Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Санкт-Петербург

Татьяна ДРАБКИНА

Санкт-Петербург

в апреле 1999 года

Из одного из вузов уволены американские преподаватели. Губернатор СПб вошел в движение «Вся Россия». Администрация СПб начинает реализацию программы реструктуризации городской промышленности. Численность работников жилищно-коммунальных служб явно избыточна. Заместителем председателя комитета по культуре назначен бывший «куратор» неформальной культуры из КГБ. Законодательное собрание (ЗС) четыре месяца не может избрать председателя. В ЗС происходит перегруппировка политических сил. ЗС принимает законы о доплатах пенсионерам и о льготах для ветеранов войны. Приняты важные законы, обеспечивающие открытость работы ЗС и ограничивающие контроль исполнительной власти над электронными СМИ. В СПб учреждено отделение блока»Правое дело». Создана Лига парламентских журналистов СПб. Общественное мнение города не поддерживает Союз России, Белоруссии и Югославии и считает нужным ставить вопрос об импичменте президенту. в связи с бомбардировками Югославии. Депутаты и профсоюзы не довольны тарифной политикой администрации. В СПб разразился локальный бензиновый кризис.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Губернатор и правительство

Губернатор В.Яковлев изменил имидж управленца-хозяйственника, не связанного с политическими движениями. Еще совсем недавно, во время мартовского учредительного собрания региональной организации «Отечества», он говорил журналистам, что «единственная партия, которой он готов служить – это партия петербуржцев». В этом месяце В.Яковлев стал членом губернаторского движения «Вся Россия» и альянса «Отечество – Вся Россия». Более того, он даже оказался в числе инициаторов создания организации. 22 апреля он участвовал в первом заседании учредительного комитета блока «Вся Россия» в Москве.

1.1.1.      Промышленная политика

Администрация СПб начинает реализацию программы реструктуризации городской промышленности. Государственная поддержка будет оказываться только тем производителям, которые выполняют установленные правительством города условия реформирования производств. Им будут выдаваться гарантии и поручительства, предоставляться льготы и рекламная поддержка, содействие в получении кредитов. Участники программы заключат договоры о реструктуризации долгов перед бюджетами, естественными монополистами и внебюджетными фондами. Такие предприятия получат гарантии города от банкротства. В ходе реформирования товаропроизводители должны сохранить за собой только те мощности, которые необходимы для востребованной рынком продукции. Остальные мощности будут либо переданы в доверительное управление риэлтерским фирмам, либо отданы городу. Есть также вариант создания на их территории технопарков. В настоящее время только 1/3 производственных мощностей используется по назначению. Программа поддержана Союзом промышленников и предпринимателей, в ней уже участвуют около 35 предприятий, хотя в комитете по экономике считают, что в реструктуризации нуждаются 180 – 200 предприятий [[1]].

1.1.2.      Жилищно-коммунальная реформа

Несмотря на определенные усилия городских властей, уже более года проводящих жилищно-коммунальную реформу, эта реформа явно буксует. Состояние жилищно-коммунальной сферы продолжает оставаться удручающим и вызывать озабоченность населения и общественности. Многочисленные реорганизации предприятий ЖКХ пока не привели к заметным изменениям к лучшему. В депутатском запросе депутата ЗС С.Миронова на имя губернатора, в частности, говорится, что в настоящее время практически прекращен капитальный ремонт жилых домов и инженерного оборудования, не соблюдаются сроки и периодичность проведения планово-предупредительных ремонтов. Широко распространено мнение, что большие затраты на содержание недавно созданных районных жилищных агентств (РЖА) значительно сокращают возможности подрядных организаций по заключению договоров на выполнение конкретных работ по обслуживанию и ремонту жилого фонда. Предлагаемое администрацией возрождение управдомов, по мнению многих, еще больше увеличит непроизводственные бюджетные затраты на ЖКХ. Отвечая на депутатский запрос, губернатор В.Яковлев сообщает численность работников служб заказчика (РЖА) и государственных служб подрядчика (ГУРЭП) (см. табл. 1.). Сообщается также, что в настоящее время в администрации разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на сокращение расходов по содержанию управленческих структур и увеличение объемов работ, выполняемых подрядными организациями по текущему обслуживанию и ремонту [[2]].

 

Таблица 1

 

№№

Район

Кол-во руководителей, специалистов, служащих РЖА

Кол-во руководителей, специалистов, служащих ГУРЭП

Кол-во рабочих ГУРЭП

1

Адмиралтейский

221

259

1396

2

Василеостровский

206

88

658

3

Выборгский

441

290

1771

4

Калининский

404

270

1809

5

Кировский

253

201

1371

6

Красногвардейский

277

199

1243

7

Красносельский

238

188

1388

8

Московский

260

173

1274

9

Невский

366

281

2285

10

Петроградский

158

108

782

11

Приморский

289

280

1996

12

Фрунзенский

263

232

1756

13

Центральный

363

269

1876

14

Колпино

150

145

1994

15

Кронштадт

51

33

256

16

Курортный

87

27

160

17

Ломоносов

43

21

87

18

Павловск

29

11

70

19

Петродворец

103

34

256

20

Пушкин

85

60

359

 

ИТОГО:

4287

3169

21887

 

1.1.3.      Назначения

Глава администрации Петроградского района Павел Кошелев назначен первым заместителем председателя комитета по культуре. Это рядовое, казалось бы, событие получило широкий резонанс в городе. Дело в том, что личность П.Кошелева хорошо известна в кругах петербургской интеллигенции по его прошлой деятельности (1974-1990 гг.) в качестве сотрудника управления КГБ СССР по Ленинградской области. Спецификой его работы в то время была борьба с идеологическими диверсиями. Под псевдонимом «Павел Коршунов» он «курировал» неофициальную культуру Ленинграда. Ему приписывают идею смены тактики борьбы с диссидентами из андерграунда путем «удушения в объятиях» – под его личным руководством в 80-е годы в Ленинграде были созданы литературное объединение «Клуб-81» и рок-клуб [[3]]. Это давало возможность, не прибегая к уже непопулярным тогда арестам и высылкам за границу, контролировать процессы в неформальной среде и расправляться с «нежелательными элементами» руками их коллег. По свидетельству участников событий, для создания атмосферы взаимного недоверия Кошелев-Коршунов с успехом использовал тогда тактику персональной обработки художников и литераторов в доверительных «беседах об искусстве за чашкой кофе». Одной из жертв провокационной деятельности Кошелева называют большого петербургского поэта Льва Друскина.

 

В 1990 году Кошелев был избран депутатом Петроградского районного Совета и стал его председателем. В 1991 году мэром А.Собчаком назначен на пост главы администрации Петроградского района. В 1996 году уволен с должности распоряжением А.Собчака, выиграл судебный процесс и был восстановлен в должности губернатором В.Яковлевым.

