Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Нижегородская область

Н.П. РАСПОПОВ

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в мае 1999 года

Обострение конфликта между мэром областного центра и губернатором.

Конфигурация партийной системы региона в преддверии выборов.

Форум «Великие реки-99» как стартовая площадка предвыборной компании в Государственную Думу.

Проблемы политики государственного корпоративизма, проводимой губернатором.

Конфликт во властной вертикали региона.

Главное

В мае в области произошел очередной «скачок» в процессе нарастания неопределенности политического режима, что выразилось в усилении борьбы всех акторов за контроль над административными, политическими и экономическими ресурсами. Изменения происходят в композиции акторов и в характере институтов (норм и правил «игры») и используемых акторами стратегий. В рамках этого процесса получил дальнейшее развитие конфликт между губернатором и мэром областного центра. Этот конфликт «по вертикали» захватывает и текущую деятельность органов власти (раздел 1), и ход подготовки к выборам в Государственную Думу РФ (раздел 2), и борьбу за экономические ресурсы (раздел 4).

Оставшиеся в наследство от немцовского режима акторы, располагающие автономными ресурсами (что является следствием относительно высокой ресурсной дифференциации региона) и ранее образующие «сообщество элит» на основе разделения сфер влияния, а также новые «игроки» тоже оппонируют губернатору по политическим и экономическим вопросам. Так, помимо двух естественных центров влияния — городской и областной администраций с их главами, — мы имеем четыре фигуры с автономными политическими ресурсами: С.Кириенко, Б.Немцов, А.Климентьев и частично В.Семаго.

В поисках ресурсов для сохранения власти губернатор вынужден все решительнее обращаться к поиску ресурсов вовне региона. Однако это делает его зависимым от внешних структур и обстоятельств.

Ослабление губернатора вынуждает его использовать преимущественно компромиссные стратегии — возможный переход в наступление чреват началом «войны всех против всех» и нанесением урона прежде всего формально доминирующему актору. Попытки силового давления носят более символический, нежели реальный характер.

Необходимо отметить также, что чисто административные структуры власти политизируются, в том числе, ввиду отсутствия сильных партийных отделений в регионе. Несмотря на формальное политическое самоопределение губернатора (вступление в «Отечество»), региональная элита после поражения на выборах мэра в 1998г. продолжает находиться в полосе политической неопределенности. Причин этому несколько. Во-первых, потому, что нижегородский филиал «Отечества» — достаточно сложная конструкция. В нем присутствует четкая бюрократическая компонента, традиционно не имеющая определенных политических взглядов, и есть сильное почвенническое крыло. Эта часть, по идее, должна настороженно относиться к приобщению к Москве, так как видит в столице источник многих бед для России. Во-вторых, для губернатора весьма чувствительны политические траектории федеральных политиков ранга С.Кириенко, К.Титова, В.Черномырдина, Б.Немцова, которые имеют сложные отношения с Ю.Лужковым. В-третьих, попытки создания регионального правительства, по крайней мере, на начальном этапе, также увеличивают число факторов, с которыми должен будет считаться губернатор.

Нынешнее состояние политического режима в регионе можно оценить как нарастание неопределенности, которая, вероятно, продлится, как минимум, до завершения следующего цикла губернаторских выборов.

1.    Обострение конфликта во властной вертикали региона

Можно согласиться с мнением российских политологов о том, что в связи с итогами выборов мэра, проходивших в течение 1998 года, нижегородское «сообщество элит» оказалось полностью разрушенным; на смену внутриэлитным договоренностям о разделе властных полномочий пришла открытая конкуренция за контроль над ресурсами. Нынешнее состояние политического режима в регионе можно оценить как вхождение в новую неопределенность [[1]].

С 1994 года в Нижегородском регионе отсутствовали серьезные конфликты по линии вертикали власти в отношениях между областной и городской администрацией. Но после победы на выборах мэра Нижнего Новгорода команды во главе с Ю.Лебедевым ситуация изменилась. Уже в конце 1998 года хрупкий мир между мэром и губернатором стал рушиться. Телекомпания «Волга», ориентирующаяся на областную власть, время от времени подчеркивала недостатки работы городских властей. Лояльная Лебедеву телестанция «Сети НН», наоборот, старалась лишний раз обратить внимание нижегородцев на промахи губернатора. К схватке готовились в обеих администрациях. Губернатор И.Скляров начал принимать на работу уволенных Лебедевым глав районных администраций. А городской департамент финансов начал активно проводить ревизию денежных расходов предыдущей администрации (во главе которой еще недавно стоял Скляров). Едва не разгорелся скандал по поводу выделения кредитов ОАО «Нижегородская ярмарка» из городского бюджета, руководство которой находится в тесном контакте с губернатором. Недовольство городской администрации вызвало не согласованное с ней повышение цен на хлеб.

