Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Тюменская область

Анатолий ВУЛЬФОВИЧ

Тюменская область

в феврале 1999 года

26 февраля состоялось четырнадцатое заседание Тюменской областной Думы. Заседание областной Думы началось с награждения Почетными грамотами, к награждению был представлен и глава г. Тюмени С. Киричук. При рассмотрении его кандидатуры председатель Счетной палаты области С. Шерегов высказал опасение, что «сегодня награждаем, а завтра в суд поведем». Областная Дума приняла бюджет области на 1999 год во втором чтении, а также некоторые областные законы.

В этот же день в областной администрации очень оперативно прошло заседание Совета губернаторов области и автономных округов. Не были подписаны соглашения о распределении средств от продажи акций ОАО «Газпром» и ОАО «Сибур».

В декабре 1998 года Центр стратегии регионального развития Тюменской области провел социологические исследования в пяти городах и восьми районах юга области об оценке населением наиболее важных жизненных проблем, отношении к рыночным реформам, доверии к органам власти, политикам и политическим объединениям.

В феврале город Тюмень посетил Е. Гайдар. Посещение сопровождалось скандалом, спровоцированным местными коммунистами.

В начале февраля в Тюмени состоялось Всероссийское совещание-семинар по проблемам образования. В совещании приняли участие руководители федеральных министерств и ведомств, представители региональных органов управления образованием, ректоры высших учебных заведений, директора техникумов, школ, лицеев, гимназий.

Средние цены на основные продовольственные товары на рынках г. Тюмени.

1.    деятельность органов власти

1.1.       Четырнадцатая сессия Тюменской областной Думы

26 февраля 1999 года состоялось четырнадцатое заседание Тюменской областной Думы.

Заседание началось с рассмотрения представлений о награждении Почетной грамотой Тюменской областной Думы. Всего к награждению было представлено около тридцати человек, в том числе группа депутатов областной Думы предыдущего созыва — за плодотворный труд по разработке областного законодательства, еще одна группа — за активную деятельность по возрождению Тобольска. К награждению также был представлен губернатор области Л. Рокецкий, как было сказано в представлении «За большой личный вклад в законотворческую деятельность, укрепление единства области, реализацию планов и программ социально-экономического развития Тюменской области, развитие демократии и местного самоуправления».

Депутаты от округов, в принципе согласившись с награждением Л. Рокецкого, заявили, что губернаторы округов А. Филипенко и Ю. Неелов также заслуживают награждения грамотами, на что депутат областной Думы Ю. Конев заметил, что он будет голосовать за кандидатуры и А. Филипенко и Ю. Неелова, но формулировка «за единство Тюменской области» в отношении губернатора Ямало-Ненецкого округа неприемлема. В итоге наградили всех трех губернаторов.

На четырнадцатом заседании произошел инцидент, который все наблюдатели оценили как начало избирательной кампании по выборам главы города Тюмени, которые должны состоятся в марте 2000 года.

К награждению Почетной грамотой областной Думы был представлен Глава города Тюмени С. Киричук. После того, как его кандидатура была поставлена на голосование и утверждена депутатами, присутствовавший на заседании председатель Счетной палаты Тюменской области С. Шерегов заявил, что в деятельности администрации города по исполнению бюджета имеется много нарушений, бюджетные счета администрации заблокированы судебными приставами, и «чтобы не получилось так, что сегодня мы награждаем Киричука, а завтра поведем его в суд…».

Понятно, что такое заявление председателя счетной палаты вызвало у присутствующих замешательство. С. Шерегов попросил Думу еще раз вернуться к рассмотрению кандидатуры С. Киричука, но депутаты не стали ее рассматривать вторично, а вернулись к этому вопросу в конце заседания, удалив приглашенных и журналистов. Судя по неофициальным данным, решение о награждении С. Киричука не пересматривалось, депутаты только заслушали информацию председателя Счетной палаты.

После заседания С. Шерегов ответил на вопросы журналистов. Он подтвердил, что материалы проверок переданы в прокуратуру, и, по его мнению, есть все основания для возбуждения как минимум двух уголовных дел. И хотя по этим уголовным делам обвиняется не мэр, а его подчиненные, С. Шерегов считает, что в ходе следствия может быть установлена причастность и С. Киричука. На вопрос журналистов, не является ли заявление С. Шерегова сбросом компромата на соперника в предвыборной кампании 2000 года, он ответил, что, видимо, не будет выдвигать свою кандидатуру, но будет препятствовать избранию С. Киричука потому, что «это не хозяин в городе».

