейменов не скрывает, что «вдохновителем» его выдвижения на губернаторский пост, (и, по-видимому, спонсором его предвыборной кампании) является именно Ялышев. В мае с.г. последний пытался создать объединение глав местного самоуправления, оппозиционное Платову [[8]]. Однако главы оказались непослушными и в качестве своего кандидата на пост губернатора наметили нынешнего вице-губернатора Юрия Краснова. Последний после долгих раздумий заявил о том, что на выборах будет поддерживать В.И.Платова [[9]]. Вслед за этим Анатолий Клейменов и заявил о своей готовности «побороться за пост губернатора». Одновременно он обозначил и идеологическую основу своей предвыборной кампании, которая практически полностью совпадает с идеологией тверского регионального интереса, взятой на вооружение губернатором [[10]]. Обратило на себя внимание и неожиданное для чиновника такого ранга политическое по сути заявление, с которым Клейменов выступил несколькими днями раньше. Оно касалось принятых Госдумой поправок к первой части Налогового кодекса, которые фактически лишают областную власть возможности предоставления налоговых льгот инвесторам. Клейменов заявил о готовности своего комитета пойти на конфликт с федеральной властью и предоставить-таки льготы «Тверской мануфактуре». Интересно, что при этом он ссылался на поддержку не губернатора, а ряда депутатов Законодательного собрания [[11]].

Таким образом, возникает своеобразная конкуренция и за политическое использование «тверской идеи», и за роль центра номенклатурной оппозиции нынешнему главе исполнительной власти. Клейменов, также как и губернатор, заявил о создании регионального общественно-политического движения, которое было зарегистрировано 19 июля под названием «Верхневолжье — ХXI век».

Очевидно, что создание этого движения, также как и конкуренция Платову со стороны «Отечества», свидетельствует о том, что значительная часть формирующейся региональной элиты не склонна доверять нынешнему губернатору, способному на непредсказуемые действия, особенно в распределении своего властного ресурса, которым Платов делится, в значительной степени игнорируя номенклатурные «правила». Именно поэтому успешность усилий губернатора по консолидации элиты пока вызывает сомнения.

3.    Коммунальный конфликт

Постоянная готовность Платова перейти от компромиссной к конфронтационной стратегии была доказана и его резким заявлением в адрес городских властей и прежде всего мэра Твери А.П.Белоусова. Поводом для нее стали вынужденное прекращение в городе горячего водоснабжения, а также веерные отключения электроэнергии в жилых домах и на общественном транспорте [[12]]. Пожалуй, впервые за последние годы коммунальная проблема, достаточно острая во всех без исключения городах и районах области, стала причиной настоящей политической схватки между губернатором и мэром областного центра. Она нарастала вместе с долгами города газовикам и энергетикам, сумма которых более чем вчетверо превысила общий долг всех остальных муниципальных образований области (при том, что живет в них в два раза больше людей, чем в Твери). Эти и другие данные активно использовались мэром и губернатором, которые впервые после избрания Платова вступили в открытую публичную полемику друг с другом. Мэр Твери Белоусов даже заявил, что не гарантирует «обеспечения энергоресурсами расположенных на городской территории структур областной администрации и федеральных учреждений». В ответ Платов поставил под сомнение правильность расходования городом средств, собираемых за пользование коммунальными услугами [[13]]. Еще раньше один из чиновников областной администрации обвинил городские власти в использовании в жилищно-коммунальном хозяйстве затратного механизма советского образца [[14]]. Таким образом, дискуссия с самого начала была переведена в политико-идеологическое русло. Судя по реакции прессы, ни одна из сторон конфликта не вызвала симпатии горожан.

