Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Псковская область

В. ВАГИН,

В. ОХОТА

Псковская область

в феврале 1999 года

1.    Социально-экономическое положение

1.1.       Итоги 1998 года

 

 

В действующих ценах

В процентах к 1997 г.

Объем промышленной продукции, млн. руб.

3247

102

В том числе производство потребительских товаров, млн. руб.

1141

104

Введено в действие жилых домов за счет всех источников финансирования, тысяч кв. м. общей площади

88

81

Производство продукции сельского хозяйства, млн. руб.

2193

77

Перевозки (отправления) грузов, тыс. тонн

5673

98

Розничный товарооборот, млн. руб.

2959

90

Платные услуги населению, млн. руб.

839

82

Численность официально зарегистрированных безработных (на конец года), тыс. человек

17

83

Номинальная среднемесячная заработная плата на одного работника, рублей

710

112

Сводный индекс потребительских цен:
декабрь 1998 г. к декабрю 1997 г.

Х

169

 

1.1.1.      Промышленность

Общий объем промышленной продукции в 1998 г. в отпускных ценах составил 3247 млн. рублей.

Физический объем промышленного производства увеличился по сравнению с 1997 годом на 2 процента (в 1997 году по сравнению с 1996 годом наблюдалось снижение на 9 процентов). В течение года прирост объема составлял: в 1 квартале — 16, в 1 полугодии — 10, в январе-сентябре — 4 процента. Влияние на рост физического объема промышленного производства оказывают предприятия электроэнергетики. Без предприятий этой отрасли физический объем промышленного производства сократился по сравнению с 1997 г. на 11 процентов. Кроме предприятий электроэнергетики увеличение физического объема промышленного производства наблюдалось на предприятиях промышленности строительных материалов, пищевой и медицинской промышленности. Больше, чем в 1997 г., произведено аккумуляторных батарей щелочных и аккумуляторов, изделий из пластмасс, конструкций и изделий сборных железобетонных, плиток керамических, трикотажных изделий, сыров жирных и колбасных изделий.

Выпуск потребительских товаров составил 1141 млн. рублей. Их доля в общем объеме промышленной продукции к концу года увеличилась до 35 процентов (в I квартале — 27 процентов, в 1 полугодии — 30, в январе-сентябре — 33). По сравнению с 1997 годом физический объем потребительских товаров увеличился на 4 процента, в том числе пищевых продуктов на 2 процента, непродовольственных товаров — на 6, а винно-водочных изделий и пива уменьшился на 11 процентов. На одного жителя области потребительских товаров в среднем за год произведено на 1385 рублей.

1.1.2.      Строительство

Введены в действие жилые дома общей площадью 88 тыс. кв. метров, в том числе индивидуальными застройщиками построено 32,5 тыс. кв. метров жилья. По сравнению с 1997 г. ввод жилья сократился на 19%, в том числе индивидуальными застройщиками на 15%. Основной ввод жилья (46%) приходится на г. Псков.

Гражданами, уволенными с военной службы в запас или отставку, по жилищным сертификатам приобретено 125 квартир общей площадью 7,3 тыс. кв. м.

Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда составил 486 млн. рублей, их физический объем сократился по сравнению с 1997 г. на 12%.

1.1.3.      Сельское хозяйство

Валовый сбор зерна в хозяйствах всех категорий составил 119 тыс. тонн, картофеля — 246, овощей — 103 тыс. тонн (соответственно 73, 77, 69% к уровню 1997 г.). Урожайность основных сельскохозяйственных культур сложилась ниже, чем в 1997 г., и составила: зерна — 9 центнеров с гектара, картофеля — 59, овощей — 134 центнера с гектара. Основными производителями зерна являются сельхозпредприятия, картофеля и овощей — население.

По состоянию на 1 января 1999 г. в хозяйствах всех категорий насчитывалось 227 тыс. голов крупного рогатого скота (из них 137 тыс. голов коров), 96 тыс. голов свиней, 94 тыс. голов овец и коз. По сравнению с 1 января 1998 г. поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 30 тыс. голов (12%), коров — на 14 тыс. голов (9%), свиней — на 2 тыс. голов (2%), овец и коз на 9 тыс. голов (9%). Поголовье птицы в сельхозпредприятиях снизилось на 115 тыс. голов (12%).

В хозяйствах у населения сосредоточено 31% крупного рогатого скота, коров — 46, свиней — 33, овец и коз — 97%.

Всеми категориями хозяйств произведено 46 тыс. тонн мяса (в живой массе), 347 тыс. тонн молока и 197 млн. штук яиц (92, 88 и 103% уровня 1997 г.). Удельный вес сельхозпредприятий в производстве мяса составил 43%, молока — 35, яиц — 64%. В общем объеме мяса, произведенного сельхозпредприятиями, 58% составляет говядина, 33% — свинина и 9% мясо птицы.

Одной из причин сокращения животноводческой продукции является низкая обеспеченность скота кормами: по состоянию на 1 января 1999 г. в расчете на одну условную голову скота в сельскохозяйственных предприятиях имелось 6,8 центнера кормовых единиц против 8,7 центнера на 1 января 1998 г.