Неприязнь С. Киричука и С. Шерегова началась в предвыборную кампанию 1996 года, когда оба были кандидатами на должность главы города Тюмени.

27-28 февраля прошло несколько телеинтервью С. Киричука, по поводу обвинений С. Шерегова ответы были невнятными и сводились, в основном, к мести С. Шерегова за поражение на выборах 1996 года.

Основным вопросом в повестке дня было рассмотрение проекта бюджета области во втором чтении. В первом чтении бюджет был принят еще на декабрьском заседании, однако в январе стало ясно, что без федерального бюджета областной принять невозможно, и второе чтение отложили до февраля.

В первом чтении бюджет был принят, несмотря на возражение ряда депутатов, с дефицитом в 25%, ко второму чтению Комитет финансов администрации области уменьшил дефицит до 9,75%.

Борьба вокруг бюджета продолжается. Накануне одиннадцатого заседания Думы в газете «Тюменские известия» опубликована статья депутата областной Думы, секретаря обкома РКРП А. Черепанова. В статье приводятся некоторые подробности о том, как областная администрация готовила проект бюджета ко второму чтению. В частности, в проекте бюджета на 60 млн. рублей было уменьшено финансирование по статье «Государственные пособия гражданам, имеющим детей», при этом администрация предложила выплачивать пособия только за 1999 год, задолженность же за несколько лет в бюджете не предусматривать. В тоже время администрация увеличивает почти в 2 раза (до 934 млн. рублей) финансирование по статье «Прочие расходы», общеизвестно, что эта статья служит прикрытием для бесконтрольного расходования средств. Более 500 млн. рублей запланированы на содержание органов управления, и несмотря на требования депутатов, расходы не уменьшаются, и так далее.

Все эти вопросы рассматривались на заседании Думы. Председатель Комитета финансов администрации К. Фазлеев ответил на многочисленные вопросы депутатов, часть предложений были приняты. Очень удивились некоторые депутаты увеличению более чем в три раза — с 18,5 до 60 млн. рублей расходов на содержание самой Думы, и потребовали расшифровки этих расходов. В выступлении губернатора области Л. Рокецкого было сказано о том, что администрация учла многие предложения депутатов, что необходимо и дальше работать над увеличением доходов и уменьшением расходов, в том числе и на органы управления. Многие депутаты предлагали принять бездефицитный бюджет, на что К. Фазлеев ответил:

— Вы представляете, что будет, если я в Минфин привезу бездефицитный бюджет ?! Минфин сразу же лишит нас трансферта, а это 300 млн. рублей.

А. Черепанов предлагал вообще не принимать бюджет во втором чтении, но после продолжительной дискуссии бюджет был принят с предложенным Комитетом финансов дефицитом.

Далее депутаты приступили к рассмотрению и принятию областных законов.

В третьем, окончательном чтении были приняты законы «О государственном региональном продовольственном фонде Тюменской области», «О нефти и газе», «Об административной ответственности за правонарушения в сфере привлечения и использования в Тюменской области иностранной рабочей силы», «О стаже муниципальной службы в Тюменской области», «О порядке отзыва выборного лица местного самоуправления в Тюменской области».

Во втором чтении были приняты законы Тюменской области «О ставках платы за пользование водными объектами и порядке ее зачисления», «О предоставлении налоговых льгот на 1999 год отдельным категориям налогоплательщиков», «Об объединениях работодателей в Тюменской области», «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Тюменской области».

Рассмотрение в первом чтении прошли проекты законов «Об ответственности за неисполнение законов в Тюменской области».

Приняты поправочные законы «О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области «О наказах избирателей», «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О защите прав ребенка» и ряд других. Отклонены и отправлены на доработку законы «О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области «О налоге с продаж», «О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тюменской области».

Несмотря на возражения ряда депутатов, Дума приняла к своему рассмотрению вопрос, относящийся к компетенции исполнительных органов власти, «О финансировании центральных районных больниц» и приняла по этому вопросу соответствующее постановление.

1.2.       Совет трех губернаторов

26 февраля в здании администрации Тюменской области состоялось заседание Совета трех губернаторов. В работе заседания приняли участие губернаторы Тюменской области Леонид Рокецкий, Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко, Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов.

Вопрос «О реализации общеобластных программ в 1998 году» был тщательно подготовлен заранее и поэтому споров не вызвал. В перечне общеобластные программы по борьбе со СПИДом, по вакцинопрофилактике, по развитию рыбного хозяйства области, социальной защите исправительно-трудовой системы и другие.

