Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ростовская область

В. И.

Ростовская область

в феврале 1999 года

1.    ВЛАСТЬ

1.1.       Законодательное собрание области

24 февраля состоялось заседание ЗС. Основным было рассмотрение прогноза на этот год и принятие бюджета.

1.1.1.      Прогноз экономического развития

Если говорить о том, что прогнозируется экономический рост на 6%, то можно предположить, что у области неплохие перспективы. Однако в действительности это связано с прошлогодней жесточайшей засухой. Поэтому ожидают рост сельхозпроизводства почти на 24%. Объем промышленного производства должен возрасти на 1,3%. Этот процент удивляет тем, что за неделю до этого, на совещании в администрации он был равен 7%. Нынешняя ситуация в промышленности настолько тяжела, что выход автосборочного завода лишь на 50% своей мощности (он обязан это сделать, так как под это условие ему предоставили гигантские льготы), даст 35% промышленного роста. Но власти этого роста почему-то не обещают.

Роста товарооборота практически не ожидается.

В этом году не ожидается начало реализации новых средних и крупных проектов, но продолжится реализация прежних. Будет осуществляться погашение части долгов по областным займам и международного фонда развития. Не ожидается каких-либо долларовых инвестиций, так как нет возможности обслуживать валютные кредиты.

Депутаты высказывались за необходимость продолжать практику применения взаимозачетов.

Широко афишируемые основные точки роста: автозавод «Дэу» в Таганроге, ОАО «Ростсельмаш» и новочеркасский завод синтетических продуктов (производящий технический спирт) — вряд ли дают право не только говорить о начале перелома кризисных явлений в промышленности, но, к сожалению, и о самой возможности этих предприятий достичь поставленных рубежей.

В связи с предоставлением громадных льгот «Дэу» есть вероятность, что завод как-то заработает, так как его продукция, освобожденная от налогового бремени, оказалась в привилегированном положении. Но пока завод стоит — конвейер в этом году работал лишь для «показухи» и нет надежды на то, что он сможет выпустить 93 тысячи автомобилей, что было условием предоставления ему льгот.

Возрождение ОАО «Ростсельмаш» в этом году вряд ли состоится, а техническое перевооружение новочеркасского завода намечено осуществить лишь к началу следующего года (для этого еще нужно, чтобы заработала кредитная линия, хотя этот проект действительно заманчив).

При обсуждении вопроса развития области поднимался вопрос том, те ли это точки роста, тот ли это «локомотив», который вытащит экономику области из кризиса. Представители районов говорили об основном богатстве области — ее землях, которые действительно могли бы сделать область процветающей, особенно в нынешней ситуации с продовольствием в стране. Следует напомнить, что Китай, начиная свои реформы, первым делом обеспечил себя продовольствием.

Удивительные вещи сейчас происходят в пищевой обработке. Там как на дрожжах начали успешно развиваться небольшие фирмы, предприятия. И без каких-либо льгот и иностранных инвестиций. Но для них не хватает сельхозсырья. Село нуждается в реальной помощи от государства. Казалось бы, что именно оно должно стать тем локомотивом, который вытащил бы всю экономику Дона, вместе с «Дэу», сельхозмашиностроением и сотовой связью. Но боятся нынешние руководители области сельского хозяйства, как огня. Все они горожане, знают об особых сложностях этой отрасли еще с тех времен, когда работа с ней воспринималось как неблагодарное занятие. А ведь на заре перестройки вспоминали о том, что донской край до революции чуть ли не пол-Европы своим зерном снабжал.

1.1.2.      Бюджет «выживания»

В этом году схватка вокруг раздела бюджетных средств между областью и муниципальными образованиями (МО) проходила как никогда скрытно. Ни муниципальные власти, ни СМИ ничего не сообщали о возникавших противоречиях (хотя они, вне всякого сомнения, были), что говорит о жестком контроле областной администрации даже на право глав администраций МО на публичные высказывания. Администрация области подписала с каждым муниципальным главой администрации документ о его согласии с данным вариантом бюджета (нормы отчисления налогов, величина дотаций).

А бюджет на этот год — необычен. И необычен он тем, что ряд новшеств, введенных в него, делают его более респектабельным внешне, но никак не в действительности.

Первое новшество связано с тем, что областной бюджет «реален», так как там дефицит всего в 10% (доходы — 3,1 млрд. рублей, расходы — 3,4; из них 1 млрд. рублей на дотации территориям), тогда как в прошлом году его дефицит был выше 26%. Областная власть эти 10% возносит до небес.

Но на самом деле все гораздо хуже, чем было (не говоря о вынужденном безжалостном сокращении большинства статей ниже допустимого). Дело в том, что нынешний консолидированный бюджет области имеет дефицит в 26% (расходы — 9,6 млрд. рублей, дефицит — 2,5 млрд. рублей). Это гораздо серьезнее. Но об этом власти помалкивают.

Для жителей области дефицит консолидированного бюджета более опасен чем областного, так как он значительно больше в абсолютных величинах. А во-вторых, муниципальные бюджеты, направленные на первоочередные задачи по обеспечению функционирования муниципального хозяйства, будут иметь дефицит 25-27%. В прежних бюджетах все было с точностью до наоборот.

Теперь все недостатки, все проблемы населения, которые обязательно резко обострятся, областная власть будут сваливать на плохую работу местных органов власти, их неспособность решать поставленные перед ними задачи.

Итак: муниципальные образования оказались с нереальными бюджетами. Увеличивается число дотационных МО с 47 до 49. Областная власть становится раздатчиком голодной пайки. А впереди выборы...

Вторым новшеством стало обнадеживающее заявление администрации об обоснованности размеров выделенной дотации каждому МО из областного бюджета, так как расчет проводился по специальной методике, а это делает прозрачной данную процедуру. Такой исторический шаг в развитии взаимоотношений между МО и областью в первый момент вызывал восхищение. Но вскоре стало ясно, что механизмы этого распределения были непонятны многим депутатам (и главам администраций, интересы которых они лоббировали). Выяснилось, что критерий помощи не имеет ничего общего с размерами необходимых расходов бюджета на одного человека в МО и что этот показатель разнится в 3-4 раза для сельских районов.

Депутатам было разъяснено, что в качестве критерия была выбрана величина расходов на содержание нынешней бюджетной сферы МО (но не полностью, а с учетом заложенного дефицита). У тех у кого она слабая — дают мало, у тех у кого она развита хорошо — побольше. Власти объясняют это тем, что если МО смогло сохранить к настоящему моменту хорошо развитую бюджетную, социальную сферу, то их и следует поддерживать. Критерий оригинален, но непонятно, как он сейчас стимулирует власти МО на улучшение экономических показателей на их территории.

Новым для бюджета стало появление в нем статьи развития. Беда лишь в том, что при более тщательном ее рассмотрении выясняется, что основная ее часть пойдет на погашение задолженности по взятым ранее кредитам (областные займы).

