Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Белгородская область

Василий романов

белгородская область

в июле 1999 года

Реформирование системы управленческого аппарата областной администрации. Изменение в структуре правительства области сказались на его персональном составе. Кадровые перестановки затронули первых лиц в правительстве. В обновленном составе администрации не нашлось места председателю правительства В.Герасименко и первому заместителю председателя правительства, курирующему АПК, В.Иваненко. Текущая деятельность областной Думы. Новый состав облизбиркома сформирован, его председателем остался Н.Т.Плетнев. «Дело Жириновского». Политические партии в преддверии выборов в Госдуму РФ. КПРФ: на пути к расколу или консолидации? АПР становится региональной «партией власти». «Новая» экономическая политика областной администрации. Глава администрации области и председатель областной Думы требуют уволить руководителя регионального отделения банка «СБС-Агро». Смена руководства на Лебединском ГОКе. Бензиновый кризис. Облсовпроф организует борьбу против НК «ЮКОС».

 

ГЛАВНОЕ

Проведение очередной структурной реорганизации областной администрации стало основным событием месяца. Модель административного управления, напоминающая федеральную, где президент в большей степени политическая фигура, сменилась на «устаревшую», где глава администрации несет полную ответственность за положение дел в экономике региона. Примечательно, что груз ответственности за хозяйственных блок был переложен на плечи занявшего вновь введенную должность председателя правительства области В.Герасименко за полтора года до выборов. Это позволяло главе администрации перед выборами застраховаться от полной ответственности за возможное ухудшение экономической ситуации. Введение в регионе нового института управления — правительства области — в то время создавало иллюзию повышения статуса региона.

Однако региональный политический процесс подвигнул главу администрации перейти от перераспределения власти к ее концентрации в своих руках, к единоличному контролю над административными и экономическими ресурсами. Существование относительно автономного правительства со временем способствовало выращиванию альтернативной губернатору политической фигуры в лице председателя правительства. С этим непосредственно связанно повышении статуса чисто управленческого блока в структуре областной администрации. Председатель комитета по организационно-аналитической и кадровой работе занял вторую строчку в административной иерархии.

Причина перехода от модели перераспределения власти к единоначалию, возможно, кроется в изменении характера политического режима региона. Существовавший до губернаторских выборов политический режим, основанный на консенсусе региональной элиты, дрейфует в сторону моноцентрической модели власти. Мирное существование местной политической элиты было нарушено создавшейся необходимостью определиться в политических предпочтениях. Линия раскола пролегла между двумя самыми влиятельными политическими силами региона — областной администрацией во главе с Е.Савченко, которому оказала поддержку большая часть управленческой элиты, и обкомом КПРФ. Местная элита, в большой массе состоящая в компартии, а в еще большей - симпатизирующая коммунистам, попала в ситуацию выбора. Однако желание сохранить свое положение оказалось сильнее идеологических предпочтений. Более того, из-за политической конъюнктуры коммунистический комплекс идей был отвергнут, что нашло подтверждение в массовом переходе из КПРФ в Аграрную партию, которая, пользуясь поддержкой областной администрации, приобретает черты региональной «партии власти».

Снижение влияния КПРФ, обескровленной расколом, в свете предстоящих выборов в Госдуму РФ может привести к выпадению Белгородской области из числа регионов, прочно обосновавшихся в т.н. «красном поясе». Нарастающий антагонизм между аграриями и коммунистами в регионе является показателем смены политической ориентации в руководящем составе АПР, который высказывает намерение идти на думские выборы либо самостоятельно, либо в союзе с «Отечеством» Ю.Лужкова, но не с КПРФ.

 

1.    политика

1.1.       Административная реформа

1.1.1.      Сравнительная характеристика новой структуры администрации области

После победных выборов 30 мая намерение главы администрации усилить контроль за хозяйственной деятельность вылилось в проведение очередных изменений в структуре исполнительной власти. За годы руководства областью Е.Савченко это уже третья административная реформа. Первая, проведенная в начале 1996 г., привела лишь к незначительным изменениям в схеме управления областью, структуре и кадровом составе областной администрации. Последняя административная реформа была проведена в январе 1998 г. Тогда, сложив с себя обязанности «главного хозяйственника», Е.Савченко учредил областное правительство, оставшись фигурой в большей степени политической. Новый институт, согласно официальной формулировкке, был создан как орган управления и структурное подразделение в составе администрации области для усиления влияния и повышения эффективности в решении социально-экономических задач, стоящих перед областью.

Правительство области формировалось главой администрации области в составе председателя правительства администрации области, являющегося по должности первым заместителем главы администрации области, заместителей председателя и членов правительства. Назначение и освобождение председателя правительства области и его заместителей производилось главой администрации области по согласованию с областной Думой. Комитеты экономического развития области; сельского хозяйства, продовольствия и торговли; по труду, занятости и социальной защиты населения; по социально-культурному развитию; по управления государственным имуществом области, управление финансов и налоговой политики администрации области и аппарат главы администрации области были преобразованы в департаменты правительства и другие управленческие структуры.

На должность председателя по согласованию с областной Думой по представлению губернатора был назначен Владимир Герасименко, который ранее был первым заместителем главы администрации области, председателем комитета экономического развития области. Кроме того, в составе администрации области было образовано новое подразделение — комитет по организационно-аналитической и кадровой работе, а в штатном расписании администрации области введена должность председателя комитета по организационно-аналитической и кадровой работе, в ранге заместителя главы администрации области. На эту должность был назначен бывший председатель комитета по управлению государственным имуществом области Николай Незнамов. Как оказалось со временем, комитет организационно-аналитической и кадровой работе оказался в областной администрации ключевым.

Среди прочих органов была упразднена коллегия при администрации области, которая вскоре была преобразована в Совет при губернаторе. По замыслу, Совет являлся консультационным органом. Он был призван выявлять и анализировать важнейшие проблемы развития области, вырабатывать способы их решения, проводить анализ и прогнозирование, событий и возможных кризисных ситуаций. В состав Совета, помимо председательствующего в нем губернатора, входили представители федеральных структур, профсоюзов, а также главы местного самоуправления некоторых муниципальных образований.


После проведения административной реформы начала 1998 г. установилась следующая структура областной администрации.

 

Глава администрации

(Савченко Е.С.)

 

 

 


Председатель правительства

(Герасименко В.Я.)

Комитет по организационно-

аналитической и кадровой работе

(Незнамов Н.В.)

 

Департаменты

 

 

 


Экономики и                                           Строительства                      АПК                                         Социальной

финансов                                                         и ЖКХ                   (Иванченко В.И)                                политики

(Боровик Е.Ф.)                                         (Сухарев А.А.)                                                                       (Худаев Д.В.)

 

Управления                                             Инвестиций, ресурсного                           Природопользования

госимуществом, развития                                обеспечения, торговли и                              и экономической

промышленности и ТЭК                                    внешнеэкономической                                   безопасности

(Коваленко А.И.)                                                           деятельности                                    (Мирошниченко Н.Т.)          (Бобрицкий Г.А.)

 

Правительство, в котором было создано 7 департаментов, было призвано оформить более стройную и более скоординированную систему управления, адекватной уровню развития рыночных отношений. Численность аппарата областного уровня после проведения реформы управления сократилась на 20%.

Согласно постановлению главы администрации «О формировании администрации области, ее структуре и штатном расписании» [[1]], вышедшему в начале июля, исполнительная власть претерпела новые принципиальные изменения. Главные из них — исполнение обязанностей председателя правительства администрации области Е.Савченко оставил за собой. В штатное расписание областной администрации введена должность первого заместителя главы администрации области — председателя комитета по организационно-аналитической и кадровой работе администрации области, на которую назначен Николай Незнамов, возглавлявший аналогичный комитет с несколько более низким положением в управленческой иерархии. Таким образом, чисто управленческая фигура теперь будет занимать вторую строчку в административной иерархии, исполняя обязанности главы администрации в его отсутствие.

