Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ивановская область

Татьяна КАШИРИНА

Ивановская область

в июле 1999 года

Губернатор В. Тихомиров вышел из движения «Наш дом — Россия». Председатель комитета по экономической политике Госдумы В. Тихонов опубликовал «Мой отчет избирателям». Перед началом избирательной кампании депутаты С. Репяхов и С. Сироткин областного Законодательного собрания стремятся привлечь к себе внимание избирателей, а местные СМИ начинают раскручивать имя «варяга» Ю. Смирнова. По состоянию на 1 июля управлением юстиции перерегистрировано 41 общественно-политическое объединение. На правительственном уровне рассмотрен вопрос о положении дел в текстильной и легкой промышленности. Летняя засуха нанесла ущерб сельскому хозяйству области на сумму в 340 млн. рублей. Депутаты Законодательного собрания отказали губернатору в праве предоставлять гарантии областной администрации под кредиты. Бюджет города Иванова до сих пор не принят. Мэр В. Троеглазов просит депутатов ЗС увеличить долю отчислений в городской бюджет. Индекс физического объема произведенной в первом полугодии промышленной продукции составил 90,8%. Прожиточный минимум. Уровень безработицы.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Выборы-99

Начало и конец июля в Ивановской области были отмечены двумя многолюдными и красочными шоу. И хотя их организаторы решительно отрицали какую-либо связь с избирательной кампанией, зрителям этих карнавальных представлений было очевидно, что они напрямую «работают» на предстоящие выборы. Речь идет о состоявшемся 1 июля в Иванове Всероссийском женском форуме, организованном движением «Отечество» под лидерством Ю. Лужкова, и торжественно отмеченном в Иванове 31 июля Дне города.

Всероссийский женский форум собрал около 900 представительниц «Отечества». Сам лидер движения выступил с пространным докладом по основной теме — об обеспечении равных прав и возможностей для женщин и мужчин. Лужков обратил внимание на уникальность своего движения, разработавшего программу реальных решений по улучшению жизни женщин, которые составляют 53% российского населения. В программе большое место отводится продвижению женщин в структуры исполнительной и законодательной власти. Хотя неоднократно подчеркивалось, что форум не имеет предвыборных целей, сам Ю. Лужков настойчиво советовал региональным отделениям рекомендовать женщин кандидатами в депутаты Государственной Думы.

В унисон лидеру «Отечества» звучали голоса его сподвижниц: Е.Лаховой («Женщины России») и А.Федуловой, возглавляющей Союз женщин России.

Лидер «Отечества» не ограничился женской проблематикой. Закрывая форум, он говорил о путях вывода России из кризиса, критиковал нынешнее руководство страны, не желающее искать реальное решение проблем, захлестнувших страну.

Практическим итогом визита московского мэра в текстильную «столицу» стало подписание им совместно с губернатором В. Тихомировым соглашения об экономическом, социально-политическом и культурном сотрудничестве между Ивановской областью и Москвой. Впрочем, составленное исключительно из общих фраз, оно ни к чему не обязывает обе договаривающиеся стороны. Более весомо звучит обещание Лужкова открыть в Москве сеть магазинов для торговли ивановским текстилем. Некоторые надежды внушают также перспективы, обозначенные в совместном протоколе намерений: участие трех текстильных акционерных обществ и АО «Автоагрегат» в ряде московских проектов.

Вскоре после визита в Иваново лидера «Отечества» губернатор области В. Тихомиров заявил о выходе из движения «Наш дом — Россия», членом политсовета которого он является.

Не замедлили появиться эмиссары «Отечества». Во время визита в Иваново Ю. Лужков оборонил, что наиболее близкой по духу ему является бывший министр здравоохранения Т. Дмитриева. В июле Татьяна Борисовна посетила Иваново с рядом деловых предложений, исходящих как от общественного фонда поддержки здравоохранения «Здоровье», председателем попечительского совета которого она является, так и от движения «Отечества» (в котором Т. Дмитриева курирует региональные связи по социальным проблемам).

С руководством области обсуждались такие вопросы, как оснащение лечебных учреждений современным оборудованием, возможность строительства на территории области завода по приготовлению инфузионных растворов. При здравом размышлении эти проекты в нищей области, считающей каждую копейку, выглядят утопией, но, видимо, не это главное. Важнее убедить будущих избирателей в том, что богатая Москва об ивановцах помнит.

Что же касается другого события, о котором было упомянуто вначале, — это красочное и помпезное празднование в последний день июля Дня города Иванова. Сама идея дня рождения погрязшего в долгах города-банкрота (где даже бюджет на 1999 год не принят) встретила решительное сопротивление со стороны депутатов областного Законодательного собрания. Они даже внесли специальный пункт в принятое постановление, где, в частности, говорилось: «В связи с недостаточностью финансовых средств в бюджете города Иванова предложить главе администрации города Иванова отменить празднования, в том числе Дня города, а также приостановить реконструкцию площадей и иных публичных мест города, производимых за счет средств городского бюджета, и направить высвободившиеся средства на закупку топлива для нормализации электрического и теплового снабжения населения города «Иванова».

Однако городские власти проигнорировали рекомендации законодателей, и празднества состоялись. Были приглашены многочисленные гости, состоялись всевозможные мероприятия, другими словами, был создан красочный фон, на котором блистал мэр Иванова В. Троеглазов. Если учесть что он стал героем популярных спектаклей: «Вручение ордера многодетной семье», Поздравление со 100-летним юбилеем», «Вручение приза ивановской красавице», то очевидно, что Валерий Васильевич уже заработал себе немало очков в предвыборную копилку.

