Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна ДРАБКИНА

Ленинградская область

в мае 1999 года

Депутаты Госдумы от Ленинградской области: поименное голосование по импичменту президента. Выборы губернатора: дан официальный старт избирательной кампании. Главная интрига — соперничество между бывшим губернатором В.Густовым и его ставленником, исполняющим обязанности губернатора В.Сердюковым. Исполнительная власть: текущие дела. Постановление о продаже земельных участков. Новые назначения. Законодательное собрание: наконец поддержано предложение правительства о внутреннем займе. Оппозиция В.Густову предприняла демарш. ЗС налаживает связи с общественными организациями и политическими движениями. Муниципальная администрация наводит порядок с приемом лома цветных металлов не вполне законными методами. Экономика: одно из самых конфликтных предприятий переходит к новому хозяину.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Позиция по импичменту

Приводим результаты поименного голосования депутатов Государственной Думы от Ленинградской области по пунктам обвинения Президента РФ.

+ — за импичмент

— — против

х – не взят бюллетень

0 – бюллетень взят, но не опущен в урну

Таблица 1

 

Депутат

Фракция

Беловежское соглашение

1993 г.

Война
в Чечне

Развал армии

Геноцид

Белов Ю.П.

КПРФ

+

+

+

+

+

Ворогушин В.А.

КПРФ

+

+

+

+

+

Григорьев В.Ф.

вне фракций

+

+

+

+

+

Скворцов В.Н.

НДР

х

х

х

х

х

 

1.2.       Выборы губернатора

27 мая на заседании областной избирательной комиссии был утвержден план мероприятий по подготовке и проведению выборов, назначенных на 19 сентября.

Таким образом, избирательная кампания, наконец, официально объявлена. До сих пор в этом вопросе была некоторая неопределенность. В принципе, старт избирательной кампании мог быть дан уже давно, тем более, что было известно о том, что многие потенциальные кандидаты уже вовсю собирают подписи. Однако избирательная комиссия (возможно, не по своей инициативе) сопротивлялась началу кампании. Еще в конце марта на одной из пресс-конференций председатель избирательной комиссии Владимир Пылин, разъясняя позицию комиссии, приводил крайне неубедительные аргументы, например: если кампанию начать задолго до даты выборов, то «вся Ленинградская область вольно или невольно будет вовлечена в избирательный процесс, соответственно, меньше времени и сил останется для решения хозяйственных дел». Другой «аргумент» такого же рода – «как обеспечить в течение полугода частые заседания областной избирательной комиссии, если половина ее членов живет и работает в разных районах области?». Говорилось, конечно, и о том, что ранее начало кампании приведет к ее значительному удорожанию. Впрочем, был и действительно серьезный аргумент – существенное несовершенство явно устаревшего областного закона о выборах губернатора от 18.07. 1995 года (на это В.Пылин давно и неоднократно указывал). Новый закон, подготовленный Облизбиркомом, был в январе сего года недавно принят Законодательным собранием области, однако возникла дискуссия по поводу того, можно ли проводить выборы по новому закону, если решение о назначении выборов принималось на основании старого закона. В результате было решено проводить выборы все-таки по старому закону. При этом в части областного закона, противоречащей федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав…», применяются нормы федерального закона. Здесь речь идет об имеющемся в областном законе (который был написан под бывшего губернатора А.Белякова) ограничении пассивного избирательного права (предусматривалось, что губернатором может быть избран гражданин, постоянно проживающий на территории Ленинградской области, за исключением работников органов государственной власти Ленинградской области, работающих в учреждениях, расположенных в Санкт-Петербурге). Закон предусматривает однотуровое голосование (2-й тур проводится в том случае, если никто не набрал 25% голосов).

В результате график мероприятий крайне напряженный. В срок до 7 июня территориальные избирательные комиссии должны провести необходимую подготовку, проинформировать население муниципальных образований о графике работы комиссий и т.д. В тот же срок главы муниципальных образований должны представить сведения о зарегистрированных избирателях.

Количество подписей в поддержку выдвижения кандидата установлено в размере 1%, т.е. 12 815 подписей. Подписи должны быть представлены не позднее 15 августа. Регистрация кандидатов – до 20 августа.

