Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Орловская область

Владимир СЛАТИНОВ

Орловская область

в апреле 1999 года

Хозяйственные итоги первого квартала и экономическая программа областных властей. Реконструкция аэропорта. Затишье в предвыборной кампании. Визит В.Жириновского. Отчет мэрии перед Горсоветом. Мэр Орла Ефим Вельковкий как новая политическая фигура областного масштаба. Крупное соглашение с нефтяными компаниями. Весенний сев. Соглашение с правительством Украины. Социальная политика областных властей. Открытие центра правовой информации.

1.    Политика

1.1.       Исполнительная власть

8 апреля состоялось совещание руководителей промышленных предприятий Орловской области, где присутствовал весь орловский властный бомонд. По форме совещание напоминало прежний совпартхозактив, что, впрочем, не умаляет его значимости и делового характера. На совещании выступил Е.Строев, речь которого по сути была обозначением основных концептуальных подходов орловских властей к экономической политике в целом и промышленной политике в частности.

Августовский 1998 года кризис оказал серьезное воздействие на экономику и, в частности, промышленность как России в целом, так и Орловской области. Причем, как уже сейчас видно, воздействие это в значительной мере оказалось позитивным. Последствия 17 августа для российской промышленности, которые можно обозначить как эффекты девальвации и эффекты импортозамещения, послужили мощным фактором наращивания производства в отдельных отраслях и на отдельных предприятиях. Ликвидация высокодоходных спекулятивных финансовых рынков, по мнению ряда авторов, способствовала более активному кредитованию реального сектора [[1]]. Кроме того, вследствие девальвации и роста производства, в сочетании с умелыми действиями ряда региональных властей, резко (если не сказать радикально) возросли бюджетные поступления.

Вышеуказанные факторы позволили Е.Строеву не без гордости отметить весьма позитивные сдвиги в орловской экономике. По итогам первого квартала 1999 года объем промышленного производства в денежном выражении составил 136,6% к соответствующему периоду прошлого года. На некоторых предприятиях объемы производства выросли в разы (на заводе «Текмаш» на 613%, на Орловском сталепрокатном на 44%). Средняя зарплата в промышленности поднялась до 917 рублей, существенно сократилось число убыточных предприятий, возросла занятость. Но наиболее впечатляюще выглядят сборы в бюджет. За первый квартал они составили 263% к тому же периоду 1998 года. Данное обстоятельство в сочетании с политическим весом орловского губернатора, позволяющим без труда получать трансферты, позволило принять решение о повышении наполовину зарплаты работникам бюджетных организаций и на 30% — государственному аппарату (на реализацию данных мер потребуется 200 млн. рублей) [[2]].

