Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Калмыкия

И. РЫЖКОВ

Республика Калмыкия

в мае 1999 года

Прибытие в Республику Президента ФИДЕ К.Илюмжинова и депутата Государственной Думы ФС РФ В.С.Бабичева. В.Бабичев не хочет быть депутатом и намеревается продолжить карьеру в нефтегазовой промышленности.

Инспекционные поездки К.Илюмжинова по Калмыкии.

Принятие новых законов РК: «О налоге с продаж», «Об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций», «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Обострение чечено-калмыцких отношений. Убитый чеченец вывезен на родину, министр внутренних дел РК Э.Бакланов доставлен в больницу с аппендицитом.

Калмыцкий бюджет в 1999 году. Двадцатипроцентное уменьшение собираемости налогов в республике и его причины. В Калмыкии не хотят платить страховые взносы во внебюджетные фонды. Забастовка элистинских педагогов. Репрессированным гражданам правительство РК обещало компенсацию за утерянное имущество. Правительство Калмыкии предлагает 39 тысячам безработных постановление о самозанятости.

ЮНЕСКО в Калмыкии проводит международный семинар по сохранению языков национальных меньшинств.

Калмыцкий институт гуманитарных исследований вернулся в лоно Российской Академии наук.

В Элисте состоялось ежегодное собрание Южного отделения Российской Академии образования.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Исполнительная власть

Наиболее значимым событием в политической жизни республики стало прибытие в Калмыкию специальным рейсом из Москвы Президента РК К.Илюмжинова и депутата Государственной Думы ФС РФ В.С.Бабичева, бывшего руководителя аппарата Правительства РФ, члена исполкома движения «Наш дом — Россия», а в прошлом секретаря Калмыцкого обкома партии. Целью официального визита депутата стало посещение родного села Садового — центра Сарпинского района республики, которому 22 мая исполнилось 150 лет [[1]].

На праздновании В.Бабичев огласил приветственное письмо нового председателя Правительства РФ С.Степашина, которое явилось первым документом, подписанным им в этом качестве. В Калмыкии В.Бабичев сделал политическое заявление, суть которого в том, что он намерен в ближайшее время оставить политику и вернуться на работу в газовую промышленность. Он, в частности, выразил намерение газифицировать родной Сарпинский район. После этого заявления многие кандидаты в депутаты Госдумы РФ, вероятно, вздохнули с облегчением [[2]].

Целью визита Президента РК на родину было проведение инспекционных поездок по районам республики. В Сарпинском районе он от имени Всемирной шахматной федерации поздравил жителей района со 150-летним юбилеем, и, как водится, вручил подарок — ордена и звания к юбилею и документацию на американское медицинское оборудование на сумму 10 тысяч долларов. 24 мая им были посещены восточные районы республики — Яшкульский, Юстинский, Лаганский, Черноземельский.

Яшкульский районной больнице было выделено медицинского оборудования на сумму 1 млн. немецких марок, а жителям района подробно рассказал о проектах, которые он собирается осуществлять в этом году, в частности К.Илюмжинов подробно остановился на проекте «Север-Юг», ключевым пунктом которого будет строительство морского порта в г.Лагани. Правда, президент отметил при этом, что главный сдерживающий фактор в осуществлении этого проекта — нестабильность политической ситуации в России. Наблюдатели отметили эту оговорку президента, как факт, говорящий о невозможности осуществления данного проекта в ближайшей перспективе. Тем более, что о двух млрд. долларов инвестиций из Тайваня в этот проект Илюмжинов уже не заикался. В этот же день К.Илюмжинов посетил Юстинский, Черноземельский и Лаганский районы, где, по сообщению его пресс-службы, провел рабочие совещания с руководителями районов. О продолжительности встреч может говорить тот факт, что расстояние между этими четырьмя райцентрами в среднем составляет по 200 км.

25 мая Президентом были посещены западные районы — Городовиковский, Яшалтинский и Приютненский. Эти районы, к сожалению, не получили никаких подарков, хотя именно их Президент Калмыкии почему-то отнес к разряду стратегических для республики.

27 мая инспекционные поездки были продолжены в центральные и северные районы — Целинный, Кетченеровский, Малодербетовский и Октябрьский. Здесь президент открыл турнир на приз «Кожаный мяч». В этих районах Илюмжинов расширил количество проектов, которые будут осуществляться в этом году в республике. Это еще и проект разработки газовых и нефтяных месторождений, развитие зоны льготного налогообложения, увеличение темпов жилищного строительства в республике. В этом благом последнем деле за основу президент возьмет проект, предложенный Государственным советником РК Виктором Батуриным (шурин Ю.Лужкова).

Недельный тур пребывания Президента ФИДЕ в республике позволили ему выявить несколько основных причин, которые мешают добиться реального прогресса в социально-экономической сфере, которыми он не преминул поделиться с журналистами. Это: 1. Слабость руководства районов (напомним, что все руководители назначены им еще в 1993-94 годах). 2. Слабость руководителей хозяйств (право их смещения принадлежит только Президенту РК). 3. Серьезные объективные причины.

