Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Орловская область

Владимир Слатинов

Орловская область

в марте 1999 года

Визит Г.Явлинского и вызванный им резонанс. Блок «Правое дело» в Орле. Активность ЛДПР. Визит С.Степашина в Орел и обсуждение мер по усилению контроля за производством и реализацией алкоголя. Новый еженедельник. Заседание Городского совета. Сокращения в милиции. Меры по развитию инвестиций. Орловский футбольный клуб и его успехи.

1.    Политика

1.1.       Политические силы

1.1.1.      Визит лидера «ЯБЛОКА»

Несмотря на приближающийся электоральный сезон лишь отдельные эпизоды региональной политической жизни указывают на обостряющуюся политическую борьбу. В числе таких эпизодов – неожиданный блицвизит в область Г.Явлинского и переговоры последнего с Е.Строевым. Встреча была окутана завесой секретности, пресса лишь сообщила, что Строев рассказал гостю о текущих проблемах, которые решаются в области и о позиции Cовета Федерации по актуальным вопросам, а Явлинский поделился соображениями и текущей ситуации и позиции фракции «ЯБЛОКО» (интересно, зачем для этого надо было лететь в Орел). Беседа прошла «в духе взаимопонимания», а Строев заметил, что ему всегда приятно «поговорить с умным человеком». В принципе понятно, что неожиданный визит и продолжительная беседа двух умных людей были вызваны московскими событиями и связаны с формированием некоей связки «Строев-Явлинский» (возможно взамен несостоявшейся «Примаков-Явлинский»). Как бы то ни было, именно возможные сценарии «горячей весны» активно обсуждались на встрече, а о том – какие позиции выработаны, известно только ее участникам.

Весьма примечательна региональная реакция на блицвизит, оказавшийся неожиданным даже для местных «яблочников». Поскольку с господином Явлинским встречался Егор Семенович, а последний находится вне критики на орловской земле, левые, наиболее активно действующие на Орловщине, хранили глубокое молчание; демократическая пресса приветствовала визит. Однако настроения местных левых выразил, как ни странно, официоз – «Орловская правда». Через некоторое время после визита там была помещена перепечатанная из «Завтра» статья «На кого работаешь, Гриша?» В свойственном для «Завтра» сленге разъяснялось, что «пытаясь в России позиционировать себя как просвещенного патриота …одновременно Явлинский является постоянным автором программных статей в печатном органе мирового либерализма – «Файненшл таймс», где с упорством попугая жалуется на монополизированность российской экономики и грозит а случае прихода к власти полностью отказаться от системы госрегулирования». Явлинский, отмечается в статье, двулик, и на самом деле «подтверждает свою роль американской марионетки, вытягивая очередные спонсорские пожертвования из конгресса США».

Надо отметить, что перепечатки из «Завтра» – редкость в «Орловской правде», которая хоть и имеет левую ориентацию, но редко опускается до подобного цитирования. По всей видимости, количество недоброжелателей «ЯБЛОКА» и его лидера в Орле оказалось достаточно велико. Следует отметить, что в редакционном комментарии к перепечатке (кстати, анонимном) проводится мысль, что вот-де Явлинский приезжал просить помощи у опытнейшего и авторитетнейшего Егора Семеновича. Очевидная обоюдная заинтересованность «двух умных людей» в консультациях почему-то оказалась невидимой для местного официоза. Всячески превознося губернатора «Орловская правда», похоже, преследовала в качестве главной цели «опустить» Явлинского.

1.1.2.      «Правое дело»

26 марта в Орле состоялась региональная учредительная конференция политического движения «Правое дело». Ее начало задержалось — ждали подхода наряда милиции: на входных дверях какой-то отнюдь не нордической внешности «борец» за чистоту русской нации развесил плакаты националистического толка. Потом вместе с отрядом спортивного вида молодых мужчин и плакатами он перебрался в актовый зал. Выкрики с места членов этой группы одобрительно поддерживались находившимися в зале сторонниками коммунистов. Наряд милиции не смог управиться с новоявленными «наци». Из зала их так и не выставили. После того как «коричневые», скандируя, сами покинули зал, заметно активнее повели себя «красные». Своими выкриками они довольно долго мешали работе конференции. На последнюю собрались члены орловских демократических организаций – ДВР и Демроссии. Представители «ЯБЛОКА» на конференции отсутствовали. Всего присутствовало чуть более тридцати человек. Выступивший лидер орловского отделения партии Демвыбор России Сергей Тарасов объяснил собравшимся, что обещавший быть на конференции С.Юшенков в связи с событиями в Югославии вынужден остаться в Москве. Докладчик рассказал о целях создаваемого политического движения «Правое дело», о партиях, в него входящих.

