Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Орловская область

Владимир СЛАТИНОВ

Орловская область

в мае 1999 года

Ярмарка инвестиций и некоторые результаты инвестиционной и налоговой политики региональных властей. Вспышка ВИЧ-инфекции в Мценске и выявленные злоупотребления в правоохранительных органах. Программа «Славянские корни» («Свой дом») как показатель дееспособности местной власти. Законодательная инициатива облсовета по упорядочению сбора цветных металлов. Мэр — благоустройщик г.Орла и его противники. Политические партии Орловщины накануне электоральной кампании.

 

Главное

Социальная и политическая ситуация в Орловской области в мае серьезно не изменились. Однако можно выделить ряд общих тенденций, определяющих ее «лицо». В экономике продолжались позитивные процессы, вызванные прошлогодней августовской девальвацией и вызванными ею эффектами, и подкрепленные достаточно взвешенной политикой региональных властей. После августа более активно использовался механизм введения внешнего управления на предприятиях. Позитивные изменения экономической конъюнктуры на многих предприятиях совпали с приходом более эффективного менеджмента и способствовали быстрому выходу из кризиса. Серьезную помощь оказали принятые в области закон «О промышленной политике…» и постановление губернатора по предоставлению налоговых отсрочек и льгот. После заявленной в прошлом месяце стратегии орловской власти на продвижение местных товаров на общероссийский и международный рынки и активное привлечение инвестиций в область Строевым был предпринят ряд практических шагов в этом направлении. Большое значение в этом смысле имела состоявшаяся ярмарка инвестиций, на которой было заключено контрактов на сумму почти в 4 млрд. рублей. Культивируемые стабильность и предсказуемость области в сочетании с авторитетом и лоббистскими возможностями Строева определили весьма благоприятный инвестиционный климат. Сохранение стабильности социальной ситуации, впрочем, сталкивается с неожиданными «вызовами», вроде массовой вспышки ВИЧ-инфекции в Мценске и выявившейся в этой связи коррумпированностью местной милиции. Хотя устоям региональной власти подобные нештатные ситуации не угрожают, на авторитет они все же действуют скверно. Укрепить свое реноме внутри области и вовне ее местный истеблишмент пытается, раскрутив крупный социальный проект «Славянские корни», который к тому же являются инвестиционно и финансово привлекательным. В этом же ряду находится активно развернувшееся этой весной благоустройство центра Орла, призванное усилить его внешнюю привлекательность. Это, кроме того, весьма укрепляет позиции избранного не так давно мэра областного центра, превратившегося в последнее время в активно действующую фигуру в местной элите, что, впрочем, вызывает противодействие ряда политических игроков.

Приближение электорального сезона заметно активизировало жизнь политических партий. Активизация идет по всем линиям политического спектра, однако, в силу особенностей орловской области наибольшее движение наблюдается на левом фланге и в сфере так называемой «партии власти». Судя по всему на роль последней здесь пока претендует «Отечество», вызывающее наибольшие симпатии местной политической элиты и получившее официальную санкцию на «раскрутку» от Строева. Активизировались также правые партии, однако, их возможности, существенно ограничены. Заметим, что активизация партийной жизни идет вполне по-орловски, то есть в целом внешне спокойно: агитация и публичные выступления сведены к минимуму

1.    Наиболее важные решения и события. Их последствия

1.1.       Инвестиции, налоги, экономическая ситуация

Использование послекризисной благоприятной экономической конъюнктуры областным руководством выражается в существенном усилении внимания к инвестиционной политике. В этом ряду стоит проведение 27 мая ярмарки инвестиций. Это уже третье такого рода мероприятие, призванное привлечь на Орловщину инвестиционные капиталы, умело использовав имидж стабильного региона и авторитет его лидера. На первой ярмарке, где представляются инвестиционные проекты местных предприятий, было заключено контрактов на 480 млн., в 1998 году – уже на 1 млрд. деноминированных рублей. В нынешнем сумма контрактов составила порядка 4 млрд. Всего на ярмарку было представлено около 600 проектов, из которых как наиболее интересные были отобраны 246. Работа шла по секциям: строительство, аграрная сфера, малый бизнес. Наиболее крупные проекты: строительные подряды по программе «Славянские корни; строительство стекольного завода (40 млн. долларов), расширение проекта «Орел-алмаз» (обработка алмазов на часовом заводе «Янтарь»), проект «Орелмашининвест» (производство агротехники совместно с Беларусью), контракт с французской фирмой «Суфле» на выращивание пивоваренного ячменя для заводов фирмы, включая питерскую «Балтику».