Совершенно новой структурой в областной администрации будет Совет безопасности. В штатное расписание введена должность заместителя главы администрации области — секретаря Совета безопасности администрации области, которым стал Анатолий Владимирович Романцова, бывший заместителем главы администрации, руководителем представительства администрации Белгородской области при Правительстве РФ. Однако пока не совсем ясны функции Совета безопасности области и его персональный состав.

В общем виде новая структура администрации Белгородской области показана на следующей официально утвержденной схеме. Здесь наглядно видно, что хозяйственный блок несколько утерял свое значение и на первый план вышел политико-административный аппарат.


Схема 2

Структура администрации Белгородской области

1.1.2.      Кадровые и структурные изменения

Очевидно, что административная реформа ставила своей целью провести как структурные, так кадровые изменения. Однако определенные достижения в экономической развитии области, которые позволяют говорить об относительном благополучии по сравнению с соседними регионами, позволяли предположить, что кардинальных перемен в кадровом составе не будет.

Большая часть руководителей департаментов в правительственном (экономическом) блоке сохранили свои должности. Владимир Филиппович Боровик остался начальником департамента экономики и финансов правительства администрации области в более высоком статусе первого заместителя председателя правительства администрации области, заняв таким образом третью строчку в административной иерархии. Алексей Иванович Анисимов занял должность заместителя председателя правительства, начальника департамента программно-целевого развития агропромышленного комплекса правительства области, сменив на этом посту В.И.Иваненко, бывшего к тому же первым заместителем председателя правительства.

В должности заместителя председателя правительства, начальника департамента социальной политики правительства остался Дмитрий Васильевич Худаев. Бобрицкий Геннадий Алексеевич сохранил за собой должность заместителя председателя правительства, начальника департамента инвестиций, ресурсного обеспечения, торговли и внешнеэкономической деятельности правительства администрации области, а Мирошниченко Николай Тимофеевич — заместителя председателя правительства, начальника департамента природопользования и экологической безопасности.

Реорганизация затронула часть департаментов. Департамент управления государственным имуществом, развития промышленности и топливно-энергетического комплекса преобразован в департамент координации топливно-энергетического комплекса и департамент управления государственным имуществом и развития отраслей промышленности. Место начальника департамента координации ТЭК остается пока вакантным. Начальником департамента управления государственным имуществом и развития отраслей промышленности в ранге заместителя председателя правительства назначен Анатолий Иванович Коваленко, ранее возглавлявший разукрупненный департамент госимущества, развития промышленности и ТЭКа.

Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства превратился в департамент, с аналогичным названием и функциями, строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. Руководителем департамента остался Александр Александрович Сухарев, получив статус заместителя председателя правительства.

Организационный блок в администрации области, как уже указывалось выше, значительно повысил свое положение. Если в прежней структуре правительства руководитель комитета по организационно-аналитической и кадровой работе Николай Викторович Незнамов был заместителем главы администрации, то в нынешний он получил статус второго лица в управленческой иерархии, являясь первым заместителем главы администрации. Прежнюю должность первого заместителя председателя комитета по организационно-аналитической и кадровой работы сохранил за собой Олег Николаевич Полухин.

Департамент информационно-аналитической работы комитета по организационно-аналитической и кадровой работе администрации области и отдел по взаимодействию с областной Думой и межрегиональному сотрудничеству комитета по организационно-аналитической и кадровой работе администрации области преобразованы в один департамент по связям с общественностью и взаимодействию с областной Думой комитета по организационно-аналитической и кадровой работе администрации области. На должность начальника департамента по связям с общественностью и взаимодействию с областной Думой комитета по организационно-аналитической и кадровой работе администрации области назначен Александр Георгиевич Ходеев, возглавлявший ранее аналогичную структуру.

Департамент организацинно-контрольной и кадровой работы был реорганизован в департамент организационно-контрольной работы и департамент государственной службы и кадров комитета по организационно-аналитической и кадровой работе администрации области. На должность заместителя председателя комитета по организационно-аналитической и кадровой работе администрации области, начальника департамента организационно-контрольной работы назначен Ивана Иванович Кравцов. Руководителем департамента госслужбы и кадров стал Виктор Михайлович Захаров.

Департамент административных органов преобразован в департамент безопасности и укрепления правопорядка администрации области. Начальником департамента назначен Анатолий Митрофанович Гридчин, возглавлявший до этого преобразованный департамент.

При комитете по организационно-контрольной и кадровой работе будет создан Институт региональной политики и законодательства. Основным предметом деятельности института должны стать анализ экономической и политической ситуации в области, выработка рекомендаций органам государственной власти, совершенствование регионального законодательства. Кроме того, новое учреждение будет проводить обучение депутатов и их помощников основам права, оказывать информационно-методическую помощь в организации деятельности органам местного самоуправления, а также разрабатывать проекты текстов законодательных и других нормативных актов для органов государственной власти. Директором института уже назначен Олег Полухин.

В новой структуре правительства упраздняются должности первого заместителя председателя правительства администрации области — начальника департамента управления государственным имуществом, развития промышленности и топливно-энергетического комплекса правительства области, а также первого заместителя председателя правительства администрации области — начальника департамента программно-целевого развития АПК правительства администрации области.

Изменения в структуре правительства области сказались и на его персональном составе. В обновленном составе администрации не нашлось места для теперь уже бывшего председателя правительства В.Герасименко, до этого руководившего одним из крупнейших промышленных предприятий области «Энергомаш», и известному в области аграрнику, первому заместителю председателя правительства, курирующему сельское хозяйство, В.Иваненко. Причина любого увольнение, как правило, — недостаточное удовлетворение требований руководства. Когда Е.Савченко назначал В.Герасименко на должность председателя правительства, он надеялся таким образом «накрыть» старооскольско-губкинский промышленный район, который как экономический центр в некоторой степени является альтернативной г.Белгороду. В свое время В.Герасименко работал на промышленных предприятиях Старого Оскола и Губкина, завоевав уважение в управленческих кругах. Однако время показало, что сегодняшние хозяйственные руководители промышленного района его не приняли. По нашим сведениям, бывшему председателю правительства области был предложен пост представителя области в Москве в ранге заместителя главы администрации с одновременным исполнением обязанностей заместителя председателя российского исполкома движения «Отечества». Этот факт свидетельствует, что вопрос о будущем руководителя регионального отделения «Отечества» обсуждался с руководством движения. Очевидно, что Е.Савченко не хочет портить отношения с влиятельной политической силой. Однако В.Герасименко отказался от предложения главы администрации. Скорее всего, в ближайшее время его можно будет увидеть среди руководителей крепко обосновавшейся в области «Энергомашкорпорации».

Как наиболее вероятную причину увольнения В.Иваненко многие называют недостатки в стратегическом планировании сельскохозяйственного производства. Бывший куратор АПК отличался как хороший исполнитель, однако этого оказалось недостаточно. По некоторым сведениям, В.Иваненко было предложено занять должность либо заместителя начальника налоговой инспекции, либо председателя регионального отделения банка «СБС-Агро».

Постановление «О формировании администрации области, ее структуре и штатном расписании» не предусматривает сокращения или увеличения численности работников администрации области. Однако зарплата чиновников с 1 июля будет повышена на 50%.

1.2.       Законодательная власть

1 июля в Белгороде прошло заседание 21-й сессии областной Думы. Первым в повестке дня стоял вопрос о переназначении городских и районных судей. Хотя думский комитет по законодательству положительно оценил прежнюю деятельность 12 судей, депутаты не согласовали к новому назначению одного из них. Против кандидата на должность судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода А.Супруна выступили депутаты Г.Катасонова и О.Китова, приведя факты его «нечистой» деятельности. Большинством голосов эта кандидатура была отклонена.

