Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Пермская область

И.А. ГЕРМАНОВ

Пермская область

в апреле 1999 года

Органы исполнительной власти: результаты работы губернатора Г.Игумнова в Москве; заседание в обладминистрации по проблемам совместного использования Верхнекамского месторождения калийных солей. Законодательные органы власти: избрание А.Кузяева на пост главы комитета по экономической политике и налогам; выборы председателя счетной палаты; деятельность Законодательного собрания; подписание договора о сотрудничестве между законодательными органами Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Органы местного самоуправления: деятельность мэра Перми; проект бюджета г.Перми; выступление В.Сухих на заседании Совета по местному самоуправлению при председателе Госдумы РФ; подписание трехстороннего соглашения в Перми; реформа ЖКХ в Перми; деятельность органов местного самоуправления.

Подготовка к выборам депутатов Государственной Думы. Деятельность политических партий и организаций: «Отечество»; создание общественно-политического движения «Губерния»; «Партия пенсионеров»; РНЕ; областной межконфессиональный консультативный комитет; пермский муфтият и областное управление юстиции; коммунистические организаций Прикамья. Профсоюзы области: протест против повышения тарифов ЖКХ; представители профсоюзов в областной трехсторонней комиссии отказались подписывать совместные документы.

Экономика. Состояние ведущих отраслей и предприятий. Социальная сфера: задолженность по выплатам пенсий, пособий, заработной платы; проблемы реструктуризации Кизеловского угольного бассейна.

1.    Политика

1.1.       Органы исполнительной власти

В середине апреля почти неделю губернатор Прикамья Г.Игумнов провел в Москве. Сначала глава администрации области в составе группы руководителей регионов встретился с Президентом Ельциным, затем участвовал в заседании Совета Федерации, а также присутствовал на шестом съезде движения «Наш дом — Россия».

В Совете Федерации губернатор голосовал «за» отставку Генерального прокурора Ю.Скуратова. Для него совершенно ясно, что последний оставаться на этой должности не может. По мнению губернатора, скандал вокруг его имени уже привел к серьезным неприятностям: «Вакханалия, разыгравшаяся в прокуратуре, сильно ударила по всей системе правоохранительных органов, и стало совершенно непонятно, как они будут взаимодействовать как между собой... и с прочими властными структурами». Надо сказать, что в процессе развития «дела Скуратова» мнение Игумнова несколько раз менялось. Перед первым обсуждением вопроса в Совете Федерации он склонен был голосовать «за» отставку. Но после выступления Скуратова перед сенаторами его мнение переменилось. В интервью газете «Звезда» губернатор сказал, речь прокурора убедила его в том, что преступность не должна диктовать условия людям, которые довольно эффективно с ней борются. Теперь — новый поворот. По всей видимости, в этот раз на мнение Г.Игумнова оказала влияние встреча (в составе группы губернаторов) с Б.Ельциным.

В Москве Пермский губернатор провел две встречи с вице-премьером правительства Г.Куликом. Достигнута договоренность о предоставлении аграриям Пермской области льготного кредита в размере 112 миллионов рублей, 70 миллионов из которых получит объединение «Пермптицепром». Деньги придут в область, по всей видимости, уже в мае [[1]] Кроме того, Игумнов принял участие в совместном совещании руководителей органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ и федерального железнодорожного транспорта.

В областной администрации состоялось заседание по проблеме совместного использования Верхнекамского месторождения калийных солей. Дело в том, что его используют не только калийщики, но и нефтяники. Кроме того, в этом районе есть серьезные экологические проблемы, которые уже привели к двум землетрясениям. В ближайшее время в областной администрации составят единую программу разработки месторождения, которая впоследствии будет рассмотрена в министерствах природных ресурсов и экономики [[2]].

1.2.       Органы законодательной власти

1.2.1.      Выборы А.Кузяева на пост главы комитета Законодательного собрания
по экономической политике и налогам

На заседании комитета по экономической политике и налогам областного Законодательного собрания, состоявшемся 7 апреля, принято решение об утверждении на посту председателя этого комитета президента Пермской финансово-промышленной группы, генерального директора АО «ЛУКойл-Пермь» А.Кузяева. Его предшественник на этом посту — генеральный директор АО «Пермская научно–производственная приборостроительная компания» А.Андреев обосновал свою добровольную отставку большой загруженностью в разработке программ реформирования ВПК. По информации газеты «Новый компаньон», он действительно принимает активное участие в работе по реализации ряда федеральных программ, связанных с реструктуризацией промышленного комплекса, которая ведется в рамках Минэкономики и Лиги оборонных предприятий России, и не считает возможным совмещать сразу несколько направлений деятельности, отнимающих достаточно много сил и времени. Слухи о том, что Андреев вскоре должен перебраться в Москву, начали курсировать месяца три назад. Видимо, тогда и начались переговоры внутри комитета о замене председателя, хотя информация эта за пределы парламентского сообщества не выходила. Подготовительная работа заняла много времени. За неделю до очередного заседания ЗС Кузяев «неожиданно» перешел в комитет по экономической политике и налогам.

Кузяев в своем первом интервью в роли председателя комитета проявил нетипичную для политиков скромность и заявил, что «пять лет назад совершенно случайно стал депутатом и, к сожалению, так получилось, что теперь, ровно пять лет спустя, стал руководителем комитета... Я не стремлюсь делать политическую карьеру, решение заставляет принимать жизнь» [[3]]. Вероятно, в качестве «заставляющей жизни» на этот раз выступили коллеги–депутаты: по словам новоизбранного, его попросил сначала сам Андреев, затем председатель областного Законодательного собрания Ю.Медведев и группа законодателей. Одна из ключевых ролей, несомненно, принадлежала сопредседателю депутатской «промышленной» группы В. Сазанову. Пока трудно судить, стало ли выдвижение А.Кузяева результатом давления какой-то из политических групп. Вполне возможно, что депутаты остановились на этой кандидатуре в связи с необходимостью более активных действий в продвижении законопроектов по реформированию налоговой системы области. Кузяев уже проявил себя при подготовке «Концепции промышленной политики Прикамья».

1.2.2.      Выборы председателя счетной палаты

22 апреля на заседании областного Законодательного собрания депутатам предстояло избрать председателя контрольно-счетной палаты. Первоначально кандидатов было двое — начальник управления финансовой экспертизы областного Законодательного собрания Г.Кутергина и глава Индустриального района Перми В.Пастухов. Первый кандидат — это человек, карьера которого фактически не связана с областными органами исполнительной власти. Что касается В.Пастухова, то в 1979–1985 годах он работал в финансовом управлении Пермского облисполкома, в 1985–1992 был начальником финансово–планового отдела, заместителем начальника по экономике управления вневедомственной охраны при УВД Пермского облисполкома. Кандидатура последнего была официально внесена на рассмотрение губернатором. Кандидатуру Г.Кутергиной выдвинул комитет по социальной политике и правам человека.

