Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Нижегородская область

Н.П. РАСПОПОВ

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в июле 1999 года

Губернатор подвел итоги деятельности за прошедшие два года.

Налоговая политика.

Деятельность политических партий и общественных движений в регионе: Активность «Правого дела», визит С.Бабурина, создание новой общественной организации «Женщины Нижнего Новгорода».

Защита прав человека в регионе.

Фестиваль ассоциации районов Поветлужья (река Ветлуга протекает по территории Нижегородской, Кировской, Костромской областей и Республики Марий Эл).

ГЛАВНОЕ

В июле публичная политическая деятельность в регионе переживала затишье. Однако ослабление пульса политической жизни Нижегородской области было обманчиво. Можно сказать, что региональный политический процесс имеет двухслойную структуру: первый слой представляет собой официальные и публичные акты и действия, нормативно определяющие и расстановку политических акторов, и характер их деятельности, а второй слой — неофициальные и непубличные взаимодействия политических акторов по поводу доступа к ресурсам. В скрытом от глаз общественности слое в обзорный период шла перегруппировка сил в связи с оформляющейся предвыборной коалицией «партии власти» — «Отечество — Вся Россия», а также происходила сложная трансформация движения «Наш дом — Россия».

Заметным событием жизни политических партий и движений июля было проведение блоком «Правое дело» предвыборной акции с явной ориентацией на молодежную часть электората. Б.Немцов и И.Хакамада заявили о своем намерении выдвигаться параллельно по одномандатным округам.

Данные обстоятельства позволяют утверждать, что как и в июне, в региональном политическом пространстве продолжалась борьба/взаимодействие акторов по вопросу о власти. Сложность этой борьбы объясняется тем, что претендующие на региональную власть акторы были как местными, так и не местными, как регионального, так и федерального происхождения. Они были способны приводить в действие социально-политические силы и внутри административно-территориальных границ региона, и вне их. Попытка правящей группы во главе с губернатором играть доминирующую роль в политическом процессе была продемонстрирована в ходе областного совещания в Дзержинске 16 июля. После двух лет губернаторства было высказано желание обратить в собственный символический капитал/ресурс все то, что было наработано региональной властью за время после 1991 года. Однако при этом политико-административная элита во главе с И.Скляровым, переводит свой капитал/ресурс одновременно и в ресурс/ограничение, поскольку политическая элита, сложившаяся в регионе в 1997-99гг. после ухода на работу в правительство РФ Б.Немцова, оказалась почти полностью лишенной политиков-новаторов при обилии «хозяйственников» и «силовиков».

Профессиональный уровень элиты был продемонстрирован в июле в ходе противоречивого проведения налоговой политики и в попытках чисто административными методами ликвидировать «бензиновый» кризис. Двухлетие губернаторства И.Склярова было отмечено очередной артикуляцией идей всеобщего государственного регулирования.

Важным событием в политической жизни региона явилась публикация доклада Комиссии по правам человека. Это свидетельствует о том, что в регионе продолжается формирование структур гражданского общества. Однако их политический вес и социальное влияние весьма низки, они продолжают искать официальную государственную поддержку и пока не способны организационно и идейно упорядочить событийность региональной политической жизни. Главная слабость этих объединений состоит в том, что они не исполняют ни роли школы для начинающих политиков регионального уровня, ни роли аккумулятора кадрового потенциала для местного (само)управления. В то же время материалы доклада комиссии свидетельствуют о продолжении роста авторитарных тенденций регионального политического режима, находящегося в фазе неопределенности. В этом случае можно говорить как о незрелости демократии, так и о том, что региональная власть сосредоточена в руках тех акторов и групп, которые в первую очередь озабочены тем, чтобы избавить свою политическую судьбу от риска конкурентной борьбы, коль скоро контролировать ее от начала до конца они не могут.

Региональное политическое пространство принадлежат к конкретной политической культуре и истории. Границы его не всегда точно совпадают с административно-территориальными. В этой связи в событийном ряду региональной политической и культурной жизни надо отметить проведение VII фестиваля жителей ассоциации районов Поветлужья «Мы с Ветлуги-реки».

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГУБЕРНАТОРА ЗА ПРОШЕДШИЕ ДВА ГОДА

16 июля нижегородский губернатор И.Скляров собрал совещание областной политической и промышленной элиты в Дзержинске. Тема совещания — развитие региона. Губернатор проработал на своем посту уже два года — половину того срока, на который был избран. Используя этот своеобразный юбилей, Иван Скляров решил подвести итоги собственной деятельности.