На десять дней перенесено подписание двух документов: «О соглашении между администрацией Тюменской области, администрацией Ханты-Мансийского автономного округа и администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа о распределении средств, полученных от приватизации пакета акций открытого акционерного общества «Газпром» и «О соглашении между администрацией Тюменской области и администрацией Ханты-Мансийского автономного округа о распределении средств, полученных от приватизации пакета акций открытого акционерного общества «Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания». Сам по себе перенос подписания символичен, схема распределения таких средств отработана, но губернаторы решили отойти от схемы и увеличить долю юга Тюменской области.

Губернаторы утвердили положение о Главном управлении внутренних дел Тюменской области и согласовали кандидатуру начальника главка генерал-лейтенанта В. Роженцева.

Подписаны постановления «Об изменении персонального состава региональной энергетической комиссии» и «О проведении открытых территориальных спартакиад в 1999-2004 годах».

Последним в повестке дня значился вопрос «О дополнительных мерах по обеспечению сельскохозяйственной продукцией населения области». Решено до принятия законов о продовольственном фонде обеспечить оперативное формирование заказов на 1999 год для АПК области с целью обеспечения зерном и продуктами питания учреждений и организаций социальной сферы. К постановлению приложены документы, где в реальных цифрах указаны потребности и области в целом, и автономных округов в хлебе, мясных и молочных продуктах, яйце, картофеле, овощах.

Заседание прошло очень быстро, в закрытом режиме, без представителей средств массовой информации. После заседания на вопросы журналистов ответил губернатор Ханты-Мансийского автономного округа А. Филипенко.

2.    Социологические исследования

Центр стратегии регионального развития Тюменской области в декабре 1998 года провел социологические исследования в пяти городах и восьми районах юга Тюменской области. В ходе исследования были опрошены 1840 человек.

Опрос производился по трем группам вопросов:

— оценка населением наиболее важных жизненных проблем, оценка своего уровня жизни;

— отношение населения к рыночным реформам;

— отношение населения к органам государственной власти, политическим объединениям и действующим политикам.

2.1.       Оценка населением наиболее важных жизненных проблем

1. На первое место по важности население ставит проблему роста цен (49,6% опрошенных). В течении двух предыдущих лет на первом месте у населения была проблема задержек с выплатой заработной платы. По сравнению с июнем 1998 года озабоченность ростом цен выросла на 32,5%.

По группам населения ростом цен более всего встревожены жители в возрасте 31-40 лет, имеющие среднее и среднее специальное образование, занятые в социальной и бюджетной сферах, рабочие и лица, имеющие доход до 700 рублей. Менее других обеспокоены проблемой роста цен работники сельского хозяйства, руководители и предприниматели, а также лица, имеющие доходы свыше 3000 рублей в месяц.

 

2. Практически с тем же результатом (49,1%), на втором месте, у опрошенных находится проблема низкого размера заработной платы или пенсии, хотя за полгода озабоченность этой проблемой выросла у населения на 17,5%.

В группах населения более всего данная проблема тревожит в равной мере все возрастные группы, но больше лиц, имеющих среднее и среднее специальное образование, а также рабочих, служащих и пенсионеров, лиц, имеющих доход до 700 рублей в месяц.

 

3. На третье место с первого переместилась проблема задержек выплаты заработной платы (40,9%), хотя уровень респондентов, обеспокоенных этой проблемой, за полгода не изменился.

Более всего встревожены рабочие и служащие, в меньшей степени этой проблемой обеспокоены работники сельского хозяйства, пенсионеры и предприниматели.

 

4. Четвертой по значимости население ставит проблему угрозы безработицы (34,5%), что на 4,1% выше, чем в июне 1998 года.

Угроза безработицы более всего беспокоит рабочих, служащих, лиц в возрасте 31-40 лет, жителей, имеющих высшее и среднее или среднее специальное образование, также имеющих доход до 700 рублей в месяц.

 

5. На пятое место поставлена проблема коррупции в органах власти (30,7%), что на 5,6% выше, чем летом 1998 года.

Коррупция в органах власти более всего волнует служащих и работников бюджетной сферы, рабочих, предпринимателей, и жителей, имеющих высшее и среднее специальное образование.

 

6. Проблема тяжелого материального положения пенсионеров поставлена на шестое место (30,4%), что на 6,3% выше, чем полгода назад.

Более всего данной проблемой обеспокоены сами пенсионеры, ставящие ее на первое место. Другие группы населения эту оценку пенсионеров сейчас уже не разделяют, хотя еще полтора-два года назад молодое поколение выражало поддержку пенсионерам в оценке их тяжелого положения.