Затем были выступления пришедших на конференцию представителей орловских политических организаций – ДВР и Демроссии. Голосованием (при двух воздержавшихся) на Орловщине учреждено новое движение — «Правое депо».

По предложению Тарасова, присутствующие на конференции единогласно приняли постановление, осуждающее натовские бомбардировки Югославии.

Таким образом, в Орле появилась региональная организация блока «молодых реформаторов», однако, вряд ли можно говорить о ее серьезных перспективах, учитывая невысокий авторитет, слабость организационных и кадровых ресурсов, вошедших в блок представителей из давно «отыгравших свое» орловских демократических организаций.

1.1.3.      ЛДПР

Более активно вели себя в марте и представители ЛДПР. Партией Жириновского были организованы массовые агитпоездки по районам области. Всего партийные активисты ЛДПР посетили более половины районов области. На встречах, проходивших, как правило, в местных Домах культуры, не наблюдалось большого ажиотажа, но нельзя сказать, что интерес был невелик. Большинство встреч прошло либо при аншлагах либо около того. Помимо устных речей активисты ЛДПР активно распространяли газеты «Клич» и «ЛДПР». В двух районах учреждены новые районные организации. Жириновцы не ограничились агитацией и занялись благотворительностью. Несколько одиноких пенсионеров, сирот и многодетных семей получили материальную помощь от ЛДПР. Необходимо заметить, что каких-либо препятствий со стороны местных властей либерал-демократы не встречали. В Орле, где с покупкой прессы, особенно «серьезной» столичной, наблюдаются существенные трудности, свободно и очень широко продаются издания Либерально-демократической партии. Вряд ли можно говорить о поддержке ЛДПР со стороны местных властей, но то, что партия Жириновского встречает вполне благосклонное к себе отношение – очевидно. Что способствует активизации действий представителей последней на фоне приближающегося электорального сезона.

 

1.2.       Исполнительная власть

1.2.1.      Оперативное совещание

11 марта в администрации области состоялось оперативное совещание, которое провел Председатель Совета Федерации РФ, глава администрации Орловской области Е.С.Строев.

Первым был рассмотрен вопрос о работе перерабатывающей промышленности области. С информацией выступил заместитель главы администрации области А.Н.Майоров. Он сообщил о том, что в области работает 131 предприятие пищевой и 14 мукомольно-крупяной промышленности. В минувшем году, несмотря на рост производства кондитерских и макаронных изделий, сыров, мороженого, отрасль в целом сработала значительно хуже уровня предыдущего года. Слабо организована система закупки сельскохозяйственного сырья, недостаточно загружены мощности предприятий, стремительно устаревает оборудование (более трети его выработало два амортизационных срока). Участники совещания критически оценили состояние развития перерабатывающей отрасли, уровень руководства ею.

На совещании были рассмотрены также задачи правоохранительных органов по усилению борьбы с преступностью. С информацией выступили начальник УВД И.П.Савченко, первый заместитель прокурора области В.Ф.Чулков. Выступающие сообщили, что в области ведется определенная работа по противодействию преступным группировкам. Так, в минувшем году было раскрыто более 80% убийств, раскрываемость краж и грабежей была выше среднероссийского уровня. В числе важнейших проблем были названы стремительный рост наркомании, отсутствие профилактической работы по месту жительства, бездействие местных органов власти в деле ликвидации социальной базы преступности. На преодоление негативных тенденций направлен проект комплексной программы борьбы с преступностью на 1999-2000 годы, который представлен на рассмотрение в администрацию области.