Реализация мяса по всем каналам сократилась на 1%, молока на 9%, яиц — осталась на уровне 1997 г.

1.1.4.      Связь

Общий объем услуг связи области, оценивается в 239 млн. рублей. По сравнению с 1997 г. физический объем услуг сократился на 2%. Телеграмм отправлено на 21% меньше, писем, карточек и бандеролей — на 15, посылок — на 22, пенсионных выплат — на 24%. В то же время возросло количество предоставленных междугородних и международных телефонных разговоров — на 7%.

1.1.5.      Цены

Цены на потребительском рынке области с начала года выросли на 68,7%.

С начала года цены на продовольственные товары (без алкогольных напитков) выросли в 1,9 раза, выше среднего уровня подорожали: сахар — в 3,2 раза; кофе, чай — в 3; масло и жиры — в 2,7; овощи в 2,5 раза; крупа и бобовые в 2,4; яйца — в 2,3 раза.

Стоимость набора из 25 продуктов питания, входящих в прожиточный минимум, составил на конец декабря 383,77 рубля и увеличилась, по сравнению с декабрем 1997 года, в 1,9 раза.

Цены на непродовольственные товары выросли с начала года в 1,7 раза. Наибольший рост цен наблюдался на телерадиотовары — в 2,7 раза, моющиеся средства — 2,6; парфюмерно-косметические товары — в 2,3 раза.

Цены и тарифы на платные услуги населению увеличились менее значительно, чем на товары — на 14,1%. Опережающий прирост цен отмечен на бытовые услуги населению — 37%, из них ритуальные услуги — 45,9%. Услуги связи подорожали на 33,9%, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений — на 32,8%, учреждений культуры — на 29,6; здравоохранения — на 25,3%.

1.1.6.      Финансы

Объем прибыли, полученной крупными и средними предприятиями в 1998 г, составил по оценке комитета, около 230 млн. рублей, или 80% объема 1997 г. Около половины предприятий (организаций) области сработало с убытком.

Актуальной остается проблема неплатежей. Кредиторская задолженность к концу года сложилась в сумме 3,6 млрд. рублей, из которой 1,9 млрд. рублей, или 52%, — просроченная. Дебиторская задолженность составила 2,2 млрд. рублей, из которой 53% — просроченная. Задолженность покупателей составила 1 млрд. рублей. Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности показало, что к концу года все отрасли экономики являлись потенциальными должниками.

Остается низкой финансовая устойчивость предприятий. Среднеобластной коэффициент покрытия составляет 114% (нормальное ограничение 200%), в снабжении и сбыте он составил 176%, торговле и общественном питании — 163, строительстве — 122, транспорте — 117, промышленности — 106%.

1.1.7.      Рынок товаров и услуг

Товарооборот общественного питания сократился на 26% и составил 106 млн. рублей.

В макроструктуре розничного товарооборота преобладают продовольственные товары (59% от общего объема). Населению продано продовольственных товаров на 1759 млн. рублей, непродовольственных — на 1200 млн. рублей. В товарной массе это составляет 92 и 88% к уровню 1997 г.

Объем платных услуг населению составил, по оценке, в текущих ценах 839 млн. рублей и сократился по сравнению с 1997 г. на 18%. Услуг бытового характера оказано населению на 203 млн. рублей (72% к уровню 1997 г.). Каждому жителю области было предоставлено платных услуг на сумму 1032 рубля, в том числе бытовых — на 250.

1.1.8.      Уровень жизни

Номинальные денежные доходы населения (по оценке) сложились в сумме 5361 млн. рублей и увеличились по сравнению с 1997 г. на 1,4%. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) снизились за этот период на 18%.

Из общего объема денежных доходов население израсходовало на покупку товаров и оплату услуг 3686 млн. рублей (69% всех доходов), уплату налогов и взносов — 290 млн. рублей (5%), покупку валюты — 396 млн. рублей (7%), накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах — 22 млн. рублей (0,4%). Остатки наличных денег на руках населения увеличились.

Среднедушевой денежный доход (в среднем за месяц) составил 545 рублей.

Среднемесячная начисленная заработная плата (по оценке) составила 710 рублей и возросла по сравнению с 1997 г. на 12%. Размер реальной среднемесячной заработной платы (скорректированный на индекс потребительских цен) уменьшился на 10%. В декабре средняя заработная плата сложилась в размере 870 рублей и увеличилась по сравнению с декабрем 1997 г. на 11%, обеспечив 1,3 прожиточного минимума трудоспособного населения (в декабре 1997 г. — 2,1).

По состоянию на 1 января 1999 г. просроченную задолженность по заработной плате в учитываемых отраслях экономики имели 2518 предприятий и организаций. Долг составил 242,2 млн. рублей, в том числе из-за отсутствия бюджетного финансирования — 111,2 млн. рублей (46%). По сравнению с 1 декабря 1998 г. задолженность сократилась на 5%, в том числе бюджетная — на 4%, за счет собственных средств предприятий — на 6%. Общая сумма задолженности по заработной плате составляет в среднем по области 3,4 месячных фонда заработной платы. Этот показатель в течение года практически не изменялся.

