Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Челябинская область

Иршат БИКБУЛАТОВ

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе 1999 года

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Расстановка политических сил региона

В настоящее время в Челябинской области насчитывается 55 общественно-политических организаций (по данным управления по делам национальностей, религии и общественных организаций при областной администрации). Как уже отмечалось в предыдущих обзорах, ведущая роль принадлежит прежде всего движению «За возрождение Урала», которое, фактически, исполняет сегодня функции партийно-политической оболочки местной «партии власти».

Видимо, в ходе будущих выборов основную роль в области будут играть региональные партии, что лишний раз подтвердило и создание блока «Южный Урал». В качестве коллективных членов в него вошли региональные отделения «Социальной партии России», «Крестьянской партии России», «Российского союза ветеранов Афганистана», общероссийского движения «Реформы — новый курс» и другие. Блок провозгласил себя проправительственным объединением (имеется в виду правительство России), в оппозиции к которому находится правительство Челябинской области. Лидером блока стал Андрей Белишко, возглавляющий одновременно челябинское отделение межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия областей Урала и Сибири «Большой Урал». Блок рассчитывает выступить центром консолидации областной оппозиции, а также противовесом ЗВУ в области в ходе федеральных выборов 1999 и 2000 годов.

Монополизация регионального политического процесса «партией власти», высокая степень его контролируемости региональными партийными структурами ставят иные политические партии в двойственное положение. С одной стороны, заключение предвыборного соглашения с местной властью создает, в данном случае, весьма благоприятную ситуацию, значительно повышает шансы некоторой партийно-политической структуры на выборах в данном регионе (этот сценарий в 1995 году в Челябинской области реализовало движение КРО, вступив в предвыборный альянс с ЗВУ). С другой стороны, политические партии и движения (особенно отделения федеральных партий) имеют ограниченный потенциал роста политического влияния вне контактов и коалиций с местными организациями.

В целом определенный потенциал самостоятельного политического влияния в настоящее время в области сохраняют:

— НДР (наметилась возможность и уже частично осуществляется коалиция с движением казаков «Опорный край», возможно сотрудничество с блоком «Южный Урал», имеет базу влияния в Магнитогорске);

— КПРФ и другие левые (входят в ЗВУ, обладают развитой собственной оргструктурой);

— а также РЕРП и иные структуры Лебедя (Лебедь популярен в области; сотрудничество ЗВУ с КРО в 1995 году воспринималось лидерами области в первую очередь как сотрудничество с Лебедем; помимо этого Челябинская область — родина Инны Лебедь.

Яблоко сохраняет потенциал поддержки в области в ходе федеральных выборов. В рамках же регионального политического процесса движение склоняется к сотрудничеству с ЗВУ.

В целом, в настоящее время возможно говорить о складывании и в области «партии власти» — относительно устойчивой политико-экономической группировки, консолидированной вокруг главы местной исполнительной власти в регионе, а также благодаря комплексу неформальных связей и совпадающих интересов на личном уровне.

В то же время, потенциально, именно неконтролируемость финансово-промышленной и политической элиты «параллельных» экономических и административных центров (ситуация Челябинск-Магнитогорск) составляют наиболее серьезную потенциальную внутреннюю причину нестабильности власти, провоцируют усиление внешнего воздействия на политику и экономику области, формируют предпосылки к увеличению числа теневых центров власти в масштабах региона и их усилению.

Особо следует отметить по итогам ушедшего 1998 года аппаратный конфликт, персонифицированный в виде соперничества председателя областного правительства В.Уткина (теперь уже бывшего) и вице-губернатора А.Косилова, закончившийся поражением Уткина. Этот конфликт, который можно назвать конфликтом центров влияния в администрации привел к роспуску, а затем и к упразднению правительства области как института. В.Уткин формально больше не был вторым лицом в области и стал всего «первым среди равных» в кругу заместителей губернатора.

Однако победа Косилова оказалась пирровой. Резкое снижение статуса и фактического аппаратного веса В.Уткина, в свою очередь, привело к открытому конфликту П.Сумина с руководством Законодательного собрания. Впрочем, конфликт не вышел за рамки «домашней ссоры» и продолжения не получил. По словам 1-го заместителя председателя Законодательного собрания А.С.Соломаткина, в настоящее время разногласия ЗС с губернатором бывают в "нормальной рабочей форме по поводу принятия тех или иных областных законов".

