Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Дагестан

Энвер КИСРИЕВ

Республика Дагестан

в июле 1999 года

1.    ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ГРАНИЦЕ С ЧЕЧНЕЙ

Судя по всему, дагестанские и чеченские исламские радикалы объявили войну дислоцированным в Дагестане российским подразделениям армии и войск МВД. Не думаю, что это делается с целью ослабления их присутствия в республике. В случае серьезного оборота дел в Дагестане российские силовые подразделения не окажут решающего влияния на исход событий. Это доказывает ход всех предшествующих событий на Северном Кавказе.

Суть происходящего скорее в другом. Нарастающий среди молодежи в обедневшем и озлобленном сельском населении активизм находит свое идеологическое оформление и обоснование в исламском радикальном неприятии нынешней ситуации в России и Дагестане. Безработица (особенно среди молодежи) достигла крайних размеров, рынок труда перенасыщен примерно так же, как и рынок товаров и услуг. Отчетливо видны тенденции концентрации капитала в руках немногочисленных и неуклонно сужающихся группировок, лидеры которых владеют также и политической властью в республике. Отчетливо видно, что дагестанская молодежь может найти сейчас работу только в структурах, имеющих тенденцию к развитию: или в республиканской милиции и на контрактной службе в российской армии, или в отрядах полевых командиров на территории Чечни. На территории Чечни дислоцированы лагеря, в которые набирают дагестанскую молодежь, где она проходит соответствующую идеологическую обработку и обучается военному мастерству.

По всей видимости, постепенно разгорающиеся военные действия на границе есть часть плана подготовки отрядов для решающего захвата власти в Дагестане и Чечне исламскими фундаменталистами. Во-первых, нападения осуществляются только на российские подразделения, что придает действиям веское в глазах исламистов и невраждебного к ним местного населения моральное обоснование и, одновременно, служит предостережением дагестанцам не идти на службу в эти структуры. Во-вторых, этим провоцируются два противоположных, но одинаково выгодных для боевиков исхода их действий, а именно либо уход из Дагестана российских воинских и милицейских подразделений (как это ранее планировалось Кремлем и даже уже начинало осуществляться), либо серьезное вовлечение «русских» в конфликт, то есть развязывание новой войны на Кавказе.

Эти военные акции являются «практическими занятиями» выпускников учебных лагерей амира Хаттаба и других полевых командиров. Нет уже никаких сомнений, что на территории Чечни дислоцируются и проходят подготовку сотни молодых дагестанцев. Предположительно в настоящее время на территории Чечни до 5 тыс. боевиков. Они проходят подготовку в учебных лагерях Хаттаба, а также служат, по меньшей мере, в двух «армиях»: в «Исламской армии Северного Кавказа» амира Багаутдина и «Повстанческой армии имама» Магомеда Тагаева.

Амир Багаутдин (Багаутдин Магомедов), аварец, 1946 года рождения, получил домашнее исламское образование и преследовался властями еще с середины 1980-х годов за пропагандистскую исламскую деятельность. В Чечню переехал, по всей видимости, с начала войны в 1994 году. Участник войны в Чечне. Его «армия» насчитывает до 500 человек (столько называет, во всяком случае, газета «Молодежь Дагестана»[1]).

Магомед Тагаев – автор нашумевшей антирусской книги, изданной в 1995 году в Киеве. Он возглавляет, как говорят, «Повстанческую армию имама», дислоцированную в Чечне. Предположительно его боевики нападали на российские блокпосты в Кизлярском районе.

Есть основания предполагать, что последние в июле акции боевиков призваны тестировать ответные действия российских войск, с тем, чтобы найти средства против них в тот момент, когда начнется серьезный оборот дел. Дело в том, что ходят слухи, что из Чечни готовится крупномасштабная акция по захвату власти в Дагестане силами боевиков исключительно дагестанских национальностей. Удары предположительно будут нанесены по «Белому дому» и другим правительственным зданиям на центральной площади Махачкалы с целью их захвата и нейтрализации нынешней республиканской политической элиты, и по базе российских войск в Буйнакске с целью захвата оружия и важнейшего стратегического участка в Дагестане и изгнания оттуда российских войск.

В июле начавшиеся ранее действия боевиков против российских войск не ослабли. Продолжала нагнетаться обстановка на чечено-дагестанской границе в высокогорном Ботлихском районе. Постоянно обнаруживались продвижения боевых групп в непосредственной близости от границы. Личный состав РОВД находится в состоянии повышенной боевой готовности. Производятся вертолетные облеты границы.