По всей видимости, готовится к повторной победе на выборах нынешний депутат Госдумы по Кинешемскому избирательному округу №79, председатель комитета по экономической политике Госдумы В. Тихонов, опубликовавший в местных СМИ пространный «Мой отчет избирателям». В нем подробно расписаны все заслуги депутата как перед федеральными, так и перед региональными органами власти. Этот отчет, видимо, следует воспринимать как подтверждение готовности коммуниста В. Тихонова вновь взвалить на себя тяжелую депутатскую ношу.

Наиболее энергичные из возможных претендентов на депутатские мандаты используют любую возможность, чтобы уже сейчас, в преддверии официальной избирательной кампании, так или иначе заявить о себе. Так, например, депутат областного Законодательного собрания и Ивановской городской думы С. Репяхов (последователь генерала А. Лебедя) — постоянный участник передач местного телевидения, посвященных депутатской деятельности, в которых отличается от своих коллег напористостью и безаппеляционностью суждений.

Председатель областной организации ЛДПР, депутат областного Законодательного собрания С. Сироткин добивается паблисити экстравагантными поступками своих «соколов». Если в прошлом месяце это были общественные поминки по «Энергетике Ивановне», связанные с началом веерных отключений электроэнергии в Иванове, то в июле «жириновцы» весьма оригинальным способом выразили протест против летнего отключения горячей воды. Среди белого дня на центральной улице города они раскинули полевую баню: демонстративно мылись сами и плескали водой в прохожих, «засветившись» таким образом во всех печатных СМИ и сделав рекламу своему лидеру С. Сироткину.

Постепенно стали вырисовываться люди извне, которые, по некоторым данным, намереваются баллотироваться в депутаты Госдумы от Ивановской области. Одним из таких вероятных претендентов стал москвич — президент АО «Группа Росшина», председатель совета директоров АО «Росшина—Нефтехим», Юрий Валентинович Смирнов. Московское АО «Росшина —Нефтехим» владеет половиной акций АО «Яковлевский льнокомбинат», которое расположено в небольшом городке Ивановской области — Приволжске, и обеспечивает коллективу этого текстильного предприятия безбедное существование. В рейтинге ста предприятий области, производящих промышленную и сельскохозяйственную продукцию, за первое полугодие 1999 года Яковлевский льнокомбинат занимает 3 место.

В июле местные СМИ стали понемногу «раскручивать» имя Ю. Смирнова — столичного ученого, промышленника, мецената. Доселе неизвестный широкой публике, он появился на телеэкранах в программе местного телевидения в окружении первых лиц области, а его очередное посещение Приволжска освещалось как событие первостепенного значения.

О том, что избирательная кампания не за горами и что, вопреки заклинаниям о честных и чистых выборах, делать ее будут не в белых перчатках, ивановцам напомнили анонимы, за одну июльскую ночь украсившие фонарные столбы на одной из центральных улиц листовками с оскорблениями в адрес ЛДПР, а заодно и Президента. Эта акция осталась без последствий.

Сами же представители различных партий и движений своевременно позаботились о своей перерегистрации в органах юстиции. По сообщению начальника отдела областного управления юстиции Ю. Ермоленко, первой в качестве политического общественного объединения прошла перерегистрацию «Ивановская областная партия человеческого развития». Подтвердили свою правомочность «Союз квалифицированных рабочих» и ивановское городское политическое движение «Родной город». Без сомнения, они одними из первых выставят своих кандидатов на депутатские места в Гордуму.

Абсолютное же большинство региональных политических общественных организаций зарегистрировано и перерегистрировано в качестве составных частей соответствующих общероссийских объединений. В их числе — областная организация ЛДПР, областная партийная организация КПРФ, региональные отделения «Наш дом — Россия», «Духовное наследие», «Отечество» и другие. Всего по состоянию на 1 июля управлением юстиции было зарегистрировано и перерегистрировано 41 общественно-политическое объединение.

Начал заявлять о себе фонд прогрессивных избирательных технологий (ФоПИТ), ориентированный на молодых избирателей. В интервью председателя городского комитета по делам молодежи О. Федосеевой, под крылом которого создан ФоПИТ, раскрывается сущность фонда как поставщика в первую очередь PR-программ для местных политиков всех мастей:

«— Разрабатываются не только избирательные, но и рекламные технологии, ориентированные на конкретных заказчиков. Собираемся издавать методическую литературу, она тоже представляет интерес для людей, небезразличных к дню завтрашнему. Наконец, подготовленные фондом агитационные группы может заказать для своей предвыборной кампании любой кандидат.

— Абсолютно любой?

— Да. Мы не ставим своей целью пропаганду какой-то одной партии или конкретного кандидата. Фонд научит молодых умению разбираться в происходящем, а также организаторским функциям, ораторскому искусству, умению вести себя, общаться с людьми» [[1]].

Если учесть, что городской комитет по делам молодежи — любимое детище областной администрации, то очевидно, что молодые политологи и имиджмейкеры будут лить воду на мельницу тех кандидатов, на которых распространяется благоволение губернаторской команды.

1.2.       Исполнительная власть

По-прежнему руководство области ищет решения насущных территориальных проблем в столичных коридорах власти. Так, в последней декаде июля глава областной администрации В. Тихомиров принял участие в заседании правительства, где обсуждался вопрос о положении дел в текстильной и легкой промышленности. Впервые за многие годы он рассматривался на государственном уровне.

