Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Хабаровский край

Е.Б. ВЕПРИКОВА

Хабаровский край

в мае 1999 года

Взаимодействие политических акторов: глава администрации, Законодательная Дума, мэр г. Хабаровска. Борьба за контроль над экономическими и информационными ресурсами: усиление административного влияния в лесной отрасли. Деприватизация зерноперерабатывающего комбината в Хабаровске. Конфликт между нефтеперерабатывающими заводами и железной дорогой. Монополизация СМИ. Стремление монополизировать рекламу в электронных СМИ. Значимые события месяца. Политический фон. Визит главы Росвооружения Г.А.Раппота Конфликт автотранспортных предприятий города Хабаровска и мýрии. Пограничная проблема. Осетровая, калуговая путина и китайские браконьеры. Визит руководителей федеральных служб в Хабаровский край. Демографический кризис. Подготовка к выборам в Государственную Думу.

Главное

В мае администрация края продолжала усиливать контроль за экономическими ресурсами. Методом были избраны фронтальные проверки прокуратуры края неподконтрольных лесхозов и леспромхозов. Впервые администрацией был использован новый прием: создание государственного унитарного предприятия на базе ТОО «Зерноперерабатывающий комбинат» вследствие признания незаконной приватизации 1992 года из-за «многочисленных нарушений». Возвращение предприятия в государственную собственность приведет к «повисанию» долгов ТОО.

Возник конфликт между Хабаровским и Комсомольским-на-Амуре нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) и МПС (в лице Управления Дальневосточной железной дороги). Причиной конфликта являются тарифы на перевозку сырой нефти для переработки на НПЗ.

Администрация края ведет курс на аккумуляцию под своим контролем информационных потоков. Создание информационного холдинга «Губерния» может привести к монополизации рынка электронных СМИ края для решения двух задач:

1. достижения полного информационного контроля на территории края;

2. концентрации всех рекламных потоков в крае.

Второе обстоятельство особенно актуально в преддверии двух федеральных избирательных кампаний, на которых ожидается трата больших денег на политическую рекламу.

В мае по приглашению губернатора В.А.Ишаева Хабаровский край посетила делегация «Росвооружения», давшая ряд обещаний на заказы предприятиям ВПК в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске.

Начавшееся в апреле противостояние автотранспортных предприятий и мэра Хабаровска П.Филиппова продолжилось в мае. Мэр своим постановлением объявил о реорганизации первого автобусного парка путем присоединения к нему автопредприятия №3. На предприятии создан забастовочный комитет и инициативная группа по отзыву.

В мае резко возросло внимание СМИ, общественности и органов власти к проблемам отношений с соседним Китаем, вопросу о демаркации границы, нелегальной эмиграции и др.

24-25 мая в Хабаровском крае работала специальная комиссия ФПС, Федеральной миграционной службы, Государственного таможенного комитета на уровне заместителей руководителей этих федеральных служб. Комиссия изучила положение с пунктами пропуска на российско-китайской границе и проблемы незаконной эмиграции на территории России. Проблема нелегальной эмиграции еще более обостряется усилением демографического кризиса. Стремительное сокращение численности населения на и так слабо населенных территориях, в условиях все более усиливающегося давления со стороны китайских нелегальных эмигрантов угрожает усилением приграничных конфликтов.

В ходе подготовки к выборам в Государственную Думу идет согласование позиций, определяются финансовые, организационные и электоральные возможности. Из политических партий участие в выборах по одномандатным округам примут КПРФ, «ЯБЛОКО» и ЛДПР. Высока вероятность участия «Отечества» и НДР. Персональный состав претендентов на депутатский мандат еще будет изменяться, а общая численность кандидатов, вероятно, достигнет 10 и более человек на округ.

Рассматривая политическую ситуацию мая в целом, можно отметить устойчивость процесса усиления административного влияния исполнительной власти края в экономической сфере.