В общественно-политических движениях и партиях, до последнего времени пока находящихся в застое, хотя в последнее время в некоторых из них, например в движении ЗВУ начинается некоторое оживление: демонстративные акции типа празднования 80-летия комсомола или установки бюста Сталина в школах... Показательны слухи о том, что «левые ультра», возглавляемые Поповой и Буравлевым, даже пытались добиться отставки Сумина. Конечно, ни о какой добровольной отставке Сумина говорить не приходится. Но перспективы взаимоотношений губернатора с радикальными «левыми» оказались слишком осложнены, хотя провал кандидатов от ЗВУ на довыборах в областное ЗС в конце 1998 года возможно, отрезвит внутрипартийную оппозицию Сумину, сохраняющему высокий рейтинг, как наиболее масштабная фигура. Но в этом смысле интересны социологические наблюдения областного Центра анализа и прогнозирования, отмечающего в своих работах усиление влияния на политику и экономику области деловой элиты области — руководителей наиболее значимых предприятий, например, Рашникова В.Ф. — генерального директора ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»; Воронина В.П. — генерального директора «Челябэнерго» и Гартунг В.К. — молодого и перспективного генерального директора Челябинского кузнечно-прессового завода.

Исследование связи между общей социально-экономической ситуацией и политической активностью деловой элиты интересно с нескольких точек зрения. Во-первых, можно убедиться, что отдельные представители крупного бизнеса уже всерьез задумываются о повышении своего имиджа к предстоящим избирательным баталиям.

Во-вторых, исследования показали, что представители бизнеса активно поддерживают формирование горизонтальных политических структур — политических партий и движений, резонно видя в них опору в период избирательных кампаний, союзников на выборах в исполнительные, законодательные и представительные органы власти.

Аналитики Центра впервые, решая задачу оценки влияния деловой элиты на экономику и политику области за длительный временной отрезок — IV квартал 1998 года солидарно поставили сравнительно низкие оценки влияния практически всем представителям (всего учитывалось 20 лидирующих руководителей). Пожалуй, это главная особенность результатов экспертного опроса. Она вполне объяснима. Финансовый кризис августа 1998 года нанес экономике России и региона сокрушительный удар, однако последствия его в регионе отчетливее стали проявляться и осознаваться общественным мнением спустя несколько месяцев.

С учетом прежних исследований стало возможным с той или иной степенью достоверности определить тенденции происходящих изменений.

По итогам своего мониторинга Центр делает следующие выводы:

1. Влияние крупных руководителей и бизнесменов на экономическую и политическую ситуацию в области несколько снизилось, что говорит о наметившейся стабилизации лоббистских связей после очередной смены кабинета министров России и реформирования системы управления экономикой области.

2. Можно ожидать, что в первом квартале 1999 года распределение мест по номинации влияния на экономику области будет связано с распределением финансовых потоков в бюджете области на 1999 год.

3. Поскольку этот год обещает значимые политические события, в среде предпринимателей происходит перегруппировка сил, прогнозируется и дальнейшее проявление стремления к накоплению политических ресурсов.

 

1.2.       Местное самоуправление

Как уже отмечалось в предыдущих обзорах, одним из последних законов Челябинской области в сфере местного самоуправления стал Закон «О порядке отзыва главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления». Однако, с первых дней своего существования закон стал весьма проблематичным для его главного инициатора — руководителя комитета Законодательного собрания области М.Ю.Жмаева, главы администрации г.Миасса. М.Ю.Жмаев известный в области человек — кроме перечисленных должностей, М.Ю.Жмаев является депутатом городского Совета (г.Миасс), депутат областного Законодательного собрания, он же один из лидеров общественно-политического движения «За возрождение Урала». А еще знаменит Михаил Юрьевич тем, что «время от времени снимает Государственный флаг России над вверенной ему мэрией и водружает там красное полотнище». Сам мэр, готовя кандидатскую диссертацию, проводит эксперименты по «совершенствованию управления» городом. При этом мало считается с действующим законодательством, десятками увольняя людей с работы по своему личному усмотрению, от чего в местной прокуратуре скопилось немалое количество дел по жалобам пострадавших. Миасский городоской суд восстанавливает людей на работе, но глава города игнорирует решения суда. История логически дошла до возбуждения уголовного дела. Но парадокс ситуации в другом: Михаил Жмаев, как глава комитета по законодательству, принимал непосредственное участие в подготовке Закона Челябинской области «О порядке отзыва главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления». 79 избирателями была создана инициативная группа с целью провести работу для начала отзыва главы города. Возглавил инициативную группу генеральный директор агропромышленной компании Валерий Боль. Группа, как и положено по закону, подготовила необходимые документы, направила их в городскую избирательную комиссию.