Итоги совещания подвел Е.С.Строев. Он подчеркнул, что в условиях, когда стало оживать первичное производство во всех отраслях и, особенно, в агропромышленном комплексе, этот прирост начал попадать в распоряжение теневых структур. На фоне желания производственников работать с полной отдачей руководство АПК перестало заниматься вопросами развития отрасли, чем пользуется теневой капитал, приобретающий все большую организованность. Остановить это проникновение, подчеркнул Е.С.Строев, можно только совместной системной работой органов власти, силовых структур. Необходимо привести к руководству предприятиями молодые кадры, объекты переработки передать в создаваемые в районах агропромышленные финансовые группы с контрольным пакетом в руках государства. Глава администрации потребовал от руководителей всех рангов вести бескомпромиссное наступление на этом направлении.

Было отмечено, что орловская промышленность в большом долгу перед перерабатывающими предприятиями. Несмотря на высокий научный и конструкторско-технологический потенциал, заводы могут предложить пищевой промышленности только устаревшие образцы оборудования. Не производится современных комплексов для молокозаводов, мельниц, пекарен, переработки овощей и фруктов. Поэтому значительные средства уходят зарубежным производителям оборудования. В качестве первоочередной меры по оздоровлению ситуации в отрасли глава администрации области назвал создание хозрасчетной группы в управлении сельского хозяйства, которая возьмет на себя организацию укрепления технологической базы, содействия освоению достижений научно-технического прогресса, выпуска широкого ассортимента пользующейся спросом пищевой продукции.

Касаясь вопросов усиления борьбы с преступностью, Е.С.Строев подчеркнул крайнюю важность пресечения деятельности организованных преступных групп, раскрытия преступлений в финансово-кредитной и налоговой сферах. Глава администрации потребовал от руководителей правоохранительных органов, средств массовой информации, общественных организаций поставить прочный щит на пути деградации общества, разрушения моральных устоев, распространения наркомании. Соответствующим службам областной администрации поручено срочно подготовить и направить в областной Совет народных депутатов проект закона об участии общественности в укреплении правопорядка, содействовать созданию общественных формирований во всех районах области. Если не сумеем противодействовать бандитам жестко и объединенными усилиями, мы потеряем не только молодое поколение, но и всю страну, подчеркнул Е.С.Строев.

1.2.2.      Постановления

Постановлением губернатора №98 от 1 марта 1999 г. «Об утверждении Положения об областной экспертной комиссии по оценке значимости инвестиционных программ и проектов и ее составе» утверждено положение об областной экспертной комиссии по оценке экономической, социальной и экологической значимости инвестиционных программ и проектов и состав экспертной комиссии. Председателем комиссии был назначен первый заместитель главы администрации области В.A.Кочуев.

Постановлением №102 от 2 марта 1999 г. утвержден состав лицензионных комиссий при Комитете по лицензированию, сертификации отдельных видов деятельности и регистрации предприятий с иностранными инвестициями, уполномоченных на ведение лицензирования и фармацевтической деятельности.

23 марта 1999 года была утверждена комплексная программа усиления борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и профилактики правонарушений в области на 1999-2000 годы. Органам местного самоуправления рекомендовано разработать и принять программы усиления борьбы с преступностью исходя из местных условий и особенностей криминогенной ситуации. Координационное обеспечение и контроль за реализацией программы возложены на заместителя главы администрации области М.Г.Михайлова.

Постановлением №92 от 24 марта 1999 г. «О мерах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в 1999 г.» решено выделять льготные путевки детям родителей, работающих на предприятиях, находящихся в состоянии банкротства. Главам администраций районов и городов области рекомендовано предусмотреть выделение средств из местных бюджетов на организацию лагерей с дневным пребыванием. Определена родительская доля стоимости путевки в загородные лагеря на лето 1999 года в размере 10%.

1.3.       Местное самоуправление

В марте состоялось двадцать шестое заседание Орловского городского Совета народных депутатов. Рассматривалось шестнадцать вопросов.

Народные избранники выслушали доклад начальника финансового управления городской администрации А.Н.Коробовой об исполнении бюджета Орла в 1998 году и о поквартальной разбивке бюджета в нынешнем году.

Гладкое течение работы перешло в конструктивную дискуссию на пункте 7 повестки дня «О передаче нежилого муниципального помещения по ул. Ленина, 23 в безвозмездное пользование государственному унитарному предприятию «Орловский областной центр «Недвижимость». Депутат Горохов поинтересовался: «А почему безвозмездно?». И добавил, что не задавал бы вопросов, отходи здание, например, филармонии. Однако центр «Недвижимость» не та организация, в отношении которой следует проявлять благотворительность. Вопрос был передан на доработку.