Были все основания считать, что депутаты поддержат именно Кутергину как специалиста, с 1994 года работающего в областном парламенте и в качестве руководителя управления финансовой экспертизы, пользующегося высоким деловым авторитетом. Избранница комитета присутствовала при выдвижении своей кандидатуры и дала согласие баллотироваться. Однако перед самым голосованием что–то произошло в кулуарах. Г.Кутергина сделала сенсационное заявление о самоотводе в связи «с недостаточностью политического опыта». Депутаты, разумеется, задались вопросом: «Не «поработали» ли с вами, как с генеральным прокурором Скуратовым?» Кутергина ответила на эзоповом языке: «Безусловно, прежде чем принять решение я проводила консультации... Считаю, что человек, который будет работать на должности председателя КСП должен пользоваться большой поддержкой со стороны обеих ветвей власти». Этот ответ можно было расценить как намек на позицию губернатора, ясно давшего понять, что не считает начальника управления финансовой экспертизы достойной занять кресло «главного контролера». По всей видимости, такой расклад устроил не всех депутатов. Профессионализм второго кандидата ни у кого не вызвал сомнений, однако депутатов смутило то, что эту кандидатуру внес губернатор. При голосовании Пастухов не набрал необходимого количества (21) голосов: 18 — «за», 6 — «против», 8 воздержавшихся. Таким образом, пока кресло главы контрольно-счетной палаты осталось вакантным. Повторно к обсуждению этого вопроса депутаты вернуться в мае [[4]].

1.2.3.      Заседание областного Законодательного собрания

Принятие Закона Пермской области «О государственной поддержке средств массовой информации» стало одним из наиболее заметных решений мартовского пленарного заседания областного Законодательного собрания. Местная пресса получила серьезные льготы по налогу на имущество и по выплатам в дорожный фонд. Кроме того, с 2000 года редакции газет, теле– и радиокомпаний будут платить за телефонные услуги так же, как и бюджетные организации Прикамья. Правда, за это СМИ придется оказывать властям ответные услуги — отныне 7% печатных площадей и эфирного времени будут отдаваться так называемой «официальной информации» областной администрации и Законодательного собрания. Отказавшиеся будут лишены налоговых льгот [[5]].

На заседании 25 марта перед депутатами выступил начальник областного управления финансов и налоговой политики М.Панфилов, который рассказал о готовящемся повышении заработной платы работникам социальной сферы, которая, согласно недавно принятому федеральному закону, должна была увеличиться на 50%. Но, оказалось, что с учетом предыдущих двух повышений заработной платы: в 1997 году на 30% и в 1998-м — еще на 10, получалось, что на этот раз зарплата учителей, врачей и работников культуры в среднем возрастет лишь на 5-7%. Безусловно, эти цифры, никак не могут устроить бюджетников. Их позицию выразил депутат Б.Светлаков, задав вопрос: по какому праву учитывают предыдущие повышения зарплаты? Потребовалось вмешательство губернатора Г. Игумнова. Он объяснил, что на данный момент долг по зарплате и без того составляет 210 миллионов рублей. Из цифр, приведенных губернатором, получалось, что после всех налоговых изменений, если даже законодатели и утвердят налог с продаж, в бюджете области все равно останется брешь приметно в 700 миллионов рублей. «Мы думаем над возможностью большего увеличения зарплаты, но пока это невозможно», — заявил Г. Игумнов.

В этот же день проходило обсуждение областного закона «О налоге с продаж». Председатель бюджетного комитета В. Рыбакин предложил привести 2-ю статью закона в соответствие с федеральным законодательством, сузив список товаров, которые не должны облагаться пятипроцентным налогом с продаж. Его поддержал лидер промышленной фракции Кузяев, заявив, что если депутаты будут выводить из-под обложения отдельные товары и услуги, расширять их список, то завтра может произойти социальный взрыв. Главврач областной клинической больницы В.Агафонов предложил проголосовать за то, чтобы освободить от налога с продаж платные медицинские услуги, предоставляемые государственными лечебными учреждениями. В.Рыбакин — генеральный директор АО «Уралсвязьинформ» — попытался провести решение об освобождении от налога услуг связистов, но эта, как и другие лоббистские поправки, были депутатами отклонены. После пятичасового обсуждения закон был принят [[6]].

22 апреля, на пленарном заседании Законодательного собрания Пермской области был принят бюджет развития. По словам заместителя губернатора области В.Чебыкина, которому губернатор области поручил разработать и представить этот документ, в 1999 году социальная направленность бюджета сохранится. Учитывая неудовлетворительное состояние материально-технической базы объектов здравоохранения, образования и социальной сферы, нынче предполагается направить инвестиции только на строительство социальных объектов. На реализацию принципов областной инвестиционной программы планируется израсходовать 165,5 млн. рублей, 3 млн. пойдет на поддержку малого предпринимательства. Промышленность будет поддерживаться при реализации инвестиционных проектов в виде предоставления гарантий администрации области под конкретные проекты и инвестиционный налоговый кредит [[7]].

Депутаты областного Законодательного собрания исключили из областного бюджета развития на 1999 год пункт, предусматривающий выделение 5 миллионов рублей на разработку проектной документации для строительства магистрали Григорьевская — Сыктывкар — Архангельск. Этим решением они поставили в неловкое положение администрацию области, которая уже договорилась о продолжении работ с дирекцией «Белкомура» и руководством регионов, участвующих в проекте. Теперь возможен вариант, при котором дорога вообще будет строиться в обход территории Прикамья. Кроме того, депутаты исключили из программы финансирование строительства мемориала жертвам политических репрессий, а освободившиеся 250 тысяч рублей решено направить на увеличение жилищных субсидий для репрессированных [[8]].

22 апреля на заседании Законодательного собрания был принят бюджет Пермского областного фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год. На финансирование территориальной программы ОМС предусмотрено 906,9 млн. рублей — это в 1,4 раза больше, чем в прошлом году. Из них 539,1 млн. рублей — это страховые взносы предприятий и организаций. Платежи на неработающее население должны вырасти по сравнению с прошлым годом с 291,8 млн. рублей до 438,3 млн. рублей [[9]].

На заседании была заслушана информация о ходе исполнения областного бюджета за I квартал 1999 года, принят в первом чтении проект закона Пермской области «О внесении изменений и дополнений в Закон «О бюджете Пермской области на 1999 год». На рассмотрение парламента обладминистрацией был вынесен проект решения «О выдаче поручительства Центральному Банку РФ за банки-агенты специальных фондов, льготного кредитования агропромышленного комплекса» который представил и.о. вице-губернатора В.Быков. Он изложил суть проекта и обратился к законодателям с просьбой принять это решение. Докладчика поддержали депутаты Рыбакин и Каменев. Депутат Лаптев заявил, что «промедление смерти подобно». Весенне–полевые работы не за горами, а прохождение данного решения через ЗС — специальный маневр Минфина. Поскольку у министерства нет денег, оно старается любым способом затянуть процесс выдачи льготных кредитов. Вряд ли вообще можно говорить о правомочности данного решения. Оно противоречит Закону «О бюджете Пермской области на 1999 год», закрепляющему за губернатором право выдачи поручительств на сумму, не превышающую 100 млн. рублей. Сумма же ассигнований, указанная в решении, составляет более 135 млн. рублей. Следовательно, нужен закон, который бы изменил предельную сумму ассигнований.

Законодателей волновал вопрос, под какие гарантии администрация выдает поручительства за банк. Депутат Кац выразил большие сомнения относительно надежности новой схемы кредитования. Он пришел к заключению, что коммерческие банки, играющие роль посредника между Центробанком и заемщиками кредитов, получают от администрации, выдающей за них поручительства, «подарок». А если так, то стоит предложить губернатору включить в список банков–агентов банк с территории Пермской области. Для полной уверенности в целесообразности принятия решения депутат Кац поинтересовался суммой задолженности заемщиков перед Минфином за 1998 год. По сообщению Ю. Белоусова, сельские товаропроизводители почти полностью рассчитались со своими долгами. Этот аргумент окончательно убедил депутатов, и по итогам голосования решение было принято.

