Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна ДРАБКИНА

Ленинградская область

в апреле 1999 года

Отставка Вадима Густова с поста первого вице-премьера Правительства РФ резко изменила предвыборный ландшафт Ленинградской области. И. о. губернатора разоблачает слухи о собственных связях с В.Жириновским. Произошли отставки ключевых фигур областного правительства. В областном правительстве разработан новый вариант Лесного кодекса. Законодательное собрание отметило 5 лет своего существования. В ЗС рассматривается закон об исполнительной власти. Контрольно-счетная палата добивается расширения собственных полномочий. Главы волостных администраций обсуждают проблемы местного самоуправления. В области прошла первая конференция регионального отделения «Отечества» и учредительная конференция движения «Развитие предпринимательства». В первом квартале отмечен рост объемов производства. Область лишилась международного кредитного рейтинга. Активизируется строительство БТС.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Подготовка к выборам губернатора

29 апреля президент РФ Б.Ельцин неожиданно отправил в отставку Вадима Густова с поста первого вице-премьера правительства РФ. Густов проработал в правительстве 7,5 месяцев.

 

Это событие резко изменило предвыборную ситуацию в Ленинградской области. Хотя об участии В.Густова в выборах официально не объявлено, никто не сомневается, что он – кандидат номер один. Правда, упорные слухи об участии Густова в губернаторских выборах возникли еще примерно за месяц до его отставки. Хотя он и заявил, что отставка стала для него полной неожиданностью, некоторые наблюдатели сомневаются в искренности этих слов и высказывают предположение, что ввиду непрочного положения правительства Е.Примакова Густов решил не дожидаться своей отставки вместе со всем правительством [[1]].

Впрочем, не исключено, что решение баллотироваться на выборах, о котором заговорили задолго до отставки, могло быть связано с серьезными опасениями возможной победы на губернаторских выборах в Ленинградской области Владимира Жириновского. Публичные заявления Жириновского о том, что он не будет участвовать в выборах губернатора Ленинградской области, здесь рассматривают как отвлекающий маневр. Действительно, по некоторым неофициальным данным, Жириновский имеет серьезный интерес к Ленинградской области и собирается здесь баллотироваться, а в областном руководстве в связи с этим царит растерянность. Показателен такой эпизод: прозвучавшая в эфире радио «Гардарика» (вещающего на Ленинградскую область) первоапрельская шутка о якобы состоявшемся назначении представителя ЛДПР на пост первого вице-губернатора была воспринята в областном правительстве всерьез – последовали официальные опровержения за подписью и.о. губернатора, распространенные всеми СМИ.

Кроме того, еще раньше пресс-служба правительства распространила материал с опровержением «распространяемых в последнее время в некоторых СМИ» сообщений о том, что В.Сердюков якобы поддерживает кандидатуру Жириновского на выборах губернатора. В связи с последним следует заметить, что осведомленные источники утверждают, что такая встреча действительно имела место. На ней, возможно, обсуждались коммерческие интересы ЛДПР в Ленинградской области, в частности, в Ивангороде. Однако В.Сердюков предпочел не раскрывать карты и в очередной раз распространить опровержение, где сказано: «Никаких договоренностей, соглашений, тайных или явных, в устной или письменной форме о поддержке кандидатуры Жириновского у меня нет...Я уже неоднократно высказывал в прессе свою позицию и отношение к предстоящим губернаторским выборам. Сегодня мне, как лицу, в первую очередь отвечающему за положение дел в области, некогда вступать в предвыборные дискуссии. У меня также нет времени опровергать различные слухи и откровенный «компромат», которые уже начинают использоваться теми, кто вместо исполнения своих служебных обязанностей с головой окунулся в предвыборные склоки».