В своем выступлении В. Тихомиров подчеркнул, что «запас прочности» текстильщиков иссякает, и без государственной поддержки отрасли не обойтись. Необходимо возобновить льготное бюджетное кредитование на возвратной и платной основе, обеспечить доступность кредитов, отменить налогообложение прироста прибыли, направив высвобожденные средства на пополнение оборотных средств и техническое перевооружение производств. В. Тихомиров предложил отнести текстильную промышленность к сезонным отраслям соответствующими льготами, ввести особый порядок выделения бюджетных ссуд для градообразующих предприятий. Глава ивановской областной администрации поставил также вопрос о реструктуризации задолженности 1994—1996 годов.

Премьер-министр Сергей Степашин распорядился подготовить комплекс мер по государственной поддержке текстильной и легкой промышленности, включая ускоренное растаможивание технологического оборудования для предприятий текстильной и легкой промышленности, в первую очередь того, которое не производится в России и закуплено в том числе и под государственные гарантии. Исходя из поручения премьера, Минфин рассмотрит возможность рассрочки на два и более года таможенных платежей за названное оборудование.

На встрече губернатора области с заместителем председателя правления РАО ЕЭС А. Ремизовым шел разговор о подготовке области к отопительному сезону. Была достигнута договоренность о совместных действиях правительства, руководителей РАО ЕЭС и области по обеспечению электростанций углем и газом через систему взаимозачетов. Ивановцы обратились с просьбой к А. Чубайсу снять ограничения на подачу электроэнергии и отключать электричество только у должников. В Министерстве налоговой полиции РФ обсуждался вопрос о погашении задолженности по арендной плате, а на встрече с руководителем федеральной дорожной службы России В. Артюховым шел разговор о финансировании строительства моста через Волгу в районе города Наволоки.

На заседании Правительства РФ В. Степашин дал согласие посетить Ивановскую область в сентябре. А на вопрос губернатора, можно ли дать такое сообщение в СМИ, ответил утвердительно.

На помощь федерального центра губернатор области рассчитывает и из-за засушливого лета. Им подписано постановление «О чрезвычайной ситуации в сельскохозяйственных районах области», в котором указывается, что засуха нанесла ущерб сельскому хозяйству области на сумму в 340 млн. рублей. Отраслевой комиссии по ЧС поручено обратиться в правительство России с просьбой о финансовой помощи сельхозпроизводителям области в возмещении причиненного стихией ущерба.

Следует отметить, что напористая региональная власть, когда дело идет о выбивании денег в федеральных структурах (касается ли это трансфертов, кредитов для обанкротившейся текстильной отрасли или возмещения ущерба, причиненного стихией), с явной неохотой относится к решению внутриобластных проблем. А возникновение нестандартных, кризисных ситуаций зачастую ставит ее просто в тупик.

Это относится, в частности, к судьбе Ивановского государственного авиапредприятия (ИГАП), представители которого 6 июля выставили пикет у здания областной администрации. Лозунги, поднятые пикетчиками, гласили: «Прекратить распродажу аэропорта», «Аэропорт — это лицо города, повернитесь лицом к лицу».

В настоящее время ИГАП — банкрот, находится в режиме внешнего управления и несет на себе груз долгов. Зарплату его работники не получали уже три года (!). У коллектива накопилась масса претензий к управляющему В. Филатову (третьему — за последние несколько лет), который, по общему мнению, вместо того чтобы восстановить авиаперевозки, подвел коллектив к последней черте... В августе, когда закончится срок внешнего управления, вступит в силу конкурсное производство, т. е. распродажа имущества ИГАП в счет погашения кредиторской задолженности.

Требования авиаработников: отставка внешнего управляющего В. Филатова, объявление моратория на распродажу имущества авиапредприятия и проведение финансовой проверки с привлечением независимых аудиторов.

Поскольку представители администрации не сочли нужным выйти к пикетчикам (а к ним присоединились рабочие сельского строительного и меланжевого комбинатов, а также руководители областной федерации профсоюзов), на следующий день те же лозунги появились перед зданием Законодательного собрания. Депутаты в отличие от исполнительной власти с вниманием отнеслись к требованиям авиаторов и назначили депутатские слушания, в ходе которых предполагалось продвинуться в решении судьбы ИГАП.

В чем никак нельзя упрекнуть областную администрацию, так это в отсутствии нужных бумаг, должных свидетельствовать о неуклонном продвижении региона путем реформ. Только в июле в числе других губернатор подписал постановления «О первоочередных мерах в сфере государственной поддержки малого предпринимательства Ивановской области в условиях финансово-экономического кризиса» и «О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств». (Заметим в скобках, что рост фермерских хозяйств осуществляется медленно: 369 — в 1991 году, 867 — в 1998-м.)

В последнем документе рекомендуются более решительные действия по передаче крестьянским хозяйствам в аренду или приобретению в собственность неиспользуемых сельскохозяйственными предприятиями земель и животноводческих помещений.

Как будто налицо явная забота обладминистрации об укреплении сельскохозяйственной базы вообще, и фермерских хозяйств в частности. Но вот только один пример — подрывающий веру в искренность заявленных намерений.