1.1.9.      Занятость населения

Численность экономически активного населения к концу 1998 г составила 352 тыс. человек, из которых 298 тыс. (85%) были заняты всеми видами экономической деятельности и 54 тыс. (15%) не имели занятия. Численность занятых в экономике по сравнению с 1997 г., сократилась на 3%.

На 1 января 1999 г. официально зарегистрированы в органах службы занятости 17,2 тыс. безработных или 4,9% экономически активного населения. По сравнению с той же датой предыдущего года численность безработных уменьшилась на 17%. Среди безработных 60% составляли женщины, 25% — молодежь до 30 лет. В сельской местности проживает 19% безработных. Средняя продолжительность безработицы составила 6,8 месяца.

Наиболее высокий уровень безработицы сохраняется в Дедовическом, Новоржевском, Пустошкинском районах — на уровне 6%.

В 1998 г. забастовки продолжительностью более 1 дня прошли в 81 учреждении образования и в двух учреждениях культуры, в них было вовлечено 2162 человека, не отработано 10 528 человеко-дней. Кроме того, в восьми организациях образования трудовые коллективы бастовали менее 1 дня. Численность работников, вовлеченных в эти забастовки составила 220 чел., не отработан 841 человеко-час. Основной причиной забастовок является несвоевременная выплата заработной платы.

1.1.10.    Демографическая обстановка

Численность населения области по предварительным расчетам, на 1 января 1999 г. составила 812,3 тыс. человек, в том числе в городах и городских поселениях — 537,4 тыс. (66%), в сельской местности — 274,9 (34%). Рождаемость в городской местности сохранилась на уровне 8 человек на каждую тысячу населения, в сельской местности — 7 человек. Смертность оставалась на уровне 1997 г. и составила 19 умерших на каждую тысячу населения, среди городских жителей она составила 15 человек, среди сельских жителей смертность сократилась с 28 до 27 человек на каждую тысячу. Младенческая смертность увеличилась с 17 до 20 детей на каждую тысячу родившихся. На лиц, умерших от болезни системы кровообращения приходилось 59% всех смертей; от несчастных случаев, травм, отравлений и новообразований — по 13%.

Приток вынужденных переселенцев на территорию области из стран СНГ и Балтии замедлился. Органами миграционной службы в 1998 г. взято на учет в качестве переселенцев 762 человека, или 374 семьи (в 1997 г. — 1019 человек, или 605 семей). Из общей численности вынужденных переселенцев более половины проживали ранее в Казахстане.

1.1.11.    Правонарушения

В 1998 г. зарегистрировано 18 834 преступления (в 1997 г. — 17 751). Имущественные преступления, совершенные путем краж, грабежей, разбоя и мошенничества, составили 62% от общего числа (в 1997 г. — 58). Зарегистрировано 1459 преступлений экономической направленности и 346 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Доля тяжких преступлений в общем числе составила 65% против 59 — в предыдущем году. Более половины (58%) совершено лицами, не имеющими постоянного источника дохода [[1]].

1.2.       Налоги

Руководитель государственной налоговой инспекции по Псковской области Гоголев В. Н. и начальник управления Федеральной службы налоговой полиции по Псковской области Подзноев Г. С. провели пресс-конференцию для областных средств массовой информации.

В консолидированный бюджет области за 1998 г. поступило 1067,9 млн. рублей, что составляет 88% к уровню 1997 г. При этом поступления «живыми» деньгами составили 661,3 млн. рублей, или 62% от общих поступлений. По этому показателю сохранился уровень 1997 г. Установленное области задание по мобилизации платежей в федеральный бюджет выполнено на 92,4%.

В структуре налоговых платежей по консолидированному бюджету, максимальную долю, как и раньше, занимают НДС — 31,5% (при снижении уровня поступлений по нему к 1997 г. на 28% из-за отмены зачетов); налог на прибыль — 16,8%; подоходный налог с физических лиц — 17% (снижение на 13% к уровню 1997 г.). Возрос удельный вес акцизов (с 2,3 до 5,2%) и ресурсных платежей (с 3,3 до 5%). При этом поступления от акцизов увеличились в 2 раза. Однако, в областной бюджет поступления от акцизов идут не «живыми» деньгами, а 95% составляют взаимозачеты. При сохранении в прошлом году уровня поступления налогов в консолидированный бюджет «живыми» деньгами в областной бюджет их поступило на 13% меньше, а безденежные зачеты выросли с 65% до 72%.

Из 13 тысяч зарегистрированных в области юридических лиц лишь около 250 определяют базовые поступления на 60-70%. Так, в г. Пскове от 20 предприятий поступает 42% всех налоговых платежей по городу, в Великих Луках 8 предприятий дают 40% общих поступлений. Крупнейшими налогоплательщиками области являются ЗАО «Псковпищепром», ОАО «Авар», КБ Псковский банк Сбербанка РФ, ГУП «Псковалко», ООО «Псковнефтепродукт», ОАО «Псковэнерго», ООО «Агроспиртпром» (Невельский район), Псковская ГРЭС (Дедовический район). Они дают 15% всех налоговых поступлений по области (163 млн. рублей), из которых 55% приходится на взаимозачеты на областном уровне.

