Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Липецкая область

Владимир Железняк

Липецкая область

в марте 1999 года

Власти региона намерены вести совместную конструктивную работу. Областной Совет принял закон о вмененном доходе. Депутаты областного Совета не желают расставаться с депутатским иммунитетом. Депутаты расследуют деятельность «Липецкфармации». На довыборах в областной Совет основная борьба развернулась между мэром Липецка и кандидатом от ЛДПР. Демократические политические организации создали региональное отделение «Правого дела». Лидером «Правого дела» в регионе стал бывший председатель областного Совета Олег Дячкин. НПСР не доволен памятниками Петру I и Г.Плеханову. АПР мобилизует свою работу в преддверии выборов. Региональное отделение АПР не против войти в прогубернаторский союз «Липчане». Областной Союз журналистов будет защищать интересы народа. Создается единое информационное пространство Черноземья. Статистика свидетельствует экономическом положении региона. Статьи расходов и доходов бюджета области. Доля НЛМК в налоговых поступлениях. НЛМК терпит убытки от введения США антидемпингового законодательства. Банковская система региона. В области за чертой бедности находится 37% населения. Профсоюзы намериваются активнее защищать права трудящихся.

1.    Политика

В марте, после возникших в январе-феврале трений между исполнительной и законодательной властями региона (принявших публичный характер) по поводу концептуальных расхождений в формировании бюджета-99, областная администрация стремилась восстановить иллюзию полного согласия с опорой на все «конструктивные силы». В официальной прессе преобладала линия освещения событий во властных структурах как исключительно скоординированных и единодушных. Предвыборная кампания в Государственную Думу РФ в регионе обозначилась двумя форумами: демократов и аграриев.

1.1.       Законодательная власть

1.1.1.      Сессия областного Совета депутатов

Среди немногочисленных мартовских мероприятий власти региона заслуживает внимание, состоявшаяся в середине месяца, десятая сессия областного Совета депутатов. Как отметила местная пресса, «заседание прошло под девизом согласия, что позволило главе администрации области Олегу Королеву поблагодарить народных избранников за слаженную, четкую работу по принятию законов» [[1]].

Проект Закона Липецкой области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» не вызвал бурных дебатов, как многими предсказывалось. Начальник Управления экономики администрации области представил депутатам расчеты своего ведомства. По его сведениям, от введения нового налога из всех районов области потеряет бюджет только Воловского района — причем всего 900 рублей, по причине неразвитости предпринимательства.

За принятие закона высказались некоторые коммерсанты, присутствующие на заседании. Предпринимателей в новом налоге привлекает то, что им хоть и придется платить авансом, но меньше, чем в совокупности они платят сейчас по действующему налоговому законодательству. Пополнение бюджета произойдет, как надеются депутаты и областная администрация, за счет тех, кто сейчас скрывается от налогов. Речь идет, прежде всего, о торговцах с рынка. Согласно заявлению главы областной администрации О.Королева, у власти достаточно возможностей, чтобы реализовать закон на практике. «Новый законопроект рождался при сопоставлении различных точек зрения, — сказал председатель облсовета А.Савенков. — У одних задача — уйти от налогов, у других — собрать их. Вся работа была направлена на то, чтобы найти золотую середину». В заявлениях областной администрации отмечалось, что детальная совместная проработка проекта, изучение опыта областей, где новый налог уже взимается, собранный аналитический материал — все это дает основание надеяться на эффективность принятого закона. Новый закон о налоге на вмененный начнет действовать с 1 июля.

Со спокойным и детальным обсуждением вопроса о налогах с предпринимателей резко контрастировало эмоциональное обсуждение проекта Закона Липецкой области «О внесении изменений и дополнений в Закон Липецкой области «О статусе депутата Липецкого областного Собрания депутатов». Изменения формального характера были приняты без проблем. Не вызвало возражений и предложение увеличить количество помощников депутата с трех до пяти человек. Но ст.17, в которой говорится о неприкосновенности депутатов, вызвала противоречивые мнения. Измененный вариант статьи предполагал лишить иммунитета от уголовной или административной ответственности не с согласия Совета, а по требованию прокурора области. Большая часть выступающих высказывалась за то, чтобы эту статью оставить в прежней редакции. Их аргументы сводились к тому, что, пока не принят федеральный закон о статусе депутата в субъектах Федерации, необходимо защитить народных избранников от возможного давления со стороны правоохранительных органов. Другие доказывали, что существование данной статьи входит в противоречие с решением Конституционного суда, и прокуратура может внести протест по этому поводу. Голосование показало, что большинство депутатов не намерены добровольно отказываться от статуса неприкосновенности. В результате ст.17 была оставлена в прежней редакции.

На сессии были рассмотрен также ряд другие вопросы. Решением депутатов было приостановлено действие Постановления Липецкого областного Собрания депутатов от 22 марта 1996 года «О порядке изъятия земельных участков в случае нарушения земельного законодательства в Липецкой области» до принятия нового Земельного кодекса.

В связи с принятием федерального закона о мировых судьях в РФ необходимо направить соответствующий проект в Верховный суд. Депутаты утвердили его, одобрив предложение: в Липецкой области будет 75 мировых судей.

Сформирован окончательно новый состав избирательной комиссии Липецкой области. Из четырнадцати ее членов семь назначаются администрацией области, остальные семь — избираются на сессии облсовета. Согласно закону, два представителя от фракций Госдумы прошли «автоматически» — это А.Куликов от ЛДПР и В.Соколовский от «ЯБЛОКА». На остальные пять мест претендовали 17 кандидатов от различных общественных организаций. Рейтинговое голосование показало, что предпочтение депутаты отдали представителям органов местного самоуправления.

1.1.2.      Депутатский запрос

Как мы отмечали в прошлых обзорах, что в местной публичной политике депутаты облсовета пытаются проводить социальную линию (в некоторых случаях в противовес областной администрации). В начале марта группа депутатов областного Совета (под документом стоит 21 подпись) направила в прокуратуру области запрос, в котором народные избранники предложили прокурору Анатолию Комракову дать правовую оценку действиям руководства госпредприятия «Липецкфармация» по обеспечению медучреждений области медикаментами и препаратами.

По мнению депутатов, результаты проверки специальной комиссии облсовета финансово-хозяйственной деятельности «Липецкфармации» позволяют сделать вывод о том, что в результате грубых нарушений законодательства при решении финансовых вопросов на предприятии и отсутствия контроля со стороны должностных лиц бюджету области причинен материальный ущерб в крупных размерах [[2]].

Депутаты предложили областному прокурору привлечь виновных к уголовной ответственности.

1.1.3.      Довыборы в областной Совет

10 марта окружная избирательная комиссия по дополнительным выборам депутата облсовета по 13-му округу провела последнее заседание по регистрации претендентов, на котором было вручено удостоверение кандидата Сергею Чеснокову, председателю регионального отделения молодежного движения «Лебедь». Вместе с ним на последнем этапе избирательной кампании, которая завершится 4 апреля примут участие еще 5 кандидатов: Александр Коробейников, глава администрации Липецка, Виктор Крысанов, частный предприниматель, Валентина Пересыпкина, работница ООО «Сталелитейный завод», Николай Рыков, мастер ПТУ №23 и Валентин Свиридов, помощник депутата Госдумы РФ.

Как предполагается основная борьба развернется между мэром Липецка и кандидатом от ЛДПР Валентином Свиридовым, который является также редактором газеты «Новости Жириновского». Александр Коробейников, как то предусматривает закон, перед выборами ушел в отпуск и проводил свою предвыборную кампанию.

Ожидалось, что 28 марта с целью поддержки своего кандидата В.Свиридова в депутаты областного Совета Липецк посетит В.Жириновский. Об этом на пресс-конференции сообщил сам кандидат. По его словам, «Владимир Вольфович проявил личную заинтересованность в судьбе Липецкого тракторного завода». По его распоряжению в центральном аппарате партии создана специальная комиссия и разработана программа по выходу предприятия из кризиса и возмещению долгов по заработной плате работникам. Первым шагом в этой связи станет ликвидация задолженностей многочисленных должников ЛТЗ, среди которых столичные банки, различные министерства и ведомства. Планировалось, что в ходе визита в Липецк Жириновский намерен встретиться с руководством и рабочими завода, представителями областной и городской власти, а также с жителями поселка тракторостроителей, на территории которого располагается 13-го избирательный округ, для координации действий по возрождению предприятия.