Вообще же экономическую и, в частности, промышленную политику орловских властей в свете использования благоприятных последствий девальвации можно определить как весьма грамотную. К середине нынешнего года дали весьма позитивный эффект принятые ранее закон области «О промышленной политике…» и постановление губернатора «О развитии стимулирующей функции системы налогообложения». В результате более 60 предприятий смогли воспользоваться налоговыми льготами в 1997-1998 годах на 40 млн. рублей. Было списано неплатежей по местным налогам на 38 млн. рублей. Кроме того, принятое правительством Российской Федерации постановление от 9.06.98 года №576 «О начислении пеней и порядке перерасчета задолженности юридических лиц по уплате пеней» позволило уменьшить неуплаченные суммы в 5 раз и сократить задолженность по ним на 370 млн. рублей, в том числе в территориальный бюджет на 190 млн.

Осуществление инвестиционных программ на предприятиях, использовавших предоставленные льготы, позволило увеличить объемы производства и реализации продукции. Выросли и объемы налоговых поступлений в январе— марте 1999 года — на 5 млн. руб. Такая целенаправленная региональная налоговая политика в рамках действующих федеральных законов позволила увеличить поступления текущих налоговых платежей и предоставила возможность предприятиям сократить долги по заработной плате. Учитывая социальную обстановку в трудовых коллективах, отдельным предприятиям предоставлялись права на внеочередное направление средств на выплату зарплаты.

Августовский кризис привел к оживлению деятельности отечественных производителей. Поэтому в отраслях, ориентированных на внутренний рынок, и в первую очередь в пищевой и легкой промышленности, появился реальный шанс наращивания объемов производства. В I квартале 1999 года налоговые платежи от предприятий переработки увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,5 раза (в том числе за счет предприятий ликероводочной промышленности). Только от двух предприятий легкой промышленности — АО »Радуга» и «Гамма», сумевших увеличить объемы производства, поступило в бюджет области в текущем году 7 млн. руб., что в 8,2 раза больше, чем за тот же период 1998 года.

Существенный эффект дало постановление главы администрации области «Об упорядочении реализации алкогольной продукции в области». В первом квартале 1999 года сумма уплаченных акцизов на спирт и алкогольную продукцию в области составила 13,3 рубля на человека (по России средний показатель равен 7,9 руб.). В ассоциации «Черноземье» это самый высокий показатель.

Областной администрацией уделяется в настоящее время значительное внимание созданию таких новых структур, как агрофирмы. В основном они создаются с единым финансово-расчетным центром, и их деятельность положительно влияет на экономику районов. В целом поступление налогов в I квартале 1999 года увеличилось в 3 раза. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1998 году увеличились налоговые поступления от предприятий малого бизнеса. Фирмы, занимающиеся производством и переработкой сельхозпродукции, уплатили в бюджет 13,2 млн. руб., что больше показателей 1997 года на 1,7 млн. руб. Возрос удельный вес поступлений от указанной категории плательщиков в общем объеме с 20,8% в 1997 году до 24,9% в 1998-м. Результатом продуманной налоговой политики в области является и то, что в январе — феврале 1999 года недоимка сократилась на 89,1 млн. руб. по предприятиям черной, цветной металлургии и машиностроения.