Безусловно, ему достались не самые удобные годы для губернаторства. За это время трижды сменилось правительство, последний год прошел под знаком потрясшего страну финансово-экономического кризиса, что требовало как моментальных оперативных, так и долгосрочных стратегических решений.

Следует отметить, что в период губернаторства И.Склярова в сменявшихся правительствах России было как никогда много нижегородцев. Однако это не принесло ему ощутимых выгод. Это в равной мере относится как к политикам демократического толка, демонстративно не делавших во время своей работы в правительстве предпочтений регионам, так и, например, к сопернику И.Склярова на губернаторских выборах 1997 года коммунисту Геннадию Ходыреву.

Не сложились отношения у губернатора и с другими нижегородцами в Москве, прежде всего с депутатами Государственной Думы, на что сам Иван Петрович неоднократно сетовал. Трудно сказать, чьей здесь вины больше: губернатора или парламентариев. Лишь с одним из шести нижегородских членов парламента — Павлом Веселкиным — отношения сложились более или менее конструктивно.

Всем нижегородцам в столице Скляров предпочитал дружбу с москвичом Юрием Лужковым. Однако ответная реакция Москвы была скупой. «Мы готовы наполнить «карман России», — сказал на инаугурации нового нижегородского губернатора И.Склярова мэр Москвы. Однако надежды на подписанное московским правительством соглашение с Дзержинском и высказанную готовность «наполнить карман» почти не оправдались.

Тем не менее Иван Скляров не изменил своим симпатиям. В течение длительного времени нижегородский губернатор вел переговоры со своим самарским коллегой К.Титовым о формировании блока региональных лидеров. Однако, когда, создавая «Отечество», Лужков по телефону обратился за поддержкой к Склярову, тот стал сколачивать местное отделение движения настолько усердно, что местная организация ЛДПР, обидевшись на невнимание губернатора к остальным партиям и движениям, даже заявила о готовности подать на него в суд. Действительно, по отношению к другим политическим силам губернатор не слишком радушен.

Из всех сменившихся более остальных нижегородскому губернатору было симпатично правительство Е.Примакова. Назначение последнего премьером вызвало энтузиазм у Склярова, много и охотно рассуждавшего об усилении роли государства, о планировании в экономике, о вертикали власти и даже выступившего с заявлением о том, что вскоре губернаторов будут не выбирать, а назначать и он со своей стороны готов ввести систему назначений в области хоть сейчас. «Это последние выборы у нас были», — сказал И.Скляров, имея в виду выборы нижегородского мэра, на которых победил кандидат, вовсе ему не симпатичный.

Юрий Лебедев, придя в мэрию, постарался первым делом очистить ее от людей не из своей команды. Кадровые перестановки Лебедева были самыми радикальными из всех, которые знал регион в последние годы.

И.Скляров действовал иначе. Он взял на работу всех уволенных Лебедевым чиновников. Сам не увольнял никого. Люди уходили в отставку самостоятельно, в том числе двое — Татьяна Гришина и Геннадий Баландин — из областной администрации переместились в городскую.

Прошедшие два года губернаторства ознаменовались конфликтами губернатора с местными СМИ. Тактика очаровывания, применяемая по отношению к прессе предшественником Склярова, принесла ощутимые плоды Немцову, создав образ «столицы реформ», который потом развеялся. Для И.Склярова характерен авторитарный стиль отношений, и не только, разумеется, с прессой. Основной специалист во всех вопросах (будь то финансы, сельское хозяйство или промышленность), губернатор естественным образом распространяет этот стиль и на СМИ.

Деятельность Склярова на посту губернатора не добавила региону инвестиционной привлекательности. В перспективе — рост инвестиций из других регионов, из ближайшего зарубежья, но не из зарубежья дальнего. Следует отметить, что гарантами для инвесторов зачастую выступают персоналии, не входящие в систему областной власти. Например, партнеры ОАО «ГАЗ» из концерна «FIAT» неоднократно заявляли, что единственным гарантом сделки для них является генеральный директор ГАЗа Н.Пугин. Единственным крупным инвестиционным проектом, подготовленным администрацией И.Склярова, является соглашение с концерном «Electrolux». И голландские проекты на Линдовской птицефабрике, и продажа акций Борского стекольного завода, и до сих пор не вставший на ноги проект строительства фармацевтического производства в Кстове готовились годами, начиная еще со времен Немцова.

Областная администрация неудачно распорядилась занятыми средствами. 20 миллионов долларов еврозайма были потрачены на выплату заработной платы; деньги, которые предполагалось вернуть через три месяца, теперь будут возвращаться по графику погашения до 2003 года, но и этот график не выполняется. Проекты, которые позволили бы инвестировать средства займа, с тем, чтобы получить прибыль и вернуть долг, остались в большинстве своем пылиться в шкафах областной администрации.