По мнению В.Свиридова, шансы на победу у его главного соперника, нынешнего мэра города Александра Коробейникова, невелики, так как властям заводчане уже давно не доверяют. Освещение в средствах массовой информации предстоящей избирательной кампании вызывает у кандидата от ЛДПР недоумение: «Не успел, как говорится, раскрыть рот Коробейников, когда коллектив средней школы №10 выдвинул его кандидатом, а в Липецкой газете» появилось 13 строк, другим кандидатам досталось по строчке и менее. Принципа умолчания придерживается и телевидение» [[3]]. Само же участие мэра в избирательной кампании Свиридов расценивает как этап сложной рокировки в высших эшелонах местной власти, о которой по областному центру ходят самые разные слухи. «Не исключено, что Олегу Королеву в ближайшее время предложат работу в Москве. Савенков с помощью толстосумов из НЛМК станет в этом случае губернатором области, Коробейников, опять-таки при поддержке, имеющих большинство в облсовете депутатов-новолипчан займет кресло председателя и депутата Совет Федерации», — заявил В.Свиридов. Сам он идет во власть «не ради власти, а ради того, что использовать эту власть не благо людям» [[4]]. В первую очередь — на благо работников тракторного завода. Предприятия, на котором в 1958 году началась трудовая биография кандидата.

Четыре года В.Свиридов возглавлял областную организацию ЛДПР, во главе которой сегодня стоит его младший сын. Старший погиб 5 мая 1996 года в Чечне, его самолет СУ-25 был сбит чеченским боевиками.

Можно сказать, что на выборах по 13-му округу столкнутся властный авторитет А.Коробейникова и биография В.Свиридова, рабочий путь которого был связан с ЛТЗ.

1.2.       Исполнительная власть

1.2.1.      Работа областной администрации с населением

Новые формы изучения мнения населения стало внедрять в практику руководство Липецкой области. В городах и районах начались приемы граждан заместителями главы администрации. Первые такие встречи, на которые все девять вице-губернаторов будут выезжать ежеквартально, уже состоялись в марте в Ельце, Лебедяни, Льве Толстом, а также Елецком и Липецком районах. Как полагают в областной администрации, «в ходе приемов не только будут решаться конкретные проблемы, высказываемые гражданами замечания и предложения, которые будут учитываться органами государственной власти и местного самоуправления при выработке решений» [[5]].

Весьма вероятно, такая инициатива областной администрации вызвана тем, что липчане стали чаще обращаться за помощью к властям. Вдвое по сравнению с предыдущим годом возросло в 1998 г. количество устных и письменных обращений жителей Липецкой области в областную администрацию: их общее число составило 9321. Также почти вдвое больше вопросов — 1728 — рассмотрено руководителями администрации на личных приемах. Чаще всего граждане обращаются к властям по проблемам социальной защиты, подчеркивают необходимость усиления адресной помощи малообеспеченным людям [[6]].

1.2.2.      Кадровая политика

Повышению творческой отдачи работников администрации области призвана послужить начавшаяся здесь аттестация кадров. Ее проводит специальная комиссия во главе с первым заместителем главы Петром Горловым. В состав комиссии вошли также все заместители губернатора, начальники ряда управлении.

Согласно официальному заявлению, комиссии предстоит определить, все ли госслужащие администрации и ее структурных подразделений соответствуют занимаемым должностям, «активизировать их усилия в решении социально-экономических проблем региона» [[7]].

В марте в составе и структуре областной администрации произошли изменения. Изменения тем более примечательны, что производится на новую должность и соответственно в новой структуре областной администрации — управления административных органов. Начальником управления административных органов администрации области назначен В.Д. Шикин [[8]].

Шикин Виталии Дмитриевич родился в 1946 году. Уроженец Читинской области. В 1971 году закончил Воронежский государственный университет, в 1974 — Воронежский сельскохозяйственный институт, в 1982 году — Высшую школу КГБ СССР. Имеет специальности по образованию юриста и экономиста.

Начинал трудовой путь в 1961 году разнорабочим, токарем на предприятиях города Усмани. Затем работал судебным исполнителем нарсуда. С 1969 по 1980 гг. — на комсомольской и партийной работе. Избирался вторым, первым секретарем Усманского райкома ВЛКСМ, секретарем Липецкого обкома ВЛКСМ, инструктором Липецкого обкома КПСС, вторым секретарем Задонского райкома КПСС. С 1980 по 1986 гг. — служба в органах КГБ СССР на офицерских должностях в Москве и Липецке. С 1986 по 1990 гг. — заведующий отделом Липецкого обкома КПСС, с 1990 по 1991 гг. -заведующий отделом областного Совета народных депутатов. В 90-е годы работал юрисконсультом, заместителем начальника юротдела «Липецкагропромсоюза», директором ТОО «Аудит-Липецк», директором ТОО аудиторская фирма «Ауди-тэкко», управляющим делами филиала «Металлург» акционерного банка «Липецккредит». В 1994 году назначен заместителем начальника отдела дознания Липецкой таможни и в том же году — заместителем начальника таможни по правоохранительной работе. Последнее место работы перед назначением на должность — заместитель начальника Липецкой таможни по правовым вопросам.

Награжден четырьмя медалями.

1.2.3.      Контроль областной администрации за ценами

Липецкая область относится к числу тех регионов, в которых власть активно применяют административные меры, препятствующие росту цен, прежде всего, на продовольственные товары. В области особым предметом регулирования стали цены на яйцо куриное. Губернатор посвящает этому вопросу с момента кризиса 17 августа уже третье постановление. Последнее постановление, вышедшее в конце марта, «О предельных отпускных ценах на яйцо куриное, закупаемое в региональный продовольственный фонд» [[9]] в связи с изменением конъюнктуры спроса на яйцо куриное и, в официальной формулировке, в целях социальной защиты населения. Оно устанавливает предельные отпускные цены (с НДС) на яйцо куриное, закупаемое в региональный продовольственный фонд на условиях, в рублях за десяток: диетическое— 10.00, столовое I — 9.00, столовое II — 8.00.

Управлению торговли и общественного питания администрации области (Золотарев А.И.) совместно с органами местного самоуправления главой областной администрации предписывается установить контроль за безусловным и первоочередным выполнением птицеводческими предприятиями области заявок организаций розничной торговли. Постановлением разрешается птицеводческим предприятиям области осуществлять самостоятельную реализацию яиц в розницу, в том числе на рынках, только после выполнения всех заявок организаций розничной торговли и по розничным ценам, установленным для предприятий розничной торговли.

Управлению внутренних дел Липецкой области (Аксенов А.И.) совместно с другими контролирующими организациями, органами местного самоуправления вменяется в обязанность обеспечивать пресечение незаконной предпринимательской деятельности граждан, выражающейся в перепродаже на рынках и в других общественных местах яиц, произведенных птицефабриками.

1.3.       Местное самоуправление

1.3.1.      Довыборы в горсовета Липецка

В субботу, 27 марта, в двух городских округах Липецка по дополнительным выборам депутатов горсовета завершился прием подписных листов от выдвинутых кандидатов.

В десятом округе к трем уже зарегистрированным кандидатам — Юрию Конышеву, корреспонденту газеты «Липецкая неделя», Александру Коротаеву, начальнику цеха шлакопереработки ОАО «НЛМК», и Игорю Подколзину, директору детского клуба «Хапкидо», присоединился Сергей Федоров, собственный корреспондент газеты «Аргументы и факты» по Липецкой области. Этот претендент сдал свои подписные листы лишь 26 февраля, и только в начале марта избирательная комиссия положительно решила вопрос о его регистрации.

В тринадцатом округе состав кандидатов в депутаты уже определен. Всего их шесть человек: Сергей Авдеев, директор ЗАО «Регард-Тур», Николай Гришин, помощник конкурсного управляющего ООО «Энергоремстрой», Александр Насонов, главный врач горполиклиники №4, Александр Панов, учитель Ново-Дмитриевской средней школы Липецкого района, Валентин Хаустов, заместитель главного инженера ОАО «НЛМК», и Юрий Чурилов, военнослужащий [[10]].