Кроме того, в области накоплен определенный опыт совместной работы госналогинспекции, управления федеральной службы налоговой полиции и УВД. В практику работы трех ведомств вошло проведение совместных проверок юридических и физических лиц по вопросам соблюдения ими налогового законодательства. В 1998 году совместно проведены документальные проверки 88 юридических и физических лиц. По их результатам доначислено платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды с учетом финансовых санкций 57,8 млн. рублей. Проведенные рейды на рынках и в других местах массовой торговли позволили привлечь к уплате по доходного налога в сумме 606 тыс. рублей 21 тыс. иностранных граждан. 983 предпринимателя были наказаны административными штрафами на общую сумму 200 тыс. рублей. По сравнению с 1997 годом увеличилось число совместных проверок соблюдения законодательства по применению контрольно-кассовых машин. К виновным в его нарушении предъявлены штрафные санкции в размере 600 тыс. рублей. В ходе массовых проверок АЗС были выявлены многочисленные факты неприменения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с водителями, невыдачи им чеков, разницы между наличной кассовой выручкой и показаниями контрольной ленты, недолива покупателям бензина. В прошлом году проведено 2,5 тыс. совместных проверок предприятий, производящих и реализующих винно-водочные изделия. В ходе проверок снято с реализации более 25 тыс. литров спиртного на сумму 500 тыс. рублей. Административными штрафами наказаны 206 должностных лиц. По результатам проверок комитету по лицензированию направлено 166 представлений на лишение (приостановление действия) лицензий.

Значительный вклад в обеспечение налоговых поступлений внесли непосредственно и сами работники налоговых инспекций. За 1998 год налоговыми органами области было дополнительно начислено 371,7 млн. рублей, из них по документальным проверкам—205,4 млн. рублей. За год примерный вклад в госказну одного инспектора составляет примерно 438 тыс. рублей. Факты нарушения налогового законодательства установлены в каждой второй проверке. К административной ответственности привлечено 4,5 тыс. человек, несколько юридических и физических лиц — к уголовной ответственности [[1]].

Таким образом, положительная промышленная и налоговая динамика в экономике области обусловлена как девальвационными эффектами, способствовавшими общему оживлению промышленности, так и разумной налоговой политикой местных властей. Оба названных фактора оказали благоприятное влияние на финансовое положение предприятий и способствовали оживлению деловой активности и промышленного производства.

В дополнение следует заметить, что в середине мая Строев подписал крупное соглашение с главой администрации Кировоградской области Украины Кальченко о поставках в Орловскую область сельхозтехники, укрепляя таким образом экономические контакты между регионами соседних государств. 6 мая в Орел прибыли министр торговли и министр природных ресурсов. После переговоров со Строевым были подписаны договоры о сотрудничестве с администрацией Орловской области. Речь идет о содействии министерств в продвижении орловских товаров на внутренний и внешний рынки, поддержке областной программы внешнеэкономической деятельности, дальнейшем изучении недр области [[2]]. Как видим, стратегия областного руководства на использование имеющихся ресурсов (в том числе символических, включая лоббистские) в целях продвижения местных товаров на различные рынки и установление активного взаимодействия с административными организациями, реализуется сполна. В этом смысле Строев достаточно умело использует свой потенциал и авторитет.