Промышленная фирма «Пелгусово-Стром», соорудившая в доперестроечное время по разнорядке партийных органов первоклассный животноводческий комплекс и последние пять лет содержащий его на консервации, тщетно пытается передать объект в надежные руки. Первый заместитель генерального директора фирмы С. Щавелев в открытом письме руководителям области, районов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, опубликованном в еженедельнике «Иваново-Вознесенск», пишет: «Можно подумать, что в области никто не знает, что у нас пустуют площади для выращивания поросят? Это не так. Кому надо, знают все и на всех уровнях. Мы неоднократно обращались к руководителям всех уровней с предложением о передаче данного комплекса тем, кто хочет, умеет, и способен профессионально использовать его по прямому назначению...

Учитывая, что реакция на наши предложения все эти годы была абсолютно нулевая, приходится делать вывод, что озабоченность проблемами выживания и подъема сельскохозяйственного производства у нас в области носит в основном теоретический, как правило предвыборный, но никак не прикладной характер.

Может, хватит сотрясать воздух и обличать федеральный центр, и по примеру Е. Строева заняться практическими делами?» [[2]].

Без сомнения, с этим вопросом к исполнительной власти могут многие обратиться.

1.3.       Законодательная власть

Возвратимся к судьбе Ивановского государственного авиапредприятия (ИГАП). 22 июля в областном Законодательном собрании состоялись депутатские слушания по поводу ситуации, сложившейся вокруг него. Ивановский аэропорт — единственный среди соседей — сейчас на волосок от гибели. В Ярославле, Владимире, Костроме авиапредприятия реконструируются и готовятся к статусу международных. Ивановские авиаторы, пережившие процедуру банкротства, так и не смогли подняться «на крыло».

В ходе депутатских слушаний первый зам. начальника Федерального департамента воздушного транспорта Ю. Цыбин предложил передать ИГАП из федеральной в областную собственность. Зам. главы обладминистрации А. Головков отказался от щедрого предложения, а коллективу посоветовал за счет распродажи части имущества выручить 10—12 миллионов, и с помощью этих денежных инъекций попытаться вдохнуть жизнь в погибающее предприятие.

В этом, собственно, — суть депутатских слушаний. Были и дельные конструктивные выступления, но они не смогли рассеять печальных предчувствий близкого конца...

Депутаты без ответа оставили вопрос, в чем же главная причина неэффективности внешнего управления. За Короткий срок в ИГАП сменилось несколько управляющих, но их деятельность оказалась безрезультатной. Суть проблемы — еще до депутатских слушаний — определил председатель областной федерации профсоюзов А. Мирской, который сказал примерно следующее: «Внешнее управление — это только одна сторона медали. За процессом надо не наблюдать, а управлять им. Но для этого нужна кадровая политика в областной администрации. Кадры для арбитражных управляющих нужно подбирать на предприятиях и готовить их очень тщательно. А у нас этим процессом не управляет никто. Практически любой человек, имеющий 10 тысяч рублей, может получить лицензию управляющего. Эту ситуацию следует радикально менять».

До таких выводов в данном случае законодатели не поднялись.

В июле прошло последнее пленарное заседание депутатов ЗС перед летними каникулами. По накалу эмоций ему, пожалуй, не было равных, а причину этого некоторые журналисты, освещающие работу областного парламента, видят в возросших амбициях ряда депутатов. Вот как описывает депутатские страсти обозреватель «Ивановской газеты»:

«Следующее пленарное заседание Законодательного собрания состоится в сентябре. В это время уже будет набирать обороты кампания по выборам депутатов III Государственной Думы, и есть предположение, что не останутся от нее в стороне некоторые законодатели нашего областного представительного органа. Во всяком случае, «думское» поведение было уже продемонстрировано на заседании 8 июля.

Как оскорбительно, например, для группы депутатов-аграрников прозвучало обещание председателя комитета по законности, общественной безопасности и местному самоуправлению С. Репяхова: «Больше не получите никаких кредитов, я это сделаю». Вслед за Н. Бельцевой и Г. Чистовой поднялись и покинули зал заседаний все депутаты, представляющие сельскохозяйственные районы.

...А спустя некоторое время и сам Репяхов вместе с депутатами А. Вороновым и А. Мишуткиным, что называется, хлопнули дверью, не сумев иным образом пролоббировать интересы Ивановской городской думы, депутатами которой они также являются» [[3]].

Демарши — демаршами, но оставшиеся в зале депутаты сосредоточились все же на намеченных вопросах. В частности, во втором чтении был принят проект закона «О мировых судьях в Ивановской области». Единогласно проголосовали за проект закона «Об утверждении соглашения о сотрудничестве и взаимодействии Законодательных собраний Ивановской и Ленинградской областей».

С более жестких позиций подошли законодатели к праву главы областной администрации предоставлять гарантии под разного рода кредиты. За то, чтобы предоставить такое право губернатору, проголосовали всего пять депутатов, против — 15, и двое воздержались. Зато единогласно решили всякий раз собирать внеочередное заседание Законодательного собрания, если кто-то обратится за подобной гарантией.

Были обсуждены вопросы, касающиеся возникшего бензинового дефицита, и продолжавшихся в июле веерных отключениях электроэнергии. В первом случае контроль над ситуацией был поручен антимонопольному управлению и специально созданному штабу, возглавляемому заместителем главы администрации А. Головковым.

Что же касается веерных отключений, то депутаты поставили себе в заслугу сокращение периодов, когда вырубается свет, с 8—9 до 3-х часов, заметив попутно, что исполнительная власть «проморгала» кризис в обеспечении области электроэнергией и только стараниями депутатов ситуацию удалось удержать под контролем. Однако тут же выяснилось, что на селе время отключений значительно увеличилось и попадает как раз на дойку коров.