4.    Деятельность Законодательного собрания

22 июля состоялось 21-е заседание ЗС. Ожидалось, что оно определит дату выборов губернатора, но депутаты не сочли возможным сделать это до официального утверждения даты парламентских выборов, с которыми из соображений экономии предполагается совместить губернаторские. окончательное решение ЗС примет после каникул 19 сентября. Такая затяжка несколько осложняет положение кандидатов в губернаторы, вынужденных отложить свое официальное вступление в предвыборную кампанию и, соответственно, выгодна ныне действующему губернатору. Однако вряд ли есть основания говорить в связи с этим о каком-то усилении позиций губернатора в ЗС.

Собрание приняло закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тверской области», а также внесенный губернатором закон «О ставках налога на прибыль» [[15]].

5.    Местное самоуправление

5.1.       «Отзовизм» в Кесовогорском районе

9 июля в Кесовой Горе прошло собрание инициативной группы по отзыву главы района Юрия Цветкова, который на выборах 1996 года получил почти 60% голосов избирателей. Исток конфликта в маленьком и бедном сельском районе — столкновение между местной властью и предпринимателем В.В.Гусевым из-за фактически единственного кесовогорского предприятия — молокозавода. Валерий Гусев — уроженец Кесовой Горы, постоянно живущий в Колпино Ленинградской области, где ему принадлежит крупный мясоперерабатывающий завод. В области он известен своей меценатской и благотворительной деятельностью. Некоторые наблюдатели считают возможным его выдвижение кандидатом в депутаты Госдумы по 172 Бежецкому округу. Гусев владеет 51% акций Кесовогорского молокозавода. По существу, это первая в тверской глубинке попытка частного капитала оказать прямое и фактически неприкрытое давление на власть. Особых «грехов» за Юрием Цветковым не числится, поэтому перспектива его отзыва видится довольно сомнительной. Вполне вероятно, что Гусеву эта процедура нужна для отработки технологии борьбы за власть, которая может быть применена в другом месте, возможно — в том же Колпино.

5.2.       Оправдание вышневолоцкого мэра

12 июля суд г. Вышнего Волочка признал мэра города М.Ж.Хасаинова, обвиняемого в организации несанкционированного прослушивания телефонов корреспондента газеты «Тверская жизнь» Тамары Водичевой, а также некоторых других лиц, невиновным. Сам факт прослушивания установлен сотрудниками ФСБ в период предвыборной кампании 1997 года, в которой Хасаинов и Водичева выступали соперниками [[16]]. Фактически этот приговор означает поражение поддерживавшей обвинение прокуратуры и победу губернатора, чьим активным сторонником является Хасаинов. Впрочем, приговор уже обжалован и это дело будет рассматривать областной суд.

 

6.    Активизация политических партий

В июле целый ряд как вновь образованных, так и «старых» политических объединений федерального уровня из числа аутсайдеров начали пропагандистскую кампанию в области. К ним относятся «Новая сила» Сергея Кириенко, «Духовное наследие», «Духовное движение России» (лидер — космонавт В.В.Аксенов), Российское общенародное движение (РОД), КЕДР. Ни одно из них не имеет серьезной опоры во властных или экономических структурах, также как и связи с общественно-значимыми для жителей области проблемами. Их действия сводятся главным образом к газетным публикациям пропагандистского характера. Акция «Новой силы», раздававшей детям в пригородных лагерях майки и платки со своей символикой, представляется на этом фоне почти эффективной.

Тверские коммунисты наконец-то официально определились, утвердив на пленуме обкома КПРФ кандидатуру В.В.Баюнова на выборах губернатора. (25 июля он фактически открыл свою предвыборную кампанию, неожиданно для многих выступив с приветствием на концерте Надежды Бабкиной). Однако в прессу попадают сведения о нарастающих разногласиях в рядах коммунистов[[17]]. По одной версии, в одном округе с Татьяной Астраханкиной может выступить депутат Законодательного собрания, член КПРФ Надежда Алябышева, по другой, обсуждаемой среди политсоветников губернатора, Татьяна Астраханкина вопреки решению своего обкома все же намерена баллотироваться в губернаторы.