 

7. Проблема роста преступности находится на седьмом месте по значимости (25,1%), и за полгода озабоченность населения этой проблемой практически не изменилась.

Ростом преступности обеспокоены все группы населения.

 

8. На восьмом месте по значимости находится проблема расслоения на бедных и богатых (10,6%), что на 2,4% ниже, чем в июне 1998 года.

Более всего расслоением на бедных и богатых обеспокоены работники бюджетной сферы.

 

9. Проблема обманутых вкладчиков находится по значимости на предпоследнем месте (7,4%), за полгода показатель снизился на 4,8%.

Более всех этой проблемой обеспокоены служащие и пенсионеры.

 

10. На последнем, десятом месте, у населения находится проблема межнациональных конфликтов (2,7%).

2.2.       Оценка населением своего жизненного уровня

По мнению жителей юга области, ежемесячные доходы на одного человека должны составлять:

Таблица 1

 

Рублей

$ США

Прожиточных минимумов (460 рублей)

«Богатые»

47200

2359

102,0

«Состоятельные»

13800

689

30,0

«Среднеобеспеченные»

4800

237

10,0

«Малообеспеченные»

2100

104

4,5

«Бедные»

1200

58

2,5

 

Респонденты назвали следующие свои фактические доходы в декабре 1998 года:

Таблица 2

Фактические доходы, рублей в месяц

Декабрь
1998 г.

Июнь
1998 г.

Примечание

До 300

20,4%

20,3%

В основном в сельских районах

От 300 до 700

32,0%

29,8%

В основном в районных центрах и селах

От 700 до 1000

17,7%

21,2%

В основном в г. Тобольске и сельских районах

От 1000 до 3000

16,9%

16,6%

В гг. Тобольске, Тюмени, некот. сельск. р-нах

От 3000 до 10000

2,9%

3,3%

В г. Тюмени и Тюменском районе;

Свыше 10000

0,2%

0,6%

 

Отказались дать сведения о доходе

5,9%

0,6%

 

 

Доходы в месяц по группам населения:

Таблица 3

Группы населения

Доходы, рублей

%

Отказались отвечать

Студенты и учащиеся

до 300

54,9

15,7

 

от 300 до 700

15,7

 

 

от 700 до 1000

7,8

 

 

свыше 1000

5,9

 

Рабочие

до 700

39,9

 

 

от 700 до 1000

29,7

 

 

от 1000 до 3000

30,4

 

Работники бюджетной сферы

до 700

33,9

 

 

от 700 до 1000

28,9

 

 

1000-3000

31,2

 

 

свыше 3000

6,0

 

Работники сельского хозяйства

до 300

27,9

 

 

от 300 до 700

44,1

 

 

от 700 до 3000

23,2

 

 

свыше 3000

4,8

 

Пенсионеры

до 300

32,0

 

 

от 300 до 700

58,7

 

 

от 700 до 1000

5,8

 

 

свыше 1000

3,5

 

Домохозяйки и неработающие

до 300

49,2

11,5

 

от 300 до 700

27,7

 

 

свыше 700

11,6

 

Руководители предприятий

до 1000

40,0

12,0

 

от 1000 до 3000

30,0

 

 

свыше 3000

18,0

 

Предприниматели

до 1000

30,9

19,1

 

от 1000 до 3000 рублей

36,2

 

 

свыше 3000 рублей

13,8

 

1.1.       Отношение населения к рыночным реформам

При социологических исследованиях получены следующие ответы на заданные вопросы:

 

1. Какие интересы Вы преследуете при выборе своих действий ?

Таблица 4

 

 

%

Группы населения

Личные интересы

17,6

В основном, студенты, учащиеся

Семейные интересы

54,1

Работники бюджетных организаций, предприниматели, рабочие, в возрасте 31-50 лет

Государственные и общественные интересы

21,1

Работники сельского хозяйства, пенсионеры, граждане с доходами до 300 рублей в месяц

Затруднились ответить

7,2

 

 

 

2. Ваше отношение к рыночным реформам ?

Таблица 5

 

 

%

Группы населения

Равнодушное

4,5

Рабочие и пенсионеры в возрасте до 30 и свыше 60 лет

Поддерживаю действующую модель реформ

2,5

Студенты, учащиеся

Продолжить рыночные реформы
при условии изменения их в сторону социальной направленности

31,5

Рабочие, работники бюджетных организаций, предприниматели, неработающие граждане, пенсионеры, имеющие высшее и среднее специальное образование

Продолжить рыночные реформы, но усилить государственный контроль

28,4

Рабочие, работники социальной сферы, учащиеся и студенты

Отказаться от реформ и вернуться
к социалистической системе

20,2

Работники сельского хозяйства, пенсионеры, граждане с доходом до 700 рублей;

Затруднились ответить

12,9

Рабочие и работники бюджетных организаций

 

 

3. Ваше отношение к результатам приватизации ?