1.    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ АКТОРОВ

1.1.       Глава администрации Хабаровского края

Глава администрации Хабаровского края Ишаев Виктор Иванович – безусловно самая влиятельная фигура в политической жизни края. В.И.Ишаев родился в 1948 году Кемеровской области. С 1954 года – хабаровчанин. С 1988 по 1990 год – директор Хабаровского завода алюминиевых конструкций. В 1991 году указом Президента РФ назначен главой администрации Хабаровского края, а в 1996 году избран на эту должность. Сторонится публичной политической самоидентификации. С 1995 года входил в НДР, в политических кругах воспринимался как «человек Черномырдина». В последнее время все чаще публично поддерживает Лужкова, стремится к установлению более тесных связей с московским мэром, но в «Отечество» вступать не спешит. Некоторое сближение наблюдается с А.Б.Чубайсом, который в интервью «АиФ» (№21) назвал Ишаева возможным претендентом на должность Президента РФ. Учитывая публикации в местной прессе с данными «социологических опросов дальневосточников» (носящих скорее пропагандистский, чем научный характер) о возможности избрания на этот пост дальневосточника, заявление А.Б.Чубайса довольно симптоматично. Губернатор в программе «Час губернатора» [[1]] прокомментировал это предположение как неприемлемое для себя: «президентом станет не тот, кто умеет работать, а тот, кто имеет возможности…. Ума у нас хватает, а денет – нет».

В этой же программе он опроверг сообщение некоторых СМИ об участии в блоке «Вся Россия».

Показательным является поведение Ишаева и освещение его деятельности в СМИ в период правительственного кризиса. Практически любой репортаж начинался с какого-то заявления, постановления, посещения и других действий губернатора. Стиль и содержание программ должны были создать образ «человека дела», активного, прагматичного, мудрого управленца и политика.

Рекламный характер передач выдавал претензии Ишаева на выдвижение в правительство (включая и пост премьера), хотя публично он всегда подчеркивает, что его волнуют только проблемы края.

Судя по всему (и это всерьез рассматривается в местных политических кругах) Ишаев пытается выдвинуться на уровень федеральной исполнительной власти и для достижения этой цели готов на любые союзы. В этой связи интересно его, казавшееся еще недавно невозможным, сближение с мэром г. Хабаровска П.Д.Филипповым, который, по мнению информированных источников, имеет теснейшие неформальные связи с А.Б.Чубайсом и воспринимается как человек Чубайса.

1.2.       Законодательная Дума Хабаровского края (ЗД)

Законодательная Дума Хабаровского края сформирована в декабре 1997 года. Она состоит из 25 депутатов, избранных по одномандатным округам. В составе Думы зарегистрирована только одна депутатская группа «Народовластие», состоящая из следующих депутатов:

Голуб Леонид Аркадьевич (КПРФ) — округ №5, г. Хабаровск

Парчинский Валентин Сергеевич (КПРФ) — округ №9, г. Хабаровск

Баранов Сергей Иннокентьевич округ №12, г. Хабаровск

Громов Александр Павлович (КПРФ) — округ №14, Советская Гавань

Дронченко Анатолий Иванович (КПРФ) — округ №19, Комсомольск-на-Амуре

Кузьминых Геннадий Алексеевич (КПРФ) — округ №17, г. Амурск

Горовой Валерий Тимофеевич — округ №20, г. Комсомольск –на-Амуре

Перевезенцев Петр Владимирович (КПРФ) — округ №16, Приамурский

Ильинская Валентина Ивановна (КПРФ) — округ №2, р-н им. Лазо

 

В группу «Народовластие» вошли все представленные в ЗД коммунисты. Из других политических партий представлено только «ЯБЛОКО» (депутат Петров Александр Андреевич — округ №7, г. Хабаровск).

Из действующих депутатов Думы 13 человек в своей избирательной кампании опирались на поддержку администрации края. Это позволяет исполнительной власти контролировать ситуацию в ЗД, хотя иногда группе «Народовластие» удается добиться большинства по некоторым вопросам (как правило, социальным). Еще одним рычагом воздействия на Думу остается лояльный губернатору и во многом от него зависимый председатель ЗД края – Озеров Виктор Алексеевич.