Еще одна «партийная» новость — заявление уроженца области и одного из руководителей партии ДВР Сергея Юшенкова о том, что не исключено его выдвижение в Госдуму по Тверскому округу [[18]].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной политической тенденцией в июле можно считать перерастание компромиссной методики в конфронтационную, которая, по-видимому, будет усиливаться по мере приближения выборов.

В то же время усиление идеологической составляющей в губернаторской политической линии представляется достаточно перспективным не только в рамках предстоящих выборов, но и на значительно большее время. Трудно сказать, в какой мере попытка создания региональной идеологии в старорусской области может считаться «ноу хау» тверского губернатора. Но то, что она отражает объективные процессы регионализации российской политической жизни, несомненно.

Во всяком случае, политическая и идеологическая активность губернаторской команды не идет ни в какой сравнение с довольно бледной деятельностью местных организаций общефедеральных партий и движений, включая «Отечество». Однако никто, и губернатор в том числе, не может быть уверен, что эта активность будет результативна — поскольку социально-экономическое положение области (см. Приложение) остается весьма сложным, и перелома к лучшему пока не намечается.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Экономическая статистика (см. [[19]])

 

Промышленность

По сведениям областного комитета государственной статистики, физический объем промышленного производства в области повысился за июнь на 7% по сравнению с маем, но в целом первое полугодие 1999 г. оказалось по этому показателю даже несколько ниже уровня прошлого года (99,8%). Таким образом, ожидаемый рост производства в связи с частичным вытеснением с российского рынка зарубежных производителей после прошлогоднего августовского обвала рубля в Тверской области не наблюдался.

 

Состояние ведущих отраслей

В целом в первом полугодии рост производства по сравнению с тем же периодом прошлого года отмечался только в ряде второстепенных отраслей: в стекольной и фарфорофаянсовой (158%), пищевой (118%), мукомольно-крупяной и комбикормовой (129%), промышленности стройматериалов (123%). Снизилось производство в химической и нефтехимической промышленности (99,7%), в электроэнергетике (97%), легкой промышленности (89%). В машиностроении и металлообработке уровень производства остался тот же, что и в прошлом году.

 

Сельское хозяйство

Продолжалось сокращение посевных площадей, общий клин которых составил 96% от величины прошлого года. Последствия неблагоприятных погодных условий очень сильно сказались на ситуации в растениеводстве. Погиб от майских морозов каждый четвертый гектар озимых (6,7 тыс. га), июньская жара привела к гибели каждого второго гектара яровых (184,2 тыс. га), а также половины посевов льна-долгунца (12 тыс. га), 10% картофеля и 15% овощей.

Поголовье крупного рогатого скота на 1 июля с.г. составило 98% к уровню 1 июня и 88% к 1 июля 1998 г., поголовье свиней — 98 и 94% соответственно, овец — 91 и 62%, птицы — 106 и 104%.

Месячный надой на одну корову в июне составил 894 кг, что на 61 кг (6,4%) меньше, чем в прошлом году.

Производство мяса в январе-июне составило 95% к январю-июню 1998 г.. молока — 82%, яиц — 102%.

 

Инвестиции

В I полугодии 1999 г. на развитие экономики и социальной сферы, по оценке облкомстата, за счет всех источников финансирования использовано 1672 млн. рублей инвестиций, что на 37% больше, чем в январе-июне 1998 г.

В январе-июне введены жилищные дома общей площадью 75 тыс. кв.м, или 86% к соответствующему периоду прошлого года.

Наибольшие средства освоены на строительстве третьего энергоблока Калининской АЭС — 127 млн. рублей.

 

Финансовая сфера

По сведениям областной налоговой инспекции, на 1 июля 1999 г. поступления налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему РФ составили 1669 млн. рублей, или на 11% больше, чем за соответствующий период 1998 г. 61% общей суммы направлен в консолидированный бюджет области.

По оперативным данным крупных и средних предприятий области (кроме сельхозпредприятий, банков и страховых организаций), сальдированным финансовым результатом их деятельности в январе-мае 1999 года стала прибыль в размере 440,6 млн. рублей. При этом 726 предприятий (61%) обеспечили получение прибыли в сумме 935,8 млн. рублей и 465 предприятий допустили убытки в размере 495,2 млн. рублей.