При этом Строев предостерег от самоуспокоенности и обозначил основные направления дальнейших действий в области экономики. Во-первых, это использование свободных денежных средств населения. По словам губернатора, этих средств насчитывается 4,7 млрд. рублей, а с учетом припрятанных долларов – около 9-10 млрд. Есть опасность, что эти средства уйдут из области, отметил Строев. Во-вторых, активная экспансия орловских предприятий и товаров за пределы области – в Москву, другие регионы, СНГ, дальнее зарубежье. Процессу экспансии Строев обещал политическую поддержку и использование своего авторитета для продвижения орловских товаров и производств вовне области. Примечательно, что он весьма резко отозвался о тех главах областей, кто пытается ограничить ввоз или вывоз продукции. «Надо снять пелену с глаз и понять, что в рынке не может быть границ» – заявил Строев, выступив апологетом либерального принципа свободной торговли. Для потребления внутри нам достаточно 30% того, что производим; остальное надо вывозить, отметил губернатор. В-третьих, активная государственная инвестиционная политика. Строев сказал, что уже принято решение о создании государственного банка развития регионов, учредителями которого выступят ЦБ РФ, Минфин и субъекты Федерации. Банк будет на 100% контролироваться государством и кредитовать инвестиционные программы регионов «в отличие от многих проворовавшихся мафиозных финансовых структур». В-четвертых, активное привлечение частных инвесторов. Здесь Строев обратился к излюбленной в Орле теме социальной и политической стабильности, «которой наша область отличается от всех», и которая является главной причиной активного внимания со стороны инвесторов (здесь, правда, стоит добавить и личное реноме, а также влияние председателя Совета Федерации). Благодаря указанным факторам невиданными в России темпами идет газификация, стоятся новый завод холодильного оборудования, завод молдавских вин, осуществляются совместно с немецкими партнерами программы «Пшеница-2000» и «МТС-2». Примечательно, что под стабильностью Строев понимает и «умение налаживать контакты». Кроме того, он предложил облсовету освободить все вкладываемые в производство инвестиции от региональных налогов. Губернатор также пообещал использовать свои возможности для положительного решения вопросов вывоза валюты за рубеж (после недавнего ужесточения соответствующего режима) тем предприятиям, которые «вкладывают в областную экономику, тратят деньги на техническое переоснащение, а не воруют». В-пятых, активное строительство новой инфраструктуры. Строев высказался за ускорение реконструкции аэропорта, «чтобы можно было принимать любые самолеты до «Боингов», и создание в ближайшей перспективе терминала, а возможно и свободной таможенной зоны [[3]]. Данная идея, возможно, и вызовет зависть и протесты соседей (каково будет курскому «штурмовику» Руцкому), а также противодействие московских структур, однако, зная лоббистские возможности Строева, можно предположить, что хотя бы частично она вполне может быть реализована.

Таким образом, можно отметить, что орловские власти решили сполна воспользоваться результатами экономической трансформации, произошедшей после 17 августа 1998 года. Эффекты девальвации, краха спекулятивных финансовых операций и потребность в импортозамещениии существенно изменили отечественную экономическую среду, способствовав оживлению производства и реального сектора. Однако если на общероссийском уровне данные процессы развивались по большей части стихийно и не подкреплялись активными действиями правительства, то в Орловской области в ряде направлений эти действия были предприняты (в частности, более активно применялась процедура банкротства и введения внешнего управления, контролировались финансовые потоки и ужесточилась фискальная политика). Это позволило добиться определенных позитивных результатов, а также наметить новые направления, сочетающие следование некоторым либеральным установкам с активным государственным участием и поддержанием «социальной и политической стабильности». При ближайшем рассмотрении эти меры носят весьма конструктивный характер и опираются на реальные ресурсы, в числе главных из которых – сохраняющийся пока высокий личный авторитет и влияние орловского лидера.

В развитие установок, прозвучавших на совещании постановлением №177 от 8 апреля 1999 г. утверждены первоочередные мероприятия по реконструкции аэропорта г.Орла на 1999 г. Генеральному проектировщику ГПИ и НИИГА «Аэропроект» В.Н.Иванову рекомендовано в первом полугодии текущего года произвести работы по подготовке документации для сертификации аэропорта «Орел». ОГУП «Строй-заказчик», ОАО «Орелдорстрой» поручено завершить общестроительные работы по зданиям и сооружениям объектов средств посадки и энергообеспечения. Госпредприятию «Орловский центр УВД» поручено закончить монтаж и ввести в эксплуатацию энерго- и радиосветотехническое оборудование аэропорта.

В целях активизации темпов газификации районов в текущем году, экономии бюджетных средств и дальнейшего социально-экономического развития области утверждена Программа газификации области на 1999 год. Постановлением главы администрации Орловской области №168 от 7 апреля 1999 г. установлено, что приоритетной задачей программы газификации области является максимальное увеличение числа потребителей газа. Главам горрайадминистраций поручено довести газопроводы до центральных усадеб и населенных пунктов, где ведется строительство жилья по программе «Славянские корни». Отменена оплата услуг за выдачу архитектурными отделами справок на соответствие построенных газопроводов проектам для трестов ОАО «Орелоблгаз», строительство которых велось за счет областного и местных бюджетов. Главам администраций городов и районов, руководителям хозяйств поручено оказывать содействие в финансировании газификации квартир (домов) семьям, имеющим льготы согласно постановлениям Правительства РФ и администрации области, в исключительных случаях — одиноким гражданам и семьям, живущим за чертой бедности. Государственному комитету по охране окружающей среды поручено осуществить без оплаты труда все виды экспертных заключений и согласований по объектам газификации области и переводу котельных, строящихся за счет средств областного и местных бюджетов [[4]].

