Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Кабардино-Балкарская Республика

С. АККИЕВА

Кабардино-Балкарская Республика

в апреле 1999 года

Правительство КБР пытается решить проблему обеспечения населения хлебом. Парламент КБР принял закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Бюджет столицы КБР. Проблема кадров в МВД КБР. ГНИ КБР увеличивает сбор налогов. «Отечество» расширяет свои ряды. Спикер парламента возглавил местное отделение «Отечества». Коммунисты республики стоят за импичмент президента и против бомбардировки НАТО Югославии. Региональное отделение НДР не теряет оптимизма. Промышленность и сельское хозяйство республики выходят из кризиса. Уровень жизни населения падает. Турки-месхетинцы активизируют попытки для возвращения в Грузию.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Исполнительная власть

В начале 1999 г. ситуация с обеспечением населения хлебобулочными изделиями ухудшилась, но в результате принятых мер удалось избежать ажиотажа среди населения.

Правительство достаточно жестко подошло к вопросу обеспечения хлеба. Было принято постановление, выполнение которого позволило избежать проблем с хлебом. Кроме того, впервые, по предложению председателя правительства КБР Х.Чеченова, поставлена проблема засыпки с нового урожая собственного резерва зерна.

Другой проблемой, которой занималось правительство была проблема обеспечения занятости населения республики. Ситуация на рынке труда остается сложной. В целом по республике более 58 тыс. человек, или 20% экономически активного населения не имеют работу. Правительство приняло постановление по этому вопросу, которое обязывает министерства и ведомства КБР разработать и реализовать комплекс производственных и организационно-технических мер, обеспечивающих выполнение контрольных цифр по созданию и сохранению и сохранению рабочих мест. Министерство труда и социального развития КБР и департамент федеральной службы госзанятости по КБР должны внести на обсуждение правительства вопросы «О мерах по совершенствованию практики совместной работы органов службы занятости и работодателей по повышению уровня занятости населения республики», «О республиканской программе развития общественных работ в КБР на 1999- 2000 годы» и другие меры [[1]].

1.2.       Законодательная власть

В апреле месяце парламент республики работал в русле послания президента КБР над расширением законодательного поля для того, чтобы дать возможность правительству дальше развивать экономику. В апреле было принято 19 законов, которые в основном касаются проблем экономики. Среди них наиболее важные: «Об иностранных инвестициях в КБР», «О правительстве КБР», «Государственная целевая программа развития виноградарства и виноделия в КБР», «О едином налоге на вмененный доход», «О налоге с продаж».

Среди других законов наиболее важными можно назвать законы «О профилактике наркомании и токсикомании в КБР» и «О свободе совести и о религиозных объединениях». Последний Закон отличается значительной жесткостью к нетрадиционным для КБР религиозным течениям: «на территории республик не допускается деятельность религиозных организаций, не прошедших государственную регистрацию».Учредить организацию же можно при наличии подтверждения органов местного самоуправления о существовании данной конфессии на данной территории не менее 15 лет.

По новому закону на территории республики могут действовать лишь зарегистрированные религиозные организации состоящие не менее чем из 50 человек. Закон ограничивает деятельность зарубежных религиозных организаций, которые могут проводить свою работу в КБР только «по приглашению традиционных религиозных организаций республики».

Среди важных вопросов, которые решали парламентарии в текущем месяце был и вопрос о их запросе в Конституционный Суд КБР, сделанный в прошлом году относительно постановления правительства «О неотложных мерах по упорядочению рынка горюче-смазочных материалов в КБР». Запрос из Конституционного Суда был отозван в апреле в связи с тем, что правительство отменило свое постановление. Парламентарии обратились в КС КБР с просьбой об отзыве своего запроса в связи с решением проблемы [[2]].

1.3.       Местное самоуправление

1.3.1.      Бюджет г.Нальчика

На сессии депутатов Нальчикского городского Совета были обсуждены итоги исполнения бюджета г.Нальчика за 1998 год и принят бюджет на 1999 год.

Показатели бюджета не вселяют особого оптимизма. Доходная часть исполнена на 73,8%. Из 19 основных бюджетообразующих источников прогнозные показатели выполнены только по четырем. Общая сумма недопоступлений составила 75,3 млн. млн. рублей. Расходная часть исполнена на 77,6%. Дефицит бюджета составил 10,9 млн. рублей.