 

Впрочем, не исключено, что может быть предпринята попытка возвращения В.Густова в губернаторское кресло без выборов. Ведь если Законодательное собрание назначило исполняющего обязанности губернатора своим решением, то оно может его отменить. О проработке такого варианта может свидетельствовать прошедшая в СМИ информация о том, что в Москве запросили документы, связанные с назначением и.о. губернатора Ленинградской области [[2]]. Председатель ЗС Виталий Климов (давний соратник В.Густова) утверждает, что возвращение Густова без выборов невозможно. Вместе с тем в СМИ сообщается, что сразу по возвращении из Москвы Густов имел с Климовым «долгую доверительную беседу», о содержании которой ничего не известно [2].

 

В свете этих новых событий неясны намерения Сердюкова – будет ли он соперничать с Густовым на выборах или откажется от выдвижения.

 

Неопределенность ситуации в областном правительстве усугубилась еще и тем, что практически одновременно с отставкой Густова стало известно об уходе из областного правительства двух ключевых фигур – первого вице-губернатора по финансам Сергея Сусекова и вице-губернатора по экономическому развитию Валерия Голощапова. Оба – выходцы из Простройбанка, были назначены на свои посты сразу после победы Густова на выборах в 1996 году. Теперь они оба возвращаются в Промстройбанк на должности вице-президентов дочерней структуры – Банкирского дома «Санкт-Петербург». Голощапов, кроме того, будет назначен директором представительства банка в Москве.

 

С именем С.Сусекова прочно связан скандал с синдицированным кредитом на 50 млн. долларов (см. [[3]]) и вообще вся неудачная финансовая политика руководства Ленинградской области. Что касается Голощапова, то его характеризуют как самую загадочную фигуру в областном правительстве, как человека, который «многое знает, но ничего не скажет» [[4]]. В связи со своей отставкой он заявил: «Несмотря на то, что я ухожу в бизнес, я продолжу оказывать активное содействие продвижению крупных инвестиционных проектов области, таких, как «Форд» и строительство портов». Ходят слухи, что именно Голощапов будет заниматься продвижением Густова на выборах [4].

 

В заявлениях официальных лиц уход Сусекова и Голощапова не связывается с отставкой Густова или его намерением баллотироваться на пост губернатора. Сами бывшие вице-губернаторы тоже заявляют, что их уход никак не связан с политикой, однако верится в это с трудом. Некоторые эксперты напрямую связывают уход двух вице-губернаторов с отставкой Густова [[5]]. Их уход выгоден всем политическим силам, реально претендующим на губернаторский пост. Если В.Сердюков не откажется от выдвижения, то ему не нужны лояльные Густову вице-губернаторы. Густову же необходимо свалить на кого-то удручающее состояние финансов и весьма слабую (мягко говоря) отдачу широко разрекламированных крупномасштабных проектов.

 

1.2.       Правительство

В правительстве Ленинградской области разработан новый вариант Лесного кодекса, в котором лоббируются интересы отечественных лесозаготовителей. Кодекс расширяет возможности аренды лесных участков под разработку для отечественных предприятий, и одновременно практически вытесняет иностранные компании, ограничивая их участие в совместном лесопользовании. В настоящее время срок аренды составляет 5 лет, т.е. примерно половину восстановительного цикла. В проекте кодекса предусматривается срок 10-20 лет.


1.3.       Законодательное собрание

1.3.1.      Юбилей Законодательного Собрания области

19 апреля отмечались 5 лет существования областного ЗС как института государственной власти. Состоялась совместная пресс-конференция нынешнего председателя ЗС Виталия Климова и председателя ЗС первого созыва Василия Иванова (депутата ЗС второго созыва). Естественно, сравнивались ЗС первого и второго созывов (10 депутатов работают в ЗС второй срок).