В середине апреля в администрации области состоялось оперативное совещание, которое провел Е.С.Строев. Первым был рассмотрен вопрос о ходе весенних полевых работ. С информацией выступил начальник управления сельского хозяйства и продовольствия А.А.Михалев. По его сообщению, несмотря на ощутимый дефицит минеральных удобрений и ГСМ, подкормка озимых культур и многолетних трав проведена уже на 70% площадей, посеяно более 110 тысяч гектаров ранних зерновых и однолетних трав, в южных районах начался сев сахарной свеклы и подсолнечника. На совещании были об суждены вопросы ускорения посевных работ, активизации поставок ГСМ и минеральных удобрений. Подводя итоги обсуждения, Е.С.Строев подверг жесткой критике АО «Орловская нива», ряд других чиновников за «бюрократические методы работы, медлительность, сниженное чувство ответственности» (стилистика местной печати), в результате чего не удалось своевременно оформить договора на поставку удобрений, ГСМ, обеспечить земледельцев к посевной всем необходимым. При ощущающейся нехватке в стране продовольственных ресурсов единственно верный путь развития созданных на Орловщине агрофирм и МТС — увеличить посевы зерновых, сахарной свеклы, подсолнечника, использовать для этого пустующие земли экономически слабых хозяйств, подчеркнул Е.С.Строев.

С информацией об итогах исполнения бюджета в 1 квартале 1999 года на совещании выступили заместитель главы администрации области Т.П.Кравченко, начальник налоговой инспекции по Орловской области В.И.Рыжов, начальник управления финансов и налоговой политики В.Ф.Курганников. Они сообщили о том, что в области с начала года удалось добиться существенного роста налоговых поступлений. Это позволило направить ассигнования на поддержку социальной сферы, повысить заработную плату учителям, врачам, работникам культуры. Итоги совещания подвел Е.С.Строев. Он подчеркнул, что ключевая проблема стратегии заключается ныне в отсутствии эффективных способов сбора налогов с торговли, учреждений банковской сферы, доля которых в наполнении бюджета невелика. Налоговое бремя по-прежнему тормозит динамичное развитие предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства. В то же время оборот наличных денег находится целиком вне государственного контроля, капитал вывозится за пределы области. В ближайшее время в администрации области состоится крупное совещание работников финансовых и налоговых органов, на котором будут рассмотрены новые подходы в налоговой политике [[5]].

1.2.       Местное самоуправление

В середине апреля на заседании Городского совета был заслушан отчет мэрии о работе в 1998 году. Мэр Орла Ефим Вельковский не без гордости заметил, что в прошлом году объем промышленного производства немного вырос. Среди основных причин подъема мэр справедливо указал на благотворное для отдельных отраслей и предприятий действие финансового кризиса 17 августа.

Кроме того, имели место существенные инвестиции из областного бюджета (Е.Строев, активно поддерживающий мэра после его назначения позаботился о выделении дополнительных средств для городского бюджета и ряда предприятий). К сожалению, признался Вельковский в прошлом году городское хозяйство не получило ни цента иностранных инвестиций, «зато отечественные крупные инвесторы по обработке алмазов, золота, а также строительная организация ЗАО «Стройтрансгаз» и авиакомпания «Трансаэро» активно работают у нас, но это заслуга, в первую очередь, Е.Строева.

Позитивным выгладит тот факт, что в прошлом году городской бюджет был исполнен по доходам на 103%, хотя в целом «финансовая ситуация остается сложной». Главные проблемы, заметил мэр, это рост цен и низкая платежеспособность.