Озеров повторно избран в ЗД при прямой поддержке администрации края. Он также повторно (при серьезном лоббировании) стал председателем Думы. Ему часто приходится идти на компромиссы с группой «Народовластие», так как его поддержка депутатами очень хрупка. Озеров политически не самостоятелен, вынужден постоянно лавировать в поиске компромисса.

Краевая администрация воздействует на Думу и при помощи ее аппарата: сотрудники аппарата либо являлись в прошлом служащими администрации, либо рассчитывают ими стать.

Низкий профессионализм депутатов и зависимость от администрации делает Законодательную Думу края хотя и значимым, но более слабым, по сравнению с главой администрации, участником политического процесса.

1.3.       Мэр города Хабаровска

Мэр города Хабаровска – Филиппов Павел Дмитриевич. Родился в 1951 году, в Хабаровске живет с 1975 года. С 1975 по 1991 год работал на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе. С 1991 года – председатель комитета по управлению государственным имуществом. С 1994 года – мэр города Хабаровска.

В 1996 году избирался параллельно с губернатором и при его официальной поддержке. Филиппов – самый непопулярный из действующих политических акторов. По поводу его избрания мэром в 1996 году до сих пор существуют серьезные подозрения у избирателей о подтасовке результатов выборов. Филиппов склонен к неожиданным и непросчитанным по последствиям решениям. В результате непродуманных действий он растерял даже ту небольшую общественную поддержку, которую имел. Это сделало его положение крайне уязвимым.

В мае состоялось уже третье собрание по созданию инициативной группы по отзыву мэра. Существующая законодательная база не дает инициативной группе шансов на регистрацию, но если бы это было возможно, мэр был бы отозван.

1.3.1.      Отношения губернатора и мэра

Отношения мэра и губернатора складывались неровно. Во многом их характер определялся усилением или ослаблением позиции Анатолия Чубайса. В 1996 году популярный Ишаев выступил в поддержку Филиппова под прямым давлением Чубайса. Усиление влияния Чубайса в 1997 году сопровождалось ростом амбиций у Филиппова. Он стал рассматривать себя как потенциального губернатора края. Для этого ему нужно было вырваться из роли «городского главы» на уровень края. Во время выборов в Законодательную думу края в 1997 году Филиппов выдвинул свою кандидатуру в депутаты с прицелом на место спикера.

Ишаев воспринял это как серьезную угрозу, но открыто давить на него он не мог. Поэтому были использованы обходные пути для недопущения избрания Филиппова. Филиппов проиграл выборы в депутаты Законодательной Думы Александру Андреевичу Петрову («ЯБЛОКО»).

С этого момента наступил новый этап отношений мэра Хабаровска и губернатора края. Проигрыш Филиппова (сопровождающийся выбросом компромата) значительно ослабил его позиции. По существу он означал, что Филиппов перестал быть даже потенциальным конкурентом Ишаева. Непопулярный (а значит, несамостоятельный) мэр, не имеющий шансов на увеличение политического веса в дальнейшем, очень устраивает губернатора. Весь 1998 год мэр оставался под двойным прессом: недовольных хабаровчан и высокомерно-отстраненного губернатора.

Ситуация изменилась при возникновении реальной опасности отзыва Филиппова. Возможность утраты удобного мэра и появление нового более сильного (а значит, опасного) политического деятеля, обладающего реальными властными рычагами не устраивала администрацию.

После попыток первых двух «импичментов» [[2]], глухо тормозившихся администрацией края и активно администрацией города, произошло сближение их позиций. Павел Филиппов стал срочно поправлять свое реноме популистскими решениями (например, рублевые дачные маршруты, очистка городских прудов и т.д.). в мае реанимировалось движение «Мой город», созданное под выборы 1997 года и прекратившее свою деятельность сразу после них. Устраивались благотворительные акции, субботники, по всему городу расставлены рекламные щиты, крутились ролики на телевизионных каналах, на радио работала постоянная программа «Ностальжи».

