Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Архангельская область

Татьяна БАРАНДОВА *

Архангельская область

в марте 1999 года

1.    Политика

1.1.       Исполнительная власть

1.1.1.      Деятельность главы администрации области

В марте Анатолий Ефремов встречался с президентом «Роснефти» Сергеем Богданчиковым. На встрече обсуждались предложения «Роснефти», которая имеет в планах расширение своего присутствия в Северном регионе, в частности, увеличить имеющийся в ее распоряжении пакет акций «Архангельскгеологодобычи», а также участвовать в развитии топливно-энергетического комплекса области через Архангельскую нефтебазу. В прессе озвучена позиция руководства областью, заключающаяся в том, что «Роснефть» — устойчиво работающая государственная компания, поэтому сотрудничество с ней, несомненно, будет выгодно для региона.

Также глава администрации области встречался с президентом РАО «Газпром» Рэмом Вяхиревым. Главной целью встречи было обсуждение конкретных вопросов участия отечественного промышленного гиганта в проекте «Нюксеница — Архангельск». Сообщено, что Вяхирев пообещал полную поддержку, в том числе инвестиционную, в строительстве газопровода. 4 марта на газопроводе Нюксеница-Архангельск в районе поселка Кулой губернатор области Анатолий Ефремов лично заварил последний стык, соединив таким образом вологодский и архангельский участки.

Кроме этого, прошли переговоры по финансированию строительства платформ для Приразломного месторождения в Северодвинске. Анатолий Ефремов передал Рэму Вяхиреву письмо с просьбой оказать поддержку в приобретении дорогостоящего медицинского оборудования стоимостью полмиллиона долларов для областной онкологической больницы.

1.1.2.      Отношения с Центром

A.    Вице-премьер правительства РФ Геннадий Кулик поддержал предложение администрации Архангельской области по урегулированию конфликта между АО «Архангельскгеологодобыча» (АГД) и канадской компанией «Кэнмет Ресорсез Лимитид», владеющих пакетами акций «Алмазного берега»

В марте администрация Архангельской области проявила настойчивость в вопросе о передаче блокирующего пакета акций АО «Алмазный берег» в собственность администрации. Пресс-служба администрации области в интервью корреспонденту СПБ-ТАСС Владимиру Ануфриеву 17 марта пояснила, что эти шаги предпринимаются для повышения возможностей властей субъекта РФ во влиянии на процесс освоения перспективного месторождения алмазов «Верхотинское» в интересах региона и страны в целом. Указанное месторождение вызвало конфликт между АО «Архангельскгеологодобыча» (АГД) и канадской компанией «Кэнмет Ресорсез Лимитид», владеющих пакетами акций «Алмазного берега» в равных долях, по 40%. Из конфиденциальных источников известно о том, что канадская сторона уже истратила на проект разработки двух кимберлитовых трубок «Верхотинская» и «Имени В.П.Гриба» около $8 миллионов. Этот факт, по мнению инвесторов, позволяет компании пытаться играть ведущую роль в управлении «Алмазным берегом». Такой поворот событий не совпадает с интересами АГД, имеющего права на разведку месторождения и добычу алмазов.

Председатель правительства администрации Архангельской области Николай Малаков прокомментировал ситуацию, сказав, что конфликт должен быть разрешен в соответствии с законодательством: «Мы предлагаем обеим сторонам уступить администрации по 12,6 процента акций, с тем чтобы власти могли войти в проект с блокирующим пакетом — 25,2 процента и участвовать в нормальной работе компании. Российский участник проекта не возражает» Подобный принцип — участие блокирующим пакетом акций — администрацией уже был опробован в ОАО «Севералмаз», которому принадлежат права на крупнейшее в Европе месторождение алмазов имени М.В.Ломоносова, и, по оценке Н.Малакова, хорошо себя зарекомендовал. Председатель правительства считает, что данный подход помогает отстаивать интересы области в акционерном обществе и интересы компании во властных структурах.

Также по сообщению пресс-службы областной администрации, стало известно, что вице-премьер правительства РФ Геннадий Кулик поддержал предложение администрации Архангельской области. Содержание его заключается в том, чтобы канадская сторона предоставила технико-экономическое обоснование проекта (согласно подписанному еще в 1993 году соглашению), а АГД одновременно переоформило лицензию, и, тем самым, в конфликте была бы поставлена точка.

B.    Реакция на выступление С.Степашина на заседании Правительства РФ
по обсуждению проблем алмазо-бриллиантового комплекса

Однако, на одном из мартовских заседаний правительства по обсуждению проблем алмазо-бриллиантового комплекса страны настоящей сенсацией стало выступление главы МВД Сергея Степашина. В местной прессе об этом заявлении сообщалось в следующем виде:

«Министр, в частности, заявил, что в последнее время большую озабоченность вызывает политика южноафриканской корпорации «Де Бирс» по освоению архангельского месторождения алмазов им. Ломоносова. «Де Бирс», по его мнению, прибирает к рукам контроль над 70 нашими кимберлитовыми трубками, где запасы алмазов оцениваются в 12 миллиардов долларов США. Это явно противоречит национальным интересам России, поскольку южноафриканская корпорация не заинтересована в наращивании российского объема добычи. По словам Степашина, в России процветают криминальные сделки с алмазами, которые идут под видом выполнения госпрограмм, научных исследований и с привлечением иностранных инвесторов.

Какая тайна о «Де Бирс» известна Сергею Степашину? Начальник пресс-центра МВД Евгений Рябцев, с которым мы связались, сказал, что ему неизвестно, что имел в виду его шеф, говоря о политике «Де Бирс» в отношении архангельских алмазов. Начальник областного УВД, полковник Борис Уемлянин сообщил нам, что в его ведомстве никаких собственных материалов о деятельности «Де Бирс» нет, никаких указаний из Москвы также не поступало.

Генеральный директор «Севералмаза» Виталий Фортыгин находится сейчас в краткосрочном отпуске, поэтому прокомментировать заявление Степашина не может. Пресс-службе «Севералмаза» неизвестны причины, побудившие министра МВД на столь резкие высказывания. Во время недавнего визита в Архангельск представительной делегации «Де Бирс», журналисты задавали директору корпорации в России Рею Кларку вопрос о том, не намерена ли компания «заморозить» поморские алмазы. «Главный контраргумент этому — огромное количество сил, средств и инвестиций, вложенных нами в архангельское месторождение», — ответил Кларк» [[1]].

1.1.3.      Отношения с местным самоуправлением

A.    «Водочные трансферты» для депрессивных районов области

Комитет торговли и потребительского рынка в марте получил задание руководства областью: воспользоваться оригинальными татарстанскими наработками по выходу из кризисного финансового положения в муниципалитетах области. Теперь, вместо трансфертов, в депрессивные районы области будет поставляться продукция архангельского ликеро-водочного завода «АЛВИЗ». Предполагается, что районные власти, реализуя качественное спиртное, получат солидные доходы в местные бюджеты. Заодно и завод обретет гарантированный рынок сбыта, существенную поддержку как местный производитель. В течение месяца должна быть разработана схема размещения оптовых складов завода на территориях муниципальных образований области. А главам местного самоуправления предложено подумать над открытием фирменных магазинов на территориях.

B.    Губернаторские комиссии для оптимизации руководства муниципалитетами

Губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов отправил в три наиболее «депрессивных» района области — Вилегодский, Ленский и Котласский — специально созданную рабочую группу из представителей администрации. Цель — помощь руководителям муниципальных образований оптимизировать управление территориями. По словам руководителя рабочей группы, заместителя председателя правительства администрации области Владимира Коломенцева, ему неоднократно приходилось сталкиваться с некомпетентностью муниципальных служащих и их нежеланием работать. В качестве примера приведена ситуация с коммунальными службами Вилегодского района, где возникла чрезвычайная ситуация с теплоснабжением и обеспечением топливом. Пострадали объекты социально-культурной сферы. А в это время руководитель местной «коммуналки» бесконтрольно увеличивает зарплату руководства, покупает у производителей тепловую энергию по явно завышенным тарифам, в результате чего долги предприятия растут.