1.2.       Экономические решения Областного Совета народных депутатов

На очередном заседании депутаты областного Совета рассмотрели восемнадцать вопросов. Самые горячие дискуссии вызвали два пункта повестки дня: «О проекте закона Орловской области «О порядке заготовки лома цветных и черных металлов...» и «О проекте закона Орловской области «О внесении изменений в закон Орловской области «О маршрутных автотранспортных пассажирских перевозках...». «Металлическая» проблема вызвана тем, что существующие в России правила сбора и сдачи цветных и черных металлов позволяют в огромных объемах сдавать ворованное сырье и не нести за это никакой ответственности, ибо правила не требуют от сдатчика подтверждения легальности происхождения лома. Особенность Орловской области, говорили депутаты во время обсуждения проекта, заключается в том, что у нас почти весь металл, попадающий от частных лиц на приемные пункты, является ворованным. По отношению к сдаваемому цветному металлу слово «почти» можно убрать — на приемные пункты граждане несут не алюминиевые кастрюли со своих кухонь, а провода высоковольтных линий, начинку электрокабеля и тому подобное, что собственностью гражданина являться никак не может. Подобная «предприимчивость» наносит огромный ущерб хозяйству области. Приводился пример, когда целое предприятие не смогло после майских праздников приступить к работе, так как технологическая пиния, представлявшая для кого-то интерес как источник «лома цветных металлов», оказалась разукомплектованной. Нельзя сказать, что эта беда характерна только для Орловской области, однако попытки ограничить свободу частных лиц покупать и продавать металл наталкиваются на жесткое противодействие. Комитет облсовета, занимавшийся подготовкой поправок к закону и изучивший опыт других регионов, предложил следующий способ ограничить возможности воровства, не нарушая при этом федерального законодательства. Отныне сдатчик лома обязан заключать с приемщиком договор, в котором, в частности, должен указать свои паспортные данные. Это позволит правоохранительным органам, проверяющим пункты скупки, выйти в случае необходимости на продавца и установить происхождение любой подозрительной партии металла. Некоторые расследования, возможно, приведут к возбуждению уголовных дел и сохранят в будущем несколько километров высоковольтных линий. Примечательно, что депутаты почти не говорили о таком способе борьбы с воровством, как отзыв лицензий у недобросовестных заготовителей. Логика законодателей, впрочем, понятна. «Ломом» в Орловской области занимаются структуры, почти исключительно возглавляемые родственниками крупных руководителей. Поэтому предположить, что какие-либо из структур будут «отсеяны», пока не представляется возможным. Даже официоз – «Орловская правда» выразила удивление, что никаких мер к заготовителям закон не предусматривает [[3]]. На радикальные выводы, правда, журналисты не осмелились, но нежелание или боязнь трогать высокодоходный семейный бизнес «мажоров» для всех очевидны. Так что ловить с поличным будут простых граждан, а вовсе не именитых заготовителей.

1.3.       Социальная ситуация

Картина социальной и политической идиллии в мае была нарушена отнюдь не социальными или политическими перипетиями, однако событиями, серьезно всколыхнувшими общественное мнение и ставшими предметом разбирательств на высшем областном уровне. Речь идет о резкой вспышке ВИЧ-инфекции в г. Мценске. Дело началось с случайного медицинского освидетельствования 14-летнего наркомана, в крови которого был обнаружен вирус. Далее события развивались по нарастающей: ко Дню Победы выявлено 12, к середине месяца – 18 инфицированных. По оценкам специалистов, в городе сейчас не менее 150 зараженных вирусом [[4]] Среди выявленных почти все – наркоманы.

Сообщения об этом, растиражированные СМИ, вызвали волну слухов, а в Мценске нечто похожее на панику и истерию. Повсюду говорят, что инфицированные ездят по городу и колют прохожих зараженными иглами. В городке резко сократилось количество посещающих рынки и прочие публичные места; народ ждет, когда «выявят и посадят всех инфицированных». По Орлу ползут слухи, что Мценск и вовсе объявят закрытым городом.

События, по всей видимости, будут стоить кресел многим местным милицейским начальникам. Тем более, что как это обычно бывает, события такого рода выявили немало пикантных деталей в деятельности орловской милиции. Главный орловский милиционер уже публично признал, что «в городе (Мценске – В.С.) процветает наркобизнес, все знают адреса притонов наркомафии, а милиция за все время сумела обезвредить одну точку, взять с поличным одну торговку наркотиками. Недавно было возбуждено уголовное дело против двух сотрудников милиции, получивших взятки от наркомафии» [[5]]. Генерал пообещал, что работу Мценского ГОВД в ближайшее время рассмотрит коллегия УВД. Полковнику милиции В.П. Савкову, три года назад возглавившему Мценский ГОВД, досталось наследство не из лучших. Против его предшественника было возбуждено шесть уголовных дел, но ни одно из них не дошло до суда. Из коллектива выгоняли неугодных, в том числе тех, кто отказывался нарушать законы. И сейчас криминогенная обстановка в отделе напряженная. На днях скончался 30-летний житель Мценска, которого жестоко избили в медвытрезвителе. Сотрудники группы по борьбе с наркотиками отобрали у бизнесмена, не имеющего ничего общего с наркомафией, автомобиль, не оформив при этом никаких документов. Мценская прокуратура ежегодно фиксирует десятки фактов противозаконных действий сотрудников милиции [5].