Новой стала и специальная статья для проведение экспертных оценок по законопроектам. У депутатов еще свежи в памяти их грубейшие ошибки при принятии закона о налоге с продаж и о едином налоге на вмененный доход. Учитывая нынешний состав ЗС, можно с большой уверенностью говорить о том, что теперь они при голосовании будут полностью полагаться на выводы экспертов и, по-прежнему, не вникать в принимаемые документы. (Существенен вопрос о том, кто будет решать вопрос о персоналиях экспертов.)

Составляющей бюджета будет часть налогов, на общую сумму 1,37 млрд. рублей, собранных на территории области, отправленных в федеральный бюджет, а затем возвращенных Москвой в виде трансфертов. Размер трансфертов сопоставим с прошлогодним уровнем.

A.    Прения по бюджету

На пресс-конференции, проведенной накануне заседания, председатель ЗС А.Попов сказал журналистам, что при принятии бюджета не ожидается особых дебатов. Однако они были. Некоторые депутаты предлагали принимать бюджет в двух чтениях — для того, чтобы можно было разобраться в ряде спорных моментов. Но для основной массы это было ненужным занятием. Пошли по «компромиссному» пути и приняли бюджет в два приема: сначала за основу и назвали это первым чтением, а затем работала редакционная (согласительная) комиссия. К концу заседания провели второе чтение, не внесшее особых корректив. Такая процедура сделала заседание ЗС самым длинным.

Предложений по изменению статей бюджета было немало. Дебаты прошли вокруг поддержки сельского хозяйства, методов распределения дотаций регионам. Большое непонимание возникло у ряда депутатов вокруг 45 млн. рублей на развитие спорта: 30 млн. рублей предназначалось для футбольного клуба «Ростсельмаш» и 15 на обеспечение подготовки других сборных команд области для участия в чемпионатах.

Ряд депутатов обратили внимание на то, что когда для молодежных программ в бюджете области не нашлось даже одного миллиона рублей (а на поддержку малого бизнеса выделено несколько миллионов), — недопустимо выделение такой суммы на футбольный клуб. Левые считали, что есть более насущные проблемы, на решение которых денег в бюджете не нашлось. А в ряде случаев речь идет о жизни и смерти людей, — например, нет денег для закупки минимально необходимого количества инсулина.

Резкую отповедь всем депутатам, выступавшим с предложениями о необходимости несколько иначе посмотреть на перспективы развития области, обратить внимание на диспаритет цен в сельском хозяйстве, которое загнано в кабалу перекупщикам, о необходимости умерить аппетиты футбольного клуба в пользу больных и молодежи, — дал наш табачный магнат, любимец властей, «яблочник» И.Саввиди. В своем выступлении он возмущался политиканством, ради которого выходят на трибуну депутаты и заявлял, что надо работать, а не пытаться выбивать деньги из бюджета (хотя сам он неоднократно обращался к властям за получением льгот для своей фабрики, на заседаниях городской Думы и ЗС неоднократно стояли в повестке дня заседания его просьбы). Особое его возмущение вызвали предложения урезать финансирование футбольного клуба. Этот разговор он вообще посчитал непатриотичным (интересно, чтобы он говорил в том случае, если бы вместо предоставления ему налоговых льгот, эти деньги были бы направлены на поддержку футбольного клуба?)

 

1.1.3.      Изменения в Устав области

По требованию Генпрокуратуры в Устав области было внесено несколько малозначащих корректировок. Например, в Уставе несколько коряво были проработаны права граждан России, в результате чего на территории области декларировалось защита прав лишь жителей Дона. Кроме этого была неточность с порядком назначения судей.

 

1.1.4.      Изменения в Закон о лесах

Некоторые положения принятого около года назад закона о лесах были опротестованы областной прокуратурой. Связано это было с тем, что этим законом были нарушены права городских муниципалитетов на лесные насаждения в городской черте (инициатором поправок был Ростов). Взаимоприемлемые поправки были внесены в закон.

 

1.1.5.      Изменения в Закон о статусе госслужащих

Обеспокоило депутатов и то, что госслужащие, получающие к отпуску денежную компенсации на лечение, равную двукратному размеру оклада, вынуждены платить с этих денег подоходный налог. Выступивший председатель комиссии по местному самоуправлению «яблочник» А.Ищенко предложил назвать эти выплаты «пособиями» и таким образом освободить от уплаты налога госслужащих (который, как учит нас реклама, необходим для выплаты пенсии нашим нищим пенсионерам). Что и было сделано без каких-либо прений (против проголосовало 3 депутата, воздержались — 2).

1.1.6.      Изменения в Закон о едином налоге на вмененный доход

Внесены два изменения. Вызвано это тем, что предприниматели подали в суд иски. Власти пошли «на мировую», чтобы не доводить дело до большого конфуза. Теперь филиалы и подразделения предприятий не будут отдельными плательщиками этого налога.

Было принято обращение к Госдуме, в котором депутаты предлагают внести поправку в закон о едином налоге на вмененный доход, в соответствии с которой предприниматель будет обязан продолжать платить и налог с продаж. В случае принятия такой поправки мгновенно исчезнет упрощение налогообложения, хотя именно ради этого, по заявлениям властей, они вводят единый налог (в инициативе депутатов есть смысл, так как тогда появляется возможность более дифференцировано и взвешенно принять ставки единого налога.)

История с введением единого налога вряд ли приближается к завершению, если власти не хотят создать себе еще больше проблем с поступлением налогов и развитием доходной базы. И они уже соглашаются с тем, что он далек от совершенства. Закон оказался слишком неразборчив к предпринимателями, работающим в различных сферах бизнеса и торгующих различными товарами. Получилось, что в некоторых случаях казна несет серьезные убытки из-за большого снижения ставки налога, а в других разоряет предпринимателей. Налог совсем не прост, как это первоначально предполагали разработчики, собираясь накинуть узду на одних и дать простор другим.

1.1.7.      Перепринятие закона об адресной социальной помощи малоимущим

Против принятого на предыдущем заседании ЗС закона резко выступили ветеранские организации, так как ряд его статей нарушал федеральное законодательство. В результате возникших сложностей Чуб не стал подписывать принятый депутатами закон и вернул его в ЗС. Закон был доработан не по существу, а лишь «приглажен» в тех местах, где были нарушения. И хотя он стал менее жестким по отношению к льготникам, но основа его осталась прежней: лишить федеральных льгот примерно половину льготников. Делается это под тем предлогом, что льготы будут предоставляться лишь в объеме средств, которые есть в бюджете. В первую очередь льготы («адресно») будут предоставляться тем, кто в них нуждается (малоимущим).

