Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Архангельская область

Татьяна БАРАНДОВА *

Архангельская область

в июне 1999 года

Заседание Экспертно-аналитического координационного совета при губернаторе, посвященного инвестиционной политике.

Отчет мэра Архангельска за 1998 год. Деятельность Архангельского городского Совета депутатов: разработка Положения о ТОСах.

Визит лидера движения «Новая Сила» Сергея Кириенко. Смотр потенциальных кандидатов в депутаты от демократически ориентированной общественности.

Сводная таблица данных для проведения анализа социально-экономического состояния области за межвыборный период (1996-1999гг.). Лидер российской алмазной промышленности компания АЛРОСА готова инвестировать 600-700 миллионов долларов в разработку месторождения алмазов имени Ломоносова. Оборонные и промышленные предприятия, стройиндустрия региона включаются в создание стартовых комплексов и инфраструктуры новых российских космических проектов. Инвестиционная привлекательность области падает.

Демографическая ситуация – сравнение с дореформенным периодом. Руководители архангельских вузов намерены договориться о ценах на рынке платных образовательных услуг. Региональная татарская национально-культурная автономия Архангельской области проводит акцию «Письмо Президенту Татарстана» и ждет его с визитом в конце июля.

1.    Политика

1.1.       Исполнительная власть

1.1.1.      Текущая деятельность

Темой состоявшегося в июне заседания экспертно-аналитического совета при губернаторе области, проведенного председателем Правительства области Николаем Малаковым, было обозначено привлечение свободных рублевых и валютных ресурсов в Архангельскую область. По всеобщему признанию, создавать благоприятное инвестиционное поле надо было уже три-четыре года назад.

Объем иностранных инвестиций в экономику области (вместе с НАО) за 1998 год составил около 17 млн. долларов и приблизительно 60 млн. руб. Федеральный бюджет выделил в прошлом году 94,4 млн. руб., ожидается, что в этом году сумма инвестиций удвоится. В то же время инвестиционный рейтинг области падает. Как сообщил 1 июня один из авторов программы Евгений Михайловский, за два года он опустился с 37-го на 48-е место среди всех российских регионов. С 1992 года объем инвестиций в экономику области сократился в 5,7 раза, особенно резко уменьшился приток денежных средств на развитие сельского хозяйства — в 32 раза. На этом фоне выделяется рост инвестиций в средства связи — в 1,5 раза, и небольшое увеличение иностранных капиталовложений до 16,6 млн. долларов в год. Изменилась и структура инвестиций. Доля государственных вложений уменьшилась до 25%, все остальное — частные инвестиции. Департамент экономической политики и развития заинтересован в том, чтобы в область пошли большие финансовые вливания, что является прямой установкой губернатора Анатолия Ефремова. Департамент подготовил для областного Собрания депутатов проекты областных законов: «О предоставлении налоговых льгот за счет областного бюджета» и «Об инвестиционной деятельности в Архангельской области». Члены экспертно-аналитического совета внесли в проекты немало поправок и замечаний.

Сегодня область готова предложить инвесторам каталог из 66 проектов и предложений (он, кстати, приведен на веб-сайте областной администрации в Интернете). Инвестиционный риск еще достаточно велик и лишь восемь государств инвестируют капиталы в регион.

Возможно, прозвучало на совете, выход можно найти в предоставлении новых неожиданных проектов.

Наибольший интерес и оживление на заседании экспертов вызвали два из них, озвученные руководителем «Центроконцепта» Сергеем Ляпиным: по строительству в Северодвинске завода, производящего ядерные мини-реакторы, и по развитию в области информационных телекоммуникаций. Правда, председатель областного правительства Николай Малаков с большим скептицизмом отнесся к другой идее С. Ляпина — строительству предприятия по переработке ядерных отходов в том же Северодвинске: иметь под боком одновременно военное и ядерное производство чересчур опасно.

Еще один проект — соединение информационных ресурсов, которыми обладают архангельские вузы, и телекоммуникационных сетей, имеющихся у того же «Артелекома» [[1]].

1.2.       Законодательная власть

1.2.1.      Текущая деятельность

В областном Собрании депутатов в июне состоялось совещание рабочей группы по реализации областного закона о создании в Архангельске зоны свободного предпринимательства. Участвовали в нем представители мэрии города, специалисты Департамента экономики и транспорта обладминистрации, руководители акционерного общества «Архангельский морской порт». Несмотря на разногласия в подходах (в частности, в вопросе о предоставлении льгот по налогам зарубежным и российским партнерам из других регионов, которые будут осуществлять перевалку грузов через порт Архангельска), участники делового разговора были единодушны: активизировать усилия по созданию зоны свободного предпринимательства надо. Это и появление дополнительных рабочих мест, и оживление инфраструктуры порта, областного центра, и привлечение дополнительной денежной массы в регион. Для того чтобы приступить к реализации проекта, остается только доработать ряд законодательных актов и вынести этот вопрос на обсуждение депутатов горсовета [[2]].

1.3.       МСУ

1.3.1.      Самоуправление в региональной столице. Деятельность мэра

На одной из последних сессий горсовета мэр Архангельска Павел Балакшин выступил с докладом «О социально-экономическом положении в городе». Ниже мы приводим выдержки из выступления мэра.

A.    Промышленность

За прошлый год общий объем промышленного производства крупных и средних предприятий города составил 3,7 млрд. рублей и увеличился на 2,5% по сравнению с 1997 годом.

Предприятия лесоперерабатывающего комплекса традиционно относятся к бюджетообразующим. За 1998 год производство пиломатериалов увеличилось на 20%. В целом по городу произведено 658,4 тысячи кубометров пиломатериалов, в том числе на экспорт — 555,2 тысячи кубометров.

Основными экспортерами на сегодня являются АО «СЛДК» и АО «Северолесоэкспорт».

В целлюлозно-бумажной отрасли наряду с ростом выпуска бумаги (на 38%) увеличился и выпуск товарной целлюлозы (на 20%). Объем товарной целлюлозы составил 99,7 тысячи тонн, бумаги — 3,5 тысячи тонн.

Производство ликероводочной продукции увеличилось на 11%.

В рыбной промышленности улов рыбы и добычи других морепродуктов превысили уровень 1997 года на 2%.

В легкой промышленности продолжается спад производства. В пищевой промышленности в 1998 году снизилось производство кондитерских изделий на 49%, хлеба и хлебобулочных изделий — на 7.

В 1998 году в целом по городу сокращался объем номинальной совокупной прибыли. Число нерентабельно работающих предприятий достигло 51%. Положительное сальдо по городу обеспечено прибыльной работой предприятий электроэнергетики, черной металлургии, микробиологической, хлебопекарной, ликероводочной промышленности, железнодорожного транспорта, строительства.

B.    Строительство

В сложном положении находятся организации строительного комплекса. Велика кредиторская задолженность строительному комплексу за выполненные работы и оказанные услуги со стороны бюджетов всех уровней.

Впрочем, появляется и положительный опыт работы в нынешних экономических условиях. Так, АО «Архангельскгражданреконструкция» за счет удешевления строительства и вложения собственных средств привлекло дополнительные инвестиции от физических и юридических лиц. Почти в два раза увеличился объем живых денег, направленных населением на строительство жилья в рамках реализации муниципальных жилищных займов.