Вызвал целую дискуссий пункт 9 «Рассмотрение проекта положения «О порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных унитарных предприятий г. Орла и коммерческих организаций с участием администрации г. Орла». Прокурор города В.В.Карпов захотел узнать, зачем такой проект вообще нужен, если процедура создания и ликвидации предприятий расписана в Гражданском кодексе. Депутаты возражали, что проект кодексу не противоречит, и приняли его в первом чтении, чтобы все-таки внимательнее рассмотреть перед окончательным утверждением.

Неожиданно бурным получилось обсуждение проекта положения «О молодежных оперативных отрядах по охране общественного Порядка и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних в г. Орле». Несмотря на то, что глава комитета, готовившего документ, А.И.Коломыцев, разослал проект в самые разные организации, в том числе в УВД, для оценки и рекомендаций и отовсюду получил положительные отзывы, проект был одобрен опять-таки только в первом чтении. Положение придется дорабатывать.

1.4.       Правоохранительные органы

По приказу Министерства внутренних дел РФ сокращению подлежит 10% личного состава, и задача руководства на местах провести данную процедуру как можно корректнее. В области к этому готовились с июля прошлого года, недоукомплектовав при этом более трехсот рабочих мест, что составляет примерно 5%. Тем не менее ощутимому сокращению подвергнутся кадровые и тыловые подразделения, зато участковых, оперативные и патрульную службы, а также ГИБДД сия участь минует.

Одновременно с сокращением встает проблема трудоустройства выпускников Орловского юридического института МВД РФ. На сегодняшний день из 1000 учащихся на дневном отделении 368 имеют направления в вуз от УВД, стажировку с февраля по июнь будут проходить 125 слушателей выпускного курса. Куда им идти, получив диплом? Для решения этих проблем был проведен тщательный анализ расстановки кадров, который показал, что в отдаленных районах области есть свободные ставки, часть которых можно сократить согласно приказу. При этом еще останутся рабочие места для молодых специалистов.

1.5.       Взаимодействие с федеральными структурами

1.5.1.      Визит министра МВД

26 марта в Орле состоялось заседание Межведомственной комиссии РФ по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного оборота и производства алкоголя. Для участия в комиссии в Орел прибыл министр внутренних дел С.Степашин. На встрече С.Степашин, в частности, сказал: Нынешнее выездное заседание — третье по счету с момента выхода в октябре 1998 года Указа Президента РФ «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Проанализировав итоги за полгода, можно сделать вывод, что налицо конкретные результаты. Так, рост легального производства алкогольной продукции в январе этого года составил 529% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. От нелегальной некачественной водки умерло на четыре тысячи меньше человек. Ликвидировано более четырех тысяч подпольных водочных цехов. А самое главное — удалось переломить ситуацию с пополнением бюджета за счет акцизных сборов». На комиссии был поставлен вопрос о необходимости введения полной госмонополии на производство алкогольной продукции.

«Пути проникновения контрабандного спирта из Грузии на сегодня перекрыты, – заявил Степашин. Теперь контрабанда идет через Казахстан. Вместе с МВД этой республики мы проводим работу, но проконтролировать можно только трассы, а вот степные дороги — сложнее».

Е.Строев подчеркнул, что именно здесь на заседании комиссии он впервые почувствовал твердость и правильность подходов к решению проблемы. Как выразился губернатор, речь идет не о спаивании населения, а о том, чтобы добиться полного государственного контроля в этой сфере. В первом квартале текущего года акцизные сборы по области составили 20% всех бюджетных поступлений. Резерв, и немалый, кроется в возможности экспорта орловского спирта, в получении квоты на продажу орловской алкогольной продукции за рубеж. Такой квоты область на сегодняшний день не имеет. В этой связи Строев заметил: «Почему Северная Осетия, Кабардино-Балкария имеют право продавать суррогатную водку, а мы свою качественную не можем?» На вопрос журналиста одной из московских газет, что еще мешает отправлять орловскую продукцию за рубеж, Строев ответил: «На Западе привыкли видеть только столичные московские марки, реализация которых оказалась в руках криминальных структур, хотя изготавливается эта продукция из нашего орловского спирта. Это первый момент. Второй – независимость рынка, неумение подать свою продукцию должным образом. Но мы сейчас монтируем новое оборудование и готовимся к внешним поставкам по контрактам с Италией, Испанией, Финляндией и другими странами».