Было принято постановление в адрес исполнительной власти с набором дежурных рекомендаций, которое, впрочем, вряд ли можно считать панацеей от главной беды — несокращающейся суммы долга главному распределителю электроэнергии — «Ивэнерго».

В июле областной свод законов обогатился новым, вступившим в силу 7 июля, — «О мерах по упорядочению оборота лома цветных и черных металлов на территории Ивановской области, направленных на прекращение хищений имущества физических и юридических лиц». Уже из самого названия видно, что закон принимался с благими целями. А поэтому депутатов не особенно волновало, что, по мнению юристов, областной закон противоречит федеральному законодательству, а также Конституции РФ. Чтобы устранить этот досадный просчет, ивановские законодатели обратились к коллегам соседних областей с просьбой принять аналогичные законы. «Тогда федералам придется принять правила игры».

Вышеупомянутый закон Ивановской области весьма радикален и запрещает всем юридическим и физическим лицам осуществлять прием, скупку, транспортировку, реализацию, хранение лома цветных и черных металлов до переоформления ими соответствующих лицензий на определенный вид деятельности. (Формальным поводом к замене предыдущих лицензий на новые послужил отказ от функций лицензирования бывшего лицензирующего органа — госкомэкологии.)

Когда новый закон был принят, председатель комитета ЗС по законности, общественной безопасности и местному самоуправлению С. Репяхов с удовлетворением отметил: «Мы впервые показали, что власть в Ивановской области есть». Пока неизвестна реакция соседей на предложение ивановцев принять аналогичные законы, зато уже ощутимы первые материальные потери, вызванные скороспелой законотворческой деятельностью. Еженедельник «Иваново-Пресс» адекватно отразил ситуацию, поместив в одном из июльских номеров карикатуру с лозунгом «Ударим законодательной неразберихой по расхищениям и разгильдяйству». А корреспондент областной газеты «Рабочий край» сумел донести ту мрачную атмосферу, которая царит после вступления закона в силу на производственных площадках АО «Втормет»: «Железнодорожные вагоны «Втормет» заказывает заранее — график срывается. Череповецкий металлургический комбинат рассчитывает на поставляемые отсюда ежемесячно 6 тысяч тонн лома — нарушение договора явно не пойдет на пользу деловой репутации ивановского партнера. Закон запрещает деятельность всех «...метов» до переоформления соответствующей местной лицензии. Нормальное решение. И все необходимые документы «Втормет» уже заготовил. Загвоздка в одном. Порядок лицензирования в области начали разрабатывать давным-давно, да так и не разработали. А сейчас лето, пора отпусков. Когда-то еще определятся чиновники...

Вот такая «туча» закрыла ясный доселе небосвод. Предприятие работало стабильно, набирало обороты (и набирать бы: ведь 6 тыс. тонн лома в месяц это еще не 16, как было в старые добрые времена), исправно платило налоги и приличную по ивановским меркам (1500—1700 рублей) зарплату рабочим...» [[4]].

Это тот классический случай, когда «гладко было на бумаге». Не просчитав всех возможных последствий от принятия нового закона. руководствуясь лишь желанием «власть употребить», депутаты Законодательного собрания, похоже загнали проблему в угол, обрекая обсуждаемый вид бизнеса на нелегальное существование.

1.4.       Местное самоуправление

В июле продолжилось противостояние ивановской городской администрации и областной законодательной власти. Напомню, что администрация областного центра и поныне живет, руководствуясь неким финансовым планом, так и не приняв городской бюджет на 1999 год. В конце июня мэр г. Иванова В. Троеглазов накануне обсуждений по уточнению областного бюджета передал депутатам ЗС письмо, в котором обосновал причины, по которым бюджет города не мог быть принят. Он объяснил это в первую очередь тем, что «объем бюджета города Иванова не обеспечивает необходимый уровень финансирования минимальных социальных стандартов». По мнению ивановского мэра, дол бюджета г. Иванова в фоне финансовой поддержки территорий должна быть определена областью в объеме не менее 101 647 тысяч рублей, в то время как на все цели предусмотрено 13 572,8 тысяч рублей. В своем письме В. Троеглазов как раз и просил депутатов увеличить долю бюджета областного центра до требуемой суммы в 101 647 тысяч.

Законодатели вынесли решение о том, что не пойдут ни на какие уступки. Наоборот, если до 1 августа бюджет не будет принят, область пообещала прекратить отчислять полагающиеся городу средства. Депутаты проголосовали за внесение в закон «Об областном бюджете на 1999 год» соответствующих дополнений. Действующий взамен бюджета финансовый план они не считают вполне законным и в случае неутверждения бюджета опасаются репрессивных мер по отношению к областному бюджету со стороны федерального.

Законодатели предупредили, что если до 1 августа город не начнет гасить задолженность по детским пособиям, ему уменьшат отчисления по подоходному налогу с 80 до 60%. Главе Иванова было рекомендовано также отменить проведение праздничных мероприятий, приостановить реконструкцию площадей и улиц, а высвободившиеся средства направить на закупку топлива.

Такой черствый ответ, конечно, не мог удовлетворить ивановскую мэрию. Пресс-служба городской администрации оперативно растиражировала комментарий к решению законодателей, с которым выступил первый заместитель главы города С. Грачев. Он разъяснил депутатам, а заодно и горожанам, что реконструкция проводится за счет внебюджетных средств, а празднование Дня города — вообще на деньги спонсоров. Ситуация же с долгами энергетикам настолько сложна, что едва ли кардинально улучшится, даже если бросить на эти цели весь городской бюджет и оставить без зарплаты всех работников бюджетной сферы.