И вот тут следует напомнить, что в Госдуме принятие закона о реальном определении стоимости потребительской корзины затягивают и заявления местных властей о первоочередном предоставлении льгот тем, кто действительно в них нуждается, являются обманом общественности. Ведь порог отсечения тех, кто, по мнению властей не нуждается в помощи, установлен искаженно. Власти это хорошо знают. Значительная часть малоимущих формально оказалась теперь отброшена государством в сторону и потеряла право на те льготы, которые она имела (и имеет) по федеральным законам.

А.Попов заметил, что к этому ростовскому закону проявили интерес руководители ряда регионов. Он с гордостью отметил, что мы в этом вопросе в числе первых.

Здесь вспоминается недавнее выступление руководителя жилищно-коммунального департамента Ростова, заявившего, что нет ничего особенного в высоком уровне стоимости оплаты жилищно-коммунальных услуг. Он привел пример Украины, где всей пенсии не хватает даже для оплаты однокомнатной квартиры. По-видимому, «реформаторы» скоро будут приводить россиянам в пример возможности пенсионеров Судана или еще кого-нибудь, чтобы более конкретно показывать направление развития реформ в России. Кроме этого, было заявлено, что в ближайшее время оплата за жилье будет доведена до 100% себестоимости услуг и пора всем, кто не в состоянии его оплачивать, заранее поменять квартиры на меньшие.

1.1.8.      Ростовская АЭС

Ситуация вокруг Ростовской АЭС внезапно стала накаляться, хотя население особой активности по данному вопросу не проявляет.

Как известно, депутаты приняли решение провести экспертизу и отдать затем окончательное решение по пуску АЭС в руки федеральной исполнительной власти — Правительства РФ. Всем стало ясно, что вопрос фактически решен. Поэтому Минатом, до начала проведения объявленной экспертизы, начал активную работу по расконсервации станции и занялся вложением средств в социальную инфраструктуру для будущего коллектива станции и прилегающих районов.

Такие самоуверенные действия больно ударили по самолюбию региональной власти. Ее решение о проведении экспертизы посчитали малозначимым и она была скомпрометирована в глазах населения нахрапистыми действиями Минатома. Кроме этого, многое говорит о том, что власти, давая согласие на пуск АЭС, собирались добиться значительных льгот в отношении поставляемой электроэнергии. Но это оказалось отодвинуто в сторону.

Действия властей оказались абсолютно непродуманными, ситуация вышла из под их контроля. Поэтому решено было попытаться «поставить на место» Минатом и заслушать на ЗС информацию о состоянии дел.

Выступление заместителя Минатома Е.Решетникова вызвало возмущение депутатов, так как информация Минатома показала, что он действует так, как считает нужным. Дополнительного масла в огонь добавило сообщение о том, что Минатом берет деньги на окончание строительства АЭС за счет составляющей тарифа, то есть за счет жителей Ростовской области, где цена за электроэнергию одна из наиболее высоких в России, что тормозит развитие промышленности в регионе. Решения еще нет, а ростовчане уже оплачивают этот проект. Казалось бы, уже сейчас, ради элементарного подкупа властей и населения, надо снизить тарифы, но Минатом к такой тонкой политике не привык. А такая беспардонность начинает пугать всех. Чувствуется монстр, который привык действовать напролом.

Разобравшись в ситуации, депутаты обиделись, отложили в сторону заготовленный относительно нейтральный проект постановления «о заслушанной информации» и решили провести парламентские слушания по данному вопросу.

И все же, какие бы нюансы не были, но произошедшее больше напоминает торговлю с целью «продаться подороже» и при этом обязательно «сохранить лицо».

1.1.9.      О сборе и скупке цветных металлов

Создалось впечатление, что наконец власти решили заняться этим вопросом. Прежнее попустительство дорого обошлось всему хозяйству области, В непригодное состояние приведена техника, уничтожены многие линии электропередач, железнодорожное оборудование. Это уже превратилось в эпидемию, крушащую остатки полуживого хозяйства. Но до сих пор власти молча взирали на происходящее. Видимо, кому-то во властных структурах это было выгодно.

Теперь, когда бездействие может привести к полному развалу коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, — власти поняли, что это надо остановить (недавно в Ростове вырезали кабель: то ли какого-то силового ведомства, то ли правительственный связи, — официальные источники дают уклончивые ответы, по некоторым источникам, в нем использовались драгметаллы).

На заседании ЗС ряд депутатов: аграрники и коммунисты, занялись продавливанием вопроса о контроле за сбором и скупкой цветных металлов с необычной настойчивостью. В повестку дня была включена информация по данному вопросу. А при рассмотрении вопроса о размерах патентов установили запредельную цену за выдачу патента на данный вид деятельности (но остались другие лазейки, которые также будут пытаться перекрыть).

Решено объединить усилия ЗС, администрации и всесторонне проработать весь комплекс вопросов по проблеме.

Через два дня в администрации Ростова обсуждалась та же проблема, так как остро встала проблема с разграблением лифтового хозяйства.

1.1.10.    Информация ГУВД

Выступивший перед депутатами руководитель ГУВД области М.Фетисов сообщил о работе по пресечению незаконного оборота спирта и алкогольной продукции, краж скота, хищений угля в угледобывающей отрасли. Несколько неожиданно прозвучал выпад главного милиционера области против профсоюзов угольщиков, руководителей которых он обвинил в умалчивании фактов хищения на угольных предприятиях.

Любой местный обозреватель вспомнит с десяток заявлений профсоюзных лидеров за последние годы о кражах и коррупции, в которой погрязло руководство шахт. Часто одним из требований забастовщиков, выдвигаемых к местным властям, были призывы к властям заставить милицию и прокуратуру заняться расследованием хищений на шахтах. Но власти почему-то отмалчивались. И вот теперь на всю область главный страж порядка отчитывает профсоюзных лидеров за попустительство и умалчивание фактов хищений.

Не менее оригинальна ситуация с возвратом шахтерам средств посредническими компаниями. Как известно, разворовывание ими денег за полученный уголь было одной из причин рельсовой войны, приведший страну на грань социального взрыва и к громадным финансовым потерям. И вот теперь милиция сообщает, что по ряду этих фирм уголовные дела закрываются после того, как они возвращают долги. И нет речи о наказании их за все содеянное!

1.2.       Ассоциация «Северный Кавказ»

5-6 февраля в Сочи состоялось заседание ассоциации, в работе которой приняли участие руководители регионов и ряд министров правительства РФ во главе с В.Густовым. Чуб является председателем ассоциации. В своих выступлениях он резко выступил против политики списания долгов, так как это ставит некоторых региональных лидеров в глупое положение (в том числе и его). Он всеми силами выбивает из должников-селян долги за предоставленные кредиты, а потом выясняется, что правительство прощает эти долги другим регионам. Возникает вопрос о правильности проводимой им в Ростовской области политики возврата долгов. Поднимал он вопрос и о недопустимости ежегодного затягивания сроков выделения правительством кредитов селу для южных регионов, так как деньги приходят лишь тогда, когда сроки сева уже прошли (не говоря о сроках подготовки техники к севу).