 

1.1.4.      Текущая деятельность

A.    Кредиты под «северные завозы»

Заведующий отделом департамента транспорта и связи администрации области Владимир Дуркин в интервью корреспонденту СПБ-ТАСС сообщил, что общая сумма невозвращенных долгов по кредитованию сезонных завозов грузов в районы, приравненные к районам крайнего Севера составляет 826 млн. рублей. Сумма долга сопоставима с суммой необходимой на организацию северного завоза в области течение двух лет. Самые крупные должники — это муниципальные образования семи районов области, отнесенные к территориям Крайнего Севера, куда необходимые грузы, главным образом топливо и продовольствие, завозятся в период летней навигации на реках (Мезенский, Лешуконский, Приморский и т.д.) Выданные прежде кредиты администрации районов потратили в основном на отопление рабочих поселков и деревень: школ, больниц, детских садов. Несмотря на практически безвозвратность средств, департамент продолжает работу с должниками — в первую очередь с коммерческими структурами — но их возвращенные средства, как считает В.Дуркин, общей ситуации не изменят.

В бюджете страны на этот год под северный завоз запланировано около 3 млрд. рублей, которые предстоит поделить между 28 субъектами Федерации. Известно, что Архангельская область запросила 458 млн. рублей. Однако, в областном департаменте транспорта и связи полагают, что в лучшем случае регион получит треть от указанной суммы.

B.    Работа с «обманутыми вкладчиками»

Подведены итоги работы Архангельской региональной общественной организации «Объединение вкладчиков финансовых компаний», работающей при поддержке комиссии администрации области по защите прав вкладчиков. В 1998 году организация провела прием претензий почти от 40 тыс. вкладчиков на основании доверенностей, выданных ликвидационными комиссиями финансовых компаний «Русский дом селенга», «Русская недвижимость», «МММ», а также зарегистрировала более 4,5 тыс. вкладчиков и акционеров ФК «Хопер-Инвест». Ожидается, что в третьем квартале текущего года из Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков поступят списки вкладчиков финансовых компаний «РДС», «РН», «МММ», которые включены в реестр кредиторов. Вкладчикам, предъявившим претензии, будет необходимо прибыть в общественную организацию для ознакомления со списками. В случае отъезда, вкладчик должен оставить кому-либо доверенность и подлинные документы, подтверждающие наличие вкладов в финансовых компаниях. Начать выплату денег ФК «РДС», «РН» и «МММ» планируют с конца 1999 года. Общественная организация по поручению Федерального фонда производит компенсационные выплаты в размере вкладов, но не более 1 тыс. руб. вкладчикам — инвалидам ВОВ, прошедшим дополнительную регистрацию в 1997-1998 годах в отделах социальной защиты населения. За два последних года компенсационные выплаты произведены 980 инвалидам ВОВ, инвалидам с детства, онкобольным, гражданам старше 75 лет и другим категориям населения на общую сумму более 450 тыс. рублей.

Архангельская область занимает 12-е место в России среди субъектов Федерации по числу людей, получивших средства от обанкротившихся финансовых компаний.

1.2.       Законодательная власть

1.2.1.      Текущая деятельность

На 21-й сессии областного Собрания, проходившей 2-5 марта, депутаты вели споры о проекте закона «Об областном бюджете на 1999 год». Первым перед народными избранниками выступил губернатор Анатолий Ефремов. Предлагаемый бюджет, работа над которым велась с лета 1998 года, будет явно напряженным, отметил он. Причина кроется в том, что финансовый кризис в стране резко обострился, произошла обвальная девальвация рубля, и экономика зашла в тупик. Очень крепко может ударить по областному карману то, что отчисления от собранных налогов в федеральный бюджет резко увеличиваются: с 30% в прошлом, в нынешнем году эта сумма почти уравнивается (т.е. 50/50). Между тем – денег в области ни на что не хватает. Остаются огромные долги по зарплате работникам бюджетной сферы, по детским пособиям и льготным выплатам инвалидам и ветеранам труда.

О том, как и за счет чего можно увеличить сборы в бюджет области, докладывала начальник финансового управления администрации области Елены Рубан. О том же размышляли начальник «Архангельскавтодора» Петр Орлов, заместитель председателя госкомитета по охране окружающей среды Архангельской области Анатолий Шушканов.

Предполагается, что бюджетом на 1999 год намечаются и стабилизационные подвижки. С 1 апреля на 50% увеличивается зарплата работникам бюджетной сферы. Будет оказана защищенная бюджетом посильная поддержка аграриям, медицинским и другим учреждениям социальной направленности.

Сам документ содержит в себе 136 страниц. Предусмотренные расходы измеряются двумя миллиардами с небольшим рублей, а неотложные, жизненно важные затраты требуют как минимум трех миллиардов [[2]].

Депутаты обсуждали проект закона «Об областном бюджете на 1999 год» все три дня сессии. Дебаты в основном сводились к «лоббированию» интересов «своих» отраслевых ведомств или муниципалитетов.

По результатам обсуждения мэр Архангельска Павел Балакшин казался не просто расстроенным, а даже взвинченным. Причина: из городского бюджета текущего года выпадает сумма, исчисляемая как минимум в 70 миллионов рублей, так как в городской бюджет пойдет не 90% от подоходного налога, как было в прошлом году, а почти на треть меньше. (Только на этом город потеряет свыше сорока трех миллионов рублей). Лишения предполагаются и по ряду других статей, в частности, по отчислениям в бюджет доли налогов с продаж. Ничего не предусмотрено областному центру в областном бюджете по статье дорожного фонда.

Из федерального бюджета Архангельской области выделяется 410 миллионов рублей с целевым назначением — на погашение долгов и повышение зарплаты работникам бюджетной сферы. Реально — дело сводится к тому, что из этих «живых» денег город Архангельск может не получить ни копейки. Все 410 миллионов ОСД решено отдать в районы области. Архангельск не считается городом, находящемся в бедственном состоянии. Между тем, на его территории задолженность по зарплате превышает 30 миллионов рублей, 90 миллионов потребуется на повышение зарплаты работникам бюджетной сферы [[3]].

1.2.2.      Публичная риторика / идеология

Свое мнение по межбюджетным и бюджетным отношениям области и центра высказал в прессе депутат ОСД, председатель планово-бюджетной комиссии Александр Иванов. В статье «Теперь мы будем вынуждены клянчить деньги у центра» опубликованной в газете «Архангельск» от 6 марта 1999 года он отразил несколько аспектов проблемы:

«Во-первых, нынешний бюджет передал в руки федерального правительства половину всех налоговых доходов в стране. Раньше доля центра не превышала трети от всех доходов, а доля областных и местных бюджетов составляли 60-68 процентов. Это значит, что теперь мы не сможем самостоятельно обеспечивать свои расходы и вынуждены будем постоянно клянчить деньги из центра.

Во-вторых, федеральный бюджет немного увеличив расходы на собственные затратные статьи — оборона, правоохранительная деятельность, обслуживание внешнего долга и т.д., практически не увеличил федеральный фонд финансовой поддержки регионов. То есть, сократив доходы краев и областей (а значит, и городов, и районов), федерация от своих доходов денег нам не добавит.

В-третьих, с самого начала года в отношениях между областью и Москвой начинает закрадываться большая ложь. Выделенный нам трансферт по расчетам Государственной Думы должен идти на компенсацию льгот и выплат по законам о льготах ветеранам и выплатам гражданам, имеющим детей. Минфин же дает эти деньги области со строгим приказом выплачивать из них долги по зарплате бюджетникам. Через месяц-другой мы, еще не выплатив долги по зарплатам, попадем в неприятную ситуацию с нарастанием долгов по детским выплатам.

Есть еще ряд малопривлекательных для нас деталей в этом новом бюджете, поддержанном левым большинством Думы. Например, резко сокращаются в сравнении с прошлым годом дотации закрытым территориальным образованиям. Город Мирный (космодром Плесецк) получит 10 млн. вместо 20, Североморск, столица Северного флота, теряет около 40 млн. рублей. В связи с этим весьма призрачными становятся шансы Северодвинска припасть к «федеральной кормушке», провозгласив себя закрытым городом.