3 июля группа неизвестных из 7 человек захватила троих работников Ботлихского РОВД и вывезла их в Чебирлоевский район Чечни. Через несколько часов их отпустили, передав два письма, содержащих угрозы в адрес начальника Ботлихского РОВД и имама Ансалтинской мечети «за службу оккупационным властям».

6 июля у Гребенского моста в Бабаюртовском районе поздно вечером произошло нападение на заставу ВВ МВД РФ. Нападение произошло ровно через 40 дней после боя, состоявшегося здесь же 27-28 мая. Тогда боевики понесли в ходе боя серьезные потери. В ходе нового боя по тревоге были подняты все приграничные городские и районные ОВД. В воздух были подняты 4 боевых вертолета, которые обстреляли скопление боевиков на территории Чечни. Бой длился более часа. Через полтора часа под утро 7-го июля бой возобновился. Нападению боевиков подвергся и КПП. Лейтенант ВВ был смертельно ранен, еще 10 военнослужащих получили ранения различной степени тяжести, 34 были контужены. Боевики применили сложную тактику. Три группы осуществляли отвлекающий обход заставы, а основные силы вели прицельный огонь с расстояния 200-300 метров. Только на территории заставы оказалось 35 следов разорвавшихся снарядов от гранатометов, около 120 – от минометов и около 50 выстрелов из подствольного гранатомета.

14 июля недалеко от станицы Краснооктябрьской Кизлярского района был обстрелян дозор РОВД из 6 человек. Произошла перестрелка, длившаяся 5-6 минут. В тот же день у железнодорожного моста через р.Прорву в Кизлярском районе был обстрелян милицейский дозор.

В ночь на 15 июля у станицы Краснооктябрьской разведдозор наткнулся на две группы вооруженных людей. Произошел бой, в ходе которого были убиты двое боевиков. Под утро произошло новое нападение боевиков на заставу. В бою использовались гранатометы.

В ночь на 16 июля недалеко от границы группа из 10 человек, вооруженных стрелковым оружием наткнулась на засаду заставы ВВ. Произошла перестрелка. Один военнослужащий получил ранение.

18 июля у печально известного села Первомайское Хасавюртовского района произошел обстрел из гранатомета заставы внутренних войск РФ, в результате чего погиб сержант. В этот же день был произведен выстрел из гранатомета по заставе в другом месте границы – у Гребенского моста в Кизлярском районе. Трое военнослужащих были ранены. Состояние одного из них было оценено как тяжелое.

27 июля утром недалеко от Буйнакска подорвался на самодельной мине с дистанционным управление ЗИЛ-131 с бойцами 136 армейской бригады. Убито 3 человека, 2 ранено. Судя по всему, диверсанты расчитывали на то, что машина после взрыва, потеряв управление, обрушится в пропасть. К счастью, сержант, сидевший рядом с убитым шофером и получивший серьезную контузию, выправил движение машины и тем спас бойцов, сидевших в кузове. Было замечено, что инцидент записывался на видеокамеру неизвестными из черной «Волги». Однако розыски ни к чему не привели. Среди убитых и раненых бойцов есть дагестанцы-контрактники.

28 июля произошел бой недалеко от Кизляра на участке, где автотрасса Ростов – Баку пересекает чеченскую территорию. Недалеко от Кизляра 800 метров автотрассы пролегают по территории Чеченской Республики. После провозглашения суверенитета чеченские власти установили на этом участке дороги свой погранично-таможенный пост. Эти действия привели к тому, что дагестанские власти перекрыли этот участок дороги и сделали объезд через Кизляр. Бой начался в 4 часа утра и продолжался более часа. Был убит один солдат. В ходе боя российские войска уничтожили здание погранично-таможенного поста чеченцев. При этом погиб служащий этого поста. Есть сведения, что российские войска продвинулись в этом районе на чеченскую территорию с тем, чтобы взять под свой контроль этот участок автотрассы. Это наверняка вызовет серьезную реакцию и официального Грозного. 29 и 30 июля этот участок границы вновь неоднократно подвергся обстрелу.