В результате декабрь прошлого года и весь январь нынешнего прошли под флагом непримиримой борьбы избирателей с избранным ими мэром. Все это было бы несколько комично, если бы не дошло дело до самой настоящей трагедии. Вот как несколько буднично описывает «Деловой Урал» (№3 от 29.01.99 г.). «Наутро после собрания на работу к руководителю инициативной группы В.Болю примчалась налоговая инспекция — оштрафовали фирму. В обед того же дня в офис ворвалась вооруженная группа из налоговой полиции — изъяли компьютер. Вечером с проверкой прибыли люди из экологической инспекции... а дальше пошел настоящий кошмар: звонки с угрозами по телефону, потоки грязи в местных СМИ..."

Однако, инициативная группа понесла потери. Накануне Нового года, 29 декабря, убит ножом в сердце редактор газеты «Ветеран Миасса» Олег Зуев. Олега Зуева, который редактировал оппозиционную властям газету, больше нет. А у задержанного по подозрению в убийстве изъяли подписные листы за отзыв главы города, похищенные со стола погибшего. Тут есть с чем разбираться правоохранительным органам». А обычная бюрократическая канитель тянулась своим чередом — больше месяца горизбирком тянул с регистрацией инициативной группы, пока не вмешался прокурор... Конечно, пока, наверное, рано судить кто прав, кто виноват, но объективно избиратели обвиняют главу города в некомпетентности и приводят следующие цифры: за последнее время прокурором города было опротестовано 19 документов, подготовленных мэрией, а еще семь прокуроров, в настоящее время прокурор оспаривает в суде. Сейчас миассцы собирают подписи избирателей за отзыв главы города. Жители области с интересом ожидают — может ли действовать закон, принятый Законодательным собранием области. И способна ли власть нести ответственность перед своими избирателями. В общем, трудновато внедряется местное самоуправление в жизнь южноуральцев.

2.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБЛАСТИ
В 1998 ГОДУ

Наиболее достоверную картину года, прожитого областью, дают некоторые данные, подготовленные статистическими органами области. Вкратце рассмотрим наиболее важнейшие из них.

2.1.       Промышленность

В 1998 году промышленными предприятиями и производствами при непромышленных организациях, малыми и совместными предприятиями произведено промышленной продукции в действующих ценах на сумму 49089,6 млн. руб. Индекс физического объема произведенной продукции по сравнению с предыдущим годом составил 86%.

В 1998 году добыто 4827 тыс. тонн угля, это ниже уровня прошлого на 15,7%, произведено чугуна — 9142,4 тыс. т (96,7% к уровню прошлого года), стали 11089,7 (95,1%), грузовых автомобилей — 2517 шт. (47%), 13348 тонн лакокрасочных материалов, 1366,7 тыс. т цемента (85,1%).

В пищевой промышленности производства хлеба и хлебобулочных изделий составило 164 тыс. т (98% к уровню 1997 г.), макаронных изделий — 45,5 (132%), муки — 465,3 тыс. т (106,8%).

2.2.       Строительство

В 1998 году объем инвестиций в основной капитал всех предприятий и организаций области, включая малый бизнес и неформальную экономику, составил (по оценке) 7049 млн. руб., что на 23% меньше, чем в 1997 году. По сравнению с 1991 годом объем инвестиций сократился в 5 раз.

Жилищное строительство. За 1998 год в области введено в действие 1238 жилых домов (включая индивидуальные) на 9,8 тыс. квартир общей площадью 693, тыс. кв. метров, в том числе одно общежитие на 3,2 тыс. кв. метров. По сравнению с 1997 годом ввод жилья увеличился на 4 тыс. кв. метров, или 0,6%, по сравнению с 1991 годом — уменьшился в два раза.