Таблица 6

 

 

%

Группы населения

Отменить все решения о приватизации и вернуть все приватизированные предприятия в государственную собственность

36,4

Рабочие, работники сельского хозяйства, пенсионеры, граждане с доходами до 700 рублей

Отменить все решения о приватизации и провести приватизацию заново

10,8

Граждане в возрасте 31-40 лет, работники бюджетной сферы, лица с высшим и средним специальным образованием

Отменить решения о приватизации
по отдельным объектам в судебном порядке

26,6

Граждане в возрасте 30-50 лет, рабочие и работники бюджетных организаций, лица имеющие высшее и среднее специальное образование

Полностью согласиться с результатами приватизации

7,6

Студенты, учащиеся, молодежь с высшим образованием

Затруднились с ответом

18,6

Неработающие и работники сельского хозяйства


4. Ваше отношение к частной собственности на землю ?

Таблица 7

 

 

%

Группы населения

Против частной собственности на землю

22,8

Работники сельского хозяйства старше 40 лет, пенсионеры

За частную собственность на землю, за исключением сельхозугодий

39,7

Лица в возрасте 31-50 лет, с высшим или средним специальным образованием, рабочие, руководители, пенсионеры

За частную собственность на землю, но без права продажи

15,6

В основном, жители села, работники сельского хозяйства и бюджетных организаций, предприниматели, в возрасте
31-40 лет, имеющие высшее и среднее специальное образование

За частную собственность на землю без ограничений

14,8

Студенты, учащиеся, руководители, лица, имеющие высшее образование и доходы свыше 3000 рублей

Затруднились с ответом

7,1

Работники бюджетных организаций и рабочие

 

5. Ваше мнение об отношениях между собственниками и наемными рабочими?

Таблица 8

 

 

%

Группы населения

Дружественные

35,4

Рабочие, предприниматели, работники бюджетной сферы, студенты и учащиеся, в возрасте 31-50 лет, с доходом от 700 до 3000 рублей

Конфликтные

11,3

Рабочие и работники социальной сферы, в возрасте
31-40 лет, с доходом до 700 рублей

Нейтральные (безразличные)

30,6

Все социально-демографические группы

Затруднились с ответом

22,7

Пенсионеры

 

6. Ваше мнение об отношениях между руководителями государственных (муниципальных) предприятий и наемными рабочими?

Таблица 9

 

 

%

Группы населения

Дружественные

23,0

 

Конфликтные

15,3

Работники бюджетных организаций, лица с доходами до 1000 рублей

Нейтральные (безразличные)

42,4

 

Затруднились с ответом

19,3

 

 

1.2.       Отношение населения к органам государственной власти, политическим партиям и действующим политикам

В ходе социологического исследования выяснялись отношения к органам государственной власти и местного самоуправления федерального, регионального и муниципального уровней.

На федеральном уровне доверяют:

Таблица 10

 

 

%

Группы населения

Правительству

6,4

Работники бюджетных организаций, студенты, пенсионеры

Государственной Думе

6,2

Работники бюджетных организаций, работники сельского хозяйства, предприниматели, руководители, неработающие и домохозяйки

Верховному Суду

5,5

Студенты, рабочие, работники социальной сферы

Президенту

1,8

 

Совету Федерации

1,3

 

На региональном уровне доверяют:

Таблица 11

 

 

%

Группы населения

Губернатору области

13,4

Работники сельского хозяйства, пенсионеры, лица в возрасте 31-40 и старше 60 лет

Областной Думе

8,6

Предприниматели, студенты, учащиеся, лица с доходами свыше 3000 рублей

Главам местного самоуправления

8,7

 

 

 

Таблица 12

 

Рейтинг политических общественных объединений среди населения юга области

 

Коммунистическая партия Российской Федерации

10,3%

Общественное объединение «Яблоко»

9,0%

Общественное объединение «Отечество»

7,7%

Общественное объединение «Честь и Родина»

7,5%

Общественное объединение «Наш дом — Россия»

3,3%

Общественное объединение «Женщины России»

2,7%

Либерально-демократическая партия России

2,7%

Общественное объединение «Демократический выбор России»

0,6%

Общественное объединение «Союз народовластия и труда»