2.    НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РОССИИ

Предвыборные сюжеты (накануне выборов в Госдумы РФ) пока не затрагивают дагестанцев всерьез. Однако определенная активность и некоторые движения в этом направлении уже проглядываются. Самым важным событием, связанным с будущими выборами в Госдуму, стало состоявшееся в Москве 9 июля решение Центральной избирательной комиссии РФ о предоставлении Дагестану третьего (Дербентского) одномандатного избирательного округа. Как известно, от Дагестана до сих пор избиралось по одномандатным округам в Думу два человека. Республика делилась приблизительно пополам на Махачкалинский и Буйнакский избирательные округа. Теперь, если это решение будет утверждено Госдумой, в Южном Дагестане будет сформирован еще один – Дербентский округ. Территориальная структура округов будет подвергнута значительной перестройке. Буйнакский избирательный округ станет доминирующе «аварским». Новый, южный (Дербентский) – «лезгинским», а в северном, Махачкалинском, сложится непростая в этническом отношении ситуация. Ясно, что создание нового округа резко активизирует деятельность политических сил на Юге Дагестана, в «Лезгистане». До сих пор там не было серьезной борьбы за лидерство и лезгинские лидеры шли в фарватере отдельных лидеров аварских и/или даргинских «этнопартий».

Уже не вызывает сомнения, что аварец Рамазан Абдулатипов выдвинет свою кандидатуру по Буйнакскому округу. Есть основания предполагать, что ему составит конкуренцию аварец Магомед Толбоев. Многое будет зависеть от того, какую позицию займет в их противостоянии лидер аварского народного движения Гаджи Махачев. Ходят слухи, что он сам выдвинет свою кандидатуру по Махачкалинскому округу. Следует учитывать, что он является лидером именно «плоскостных аварцев», то есть территории от Казбековского (для него родного) района на Север — Кизилюртовского, Хасавюртовского, Кизлярского районов, где достаточно высок процент переселенцев аварской национальности, и вплоть до Южносухокумска, где нефтепромыслы определяют экономическое состояние города. Однако Махачеву предстоит еще решить дилемму: стоит ли после рискованной и дорогостоящей избирательной кампании стать депутатом Думы с соответствующими этому званиями привилегиями и возможностями, но потерять должности заместителя председателя Правительства РД, депутата дагестанского парламента и руководителя АО «Дагнефть». Опыт показывает, что те, кто уходит из Дагестана «наверх», постепенно теряют влияние в своей республике, а многие, в конце концов, утрачивают политическую опору вообще.

В печати уже было объявлено, что по Махачкалинскому округу выдвигается кандидатура кумыка Умалата Насрудинова – главы администрации Карабудахкентского района. Известно также, что он заручился поддержкой мэра Махачкалы Саида Амирова, которому он «уступил» должность председателя до сего времени незаметной общественной организации — «Союз местных властей Дагестана».

Вышеупомянутый факт свидетельствует о том, что глава Махачкалы продолжает усиливать свое политическое влияние по всему Дагестану. После успешно проведенной им кампании по выборам в дагестанский парламент он приступил к формированию новой влиятельной неправительственной структуры, связывающей в единое целое всех глав городских и районных администраций республики. 8 июля мэр Махачкалы, став председателем Союза местных властей Дагестана, провел первое собрание этой организации. В нем приняли участие почти все (45 из 51-го) главы городских и районных администраций республики. В Устав Союза были внесены изменения, которые призваны способствовать усилению координации действий органов местного самоуправления. Была создана Исполнительная дирекция этой общественной организации, которая будет работать на профессиональной основе. Руководителем дирекции был избран бывший заместитель председателя Народного Собрания РД, известный политический деятель, не прошедший на последних выборах в новый парламент, лезгин Гасен Балатов. Нет сомнения, что этот Союз, который никто не замечал, когда его возглавлял Умалат Насрудинов, станет теперь заметной политической силой, которая неизбежно столкнется по широкому кругу вопросов с республиканскими органами государственной власти. Нет сомнения также, что не только по Махачкалинскому избирательному округу, а по всем трем округам в Думу России будут выдвинуты кандидаты в депутаты, которых поддержит Саид Амиров. Разумеется, будут и противостоящие его креатурам кандидаты. Таким образом, предстоящая предвыборная кампания в Госдуму позволит отчетливей увидеть новое соотношение политических сил в Дагестане, которое существенно запуталось после «колесниковской чистки» второй половины прошлого года.

 

 

 



[1] Молодежь Дагестана. — Махачкала, 1999. — №25 — 18 июня.