 

В.Климов (который не был депутатом ЗС 1-го созыва) считает, что второй созыв принципиально отличается от первого только количественно – было 25 депутатов, теперь – 50; было 7 постоянных комиссий, теперь – 11. Главной заслугой ЗС первого созыва он считает принятие Устава Ленинградской области (который, впрочем, после этого многократно изменялся вплоть до принятия полностью новой редакции, но и после этого вносились изменения. – Т.Д.). Были заложены основные принципы построения системы власти, баланса властей. Первый созыв сформировал систему местного самоуправления. Еще один ключевой шаг – принятие закона «Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области». По словам председателя Собрания, нынешнее ЗС не только развивает то, что было начато раньше, но идет дальше, так как цели и задачи становятся более объемными. Он отметил, что жизнь ставит многие вопросы, которые были нехарактерны для ЗС первого созыва. В частности, это касается расширения функций и полномочий местного самоуправления и становления системы народовластия (имелось в виду избирательное законодательство). В.Климов, который в 1990-1993 гг. был заместителем председателя областного Совета, отметил, что «мы живем по системе маятника: от первой фазы всевластия Советов перешли в свое время к фактическому бессилию представительной власти, когда исполнительная власть попыталась до крайности урезать и функции, и численный состав депутатского корпуса». Климов считает, что 25 депутатов в ЗС 1‑го созыва, да еще практически без аппарата – это слишком мало. Сегодня депутатский корпус вдвое больше, есть эффективно работающий аппарат – то, что необходимо для нормальной законодательной работы. Если ЗС 1-го созыва за 4 года работы провело 54 заседания и приняло 166 законов, то ЗС 2-го созыва, работающее менее полутора лет, уже провело 24 заседания и приняло 100 законов. По мнению Климова, численный состав ЗС в 50 депутатов оптимален. Он считает, что в будущем областной парламент должен работать полностью на постоянной основе. Климов заявил, что авторитет ЗС Ленинградской области очень высок в Северо-Западной парламентской ассоциации и в Совете Федерации РФ.

 

В.Иванов напомнил, что весь первый год работы ЗС 1-го созыва оно финансировалось по строке «фонд непредвиденных расходов»: в бюджете на 1994 год, утвержденном единолично тогдашним губернатором А.Беляковым за 2 дня до выборов ЗС, не было предусмотрено строки на содержание органа законодательной власти. Он напомнил также, какое мощное давление оказывалось на депутатов 1-го созыва для противодействия избранию постоянного председателя ЗС (по Положению о ЗС, написанному губернатором Беляковым, наличие председателя вообще не предполагалось). До принятия Устава области 27 октября 1994 года председатель работал на общественных началах. Характеризуя определяющие моменты деятельности ЗС 1-го созыва, он назвал главными решениями принятие Устава и первого бюджета – в этих документах ЗС было впервые представлено как самостоятельная ветвь государственной власти, а также принятие пакета законов об МСУ и назначение выборов губернатора. В.Иванов считает, что решение ЗС о продлении полномочий было ошибочным. В целом он положительно оценил путь, который за 5 лет прошло ЗС как институт, но с одной оговоркой: полностью правомочным (если сравнивать с Ленинградским областным Советом) даже сегодняшнее ЗС еще не стало, так как оно не может эффективно влиять на деятельность исполнительной власти. В.Иванов, как и В.Климов, считает, что следующий созыв должен работать на постоянной основе.

 

Как известно, в ЗС нет фракций. Этому вопросу тоже было уделено внимание на пресс-конференции. Депутат С.Голубев сообщил, что попытка создать фракции в ЗС 2-го созыва была, но «некие силы» (он не пояснил, какие) этому помешали. Депутат Киселев признал, что фактически фракции в ЗС существуют. Например, хорошо представлено «Отечество», лидером которого в области является депутат А.Зайцев. На учредительном съезде «Отечества» присутствовали 10 депутатов ЗС. Отчетливо выделяются в ЗС лоббистские группы аграриев, промышленников, дорожников, связистов.

 

В честь 5-летия ЗС было проведено совместное торжественное заседание депутатов ЗС обоих созывов. Выступивший на нем и.о. губернатора В.Сердюков, в частности, отметил как положительный факт «отсутствие в ЗС политиканства».