Президент призвал искать новые пути для того, чтобы добиться перелома в социально-экономической ситуации в республике и благополучно отбыл [[3]].

1.2.       Законодательная власть

11 мая Президентом РК подписаны ряд законов, принятых 29 апреля 1999 года Народным Хуралом РК.

Это закон РК «О налоге с продаж», который устанавливает и вводит налог на операции по продаже за наличный расчет товаров, работ и услуг на территории республики. Ставка налога установлена в размере 5%. Суммы налога с продаж зачисляются в республиканский и местные бюджеты в размере 40 и 60% соответственно и направляются на нужды малообеспеченных групп населения и выплату детских пособий. В связи с введением налога с продаж на территории Калмыкии не взимаются следующие виды налогов и сборов:

1. Сбор на нужды образовательных учреждений

2. Налог на строительство объектов производственного назначения в культурной зоне

3. Сбор за право торговли

4. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров

5. Сбор с владельцев собак

6. Лицензионный сбор за право торговли вино водочными изделиями

7. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей

8. Сбор за выдачу ордера на квартиру

9. Сбор за парковку автотранспорта

10. Сбор за право использования местной символики

11. Сбор за участие в бегах на ипподромах

12. Сбор за выигрыш на бегах

13. Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме

14. Сбор за сделки, совершаемые на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами

15. Сбор за право проведения кино и телесъемок

16. Сбор за уборку территорий населенных пунктов

17. Сбор за открытие игорного бизнеса

Данный закон вступит в силу с 1 июля 1999 года [[4]].

Закон РК «Об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций устанавливает ставку налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в бюджет республики Калмыкии.


С 1 апреля 1999 года ставка налога на прибыль будет составлять:

— для предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц) — 19%;

— для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков и других кредитных организаций — 25% [[5]].

Закон РК «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Данный закон вводится с 1 июля 1999 года и будет составлять в зависимости от различных обстоятельств, оговоренных в законе, на бытовые услуги населению от 5 до 13 тыс. рублей, на ремонт автомобилей — от 14 до 36 тысяч рублей, на ремонт бытовой техники от 7 до 19 тыс. руб., на ремонт и изготовление ювелирных изделий от 8 до 21 тыс. рублей. На ремонт и изготовление оргтехники и периферии, сервис автотранспортных средств от 8 до 21 тыс. рублей, на парикмахерские услуги от 6 до 18 тыс. руб., косметические услуги от 14 до 36 тыс. рублей, стоматологические услуги от 14 до 36 тыс. руб., медицинские услуги от 9 до 23 тыс. руб., ветеринарных и зооуслуг от 7 до 18 тыс. рублей, общественное питание от 400 до 1,2 тыс. рублей, услуги в области образования от 5 до 13 тыс. руб., юридические и аудиторские услуги — от 11 до 27 тыс. руб., розничная торговля — палатки, рынки, лотки от 11 до 28 тыс. рублей, радио-теле-видео аппаратура, сложная бытовая техника, мебель, кожа, меха, автозапчасти от 10 до 26 тыс. руб., продовольственные и непродовольственные товары, кроме вино водочных от 8 до 21 тыс. руб., перевозки пассажиров внутри населенных пунктов от 1 до 2,5 тыс. рублей, междугородние перевозки от 1 тыс. руб., перевозка грузов — от 2 до 6 тыс. руб [[6]].

Данные законы способны определенным образом повлиять на политическую ситуацию в Республике, однако до настоящего времени общественное мнение никак не проявилось. Вероятно, этого следует ждать в конце очередного квартала.

В остальном же политическая деятельность калмыцких законодателей заключалась в том, что председатель Народного Хурала РК В.Бембетов сопровождал Президента Калмыкии в его инспекционных поездках по подвластным территориям.

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Бюджет республики

Опубликован принятый Народным Хуралом РК консолидированный бюджет на 1999 год. Правительство по сути дела заранее расписалось в своей несостоятельности, заявив, что не в состоянии выполнять свои обязательства, так как основные задачи всех предыдущих бюджетов не выполнены. Работа над бюджетом 1999 года была переведена в систему секвестра и зачета. На сегодняшний день кредиторская задолженность республиканского бюджета составляет 1 млрд. 247 млн. руб., в том числе по оплате труда — 99,3 млн. руб., выплате детских пособий — 143,5 млн. руб., оплате коммунальных услуг — 244 млн. По возврату средств федерального бюджета республика должна 37 млн. Положение усугубляется и тем, что федеральные органы власти ввели совершенно новую практику работы с бюджетами регионов. Федеральное казначейство с марта получило право безакцептного списания средств республиканского бюджета.