24 мая проблемы борьбы со СПИДОМ и наркоманией рассматривались на совещании у Е.Строева. Пока вряд ли можно говорить о политических последствиях скандала, но то, что области была продемонстрирована беспомощность и коррумпированность местной милиции – очевидно. Ясно, что авторитета власти, особенно местной, это не прибавляет.

Впрочем, в остальном социальная ситуация в области остается чрезвычайно устойчивой. В мае даже произошли некоторые подвижки к ее улучшению, хотя и ранее по сравнению с другими регионами здесь было неплохо. Вследствие улучшения работы промышленности в полтора раза выросли платежи в Пенсионный фонд. Пенсии, которые ранее несколько задерживались (впрочем, по сравнению с другими областями задержка была «символической» – две-три недели), теперь выплачиваются день в день. Та же ситуация с зарплатой бюджетников.

18 мая на представительном совещании у губернатора рассматривался ход выполнения программы «Славянские корни» («Свой дом»). Данная программа предусматривает строительство в этом году 2500 домов коттеджного типа. Право строительства отдано крупнейшим хозяйственным структурам области, близким к власти. По официальной информации, уже начато строительство 1006 домов. Выполнение широко разрекламированной программы является в некотором смысле делом чести для орловских властей, поэтому контроль за ее реализацией установлен достаточно жесткий. Судя по темпам, за реализацию программы взялись активно, однако даже полностью контролируемая властями местная пресса сообщает, что «зачастую в сводках из некоторых районов подается искаженная информация. Домов в наличии не имеется, а по сводкам они проходят. Или расчистят место под строительство дома, вобьют колья и рапортуют, что заложили фундамент» [[6]].

Реализация программы, то есть ее успех или неуспех, имеют, на наш взгляд, политическое значение, поскольку на карту во многом поставлен авторитет местной власти и ее способность реализовывать крупные социальные проекты. В конечном счете, речь идет об управляемости ситуации и подконтрольности областному руководству местных хозяйственных и административных структур. Судя по первым результатам, контроль над реализацией программы в целом удается сохранять, однако неполный и не во всем: злоупотребления и дезинформирование – классические черты российского чиновничества – и здесь проявляются сполна. Впрочем, воля довести до конца столь масштабный социальный проект, о котором можно будет громко объявить во всероссийском масштабе, у строевской команды имеется. Финансирование программы идет без задержек (в первом квартале выделено 160 млн. рублей), а за ее реализацией предлагается установить едва ли не мониторинговый контроль.

1.4.       Благоустройство Орла как предмет политической борьбы

Среди прочих важных событий следует отметить развернувшуюся бурную дискуссию вокруг благоустройства областного центра. В прошлом обзоре мы писали, что с момента своего избрания Горсоветом новый мэр Орла Ефим Вельковский активно взялся за ремонт улиц и дорог, снискав себе славу «орловского Черепкова». Дороги, до того пребывавшие в ужасном состоянии, заметно преобразились. Мэр в последние месяцы развил бурную публичную активность, что позволило нам (и, видимо, не только нам) предположить наличие у него далеко идущих планов. Теперь же по весне весь центр перекопали, всюду укладывают плитку и сажают цветы. Вопросы благоустройства Орла рассматривались на совещании у Строева, и мэр получил «добро». Однако вскоре «Орловская правда» опубликовала пространное «открытое письмо» читателя мэру, где его почины жестко критикуются в том смысле, что ремонт касается в основном центра и больше смахивает на показуху. Затем завязалась очень длительная дискуссия, тональность которой была по отношению к мэру более критической, чем апологетической. Учитывая положение «Орловской правды» (старейшей и ведущей газеты региона, близкой к руководству обладминистрации) в ряду других местных СМИ, можно предположить, что инициированная критика не была случайной, и против Вельковского выступили его оппоненты из обладминистрации. Дальнейшие события, очевидно, более выпукло обозначат характер развернувшейся борьбы.