Жесткой критике руководителей субъектов было подвергнуто создание в регионе структур федеральных органов, которые мало что могут решать, но Правительство РФ старательно отсылает руководителей решать свои вопросы «на месте». Серьезные замечание высказывались по вопросам тарифной политики на энергоносители.

В острой дискуссии прошло обсуждение программы экономического и социального развития Северо-Кавказского региона на период до 2005 года. Окончательный вариант проекта будет внесен на рассмотрение Правительства РФ до 15 июля.

Было принято обращение к Президенту РФ с просьбой пересмотреть позицию России в отношении санкций, применяемых к Абхазии, которые осуществляются в ущерб интересам региона.

1.3.       Проблемы с зерном

Крайне скупо идет информация о ситуации в области с зерном. Появились сообщения, что областная администрация занялась поиском зерна за пределами области, в том числе и в Казахстане. Аналогичные проблемы с подсолнечником: из 600 тонн выращенного подсолнечника 511 вывезены заграницу. В области в основном торгуют дорогим импортным растительным маслом, так как свои заводы простаивают из-за отсутствия сырья.

Ростовская городская администрация сообщает о том, что запасы зерна достигли критического уровня.

Уже в новом году цены за хлеб поднимали дважды, — в общей сложности более чем на 50%.

Еще осенью, когда возник вопрос об обеспеченности хлебом жителей области, странно было слушать из уст губернатора и его помощников уверенные заявления в том, что ростовчане будут с хлебом. Хлеб спрятали, а затем потихоньку (баржами!) вывезли за границу. Но с выгодой были не крестьяне, а их кредиторы-перекупщики. Село так и осталось нищим. Муку для выпечки хлеба в Ростове сейчас покупают в Воронеже и цена на нее все время растет.

Областная администрация хранит молчание.

1.4.       На повестке дня передел пахотных земель

Специальное заседание коллегии министерства сельского хозяйства и продовольствия было посвящено тревожному положению дел по использованию пахотных земель: 20% пашни выключено из оборота. Есть районы, где этот показатель достигает 30% и выше. Дело дошло до того, что под самым Ростовом, в Аксайском районе, расположенном в зоне орошения, 35% пашни вышли из оборота.

Положение у сельхозпредприятий не лучше, чем у промышленных — нет оборотных средств. Бездумная политика правительства сделала их продукцию неконкурентоспособной с импортируемой. Проблем прибавили сложные погодные условия последних лет. Сейчас появились некоторые факторы, позволяющие надеяться на подъем сельского хозяйства и сейчас селу нужна помощь.

Но не о корректировке политики властей по поддержке аграрного сектора думают власти. Перспективы подъема сельхозпроизводства поняли не только селяне. Землей заинтересовались...

И вот на коллегии министерства заговорили о том, что в соответствии с областным законом «Об использовании и охране земель сельскохозяйственного назначения» теперь следует заняться передачей пустующих пахотных земель в руки новых хозяев. Все это очень напоминает проведение властями процедуры банкротства лишь тех промышленных предприятий у которых наметились реальные перспективы роста (с передачей их в нужные руки).

Из решения коллегии Минсельхоза:

«Главам администраций районов использовать все меры административного и экономического воздействия на руководителей хозяйств за нарушение областного закона «Об использовании и охране земель сельскохозяйственного назначения», неотложно рассмотреть вопросы по поиску инвесторов и передаче им в аренду земель».

«Производить изъятие пашни у нерадивых землепользователей в установленном порядке.»

Механизм еще не отработан. Скорей всего земля будет переходить муниципальным образованиям (чиновникам). А затем передаваться в аренду или продаваться. (После передачи земли в аренду, переход в собственность значительно упрощается.)

1.5.       Энергетическая политика

Состоялось заседание энергетической комиссии, на которой рассматривались очередные тарифы на электроэнергию. Энергетики настаивали на 47 коп за киловатт, власти считали что достаточно 43. Спор был долгим, однако для присутствующих так и осталось тайной, какими расчетами пользовалась и та и другая сторона. Власти победили. Для городского населения стоимость электроэнергии — 30 коп.

Вновь рассматривался список предприятий, которым предполагается предоставлять электроэнергию по сниженным тарифам. Обозреватели отметили два непонятных стороннему человеку момента:

1. Не было развернутого анализа результатов работы 32-х предприятий получивших в прошлом году такие же льготы (похоже, что именно эти предприятия в этом году получат опять льготы).

2. Отсутствие прозрачных критериев отбора предприятий. Не всегда ясно, почему одному дают льготы, а другому, работающему не хуже, они не достаются.

1.6.       Исчезли «в черной дыре» компенсации для «чеченских» заложников

Стране известны события, связанные с захватом волгодонских строителей более двух лет назад в Чечне.

Несколько месяцев они пробыли в плену. Условия пребывания были ужасны. Над ними издевались, ежедневно избивая «для профилактики». Женщинам-заложницам была уготована соответствующая участь. Пребывание в плену сказалось на всех. Большинство из них стали инвалидами.

Из федерального бюджета в 1997 году для выплаты бывшим заложникам компенсации было перечислено на счет строительной организации, в которой они работали, свыше 6 млрд. рублей. До пострадавших дошло лишь около 17 млн. рублей. Все говорит о том, что на трагедии людей неплохо погрело руки руководство их предприятия. Пострадавшие прошли все судебные инстанции области, пытаясь добиться выплаты компенсации, но все это оказалось безрезультатным. Анекдотичен ответ за подписью заместителя областного прокурора, в котором сообщается, что эти деньги в Волгодонск не поступали. Дело в том, что поступление около 1,2 млрд. рублей ранее было признано правоохранительными органами. Из этой суммы 17 млн. рублей были выданы несчастным людям, которые сами удивляются тому, как смогли пережить все, что выпало на их долю.

1.7.       Трагедия диабетиков Ростовской области

Над 15 тысячью больными сахарным диабетом власти решили поставить эксперимент на выживаемость.

Пресс-конференция председателя областного диабетического общества М.Галичаева была посвящена ситуации, сложившейся со снабжением инсулином,

Он сообщил, что до агустовского кризиса в 1998 году закупалось в два раза меньше инсулина, чем требовалось. А затем произошел обвал. Сейчас средств, выделяемых на его закупку, меньше необходимого более чем в 5 раз (1,5 млн. рублей вместо 8 млн.). Никакие обращения к властям не возымели действия. Лишь одни отговорки и обещания. А временами даже слышны обвинения диабетиков в том, что они торгуют инсулином (если бы он выдавался бесплатно в необходимых количествах, то кто бы из больных стал его покупать, когда цена одного флакона — 70-100 рублей).