Основные параметры бюджета-99 следующие. Расходы установлены в размере 1 млрд. 206 млн. руб. Они рассчитывались следующим образом: правительство взяло конкретные расходы 1998 года, прибавило к ним кредиторскую задолженность по основным социальным затратам — стипендиям, питанию, медикаментам, индексации зарплаты с 1 апреля и т.д. Однако в эту сумму не вошли расходы в размере 1 млрд. 372 млн. руб. Так, правительство не смогло найти средства на погашение задолженности по детским пособиям, оплату коммунальных услуг, финансирование целевых региональных программ, возврат по долгам коммерческим банкам и многое другое. Принимая минимум в 1247 млрд. руб. за основу, законом о бюджете правительство определило и второй минимум, самую нижнюю планку, ниже которой опуститься нельзя. Это сумма в 598 млн. руб. — защищенные статьи расходов бюджета.

Доходы бюджета подсчитаны в сумме 732 млн. руб., из них налоговые доходы составят 416 млн., неналоговые 105 млн. руб. Федеральным бюджетом определена помощь в размере 202 млн. руб., что на 159 млн. меньше, чем в прошлом году.

Как будет выполняться бюджет, показал первый квартал 1999 года. Собираемость налогов уменьшилась на 20% по сравнению с прошлым годом. Таким образом, в бюджете уже образовался дефицит в размере 482 млн. руб., что составляет почти 30% от принятого бюджета. Кроме того, когда готовился принятый бюджет, у правительства РК были надежды на определенные программы из федерального бюджета, сейчас же, как считает Председатель правительства РК, из-за экономической и финансовой изоляции России эти надежды утеряны.

Единственной реальной надеждой правительства РК остается ожидаемая поставка в республику сельхозпродукции и продовольствия из США по линии гуманитарной помощи. Народный Хурал представил бюджетную гарантию правительству республики для заключения соглашения о Минсельхозпродом России. В Калмыкию поступит продовольственная пшеница, кукуруза, рис и сухое молоко на сумму 59,5 млн. руб. Полученное продовольствие должно быть реализовано, а средства — поступить на спецсчет Минфина России. Выгода от этого республике очевидна, так как продукция предоставляется по довольно низким оптовым ценам (за 1 тонну продовольственной пшеницы — 1300 рублей), а часть ее будет передана безвозмездно. Государственным агентом по реализации выделенного продовольствия назначается ОАО «Росюгпродукт» (генеральный директор — Б.Ваньков).

Народный Хурал вновь возвращается к раздаче бюджетных гарантий. Было принято решение о даче бюджетной гарантии под льготный кредит в 5 млн. руб., предоставляемый по федеральной программе развития птицеводства агрофирме «Вознесеновская» через банк «СБС-АГРО». Условия предоставления кредита (несколькими траншами, на полтора года, под 20% годовых) по мнению депутатов и членов правительства, дают основания рассчитывать на возвратность получаемых финансовых средств. Однако на всякий случай депутаты все же затребовали от правительства к следующей сессии справку о состоянии кредитов, предоставленных под гарантию республиканского бюджета [[7]].

2.2.       Налоги

Поступление налогов все больше волнует правительство республики. Недавно о состоянии дел в налоговой сфере рассказал начальник Государственной налоговой инспекции по республике Калмыкия В.Мирошниченко.

За первый квартал в бюджетную систему обеспечено поступление налогов и других обязательных платежей в сумме 144 480 тыс. руб., в том числе в федеральный бюджет — 81 294 тыс. руб., в бюджет территорий — 63 180 тыс. руб. Во внебюджетные фонды поступило взносов в сумме 28 920 тыс. руб.: в Дорожный фонд — 24 525 тыс. руб., фонд занятости населения — 2910 тыс. руб. Государственный фонд по борьбе с преступностью — 356 тыс. руб.

За первый квартал года выполнение бюджетных назначений в федеральный бюджет составило немногим более 50%, в бюджет РК поступило 63 186 тыс. руб., тогда как в прошлом году эта сумма равнялась 80 700 тыс. руб. Растет сумма задолженности предприятиями и организациями. На 36 897 тыс. руб. выросла задолженность по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Руководство налоговых служб причины неудовлетворительного состояния со сбором налогов видят в объективных обстоятельствах: из-за августовского кризиса снизилась налогооблагаемая база, Федеральным центром необоснованно завышены бюджетные назначения I квартала. 154 миллиона по мнению Мирошниченко — нереальная цифра. Кроме того, I квартал самый тяжелый по собираемости налогов. Основные надежды руководство налоговой службы связывает с принятием новых налоговых законов, а именно закона о едином налоге на вмененный доход и закона о налоге с продаж, которые вступают в действие с 1 июля 1999 года, а также на улучшение работы правоохранительных органов [[8]].