В целом 50 крупнейших предприятий, обеспечивая более трети всех платежей в области и внося самые значительные суммы «живых» денег, являются при этом и крупными недоимщиками. Отчисляя в казну 400 млн. рублей, они имеют недоимку по налогам более 150 млн. рублей, что составляет 30% всей суммы недоимки по области.

В прошлом году управлением было выявлено 147 нарушений налогового законодательства, из них 46 в крупных и особо крупных размерах. Довольно много серьезных нарушений выявляется в сфере алкогольного производства, внешнеэкономической деятельности.

УФСНП по Псковской области было наложено 183 административных ареста на имущество должников, 266 руководителей предприятий получили предостережения о погашении задолженности по налогам, 54 из них оштрафованы. Разыскано и доставлено в налоговые инспекции 688 налогоплательщиков [[2]].

1.3.       Социальные проблемы

3 февраля преподаватель технологии школы №20 Валерий Александрович Кузин объявил трехдневную предупредительную голодовку, известив об этом администрацию школы и педагогический коллектив. Причиной голодовки послужила невыплата заработной платы: сначала учебного года преподаватель получил два аванса: за сентябрь и октябрь. Жена учителя также педагог, и по словам Кузина В. А., денег в доме не хватает даже на хлеб.

После окончания трехдневной голодовки Кузин пока не принял решение о переходе к бессрочной голодовке. От единовременной помощи, сразу же предложенной лично ему чиновниками из управления образования, он отказался, объяснив, что требует выплаты долгов не себе лично, а всему коллективу.

 

В феврале состоялось собрание лидеров профсоюзных организаций школ по итогам Всероссийской акции протеста учителей. Было отмечено, что все учителя во время акции чувствовали давление администраций. Большая часть директоров школ не только не поддержала своих подчиненных, но и чинила различные препятствия.

Педагоги подвергли критике работу председателя городского комитета профсоюзов Захарова С. Н.

2.    Деятельность органов власти

2.1.       Областная администрация

Прошло более года после выступления по телевидению заместителя начальника УВД области Иванова А.Н., в котором он рассказал о подозрениях УВД в нецелевом использовании администрацией области 21 млрд. рублей трансферта. Тогда областная администрация обратилась в суд.

В феврале областная газета сообщила псковичам, что «9 февраля 1999 г. решением Псковского областного суда данные о 21 млрд. рублей, фигурировавшие в выступлении Иванова А.Н., признаны несоответствующими действительности».

В январе 1999 г. депутаты областного Собрания не утвердили отчет администрации Псковской области об исполнении бюджета за 1997 г.

Губернатор Михайлов Е.Э. в феврале предложил депутатам задним числом внести изменения в Закон Псковской области «Об областном бюджете на 1997 г.». Ниже приведен проект Закона, предложенный к рассмотрению областной администрацией.

 

Закон Псковской области «О внесении изменений в Закон Псковской области
«Об областном бюджете на 1997 г.»

Внести в Закон Псковской области «Об областном бюджете на 1997 год» следующие изменения.

Статья 1. Внести изменения в функциональную структуру расходов из областного бюджета на 1997 в следующих суммах:

Увеличить расходы по разделу «Промышленность, энергетика, строительство» на 163 млн. рублей, дополнив строками:

«АОЗТ «Псковместпром» — выполнение государственных функций — 23 млн. рублей.

В фонд поддержки важнейших отраслей промышленности и предпринимательства:

— в фонд поддержки промышленности — 50 млн. рублей,

— в фонд поддержки предпринимательства — 90 млн. рублей.

2. Увеличить расходы по разделу «Социальная политика» — на 47 млн. рублей, дополнив строкой:

Программа «Семейная политика»:

«Подросток» — 47 млн. рублей.

В разделе «Инвестиции» строку «Обеспечение областных гарантий дополнить: «В том числе:

— расходы на погашение векселей — 40300 млн. рублей

— гашение кредитов и процентов за их пользование — 54300 млн. рублей».

Увеличить размер дефицита областного бюджета на 210 млн. рублей, установив его в сумме 302695,3 млн. рублей [[3]].

 

Приняв во внимание обращение областного Собрания депутатов (напомним, что в январе депутаты выразили возмущение действиями областной газеты «Псковская правда»), губернатор решил проблему просто. Распоряжением администрации Псковской области от 25.01.99 №23-рк. объявлен выговор председателю комитета по средствам массовой информации и связям с общественностью Биговчему С. А. с формулировкой «За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей».

 

3 февраля губернатор Псковской области принял делегацию Ассоциации содействия депутатской деятельности, возглавляет которую супруга В.В.Жириновского Лебедева Г.А.

В поездке гостей по пушкинским местам и Печорскому району сопровождали управляющий делами администрации области Кусов Ю.А., глава Пушкиногорского района Жуков А.В., зам. главы Пушкиногорского района Алексеева В.И.