Председатель обратил особое внимание на то, что в соседних регионах власти довольно сносно обеспечивают больных инсулином и ситуация в Ростовской области — исключение.

Больные вынуждены применять половину или четверть дозы. Участились случаи кетоацидозного, предкоматозного и коматозного состояния. Недополучение инсулина ускоряет наступление осложнений (глаукома, гангрена конечностей) и повышает риск летального исхода.

Больные достают просроченный инсулин. В прессе появилась информация о гибели больных после его применения.

Представленная Галичаевым информация мало известна населению области. Получить какие-либо реальные статистические данные относительно последствий отсутствия инсулина — невозможно. По-видимому у ростовских властей осталась лишь одна функция, которую они могут эффективно выполняют — вводить в заблуждение население, кормить его оптимистическими, ничего незначащими обещаниями о том, что завтра проблема с инсулином будет решена. А положение лишь ухудшается.

Недавно заместитель губернатора радостно сообщил, что если в прошлом году на бесплатные лекарства в области (в том числе и инсулин) было выделено 128 млн. рублей, то в этом году заложено на 40 млн. рублей больше. Но на самом деле это говорит о полном выходе ситуации из под контроля.

Ведь как было показано выше, 128 млн. рублей не хватило даже на обеспечение лекарствами в предкризисное время, а после кризиса об этой сумме серьезно и говорит странно, так как обеспечение лекарствами практически прекратилось. Подавать с пропагандистским размахом увеличение суммы на 32% при увеличении стоимости лекарств в 3-4 раза — нечистоплотное занятие.

Кроме критической ситуации с диабетиками, сейчас появляются данные о том, что в аналогичной ситуации оказались психиатрические больные. Это касается не только лекарств, но и повторной госпитализации.

1.8.       Борьба с нелегальным оборотом спиртного

В борьбе за увеличение доходной части бюджета, областные власти продолжают пытаться достичь результатов в борьбе с нелегальным оборотом вино-водочных изделий.

Новым направлением в борьбе с этим злом стало предупреждение губернатора всем 22 лицензированным производителям водочного производства о том, что их будут лишать лицензии, если они не будут выпускать хотя бы 80% от заявленного в лицензии. Здесь две причины. Во-первых, власти считают, что в действительности мощности загружены, но предприятия выпускают неучтенную водку. Кроме этого, федеральные власти при подсчете возможных поступлений в местный бюджет рассчитывают его прогнозируемые доходы с учетом выданных лицензий. (Уже приостановлено действие лицензии азовского предприятия, освоившего лишь 4,5% от заявленных мощностей.)

Более сложной проблемой становится противодействие муниципальных чиновников попытке областных властей сузить круг торговцев спиртным. Из 172 представлений на нарушения по продаже спиртного, — местные власти отреагировали лишь на 12.

За полгода работы уполномоченных баз, через которые должно было проходить все спиртное, их поставки в магазины составили лишь 20%. Власти пока не способны претворить в жизнь свои намеренья в данном направлении. Да и налоговая инспекция, после проведения ряда проверок уполномоченных баз, которые специально отбирались властями, заявляет, что на этих базах также хватает нарушений, и без установления на них постов налоговой инспекции на наведение порядка сложно надеяться.

1.9.       Проблемы налоговиков

В своем большом интервью начальник налоговой полиции по Ростовской области В.Лазовский коснулся темы наказания злостных неплательщиков налогов, обратив внимание на два момента [[1]].

С одной стороны, чтобы дело не развалилось в суде, следователю необходимо тщательно изучить всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия за несколько лет, восстановить тысячи документов. Это тяжелейшая работа, на которую не хватает людей.

Но это и неблагодарная работа. Так как с другой стороны, хотя налоговые преступления признаются тяжелыми и предусмотрена уголовная ответственность до 7 лет, но суды обычно выносят мягкие приговоры — один-два года условно.

Исходя из такой результативности работы, можно ли говорить о сколько-нибудь эффективной борьбе с этим явлением?

«Налоговую полицию можно сравнить с охотничьей собакой, которую охотник хоть как-то еще кормит, но охотиться не пускает», — сказал В.Лазовский. Кроме этого, он никак не может понять каким силам понадобилось изъять из их компетенции борьбу с незаконной предпринимательской деятельностью.

2.    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

2.1.       «Голос России»

Поступающая информация о заявлениях инициаторов создания блока «Голос России» говорит об очень оригинальной на данный момент задумке губернаторов. Фактически они создают совершенно аполитичную оболочку (в любой момент идеологию можно повернуть в нужную сторону), в которую они предлагают войти всем желающим «дружить» с этими губернаторами. Фактически они сообщают о создании блока под их руководством, в котором еще нет даже двух движений или партий.

Губернаторам нужен блок для того, чтобы стать во главе широкой коалиции политических сил, которую они будут использовать как ширму для решения своих задач. (Ростовские власти завернули свою идею в пропагандистскую оболочку: «Создание необходимого всему обществу баланса интересов».)

Пришедшие к ним в блок неизбежно окажутся под их опекой. Такая форма контроля исполнительной власти над политическими силами уже отработана на уровне региона в Ростовской области с помощью созданного властями движения «За Социально-экономический прогресс и гражданское согласие». В этот «голос региона» власти «привлекли» практически все политические организации «не левого» толка. Задача «движения»: регулирование исполнительной властью политических процессов в области и принятие политического документа, в котором будут «согласованны» кандидаты от власти по округам. Такой документ «одобряется» более чем 60 общественными организациями. После получения такой индульгенции власти заявляют, что те кто не с «голосом региона», кто мешает единой линии объединившихся реформаторов, тот мешает реформам и помогает коммунистам в их победе. В дальнейшем это служит оправданием властям для любых грязных методов борьбы с «раскольниками»-кандидатами.

Обращаясь к населению области В.Чуб, один из инициаторов создания блока «Голос России», разъясняя цели, которые он преследует, патетически говорил о том, что депутаты политических партий от КПРФ, ЛДПР, «ЯБЛОКа» не всегда могут лоббировать интересы региона на уровне Госдумы, а подчиняются партийной дисциплине. В то время как жителям области нужны депутаты, представляющие интересы области, а не московских политических сил. Как известно, в исполнительной власти у нас в стране самые большие профессионалы по проведению реформ в стране. Поэтому они говорят о том, что хватит политикам заседать в Думе. «Пришло время профессионалов» (непонятно только то, по каким вопросам они — профессионалы.)

Вот таких кандидатов в депутаты будет выдвигать и проводить в Госдуму создаваемый блок (если говорить точнее, то это начинает походить на попытку преобразовать Государственную Думу во второй Совет Федерации).