Городской бюджет развития на 1998 год выполнен на 29262 тысячи рублей. Кроме того, в капитальное и жилищное строительство были привлечены средства областного (3559,2 тыс. руб.) и федерального (8971,7 тыс. руб.) бюджетов, для строительства и ремонта дорог — средства территориального дорожного фонда (14 млн. рублей), на строительство кладбища в Соломбальском округе — средства экологического фонда (320 тыс. рублей).

C.    Доходы населения

Среднемесячная заработная плата, начисленная работающим за 1998 год, по городу составила 1294,7 рублей и увеличилась по сравнению с 1997 годом на 8,6%. Размер реальной заработной платы в конце года составил 54% к декабрю 1997 года. При прожиточном минимуме в 969 рублей для лиц трудоспособного возраста, средняя заработная плата за декабрь (с учетом выплат социального характера) по городу обеспечивала 1,9 прожиточных минимума.

Объем розничного товарооборота по крупным и средним предприятиям города составил за 1998 год 555,7 млн. рублей, что меньше соответствующего периода 1997 года на 23,2% в сопоставимых ценах.

Население приобрело на вещевых, смешанных и продовольственных рынках товаров на сумму 1255,1 млн. рублей, что на 6% больше уровня 1997 года в действующих ценах.

D.    Торговля

В городе работают более 1600 предприятий и организаций торговли и общественного питания, 38 мини-рынков. Более 16 тысяч человек занимаются предпринимательской деятельностью, то есть каждый 25 житель города — предприниматель.

За 1998 год от торговли в доход городского бюджета поступило 3,8 млн. рублей.

Денежные поступления в городской бюджет от сборов за право торговли в 1998 году составили 2496 тыс. рублей, что почти в два раза больше в сравнении с 1997 годом.

E.    Энергетика

В числе шести городов Северо-Запада России Архангельск вошел в программу повышения эффективности использования энергии, финансируемую по субзайму Международного Банка Реконструкции и Развития. Общая сумма заемных средств — 6,1 млн. долларов США. В соответствии с утвержденным ТЭО предусматриваются реконструкция энергетических объектов и теплосетей. При утверждении проекта МБРР его окупаемость, по мнению западных экспертов, составляла 1,7 года. События 17 августа 1998 года увеличили сроки окупаемости до 5,5 лет. Общая стоимость поставок — 239 тыс. долларов США.

Особая забота администрации города — обеспечение котельных топливом. В 1998 году на приобретение топлива было направлено 42,34 млн. рублей, в первом квартале текущего года 12,99 млн. рублей.

F.    Муниципальные предприятия

Проанализирована эффективность работы муниципальных предприятий в истекшем году. Возобновили работу балансовые комиссии, подписано постановление «О мерах по организации регулирования и анализа работы муниципального сектора экономики».

На сегодня из 73 муниципальных унитарных предприятий фактически действуют 52. Результат финансовой деятельности муниципальных предприятий города — убыток на сумму 29,41 млн. рублей. Наибольший удельный вес убыточных предприятий наблюдается в сфере жилищно-коммунального обслуживания.

G.    Бюджет

Городской бюджет за 1998 год исполнен по доходам на 77%, по расходам — на 75,8. Бюджет был, можно сказать, социально ориентирован. Доля финансирования социально-культурных мероприятий в прошлом году составила 46,8%. Затраты на жилищно-коммунальное хозяйство составили 27,69%, на строительство — 4,56. На обслуживание внутреннего долга направлено 4,82% всех поступивших средств.

Бюджет текущего года также является социально направленным. Предусмотренные правительством изменения налогового законодательства вызвали уменьшение доходной базы городского бюджета в объеме 70 млн. рублей, компенсация этих выпадающих доходов не предусмотрена.

Основная доля федерального трансферта в сумме 411 млн. рублей распределена на заработную плату сельским районам и областному бюджету. Законом «Об областном бюджете на 1999 год» определен размер финансовой помощи муниципальному образованию на выполнение федеральных социальных законов в размере 13.028 млн. рублей, фактическая же потребность в финансовых ресурсах на выполнение данных законов составляет 109 млн. рублей.

Кредиторская задолженность мэрии по выполненным работам (услугам) составила 566,2 млн. рублей. Задолженность по банковским кредитам снизилась по сравнению с 1.01.98г. на 20,8 млн. рублей и составила на начало текущего года 19,2 млн. рублей.

В текущем году на выплату зарплаты с начислениями направлено по состоянию на 1 апреля 1999 года — 64,7 млн. рублей, из них «живыми» деньгами — 62,58 млн. рублей, что составляет 73% денежной массы.

H.    Социальная сфера

По учреждениям здравоохранения полностью погашена задолженность за прошлый год (август — декабрь), выплачена зарплата за январь, февраль текущего года. По учреждениям образования погашена задолженность за май-август и полностью за октябрь, частично за ноябрь (23%), декабрь (14%) 1998 года. Выплачена зарплата за январь — март текущего года. В результате задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы на 1 апреля 1999 года составила 26,5 млн. рублей.

В 1998 году рождаемость составила 8,9 на 1000 населения, смертность — 12,5 на 1000 населения, естественный прирост (убыль) — 3,6, младенческая смертность — 8,7 на 1000 родившихся.

На учете в отделах социальной защиты населения состоит 139075 человек, то есть каждый третий житель города. Из них: инвалидов — 21273 человека, участников ВОВ — 5708, ветеранов труда — 72427. На сегодня наиболее тяжелым остается положение пенсионеров и инвалидов, 95,6% которых получают пенсии ниже прожиточного минимума.

Срочная социальная помощь (денежная, продовольственными наборами, благотворительными обедами) в 1998 году была оказана 17421 чел. на сумму 550,04 тыс. рублей, в том числе за счет средств городского фонда социальной поддержки населения — 338,94 тыс. рублей [[3]].

1.3.2.      Деятельность городского Совета депутатов

В городском Совете депутатов состоялись общественные слушания, посвященные территориальному общественному самоуправлению (ТОС) в Архангельске. Проект Положения, регулирующего порядок организации и деятельности органов ТОС (домовых, квартальных комитетов, советов микрорайонов, островов и т. д.), разработанный депутатами Совета, предполагается рассмотреть на ближайшей сессии.

Подготовлено и несколько проектов областного закона, который должен быть принят областным Собранием депутатов. Сегодня же отсутствие нормативно-правовой базы по ТОС на региональном и федеральном уровнях серьезно затрудняет работу на местах.

Споров проект Положения вызвал немало. Главный вопрос, который дебатировался участниками слушаний: что же все-таки представляет собой орган ТОС? Общественное объединение? В таком случае его нужно регистрировать в Управлении юстиции. Некоммерческая организация? Тогда ее учредители должны идти в регистрационную палату мэрии. Есть и третья точка зрения (она отражена в Уставе города и данном проекте Положения): орган ТОС — это самостоятельная структура, являющаяся автономной низовой ячейкой самоуправления. Доказательство тому — пункт Устава Архангельска, согласно которому учредительный документ ТОС утверждает горсовет.

В обсуждении проекта Положения приняли участие представители общественных объединений (организации «Разум», движения «Мое жилье», КПРФ), жилищных товариществ, подразделений мэрии, депутаты областного уровня, Приморского районного Собрания, Архангельского горсовета, работники аппарата областного Собрания, областной администрации. Участники слушаний рекомендовали горсовету рассмотреть данное Положение на сессии с учетом прозвучавших в ходе слушаний предложений и замечаний, принять необходимые дополнения к Уставу города, расширяющие круг полномочий ТОС. Областному Собранию рекомендовано ускорить работу над региональным «Законом о ТОС» с привлечением для этого представителей общественности, использованием опыта других регионов, где аналогичные законы уже приняты. Городским депутатам, работающим над проектом, предложено обсудить его с населением [[4]].