С поправками некоторых положений в целом был принят проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон Белгородской области «О налоге с продаж». Единогласно проголосовали депутаты за принятие в целом законопроекта «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Областная Дума приняла решение в порядке законодательной инициативы внести в Государственную РФ проект Федерального Закона, определяющего государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Депутаты приняли протест прокурора Белгородской области на областной закон о внесении дополнений в ст.5 закона, касающегося налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Внесенные дополнительно в повестку дня законопроекты «О внесении изменений и дополнений в закон «О статусе депутата Белгородской области» и «Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности государственных служащих Белгородской области» были также приняты в целом. Кроме того, на сессии единогласно были утверждены члены избирательной комиссии Белгородской области (подробнее см. ниже).

Большинство рассмотренных на сессии вопросов относилось к сфере культуры и образования. Депутатами рассматривались законопроекты, определяющие налоговые льготы для учреждений профтехобразования. В первом чтении был принят проект закона «Об освобождении от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог среднего профессионального образования». Сюда же был внесен и вопрос о предоставлении других налоговых льгот данным учреждениям. На следующей сессии эти вопросы планируется рассмотреть в одном пакете.

1.3.       Формирование областной избирательной комиссии

Полномочия областной избирательной комиссии истекали 4 апреля, до 20 апреля предполагалось сформировать ее новый состав. Но в это время уже шла кампания по выборам главы администрации области. И в соответствии с действующим законодательством срок полномочий облизбиркома был продлен. Облизбирком прежнего состава без трений с властью провел на территории области парламентские и президентские выборы, выборы представительных органов власти и глав местного самоуправления городов и районов области, две кампании по выборам губернатора.

Новый состав комиссии формировался с учетом предложений избирательных и общественных объединений, органов местного самоуправления и избирательной комиссии предыдущего состава. Половина членов избирательной комиссии была назначена постановлением главы администрации области [[2]]. Ими стали:

Бойко Николай Петрович, 1950 года рождения, заместитель руководителя территориального управления Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации, от Белгородского регионального отделения общественного объединения «ЯБЛОКО»;

Захаров Виктор Михайлович, 1959 года рождения, начальник департамента государственной службы и кадров комитета по организационно-аналитической и кадровой работе администрации области, от Белгородского областного союза молодежи;

Матвиенко Иван Тимофеевич, 1940 года рождения, директор по правовым вопросам ОАО «Стойленский горно-обогатительный комбинат», от выборного органа местного самоуправления г. Старый Оскол и Староосколького района;

Морозова Татьяна Ивановна, 1961 года рождения, председатель Белгородского регионального отделения общероссийского общественно-политического движения «Женщины России», от Белгородского регионального отделения общероссийского общественно-политического движения «Женщины России»;

Плетнев Николай Тихонович, 1948 года рождения, председатель избирательной комиссии Белгородской области, от избирательной комиссии Белгородской области и выборного органа местного самоуправления Белгородского района;

Ряполов Дмитрий Михайлович, 1927 года рождения, секретарь избирательной комиссии Белгородской области, от избирательной комиссии Белгородской области и Белгородской областной организации Аграрной партии России;

Струкова Валентина Георгиевна, 1943 года рождения, помощник депутата Государственной Думы РФ, от Белгородской областной организации КПРФ.

Еще семь человек в состав облизбиркома были назначены постановлением областной Думы [[3]]. В состав думского списка вошли:

Великих Нина Павловна, 1947 года рождения, заместитель председателя избирательной комиссии Белгородской области, от избирательной комиссии Белгородской области и Белгородского областного совета женщин;

Губенова Валентина Алексеевна, 1954 года рождения, временно не работающая, от Белгородской региональной организации общественно-политической организации ЛДПР;

Дяченко Анатолий Степанович, 1949 года рождения, руководитель аппарата Белгородской областной Думы, от администрации Шебекинского района и г. Шебекино;

Лебедев Григорий Константинович, 1946 года рождения, заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Белгородской области, от избирательной комиссии Белгородской области;

Руднев Павел Петрович, 1947 года рождения, начальник государственной налоговой инспекции по Яковлевскому району, от Яковлевского районного Совета;

Самойлов Анатолий Борисович, 1942 года рождения, начальник управления судебного департамента РФ по Белгородской области, от Ивнянского районного Совета депутатов;

Чирков Федор Иванович, 1942 года рождения, директор профессионально-технического училища №33 г. Белгорода, от Всероссийского общественно-политического движения «Наш дом — Россия».

Районным, городским Советам при формировании окружных избирательных комиссий предложено рассмотреть возможность включения в их состав кандидатуры, представленные, но не назначенные в состав избирательной комиссии Белгородской области: Балана Александра Николаевича, 1949 года рождения, начальника автомобильного пункта пропуска Белгородского областного отделения Российской транспортной инспекции, от Волоконовского районного Совета; Шитикова Николая Савельевича, 1948 года рождения, пенсионера, от Белгородского регионального общественно-политического движения «Белгородское Народное Собрание».

7 июля избирательная комиссия области нового состава собралась на первое свое заседание. Его открыл старший по возрасту — Д.М.Ряполов. В заседании принимал участие член Центризбиркома Е.И.Колюшин. На заседании были рассмотрены организационные вопросы. В результате тайного голосования вновь были избраны Н.Т.Плетнев - председателем облизбиркома, заместителем председателя — Н.П.Великих, секретарем облизбиркомаД.М.Ряполов. Таким образом, руководящий состав облизбиркома не претерпел изменений.

Формирование нового состава облизбиркома не сопровождалось скандалами. Областная администрация по существу переназначила прежних членов комиссии, что было обусловлено их хорошим поведением. Примером лояльности руководству области прежнего состава облизбиркома может служить постановление «Об исключении пункта 2 из постановления избирательной комиссии Белгородской области №31 от 17 марта 1999 г.» [[4]]. Областная избирательная комиссия отменила свое же решение о фактах нарушения избирательного законодательства со стороны главы областной администрации, допущенных в публикациях газеты «Белгородские известия» и радиопередачах ГТРК «Белгород» в ходе избирательной компании по выборам губернатора.

1.3.1.      Судебное разбирательство: «Дело Жириновского»

После губернаторских выборов Евгений Савченко обратился в областную прокуратуру с заявлением о привлечении В.Жириновского к уголовной ответственности за клевету.

В ходе избирательной кампании лидер ЛДПР публично заявлял, не утруждая себя аргументацией, что «Савченко — вор», что после выборов жизнь в Белгородской области будет еще хуже и все вымрут от нищеты и голода и т.д. Правда, в предвыборном азарте В.Жириновский повел себя не очень последовательно: то обвинял Савченко в разграблении области, то, выступая по НТВ, вещал, что «Белгородская область — самая упакованная, там все есть». Эти же слова он подтвердил в своем интервью екатеринбургской телекомпании «АТН», опубликованном в 17 номере газеты «ЛДПР». Цитируем дословно: «Там самая трудная область, но она самая упакованная в смысле продовольствия. Там никто не голодает. При зарплате в 200 руб. в месяц там все сыты, довольны и очень упитанные».

После проведения необходимых проверок прокуратура Белгородской области направила все материалы дела в Воронежскую областную прокуратуру (для объективности рассмотрения). 12 июля прокурором Воронежской области было возбуждено уголовное дело против В.Жириновского по ст.129, ч.3 УК РФ — «Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления». По закону срок предварительного следствия определен в два месяца.