Вне очереди был принят проект целевой комплексной программы «Дети Прикамья». В оперативном порядке депутаты рассмотрели также проекты законов Пермской области «О библиотечном деле Пермской области» и «Об обязательном экземпляре документов Пермской области». После этого приняли за основу проект закона «О мерах защиты бюджетных интересов Пермской области в 1999 году».

Депутаты заслушали доклад Н. Девяткина о контроле за ходом выполнения Концепции аграрной политики в Пермской области, Закона «Об областном продовольственном фонде» и Программы реформирования АПК и структурной перестройки на селе. Проект был принят за основу единогласно [[10]].

1.2.4.      Подписание договора о взаимодействии между законодательными органами Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа

В Кудымкаре заключен договор о взаимодействии между Законодательными Собраниями Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Его подписали в присутствии губернатора Пермской области Г.Игумнова и главы администрации Коми округа Н.Полуянова председатель областного Законодательного собрания Ю.Медведев и председатель окружного Законодательного собрания И.Четин. Документ закрепил ранее подписанный договор о сотрудничестве органов исполнительной власти двух равноправных субъектов Российской Федерации. Председатель комитета по региональной политике областного ЗС депутат от Коми округа А. Климов этот факт прокомментировал так: «Подписанный договор дает возможность выйти на новый, более высокий, уровень сотрудничества. Верится, что в недалеком будущем Коми округ получит право законодательной инициативы в областном парламенте. Не за горами, на мой взгляд, и консолидированный бюджет области и округа...» [[11]].

1.3.       Органы местного самоуправления

1.3.1.      Органы исполнительной власти

Глава Перми Ю.Трутнев 30 марта огласил «черный список» тех учреждений, где в ходе недавних проверок выявлены нарушения финансовой дисциплины. Это — муниципальные предприятия «Жилсервис», «Дионис», «Пермгоргражданстрой», «Водолей», Хлебокомбинат №1, больница №7, Ленинский районный отдел образования. По утверждению мэра, отныне подобные проверки будут проходить в городе регулярно. Ожидается, что эти проверки могут привести к увольнению руководителей соответствующих предприятий и учреждений [[12]].

Ю.Трутнев подписал постановление «О мерах по предупреждению и пресечению нарушений Правил содержания территории города Перми при размещении рекламно-информационных сообщений». Несмотря на деликатное название документа, меры, содержащиеся в нем, направлены, в первую очередь, против тех, кто размещает объявления о предоставлении интимных услуг [[13]].

1.3.2.      Городская Дума отклонила проект бюджета Перми на 1999 год

В апреле Пермской городской Думе предстояло принять бюджет города. В этом году он формировался по новым правилам — это связано с изменением налоговой системы на федеральном уровне, вступлением в действие нового областного Закона — «О минимальных стандартах бюджетной обеспеченности», а также изменением финансирования государственных полномочий. Собственные доходные источники составляют, согласно проекту бюджета, 1648,209 млн. рублей. Средства, выделяемые из областного бюджета на выполнение государственных полномочий, должны поступать в сумме 288,998 млн. рублей. Соответственно общий объем доходов бюджета–99 составляет 1937,207 млн. рублей. Расходы предусмотрены в объеме 1982,851 млн. рублей. Дефицит — 45,664 млн. рублей, это в первую очередь невыплаченная задолженность по зарплате за 1998 год, а также невыплаченный остаток кредита, взятого в Сбербанке. Обсудив проект бюджета, депутаты утверждать его отказались. Они исходили из того, что «сегодня надо вести речь о несоответствии законов федерального и областного уровня». А именно: Закон «О бюджете Пермской области на 1999 год» не обеспечивает исполнения другого областного Закона — «О нормативах минимальной бюджетной обеспеченности». Кроме того, нарушен Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления», где говорится, что до утверждения собственно областного бюджета территориям должны быть установлены нормативы по регулирующим налогам на постоянной основе. Этого сделано не было. Сумма, которую при этом потеряла Пермь, по словам главы думской бюджетной комиссии М. Ширинкина, составляет около 640 млн. рублей (почти треть бюджета) [[14]].

На заседании комиссии по социальной политике Пермской городской Думы было выдвинуто предложение подать в суд на областное Законодательное собрание. Депутаты считают, что нормативы, при которых бюджет области обеспечивает минимальные потребности города, были занижены настолько, что к 1 января 2000 года Пермь будет иметь кредиторскую задолженность, равную всему собственному бюджету. Помимо этого, город не получит ни единой копейки из средств, поступающих от сбора подоходного налога. Ежегодно Пермь теряет около 300 млн. рублей бюджетных средств благодаря возрастающим выплатам в областную казну. Практически все депутаты, присутствовавшие на заседании, высказались за то, чтобы бюджет был пересмотрен. Однако решение об обращении в суд пока не принято [[15]].

1.3.3.      Выступление В.Сухих на заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы РФ

Газета «Новый компаньон» сообщила, что председатель Пермской городской Думы Валерий Сухих выступил на Совете по местному самоуправлению при председателе Госдумы с докладом о финансовом положении органов местного самоуправления в свете принятия Бюджетного и Налогового кодексов РФ. В заседании Совета приняли участие представители всех фракций Государственной Думы. Вопрос, который в ходе очередного заседания был затронут в докладе В.Сухих, имеет определяющее значение для перспектив местного самоуправления. Новые Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, которые должны вступить в силу к 2000 году, не позволяют формировать необходимую материальную базу для обеспечения самоуправлением тех функций, какие на него возложены. Бюджетный кодекс не гарантирует и подлинной самостоятельности местного самоуправления: в нем нет четкого разграничения конкретных доходов по уровням бюджетной системы, он не гарантирует муниципальным образованиям необходимого уровня собственных доходов, не закрепляет за ним права самостоятельно устанавливать размер отчислений от регулирующих доходов. Налоговый кодекс в свою очередь отменяет 13 видов местных налогов и сборов. Все это ставит муниципалитеты в полную зависимость от соответствующего субъекта федерации.

Предложение В.Сухих, поддержанное Г.Селезневым и всем Советом, состоит в том, чтобы закрепить налог на имущество в стопроцентном объеме за местными бюджетами стабильно на несколько лет, чтобы можно было создать некоторую финансовую базу для планирования развития муниципальных образований [[16]].

1.3.4.      Подписание трехстороннего соглашения между администрацией Перми, работодателями и облсовпрофом

1 апреля состоялось подписание Соглашения о социальном партнерстве в Перми на 1999-2000 годы. Свои подписи под текстом соглашения поставил мэр Перми Ю.Трутнев, председатель облсовпрофа Б.Пожарский и вице-председатель ассоциации «Сотрудничество», генеральный директор завода им. Дзержинского А.Бычков. Хотя городская комиссия работает уже три года, нынче впервые к городской администрации и профсоюзам присоединилась сторона работодателей. На первом заседании были утверждены Положение о трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Перми и план работы на первое полугодие [[17]].