Бывший губернатор Вадим Густов наконец публично объявил о намерении участвовать в выборах. Определилась и главная интрига – соперничество между Густовым и его ставленником, исполняющим обязанности губернатора Валерием Сердюковым. Последний до сих пор в явном виде не высказал своих претензий на пост губернатора, но, похоже, что он не готов уступить кресло неожиданно возвратившемуся Густову. По косвенным признакам чувствуется, что между ними возникли натянутые отношения. Они нигде не появляются вместе, В.Густов почти не появляется в здании областной администрации. Для проведения совещания с руководителями районов (в качестве члена Совета Федерации) он воспользовался помещением Законодательного собрания (председатель которого В.Климов – соратник Густова). Он живет у себя в Кингисеппе или на даче, где и принимает посетителей. По некоторым сообщениям, в Кингисеппе формируется его избирательный штаб. В подконтрольной администрации областной газете «Вести» почти все, что касается Густова, замалчивается, тогда как материалы о неустанной заботе Сердюкова об областных проблемах не сходят со страниц. Таким образом, Густов отрезан от административных ресурсов. Правда, у него остается определенный ресурс как у члена Совета Федерации (каковым он продолжает оставаться), но и по этому направлению он подвергся атаке. В этом месяце в Законодательном собрании была предпринята попытка принять обращение в СФ с предложением прекратить полномочия члена СФ В.Густова. Попытка не удалась, но Густову пришлось на нее реагировать. Он заявил, что после летних парламентских каникул сложит с себя полномочия члена СФ и будет баллотироваться на выборах губернатора как безработный.

По словам осведомленного источника из администрации Санкт-Петербурга, Густов предложил Сердюкову занять пост председателя правительства области (эта должность была вновь введена в структуру администрации в апреле – см. [[1]]) и не участвовать в выборах. Однако Сердюков отказался.

В.Густов выступил перед жителями области с отчетом о своей работе в правительстве РФ и о своем видении концепции развития области. Он пояснил, что оставил область не из карьерных соображений, а потому, что Примакову нужна была команда единомышленников, готовых заведомо пожертвовать личной карьерой ради спасения страны. Густов подчеркнул, что использовал свой высокий статус для поддержки областных проектов. Действительно, ему удалось добиться решения проблемы с началом строительства портов. Однако намеченное на 6 мая начало работ по строительству Балтийской трубопроводной системы откладывается из-за отставки правительства Примакова.

В.Густов признал, что на момент его ухода в Правительство РФ область была на грани дефолта. По его словам, кредиты были нужны, чтобы вывести из паралича многие социально значимые отрасли, например, общественный транспорт, оснащение «скорой помощи». Теперь эти проблемы решены, а долг, по словам Густова, область непременно отдаст. Более того, бывший губернатор заявил, что область способна стать регионом – донором. Он назвал ряд предпосылок к этому. Во-первых, резко увеличились налоговые поступления от экспортно-ориентированных предприятий – Киришского нефтеперерабатывающего комбината, предприятия «Фосфорит». Во-вторых, пошла реализация инвестиционных проектов. По словам Густова, только за счет налогов недавно пущенного производства «Филип Моррис» область способна погасить все долги. В третьих, начинаются работы по строительству нефтепровода к будущему порту. Здесь отчисления в местный бюджет уже на первой стадии должны дать 10 – 15 млн. долларов. Определенные надежды возлагаются на Ивангород, который получил особый налоговый статус. Возможно, будет создана особая таможенная и экономическая зона в районе финского города Иматра и российского Светогорска. В.Густов считает, что новые предприятия и инвестиционные проекты дадут области больше, чем помощь из центра и чем налог с продаж, который намерена все-таки ввести действующая администрация.

К настоящему моменту более 10 претендентов уведомили о намерении участвовать в выборах. Среди них – бывший полномочный представитель президента РФ в Ленинградской области Федор Шкруднев, депутаты областного Законодательного собрания Дамир Шадаев (предприниматель в области лесного бизнеса) и Николай Кашин, руководитель областной организации ЛДПР Александр Бондаренко, заместитель председателя Союза инвалидов воинов-интернационалистов Юрий Беляев (из Санкт-Петербурга, РОС), начальник Северо-Западного управления холдинга РОСНО Александр Лесков, несколько руководителей местных предприятий и коммерческих организаций.

Среди официально заявивших о себе претендентов пока нет двух главных фигур – бывшего губернатора Вадима Густова и исполняющего обязанности губернатора Валерия Сердюкова, которые еще не выяснили свои отношения. Пока не заявил о себе и В.Жириновский.