В мае 1999 года началось открытое противостояние. На оперативной планерке в областной администрации по вопросу о вмененном налоге мэр и губернатор поругались из-за распределения налога в бюджеты. В итоге Скляров в «шутливой» форме пообещал посадить Лебедева. В ответ мэр ушел с оперативного совещания, громко хлопнув дверью. С тех пор их редко можно видеть вместе. Не сблизил их даже форум «Великие реки-99» (см. о нем в разделе 3). На это время Лебедев демонстративно уехал в Сочи, не желая, видимо, находиться рядом со Скляровым даже в присутствии известных российских политиков. Это было замечено сразу и вызвало определенное недовольство.

Проявлением борьбы между губернатором и мэром можно считать также присутствие некоторых пунктов в пакете предложений, переданных и.о. премьер-министра С.Степашину, в которых предлагается четче выстроить вертикаль власти «центр-регион», чтобы не было «как во Владивостоке», когда «мэр и губернатор не хотят, а правительство не может». В частности, министерства и ведомства должны согласовывать свои действия в регионах по важнейшим вопросам жизнеобеспечения с губернаторами. Полномочия органов местного самоуправления, взявших на себя решения слишком многих проблем государственной важности (здравоохранение, образование, землеустройство, военный призыв, регистрация рождений и смерти и многое другое) тоже предполагается если не урезать, то отдать под контроль областным властям [[2],[3]].

Еще один аспект конфликта вырисовывается в связи с подготовкой к выборам в Государственную Думу.

Раньше всех в предвыборной гонке федерального уровня стартовал губернатор с лужковским «Отечеством». Парадоксально, но в возможном успехе этого объединения и лично Склярова, собирающего под свои знамена «испытанные кадры», заинтересован оппонент губернатора мэр Н.Новгорода Лебедев.

Î÷åâèäíî, ÷òî ãлàвíàÿ цель Лужкова — не депутатство и не премьерство, а президентство. Но поставить своих людей в правительстве и парламенте ему очень нужно, причем людей известных, но не запятнанных участием в «политических играх». Скляров именно такая фигура. После выборов в зависимости от их результатов он может занять не последнюю ступеньку в депутатской или правительственной иерархии. И такой исход устраивает оппонента Лебедева, так как в губернаторских выборах не будет участвовать его главный конкурент.

Уже развернувшийся в мае в федеральном Центре правительственный кризис породил в регионе массу слухов, источниками которых иногда являлись и официальные лица (например, представитель Президента РФ по Нижегородской области А.Косариков), об уходе на работу в правительство губернатора И.Склярова. Если бы это случилось, то политический баланс в регионе нарушился, область ожидали бы выборы губернатора и мэра (в которых город был бы поставлен перед выбором: Д.Бедняков или В.Семаго).

Впрочем, Лебедев сейчас говорит, что ответственность перед избирателями не позволит ему покинуть мэрское кресло раньше срока, и на вопрос, будет ли он бороться за пост губернатора, отвечает, что выборы пока не объявлены, а значит, и говорить об этом рано. Тем не менее многие острые вопросы он поручает решать первому вице-мэру С.Абышеву, как бы подготавливая себе смену. Консультант А.Жмыриков вполне однозначно дает понять, что Лебедев готовится к губернаторским выборам, и считает, что выиграть губернаторские выборы легче, не принижая основного соперника, а просто лишив его возможности участия в выборах (например, «сыграв» на возможном уходе в Москву).

Фактическое вхождение И.Склярова в избирательную команду Ю.Лужкова не только вносит некоторую определенность в региональную политику, но одновременно усиливает уязвимость губернатора. Во-первых, он стал единственным региональным политиком первого ранга, чья политическая судьба оказалась непосредственно связанной с быстро меняющейся политической конъюнктурой в Москве. В этом смысле любые перемены во взаимоотношениях между Ю.Лужковым, К.Титовым и В.Черномырдиным напрямую влияют на устойчивость политических позиций нижегородского губернатора. Во-вторых, параллельно с этим губернатор занимается внутренней реорганизацией областной администрации. Создание Совета экономической безопасности и Центра маркетинга привело к появлению в окружении губернатора не просто двух новых структур, но и двух политических фигур (Г.Сокольникова и Е.Крестьянинова). Кадровые перестановки в администрации, казалось бы, должны укреплять позиции губернатора. Однако нельзя не заметить, что И.Скляров начинает испытывать на себе противоречивое давление одновременно из нескольких источников. Так, в вопросе о создании Волжской нефтехимической кампании губернатор вынужден маневрировать между интересами финансово-промышленной группы, подконтрольной С.Кириенко, и руководством крупного нефтехимического предприятия г. Дзержинска «Корунд». Все это усиливает состояние неопределенности в окружении губернатора, который все чаще предпочитает обходить острые углы. Необходимо подчеркнуть важный момент, состоящий в том, что область, кроме Москвы, обрела второй полюс экономического притяжения — Казань.