2.    Политические партии
накануне электоральной кампании

Расстановка политических акторов в области в значительной мере связана с приближением электоральной кампании. Ожидающиеся выборы активизируют как традиционные политические структуры, так и способствуют созданию новых. Важность характеристики основных политических партий накануне думской предвыборной кампании заставляет нас подробнее остановиться на указанной проблеме.

Наиболее «слабыми» выглядят в Орле правые партии демократической направленности. Деятельность «ЯБЛОКА» на Орловщине практически заморожена. Организация официально зарегистрирована, однако не подает никаких признаков жизни. В орловской политической тусовке шутят, что все орловское «ЯБЛОКО» – это один человек, его лидер. Несколько иначе идут дела у «Правого дела». Некоторое время назад (мы писали об этом в предшествующих обзорах) в Орле прошла учредительная конференция «Правого дела», причем достаточно широко освещенная в местной прессе. Большинство карликовых «остатков» прежних демократических организаций, некогда (в «достроевский» период) активно действовавших, а ныне безнадежно захиревших, вошли в объединение. Заметим, однако, что народ в «Правом деле» собрался политически озабоченный и активный, переживший все «тяготы» строевского правления для демократов, то есть, грубо говоря те, кому уже «нечего терять» и кто «борется за идею». Определенного рода маргинальность орловских демократов тем не менее не мешает некоторым из них сохранять старые связи (приобретенные в прежние времена, особенно у тех, кто был при власти или близок к ней). К этому следует добавить, что у орловских демократов есть близкий по идеологии печатный орган – «Орловский вестник», который хотя осторожно, но последовательно проводит демократическую линию. Очень большое место на страницах «Вестника» занимает освещение московской «демократической» жизни, в частности, деятельности ДВР и иже с ним, интервью с известными деятелями демдвижения (Б.Федоров, И.Хакамада и прочие). Правда, следует отметить и то, что «Орловский вестник» активно сотрудничает с правительством Москвы. Здесь регулярно выходят весьма значительные по объему статьи о деятельности московских властей и интервью с ключевыми фигурантами московского правительства (пока за исключением самого Лужкова). Так что «Вестник» делает «промоушн» не только московским демократам, но и московскому мэру.

Что касается «Нашего дома – Россия», то его структуры в Орле заметно захирели. Будучи официально зарегистрированным, орловский НДР в последнее время не обозначил себя практически никак. Лидер местного «Дома», ректор техуниверситета Голенков воздерживается от публичных выступлений, хотя еще год назад все было иначе – НДР часто устраивал публичные мероприятия, в которых активно участвовали не только многие директора орловских предприятий (особенно активны были, разумеется, местные газовики), но и представители местных властей – статус «партии власти» требовал соответствующего «подкрепления». Не исключено, что получив импульсы сверху, НДР в ближайшем будущем, возможно, активизируется (все же остались немало симпатизирующих директоров, да и госслужащих, некоторые связи и ресурсы), однако его реальное влияние, разумеется, будет определяться столичным статусом. Если «Дом» вновь официально станет «партией власти», его привлекательность будет одной, не получит данного статуса – возможности «Дома» объединять вокруг себя директорский и властный бомонд резко уменьшатся.

В настоящий момент происходит определенная консолидация властной и хозяйственной элиты вокруг орловского «Отечества», о чем мы расскажем ниже.

ЛДПР относится к числу весьма активно действующих политических субъектов на территории Орловщины, однако в организации произошли существенные изменения. Лидер областной организации С.Исаков, до недавнего времени стремившийся составить реальную оппозицию Е.Строеву (кстати, это была единственная полноценная попытка конкурировать), потерпев неудачу, в настоящий момент отошел от дел и переехал жить в Подмосковье. Сюда следует добавить, что Исаков долгое время конфликтовал с лидером городской организации ЛДПР Кирсановым. Так что современную ситуацию в местной ЛДПР можно обозначить как «разброд и шатания». Несмотря на наличие четырех районных организаций и 700 зарегистрированных членов, единое руководство структурой сейчас практически отсутствует и каждая отдельная организация существует в значительной мере сама по себе. Очевидно, это будет продолжаться до того момента, пока кто-либо из местных ЛДПРовских боссов не установит полного контроля над всей областной структурой. Сделать это без содействия со стороны столичной «конторы» будет невозможно, и по мере приближения выборов и, соответственно, потребности в наведении «порядка в рядах» данный процесс можно прогнозировать.