 

В связи с юбилеем многие депутаты выступили в прессе (в областной газете «Вести»). Преобладали положительные оценки деятельности ЗС, но была и критика. Например, депутат Н.Ботка, президент промышленно-строительной группы «БиК», считает, что постоянные комиссии в массе своей работают слабо. По прошествии почти полутора лет видно, что многие депутаты пришли в ту или иную комиссию случайно. По словам депутата, некоторые его коллеги ни разу не явились на заседания комиссии. Депутат Н.Ботка считает, что эффективность работы ЗС страдает от отсутствия первого заместителя председателя (сейчас в ЗС имеются 3 заместителя с равным статусом). Особенно резкие оценки высказал депутат П.Гройзман — главный оппонент председателя ЗС В.Климова, который попытался недавно инициировать смещение Климова с его поста. Гройзман заявил, что в ЗС царит гнетущая атмосфера, виной чему – председатель ЗС, насаждающий протекционизм. Он обвинил Климова в барских замашках – например, на юбилей ЗС планируется истратить около 300 тысяч рублей, в то время как не хватает оргтехники, средств на решение острых проблем избирателей.

1.3.2.      Законодательная деятельность

Приняты следующие законы:

 

«О внесении изменений и дополнений в областной закон «О бюджетном устройстве в Ленинградской области» (в целом). Предусматривается, что финансирование ЗС осуществляется с отдельного счета по учету средств областного бюджета ежемесячно равными долями в размере 1/12 суммы, предусмотренной на его содержание.

Законы о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований «Город Светогорск», «Выборгский район» и «Кировский район» отдельными полномочиями Ленинградской области (принят в целом).

«Об исполнительной власти и правительстве Ленинградской области». Закон прошел первое чтение. Это – знаменательное событие, так как дебаты вокруг принципов организации исполнительной власти идут в Собрании еще с первого созыва. В данном случае были внесены два варианта законопроектов, содержащих принципиально разные концепции. Главное различие касалось объединения в одном лице должности губернатора и председателя правительства или наличия двух раздельных должностей. В первом чтении принят вариант с разделением должностей.

«О плате за пользование водными объектами на территории Ленинградской области» (в первом чтении).

«О почвенном плодородии земель сельскохозяйственного назначения в Ленинградской области» (в первом чтении).

«О налоговом и инвестиционном налоговом кредите» (в первом чтении).

«О внесении изменений и дополнений в областной закон «Об инвестиционной деятельности» (в первом чтении).

Закон о внесении изменений в Устав Ленинградской области, отражающих правовой статус и основные функциональные обязанности Контрольно-счетной палаты (в первом чтении).

 

Принято постановление о выделении бюджетных гарантий на получение льготного кредита из специального фонда льготного кредитования для птицеводства Ленинградской области.

 

ЗС рассматривало вопрос о ситуации в муниципальном образовании «Выборгский Район», где давно имеет место конфликт ветвей муниципальной власти и отсутствует полная ясность относительно легитимности устава муниципального образования. Были заслушаны точки зрения обеих сторон. Большинство выступивших депутатов ЗС сошлись в том, что лучшим выходом из сложившейся ситуации был бы «нулевой вариант» — одновременное прекращение полномочий представительного органа и главы администрации, а также разработка нового устава с принятием его населением. В итоге принято постановление, в котором предложено Ленинградскому областному суду в случае установленных судом нарушений дать заключение о признании несоответствия деятельности органа и главы администрации МО действующему законодательству для рассмотрения ЗС вопроса о прекращении их полномочий. Муниципальному собранию и администрации рекомендовано подготовить альтернативные проекты устава и провести референдум по принятию устава.