В последнее время в республике резко обострилась обстановка с собираемостью страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Рост недоимки приводит к несвоевременной выплате пенсий, пособий, а также неполному финансированию учреждений медицинского страхования. Изменить ситуацию и взять ее под контроль решил исполняющий обязанности начальника Управления федеральной службы налоговой полиции по Республике Калмыкии А.Надбитов, который в последнее время активизировал деятельность своего подразделения. Об этом было заявлено на совместной пресс-конференции, которую провели руководитель УФСНП и внебюджетных фондов. Были названы цифры: задолженность перед Пенсионным фондом — 177 млн. 584 тыс. руб., фондом социального страхования — 37,4 млн. руб., фондом обязательного медицинского страхования — 21,8 млн. руб., фондом занятости — 18,5 млн. руб. Особую остроту в последнее время приобрела проблема выплаты пенсий, которые далеко отстали от прожиточного минимума. К тому же они выплачиваются с задержкой, обесцениваясь уже по пути к получателю. В связи с последними законодательными актами о компенсационных выплатах, индексациях государственных пенсий потребовались дополнительные объемы средств в размере 4,6 млн. руб. Задолженность продолжает расти и составляет уже полугодовую сумму пенсий. Из них 41% — задолженность по организациям аграрно-промышленного комплекса. Главная причина образовавшейся задолженности — задержка зарплаты, отсутствие бюджетного финансирования, несвоевременный и неполный расчет потребителей и заказчиков за выполненные работы и оказанные услуги. Причина и в том, что некоторые плательщики намеренно не выплачивают страховые взносы, занижают зарплату, выплачивают ее бартером, работают наличными средствами, минуя расчетные счета, и т.д.

Налоговая полиция намерена выступить объединителем усилий всех фискальных служб республики и навести порядок в сфере уплаты налогов и страховых сборов. Она намерена также использовать в полной мере данное законом право применять к злостным неплательщикам меры уголовного характера, если сумма неуплаченных организациями налогов и страховых взносов превысила 1 тыс. минимальных зарплат, а физическим лицам — 200 минимальных оплат труда. В настоящее время крупнейшими должниками являются предприятия: ОАО «Промстрой» — 1072,7 тыс. руб., ОАО «Калмэнерго» — 923,3 тыс. руб., АО «Калмнефть», все имущество которой уже арестовано налоговой полицией, а также фирмы-нерезиденты, зарегистрированные в оффшорной зоне Калмыкии такими организациями как ГП «АРИС» и концерн «Халзан». Абсолютным же рекордсменом по долгам в Пенсионный фонд является знаменитый футбольный клуб «Уралан», его долг 15 млн. руб. [[9]].

3.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

3.1.       Протестная активность

В Элисте состоялась забастовка учителей школ и воспитателей детских дошкольных учреждений. В преддверии массовых учительских отпусков растут долги государства по заработной плате, по детским пособиям и пособиям за книгоиздательскую продукцию. До настоящего времени неизвестно, будут ли выплачены отпускные или, как и в предыдущий год, учителя проведут лето без денег. Задолженность по зарплате учителям только по Элисте составила 2656,5 тыс. руб., задолженность по книгоиздательской продукции за весь 1998 год — 1417,3 тыс. руб. Забастовка стала результатом той политики, которую проводит государство по отношению к образованию, финансируемому по остаточному принципу. Во многих школах нет элементарных наглядных пособий, учителя вынуждены буквально на пальцах объяснять учебный материал.

Надо отметить, что учительская забастовка состоялась несмотря на то, что Председатель правительства Р.Метрикин провел встречу с забастовочными комитетами школ, на которой пытался уладить конфликт. На митинг, состоявшийся в первый день забастовки, вышли и работники других отраслей, выразив тем самым солидарность с бастующими педагогами. В результате забастовки, проходившей 20-23 мая, правительство Калмыкии изыскало 400 тыс. руб., а мэрия Элисты — 250 тыс. руб. на погашение долгов по зарплате. Однако этих денег не хватило даже на то, чтобы выплатить зарплату за февраль.

Стало известно, что Председатель правительства РК намерен добиваться от министерства финансов РФ выделения Калмыкии ссуды в размере 98 млн. руб., которых должно хватить на покрытие двухмесячной задолженности по зарплате учителям республики [[10]].

3.2.       Компенсации репрессированным

В соответствии с постановлением правительства РФ от 12 августа 1994 года №926 «Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации» только 17 мая 1999 года, наконец-то, утвержден порядок выплаты денежной компенсации реабилитированным гражданам и наследникам по закону первой очереди за незаконно конфискованное, изъятое или иным путем вышедшее из владения в связи с политическими репрессиями имущество.

Специальным распоряжением правительства РК министерству финансов Калмыкии поручено обеспечить выплату денежной компенсации репрессированным. Каким образом практически это будет осуществляться и о каких суммах идет речь, в правительственном постановлении не говорится. Известно лишь, что бюджетом республики, утвержденном в прошлом месяце и имеющем дефицит в 40%, данные расходы не предусматривались [[11]].