Результаты этой активности, однако, незначительны по воздействию на хабаровчан, стойко, но пассивно недовольных градоначальником. Губернатор публично сдержанно одобряет последние новации мэра.

2.    БОРЬБА ЗА КОНТРОЛЬ НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ

2.1.       Усиление административного влияния в лесной отрасли

В мае продолжался процесс «собирания» экономических ресурсов администрацией края. В мониторинге за апрель рассказывалось о создании «Дальлеспрома», стремящегося к монополии над заготовкой, обработкой и реализацией древесины [2].

В мае продолжилось наступление на остатки неподконтрольных лесхозов и леспромхозов. Методом были избраны фронтальные проверки прокуратурой края, которая тут же «выявила» серьезные правонарушения природоохранного и налогового законодательства. Наибольшее количество нарушений пришлось на крупнейшие лесхозы. Губернатор заявил, что необходимо заменить руководителей этих организаций, а прокуратура возбудила уголовные дела. Выявленные нарушения (рубка леса без лицензии, пересортировка и т.д.) являются типичными для больших лесных предприятий. Неординарная и выборочная активность прокуратуры объясняется стремлением к контролю над одним из ценнейших ресурсов края – лесом.

2.2.       Деприватизация зерноперерабатывающего комбината в Хабаровске

17 мая глава администрации края подписал постановление о создании унитарного предприятия на базе ТОО «Зерноперерабатывающий комбинат». Этот комбинат был приватизирован в 1992 году и за время существования в статусе ТОО наделал долгов на сумму 69 млрд. рублей, из которых 5 млрд. приходится на невыплаченную зарплату сотрудникам, 64 млрд. – внешние долги (большей частью поставщикам зерна).

Причиной деприватизации комбината стало признание приватизации 1992 года незаконной из-за «многочисленных нарушений».

Возвращение предприятия в государственную собственность приведет к «повисанию» долгов ТОО. Этот прием впервые используется администрацией в ходе развернувшегося процесса увеличения краевой собственности. Кредиторы не согласны с решением и настаивают на банкротстве комбината, чтобы добиться возврата своих денег. Они подали иск в Высший арбитражный суд РФ.

Если судебное решение будет в пользу администрации, можно предполагать расширение применения схемы перехода предприятий в краевую собственность со «стряхиванием» старых долгов.

2.3.       Конфликт между нефтеперерабатывающими заводами и железной дорогой

Отражением всероссийских событий по переделу между естественными монополиями финансовых потоков стал конфликт между Хабаровским и Комсомольским-на-Амуре нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) и МПС (в лице Управления Дальневосточной железной дороги). Причиной конфликта являются тарифы на перевозку сырой нефти для переработки на НПЗ. Представители заводов (и поддержавший их губернатор) обвиняют МПС в дискриминационных действиях. МПС (решение подписал министр путей сообщения, ныне первый вице-премьер Правительства РФ Н.Аксененко) вводит экспортные пошлины при внутренней транспортировке сырой нефти в объеме, превышающем поставки 1998 года. Нефтепереработчики считают, что рост тарифов приведет к удорожанию их продукции, сделает экономически неэффективными заказы и поставит их предприятия в сложную финансовую ситуацию, которая отразится и на интересах края. Кроме того, они определяют это решение как незаконное, так как транспортировка внутри страны относится к внутренним услугам, а не к экспортным операциям. Аргументы железной дороги прямо противоположны: перевозки нефти на НПЗ, находящиеся вблизи границ, значительно возросли. Внутреннее потребление этих территорий возрасти не могло, следовательно, их продукция идет на экспорт и должна транспортироваться по экспортным тарифам.

Противостояние выразилось выплеском заказных репортажей в СМИ и попытками повлиять на решение этого вопроса в Москве.

По мере приближения избирательной кампании борьба за мобилизацию финансовых ресурсов будет возрастать, в том числе в Хабаровском крае. Именно эти процессы, на наш взгляд, имеют важнейшее значение для последующих событий.