0,6%

Аграрная партия России

0,4%

Прочие объединения (рейтинг менее 0,4%)

3,5%

Не доверяют ни одному из общественных объединений

51,7%

 

 

На рейтинг общественного объединения оказывают влияние следующие факторы:

 

Таблица 13

 

 

%

Группы населения

Доверие лидеру объединения

15,7

Лица в возрасте 31-50 лет, имеющие высшее и среднее специальное образование, руководители, предприниматели, работники бюджетной сферы, студенты, рабочие

Соответствие идеи объединения идеям респондентов

12,1

Рабочие, пенсионеры

Вера в это объединение

10,8

Работники бюджетной сферы, рабочие, пенсионеры

Голосование за это объединение на предыдущих выборах

3,5

 

Призыв главы местного самоуправления

1,0

 

Призыв губернатора

0,1

 

Отказались назвать факторы

48,2

 

Затруднились с ответом

8,6

 


Рейтинг действующих политиков среди населения юга области следующий:

Таблица 14

 

 

%

Группы населения

Примаков Евгений Максимович

18,9

Работники бюджетных организаций, работники сельского хозяйства, пенсионеры

Лужков Юрий Михайлович

11,6

Предприниматели, рабочие, студенты, домохозяйки, неработающие

Явлинский Григорий Алексеевич

11,5

Лица с высшим образованием, работники бюджетной сферы, рабочие

Зюганов Геннадий Андреевич

8,6

Пенсионеры, рабочие

Лебедь Александр Иванович

8,6

Лица со средним и средним специальным образо-ванием, рабочие, работники сельского хозяйства

Кириенко Сергей Валентинович

5,2

 

Жириновский Владимир Вольфович

3,3

 

Черномырдин Виктор Степанович

2,9

 

Ельцин Борис Николаевич

0,8

 

Гайдар Егор Тимурович

0,7

 

 

В выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации в декабре 1999 года намерены участвовать 70,3% принявших участие в опросе, не участвовать — 16,6%.

2.    Посещение Тюмени Егором Гайдаром

11-12 февраля в городе Тюмени находился председатель партии «Демократический выбор России», директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар.

До этого Е. Гайдар был в Тюмени пять лет назад, в 1994 году.

По словам председателя местного отделения ДВР В. Бондаря, приезд Е. Гайдара в Тюмень преследовал три цели: во-первых, организационную, связанную с формированием блока «Правое дело», во-вторых, изложение позиций ДВР по обстановке в стране, в-третьих, заключение договора между Институтом экономики переходного периода и администрацией города о разработке концепции «Программы развития г. Тюмени на 15 лет».

По словам самого Е. Гайдара, Тюменская организация ДВР не относится к числу сильных, но в связи с созданием блока «Правое дело» тюменцы начали работать более активно.

За полтора дня Е. Гайдар провел более десятка встреч, прочел лекции в Тюменском госуниверситете и Международном институте экономики и права, выступил на радио и по телевидению, провел несколько пресс-конференций, дал множество интервью. Все наблюдатели отмечают, что Е. Гайдар работал в Тюмени с полной нагрузкой, а его выступления воспринимались довольно доброжелательно.

Содержание выступлений, в общем-то не отличалось от тех, которые транслируются по московским телеканалам. Егор Тимурович критиковал правительство Примакова, и рассказывал о том, как много сделало правительство в 1992 году. По его словам, он и А. Чубайс были противниками чековой приватизации, но Верховный Совет принял такой закон, и они вынуждены были проводить приватизацию ваучерами. По закону, принятому также Верховным Советом, приватизация проводилась по остаточной стоимости, несмотря на несогласие его и А. Чубайса.

Е. Гайдар считает, что «Правое дело» на выборах в Государственную Думу наберет не менее 5% голосов избирателей, поскольку в блок вошли партии, на последних выборах набравшие в сумме 10%.

Скандал случился с заключением договора. Решение о разработке концепции развития города Тюмени на 15 лет было принято городской Думой еще в 1997 году. В 1998 году администрация города провела конкурс, который выиграли Институт экономики переходного периода и Международный институт экономики и права (г. Тюмень). В ходе визита в Тюмень Е. Гайдар и должен был подписать договор.