3.3.       Занятость населения

В связи со сложной ситуацией в области занятости населения, Правительство РК пытается предпринимать усилия, направленные на сглаживание этой проблемы. 24 мая издан ряд постановлений правительства РК. Первое из них — Постановление «О критической ситуации на рынке труда». Этим постановлением определены критерии массового высвобождения сотрудников: сокращение численности и штата работников в количестве 50 и более человек в течение 30 календарных дней, 200 и более человек и течение 60 календарных дней, 500 и более человек в течение 90 календарных дней или ликвидация любой организации с численностью 15 и более человек является массовым высвобождением.

Органам исполнительной власти рекомендовано в случае массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве по предложению департамента занятости и профсоюзных органов приостановлено на срок до 6 месяцев решение о высвобождении или проводить его поэтапно, в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет местного бюджета. Предусматривать в городском, районных бюджетах средства на реализацию мероприятий по управлению рынком труда при массовом высвобождении работников за счет средств работодателя.

Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по РК при превышении допустимого уровня безработицы считать для безработных граждан, постоянно проживающих в сельской местности и зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, предложение предпринимательской деятельности по производству продукции животноводства и растениеводства без образования юридического лица одним из вариантов.

Данным постановлением установлен допустимый по республике уровень безработицы 3,7%, при превышении которого органы исполнительной власти должны будут осуществлять специальные, в том числе и вышеперечисленные мероприятия. Как можно будет осуществить эти благие намерения с помощью данного постановления, сказать трудно. Особенно если учесть, что на конец 1998 года в республике насчитывалось, по методике МОТ, 39 тысяч безработных, что составляет 26% экономически активного населения, а официально зарегистрировано только 9,5 тысяч [[12]].

Второе постановление — «О самозанятости сельского населения». Оно принято в условиях постоянного роста безработицы в сельской местности, практического отсутствия вакансий на селе, уменьшения поступления в Фонд занятости страховых взносов, ведущих к задержке выплаты пособий по безработице, которые достигают 1 года. Целью постановления является создание условий для более полной занятости населения, проживающего в сельской местности, и увеличение производства сельхозпродукции в личных подсобных хозяйствах граждан. Для этого представителям Президента РК в районах рекомендовано:

— принять необходимые меры для организации самозанятости граждан, постоянно проживающих в сельской местности, используя передачу по договору подряда и в личное подворье как предпринимателю скот, птицу, имущество;

— рассмотреть возможность предоставления льгот по уплате налогов в местный бюджет безработным гражданам, постоянно проживающим в сельской местности и получившим свидетельство о реорганизации в качестве предпринимателя без образования юридического лица;

— выделять безработным гражданам в сельской местности, зарегистрированным в службе занятости и изъявившим желание самостоятельно обеспечивать себя работой, субсидий из средств Государственного фонда занятости населения в размере 12-месячного пособия по безработице, причитающегося гражданину, под самозанятость в личном подсобном хозяйстве, в народных промыслах и т.д., с заключением соответствующего договора между гражданином и департаментом занятости.

Под это постановление утверждается специальное положение и разрабатывается механизм предоставления скота, птицы, имущества и другой сельскохозяйственной продукции безработным гражданам, проживающим на селе и желающим заняться предпринимательской деятельностью по производству животноводческой продукции за счет средств фонда занятости с использованием взаимозачета с предприятиями — должниками [[13]].

4.    ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ,
СОБЫТИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ

4.1.       Межнациональные отношения и преступность

В конце мая, теперь уже можно определенно это констатировать, резко обострилась криминогенная обстановка в республике. Это связано в первую очередь с тем, что произошло убийство двух молодых людей, чеченцев по национальности. Как сообщили представители прокуратуры 28 мая журналистам телевизионной программы «Неделя», убитыми являются граждане Чечни Абдулзидо и Эсембаев 1978 и 1977 года рождения. Возбуждено уголовное дело по статье «умышленное убийство», один житель Калмыкии, калмык по национальности, задержан, трое объявлены в розыск. Проверяется причастность всех данных лиц к незаконному нефтяному бизнесу [[14]].

Неофициальные источники рисуют более подробную картину происходящего в Республике. Большую часть нефтяного бизнеса в Калмыкии контролируют чеченцы, которые и осуществляют поставки бензина из Ичкерии. С калмыцкой стороны контроль за некоторыми заправочными станциями осуществляют люди, близкие к бывшему министру промышленности РК Н.Манджиеву. Именно с него хотели получить выкуп чеченцы, пытавшиеся похитить близкого к нему человека на 20-м километре автотрассы Элиста — Яшкуль. Однако, по неподтвержденным данным, попытка оказалась неудачной, двое из троих нападавших были избиты и привезены «жертвой похищения» в Управление по борьбе с организованной преступностью в Элисте. При передаче нападавших работникам милиции один из них скончался, другой умер через несколько дней в больнице. «Жертва» была арестована. Следствие до настоящего времени никак не комментирует данное преступление и его связь с попыткой похищения. По некоторым неподтвержденным данным, это связано с указанием Президента Калмыкии никак не связывать данное преступление с похищением или с межнациональным конфликтом. У Илюмжинова состоялся по этому поводу разговор с А.Масхадовым

Возмущенный таким поворотом дела, в республику прибыл работающий ныне в центральном аппарате «Лукойла» в Москве Намсыр Манджиев. 28 мая в Элистинском главпочтамте состоялось собрание более 150 граждан Калмыкии, в котором приняли участие и некоторые представители различных политических сил. На собрании было выражено резкое недовольство политикой, проводимой К.Илюмжиновым в отношении чеченцев, которым, по мнению собравшихся, разрешено все и они всегда остаются безнаказанными.