2.4.       Монополизация СМИ

Ситуация с телекомпанией «Телевидение Амура» (ТВА) получила продолжение в мае.

Комитет по управлению государственным имуществом не смог выселить телекомпанию с занимаемых ею площадей, так как решение краевого Арбитражного суда, в соответствии со статьей 610 Гражданского кодекса РФ, позволит это сделать не ранее 19 июля. Но это лишь передышка, так как документально подтвердить свои претензии к администрации края и лично Ишаеву телекомпания не может.

Они выполняли заказы, руководствуясь устными договоренностями («телефонное право»). Поэтому надежды на признание погашение долга ТВА в счет «долгов администрации» практически нет. ТВА отключена от эфира. Ее канал вещания заняла частично ДВТРК, а частично ТV-6, имевшая договор с ТВА.

Газета «Хабаровский экспресс» в номере №22 опубликовала статью Сергея Воронцова «Монстр по имени «Губерния», где высказывается следующее объяснение действий администрации по созданию компании «Губерния» — идет монополизация рынка электронных СМИ края для решения двух задач:

1. достижения полного информационного контроля на территории края;

2. концентрация всех рекламных потоков в крае.

Второе обстоятельство особенно актуально в преддверии двух федеральных избирательных кампаний, на которых ожидается направление на политическую рекламу больших денег.

Схема создания холдинга достаточно проста и хорошо апробирована в крае. Это переход части имущества или всех предприятий в собственность края за долги и передача этого имущества в виде учредительского вклада в новую структуру. Так, в информационно-телевизионное агентство «Губерния» вошли технический и ретрансляционный центр, две радиостанции, рекламное агентство «Теrrа», телекомпания СЭТ, студия «Шанс» и др.

14 мая было подписано соглашение о сотрудничестве между компанией «Телекон-ТВ» (телеканал «День») и «Губернией». Цель соглашения – объединение «против мелких рекламных агентств, производящих нелицензионную и некачественную продукцию» [[3]]. Реализация его позволит ограничить доступ к средствам массовой информации «нежелательным», с точки зрения администрации, лицам. Если этот процесс будет успешно завершен, то стоимость политической рекламы во время выборов может стать барьером для многих кандидатов.

3.    ЗНАЧИМЫЕ СОБЫТИЯ МЕСЯЦА

3.1.       Политический фон

Майские событий разворачивались в двух плоскостях:

1) достаточно напряженная ситуация в связи с политическим и правительственным кризисом в России активизировала местную политическую элиту;

2) с другой стороны, череда праздников: 1 мая, День победы, «последний звонок» в школах, день города Хабаровска (30 мая), День пограничника, пушкинский юбилей и особенно начавшийся дачный сезон, локализовывали реакцию на политические события в рамках узкого слоя политической «тусовки».

В центре общественного внимания в мае были скорее экономические, демографические и социальные проблемы, чем чисто политические. Даже реакция на отставку правительства Примакова, назначение нового премьер-министра и события вокруг импичмента ограничились комментариями и заявлениями основных действующих политических персонажей и вялыми акциями протеста местных коммунистов.

Губернатор В.И.Ишаев поддержал отставку Е.М.Примакова, аргументируя свою позицию бездействием правительства в экономике и тем, что они ничего не сделали для края. К назначению Степашина отношение сдержанное (при этом высказано мнение, что лучшим премьером для России был бы Лужков).

Законодательная Дума по инициативе группы «Народовластие» приняла заявление с неодобрением отставки Примакова и предложила Президенту РФ уйти в отставку, а Совету Федерации срочно провести заседание с рассмотрением вопроса об отставке правительства.

Коммунисты провели митинги у Законодательной Думы края и на Комсомольской площади города. Но малочисленность этих акций (в общей сложности около 200 человек) показала не столько силу, сколько слабость позиций местных коммунистов. В лучшие для них времена коммунисты собирали несколько тысяч человек.

3.2.       Визит главы «Росвооружения» Г.А.Рапота

По приглашению В.А.Ишаева Хабаровский край посетила делегация «Росвооружения». Были осмотрены оборонные предприятия г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.