1.3.5.      Реформа ЖКХ в Перми

30 марта Пермская городская Дума приняла пакет документов по реформе ЖКХ. Пересмотру тарифов предшествовал анализ финансовой деятельности ряда муниципальных предприятий ЖКХ. Согласно решению Думы, жилищно-коммунальные платежи для населения не должны превышать 15% от совокупного дохода семьи. Эта цифра отличается от установленной федеральным законодательством на 1999 год — 19%. То же самое касается и предельного уровня платежей горожан за жилье и услуги: не более 56% от их себестоимости, в то время как Федерация говорит о 60%. Новые тарифы на услуги ЖКХ будут вводиться поэтапно. Во втором квартале текущего года предельный уровень платежей граждан установлен в размере 45% от себестоимости, в третьем — 50%, четвертом — 56%. Сохраняется мораторий на введение новых тарифов до индексации заработной платы работникам бюджетной сферы и увеличения пенсий [[18]]. Интересно, что непопулярное решение принимали всего 10 депутатов городской Думы. Остальные «заболели», «уехали в срочную командировку», либо, сославшись на занятость, просто не пришли на заседание.

Именно в отношении депутатов, чьи голоса решили судьбу реформы, облсовпроф намерен начать процедуру отзыва. 13 апреля на заседании городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений они предложили главе города поправить депутатов. В этот же в одной из местных газет появилась публикация, в которой глава Трутнев назвал мартовское решение Думы «неудачным» и выразил готовность сделать процедуру реформы более плавной и безболезненной. Заявление мэра — не более чем политический маневр. Дело в том, что сами депутаты авторами тарифов отнюдь не являются — обоснование новых тарифов на заседании городской Думы производилось начальником управления ЖКХ А.Феневым, который, по выражению «Звезды» «рисовал им страшные картины развала городского хозяйства в 2000 году, если те не согласятся ввести новые тарифы». Сам Трутнев в свое время подписал «неудачное» решение.

Выступление мэра спровоцировало решение депутатов собраться на внеочередное заседание, пригласив на него главу городской администрации. На этом заседании Трутнев признал: реформа ЖКХ — общее дело и депутатов, и администрации города. Решение, принятое в марте, было названо «мужественным», и было предложено провести совместную пресс-конференцию, на которой расставить все точки над «i». Депутаты же приняли решение, что в дальнейшем корректировать ход коммунальной реформы будет сам глава городской администрации.

Таким образом, налицо ситуация, когда никто не горит желанием брать на себя ответственность за повышение тарифов, равно как и за возможный развал коммунального хозяйства (у специалистов уже появились сомнения — достигнет ли «мягкий» вариант реформы тех результатов, которые были заявлены перед ее началом). Другое дело — искать «крайнего». На сей раз объективно «крайними» оказались депутаты [[19]].

1.3.6.      Деятельность территориальных органов местного самоуправления

Депутаты Еловского Земского собрания отказались включать в районный бюджет статью о повышении в 2,2 раза денежного содержания сотрудникам муниципальной милиции. Они посчитали, что местные стражи правопорядка и так достаточно материально обеспечены. Отказ мотивировался и неэффективной работой местной милиции. 163 тысячи рублей, предусмотренных на повышение милицейского довольствия, перекинуты на улучшение питания детей в районном доме-интернате и в Брюховской коррекционной школе. Последствия депутатского решения могут быть непредсказуемыми. При первой же зарплате сотрудники Еловского ОВД расколются на богатых и бедных, потому что «федеральные» милиционеры получают много больше «муниципальных». Газета «Звезда» сообщила, что два участковых инспектора, работавших в службе муниципальной милиции, чтобы не испытывать такой несправедливости уже уволились из органов [[20]].

1.4.       Подготовка к выборам в Государственную Думу

По всей вероятности, грядущие выборы депутатов Государственной Думы в Прикамье пройдут под влиянием трех основных политических сил. Прежде всего — это так называемая «губернаторская команда», включающая группу предприятий «Кредит ФД» (Д. Рыболовлев) и связанная с местным отделением ДВР во главе с действующим депутатом Госдумы В.Похмелкиным. Кандидатами от этой группы могут стать:

·В.Похмелкин (Свердловский избирательный округ). Никто из серьезный пермских политиков о желании баллотироваться по этому округу не заявлял. Однако, по версии газеты «Новый компаньон», именно здесь будет самая жесткая борьба [[21]] Основными аргументами критиков В. Похмелкина могут стать, во-первых, то, что в последние годы он был весьма близок к непопулярным ныне «младореформаторам», а во-вторых, участие в депутатской группе «За атлантический диалог». Другой кандидат по Свердловскому округу — С. Левитан уже обвинил Похмелкина в «пронатовских» настроениях и заявил о необходимости его отзыва.

·А.Поликша (Березниковский избирательный округ) — генеральный директор АО «Уралкалий» А. Поликши. При безусловной поддержке значительной части населения округа (АО «Уралкалий» — одно из крупнейших и самых стабильных предприятий региона) и экономической поддержке группы «Кредит ФД» он становится весьма сильной фигурой даже на фоне действующего депутата Госдумы В.Степанкова, который баллотируется здесь же. Позиции последнего, могут ослабнуть если решение принять участие в выборах примет третий кандидат по этому округу — генерал Ябуров. В этом случае противостояние двух «силовиков» еще больше усилит шансы А. Поликши.

·И.Сапко, вице-спикер Пермской городской Думы (Ленинский избирательный округ). В округе ему противостоит экс-министр правительства С.Кириенко, бывший спикер областного Законодательного собрания — Е.Сапиро. Ожидалось, что Сапиро примет участие в выборах в качестве второго кандидата в федеральном списке движения «Новая сила», однако 9 апреля он заявил о намерении баллотироваться именно по Ленинскому округу.

Несмотря на то, что Е.Сапиро длительное время был «выключен» из политических процессов в Прикамье, на него, по всей вероятности, готовы «поставить» представители другой влиятельной политической группы. В нее входят нынешний мэр г. Перми, «бывший» руководитель быстро растущей «Группы предприятий «ЭКС» Ю.Трутнев и генеральный директор ЗАО «ЛУКойл-Пермь», президент Пермской финансово-промышленной группы (ПФПГ), депутат Законодательного собрания области А.Кузяев. В отношении политических пристрастий этой группы ничего нельзя сказать определенно. В окружении лидеров недавно созданного регионального отделения движения «Новая сила» можно видеть людей близких к ПФПГ и А. Кузяеву. В сентябре 1998 года Г.Куранов — руководитель фирмы «Доктор ЭКС», входящей в «Группу предприятий «ЭКС» — стал заместителем председателя областной организации движения «ЯБЛОКО». У истоков пермского «Отечества» было немало людей, симпатии к которым прямо или косвенно не раз выражал глава Перми Ю. Трутнев (многие из них входили в так называемый «городской список» на выборах в областной парламент в 1997 году). Если при этом обратить внимание, что в прессе периодически появляются материалы, свидетельствующие о попытках налаживания связей с местной организацией ДВР, то складывается впечатление, что группа Кузяев—Трутнев желала бы видеть своих представителей во всех «перспективных» политических организациях области. Учитывая это, можно сделать вывод, кто поддерживает в Кунгурском избирательном округе кандидатуру С.Крутова («ЯБЛОКО») и Е.Немоляева («Новая сила») в Свердловском округе.