На собрании была принята резолюция с требованием к Илюмжинову отправить министра внутренних дел РК Э.Бакланова в отставку, ужесточить контроль за чеченцами, проживающими в республике, уволить чеченцев со всех руководящих постов в республике (в их числе руководитель пожарной службы республики Касумов и начальник «Калмтрансагенства» Алдамов). Делегация от данного собрания была в тот же день принята Президентом Калмыкии, который почти во всем согласился с протестующими, пообещал выполнения этих условий, однако посетовал на то, что самостоятельно не может решить кадровые вопросы как в Министерстве внутренних дел, так и в пожарной охране, так как те являются федеральными структурами. Таким образом, ранее принятое протестующими решение о проведении 5 июня в Элисте массового митинга остается под большим вопросом.

4.2.       Семинар под эгидой ЮНЕСКО

9-14 мая в Элисте под эгидой ЮНЕСКО проходил международный семинар «Языки народов России: перспективы развития».

Данный семинар впервые в России был подготовлен и проведен неправительственными организациями в тесном сотрудничестве с официальными органами власти и академическими учреждениями.

14 мая состоялось официальное закрытие этого семинара, в котором участвовали представитель Совета Европы Донал О`Риган (Ирландия), заместитель директора департамента языка ЮНЕСКО А-М Мажлофф (Швеция), президент французской ассоциации содействия восточным народам П-Э Паско, представитель администрации Президента Каталонии П.Пуч (Испания), координатор программы «Лингвапакс» ЮНЕСКО О.Ятсенкивски, координатора Каталонского центра ЮНЕСКО П.Джаристи, а также депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по делам национальностей С.Будажапов, начальник Управления по связям с национально-культурными автономиями и национальными объединениями Министерства национальной политики РФ З.Цыренова, начальник управления по Северному Кавказу Министерства национальной политики РФ В.Харченко. Семинар, проведенный на средства центра ЮНЕСКО в Каталонии в рамках программы «Лингвапакс», был организован Калмыцким центром интенсивного обучения языкам, а также неправительственными организациями — французской Ассоциацией содействия восточным народам и Калмыцким центром социальных, гуманитарных и культурных инициатив. Семинар продемонстрировал, что языковые проблемы в РФ привлекают пристальное внимание, что подтверждается числом участников семинара — представителей международных институтов, федеральных органов власти, более 10 национальных регионов России, Казахстана, Монголии и Каталонии. Участники семинара познакомили общественность с социолингвистической ситуацией в регионах России, поделились опытом работы по возрождению, сохранению и развитию языков и продемонстрировали, что поддержка полилингвизма в РФ способствует утверждению культуры мира и взаимопонимания.

По итогам семинара была принята резолюция, в которой участники семинара согласились со следующими принципами:

— учитывать принципы, зафиксированные в Хельсинскском заключительном акте 1975 года, иных подписанных и ратифицированных Россией международных документах, а также в Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, прежде всего в части неотъемлемого права каждого человека пользоваться региональным языком или языком этнического меньшинства в частной и общественной жизни;

— учитывать, что целью каждого из народов мира является не только сохранение своего языка, но и создание реальных условий для свободного пользования и развития своего культурного наследия, без ущемления прав свободного выбора людей другой национальности, проживающих на данной территории;

— учитывать, что защита языков народов РФ, находящихся под угрозой возможного исчезновения, содействует сохранению и развитию богатства России;

— признавать, что сохранение и развитие региональных языков и языков этнических меньшинств ведет не к изоляционизму, а к дальнейшему расширению внутригосударственного и международного сотрудничества в духе культурной открытости и диверсификации;

— признавать, что современная языковая ситуация в РФ требует совместных усилий ученых, общественных организаций и органов власти на всех уровнях;

— учитывать, что защита языков народов России не должна осуществляться в ущерб официальным языкам РФ и ее субъектов.

Участники семинара обратились в Совет Федерации, Государственную Думу, правительство РФ с просьбой о подписании и ратификации РФ Европейской хартии региональных языков, принятой Советом Европы в 1992 году.

Обратились к этим же органам и органам государственной власти субъектов РФ с предложением учитывать положения Европейской хартии региональных языков и рамочной Конвенции Совета Европы о защите прав этнических меньшинств.