Были даны обещания выделить Комсомольскому-на-Амуре судостроительному заводу заказ на подводные лодки, авиационному заводу им. Гагарина — заказ на изготовление аккумуляторов. Хабаровскому судостроительному заводу обещаны контракты на новые суда на воздушной подушке и малотоннажные легкие суда. Кроме этого, было публично заявлено о направлении на завод имени Гагарина (г. Комсомольск-на-Амуре) заказа на истребители Су-30 по китайскому контракту (в случае его подписания).

СМИ преподносили результаты этого визита как большую победу губернатора Ишаева. Если эти обещания будут реализованы – это существенно оживит экономику, так как оборонные предприятия г. Комсомольска-на-Амуре являются градообразующими. Это позволит воссоздать рабочие места и влить финансовые ресурсы в депрессионные отрасли экономики края, а это прежде всего «оборонка». Политический аспект этого события состоит в усилении влияния администрации края на работников этих предприятий, а их несколько тысяч, и укрепляет образ Ишаева как влиятельного политика федерального уровня, болеющего за интересы края.

3.3.       Конфликт автотранспортных предприятий города Хабаровска и мэрии

Начавшееся в апреле противостояние автотранспортных предприятий и мэра Хабаровска Филиппова продолжилось в мае. Мэр своим постановлением объявил о реорганизации первого автобусного парка путем присоединения к нему автопредприятия №3. Муниципальное предприятие пассажирского автотранспорта №3 возглавляется депутатом Законодательной Думы В.С.Парчинским, который выступал одним из инициаторов отзыва мэра Филиппова в феврале и апреле 1999 года. Мэр считает именно третий автопарк и его руководителя зачинщиком в большинстве конфликтных ситуаций, возникающих достаточно часто между руководством города и работниками автобусных парков. Для ликвидации источников конфликта и было принято решение о ликвидации третьего предприятия с передачей его базы автопарку №1. Поводом для такого решения стала 12-миллионная задолженность и предбанкротное состояние автопарка. Однако коллектив третьего ХМПАТП не согласен с решением администрации города и считает его способом ликвидации рабочих мест и передачи базы предприятия коммерческим структурам. Долги предприятия образовались как результат недофинансирования из городского бюджета за перевозку льготных пассажиров. Сумма этого долга в два раза превышает задолженность предприятия перед городским бюджетом [[4]]. На предприятии создан забастовочный комитет, блокируются попытки администрации города вступить в управление предприятием. Так, 24 мая комиссия во главе с назначенным временным управляющим В.Н.Шкуриным – начальником отдела транспорта управления города, не была допущена на территорию предприятия. На 4 июня забастовочный комитет назначил бессрочную забастовку. Работники этого предприятия выступили с очередной инициативой по отзыву Филиппова с должности мэра Хабаровска. 31 мая было проведено собрание и создана инициативная группа по отзыву, но шансов на ее регистрацию в избирательной комиссии нет, так как оно было проведено с нарушениями действующего законодательства.

Изменение тактики мэра с целью повышению популярности среди жителей города приводит к нарастанию конфликтов с социальными группами, на чьи плечи ложатся расходы по реализации популистских мер мэра. Так, поводом к очередному всплеску недовольства работников автопредприятий стало апрельское решение мэра о рублевом проезде на пригородных маршрутах, которое еще больше увеличивает задолженности автопредприятий, в том числе и по заработной плате. Филиппов вместо разрешения конфликтов порождает новые, пытаясь силовыми методами заставить автобусников выполнять «убийственные» для них решения. В июне конфликт, видимо, будет углубляться.

3.4.       Пограничная проблема

В мае резко возросло внимание СМИ, общественности и органов власти к проблемам отношений с соседним Китаем, вопросу о демаркации границы и нелегальной эмиграции. Несколько причин объясняют обострение внимания к этому весьма болезненному вопросу для Хабаровского края:

1) Осетровая и калуговая путина обострила проблему китайских браконьеров.