В 1997 году на пермской арене появилась еще одна корпоративная команда, лидером которой стал президент компании «ДАН» (непримиримый деловой и политический оппонент А.Кузяева) П.Анохин. Сегодня эта группа из пяти депутатов Законодательного собрания называет себя «Делом жизни» и пытается проводить самостоятельную политику. Кандидатами этой группы можно назвать самого П.Анохина (Ленинский избирательный округ), Л.Наумову (Кунгурский избирательный округ) и А.Андреева (Свердловский избирательный округ).

Относительно возможных линий взаимодействия и конфликтов между обозначенными политическими силами, однозначно можно сказать, что вторая и третья группа будут активно соперничать друг с другом. Газета «Пермские новости» даже предположила такой вариант, когда сам Кузяев выставит свою кандидатуру в том же округе, что и Анохин [[22]]. Губернатор пытается балансировать между этими двумя группами. Для него Анохон стал объективным финансовым противовесом Кузяеву, поэтому Г.Игумнов оказывает ему поддержку. С другой стороны, губернатор не хочет портить отношения и с группой Трутнев — Кузяев. Возможен вариант, что он поддержит кандидатуру Сапиро в Ленинском округе. Косвенное подтверждение этому дал сам Сапиро. Правда, есть еще один мотив такой поддержки. Сапиро — реальный соперник Игумнова на губернаторских выборах.

1.5.       Деятельность политических партий

1.5.1.      ООПО «Отечество»

В начале апреля в Перми побывал вице-президент Российской Академии наук, член политсовета общероссийской политической общественной организации «Отечество» А.Кокошин. По словам лидера пермской областной организации Н.Яшина, главная цель визита — повышение роли и авторитета «Отечества» в Пермской области: «Встреча с одним из лидеров движения может в определенной степени переломить настороженность хозяйственных руководителей в отношении политических объединений. Мы должны показать хозяйственникам, что серьезно думаем об оказании реальной помощи промышленным предприятиям и политика «Отечества» созвучна их интересам».

А. Кокошин встретится с директорами промышленных предприятий, входящих в организацию некоммерческого партнерства и сотрудничества, с председателем президиума Пермского научного центра Уральского отделения Российской Академии наук Ю.Клячкиным, а также активом пермской региональной организации «Отечество». 6 апреля в Театре юного зрителя состоялась его встреча с пермской общественностью. Из общения с Кокошиным создалось впечатление, что при выработке концептуальных подходов предпочтение отдается «стратегическим» замыслам, зачастую обусловленным московским экономическим опытом. Гость, похоже, просто не мог понять вопросов вроде: «Не получится ли так, что в случае победы «Отечества» вся страна будет работать на Москву?» «Опыт», когда нефть добывают в Тюмени, а налоги платят в столице, видимо, тоже представляется московским политикам явлением несущественным: Гость заявил, что основная заслуга Лужкова — развитие мелкого и среднего предпринимательства, на котором, дескать, и держится городской бюджет [[23]].

9 апреля состоялась конференция Пермского регионального отделения ООПО «Отечество». В работе конференции приняли участие 98 делегатов. Обсуждался проект программы организации. В целом проект был оценен положительно, однако высказаны и критические замечания. Не получила у прикамцев безоговорочной поддержки идея деприватизации и передела собственности, слабой признана аграрная программа движения, завышенными — обещания в социальной сфере. Для участия в съезде были избраны 13 человек, в том числе председатель регионального отделения ОПОО «Отечество» вице-мэр Перми Яшин и заместитель председателя облсовпрофа, член совета общественно-политического движения «Союз труда» И.Гильмутдинов [[24]].

В начале апреля собрание Коми-Пермяцкого регионального отделения ОПОО «Отечество» состоялось в Кудымкаре. Местные сторонники «Отечества» — в большинстве своем чиновники, вчерашние члены движения НДР. На собрании они ознакомились с уставом объединения, провели довыборы совета окружного отделения и выбрали делегатов на второй съезд движения. Это заместитель главы администрации округа И. Рукавицын и заведующая отделом молодежи и спорта Юсьвинской райадминистрации Л. Гордеева [[25]].

По итогам участия в съезде Яшин организовал пресс-конференцию, на которой сообщил, что теперь в руководящем органе «Отечества» уже двое пермяков. На прошедшем съезде он был избран в состав Центрального Совета этой организации. Помимо Яшина, в нем состоит рабочий АО «Инкар» В.Трапезников. В состав предвыборного штаба «лужковцев» вошел генеральный директор Пенсионного фонда «Парма» С.Булдашов, который возглавляет региональный штаб по подготовке к выборам. Отвечая на вопросы корреспондентов относительно возможных «союзников» «Отечества» на предстоящих выборах, Яшин скептически отнесся к возможности слияния «Отечества» с НДР или «ЯБЛОКОМ» на уровне центральных аппаратов, но убежден, что на региональном уровне с этими организациями однозначно удастся договориться.

1.5.2.      Создание общественно-политического движения «Губерния»

Газета «Новый компаньон» сообщила о создании в Перми нового общественно-политическое движения «Губерния». Его лидер — издатель газеты «Губернские вести» С.Левитан — в Прикамье личность известная. Это человек, который, несмотря на молодость, успел побывать в сенаторах, а в 1996 году на губернаторских выборах неожиданно для всех прошел во второй тур и едва не опередил нынешнего главу администрации области — Игумнова. После поражения на выборах Левитан уехал в Москву и занимался политикой там. Результатом этой деятельности, по словам самого Левитана, является создание «Губернии». Сегодня в движении состоит около 300 человек. По словам лидера движения, «это состоявшиеся люди, которые добились успеха каждый в своем деле, ранее большинство из них не занималось политикой». Пока Левитан не заявил о желании баллотироваться на выборах в Государственную Думу, однако, сказал, что его решение будет зависеть от того, кто будет участвовать в выборах: «Если я сочту, что это люди, которые живут интересами избирателей, — один разговор. Если увижу что–то иное, например, корыстные интересы, то, наверное, все-таки стану баллотироваться». Стало известно, что новое движение имеет тесные связи с избирательным блоком Ю.Болдырева в Санкт-Петербурге. Лидер этого блока приглашен в Пермь на презентацию нового движения [[26]].

1.5.3.      Открытое собрание «Партии пенсионеров»

В середине апреля в Перми прошло первое открытое собрание «Партии пенсионеров». Интерес к этому мероприятию со стороны соответствующей социальной группы превзошел все ожидания. Пожалуй, никакая другая партия не смогла бы добиться того, чтобы во вместительном зале Муниципального дворца культуры яблоку было негде упасть. Скорей всего, такая активность вызвана лозунгом, который озвучил лидер партии С.Антрошенко. Он назвал одну из приоритетных задач организации — добиться, чтобы нижний предел пенсий в обязательном порядке превосходил прожиточный минимум. Причем, как заявил Атрошенко, «обычный, исчисляемый для региона прожиточный минимум для пенсионеров не годится». В пенсионерский минимум должны входить не только лекарства и медицинские услуги, но и диетическое питание, услуги по уборке жилища и покупке продуктов, если пенсионеру становится трудно обслуживать себя самому. Однако о возможных источниках средств для обещанных благ у лидеров партии, во всей видимости, очень слабые представления. На конкретный вопрос последовали довольно пространные ответы вроде «только в Швейцарии лежит $40 млрд., незаконно вывезенных из России, — на одни проценты с этих денег можно на четверть увеличить пенсии всем российским пенсионерам». Выступая перед пермяками по вопросу предстоящих выборов, лидеры партии заявили, что они не исключают поддержку кандидатов–коммунистов или демократов, если местное отделение сочтет, что тот или иной соискатель мандата заслуживает пенсионерского доверия. Но будут участвовать в выборах и активисты партии пенсионеров; правда, как сообщили пермским пенсионерам, партийным функционерам баллотироваться на всех возможных выборах категорически запрещено, чтобы никто не мог обвинить их в желании въехать во власть «на стариковских спинах». По словам Атрошенко, сегодня в «Партии пенсионеров» состоит около 300 тыс. человек. В Пермском региональном отделении — более 400 членов, районные организации созданы или уже создаются во всех районах Перми, в ближайшей перспективе — создание организаций во всех без исключения районах области [[27]].