1.3.2.      Сессия Елецкого райсовета

На прошедшей, самом конце февраля, сессии Елецкого райсовета депутаты впервые за всю историю района не согласились с позицией администрации, что многих шокировало. Депутаты райсовета отправили представленную главой местного самоуправления г.Ельца и Елецкого района программу социально-экономического развития на доработку. В чисто теоретическом аспекте — нормальная процедура, право на то у народных избранников есть. Но для консервативного сельского района, где личность главы до сих пор ассоциируется с должностью первого секретаря, право это — не соглашаться — все еще остается писаным, но нереализуемым. Накануне заседания с проектом программы не согласились постоянные депутатские комиссии. Народные избранник рекомендовали доработать документ.

Доводы депутатов были такими: статьи программы декларативны, отсутствует объективный и полный экономический анализ ситуации в районе, не определены ответственные за выполнение намеченного. У некоторых депутатов закралось сомнение, что программа скопирована с прошлогодней. Смех в зале, в частности, вызвала зачитанная вслух фраза из констатирующей части проекта программы «Положительные сдвиги в сельскохозяйственном и промышленном производстве не должны успокаивать тружеников села». О каких, спрашивали депутаты, положительных сдвигах может идти речь, коль в той же программе ниже утверждается, что в целом социально-экономическое положение остается сложным и напряженным.

Председатель комитета экономики и управления имуществом района В.Воронков и глава администрации Н.Савенков согласились, что программа, действительно, нуждается в корректировке с учетом прозвучавших поправок и предложений.

Накануне предстоящих выборов главы депутаты показали характер. Прежде было все с точностью до наоборот был «нерушимый блок» представительной и исполнительной власти, все вопросы повестки дня сессий проходили с ходу, а председатель не смел делать замечаний главе, встревающему без спросу в дискуссию. «Сбывается подрывной план Бжезинского, — под впечатлением дебатов на сессии глубокомысленно изрек один из заместителей главы Елецкой районной администрации. — Сначала вот народы рассорили, все в стране развалили, а теперь до местного самоуправления дошло, чтоб, значит, рассорить администрацию с депутатами. Зловещий план!..» [[11]]

1.3.3.      Выборы главы администрации г.Ельца и Елецкого района

Судя по складывающейся обстановке, недостатка в претендентах на пост главы в Елецком районе, выборы которого состоятся в мае, не будет. Местная избирательная комиссия, проверив правомерность выдвижения, уже дала добро на сбор подписей двум претендентам — заместителю главного врача территориально-медицинского объединения И.Липовцыну и заместителю генерального директора городского НПО «Энергия» А.Коновалову, больше известному селянам по былой работе инструктором райкома КПСС и в районной администрации.

Несколько удивило селян заявление о намерении баллотироваться на пост главы управляющего делами районной администрации Н.Меркулова, которого выдвинул коллектив работников библиотечной системы.

Последнее обстоятельство, к которому, кстати, в администрации отнеслись спокойно, подвигло исполнительную власть к более активным действиям, есть намерения вступить в предвыборную борьбу у главы Архангельской сельской администрации Л.Сенчаковой и ныне действующего главы района Н.Савенкова. Их кандидатуры уже выдвинули собрания избирателей поселков Солидарность и Елецкий.

С решимостью встретили начало выборной кампании и члены местной организации ЛДПР. На этот пост они прочат своего партийца — учителя физкультуры Талицкий средней школы В.Дунаева.

Как сообщала районная избирательная комиссия, действия претендентов находятся под контролем, нарушений законодательства о выборах пока не выявлено [[12]].

1.4.       Политические партии и организации

1.4.1.      «Правое дело»

10 марта состоялось заседание оргкомитета по созданию Липецкого отделения коалиции «Правое дело», на которое были приглашены руководители и представители различных областных организаций (партий, движений, обществ, союзов и т.д.) демократической направленности. На заседании обсуждался только один вопрос: о создании предвыборной коалиции «Правое дело» в Липецкой области. Как сообщили организаторы на пресс-конференции, состоявшейся сразу после заседания, решение о создании отделения коалиции «Правое дело» было принято. В нее вошли местные отделения следующих организаций: партии «Демократический выбор России» (партийный лидер Егор Гайдар, Липецкое отделение возглавляет Олег Дячкин), Российской партии социальной демократии (лидер Александр Николаевич Яковлев, в регионе — Владимир Заусайлов), партии «Демократическая Россия» (лидером до своей трагической гибели была Галина Старовойтова, в Липецке — Виктор Крысанов), движения «Новая сила» (лидер Сергей Кириенко, представитель в Липецке — Александр Зайцев), а также Липецкое областное объединение избирателей, молодежная организация «Правое дело», правозащитная организация «Липецкое общество прав человека». Лидером нового объединения стал доцент Липецкого государственного технического университета, бывший председатель областного Совета депутатов Олег Дячкин.

На пресс-конференции было также оглашено политическое заявление, принятое учредителями. В нем, в частности, говорится: «Мы объединяемся для того, чтобы в декабре 1999 года выйти на выборы в Государственную Думу единым блоком. Мы идем на выборы, чтобы добиться принятия законов, жизненно необходимых для решения острейших проблем: преодоления бедности и бесправия, возрождения промышленности и сельского хозяйства, стабилизации рубля и обеспечения устойчивого экономического роста, подавления преступности, фашизма и экстремизма. Мы рассчитываем на тех, кто умеет и хочет работать, кто ценит свое право жить так, как ему хочется, и никому этого права не отдаст» [[13]]. Коалиция намерена объединить демократические силы области для участия в предстоящих парламентских и президентских выборах, а также выборах в местные органы власти.

Координационные комитеты движения «Правое дело» созданы в двух крупнейших городах области Липецке и Ельце.

1.4.2.      Аграрная партия

В середине марта в Липецке состоялась IV конференция Липецкой областной организации Аграрной партии России. В ее работе приняли участие член Центрального совета АПР, председатель ЦК профсоюза работников АПК А.Давыдов, председатель областного аграрного Союза М.Кузнецов, председатель обкома профсоюза работников АПК А.Мачнева.

Конференция заслушала отчет правления и совета о работе за истекший период, с которым выступил председатель Липецкой областной организации АПР В.Марчуков. Докладчик подверг резкой критике работу низовых парторганизаций, правления и областного совета за отчетный период, отметив при этом необходимость усиления организационно-партийной и идеологической работы на местах в преддверии VII съезда АПР, а также в связи с приближающимися парламентскими и президентскими выборами, выборами глав районных администраций.

Партийцам было рекомендовано проявлять гибкость в работе с массами и органами самоуправления на местах, с депутатским корпусом, с администрациями районов и области, их структурами по управлению экономикой сельскохозяйственного производства, активнее содействовать им в повышении эффективности работы агропромышленного комплекса. В связи с этим членам совета областной организации АПР поручено выступить с инициативой перед администрацией области о проведении в преддверии весенне-полевых работ совещания с работниками агропромышленного комплекса и обслуживающих отраслей по вопросам предстоящего сева, оказания материально-технической помощи труженикам села.

Конференция избрала новый состав совета областной организации АПР, делегатов на VII съезд партии, утвердила решение правления о направлении своих представителей в районные и областную избирательные комиссии.

Обсуждая перспективные вопросы работы Аграрной партии по ее участию в парламентских выборах, выборах глав местного самоуправления, В.Марчуков проинформировал собравшихся о создании в области под патронажем областного Совета депутатов и областной администрации Союза объединений, партий и движений «Липчане». Одной из основных целей Союза является объединение всех общественно-политических сил региона для защиты интересов жителей области, что совпадает с уставом и Программой Аграрной партии по защите интересов тружеников агропромышленного комплекса и обслуживающих его предприятий. В связи с этим было внесено предложение об утверждении решения правления о вступлении в Союз, чтобы на выборах выступить единым блоком [[14]].

На конференции был также рассмотрен вопрос о создании в области региональной общероссийской общественной организации «Российский союз сельских женщин». Ее руководителем избрана заместитель председателя областной организации АПР А.Мачнева.

Председателем областной организации Аграрной партии России вновь избран В.Марчуков.