Вельковский особо заметил, что в Орле необходимо добиться выполнения постановления правительства по жилищно-коммунальной реформе и довести стоимость оплаты жилищно-коммунальных услуг до 60% затрат (сегодня – 35%). Правда, на это не идет Горсовет, поэтому мэрии удалось договориться пока только о 40% -ной оплате. В настоящее время в массовом порядке идет установка счетчиков в котельных и ЦТП, затем придет очередь домов и квартир.

Орловский мэр признал, что жилищное строительство в городе идет вяло. В 1998 году жилья было введено на 18% меньше, чем в 1997-ом. На фоне впечатляющей строевской программы «Славянские корни» («Свой дом»), предусматривающей строительство в каждом сельском районе 100 домов коттеджного типа, активизация жилищного строительства в самом Орле необходима. Пока лишь сдан единственный (за семь лет) муниципальный дом, ведется строительство второго. Необходимо отметить, что даже в сравнении с соседними областями жилищное строительство в Орловской идет весьма низкими темпами.

Чем действительно мог похвалиться орловский мэр, это активно развернувшимся сразу после его прихода на пост главы города ремонтом дорог и строительством новых. Работа здесь действительно сделана колоссальная. Немудрено, ведь г-н Вельковкий руководил до этого автоколонной и является автомобилистом с 30-летним стажем [[6]].

Вообще отчет мэра в Горсовете весьма примечателен. В своей должности он находится год, но сумел весьма громко заявить о себе. И не только колоссальной работой по ремонту дорог (а они, действительно, были просто ужасны), что сразу стало заметно населению (этакий орловский «эффект Черепкова»). Весьма примечателен стиль работы г-на Вельковского. Рабочий день начинается в 5.00 – 5.30. с объезда города. В 7.00 – планерка для наиболее ответственных чиновников. «Сначала смеялись, потом плакали, сейчас привыкли» — резюмировал один из чиновников горадминистрации. Город стал чище. Наведен порядок в уличной торговле. Образован новый административный район, поскольку в прежнем, слишком крупном, заметно ухудшилась управляемость. Это наиболее «видимая» часть работы нового мэра. Короче говоря, складывается образ «крепкого хозяйственника». Важно отметить постоянно подчеркиваемую мэром деполитизированность. Это при том, что избравший его Горсовет на 90% состоит из коммунистов. В этом отношении мэр действует в русле областных властей (имеется в виду администрация), которые также сторонятся напрямую отождествлять себя с КПРФ, хотя и находятся с ней в «сердечном согласии». В многочисленных интервью (в последнее время значительно возросших количественно), Вельковский старательно обходит политические темы, подчеркивая свою чисто «хозяйственную» ориентацию. Даже на постоянно задаваемые вопросы о Югославии мэр отвечает витиевато, четко говоря лишь, что «нельзя дать втянуть себя в войну». На устроенном коммунистическим Горсоветом антинатовском митинге Вельковский присутствовал, но молчал как рыба. Орловский «крепкий хозяйственник», правда, не публичен. Однако, в консервативно-традиционалистском Орле публичность на только не приветствуется, но отвергается (специфическая публичность Строева – исключение, подтверждающее правило). Вельковкий – «крепкий хозяйственник»-мэр традиционного провинциального города, и в этом образе он весьма органичен. Наконец, он абсолютно лоялен губернатору (привычного для многих российских регионов конфликта областного руководства с мэром в Орле невозможно представить даже гипотетически) и пользуется несомненной поддержкой последнего. Конечно, вряд ли можно абсолютно уверенно говорить о целенаправленном «выращивании преемника».