Делегация посетила социальную Пушкиногорскую больницу управления социальной защиты населения. Лебедева вручила пожилым людям, слуховые аппараты, одежду, сувениры.

 

Прокуратурой области в июле-октябре 1998 г. осуществлена выборочная проверка деятельности органов внутренних дел. В лице заместителя губернатора Гавунаса М.С. «областная исполнительная власть просто не могла отмолчаться и не высказаться публично о своем отношении к сложившейся непростой ситуации». Гавунас М. С. провел пресс-конференцию, на которой заявил: «Не назовешь нормальной ситуацию, когда милиция занималась политикой и боролась с администрацией области, а выполнение своих обязанностей там было пущено на самотек. А ведь роль внутренних органов — борьба с преступностью, коррупцией и т. д. Не дело заниматься политической борьбой людям в погонах!

...Зарплата местной милиции вскоре будет выплачена за весь прошлый год. Немного хуже ситуация с выдачей продовольственных пайков. Но и там мы принимаем все меры, чтобы ее изменить к лучшему. Соответственно, и требования к милиции мы будем предъявлять все более жесткие» [[4]].

 

Москва и Псковская область подписали 18 февраля 1999 г. договор о взаимном сотрудничестве. Со стороны Москвы договор подписал первый вице-премьер правительства Москвы Толкачев О., со стороны Псковской области — губернатор Михайлов Е.

Как заявил в интервью «Интерфаксу» губернатор Михайлов, «развитие прямых региональных связей с Москвой позволит псковичам более уверенно себя чувствовать на московском продовольственном рынке». Губернатор добавил, что псковскую сторону интересуют инвестиционные предложения Москвы и создание в рамках договора в регионе совместного Межрегионального маркетингового центра для проведения маркетинговых исследований товарных рынков.

2.2.       В областном Собрании депутатов

Принятый областным Собранием депутатов Закон Псковской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» вызвал многочисленные недовольства среди предпринимателей.

По расчетам псковского профессионального союза предпринимателей, отдел в магазине, торгующий парфюмерией, косметикой и бытовой химией, площадью 15 кв. м., должен ежемесячно отдавать государству в виде налога 3150 рублей, при том, что доход его составляет 4700 рублей, а за вычетом расходов за аренду, транспорт, зарплату и других затрат он получает прибыли всего 600 рублей.

Профессиональный союз предпринимателей обратился к главе администрации г. Пскова с просьбой разрешить проведение пикетирования областного Собрания депутатов и администрации Псковской области 3 марта.

Предприниматели считают, что предложенные ставки базовой доходности и другие показатели, по которым рассчитывается единый налог приведут их к банкротству.

 

24 февраля 1999 г. состоялась очередная сессия областного Собрания депутатов.

Депутаты дали согласие на назначение Никитенко Н.В. (главы администрации Новосокольнического района) на должность начальника управления социальной защиты населения области.

Зарегистрирована депутатская группы «Отечество».

Принят Закон области «Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 1997 г.».

Наиболее активную дискуссию вызвало обсуждение Законов «О налоге с продаж» и «О налоге на вмененный доход».

 

Областная газета сообщила псковичам, что решением Верховного суда РФ решение Псковского областного суда о признании незаконной регистрации в качестве кандидата в депутаты Псковского областного Собрания депутатов бывшего начальника УВД Псковской области Щадрина С. Ф. оставлено в силе [[5]].

2.3.       Местное самоуправление

2.3.1.      Псковская городская Дума

Совет общественного самоуправления г. Пскова направил письмо в псковскую городскую Думу. Письмо подписали представители городского отделения Народно-патриотического Союза России, областного отделения Русской партии, Российской коммунистической Рабочей партии, профкома «Рабочая солидарность», городского отделения Всероссийского Женского Союза, городского отделения движения в поддержку Армии.

Подписавшиеся решили убедить городскую Думу выступить инициатором сокращения штата и расходов. В Великих Луках, как сообщили они на сессии, из 15 депутатов только двое работают на оплачиваемой основе, а в Пскове из 17 — восемь.

В письме, текст которого был зачитан на сессии Семенковым Г.М. (бывший управляющий делами городской Думы первого созыва, был уличен в злоупотреблении служебным положением и уволен), говорится следующее: «В условиях острейшего финансово-экономического кризиса и полнейшего развала экономики Пскова мы считаем, что Псковская городская Дума должна в качестве наиболее приоритетных вопросов в своей повседневной деятельности выделить следующее:

1.     Стабилизация и подъем экономики города.

2.     Определение и реализация мер, снижающих угрозу голода для большинства псковичей в марте-апреле с.г.

3.     Учитывая низкий жизненный уровень большинства псковичей, замораживания местных налогов и платы за услуги ЖКХ.

4.     Немедленное сокращение аппаратов городской администрации и Думы и средств на их содержание не менее чем на 30% и направление этих средств на погашение задолженности по зарплате наиболее малообеспеченным работникам бюджетной сферы (работникам образования и здравоохранения).