В бюджете на 1999 год появилось несколько новых положений, связанных с принятием Бюджетного и первой части Налогового кодексов. В частности, вводятся единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, налог с продаж с одновременной отменой отдельных видов местных налогов: сбор на нужды образовательных учреждений, налог на перепродажу автомобилей, сбор на право торговли. Снижается ставка на прибыль с 35 до 30%. Для городского бюджета потери в связи с этим оцениваются в 4,7 млн. рублей.

Собственные доходы определены в 293 млн. рублей, что составляет 80,4% от общей суммы доходов. Расходная часть составляет 372,4 млн. рублей, дефицит – 7 млн. рублей.

Бюджет 1999 года по мнению экспертов жесткий, а его исполнение не будет легким. Вместе с тем, бюджет реален и выполним.

В текущем году большое внимание будет уделено деятельности пригородных сельхозпредприятий – это весомая часть бюджета и наполнение рынка продукцией сельского хозяйства. Постоянным и действенным предполагается контроль за практическим осуществлением всех намеченных мероприятий по экономическому развитию [[3]].

1.3.2.      Урванский район

Урванский район республики в годы Советской власти был одним из наиболее экономически мощных и развитых. Кризис экономики в начале 90-х годов отразился не самым лучшим образом на всех сторонах жизни жителей этого района. Вместе с тем, этот район одним из первых в республике начал структурную перестройку своей экономики и перемены к лучшему уже начали чувствоваться.

Сессия местного самоуправления Урванского района обсудила задачи социально-экономического района в текущем году, вытекающие из положений послания президента КБР. Основой экономики и налогообразующей базы района остается промышленность. Главная задача – возобновление работы простаивающих предприятий промышленности, а также запуск новых производств и линий. Начался выпуск продукции на шиноремонтном заводе, пищекомбинате, начато строительство черепичного завода.

Поставленная президентом республики задача продовольственного самообеспечения республики и повышение эффективности работы агропромышленного комплекса находит решение в районе. В 1999 г. значительно увеличены посевы перспективных культур (подсолнечника, овощей, сахарной свеклы, озимой пшеницы, гибридной кукурузы). В районе восстанавливается скороспелые и низко затратные отрасли животноводства – птицеводства и свиноводства [[4]].

1.4.       Правоохранительные органы

1.4.1.      Проблема кадров в МВД КБР

В конце апреля состоялась коллегия МВД КБР главным вопросом повестки дня которой стал вопрос о кадрах. Главным в работе с кадрами было обозначено повышение требований к принимаемым на службу в милицию и прежде всего к их морально-психологическим качествам. По мнению выступавших на сессии, ситуация с кадрами в МВД республики не вызывает особых опасений, но работа по отбору, обучению и воспитанию личного состава должна быть постоянной и планомерной.

Особое внимание было уделено вопросам преступности в республике и борьбе с негативными явлениями, в частности с наркобизнесом, который становится все изощреннее, а также усилению борьбы с экономическими преступлениями в сфере оборота наркотиков, ГСМ, приватизации, внешнеэкономической деятельности, организованными преступными группировками и в первую очередь с теми, которые связаны с похищениями людей. Работа в борьбе с преступностью была признана далеко не радужной [[5]].

1.4.2.      Налоговые органы

В начале 1999 г. был отмечен высокий уровень сбора налогов по КБР. По итогам I квартала бюджеты всех уровней получили 315 млн. 61 тыс. рублей, что больше соответствующего периода прошлого года на 123 млн. 716 тысяч. В республиканский бюджет налогов поступило больше, чем в прошлом году, на 29 млн. 875 тыс. рублей.

Важную роль сыграло то, что правительство республики в конце февраля пролонгировало на 1999 г. «Временный порядок проведения взаимозачетов в бюджет территории», что по мнению экспертов дало возможность, с одной стороны, увеличить цифру пополнения бюджета налоговыми сборами, сократить задолженность налогоплательщиков в бюджет, а с другой повысить уровень финансирования отраслей народного хозяйства. С начала года были усилены налоговые посты в банковских учреждениях, что дало свои результаты. Основную ставку налоговая инспекция сделала на сбор налогов от предприятий-производителей алкогольной продукции. За I квартал от этой категории налогоплательщиков поступило в бюджеты всех уровней почти 93 млн. рублей [[6]].