1.3.       Правительство

1.3.1.      Исполнение бюджета

Подведены итоги исполнения бюджета за первый квартал. Доходная часть выполнена на 104,3%. По сравнению с аналогичным периодом 1998 года доходы выросли в 2,2 раза, особенно в части налога на прибыль, подоходного и лесного налогов. Подавляющее большинство налогов собирается в денежной форме. Уменьшился государственный долг, на его выплату теперь ежемесячно идет 11 млн. рублей вместо 17.

1.3.2.      Законопроекты

В правительстве подготовлены законопроекты «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и «О семеноводстве, селекции и селекционных достижениях».

1.3.3.      Постановление о продаже земельных участков

В.Сердюков подписал постановление «Об утверждении порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков». Таким образом, продажа предназначенных под застройку участков теперь должна осуществляться на конкурсной основе. Впрочем, эксперты отмечают, что реализация этого решения на практике не может не натолкнуться на серьезные юридические проблемы [[2]]. Речь идет о собственно предмете торговли. В документе он определен как «…земельные участки, находящиеся в государственной собственности Ленинградской области». В соответствующем федеральном рамочном документе который был взят за основу данного распоряжения (постановлении Правительства РФ от 5.01.98.), говорится только о незастроенных участках. В областном документе такое уточнение отсутствует. Могут возникнуть также конфликты с правами федерального центра, например, в части находящихся на пригодных к продаже территориях водоохранных зон, лесов первой категории, коммуникаций и т.п. Таким образом, требуется подробное описание земель. Один из возможных юридических выходов – ссылка на то, что Фонд имущества Ленинградской области как федеральная структура имеет право на продажу таких участков. Но тогда возникает неувязка финансового характера: по закону о бюджете, 92% доходов от продажи федерального имущества должны перечисляться в федеральный центр. Областной документ, однако, предусматривает иной порядок: 50% — в областной бюджет, 40% — в муниципальный бюджет, остальное делится между КУГИ, Фондом имущества и некоторыми другими структурами. Отчисления в федеральный бюджет не предусмотрены. Таким образом, в отсутствии федерального законодательного регулирования данной сферы реализация этой идеи с необходимостью будет согласовывать в Москве каждую сделку, что всегда чревато злоупотреблениями. Эксперты склоняются к мнению, что решение В.Сердюкова носит скорее политический, а не экономический характер и связано с предстоящими выборами.

1.3.4.      Программа медицинского страхования

Правительство области приняло территориальную программу обязательного медицинского страхования (ОМС) населения в 1999 году. Несмотря на прошедшую несколько месяцев назад бурную дискуссию, в ходе которой предлагалось отказаться от услуг страховых компаний, система страхования остается прежней. На программу будет выделено 364 млн. рублей. Страховой взнос на ОМС неработающего населения составит 12,7 рублей в месяц. Правительство признает, что в связи с дефицитом страховых средств, выделяемых на реализацию программы ОМС, финансирование медицинской помощи по нормативам государственных гарантий в полной мере осуществлено не будет. Не будут обеспечены и нормативы обеспечения питания больных и стандарты обеспечения стационаров лекарствами [[3]].

1.3.5.      Поддержка малого предпринимательства

Начата реализация нового областного проекта поддержки малого и среднего бизнеса – создание волостных бизнес-агентств. Первое экспериментальное агентство открывается в двух поселках Гатчинского района. Будут оказываться консультационные услуги, а также проводиться тренинги и деловые игры, осуществляться микрокредитование и лизинговое обслуживание. На программу поддержки малого бизнеса на 1999 год в районе выделено около 290 тыс. рублей.

1.3.6.      Апелляция к депутатам ЗС

Правительство области проявило любопытную инициативу. На одном из заседаний правительства принято решение направить обращения в адрес каждого депутата ЗС. В них исполнительная власть призывает депутатов принять личное активное участие в подъеме производства на своих территориях. Сообщается, что каждому депутату будет вручена подробная справка о состоянии предприятий и отраслей экономики в их избирательных округах и перспективах их развития.