Вице-мэр не удержался от выпада в сторону оппонентов, заявив под конец, что «попытки политических деятелей местного масштаба в преддверии выборов повысить свой рейтинг поиском крайних нас не пугают, но и сочувствия не вызывают» [[5]].

Противная сторона оставила выпад без внимания, а свое решение — без изменения. Городской праздник состоялся, а к 1 августа бюджет областного центра так и не был принят.

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Промышленность

В январе-июне промышленностью области произведено продукции (включая энергетику) в фактических отпускных ценах предприятий на 4 303,2 млн. рублей. Индекс физического объема произведенной продукции составил к январю-июню прошлого года 90,8%. Для сравнения: год назад индекс физического объема промышленной продукции был на 8,8%. выше января-июня 1997 года.)

Рост в сравнении с январем-июнем прошлого года отмечен лишь в пищевой, мукомольно-крупяной и деревообрабатывающей отраслях. Наибольший спад — более чем на 20%. — в легкой промышленности.

Их продукции производственного назначение больше, чем год назад в области выпущено металлорежущих и деревообрабатывающих станков, круглых лесоматериалов, строительного кирпича, льняной пряжи; меньше — автомобильных кранов, экскаваторов, средств автоматизации и запчастей к ним, красителей синтетических, лакокрасочных материалов, деловой древесины, пиломатериалов, сборного железобетона.

Подавляющая часть производимой в области продукции производственного назначения предназначена для общероссийского рынка. Но у многих потребителей, нуждающихся в ивановской продукции низкая (если не сказать нулевая) платежеспособность. Потому на 1 июля остатки готовой продукции собственного производства в местах хранения в целом по области на 1 июля составляли 473,5 млн. рублей, из них более половины — продукция машиностроения и металлообработки (146 металлорежущих и 16 деревообрабатывающих станков, 12 автокранов, 37 чесальных машин, 14 ткацких станков, на 3,8 млн. руб. — приборов и средств автоматизации). Ждали отгрузки 307 тонн синтетических красителей.

По-прежнему около половины промышленного производства в области приходится на текстильную промышленность. В январе-июне в целом по области выпущено тканей всех видов 416,5 млн. кв. м, в т. ч. хлопчатобумажных — 401,1 млн. кв. м. (Для сравнения: в январе-июне 1998 г., благодаря предоставленному предприятиям под гарантию областной администрации кредиту на закупку сырья, было произведено тканей всех видов 551,7 млн. кв. м, в т. ч. хлопчатобумажных — 538,5 млн. кв. м.)

Сокращение практически наполовину объемов строительного подряда (рост ввода жилья в сравнении с январем-июнем 1998 года на 2 тыс. кв. метров обусловлен вводом объектов, переходящих с прошлых лет) привело к снижению объемов производства на предприятиях стройиндустрии и промышленности стройматериалов, так и образованию неликвидов: кирпича строительного — 2 млн. шт., сборного железобетона — 3,8 тыс. кубометров, нерудных строительных материалов — 118 тыс. кубометров. В лесопунктах и леспромхозах невостребованными остаются 16 тыс. деловой и 3,4 тыс. пиленой древесины.

В пищевой промышленности в минувшем полугодии наблюдался рост производства дешевых (относительно дешевых) продуктов питания. Но со снижением реальных доходов населения по сути перешли в разряд «деликатесных»:

Таблица 1

 

Январь-июнь, тонн

 

1998

1999

Мясо

511

406

Колбасные изделия

1005

947

Масло животное

904

772

Сыр

1845

1654

Рыбная продукция

75

65

 

1.1.       Сельское хозяйство

Хотя общий объем производства сельскохозяйственной продукции в области в сравнении с первой половиной прошлого года возрос почти на 150 млн. рублей, индекс физического объема продукции в целом сократился на 31,2%.

Средний за полугодие надой молока от коровы колеблется от 1456 кг в Шуйском районе до 584 кг в Вичугском. Ситуация в животноводстве усугубляется продолжающимся сокращением поголовья скота всех видов и птицы. Потребуются не годы, а десятилетия, прежде чем область восстановит позиции дореформенного 1990 года.

Таблица 2

 

1990, на конец года

1999

Крупный рогатый скот, в т. ч.

390,7

160,4

коровы

154,4

71,4

свиньи

237,6

33,9

овцы и козы

155,5

1,3

Птица всех видов (включая молодняк)

5567,0

2166,0

Лошади

2900,0

549,0

 

Отсутствие у хозяйств средств на замену устаревшего более чем наполовину парка сельхозмашин, проблемы с горючим привели к заметному сокращению в сравнении с 1990 годом посевных площадей.

В этом году посевные площади сократились в целом на 28,4 тыс. га (в т. ч. в фермерских, крестьянских хозяйствах на 400 га). В личных подсобных хозяйствах населения посевные площади остались на уровне прошлого года, хотя по причине роста транспортных расходов весьма значительная часть горожан вынуждена отказаться от загородных огородов и садов.