Надо немного сказать и о том, что нам дал центр дополнительно от щедрот своих. Из многомиллиардных инвестиционных и социальных программ можем рассчитывать на 8 млн. рублей на музей «Малые Корелы», 6 млн. рублей на музей «Соловки» да еще миллионов пять-десять можно наскрести по сусекам на такие программы, как «Дети Севера» или «Переселение с Северов». И все. Подтвердилось неумение наших руководителей выбивать целевые деньги. Даже газопровод, на который раньше выделялись десятки миллионов, остался со скромной суммой — 3 млн. руб. ...» [[4]].

В качестве вывода, Александр Иванов резюмирует: становится крайне важным научиться самим увеличивать доходы области.

1.3.       МСУ

1.3.1.      Самоуправление в региональной столице. Деятельность департаментов

При Департаменте образования, культуры и спорта мэрии Архангельска создан общественный совет для координации молодежных программ и поддержки молодежного движения. В совет вошли активисты общественных организаций, журналисты, хозяйственники, а также представители муниципальных и областных органов власти. Возглавила его депутат горсовета Светлана Боговая (ДКПО «НОРД», фракция «ЯБЛОКО»). Совет должен стать помощником департамента по гуманитарным и социальным вопросам и мэра в вопросе разработки молодежной политики. Как сообщалось раньше, текущей зимой была принята городская целевая программа, но ее реализация требует участия всех структур и движений в городе. Основное внимание будет уделяться экономическим и социальным правам молодых людей. Следует отметить, что пункт о разработке «Молодежной программы» был включен в предвыборную программу Добровольного культурно-просветительского общества «Норд», являвшегося на выборах в органы МСУ 1996 года тактическим союзником Архангельской городской организации «Яблоко». Можно говорить о выполнении предвыборных обещаний «НОРДа».

1.3.2.      Деятельность городского Совета депутатов. Сессия. Бюджет

Мартовская сессия горсовета началась с обсуждения бюджета на текущий год. Бюджет города на 1999 года весьма напряженный, был принят 18-ю голосами из 30-ти депутатов. Размер доходов определен в 593 миллиона 328 тысяч рублей, расходов — в 722 миллиона 238 тысяч. Таким образом, дефицит бюджета составил 128 миллионов 910 тысяч рублей. Ситуацию в городе серьезно осложнило два обстоятельства:

В 1999 году часть подоходного налога будет уходить в федеральный бюджет, в связи с чем городской бюджет теряет около 46 миллионов рублей.

Областная власть, распределила положенный области трансферт в пользу сельских районов, оставив ни с чем областной центр, отказавшись предусмотреть трансферт Архангельску в соответствии с принятыми федеральными законами.

Надежды депутатов возлагаются на повышение доходов от использования муниципальной собственности, аренды земли, доходы от платных услуг населению. Кроме того, город намерен добиваться от областного правительства (в том числе через арбитражный суд) возмещения затрат по приемке жилфонда и коммунальных объектов в муниципальную собственность, затрат по предоставлению населению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, проезду в общественном транспорте.

Обсуждение бюджета заняло у депутатов городского Совета почти два дня. Все прочие вопросы, отнесенные на второй план, рассмотрены не были. Лишь два из них удалось рассмотреть уже под завершение сессии — проект областного закона о статусе областного центра и тарифы на проезд в пассажирском транспорте.

Обсуждался вариант законопроекта «О статусе областного центра». Документ призван регулировать взаимоотношения областного центра и региональной власти. В порядке законодательной инициативы он будет внесен на одну из сессий областного парламента от имени городского Совета [[5]].

1.3.3.      Экономика города. Бюджет. Мнения по поводу

Депутаты городского Совета на своей сессии, которая созывалась 30-31 марта, обсуждали в качестве основного вопроса бюджет города. Накануне сессии в городской газете «Архангельск» от 26 марта были опубликованы мнения ряда депутатов и работников мэрии по поводу предстоящего рассмотрения проекта бюджета. Предлагаем отрывки из публикации.

Начальник финансового управления мэрии Лидия СкаковскАЯ.

— Больше всего меня сегодня тревожит налоговая неясность. Закона об этом пока нет, а «перетряска» уже набирает обороты. Мы знаем, что ослаблено налоговое бремя на предприятиях. Для них это плюс, а для бюджета минус. Возросли налоговые отчисления в казну Федерации. Туда отныне, например, пойдет 25 процентов от подоходного налога, собираемого с физических лиц. Формируя бюджет, мы думали, что эти поборы начнутся со второго квартала года, ан, нет, оказывается, — с 1 января. А это значит, что из тех денежек, которые уже... израсходованы на неотложные нужды города, придется задним числом выложить миллионов 14-16. Как это, скажите мне, сделать? В долги залезать? Нанести по бюджету еще один удар?

И без того его налоговая база ущемлена до крайности, по нашим подсчетам, на 80 миллионов рублей. А надо тут заметить, что и в прошлом году доходная часть бюджета на четверть была не выполнена. Нынешний ее недобор может оказаться куда более ощутимым.

… Областной закон о бюджете принят во втором чтении. Значит, будет и третий дележ. В мае. Так вот мы и ждем, чтобы справедливость все-таки восторжествовала. Надеемся, что часть доходов, выпавших из городского бюджета, будет восполнена за счет трансферта, предусмотренного области Федерацией. Иначе как жить? В бюджете зияет огромная брешь, он сформирован с дефицитом в 140 миллионов рублей. На такую сумму расходы превысят доходную долю. Это же немного-немало — пятая часть всего бюджета.

А чем погасить долги города энергетикам, на какие копейки закупим медикаменты, обеспечим питание детворы в школах и оздоровительных лагерях? А тут еще накладка: с 1 апреля, по решению правительства России и области, на 50 процентов повышается зарплата бюджетникам. Этого они ждали долго, так неужто мы их только подразним? Нет, конечно. Но как быть, если на добавку, о которой идет речь, понадобится больше 60 миллионов рублей? Где же их взять?

…Чтобы не было кривотолков, поясним: среднее жалованье у сотрудников мэрии — 1768 рублей. Конечно же, сам мэр, как и директора департаментов, начальники управлений, получают побольше, чем уборщицы, но это, согласитесь, и нормально...

Председатель комиссии по социально-гуманитарным вопросам Сергей Жигалов (фракция «Яблоко»):

— Хорошо, что зарплата бюджетникам с 1 апреля повышается. Но прежде всего мы должны думать о детях и обездоленных стариках, о их благополучии и здоровье. Меня порадовало то, что, несмотря на скудость бюджета, материальная поддержка этой категории людей, включая детские медикаменты, предусмотрена. Причем она обозначена защищенными статьями.

Однако я огорчен тем, что неработающие пенсионеры, которые медицинским страхованием, естественно, не охвачены, бюджетом как бы не учтены. Не замечены.

Заместитель руководителя городского Совета Юрий Гусаков (Фракция «Уютный город» ЛДПР) убежден, что довольно солидную сумму дохода, если умело и оперативно провести соответствующую работу, можно получить от инвентаризации городских земель. Немало и других резервов пополнения казны, которые предстоит привести в действие. Вообще-то, главный из них — это подъем городской экономики, решительное улучшение работы промышленных предприятий, товариществ и фирм. Не в убыток они должны вести хозяйство, а в прибыль. Дабы налоги отчислять исправно, без задержек.

Председатель планово-бюджетной комиссии В.Мошарев:

— Будем жить и работать, отчаяние делу не помощник, денег оно не прибавит, а убавит. Бюджет очень напряженный, велик его дефицит. Трансфертами из Федерации областные власти Архангельск не жалуют, так что деньги даже на объявленную бюджетникам прибавку зарплаты приходится изыскивать у себя. В дырявом кармане. Я уж рад и тому, что хоть в нем удалось нам наскрести кое-какие гроши на медикаменты и питание пациентов больниц, на опекунские пособия, на поддержку обедневших слоев населения. Изначально-то это бюджетом не предусматривалось... [[6]].

1.3.4.      Пополнение налоговой базы Приморского района области

Акционерная компания «Севералмаз», владеющая правами на разработку крупнейшего в Европе месторождения алмазов имени М.В.Ломоносова в Архангельской области, сменила юридический адрес с областного центра на вахтовый поселок Светлый в Приморском районе. Теперь налоговые платежи от деятельности компании пойдут не в казну Архангельска, а в сельский бюджет муниципального образования, на территории которого находятся алмазные залежи.