1.3.3.      Районы области: ситуация в социальной сфере

A.    Красноборский район

Красноборский район Архангельской области включен в проект поставки медицинского оборудования через фонд «Российское здравоохранение» по кредиту Международного банка реконструкции и развития на сумму 82,5 тыс. долларов США. На начало июня в район было поставлено и запущено в эксплуатацию 16 единиц оборудования на сумму 81 тыс. долларов США. Департамент здравоохранения областной администрации взял красноборских медиков под особый контроль. В красноборскую центральную районную больницу были посланы хирург и терапевт на постоянную работу; на временных условиях в районе работали семь врачей-специалистов из областных учреждений здравоохранения. Тем не менее, одна из главных проблем в районе – лекарства для населения, поскольку в прошлом году их было выделено всего на 87,3 тыс. рублей (72% от утвержденной суммы расходов на медикаменты). В нынешнем году за счет федерального и областного бюджета район получил медикаментов на 52,58 тыс. рублей.

B.    Виноградовский район

Врачи Виноградовской центральной больницы 31 мая послали телеграмму вице-премьеру Правительства России Валентине Матвиенко, в которой они попросили помочь с выплатой зарплаты. Задолженность составляет 6 месяцев, в больнице еще не все получили отпускные за прошлый год. Администрация района и Фонд обязательного медицинского страхования не выполняют постановление Правительства России от 01.09.96. На следующий день врачам пришло уведомление о вручении телеграммы адресату, а в начале июня им выплатили часть декабрьской зарплаты.

C.    Город Коряжма

Город Коряжма на фоне большинства остальных муниципальных образований Архангельской области считается «островком социализма». К примеру, задолженность по заработной плате бюджетникам в Коряжме ликвидирована еще в 1997 году. А с февраля того же года зарплата увеличена в 1,8 раза; с 1 апреля текущего года она повысилась еще на 20%. Сегодня средняя зарплата у бюджетников в Коряжме составляет 1 300 рублей, что намного больше среднего показателя по области. Причина этого благополучия – стабильная работа Котласского ЦБК. На самом КЦБК задолженности по зарплате перед работникам нет, а недавно их заработная плата была еще увеличена на 40%. Реформа ЖКХ в Коряжме тоже проходит специфично. По мнению мэра города Владимира Мальчихина, платежи населения за коммунальные услуги должны приближаться к себестоимости, что постепенно и делается, но при этом малоимущим из бюджета регулярно выплачиваются компенсации. А пенсионерам и ветеранам предоставляются еще и дополнительные льготы.

1.4.       Политические партии и организации. Подготовка к федеральным выборам

1.4.1.      Движение «Новая Сила»

14-15 июня Архангельскую область посетил бывший Председатель правительства России Сергей Кириенко. В рамках визита состоялась встреча с губернатором области Анатолием Ефремовым, встреча с представителями научной интеллигенции и студентами области, вручение дипломов первым выпускникам юридического факультета Архангельского технического Университета, посещение морского торгового порта и пресс-конференция в прямом телеэфире АГТРК «Поморье».

На встрече с телезрителями и журналистами экс-премьер, вероятный кандидат на выборах мэра Москвы, сообщил, что, по его мнению, страна переживает кризис «о трех головах»: политической, экономической и мировоззренческой. Виновником сложившегося положения Сергей Кириенко склонен считать всех, кто успел хоть какое-то время постоять у руля власти. «Если страна не развивается нормально несколько лет, значит она плохо управляема. Виноваты все, кто был у власти. Я был четыре месяца, значит и я виноват...», — так, дословно, охарактеризовал гость степень личной ответственности за сложившуюся ситуацию. Однако, при ответе на вопрос о том, что мешает политическим партиям, имеющих весомые сходства в идеологических программах, объединиться для спасения страны, выяснилось, что вовсе «не политики решают судьбу страны, а сами люди». Помехи, же, считает Сергей Кириенко, коренятся в «исторических спорах, личных амбициях лидеров», которые все равно остаются. Однако, сам экс-премьер заявил, что он является сторонником широкой коалиции.

Несмотря на то, что активно заявляющее о себе в Архангельской области движение «Отечество» Сергей Владиленович не считает конкурентом в региональном масштабе, в масштабе общероссийском политика, проводимая Юрием Лужковым, его не устраивает. Сергей Кириенко склонен считать, что Юрий Лужков является воплощением «административной бюрократии», которая и есть основной политический конкурент для недавно созданного и возглавленного Сергеем Кириенко политического движения «Новая сила». «Выбор между партиями сделает избиратель... А спор в который я вступил с Лужковым — это спор за будущее России» — заявил на пресс-конференции Сергей Кириенко. Он считает, что страх, который породило властвование Юрия Лужкова в москвичах, является самым страшным психологическим моментом. А «Московское чудо» построено на ограблении всех остальных территорий страны. Сергей Кириенко лично убедился в необходимости выставить свою кандидатуру на выборах московского мэра, дабы спасти Россию, когда он выступил против переноса сроков этих выборов. По его словам, такую же позицию заняло около 70% москвичей, что отражено в социологических исследованиях общественного мнения. «Столько вылитой на меня грязи, сколько я получил после этого заявления, на меня не было вылито даже в период 17 августа... Когда я задумался, что же такое я задел, я понял, что я задел систему передачи власти по наследству» — сообщил он журналистам.

В отношении других политических структур, составляющих депутатский корпус Государственной Думы, Сергей Кириенко высказался более миролюбиво. По его мнению, 80‑90% экономических инициатив движения «Новая сила» совпадает с позициями «ЯБЛОКА». С КПРФ дела обстоят сложнее, поскольку имеются идеологические расхождения, которые, однако, не мешают здравомыслящим депутатам из этой фракции нормально работать с остальным политическим спектром в стране. Было отмечено, что кандидатуры на выборы в Государственную Думу от округов Архангельской области пока не определены. Руководитель регионального отделения движения «Новая сила», архангельский предприниматель, владелец сети ювелирных магазинов «Карат» Дмитрий Таскаев сообщил присутствующим, что «мы пришли не на один день, поэтому мы не должны торопиться с этим вопросом».

Подверглось критике положение дел в России, касающееся конституционного строя. В частности, по мнению Сергея Кириенко, неправильно писать Конституции под конкретного человека. Несмотря на то, что в 2000-м году Сергей Кириенко не намерен бороться за пост президента, он считает, что «нам придется менять не фамилии Ельцина на Лужкова, Иванова на Сидорова, а всю систему руководства страной». В сфере борьбы с преступностью Сергей Кириенко выдвинул следующие тезисы: 1. Государство должно нормально платить своим гражданам за работу; 2. У государства должна быть четкая и жесткая позиция в борьбе с преступностью и достойное финансирование правоохранительных органов.