2) Край посетили заместители руководителей трех федеральных структур: ФПС, таможенного комитета, эмиграционной службы.

В мае месяце тема границы и пограничников традиционно выходит на первый план. Это связано с празднованием в мае Дня пограничника, с организацией и освещением в СМИ приуроченных к нему мероприятий. Пограничные войска пользуются самой серьезной поддержкой губернатора и симпатий населения края, что вполне понятно в пограничном районе. Поэтому все мероприятия, связанные с их профессиональным праздником, носят официальный характер и являются практически ритуальными.

3.4.1.      Осетровая и калуговая путина и китайские браконьеры

Традиционно напряженные отношения китайских и российских рыбаков еще более обостряются в периоды весенней (осетры, калуга) и осенней (лососевая) путин.

Проблема состоит не только в пересечении экономических интересов, но и в различных подходах к лову рыбы. На российской части Амура вылов осетра и калуги запрещен и считается браконьерством. Китайские власти никак не ограничивают подобную деятельность своих граждан, более того, они неофициально ее поддерживают. Китайцы буквально «просеивают» воду сетями. Сотни китайских джонок совершенно открыто (к раздражению пограничников и российских рыбаков и экологов) вылавливают ценные и редкие породы рыбы. Кроме того, в погоне за легкой наживой они постоянно нарушают границу и пытаются ловить рыбу в российской акватории. При этом с каждым годом браконьерство в российских водах становится все более массовым и вызывающим. Они все чаще оказывают сопротивление пограничникам и даже переходят к нападениям.

Дальневосточные пограничники во время нереста ценных пород рыбы проводят обычно операцию «Путина» для предотвращения китайского браконьерства. В этом году проведение этой операции было затруднено нехваткой горюче-смазочных материалов и финансов.

Отсутствие заинтересованности китайской стороны в сохранении биоресурсов Амура вызывает раздражение жителей Хабаровского края и серьезные опасения экологов и краевых властей.

Краевая администрация и Законодательная Дума пытаются создавать односторонние, без участия Китая, программы защиты Амура, но они высокозатратны и малоэффективны.

Тема «китайских браконьеров» и «варварского отношения» Китая к Амуру является одной из основных в публичной риторике всех действующих региональных политиков и наверняка станет одной из главных в избирательной кампании.

3.4.2.      Визит руководителей федеральных служб в Хабаровский край

24-25 мая в Хабаровский край прибыла специальная комиссия ФПС, Федеральной миграционной службы, Государственного таможенного комитета на уровне заместителей руководителей этих федеральных служб (В.Волоха, А.Шахова, А.Еремина).

Цель приезда спецкомиссии: изучить положения с пунктами пропуска на российско-китайской границе и проблемы незаконной эмиграции на территории России.

Было признано, что ситуация с незаконной эмиграцией в последние годы обострилась. В последние годы число китайцев на российском Дальнем Востоке увеличилось в 50 раз [4]. Китайцы через посредников скупают недвижимость и землю. Отсутствие федерального закона о регламентации положения иностранных граждан на территории РФ затрудняет контроль над нелегальной эмиграцией. Было предложено шире использовать возможности законотворчества в Хабаровском крае, где эта проблема стала жизненно важной.

Был рассмотрен вопрос о демаркации границы и судьбе Большого Уссурийского и Тарабарова островов. Обмеление протоки Казакевича может привести к исчезновению этих островов и превращению их в материковую часть территории Китая. По мнению гидрологов, это — естественный процесс, который искусственно ускоряется китайской стороной. А.Шахов (заместитель председателя таможенного комитета) считает необходимым найти деньги на гидрологические работы на протоке Казакевича и скорее решать вопрос о статусе этих островов.

Был затронут вопрос и о массовых хищениях цветных металлов, ставших бедствием Хабаровского края. Шахов поддержал мнение о необходимости резко поднять таможенные пошлины на вывоз цветных металлов и лома из России. А.Еремин (заместитель директора ФПС РФ) считает важным упорядочить положение с пунктами пропуска, определить их статус, выделив приоритетные.