Об этом сообщили 18 марта корреспонденту СПБ-ТАСС в пресс-службе ОАО «Севералмаз», отметив, что решение о перерегистрации компании по месту прииска было принято внеочередным собранием акционеров с редким единогласием.

«Для нашего очень небогатого сельского района приход такого крупного и перспективного налогоплательщика, как «Севералмаз», событие поистине историческое и восстанавливающее справедливость, — сказал глава администрации Приморского района Виктор Гладышев. — Разве правильно было, когда горные выработки ведутся на нашей земле, а налоги «уплывают» в мэрию. Теперь в бюджет района с населением около 30 тысяч человек «Севералмаз» будет перечислять подоходный налог, часть НДС и платы за пользование недрами. А деньги очень нужны нашей социальной сфере: больницам, школам».

Официальная пропаганда сообщает, что теперь Приморский район становится центром новой для Архангельской области отрасли экономики — алмазодобывающей промышленности, которая, как подсчитано, создаст в регионе примерно десять тысяч рабочих мест. Проект освоения месторождения алмазов имени М.В. Ломоносова, открытого в 1980-м году в ста километрах от Архангельска, оценивается в $700-800 миллионов. Рудник, построенный здесь, будет «выдавать на гора» драгоценные камни не менее 50 лет. По оценке специалистов, в недрах Беломорья сокрыта четверть всех запасов российских алмазов.

Однако эксперты считают подобный «переезд» весьма символичным. Руководители ОАО «Севералмаз» являются членами «губернаторской команды», которая в последнее время четко проявляет тенденции к активному ограничению возможностей и ресурсов руководства областного центра. Противостояние по линии «мэр областного центра — губернатор» приобретает ясные очертания, наиболее отчетливо проявившиеся в проходившем в марте «бюджетном дележе». В свете данного развития событий, «увод» из бюджетооблагаемой базы города Архангельска такого налогоплательщика, как «Севералмаз» (несмотря на его нынешнюю задолженность) способно негативно отразиться в последующем на бюджете областного центра. Для губернаторской стороны, наоборот, алмазодобывающая отрасль становиться одним из наиболее весомых как финансовых, так и популистских «спонсоров», в том числе и на выборах. Напомним, что Приморский район охватывает в кольцо Северный мегаполис (Архангельск-Северодвинск-Новодвинск) и является наиболее населенным районом области.

Стратегическим инвестором ОАО «Севералмаз» является компания ЗАО «Согласие — Де Бирс Майнинг Инвестменс», в которой российской стороне и мировому лидеру алмазного бизнеса южно-африканской компании «Де Бирс» принадлежит по 50% акций. Сейчас на месторождении проводится этап технической проверки запасов алмазов, разведанных отечественными геологами.

1.4.       Правоохранительные органы

1.4.1.      Семинар-совещание по проблемам детской безнадзорности

11 марта в Правительстве России была рассмотрена концепция программы «О мерах по предотвращению детской безнадзорности». В результате субъектам Федерации предписывается до 1 сентября провести статистический учет безнадзорных и нигде не обучающихся детей в своих территориях, разработать региональные программы по профилактике безнадзорности, муниципальную сеть служб, которые бы отслеживали судьбу ребенка. Именно этим обусловлены начавшиеся повсеместно «вокзальные облавы» на подростков и заседания профильных органов.

Органы Архангельской области также включилась в работу по данному направлению: проблема детской безнадзорности обсуждалась в марте на семинаре-совещании, в котором приняли участие ответственные секретари комиссий по делам несовершеннолетних (КДН) городов и районов области, помощники прокуроров территорий, сотрудники подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних УВД области (ПППК), органов соцзащиты и образования. Совещание носило отчетный характер. Начальник ПППК Надежда Ахраменко заметила, что по сравнению с другими регионами, Архангельская область — одна из наиболее благополучных: тут быстрее идет снижение числа зарегистрированных преступлений, на учете состоит в два раза меньше подростков, чем в среднем по России. Но есть настораживающая тенденция — правонарушения стали чаще совершать дети, ранее не попадавшие в поле зрения милиции. В результате рейдов в 1998 году в целом по области с улиц доставлено 9 тыс. подростков, возбуждено 319 дел за вовлечение детей в преступную деятельность, 18 человек осуждены по ст. 135 УК РФ за развратные действия по отношению к несовершеннолетним.

Елена Вторыгина, председатель комитета по делам женщин, семьи и молодежи рассказала о «молодежных» планах властей — о принятой программе «Молодежь-99»; о готовящихся к принятию программам по работе с семьей, молодежному предпринимательству, о разработке концепции семейной политики в области, о намерении возрождать детские клубы.

Ответсекретарь областной КДН Валентина Илюшина сообщила, что в области работает 36 комиссий по делам несовершеннолетних, что за минувший год они заседали более 700 раз и рассмотрели 8 тыс. дел в отношении подростков и 1,5 тыс. дел в отношении их родителей. Но удовлетворения от этого нет — КПН работают практически на общественных началах, поэтому эффективность их невелика. Может быть, принятие федерального закона о КПН, предусматривающего увеличение штата и перевод комиссий на федеральное финансирование, и закона «Об основах госсистемы по профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних» изменит дело к лучшему.

Работники прокуратуры Л.Белякова и Е.Дунаева рассказали, что сотрудники КДН и ПППК иногда помещают детей в центр временной изоляции просто для устрашения, что является нарушением прав ребенка. Присутствующие предположили, что это происходит потому, что в области нет социальных приютов и можно было бы обустроить их на базе детских домов. Все участники сошлись на том, что важна координация работы всех заинтересованных ведомств по вопросам профилактики безнадзорности и защите прав ребенка.

1.5.       Политические партии и организации

1.5.1.      Деятельность депутатов ГД

В марте в местной прессе прозвучало сообщение о том, что большую помощь мэрии Архангельска оказал депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по вопросам местного самоуправления Сергей Митрохин (фракция «Яблоко»).

Сообщается, что им в ноябре 1998 года подготовлен депутатский запрос с целью обратить внимание правительства на необходимость снижения комиссии за обязательство на неиспользованную сумму субзайма с 0,75% до 0,25% годовых по проекту «Повышение эффективности использования энергии», финансируемого за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития. В результате рассмотрения Минтопэнерго России (совместно с Минфином и Минэкономики России) данного депутатского запроса, Правительство России согласилось с предложениями депутата и внесло изменения в перечень конечных российских заемщиков в упомянутом проект. Кроме того — внесло изменения в Соглашение о займе в части возможности использования заемных средств на оплату строительно-монтажных работ, облегчило ряд других условий перекредитования средств займа региональным субзаемщикам и снизило размер комиссии, как было предложено в запросе.

В местной прессе сообщается, что удешевление очень нужного для города займа Международного банка реконструкции и развития оказало положительное влияние на реализацию проекта и займ будет использован для приобретения энергосберегающего оборудования. Практически все документы для этого уже готовы.

1.5.2.      АРО «ЯБЛОКО»

В середине марта у подъезда собственного дома был избит заместитель председателя областной организации «Объединение «Яблоко» Иван Мосеев. Он шел домой и уже собирался входить в подъезд, когда оттуда выскочил молодой человек и бросил ему под ноги взрывпакет. Пострадавший был оглушен взрывом, а потом еще и избит. После нападения неизвестные (предположительно, их было двое) скрылись на иномарке темно-синего цвета. Задержать преступников пока не удалось, но уголовное дело заведено. В прессе нападение было подано как «политическое», и отмечено, что в Архангельском «Яблоке» считают это происшествие отголоском политической борьбы, набирающей обороты накануне выборов.