1.4.3.      НПСР

Руководители ряда липецких областных и городских организаций, отделений, союзов левой и патриотической ориентации обратились с открытым письмом к депутатам Липецкого областного и городского Советов, главе администрации области О.Королеву и главе администрации Липецка А.Коробейникову с открытым письмом, в котором говорится, что за последнее время в Липецке появилось несколько памятников, связанных с историей Отечества и Липецкого края, в числе которых памятники Петру I, воинам-интернационалистам, Г.Плеханову.

Доброе дело, отмечают авторы открытого письма, заслуживает однозначной поддержки, ибо «памятники призваны формировать светлые патриотические чувства». К сожалению, памятники воинам-интернационалистам и выдающемуся земляку Г.Плеханову вызывают не гордость, а, в лучшем случае, горькое недоумение «Каким воображением надо обладать, чтобы разглядеть в трех вычурных, деформированных фигурах с поднятыми руками жертвенный героизм России?» — вопрошают патриоты. Какую признательность может вызвать на фоне желто-каменной стены «бронзовый мыслитель» с явно дегенеративными чертами лица, более чем далекого от портретного сходства? Подчеркнутое авторское самовыражение в обоих случаях обернулось потерей не только художественной, но и нравственной, исторической правды» [[15]].

Вопрос этот далеко не частного характера, заключают авторы письма. Они предлагают создать компетентное жюри из творческой интеллигенции, ученых, краеведов, депутатов, представителей власти для общественной оценки проектов монументов, памятных знаков. По их мнению, открытое обсуждение достоинств и недостатков памятников позволит избежать дорогостоящих просчетов.

1.5.       СМИ

1.5.1.      Конференция Союза журналистов

Во вторник 23 марта в Липецке состоялась отчетно-выборная конференция областной организации Союза журналистов России. К сохранению консолидирующего начала липецких средств массовой информации и последовательному выражению реальных интересов населения нашей области призвали коллег участники.

В документе, принятом на форуме самой массовой творческой организации региона, отмечается, что «усилиями коллективов редакций газет, теле- и радио компаний, информационных агентств на территории области создано достаточно широкое информационное пространство, которое отвечает всему спектру возрастных и профессиональных запросов населения, политических симпатий граждан. Липецкие СМИ приобрели огромный опыт по защите интересов жителей региона, что позволяет журналистам даже в наиболее острых ситуациях предвыборной борьбы или нарастания социальной напряженности не усугублять негативные тенденции в обществе, а наоборот способствовать укреплению в нем консолидирующих начал» [[16]].

Вместе с тем, обсуждая проблемы своего творческого Союза, современного состояния российских СМИ, участники конференции высказали серьезную озабоченность теми процессами, которые в последнее время бурно развиваются в сфере прав и свобод граждан, когда в угоду политическим амбициям попираются свобода слова и право человека на объективную и достоверную информацию. В этих условиях, по мнению собравшихся, возрастает ответственность региональных СМИ, каждого журналиста за сохранение веками формировавшихся ценностей народа. Сегодня читатели и зрители, особенно молодые, как никогда нуждаются в противоядии от тех газет и каналов, которые растлевают сознание людей, пропагандируют вседозволенность, ведут к конфронтации и возрастанию напряжения в обществе.

Делегаты конференции подвели итоги работы творческого Союза за последние пять лет, наметили планы на ближайшую перспективу.

Участники форума липецких журналистов также избрали новый состав правления областной организации СЖ РФ, в который вошли ведущие публицисты региона, руководители СМИ области.

В заключение собравшиеся приняли специальное Обращение ко всем местным журналистам.

В этот же день состоялся первый пленум обновленного правления областной организации Союза журналистов РФ, на котором был избран президиум в составе И.Безбородова, главного редактора агентства «Липецкинфоцентр»; Ю.Дюкарева, зам. главы администрации области; Л.Винникова, советника зам. главы администрации области; В.Грыгина, директора Липецкого издательства Госкомпечати РФ; П.Игнатова, редактора долгоруковской районной газеты «Сельские зори»; В.Савельева, главный редактора «Липецкой газеты»; Н.Страхова, главный редактора усманской газеты «Новая жизнь», А.Царика, начальника управления СМИ и полиграфии администрации области; Е.Туровского, председателя ГТРК «Липецк».

Председателем областной организации Союза журналистов России избран Ю.Дюкарев, секретарем — Л.Винников.

1.5.2.      Информационное пространство Черноземья

В Черноземье создается единое информационное пространство. Соглашение о создании в Центральном Черноземье единого информационного пространства подписали в Белгороде члены ассоциации торгово-промышленных палат региона. Все региональные информационные ресурсы предполагается объединить на базе интернет-технологий в единую систему.

Как сообщила президент Липецкой ТПП Лилия Погудина, «реализация этой программы позволит представителям бизнеса, власти, общественности оперативно получать достоверную информацию об экономике региона» [[17]].

2.    Экономика

2.1.       Статистика

Исходя из данных официальной статистики, экономическое положение области остается сложным. По отношению к январю-февралю прошлого года объем промышленной продукции сократился на 13%. При этом выпуск чугуна уменьшился на 10%, стали — на 18, готового проката — на 20, тракторных культиваторов — на 61%. В свою очередь сельхозпредприятия снизили производство мяса, яиц. Инвестиции упали более чем на четверть. Прирост обеспечен лишь по отдельным показателям. В частности, по выпуску пищевых продуктов на 5%, винно-водочных изделий и пива — на 18, молока — на 14,2% [[18]].

Подведены финансовые итоги работы предприятий и организаций области за два первых месяца текущего года. Балансовая прибыль за это время без предприятий и организаций, средняя численность работников которых не превышает 15 человек, и предприятий сельского хозяйства составила 246 млн. рублей — 216% к соответствующему периоду предыдущего года. Более чем вдвое превышен прошлогодний результат по этому показателю в черной металлургии, пищевой промышленности. Заметной прибавки добились в машиностроении и металлообработке, в отраслях электроэнергетического комплекса. В то же время возросла просроченная как кредиторская, так и дебиторская задолженности, соответственно на 2 и 6% [[19]].

2.2.       Бюджет

В прошлом обзоре мы обозначили существование принципиальных разногласий по бюджету-99 между областным Советом депутатов и областной администрацией. 25 февраля на девятой сессии Липецкого областного Совета депутатов закон «Об областном бюджете на 1999 год» был принят в варианте администрации[1]. 5 марте в местной прессе был опубликован развернутый текст закона [[20]], что придало ему законную силу. Итак, областной бюджет утвержден по расходам в сумме 1 711 389 тыс. рублей, исходя из прогнозируемого объемов доходов в сумме 1 711 389 тыс. рублей, с дефицитом в сумме 131 479 тыс. рублей. (Статьи расходов и расходов бюджета см. в Приложении). На погашение дефицита областного бюджета предполагается направить средства от реализации имущества, находящегося в областной собственности дополнительно привлеченные доходные источники.

Согласно закону, в 1999 г. будет сохранен уровень платежей граждан за услуги в по содержанию и ремонту жилья, коммунальные услуги в домах муниципального и общественного фонда в размере 40% к затратам. Доля собственных расходов граждан по оплате жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилья и нормативов потребления коммунальных услуг устанавливается в размере 10% к совокупному доходу семьи. Список защищенных статей по сравнению с бюджетом прошлого года значительно урезан, и предусматривает только гарантированные расходы на заработную плату бюджетникам, социальные выплаты, стипендии, приобретение медикаментов. Финансирование расходов по остальным статьям бюджета при недостаточном поступлении средств производится пропорционально фактически полученным доходам.

2.3.       Налоги

На одном из недавних совещаний губернатор соседней Воронежской области Иван Шабанов заявил: «Если «убрать» НЛМК из Липецкой области, то деревня деревней останется!» В принципе губернатор выразил общеизвестный стереотип, что относительное благополучие Липецкой области зиждиться на работе комбината. Действительно, в структуре налоговых поступлений региона главенствующую роль занимает черная металлургия. Предприятия этой отрасли заплатили в бюджеты разных уровней 620 млн. рублей, что меньше, чем в 1997 г., на 40 млн. рублей, или на 6%. Здесь основным налогоплательщиком является АО «НЛМК». За прошлый год от предприятия поступило 281 млн. рублей. Тогда как несколько лет назад комбинат давал более 30% налоговых поступлений в бюджет. Положение изменилось с 1996 года, когда бюджет стал возвращать предприятию средства, уплаченные им за сырье для экспортной продукции. Экспорт НЛМК был высоким, в отдельные периоды доходил до 60% всей выпускаемой продукции, поэтому росли и суммы возврата. В минувшем году, например, они составили 324 млн. рублей. Кроме того августовский кризис привел к снижению прибыли предприятия, попавшего по итогам года в число убыточных. Доля НЛМК в общих налоговых поступлениях в 1998 г. составила 9,6%, а в территориальный бюджет 21,7%.