Пока на пермской политической сцене новая партия воспринимается как «темная лошадка», сомнительно, что она способна стать самостоятельной политической силой. Однако, учитывая то, что члены и «сочувствующие» «Партии пенсионеров» — наиболее активные участники избирательных кампаний, возникает опасение, что новая организация может быть использована в качестве «выборного тарана» какой-то посторонней силой. Кто может быть этой силой, пока не ясно.

1.5.4.      Митинг сторонников РНЕ

4 апреля местные национал–социалисты из «Русского национального единства» провели свой митинг. Он был посвящен исторической дате — победе русских под предводительством Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере в 1242 году. Помимо обращенной в прошлое речи областного «вождя» перед соратниками выступил глава РНЕ Закамска, который зачитал обращение Баркашова с призывом вести агитацию против коммунистов Зюганова и «отечественников» Лужкова как «ненастоящих» патриотов, которые только и думают, как бы разделаться с РНЕ. Впрочем, в качестве пропагандистской акции митинг полностью провалился. Посторонних наблюдателей, не считая милиции, надзирающих чиновников и журналистов, почти не было [[28]].

1.5.5.      Выступление областного межконфессионального консультативного комитета против программы «Дети Прикамья»

Межконфессиональный консультативный комитет Пермской области организовал кампанию против программы «Планирование семьи», которая является частью целевой комплексной программы «Дети Прикамья». Руководителей православной, мусульманской, старообрядческой, иудейской, лютеранской и римско-католической общин возмутило, что в первом варианте программы «Дети Прикамья» были предусмотрены мероприятия по половому воспитанию школьников. Например, предлагалось бесплатно раздавать подросткам презервативы. Межконфессиональный комитет обратился к губернатору и провел встречу с вице-спикером Законодательного собрания. В результате переговоров большинство пунктов программы, вызвавших возражения служителей культов, были изменены. Несмотря на это 22 апреля депутаты приняли программу «Дети Прикамья» в первом чтении, не внеся в нее существенных изменений [[29]].

1.5.6.      Пермский муфтият отозвал своего полномочного представителя
из областного управления юстиции

По словам муфтия Мухаммедгали Хузина, фактически речь идет о полном разрыве отношений. В заявлении муфтията выражается озабоченность «засилием в государственных структурах России и Прикамья, призванных охранять Конституцию и законность, лиц, являющихся приверженцами тоталитарных и деструктивных сект, хлынувших в последнее время как с Запада, так и с Востока...» По версии муфтията, на протяжении последних месяцев чиновники методично под различными предлогами затягивают регистрацию мусульманских общин Прикамья, которых насчитывается более 50. Как известно, согласно новому Федеральному Закону «О свободе совести и религиозных объединениях» общины различных конфессий обязаны пройти перерегистрацию и привести учредительные документы в соответствие с законом до 31 декабря 1999 года. Понятно, что у тех, кто ее не прошел, могут возникнуть проблемы.

Еще в прошлом году мусульмане Прикамья провели свой первый съезд, на котором был принят Устав Регионального духовного управления, который послужил основой для уставов отдельных общин. «Вскоре после этого начались непонятные события, — говорит Мухаммедгали Хузин. — Мы представляем в управление юстиции Устав той или иной общины, они находят в нем какую–либо ошибку, указывают на нее; мы исправляем, иногда полностью переделываем документы, но чиновники обнаруживают другую ошибку, и так происходит до бесконечности.» По словам муфтия, сотрудники управления позволяли себе оскорбительные для мусульман высказывания. Были якобы и претензии типа: почему в уставах пишется выражение «приход следует призыву Всевышнего: «Держитесь все за веру Аллаха и не разделяйтесь». А почему бы, собственно говоря, мусульманам не записать в уставе девиз, которому следует весь исламский мир?

Мусульмане утверждают, что в ноябре минувшего года в Москве для российских чиновников Фондом Сороса был проведен семинар по применению Закона «О свободе совести». Там якобы были даны некие негативные установки в отношении ислама. Так это или не так, но мусульмане склонны видеть в происходящем нечто большее, чем чиновничью щепетильность. Пермский муфтият проинформировал о сложившейся ситуации главу Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ Талгата Таджуддина. Верховный Муфтий обещал взять Пермскую область «на особую заметку» и попытался решить вопрос через Минюст.

Похоже, областные власти выпустили ситуацию из-под контроля. Так, и.о. уполномоченного по связям с религиозными организациями обладминистрации В.Кучев заявил «Новому компаньону» 20 апреля — спустя два дня после выхода в свет скандального заявления муфтията, что «впервые слышит о подобной бумаге» и вообще оказался не в состоянии прокомментировать ситуацию [[30]].

1.5.7.      Создание координационного совета коммунистических организаций Прикамья

В предыдущем мониторинге мы рассказывали, что на состоявшейся отчетно-выборной конференции областной организации КПРФ было ясно видно, что ряды партии далеко не едины. Вполне реально обозначилась возможность раскола местных коммунистов [[31]]. Однако события апреля показали, что, по всей видимости, они смогли договориться. В Перми появилась организация под названием Пермкомсоюз. В ее координационный совет вошли первые и вторые секретари Компартии РФ, Российской коммунистической рабочей партии, ВКП(б), КПСС, объединения «Товарищ» и Движения в поддержку армии. Однако пока не поступало информации об участии в новой организации Н.Мальцева, лидера областной организации НПСР — основного оппонента первого секретаря пермского регионального отделения КПРФ Ю.Перхуна. Возглавил «Пермкомсоюз» руководитель региональной организации КПСС, частный предприниматель А.Четин. По его словам, координирующий орган коммунистам понадобился для того, чтобы не допускать разногласий по основным вопросам политической жизни и не тратить время на выяснения отношений между собой. 28 апреля состоялось заседание координационного совета. На нем обсуждались вопросы участия партий коммунистической направленности в праздновании Первомая [[32]].

1.6.       Деятельность профсоюзов области

1.6.1.      Протест профсоюзов против повышения тарифов ЖКХ

Резкий протест против планируемого повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг высказали профсоюзы области. 25—26 марта Пермский облсовпроф организовал пикетирование здания мэрии. По сообщению газеты «Профсоюзный курьер» в течение двух дней в пикетировании приняли участие работники практически всех отраслей [[33]]. Почти во всех учреждениях здравоохранения областного центра прошли профсоюзные собрания и начался сбор подписей под обращением к главе администрации Перми и председателю городской Думы. В обращении, в частности, указывается, что нарушена договоренность, достигнутая на недавней встрече профактива отрасли с заместителем мэра Г.Шаевичем о том, что повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги будет произведено после повышения оплаты труда в бюджетной сфере [[34]].