Из конфиденциальных источников нам стало известно, что нападение не связано с политической деятельностью Мосеева (следует отметить, что в активной политической деятельности в последние два года Иван Мосеев замечен не был, несколько месяцев назад он возглавил так называемое ПР-агенство местного «Яблока», кроме того, «крупной политической фигурой» в областном политическом раскладе, ни он, ни сама организация не являются). На самом деле, все произошло гораздо прозаичнее: Мосеев, возвращаясь домой, столкнулся в дверях подъезда с одним из гостей проходившей в подъезде свадьбы. Гость стремился на улицу для того, чтоб выбросить зажженную петарду. Именно петарда, разорвавшаяся почти в дверях, «оглушила» заместителя председателя местного «Яблока». Желая высказать свое возмущение, Иван Мосеев подошел к машине, возле которой находился «шалун» и покрутил пальцем у виска. За этот жест Иван Мосеев и был побит двумя молодыми людьми. Сложно сказать, что побудило «политика» вывести через прессу данный инцидент в качестве «политического нападения». Вероятно – особенности личности, оскорбленное самолюбие и стремление попробовать себя в роли работника службы ПР.

Однако, на этом «яблочники» не остановились. В конце марта в прессе прозвучала информация о том, что автомобиль председателя областного «Яблока» Алексея Гришкова также подвергся нападению. Реально – воришки забрались, разбив окно, в салон машины и утащили оттуда несколько вещей.

Можно предположить, что продолжение серии «покушений» вызвано коммерческой деятельностью «яблочников», так как Гришков является директором одной из фирм, занимающихся продажей нефтепродуктов, леса и автомобиль у него действительно выглядит весьма привлекательно для воров.

Кроме «покушенческого мотива» в марте состоялось отчетно-перевыборное собрание городской организации «Яблоко». Павла Есипова на посту председателя сменил Юрий Асютченко, депутат городского Совета от Сульфата (выдвинут от ДКПО «Норд»). Павел Есипов избран его заместителем.

1.5.3.      Визит Татьяны Рощиной — лидера партии защиты женщин

В середине марта Архангельск посетила лидер партии защиты женщин Татьяна Рощина. Журналисты сразу же обозвали данную партию «дамской». По словам Татьяны, машина, в которой она добиралась до Архангельска, дважды попадала в аварии. В связи с этим на пресс-конференции Рощина самыми теплыми словами поблагодарила сотрудников Архангельской ГИБДД, встретивших гостей на границе области и доставивших до столицы Поморья в целости и сохранности.

В Архангельске Татьяна Рощина встречалась с владыкой Тихоном, руководителем аппарата администрации области Анатолием Синельщиковым и начальником отдела по охране прав семьи и детства городского Департамента здравоохранения и соцзащиты Надеждой Кокояниной.

Журналистам Татьяна Рощина очертила место партии защиты женщин в политической жизни следующим образом: «У нас своя программа, своя партия. Ни с кем «блокироваться» мы не собираемся. Существующие партии и движения уже сказали свое слово. Мы, в отличие от движения «Женщины России», — партия конкретных дел». Рощина заявила, что решительно настроена на участие в выборах в Госдуму и на победу в них. На вопрос «С какой фракцией вы консолидируетесь? Какая из них ближе по цели, духу, программе?», Рощина ответила: «В принципе это «Яблоко». Но никакого отношения к Явлинскому не имеем. Мы выступаем за развитие отечественного производства, создание рабочих мест, возрождение мелкого товаропроизводителя. Будем бороться против дискриминации женщин на производстве, за экономическую стабильность для семьи.

Мы говорим «да» эмиссии денег. В настоящее время денежной массы очень не хватает. Экономика ушла во взаимозачеты и векселя. Покупательская способность составляет 14 процентов от того, что предлагает рынок. Появятся деньги — можно будет говорить о вложении их в производство. Но сейчас нет главного — доверия к власти».

Еще более любопытен ответ на вопрос: «Допустим, вы вошли в состав правительства, какой министерский портфель взяли бы?»: «Премьера. Я привыкла решать вопросы срочно и оперативно».

2.    Экономика

2.1.       Экономическая статистика

2.1.1.      Безработица

По данным Архангельского областного комитета статистики, численность экономически активного населения области к концу февраля составила 667 тыс. человек, или около 45% от общей численности населения области. При этом 95 тыс. человек — 14% трудоспособного населения области – не имели занятия и классифицировались как безработные. Но официально зарегистрировались в органах службы занятости в качестве безработных только 45,3 тыс. человек, или 6,8% экономически активного населения. В феврале 1999 года в органы государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 4,4 тыс. граждан, что на 200 человек больше, чем в феврале прошлого. Статус безработного получили 3,8 тыс. человек. Официальная статистика не учитывает данные негосударственных служб и организаций, занимающихся трудоустройством граждан. А результаты работы этих контор вполне сопоставимы с результатами трудоустройства через городские и областной центры занятости населения.

2.1.2.      Размер заработной платы

С начала года размер реальной зарплаты (начисленной) в январе 1999 года снизился по сравнению с январем 1998 года на 38%. Среднемесячный размер оплаты труда по области в начале 1999 года составил 1247,6 руб., а прожиточный минимум оценивался в 1077,1 руб. для взрослого трудоспособного человека.

2.2.       Состояние ведущих отраслей и предприятий

2.2.1.      Алмазодобыча

Внеочередное собрание акционеров ОАО «Севералмаз», владеющего лицензией на разработку залежей архангельских драгоценных камней, утвердило в марте решение наблюдательного совета компании о передаче прав стратегического инвестора закрытому акционерному обществу «Согласие — Де Бирс Майнинг Инвестменс (Горные Инвестиции)», в котором российской стороне и «Де Бирс» принадлежит по 50% акций. «На долю «Де Бирс» приходится половина всех алмазов, добываемых в мире, с Россией корпорация успешно сотрудничает уже более 40 лет, но впервые приступила к разработке месторождения на ее территории», — сказал корреспонденту СПБ-ТАСС руководитель московского представительства «Де Бирс» и одновременно генеральный директор ЗАО «Согласие — Де Бирс Майнинг Инвестменс» Рэймонд Кларк. По его словам, у «Де Бирс» долговременные планы в России, и их не смущает, что действующее здесь законодательство не способствует иностранным инвестициям в алмазодобывающую промышленность.

Речь идет о том, что Закон «О драгоценных камнях и драгоценных металлах», принятый Государственной Думой, запрещает иностранным инвесторам иметь контрольный пакет акций в компаниях, добывающих алмазы. Рэймонд Кларк выразил уверенность в том, что со временем «неблагоприятная ситуация улучшится и в законодательство будут внесены изменения». У него сложилось мнение, что понимание необходимости этого в России есть и на региональном, и на правительственном уровне.

Глава правительства администрации Архангельской области член наблюдательного совета ОАО «Севералмаз» Николай Малаков, в беседе с корреспондентом СПБ-ТАСС, заявил, что удовлетворен тем, как «Де Бирс» разворачивает работы по освоению месторождения, отметив, что «заминок с их стороны нет». Вообще он считает оптимальным расклад долей в уставном капитале «Севералмаза», где более 50% принадлежит инвесторам (совместной компании ЗАО «Согласие — Де Бирс Майнинг Инвестменс»), 10% у «АЛРОСа» — лидера российской алмазной промышленности, а блокирующий пакет акций — 25,6% — у администрации области. Это позволяет уверенно отстаивать интересы территории в реализации проекта.

Как сообщил генеральный директор ОАО «Севералаз» Виталий Фортыгин, пробурены уже четыре из шести проверочных скважин, два полученных керна отправлены на исследования в ЮАР. В августе проверочная стадия работ будет завершена.

Далее, по словам директора по горным проектам ЗАО «Согласие — Де Бирс Майнинг Инвестменс» Робина Смарта, инвесторы приступят к созданию предварительного технико-экономического обоснования проекта, где будут определены возможные варианты разработки месторождения.

Также в марте Правительство России приняло решение предоставить государственные гарантии АО «Севералмаз», владеющему правами на разработку крупнейшего в Европе месторождения алмазов имени М.В.Ломоносова в Архангельской области, на получение кредита в $30 миллионов. По словам пресс-секретаря администрации Архангельской области Светланы Горлановой, привлечение кредитных ресурсов, скорее всего зарубежных, направлено на ускорение движения к началу промышленной разработки залежей драгоценных камней — стратегического проекта как для Архангельской области, так и России в целом.