 

Новое назначение П.Кошелева вызвало бурю в политических кругах Санкт-Петербурга. Депутат Государственной Думы, в прошлом – художник-диссидент Юлий Рыбаков (на выборах 1995 года – ДВР, сейчас — «Демократическая Россия») сказал по этому поводу следующее: «Большего позора для нашей культуры трудно себе представить…. Можно предположить, что с вольнодумством теперь будет покончено». Петербургское отделение «ЯБЛОКА» распространило заявление с осуждением назначения Кошелева как оскорбляющего петербургскую интеллигенцию.

 

Разумеется, риторика в том духе, что приход Кошелева в комитет по культуре означает «конец эпохи вольнодумства», не имеет ничего общего с действительностью. Нет никаких оснований видеть угрозу свободе художественного творчества со стороны чиновника Кошелева, давно перешедшего на службу иным «ценностям», чем те, за которые он отвечал в эпоху КГБ. Что же касается свободы слова и СМИ, то здесь и без того в последние 1,5-2 года проводится политика все более жесткого административного контроля, и проводником этой политики является вовсе не комитет по культуре. Данное назначение не связано с какими-либо злокозненными замыслами против культуры, хотя и наглядно демонстрирует специфический политический «вкус» губернатора Яковлева. Возможно, впрочем, что губернатор решил воспользоваться в предвыборных целях навыками Кошелева по обработке интеллигенции.

 

Главой территориального управления «Петроградский район» назначена Косткина Людмила Андреевна, ранее работавшая заместителем главы администрации Московского района. Это единственная женщина на посту руководителя районной администрации в Санкт-Петербурге.

1.2.       Законодательное собрание

1.2.1.      Самоорганизация

Четыре месяца ЗС не может избрать председателя. В очередной раз попытки избрать его делались в начале месяца, после чего наступила затяжная пауза.

 

7 апреля состоялось тайное голосование по кандидатуре В.Белозерских. Приняли участие в голосовании 29 депутатов, в итоге «за» высказались 13 депутатов, против – 14, 2 недействительных бюллетеня.

Затем на том же заседании для пакетного голосования были предложены 2 варианта: 1) Крамарев – Амосов – Новоселов и 2) Миронов – Амосов – Новоселов. Участвовали в голосовании 27 депутатов. Из них за первый вариант проголосовали 15, за второй – 4 депутата; 5 депутатов проголосовали против обоих пакетов.

 

После этого попытки избрания руководства ЗС прекратились. В Собрании возобладало мнение, что для выхода из тупика необходимо соглашение между всеми фракциями о принципах распределения руководящих постов, включая председателей постоянных комиссий. В связи с этим было решено вначале завершить формирование структуры ЗС. Постановление «О структуре ЗС» было принято 14 апреля. Структура ЗС утверждена в том виде, в каком она была согласована еще в январе (см. [[4]]) и принята за основу в феврале. Кроме того, депутаты приняли Постановление «О дополнительных заседаниях ЗС», согласно которому заседания будут проводиться не только по средам (обычный день заседаний ЗС 1-го и 2-го созывов), но и по пятницам.

 

Продолжается перегруппировка фракционной структуры ЗС. Депутат С.Никешин, состоявший во фракции «Петербургские районы», перешел во фракцию «Промышленная» (координатор – К.Серов).

Так как фракция «Промышленная» входит в депутатский блок «Петербургские районы», данный переход многими расценивается не как признак раскола в самой влиятельной из прогубернаторских фракций «Петербургские районы», а как попытка укрепления фракции «Промышленная», значительную часть которой составляют перебежчики из Блока Юрия Болдырева (см. [4]), по-видимому, не вызывающие полного доверия у лидеров блока «Петербургские районы».

 

В конце месяца произошло более серьезное изменение фракционного ландшафта. Создана фракция Сергея Тарасова –главного кандидата от администрации на пост председателя ЗС. В эту новую фракцию под названием «Наш город» вошли также депутаты А.Корчагин, С.Зыбин, В.Гольман и В.Ягья. Из них четверо (Тарасов, Зыбин, Гольман и Ягья) – из фракции «Петербургские районы». Депутат Корчагин ранее состоял во фракции «Народовластие». После его ухода фракция прекратила свое существование, причем это событие стало неожиданностью для лидера распавшейся фракции Константина Севенарда (сына депутата Государственной Думы от КПРФ Юрия Севенарда). Похоже, что «старшим товарищам» по блоку «Петербургские районы» захотелось поставить на место своего молодого коллегу – новичка в ЗС, стремительного набирающего политический вес.

 

Перегруппировка сил в ЗС вызвала волну слухов о подоплеке происходящих событий. Вновь заговорили о расколе в блоке «Петербургские районы», который считается оплотом прогубернаторских сил. В частности, высказывались предположения, что губернатор недоволен лидером блока Виктором Новоселовым, который не смог обеспечить избрание С.Тарасова председателем ЗС. В ответ В.Новоселов и С.Тарасов провели совместную пресс-конференцию, на которой постарались опровергнуть такие слухи. Было заявлено, что никакого раскола нет, есть лишь тактическая перегруппировка. Было сказано, что распад фракции «Народовластие» – временное явление, фракция будет восстановлена, возможно, с другим названием.

 

Фракция «Блок Юрия Болдырева» по-прежнему не участвует в голосованиях по выборам председателя (см. [[5]]). 7 апреля фракция распространила заявление, в котором сформулирована позиция движения «Блок Юрия Болдырева» по выборам руководящих органов ЗС (речь идет именно о позиции движения, так как данная фракция не вправе заявлять собственную политическую позицию). В заявлении говорится, что поскольку «в ЗС преобладает партийно-фракционный принцип, случайных голосований по выборам руководства быть не может». В очередной раз подчеркивается необходимость принятия ответственного варианта распределения постов: либо между всеми фракциями пропорционально их численности, либо только частью фракций, образующих в этом случае коалиционное большинство, которое в этом случае должно взять на себя ответственность за принимаемые ЗС решения. Формирование такой коалиции должно идти на содержательной основе, например, согласованном перечне положений законов. Иное решение (распределение постов без принятия на себя ответственности за продвижение содержательных решений по законопроектам в соответствии с программой движения) считается безответственным. Особо подчеркивается, что «фракция не блокирует выборный процесс, поскольку ею было предложено снять требование квалифицированного большинства (34 депутата) при голосовании». Тот факт, что это предложение не было поддержано ЗС и за него проголосовали только члены фракции «Блок Юрия Болдырева» (см [5]), расценивается как ясное указание на то, «какие политические силы и фракции в ЗС заинтересованы в скорейшем решении вопроса об избрании руководства ЗС, а какие – препятствуют этому».

 

Фракция повторно предложила снять кворум в 34 депутата, но вновь не получила поддержки.

 

Между тем наметился альянс между фракциями «Блок Юрия Болдырева» и «Петербургские районы». Координатор фракции «Блок Юрия Болдырева» А.Кривенченко заявил, что, исчерпав надежды на заключение письменного соглашения с «ЯБЛОКОМ» и группой Сергея Миронова (неформального лидера распавшейся фракции «Центр»), фракция оставляет за собой право заключения письменного соглашения с «Петербургскими районами». В том же духе высказался и координатор фракции «Петербургские районы» В.Новоселов. Однако наблюдатели практически полностью исключают возможность того, что кто-то из этих лидеров, в равной степени претендующих на руководящий пост, может согласиться стать заместителем другого [[6]].