1.4.       Политические партии и организации

1.4.1.      КПРФ

Областная организация КПРФ в конце июля занялась определением кандидатур, подходящих для выдвижения в депутаты Государственной Думы. Судя по высказываниям партийных лидеров, выбор кандидатур будет основан на рейтинговом голосовании. В ряде городов и районов, как показало голосовании в партийных организациях, подходящими для работы в парламенте коммунисты считают нынешних депутатов Госдумы С.В.Сухарева и О.С.Кулешова, а также главу Шебекинского района В.П.Алтухова. Рассматривается и кандидатура аудитора счетной палаты РФ М.И.Бесхмельницына, которого обком КПРФ поддержал на недавних выборах главы областной администрации.

Однако основной проблемой областной организации КПРФ остался раскол в рядах коммунистов возникший в ходе губернаторских выборов. Часть коммунистов поддержала на выборах Е.Савченко, другая агитировала в поддержку М.Бесхмельницына. Ведущим «раскольником» стал самый, пожалуй, уважаемый человек в области - бывший первый секретарь обкома КПСС, ныне ректор сельхозакадемии и депутат областной Думы А.Ф.Пономарев. На выборах он стал доверенным лицом Е.Савченко и публично призвал всех коммунистов голосовать за него, выдвинув лозунг «Белгородчина в опасности! Остановим Жириновского!». После выборов на пленуме обкома КПРФ А.Ф.Пономарев был исключен из партии.

Однако это не помогло решить проблему «растаскивания» партии. На местах, при поддержке руководителей местных органов власти, стали собираться подписи среди коммунистов и даже проходить пленумы райкомов КПРФ в поддержку действий А.Ф.Пономарева.

Наибольший резонанс среди общественности вызвало «Открытое письмо» коммунистов Грайворонского района, которые выступили с инициативой избрать первым секретарем обкома партии А.Ф.Пономарева [[5]]. Это сильно обеспокоило руководителей обкома КПРФ. «Открытое письмо» было квалифицировано как сфабрикованное по инициативе областной администрации и заклеймено как «сползание в болото оппортунизма».

Ответом бюро Белгородского обкома КПРФ стали многочисленные заявления, в которых приводились факты, свидетельствующие о том, что на деятельность партии пытаются оказывать влияние руководящие работники областной, городских и районных администраций. «В ряде случаев, — говорится в Заявлении первого секретаря обкома компартии О.Кулешова, — они вмешиваются в формирование состава делегатов областной партконференции. Выступая на собраниях и конференциях коммунистов, навязывают им свою оценку деятельности обкома КПРФ, его руководства, договариваются до постановки вопроса о необходимости его переизбрания. Бюро обкома КПРФ заявляет о том, что попытки внести раскол в ряды областной организации КПРФ обречены на провал» [[6]].

Скрывать участие областной администрации в «обуздании» КПРФ в области в настоящее время уже бесполезно. Во многом повышение статуса политико-административного блока администрации и его руководителей - плата губернатора за их эффективную деятельность на выборах. Очевидно, что в настоящее время поставлена задача ослабить влияние КПРФ в преддверии думских выборов, не допустить переизбрания наиболее ненавистных Савченко партийных лидеров — О.Кулешова и С.Сухарева. Препятствием на пути КПРФ должна стать быстро набирающая силу в регионе Аграрная партия.

1.4.2.      АПР

Белгородская область с недавнего времени стала оплотом АПР. В Белгороде два дня, 29 и 30 июля, проходил Всероссийский выездной семинар представителей региональных штабов избирательного объединения «Аграрная партия». На семинар прибыли представители от 80 регионов. Со стороны белгородцев в мероприятии приняли участие главы местного самоуправления, представители департамента программно-целевого развития АПК, руководители агропромсоюзов области и районов, профсоюзный и партийный актив.

Примечательно, что мероприятие началось с вручения билетов «новобранцам» Аграрной партии. Среди них оказались главы администрации районов – Красногвардейского, Корочанского, Новооскольского, Волоконовского и Яковлевского. Членские билеты руководителям муниципальных образований вручал М.Лапшин. Тот факт, что большинство глав местного самоуправления в течение последних месяцев вступили в АПР, после неоднократных заявлений Е.Савченко о приверженности этой партии, подтверждает версию о ее превращении на местном уровне в партию власти.

Местом проведения Всероссийского семинара совещания Белгородская область была выбрана не случайно. По высказываниям М.Лапшина, аграрии здесь хотят «набраться духа победы», имея в виду недавнюю победу на выборах Е.Савченко [[7]]. Партийные лидеры поставили задачу – отвоевать самостоятельный политический плацдарм на предстоящих думских выборах. Аграрии высказали намерение идти на выборы самостоятельно, не кооперируясь с другими партиями. Лидеры партии и руководители региональных отделений обсудили организационные вопросы ведения предвыборной кампании, ее общие принципы. Представители регионов получили инструктаж по избирательным технологиям. Был обобщен опыт проведения избирательной кампании губернатора Белгородской области.

1.4.3.      «Отечество»

В конце июля в Белгороде состоялся семинар руководителей городских и районных отделений «Отечества». Одним из основных обсуждаемых вопросов была подготовка к парламентским выборам. Своего рода проверкой организационных возможностей партии стали губернаторские выборы. На них «Отечество» действовало активно, оказывая поддержку действующему главе администрации. Представители «партии Ю.Лужкова» работали в штабах общественной поддержки Е.Савченко.

В числе кандидатур, которые «Отечество» могло бы поддержать на парламентских выборах, назывался лидер депутатской группы «Народовластие» Н.И.Рыжков, который является депутатом по Новооскольскому одномандатному округу Белгородской области.

1.4.4.      ЛДПР

17 июля состоялась областная партийная конференция местного отделения ЛДПР. Повестка дня состояла из одного пункта: выдвижение кандидатов от области в партийный список либерал-демократов на выборах в Госдуму РФ. Кандидатов оказалось трое — К.Лоза, С.Сычев, В.Усачев. Окончательное решение по этим трем кандидатурам, как и по всем другим, поступившим из регионов, будет принято на очередном съезде ЛДПР 21 августа. Об этом сообщил лидер белгородских жириновцев Сергей Сычев на своей пресс-конференции. На ней он также рассказал о том, какой «разбор полетов» состоялся в ЛДПР после губернаторских выборов в Белгороде. В Москве прошло собрание, на котором была дана, в целом, удовлетворительная оценке результатам выборов и предвыборной кампании.

С.Сычев отметил, что 18%, полученных Жириновским в условиях жесткой контрпропаганды, - это результат в канун выборов в Госдуму успокаивающий. Кроме того, политик, проваливший импичмент, не мог рассчитывать на победу в Белгородской области. Просчет, по мнению штаба ЛДПР, состоял и в том, что основной удар пропагандистской кампании был направлен против кандидата от коммунистов, тогда как надо было этот вектор перевести в другую сторону. На выборах в Белгородской области Жириновский и его команда отработали некоторые детали избирательных технологий, проверили скоординированность действий предвыборных штабов. Тем не менее С.Сычев отметил, что случаев преследования членов ЛДПР со стороны администрации области не отмечено [[8]].

2.    Экономика

2.1.       Развитие малого предпринимательства как элемент новой экономической политики областной администрации

После переизбрания обнаружилось намерение Е.Савченко расставить приоритеты в экономической политике. Одним из них, видимо, станет развитие малого предпринимательства. Хотя экономическая программа губернатора на ближайшие четыре года еще не обнародована и, видимо, находится в стадии подготовки, но некоторые решения областной администрации позволяет нам говорить об этом.

Так, в конце июля правительство администрации Белгородской области объявило конкурс инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства. Финансирование победителей конкурса будет осуществляться из средств областного бюджета, направленных на развитие малого предпринимательства. Среди всех видов деятельности малых предприятий выделены приоритетные направления, намеченные к поддержке на областном уровне: оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения, производство строительных материалов; производство и переработка сельскохозяйственной продукции; производство продуктов питания, входящих в потребительскую корзину населения, лекарственных и ветеринарных препаратов; производство промышленных товаров, товаров народного потребления, конкурентоспособных на мировом рынке; переработка всех видов отходов производства и вторичных ресурсов; развитие альтернативных потребительской кооперации видов торговли на селе; развитие ремесел; инновационная деятельность.