Логика борьбы заставляет Лебедева все чаще принимать решения, вступающие в противоречие с решениями губернатора. Мэр аргументирует свои действия интересами города и горожан и действует при этом в рамках своих полномочий. Среди этих действий — осуществленный ранее разгон «скляровских кадров» из районных администраций, борьба за бюджетные деньги, решение о продолжении приостановленного строительства гостиницы «Москва», а теперь и вмешательство во взаимоотношения «Нижегородской топливно-энергетической компании» (НТЭК) и «Облгаза». Команда мэра решила потребовать выделения в отдельную структуру «Горгаза», цель — не только «повысить управляемость», но и перенаправить денежные потоки из областного кармана в городской. Если НТЭК, как поговаривают, — предвыборная касса «Отечества», то последние действия Лебедева можно квалифицировать как явный намек, что на выборах он сможет более эффективно использовать деньги для поддержки того же «Отечества». Действительно, Лебедев никогда не афиширует своих политических пристрастий, разве что в предвыборное время. И хотя особых контактов с «Отечеством» пока не наблюдается (вице-мэр С.Абышев в недавнем прошлом возглавлял нижегородское отделение РСМ — молодежного отряда «Отечества»), объективная заинтересованность Лебедева в уходе действующего губернатора из региона толкает его на поддержку этого объединения.

Говоря о других коалиционных возможностях мэра, следует отметить наличие у него неплохих связей с генералом А.Лебедем (нижегородский лидер партии Лебедя Е.Сабашников — вице-мэр), со штабом С.Кириенко (А.Жмыриков консультировал экс-премьера в Москве, а потом вел мэрскую кампанию Ю.Лебедева) и, естественно, с «Правым делом» (именно Б.Немцов «вытащил» Лебедева из Шахуньи).

Очевидно, что выборы в Госдуму и Скляров, и Лебедев будут пытаться использовать для наращивания своих политических ресурсов. Однако в близком окружении ни у того, ни у другого нет шести «проходных» кандидатов. Поэтому оба будут стремиться как можно раньше договориться с потенциальными лидерами по каждому из шести одномандатных округов [[4],[5]].

2.    Конфигурация партийной системы региона
в преддверии выборов

Расстановка основных политических сил в Нижегородской области в год парламентских выборов не вполне совпадает с той, что сложилась в федеральном Центре.

Прежде всего, в регионе невозможно движение трех колонн, идущих на выборы под флагом КПРФ. Нижегородские коммунисты всегда отличались известной консервативностью, и нынешние их руководители по своим взглядам в чем-то ближе к Зюганову, а в чем-то — к Илюхину с Макашовым. Лидеры областной организации КПРФ не видят никаких различий между коммунистическими и национально-патриотическими идеями, что порождает у них искреннее недоумение по поводу того, почему на выборы надо идти разрозненными колоннами, а не единым фронтом в составе НПСР. Учитывая слабость позиций «Трудовой России» и «Духовного наследия» на Нижегородчине, можно предположить, что нижегородские коммунисты сплотятся на выборах вокруг одного объединения, и партийная дисциплина заставит их выбрать именно то, которое возглавит лидер КПРФ.

Менее вероятно объединение левоцентристских сил города и области, представленных организациями социал-демократической и социалистической ориентации. Среди многих филиалов партий левого центра насчитывают свыше 200 членов лишь недавно созданные отделения «Новых левых» и «Союза народовластия и труда», состоящие в основном из людей, которые ранее не заявляли о себе в политической жизни области. Как показала апрельская конференция «Новых левых», объединить их непросто даже В.Семаго, выступившему с инициативой создания коалиции левоцентристских сил в Нижнем Новгороде. На этом поле могла бы собрать неплохой урожая и популярная в южных районах области Аграрная партия, однако для этого ей пришлось бы дистанцироваться от КПРФ, на что наши аграрии еще не готовы.