За прошедшие два года областной администрации не удалось ощутимо подняться над уровнем управления регионом предыдущей администрации Б.Немцова, и особенно это проявилось в отсутствии стратегических замыслов.

Необходимо также подчеркнуть, что на протяжении двух лет губернаторства И.Скляров ни разу публично не подверг серьезному анализу свое участие в мерах, проводимых бывшим губернатором Б.Немцовым. Зато часто высказывал мысль о своих пионерских начинаниях во всех сферах нижегородской жизни. Такая позиция создает завышенные ожидания как у представителей политико-административной элиты, так и у социальных групп, ее поддерживающих [[1]-[2][3]].

2.    НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

С 1 июля в области был введен единый налог на вмененный доход. Большая часть предпринимателей встретила его в штыки; еще ни один налог на вступал в действие с таким шумом, с митингами, со столь жаркими речами. Главное его преимущество с точки зрения властей — стабильность поступления «живых» денег в бюджет. Для городов и районов области увеличение объема денег в казне — одна из первоочередных задач. Ожидается, что только по Нижнему Новгороду единый налог будут платить около 30 тысяч человек. Правда, к 1 июля его заплатили всего 3 тысячи. Остальные или ходили по согласительным комиссиям, или выжидали. После того, как по городу прошли рейды, в ходе которых было проверено четыре тысячи предпринимателей, желание платить налог у бизнесменов резко возросло. Налоговые инспекции отводят два месяца «для адаптации» — столько времени, по их мнению, необходимо, чтобы система уплаты единого налога начала действовать без сбоев.

Необходимо отметить, что идея введения налога на вмененный доход была выдвинута в Нижнем Новгороде по предложению предпринимателей. Бизнесмены предложили взамен большого количества налогов ввести плату за патент на занятие определенным видом деятельности. Нижегородская региональная власть выступила с законодательной инициативой и долгое время добивалась принятия закона об этом налоге. Один из лоббистов закона о налоге на вмененный доход, бывший нижегородский губернатор и бывший вице-премьер России Б.Немцов вспоминает: «Мы не особенно надеялись на то, что местные власти будут содействовать бизнесу с помощью щадящих ставок. Но мы все-таки рассчитывали на здравый смысл. Теперь, объехав пол-страны, я увидел, что во многих регионах, где у власти стоят ничего не понимающие или ничего не желающие понимать в бизнесе люди, ставки вмененного налога предельно завышены, это превращает бизнес из легального в «серый», и делает отношения между бизнесом и властью конфронтационными».

Ситуация во многих районах Нижнего Новгорода довольно сложная. Владельцы тяжелых грузовиков грозятся перекрыть главные магистрали. По мнению ведущих специалистов налогового управления, введение единого налога на вмененный доход в нефтяной отрасли (то есть на автозаправочные станции) вообще крайне нежелательно. Отмечается, что введение единого налога на вмененный доход в области не во всем и не всегда соответствует духу закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и указу Президента РФ «О мерах по устранению административных барьеров». Городская администрация Нижнего Новгорода для выхода из кризисной ситуации создала специальную согласительную комиссию.

Понимая, что собрать необходимые суммы от введения в действие налога на вмененный доход в предполагаемые сроки не удастся, региональная власть вернулась к рассмотрению вопроса о введении в действие налога с продаж. При обсуждении на заседании ОЗС закона о налоге с продаж директор областного департамента финансов В.Труфанов сказал, что налог с продаж будет приносить 100 миллионов рублей ежемесячно, и это позволит выплачивать по графику детские пособия и ликвидировать задолженность по зарплате бюджетникам. Налог с продаж, по идее, должны заплатить богатые в пользу бедных, поскольку в новой редакции законопроекта существенно расширен перечень товаров и услуг, который этим налогом не облагается. Несмотря на энергичные выражения в кулуарах сессии ОЗС, обсуждение налога с продаж в зале заседания прошло, за редким исключением, вяло. Сказывалась жесткая позиция губернатора.

Из хода обсуждения законопроектов об этих налогах можно сделать вывод о том, что нижегородский региональный парламент находится под контролем исполнительной власти, и является, по сути, «карманным» [[4],[5]].

Органы власти, предлагая новый налог, по сути расписываются в своей неспособности в полной мере собрать уже действующие. Стало уже нормой, что любая власть, сверху донизу, от Москвы до самых до окраин, когда не хватает денег, предлагает новые налоги — вместо того, чтобы собрать старые и разобраться с расходами. Нижегородская область не является исключением из этого правила.