В последнее время весьма заметным в областном дискурсе становится упор на деятельности областного руководства именно в алмазодобывающей сфере. Вероятно, именно эти достижения будут поставлены во главу угла губернаторской избирательной кампании.

2.2.2.      Инвестиции

По сообщению ИТАР-ТАСС, в Лондоне Международная нефтедобывающая компания «Полар лайтс»,работающая на освоении месторождений Тимано-Печерского бассейна на севере России, объявила о добыче первых 50 миллионов баррелей сырой нефти с 1994 года, когда там начались разработки. Консорциум, учрежденный российскими компаниями «Роснефть» и «Архангельск-геолдобыча», а также американской «Коноко», работает преимущественно на освоении богатого Ардалинского месторождения в Архангельской области. На сегодня суточная добыча составляет 36 тысяч баррелей. Сырье продается на внутреннем рынке РФ и идет на экспорт. Вице-президент «Коноко» Роб Макки уверен в перспективности сотрудничества с российской стороной. «Надеюсь, что Россия в грядущем столетии станет еще более привлекательным для «Коноко» партнером», — отметил он.

3.    Социальная сфера

3.1.       Экология

В Архангельске в марте состоялся семинар по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) при работах по поиску, разведке и добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации. Его организатором выступила рабочая группа по морской среде Российско-норвежской комиссии по охране окружающей среды. Основная цель семинара — выявить различие и общность норвежских и российских подходов в разработке ОВОС, определить перечень приоритетных проблем при разработке ОВОС проектов добычи природных ресурсов континентального шельфа.

На пленарном заседании семинара и в рабочих группах рассматривались вопросы совершенствования нормативной базы по обеспечению экологической безопасности, научно-методического подхода к ОВОС хозяйственной деятельности на биопродуктивных шельфах морей России, комплексного мониторинга морской среды. Норвежцы накопили богатый опыт нефтедобычи на шельфе при соблюдении природоохранных требований. Масштабность предстоящих разработок нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе Европейского Севера требует особой тщательности их подготовки, координации действий и тех, кто будет добывать природные ресурсы, и тех, кто будет контролировать соблюдение природоохранных требований. В работе семинара участвовали представители Центра экологических проектов (Москва) и ассоциации «Экология Севера» (Архангельск). Была создана рабочая группа, которая обсуждала вопросы участия общественности в ОВОС проектах освоения континентального шельфа. Проблема определения интересов общественности, создания нормативных документов и механизма участия общественности в обсуждении проектов на стадии ОВОС признана актуальной и будет рассматриваться на второй части семинара, которая предположительно состоится в конце мая в Мурманске.

3.2.       Профсоюзы. Конфликт в региональном отделении Российского профсоюза моряков

Конфликт в Российском профсоюзе моряков (далее – РПСМ) имеет давние корни. РПСМ идентифицирует себя со свободными профсоюзами, т.е. не входящими в систему ФНПР.

Сведения о развитии ситуации в Архангельской организации РПСМ (представлены в хронологическом порядке):

1-й этап:

1990 год – развал ВЦСПС, в который входил профком работников морского и речного флота. На этот момент все профкомы замыкаются на Севбаскомфлот этого профсоюза.

1991 год – развал профсоюза работников морского и речного флота и образование РПСМ (председателем избран Широченков В.М.) и ПРВТ (профсоюз работников водного транспорта). Полномочная делегация от Архангельского профкома плавсостава на учредительном съезде РПСМ голосует за создание РПСМ и за вхождение архангельской организации в РПСМ. С этого момента, как и на федеральном уровне, в Архангельске существуют два профсоюза – моряки, состоящие на учете в профкоме плавсостава, являются членами РПСМ, а работники береговых подразделений – членами ПРВТ и замыкаются на Баскомфлот (в Архангельске председатель – Пестерев В.А.)

Апрель 1994 года – заведующий отделом Баскомфлота Титов В.И. (ПРВТ) переходит на должность и.о. председателя профкома плавсостава (РПСМ).

Июнь 1994 года – подписание РПСМ и генеральным директором АО СМП (Северное морское пароходство) одобренного ITF колдоговора на суда компании «Jebsens».

Декабрь 1994 года – на конференции предпринимается попытка вывести профком плавсостава из РПСМ, но попытка не удается. Титов В.И. избирается председателем профкома плавсостава. Ряд моряков из числа делегатов конференции, не согласных с положительной оценкой работы профкома, данной на конференции, создают профком ТТЛФ (Транспортно-технического ледокольного флота). Председатель – Дьяков А.А.

Апрель 1995 года – профкомы плавсостава и ТТЛФ объединяют усилия в работе по защите прав моряков.

Ноябрь 1995 года – обращение РПСМ в суд с иском к администрации АО СМП из-за невыполнения колдоговора на судах компании «Jebsens». Предательское подписание администрацией СМП и ЦК ПРВТ более «дешевого» колдоговора при условии перечисления профсоюзных взносов с моряков на счет Севбаскомфлота.

Июль 1996 года — решение профкома плавсостава о расторжении договора с Севбаскомфлотом. Последующее нарушение Титовым В.И. решения профкома, выразившееся в продолжении перечисления взносов Севбаскомфлоту.

Август 1996 года — на конференции трудового коллектива по колдоговору Титов В.И. поддерживает позицию администрации, чем нарушает Устав РПСМ и игнорирует решения конференции плавсостава. В результате – усиление конфликта председателя профсоюза Титова В.И. с членами своего профкома. Готовится обращение моряков (делегатов конференции) в Совет РПСМ с заявлением, выражающим возмущение позицией Титова В.И.

Сентябрь 1996 года – Исполком РПСМ предлагает провести отчетно-перевыборную конференцию. За время до проведения конференции Титов без обсуждения с членами профкома подписывает «Особое мнение», ухудшающее колдоговор, скрывает от членов профкома план администрации о сокращении рабочих мест на судах, т.е. проявляется в качестве «штрейхбрейкера».

Ноябрь 1996 года – на отчетно-перевыборной конференции председателем профкома плавсостава избирается А.Красноштан, состав вновь избранного профкома почти не изменяется. Сразу после конференции прибывшим работникам правоохранительных органов сдающий дела Титов предъявляет акт передачи профсоюзных документов (в том числе – учетных карточек, профсоюзных билетов и т.д.) в Севбаскомфлот по запросу В.Пестерева. Профком плавсостава добиватеся возврата документов через суд. Для ведения дела на работу взят С.Нестеров в качестве главного правового инспектора.

В последующий период профком плавсостава под руководством А.Красноштана добивается заключения нового, учитывающего интересы моряков, колдоговора, предусматривающего повышение заработной платы, проведения индексации ставок в соответствии с инфляцией и т.д. В 1997 году ITF отзывает доверенность на работу с судами «подфлажниками» у ПРВТ за «штрейхбрейхерскую» деятельность, оставив это право только за РПСМ. Происходит массовый переход моряков и работников АО СМП из ПРВТ в РПСМ. Параллельно профсоюзной работе ведется работа по созданию коалиции свободных профсоюзов, общественных и правозащитных организаций Архангельского региона, переросшая в Конфедерацию свободных профсоюзов (учредительная конференция состоялась в апреле 1999 года). А.Красноштан дважды выдвигается кандидатом в депутаты ОСД, а на довыборах в марте 1998 года лидирует на выборах (выборы признаны несостоявшимися по причине низкой явки избирателей). Растет роль свободных профсоюзов в политической сфере Архангельской области. А.Красноштан рассматривается в качестве единого кандидата ряда демократических организаций области на выборах в Государственную Думу 1999 года.

 

2-й этап:

Май 1998 года – оставшиеся не у дел, задолжавшие администрации АО СМП за аренду помещений около 20 тысяч рублей (деноминированных), профсоюзные лидеры ПРВТ, проводят переговоры с председателем РПСМ В.Широченковым. В.Пестеревым предлагается выход Архангельской профсоюзной организации ПРВТ из Севбаскомфлота и переход ее в РПСМ на условиях создания областной федерации работников морского транспорта во главе с Пестеревым и оплаты долгов региональной организации ПРВТ. Широченков принимает условия, оплачивает долги.