Особое внимание Сергей Кириенко уделил экономическим проблемам, стоящим перед Архангельской областью. По его мнению, большое внимание стоит уделить дополнительной загрузке предприятий Северодвинска. Были предложены три направления, по которым следует вести работу в данной сфере: 1. Проекты по утилизации ядерных отходов; 2. Работа с программами Росшельфа; 3. Строительство гражданских судов на верфях Северодвинска. Сергей Кириенко поддерживает идею придания городу Северодвинску статуса закрытого административного образования, что существенно облегчит ситуацию с размещением заказов. Однако, одного этого мало. «Северодвинск — это гордость страны», — поделился своим мнением гость. Должна быть выработана государственная программа поддержки военно-промышленного комплекса, и государство должно нести ответственность за нее.

Нашли отзыв в сердце Сергея Кириенко и проблемы Архангельского морского торгового порта, связанные в первую очередь с политикой государственных ведомств, способствующих развитию портов Прибалтики в ущерб российским портам. Экс-премьер сожалеет, что кризис 17-го августа, приведший к его отставке, не позволил ему подписать Постановление, которое должно было изменить эту ситуацию. Проблема ясна и очевидна, суть ее заключается в том, что «посредники имеют внутренние скидки», позволяющие уводить грузы в иностранные порты. Необходим «сквозной тариф хотя бы на 1 копейку ниже», тогда Архангельский и другие российские порты смогут увеличить свои грузопотоки. В качестве своего достижения за время пребывания у власти, Сергей Кириенко отметил несколько моментов. В первую очередь, это подписание Постановления о рассекречивании месторождений алмазов на территории Архангельской области, позволившее легально включить в экономическую сферу региона новую — алмазодобывающую — отрасль. Кроме того, Сергей Кириенко гордится тем, что «никогда не перекладывал ответственность на других», а так же тем, что за период своего правления «ни одной льготы инвалидам и участникам войны не отменил», несмотря на широкую кампанию борьбы с всевозможными получателями льгот. Сергей Кириенко высказал сожаление тем, что не успел сам довести до конца разработанные его командой программы, а его последователи не выполнили ни одного из необходимых требований для установления в России нормального стартового положения для улучшения ситуации в промышленности. В то же время он не считает, что те шаги, которые привели к 17 августа, были сделаны неправильно. Движение «Новая сила», по его словам, будет добиваться тех целей, которые не были воплощены ее лидером в момент наибольшего благоприятствования, длившегося слишком короткий срок.

В завершении своей пресс-конференции, Сергей Кириенко поделился своими мыслями по поводу национальной идеи. По его мнению, ее вовсе не стоит искать, так как она у россиян уже есть. Заключается «национальная идея по-кириенковски» в двух моментах: во-первых, хватит ждать экономического чуда, поскольку его все равно не будет, во-вторых, интересы страны совпадают с интересами наиболее активной части населения. Ориентироваться нужно только на самих себя. И тогда, по мнению Сергея Владиленовича, через 5-7 лет страна достигнет устойчивого экономического роста [[5]].

1.4.2.      Региональное общественно-политическое движение «Возрождение Севера»

22 июня в конференц-зале Областного Собрания депутатов состоялось очередное собрание демократической общественности области. Инициатором мероприятия явилось региональное общественно-политическое движение «Возрождение Севера» во главе с Александром Ивановым. Основными событиями собрания стали выступления двух потенциальных кандидатов в депутаты наступающего выборного периода: экс-депутата Верховного Совета СССР Юрия Барашкова и главного редактора областной газеты «Правда Севера» Ивана Бенцы. Возможные кандидаты публично озвучили свое отношение к основному документу, разработанному для принятия собранием демократов области под названием «Тезисы избирательных программ кандидатов в органы государственной власти на выборах 1999 года». Сам документ во вступительной части отражает «начатые, но не законченные» важнейшие преобразования:

1.        демократические свободы, которые используются «лишь в той мере, которая позволяет обманывать государство и строить свою жизнь самостоятельно»,

2.        государственное устройство, но без устойчивого федерализма в экономике и политике,

3.        раздел государственной собственности, до сих пор не признанной «как основа рыночных преобразований и демократических свобод»,

4.        сочетание рыночных преобразований в экономике с неизмененной системой социальных гарантий,

5.        избранные органы местного самоуправления, не исполняющие роль «основных институтов общества»

Также обозначено стремление демократической общественности «идти во власть, чтобы совершенствовать государство».

Самих «тезисов» шесть. Среди них:

1. Обеспечение достойной жизни каждого северянина посредством создания органов власти и управления, способных реализовать такую цель.

2. Человек способен сам решать ежедневно возникающие перед ним бытовые проблемы, если он имеет оплачиваемую работу и серьезное государственное обеспечение.

3. Жилищно-коммунальное хозяйство области стало главной бедой и проблемой северян.

4. Распыление бюджетных средств на муниципальную, областную, федеральную, ведомственную, страховую и прочие уровни медицины и т.д. – беды, не позволяющие эффективно лечить северян.

5. Только гласный, свободный от корпоративности и закрытости контроль общества за действиями государства может стабилизировать общество.

6. Конверсия северодвинских и других военных предприятий на территории области должна стать основной задачей будущих депутатов.

В резюме документа отмечено, что каждый кандидат в органы государственной власти и местного самоуправления, разделяющий изложенные взгляды и включивший их в предвыборную программу, будет поддержан «Возрождением Севера».

1.5.       СМИ

1.5.1.      Новые печатные издания

В Архангельске появляются новые газеты. Так, свой информационный вестник «708 на связи» начал выпускать Государственная инспекция безопасности дорожного движения города Архангельска. Газета носит такое же название, что и телепередача, которую уже несколько лет готовят сотрудники отдела профилактики ГИБДД. Тираж – 18 тысяч экземпляров. Пока печатный «708 на связи» будет выходить два раза в месяц.

Вышел в свет первый номер газеты «Потребительский вестник «Гильдия качества». Ее учредитель – Архангельский региональный общественный фонд «Гильдия качества». Основная цель издания – защита прав и интересов потребителей, информирование населения о производимых и продаваемых товарах в Архангельской области. Так, в первом номере опубликованы результаты конкурса «Лучшие товары Архангельской области». Газета тиражом 70 тысяч экземпляров распространяется бесплатно.

2.    Экономика

2.1.       Экономическая статистика

Приводим некоторые данные для анализа социально-экономического состояния области за межвыборный период. Данные приводятся в цифровом выражении по итогам указанного года, по официальным сообщениям областного комитета по статистике, опубликованным в газете «Волна», с отражением динамики (т.е. плюс-минус в процентах к предыдущему году).

 

Статистический объект

1996

1997

1998

1999 (I кв.)

Объем промышленной продукции

12802,4 млрд. руб.

(снизился по сравнению с 1995 годом на 11%)

12254,2 млрд. руб.

(снижение на 0,2%)

13699,0 млн. руб. (рост на 5%)

5672,9 млн. руб. (снижение на 3%)

Производство потребительских товаров (вклю-чая алкогольные напитки)

1797,2 млрд. руб.

(снизилось на 22% по сравнению с 1995 годом)

1422,4 млрд. руб.

(снижение на 10,1%)

в отпускных ценах — на 13,7 млрд. руб.

(снижение)

5,7 млрд. руб.

Инвестиции в основной капитал

1865,8 млрд. руб.

(снижение на 47%)

2625,7 млрд. руб.

(снижение на 11,3%)

2090,0 млн. руб. (снижение на 22%)

358,5 млн. руб. (повышение на 26%)

Общий объем розничного товарооборота во всех каналах реализации

5728,7 млрд. руб.

— сниж. на 18%

5853,2 млрд. руб.