Основную часть поступающих в регионе налогов дают предприятия областного центра. Из 3 млрд. рублей платежей, поступающих в бюджеты всех уровней в прошлом году, доля Липецка составила 2 млрд. 29 млн. рублей. В первые два месяца 1999 г. налогоплательщики Липецка внесли в общую казну 284 млн. рублей или более 71% от всех поступлений.

По предприятиям машиностроения и металлообработке поступило 189,5 млн. рублей, что на 37% меньше, чем в прошлом году. В этой отрасли основные поступления идут от завода холодильников «Стинол». После августовского кризиса значительно возросла доля пищевой промышленности в налоговых поступлениях. Эта отрасль стала второй по значимости в поступлении налоговых средств после металлургии. Всего по предприятиям пищевой промышленности поступило 235 млн. рублей — 10,7% от общей суммы, причем платежи за год возросли на 58 млн. рублей. Основные плательщики в пищевой отрасли — ФГПУ «Липецкспиртпром», АОЗТ «Росинка», АО «Липецкпиво», АООТ «Липецкхлебмакаронпром».

Удельный вес поступлений от строительства в пролом году упал в более чем в два раза — с 16 до 8,3%. Если в 1997 г. строители уплатили государству 408 млн. рублей, то в 1998 году только 182 млн. рублей. В электроэнергетике платежи к уровню 1997 г. снизились на 69 млн. рублей, или на 29%., в жилищно-коммунальном хозяйстве — на 18 млн. рублей, или на 29,5%, на транспорте — на 26 млн. рублей, или на 32%.

Несмотря на кризис, сумма платежей в бюджет по предприятиям банковской сферы возросла на 113 млн. рублей. Однако, весь прирост обеспечил Липецкий банк Сбербанка России. На налоговых поступлениях в торговле и общественном и общественном питании кризис также не отразился — налоги были собраны с небольшим превышением (100,4%) к уровню прошлого года. Всего по этой отрасли поступило 134,4 млн. рублей налогов, или 6,1% к общим поступлениям. От коммерческой деятельности рынков города поступило налоговых платежей 14,1 млн. рубле, или 0,6% от общей суммы [[21]].

2.4.       Банковская система области

В среду, 3 марта, состоялось собрание акционеров Дорожно-страхового банка, за которым с недавних пор закрепилось неофициальное наименование «областной», или «губернский». Вопрос о целесообразности создания «губернского» банка дебатировался достаточно долго. В конечном итоге принципиальное решение было принято. Как мы писали в прошлых обзорах уже в ходе организационных работ между самыми крупными акционерами банка возникли определенные разногласия. В основном эти разногласия до 3 марта удалось «утрясти». Самыми крупными держателями акций нового банка стали администрации области и города Липецка: у них по 25,01%. Пакет «весом» 19,79% приобрело АО «Липецкэнерго», 6,7% — у страховой фирмы "Росгосстрах-Липецк» [[22]]. На собрании был также утвержден состав совета акционеров. Председателем правления губернского банка стал Павел Буданов, возглавлявший до этого «Росгосстрах-Липецк». Таким образом, областная администрация продвинула свою кандидатуру, хотя остальные акционеры не были столь единодушны во мнении. Администрация Липецка имела свою особую позицию.

Официальные лица городских властей до сих пор не довольно «односторонним» назначением областной администрацией нового председателя правления банка. Областная администрация просто поставила перед фактом администрацию Липецка, хотя стороны как главные акционеры, имеющие равное количество акций могут блокировать односторонние решения. Однако администрация Липецка не пошла на обострение ситуации, согласившись с решением областной власти о кандидатуре председателя правления банка.

Председатель Липецкого горсовета Михаилу Гулевский высказывает свое личное мнение, которое не изменилось, по поводу возникших вопросов. Он предлагал оставить председателем правления банка на период его санации (до октября 1999 года) Наталью Гребенщикову, высказывая уверенность, что она смогла бы удержать на плаву банк в сложнейших условиях становления. Он считает, что только при согласии и полном доверим друг к другу всех акционеров банк сможет работать стабильно. «Городу», очень не понравилось, когда за его спинами администрация области начала в срочном порядке скупку акций у акционеров. Специальная «делегация» выезжала в Москву и у «Росдорбанка» выкупила огромный пакет акций. Около 20% приобрело ОАО «Липецкэнерго» и около 6% — фирма «Росгосстрах-Липецк», которую ранее возглавлял Буданов, а сейчас Шкатов. Городские власти задают областной администрации свои вопросы: Кто дал команду?.. Зачем и кому нужны эти игры?.. Почему городские ветви власти не были даже проинформированы на этот счет? [[23]] Позже городской Совет и администрация Липецка объяснились по этим вопросам с главой администрации области Олегом Королевым и его заместителем Доровским. Оба они в очередной раз подтвердили свое намерение «работать дружно и на пользу липчан».

2.5.       НЛМК

Последствием подписания в США соглашений об ограничении экспорта российской стали была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся 4 марта, с участием главы администрации области О.Королева, председателя областного Совета А.Савенкова, председателя совета директоров АО «НЛМК» В.Лисина, президента Института развития предпринимательства И.Хакамады.

Как известно, 22 февраля 1999 года министерства торговли России и США парафировали два соглашения сроком действия на 5 лет- о приостановлении антидемпингового разбирательства в отношении поставок горячекатанных рулонов из России на рынок США и всеобъемлющее соглашение по стали, регламентирующее условия и объемы поставок российской металлопродукции на американский рынок.

Согласно первому документу вводится шестимесячный мораторий на поставку горячекатанных рулонов из России, устанавливается минимальная цена в размере $255 за тонну, а также годовая квота в размере 750 тыс. тонн. Таким образом, учитывая шестимесячный мораторий, в текущем году квота составит 375 тыс. тонн.

Для сравнения: в 1998 году три ведущих российских комбината (НЛМК, ММК и «Северсталь») поставили на американский рынок около 3,5 млн. тонн данной продукции. Реальная рыночная цена на американском рынке на условиях поставки до конечного потребителя в настоящее время составляет не более $230 за тонну. Становится понятным, что при данных договоренностях рынок США, даже в условиях резкого укрепления конъюнктуры, будет закрыт для российских экспортеров.

Согласно второму документу, за базу российских поставок в США взят уровень 1997 года, когда отечественные производители только начинали реально осваивать американский рынок. Всеобъемлющее соглашение было во многом инициировано российской стороной по примеру соглашения с ЕС, данный документ полностью игнорирует интересы не только российских производителей, но и американских потребителей.

Для российской стороны является очевидным дискриминационный характер двух соглашений. Вместе с тем, отдавая себе отчет в том, что в вопросе поставок горячекатанных рулонов было действительно нарушено американское законодательство. Производители были вынуждены пойти на жесткие условия американской стороны в надежде на их дальнейший пересмотр.

Теперь остается меньше месяца до окончательного принятия решения по двум документам на правительственном уровне. Перед производителями и Правительством России стоит вопрос о том, целесообразно ли подписывать данные соглашения. Такой же вопрос возникает перед американской стороной в лице Конгресса, профсоюзов и производителей.

В своем коротком вступительном слове глава администрации области Олег Королев сообщил, что главная цель встречи состоит в том, чтобы «проинформировать общественность как мы все вместе работаем над тем, чтобы антидемпинговое разбирательство не стало причиной падения нашего основного «хребта экономики», которым является Новолипецкий комбинат для области и региона и металлургия в целом». Накануне, то есть 3 марта, как сообщил Олег Петрович, состоялась его встреча с вице-премьером Юрием Маслюковым и министром торговли Юрием Габуния. На этой встрече, как и в ходе состоявшейся ранее беседы с Евгением Примаковым, губернаторы металлопроизводящих регионов настоятельно просили правительство о более решительном вмешательстве в антидемпинговый процесс как в экономическом, так и в политическом плане.