5.     Определение основных причин вымирания жителей города и концентрация возможных сил и средств на их локализацию и устранение.

6.     Проведение комплексной ревизии хозяйственной и финансовой деятельности городской администрации силами контрольно-ревизионного управления администрации области.

Мы готовы обсудить с депутатами поставленные вопросы и помочь в их решении. Наш контактный телефон 16-81-78» [[6]].

2.3.2.      Псковская городская администрация

Финансовое управление администрации Пскова на страницах городской газеты рассказало о взаимоотношениях мэрии и администрации области.

Поступления собственных доходов в городскую казну на протяжении ряда лет практически не уменьшается, а в 1997 г. и в первом полугодии 1998 г. даже возросли по сравнению с предыдущими периодами: 1996 г. — 218 млн. рублей, 1997 г. — 236 млн. рублей, 1998 г. — 226 млн. рублей.

Но в результате проводимой областью политики по изъятию из бюджета г. Пскова средств (в виде уменьшения трансферта, сумм по взаимным расчетам) доходная часть бюджета города ежегодно снижается. Общие доходы бюджета составляли: за 1996 г. — 280 млн. рублей, 1997 г. — 308 млн. рублей, за 1998 г — 227 млн. рублей. В результате задолженность по невыплаченной заработной плате за 1998 г. составила 26,5 млн. рублей.

Из Москвы в конце 1998 г. и начале 1999 г., были отправлены следующие средства в регионы: в декабре 1998 г. — на погашение долгов по заработной плате учителям, а в январе 1999 г. — на текущую заработную плату и погашение месячного фонда (за ноябрь). Этих средств город Псков не получил.

6 января 1999 г. начальник Главного финансового Управления по Псковской области Казанцев С. Г. прислал телеграмму в городское финансовое управление, в которой просит до 10 января 1999 г. сообщить использование трансферта, перечисленного 28 декабря 1998 г. Городское финансовое управление намерено предоставить отчет об использовании трансферта после его поступления в бюджет города.

В январе 1999 г. область получила 20,0 млн. рублей «авансовый трансферт с последующим переоформлением на бюджетную ссуду», которые были направлены на выплату заработной платы всем районам, городу Великие Луки и учреждениям, состоящим на областном бюджете. Всем, кроме города Пскова.

Напрямую город не имеет взаимоотношений с федеральным бюджетом, все поступающие средства по взаимным расчетам, ссуды, трансферты поступают в управление федерального казначейства по Псковской области и распределяются областной администрацией.

План трансферта городу Пскову на 1998 г. был установлен в сумме 950 тысяч рублей, а исходя из бюджета 1997 г. — 1425 тыс. рублей, фактически получено только 50 тысяч рублей. Область из Минфина РФ получила 350 млн. рублей при плане 389 млн. рублей (90%). Администрация города неоднократно обращалась к главе администрации области Михайлову Е. Э. с просьбой о выделении средств на погашение задолженности по заработной плате работникам бюджетных учреждений. Ответов на указанные письма администрация города не получила.

На территории города за 1998 г. собрано во все уровни бюджетов 457 млн. рублей. Зачислено в бюджет города — 226 млн. рублей, или 49% от общей суммы [[7]].

 

Депутаты псковской городской Думы поддержали администрацию города и опубликовали открытое письмо главе администрации Псковской области Михайлову.

В статье «Ищем зарплату не отходя от кассы» [[8]]отмечено, что Псковская область потратила на выплату заработной платы учителям области 15% от общей суммы средств финансовой помощи, поступившей из федерального бюджета. Депутаты Псковской городской Думы второго созыва обращаются к Вам с просьбой сообщить псковичам через средства массовой информации о фактических поступлениях и использовании этих средств» [[9]].

 

Начальник финансового управления области Казанцев С. Г. прокомментировал факты, изложенные городской администрацией и городскими депутатами.

«Отношения городского и областного бюджетов строятся сегодня следующим образом: согласно Закону об областном бюджете мы обязаны ежемесячно перечислять г. Пскову 158 тыс. рублей. При фонде оплаты труда городским бюджетникам в 7 млн. рублей, эта сумма проблем не решит. В то же время, бюджет города должен областному бюджету 14 млн. рублей, которые были в свое время направлены из бюджета области на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы и отпускных учителям. Этот долг был оформлен в виде ссуды и до сих пор городом не возвращен. Мы пролонгировали эту задолженность до 1 июля 1999 г.

Если говорить о поступлении трансферта в этом году, то за первый его месяц Минфин выполнил свои обязательства перед областью. Из 38 млн., запланированных на февраль получено 14 млн. рублей, ситуация несколько выравнивается, и, если Москва выполнит план по перечислению трансферта в регионы, мы свои обязательства перед бюджетниками выполним.

Таким образом, на сегодняшний день областной бюджет ничего не должен городскому бюджету».

3.    Основные события политической жизни

3.1.       Средства массовой информации

Прошло чуть больше месяца с тех пор, как в эфире вновь зазвучало популярное среди псковичей «Норд-Вест» радио, новостийные программы которого не пришлись по вкусу областной власти. Совет акционеров освободил директора «Норд-Вест» радио Андрея Щеркина от занимаемой должности и назначил на его место Татьяну Артюнину — человека ранее не связанного с журналистикой, но зато имеющую опыт работы в бизнесе.