Из-за сильной засухи общий убыток, который понесли ивановские сельхозпроизводители, исчисляется 340 млн. рублей. Если в обычные годы хозяйства области собирали 260—290 тысяч тонн зерновых, то в этом году они получат лишь 60 тысяч тонн. Недостаток семян прогнозируется в объеме 100 тонн озимых культур и 450 тонн яровых. Серьезные проблемы возникнут у ивановских селян с возвращением семян льна и рапса, которые они получили из Российского страхового фонда под будущий урожай. Более 60% посевов этих культур будет списано. Не лучше обстоят дела с картофелем и овощами. Урожайность «второго хлеба» будет на уровне 60% с гектара. И это при том, что половина посадок картофеля из-за засухи уже списана. На рынок ивановские селяне поставят чуть более 500 тонн, что не отвечает даже потребностям бюджетных организаций. Что касается овощей, то из 907 гектаров 179 подлежит списанию.

Сокращение собственной сырьевой сельскохозяйственной базы поставит в сложные условия перерабатывающие предприятия, которым придется изыскивать ресурсы в других регионах, что, учитывая проявляющиеся в большинстве из них «изоляционистские» настроения, будет крайне сложно.

1.2.       Транспорт

Сокращение объемов промышленного производства снижает потребности в грузовых перевозках. В январе-июне автотранспортными предприятиями (включая частные), занимающиеся коммерческими перевозками, перемещено 1154 тыс. тонн грузов — на 220 тонн меньше, чем год назад. Пассажирские перевозки в целом остаются на уровне прошлого года.

1.3.       Связь

Предприятиями связи в сравнении с первым полугодием 1998 года оказано услуг на 146,1 млн. рублей — на 15 млн. (главным образом за счет удорожания стоимости услуг) больше, чем в том же периоде прошлого года. Сокращается объем почтовой переписки, посылок, телеграмм, доставки населению газет и журналов. Возрос объем почтовых переводов, междугородных и международных телефонных разговоров.

1.4.       Потребительский рынок

Общий оборот розничной торговли за минувшее полугодие составил 2410 млн. рублей — на треть больше, чем было в январе-июне прошлого года. Однако за это время потребительские цены в целом возросли вдвое, что само по себе говорит о том, что население, оставляя в торговле больше денег, покупает... меньше.

Печально, но факт: каждый четвертый рубль в области, тратится на спиртное. Но еще печальнее, что из реализованных в области в январе-июне без малого 700 тыс. декалитров водки лишь 250 тысяч шуйского производства. Следовательно, практически две трети «пьяной» выручки уходит за пределы области, «вымывая» и без того скудную денежную кассу области.

Согласно опросу, проведенному областным комитетом статистики, руководители 80% торговых предприятий уверены, что будут иметь достаточные для удовлетворения спроса населения складские запасы продовольствия. И это обратная сторона низкой покупательской способности населения.

2.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

2.1.       Прожиточный минимум и заработная плата

На 1 июля бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения в области составил 1 тыс. 21 руб. В том числе для трудоспособного населения 1 тыс. 140 руб., для пенсионеров — 749 руб., для детей — 1 тыс. 32 рубля. Эти данные рассчитаны в управлении по труду и социальным вопросам обладминистрации после принятия закона Ивановской области «О прожиточном минимуме».

Средняя заработная плата по области значительно ниже — 741 рубль, подавляющее число ивановцев не дотягивают до прожиточного минимума. В январе-мае население получило на руки 3784 млн. рублей — на миллиард больше, чем за те же пять месяцев прошлого года. Разумеется, без учета «черного нала», который достаточно, особенно в сфере малого предпринимательства, высок. Однако за вычетом обязательных платежей и с корректировкой на двукратный рост потребительских цен реальные денежные доходы населения уменьшились на треть.

Самая низкая в области у текстильщиков и работников культуры (соответственно 596 и 509 рублей).

Долги по зарплате в производственных отраслях снижаются, но опять растут в социальной сфере.

Суммарная задолженность по заработной плате в области в июне сократилась в целом на 1 процент. Однако в социальной сфере задолженность по зарплате в целом возросла в июне еще на 2646 тыс. рублей. Конкретно по отраслям, по данным областного комитета статистики, ситуация с задолженностью по зарплате (в тыс. рублей) выглядит так:

 

Таблица 3

 

По состоянию на:

 

1 июня

1 июля

Промышленность

239391

234538

Сельское хозяйство

49900

48319

Транспорт

15489

16126

Строительство

11693

9819

Социальная сфера, в т.ч.:

49554

52200

коммунальное хозяйство

15067

15196

жилищное хозяйство

9559

9360

образование

7781

10998

здравоохранение

5014

4 957

Культура и искусство

607

638

Аппарат госуправления

2197

1824

Местная милиция

8076

8085

В целом по области

365013

361002

 

2.2.       Покупательная способность и расходы населения

В условиях резкого, почти двухкратного повышения цен на основные потребительские товары в IV квартале 1998 года покупательская способность денежных доходов населения, прежде всего, заработной платы и пенсий, к концу 1998 г. уменьшилась вдвое практически по всем видам товаров и услуг. С августа 1998 года население почти все деньги стало тратить на покупку и оплату товаров и услуг. Например, в Ивановской области в апреле 1999 года 72,7% доходов населения было израсходовано на эти цели. Такая тенденция прослеживается вплоть до настоящего времени. Рост расходов на покупку и оплату товаров и услуг происходит на фоне постоянного снижения сбережений населения.

2.3.       Безработица

На 1 июля в городах и районах области на учете состояло 24 399 безработных мужчин и женщин. На каждую из вакансий в среднем претендовало по 11 человек. Уровень же безработицы составил 3,7% (по отношению ко всему трудоспособному населению). Критические показатели по безработице имеет Верхне-Ландеховский район (14,2%).