сниж. на 7%

6311,2 млн. руб. (снижение на 19%)

1773,7 млн. руб.

56% к 1998

Начисленная (номинально) среднемесячная заработная плата на одного работника

960,2 тыс. руб.

(возрастание на 44%)

1100 тыс. руб.

(рост на 14%)

1200,3 руб.
(рост на 8%)

1324,5 руб.

(рост на 20%)

Реально начис-ленная заработ-ная плата (одно-го работника) в процентном со-отношении к аналогичному периоду

97,8%

103,7%

(снижение по сравнению с 1997 г. на 34%)

снизилась по сравнению с мартом 1998 года на 31%

Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги, оказанные населению

147,1% к 1995 году

107,3% к 1996 году

171,8% к декабрю 1998 г.

 

Увеличились на 13,6% (за соот-ветствующий период 1998 г. – на 3,1%)

Общая численность безработных

58 тыс. чел.

92,1 тыс. чел.

95,0 тыс. чел.

110,0 тыс. чел.

Исполнение бюджета области

Сведен с дефицитом в сумме 401,5 млрд. руб., что составило 17% от общей суммы расходов

Исполнен с дефицитом в сумме 513 млрд. руб., что составило 15% от общей суммы расходов.

Данные не приводятся

за январь-фев-раль 1999 г. де-фицит бюджета области сос-тавил 19,5 млн. руб.

Недоимка по платежам в территориальный бюджет

Увеличилась на 2,6 млрд. руб. и составила 562,1 млрд. руб. (30% от общего объема налоговых поступлений в бюджет)

796 млрд. руб.

(из общего объема задолженности на долю недоимки приходилось 71% (565 млрд. руб.), отсроченных платежей — 29% (231 млрд. руб.)

Данные не приводятся

Нет данных

Структура расходов: Израсходовано из бюджета,
в том числе по основным на-правлениям фи-нансирования:

2696,9 млрд. руб.

Нет данных

Данные не приводятся

Нет данных

Образование

703, 5 млрд. руб. (26%)

Нет данных

Нет данных

Нет данных

Жилищно-ком-мунальное хоз-во

571,4 млрд. руб.

(21%)

Нет данных

Нет данных

Нет данных

Здравоохране-ние

467,9 млрд. руб. (17%)

Нет данных

Нет данных

Нет данных

Общая кредитор-ская задолжен-ность предприя-тий области (включая задол-женность по зай-мам и кредитам)

10 млрд. руб.

15 млрд. руб.

(рост на 48%)

30,5 млрд. рублей

24,3 млрд. рублей

из нее просроченная

5,2 млрд. (52% от общей суммы)

8 млрд. руб.

13,1 млрд. руб., или 43% от общей суммы кредиторской задолженности

13,3 млрд. руб., или 54,5% от общей суммы кредиторской задолженности

В структуре просроченной кредиторской задолженности преобладает задолженность:

Предприятий топ-ливной пром-ти, машиностроения и строительства

Предприятий топ-ливной пром-ти, сельского хоз-ва, машиностроения и строительства

Предприятий промышл-ти — 535,7 млн. рублей (80%)

Предприятий промышленности – 0,5 млрд. руб.

в бюджет

1127 млрд. руб., в том числе феде-ральному бюджету — 512,3 млрд. руб.

Нет данных

Наибольшие суммы у пред-приятий маши-ностроения и металлообработ-ки (336,7 млн. руб.), деревооб-рабатывающей, лесной и целлю-лозно-бумажной промышленнос-ти (140,1 млн. руб.).

в бюджеты всех уровней — 2,4 млрд. руб., в бюджет области – 0,6 млрд. руб.

Наибольшие суммы: маши-ностроение и металлообра-ботка (0,3 млрд. руб.), лесная, деревообрабатывающая, целлю-лозно-бумажная (0,1 млрд. руб.)

по займам и банковским кредитам

1139,4 млрд. руб.

в том числе просрочен-ная – 330,9 млрд. руб. (29%)

Нет данных

Данные не приводятся

Нет данных

Общая сумма дебиторской задолженности

5,8 трлн. руб.

Нет данных

14,6 млрд. руб.

15,4 млрд. руб.

из нее просроченной

3,3 трлн. руб. (56%)

Нет данных

7,2 млрд. руб., или 49%.

7,9 млрд. руб., или 51,4%.

Задолженность по выдаче средств на заработную плату

745,6 млрд. руб.

744 млрд. руб.

(уменьшение на 163 млрд. руб. или 19,9%)

1088,7 млн. руб. Суммарный объем задолжен-ности превысил 3 месячных фонда зарплаты

973,3 млн. руб.

Задолженность из-за отсутствия бюджетного фи-нансирования из бюджетов всех уровней (госза-каз, программы)

564,9 млрд. руб.

Нет данных

431,5 млн. руб.

413,1 млн. руб. Объем превы-шает 3 мес. фонда з/п

из нее отраслей социальной сферы

Снижение на 11%

Нет данных

Данных нет

Нет данных

Численность экономически активного населения

703 тыс. чел. (46% от общей чис-ти населения обл.)

Около 609 тыс. чел.

Данных нет

Нет данных

Официально зарегистрирова-ны в качестве безработных

55,9 тыс. чел.

(снижение на 5%)

56,5 тыс. чел.

(рост)

45,8 тыс. чел.

(уменьшение на 10,7 тыс. чел., или на 19%)

44,4 тыс. чел.

(снижение)

Из них:

Молодежь до 30 лет

19,6 тыс. (35%)

Нет данных

Данных нет

Более трети — молодежь в воз-расте до 29 лет

Женщины

31,1 тыс. (56%)

Нет данных

Данных нет

Доля женщин составляет 59%

Нагрузка неза-нятого населе-ния, состоящего на учете в орга-нах службы за-нятости, на одну заявленную ва-кансию

116 чел. (в 1995 году — 44 чел.)

85 чел.

Данных нет

Нет данных

Число работ-ников, вынуж-денно работаю-щих в режиме неполной рабо-чей недели и находящихся в административ-ных отпусках

29,2 тыс. чел

Нет данных

Данных не предоставлено

Нет данных

За вышеназван-ный период за-регистрировано забастовок
(с расшифров-кой по сферам)

154, из них: 137 – в учреждениях образования

94

581 (из них 98% — в учреж-дениях образо-вания). В них участвовали
47,5 тыс. чел.

Нет данных

Денежные доходы населения

11,8 трлн. руб.

(рост на 14%)

13,2 трлн. руб.

(рост на 9%)

Общих данных нет. Среднедушевые — 712,4 рубля в месяц на чел.

68% к уровню
I кв. 1998 г.

Расходы (денеж-ные) населения

8,3 трлн. руб. (рост на 18%)

Нет данных

Данных нет

Нет данных

Реальные распо-лагаемые денеж-ные доходы

Уменьшились на 15%

Уменьшились на 2,5%

Уменьшились по сравнению с 1997 г. на 17%

Нет данных

Величина дохо-да, получаемая в виде оплаты труда

5,3 трлн. руб.
(44,8% от общих)

Нет данных

Данных нет

Нет данных

От предприни-мательской деятельности

4,1 трлн. руб. (34,8%)

Нет данных

Данных нет

Нет данных

Прожиточный минимум

469 тыс. руб.

532 руб.

580,9 руб. или 123% к уровню 1997 г.

1006 руб.