1.3.3.      Отчет Контрольно-счетной палаты

На одном из заседаний ЗС состоялся отчет председателя КСП В.Семенова по итогам работы за 1998 год. В основном решения КСП были направлены на совершенствование областного законодательства, механизма формирования областного и местных бюджетов, правильности и целесообразности расходования средств бюджета, изыскания дополнительных источников доходов. Отмечалось, что несовершенство областного закона «О Контрольно-счетной палате Ленинградской области» (например, в сравнении с федеральным законом «О Счетной палате РФ») по механизму реализации решений Коллегии КСП подчас позволяет исполнительной власти ставить под сомнение обязательность исполнения решений КСП. С осени 1998 года в газете «Вести» регулярно публикуются отчеты КСП по итогам очередных проверок.

 

Нецелевое использование средств (ущерб, потери) было выявлено по итогам проверок АО «Ленлатторф», ГАТП «Аэропорт «Выборг», АО «Ленторф», АО «Ленмелиорация», внебюджетного Экологического фонда, АО «Леноблгаз», спецкомбината «Радон», фонда поддержки малого предпринимательства «Рецепт» и ряда других организаций, а также структур исполнительной власти. Общая сумма нецелевого использования средств по результатам проверок составила 196 911,7 тыс. рублей и 234 890 долларов, в том числе:

прямое нецелевое использование – 54 699,1 тыс. руб.;

потери (ущерб) бюджета – 142 212,6 тыс. руб. и $234 890.

 

Ряд справок был направлен в прокуратуру. По трем из них возбуждены уголовные дела.

 

По запросам депутатов и руководства ЗС проводились внеплановые проверки по следующим вопросам:

анализ использования средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию федеральных законов «О ветеранах» и «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

финансирование социологических опросов населения в соответствии с распоряжением и.о. губернатора от 17.11.98 г.

 

С целью уменьшения будущих потерь бюджетных средств КСП рекомендует направлять все проекты законов, имеющих отношение к финансам, на заключение палаты в обязательном порядке.

 

КСП отмечает, что еще в 1995 году, согласно Указу Президента РФ, должен был быть разработан и принят закон РФ «О финансовом контроле». Проект этого закона был внесен Счетной палатой РФ, но до сих пор не рассмотрен Государственной Думой.

 

КСП считает необходимым внести изменения в областной закон о КСП с целью расширения ее полномочий при проводимых проверках, а также предусмотреть ответственность должностных лиц за выполнение решений Коллегии КСП по результатам проверок и за не предоставление информации по запросам КСП [[6]].

1.4.       Местное самоуправление

Состоялось последние два мероприятия в рамках зональных семинаров «Особенности становления и развития местного самоуправления в волостях и поселках Ленинградской области». Третий семинар был организован для глав администраций волостей и поселков Волосовского, Ломоносовского, Кингисеппского и Сланцевского районов; четвертый – для Гатчинского, Тосненского и Лужского районов.

 

Вновь говорилось о необходимости совершенствования законодательства о местном самоуправлении. Заместитель председателя комитета по вопросам государственной службы и местного самоуправления Ленинградской области Юрий Львов высказался за сохранение прежней системы с 29-ю муниципальными образованиями, но предложил усилить волостной, поселковый и т.п. уровень МСУ, прежде всего в финансовом плане. Тот факт, что законодательство не позволяет разным частям одного и того же муниципального образования иметь собственные бюджеты, не означает, что все собираемые на территории волости, поселка средства должны уходить в общую муниципальную казну. Необходимо создать стимулы для того, чтобы на местах были заинтересованы собирать больше налогов. Определенный опыт такого рода в муниципалитетах есть. Например, в Волосовском районе оставляют на местах большую часть средств, поступающих за пользование землей. В результате волости здесь финансируются на 70% за счет собственных средств, улучшился сбор налогов. В одной из волостей активно пользуются таким источником, как разовые добровольные целевые взносы, которые используются на благоустройство и обеспечение жителей дровами. В Кингисеппском районе в волостях остаются все платежи, проходящие через волостные кассы. Многие главы волостных администраций выступают за то, чтобы за ними были сохранены права на регистрацию собственности на дачные участки.