Основные условия финансирования будут следующие: 1) кредит выдается на срок от одного года до двух лет на возвратной основе; 2) годовая процентная ставка за пользование кредитом составляет 30% в рублях.

При этом требования к субъектам малого бизнеса предъявляются довольно жесткие. У малого предприятия должна отсутствовать задолженности по кредитам или лизинговым обязательствам. Оно должно иметь положительный баланс за прошедший год и текущий отчетный период. При этом предприятие обязано внести 1,5 — 2 кратный залог по отношению к запрашиваемую кредиту; заручившись ходатайством или поручительством администрации города (района) [[9]].

В русле «новой» экономической политики проходило, так же в конце июля, заседание недавно созданного областного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства. Глава администрации области Е.Савченко на этом мероприятии заявил, что главным препятствием на пути развития малого бизнеса являются бюрократизм, произвол, волокита в работе ведомственных контролирующих инстанций, которые установили высокие тарифы на свои услуги, неправомерно часто проводят проверки в одних и тех же фирмах [[10]].

Губернатор обязал в месячный срок провести ревизию всех расценок и на услуги, и на другие выплаты, которыми пользуются контролирующие органы. Всем ведомственным службам рекомендовано перевести свои счета в казначейство, для того, чтобы областная администрация могла контролировать сколько собирается штрафов и сборов и на какие цели расходуются эти деньги. Предприниматели, по указанию губернатора, теперь могут получать разрешительные документы на право заниматься предпринимательской деятельность в ближайшем районом центре.

Участники заседания обсудили вопросы, связанные с предстоящим II Всероссийским съездом представителей малого предпринимательства и участие в нем белгородской делегации.

2.2.       Деятельность банков

Определенный резонанс среди общественности имело требование администрации области и областной Думы отстранить В.М.Веревкина от выполнения обязанностей руководителя Белгородского филиала АКБ «СБС-Агро». Официальное решение об этом было направлено председателю совета директоров АКБ «СБС-Агро», а также уведомлена администрация Президента РФ и Правительство РФ.

В соответствии с решением Межведомственного совета по вопросам формирования и использования средств специального фонда кредитования на льготных условиях министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, предприятиям агропромышленного комплекса Белгородской области в марте текущего года выделено 70 млн. рублей кредитных ресурсов. Указанная сумма поступила на счета Белгородского филиала АКБ «СБС-Агро» 7 апреля 1999 года. Однако из-за бездействия руководителей Белгородского филиала АКБ «СБС-Агро» кредитные ресурсы не были своевременно перечислены в управление Федерального казначейства министерства финансов РФ по Белгородской области для их дальнейшего целевого использования. Более того, из указанной суммы 14 апреля текущего года 50 млн. рублей были переведены Владимирскому филиалу АКБ «СБС-Агро», и только 20 апреля 1999 года на лицевой счет департамента программно-целевого развития АПК области были направлены из оставшейся суммы 11,2 млн. рублей.

В результате таких действий сельхозтоваропроизводители области провели сев яровых культур в основном без внесения минеральных удобрений и применения средств химической защиты, что, несомненно, отрицательно скажется на урожае текущего года.

Такое положение (согласно официальной формулировке) «стало возможным из-за того, что руководитель Белгородского филиала АКБ «СБС-Агро» Веревкин В.М. недобросовестно решает задачи по поддержке сельскохозяйственного производства, не вникает в нужды агропромышленного комплекса области, не пользуется уважением и доверием руководителей сельскохозяйственных предприятий» [[11]]. Данное отношение к своим должностным обязанностям, особенно в период весенне-полевых работ, было квалифицированно как преступно-халатное.

2.3.       Смена гендиректора на ЛГОКе

Успехи экономики Белгородской области (См. Приложение) могли бы оказаться еще более внушительными, если бы не сложное положение на гиганте добывающей промышленности Лебединском ГОКе, до недавнего времени дававшим около четверти налоговых поступлений в областной бюджет. Областная администрация и акционеры предприятия пытаются выправить положение путем очередной смены руководства.

В начале июля в ОАО «Лебединский ГОК» состоялось годовое общее собрание акционеров, где были подведены итоги работы, утверждены отчеты финансово-хозяйственной деятельности. Однако главным был вопрос о команде управленцев предприятия. Новым генеральным директором был избран Леонид Николаевич Новиков, ранее возглавлявший наблюдательный совет ЛГОКа [[12]]. Напомним, что за сравнительно короткий срок на ЛГОКе – после А.Т.Калашникова – в кресло генерального директора сел уже третий человек. Последний генеральный директор И.Сокрута находился на своем посту 10 месяцев. Как предполагается, он по-прежнему будет занимать одну из руководящих должностей на комбинате.

Акционеры избрали новый состав наблюдательного совета. В его состав вошли представители Оскольского электрометаллургического комбината (ОЭМК), банка «Российский кредит», холдинга «Газпроминвест» и компании «Мифек Интерфин». Из прежнего состава в новый вошел только Л.Н.Новиков. Председатель наблюдательного совета пока не избран, так как еще не состоялось его организационное заседание.

2.4.       Ситуация с ГСМ

С начала июля рынок ГСМ в Белгородской области стало лихорадить. На большинстве заправочных станциях стал пропадать бензин, а на некоторых он появился, но уже по более высоким ценам. По началу вся вина за отсутствие бензина была возложена на граждан соседней Украины — якобы они вывезли все дешевое российское горючее. Факты вывоза бензина на Украину действительно имели место, но как оказалось главная причина кроится во внутренних проблемах.

Генеральным поставщиком горючего в Белгородскую область является нефтяная компания «ЮКОС», что закреплено соглашением между областью и компанией. Большинство автозаправочных станций в области принадлежит этой же компании. Одно время «ЮКОС» выступал спонсором местного футбольного клуба, который назывался «Салют-ЮКОС». Так что перспективы сотрудничества были радужные.

Владельцы автомобилей, сориентированные облсовпрофом, определили главного виновника бензинового кризиса — монополиста на региональном рынке поставок ГСМ НК «ЮКОС». Несколько лучшая ситуация с горючим в соседней Курской области 9в которой «ЮКОС» не обосновался) только подтвердила версию автомобилистов и руководителей областных профсоюзов о главном виновнике. Желто-зеленый треугольник — торговая марка «ЮКОСа» — стал объектом раздражения среди населения. На заправочных станциях появились пикеты. Лозунги выступлений — «Бензиновых королей к ответу!», «Требуем прекратить гонку цен на бензин», «ЮКОС» — долой из области!», «Национализировать нефтяные монополии!» и др.

Профсоюзы области расценили неконтролируемый рост цен на ГСМ как явное стремление НК «ЮКОС» получить сверхприбыль за счет дальнейшего обнищания населения. Президиум облсовпрофа направил телеграмму президенту страны с требованием принять срочные меры по остановке роста цен на энергоносители, ужесточение контроля за действиями поставщиков топлива на внутренний рынок, привлечению к ответственности владельцев нефтяных компаний. Профсоюзы предложили главе администрации области рассмотреть вопрос о привлечении на топливный рынок области нефтяных компаний, реализующих ГСМ по более низким ценам, что также позволит пресечь монопольную деятельность «ЮКОСа» в регионе [[13]].