Однако восхождение мэра к вершинам орловской политики налицо. В конце концов Строев как глубокий и дальновидный политик и руководитель не может не думать о преемнике. Тем более, что вопрос о преемственности может быстро встать в случае перехода Строева в том или ином качестве в Москву (ведь этого никак нельзя абсолютно исключать). Правда, у Вельковского два очень существенных «недостатка». Во-первых, «пятый пункт». Всем известно, что мэр – «лицо еврейской национальности», и хотя Орловщина не отличается ярко выраженными антисемитскими настроениями, консерватизм как населения так и местной элиты (в большей степени) здесь может сыграть свою роль. Во-вторых, мэр – «не орловский», большая часть его жизни связана с Брянском. Следует заметить, что Орловщина притягивает людей из разных регионов, которые занимают здесь весьма высокое положение, однако, роль семейственности, землячества и кумовства в решении кадровых вопросов как и в любом провинциальном традиционалистском городе здесь колоссальна. Может ли во главе области стать человек типа мэра – сказать сложно. Повторимся лишь, что серьезной политической фигурой за этот год ему (при поддержке Строева) стать вполне удалось.

1.3.       Политические партии

Как ни странно, резко активизировавшаяся было в марте политическая жизнь в области, связанная с приближением электорального сезона, в апреле пошла на спад. Местные партийные структуры практически не подавали никаких признаков жизни. Здесь можно сделать ряд предположений. Возможно, громко заявив о себе в марте, коммунисты и в особенности демократы («ЯБЛОКО» и «Правое дело») занялись тихой рутинной работой и, что называется, «копят силы». Возможно также, что областные власти, жестко контролирующие местные СМИ, сознательно перекрыли каналы информации о деятельности политических партий для сохранения реноме области как «островка политической стабильности» и недопущения здесь политических баталий.

Примечательно, что до сих пор нет никакой публичной информации о создании местного отделения «Отечества», «Всей России» или «Голосов России». Это, впрочем, неудивительно. О далеко не радужных отношениях Строева с Лужковым, претендующим на роль неформального лидера Совета Федерации и всех региональных боссов, известно давно. Тем более маловероятно, чтобы здесь получили благословение откровенно «губернаторские» объединения, от которых во всяком случае пока в стороне держится орловский лидер («Вся Россия», «Голоса России»). Поговаривают, что пока едва ли не полуподпольное лужковское «Отечество» все же создано, и возглавляет его глава одной из федеральных служб. Однако официального подтверждения этой информации мы пока не имеем. Очевидно, что «развернуться» «Отечеству» здесь дадут только в том случае, если Строев и Лужков договорятся о тех или иных формах взаимного сотрудничества.

Кто более или менее уверенно чувствует себя на Орловщине, так это коммунисты и ЛДПР. Первые не отличались большой активностью, правда, провели ряд публичных мероприятий, связанных с годовщиной со дня рождения Ленина. Кроме того, собирались руководители районных организаций КПРФ для координации работы по подготовке к майским праздникам. Очередной пленум обкома обсудил вопрос усиления партийной работы среди женщин [[7]] Наконец, местная коммунистическая пресса растиражировала многочисленные осуждающие письма депутату ГД В.В.Злобину по поводу его отказа подписать обращение депутатов ГД к Совету Федерации об импичменте Ельцину [[8]].

Что касается ЛДПР, то ее вождь прибыл 5 апреля в Орел. Состоялась встреча с Е.Строевым, где два политика «поделились своими представлениями о текущем политическом моменте» [[9]]. Как заявил потом сам Жириновкий позиции его и Строева совпали по многим вопросам, в том числе по Югославии и «проблемам поддержания политической стабильности». Что касается последнего, то на пресс-конференции Строев, как обычно, говорил максимально обобщенно, хотя было очевидно, что со многими «чрезвычайными» инициативами (озвученными ранее, в том числе по ускоренной интеграции с Югославией) вождя либерал-демократов он не согласен. Лидеры договорились, что деятельность местной ЛДПР и далее не будет встречать преград (проблемы начались после попыток составить конкуренцию Строеву на губернаторских выборах, но позже Жириновский «пошел на мировую»). В отличие от блицвизита в Орел Явлинского о визите Владимира Вольфовича знали и местные жириновцы и политический бомонд. Первые попытались максимально использовать пропагандистский эффект визита, однако, региональные СМИ отвели ему очень мало места.