На вопросы Сергей Степашин отвечал лаконично: начальника орловского УВД менять не будут («у вас хороший начальник»); с проблемой продажи водки на АЗС надо разбираться и принимать решения на местном уровне («Это безумие! Я дам команду проверить это по всей стране»); невыплата сотрудникам орловского УВД пайковых, санаторно-курортных, материальной помощи и компенсации за форму имеет место, в 1998 году выдавалась только заработная плата. До мая вся задолженность будет погашена, а с июня сбоев с выплатой не будет. Министр не скрывал, что у идеи введения полной госмонополии на водку есть немало противников на самом высоком уровне. Тем не менее, Степашин сообщил, что комиссия намерена выйти с предложением по введению монополии в ряде областей и регионов.

Идею введения госмонополии поддержал Е.Строев: «Мы не должны мириться с тем, что миллиарды рублей уплывают мимо государственной казны». Кроме того, Строев потребовал усиления роли государства в торговле хлебом, где «существует неприкрытый грабеж крестьянства». Для противодействия теневому капиталу орловский губернатор предложил создать в России сеть региональных банков со 100% государственным участием, где можно будет осуществлять в том числе безналичные расчеты при оплате оптовых партий водки.

В несвойственной для него резкой манере Строев обрушился на Запад, дав оценку югославским событиям. По его мнению, развернув самолет и отказавшись от визита в США, Примаков «сохранил лицо России». Запад покушается на весь послевоенный миропорядок, считает Строев. Обещанные 4 млрд. долларов «нужны не России, а тем, кто спровоцировал кризис 17 августа и вверг страну в глубочайший кризис, обошедшийся нам в 300 млрд. рублей, тем, кто способствовал разграблению России на протяжении последних лет, тем, благодаря кому и сегодня из страны ежемесячно вывозится около 1 млрд. долларов. В этой ситуации нам надо наводить порядок в собственной стране, раздавить криминальный мир, установить жесткий контроль за экспортно-импортными операциями, оказывать поддержку собственным производителям. Осуществив только эти меры, мы вполне бы могли увеличить бюджет России с 21 до100 млрд. долларов». Надо отметить, что столь жесткая тональность не была ранее свойственна осторожному Строеву. Очевидно, приближение электорального сезона и обострение политической борьбы в Москве радикализовало даже Председателя Совета Федерации.

1.5.2.      Соглашение с МПС

Состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между администрацией Орловской области и Министерством путей сообщения. Поставившие свои подписи на этом документе Председатель СФ, глава администрации области Е.С.Строев и министр путей сообщения Н.Е.Аксененко рассказали о перспективах сотрудничества такого рода. Это и размещение заказов на орловских заводах, и новые рабочие места, и конкретный вклад в реализацию программы «Славянские корни».

1.6.       Средства массовой информации

Наиболее значимым событием в жизни орловских масс-медиа стало открытие новой газеты – «Орловский меридиан». «ОМ» представляет собой шестнадцатистраничный цветной еженедельник. В марте вышли только первые два номера, однако, уже сейчас можно выделить ряд любопытных моментов, которые указывают на большую значимость данного события. Во-первых, время появления. Еженедельник начинает жить не в самые лучшие для орловского бизнеса времена. А тут 16 страниц, да еще в цветном исполнении. Местные власти в судьбе еженедельника никакого участия не принимали. Очевидно, что еженедельник имеет внеорловское происхождение. Печатается «ОМ» опять – таки не в Орле, а в Липецке. Тираж составляет 6 тыс. экземпляров. Официальный учредителем является ООО «Мир новостей». Среди политической тусовки и журналистской братии существует довольно устойчивое мнение, что «ОМ» – лужковский, что он создан специально накануне электорального сезона на московские деньги. К сказанному следует добавить, что оклады журналистов в «ОМ» самые высокие в Орле.