2.2.       Выборы

Интересная ситуация складывается на довыборах в ЗС по освободившемуся округу в Железнодорожном районе Ростова. Зарегистрировано 4 кандидата. Но реальными соперниками будут двое: глава администрации Железнодорожного района Н.Шевченко и известный в области представитель НПСР, адвокат В.Титаренко.

Предвыборная компания проходит по известным канонам — во всех СМИ внезапно замелькал глава администрации и хвалебные оды его деятельности. Кампания проходит под лозунгом: «У руля должны быть профессионалы».

Надо отметить, что Н.Шевченко несколько выделяется на фоне других глав районов Ростова. Это крепкий хозяйчик, который цепко держит в своих руках буквально все. У него в районе никто и пикнуть не смеет. Его правление напоминает коммунистические времена тем, что каждый чиновник знает свой шесток и сверх положенного «не зарывается». Есть умение управлять районом. Но все это сопровождается жестким прессингом предпринимателей со всеми вытекающими последствиями. Любит Шевченко и неконтролируемую торговлю спиртным. Он открыто критикует попытки областных властей сузить круг торговцев спиртным (и прежде всего запрет торговли в ларьках).

Шевченко собирается совмещать свою работу главой районной администрации с депутатской деятельностью. По его сведениям, в ближайшее время ЗС области разрешит подобное совмещение.

В.Титаренко — один из наиболее ярких представителей НПСР в области. Депутат первого созыва ЗС, он был одним из наиболее активных и серьезных оппозиционных депутатов. Для властей он действительно был «костью в горле». Год назад на выборах в ЗС стал бесспорным лидером в своем округе, но власти нашли зацепку и он был вычеркнут из списков за несколько часов до начала голосования. Сложность у Титаренко в том, что сейчас он идет не по «своему» округу, поэтому шансы у Шевченко выше.

2.3.       Администрация учится проводить предвыборные компании

Северо-Кавказская академия госслужбы провела для сотрудников администрации Ворошиловского района Ростова углубленное изучение вопросов проведения выборов в Госдуму. Им были разъяснены все тонкости ведения избирательных компаний [[2]].

То, что сотрудники администраций, в период предвыборных компаний, работают с особым усердием на кандидатов от партии власти, используя административные рычаги — уже мало для кого является секретом. Теперь, за счет бюджета, их уже обучают вести эту противозаконную деятельность более эффективно.

2.4.       «Правое дело»

В области создано региональное отделение движения «Правое дело». Если сказать коротко, то произошло лишь переименование гайдаровского движения «Выбор России». Почему-то забыли при этом заявить о прекращении деятельности ростовской организации ВР. Все те же люди оказались во главе «созданного» теперь регионального отделения «Правое дело».

Его возглавил руководитель регионального отделения «Выбор России» Б.Титенко, бывший депутат Госдумы первого созыва от этого движения. В руководство вошел и один активных сторонников Гайдара в области, руководитель облстата В.Емельянов, который одновременно возглавляет созданное администрацией движение «За Социально-экономический прогресс и гражданское согласие».

Вне всякого сомнения, отделение будет активно искать взаимопонимания с исполнительной властью области. Они не сомневаются в том, что А.Чубайс, занимая государственную должность, поможет движению найти общий язык с областными властями.

2.5.       НДР

Прошла конференция регионального отделения НДР, которая показала, что ростовские сторонники Черномырдина витают в облаках. Серьезного разговора о кризисе в движении не было. По их мнению нужно будет немного «подправить» «некоторые моменты» в пропагандистской работе, более тесно взаимодействовать с дорогой сердцу администрацией и им сама судьба велит стать объединителем всех демократов на предстоящих выборах в Госдуму [[3]].

На конференции больше всего досталось местному «ЯБЛОКу», деятельность которого они грозились в ближайшее время развенчать (напомним, что до недавнего времени в Ростовской области обе эти организации активно и плодотворно взаимодействовали по всем вопросам). Гораздо меньше говорили о пагубной роли КПРФ.

2.6.       Российская партия защиты женщин

Пока маловразумительный набег на Ростов совершила лидер Партии защиты женщин Т.Рощина. Создавая здесь региональное отделение, она заявила, что движение «Женщины России» распалось и частично перешло в ее партию.

2.7.       Макашов среди казаков

Скандальное пребывание А.Макашова в столице российского казачества Новочеркасске имело большой резонанс в СМИ. Его высказывания о том, что Движение в поддержку армии можно назвать и Движением против жидов, были неоднократно показаны всей России.

Похоже, что политическая близорукость редакторов СМИ и их владельцев может привести к непредсказуемым результатам, — раскрутка имиджа Макашова окажется сродни раскрутке Жириновского в 1993 году. Никак не могут понять реформаторы, что при их нынешних «успехах» в преобразованиях страны и тех фамилиях, которые имеют ко всему этому отношение, своим клеймением действий «макашовцев», они лишь ускоряют консолидацию части электората страны вокруг Макашова, делая ему его 5% проходных, а значит и его фракцию в Госдуме.

Нет ничего удивительного в том, что казачья аудитория с таким восторгом воспринимала все антисемитские высказывания Макашова. Следует отметить, что в казачьей среде антиеврейские взгляды прижились с далеких времен. Даже геноцид против казачества во времена советской власти они связывают больше с евреями (Троцкий, Свердлов), чем с коммунистами 80-х годов. Побеседовав практически с любым активистом-казаком, понимаешь, насколько в их сознании засела мысль о колоссальном ущербе России от евреев и масонов во все времена.

2.8.       Шахтерский регион

Ситуация в шахтерском регионе вновь стала резко обостряться. Едва ли не ежедневно вспыхивают стихийные акции протеста: люди требуют выплаты зарплаты. Пока эти акции имеют локальный характер.

Следует отдать должное ростовским шахтерам, их терпению. Они на время прекратили свои активные крупные протестные акции и не сразу пошли в атаку на правительство, а дали ему время на то, чтобы оно показало себя. Всей стране больше известно о накаленной обстановке в Кузбассе, где долги шахтерам составляют 800 млн. рублей. И гораздо меньше говорят о проблемах ростовских шахтерах, долги которым превысили 1300 млн. рублей.

В г. Шахты прошло областное заседание угольщиков (закончилось 15 февраля). На заседании, при подведении итогов, ряд выступавших оценивали ситуацию как поминки по угольной промышленности Дона.

Из 63 шахт закрыто 30. 93 тысячи шахтеров в шахтерских городах остались без работы, а у остальных громадные задержки по выплате зарплаты (год и больше). За это время для шахтеров создана 1 тысяча рабочих мест.