На средства местных бюджетов было осуществлено 23% общего ввода жилья федерального — 5%, на собственные средства предприятий — 54% и 18% на средства индивидуальных застройщиков.

За год введено в действие 963 индивидуальных жилых дома на 122,4 тыс. кв. метров. Средняя площадь одного индивидуального дома составила 127 кв.метров7

Жилищно-строительными кооперативами введены дома общей площадью 20,1 тыс. кв. метров, это в 4,4 раза больше, чем в прошлом году.

В сельской местности введено 562 жилых жома на 79,9 тыс. кв. метров общей площади. По сравнению с 1997 годом ввод жилья на селе сократился на 9%.

2.3.       Сельское хозяйство

По предварительным расчетам, стоимость произведенной валовой продукции сельского хозяйства за 1998 год в фактических ценах составила 6209,5 млн. рублей (66,2% к уровню 1997 г.)

Растениеводство. Подведены окончательные итоги уборки урожая 1998 года. Вся посевная площадь, занятая под сельскохозяйственными культурами в прошедшем году, составила 2312,3 тыс. га, что на 51,6 тыс. га (на 2,2%) меньше уровня 1997 г.

Валовой сбор зерна всеми категориями хозяйств в 1998 году составил 642,2 тыс. т (30,6% к 1997 г.), картофеля — 367,5 (34,6%), овощей открытого грунта — 126 тыс. т (63,6%).

Особенно тревожное положение в животноводстве, где идет повсеместное сокращение поголовья, в том числе крупного рогатого скота, численность которого за прошедший год сократилась на 46 тыс. голов.

2.4.       Общий объем розничного товарооборота

За 1998 год составил 17 418,2 млн. руб. В фактических ценах он увеличился по сравнению с 1997 годом на 11%. Физический объем его уменьшился почти на 15%.

Розничный товарооборот на 71% был сформирован торгующими организациями (в том числе почти на 54% — субъектами малого предпринимательства) и на 29% — за счет продажи на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

За 1998 год объем продажи продовольственных товаров уменьшился по сравнению с 1997 годом на 17% и составил 8807,5 млн. руб., непродовольственных товаров соответственно на 13% меньше 8610,7 млн. руб.

За 1998 год объем продажи алкогольных напитков в предприятиях торговли составил 1259,5 млн. руб., что на 11% меньше, чем в 1997 году. Удельный вес реализации алкогольных напитков в общем объеме розничного товарооборота составил 7,2% (в 1997 г. — 7,4%).

2.5.       Цены

Индекс потребительских цен в декабре 1998 года к декабрю 1997 года составил 189,1%, в том числе по продовольственным товарам (включая алкогольные напитки) — 215,8%, по непродовольственным товарам — 183,3% и платным услугам — 116,2%.

Наиболее значительно выросли цены на безалкогольные напитки (в два раза), консервы фруктово-ягодные, мясо и птицу, соль, соус, специи, макаронные и крупяные изделия (в 2,3 — 2,4 раза), масло подсолнечное, маргарин и маргариновую продукцию, фрукты и цитрусовые, коньяк, шампанское (в 2,7-2.9 раза), чай и кофе (в 3 раза), яйца (в 3,2 раза), масло сливочное (в 3,4 раза), сахар (в 3,6 раза), картофель (в 3,7 раза), овощи (в 4,2 раза).

Стоимость набора 25 основных продуктов питания по нормам потребления, соответствующим прожиточному минимуму, составила за декабрь 1998 года 427,68 рубля и за месяц выросла на 24,4%.

Из непродовольственных товаров особенно подорожали перевязочные материалы (в 2,1 раза), меховые и ковровые изделия (2,2 раза), электротовары, чулки и носки (в 2,3 раза), телерадиотовары (в 2,6 раза), легковые автомобили (в 2,7 раза), табачные изделия в (2,8 раза).

2.6.       Финансы

На 1 декабря 1998 года прибыль предприятий и организаций области (по кругу крупных и средних без учета предприятий сельского хозяйства) составила 1186,3 млн. рублей, уменьшившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 42,9%. Сальдированный финансовый результат сформировался следующим образом: 817 предприятий (53,5% от количества обследованных) получили прибыль в размере 4335 млн. рублей и 709 предприятий (46,5%) имели убыток в сумме 3148,7 млн. руб.