«Отсутствие общеэкономической стратегии на уровне руководства страны в течение многих лет — вот что лежит в основе сегодняшних проблем нашей металлургии, если говорить по большому счету», — так можно коротко сформулировать точку зрения председателя областного Совета Анатолия Савенкова, высказанную им в завершение пресс-конференции [[24]].

Как сообщил В.Лисин, в Москве 3 марта уже состоялось совещание в министерстве торговли, на котором представители металлургических предприятий-экспортеров высказались против подписания соглашений. Оценив сложившуюся ситуацию как весьма сложную для комбината, он далее заметил, что руководство комбината работает над решением «американской» проблемы настойчиво и «руки опускать мы не собираемся». Судя по высказываниям председателя совета директоров ОАО «НЛМК, есть основания надеяться, что у американских потребителей российского металла возобладают экономические интересы. «Мы сегодня в состоянии делать сталь, которая дешевле американской и отнюдь не уступает ей в качестве. И вовсе не случайно ряд крупнейших американских компаний, в том числе «Шеврон», «Катерпилер» и «Дженерал Моторс» обратились в американское правительство с предложением остановить антидемпинговое разбирательство. Исходят они при этом из чисто экономических собственных интересов. Их продукция, изготовленная из американской стали, не сможет конкурировать с японской» [[25]]. По мнению В.С.Лисина, если бы антидемпинговое разбирательство действительно велось, исходя только из экономических посылов, без политико-финансовой «примеси», то столь остро сегодня «экспортно-стальная» проблема не стояла бы.

Наряду с этим комбинат разрабатывает экономическую стратегию с учетом того, что «нас все-таки могут отлучить от американского рынка». Проводимая работа дает основание надеяться, что комбинату в ближайшее время удастся избежать острых экономических катаклизмов. Однако даже столь «осторожно-обнадеживающую» формулировку В.С.Лисин завершил следующими словами: «Тем не менее ситуация очень серьезная, и в ближайшее время ожидать каких-либо благоприятных экономических явлений в регионе и в стране, учитывая базовую направленность металлургии, к сожалению, не приходится».

На пресс-конференции говорилось о том, что российские металлурги, вследствие утраты своих позиций на американском рынке, будут вынуждены не менее чем на треть сократить производство. К тому же, лишившись «живых» денег, поступавших от экспорта, предприятия не смогут рассчитываться с бюджетом, что весьма негативно скажется на жизни регионов, в которых они находятся. Социальные последствия всего этого можно лишь предполагать.

И.Хакамада сообщила, что вопрос российского экспорта стали предполагается обсудить во время визита премьера Е.Примакова в США 23 марта. (Как сейчас известно визит премьера из-за югославской проблемы не состоялся.) Она сама также в это время выедет в США для неофициальных встреч с потребителями нашего металла в надежде привлечь их к борьбе с американским «стальным» лобби. Поэтому предварительно приехала в Липецк, чтобы полнее ознакомиться с мнением липецких металлургов. Однако особого оптимизма по поводу дальнейших перспектив экспорта стали в США никто из участников пресс-конференции не высказал.

2.6.       Липецкий тракторный завод

В начале марта под председательством директора территориального агентства Федеральной службы по делам о несостоятельности и банкротству П.Чеченева состоялось заседание совета кредиторов Липецкого тракторного завода. Главным вопросом повестки дня был отчет арбитражного управляющего ОАО «ЛТЗ» Геннадия Пищулина о деятельности акционерного общества.

Участники совещания констатировали: ситуация на предприятии по-прежнему остается сложной. Производство тракторов осуществляется в незначительных количествах, продукция практически не находит сбыта, долги завода не сокращаются. Между тем 17 сентября 1999 года истекает срок внешнего управления ОАО «ЛТЗ», а анализ отчетов о деятельности внешнего управления и финансово-экономического состояния ЛТЗ показывает, что радикальных перемен так и нет, не наблюдается и тенденции к улучшению платежеспособности завода.

На совещании были обозначены три возможных варианта дальнейшего развития событий: банкротство с последующей распродажей; создание юридического лица по схеме металлургической компании «Свободный сокол» (что вызывает возражения арбитражного суда) и, наконец, продление внешнего управления под поручительство администрации области. Все три.возможных варианта председатель совета кредиторов П.Чеченев предложил рассмотреть конкурсному управляющему Г.Пищулину. Одновременно последовало обращение к кредиторам представить свои соображения по разрешению сложившейся ситуации.

В отличие от кредиторов, внешний управляющий однозначно отверг процедуру банкротства как способ выполнения обязательств перед государством и партнерами. Ссылаясь на опыт родственных предприятий, он привел примеры негативных последствий перемены собственника. По мнению Г.Пищулина, «оптимальным выходом было бы обращение к администрации области с просьбой о поручительстве с последующим продлением внешнего управления по решению арбитражного суда» [[26]].

Какому варианту будет отдано предпочтение, пока не известно. Ясно одно: ни один из них не сулит ЛТЗ быстрого и безболезненного выхода из затянувшегося кризиса.

3.    Социальная сфера

3.1.       Уровень цен

На 4% возросли в феврале потребительские цены в Липецкой области. Ценовой индекс по отношению к декабрю 1998 г. составил 113,4%. Рост цен на продовольственные товары в феврале по сравнению с январем несколько замедлился и составил 3,4%. Наиболее значительно подорожали овощи и фрукты: капуста — на 33%, морковь — на 27, яблоки — на 13, картофель — на 9%. Поднялись цены на кондитерские изделия, жирный творог, говядину, горох и фасоль — на 5-10%, мороженую рыбу, сыр, сметану, консервы, печень — на 11-13%, живую и охлажденную рыбу, бананы — на 20-22%. В то же время на четверть стали дешевле яйца, на 5-8% снизились цены на куриные окорочка, молоко, продаваемое на рынке, овсяные хлопья, на 1-2% — на майонез, сгущенное молоко, мясные консервы, сливочное масло, сахар.

Средняя по области стоимость набора из 25 основных продуктов питания составила в конце февраля в расчете на месяц 412 руб. — на 23 рубля (5,9%) выше по сравнению с концом предыдущего месяца.

Впервые за последние месяцы темпы прироста цен на непродовольственные товары в феврале были выше, чем на продовольствие. Значительно подорожали ткани — на 19%, мужская одежда, женская обувь, стиральный порошок, спички, часы, ювелирные изделия, легковые автомобили — на 11-15%. Увеличение цен и тарифов на платные услуги остается несущественным — 0,8%. При этом значительно поднялись тарифы на ремонт механических часов, на пошив женского платья — на 9-10%, на ремонт обуви, изготовление фотоснимков для документов — на 3-5%. Стоимость пересылки простых писем возросла на 20%, билетов в музеи и на выставки — в 1,3 раза, плата за пребывание в детском саду — в 1,4 раза. Путевки в дома отдыха подорожали на 10%, обучение в негосударственных высших учебных заведениях — на 5% [[27]].

3.2.       Заработная плата

На 6% возросла в Липецкой области в январе 1999 г., по сравнению с предыдущим месяцем, просроченная задолженность по заработной плате. По данным областного комитета госстатистики, ее общая сумма составила 571,3 млн. рублей, в том числе в производственных отраслях — 455,1 млн., в отраслях непроизводственной сферы — 116,2 млн. рублей

За январь на 3,2% возросла задолженность из-за отсутствия бюджетного финансирования и достигла 110 млн. рублей, или 19% от общего объема. Наибольший удельный вес бюджетной задолженности приходится на организации народного образования — 32% [[28]].

Разразившийся в августе прошлого года кризис больно ударил по уровню жизни населения. Среднедушевой доход жителей области в январе-феврале составил 405 рублей в месяц при прожиточном минимуме 604,6 рубля. За чертой бедности, таким образом, оказались 467 тыс. человек, или 37% населения. В прошлом году этот численность населения, находящаяся за чертой бедности составляла 14% [[29]].

3.3.       Профсоюзы

На очередное пятое заседание Совета Федерации профсоюзов области, которое состоялась в середине марта, был вынесен вопрос, который, по общему мнению, не только назрел, но и «перезрел». Речь шла об усилении контроля за соблюдением социально-трудовых прав работников и взаимодействии в этой сфере с органами прокуратуры, контрольно-правовыми подразделениями федеральных и областных структур власти.