2.    Экономика

2.1.       Проекты в нефтегазовой отрасли

В начале апреля в Москве было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве между администрацией Орловской области, Минтопэнерго РФ и АО «Транснефть». Благодаря этому соглашению область становится одним из участников нефтяного бизнеса в РФ.

Смысл соглашения — участие предприятий Орловской области в деятельности Балтийского трубопроводного сообщества. В числе участников также — такие крупнейшие компании, как «Роснефть», «Славнефть», «Бритиш гэс», «КомиТЭК» и другие. Как известно, после распада СССР Россия осталась без собственных экспортных нефтеналивных терминалов на Балтике. И сегодня весьма значительные объемы экспортной нефти приходится качать на латвийский порт Венспипс, из-за чего страна теряет миллионы долларов. В то же время на российском побережье Балтики, в Ленинградской области, имеется немало бухт, удобных для сооружения грузовых портов. В минувшем 1998 году было наконец принято решение о начале реализации проекта Балтийской трубопроводной системы, первой очередью которой должны стать нефтепровод Кириши-Приморск мощностью 12 млн. тонн нефти в год и сооружение в Приморске нефтеналивного терминала. Теперь начинается практическая работа. И в полном соответствии с подписанным трехсторонним договором самое активное участие в сооружении БТС примут строительные компании Орловской области. Соглашение предусматривает, например, что Орловской области будут безвозмездно выделены 1,8 млн. долларов на завершение строительства завода по изоляции труб в Орле. Этот завод без работы не останется, ибо компания «Транснефть» с каждым годом увеличивает объем.

«Транснефть» вместе с Минтопэнерго займется также реализацией программы переселения в Орловскую область шахтеров, высвобождаемых в других районах страны после закрытия неперспективных шахт. А это не только строительство жилья и всей сопутствующей инфраструктуры, но и создание многих тысяч новых рабочих мест. Когда президенту АК «Транснефть» Дмитрию Савельеву был задан вопрос, почему для реализации этих весьма перспективных проектов была выбрана именно Орловская область, он ответил: «Во всяком случае вовсе не потому, что губернатор области Егор Семенович Строев является еще и Председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ. И даже не потому, что он возглавляет попечительский совет по строительству портов на Балтике. Для нас главное — губернатор Егор Строев всегда был надежным партнером. Всей деловой России хорошо известно, что Орловская область — один из самых аккуратных заемщиков: «кредитная история» у нее отменная, по всем обязательствам здесь всегда расплачивалась в срок. Губернатор зарекомендовал себя очень деловым человеком, прагматиком а лучшем смысле этого слова. В одном из своих интервью он даже провозгласил: «Прагматизм — это первый шаг к выходу из любого тупика!» И мы уверены, что средства, вложенные в Орловщину, не только не пропадут, но и принесут скорую и немалую отдачу» [[10]] В отношении первого г-н Савельев, разумеется, слукавил: политический вес и лоббистские возможности орловского губернатора, конечно, являются главными факторами привлечения деловых партнеров. Однако политический вес, действительно, подкрепляется как внутрирегиональной стабильностью на Орловщине, так и аккуратным исполнением своих обязательств перед кредиторами и инвесторами. Это вкупе и делает область привлекательной для крупных компаний.

2.2.       Торговля

20 апреля в областной администрации состоялось совещание, посвященное итогам работы торговых предприятий области, собираемости налогов и проведению весенней ярмарки в Орле. В совещании приняли участие работники обладминистрации, заместители глав райадминистраций, представители потребительских союзов и обществ, предприятии оптовой и розничной торговли. С итогами работы торговых предприятий области присутствующих познакомил начальник управления торговли и потребительских ресурсов В.П.Агапов. Сравнивая результаты работы в первом квартале с соответствующим периодом прошлого года, докладчик отметил, что положение не радует: произошло снижение объемных показателей, сократилась прибыль, возросло количество убыточных магазинов, значительно сократилась реализация, в том числе по основным продуктам.