3.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ В РЕГИОНЕ

30 июля в Нижнем Новгороде прошла акция «Ты прав», рекламировашая коалицию «Правое дело». Хотя в своей политической игре Борис Немцов сделал на Нижний Новгород основную ставку, родной для него город не стал стартовой площадкой для этого «самого сложного проекта в области выборных технологий», как объявили его устроители, до этого акция «Ты прав» состоялась в ряде городов Уральского региона. Б.Немцов и И.Хакамада провели встречу с нижегородскими предпринимателями, с депутатами Законодательного собрания (эту встречу вел председатель ОЗС Анатолий Козерадский), с мэром Нижнего Новгорода Юрием Лебедевым, дали пресс-конференцию. Вечером они прошли по Большой Покровской вместе с участниками акции к стадиону «Динамо», где состоялся большой концерт с участием музыкальных кумиров молодежи. То, что состоявшаяся акция была обращена именно к молодежи, гости подтвердили на своей пресс-конференции. По их словам, цель, которую они преследуют, — сделать так, чтобы ходить на выборы стало модным, чтобы власть в стране выбирали не пожилые люди, а молодежь. Главной же темой пресс-конференции стало обсуждение коалиции «Правого дела» с другими правыми движениями. По словам И.Хакамады, первый проект демократов заключался в том, чтобы в коалицию «Правое дело» объединились небольшие движения. Это удалось, и уже в начале года в блок записалось 13 организаций. С.Кириенко попросил у соратников время для обретения собственного политического веса. Этот период — с созданием и раскруткой движения «Новая сила» — успешно завершился, и недавно С.Кириенко подписал меморандум о вхождении в «Правое дело». То же сделал и лидер «Голоса России» К.Титов. Третья очередь проекта — объединение с движением «Наш дом — Россия». Если и эта часть замысла праводельцев увенчается успехом, то коалиция, по мнению И.Хакамады, встанет вровень с «ЯБЛОКОМ». По опросам, проведенным в Нижнем Новгороде, такую широкую коалицию готовы поддержать 15% избирателей. Еще один личный проект И.Хакамады — выдвижение в Думу по московскому округу. В 1995 году, провалившись на выборах со своим списком «Общее дело», Хакамада тем не менее стала депутатом столичного округа Орехово-Борисово. В 1998 году она возглавила министерство, и ее место в Думе занял генерал А.Николаев. В 1999 году И.Хакамада выходит на поединок с популярным генералом в своем округе. «У меня нет выбора, — добавила И.Хакамада, — мы приняли решение, что все лидеры «Правого дела» должны выдвигаться в округах, дабы увеличить наше представительство в Думе, освободив места следующим за лидерами «списочникам». Подтвердил свое намерение баллотироваться по Автозаводскому округу Нижнего Новгорода и Б.Немцов. Кстати, через несколько дней после этой пресс-конференции персональный оппонент Б.Немцова В.Семаго подтвердил свою давнюю мечту — побороться с ним в одном округе — «дабы дурь каждого видна была». В то же время президент ОАО «ГАЗ» Николай Пугин заявил, что он будет поддерживать нынешнего депутата от Автозавода Павла Веселкина: «Нас устраивает его работа, мы намерены его поддержать». Подобный расклад сил сегодня закладывает основы жестокой конкуренции в этом избирательном округе при выборах в Госдуму [[6]].

 

19 июля Нижний Новгород посетил председатель Центрального комитета партии Российский общенациональный союз вице-спикер Госдумы С.Бабурин, вместе с ним прибыл Олег Бакланов (бывший секретарь ЦК КПСС и член ГКЧП). Целью визита были консультации с нижегородскими соратниками по партии по поводу уточнения партийного списка для участия в декабрьских выборах. Итоги этих переговоров являются пока «информацией для внутреннего пользования». Зато открытой для прессы стала встреча С.Бабурина и сопровождавших его лиц с губернатором И.Скляровым. В частности, и Скляров, и Бабурин сошлись во мнении, что закон о местном самоуправлении, к которому нынешний вице-спикер имеет прямое отношение, не лишен серьезных просчетов, которые выливаются сейчас в регионах, особенно в крупных, в противостояние между властью областной и местной. С.Бабурин обсудил с И.Скляровым, как главой нижегородской организации «Отечества», некоторые политические вопросы. По словам С.Бабурина, на предстоящих выборах «проблем с честностью и объективностью будет больше, чем на предыдущих». Вместе с тем он считает, что в этот раз гораздо больше партий и движений преодолеет пятипроцентный барьер. Лидер РОСа считает, что «банда четырех», как он называет НДР, ЛДПР, «ЯБЛОКО» и КПРФ, дискредитировала себя и больше не сможет направлять течение политического процесса. До сих пор именно эти партии, по мнению С.Бабурина, представляли собой «четыре опоры режима Бориса Ельцина» и способствовали «проведению пагубного внутри- и внешнеполитического курса».