 

Комитет по вопросам МСУ считает необходимым ввести в законодательные рамки деятельность сельских старост и других лиц и объединений, выполняющих функции по организации граждан по месту жительства на общественных началах. В связи с этим собравшимся был предложен законопроект «О территориальном общественном самоуправлении».

 

Ряд депутатов ЗС выступили с противоположной точкой зрения – о необходимости низведения системы МСУ до уровня деревень и поселков с собственными бюджетами. Однако эта точка зрения не была поддержана главами волостей и поселков. Более того, некоторые главы районных администраций (причем не только дотационных) высказались за то, чтобы на переходный период была восстановлена вертикаль государственного управления сверху донизу.

 

Выступивший на семинаре и.о. губернатора В.Сердюков сказал, что сколько ни создавай муниципальных образований, пока не заработает экономика, они не смогут нормально функционировать, и из этого нужно исходить – «концентрация средств и власти сегодня необходима». В.Сердюков поддержал инициативу возобновить работу совета глав волостей при губернаторе [[7]].

1.5.       Политические партии и движения

1.5.1.      «Отечество»

3 апреля состоялась первая конференция областной организации объединения «Отечество», которая прошла в Гатчине. Кроме членов местных отделений, в конференции приняли участие главы муниципальных образований, руководители предприятий, представители правительства области. В президиуме, кроме председателя областного отделения депутата ЗС А.Зайцева, находились председатель ЗС В.Климов, глава представительства Москвы в Санкт-Петербурге А.Калякин, председатель Национальной авиационной ассоциации С.Маслов, руководитель межрегиональной организации «Российский Союз молодежи» А.Чеснокова. Обсуждался проект программы объединения. А.Зайцев в своем выступлении подчеркнул настоятельную необходимость превратить «Отечество» в массовую общественно-политическую организацию. Конференция сформировала рабочие органы регионального отделения, избрала Совет отделения в составе 48 членов, в который вошли в том числе руководители местных отделений. Делегаты приняли Обращение к жителям Ленинградской области, осуждающее бомбардировки Югославии.

 

В настоящее время на территории области создано 14 местных отделений, процесс их создания продолжается.

1.5.2.      «Развитие предпринимательства»

2 апреля состоялась учредительная конференция областного отделения ООО «Развитие предпринимательства» (основательница – бывший депутат Государственной Думы из Санкт-Петербурга и бывший министр труда и социальной защиты РФ Оксана Дмитриева). Председателем отделения избран предприниматель из Лодейного Поля, кавалер Ордена мужества, «чернобылец» Игорь Афанасьев.

 

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Некоторые показатели квартала

В первом квартале отмечен рост объемов производства по сравнению с тем же периодом прошлого года: в топливной промышленности – на 22%, в легко промышленности – на 19%, в пищевой – на 3%. Рост объемов производства зафиксирован также в электроэнергетике, цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей, а также целлюлозной промышленности. Вместе с этим в машиностроении и химической промышленности наблюдается спад.

2.2.       Финансы

Международное рейтинговое агентство Fitch IBCA лишило Ленинградскую область своего рейтинга по срочным и долгосрочным валютным кредитам. Решение принято в связи с тем, что кредиторы потребовали от Ленинградской области досрочного возвращения кредитов на сумму 50 млн. долларов. Срок возврата – 5 мая.

Однако официальные лица заверяют, что дефолт Ленинградской области не грозит. По словам председателя комитета финансов Александра Яковлева, определенный оптимизм внушают итоги исполнения бюджета в первом квартале – собственных доходов получено на 152 млн. рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом речь не идет о привлечении кредитов. Правительство изо всех сил пытается мобилизовать собственные источники доходов. Существенно сокращены всевозможные взаимозачеты. Большую помощь оказали федеральные трансферты. Погашен ряд кредитов российским коммерческим банкам. А.Яковлев сообщил, что, по предварительной информации, все зарубежные кредиторы согласились с предложенным им графиком погашения синдицированного кредита. Если это подтвердится, то в ближайшее время область должна будет выплатить проценты по кредиту в сумме более 2 млн. долларов, следующая выплата намечена на 5 ноября. Достигнута договоренность о том, что основной долг будет возвращен к 5 мая 2001 года. Средства рассчитывают получить главным образом за счет получения акцизов на табачные изделия нового совместного предприятия «Филипп Моррис». В правительстве считают, что лишение международного кредитного рейтинга не повлияет на ситуацию, так как область не имела намерений в ближайшее время выходить на внешний рынок.