На крыльце мэрии Е. Гайдара встретил пикет из сторонников РКРП с соответстствующими лозунгами и плакатами. На встрече Е. Гайдара с главой города С. Киричуком присутствовал секретарь обкома РКРП, депутат областной Думы А. Черепанов, который заявил С. Киричуку, что в случае подписания договора с Е. Гайдаром областная Дума снизит отчисления в городской бюджет. С такими же заявлениями выступили и некоторые другие депутаты областной Думы. Как будто бы неудовольствие по поводу подписания договора выразил и губернатор Тюменской области Л. Рокецкий. В результате подписание отложили до конца февраля, договор будет подписан в Москве, куда приедет С. Киричук. Неизвестна и цена договора, по словам С. Киричука оба победителя конкурса должны получить за свои концепции по 200 тыс. рублей, по словам А. Черепанова договор с Е. Гайдаром стоит миллион рублей, называется и цифра в 20 тыс. долларов.

А. Черепанов считает, что Е. Гайдар собирает деньги на предвыборную кампанию. По его мнению, толку из этой программы не будет, но уж если она нужна городу, то разрабатывать ее должны местные ученые.

3.    Всероссийское совещание-семинар
работников образования

Тюмень на несколько дней стала интеллектуальным центром образования России — здесь 2-3 февраля 1999 года прошло совещание-семинар «Структурно-функциональные и организационно-экономические инновации в системе образования».

В работе совещания-семинара принимали участие министр общего и профессионального образования Российской Федерации В. Филлипов, заместитель министра экономики Российской Федерации А. Шаронов, работники министерств и ведомств, ЦК профсоюза работников народного образования, работники научных учреждений, представители органов образования субъектов Российской Федерации, ректоры высших учебных заведений, директора школ и средних специальных учебных заведений — всего 240 человек из всех регионов России.

В работе совещания должна была участвовать заместитель председателя правительства Российской Федерации В. Матвиенко, но приехать в Тюмень не смогла по объективным причинам.

С приветствиями на открытии совещания выступили губернатор области Л. Рокецкий и заместитель председателя областной Думы И. Маров.

Необходимо отметить, что учреждения образования Тюменской области работают на довольно высоком, по общероссийским меркам, уровне. Л. Рокецкий изложил в своем выступлении некоторые принципиальные перемены в сфере образования, которые произошли в последнее время: средние школы переданы органам местного самоуправления, каждая школа стала юридическим лицом и открыла свой счет в банке, ликвидированы централизованные бухгалтерии, появились внебюджетные счета школ, теперь школа имеет возможность и должна зарабатывать, естественно, не в ущерб общему обязательному образованию.

По мнению губернатора, развитию школы мешает отсутствие необходимых законов.

На пленарном заседании выступили министр общего и профессионального образования России В. Филиппов, заместитель министра экономики России А. Шаронов, директор департамента образования и науки администрации Тюменской области В. Новиков, ректор Казанского государственного технологического университета С. Дьяконов, министр образования и науки Саратовской области Г. Шевашкевич, ректор МАТИ Б. Митин и другие — всего на пленарном и секционных заседаниях прозвучало более тридцати докладов и сообщений. Проведено пять заседаний по секциям, участники совещания посетили учебные заведения Тюмени: Тюменский государственный университет, архитектурно-строительную академию, международный институт экономики и права, колледж индустриально-педагогических технологий, реабилитационный центр «Крепыш», многие общеобразовательные школы, гимназии, лицеи.

В. Филиппов высоко оценил работу тюменских образовательных учреждений, особенно государственного университета, он даже принял решение аттестовать ТГУ без направления аттестационной комиссии, поскольку 50 познакомившихся с работой университета ректоров воочию убедились, что он достоин аттестации. «Это очень хороший университет, которому могут позавидовать не многие, а большинство московских вузов, — сказал он. — Здесь сочетается инициатива ректора с поддержкой администрации. И результат такого сочетания меня больше всего поразил».

Вообще министр высоко оценил тюменский опыт, одним из слагаемых которого является децентрализация финансово-хозяйственной деятельности и реальная самостоятельность.

В своем заключительном слове В. Филиппов высоко оценил итоги совещания, отметив, что его участникам удалось уйти от плача: дайте нам больше денег, и мы горы свернем. Вопрос ставился по-другому: как сделать так, чтобы самим заработать деньги и обеспечить нормальный учебный процесс и зарплату учителям.

Совещание выработало конкретные рекомендации, в каком направлении двигаться, которые лягут в основу федеральной программы развития образования.