Вторая волна пикетирования автозаправочных станций прокатилась в середине июля. Организаторами пикетов выступили вновь профсоюзы. На сей раз массовые акции прошли в Губкине, Старом Осколе, Шебекине и некоторых других районах области. Требования выдвигались все те же: принять меры по замораживанию роста цен на горюче-смазочные материалы, установить контроль за поставками горючего на внутреннем рынке, привлечь к ответственности владельцев нефтяных компаний за необоснованное повышение цен, национализировать нефтяные компании. В адрес Президента РФ и Правительства РФ пикетчики направили второе в этом месяце обращение, в котором требовали «принять меры против очередного посягательства на жизненные интересы россиян и, в частности, жителей Белгородской области» [[14]].

По данным обкома профсоюзов, только в течение июня в области трижды пересматривались в сторону повышения цены на ГСМ (их рост составил 35,5%). При этом стоимость продуктов питания возросла за 5 месяцев текущего года на 24,3%, а заработная плата — всего на 2,3%, на 12% увеличились пенсии, размер стипендий и детских пособий остался на прежнем уровне.

Цель профсоюзных акций протеста и пикетировании — привлечь внимание общественного мнения и ответственных чиновников к решению насущных проблем. Постоянный «объект» пикетчичков — белгородское отделение нефтяной компании «ЮКОС» — никаких ответных действий, судя по всему, не предприняло. Профсоюзы области намерены и дальше продолжать борьбу против роста цен.


приложение

 

ЭКОНОМИКА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В I ПОЛУГОДИИ 1999 ГОДА [[15]].

 

ПРОИЗВОДСТВО

Промышленность. За первое полугодие промышленными предприятиями области произведено продукции в действующих ценах на 13,7 млрд. рублей. Объем производства в физическом измерении возрос по сравнению с аналогичным периодом 1998 года на 5,5%.

Рост промышленного производства отмечался на предприятиях всех отраслей промышленности, кроме машиностроения и металлообработки, легкой промышленности.

По продукции в натуральном выражении значительно, в 2—7 раз, превышен уровень соответствующего периода 1998 года по производству плугов тракторных, культиваторов, печей хлебопекарных, синтетических моющих средств, электромясорубок бытовых, масла растительного, дрожжей хлебопекарных, воды минеральной, спирта этилового. Возросло производство железной руды товарной на 1,2%, проката готового — на 8,3, стали — на 7,3, блоков дверных и оконных соответственно — на 8,1 и 10,7, плитки керамической облицовочной — на 10,7, листов асбестоцементных — на 45,7, паркета — на 42,1, панелей и других конструкций для крупнопанельного домостроения — на 33,6, масла животного — на 15,2, сыров жирных — на 20,1, сахара-песка — на 20,2, водки и ликероводочных изделий — на 43,1%, вин плодовых — в 1,9 раза.

В январе-июне совместным предприятием ЗАО Булгартабак Белгород выпущено 295 млн. штук папирос и сигарет, в том числе в мае — 60 млн. штук.

Потребительских товаров (включая стоимость винно-водочных изделий и пива) выпущено на 2969,2 млн. рублей, в том числе продовольственных товаров — на 2041,9 млн. рублей, непродовольственных — на 867,2, винно-водочных изделий и пива — на 60,1 млн. рублей. По сравнению с январем—июнем прошлого года производство потребительских товаров возросло на 14,5%, в том числе продовольственных — на 15,2, непродовольственных — на 8, алкогольных напитков—в 1,5 раза.

Капитальное строительство. На территории области за счет всех источников финансирования построено 2314 новых благоустроенных квартир общей площадью 225 тысяч кв. метров, что на 7,9% больше, чем в первом полугодии 1998 года. В Алексеевском, Ракитянском, Краснояружском, Прохоровском, Белгородском, Яковлевском, Борисовском и Вейделевском районах, а также практически во всех городах областного подчинения объемы построенного жилья превысили уровень ввода января-июня 1998 года. В остальных районах наблюдался спад жилищного строительства. Строители областного центра сдали в эксплуатацию 22 тыс. кв. метров жилья, что составляет 84,7% к уровню первого полугодия 1998 года. В сельской местности построено 79,8 тыс. кв. метров жилья.

Населением за свой счет и с помощью кредитов построено 1078 собственных жилых домов общей площадью 139,3 тыс. кв. метров. Ввод этого вида жилья в сравнении с январем—июнем прошлого года уменьшился на 8,4%. С помощью фонда поддержки индивидуального жилищного строительства построено 126,5 тыс. кв. метров, это 90,8% от ввода жилья населением и 56,2% от общего ввода жилья по области.

В отчетном периоде в строй действующих вошли объекты соцкультбыта, производственной сферы. В селе Афанасьевка Алексеевского района построен Дом культуры на 320 мест. Сданы в эксплуатацию газовые сети протяженностью 115,3 км, в том числе в сельской местности — 91,5 км, водопроводные сети — 0,7 км, магистральные водопроводы — 10,9 км, линии электропередачи напряжением 6-20 кВ — 30 км, напряжением 0,4 кВ — 72 км и напряжением 35 кВ— 17,6км.

По договорам строительного подряда выполненный объем работ составил 1365,7 млн. рублей, что на 11,1% больше, чем за первое полугодие 1998 года.

Сельское хозяйство. По данным заключительного отчета, общая посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай текущего года в хозяйствах всех категорий составила 1440,4 тыс. гектаров, что на 0,5% больше, чем было посеяно под урожай 1998 года.

Увеличилась посевная площадь в личных подсобных хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах, в сельскохозяйственных предприятиях — уменьшилась. Площадь, занятая зерновыми и зернобобовыми культурами, сократилась на 1,3%, сахарной свеклой (фабричной) — на 3,3%. Посевы подсолнечника возросли на 20,4%, овощей — на 11,8%.

По расчетам, на 1 июля 1999 года численность основных видов скота в хозяйствах всех категории составила: крупного рогатого скота 507 тыс. голов (96% к соответствующей дате 1998 года), в том числе коров — 225,5 тыс. (96%), свиней — 526,8 тыс. (103%), овец и коз — 79,5 тыс. голов (91%).

В структуре поголовья скота увеличивается доля индивидуального сектора. К началу июля на хозяйства населения приходилось 24% поголовья крупного рогатого скота, 39,4% — свиней, 72,9% — овец и коз (на 1 июля 1998 г. было соответственно 23,6%, 36,1%, 67,8%).

За шесть месяцев все товаропроизводители (включая хозяйства населения и фермеров) реализовали на убой (в живой массе) 69,6 тыс. тонн скота и птицы (107% к соответствующему периоду прошлого года), произведено 302,1 тыс. тонн молока (105%), 277,8 млн. штук яиц (100,9%).

В сельхозпредприятиях (колхозах, совхозах и новых формированиях) реализация скота и птицы на убой (в живом весе) составила 26,1 тыс. тонн, что на 8% больше, чем в первом полугодии прошлого года. Производство молока возросло на 8% и составило 189,8 тыс. тонн. К соответствующему периоду прошлого года оно увеличилось в 17 районах.

Средний удой от одной коровы составил 1267 килограммов (115% к 1 июля 1998 года). Производство куриных яиц возросло на 0,4% и составило 142,6 млн.

Приплод всех видов скота по сравнению с первым полугодием 1998 года уменьшился и составил: телят — 104,1 тыс. голов. (97% к соответствующему периоду прошлого года), поросят — 274,2 тыс. (95%), ягнят — 8,8 тыс. голов (75%). За шесть месяцев пало 9,4 тыс. голов крупного рогатого скота (89% к соответствующему периоду прошлого года), 61 — свиней (87%), 2,1 тыс. голов овец (70%).

Сельскохозяйственными предприятиями отгружено по всем каналам 28,3 тыс. тонн скота и птицы (в живом весе), что составляет 87,9% к уровню января—июня прошлого года, 152,2 тыс. тонн молока (123,8%), 141,6 млн. штук яиц (103,5%), 49,2 тыс. тонн зерновых и зернобобовых культур (130,5%). Заготовительным организациям из общего количества реализованной продукции отгружено 51% скота и птицы, 76% молока, 5% яиц и зерна.