Средняя зар-плата по отнош. к прожиточному минимуму

2,5 прожит. мин.

2,1 прож. мин.

1,6 прож. мин.

90% от прожиточного минимума

Численность населения

1506 тыс. чел.

1492,5 тыс. чел.

1478,9 тыс. чел., (уменьшилось на 13,6 тыс. чел.)

1478,6 тыс. чел. (уменьшилось на 13,9 тыс. чел.)

Городское

1111 тыс. чел

1105,1 тыс. чел.

1098,0 тыс. чел.

1098,0 тыс.,

Сельское

395 тыс. чел

387,4 тыс. чел.

380,9 тыс. чел.

380,6 тыс. чел.

Естественная убыль населения

На 9 тыс. чел.
за год

на 6,9 тыс. чел.

на 5,5 тыс. чел.

на 6,1 тыс.,

Из-за миграционных передвижений

На 5 тыс. чел.

за год

на 7,6 тыс. чел.

на 8,1 тыс. чел.

на 7,8 тыс. чел.

 

Тенденции изменения экономической ситуации в области соответствуют общероссийским. Принятый в 1998 году областной закон «Об инвестиционной деятельности...» открывает перспективы привлечения как иностранного, так и внутреннего капитала в экономику области. Однако, вопрос весьма неоднозначен, поскольку для работы на инвестиционном поле необходимо не только регулирующее законодательство, но в первую очередь — налоговые послабления на начальные периоды работы инвесторов на территории области. Кроме того, за инвестиции следует бороться, выдерживая серьезную конкуренцию. Необходимо уметь «лоббировать» интересы региона в Центре. Следует отметить, что некоторые положительные сдвиги весьма вероятны, но в среднесрочной перспективе.

Областное руководство, например, возлагает большие надежды на разработку алмазов (озвучивается цифра около 600 миллионов рублей, составляющая на сегодняшний момент около половины областного бюджета). Так же возлагаются надежды на то, что подтвердятся предположения сейсмологов об обширных запасах нефти, расположенных в Мезенском районе. Проведение газопровода до Архангельска также изменит структуру экономики. Однако пока в лесной промышленности не наметятся положительные сдвиги, сложно говорить о стабилизации экономики области. Кроме того, весьма важным аспектом остается нерентабельность, или слабая привлекательность для федеральных властей Архангельского морского торгового порта, что осложняет перспективы благоприятного прогноза на ближайший период.

1.1.       Состояние ведущих отраслей и предприятий

1.1.1.      Алмазы

Лидер российской алмазной промышленности компания АЛРОСА готова инвестировать 600-700 миллионов долларов в разработку месторождения алмазов имени Ломоносова в Архангельской области. Об этом сообщил в начале июня вице-президент ЗАО «АК «АЛРОСА» Александр Матвеев, который участвовал в июне в годовом собрании акционеров ОАО «Севералмаз», владеющего лицензией на разработку месторождения архангельских алмазов.

Сейчас стратегическим инвестором «Севералмаза» является ЗАО «Согласие — Де Бирс Майнинг Инвестментс /Горные Инвестиции/», в котором российской стороне и южно-африканской корпорации «Де Бирс» принадлежит по 50% акций. Доля АЛРОСА в «Севералмазе» составляет 10%.

«Для разработки месторождения архангельских алмазов нужно 600-700 миллионов долларов инвестиций, — сказал Александр Матвеев: «Конечно, пока у нас всего 10% акций, мы кредитовать не будем. Передача нам контрольного пакета не обязательна. Нужно в уставных документах записать так, чтобы мы имели право «вето» и наоборот, право решающего голоса в отношении инженерных, экономических решений».

1.1.2.      Конверсия

A.    Космодром «Плесецк»

Планируется, что экономика Архангельской области, на территории которой находится космодром Плесецк, будет вовлечена в космическую деятельность. Оборонные и промышленные предприятия, стройиндустрия региона включаются в создание стартовых комплексов и инфраструктуры новых российских космических проектов «Рокот» и «Ангара». Это направление сотрудничества выработали администрация Архангельской области и Космический Центр имени М.В. Хруничева. По словам представителя Космического Центра Олега Роскина, область впервые получит реальную отдачу от присутствия на своей территории космодрома. Заказы на производство специального оборудования, конструкций будут преимущественно размещаться на местных предприятиях. Промышленный потенциал области, в частности, оборонных верфей Северодвинска, позволяет реализовывать самые сложные технические проекты.

Первый демонстрационный запуск ракеты-носителя «Рокот» с космодрома Плесецк намечен на конец июня. Уже в декабре на орбиту будут выведены два коммерческих телекоммуникационных спутника «Иридиум» компании «Моторолла». Проект «Рокот» уникален. Для запуска космических аппаратов используются межконтинентальные боевые ракеты (МБР) «Стилет» или по классификации НАТО SS-19, снятые с вооружения. По договору ОСВ-2 Россия их должна уничтожить, либо использовать в мирных целях. По данным О.Роскина, для реализации проекта нужно вложить 50 млн. долларов, но уже после 49 стартов он себя полностью окупает. Парк таких МБР составляет примерно 100 штук. По оценке заместителя начальника космодрома Владимира Иванова, главное достоинство «Рокота» в том, что он позволяет России занять в мировой космонавтике нишу коммерческих запусков низкоорбитальных легких спутников связи и загрузить реальной работой стартовые комплексы космодрома, с которых в этом году не было еще ни одного запуска. Многое в судьбе проекта будет зависеть от успешного запуска спутников «Иридиум». Зарубежные партнеры Космического Центра имени М.В. Хруничева только по его результатам будут определять программу своего сотрудничества. На космодроме Плесецк создана вся необходимая инфраструктура для проведения коммерческих запусков дорогих иностранных космических аппаратов, обеспечивающая высокую чистоту и температурную стабильность.

24 июня на космодром прибыла делегация американского космического агентства НАСА для переговоров по участию в международном проекте «Еврокот». Главным зарубежным партнером ГКНПЦ выступает немецкая компания «Даймлер Бенц Аэроспейс».

 

С космодрома Плесецк в Архангельской области будут стартовать и самые тяжелые ракеты, которые пока запускаются только с Байконура. Здесь будет оборудован стартовый комплекс для нового семейства российских ракет-носителей «Ангара», не имеющих аналогов в мире. Для этого на космодроме будет модернизирован пусковой комплекс ракет «Зенит», готовый на 40%. Для его достройки и оснащения впервые будут широко привлечены промышленные и строительные предприятия Архангельской области, в частности оборонные верфи Северодвинска.

«Семейство ракет-носителей «Ангара» — это принципиально новое и самое современное детище отечественных ракетостроителей, — сказал Олег Роскин. Первая легкая — грузоподъемностью до двух тонн ракета, рассчитанная на запуск в космос небольших телекоммуникационных спутников. Вторая модификация способна выводить на орбиту вдвое больше полезной нагрузки. И третий тип ракет грузоподъемностью более 20 тонн, рассчитан на замену «Протона», запуски которого проводятся с космодрома Байконур в Казахстане. Разрабатывается также и крылатый вариант «Ангары». Реализация проекта «Ангара» загрузит стартовые мощности российского космодрома Плесецк. Всего же на долю космопорта Плесек, по данным его историка Евгения Колтового, приходится более 60% запусков, проведенных отечественной космонавтикой в прошлом.