Татьяна убеждена, что радио — это не политическая партия, а творческий коллектив, поэтому обновленный состав руководства радио настроен на работу творческую.

 

Председатель Совета «Союза возрождения Псковского края» Поберий В. Г. на страницах городской газеты рассказал о том, что газета «Псковская правда» позволяет себе «беспредел и произвол».

В июне 1998 г. «Союз возрождения Псковского края» решил поздравить жителей г. Пскова и области с 54-й годовщиной освобождения г. Пскова от немецко-фашистских захватчиков. Однако редакцией газеты было заявлено, что нет возможности опубликовать платное поздравление.

23 февраля 1999 г. организация решила разместить платное поздравление в честь дня защитников отечества, но и на этот раз в публикации было отказано.

 

3.2.       В партиях и общественных движениях

Депутат Государственной Думы (ЛДПР) Кузнецов М.В. сообщил псковичам, что голосами депутатов фракций КПРФ и НДР провалена Программа социально-экономического развития Псковской области.

После этого в «Псковской правде» было опубликовано письмо лидеру фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А.Зюганову: «Как же больно нам было узнать, что комитет по бюджету голосами фракции КПРФ и НДР провалил Программу социально-экономического развития Псковской области, что опять, как и в годы советской власти, государственные средства направляются на Кавказ в ущерб исконно русским регионам. А Вам Геннадий Андреевич, мы хотим сказать спасибо за то, что Вы открыли нам глаза на Ваше истинное лицо. Но теперь и Вы на нас можете не рассчитывать и не надеяться» [[10]].

Депутат Кузнецов М.В. тем временем посетил псковские ВУЗы. Именные сертификаты Фонда «Будущее науки», президентом которого является Кузнецов, вручены студентам Великолукской сельхозакадемии, псковского политехнического института, а также псковского педагогического института. Побывал депутат и в областной больнице.

Протестуя против травли фракции КПРФ на страницах областной газеты «Псковская правда», коммунисты устроили пикет. Он прошел у памятника Ленину. Принято письмо лидеру фракции КПРФ в Государственной Думе Зюганову от жителей Псковской области. В нем, в частности, говорится: «Ряд публикаций и высказываний депутата Государственной Думы Кузнецова М.В., искажающих факты голосования по финансированию программ социального развития области, попытка его переложить свои ошибки на фракции КПРФ и НДР, а также заработать на этом политический капитал, переполнили чашу терпения местных коммунистов».

Многочисленные транспаранты пикетчиков призывали прохожих не верить публикациям «Псковской Правды», так как «ее захватили жириновцы».

 

В феврале состоялось совещание, организованное комитетом по делам молодежи Пскова с участием завучей и инспекторов по делам несовершеннолетних. На совещании прозвучала информация об активизации в областном центре деятельности общественно-политических движений экстремистского толка. Речь шла и о Русском национальном единстве (не зарегистрированном, кстати, на территории области), с завидным упорством, распространяющим в городе листовки, равно как и газету собственного производства. Кроме того, активизировались и местные национал-большевики, обратив свой пристальный взор на школьников. Пропагандисты национал-большевизма не раз замечены в стенах городских школ.

3.3.       Псковский гарнизон

10 февраля завершился визит в Псковский гарнизон заместителя министра обороны, начальника тыла генерал-полковника Исакова В. и заместителя командующего ВДВ по тылу генерал-лейтенант Зуева А.

Инспекторская группа офицеров министерства обороны проверяла: псковский и печорский погранотряды, военно-транспортную авиацию в Крестах, гарнизонный госпиталь и 76-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию. Исаков В. побывал в псковском гарнизоне летом прошлого года. Основной задачей его поездки стала проверка того, как устраняются отмеченные недостатки.

3.4.       Прокуратура

Органами прокуратуры привлечен к уголовной ответственности по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями заместитель начальника Управления исправления наказаний министерства юстиции РФ по Псковской области Матюхин А. И.

Проверяется информация о том, что в мае 1998 г. Матюхин А. И. с базы УИН, продал около 30 тонн металла в ООО «Псковметалл», присвоив в результате этой операции около 15 тысяч рублей.

3.5.       В УВД Псковской области

Подведены итоги операции «Вихрь - Северо-Запад», прошедший в первой декаде февраля на участке линейного отдела внутренних дел станции Псков. Раскрыты 22 преступления, задержано 19 преступников и четверо из находящихся в розыске, 273 человека привлечены к административной ответственности. Изъяты: ружье, 5,47 г марихуаны, деньги и ценности на общую сумму 8330 рублей. На объектах железнодорожного транспорта задержаны 30 правонарушителей, в том числе 12 безнадзорных детей. Трое родителей из Пскова, Дно и Пыталова, не осуществляющих контроль за детьми, приглашены для беседы на комиссии по делам несовершеннолетних. Некоторые из подростков помещены в специализированные центры временной изоляции при УВД Псковской области, другие — в больницы и учебные заведения. Кроме того, составлено 15 административных протоколов за нарушения в торговле, проверено 27 пунктов оборота алкогольной продукции — изъято 70 литров спиртного [[11]].