«Китайская» тема, всегда актуальная для дальневосточных регионов, выходит на первый план общественно значимых проблем и является потенциально взрывоопасной. Традиционно лояльное отношение к представителям различных национальностей постепенно уступает место нетерпимости к «желтым». Ключевым моментом здесь является не проблема межевых споров или национализм (даже бытовой национализм не типичен для жителей Хабаровского края), а демографическая проблема, которая также была в центре общественного внимания в мае.

4.    ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Численность населения края к началу 1999 года составила 1534,1 тыс. человек (за 1998 год его население сократилось на 11 тыс. человек). Рождаемость упала на 5,6% (по сравнению с 1998 годом), а смертность возросла на 2,5%. Коэффициент естественной убыли увеличился на 19,5%. Увеличилась на 10% младенческая смертность. На 100 заключенных браков приходится 92 развода [[5]].

При этом возрастает число брошенных детей. По данным муниципального управления образования, из 2000 детей в детских домах Хабаровска сиротами являются только 250 человек. Ежегодно в роддомах матери оставляют около 200 младенцев [[6]].

Ухудшение демографической ситуации происходит уже последние 8 лет, но динамика ухудшения 1998 года такова, что сделала невозможным замалчивание этих фактов.

Стремительное сокращение численности населения на и без того слабо населенных территориях, в условиях все более усиливающегося давления со стороны китайских нелегальных эмигрантов чревато резким усилением приграничных конфликтов и в перспективе утратой дальневосточных земель для России.

5.    ПОДГОТОВКА К ВЫБОРАМ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

Процесс подготовки к выборам постепенно набирает ход, но еще не вышел из латентной стадии. Идет согласование позиций, определяются финансовые, организационные и электоральные возможности. Из политических партий участие в выборах по одномандатным округам примут КПРФ, «ЯБЛОКО» и ЛДПР. Высока вероятность участия «Отечества» и НДР.

Персональный состав кандидатов пока не ясен. Исключение составляют действующие депутаты Госдумы В.Цой и Н.А.Камышинский. По косвенным признакам можно предположить участие в избирательном марафоне депутатов Законодательной Думы Голуба Леонида Аркадьевича, Вовка Михаила Федоровича и Исакова Евгения Николаевича. Предвыборные амбиции прослеживаются и у Мамедова Навруза Алигасановича, предпринимателя, близкого к мэру города Хабаровска Филиппову и неудачному участнику прошлых выборов в Государственную Думу. Персональный состав претендентов на депутатский мандат еще будет изменяться, а общая численность кандидатов вероятно достигнет 10 и более человек на округ.

6.    Резюме

Рассматривая политическую ситуацию мая в целом, можно отметить устойчивость процесса усиления влияния исполнительной власти края в экономической сфере. Установление контроля над информационными потоками на фоне уже сложившейся достаточно жесткой административной структуры свидетельствует об усилении авторитарных элементов в политическом режиме Хабаровского края. Противовесом выступают действия федеральных органов власти и деятельность федеральных политических и общественных организаций. Их федеральный статус делает их более независимыми от «отеческой заботы» местных властей. Федеральные избирательные кампании, возможно, смогут повысить их статус. В то же время перманентный политический и правительственный кризисы усиливают децентрализацию и укрепляют положение региональной правящей элиты.



Источники

[1]. Час губернатора // ДВТРК. — 1999. — 31 мая.

[2]. Веприкова Е.Б. Хабаровский край в апреле 1999 года // Политический мониторинг. – М.: ИГПИ, 1999. — №4.

[3]. Сегодня // СЭТ. — 1999. — 14 мая.

[4]. Панорама // ДВТРК. — 1999. — 26 мая.

[5]. Краевой комитет государственный статистики. Социально-экономическое положение Хабаровского края за январь-март 1999 года // Приамурские ведомости. — 1999. — 14 мая.

[6]. Панорама // ДВТРК. — 1999. — 17 мая.