Октябрь 1998 года – учредительная Конференция федерации. Присутствует Широченков, оказывающий прямое и грубое давление на участников конференции, практически принуждая их голосовать за избрание Пестерева на должность председателя федерации.

25 декабря 1998 года – в Москве Председатель Российского профессионального союза моряков (РПСМ) Широченков ограничен в своих правах за злоупотребления своим положением Советом РПСМ, членом которого является и А.Красноштан. Назначен Съезд для проведения перевыборов председателя. Красноштану поручено довести до сведения Широченкова решение Совета.

Декабрь – противоречащее Уставу РПСМ распоряжение Широченкова о снятии с должности Председателя Северной региональной организации РПСМ (СРО РПСМ) Красноштана

5 января 1999 года – повторное распоряжение о снятии Красноштана и назначение исполняющим обязанности Председателя штатного работника — правового инспектора СРО РПСМ С.Нестерова, не являющегося членом профсоюза.

Конец декабря — январь 1999 года – предпринимаются попытки дезавуировать подписи членов Совета РПСМ, в частности – подписи Председателя Северной РО РПСМ А.Красноштана. с целью отмены предстоящего перевыборного Съезда.

18-19 января – по поручению Широченкова Нестеров проводит ревизию профсоюзных организаций РПСМ в Архангельске, в ходе которой выявлены некоторые бухгалтерские недочеты. Тогда же предпринимается попытка дискредитации Красноштана путем обвинения его в хищении 47 тысяч долларов США. Поддельный кассовый ордер на данную сумму Нестеров распространяет среди руководства АО СМП и членов профсоюза. На заседании профкома его члены выражают недоверие Нестерову С.А. и он заявляет, что ему заплачена Широченковым крупная сумма денег, которую он собирается отрабатывать, а для этого будет действовать во вред Красноштану и в пользу Пестерева и Широченкова. Это заявление запротоколировано. Профком принимает решение поручить А.Красноштану подать заявление в правоохраниетельные органы.

22 января – Красноштаном по поручению профкома подано заявление прокурору Северодвинской транспортной (водной) прокуратуры Л.Обуховой с требованием привлечь Широченкова и Нестерова к уголовной ответственности за клевету. (25.02.99 г. ознакомлены с решением от 22.02.99 г. об отказе в возбуждении дела).

25-26 января в Санкт-Петербурге, в строгом соответствии с Уставом РПСМ, состоялся внеочередной Съезд, на котором Широченков переизбран с должности Председателя и исключен из рядов профсоюза. В работе Съезда принимали участие 61 делегат и гости – в том числе и представители международной федерации профсоюзов – признавшие Съезд правомочным.

В эти же дни в Москве Широченковым проведено совещание (присутствовало 7 человек), которое он назвал Съездом. Широченков отказался признать решения Съезда в Санкт-Петербурге.

3 февраля – Нестеров попытался снять информацию с компьютеров профсоюзной организации, что ему было запрещено. Через два часа после неудачной попытки Нестерова по распоряжению прокурора Л.Обуховой Л.Л. работниками транспортной (водной) милиции в помещении профкома изъяты (составлен протокол изъятия) системные блоки компьютеров. Один из них впоследствии был возвращен в неисправном состоянии и с нарушенными гарантийными лентами. Через несколько дней незаконная выемка системных блоков (без возбуждения дела) обжалована профсоюзом в Генеральную прокуратуру (ответа нет до сих пор).

С целью оправдать свои действия, тем же числом (т.е. от 3.02.99 г.) по указанию прокурора Обуховой следователь Северодвинской (водной) транспортной прокуратуры В.Гринько вынес постановление о возбуждении уголовного дела в отношении председателя Совета Северной РО. При этом были нарушены ст. ст. 5 п. 7, 27-1, 108, 109, 112, 126 — УПК РСФСР и ст. 201 УК РФ.

Кроме того, до этого числа не проводилась проверка и не принято никакого решения по заявлению Красноштана от 22 января 1999 года.

11 февраля профкомом плавсостава за подписью Красноштана подано заявление о привлечении С.Нестерова к ответственности за присвоение имущества профсоюза (в возбуждении дела отказано только 15.03.99 г.).

12 февраля профсоюзом подана жалоба на имя прокурора Обуховой Л.Л. о незаконном возбуждении дела (ответ дан 11.03.99 г. по настоянию проверяющего из вышестоящей прокуратуры).

16 февраля профсоюзом, по причине отсутствия ответа в установленный законом срок (3 суток), в вышестоящую Прокуратуру (в Северную транспортную прокуратуру в городе Ярославле, прокурору Хорикову Л.И.) обжаловано возбуждение уголовного дела.

23 февраля из-за отсутствия ответов бездействие обеих прокуратур обжаловано в Генеральную прокуратуру (ответа нет).

В тот же день — обращение к помощнику депутата ГД Митрохина С.С. по Архангельской области Т.Барандовой с просьбой об оказании помощи профсоюзу.

11 марта — депутатом С.Митрохиным направлено депутатское письмо в адрес генеральной прокуратуры с требованием разобраться в ситуации (15 марта дан ответ на имя депутата С.Митрохина, что проводится проверка, о результатах будет сообщено позднее).

25 февраля – как ответ на жалобы организации правоохранительными органами проведена силовая акция — в 15-ти местах, в том числе в помещениях профсоюзных организаций и квартирах некоторых работников профсоюза, с привлечением вооруженных людей в форме ОМОНа и в масках, проведены обыски без достаточных на то оснований. При проведении обысков допущено множество грубых нарушений законов. (Отсутствие понятых, обыски некоторых помещений без санкционированных постановлений, личный обыск лиц противоположного пола и т.д.)

26 февраля – обжаловано в Северную транспортную прокуратуру (копии: Обуховой Л.Л.) проведение обысков, причем в жалобе было указание на то, что непринятие своевременных мер по поданным ранее жалобам приводит к продолжению незаконных действий со стороны работников Архангельской прокуратуры (ответы не получены.)

В тот же день – обжаловано Л.Хорикову решение прокуратуры об отказе в возбуждении уголовного дела по клевете, распространяемой Широченковым и Нестеровым (ответ не получен).

2 марта – жалобы на проведение обысков представителями профсоюза А.Дьяковым, А.Сидоровым и помощником депутата Т.Барандовой переданы при личной встрече заместителю прокурора северной транспортной прокуратуры Кузнецову (ответов на жалобы нет).

12 марта – поступил ответ от Л.Обуховой о правильности действий по возбуждению дела в отношении Красноштана, и о том, что отказано в возбуждении уголовного дела по заявлению от 22 января о привлечении Широченкова и Нестерова за клевету.

13 марта в Ломоносовский районный народный суд города Архангельска обжалованы действия следователя В.Гринько по возбуждению уголовного дела от 3.02.99 г. (Отказано в рассмотрении за не подведомственностью 15.03.99 г.)

19 марта передано обращение к представителю Президента в Архангельской области М.Белогубовой с просьбой прекратить незаконное вмешательство в деятельность профсоюза и привлечь лиц, виновных в нарушениях закона к ответственности.

19 марта в Областной суд обжалованы действия следователя В.Гринько по возбуждению уголовного дела от 3.02.99 г.

22 марта получен ответ о том, что жалоба к рассмотрению не принята.

28 марта член профкома, председатель профкома транспортного технического ледокольного флота (ТТЛФ) А.Дьяков, с целью обратить внимание на незаконные преследования профсоюза со стороны правоохранительных органов и прекращения попыток развалить профсоюз со стороны Широченкова, Нестерова, Пестерева и других — убивает Нестерова и кончает жизнь самоубийством (текст предсмертного письма приводится в приложении).

29 марта утром работники Северодвинской (водной) транспортной прокуратуры и линейного отдела внутренних дел проводят обыск по месту жительства погибшего Нестерова без уведомления территориальной прокуратуры, расследующей гибель Нестерова и Дьякова.

В настоящий момент сложно дать адекватный вывод. Можно только обратить внимание на тот факт, что действия транспортной прокуратуры и милиции выглядят несколько странными, дающими немало поводов для подозрений. Вероятно, в последующие месяцы появится дополнительная информация. В настоящий момент известно, что представители РПСМ встречались с представителями Генпрокуратуры и изложили свои претензии, кроме того в Северодвинскую (водную) транспортную прокуратуру, Северную транспортную прокуратуру и Президенту РФ направлено несколько десятков нот протеста от зарубежных и российских профсоюзов.