Гораздо более уверенно чувствует себя на Нижегородской земле движение «Отечество», лидером региональной организации которой является сам губернатор. Со времени проведения учредительной конференции отделения этой организации появились практически во всех районах области, находясь под эгидой глав районных администрация и директоров крупных предприятий. Однако это совсем не означает, что нижегородские сторонники Лужкова могут уверенно смотреть в завтрашний день. Многое будет зависеть от того, сумеют ли главы российских регионов договориться о создании единого избирательного блока или они пойдут на выборы двумя колоннами, одну из которых возглавят «Отечество» и «Вся Россия», а другую — НДР и «Голос России». В первом случае нижегородское «Отечество» получит голоса всех избирателей, для которых лояльность к власти выше любых идеологических предпочтений, во втором — оно поделит их с конкурентами из объединения В.Черномырдина и К.Титова. И хотя трудно представить губернатора И.Склярова и главу регионального парламента А.Козерадского (являющегося заместителем К.Титова в движении «Голос России») в качестве оппонентов в предвыборной кампании, не исключено, что им придется бороться за один и тот же электорат.

Что касается правых, то в Нижегородской области и особенно в Нижнем Новгороде они представляют собой более внушительную силу, чем по России в целом. Не случайно лидер областной организации КПРФ Н.Бенедиктов объявляет основным противником коммунистов на выборах в Госдуму не лужковское «Отечество», а союз правых сил во главе с весьма популярными в Нижнем Новгороде политиками. Сохраняет свое традиционное влияние «ЯБЛОКО», набирают политические очки «Новая сила» и «Россия молодая», федеральные лидеры которых имеют немало сторонников среди нижегородцев. Однако наличие социальной базы в Нижнем не избавляет правых от необходимости проводить динамичную и гибкую избирательную кампанию с учетом переменчивых настроений избирателей. Иначе «ЯБЛОКО» не сможет взять то, что ему причитается (см. Приложение к данному разделу), а «Новая сила» и «Россия молодая» увязнут в борьбе за голоса одних и тех же групп электората.

В стане «третьей силы», представленной ЛДПР и партией А.Лебедя, тоже идет подготовка к предвыборной кампании. Большую активность, как и следовало ожидать, проявляют сторонники В.Жириновского, которые, конечно, не забыли о том, что на выборах в Госдуму в 1993 году они были первыми, а в 1995г. — вторыми. Воспоминания об этом настраивают их на серьезную работу, тем более, что других электоральных успехов в нашей области у них нет. Нижегородская организация партии Лебедя, напротив, пока ничем себя не проявила, а после перехода Е.Сабашникова (координатор регионального отделения «Честь и Родина») на работу вице-мэром Н.Новгорода снизила свою активность.

Разумеется, кампания по выборам в Госдуму не сводится к политическому противоборству избирательных объединений. Следует помнить о том, что в одной только Нижегородской области пройдут выборы депутатов по шести одномандатным округам. Расстановка сил пока не отличается четкостью и, скорее всего, останется таковой до официального старта предвыборной гонки. Можно лишь сказать, что скорее всего мы не увидим самой захватывающей политической интриги, которая ожидалась на этих выборах. Б.Немцов не будет избираться в Госдуму по одномандатному округу, по решению предвыборного объединения «Правое дело» он возглавит общероссийский список блока.

Отказ С.Кириенко и Б.Немцова от участия в выборах по одномандатным округам усугубит имеющийся дефицит кандидатов, обладающих ярко выраженными «личностными ресурсами». При таком положении дел факторами, определяющими выбор избирателей, станут возможности действующих депутатов: финансовые ресурсы, близость к СМИ и поддержка со стороны административных, экономических или политических структур. Именно эти факторы выдвигают на роль фаворитов предстоящих выборов действующих депутатов Госдумы: П.Веселкина по Автозаводскому округу, И.Никитчука по Арзамасскому округу, О.Беклемищеву и ее наиболее вероятного конкурента, депутата городской Думы Нижнего Новгорода В.Булавинова — по Канавинскому округу, А.Мальцева — по Сергачскому округу. Сложнее дело обстоит в Дзержинском и Семеновском округах, где конкурирующие между собой группы еще не определились в выборе тех или иных кандидатов.

Необходимо подчеркнуть, что создание окончательного варианта предвыборных коалиций и компромиссов позволит сформировать «губернаторский» список, подобный тому, который был при Б.Немцове в 1993 году [[6]].