Продолжает проявлять активность местная РНЕ. В настоящее время эта структура перерегистрирована как «Партия национального возрождения». Члены организации по-прежнему собираются на «тусовку» еженедельно у кинотеатра «Октябрь», правда, без свастики на рукавах. Помимо вербовки новых членов (в основном через спортивные клубы) орловские баркашовцы занимаются активной наглядной агитацией — количество листовок РНЕ на городских столбах по-прежнему достаточно велико.

Однако наиболее примечательным фактом является наметившееся в последнее время сближение Партии национального возрождения с КПРФ. Сближение это в основном идет по линии взаимодействия руководства обеих структур. Хотя широко об этом не говорится, лидеры местных коммунистов в приватных беседах не скрывают открывшегося взаимопонимания. Кроме того, в местной коммунистической прессе появился ряд совместных заявлений обеих организаций, чего раньше не было. Сближение коммунистов с крайними националистами весьма симптоматично и свидетельствует о вполне определенном идеологическом дрейфе местного руководства КПРФ.

В целом, КПРФ остается самой крупной и влиятельной политической партией на Орловщине – 2,5 тысячи официально зарегистрированных членов и 140 первичных парторганизаций, построенных по территориальному признаку. Приближение электорального сезона чувствуется в усиливающемся агитационном характере публикаций в местной коммунистической и идеологически близкой к ней прессе. Обком КПРФ был одним из организаторов первомайских мероприятий и торжеств к Дню победы. Особенность ситуации заключается в том, что местные коммунисты воздерживаются от какой бы то ни было публичной критики региональной власти, и весь свой пропагандистский пыл направляют на обличение «антинародного режима», чему со своей стороны местные власти абсолютно не препятствуют. КПРФ ни в коем случае нельзя назвать местной «партией власти». Орловская власть, мобилизованная вокруг одного лидера – сама себе партия. Модель ее интеракции с КПРФ мы обозначаем как «сердечное согласие» – по всем основным вопросам местные власти и коммунисты приходят к взаимопониманию, и каких-либо серьезных противоречий до сих пор не проявилось.

Стоит, правда, заметить, что по имеющейся у нас конфиденциальной информации, часть местных коммунистических лидеров и ряд представителей властей все чаще выражают недовольство деятельностью первого секретаря обкома депутата ГД Зотикова. Причины банальны: многие из местных деятелей считают Зотикова пассивным, недостаточно харизматичным лидером, и видят себя в кресле депутата ГД (пост первого секретаря обкома это место практически гарантирует). Правда, пока публично указанные разногласия не проявились.

Наконец, «Отечество». В апрельском обзоре мы писали, что по конфиденциальной информации местная организация «Отечества» создана и активно действует. Данные подтвердились и обрастают весьма интересными подробностями. Возглавляет орловскую организацию руководитель одного из федеральных органов, а именно: глава службы занятости Шведов А.И. – руководитель весьма деятельный и авторитетный, к тому же склонный к научной деятельности (не так давно защитил кандидатскую диссертацию). Создание местного «Отечества», как оказалось, санкционировано сверху на самом высоком уровне (здесь оправдался наш прогноз, что Строев и Лужков все же найдут общий язык по данному вопросу). Еще более интересным выглядит полученная нами информация, что значительная часть местного чиновничества (причем самого высокого ранга), директоров и околовластной интеллигенции (прежде всего – руководители школ, техникумов и вузов) сами выступили инициаторами создания организации и приложили определенные усилия для того, чтобы убедить Строева санкционировать ее активную деятельность. Это, впрочем, неудивительно. Судьба «Нашего дома» и «Отечества» говорит о существовании феномена номенклатурной самоорганизации, когда властные и околовластные структуры и деятели испытывают объективную потребность в существовании консолидирующей их некоммунистической «партии власти». На данную роль и претендует ныне «Отечество», однако, претензии эти, как известно, сталкиваются с серьезными преградами. В пику лужковскому движению действуют «обновленный» «Наш дом», «Вся Россия» и «Голоса России».