Задолженность в бюджеты всех уровней составила 9823,1 млн. рублей, 57,3% предприятий имели просроченную задолженность по платежам в бюджет в размере 7787,2 млн. рублей. Задолженность в федеральный бюджет составила 3613,1 млн. рублей, в областной бюджет — 2037,5 млн. рублей.

Кредиторская задолженность в государственные внебюджетные фонды достигла 12 543,3 млн. рублей.

Задолженность по полученным кредитам и займам предприятий и организаций области на 1 декабря 1998 года составила 4701,5 млн. рублей, из нее просроченная — 824,7 млн. рублей (17,5%).

Дебиторская задолженность по кругу крупных и средних предприятий составила 38 029,5 млн. рублей. На просроченную дебиторскую задолженность приходилось 58,4% всего объема дебиторской задолженности (22 214,6 млн. рублей).

Суммарная задолженность по заработной плате на 1455 предприятиях области по состоянию 1 января 1999 года составила 2596,6 млн. рублей, это превышало 3,7 месячных фонда заработной платы.

Задолженность, вызванная отсутствием финансирования из бюджетов всех уровней, составила 483,3 млн. рублей (18,8% объема всей задолженности).

2.7.       Уровень жизни и доходы населения

По оперативным данным денежные доходы населения за 1998 год составили 32 088 млн. рублей и увеличились по сравнению с прошлым годом на 4%; денежные расходы — соответственно 28 118 млн. рублей и увеличились на 4%. Превышение денежных доходов населения над расходами выразилось цифрой 3970 млн. рублей, что на 3,9% больше прошлого года.

Среднедушевые денежные доходы населения в среднем за месяц 1998 года составили 726,4 рубля.

В 1998 году на долю 10 процентов наиболее обеспеченного населения приходилось 27% денежных доходов (в 1997 г. — 28,1%), а на долю 10 процентов наименее обеспеченного населения — 2,5% (в 1997 г. — 2,2%), 63% населения области имели доходы ниже среднедушевого дохода за этот период.

В январе-ноябре 1998 года средства на оплату труда, включая выплаты социального характера, составили 13 099,9 млн. руб., из них фонд заработной платы составил 12 804,5 млн. рублей. Среднемесячный доход от оплачиваемой работы одного работника сложился в размере 1034,9 рубля, что на 7,2% выше, чем в январе-ноябре 1997 года. Среднемесячная заработная плата одного работника начислена в размере 1011,6 рубля и выросла против уровня соответствующего периода прошлого года на 7,6%. По городу Челябинску среднемесячная заработная плата в январе-ноябре сложилась в размере 1160,4 рубля.

Величина прожиточного минимума, определенная в соответствии с методикой Минтруда России, в среднем за месяц 1998 года составила 411,7 рубля в среднем на человека, по сравнению с 1997 годом она возросла на 22,4% (справочно: рост прожиточного минимума в 1997 г. к 1996 году составлял 0,5%).

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума за 1998 год составила 30,2%.

2.8.       Занятость

Численность экономически активного населения в январе-ноябре 1998 года составила 1641,2 тыс. человек. В их числе 1500,2 тыс. человек (91,4% экономически активного населения) заняты в экономике и 141 тыс. человек (8,6%) не имели занятия, но активно его искали, и в соответствии со стандартами Международной организации труда они классифицируются как безработные. Официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных на конец декабря 3363 тыс. человек, что составляет 23,6% общей численности безработных и 2,0%экономически активного населения.

К концу декабря коэффициент напряженности на рынке труда увеличился до 13,4 человека, ищущих работу, на одну заявленную вакансию против 8,2 человека на соответствующую дату 1997 года.

Хотя приведенные данные не совсем полны, но они позволяют с уверенностью определить — в области существует устойчивая тенденция падения производства и связанное с этим падение уровни жизни подавляющего большинства населения области.

25 февраля с.г. Законодательное собрание области будет рассматривать и утверждать областной бюджет. Ожидается, что в этот период произойдет немало интересных событий, так или иначе связанных с принятием бюджета.