3.    Форум «Великие реки-99» как стартовая площадка предвыборной компании в Госдуму

25 мая на Нижегородской ярмарке открылся международный научно-промышленный форум «Великие реки-99», который стал важнейшим политическим, экономическим и культурным событием в жизни региона. Нижний Новгород принял эстафету от международной конференции «Вода и устойчивое развитие», прошедшей в марте 1998 года в Париже. Добивались проведения этого мероприятия международного масштаба еще в прошлом году четыре человека: Б.Немцов, В.Бессараб (президент ОАО «Нижегородская ярмарка»), представитель президента по Нижегородской области А.Косариков и ректор Нижегородского архитектурно-строительного университета В.Найденко. Чтобы оправдать затраты, форум совместили с выставками. Всего их было организовано пять: международная выставка «Чистая вода», VII международная выставка «Река», V международная выставка «Лесное хозяйство и деревообработка», IV международная выставка «Городское хозяйство и экосфера», международная выставка «Нефтяной и газовый комплексы, энергетика». Форум включал в себя две основные составляющие: международный конгресс, посвященный новым формам международного партнерства в решении глобальных проблем экологии, и экономическую часть — научно-промышленную выставку, которая представляла мировые достижения в развитии экологически безопасной промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, а также первые плоды сотрудничества Нижегородской области с зарубежными партнерами в сфере природоохраны и обеспечения устойчивого развития региона. В работе конгресса приняли участие представители Австрии, Германии, Голландии, Египта, Замбии, Китая, США, Франции, Чехии, Швеции, Японии, Казахстана. Семнадцать международных и зарубежных организаций и фирм, среди которых Европейская экономическая миссия ООН, ЮНЕСКО и многие другие. В рамках экономической программы форума свои экспозиции представили 16 зарубежных фирм. Информационный стенд Нижегородской области, состоящий из трех секций, разместился на площади 230 кв. метров. Первая часть экспозиции была посвящена международным экологическим проектам, осуществляющимся на территории области, и нашим зарубежным партнерам из Голландии, Швеции, Германии, Швейцарии и Великобритании. Самая представительная экспозиция была посвящена партнерским связям с Королевством Нидерланды [[7]].

Приезд на Нижегородскую ярмарку больших российских политиков и ученых с мировым именем, их участие в форуме стали своеобразным индикатором общественно-политической жизни страны. Участие в работе международного форума — не единственная цель визита политиков российского уровня. Приезд в Нижний Новгород спикера Совета Федерации Е.Строева, спикера Государственной Думы Г.Селезнева, полномочного представителя Президента РФ по урегулированию балканского конфликта лидера НДР В.Черномырдина, лидера объединения «ЯБЛОКО» Г.Явлинского, а также губернатора Саратовской области Д.Аяцкова был использован ими в качестве старта предвыборной кампании в регионе. Как минимум, крупнейшие российские политики пытались выяснить, каковы шансы тех политических движений, которые они представляют, на победу в будущих парламентских выборах. Прибывший на открытие международного научно-промышленного форума «Великие реки-99» Председатель Государственной Думы Г.Селезнев 24 мая встретился с активом области. Эта встреча вызвала большой интерес. Вел встречу губернатор И.Скляров. На ней присутствовали главы городских и районных администраций, а также руководители предприятий. И на состоявшейся встрече актива, и на встрече с преподавателями и студентами Нижегородского государственного университета Г.Селезнев критиковал президента и «молодых реформаторов», помянул добрым словом правительство Е.Примакова, при котором начался подъем отечественной промышленности и несколько раз подчеркнул: «Думайте, за кого голосуете!». В.Черномырдин, в числе высоких гостей прибывший на открытие форума, на этот раз занимался не столько форумом, сколько пропагандой новоиспеченной концепции НДР по преодолению социально-экономического кризиса в России. В.Черномырдин не скрывал, что приехал в том числе и для усиления работы региональной организации НДР. Он заявил: «Предстоящие выборы в Госдуму — шанс поправить дело, выбрать людей вменяемых. Нам необходим парламент профессиональный и ответственный». Саратовский губернатор Д.Аяцков, по совместительству заместитель председателя политсовета НДР, на форуме категорически заявил, что нужно «уходить от партийных списков. Пусть избиратель знает каждого депутата в лицо. А ему предлагают 225 котов в мешке. У нас есть 450 кандидатов на все округа России. При такой системе Зюганов проиграет, вот почему он этого так боится».