Что же касается взаимоотношений с «Отечеством», то С.Бабурин сравнил их с футболом: «сотрудничество по принципиальным вопросам (в деле проведения матча и соблюдения правил) и одновременно стремление забить сопернику максимальное количество голов» [[7],[8]].

 

В Нижнем Новгороде заявило о себе еще одно общественно-политическое движение. В июле прошла учредительная конференция нового общегородского общественного движения «Женщины Нижнего Новгорода». В его состав вошли представительницы более 40 инициативных женских организаций. Впервые идея объединить множество существующих в Нижнем Новгороде женских движений была высказана еще осенью 1996 года на второй общегородской конференции «Деловая женщина и бизнес». Три года спустя эта идея нашла свое воплощение в заявленном новом общественном движении. Среди представительниц нового движения есть женщины-предприниматели, женщины-политики, даже женщины-домохозяйки; представительницы его по большей части женщины среднего и старшего возраста. Основными целями женского движения названы координация деятельности женских объединений, поддержка и реализация их программ, продвижение социально значимых программ, создание системы адаптации семьи в изменяющихся социальных условиях, защита здоровья женщины и ребенка.

В уставе движения, в пункте «Задачи» декларируется деятельность по поддержке и выдвижению женщин на руководящую работу. По словам мэра Ю.Лебедева, приветствовавшего создание женского движения в качестве почетного гостя, чем больше женщин участвует в общественной жизни, тем больше делается хороших дел и принимается взвешенных решений [[9]].

 

В рамках осмысления участия молодежи в предстоящих выборах в Государственную Думу одна из ведущих региональных газет «Нижегородские новости» провела круглый стол на тему «Молодежь и власть. Омоложение политической элиты», в котором приняли участие лидеры ведущих молодежных организаций и движений региона, а также лидеры региональных отделений партий. О.Рыхлова, председатель региональной общественной организации «Нижегородская молодежная лига» отметила, что в области зарегистрировано около двух тысяч общественных движений, треть из них — молодежные. Подавляющее большинство этих организаций малозаметны. Наиболее активно проявляющие себя организации: Российский союз молодежи, Ассоциация студенческой молодежи и Нижегородская молодежная лига. Выступившие в ходе обсуждения за круглым столом руководители и представители местных отделений партий А.Осташкин (НДР) и М.Гайдаш («ЯБЛОКО») говорили о том, что участие молодежи в предвыборной кампании проходит на уровне простых статистов, политически не осмыслено и является простым зарабатыванием денег. Пришла пора молодежным организациям выставлять свои кандидатуры на выборах всех уровней. П.Стронгин, председатель правления молодежного движения содействия правоохранительным органам «Александр», высказался о деятельности регионального молодежного парламента. который мог бы стать прекрасной школой обучения молодежи политике, экономике и юриспруденции. Он также отметил, что выдвижение единого кандидата от молодежных организаций очень затруднено в силу их различных политических ориентаций. Д.Смирнов, заместитель председателя Нижегородской молодежной лиги, подводя итог обсуждения за круглым столом сказал, что на сегодняшний день власть всех уровней не интересуется степенью участия молодежи в политике, и такой подход необходимо преодолевать различными способами. Результатом разговора за круглым столом станет резолюция, отражающая позицию нижегородских молодежных организаций по участию в политике и которая будет направлена всем ведущим политикам, политическим движениям и властным структурам [[10]].

4.    ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РЕГИОНЕ

Три с лишним года назад в Нижегородской области распоряжением губернатора от 10 декабря 1996 года №1623-р была образована комиссия по правам человека. Почти все это время обязанности председателя комиссии исполняет Сергей Шимоволос. Один из аспектов работы комиссии — анализ соблюдения прав человека во всех аспектах. На его основе комиссия составляет открытые доклады, которые направляются в Законодательное Собрание, губернатору, полномочному представителю Президента РФ в Нижегородской области. 24 июня комиссия утвердила доклад о положении с правами человека в Нижегородской области за 1998 год. Следует отметить, что Нижегородская комиссия по правам человека работает на общественных началах. Не имея финансирования и штатных сотрудников, комиссия не смогла бы провести самостоятельную работу по подготовке принятого доклада. Поэтому за основу был принят доклад, подготовленный Нижегородским обществом прав человека (НОПЧ) при участии правозащитных организаций и активистов всей области. В докладе отмечается, в частности, что в 1998 году значительно ухудшилось отношение органов власти к обязательствам по обеспечению прав и свобод граждан, зачастую безнаказанно игнорируются законодательные нормы, гарантирующие соблюдение прав человека. Наиболее выразительно и массово это проявляется в судебной сфере, в обеспечении свободы выбора места жительства и соблюдении минимальных стандартов содержания осужденных. Сохранилась и качественно не изменилась проблема обеспечения государством социальных гарантий для нетрудоспособных и зависимых категорий граждан. Удовлетворительным в докладе назван уровень обеспечения ряда основных трудовых прав граждан: защиты от принудительного труда, права на коллективные трудовые споры, объединение в профессиональные союзы, в то же время нетерпимой и острой остается ситуация с задержкой выплаты заработной платы на предприятиях и организациях бюджетной сферы.