 

Большие сложности создало правительству Законодательное собрание, отклонившее законопроект о втором облигационном займе. Однако правительство намерено 12 мая вновь внести в ЗС этот законопроект.

 

Тем временем Контрольно-счетная палата завершила проверку материалов об использовании средств синдицированного кредита. Нарушений уголовного характера не обнаружено, но прокуратура признала факт нецелевого использования средств (как уже сообщалось в предыдущих обзорах, деньги пошли на реструктуризацию долга и социальные выплаты, тогда как целевым назначением было их использование для инвестиций).

2.3.       Строительство портов

Наконец, произошли серьезные подвижки в деле строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС). Правительство Ленинградской области и компания «Транснефть» подписали соглашение о взаимном сотрудничестве по строительству БТС. Конечным пунктом системы окончательно назван Приморск. Подготовительные работы должны начаться уже в мае. По некоторым оценкам, общая стоимость проекта составит 2 млрд. долларов, мощность по перекачке нефти при полной эксплуатации – до 30 млн. тонн в год [[8]].

Строительство будут вести не местные фирмы, а подрядчики из Орловской области. Об этом недвусмысленно свидетельствует подписанный в апреле рамочный документ «О взаимном сотрудничестве между администрацией Орловской области, Министерством топлива и энергетики РФ и ОАО «АК Транснефть». Документ предполагает, что в Орле должна быть создана компания «Орел – Ойл», а администрация Орловской области «должна оказать содействие в привлечении орловских строительных компаний для строительства нефтяных терминалов в Финском заливе. В правительстве Ленинградской области в этом не видят ничего плохого. По словам вице-губернатора Юрия Соколова, «участие Орловской области только придаст проекту вес, так как Егор Строев – авторитетная фигура» [[9]]. Считается, что это повышает шансы привлечения инвестиций. Вместе с тем Ю.Соколов заверил, что единственная областная организация, занимающаяся прокладкой нефтепроводов – тосненское предприятие «Управление подводно-технических работ» – обязательно будет участвовать в проекте.

Интересно, что, судя по некоторым сообщениям [9], кое-кто в Минтопэнерго с осторожностью относится к соглашению с Орловской областью. Высказывались соображения о нецелесообразности участия Министерства в соглашении с «Транснефтью», так как это означает давление на компанию, являющуюся структурой Минтопэнерго. Сведений о местонахождении компании «Орел – Ойл» и ее учредителях журналистам получить не удалось ни в Минтопэнерго, ни в администрации Орловской области.

Факт заключения соглашения между Ленинградской областью и «Транснефтью» о строительстве БТС вызвал негативную реакцию «зеленых». Экологи считают, что нарушено российское законодательство, согласно которому при реализации проектов такого масштаба обязательно должны проводиться общественные слушания. Предполагалось, что именно на реализации проекта БТС будут отработаны новые для России методы общественного участия в обсуждении проекта. Член совета Выборгского экологического центра «Зеленая линия» С.Вельмискин сообщил, что уже появились группы, намеренные проводить акции протеста против строительства порта в Приморске. Многие экологи давно высказывают сомнения в экологической безопасности будущего порта в Приморске (среди них, в частности, академик Яблоков). По их мнению, место строительства слишком близко расположено к заказнику «Березовые острова», кроме того, активное движение танкеров в восточной части Финского залива чревато авариями, которые могут нанести непоправимый ущерб природе.

 

Наметившийся подъем производства позволил несколько улучшить социальные показатели. Так, пенсии наконец стали выплачиваться вовремя, уровень безработицы снизился на 0,4%.