На встрече с нижегородцами в переполненном крупнейшем концертном зале Нижнего Новгорода «Юпитер» лидер «ЯБЛОКА» Г.Явлинский сказал: «Это важная встреча. Я начинаю ею новую избирательную кампанию. Я много вам обещал в начале 90-ых, работая здесь вместе с Б.Немцовым, и не все смог довести до конца. Вот стану президентом, и выполню все обещания, в первую очередь, данные нижегородцам». «ЯБЛОКО» рассчитывает иметь в новом составе Думы двоих депутатов от Нижнего Новгорода: нынешний парламентарий О.Беклемищева будет избираться по своему «очень перспективному» Канавинскому округу, а региональный партийный список возглавит Мария Гайдаш (представитель группы «Медиа-Мост» в Нижнем Новгороде), которой наряду с Нижегородской областью предстоит также руководить делами движения в соседних регионах [[8]-[9][10]].

4.    КорпоративистСкие тенденции

Нижегородский региональный политический режим в последние годы характеризуется усилением курса областной администрации на создание системы государственного корпоративизма. Политико-финансовая группировка (ПФГ) во главе с губернатором И.Скляровым считает необходимым увеличение участия областной администрации в деятельность целого ряда крупных экономических проектов, в частности, в процесс создания мощного холдинга «Волжская нефтехимическая компания» (ВНХК).

Финансово-промышленной группой (ФПГ) С.Кириенко («НОРСИ-ойл», банк «Гарантия») была выдвинута программа, включавшая необходимость банкротства ряда химических предприятий, вычленение ликвидных производств и объединение их в холдинговую структуру, сокращение на 20% рабочих мест. После ряда встреч с губернатором Кириенко также гарантировал поставки сырья для Кстовского нефтехимического комплекса нефтяной компанией «ЮКОС». Во главе формирующегося холдинга ставят С.Обозова — человека в общем независимого, профессионального, но тяготеющего к команде С.Кириенко. В результате столкновения интересов ПФГ, возглавляемая Скляровым, оттесняет команду С.Кириенко от процесса формирования холдинга, С.Обозов — президент ВНХК — вынужден выйти из движения «Новая сила», чтобы сохранить за собой руководящий пост. В ходе борьбы за реализацию программ по созданию мощного холдинга обозначается новая влиятельная финансовая сила в Нижегородском регионе, стоящая за целым рядом Дзержинских химических предприятий, в частности, заводом «Корунд», — пролужковский «Банк Москвы». В мае ВНХК подписала 7 договоров подряда на переработку сырья и производство товарной продукции. Кроме того, компания берет на себя продолжение работы по подготовке указа Президента РФ о передаче управления государственными пакетами акций предприятий в область. Успешная работа на этом этапе позволит ПФГ, руководимой И.Скляровым, реализовать дальнейший план создания государственной корпоративной структуры ВНХК и завершить программу финансового оздоровления предприятий нефтехимического комплекса Нижегородской области [[11]].

Напротив, скандал, возникший вокруг инициативы городской администрации Нижнего Новгорода по выделению «Нижегородгоргаза» из состава «Нижегородоблгаза», в очередной раз обнаружил ограничения корпоративистских устремлений губернатора.

С точки зрения администрации Н.Новгорода, выделение «Нижегородгоргаза» позволит стабилизировать газообеспечение Нижнего Новгорода. Поскольку именно областной центр является основным потребителем услуг «Нижегородоблгаза», концентрация платежей нижегородцев на счетах его дочерней структуры позволила бы выделять больше средств на ремонт газовых сетей и другого оборудования предприятия, расположенного в Нижнем Новгороде. Кроме того, выделение «Нижегородгоргаза» позволило бы мэрии в большей степени контролировать работу отрасли в областном центре, чем это возможно сейчас, когда доля акций городской администрации в уставном капитале «Нижегородоблгаза» составляет всего 2,5%. Как подчеркивает вице-мэр С.Абышев, инициатива мэрии развивает программу демонополизации топливно-энергетического рынка области, утвержденную самим губернатором. Более того, Скляров уже создал прецедент выделения районных структур из состава «Нижегородоблгаза». Еще в феврале 1999г. губернатором был подписан документ о создании на базе «Арзамасмежрайгаза» самостоятельного юридического лица. Как считает С.Абышев, такой эксперимент было бы целесообразно провести и в Нижнем Новгороде. Однако идея мэрии не понравилась элитам, контролирующим естественную монополию. И прежде всего она не понравилась руководству Нижегородской топливно-энергетической компании. Как известно, компания существует за счет управления финансовыми потоками «Нижегородоблгаза», а потому выделение в самостоятельную структуру «Нижегородгоргаза» оставит НТЭК без денег. Причем в борьбе за деньги НТЭК использует самые различные методы — под сомнение ставится даже дееспособность губернатора. Так, Н.Демин, заместитель генерального директора НТЭК, комментируя инициативу нижегородской мэрии, заявил, что подпись губернатора под программой выделения «Арзамасмежрайгаза» из состава «Нижегородоблгаза» появилась случайно и является результатом бюрократической ошибки, а сам по себе документ ничего не означает и не выполняется. Демин подверг сомнению также и целесообразность программы демонополизации топливно-энергетического рынка области. По его словам, любые идеи вывода из состава «Нижегородоблгаза» его структурных подразделений могут родиться в головах только тех руководителей, которые не способны к конструктивному диалогу с окружающими. Но надо напомнить, что утвержденная губернатором программа демонополизации предусматривает выделение из состава «Нижегородоблгаза» предприятий «Газсервис» и «Газстрой», которые сегодня являются его структурными подразделениями. Неоднократно высказывалось мнение, что деятельность компании «Нижегородоблгаз» контролируется губернатором. Однако высказанные Деминым в адрес «хозяина» области упреки заставляют сомневаться в этом. Скорее всего, деятельность компании в области не контролируется никем, раз ее руководители могут поставить себя над руководителями города и области, подвергая сомнениям подписанные последними документы и оспаривая правомерность их инициатив. Прошедшее в середине мая заседание совета директоров ОАО «Нижегородоблгаз» не стало вносить в повестку дня предложение администрации Нижнего Новгорода. В состав акционеров «Нижегородоблгаза» входят Комитет госимущества РФ (25,5%), трудовой коллектив (36%), областная администрация (9,8%, которые переданы в управление НТЭК), городская администрация Нижнего Новгорода (2,65%), районные администрации (около 15%), на балансе «Нижегородоблгаза» более одиннадцати тысяч километров газопроводов [[12]].