Шахтеры все больше вспоминают о решительных действиях румынских горняков и заявляют о возможности аналогичного похода на Москву. Пока грозят общероссийской стачкой после 2 апреля, но уже сейчас готовятся к самостоятельным действиям: на 10 марта назначили свою региональную забастовку. Шахтеры возмущены тем, что правительство не выполняет данных им обещаний и срывает график финансирования угольной отрасли. Профсоюзные активисты с беспокойством говорят о том, что развитие ситуации непредсказуемо, так как шахтеры не считают, что с помощью забастовок они смогут чего то добиться и готовы перейти к более решительным действиям.

2.9.       В России любят обиженных и оскорбленных...

Политические обозреватели на радио «Эхо Ростова» провели очередное обсуждение перспектив партий на предстоящих выборах. На этот раз предметом разговора была «Новая сила» и ее лидер Кириенко.

Результаты прямого эфира, телефонных звонков были поразительны. Выяснилось, что из трех десятков звонков только два-три человека высказались против бывшего премьера. Обозреватели были поражены мнением звонивших.

В связи с этим возникало беспокойство, что такая поддержка была предварительно спланирована, — настолько неожиданно единодушно высказывались звонившие (аналогичное единодушие было лишь при обсуждении вопроса о необходимости объединения с Белоруссией).

Обращают на себя внимание следующие моменты, встречавшиеся в высказываниях звонивших:

1. Кириенко очень будет мешать гайдаровская команда, если он будет в союзе с ними. (А желательнее отсутствие «Правого дела» на этих выборах, так как они могут помешать движению Кириенко набрать 5% голосов).

2. Часть электората Г.Явлинского перенесли свои симпатии на Кириенко. Для них два этих лидера близки по духу. По их мнению очень желателен его союз с Явлинским (появилась бы свежая кровь в этом движении).

Удивительно то, что звонившие люди никак не соотносили события 17 августа с именем Кириенко. Ему эти события не ставились в вину, а считали его отставку незаслуженной. Все в один голос говорили о его светлой голове, о его большом будущем.

Можно только удивляться тому, что Кириенко, недавний любимчик Ельцина, так неожиданно превратился в популярного политика.

3.    ЭКОНОМИКА

3.1.       Статистика

Январская статистика показала, что в рейтинге цен Ростов занимает среднее место среди десятка крупных городов Юга России. У него относительно дешевые куры и яйца (дешевле только в Краснодаре). А вот по стоимости жилищно-коммунальных услуг он в «лидерах» с другой стороны таблицы. Это относится и к отоплению, и к горячему водоснабжению и к стоимости электроэнергии.

Прожиточный минимум — 562 рубля.

3.2.       Пенсии

На 1 марта ноябрьские пенсии профинансированы на 89%.

3.3.       Инвестиции

В администрации области рассмотрена инвестиционная программа на 1999 год. После ее дальнейшей доработки она будет представлена депутатам ЗС.

Отмечено, что в прошлом году, за счет задела первого полугодия, удалось сохранить объем инвестиций, которые направлялись, прежде всего, в промышленную сферу. Основными источниками финансирования оставались собственные средства предприятий — 61%.

Инвестиционная программа этого года включает проекты, поддерживаемые администрацией области.

Кроме этого, исполнительная власть вынашивает идею, в соответствии с которой она сама будет определять инвесторов, которым будут предоставлять льготы, а не депутаты. И собирается проект такого решения внести в ЗС. Естественно, что такое предложение мотивируется необходимостью ускорения процедуры подготовки документов. (Как будто эти документы не гуляют по коридорам администрации многие месяцы. А до внесения в ЗС они доходят с трудом.)

Сейчас в администрации разрабатывается программа поддержки 32 бюджетообразующих предприятий области (если точнее, то 22 — бюджетообразующих и 10 — фабрики легкой промышленности). Расчет налоговых льгот ведется по каждому предприятию в отдельности. Жестких рамок здесь не будет [[4]].

3.4.       Директорский корпус

Опрос проведенный специалистами ростовской Школы Высшего менеджмента руководителей 50 крупных промышленных предприятий показал, что на 70% заводов нет профессиональных управляющих и эффективных собственников. Руководитель Школы Б.Чурюмов считает, что в области много руководителей, которые не в состоянии управлять загрузкой мощностей. Половина опрошенных сторонятся маркетинга как чумы. Отсутствует вложение средств в обучение персонала. Нет современной системы контроля за финансовыми и ресурсными потоками, без чего нормально работать невозможно. Отсутствует привлечение экспертов и консультантов по отдельным вопросам, как отечественных, так и зарубежных [[5]].

Опыт подавляющего числа успешно работающих предприятий области, говорит об обязательности использования всех этих составляющих. Появление современных управленцев и эффективных собственников (там где есть хорошо проработанный бизнес-план и поддержка администрации), — довольно быстро дает отдачу. В качестве примеров, за последнее время, можно привести: приход «Балтики» на «Донпиво»; рывок в объемах производства на «Ростов-бумага»; деятельности ОАО «Сальсксельмаш». Результаты этого исследования позволяют надеяться, что с увеличением числа грамотных менеджеров и эффективных собственников (а также благосклонностью администрации), есть немало возможностей для роста экономики области.

3.5.       ОАО «Ростсельмаш»

Постановление правительства РФ от 11 февраля «О мерах по оздоровлению АО «Ростсельмаш» обозревателями было воспринято с интересом, но особых надежд по поводу его принятия высказано не было, — похожие документы принимаются каждый год, а затем о них забывают. В то же время региональная власть активно пропагандирует принятый документ, пытаясь вселить оптимизм жителям области.

Безусловно, в случае выполнения принятого постановления, у завода (точнее у того, что от него осталось), появляется возможность пережить этот год. В соответствии с принятым постановлением будет:

1. Проведена реструктуризация бюджетных долгов на 01.01.99, путем предоставления отсрочки и рассрочки под залог имущества завода. Общая сумма реструктуризируемой задолженности 1,4 млрд. рублей.

2. В первом квартале будет выделено в качестве авансовой оплаты 200 млн. рублей для производства техники на условиях лизинга. Всего предусматривается выделение средств для производства и поставки на условиях лизинга до 1400 комбайнов. В 1998 году завод выпустил чуть больше 600 комбайнов, что составляет 1% от его мощности. (Ранее проведенные расчеты показывали, что весь комплекс заводов, входящих в ОАО «Ростсельмаш», может эффективно работать, выпуская не менее 7000 комбайнов. А построен он был под выпуск более 60000).

3. Рассматриваются условия представления кредита на возвратной основе на сумму 150 млн. рублей. (Денег пока нет, а у завода уже начали накапливаться долги за этот год, ставящие под вопрос начало его работы).

4. Таможенному комитету поручено разработать меры по защите отечественных производителей в случае импорта аналогичной техники.

Интересно, что одновременно с этим Чубом лоббируется в правительстве проект создания в Ростове сборочного комбайнового завода «Джон Дир», мощность 1000 комбайнов в год, с предоставлением различных налоговых и таможенных льгот.