Дебиторская задолженность учитываемых предприятий и организаций на 1.05.99г. составила 13,2 млрд. рублей, из нее 8,4 млрд. рублей (64%) было просрочено. Кредиторская задолженность составила на 1.05.99 г. 22,8 млрд. руб., из нее просроченная — 15,8 млрд. или 69%.

 

Цены и доходы

Индекс потребительских цен в июне по отношению к декабрю 1998 г. — 126,4%, (по РФ — 124,5%).

В июне 1999 года номинальные денежные доходы в расчете на душу населения составили 704 руб. (в мае было 619 руб.).

В январе-апреле 1999 года средняя начисленная заработная плата одного работника (без выплат социального характера) сложилась в размере 919 руб. Ее реальный размер снизился за год более, чем на треть.

Величина прожиточного минимума, определенная в соответствии с методикой Минтруда России, выросла в регионе за июнь на 2 рубля, составив 855 рублей. Таким образом, резкое падение покупательной способности населения (соотношения среднедушевого дохода и прожиточного минимума), наблюдавшееся в мае, в июне сменилось небольшим ростом, но в целом за полугодие она снизилась по сравнению с прошлым годом на 67 процентных пунктов.

 

Рынок труда

Численность официально зарегистрированных безработных на начало июля составила 8 тыс. человек, снизившись по сравнению с началом года на 3 тыс. Всего в первом полугодии на учет поставлено 23,5 тыс. граждан, не имеющих работы (на 13% больше, чем в прошлом году). Трудоустроено 18,4 тыс. (на четверть больше,, чем в прошлом году). Потребность предприятий и организаций, заявленная в государственную службу занятости, в течение полугодия составила 14,7 тыс. человек (на 6,6% меньше, чем в прошлом году). На 1.07.99 г. она была равна 5,4 тыс. вакантных мест. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию составила 2 человека.


 



Источники

[1]. Глушков С. Тверская область в июне 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №6.

[2]. Глушков С. Тверская область в феврале 1999 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №2.

[3]. Официальный отдел. Администрация области // Тверские ведомости. — 1999. — 30 июля — 5 августа.

[4]. Дмитриев И. Приказано собраться... // Позиция. — 1999. — 3-9 августа.

[5]. Губернатор принял участие... // Вече Твери сегодня. — 1999. — 27 июля.

[6]. Как выйти из кризиса // Караван+. — 1999. — 28 июля.

[7]. Глушков С. Тверская область в январе 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №1 (84).

[8]. Глушков С. Тверская область в мае 1999 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №5.

[9]. Буячкин В. За кулисами // Вече Твери сегодня. — 1999. — 24 июля.

[10]. Анатолий Клейменов: Тверская область не обречена // Вече Твери сегодня. — 1999. — 27 июля.

[11]. Тофанюк Е. Ошибка Госдумы — беда для регионов // Вече Твери сегодня. — 1999. — 22 июля.

[12]. Власти Твери затрат не считают // Вече Твери сегодня. — 1999. — 27 июля.

[13]. Дискуссии вокруг энергетического кризиса в Твери продолжаются доводами мэра и губернатора // Тверская жизнь. — 1999. — 30 июля.

[14]. Михеев В. Надо ли повышать тарифы? // Вече Твери сегодня. — 1999. — 20 июля.

[15]. Приняты новые законы Тверской области // Тверские ведомости. — 1999. — 23-29 июля.

[16]. Глушков С. Тверская область в ноябре 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №11 (70).

[17]. Партийные игры на тверском поле // Караван+. — 1999. — 28 июля.

[18] Планы Сергея Юшенкова // Вече Твери сегодня. — 1999. — 23 июля.

[19]. Социально-экономическое положение Тверской области (информационно-аналитический бюллетень). — Тверь, 1999. — Январь-июнь.