Сохраняются в области незаконные ограничения свободы передвижения, не теряет остроты проблема применения незаконных методов дознания и следствия, физического насилия, в том числе, пыток. За прошедший год ни один случай насилия официально не был признан пыткой и ни один пострадавший не получил должной защиты. В действиях правоохранительных органов в значительной мере проявляется дискриминация по национальному признаку, в первую очередь, по отношению к выходцам с Кавказа, корейцам, китайцам.

В докладе констатируется, что в правоприменительной и судебной практике отсутствует механизм реализации закрепленного Конституцией РФ приоритета прав человека. Медленно развивается правосознание граждан, поскольку, с одной стороны, сами граждане не в состоянии соблюдать в полном объеме существующие законы и, с другой стороны, власти (или чиновники, их представляющие) зачастую сами безнаказанно нарушают их (это особенно очевидно прежде всего в налогово-фискальной сфере). Кроме того, граждане, чьи права нарушаются, сами, как правило, ничего не предпринимают для восстановления законности, считая издержки несопоставимыми с предполагаемым результатом правовой защиты. Не сформированы общественные механизмы контроля над государственной властью, однако развитие общественных инициатив в этой сфере дает надежду на улучшение ситуации. Сохраняется кризис судебной власти, которая не может обеспечить минимальный уровень защиты общечеловеческих и гражданских прав и свобод. По-прежнему практикуется давление исполнительной власти на суды, особенно, если решение суда может иметь принципиальное, прецедентное значение.

Доклад комиссии содержит несколько разделов («Пытки и другие жестокие... виды обращения и наказания со стороны правоохранительных органов...», «Обеспечение свободы выбора места жительства», «Соблюдение основных политических свобод», «Соблюдение основных социальных и трудовых прав» и др.), в которых обобщены конкретные случаи нарушения прав человека. Материалами, содержащимися в докладе, комиссия подтверждает отмеченную аналитиками тенденцию усиления авторитарности политического режима в регионе. Системный кризис, развернувшийся в результате проигрыша региональной «партии власти» на выборах мэра 29 марта 1998 года, привел к многочисленным нарушениям права на периодическую смену власти через выборы. Наибольший резонанс получили выборы главы местного самоуправления г.Нижнего Новгорода. Большинством голосов (34,7%) победу на выборах 29 марта одержал А.Климентьев. Постановлением окружной избирательной комиссии от 1 апреля 1998 года за №87 итоги этих выборов были отменены. 8 апреля 1998 года Комиссия по правам человека при администрации Нижегородской области обнародовала заключение «О нарушении избирательных прав на выборах главы местного самоуправления г.Нижнего Новгорода». В заключении был дан анализ сложившейся ситуации и сделаны следующие выводы: «решение избирательной комиссии поставило под сомнение итоги выборов, а также форму волеизъявления жителей г.Н.Новгорода в избрании главы местного самоуправления. Таким образом, решение комиссии может рассматриваться как ограничивающее право избирать органы власти, посредством избранных представителей участвовать в ведении государственных дел. Постановление, в частности, ограничивает избирательное право граждан, определенное статьей 25 «Пакта о гражданских и политических правах». В подтверждение своей точки зрения Комиссия по правам человека ссылалась на мнение экспертов «Human Rights Watch»: «...Human Rights Watch считает, что результаты выборов в Нижнем Новгороде были аннулированы исключительно по причине того, что федеральное правительство не устраивала кандидатура г-на Климентьева в качестве мэра Нижнего Новгорода».