3.6.       Сельское хозяйство

В настоящий момент самой тяжелой проблемой становится недосев зерновых.

Ситуацию обостряет то, что в области была теплая зима и уже сейчас, с конца февраля в южных районах необходимо было начинать сельхозработы. Но у селян нет ни денег, ни кредитов. Москва их дает не раньше середины апреля. Фактически уже упущен день, который год кормит. Все отмечают дальнейшее ухудшение общей готовности села к посевным работам. Изношенная техника не всегда может доехать до поля, а не то что пахать. Состояние с техникой хуже, чем в целом по России. От тракторного парка в некоторых районах не осталось и 10%.

Ситуация усугубляется тем, что из-за засушливой осени озимые необходимо пересевать на большей части полей. Вредители перезимовали этой теплой зимой очень хорошо (в прошлом году «черепашку» уничтожил один неожиданный мороз, что и позволило собрать качественное зерно).

Сейчас выясняется, что хозяйства были вынуждены распродать часть семенного материала и общая нехватка по семенам: 40 тысяч тонн.

Область не обещает существенной поддержки хозяйствам. Денег хватит лишь для немногих кредитоспособных хозяйств.

Очень много власти говорят о большой роли, которую играет подсобное хозяйство в производстве продуктов животноводства, делая при этом пропагандистскую компанию за проведенные ими реформы. А вот специалисты говорят о том, что подсобные хозяйства в значительной мере держатся за счет коллективных хозяйств, где лучше и племенная работа и кормовая база.

Как заявил депутат Госдумы Л.Иванченко, статистические данные показывают, что область отстает от своих соседей почти по всем показателям в сельском хозяйстве из расчета на душу населения: мясо, молоко, яйца, птица.

3.7.       Торговля продуктами питания

Газета «ГОРОД N» провела небольшое исследование относительно ситуации на оптовом продуктовом рынке области [[6]].

Большая часть выводов совпадает с тем, что видит каждый покупатель после скачка доллара. Однако здесь появляются цифры и факты, которые подтверждают некоторые ранее не совсем четко обоснованные выводы.

Физический оборот в сфере торговли продуктами резко сократился, в то время как в денежном выражении рост незначителен. Следовательно население вынуждено резко, в очередной раз, сократить свой рацион.

Скачок цен на отечественные продукты связан с их недостатком на рынке и в силу этого по ряду позиций импортные продукты остаются. Соотношение ассортимента на отечественные и импортные продукты примерно 80:20.

Для мясоперерабатывающих предприятий основные поставки сырья идут из-за рубежа.

Оптовики имеют очень много претензий к областным производителям продуктов питания и не возлагают на них надежд в наступившем году. Среди потенциальных партнеров — поставщиков продовольствия — фигурируют и ставропольские, и краснодарские, и волгоградские предприятия.

Жизнь дает возможность сравнивать. Так называемые «красные» губернаторы, проводя реформы на свой манер, в условиях конфронтации с центром, смогли не только обеспечить свое население продовольствием, но и обеспечивать других. Благодатная Ростовская область под руководством реформатора Чуба, через несколько лет его правления, при всемерной поддержке Президента и правительства, оказалась неспособной обеспечить продовольствием даже себя. И как управленец, и как архитектор преобразований на Дону Чуб уже давно дискредитировал себя. Но как это не удивительно, по-прежнему котируется не только в верхах, но и при проведении различных опросов (хотя возможно это взаимосвязано).

4.    РЕЗЮМЕ

Казалось бы областной прогноз развития, в котором намечается рост производства, дает какие-то надежды на стабилизацию ситуации в области. Но по статистическим данным и прошлом году этот рост составил 0,3%, а уровень жизни упал более чем на 15% (это только по официальным статистическим данным, а реально не менее чем на 70-80% для населения с достатком ниже среднего). Продолжающееся ухудшение положения населения и громадный дефицит ужатого до предела бюджета в этом году, говорит о больших сложностях, которые возникнут у власти, для того, чтобы удержать обстановку под контролем. Серьезнейшей проблемой вновь становится угольный регион, где федеральные власти нарушают принятые на себя обязательства, а региональные ведут «странную» борьбу с расхитителями угля.

Большой проблемой для области остается ее нынешнее руководство. Одна из задач, с которой оно не смогло справится — сельское хозяйство. То, что его проблемы можно было решать гораздо успешнее, показывает опыт соседей, — Ставрополья и Краснодарского края. Но, по-прежнему, в области сельское хозяйство, на втором плане, хотя у властей есть слабые подвижки по данному вопросу, связанные с крайне болезненными для них успехами «красных» соседей и проблемами с продовольствием на не так давно богатом Дону.

Намеченные властями в этом году точки роста в промышленности, при нынешней экономической ситуации в стране, мало перспективны, хотя формально процент роста может быть внушительным. Ситуация, когда вся промышленность «лежит», позволяет за счет пары месяцев работы автосборочного завода дать прирост в десяток процентов (хотя в действительности машина практически изготовлена в Корее!).

В то же время, прошедший год показал, что бизнес на Дону пережил августовский кризис с минимальными потерями и будет развиваться в этом году (особенно это касается переработки продуктов питания), если ему не помешают крупные социальные потрясения или непродуманная налоговая политика, типа принятого налога на вмененный доход в торговле.

Пока трудно сказать, насколько будет успешной попытка властей по переделу пахотных земель, после того как крестьянство Ростовской области оказалось в тяжелейшем положении, оставшись без реальной поддержки со стороны государства. Важен сам факт ее начала. Вряд ли в ближайшее время процесс передела земель будет иметь широкие масштабы. Пока лишь будут отрабатывать на практике механизм такой операции.



Источники

[1]. Владимир Лазовский: «Мы пытаемся меньше беспокоить тех, кто что-то производит» // ГОРОД N. — Ростов-на-Дону, 1999. — 10-16 февраля. — №6. — С. 3.

[2]. Кузнецов В. Я б на выборы пошел, пусть меня научат // Экспресс-репортер. — Ростов-на-Дону, 1999. — 12 февраля. — №5. — С. 1.

[3]. Поюрова М. Ростовские нашдомовцы витают в облаках // ГОРОД N. — Ростов-на-Дону, 1999. — 10-16 февраля. — №6. — С. 2.

[4]. Бакеев А. Область даст налоговые льготы 32 крупным промпредприятиям // ГОРОД N. — Ростов-на-Дону, 1999. — 3‑9 февраля. — №5. — С. 1,4.

[5]. В Ростове 50% директоров не хотят учится эффективно работать // ГОРОД N. — Ростов-на-Дону, 1999. — 3-9 февраля. — №5. — С. 8.

[6]. Штомпелева С. Торговля не совсем довольна местным производством // ГОРОД N. — Ростов-на-Дону, 1999. — 24 февраля — 2 марта. — №8. — С. 7.