Участники семинара призвали к прямому сотрудничеству и объединению усилий между регионами РФ и Западной Европы, а также решили обратиться в международные организации с просьбой учитывать при планировании Европейским Союзом какой-либо технической и финансовой помощи, предоставляемой России, государственную национальную политику РФ и активизировать оказание помощи в возрождении языков и культур народов РФ, принимая особую остроту языковой ситуации в России. Другими словами, участники семинара, в том числе и чиновники российского и регионального уровня, депутат ГД РФ призвали Европу оказывать России помощь только в случае, если она проводит внутреннюю политику, согласованную с Европой.

Но самым желанным для властей республики был третий пункт резолюции, в соответствии с которым решено учредить в г.Элисте координационный центр для содействия народам России в организации сотрудничества в сфере национальных языков и культур и в оказании помощи в реализации их инициатив на международном уровне [[15]].

Удачное завершение семинара в Элисте позволило первому заместителю председателя правительства РК Вячеславу Илюмжинову заявить о том, что Калмыкия реально начала свою интеграцию в Европейское сообщество.

Что же касается Общероссийского координационного центра народов России, то окончательное решение о его создании может быть принято в сентябре 1999 года. Предполагается, что его головное представительство будет находиться в Элисте, в шахматном городе Сити-Чесс. Данная организация будет создаваться по эгидой Совета Европы, российского правительства и правительства Калмыкии. Предполагается, что в его заседаниях будут принимать участие эксперты ЮНЕСКО и Совета Европы. Планируется открытие центра совместить с празднованием в Элисте сразу нескольких дат. Это 390-летие добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства, 400-летие со дня рождения великого просветителя Зая-Пандиты, 350-летие созданного им «Ясного письма» — калмыцкой письменности. Главными задачами координационного центра будет оказание технической помощи в подготовке проектов и лоббированию их на международном уровне, на котором к работе должны будут подключаться представители Совета Европы и Президент французской ассоциации содействия восточным народам П.Э.Паске [[16]].

4.3.       Калмыцкий институт гуманитарных исследований

13 апреля 1999 года Калмыцкий институт гуманитарных исследований вновь вошел в систему Российской Академии наук, что несомненно является важным событием не только для научной общественности, коллектива института, но и для всей республики. До этого в течение нескольких лет с 1993 года, момента прихода к власти в республике К.Илюмжинова, провозгласившего независимость во всем, начиная от КГБ и заканчивая наукой, институт вышел из состава РАН и в течение всего этого времени влачил жалкое существование, меняя одного за другим руководителем и отыскивая ханские корни самого президента. Калмыковедение — главное направление деятельности данного научного заведения. В настоящее время, в связи с изменением статуса, а следовательно и источников финансирования, перестраивается, возрождается научно-организационная работа института, готовится к изданию первый выпуск возрожденного печатного органа «Ученые записки института». В настоящее время под руководством доктора исторических наук К.Максимова, бывшего председателя Народного Хурала РК начала работа проблемная группа по написанию Истории Калмыкии с древнейших времен и до наших дней.

В тесном сотрудничестве с Институтом востоковедения РАН налаживаются контакты с наиболее крупными научными фондами. По программе ЮНЕСКО разрабатывается проект «Сохранение национального наследия и устойчивое развитие репрессированных народов РФ». Ученые института наконец то получили доступ в ИНТЕРНЕТ и возможность пользоваться электронной почтой [[17]].

В Элисте состоялось годичное собрание Южного отделения Российской академии образования и 18-е Южнороссийские психолого-педагогические чтения: «Развитие личности в образовательных системах южнороссийского региона». В нем приняли участие председатель Южного отделения РАО А.Греков, ряд ученых российской академии образования, ученые Ростова-на-Дону, Волгограда, Ставрополя, Калмыкии, Карачаево-Черкессии, Дагестана, Адыгеи. Обсуждались инновационные технологии УДЕ (укрупненных дидактических единиц) калмыцкого академика П.Эрдниева, принципы этнопедагогики и формирование ценностных ориентаций у молодежи, проблемы этносоциологии [[18]].

4.4.       Пресса

Трехлетие со дня выхода своего первого номера отметила газета правительства Калмыкии — «ЭЖ-Калмыкия», тираж которой сегодня составляет 5 тыс. экземпляров. На встрече Председателя правительства Р.Метрикина с редакцией газеты он высказался за более тесную связь редакции с правительством и за более полное освещение его работы. Он посоветовал журналистам больше писать о негативных фактах, которых много в республике, то есть призвал газету к критической оценке работы властей. Если даже власть призывает свою прессу себя критиковать, то можно представить, что такое сегодня пресса и журналист в Калмыкии. Председатель правительства, можно сказать бесплатно подсказал газете темы для журналистских расследований, а именно: Деятельность подпольных мини-заводов по переработке нефти, деятельность руководителей, разваливших предприятия и обогатившихся на этом, проблемы финансирования из бюджета России [[19]].