Судя по докладу, который представил собравшимся председатель Федерации Анатолий Жидких, по выступлениям в прениях, и профсоюзные активисты, и их партнеры из госорганов управления и контроля вполне объективно и непредвзято оценивают ситуацию в системе трудовых отношений При всех сложностях имеются факты четкой координации усилий по защите трудовых прав граждан некоторых профсоюзных организаций и управления труда и занятости населения администрации области, государственной инспекции труда по Липецкой области. Однако противостоять все нарастающему валу многочисленных нарушений работодателями трудового законодательства становится все труднее. Массовый характер приобрели задержки заработной платы. На начало года сумма долгов здесь превысила полмиллиарда рублей, а в суды по этой причине было подано более 20 тысяч исков.

Причем при проверках жалоб все чаще выяснялось, что заработанное не выплачивается не из-за отсутствия средств, а по лично-корпоративным интересам руководителей. Приводились типичные примеры: «руководитель предприятия, накопив почти миллион долгов по зарплате, в первую очередь побеспокоился о приобретении нового служебного автомобиля, другой — одолжил «живыми» деньгами крупную сумму партнеру по бизнесу, третий за несколько месяцев умудрился поднять собственный оклад с трех до девятнадцати тысяч, а когда профсоюз обратился в прокуратуру — благополучно сменил место работы». Масштаб и объемы нарушений только по этому разделу КЗОТа дают возможность переквалифицировать понятие «задержка зарплаты» в «присвоение результатов труда работников».

Множество всевозможных нарушений выявлен на предприятиях либо реорганизованных, либо поменявших форму собственности. Защита прав работающих в сфере малого и среднего бизнеса не практикуется. По свидетельству главного правового инспектора труда Ираиды Нагорняк, при проверке жалоб работников невозможно найти документальных источников заключения трудового договора нет ни приказов о приеме, ни табелей учета рабочего времени, даже ведомостей на зарплату. Исполнительная система судебных приставов, буквально завалена решениями правовых инстанций, так что образовалась очередь за зарплатой, предписанной к выдаче Как подчеркнул на заседании главный судебный пристав Валентин Сонин, за прошлый год к ним поступило всего более 236 тысяч исполнительных документов, в том числе и по нарушенным трудовым правам [[30]].

Профсоюзные организации пытаются изжить даже с крупных предприятий, запрещают перечислять членские взносы, сокращается из года в год число заключенных коллективных договоров. Идет наступление на права профсоюзов и правительство, внесшее в Госдуму проект нового КЗОТа, исключающий их участие в контроле действий работодателей.

Картина соблюдения социально-трудовых прав населения области, сложенная из фактов, приведенных на заседании, вполне характерна для любого региона России. В Липецкой области ее значительно смягчает действие трехстороннего соглашения о партнерстве между профсоюзами, работодателями и администрацией, которое подкрепил закон «О социальном партнерстве». Но факты свидетельствуют о неэффективности разрозненных мер, принимаемых государственными и местными органами управления и профсоюзами. Совет Федерации липецких профсоюзов принял решение начать работу по созданию координационных комитетов по защите трудовых прав граждан и пригласил участвовать в ней всех своих партнеров, а также решил выйти с инициативой о подготовке законопроекта об ответственности работодателей за соблюдение трудового законодательства.

4.    Резюме

В марте областной администрации удалось создать обстановку согласия в работе с депутатами областного Совета. Этому также способствовал круг обсуждаемых вопросов, который был не столь широким и глобальным как прошлые месяцы. На этом мирном фоне глава областной администрации О.Королев и председатель областного Совета депутатов А.Савенков заняли консолидированную позицию в отстаивании интересов АО «НЛМК», осуждая введение США антидемпингового законодательства против российского металла. Однако, областной администрации не удалось «замять» в пошедшем месяце конфликт по поводу распределения акций областного банка с городскими властями Липецка. Хотя власти города и согласились с кругом новых акционеров и с кандидатурой председателя правления банка, предложенных областной администрацией, но натянутость в финансовых отношениях осталось. Весьма возможно, что Липецк как основная территория области, с которой взимается львиная доля доходов в областной бюджет, предпримет контрмеры, стремясь ограничить долю финансовых отчислений.

Предвыборная компания в регионе набирала обороты. Организационную подготовку разворачивали как новые региональные политические силы («Правое дело»), так и весьма «укоренные» (Аграрная партия). «Правое дело» привлекло к созданию организации в прошлом активных региональных демократов, которые сейчас, однако, не пользуются популярность среди населения. Аграрная партия видимо займет прогубернаторскую позицию. Об этом позволяет говорить намерение войти лидеров регионального отделения АПР в союз «Липчане». Напомним, что союз «Липчане» возник в период губернаторских выборов из различных политических и общественных организаций как блок в поддержку О.Королева. Видимо, региональная власть пытается координировать процесс выборов, чтобы «конструктивная обстановка» в области не была нарушена оппозиционно настроенными депутатами Государственной Думы РФ. Представляется, что в следующие месяцы власть усилить негласный контроль за прохождением предвыборной кампании.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ НА 1999 ГОД

Сумма, тыс. рублей

ДОХОДЫ

794229

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

 

Прямые налоги на прибыль (доход)

 

Отчисления от налога на прибыль

189348

Отчисления от подоходного налога с физических лиц

169915

Налоги на товары и услуги

 

Отчисления от налога на добавленную стоимость

122082

Отчисления от акцизов по водке и спирту и прочим акцизам

73398

Лицензионные сборы

2610

Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте

2000

Налоги на имущество

 

Отчисления от налога на имущество предприятий

199910

ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

 

Платежи за пользование недрами

4180

Водный налог

7839

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

4937

Земельный налог

18000

Плата за пользование объектами животного мира

10

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

274060

Доходы от государственной собственности или деятельности

3309

Доходы от приватизации

5500

Прочие неналоговые доходы:

265251

ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

 

Территориальный дорожный фонд

635600

Фонд ГИБДД УВД администрации области

7500

ИТОГО ДОХОДОВ:

1711389

Превышение расходов над доходами (дефицит)

131479

РАСХОДЫ

 

Государственное управление

52890

в том числе:

 

— содержание органов законодательной власти

7495

— контрольно-счетная комиссия

468

 — содержание органов исполнительной власти

44927

Архивный отдел

700

Правоохранительная деятельность

 

Органы внутренних дел

69760

Управление Государственной противопожарной службы УВД

10000

Содержание нотариальных контор

529

На мероприятия по борьбе с преступностью

300

Промышленность

 

Топливная промышленность

12000

в том числе

 

на реализацию Законов «О ветеранах»

9608

ОАО «Липецкоблгаз» на реализацию Закона «О ветеранах»

21692

Геологоразведочные работы за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы

2000

Сельское хозяйство

 

Содержание бюджетных учреждений

5667

Противоэпизоотические мероприятий

1500

На формирование регионального продовольственного фонда

146000

На реализацию областного закона «О семенах»

4000

На погашение госдолга

1117

На поддержку госунитарных сельскохозяйственных предприятий

30000

Расходы на инвентаризацию земель

4000

Помощь фермерским хозяйствам

52

Коренное улучшение земель

2709

Охрана окружающей среды

 

Госинспекция по маломерным судам

1100

Управление лесами на воспроизводство лесов

100

Финансирование мероприятий по регулированию, использованию и охране водных ресурсов

1500

Жилищно-коммунальное хозяйство

13000

ОАО «Липецкэнерго» на реализацию закона «О ветеранах»

2348

На компенсацию военнослужащим за наем жилья

400

Гражданская оборона

3870

Образование

 

Содержание учреждений и мероприятий

35465

На приобретение учебников

9214

Мероприятия на проведение летней оздоровительной кампании

4000

Культура и искусство

 

Содержание учреждений и мероприятий

15796

На празднование 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина

511

Кинематография

1286

Средства массовой информации

6329

в том числе

 

редакции «Липецкой газеты»

3388

редакции «Молодежного вестника»

104

редакции «Золотого ключика»

165

дотация на финансирование районных газет в соответствии с законом «О государственной поддержке средств массовой информации и полиграфии Липецкой области»

2672

Здравоохранение

 

Содержание учреждений и мероприятий

189960

На реализацию закона «О ветеранах»