Попытки политико-финансовой группы И.Склярова контролировать положение в экономике региона проявляется и в столкновении с рядом крупных российских инвесторов. Типичным примером этого является ситуация, сложившаяся на ОАО «Красное Сормово». В мае месяце «Красное Сормово» спустило на воду первый танкер для компании «Saloma Navigation», входящей в концерн SFAT. Официальная контрактная стоимость одного танкера — 10 млн. долларов, за границей за подобное судно дают от 13 млн. долларов. Контракт на строительство пяти судов был заключен более года назад, но «первенец» дался «Красному Сормову» с трудом. Проект осуществлялся в обстановке информационной войны. Как выяснилось, владелец крупнейшего пакета акций «Красного Сормова», известный российский бизнесмен Каха Бендукидзе имеет планы перепрофилирования производства в отношении нижегородского предприятия. Пока они не реализованы, но в юридическом плане у Бендукидзе есть все основания прибрать завод к рукам. Губернатор И.Скляров, очевидно, уже «прочувствовал» ситуацию и в ближайшее время собирается предложить Правительству РФ пересмотреть итоги приватизации этого крупнейшего объекта ВПК. Случай для нижегородского региона будет беспрецедентный, даже если только удастся начать этот процесс [[13]].

Необходимо заметить, что появляются первые признаки борьбы и с другим присутствующим в регионе естественным монополистом «Нижновэнерго». Областная администрация недовольна тем, в частности, что дешевая энергия, вырабатываемая Горьковской ГЭС и поступающая в единую энергосистему России, продается потом области РАО ЕЭС в 4 раза дороже. Пытаясь оказать влияние на сложившуюся ситуацию, областная администрация ввела в состав совета директоров компании «Нижновэнерго» первого вице-губернатора А.Батырева.

5.    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В региональном политическом процессе продолжались переговоры и консультации предвыборных коалиций, конфигурация которых зависела не только от внутренних политических акторов, но и от целого ряда внешних причин. К числу этих причин можно отнести сложный политический торг по поводу структуры так называемой квазипартии власти. На фоне развертывающейся в регионе предвыборной кампании отчетливо просматривается нарастающее напряжение по линии властной вертикали между губернатором И.Скляровым и мэром Ю.Лебедевым. Все заметнее тенденция в деятельности областной власти на придание регулированию экономики черт государственного корпоративизма.

 

Приложение
к разделу 3

Институт социологии Российской Академии наук

Нижегородский отдел

Из исследовательских материалов опроса населения Нижнего Новгорода 20-24 апреля 1999 г.

Опрошено 800 человек, выборка квотная, районированная

120-й избирательный округ по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ [[14]]

 

Интересуют ли Вас предстоящие выборы в Государственную Думу России?

17,3%

— очень интересуют

30,4%

— интересуют, но не очень

47,2%

— не интересуют

 5,0%

— затрудняюсь ответить

 

Интересуют ли Вас предстоящие выборы Президента России?