1.3.7.      Назначения

В связи с произошедшими в прошлом месяце отставками первого вице-губернатора по финансам С.Сусекова и вице-губернатора по экономическому развитию, председателя комитета по экономике и инвестициям В. Голощапова (см. [1]) произошли новые назначения в правительстве Ленинградской области. Но предварительно В.Сердюков издал постановление «О частичном изменении штатного расписания аппарата управления органами исполнительной власти Ленинградской области». Ликвидируются обе названные должности, а также должность председателей комитета по лесопромышленному комплексу при губернаторе Ленинградской области. Вводятся новые должности вице-губернаторов – председателя комитета по экономике и инвестициям и председателя комитета по лесопромышленному комплексу. Тем же постановлением в штатном расписании комитета финансов ликвидируется должность председателя комитета и вводится новая должность первого вице-губернатора – председателя комитета финансов.

Все назначенцы – из числа действующих членов правительства области.

На должность первого вице-губернатора – председателя комитета финансов назначен Александр Яковлев, ранее руководивший одноименным комитетом.

На должность вице-губернатора – председателя комитета по экономике и инвестициям назначен Григорий Двас, бывший председатель комитета по экономике и инвестициям.

На должность вице-губернатора – председателя комитета по лесопромышленному комплексу назначен Андрей Нелидов, руководивший соответствующим комитетом.

 

1.4.       Законодательное собрание

1.4.1.      Законодательная деятельность

Количество законов, принятых в этом месяце, оказалось не очень большим. Было принято несколько десятков всякого рода постановлений, в том числе целый ряд – в поддержку законодательных инициатив других субъектов РФ. Традиционно значительная часть времени уделялась обсуждению различных областных проблем с представителями правительства.

Правительство области вновь внесло в ЗС законопроект «О втором облигационном (внутреннем) займе Ленинградской области», который был провален в марте (см [[4]]). В первый день рассмотрения законопроект он опять был отклонен, однако на следующем заседании вернулись к нему и приняли в первом чтении.

Внесенный и.о. губернатора закон «О государственной поддержке молодежных и детских объединений, реализующих молодежную политику на территории Ленинградской области» был принят сразу во всех чтениях.

1.4.2.      Атака на В. Густова

На заседании ЗС 25 мая депутат Василий Иванов (председатель ЗС первого созыва) выступил с инициативой принятия постановления об обращении в Совет Федерации РФ о лишении В.Густова полномочий члена СФ. По мнению депутата, согласно законодательству РФ, В.Густов утратил право представлять область в СФ, став членом правительства РФ, и не имеет такого права теперь, не являясь губернатором. С точкой зрения противников этой позиции выступил депутат Анатолий Зайцев (лидер местного отделения «Отечества»). Он сказал, что прекращение полномочий Густова будет означать потерю областью важного голоса в СФ. Председатель ЗС В.Климов назвал это обсуждение и возможное положительное решение чисто политической затеей, «которая может внести ненужный раскол в ЗС». Он подчеркнул, что ЗС было и должно оставаться гарантом стабильности в регионе. Присутствовавший в зале В.Густов заявил, что согласен с аргументами сторонников постановления и что в первой декаде июня намерен подать заявление о сложении своих полномочий.

При этом обсуждении в зале присутствовал и В.Сердюков. Ему был вопрос, не возникла ли в области ситуация «двух губернаторов». В.Сердюков ответил, что однозначно – нет, свои полномочия исполняющего обязанности губернатора он ни с кем не разделяет и не будет разделять. В.Сердюков подчеркнул, что ЗС – это место, где обсуждаются и принимаются законы, а не проводятся предвыборные кампании [[5]].

1.4.3.      Связи с общественностью

Председатель ЗС Виталий Климов провел встречу с представителями политических партий и движений. Присутствовали, в частности, представители движений «Отечество», НДР, «ЯБЛОКО», ДВР, ЛДПР, а также ветеранских и женских организаций. Обсуждались предстоящие выборы и проблема равных возможностей ведения избирательной кампании в СМИ. Руководители партий и движений заявили, что хотели бы видеть своих представителей в избирательной комиссии, а также участвовать в обсуждении в ЗС политических вопросов. Участники договорились о целесообразности создания гражданского парламента.