По некоторым сведениям, состоялась неофициальная встреча губернатора с Ю.Болдыревым, на которой губернатор якобы обещал Болдыреву в обмен на поддержку Тарасова помочь изменить решение суда, признавшего незаконность действий Болдырева во время выборов ЗС (см. [5]). Болдырев такую возможность, разумеется, отвергает, но признает, что направил В.Яковлеву предложения о сотрудничестве со своей фракцией и дал понять, что в случае исполнения губернатором программы движения «Блок Юрия Болдырева» он откажется от участия в губернаторских выборах [[7]].

1.2.2.      Законодательная деятельность

В связи с часто встречающимися в СМИ утверждениями о том, что затянувшийся процесс выборов руководства ЗС негативно отражается на законотворческой деятельности, Управление общественных связей ЗС распространило справку, в которой обращается внимание на то, что в течение первых 2,5 месяцев работы ЗС были приняты в целом 20 законов, из которых 10 уже подписаны губернатором. Среди них такие важные и социально значимые акты, как законы «О развитии жилищного ипотечного кредитования в СПб», «О целевой медико-социальной программе СПб «Дети-инвалиды», «О домах временного проживания». В портфеле ЗС находится 191 проект законов и постановлений, из них 163 внесены депутатами, 15 – губернатором, 13 – муниципальными образованиями. К концу апреля ЗС рассмотрело практически все документы, оставшиеся в наследство от первого созыва.

A.    Бюджетное и налоговое законодательство

Принят закон «О внесении изменений в закон «О бюджете СПб на 1998 год», в котором прописано уменьшение общих сумм доходов и расходов на одинаковую величину – 265,1 млн. рублей. В том числе уменьшены доходы по налогу на имущество и расходы на погашение государственного внутреннего долга.

 

Принята новая редакция (с учетом поправки губернатора) закона «О порядке представления, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета СПб».

B.    Законодательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Приняты в целом законы:

 

«О предельно допустимой доле собственных расходов жителей Санкт-Петербурга на оплату жилья и коммунальных услуг в 1999 году» (указанная доля установлена в размере 15%, как и в 1998 году).

«О внесении изменений и дополнений в закон СПб «Об оплате жилья и коммунальных услуг». В частности, предусматривается, что проекты законов СПб об установлении тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг рассматриваются ЗС по представлению губернатора либо при наличии заключения администрации, подписанного губернатором в порядке и в сроки, установленные Уставом СПб. Введена новая статья, согласно которой ЗС принимает к рассмотрению проект закона об установлении тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг только при наличии заключения Региональной энергетической комиссии либо при наличии документа, подтверждающего отправку в РЭК вносимого законопроекта.

C.    Законодательство в социальной сфере

Принят в первом чтении Закон «О доплатах к пенсиям жителям СПб». Предусматривается, что с 1 января 1999 года для неработающих пенсионеров, которым назначена государственная пенсия менее 550 рублей, будет установлена ежемесячная доплата к пенсии. Размер доплаты определяется таким образом, чтобы сумма государственной пенсии вместе с доплатой составляла 550 рублей в месяц. …

В варианте законопроекта «О доплатах к пенсиям малоимущих жителей СПб»… фракции «Народовластие», озвученном на слушаниях 19 апреля, речь идет о единовременных доплатах к пенсиям малоимущих пенсионеров в апреле и мае 1999 года. В качестве источников средств, необходимых для обеспечения этих выплат (22 512 тыс. руб.), авторы проекта предлагали, в частности:

— сокращение числа посреднических организаций, финансируемых из бюджета;

— взыскание долгов и дивидендов с предприятий, образованных с участием СПб, или тех, в которых город имеет пакет акций;

— доходы от платной парковки автомобилей;

— штрафы за нарушение правил дорожного движения.

 

В двух чтениях рассмотрен закон «О доплатах к пенсиям Почетным гражданам СПб».

 

Вновь рассматривается законопроект «О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов войны» (два варианта этого закона были возвращены губернатором без подписания).

D.    Законодательство в информационной сфере

Закон «О праве граждан на информацию о деятельности в ЗС СПб избранных ими депутатов» (в первом чтении), разработанный депутатом Л.Романковым (фракция «Блок Юрия Болдырева») направлен на обеспечение открытости работы ЗС: предусматривается направление текстов стенограмм и результатов поименных голосований в Центральную городскую библиотеку и в центральные районные библиотеки. Хотя законопроект и принят за основу, дальнейшая его судьба не вполне очевидна, так как некоторые представители фракции «Петербургские районы» выступают против его принятия под тем предлогом, что якобы тем самым движение «Блок Юрия Болдырева» пытается внедрить в деятельность ЗС принцип императивного мандата.

 

Депутаты продолжают делать попытки ограничить безраздельный контроль исполнительной власти над электронными СМИ. Внесен законопроект «О финансировании из бюджета СПб организаций, производящих и распространяющих теле-, радиопродукцию». Авторы законопроекта – депутаты из разных фракций: Л.Романков («Блок Юрия Болдырева»), М.Амосов («ЯБЛОКО»), С.Житков («Народовластие»), С.Миронов (вне фракций), И.Михайлов («Блок Юрия Болдырева»). Согласно законопроекту, в бюджете СПб могут предусматриваться средства для финансирования телерадиовещательных организаций, соответствующих следующим требованиям:

— местом нахождения организации является Санкт-Петербург;

— еженедельно не менее 2/3 времени вещания составляют передачи отечественного производства;

— не менее 90 минут в неделю в одно и то же время и на равных условиях предоставляется программам, освещающим деятельность ЗС, администрации СПб, органов местного самоуправления;

— любая реклама, в том числе политическая, снабжается четким и ясным указанием на рекламный характер передачи;

— при проведении предвыборных кампаний в органы государственной власти всем кандидатам, всем избирательным блокам и объединениям предоставляется равное время в порядке, установленном действующим законодательством;

— новости и общественно-политические передачи, документальные, религиозные, детские передачи длительностью менее 30 минут не прерываются рекламой;

— телерадиовещательная организация распространяет опровержения граждан и организаций и предоставляет им возможность реализовать право на ответ.

Для обеспечения контроля за соблюдением этих норм создается контрольная комиссия, в которую входят 2 представителя ЗС, 2 представителя администрации СПб и один представитель общественной организации, в уставе которой оговорен контроль за соблюдением прав человека.

Законопроект вызвал широкий резонанс в СМИ, хотя представители администрации пока на него не отреагировали. Нет сомнений, что в случае принятия закона в целом губернатор наложит на него вето.