Очевидно, что только за счет скрытых процентов уровень безработицы в Иванове и пригородном районе самый низкий — 1%.

2.4.       Преступность

Высокий уровень безработицы и тотальное обнищание населения способствует росту преступности. За январь-июнь 1999 года в области зарегистрировано 15 263 преступления и привлечено к уголовной ответственности 8472 лица. Преступления возросли (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) в Пестяковском районе — на 84,9%, в Шуйском — на 79,8%, Фурмановском — на 67,6%, Верхне-Ландеховском — 57,1%.

3.    МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

В июле с кратким ознакомительным визитом в Иванове побывала президент Союза югославских граждан в России и СНГ, доктор технических наук, руководитель строительной фирмы «Урбис» Любица Момчилович. В интервью областной газете «Рабочий край» она, в частности, сказала: « Югославия потенциально может прокормить всю Европу, но этого ей не дадут сделать. Да и зачем жестко ориентироваться только на Европу — как нам, так и вам? Зачем покупать фрукты в Голландии, ножки Буша? Здесь тоже нужен небольшой импульс для расширения уже установившихся связей Югославии и России. Нам никто не поможет, кроме нас самих, — у нас есть только мы» [[6]].

В планы визита Л. Момчилович входило изучение условий для организации экономических связей с производственными структурами города. В частности, как заметила гостья, есть хорошие перспективы для установления торговых отношений на взаимовыгодных условиях.

8-9 июля на базе Государственной текстильной академии, по инициативе председателя областной федерации профсоюзов А. Мирского, объединения промышленников и предпринимателей состоялся международный семинар на тему: «Проблемы развития экономики Ивановской области в рыночных условиях. Роль инвестиций в развитии предприятий. Малый и средний бизнес. Использование опыта Европейского сообщества. Тактика социального партнерства». Ивановцы принимали гостей из Италии. Группу итальянцев возглавляли Энрико Оттолини, генеральный директор Ассоциации малых и средних предприятий округа Варезе, и Сандро Заккарелли, лидер профсоюзов этой провинции.

В преддверии конференции г-н Оттолини дал интервью «Ивановской газете», в котором подчеркнул: « Наша ассоциация существует уже 40 лет и насчитывает 900 фирм самой разной отраслевой направленности: машиностроение, текстильные, швейные предприятия, производство пластмасс и бумажно-технических изделий, полиграфия, транспорт и так далее. Другими словами, мы производители, а не коммерсанты. Это означает, что мы, естественно, заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, а не в сиюминутных конъюнктурных выгодах» [[7]].

Корреспондент еженедельника «Иваново-Пресс», освещавший работу семинара отметил определенную степень нервозности, которая отличала хозяев от гостей: «Тревога и озабоченность положением дел в промышленном секторе малого и среднего бизнеса звучала в выступлениях Геннадия Леонова, ген. директора Союза промышленников и предпринимателей, и Валерия Бобылева, представителя Фонда поддержки малого предпринимательства. Это административные барьеры, материально-финансовые проблемы и, пожалуй, самое главное: отсутствие политической воли губернатора в деле изменения структуры управления промышленностью. Участники семинара не услышали от начальника управления экономики и предпринимательства Л. Иванова сути проблемы и способов ее решения» [[8]].

По итогам поездок итальянских гостей по предприятиям области между сторонами был подписан договор о намерениях, которым предусмотрено размещение на «Ивтекмаше», Шуйском машзаводе и Кинешемском «Автоагрегате» заказов на изготовление запасных частей к итальянскому текстильному оборудованию. Проработан вопрос об участии продукции ОАО «Автоагрегат» в предстоящей в Милане международной выставке машиностроения. Достигнута договоренность о поставке итальянского оборудования на предприятия ИСМА (бывшего кирпичного завода).

Первый заместитель главы администрации А. Жбанов и первый заместитель начальника управления экономики и прогнозирования В. Рябинин встретились с государственным советником Министерства экономического сотрудничества ФРГ Паулем Фишером — одним из ведущих европейских специалистов по разработке корпоративных стратегий. Стороны обсудили проблемы привлечения в Ивановскую область прямых иностранных инвестиций и договорились о сотрудничестве в данной сфере.



Источники

[1]. Кадников Р. Молодежь аполитична? // Ивановская газета. — Иваново, 1999. — №129. — 13 июля. — С. 7.

[2]. Щавелев А. Промышленники — аграриям // Иваново-Вознесенск. — Иваново, 1999. — №27. — 29 июля. — С. 2.

[3]. Субботина А. От света до бюджета // Ивановская газета. — Иваново, 1999. — №129. — 13 июля.— С. 1, 3.

[4]. Александрова Л. Было «Пасмурно» — будет «ясно». Когда? // Рабочий край. — Иваново, 1999. — №122. — 20 июля.— С. 2.

[5]. Грачев: «Это постановление — пропагандистская акция» // Рабочий край. — Иваново, 1999. — №123. — 21 июля.— С. 1.

[6]. Евгеньев А. Л. Момчилович: «У нас есть только мы» // Рабочий край. — Иваново, 1999. — №123. — 21 июля.— С. 1.

[7]. Давайте строить «мост» на долгие годы // Ивановская газета. — Иваново, 1999. — №124. — 6 июля.— С. 3.

[8]. Андреев А. Социальное партнерство — не пустая затея // Иваново-Пресс. — Иваново, 1999. — №27. — 20 июля.— С. 2.