812

Фонд обязательного медицинского страхования

9694

Физкультура и спорт

15235

Молодежная политика

1000

Семейная и демографическая политика

70

Социальная политика

 

Социальное обеспечение

52185

в том числе на реализацию Закона «О ветеранах»

7917

Пособия и компенсационные выплаты на детей

9720

Адресная помощь населению

5000

На выплату доплат к пенсиям госслужащих

1360

На реализацию Закона РФ «О погребении и похоронном деле»

1300

Облвоенкомат

1150

Погашение задолженности по кредитам и процентам за их пользование

63669

Возврат ссуды федеральному бюджету

37000

Фонд непредвиденных расходов главы администрации области

5000

Территориальное агентство федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Липецкой области по обслуживанию предприятий областной собственности

 

На текущее содержание

98

На содержание финансовых органов

7700

На приобретение бланков бухгалтерского учета и отчетности для бюджетных учреждений

200

Областной комитет государственной статистики на подготовку информационно-аналитического материала для администрации области и областного Совета депутатов

310

Избирательная комиссия Липецкой области

 

На текущее содержание

338

На проведение выборов

327

На финансовое обеспечение государственного плана подготовки управленческих кадров народного хозяйства и обучение госслужащих

200

Управление делами администрации области

 

На оплату информации ИТАР-ТАСС

96

На содержание ассоциации экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного района «Черноземье»

150

На содержание регионального корпункта государственной радиовещательной станции «Маяк»

40

На выплату областной литературной премии им. И.А.Бунина

6

На содержание областного Совета ветеранов войны и труда

30

На содержание областного комитета ветеранов войны Липецкая областная организация ВОС

5

На реализацию программы социальной защиты инвалидов по зрению

150

Липецкий государственный технический университет

 

На разработку технологии композиционных коррозийно- и износостойких покрытий деталей машин и оборудования металлургического производства УКС администрации области

35

Капитальный ремонт

15000

в том числе учреждений культуры

3000

учреждений образования

4000

учреждений здравоохранения

3500

учреждений социальной защиты

3500

прочие

1000

Управление юстиции

 

На регистрацию уставов муниципальных образований и прочие расходы

31

Администраций Липецкого района на компенсацию выпадающих доходов по налоговым платежам в районный бюджет ОАО «Липецкагроснабсервис» за административное здание, приобретенное для областной прокуратуры

152

Прокуратура Липецкой области

 

На ремонт административного здания

200

Областной Совет ветеранов Великой Отечественной войны «Последний военный призыв»

6

Государственное предприятие «ЮВЖД» на возмещение убытков по пассажирским перевозкам железнодорожного транспорта

150

Расходы целевых бюджетных фондов

 

Территориальный дорожный фонд

635600

Фонд ГИБДД УВД администрации области

7500

Суммы субвенций и дотаций, передаваемых из областного бюджета в бюджеты районов

321413

ВСЕГО РАСХОДОВ

1842868

 

 

НОРМАТИВЫ ОТЧИСЛЕНИЙ

от федеральных и региональных налогов и доходов на 1999 год в бюджеты районов и городов

 

Наименование района и городов

Акцизы по водке и спирту

Акцизы по прочей группе товаров

НДС

Налог на прибыль предприя-тий

Налог на при-быль бан-ков

Подоход-ный налог физичес-ких лиц

Подоход-ный налог с предпри-нимателей

Налог на имущество пред-приятий

 

1*

2*

1

1

1

2

1

2

2

1

2

1

2

1

2

Воловский

 

 

 

 

10

15

5

17

 

50

50

50

50

50

50

Грязинский

 

 

 

 

10

15

5

17

30

50

50

50

50

50

50

Данковский

5

45

 

 

10

15

5

17

 

50

50

50

50

50

50

Добринский

5

45

 

 

10

15

5

17

 

50

50

50

50

50

50

Добровский

 

 

 

 

10

15

5

17

 

50

50

50

50

50

50

Долгоруков-ский

 

 

 

 

10

15

5

17

 

50

50

50

50

50

50

Елецкий

5

45

 

 

10

15

5

17

 

50

50

50

50

50

50

Измалковский

 

 

 

 

10

15

5

17

 

50

50

50

50

50

50

Краснинский

 

 

10

90

10

15

5

17

 

50

50

50

50

50

50

Лебедянский

5

45

10

90

10

15

5

17

 

50

50

50

50

50

50

Лев-Толстовский

 

 

 

 

10

15

5

17

 

50

50

50

50

50

50

Липецкий

 

 

 

 

10

15

5

17

 

50

50

50

50

50

50

Становлян-ский

5

45

 

 

10

15

5

17

 

50

50

50

50

50

50

Тербунский

 

 

 

 

10

15

5

17

 

50

50

50

50

50

50

Усманский

 

 

10

90

10

15

5

17

 

50

50

50

50

50

50

Хлевенский

 

 

 

 

10

15

5

17

 

50

50

50

50

50

50

Чаплыгин-ский

 

 

 

 

10

15

5

17

 

50

50

50

50

50

50

г. Елец

5

45

10

90

10

 

5

2

 

50

50

50

50

50

 

г. Липецк

5

 

10

 

10

 

5

 

5

50

 

50

50

50

 

ВСЕГО:

5

45

10

90

10

15

5

17

30

50

50

50

50

50

50

 

1 - постоянный

2 - регулирующий


СУММЫ СУБВЕНЦИЙ,

подлежащие передаче из областного бюджета в бюджеты районов в 1999 году, тыс. руб.

 

Наименование районов

Сумма

В том числе на погашение задолженности 1998 года

п/п

и городов

 

По пособиям на методическую литературу

По заработной плате

1.

Воловский

22358

357

1958

2.

Грязинский

3498

406

 

3.

Данковский

11242

622

 

4.

Добринский

20547

564

4209

5.

Добровский

33329

545

3036

6.

Долгоруковский

23634

508

1476

7.

Задонский

27866

692

 

8.

Измалковский

21584

417

1793

9.

Краснинский

14678

183

1509

10.

Лебедянский

6200

677

1384

11.

Лев-Толстовский

16334

217

1244

12.

Липецкий

18786

845

1393

13.

Становлянский

4972

440

2641

14.

Тербунский

35400

749

3213

15.

Усманский

3514

672

1531

16.

Хлевенский

26714

554

1653

17.

Чаплыгинский

30757

552

2760

Всего

 

321413

9000

29800

 



[1] О перипетиях принятия бюджета см. в обзор за февраль.



Источники

[1]. Де-факто. — 1999 — 23-25 марта.

[2]. Липецкая газета. — 1999. — 4 марта.

[3]. Новости Жириновского. — 1999. — №4, март.

[4]. Липецкая газета. — 1999. — 11 марта.

[5]. Липецкая газета. — 1999. — 20 марта.

[6]. Липецкая газета. — 1999. — 4 марта.

[7]. Липецкая газета. — 1999. — 6 марта.

[8]. Липецкая газета. — 1999. — 25 марта.

[9]. Липецкая газета. — 1999 — 25 марта.

[10]. Липецкая газета. — 1999. — 2 марта.

[11]. Липецкая газета. — 1999. — 2 марта.

[12]. Липецкая газета. — 1999. — 12 марта.

[13]. Де-факто. — 1999. — 12-15 марта.

[14]. Липецкая газета. — 1999. — 16 марта.

[15]. Липецкая газета. — 1999. — 18 марта.

[16]. Липецкая газета. — 1999. — 25 марта.

[17]. Липецкая газета. — 1999. — 18 марта.

[18]. Липецкая газета. — 1999. — 23 марта.

[19]. Липецкая газета. -1999. — 11 марта.

[20]. Закон Липецкой области «Об областном бюджете // Липецкая газета. 1999. 5 марта.

[21]. Липецкая газета. — 1999. — 24 марта.

[22]. Де-факто. — 1999. — 5-11 марта.

[23]. Де-факто. — 1999. — 12-15 марта.

[24]. Новости и мнения. — 1999. — 10-16 марта.

[25]. Де-факто. — 1999. — 5-11 марта.

[26]. Де-факто. — 1999. — 2-4 марта.

[27]. Липецкая газета. — 1999. — 4 марта.

[28]. Липецкая газета. -1999. — 2 марта.

[29]. Липецкая газета. — 1999. — 24 марта.

[30]. Липецкая газета. — 1999. — 18 марта.