Несмотря на либеральный настрой властей на встречах со своими газетами, газета «Советская Калмыкия сегодня» вот уже год после убийства ее редактора Л.Юдиной вынуждена печататься в Ставрополе, подписка на нее запрещена, как запрещено и ее официальное распространение через киоски Роспечати. Ни один из журналистов Калмыкии в течение года так и не рискнул сотрудничать с газетой. Все это говорит о реальном состоянии свободы слова и информации в республике.

5.    Резюме

Прошедший месяц не принес в политическое развитие республики серьезных изменений. Президент Калмыкии К.Илюмжинов в свой очередной визит в регион объехал районы республики, придя к выводу, что фактором, сдерживающим развитие региона, стало низкое качество управления как на районном уровне, так и на уровне конкретных предприятий, в первую очередь аграрных.

Интересно, что в этот раз президент прибыл в республику вместе с депутатом Госдумы Бабичевым, который заявил о нежелании продолжать политическую карьеру. Напрашивается вопрос об истинных мотивах приезда Бабичева на родину. Возможно, это выяснится в последствии.

Принятие новых законов РК: «О налоге с продаж», «Об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций», «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» должно, вместе с федеральной акцией по продаже гуманитарной помощи, поправить финансовое положение региона, имеющего более чем 40% бюджетный дефицит. Примечателен факт снижения собираемости налогов на 20%, расширение категории неплательщиков налогов, что также говорит о кризисе в экономике «шахматной» республики.

Растет и задолженность предприятий по выплатам в Пенсионный Фонд, ФМС и другие фонды. В настоящее время крупнейшими должниками являются предприятия: ОАО «Промстрой» — 1072,7 тыс. руб., ОАО «Калмэнерго» — 923,3 тыс. руб., АО «Калмнефть», все имущество которой уже арестовано налоговой полицией, а также фирмы-нерезиденты, зарегистрированные в оффшорной зоне Калмыкии такими организациями как ГП «АРИС» и концерн «Халзан» (что неудивительно). Наладить дисциплину выплат в фонды вызвались руководители налоговых органов.

Обострилась криминагенная ситуация в республике, ситуация в сфере межнациональных отношений. Убийства чечецев, протесты жителей республики против нахождения лиц чеченской национальности на государственных постах — все это может иметь далеко идущие нежелательные последствия.



Источники

[1]. Депутат Госдумы В.Бабичев прибыл в Калмыкию // Известия Калмыкии. — 1999. — №103-104. — 22 мая.

[2]. Воронова Е. Люблю тебя все больше я, село мое Садовое. // Известия Калмыкии. — 1999. — №105. — 25 мая.

[3]. Рабочие поездки Президента РК. // Известия Калмыкии. — 1999. — №106. — 26 мая. На местах необходимы новые методы работы (пресс-служба Президента РК) // Известия Калмыкии. — 1999. — №108-109. — 29 мая. Рабочие поездки президента // Элистинские новости. — 1999. — №22. — 28 мая.

[4]. Закон РК «О налоге с продаж» // Известия Калмыкии. — 1999. — №105. — 25 мая.

[5]. Закон РК «Об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций // Известия Калмыкии. — 1999. — №101. — 20 мая.

[6]. Закон РК «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности. // Известия Калмыкии. — 1999. — №102. — 21 мая.

[7]. Абушинов А., Болдуринова Е. Строгий контроль и жесткая финансовая дисциплина // Известия Калмыкии. — 1999. — №90. — 6 мая.

[8]. Куменова Н. Весной поток налогов мощнее // Известия Калмыкии. — 1999. — №95. — 13 мая.

[9]. Николаева В. В суд могут вызвать // ЭЖ-Калмыкия. — 1999. — №20. — 27 мая.

[10]. Халгинова Н. Не в корыстных целях, а справедливости ради // Элиста. — 1999. — №20. — 27 мая.

[11]. Распоряжение правительства РК О порядке выплаты денежной компенсации // Известия Калмыкии. — 1999. — №106. — 26 мая.

[12]. Постановление Правительства РК О критической ситуации на рынке труда // Известия Калмыкии. — 1999. — №107. — 28 мая.

[13]. Постановление правительства РК О самозанятости сельского населения // Известия Калмыкии. — 1999. — №107. — 28 мая.

[14]. Программа «Неделя» // Калмыцкое телевидение. — 1999. — 28 мая.

[15]. Анатольева Е. В Калмыкии заложены основы новой языковой политики // Известия Калмыкии. — 1999. — №99. — 18 мая.

[16]. Лиджиева М. Координационный центр народов России будет находиться в Элисте // Известия Калмыкии. — 1999. — №99. — 18 мая.

[17]. Горяев А. Новый статус института гуманитарных исследований // Известия Калмыкии. — 1999. — №107. — 28 мая.

[18]. Известия Калмыкии. — 1999. — №101. — 20 мая.

[19]. Чтобы газету вырывали из рук // ЭЖ-Калмыкия. — 1999. — №19. — 14 мая.