Транспорт и связь. Транспортными предприятиями области за прошедшее полугодие перевезено более 19 млн. тонн грузов, выполнено 3,7 млрд. тонно-км. Объем перевозок по сравнению с первым полугодием 1998 года увеличился на 8,7%, а грузооборот снизился на 1%.

Транспортом общего пользования перевезено 144,7 млн. пассажиров, в том числе поездами — 3,3, автобусами — 93,7, троллейбусами — 43,5, трамваями — 4,2 млн. пассажиров, самолетами — 14,4 тыс. человек.

Общий объем услуг связи, оказанный всеми предприятиями связи, оценивается в 194,5 млн. рублей. По сравнению с первым полугодием 1998 года в натуральном выражении возросло число отправленных денежных переводов и пенсионных выплат, количество предоставленных междугородных и международных телефонных разговоров. Вместе с тем сократилось число отправленных писем, карточек, бандеролей, количество посылок, телеграмм, газет и журналов.

На конец полугодия наличие основных телефонных аппаратов сети общего пользования составило 265,6 тыс. единиц и увеличилось с начала года на 7,3 тыс. единиц (на 2,8%), при этом количество основных телефонов, установленных у населения, увеличилось на 7,4 тысячи (на 3,5%).

ЦЕНЫ

С начала текущего года прирост цен на потребительские товары и услуги составил в среднем 26,6%, в том числе: на продовольственные — 31, непродовольственные — 25,3№№и платные услуги – 5,3%.

Из продовольственных товаров наиболее значительно (а 2,3 раза) подорожала плодоовощная продукция, включая картофель. От 3 до 3,5 раза повысились цены на капусту свежую белокочанную и морковь. В 2,3—2,9 раза подорожали картофель и свекла столовая. Значительный рост цен (в 1,4—2 раза) был отмечен на колбасу полукопченую и сырокопченую, рыбу соленую специального посола, икру лососевых рыб, масло подсолнечное, творог жирный, овощи натуральные консервированные, консервы томатные, соки и консервы фруктово-ягодные для детского питания, муку пшеничную, крупы, бобовые, яблоки, ликеры десертные, вина виноградные столовые, мороженое.

Стоимость набора из 25 основных продуктов питания в Белгороде по состоянию на 28 июня составила 546,2 рубля, в Воронеже — 578,7, Курске — 565, Липецке — 538,9, Тамбове —516,1 рубля. По сравнению с первым полугодием прошлого года продовольственные товары в области стали дороже в 2 раза.

По непродовольственным товарам рост цен был ниже, чем по продовольственным. Однако по большинству видов товаров он был значительным. В 1,4—1,6 раза выросли цены на шелковые ткани, мужскую одежду, белье для детей ясельного возраста, бельевой трикотаж, носки для детей, женские колготки, женскую обувь, ковры синтетические, наборы корпусной мебели, холодильники напольные импортные, электроутюги, школьно-письменные принадлежности, игрушки, ювелирные изделия. Рост цен на медикаменты за полугодие составил 137,8% при подорожании некоторых видов лекарств от 54 до 97%. Повышение цен на бензин в среднем составило 160,8%, при этом бензин марки А-76 стал дороже на 91,2%, бензин марки А-92 и А-93 — на 50%. По сравнению с первым полугодием прошлого года непродовольственные товары подорожали в среднем в 2,3 раза.

При незначительных по сравнению с товарами темпах прироста цен на платные услуги населению величина этого показателя за полугодие составила 5,3%. Более всего подорожали: в 2 и более раз — билеты в театр, первичный осмотр больного у стоматолога, в 1,5—1,7 раза — ремонт холодильников всех марок, стоимость билета на самолет до Москвы, лабораторные анализы, проводимые в поликлинике. По сравнению с первым полугодием 1998 года цены и тарифы на платные услуги выросли на 11%.

Индекс цен производителей промышленной продукции составил 130,4%. Рост цен был вызван продолжающимися инфляционными процессами в экономике, ростом цен на сырье и материалы.

Самый высокий рост цен был зарегистрирован на продукцию комбикормовой промышленности — 268,2%. В 1,8 раза выросли цены на продукцию машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов, в 1,4—1,5 раза — на продукцию черной металлургии, химической, текстильной, швейной, мясной, мукомольно-крупяной промышленности.

Индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию составил 152,7%, при этом продукция растениеводства подорожала на 28,8%, а продукция животноводства — на 68,3%.

Из продукции растениеводства наибольший рост цен был зарегистрирован на овощи, которые с декабря прошлого года подорожали на 76,4%, и зерновые культуры, подорожавшие в среднем на 39,5%.

Из продукции животноводства самый большой рост цен был отмечен на молоко, цены на которое увеличились в среднем на 95,8%.

Индекс цен в капитальном строительстве с начала года составил 114,8%, в том числе: на строительно-монтажные работы — 109,7%, на машины и оборудование — 134,8%.

ФИНАНСЫ

В январе-мае 1999 года крупными и средними предприятиями и организациями области получен положительный финансовый результат (в действующих ценах) 1115,9 млн. рублей (635 предприятий получили прибыль в размере 1311,1 млн. рублей, 410 предприятий имели убыток на сумму 195,2 млн. рублей). Доля прибыльных предприятий составила 60,8%, выросла по сравнению с апрелем на 2,2 процентного пункта. Доля убыточных предприятий составила 39,2%, снизилась по сравнению с апрелем на 2,2 процентного пункта, сумма допущенного ими убытка уменьшилась на 16,4 млн. рублей.

Высокий удельный вес убыточных предприятий сложился в отчетном периоде на транспорте — 58,3%, в том числе в автомобильном хозяйстве — 76,6%, в жилищ-но-коммунальном хозяйстве — 70,4%, в строительстве — 46,6%, в оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения — 44,4%, в промышленности — 30,2%.

По-прежнему значительными остаются неплатежи, которые оказывают негативное влияние на общую социально-экономическую ситуацию, проявляющееся в первую очередь в снижении налоговых поступлений в бюджет и задержках выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий. По состоянию на 1 июня 1999 года суммарная задолженность предприятий области по обязательствам (кредиторская задолженность, а также задолженность по полученным кредитам и займам) составила 32,3 млрд. рублей, выросла с начала года на 4,5 млрд. рублей, или на 16,2%. Более трети (36,6%) суммарной задолженности, или 11,8 млрд. рублей, приходится на просроченные платежи.

Кредиторская задолженность составила 18,3 млрд. рублей, в том числе просроченная — 10,4 млрд. рублей, или 57,1% в общем объеме задолженности.

Высокими остаются темпы «старения» неплатежей. Так, с начала года сумма просроченной кредиторской задолженности свыше трех месяцев выросла на 18,5% и составила 9 млрд. рублей. Соответственно ее удельный вес в общем объеме просроченной кредиторской задолженности вырос за январь-май с. г. с 81,8 до 86%.

Основную долю (60,2%) в общей сумме просроченной кредиторской задолженности занимает задолженность поставщикам. На 1 июня 1999 года она составила 6,3 млрд. рублей, то есть на 6,8 процентного пункта больше по сравнению с началом года.