E.    Другие законы

Закон «О заказе Санкт-Петербурга» (принят в целом) регламентирует формирование, размещение и исполнение государственного заказа СПб. Закон стал плодом согласованной работы исполнительной и законодательной власти. Эксперты отмечают, что в законе удачно сочетаются трудно совместимые принципы конкурсности и протекционизма. Заказ определяется как сводный перечень государственных и городских нужд СПб. Перечень городских нужд представляется губернатором одновременно с проектом бюджета. ЗС определяет объем бюджетных средств для финансирования системы формирования и размещения заказа. Контракты на поставку продукции для государственных нужд СПб заключаются по итогам проведения конкурсов, при этом внешние поставщики имеют шанс победить на конкурсе в том случае, если продукция при равных качественных показателях на 15% дешевле соответствующих местных аналогов.

 

Закон «О зонах безопасности для такси у вокзалов и аэропортов» разработан с целью противодействия криминальным структурам, монополизировавшим услуги такси в районе вокзалов и аэропортов. Закон предусматривает организацию специальных стоянок такси в зонах вокзалов и аэропортов, причем эти стоянки охраняются нарядом милиции.

 

Закон «О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге». Разработчик – депутат К.Серов. Основные положения закона таковы. Ритуальные услуги и процедуры осуществляются только с разрешения специализированной службы по вопросам похоронного дела при администрации. На отдельные виды услуг будут выдаваться лицензии уполномоченным органом администрации. За гражданами СПб закреплены определенные права. В частности, гарантируется бесплатное предоставление участка земли на одном из действующих кладбищ. В течение суток представителям покойного должны быть выданы необходимые документы. Тело умершего может находиться в морге бесплатно 7 суток. Регулируется и предоставление платных услуг, в частности, создания родовых захоронений. Тариф на гарантированный перечень услуг не может превышать 10 МРОТ. Цель закона – пресечь попытки криминальных структур «приватизировать» ритуальные услуги.

 

Закон «О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности СПб, и государственных служащих СПб» (в первом чтении). Законопроект внесен фракцией «Блок Юрия Болдырева». Законопроект является важной составной частью программы блока. Представитель фракции, доктор экономических наук М.Бродский, представлявший законопроект, заявил, что рассматривает данный закон как элемент экономической безопасности.

 

Закон «О внесении изменений в закон СПб «О порядке определения арендной платы за нежилые помещения, арендодателем которых является Санкт-Петербург». Предусматривается дальнейшее расширение льгот по арендной плате.

 

Закон «Об административной отвественности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории СПб» (автор — депутат В.Тюльпанов). Принят в первом чтении. Административным правонарушением объявляется изготовление, распространение и демонстрация знамен, значков, атрибутов, униформ и приветствий, использовавшихся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии. Дела о таких нарушениях должны рассматриваться административными комиссиями при территориальных районных управлениях администрации СПб (районных администрациях) и районными комиссиями по делам несовершеннолетних. За нарушение прелагается налагать штраф в размере от 20 до 100 МРОТ.

Внесение данного законопроекта подавалось его автором как подарок ветеранам к дню Победы. При голосовании в первом чтении законопроект был принят единогласно, чего в ЗС практически не бывает.

 

Закон «Об Уставном суде Санкт-Петербурга» (в первом чтении). Такой закон уже принимался ЗС 1-го созыва, но был возвращен губернатором без подписания.

 

Закон «Об объявлении охраняемыми памятников истории и культуры местного значения» (в первом чтении) принят в связи с исключением ряда находящихся в СПб объектов из числа памятников федерального значения.

 

«О порядке управления и распоряжения собственностью СПб» (во втором чтении). Проект разработан администрацией СПб. Он готовился почти два года в связи с меняющейся ситуацией в области законодательства и рынка ценных бумаг и недвижимости. Законопроект содержит как нормы, действующие в настоящее время, так и новые, например, должность доверительного управляющего собственностью СПб. Новым является разграничение собственности на имущество казны (приносящее основной доход в городской бюджет) и имущество, закрепленное за предприятиями и организациями.

 

«Об охране здоровья жителей СПб» (во втором чтении).

 

«О зоне экономического развития «Высокие технологии» (во втором чтении).

 

«О зоне экономического развития «Кронштадтская» (во втором чтении).

 

«О муниципальной службе в СПб» (во втором чтении).

 

«О внесении дополнений в закон СПб «О налоге с продаж» (во втором чтении). Расширен перечень товаров и услуг, не подлежащих обложению данным налогом. В этот перечень, в частности, включены продукты питания (чай, мясные и рыбные консервы отечественного производства), табачные изделия, произведенные на территории СПб и Ленинградской области, товары для детей (одеяла, игрушки, школьные ранцы и товары для новорожденных).

 

Внесенный фракцией «Блок Юрия Болдырева» законопроект об отзыве депутата ЗС был провален в первом чтении.

 

Возвращен губернатором без подписания закон «О порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, учрежденных Санкт-Петербургом или с участием Санкт-Петербурга» (был принят 24 марта). Закон предусматривал конкурсное замещение должностей, а также право ЗС выразить недоверие руководителю предприятия или организации. Основания для отклонения главным образом сводятся к тому, что в законе превышены полномочия ЗС в виде предоставляемого законом права ЗС участвовать в конкурсной комиссии и выражать недоверие руководителю. Губернатор указывает на то, что, согласно Уставу СПб, к полномочиям ЗС отнесено только принятие законов о порядке управления и распоряжения собственностью СПб, тогда как управляет и распоряжается собственностью администрация СПб.

F.    Постановления

Принято Постановление ЗС «О заключении Санкт-Петербургом договора поручительства». Речь идет о согласии на заключение администрацией СПб договора поручительства с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ по обязательствам, возникающим в соответствии с договорами на поставку сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поступающих в город в первом полугодии 1999 года в виде товарного кредита в рамках межправительственных соглашений с США и Европейским Союзом. При этом депутатам пришлось отказаться от положения о невозможности безакцептного списания средств бюджета (таковое положение присутствовало в первом варианте документа), так как администрации не удалось договориться с правительством РФ о снятии этого требования. Одновременно в документ введена норма о безакцептном списании средств коммерческих организаций, получающих и реализующих товар.

 

Принято Постановление ЗС «О привлечении займа от Министерства финансов РФ на финансирование закупок оборудования для ремонтно-восстановительных работ на Санкт-Петербургском метрополитене» (привлекается заем на сумму до 36 млн. долларов США).

 

В целях обеспечения реализации закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» принято Постановление ЗС «О порядке реализации видео- и аудиокассет, компьютерных информационных носителей, лазерных и компакт-дисков в СПб», предлагающее губернатору принять меры, исключающие возможность торговли соответствующей нелицензированной продукцией.

 

Постановлением ЗС создано Управление аппарата ЗС по изучению общественного мнения.

G.    Политические выступления депутатов ЗС

Фракция «ЯБЛОКО» отметила 100 дней своей работы в ЗС отчетом о проделанной работе. На пресс-конференциях с участием координатора фракции М.Амосова и председателя политсовета РПЦ-»ЯБЛОКО» И.Артемьева сообщалось, что за этот период фракция подготовила около 20 законопроектов и постановлений, направленных на улучшение качества жизни граждан СПб, помощь петербургской промышленности и предпринимателям, а также на усиление контроля за властью. Часть законопроектов внесена, другие подготовлены к обсуждению в ЗС. Таким образом, все позиции избирательной программы «ЯБЛОКА», намеченные на первую стадию работы ЗС, выполнены.