1.5.       Политические партии и организации

1.5.1.      «Отечество»

Лужковское «Отечество» обещает занять лидирующее положение в республике. В марте-апреле прошли собрания сторонников этой организации, в которых приняли участие более 6 тыс. человек. Региональное отделение «Отечества» из всех общественно-политических движений, действующих на территории республики проявляет наибольшую активность.

13 апреля состоялась первая конференция этой организации. В работе конференции приняли участие руководители КБР, члены правительства, депутаты парламента, главы администраций городов и районов, лидеры профсоюзных, молодежных организаций, руководители предприятий.

С докладом выступил лидер регионального отделения «Отечества» председатель Совета республики парламента КБР З.Нахушев. Касаясь причин возникновения этой политической организации З.Нахушев особо отметил, что «Отечество» возникло как движение, способное реализовать идею централизма, уйти от революции и противостояния к делу возрождения России. Далее он сказал, что «стратегическая цель организации- приход к власти, но это не самоцель, главная цель – возрождение России».

Выступивший на конференции президент КБР В.Коков остановился на задачах данной организации, организации, которой предстоит сыграть выдающуюся роль в развитии России. Президент особо подчеркнул, что идеи «Отечества» созвучны населению КБР и, что он рассчитывает, что движение станет центром притяжения всех демократических сил, которые выступают за поступательное движение КБР.

Среди ближайших задач регионального отделения В.Коков выделил завершение организационных работ с интенсификацией агитационно-пропагандисткой работы задач и целей движения до «каждого жителя КБР».

Присутствовавший на конференции член центрального совета «Отечества» А.Владиславлев в своем выступлении особо отметил успехи КБР во многих политических процессах и заявил, что основу успехов составляет мудрость народа, ответственность интеллигенции и ясная политическая воля власти и подчеркнул, что эти составляющие необходимо сделать всероссийским достоянием.

Первая конференция утвердила председателем Кабардино-Балкарского отделения «Отечества» З.Нахушева и делегатами II съезда «Отечества» избрала З.Нахушева, директора ВГИ, академика М.Залиханова, председателя Федерации независимых профсоюзов П.Таова, председателя городского отделения «Отечества» В.Попова

После I съезда «Отечества» небольшую конференцию дал З.Нахушев, который с позитивной точки зрения охарактеризовал этот съезд. Кроме того, он положительно охарактеризовал положения программы «Отечества», которые совпадают с положениями послания президента КБР. Говоря о других партиях и общественных движениях лидер регионального движения «Отечества» отметил, что НДР не сможет набрать такое же количество голосов, как и в 1995 году и лидеры «Нашего дома» проявят дальновидность, если присоединятся к «Отечеству» [[7]].

1.5.2.      Компартии КБР

В преддверии новых выборов коммунисты КБР активизировали свою работу. 13 апреля, в день когда проходила первая конференция регионального отделения «Отечества» коммунисты организовали митинг в поддержку Югославии и в поддержку импичмента Президента РФ.

Число митингующих составляло около 50-60 человек, как обычно люди старшего возраста и несколько молодых людей. Новизной митинга были листовки, которые кроме обычного перечня требований содержали обращение к депутатам Госдумы от НДР В.Сохову и М.Ульбашеву с просьбой голосовать за импичмент президента. Выступивший на митинге руководитель компартии Х.Келеметов также апеллировал к эти двум депутатам, «которые словно зашоренные, не придают значения крику души наших избирателей и всячески препятствуют отстранению Ельцина от власти, что вызывает гнев и возмущение у честных людей республики».

Выступавших по второму вопросу – об осуждении действий НАТО было больше. Митингующие осудили действия США и их сподвижников «цинично демонстрирующих свое господство» и высказались за присоединение Югославии к союзу Белоруссии и России [[8]].