Дебиторская задолженность предприятий и организаций области составила на 1 июня 1999 года 3 млрд. рублей, в том числе просроченная — 6,9 млрд. рублей, или 52,6% в общем объеме задолженности. Просроченная свыше трех месяцев дебиторская задолженность составила на 1 июня 1999 года 5,8 млрд. рублей, или 84,6% от общей суммы просроченной дебиторской задолженности. По сравнению с началом года она увеличилась на 1 млрд. руб лей, или на 20,8 процентного пункта.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Оборот розничной торговли в первом полугодии составил 5815,4 млн. рублей и уменьшился против уровня первого полугодия 1998 года в сопоставимых ценах на 16%. Торговыми предприятиями продано потребительских товаров населению на 3200,3 млн. рублей, что в физической массе на 26% меньше, чем а соответствующем периоде прошлого года.

На вещевых, смешанных и продовольственных рынках население приобрело товаров на 2615,1 млн. рублей, что составило 45% в обороте розничной торговли. По сравнению с первым полугодием 1998 года продажа на рынках в сопоставимых ценах увеличилась на 1%.

В макроструктуре оборота розничной торговли преобладающую долю занимают непродовольственные товары (54%). Их продано на 3114,8 млн. рублей, что в реальном выражении на 24% ниже уровня первого полугодия прошлого года. Продовольственных товаров продано населению на 2700,6 млн. рублей, или на 6%, меньше, чем в соответствующем периоде 1998 года.

Продукции общественного питания в январе—июне 1999 года реализовано населению на 295,1 млн. рублей, что в сопоставимых ценах ниже уровня первого полугодия прошлого года на 19%.

В расчете на душу населения оборот розничной торговли составил 3908 рублей, что в сопоставимых ценах на 16% меньше, чем в первом полугодии 1998 года.

Платные услуги населению. Их оказано через все каналы реализации на 980,3 млн. рублей, в том числе бытовых — на 294,5 млн. рублей (30% от общего объема). По сравнению с соответствующим периодом прошлого года объем платных услуг в сопоставимых ценах увеличился на 9,5%, бытовых — на 14%. В общем объеме платных услуг на долю предприятий приходится 72%, физических лиц — 28%.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Демографическая ситуация. По предварительной оценке, численность наличного населения области составила 1492,3 тыс. человек. За январь—май в области родились 4742 человека, умерли 9657 человек. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года число родившихся уменьшилось на 3,4%, а число умерших увеличилось на 6,9%.

За пять месяцев 1999 года зарегистрировано 2975 браков и 2449 разводов. В целом по области на 1000 зарегистрированных браков приходится 823 распавшихся.

С начала 1999 года миграционный прирост населения составил 5,2 тыс. человек, в том числе за счет выезда из стран СНГ и Балтии — 2,2 тыс. человек. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года прирост уменьшился на 0,5 тыс. человек, или на 9%.

Денежные доходы, полученные населением в январе—мае 1999 года, сложились в сумме 7076,4 млн. рублей и увеличились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 35,8%. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей с корректировкой на индекс потребительских цен) в январе—мае уменьшились на 28,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

В мае 1999 года объем денежных доходов составил 1516,9 млн. рублей и увеличился по сравнению с маем 1998 года на 52,4%, а по сравнению с апрелем 1999 года уменьшился на 5,9%. В реальном выражении располагаемые денежные доходы населения в мае по сравнению с соответствующим месяцем 1998 года' уменьшились на 22,5%, по отношению к апрелю 1999 года — на 8,7%. Денежные доходы на душу населения в мае сложились в сумме 1016,7 рубля.

Величина прожиточного минимума, рассчитанного комитетом по труду, занятости и социальной защите населения администрации области в соответствии с методикой Минтруда России, в мае 1999 года составила 636 рублей на человека и увеличилась по сравнению с маем 1998 года в 1,9 раза, с апрелем 1999 года — на 3,8%.

В мае 1999 года 410.6 тыс. человек, или 27,5% к общей численности населения, имели среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума (в мае 1998 года — 271,8 тыс. человек, или 18,3%). Дефицит дохода составил 70,6 млн. рублей, или 4,7% к общему объему доходов.

По-прежнему несвоевременно выплачивается заработная плата. По состоянию на 1 июля 1999 года суммарная задолженность по заработной плате составила 236,5 млн. рублей и уменьшилась за месяц на 3,9 млн. рублей, или на 1,6%, в производственных отраслях — на 4,1 млн. рублей (1,8%), отраслях социальной сферы увеличилась на 0,2 млн. рублей (1,4%). Задолженность по заработной плате отмечалась на 566 предприятиях и в организациях.

Средняя заработная плата, начисленная работникам по полному кругу предприятий в январе—мае 1999 года, сложилась а размере 982,3 рубля и увеличилась по сравнению с январем—маем 1998 года на 27,1%.

В мае 1999 года средняя заработная плата по области составила 1110,8 рубля и увеличилась по сравнению с апрелем 1999 года на 4,3%, с маем 1998 года — на 39,6%.

Средняя оплата труда с учетом выплат социального характера в целом по экономике в мае 1999 года обеспечила 1,6 прожиточного минимума трудоспособного населения, в мае 1998 года — 2,2.

Рынок труда и занятость. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена на крупных и средних предприятиях. В мае 1999 года на них работали 478,5 тыс. человек, или 77,7% общей численности занятых, их число уменьшилось по сравнению с маем 1998 года на 4,1 тыс. человек, или на 0,9%. Кроме того, для работы на крупных и средних предприятиях привлекались на условиях совместительства и по договорам граж-данско-правового характера 15,9 тыс. человек.

По данным областной службы занятости, к концу июня 1999 года в органах государственной службы занятости состояли на учете 11 тыс. незанятых граждан, ищущих работу, из них 6,5 тыс. человек имели статус безработного. В июне 1999 года получили статус безработного 505 человек (на 476 человек, или на 48,5% меньше, чем в июне 1998 года). В июне были трудоустроены 719 безработных, что на 18 человек, или на 2,6%, больше, чем в июне 1998 года. Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию составила 1,8 человека, что на 18% меньше, чем в мае 1999 года.



Источники

[1]. Постановление главы администрации Белгородской области «О формировании администрации области, ее структуре и штатном расписании» // Белгородские известия. — 1999. — 2 июля. С. .2.

[2]. Постановление главы администрации Белгородской области «О назначении членов избирательной комиссии Белгородской области» // Белгородские известия. – 1999. – 6 июля. – С. 3.

[3]. Постановление Белгородской областной Думы «О назначении членов избирательной комиссии Белгородской области» // Белгородские известия. – 1999. – 6 июля. – С. 3.

[4]. Постановление избирательной комиссии Белгородской области «Об исключении пункта 2 из постановления избирательной комиссией Белгородской области №31 от 17 марта 1999 года» // Белгородские известия. – 1999. – 30 июля. – С. 1.

[5]. «Открытое письмо» // Белгородская правда. — 1999. — 25 июня. — С. 1

[6]. Заявление бюро Белгородского обкома КПРФ // Слово коммуниста. — 1999. — 14 июля. — С. 2.

[7]. Партия хочет победить // Белгородские извести. – 1999. – 31 июля. – С. 1.

[8]. Жириновцы определились с кандидатами // Смена. – 1999. – 21 июля. – С. 3.

[9]. Вниманию предпринимателей области! // Белгородская правда. — 1999. — 23 июля. — С. 2.

[10]. О местных проблемах и Всероссийском съезде // Белгородские известия. — 1999. — 28 июля. — С. 1.

[11]. Решение администрации Белгородской области и Белгородской областной Думы // Белгородская правда. — 1999. — 13 июля. — С. 2.

[12]. Данников В. На ЛГОКе опять НОВый директор – НОВиков // Белгородская правда. – 1999. – 3 июля. – С.1.

[13]. Остановить «бензиновых королей»! // Единство. — 1999. — 10 июля. — С. 1.

[14]. Мельникова Н. Пикетирование продолжается // Смена. — 1999. — 21 июля. — С. 1.

[15]. Экономика Белгородчины в первой половине 1999 года // Белгородская правда. – 1999. – 24 июля. – С.5.