Окружная избирательная комиссия может признать выборы по избирательному округу недействительными только в случае, если нарушения, не позволяющие с достоверностью установить результат волеизъявления избирателей, были допущены при голосовании или установлении его итогов не менее чем на 1/4 избирательных участков или в округе в целом либо по решению суда. Иные нарушения, в том числе перечисленные в постановлении (нарушение порядка агитации или финансирования. подкуп избирателей и т.п.), в силу ст.66 областного закона, могут являться основанием лишь для отмены регистрации кандидата. Однако окружная избирательная комиссия решение об отмене регистрации кого-либо из кандидатов не принимала. Более того, определением судебной коллегии Нижегородского областного суда (председательствующий — судья Н.Д.Железнова) от 30 марта 1998 г., вступившим в законную силу, установлено, что при досрочном голосовании, включая день 28 марта 1998 года, нарушений законодательства о выборах допущено не было. Следовательно, основанием для признания результатов выборов недействительными могли быть только нарушения порядка голосования в день выборов, то есть 29 марта 1998 года. Однако в постановлении окружной избирательной комиссии упомянуто только три случая неправильного опечатывания ящиков для голосования на трех избирательных участках, что составляет 0,55% от общего количества избирательных участков (539). Никаких решений суда о нарушении порядка голосования или подсчета голосов не существует. Постановление окружной избирательной комиссии не содержит сведений, на основании которых можно подвергнуть сомнению достоверность результатов голосования. Такими основаниями, согласно законодательству, могли быть нарушение тайны голосования, дискриминационное ограничение участия избирателей и необеспечение их свободного волеизъявления.

Основанием для отмены выборов послужил расплывчато сформулированный п.3а ст.58 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», позволяющий отменять итоги выборов на основании сведений о нарушениях (допущенных кандидатами во время предвыборной кампании), которые «не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей». Таким образом, данный закон дает возможность из конъюнктурных соображений отменить результаты волеизъявления граждан на основании любых нарушений и после подведения итогов голосования.

Комиссия по правам человека, рассмотрев ситуацию с отменой выборов, предложила помимо судебного разбирательства провести международную независимую экспертизу. Независимой экспертизой власть города и области не воспользовалась. Чрезмерная осторожность, опасение властей внешней огласки событий отразилось и на повторных выборах главы местного самоуправления в сентябре 1998 года. Тогда окружная избирательная комиссия запретила участвовать в выборах международным наблюдателям.

Большой интерес представляют предложенные Комиссией выводы и рекомендации, касающиеся изменения практики государственных органов, изменения в кадровом составе государственных органов, правоприменительной практики. Особое беспокойство Комиссии вызывает бездействие органов прокуратуры, в чью ответственность входит обжалование нормативных актов, противоречащих правам человека. Первостепенная задача органов власти и должностных лиц при принятии решений, как сказано в докладе, — следование принципу приоритета прав человека перед иными правами и интересами. Комиссия обращает внимание, что соблюдению прав человека может способствовать постепенное обновление кадрового состава в пользу людей, которые имеют большее представление о нормах, связанных с правами человека [[11]].

 

Комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Нижегородской области обратилась в средства массовой информации с открытым письмом, в котором объявила о приостановлении приема и рассмотрения дел по выплате компенсаций за имущество, конфискованное у реабилитированных жертв при применении политических репрессий. Свое решение, принятое на заседании 6 июля 1999 года, комиссия считает вынужденным. Дело в том, что, как говорится в письме, «в Нижегородской области практически прекращено исполнение федерального закона о реабилитации жертв политических репрессий». По данным комиссии, задержка выплат компенсаций за имущество составляет в области более полутора лет. Долги по исполнению государственных обязательств по этой статье расходов составили на начало года более 6 млн. рублей. В течение трех последних месяцев департамент финансов вообще не принимает проекты распоряжений о выплате компенсаций по предоставленным заключениям областной комиссии. 47 дел, таким образом, «повисли в воздухе».

Комиссия полагает, что решить вопрос можно было бы путем выделения на компенсационные выплаты возвратной ссуды. Однако неоднократные обращения комиссии к администрации с этим предложением остались без ответа.

В письме также говорится, что осложняется ситуация с обеспечением льгот реабилитированным. Из-за отсутствия финансирования приостановлена работа по увековечению памяти жертв политических репрессий, хотя к печать подготовлены 2-й и 3-й тома. Эта ситуация, считает председатель комиссии В.Жильцов, «представляется совершенно недопустимой» [[12]].