Все это, в первую очередь, объясняется снижением покупательской способности, которая после августовского кризиса продолжает падать. Но, несмотря на сложности, предприятия торговли продолжают работать, и уже к концу первого квартала наметился рост по некоторым показателям, в частности, увеличилось число продаж в расчете на одного жителя области. Налогов собрано на 12 млн. рублей больше, чем за соответствующий период прошлого года. В то же время наметился перекос между ростом числа продаж и количеством собираемых налогов в сторону уменьшения последних. Следует этот перекос устранить путем облегчения бремени налогов стационарной торговле и упорядочения налогообложения на рынках. Областные торговые организации готовы к проведению весенней ярмарки, которая будет и насыщенной по товарам, и хорошо организованной.

Начальник управления по совершенствованию рыночных отношений в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании городской администрации А.А.Марков отметил в своем выступлении, что городской торговлей продано товаров на сумму 2,7 тыс. руб. в расчете на одного жителя, но тем не менее товарооборот снизился. Чтобы оживить торговлю, следует предпринять действенные меры, в частности, снизить арендную плату, упорядочить торговлю и налогообложение на городских рынках [[11]].

3.    Социальная сфера

3.1.       Правовое образование

В апреле в Орле произошло событие, значение которого в научном, образовательном и социальном аспектах трудно переоценить. В областной публичной библиотеке им. И.А.Бунина открылся общественный центр правовой информации.

Фактически сделан первый, но очень важный шаг в интересах реализации конституционных норм РФ и общепризнанных норм международного права, гарантирующих доступ граждан к информации. Таким образом, «бунинка» получила право и возможность предоставлять своим читателям доступ к отечественным и мировым фондам официальных правовых норм и актов.

Открытие центра состоялось в соответствии с постановлением главы администрации области во исполнение Указов Президента РФ «О мерах по ускорению создания центров правовой информации» и «О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов». Идеологами и организаторами центра фактически были управление информации главы администрации области и правовое управление администрации области, специалисты центра правительственной связи в области, работники областной библиотеки. Ввод в функциональное действие нового подразделения библиотеки был бы невозможен без материально-технической поддержки Российского Фонда правовых норм, организационно-методической помощи Министерства культуры РФ и областной администрации.

В настоящее время в электронной базе центра около 100 тыс. нормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, актов Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда, нормативных актов СНГ, федеральных органов исполнительной власти, областного Совета народных депутатов и администрации Орловской области.

Открытие центра правовой информации в Орле после Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Брянска – реальное формирование в России единого информационно-правового пространства. В ближайшее время предполагается открыть для пользователей пункты правовой информации в центральной библиотеке Орловского района.

3.2.       Социальная защита населения

В начале апреля собрал большую пресс-конференцию начальник управления социальной защиты населения администрации области А.Лабейкин. Он заявил что, рассматривается каждое обращение граждан, но в первую очередь органы соцзащиты стараются помочь тем, кто находится в бедственном положении и сам не в состоянии справиться с трудностями.

Из всех проблем, решаемых управлением, на первом месте находится вопрос выплаты пенсий и пособий. Сейчас создана хорошая база для решения этих вопросов. Принятый в декабре 1998 года областной бюджет носит социальный характер и позволяет обеспечить уровень социальных выплат. Так, все орловские пенсионеры (а их в области 275 тысяч) уже получили пенсию за март. Начали выдавать пенсию за апрель. Благодаря усилиям Пенсионного фонда, областной администрации и лично Е.С.Строева выплата пенсий в нашей области осуществляется практически по графику. В этом Орловская область отличаемся от соседних регионов, где пенсии выплачиваются с большими задержками. Другой вопрос — размер пенсий. Сейчас он составляет в среднем 430 рублей, т.е. 68% от прожиточного минимума, который в нашей области на апрель этого года установлен в сумме 646,4 рубля.