1.5.3.      НДР

5 человек от КБР принимали участие на VI съезде этой организации (В.Сохов и М.Ульбашев – депутаты Госдумы, З.Тлехас – депутат Парламента КБР, Г.Пытов – председатель регионального отделения НДР и А.Кушхаунов – руководитель исполкома регионального отделения НДР»

В КБР пока действуют все районные исполкомы НДР, но в некоторых районах заметен интерес к «Отечеству», но массового выхода от НДР пока не отмечается. По мнению А.Кушхаунова НДР имеет поддержку 9-10% избирателей (по материалам опросов, проведенных по заказу местного отделения НДР) [[9]].

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Промышленность

Экономика республики имеет тенденцию к стабилизации. В январе- марте 1999 года было произведено промышленной продукции (работ, услуг) в действующих ценах на сумму 714,9 млн. рублей. Индекс физического объема произведенной продукции по сравнению с январем- мартом 1998 г. составил 108,4%.

В машиностроении в январе-марте 1999 г. индекс физического объема в целом по отрасли составил 100,2%. В деревообрабатывающей промышленности производство продукции возросло на 32,5%, в промышленности строительных материалов выпуск продукции вырос на 1,5%, в легкой промышленности индекс физического объема составил 99,4%, в пищевой промышленности выпуск продукции увеличился на 33,4%.

Рост объемов производства промышленной продукции наблюдался во всех районах республики, кроме Зольского, Чегемского, Баксанского и г.Прохладного.

2.2.       Сельское хозяйство

Объем продукции сельского хозяйства в январе-марте 1999 г. в действующих ценах, по расчетам составил 579,3 млн. руб., или 100,2% к сопоставимой оценке к уровню января-марта 1998 г.

В 1999 г. существенно возросли площади и темпы сева различных сельхозкультур.

С начала 1999 г. наметилась тенденция к снижению темпов спада поголовья скота в сельскохозяйственных предприятиях и неуклонному росту в частном секторе.

К началу апреля 1999 г. на частный сектор приходилось 66% поголовья крупного рогатого скота, 79,7% — коров, 38,8% свиней и 85,1% овец и коз.

Доля хозяйств населения в общем объеме производства составила: по мясу – 66,3%, молоку –83,9% и яйцам – 91,3%.

Повысилась продуктивность молочного стада. Надой молока на 1 корову в январе-марте 1999 года в сельскохозяйственных предприятиях увеличился на 6,5% и составил 465 кг.

В январе-марте 1999 г. производство мяса и яиц увеличилось, валовой надой молока остался на уровне января-марта прошлого года.

В I квартале 1999 г. всеми сельхозпроизводителями было продано 3,3 тысячи тонн зерна (83,3% к соответственному периоду прошлого года), 5,6 тыс. тонн скота и птицы, в живом весе (91,9%), 16 тыс. тонн молока (100,2%) и 5,9 млн. штук яиц (107%).

По рыночным каналам реализовано 80,4% молока, 88,8% яиц, 94,1% скота и птицы и 100% зерна [[10]].

3.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

3.1.       Выплата пенсий

В КБР ситуация с выплатой пенсий нормализовалась: погашена задолженность перед пенсионерами в деле текущих выплат появилась система. Ради этой стабилизации в 1998 году была произведена смена всего руководства Пенсионного фонда по КБР. Новому руководству удалось увеличить собираемость взносов в фонд по республике и наряду с этим улучшить систему поступлений из Пенсионного фонда РФ.

Систематическое поступление денег в Пенсионный фонд и их своевременный перевод Министерству труда и социального развития находится под постоянным контролем вице-президента КБР Г.Нубина и председателя правительства КБР Х.Чеченова, что является одной из важных гарантий преодоления сбоев в этом социально важном деле [[11]].

 

3.2.       Уровень жизни и доходы населения

Общий объем денежных доходов населения в январе-марте 1999 г. сложился в сумме 1514,3 млн. рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,5 раза. Превышение денежных доходов над расходами составило 448,5 млн. рублей.

Денежные доходы за месяц в среднем на душу населения за I квартал 1999 г. составил 637 рублей (в январе-марте 1998 г. – 419 рублей). Из общего объема денежных доходов населения в марте на покупку товаров и оплату услуг израсходовано 63,6%, оплату обязательных платежей и разнообразные взносы – 3,2%, покупку валюты – 4,3%, накопление сбережений и ценных бумаг – 0,4%, прирост денег на руках составил 28,5%.

Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам в январе-феврале 1999 г., без выплат социального характера, сложилась в размере 569,7 рубля и выросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 15%. Размер реальной средней заработной платы снизился на 36%.

Величина прожиточного минимума, определенная в соответствии с методикой Минтруда России, в I квартале 1999 г. составила 662,3 рубля, за соответствующий период 1998 г. – 368,1 рубля. Соотношение денежных доходов и прожиточного минимума составляет 96,2%, в январе-марте 1998 г. – 113,6%.

В январе-марте 1999 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 21,5% денежных доходов, а на долю наименее обеспеченного – 3,6% (в I квартале 1998 г. соответственно 24,2% и 3% [[12]].

 

3.3.       Этнокультурные процессы

В последнее время организации турок-месхетинцев активно стали говорить о своих проблемах, что связано в первую очередь с приближением 55-й годовщины массовой депортации их со своей родины Ахалцихского района Грузии.

20 апреля в Доме печати и информации КБР состоялась встреча представителей Международного общества «Ватан» с журналистами государственных СМИ.

Я.А.Мусаев, председатель Кабардино-Балкарского отделения «Ватан» рассказал о положении турок-месхетинцев в КБР и выразил признательность руководству республики за внимание к проблемам турок-месхетинцев. Турки-месхетинцы в КБР живут в районах с преобладанием сельскохозяйственного производства и их значительная часть занимается производством овощей на арендуемых участках или же в общественном секторе. В КБР представители турок-месхетинцев стали селиться с 1969 года и на сегодняшний день их численность составляет более 5 тыс. человек.

На встрече особое внимание было уделено проблемам возвращения турок-месхетинцев в Грузию как подчеркивали деятели «Ватана» «стремление на родину предков – это прежде всего желание сохранить самобытные национальные и культурные традиции» [[13]].

4.    МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫе СВЯЗИ

4.1.       Ассоциация «Северный Кавказ»

На состоявшемся в апреле в г.Владикавказе очередного заседания ассоциации «Северный Кавказ» присутствовали первые лица Правительства РФ Е.Примаков, его первые замы В.Густов и Г.Кулик, а также первый заместитель руководителя администрации Президента РФ О.Сысуев, что является свидетельством интереса к этой организации. На сессии был рассмотрен широкий круг вопросов, в числе которых: «Развитие торгово-экономического, научного и культурного сотрудничества северокавказских субъектов федерации с сопредельными странами Содружества независимых государств», «О мерах по укреплению таможенной инфраструктуры в Северо-Кавказском регионе в РФ» и др. В целях поднятия уровня обмена информацией между территориями, входящими в ассоциацию социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа был образован Координационный Совет по взаимодействию и сотрудничеству территориальных СМИ. Ответственными координаторами Совета определены Ростовская область и Кабардино-Балкарская Республика [[14]].

4.2.       Подписание договора с «Росгидрометом»

29 апреля в Нальчике был подписан Договор о разграничении полномочий в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды на территории КБР между «Росгидрометом» и КБР [[15]].



Источники

[1]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 6 апреля. — С. 1.

[2]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 2 апреля. — С. 2; Газета Юга. — 1999. — №16. — С. 1.

[3]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 28 апреля; Газета Юга. — 1999.— №3. — С. 2.

[4]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 17 апреля. — С. 1-2; Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 30 апреля. — С. 1.

[5]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 30 апреля. — С. 1.

[6]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 22 апреля. — С. 1.

[7]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 30 апреля. — С. 1-2; Газета Юга. — 1999. — №16. — С. 1, Газета Юга. — 1999. — №18. — С. 1; Новый вариант. — 1999. — №133. — С. 3.

[8]. Газета Юга. — 1999. — №16. — С. 1.

[9]. Газета Юга. — 1999. — №18. — С. 1.

[10]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 29 апреля. — С. 3.

[11]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 27 апреля. — С. 2.

[12]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 29 апреля. — С. 4.

[13]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 27 апреля. — С. 2.

[14]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 27 апреля. — С. 1; Газета Юга. — 1999. — №18. — С. 2.

[15]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 30 апреля. — С. 1.