Пермский областной совет профсоюзов составил «черный список» депутатов Пермской городской Думы, проголосовавших за повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В том числе под огонь профсоюзной критики попали председатель Думы В.Сухих, его заместитель И.Сапко, а также председатель комиссии по городскому хозяйству и муниципальной собственности В.Годовалов. Президиум облсовпрофа принял беспрецедентное решение: начать процедуру отзыва этих депутатов. Лидеры профсоюзов уверены: необходимое количество подписей по каждому угодившему в «черный список» думцу будет собрано в кратчайший срок — еще до конца апреля.

Газета «Звезда» высказала предположение, что на самом деле никто депутатов отзывать по-настоящему не собирается. В облсовпрофе отдают себе отчет в том, что полностью «заморозить» реформу ЖКХ невозможно: в конечном итоге это обернется против самих же пермяков. Поэтому профсоюзы предлагают свой вариант повышения тарифов на 50% к мартовскому уровню сроком на полгода, в то время как думское решение предусматривает рост квартплаты в 3,7 раза к концу 1999 года. Председатель облсовпрофа Б.Пожарский заявил, что отзыв депутатов не является самоцелью. Главное, чтобы пресловутое решение было изменено. В пользу того, что объявление о начале отзыва депутатов — это очередная чисто политическая акция профсоюзов, говорит еще одно обстоятельство. После принятия решения в Думе прошло две недели, профсоюзы делают громкие заявления, но их лидер так и не встретился ни с председателем городской Думы, ни с главой города, а имеет лишь «предварительные договоренности» о встрече с ними. Зато в облсовпрофе были собраны представители 30 политических партий и движений, большинство из которых горячо одобрили инициативу по отзыву депутатов. Пожарский признает, что может получиться так, что депутатов отозвать не удастся, но, зато, после этого их уже никогда не выберут вновь. А значит, отзыв становится весьма похожим на акт политической мести с пропагандистским уклоном [[35]].

1.6.2.      Работа областной трехсторонней комиссии

На состоявшемся в начале апреля заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Пермской области обсуждался вопрос о повышении заработной платы. Профсоюзы требовали совместных решений о повышении в течение года зарплаты в среднем в два раза. Однако соглашения с администрацией и работодателями достигнуто не было. В результате профсоюзы отказались подписывать совместные документы. Координаторам комиссии, ее рабочим группам предложено обсудить затронутые проблемы и найти взаимоприемлемые решения [[36]].

Лишь через неделю администрация, профсоюзы и работодатели достигли взаимопонимания. В доработанном и подписанном решении говорится, что стороны выражают стремление к поэтапному увеличению заработной платы в течение года в два раза. Намечено в первом полугодии разработать концепцию регулирования оплаты труда. В решении намечены конкретные меры по постоянному контролю за экономической обоснованностью повышения цен. В частности, контроль будет осуществляться комиссиями из представителей трехсторонней комиссии [[37]].

2.    Экономика

2.1.       Состояние ведущий отраслей и предприятий

2.1.1.      ОАО «Ависма»

В мартовском мониторинге мы сообщали, что депутат Государственной Думы В.Степанков обратился в Генеральную прокуратуру с запросом по поводу полноты выполнения условий продажи акций ОАО «Ависма», в результате которого, в конечном счете, область потеряла контроль за этим предприятием [[38]]. И вот в начале апреля в арбитражный суд Пермской области поступило исковое заявление от Российского федерального фонда имущества в отношении ЗАО «Маяк» с требованием расторгнуть договор купли–продажи пакета акций березниковского АО «Ависма». РФФИ в своем исковом заявлении от 1 апреля 1999 года просит арбитражный суд вернуть в собственность государства проданный пакет акций и взыскать с ответчика штрафные санкции. Если этот иск будет выигран, то ситуация на «Ависме» вернется в первоначальное — доприватизационное — положение [[39]].

2.1.2.      Пермский газоперерабатывающий завод

Как уже сообщалось передел собственности в АО «Пермский газоперерабатывающий завод» (ГПЗ) вызвал в Прикамье широкий общественный резонанс [[40]]. Как водится в таких случаях, прогнозируется самый печальный вариант дальнейшего развития событий: увод с территории области финансовых потоков, потеря предприятием рентабельности и прибыли. А, следовательно, — и налогов в бюджет. Но местная власть не склонна рассматривать происходящее как трагедию. Первый вице-губернатор Г.Тушнолобов объяснил, что структура этого предприятия такова, что есть собственно Газоперерабатывающий завод и есть завод, который создан как совместное предприятие с НК «ЛУКОЙЛ». В СП остается больше активов и оно будет работать на Пермскую область. Тем не менее у областной администрации есть опасения, что финансовые потоки этого предприятия все же будут выведены с территории области, будет нанесен вред самому предприятию. Новые собственники уже поставили во главе предприятия своего представителя, но, по словам Тушнолобова, «новоиспеченные менеджеры часто имеют очень низкую квалификацию, они могут получить сиюминутную выгоду, но ничего не понимают в управлении производством. Они совершенно осознанно стремятся выкачать из предприятия все, что можно, бросить его или перепродать, обанкротить с выгодой для себя. Администрация уже высказала свою позицию новому руководству» [[41]].

Складывается впечатление, что Тушнолобов хотел показать общественности непримиримую позицию обладминистрации в отношении попыток нанести ущерб экономическим интересам области, готовность жесткого противостояния этим попыткам. Однако, на практике, местные власти склонны скорее к компромиссам. Газета «Капитал» сообщила, что при личной встрече Тушнолобова с новым руководителем Пермского газоперерабатывающего завода Л.Рубинштейном ГПЗ обещана поддержка со стороны областной администрации в виде скидок на электроэнергию и транспортные услуги при условии, что предприятие сохранит юридическое лицо, прежнюю схему финансовых потоков и объемы производства [[42]]. Готовность нового руководства предприятия к компромиссам вызывает сомнения. По сообщению газеты «Сегодня» от 15 апреля, совет директоров АО «Пермский газоперерабатывающий завод» (с недавнего времени он входит в состав «Сибирско–Уральской нефтегазохимической компании» — «СИБУР») намерен рассмотреть вопрос о деятельности бывшего генерального директора предприятия А.Хайбдрахманова по отчуждению имущества предприятия. Как сообщил представитель «СИБУРа, условия продажи и передачи в аренду активов ГПЗ и создание на их основе совместного с НК «ЛУКОЙЛ» предприятия не отвечали интересам предприятия [[43]].

2.1.3.      АО «Пермалко»

В апреле пермские газеты сообщили, что решением председателя совета директоров АО «Пермалко», вице-губернатора В.Чебыкина снят с поста генерального директора этого предприятия В.Епифанцев. Не так давно на него было заведено уголовное дело. Директору инкриминировалось нелегальное производство спиртного. На самом деле, зацепились органы вот за что: при закупке коньяка (для производства «Рябиновой на коньяке») в Азербайджане не была вовремя получена соответствующая лицензия. В принципе никто в городе не связывает снятие Епифанцева с какими-то «злоупотреблениями». Плохим руководителем он тоже был едва ли — завод выполнял все поставленные задачи, модернизировал производство и регулярно получал медали за свою продукцию. Так что наиболее вероятно, что реально инкриминировать директору можно только слабое понимал политического значения алкогольного бизнеса [[44]].