B.    Предприятия Северодвинска

Оборонная верфь «Звездочка» в Северодвинске, специализирующаяся на ремонте и утилизации атомных подводных лодок, выполнила первый в своей истории военный заказ для иностранного государства. За два года была капитально отремонтирована боевая подводная лодка ВМС Индии «Синдувир». На «Звездочке» рассчитывают, что вслед за первым будут и другие заказы на ремонт субмарин Индии. Во время весеннего визита на верфь индийской делегации во главе с объединенным секретарем Шри Багаи была достигнута договоренность о постановке на стапеля второй подводной лодки. Но индийцы уехали в Санкт-Петербург, из которого в середине июня пришло известие, что подлодка, вероятно, будет отдана для ремонта на верфи Санкт-Петербурга. В конкурентной борьбе Северодвинска и Санкт-Петербурга явный перевес на стороне последнего. Так, петербуржцы получили заказ на строительство нескольких надводных кораблей и ремонт трех из четырех подводных лодок. Как считает генеральный директор «Звездочки» Николай Калистратов, бороться есть за что. Индия исправно выплатила за ремонт «Синдувира» 70 миллионов долларов, тогда как сумма государственного оборонного заказа на верфи составляет 400 миллионов рублей в год. Ремонт индийской подводной лодки позволил работникам «Звездочки» в срок и без задержки получать зарплату. С большим скрытым напряжением идет между двумя городами и перетягивание контрактного каната на ремонт и модернизацию для Индии тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». По словам архангельского губернатора Анатолия Ефремова, здесь все решено в пользу Северодвинска, что позволит загрузить на градообразующих верфях около трех тысяч рабочих мест сроком более, чем на два года. Уже проведены дноуглубительные работы, чтобы привести авианосец к северодвинским причалам. Стоимость контракта оценивается в 530-550 миллионов долларов США, но он пока с Индией не подписан.

2.    Социальная сфера

2.1.       Пенсии

Максимальная пенсия в Архангельске составляет немногим более 500 рублей. В то же время прожиточный минимум для пенсионеров составляет 708 рублей. Даже после индексации пенсий на 12% ситуация кардинально не изменилась, ветеранам едва хватает на жизнь. Ветераны войны и труда сталкиваются с проблемой обеспечения бесплатными лекарствами: рецепты выдаются в основном на лекарства российского производства. По словам председателя областного Совета ветеранов В.Харламова, врачи рекомендуют импортные лекарственные средства, закупка которых не финансируется Минздравом, да и стоят они значительно дороже отечественных аналогов.

2.2.       Безработица

По данным Федеральной службы занятости населения по Архангельской области, на начало июня в Архангельской области насчитывалось более 39 тыс. человек, не занятых трудовой деятельностью, из которых 37836 носили официально статус безработного. Аналитики службы отмечают, что в первой половине этого года сохраняется тенденция оттока зарегистрированных безработных. За пять месяцев этого года в службу занятости населения за содействием в трудоустройстве обратилось 18089 чел., из которых 15245 признаны безработными. Причем за тот же период снято с учета 24450 человек. Уровень безработицы по области на начало июня составил по области к экономически активному населению 5,8%. Продолжается сокращение численности занятых почти во всех отраслях хозяйства области. Самый большой отток кадров зафиксирован в сельском хозяйстве, на транспорте и в связи, зато число занятых в общественных организациях и объединениях увеличилось на 34%.

2.3.       Демографические процессы. Семья. Брак. Молодежь

В Архангельской области общая численность молодежи в возрасте от 14 до 29 лет составляет около 350 тысяч человек, или приблизительно 25% от всех жителей области. По данным областного отдела ЗАГС, смертность почти на 30% ежегодно превышает показатели по рождаемости. Если сравнить показатели 1989-90 годов с показателями 1997-98, то ситуация вырисовывается неутешительная. Так, в 1989 году смертность составила 14788 человек, а родилось в указанный год 24534 человека. Прирост населения составил около 10 тысяч человек. В 1990 году уже отмечается снижение показателей, но население области еще прибывает. И вот для сравнения цифры последних двух лет: в 1997 году умерло 19546, а родилось 12750 человек; смертность в 1998 году составила 18891 человек, а родилось 13086. Естественная убыль по обоим годам составляет по пять с половиной тысяч человек. За счет миграции ежегодно область теряет более 10 тысяч человек.

Ситуация в семье так же оставляет желать лучшего. Если на начало реформ ежегодно заключалось более 13 тысяч браков (1998 год — 13829, 1990 год — 13140), то в результате реформы вылились в 8402 брака в 1997, и в 7146 в 1998 году. Количество разводов в области возрастает. Если в начале реформирования государственной системы распадалась каждая четвертая семья, то в прошлом году распалась каждая вторая.

Официальной статистики о распространении наркотической зависимости в молодежной среде в целом, нет. Однако, судить о темпах распространения наркотиков можно по статистическим данным, отражающим количество совершенных несовершеннолетними преступлений и количество привлеченных к уголовной ответственности несовершеннолетних граждан за незаконное распространение наркотиков. В 1996 году было совершено 53 таких преступления, в 1997- 1998 году эти показатели снизились до 37 преступлений, но в начале 1999 года (только за пять месяцев) уже совершено 28 преступлений, связанных с употреблением наркотических препаратов. Привлечено за незаконное распространение наркотиков в 1995 году — 7 человек, в 1996 — 9, в 1997 — 8, в 1998 году — 9 подростков. По данным областного УВД на начало 1998 года состояло на учете более 350 молодых людей, страдающих токсикоманией. Из них 154 в областном центре, 62 в Северодвинске. В 1997 году было пролечено от наркотической зависимости амбулаторно — 85 человек, и еще 6 человек — стационарно.

Проводимые УВД социологические исследования, анкетирования, опросы в молодежной среде так же наглядно характеризуют ситуацию. К примеру, если в 1996 году из 1000 опрошенных каждый десятый был знаком с наркотиками, то по показателям опроса 1998 года из 1597 молодых людей — уже каждый четвертый. Анкетирование 1998 года проводилось в старших классах архангельских, северодвинских и новодвинских школ и лицеев, а также в профессиональных училищах. Актуальной проблему наркомании считают 82% опрошенных. Но еще больше настораживает другое. На вопрос «сколько потребителей наркотических средств Вы знаете лично?» ответы распределились следующим образом:

ни одного — 48%;

одного — двух — 23%;

трех — пятерых — 11%;

пятерых — десятерых — 5%;

более десяти — 11%.

Уровень жизни молодых людей в области не соответствует их потребностям. Об этом можно судить по результатам проводившегося в конце 1997 года в Архангельске Институтом рефлексивной психологии г.Москвы социологического исследования. Данные свидетельствуют о том, что реально на свой заработок живут около 16% молодых жителей областного центра, примерно столько же зарабатывают самостоятельно и прибегают к помощи родителей. Подавляющее большинство (57%) полностью живут на деньги родителей. При этом только 25% полагают, что их материальное положение зависит от них самих, а еще 47% соотносит свой достаток с внешними обстоятельствами. Отмечено, что каждый четвертый молодой житель Архангельска подрабатывает либо постоянно, либо от случая к случаю. Только 10% молодых людей зарабатывают больше прожиточного минимума на каждого члена семьи, 30% лиц в возрасте до 25 лет — студенты высших учебных заведений, живущие за счет родителей [[6]].