51,9%

— очень интересуют

32,5%

— интересуют, но не очень

12,5%

— не интересуют

3,1%

— затрудняюсь ответить

 

В современной России существуют различные идейно-политические течения. Сторонником какого из них Вы являетесь?

9,6%

— сторонником радикальных рыночных реформ

10,6%

— сторонником коммунистической идеологии

6,2%

— сторонником социал-демократической идеологии

10,1%

— сторонником самостоятельного русского пути развития

9,7%

— сторонником сочетания различных идей, но избегающих крайностей (центристы)

1,3%

— сторонником другого идейно-политического течения

52,5%

— не являюсь сторонником никаких идейно-политических течений

 

За какую политическую партию (движение) Вы бы проголосовали на выборах в Государственную Думу нынче, в 1999 году?

12,8%

— «ЯБЛОКО»

11,9%

— КПРФ

6,1%

— ЛДПР

5,9%

— «Новая сила»

4,8%

— «Отечество»

4,3%

— НДР

2,7%

— «Россия молодая»

2,5%

— «Женщины России»

2,4%

— «Честь и Родина»

0,6%

— АПР

0,6%

— ДВР

0,4%

— Союз народовластия и труда

0,1%

— Трудовая Россия

17,4%

— против всех

0,5%

— за другую партию

26,9%

— затрудняюсь ответить

 

Если по вашему округу будут баллотироваться в Государственную Думу следующие кандидаты, то за кого Вы проголосуете?

 

Кто, по вашему мнению, победит на этих выборах?

% от всех опрошенных

% от определив-шихся с выбором

КАНДИДАТЫ

% от всех опрошенных

10,4

21,0

Беклемищева О. («ЯБЛОКО»)

9,5

6,6

13,4

Семаго В. («Новые левые»)

9.6

3,9

7,8

Булавинов В. (Депутат Госдумы 1993-1995 гг)

5,0

2,5

5,1

Паченов В (Депутат Гордумы Н.Новгорода, КПРФ)

1,1

2,3

4,5

Курдюмов А. (ЛДПР)

1,4

2,1

4,3

Захтаренко Н. (Депутат городской Думы Н.Новгорода)

0,4

1,5

3,0

Сабашников Е. («Честь и Родина»)

1,3

1,1

2,3

Трубников В. (Профсоюз работников машиностроения)

0,5

0,9

1,8

Ежов Ю. (Депутат Городской Думы Н.Новгорода, «Отечество»)

0,4

0,8

1,5

Малышко А. (Директор завода «Красный якорь»)

0,1

0,5

1,0

Савин А. (Предприниматель)

0,1

35,5

Еще не решил

14,4

29,0

Против всех

8,1

Голосовать не будет

 



Источники

[1]. Гельман В. «Сообщество элит» и пределы демократизации: Нижегородская область // Полис. — 1999. — №1.

[2]. Андрюхин В. Власть на власть // Дело. — 1999. — №21. — 28 мая — 3 июня.

[3]. Колосова Е. Нижний строит вертикаль // Нижний Новгород. Региональное приложение к еженедельной газете «Аргументы и факты». — 1999. — №20. — Май.

[4]. Макарычев А. «Список губернатора» против «списка мэра»? // Биржа. — 1999. — №17. — 13 мая.

[5]. Чугунов А. Отечество в опасности // Монитор-неделя. — 1999. — №19. — 17-23 мая.

[6]. Кочеров С. Больше, чем просто выборы // Нижегородские новости. — 1999. — №87. — 14 мая.

[7]. Авдеев С. Международное партнерство — во спасение планеты. // Биржа. — 1999. — №19. — 27 мая.

[8]. Окмянский В. Явлинский начинает, чтобы стать президентом. Или премьером // Нижегородские новости. — 1999. — №97. — 28 мая.

[9]. Валинский А. Великие и реки мира // Монитор-сегодня. — 1999. — №67. — 25 мая.

[10]. Галыгин Г. Монику — в Конституцию // Нижний Новгород. Региональное приложение к еженедельной газете «Аргументы и факты». — 1999. — №21. — Май.

[11]. Фокин К. Под контролем губернатора // Нижегородские новости. — 1999. — №84. — 8 мая.

[12]. Беляков Н. Сектор газа делить не позволим // Монитор-неделя. — 1999. — №19. — 17-23 мая.

[13]. Колосова Е. И все-таки построили // Нижний Новгород. Региональное приложение к еженедельной газете «Аргументы и факты». — 1999. — №19. — Май.

[14]. Справка об итогах социологического исследования 20-24 апреля 1999 года // Текущий архив Нижегородского отдела Института социологии РАН.