Фракция «ЯБЛОКО» считает необходимым срочное принятие мер социальной поддержки, так как в большинстве петербургских семей среднедушевой доход значительно ниже прожиточного минимума. На уровне города, как считают в «Яблоке», необходимо отказаться от всех проектов, которые не способствуют улучшению социальной обстановки и требуют бюджетного финансирования. Фракция «ЯБЛОКО» в ЗС разработала 2 законопроекта, направленных на повышение уровня жизни населения: «Об адресной социальной помощи в СПб» и «О социальной помощи малообеспеченным пенсионерам в СПб». Последний законопроект предусматривает доплату к пенсиям…. Бывший председатель комитета финансов И.Артемьев считает, что необходимые для этого 324 млн. рублей в год можно получить, если отказаться от осуществляемых под патронажем администрации проектов – таких, как строительство Ледового дворца или Высокоскоростной магистрали. Единственный проект, в который, по мнению Артемьева, следует вкладывать бюджетные деньги, — это ликвидация тяжелейших для города последствий аварии на Кировско-Выборгской линии метро. Артемьев предложил следующую схему: из бюджета исключается предусмотренное на строительство Ледового дворца поручительство города в размере 22,4 млн. долларов, после чего администрация получает разрешение на привлечение под поручительство СПб аналогичного кредита в размере, не превышающем указанную сумму. Кредит предлагается привлечь целевым назначением для финансирования работ по восстановлению движения на аварийном участке линии метро. Предусмотренный в адресной программе капитальных вложений объем средств на эти цели составляет 527,538 млн. рублей, что не превышает суммы кредита. По мнению Артемьева, замена будет вполне адекватной, так как предоставление поручительства под строительства заведомо неокупаемого Ледового дворца также является тратой бюджетных средств. Высвобождающиеся таким образом 527,538 млн. рублей предлагается использовать на доплаты к пенсиям и социальные выплаты малоимущим.

 

21 апреля лидер фракции «Народовластие» (чуть позже прекратившей свое существование – см. выше) Константин Севенард провел пресс-конференцию на тему «Петербург на грани дефолта». Севенард подверг оглушительной критике финансовую политику городских властей и прямо обвинил во всем бывшего председателя комитета финансов «яблочника» Игоря Артемьева. В пресс-конференции принял участие председатель Контрольно-счетной палаты СПб Герман Шаляпин, давно выступающий с критикой политики администрации в области заимствований. По мнению Севенарда, городской долг по еврооблигациям и другим займам настолько велик, что необходимы экстраординарные меры по спасению города. Он заявил, что общая сумма долга приближается к 50% доходной части бюджета и что если не принять экстренных мер, город окажется в долговой яме. Для решения проблемы К.Севенард предложил создать комиссию из представителей ЗС, исполнительной власти и ведущих специалистов и призвал губернатора взять под личный контроль ход решения этой проблемы. Председатель КСП Г.Шаляпин подтвердил, что КСП неоднократно сообщала об аналогичных выводах. Шаляпин сказал, что точную сумму внутреннего и внешнего долга можно будет назвать только по окончании проводимой сейчас проверки деятельности комитета финансов.

 

В ответ И.Артемьев в очередной раз опроверг обвинения в адрес комитета финансов и твердо заявил, что дефолт городу не грозит. В свое время комитет провел грамотную реструктуризацию долга благодаря реализации программы евробондов. Проблема возврата долга может стать ощутимой не раньше 2002 года, но администрация имеет возможность выкупить бонды раньше и с большой выгодой, пользуясь падением цены бумаг после кризиса 17 августа 1998 года. Для обеспечения этой возможности в бюджет текущего года заложены свободные 500 млн. рублей. Усилившиеся сегодня панические выступления Артемьев считает искусственно инспирированными по ряду причин. Одна из них – испорченные отношения губернатора с «ЯБЛОКОМ» и поворот финансовой политики губернатора, который, подобно своему предшественнику А.Собчаку, накануне выборов сделал ставку на краткосрочные и крайне невыгодные валютные кредиты, которые позволяют затевать «стройки века» типа несвоевременного строительства Ледового дворца, но действительно способны разорить город. Понимая это, чиновники спешат перевести стрелку на бывшего руководителя финансами и «ЯБЛОКО». Другая версия: слухи о близком дефолте распускаются близкими к губернатору банковскими структурами с целью еще больше снизить цену петербургских евробондов для их последующей скупки.

 

На первый взгляд могло бы показаться, что, нападая на финансовую политику, проводившуюся представителем «ЯБЛОКА», К.Севенард, входящий в прогубернаторский блок «Петербургские районы», отрабатывает «заказ» городской администрации. Но нетрудно заметить, что подобная критика вовсе не на руку администрации. Сам губернатор В.Яковлев продолжает рекламировать свою финансовую политику в том же духе, что и И.Артемьев. Некоторые наблюдатели [[8]] полагают, что, наоборот, выступления К.Севенарда, возможно, пропогандистски обеспечивают губернаторскую кампанию его отца – депутата Государственной Думы от КПРФ Юрия Севенарда, который баллотировался на пост мэра в 1991 году и на пост губернатора в 1996 году.

1.3.       Политические партии

1.3.1.      «Правое дело»

23 апреля наконец состоялось учредительное собрание петербургского отделения «Правого дела» (после того, как филиалы открылись уже в 60 регионах). Собрание проходило при большом стечении публики и прессы. Присутствовали Е.Гайдар и Б.Немцов. Собрание прошло очень быстро и оперативно. Ответственный организатор коалиции в СПб депутат ЗС Юрий Гладков (ДВР) избран председателем региональной организации. Несмотря на просьбы журналистов, он отказался огласить список координационного и общественного советов. Известно только, что в координационный совет вошли 13 представителей петербургских отделений федеральных партий и движений, кроме «Новой силы». Неизвестно, кто возглавит региональный список. Не исключено, что это будет кто-то из Москвы [[9]].

1.3.2.      «Отечество»

Любопытные события произошли в Петродворцовом отделении движения «Отечество» (Петродворец — город, административно подчиненный Санкт-Петербургу). Как известно, учредительное собрание Санкт-Петербургской региональной организации «Отечества» прошло 20 марта. Тогда же был определен руководящий состав, в том числе председатели местных отделений. Однако в Петродворце не согласились с принципом навязывания руководителя сверху. 3 апреля Петродворцовое отделение провело свое третье по счету собрание, главным вопросом которого были выборы председателя, который должен представлять отделение в региональной организации. Собрание не согласилось с решением региональной организации о назначении руководителем местного отделения председателя муниципального образования «Петергоф» Вадима Фомичева, который на момент собрания даже не состоял членом Петродворцового отделения. Выяснилось также, что избранный ранее председателем Петродворцового отделения Юрий Кистяев без согласования с отделением передоверил свой пост Фомичеву. В.Фомичеву был задан вопрос, на каком основании он, не состоя в отделении, его возглавил. В ответ Фомичев молча покинул собрание. За ним последовал и Кистяев, заявив, что обратится в политсовет движения и Петродворцовое отделение распустят [[10]]. Собрание избрало нового председателя – Андрея Скворцова. Однако многие считают, что отделение обречено – отставленный Фомичев является другом одного из видных членов движения Артура Чилингарова, а Кистяев – друг председателя региональной организации Петра Романова. Они смогли бы найти средства для деятельности отделения, которых в сложившейся ситуации, видимо, не будет.