Теперь о содержательной стороне. «Формат» еженедельника такой же, как у «Комсомолки». Что касается концепции «ОМ», то это, пожалуй, первая в Орловской области газета типа «Хороших новостей» или «Друг для друга» в соседней Курской. То есть минимум официоза, относительно свободный стиль, необходимая доза скандальности. На фоне остальных изданий «ОМ» смотрится просто вызывающе. О политической ориентации сложно судить по первым двум номерам, то есть, в первую очередь, сложно пока определить, насколько «пролужковским» является еженедельник. Правда, сейчас можно уже точно сказать, что «ОМ» явно антикоммунистичен, ибо заметки о деятельности местной организации КПРФ и ее главы депутата ГД Зотикова носят не просто критический, а по-настоящему стебный характер. До сих пор ни одно издание, в том числе демократически ориентированный «Орловский вестник», не позволяло себе подобной тональности в адрес орловских коммунистов.

Как бы то ни было, появление «ОМ» стало важной вехой в истории орловских СМИ, и, по всей видимости, действительно связано с приближением выборов и обострением политической борьбы.

2.    Экономика

2.1.       Банкротство предприятий

«Орловская правда» опубликовала большую статью руководителя Центрального межрегионального территориального органа Федеральной службы по делам о несостоятельности В.Романчина. Этот территориальный орган объединяет работу территориальных агентств ФСДН девяти областей: Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Смоленской, Тульской. В отличие от ряда областей, где сложились довольно напряженные отношения руководителей территориальных органов ФСДН с главами администраций, на Орловщине ситуация иная, замечает автор. Поддержка Председателя Совета Федерации, главы Орловской администрации Е.С.Строева помогает управлению в работе по финансовому оздоровлению предприятий.

В.Романчин высказался в пользу корректировки существующей процедуры банкротства (на сей счет сейчас идут большие дискуссии). По его мнению, наиболее целесообразным признаком банкротства может быть превышение просроченной свыше трех месяце кредиторской задолженности предприятия над стоимостью оборотных активов по балансу.

В отчете Центрального межрегионального территориального органа ФСДН немало любопытных цифр. Например, о том, что за 1998 г. и январь-февраль 1999 г. агентствами, входящими в ЦМТО, обследовано финансовое состояние 1987 предприятий и организаций. Что за период с 1994 г. по 1 марта 1999 г. арбитражными судами возбуждено 1439 дел о несостоятельности (банкротстве), при этом большая часть дел (886) приходится на 1998 и первые два месяца нынешнего года. Но в отчет не вошла, например, ситуация, когда только одной угрозы руководства области и терагентства в адрес директора крупного орловского завода возбудить дело о банкротстве было достаточно для того, чтобы работникам предприятия тут же выплатили долг по зарплате. За строчками, цифрами отчета — кропотливая работа по поиску оптимальных схем восстановления платежеспособности предприятий, по подготовке квалифицированных арбитражных управляющих. Если бы не введение внешнего управления, например, не передышка в уплате долгов, то, скорее всего, орловский «Янтарь» разделил бы судьбу остальных погибших часовых заводов России.

Кстати, в отчете ЦМТО ФСДН — интересная статистика по сельхозпредприятиям девяти областей России. На Орловщине самая благоприятная ситуация: без убытков работают 164 сельскохозяйственных предприятия из 496, в Белгородской —113 из 615, в Тульской области только 8 хозяйств из 400 работают без убытков, в Смоленской — 33 из 466, в Курской — 55 из 555.

По состоянию на 1 марта 1999 г. процедура внешнего управления завершена на 84 предприятиях, в том числе мировым соглашением, когда должники и кредиторы сумели договориться и предприятие возвращается к обычному режиму работы, — в 21 случае. Большая часть предприятий, на которых внешнее управление завершилось мировым соглашением, находится в Орловской области: 12 из 21. В то время как по всей России заключено 240 мировых соглашений по итогам внешнего управления.

Особое внимание в нынешнем году уделяется качеству арбитражного управления. Управляющий должен иметь специальную лицензию. На 26 марта в Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской областях лицензии были выданы 103 арбитражным управляющим.

2.2.       Инвестиционная деятельность

С 1 марта вступило в действие постановление главы областной администрации «О стимулировании инвестиционной деятельности в Орловской области». Впервые была поставлена задача создания центра особого режима инвестиционной деятельности на территории области. Серьезные налоговые льготы для крупных инвесторов – участников Центра должны по идее повысить эффективность новых, реализуемых в области инвестиционных проектов. А дальше, в соответствии с данным постановлением, началась работа по определению механизма особого режима налогообложения предприятий. В этой работе принимали участие руководители, специалисты областной администрации, областной налоговой инспекции, управления федерального казначейства, областного центра рыночных отношений «Развитие». В результате была предложена двухуровневая система платежей налогов – в федеральный и областной бюджеты.