3.    резюме

В апреле бывший губернатор области В.Густов, 7,5 месяца проработавший вице-премьером Правительства РФ, был отправлен в отставку. Это событие сразу изменило политическую ситуацию в области и ход подготовки к выборам лидеров региона. До сих пор существует вероятность замещения этой должности В.Густовым без проведения выборов, хотя она и невелика. Сразу после выхода Густова в отставку исполняющий обязанности главы администрации области В.Сердюков, планирующий баллотироваться на этот пост уволил с должностей первого вице-губернатора по финансам Сергея Сусекова и вице-губернатора по экономическому развитию Валерия Голощапова, назначенных на свои посты сразу после победы Густова на выборах в 1996 году, их уход выгоден всем кандидатам на пост губернатора области, в особенности Густову и Сердюкову. О самом Сердюкове ходят упорные слухи, что он поддерживает кандидатуру В.Жириновского.

Прошла совместная пресс-конференция председателей ЗС области первого и второго созывов, посвященная пятилетию Законодательного Собрания области, были отмечены позитивные институциональные изменения от созыва к созыву, расширение численного состава и полномочий ЗС.

Состоялся отчет контрольно-счетной палаты области за 1998 год. Обнаружено нецелевое использование средств в размере 196911,7 тыс. рублей и 234890 долларов. Контрольно-Счетная палата области считает необходимым внести изменения в областной закон о КСП с целью расширения ее полномочий при проводимых проверках, а также предусмотреть ответственность должностных лиц за выполнение решений Коллегии КСП по результатам проверок и за непредоставление информации по запросам КСП.

Провели учредительные конференции две политические организации – «Отечество» и «Развитие предпринимательства».

В первом квартале в экономике региона отмечен рост объемов производства по сравнению с тем же периодом прошлого года: в топливной промышленности – на 22%, в легкой промышленности – на 19%, в пищевой – на 3%, в то же время область лишилась международного кредитного рейтинга.

Правительство Ленинградской области и компания «Транснефть» подписали соглашение о взаимном сотрудничестве по строительству Балтийской трубопроводной системы. Непосредственно осуществлять работы будут подрядчики из Орловской области. Против строительства БТС активно возражают областные экологические организации – по их мнению, строительство и регулярное движение танкеров нанесет природе непоправимый ущерб.



Источники

[1]. Лучше синица в кулаке, чем журавль в небе // Невский обозреватель. – СПб, 1999. – 8-10 мая. — №3. — С. 2.

[2]. Рагозина Е. Куда же вы теперь, господин Густов? // Петербургский Час пик. – СПб, 1999. – 6 мая. — №17. – С. 2.

[3]. Драбкина Т. Ленинградская область в ноябре-декабре 1998 года и январе 1999 года // Политический мониторинг. – М.: ИГПИ, 1999. — №1.

[4]. Мотыльков Д. Сусеков и Голощапов возвращаются в лоно ПСБ // Деловой Петербург. – СПб, 1999. – 5 мая. — №48. – С. 3.

[5]. Голубев М. В администрации Ленинградской области началась большая чистка // Коммерсантъ. – М., 1999. – 29 апреля. — №73. — С. 14.

[6]. Контрольно-счетная палата Ленинградской области: итоги работы за 1998 год // Вести. – СПб, 1999. – 6 апреля. — №37. – С. 3.

[7]. Звягин Ю. Местное самоуправление: каким ему быть? // Вести. – СПб, 1999. – 17 апреля. — №42. – С. 2.

[8]. Воспитай в себе транзитчика! Это поможет экономике региона // Деловой Петербург. – СПб, 1999. – 12 апреля. — №39. – С. 2.

[9]. Мотыльков Д. Петербург ждет подрядов, а «орловские рысаки» уже прискакали в Ленобласть // Деловой Петербург. – СПб, 1999. – 12 апреля. — №39. – С. 7.