2.4.       Профсоюзы

В июне проявились последствия серии протестных акций педагогов области, проводившихся в осенне-зимний период. Выразились они в скандальном для профсоюзов-организаторов качестве. В июне руководство областного совета профсоюзов работников образования выступило по областному радио с заявлением о том, что мэрия противодействовала в проведении 31 мая митинга «В защиту детей». Будто бы работники Департамента образования мэрии даже оказывали давление и угрожали увольнением директорам школ за участие в этом митинге. Это заявление было расценено прессой и властью в качестве формы выражения отрицательных эмоций из-за того, что в митинге приняло участие слишком мало учителей.

Дело в том, что цель митинга 31 мая 1999 года, указанная в заявлении Архангельского городского совета профсоюзов и забастовочного комитета работников образования, следующая: «Протест против нарушения графика погашения долгов, невыплата за книгоиздательскую продукцию, неправильной бюджетной политики, антисоциальной политики власти по вопросу организации летнего отдыха детей». Таким образом, содержание заявления говорит о подготовке не митинга «Защита детей», а акции протеста. Мэрия выразила несогласие с целями акции, так как существуют цифры и факты о положительных изменениях в системе образования. Однако мэр Архангельска Павел Балакшин подписал распоряжение №261р от 26.05.99, разрешающее Архангельскому городскому совету профсоюза и забастовочному комитету работников образования проведение митинга 31 мая 1999 г. с 14 до 15 часов с количеством участников до 800 человек у высотного административного здания на площади Ленина.

Кроме того, на совете директоров 3.06.99 в Департаменте образования, культуры и спорта руководители школ №52, 35, 59, 43 выразили единодушное мнение о том, что акция была совершенно несвоевременной (начало экзаменов, открытие летних лагерей, конец учебного года), неактуальной и плохо подготовленной. Что касается «давления» на них со стороны мэрии, то эти слова им кажутся смешными, так как коллективам школ предоставлены огромные права и каждый педагог хорошо знаком с законодательством в области увольнений с работы.

Недоумевала по поводу заявления В. А. Манушкина (лидера профсоюза) и директор Департамента образования мэрии Татьяна Кулиманова: «Что дал митинг «В защиту детей?» Какие права детей защищались? Ведь в заявлении совет профсоюзов ничего не сказал о защите детей. Такие акции необходимо серьезно готовить. И почему все же профсоюз не подключает нас к решению проблем детей. Дети 38 школ будут учиться до 14 июня. Вот цена забастовок и акций» [[7]].

 

3.    Этнокультурные процессы, события в сфере культуры и науки

3.1.       События в сфере науки

Руководители архангельских вузов намерены договориться о ценах на рынке платных образовательных услуг области. Это предложение прозвучало на последнем заседании Совета ректоров вузов, и было выдвинуто ректором Медицинской академии Павлом Сидоровым. По словам ректора АГМА, некоторые из вузов используют демпинг цен, таким образом, оттягивая на себя студентов, готовых учиться на компенсационной основе, т.е. вносить плату за каждый курс обучения.

На сегодняшний день цена за год учебы колеблется от 600 до 1700 у.е. (1 у.е. = 10 руб.). Определенное раздражение у ректоров государственных университетов и академии вызывает деятельность негосударственных образовательных учреждений, которые, по их мнению, намеренно снижают цены на образовательные услуги, из-за чего в проигрыше оказываются все.

К примеру, в МИУ (Международный институт управления), который начал действовать в Архангельске всего несколько лет назад, уже обучаются 1 600 студентов по шести специальностям, а стоимость обучения в нем 600-700 у.е. в год. В МИУ уже 46 штатных преподавателей, и он признан министерством высшего и профессионального образования одним из лучших в России негосударственных вузов.

Однако правительство области без энтузиазма восприняло инициативу ректоров, считая, что у абитуриентов должна быть возможность выбора не только профиля вуза, но и цены на образование. Вопрос на сегодняшний день остался открытым; скорей всего, в нынешнем учебном году кардинальных изменений в стоимости образовательных услуг не произойдет, поскольку приемные комиссии уже начали свою работу.

 

4.    Межрегиональные и международные связи

4.1.       Приоритеты межрегиональных связей

Региональная татарская национально-культурная автономия Архангельской области совместно с редакцией «Татарской газеты»(выпускается в Архангельске ежемесячно) проводит акцию «Письмо Президенту Татарстана». Каждый желающий вне зависимости от национальности может прислать в адрес редакции Письмо для Минтимера Шариповича Шаймиева и лично пригласить его в Архангельск для празднования Дня ВМФ (25 июля). Письма будут переданы М.Ш.Шаймиеву во время официальной встречи 5-7 июля в Казани и во время пребывания Президента Республики Татарстан в Архангельске 25 июля. Известно, что представители «Татарской газеты» и автономии включены в состав официальной делегации,вылетающей в Татарстан для подписания договора о сотрудничестве между Архангельской областью и Татарстаном. К акции уже присоединились Газета АТК и «Северный рабочий».


Резюме

В целом июнь оказался весьма насыщенным месяцем в плане активности демократически ориентированных политических структур. Визит Сергея Кириенко несколько поднял настроение активистов политических организаций. Для его поддержания была проведена и очередная встреча местных демократов.

Активизировался и нынешний мэр областного центра Павел Балакшин, совместно с владельцем АЦБК Владимиром Крупчаком они предприняли попытку поднять свой рейтинг посредством «зрелищ» в виде праздника «День города», прошедшего в последнее воскресенье июня (о празднике подробнее будет написано в следующем обзоре).

Высокую активность развили представители ВПК, в частности космодрома «Плесецк». Возможно, это связано с началом избирательной кампании предполагаемого «лоббиста» указанной отрасли А.Пискунова, кандидата в депутаты Государственной Думы РФ. Однако, сам кандидат публичной политической активности в текущем месяце не проявил.

Однако, на политической арене области практически не проявлялась администрация. Вероятно, это связано с периодом традиционного для Севера летнего «затишья». В этот период основное внимание общественности и прессы занимают социальные проблемы, которым посвящен преимущественно и данный обзор. Так же автором предпринята попытка дать сводную таблицу социально-экономического положения области за прошедший период между выборами с 1996 по 1999 (I квартал) годы.



* В обзоре использованы материалы агентств СПБ-ТАСС и АСИ.



Источники

[1]. Исупов Д. Чем засеять инвестиционное поле? // Архангельск. – Архангельск, 1999. — №101 (1643). — 3 июня.

[2]. Тамбовский С. Станет ли Архангельск зоной свободного предпринимательства // Архангельск. – Архангельск, 1999. — №105 (1647) — 9 июня.

[3]. Балакшин П. Найти способы смягчения ситуации, удержать город — вот моя важнейшая задача // Архангельск. – Архангельск, 1999. — №10 (1648). — 10 июня.

[4]. Беднов А. Хоть и «общественное», но самоуправление! // Архангельск. – Архангельск, 1999. — №105 (1647). — 9 июня.

[5]. Барандова Т. Сергей Кириенко завоевывает электорат Архангельской области // Российский региональный бюллетень. — 1999. — №12. – Июнь.

[6]. Барандова Т. Молодежь Архангельской области: основные тенденции 90-х годов // Северная Корреспонденция. – Архангельск, 1999. — №21-22. – Июнь-июль.

[7]. Муравьева Е. Популизм среди педагогов не популярен // Архангельск. – Архангельск, 1999. — №103 (1645). — 5 июня.