4.    Этнокультурные процессы, события в сфере культуры и науки

4.1.       События в сфере науки

Юбилейные торжества РАН в Архангельской области совпадут с Днями памяти Ломоносова. Архангельская область примет посильное участие в праздновании 275-летия Российской академии наук. «Это повод заявить о науке во весь голос», — сообщил директор Института экологических проблем Севера Уральского отделения РАН Феликс Юдахин. Избран оргкомитет торжеств, который возглавил губернатор области Анатолий Ефремов. В комитет вошли известные исследователи: Анатолий Ткачев, Лев Востряков, Павел Сидоров, Елена Кудряшова и др.

Планируется, что основные мероприятия пройдут в начале апреля. Они приурочены к Дням памяти Михаила Ломоносова. В Доме народного творчества пройдет выставка достижений «северной» науки, там же состоится торжественный вечер и концерт. В вузах разворачиваются выставки, идет подготовка к проведению научных форумов. А научно-культурный центр «Ломоносовский дом» будет работать по специальной программе, посвященной жизни и наследию первого российского академика. Ожидается, что на торжества в Архангельск прибудет вице-президент РАН Николай Лаверов.

4.2.       События в сфере национальных культур

В марте в Марфином доме состоялась презентация новой общественной организации — «Татарская национально-культурная автономия», учредительная конференция которой состоялась в январе. В настоящий момент регистрационные документы находятся в управлении юстиции архангельской области.

В настоящий момент в Архангельске насчитывается около 4 тысяч татар, всего же по области — более 6 тысяч. В начале века татарская диаспора в Архангельске входила в пятерку наиболее влиятельных и многолюдных этнических общин, имела свое кладбище, мечеть. Как стало известно, Духовное управление мусульман России намерено добиваться возврата здания его прежним хозяевам.

В Марфином доме собралась лишь малая толика многочисленной татарской диаспоры, общая численность которой в областном центре составляет около 10% населения. Перед собравшимися выступил победитель первого тура Всероссийского конкурса татарской песни Рим Калимуллин. Под зажигательные мелодии его песен немалая часть зала пустилась в пляс. Музыкальные номера чередовались выступлениями почетных гостей: заместителя главы правительства обладминистрации Тамары Румянцевой, архитектора и историка Юрия Барашкова и представителей возрождающейся татарской общины, обращавшихся к соплеменникам: кто — с напутственным словом, кто — со стихами на родном языке.

На сегодня в Архангельске успешно действуют немецкое, польское, еврейское, эстонское общества, землячества выходцев с Украины и Казахстана.

5.    Межрегиональные и международные связи

5.1.       Реакция на события в Югославии

Глава администрации Архангельской области Анатолий Ефремов в связи с событиями в Югославии прервал свой визит в Великобританию, — он был там на презентации области. В заявлении для прессы, Ефремов сказал, что вся архангельская делегация возмущена натовской бомбардировкой. Участники делегации также изъявили желание покинуть Великобританию, деловые переговоры с британскими бизнесменами приостановлены.

* * *

Региональное отделение объединения «Яблоко» осудило действия сил НАТО, приведшие к многочисленным жертвам мирного населения Югославии. Но о сборе бойцов пока не объявляют.

* * *

Городской комитет КПРФ 27 марта в 10 часов у памятника Ленину проводит митинг протеста и призывает прийти всех, кто возмущен действиями «американских агрессоров».

* * *

Штаб ЛДПР объявил о формировании списков добровольцев.

5.2.       Приоритеты внешних связей. Визиты

С 15 по 20 марта прошла презентация Архангельской оласти в Мюнхене и Гамбурге, а с 21 по 26 марта — в Лондоне. На презентации представлены 34 представителя «оборонки», аэрокосмической отрасли, лесопромышленного и транспортного комплекса, энергетики, представители гостиничного бизнеса, торговли, финансисты. По словам председателя областного комитета по международным связям Николая Исакова, прямые контакты дают отличный результат: после прошлогодней презентации в Голландии товарооборот с этой страной увеличился на четверть.

В Германии представителей области интересовало прежде всего создание совместных предприятий, сотрудничество в конверсионной и космической отраслях. Британия привлекает в основном как потенциальный инвестор. Особенно удобно то, что государственная казна при проведении официальных презентаций расходов не понесла – их взяла на себя принимающая сторона.

ПриложениЕ

 

Предсмертное письмо председателя ТТЛФ А.А.Дьякова.

 

«Созданная тяжелым трудом классная организация СРО РПСМ находится в критическом состоянии. Проплаченная команда шакалов В.Широченкова: Пестерев, Нестеров, Варакина намереваются поглотить ее и сожрать А.Красноштана. На их стороне правоохранительные органы во главе с давней подругой Пестерева Обуховой. Она планомерно отрабатывает заказ Широченкова. Деньги Широченкова она получила наверняка через Пестерева. В том, что Обухова подруга Пестерева нет сомнений: она уже однажды замяла крупное спиртовое дело. Пестерев имел точку по торговле спиртом в 1995-1997 г.г.

Надо спасать организацию и ее председателя Красноштана. Третий месяц враги при помощи прокуратуры и милиции пытаются свалить А.А.

В конце-концов им это удастся, поскольку поддержки или вмешательства со стороны вышестоящих органов нет и не будет.

Чтобы на это вопиющее дело было обращено внимание со стороны власти и разоблачена коррупция в прокуратуре, нужна весомая жертва. Кто-то должен решиться на это.

С первых дней работы в профкоме у меня сложились хорошие отношения с Нестеровым. Он стал мне почти как брат, младший, но более образованный и прозорливый. Он меня всему учил. Под его руководством я делал все. Почти каждый мой шаг ему был известен. Я не мог подумать, что он расставлял мне силки. Тогда вероятно он сам не знал какая обстановка сложится, делая это из личной корысти. Теперь я попал под шантаж. В другой обстановке я плевать бы хотел на него. Но сейчас стоит вопрос об РО РПСМ, о ее дальнейшей судьбе. Если авторитет Красноштана будет подорван, во главе организации станут шакалы. Организация переродится, снова станет подпестеревской.

В других условиях я мог бы обратиться к прокурору, объяснить ситуацию, пусть каждый получит по заслугам. Но Обухова только того и ждет.

Нестеров друг Сажина и Гринько. Пестерев друг и сосед Обуховой. Варакина для них тоже не посторонний человек.

Кто сможет осудить Нестерова, на редкость подлого мерзавца, негодяя. Кто приведет приговор в исполнение.

Я желаю удачи Красноштану, честному и мужественному человеку.

К нему никакая грязь не пристает. Я попал в мышеловку и признаюсь: виноват. Но главный виновник Нестеров, использовавший меня, меня же и шантажирует, призывает работать на него, уничтожить Красноштана.

Этому не бывать.

Пусть развивается РПСМ. Пусть расцветает российский флот.

Удачи российским морякам.

Я все продумал, взвесил. Очень тяжело идти на жертву. Но если ее не будет, Архангельскую организацию сожрут шакалы. У Красноштана не хватит сил одолеть их.

Моих друзей прошу не забывать моих близких. Мне очень тяжело покидать их.»



* Использованы материалы агентств АСИ и СПБ-ТАСС.



Источники

[1]. Архангельск. –1999. — №59 (1601). — 31 марта.

[2]. Упадышев В. Журавль витает в небе // Архангельск. – 1999. — №41 (1583). — 4 марта.

[3]. Упадышев В. юджет, что дышло: куда повернул — туда и вышло? // Архангельск. – 1999. — №42 (1584).

[4]. Иванов А. Теперь мы будем вынуждены клянчить деньги у центра // Архангельск. – 1999. — №42 (1585). — 6 марта.

[5]. Беднов А. Быть ли Архангельску столицей? // Архангельск. – 1999. — №61 (1603). — 2 апреля.

[6]. Архангельск – 1999. — №56 (1598). — 26 марта.