Приближение электорального сезона чувствуется также по активизации орловских и московских публичных политиков. В середине мая много встреч с избирателями провел депутат ГД В.Соколов. В конце мая в Орел (на «малую родину») прибыл Г.Зюганов. Тональность встреч и содержание речей были вполне традиционными: о лжедемократах, «целенаправленно удушающих российскую экономику»; о правительстве Примакова – «первое правительство, которому была небезразлична судьба России, поэтому Ельцин отправил его в отставку»; о Югославии – «здесь явно просматриваются планы США по уничтожению России» [[7]].

3.    резюме

Трудно прогнозировать дальнейшее изменение композиции политических акторов в столице, да это и не является нашей задачей, однако, нам принципиально важно указать на значимость данных процессов для расстановки сил в Орловской области. Понятно, что официальный титул «партии власти» дает определенные дивиденды (минимальная поддержка аппарата, некоторые финансовые, административно-организационные ресурсы – так было с НДР).

Однако принципиально важной, особенно в Орловской области, где фактически нет реальной оппозиции власти, является санкционирование становления и деятельности той или иной структуры со стороны власть предержащих, а также степень реальной, а не показной поддержки. Последнее же в значительной мере определяется наличием истинных симпатий (либо заинтересованности) со стороны местной элиты. В этом смысле шансы «Отечества» в Орловской области выглядят неплохо. Во-первых, есть санкция на развертывание деятельности движения со стороны Строева. Это принципиально важно. Во-вторых, движение консолидирует вокруг себя значительную часть местной элиты. По конфиденциальной информации, значительная часть местного высшего чиновничества (в том числе на уровне замов губернатора, руководителей федеральный структур, директоров крупнейших предприятий и околовластной интеллигенции) активно поддерживают «Отечество». Здесь необходимо выделить тот принципиальный момент, что последние московские события (отставка Примакова и перипетии с формированием правительства Степашина) вызывают у провинциальной политически продвинутой публики настоящее чувство брезгливости и ненависти по отношению к Кремлю и околокремлевким структурам. Лужковское движение, стоящее на сегодняшний день практически в оппозиции к «коллективному Ельцину» в этом смысле не может не вызывать симпатии. Добавим, что вряд ли Строев, до сих пор умело ладящий со всеми, на самом деле находится от последних шагов Кремля в большом восторге. По некоторым данным, во время событий со Скуратовым и импичментом Строев при внешней лояльности фактически играл на одном поле с Примаковым и Лужковым против Ельцина. Конечно, сверхосторожный Егор Семенович вряд ли будет открыто блокироваться с московским мэром, но ведь ситуация может измениться, и санкция на развитие «Отечества» в Орловщине в этом смысле симптоматична. К тому же вряд ли здесь имеют перспективы объединения типа «Голоса России» или «Всей России». Пока Строев явно дистанцируется от них, да и серьезных симпатий у орловской публики эти движения до сих пор не вызывали. Все эти обстоятельства позволяют утверждать, что пока перспективы «Отечества» в Орловской области выглядят весьма устойчивыми.



Источники

[1] Илюхина А. Не пытайтесь обмануть государство // Орловская правда. — 1999. — 7 мая.

[2] Орлова Л. Орловская область расширяет сотрудничество // Орловская правда. — 1999. — 7 мая.

[3] Руднев С. Красть металл станет труднее  // Орловская правда. — 1999. — 20 мая.

[4] Илья Степанов. Во Мценске СПИД гуляет налево и направо // Орловский меридиан. — 1999. — 19 мая.

[5] Ищенко А. СПИД вошел в наш дом // Орловская правда. — 1999. — 13 мая.

[6] Колдомов В. Программа «Славянские корни»: область делает все возможное, а на местах …// Поколение. — 1999. — 21 мая.

[7] Сухенко Л. Встреча с депутатом // Орловская правда. — 1999. — 19 мая.