5.    ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРА В МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

4 июля в городе Ветлуге Нижегородской области проходил VII фестиваль жителей ассоциации районов Поветлужья «Мы с Ветлуги-реки». Если верить организаторам, то нынешний фестиваль стал самым грандиозным за 7 лет существования ассоциации. На него прибыли представители 20 районов из областей, по которым протекает Ветлуга (Нижегородской, Костромской и Кировской) и Республики Марий Эл. Ассоциация объединяет в основном территории, удаленные от областных центров (и страдающие от этого экономически) — дороги здесь, как правило, хуже, газификация началась позднее, и газ в большинство районов Поветлужья еще не пришел. И в то же время ветлужане, объединившись, помогают друг другу выжить. В своих выступлениях и на открытии праздника, и на последующей пресс-конференции это отметили нижегородский губернатор И.Скляров, губернатор Костромской области В.Шершунов, исполнительный директор ассоциации Сергей Смирнов. Ярким примером могут служить взаимоотношения между Ветлужским районом Нижегородской области и Шарьинским районом Костромской. Это обмен опытом, сотрудничество между предприятиями и совместное строительство автомобильной дороги, несколько лет назад соединившей два райцентра. Теперь прорабатывается вопрос о строительстве газопровода, который через Урень и Ветлугу (города Нижегородской области) пройдет в Костромскую, на Шарью. Два губернатора подписали на этом фестивале меморандум об углублении торгово-экономического и культурного сотрудничества между регионами. Вопросы газификации и дорожного строительства — основные в подписанном документе. Связи межрайонные дают основу для укрепления связей межрегиональных, помогают формировать согласие между областями и снимают возникающие барьеры. Уже одно это говорит в пользу ассоциации «Поветлужье», которую высокие гости праздника, среди которых были полномочный представитель Президента РФ в Нижегородской области А.Косариков, уроженец Ветлужского района мэр Нижнего Новгорода Ю.Лебедев, заместитель председателя областного Законодательного Собрания А.Евдокимов, назвали младшей сестрой ассоциации «Большая Волга».

Фестиваль имел также экологическую, спортивную, культурную программу. В культурной программе принимали участие самодеятельные ансамбли районов Поветлужья, а также специально приглашенные профессиональные коллективы Нижнего Новгорода. Специально для праздника нижегородским композитором Г.Комраковым был написан гимн г.Ветлуги. На главной улице Ветлуги демонстрировались изделия традиционных художественных промыслов Поветлужья. Прошла презентация предприятия «Ветлужская минеральная вода». Во время праздника губернатор И.Скляров всем районам, входящим в ассоциацию Поветлужья, выделил один миллион рублей на развитие музеев и краеведения. Лучшая ветлужская школа получила в подарок автобус Павловского завода [[13]].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Июль, несмотря на незначительное снижение публичной активности партийно-политических сил тем не менее является важным этапом в подготовке региона к выборам. Развернулась борьба между федеральными и региональными структурами по поводу контроля над финансовыми потоками. Это выразилось и в усилении контроля Минтопэнерго над «НОРСИ-ойл», и в контроле над такими крупными дзержинскими предприятиями, как «Корунд», «Заря» со стороны Мингосимущества. Предстоит серьезная перегруппировка сил,прежде всего в промышленной элите,в связи с созданием предвыборного блока «Отечество — Вся Россия». Предстоящая предвыборная кампания ляжет тяжелым финансовым бременем на регион, в этом отношении симптоматично высказывание губернатора И.Склярова, который сказал на встрече с региональными СМИ: «Чем позже область вступит в предвыборную кампанию, тем будет лучше».



Источники

[1]. Пудов С. Экваториальная политика // Монитор-неделя. — 1999. — №28. — 19-25 июля.

[2]. Казаков В. Экзамен для губернатора // Нижегородские новости. — 1999. — №137. — 24 июля.

[3]. Скляров И. Размышления на срединном рубеже // Нижегородские новости. — 1999. — №137. — 24 июля.

[4]. Федорова Н. Акцент на деньги // Нижегородские новости. — 1999. — №127. — 10 июля.

[5]. Щербо Г. Чем больше налогов, тем хуже их платят. // Биржа. — 1999. — №27. — 22 июля.

[6]. Маслова Е. Демократам — направо // Нижегородские новости. — 1999. — №142. — 31 июля.

[7]. Скворцов Д. Политический футбол // Монитор-сегодня. — 1999. — №98. — 20 июля.

[8]. Маслова Е. За исключением дел партийных // Нижегородские новости. — 1999. — №133. — 20 июля.

[9]. Бирюкова И. Дамское политическое рукоделие // Монитор-сегодня. — 1999. — №90. — 6 июля.

[10]. Фокин К. Если молодежь хочет порулить // Нижегородские новости. — 1999. — №120. — 1 июля.

[11]. Доклад Нижегородской комиссии по правам человека. // Нижегородские новости. — 1999. — №134, 139. — 21,28 июля.

[12]. Маслова Е. Обязательства признаем. Исполнять отказываемся // Нижегородские новости. — 1999. — №129. — 14 июля.

[13]. Казаков В. Главный праздник Поветлужья // Нижегородские новости. — 1999. — №123. — 6 июля.