1.4.       Средства массовой информации

Журналисты, постоянно освещающие работу Законодательного собрания, создали Лигу парламентских корреспондентов, первое собрание которой состоялось 14 апреля. Принят устав организации, в котором зафиксировано, в частности, право на свободное пользование необходимой оргтехникой и на беспрепятственное получение актуального комментария от всех официальных лиц ЗС. Кодекс журналистской этики Лиги составлен на основе норм аналогичных международных документов и содержит, в частности, такие положения:

— не публиковать информацию, источник которой не известен журналисту;

— не выдавать источник конфиденциальной информации;

— не публиковать информацию, по поводу которой предоставивший ее специалист отметил, что она сообщается не для печати;

— публиковать факты, компрометирующие того или иного политика, только после попытки получить от него соответствующий комментарий;

— быстро исправлять допущенные ошибки и приносить извинения лицам, пострадавшим от диффамации;

— не использовать оценки и характеристики, унижающие человеческое достоинство кого-либо;

— не брать взятки.

 

Председателем Лиги избран Даниил Коцюбинский («Петербургский Час пик»), помощником председателя – Виктория Работнова («Новая газета»).

1.5.       Общественное мнение

1.5.1.      О союзе России, Белоруссии и Югославии

Независимый аналитический центр провел опрос петербуржцев об отношении к созданию Союза России, Белоруссии и Югославии.

 

Вопрос: «В средствах массовой информации появляются сообщения о возможности вступления Югославии в Союз России и Белоруссии. Если бы такой союз действительно был заключен, то как бы Вы отнеслись к этому?»

 

Полностью поддерживаю                   15%

Скорее, поддерживаю                          11%

Совершенно не поддерживаю           26%

Скорее, не поддерживаю                     19%

Трудно сказать                                       29%

1.5.2.      Об отстранении от должности президента Б.Ельцина

Вопрос: «Если отвлечься от всех конкретных обстоятельств и сложившейся сейчас обстановки в стране и в мире, считаете ли Вы в принципе нужным ставить вопрос об отстранении президента Ельцина»?

 

Да                              50%

Нет                             42%

Трудно сказать         8%

 

Распределение по политическим предпочтениям:

Таблица 2

 

Да

Нет

Радикальные демократы

58

32

Консервативные демократы

42

51

Социал-демократы

49

47

Национал-патриоты

50

41

Коммунисты

74

18

 

1.1.       Отголоски балканского кризиса

Вскоре после начала бомбардировок Югославии силами НАТО ректор петербургского Балтийского государственного технического университета (БГТУ; бывший военно-механический институт) Юрий Савельев своим приказом уволил четверых американских преподавателей, работавших в университете. История получила международную огласку, вследствие чего Савельев издал новый приказ – о приостановке действия приказа об увольнении. Вслед за этим в БГТУ приказом ректора были введены стипендии имени Слободана Милошевича. Отряд добровольцев из числа студентов БГТУ отправился в Югославию. Своими действиями ректор БГТУ Ю.Савельев завоевал такой высокий авторитет среди антиамериканских сил, что вскоре после описанных событий в БГТУ состоялся съезд патриотических сил с участием депутата Государственной Думы Виктора Илюхина, а также Александра Стерлигова и лидера РКРП Виктора Тюлькина.

1.2.       Громкие преступления и аресты

1.2.1.      Убийство политика

9 апреля выстрелами из автомата был убит руководитель петербургского отделения ЛДПР Геннадий Туганов.

46-летний Г.Туганов, помимо руководства отделением ЛДПР, был еще и полномочным представителем администрации Псковской области при правительствах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Он баллотировался на выборах в Законодательное собрание СПб в декабре 1998 года (проиграл в первом туре). Он активно работал в Политическом консультативном совете при губернаторе СПб.

Лидер ЛДПР В.Жириновский заявил по поводу этого убийства следующее: «В свете последних громких арестов в стране Туганова убрали как свидетеля попыток криминала пробраться во власть».

Вместе с тем, наблюдатели не исключают и версию, связывающую убийство с коммерческой деятельностью жертвы. В частности, начальник ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Власов сообщил, что Туганов был владельцем акций ряда коммерческих структур.

 

По иронии судьбы, незадолго до трагического события, 1 апреля в эфире радио «Гардарика» (вещающего на Ленинградскую область), прозвучала первоапрельская шутка о назначении Туганова на пост первого вице-губернатора вместо Сергея Сусекова. Похоже, что в правительстве области эта информация была воспринята всерьез, так как последовали официальные опровержения.

1.2.2.      Убийство банкира

15 апреля в подъезде своего дома был убит известный в деловых и банковских кругах Сергей Храбров. С.Храбров занимал ряд постов. Последние полгода он работал директором по развитию Санкт-Петербургского банка реконструкции и развития (СПБРР). В 1992 г. он работал в структурах корпорации «Двадцатый трест» (против которой сейчас возбуждено уголовное дело – см. [5]). С конца 1992 по март 1994 года – заместитель управляющего филиалом Ладабанка. В 1994 Храбров несколько месяцев работал управляющим представительства московского банка «Менатеп». С 1994 года возглавлял рабочую группу по созданию БалтОНЭКСИМбанка, а с февраля 1995 – президент этого банка. С декабря 1996 года – первый вице-президент БалтОНЭКСИМбанка. В ноябре 1997 года оставил этот пост, а затем вышел из состава банка. Далее Храбров был конкурсным управляющим Русско-Американского банка, причем его кандидатуру предложило Федеральное управление по делам о несостоятельности.

Некоторые банкиры связывают убийство Храброва именно с его деятельностью на посту конкурсного управляющего Русско-Американского банка, общая кредиторская задолженность которого составляла 15 млрд. неденоминированных рублей, у банка было около 200 кредиторов [[11]].

1.2.3.      Обвинения бывшему спикеру

В прошлом месяце бывший председатель ЗС Юрий Кравцов был наконец лишен полномочий члена Совета Федерации (см. [5]). 16 апреля прокуратура города предъявила ему обвинение по двум статьям УК – 171 ч. 1 (превышение власти или служебных полномочий) и 286 ч.2 (превышение должностных полномочий, совершенное лицом, занимающим государственную должность). Речь идет о нецелевом использовании денежных средств ЗС. По данным прокуратуры, трижды в период с марта 1996 по апрель 1997 года Кравцов единоличным решением сверх утвержденной сметы выделял от имени ЗС беспроцентные займы из городского бюджета (на сумму 300 млн. рублей в ценах 1997 г.) издательскому дому «Смена», соучредителем которого являлся.