Подробное положение о Центре особого режима инвестиционной деятельности, в котором расписаны основные моменты, гарантии, механизм налогообложения предприятий, было утверждено постановлением главы областной администрации и направлено на рассмотрение в областной Совет народных депутатов. Основный смысл документа состоит в том, что на всей территории Орловской области устанавливается особый режим налогообложения предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Под особый режим налогообложения попадают вновь учреждаемые предприятия, работающие на основании договоров, заключенных с администрацией области. Основными условиями участия в Центре особого режима инвестиционной деятельности являются создание новых эффективных производств на территории области, согласованные с областной администрацией объемы реинвестирования на срок не менее пяти лет. Речь, прежде всего, идет о проектах, создающих дополнительные рабочие места для населения Орловской области, в таких сферах деятельности, как производство строительных материалов и конструкций, жилищное строительство, производство сельскохозяйственной продукции и ее переработка, выпуск сложной бытовой техники, здравоохранение и т.д.

В положении о Центре обозначен минимальный уставный капитал для компаний. Для ООО, например, — 25 000 долларов, для АО – 250 000 долларов в рублях по курсу Центробанка на момент регистрации. Компаниям Центра, действующим в приоритетных сферах, могут быть установлены налоговые льготы и временное освобождение от уплаты налогов в областной бюджет, предоставлены льготные займы и поручительства, иные льготы. В случае привлечения инвестиций в объеме не менее 1 000 000 долларов, например, компании Центра в течение первых двух лет с момента запуска производства полностью освобождаются от налога на прибыль, зачисленного в территориальный бюджет, в течение третьего года – предлагается освобождение до 75%, четвертого года – до 50% и пятого – до 25%. В положении перечисляются также льготы по налогу на имущество и по земельному налогу.

Координировать деятельность предприятий, входящих в Центр особого режима инвестиционной деятельности, поручено областному центру рыночных отношений «Развитие». Принципиально важно, что компании Центра будут уплачивать в областной бюджет все налоги, причитающиеся к уплате в областной, городские и районные бюджеты. Почему предложен такой подход? Это позволит областному Совету, получившему материалы технико-экономической экспертизы крупного инвестиционного проекта, быстро принять самый эффективный вариант предоставления налоговых льгот. Иначе потребовались бы еще соответствующие решения городских, районных Советов, а это только растянуло бы процесс вложения инвестиций в экономику области и усложнило бы его.

Очень важно также, что разработан механизм контроля за инвестициями. Это необходимо для того, чтобы не получилось так, что какое-то предприятие станет пользоваться льготами год или два, а потом неожиданно закроется. Компании, желающие работать в составе Центра особого режима инвестиционной деятельности, будут заключать долгосрочные договоры с областной администрацией, в которых будут расписаны все обязанности сторон. Областной центр рыночных отношений «Развитие» станет отслеживать ход выполнения этих договоров, ежеквартально представлять в областную администрацию информацию о выполнении инвестиционных программ компаниями Центра.

3.    Резюме

Визит в Орел Г.Явлинского еще раз подтвердил значимость главы области и его роль в российском политическом процессе. Очевидно и то, что председатель Совета Федерации и лидер «ЯБЛОКА» неплохо понимают возможные перспективы обоюдовыгодного сотрудничества. Конкретные очертания возможного союза, разумеется, будут зависеть от расклада политических сил и той или иной конкретной ситуации. Примечательно, что значительная часть политического Орла, тяготеющая к левому флангу, приняла визит в штыки, хотя его результаты оказались тайной за семью печатями. Размеренная политическая жизнь Орловской области постепенно втягивается в электоральный сезон, о чем свидетельствует активизация политических партий и блоков (учреждение региональной организации «Правое дело», широкая агиткампания ЛДПР), появление новых печатных изданий («Орловский меридиан») и все более частые и резкие высказывания губернатора на региональных мероприятиях по актуальным политическим вопросам.

Одновременно, пользуясь относительной стабильностью и управляемостью ситуацией, региональная власть пытается реализовать ряд экономических проектов, в частности по улучшению инвестиционного климата в области.