 

1.5.       Местное самоуправление

Администрация муниципального образования «Кингисеппский район» решила навести порядок с приемом лома цветных металлов. Как известно, широко распространена практика хищения лома цветных металлов на стратегически важных объектах. В Кингисеппском районе по этой причине даже имели место факты остановки работы предприятий. Глава администрации муниципального образования Александр Дрозденко издал распоряжение, приостанавливающее деятельность пунктов приема, хранения и реализации лома цветных металлов. Деятельность этих предприятий будет возобновлена после того, как муниципальный совет примет новые правила приема лома от населения. Этот документ сейчас готовится в районной администрации и должен быть принят в июне. Документ готовится на основании Постановления губернатора Ленинградской области «О лицензировании заготовок, переработки и реализации лома цветных и черных металлов в Ленинградской области». Предполагается, что прием лома от физических лиц будет строго ограничен – у населения будет приниматься только бытовой лом.

Кингисеппские власти не отрицают, что приостановка деятельности предпринимателей незаконна, но считают свои действия вынужденными. Впрочем, предприниматели пока не выступили с протестом, а некоторые из них поддерживают действия администрации [[6]].

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Некоторые цифры

По итогам I квартала отмечен рост объемов производства в ряде отраслей. Динамика объема промышленной продукции в сравнении с аналогичным периодом 1998 года в этих отраслях выглядит следующим образом.

Таблица 2

 

I квартал 1999 г.
в % к I кварталу 1998 г.

Электроэнергетика

108,1

Топливная промышленность

122,2

Металлургия

101,4

Промышленность строительных материалов

116,3

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

106,1

Легкая промышленность

119,6

Пищевая промышленность

103,1

1.1.       Выборгский целлюлозно-бумажный комбинат

На Выборгском ЦБК около двух лет сохраняется запутанная конфликтная ситуация, о чем неоднократно сообщалось в наших обзорах [[7]-[8][9][10][11]]. В этом месяце, кажется, наметился определенный перелом. Недавно все права и обязанности по имущественному комплексу ЦБК у бывшего хозяина – кипрской фирмы «Нимонор» приобрела английская компания «Алцем Юкей Лимитед». Эта крупная промышленная группа владеет напрямую или через свои структуры десятком крупных предприятий в России, в том числе в Ленинградской области («Глинозем» и «Волховский алюминий». Эти обстоятельства выгодно отличают нового инвестора от предыдущего, о чьей деловой репутации было практически никому не известно. Компания готова покрыть все обязательства прежних владельцев, причем долги по зарплате обещают погасить в течение недели. В дальнейшем планируется полностью восстановить производство, а также открыть новое производство фанеры [[12]].

2.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Величина прожиточного минимума в Ленинградской области в апреле составила 945,48 руб., что на 4% больше по сравнению с мартом.

3.    РЕЗЮМЕ

Главным политическим событием месяца стало официальное объявление избирательной кампании по выборам губернатора и обозначившееся соперничество между бывшим губернатором В.Густовым и его ставленником, исполняющим обязанности губернатора В.Сердюковым.

О намерении участвовать в избирательной кампании на пост губернатора области заявили 10 претендентов. Вадим Густов испытывает очевидные трудности в начинающейся предвыборной кампании, областное Законодательное собрание вышло с инициативой сложения полномочий депутата Густова в Совете Федерации.

В регионе наметился некоторый рост производства.



Источники

[1]. Драбкина Т. Ленинградская область в апреле 1999 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №4.

[2]. Синочкин Д. // Дело. – СПб, 1999. – 31 мая. — №10. – С. 8.

[3]. Мотыльков Д. Область определилась с ОМС // Деловой Петербург. – СПб, 1999. – 19 мая. — №53. – С. 3.

[4]. Драбкина Т. Ленинградская область в марте 1999 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №3.

[5]. Краюхин С. Областной парламент намерен оставаться гарантом стабильности в регионе // Вести. – СПб, 1999. – 27 мая. — №57. – С. 1.

[6]. Мотыльков Д. Кингисепп объявил войну «левому» лому // Деловой Петербург. – СПб, 1999. – 4 июня. — №60. – С. 3.

[7]. Драбкина Т. Ленинградская область в сентябре 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №9 (68).

[8]. Драбкина Т. Ленинградская область в октябре 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №10 (69).

[9]. Драбкина Т. Ленинградская область в феврале-марте 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №3 (74).

[10]. Драбкина Т. Ленинградская область в апреле 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №4 (75).

[11]. Драбкина Т. Ленинградская область в июле 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №7 (78).

[12]. Звягин Ю. На Выборгском ЦБК появилась «третья сила» // Вести. – СПб, 1999. – 1 июня. — №59. – С. 2.