Кроме того, Генеральной прокуратурой РФ в 1996 году возбуждено уголовное дело против Кравцова по статье «растрата в крупных размерах» по факту ремонта квартиры на сумму 350 млн. рублей (в ценах 1996 г.), о чем неоднократно сообщалось в наших обзорах.

1.2.4.      Обвинение чиновника администрации

Генеральная прокуратура предъявила обвинение главному архитектору СПб Олегу Харченко в должностных преступлениях, превышении служебных полномочий и получении взятки. Одновременно предъявлено обвинение начальнику одного из департаментов городской администрации Галине Филипповой в получении взятки и злоупотреблениях. Вскоре аналогичные обвинения были предъявлены руководителю миграционной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области Сергею Тарасевичу. По имеющимся сведениям, все они проходят по так называемому делу фирмы «Ренессанс», а в просторечии — «делу Собчака».

1.2.5.      Задержание помощника первого вице-губернатора

28 апреля прокуратура Санкт-Петербурга задержала по подозрению в получении взятки Вениамина Грабара — помощника председателя комитета экономики и промышленной политики Ильи Клебанова. В.Грабар курировал вопросы регулирования рынка алкогольной продукции. В администрацию он пришел из алкогольного бизнеса. Заметным событием стало его участие в составе комиссии открытого конкурса среди оптовых баз алкогольной продукции на право получения статуса городской уполномоченной базы (июнь 1998 г.). Некоторые из осведомленных менеджеров оптовых компаний сомневаются, что истинной причиной задержания Грабара могла быть взятка [[12]].

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Некоторые показатели

Некоторые экономические показатели в январе-феврале 1999 года составили (в сравнении с аналогичным периодом 1998 года):

– объем производства промышленной продукции                  85,7%

– производство потребительских товаров                                   84,6%

– оборот розничной торговли                                                       68,3%

2.2.       Позиция союза промышленников и предпринимателей

9 апреля состоялось собрание Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга. Участники обратились к городским властям и лично к губернатору с целым рядом требований: новой тарифной политики, концепции внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий, гарантий для инвестирования и кредитования. На собрании выступил губернатор В.Яковлев с чрезвычайно эмоциональной речью. В.Яковлев констатировал завершение первого этапа приватизации, которую он назвал «наивной» – когда некоторые директора растаскивали свои предприятия. Губернатор выразил озабоченность новым этапом передела собственности, в результате которого «коллективы предприятий переходят в другие регионы» (ясно, что имеется в виду ситуация вокруг предприятий Энергомашкорпорации, часть из которых оказалась зарегистрированной в Архангельской области – см. [5]). Отвечая на требования промышленников, Яковлев сказал, что «решение всех вопросов зависит только от нас с вами».

Сравнивая тональность данного собрания с предыдущими (например, в рамках конгресса «Российский промышленник» в ноябре 1998 года), наблюдатели отмечают резкое смещение акцентов. Если раньше предложения по выходу из кризиса адресовались федеральным властям (освобождение от налогов производителей наукоемкой продукции, изъятие в бюджет прибыли экспортеров сырья и т.п.), то сейчас речь шла исключительно о создании благоприятного экономического климата в регионе [[13]]. Так, генеральный директор Кировского завода Петр Семененко сказал: «Москва для нас закрыта, это ни для кого не секрет».

2.3.       Тарифная политика

Как сообщалось в предыдущем обзоре, в последний день марта администрация приняла решение о значительном повышении с 1 апреля телефонных тарифов для населения и юридических лиц. Это сразу же вызвало протест со стороны лидеров профсоюзов и депутатов ЗС, которые ссылались на несоблюдение федерального законодательства при принятии данного распоряжения (см. [5]). Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области распространила заявление, где говорится, что условием повышения каких-либо тарифов на услуги естественных монополистов должно быть повышение зарплаты. Профсоюзы настаивают, чтобы такой порядок был установлен городским законом. Необходимо отметить, что выступления профсоюзов post factum выглядят странными, если учесть, что мартовское распоряжение губернатора принималось после согласования с трехсторонней комиссией.

 

7 апреля перед депутатами выступили первый вице-губернатор И.Клебанов и генеральный директор ОАО «Петербургская телефонная сеть» (ПТС) В.Яшин, которые доказывали необходимость повышения тарифов (утрата экономической целесообразности прежнего тарифа, необходимость реконструкции сети, 12% которой составляют устаревшие декадно-шаговые станции, и др.). Состоялось бурное обсуждение, в ходе которого, в частности, выяснилась пикантная подробность: средняя зарплата в ПТС является одной из самых высоких в городе. Депутатов не убедили доводы представителей администрации и ПТС. ЗС приняло Постановление, в котором губернатору предлагается отменить распоряжение от 30.03.99 о повышении тарифов за телефонные переговоры как принятое с нарушением законодательства. В результате администрацией принято решение о переносе срока повышения тарифов с 1 апреля на 1 мая 1999 года.

2.4.       Бензиновый кризис

В конце апреля в Санкт-Петербурге неожиданно разразился бензиновый кризис. Вдруг возникшая острая нехватка бензина вызвала ажиотажный спрос, усиленный началом дачного сезона. Цена подскочила в 2-3 раза.

Официальные лица называли две причины трудностей с поставками бензина: остановка на предприятии «КИНЕФ» в Киришах линии по производству бензина АИ-92 и переориентация российских нефтеперерабатывающих заводов на экспорт. При этом вице-губернатор Ю.Антонов, выступая перед депутатами ЗС, констатировал, что в настоящее время город не имеет реальных рычагов влияния на ценообразование на продукцию нефтеперерабатывающих предприятий.

Вместе с тем не исключен ценовой сговор топливных компаний. Об этом прямо заявил губернатор В.Яковлев. Подозрительно, что столь резкие изменения на рынке нефтепродуктов ограничивались только Санкт-Петербургом (и в меньшей степени – Карелией). Проверкой операторов топливного рынка занялось Антимонопольное управление. В правоохранительных органах СПб считают, что кризис связан с начавшимся переделом сфер влияния между криминальными «крышами» нефтяников [[14]]. По их сведениям, находятся в конфликте глава Балтийской финансово-промышленной группой (БФПГ) Павел Капыш и лидер «тамбовской группировки» (одна из самых мощных криминальных структур города) Владимир Кумарин. Последний, по данным газеты «Коммерсант», под фамилией Барсукова выступает в качестве вице-президента Петербургской Топливной компании (ПТК). Две эти структуры фактически делят между собой топливный рынок СПб.

 

Весьма кстати в разгар бензинового кризиса в Санкт-Петербург прибыл глава компании «ЛУКойл» Вагит Алекперов (по всеобщим уверениям, вовсе не в связи с кризисом). «ЛУКойл» готовит альянс с БФПГ и ТПК. Намечается организация переработки нефти на КИНЕФе в Ленинградской области. Планами «ЛУКойла» обеспокоены мелкие операторы нефтяного рынка – они опасаются, что реализация этих планов приведет к их вымиранию [[15]].