К сожалению, до сих пор не решены проблемы по выплате единого ежемесячного пособия на ребенка. Особенно остро стоит вопрос по погашению задолженности за 1998 год. Всем остронуждающимся, неработающим матерям детское пособие за прошлый год выплачено, на прошедшей неделе перечислены пособия за ноябрь и декабрь. Долг перед работающими получателями детских пособий пока внушительный (последний раз пособие на ребенка им перечисляли за март 1998 года). Однако постепенно, по мере накопления средств, задолженность погашается. Если в начале года она составляла 74 млн. рублей, то на начало апреля — 65 млн. рублей, т.е. 9 млн. рублей за 1 квартал выплачены. В районах области мамы уже получили пособия на ребенка за январь, февраль и частично за март этого года (к данным выплатам подключены районные бюджеты). Орел пока является печальным исключением, здесь детские пособия за первые месяцы 1999 года выплачены только малообеспеченным семьям. «Далеко не каждый бюджет сегодня может «тянуть» эту социальную строчку, — заметил А. А. Лабейкин. — В некоторых регионах «детские» не выплачиваются по два года. Сейчас в области 165 тысяч несовершеннолетних детей. Областное руководство предпринимает все возможное, чтобы задолженность по «детским» погасить полностью и быстрее» [[12]].

4.    Межрегиональные связи

В начале апреля в Орле находилась с рабочим визитом официальная делегация Украины. В ее состав вошли вице-премьер украинского правительства М.В.Гладий, посол Украины в России В.Г.Федоров, министр агропромышленного комплекса Б.Н.Супиханов, а также руководители крупнейших промышленных предприятий, таких, как Харьковский тракторный завод, Тернопольский завод, ЗАО «Одессельмаш» и др.

В ходе визита гости ознакомились с программой реформирования сельского хозяйства на Орловщине, посетили ОАО «Орловская нива», обменялись опытом хозяйствования на земле с орловскими фермерами.

Обеими сторонами была выражена заинтересованность в создании совместных рыночных структур, в более тесной интеграции. В частности, удалось договориться о лизинговых поставках украинской сельскохозяйственной техники орловским хозяйствам. По итогам визита глава администрации области Е.С.Строев и вице-премьер-министр правительства Украины М.В.Гладий подписали соглашение о сотрудничестве в сфере аграрного комплекса [[13]].

5.    Резюме

Благоприятные экономические итоги первого квартала, вызванные эффектами посткризисного состояния российской экономики позволили орловской областной власти сформулировать новые стратегические ориентиры в экономической политике, направленные на дальнейшее оживление производства и привлечение инвестиций. Будучи подкрепленными политическим авторитетом и лоббистскими возможностями Строева, эти меры в состоянии дать положительный эффект при условии отсутствия общероссийских коллизий. Знаковым в этом плане является подписание соглашения с нефтяными гигантами.

Политическая жизнь в области в апреле не отличалась особыми событиями, за исключением ленинского юбилея, активизировавшего коммунистов, и визита лидера либерал-демократов. Предвыборной активности пока не наблюдается. Примечательно вхождение мэра Орла в среду наиболее влиятельных региональных политических фигур. Социальная ситуация продолжала оставаться стабильной.



Источники

[1]. Известия. — 1999. — 24 апреля.

[2]. Орловская правда. — 1999. — 9 апреля.

[3]. Орловская правда. — 1999. — 9 апреля.

[4]. Поколение. — 1999. — 13 апреля.

[5]. Поколение. — 1999. — 20 апреля.

[6]. Поколение. — 1999. — 14 апреля.

[7]. Орловская искра. — 1999. — 27 апреля.

[8]. Орловская искра. — 1999. — 8 апреля.

[9]. Просторы России. — 1999. — 6 апреля.

[10]. Поколение. — 1999. — 13 апреля.

[11]. Поколение. — 1999. — 22 апреля.

[12]. Поколение. — 1999. — 6 апреля.

[13]. Просторы России. — 1999. — 13 апреля.