4.    Цены на основные продовольственные товары
на продовольственных рынках города Тюмени
в феврале 1999 года

Таблица 15

Цены в феврале 1999 года, рублей

 

4 февраля

11 февраля

18 февраля

25 февраля

Хлеб, булка

3,6 — 3,8

3,6 — 3,8

3,6 — 3,8

3,6 — 3,8

Масло сливочное, российское, кг

62,0 — 76,0

62,0 — 88,0

65,0 — 70,0

65,0 — 75,0

Масло растительное, кг

20,0 — 34,0

20,0 — 34,0

20,0 — 37,5

21,0 — 39,0

Молоко, 3,2% жирности, л

5,0 — 5,6

4,8 — 5,6

5,0 — 5,7

5,0 — 5,7

Картофель, кг

3,5 — 7,0

4,2 — 7,5

4,0 — 7,0

4,0 — 7,0

Капуста, кг

8,5 — 11,9

9,0 — 9,6

10,0 — 12,0

10,0 — 12,0

Сахар-песок, кг

13,0 — 15,5

13,9 — 16,5

11,5 — 15,3

11,5 — 16,5

Яблоки, кг

16,0 — 37,0

21,0 — 40,0

20,0 — 42,5

26,0 — 40,0

Мясо, говядина — свинина, кг

35,0 — 36,5

33,0 — 35,0

34,0 — 38,0

33,0 — 38,0

Яйцо, десяток

11,0 — 16,3

10,5 — 15,1

9,0 — 14,5

9,0 — 15,0

Соль, кг

2,6 — 5,2

2,5 — 5,2

2,6 — 5,2

2,6 — 4,2

 

Таблица 16

Справочно: цены в 1998 году, рублей

 

Февраль

Август

Декабрь

Хлеб, булка

3,2 — 3,4

3,3 — 3,4

3,4 — 4,0

Масло сливочное, российское, кг

26,0 — 27,5

18,0 — 21,0

62,0 — 76,0

Масло растительное, кг

10,0 — 12,5

10,0 — 12,4

20,0 — 36,2

Молоко, 3,2% жирности, л

3,2 — 3,3

3,0 — 3,3

4,5 — 5,0

Картофель, кг

1,7 — 2,5

2,5 — 4,0

3,0 — 4,5

Капуста, кг

1,4 — 2,5

3,0 — 3,5

 6,5 — 7,0

Сахар-песок, кг

4,7 — 5,5

4,7 — 5,0

14,4 — 15,5

Яблоки, кг

6,0 — 13,0

7,0 — 12,0

18,0 — 25,0

Мясо, говядина — свинина, кг

14,0 — 18,0

15,6 — 18,0

29,5 — 31,0

Яйцо, десяток

5,5 — 6,5

4,0 — 5,2

14,5 — 18,0

Соль, кг

1,3 — 2,0

1,3 — 2,0

2,3 — 5,2

Источники

1. Владимир Филиппов: «Если мы такие умные, то не должны быть такими бедными» // Тюменские известия. — 1999. — 3 февраля.

2. Никифорова Л. Вместе выбрали дорогу // Тюменская правда сегодня. — 1999. — 4 февраля.

3. Ульянов В. О доходах, реформе и власти // Тюменская правда. — 1999. — 5, 6, 9 февраля.

4. Шевченко С. Это модное слово «инновации» // Сибирский посад. — 1999. — 9-16 февраля.

5. Владимир Филлипов: «Я смотрю в будущее с оптимизмом» // Тюменская правда. — 1999. — 10 февраля.

6. Гольдберг Р. Демократам не впервой шагать сквозь строй // Тюменский курьер. — 1999. — 13 февраля.

7. Егор Гайдар: «Политику грязной делают политиканы» // Тюменские известия. — 1999. — 16 февраля.

8. Князев В. «Арифметика» Егора Гайдара // Сибирский посад. — 1999. — 16-23 февраля.

9. Караваева Л. Приезд Гайдара посеял смуту // Московский комсомолец в Тюмени. — 1999. — 18-25 февраля.

10. Егор Гайдар: «Для того, чтобы обижаться на собственный народ, политику необходимо быть полным идиотом» // Аргументы и факты в Западной Сибири. — 1999. — №7. — Февраль.

11. Бакулин Ю., Бубнов Ю. Четырнадцатое заседание областной Думы // Тюменские известия. — 1999. — 27 февраля.

12. Переплеткин Ю. В «Большом Совете» — взаимопонимание // Тюменская правда сегодня. — 1999. — 27 февраля.

13. Шевченко С. Сначала делили награды, потом бюджет // Сибирский посад. — 1999. — 2-9 февраля.

14. Никифорова Л. Бюджет сложный, но не критический // Тюменская правда сегодня. — 1999. — 2 марта.

15. Князев В. Тюменские губернаторы начинают играть в одной команде // Сибирский посад. — 1999. — 2-9 марта.