3.6.       Налоговая полиция

Следственным отделом управления Федеральной службы налоговой полиции по Псковской области возбуждено уголовное дело по фактам неуплаты налогов ООО «Пластпром», зарегистрированного в г. Назрани. Официальная причина: действуя на территории г. Пскова, предприятие не платило местные налоги.

Организатор и руководитель предприятия «Пластпром» Савицкий И.Н. в марте 1998 г. избран депутатом областного Собрания.

В течение февраля сотрудники фирмы Савицкого неоднократно размещали «открытые письма» на страницах городской газеты; в одном из них, в частности, говорилось: «С мая 1998 г. после одного из резких выступлений депутата Савицкого И.Н. на заседании областного Собрания наше предприятие стало подвергаться постоянным проверкам со стороны налоговой полиции. В течение последующих месяцев проверки превратились в настоящий террор. Полиция беспрестанно проверяла наше предприятие, допрашивала его работников, ставя под угрозу работу предприятия».

Сам же Савицкий происходящее объясняет так: «Несколько недель назад я заявил о том, что хочу принять участие в предстоящих этой осенью выборах в Государственную Думу. Однако мои планы никак не вяжутся с планами областной администрации, которая, кажется, уже «назначила» кого-то на эту должность».

4 февраля 1999 г. сотрудники налоговой полиции пришли на предприятия Савицкого. Вместе с изъятием документов были изъяты личные вещи работников фирмы, их записные книжки с номерами телефонов; денежные средства, предназначенные на выплату заработной платы. По мнению работников фирмы, полицейские вели себя грубо, унижали честь и достоинство работников фирмы, возмущавшихся подвергали унизительному личному досмотру. Досмотру подвергались люди, приехавшие из других городов для заключения договоров и налаживания деловых связей.

3.7.       Визиты и встречи

С 17 по 20 февраля в поселке Кривск Псковской области состоялся третий международный семинар «Федерализм, региональная политика и местное самоуправление: право, экономика и средства массовой информации». Его организаторами и попечителями стали Совет Европы, Московская школа политических исследований и администрация г.Пскова.

В семинаре приняли участие известные российские и иностранные эксперты, в числе которых лидер фракции «Наш дом — Россия» в Государственной Думе Рыжков В., директор Института экономических проблем переходного периода РАН Гайдар Е., член Президентского Совета президент Фонда «Российский общественно-политический центр» Салмин А., президент Всероссийского центра изучения общественного мнения Левада Ю., Посол Швейцарии в России Бухер Й., Посол Дании в России Хоппе К., председатель комитета по торговле и промышленности палаты общин парламента Великобритании О’Нейл, основатель и ответственный редактор политического журнала «Проспект» Гудхарт Д., политический советник Совета Европы Фогль И., представители Дании, Швеции и США.

Е. Гайдар 19 февраля встретился с администрацией г. Пскова, депутатами городской Думы и представителями общественности.

 

24 февраля Псков посетила делегация, в составе которой заместитель председателя государственного комитета России по физической культуре и туризму, Президент российской Ассоциации туристических агентств С. П. Шпилько. Комитет по внешним связям и туризму при областной администрации показал гостям то, что в области имеется в сфере туризма и рассказал о перспективах на будущее.



Источники

[1]. Псковский областной комитет государственной статистики. Социально-экономическое положение Псковской области в 1998 г. // Псковская правда. — Псков, 1999. — 16 февраля. — С. 5.

[2]. Павлова Л. Кто и как пополняет казну? // Новости Пскова. — Псков, 1999. — 4 февраля. — С. 3.

[3]. Назад покойники не ходят // Новости Пскова. — Псков, 1999. — 12 февраля. — С. 3.

[4]. Кустов. Ю. Шило и в милицейском «мешке» не утаишь // Псковская правда. — Псков, 1999. — 4 февраля. — С. 4.

[5]. Одним депутатом меньше // Псковская правда. — Псков, 1999. — 26 февраля. — С. 1.

[6]. Артюнин Н. Чтобы не воровали и взяток не брали // Псковская правда. — Псков, 1999. — 3 февраля. — С. 3.

[7]. Петрищева Т. Где «затерялись» обещанные средства? // Новости Пскова. — Псков, 1999. — 15 февраля. — С. 3.

[8] Российская газета. — Ìîсêâà, 1999 — 29 января

[9]. Депутаты Псковской городской Думы. Открытое письмо // Новости Пскова. — Псков, 1999. — 18 февраля. — С. 3.

[10]. Письмо лидеру фракции КПРФ в Государственной Думе Г. А. Зюганову от жителей Псковской области // Псковская правда. — Псков, 1999. — 2 февраля. — С. 1.

[11]. Очищающий «вихрь» // Новости Пскова. — Псков, 1999. — 15 февраля. — С. 1.