По неофициальной пока информации, АО «Пермалко» будет объединяться с заводом «Арсенал», внезапно появившимся и резко набирающим обороты на пермском алкогольном рынке, в то время как огромные мощности «Пермалко» простаивают. История открытия этого предприятия, как и информация о его хозяевах, загадочна. Между тем понятно, что открыть новое алкогольное производство невероятно сложно — получить лицензию в Москве без ведома и одобрения областной власти немыслимо. А курирует «водочные» вопросы в области председатель совета директоров «Пермалко» В.Чебыкин. Известно, что Чебыкин довольно давно и довольно открыто выражал недовольство по поводу деятельности Епифанцева. Вполне возможно, что вице-губернатору нужен был лишь формальный повод, чтобы «снять» руководителя «Пермалко».

3.    Социальная сфера

3.1.       Задолженность по выплатам пенсий, пособий, заработной платы

На традиционном брифинге в областной администрации журналистам было сообщено, что, по состоянию на апрель, задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы по области составляет около 74 миллионов рублей. Это на 63% меньше суммы задолженности, имевшейся три месяца назад. Сумма задолженности по выплате пособий на детей уменьшилась за это время на 24% и составляет около 250 миллионов рублей [[45]]. Как сообщил первый вице-губернатор Г. Тушнолобов, пенсии за март были выплачены на 54,7%. Предполагается, что до конца месяца мартовские пенсии будут выданы полностью. Но у обладминистрации появилась новая проблема. В апреле всем пенсионерам положена единоразовая выплата в размере 69 рублей. На это дополнительно потребуется 60 миллионов рублей, которые областное руководство сейчас усиленно разыскивает [[46]].

3.2.       Проблема реструктуризации Кизеловского угольного бассейна

Как известно, в ходе мартовского визита теперь уже бывшего вице-премьера Правительства России В.Густова была достигнута договоренность о выделении 470,5 миллионов рублей на нужды реструктуризации кизеловского угольного производства. Однако отставка Густова вызвала тревогу шахтеров: не останутся ли обещания на бумаге? До сегодняшнего дня все шло гладко. В первом квартале 1999 года получено 37,7 миллиона рублей реальных денег. Около 3,7 миллиона рублей получила для селективной поддержки и тарифного соглашения шахта «Шумихинская». Уже реально распределяются около ста жилищных сертификатов на общую сумму 15 миллионов рублей в Кизеле, Губахе, Гремячинске, Чусовом. На эти цели перечислено в Пермское казначейство еще 10 миллионов рублей. Важно и то, что официально подтверждено решение правительства о погашении задолженности региону по прошлому году в сумме 5,9 миллиона рублей по программе местного развития шахтерских городов. Но основной финансовый поток должен был бы идти к нам во втором полугодии. Пока же на этот счет нет четких официальных документов.

В шахтерском регионе одна надежда на то, что в преддверии выборов в Госдуму правительство не пойдет на конфронтацию с шахтерами. 26 апреля в Москву для обсуждения согласованных решений по протоколу выехали представители городов шахтерского региона Прикамья [[47]].



Источники

[1]. Семенов М. В понедельник, у губернатора // Капитал. — Пермь, 1999. — 28 апреля.

[2]. Семенов М. В понедельник, у губернатора // Капитал. — Пермь, 1999. — 7 апреля.

[3]. Власенко Т., Москвин А. Карьера против воли // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 13 апреля.

[4]. Москвин А. Без ревизора // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 27 апреля.

[5]. Выгодный бартер с властями // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 6 апреля.

[6]. Семенов М. Истина рождается в споре // Звезда. — Пермь, 1999. — 2 апреля.

[7]. Где развитие, там надежда // Капитал. — Пермь, 1999. — 28 апреля..

[8]. Семенов М. Прощай «Белкомур»? // Звезда. — Пермь, 1999. — 24 апреля.

[9]. Стасова И. Хоть и тощ бюджет, да другого нет // Звезда. — Пермь, 1999. — 23 апреля.

[10]. Дерягина О. Оперативно и по-рабочему // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 27 апреля.

[11]. Истомин Ф. Скрепили узы братства // Звезда. — Пермь, 1999. — 29 апреля.

[12]. Мэр Перми огласил «черный список» // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 6 апреля.

[13]. Селиванов Г. Кошка скребет на свой хребет // Звезда. — Пермь, 1999. — 15 апреля.

[14]. Москвин А. Предчувствие бюджетной войны // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 20 апреля.

[15]. Законодатели против законодателей // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 13 апреля.

[16]. Местное самоуправление снова в опасности // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 27 апреля.

[17]. Рудая Н. Ответственность поделят на троих // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1999. — 8 апреля.

[18]. Москвин А. Лучше комфорт за рубль, чем мрак и холод за копейку // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 6 апреля.

[19]. Семенов М. Неудачники или храбрецы // Звезда. — Пермь, 1999. — 15 апреля.

[20]. Бессмертных А. Милиционеров тоже «кидают» // Звезда. — Пермь, 1999. — 2 апреля.

[21]. Здесь и сейчас // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 13 апреля.

[22]. Глухих А., Рамин Д. Куда идет король // Пермские новости. — Пермь, 1998. — 11 декабря.

[23]. Самый «безопасный» визитер // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 6 апреля.

[24]. Москвин А. Москвобоязнь // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 13 апреля.

[25]. Истомин Ф. Дошел Лужков и до Кудымкара // Звезда. — Пермь, 1999. — 15 апреля.

[26]. Москвин А. Триста левитанцев // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 6 апреля.

[27]. Москвин А. Новые формы борьбы за пожилых // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 20 апреля.

[28]. Москвин А. Урок истории по–баркашовски // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 6 апреля.

[29]. Семенов М. Просвещение или разврат? // Звезда. — Пермь, 1999. — 23 апреля.

[30]. Москвин А. Мусульмане готовятся уйти в «нелегалы» // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 27 апреля.

[31]. Германов И.А. Пермская область в марте 1999 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №3.

[32]. Союз коммунистов // Звезда. — Пермь, 1999. — 29 апреля.

[33]. Евгеньева Н. За такое жилье еще нам надо доплачивать // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1999. — 1 апреля.

[34]. Евгеньева Н. Будем взаимно необязательны? // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1999 — 15 апреля.

[35]. Семенов М. Черный список Бориса Пожарского // Звезда. — Пермь, 1999. — 15 апреля.

[36]. Соловьев А. Областная трехсторонняя комиссия: соглашение не достигнуто // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1999. — 8 апреля.

[37]. Трехстороннее соглашение подписано // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1999. — 15 апреля.

[38]. Германов И.А. Пермская область в марте 1999 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №3.

[39]. Кондрашев В. «Ависмой» занялся арбитраж // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 6 апреля.

[40]. Германов И.А. Пермская область в марте 1999 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №3.

[41]. Власенко Т. А власть задает вопросы // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 20 апреля.

[42]. Семенов М. В понедельник, у губернатора // Капитал. — Пермь, 1999. — 7 апреля.

[43]. Власенко Т. «Газоперерабатывающий завод»: собственники протестуют... // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 20 апреля.

[44]. Мазанов В. Чем пахнет водка // Новый компаньон. — Пермь, 1999. — 6 апреля.

[45]. Коротко // Звезда. — Пермь, 1999. — 23 апреля.

[46]. Семенов М. В понедельник, у губернатора // Капитал. — Пермь, 1999. — 7 апреля.

[47]. Хайбутов В. Густов уходит — проблемы остаются // Звезда. — Пермь, 1999. — 30 апреля.