2.5.       Ситуация на Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ)

После того, как нашумевший конфликт в энергомашиностроительном комплексе СПб закончился в прошлом месяце (см. [5]) организованным с участием городских властей вытеснением главного акционера – Энергомашкорпорации (ЭМК), в прессе появился ряд материалов о том, как якобы налаживается ситуация на ЛМЗ благодаря исправлению ошибок, допущенных прежними хозяевами. Однако проведенный ЭМК анализ плана вывода предприятия из кризиса, представленный внешним управляющим ЛМЗ С.Фивейским, показывает, что если отсечь популистские инвективы в адрес отстраненного руководства завода, предлагаемая стратегия развития ЛМЗ практически ничем не отличается от той, которую начала реализовывать ЭМК [[16]]. Вот несколько примеров. Первое: констатируется, что необходим «вывод части имущества предприятия, не востребованного в рамках мероприятий по совершенствованию основной деятельности». Но именно таким и было одно из направлений реструктуризации производства, проводимое бывшим руководством, за что его обвинили в намерении неоправданного сокращения штатов. Второе: в плане Фивейского значится повышение технического уровня оборудования, для чего необходимо определить «источники глобального финансирования». Но ту же политику проводила ЭМК, инвестируя в предприятие собственные деньги и подыскивая более широкие возможности финансирования. Третье: отмечается необходимость установления «более тесных связей поставщика с покупателями путем создания представительских офисов». ЭМК подчеркивает, что ею созданы такие офисы по всей стране и в ближнем зарубежье, а также кое-где в дальнем зарубежье. Создание новой сети, если таковое планируется на ЛМЗ, потребует гораздо больше средств, а эффективность сбытовой деятельности в ближайшей перспективе непременно упадет. Четвертое: задачей внешнего управления объявлен «поиск организаций (банков, ФПГ), которые могли бы взять на себя финансирование поставок энергетического оборудования «под ключ». ЭМК отмечает, что ее стратегия тоже исходила из того, что заказчику, как правило, нужны не отдельные турбины (производимые на ЛМЗ), а полный комплекс оборудования. Именно поэтому ЭМК стремилась создать единый производственный комплекс, включающий в себя целый ряд ведущих предприятий. Против этого выступили отдельные менеджеры этих предприятий, стремившиеся сохранить самостоятельность; в этом они были поддержаны администрацией города. Но если найдется другая организация, готовая финансировать «под ключ», то она также постарается взять под контроль весь технологический комплекс. Наконец, план внешнего управления предусматривает «привлечение в качестве акционеров ЛМЗ крупных финансово-промышленных групп и банков». Таким образом, аналитики ЭМК делают вывод, что все скандальные события вокруг ЛМЗ были затеяны с целью отнять предприятие у его бывшего хозяина, чтобы отдать другому.

3.    Резюме

Губернатор Санкт-Петербурга, ранее дистанцировавшийся от политики, вошел в альянс «Отечество – Вся Россия».

В Законодательном собрании продолжается процесс структуризации – в течение четырех месяцев продолжается процесс выборов председателя. Вновь заговорили о расколе в блоке «Петербургские районы», высказывались предположения, что губернатор недоволен лидером блока, который не смог обеспечить избрание С.Тарасова председателем ЗС. Распалась фракция «Народовластие». Фракция «Блок Юрия Болдырева» по-прежнему не участвует в голосованиях по выборам председателя. Прошли переговоры Ю.Болдырева с губернатором Санкт-Петербурга.

Структура Собрания уже утверждена. Законодательная деятельность Собрания идет полным ходом – уже принято 20 законов, из них 10 подписаны губернатором, при этом приоритет за законами, регулирующими социальную сферу и финансирование объектов ЖКХ.

Депутаты ЗС допускали и политические выступления – в частности, полемизировали отметившие 100 дней создания своей фракции в ЗС «яблочники» и К.Севенард.

Создано отделение блока «Правое дело» в Санкт-Петербурге, но городскую часть общепартийного списка, возможно, возглавит москвич. Заметный конфликт произошел в Петродворцовой местной организации «Отечества».

Привлечен к ответственности ряд чиновников городской администрации, продолжается расследование ряда уголовных дел. Убиты на улице функционер ЛДПР и известный банкир.

Показатели экономического развития территории на 12-15% ниже, чем в первом квартале прошедшего года.

Политика нового руководства Ленинградского металлического завода не многим отличается от действий прежнего собственника – Энергомашкорпорации.



Источники

[1]. Кого поддержит город? // Невское время. – СПб, 1999. – 3 апреля. – №60. – С. 2.

[2]. Запрос – ответ // Эхо недели. Информационный вестник Управления общественных связей Законодательного собрания Санкт-Петербурга. — СПб, 1999. — 29 марта – 4 апреля. — №12. – С. 18-20.

[3]. Работнова В. Кошелев нашел новую крышу // Невский обозреватель. – СПб, 1999. – 8-10 мая. — №3. – С. 3.

[4]. Драбкина Т. Санкт-Петербург в январе 1999 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №1.

[5]. Драбкина Т. Санкт-Петербург в марте 1999 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №1.

[6]. Коцюбинский Д. Всадник без головы, обдумывающий свое житие // Петербургский Час пик. – СПб, 1999. – 14 апреля. — №14. – С. 2.

[7]. Что контролируешь, то и имеешь // Невский обозреватель. – СПб, 1999. – 8-10 мая. — №3. – С. 2.

[8]. Работнова В. Метили в «ЯБЛОКО» – попали в Смольный? // Новая газета. – М., 1999. – 26 апреля – 2 мая. — №15. – С. 4.

[9]. Станет ли «Отечество» голосом всей России? // Петербургский Час пик. – СПб, 1999. – 28 апреля. — №16. – С. 2.

[10]. Рубцов В. Петродворец отстоял свое «Отечество» // Деловой Петербург. – СПб, 1999. – 7 апреля. — №37. – С. 11.

[11]. Анисимов О. Сергей Храбров слишком много знал // Деловой Петербург. – СПб, 1999. – 19 апреля. — №42. – С. 14.

[12]. Треховицкая Е., Рубцов В. // Деловой Петербург. – СПб, 1999. – 5 мая. — №48. – С. 9.

[13]. Треховицкая Е. Губернатор сказал промышленникам все, что хотел // Деловой Петербург. – СПб, 1999. – 12 апреля. — №39. – С. 3.

[14]. Матросов О., Финогеев С. Бензиновый кризис организовали бандиты // Коммерсантъ. – М., 1999. – 7 мая. — №77. – С. 5.

[15]. Ершов А. «ЛУКойл» уважил местных топливников // Деловой Петербург. – СПб, 1999. – 5 мая. — №48. – С. 5.

[16]. Ванин Д. Новые перспективы ЛМЗ – это хорошо забытые старые // Петербургский Час пик. – СПб, 1999. – 6 мая №17. – С. 7.