Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Астраханская область

Александр ГАНДЕЕВ

Астраханская область

в феврале 1999 года

Заседание кабинета при главе администрации области. Принят прогноз социально-экономического развития региона на 1999 год. Отчет об использовании госимущества на территории региона. Структурные изменения и кадровые перестановки произошли в ряде подразделений администрации области. Астраханский горсовет утвердил отчет о работе мэрии в 1998 году. Поправка к Уставу области: в районах, не обеспечивающих себя более, чем на 70%, будет введено областное финансовое управление. Довыборы в областное Представительное Собрание назначены на 25 апреля. Избирательная комиссия ожидает большого наплыва кандидатов. Ход выборов осложняется несоответствием областного избирательного законодательства с федеральному. Астраханское отделение национал-большевистской партии оказалось под следствием за разжигание межнациональной розни. Общественная организация «Ветераны и пенсионеры Астраханской области» провела пикетирование здания администрации области. У региональной организации ЛДПР появился новый лидер. Справка о состоянии налоговой системы региона.

1.    Политика

1.1.       Исполнительная власть

1.1.1.      Заседания кабинета администрации области

В феврале прошло два заседания кабинета при главе администрации области. На первом обсуждался прогноз социально-экономического развития Астраханской области на 1999 год. Вот некоторые его показатели:

·         Валовый региональный продукт составит 99,8% к уровню прошлого года.

·         Прогнозируется прирост промышленной продукции по сравнению с 1998 годом на 3%. В топливной промышленности — на 5%, в машиностроении и металлообработке — на 5%.

·         Выпуск ликероводочных изделий увеличится на 50%, пива — на 35%, папирос и сигарет — на 12%.

·         Увеличится производство табака и хлопчатника. Площадь под табак будет больше в 4,5 раза, под хлопок — в 2 раза.

·         Ожидаемая доля импорта в розничном товарообороте составит 40 — 45%. Будут снижаться услуги туризма и культуры.

·         Предполагается, что реальные доходы населения достигнут 79% к уровню 1998 года. Среднемесячная заработная плата возрастет и составит 1117 рублей. Прожиточный минимум вырастет с 460 рублей в 1998 году до 800 рублей.

На другом заседании кабинета при главе администрации Астраханской области, прошедшем в феврале, была подвергнута критике деятельность комитета по управлению госимуществом области. Председатель комитета Юрий Попов заявил, что в 1999 году областной бюджет получит от комитета столько же дохода, сколько и в 1998 году. Данная отдача была признана мизерной — немногим более миллиона за аренду собственности, 800 тысяч — за продажу госсобственности, 60 тысяч — дивиденды по акциям. Недовольство членов кабинета вызвало то, что область до сих пор не получает платы от акционерных обществ за переданное им госимущество. Оказалось, что сейчас вообще неясно каким имуществом обладает область и сколько оно стоит. Комитет по управлению госимуществом не использует возможности повлиять на работу акционерных обществ. Губернатор Анатолий Гужвин заявил, что работая таким образом комитет «обкрадывает государство».

В результате, работа комитета по управлению госимуществом Астраханской области была признана неудовлетворительной, а использование им госсобственности — неэффективным.

1.1.2.      Назначения

В феврале в администрации области появилось новое структурное подразделение — департамент информации, издательства, полиграфии и связи. Он образовался в ходе слияния комитета по информатизации и связи с департаментом информации, печати и полиграфии. Новый департамент возглавил Блиер Мирон Борисович.

М.Блиер родился в 1945 году. Образование высшее. В администрации области с 1991 года. Возглавлял группу советников при главе администрации области, комитет по информатизации и связи.

Женат. Имеет взрослую дочь. В свободное время пишет философские сказки для взрослых.

 

Другое административное новообразование — управление промышленности и транспорта, образованное путем слияния двух соответствующих отделов — возглавил в феврале Терсков Сергей Константинович.

С.Терсков родился в 1953 году. Образование высшее. Работал в комсомоле, советником по молодежной политике в Афганистане. В 1989 году собранием трудового коллектива комбината хлебопродуктов был избран его генеральным директором. Член Астраханского союза промышленников, заместитель председателя региональной организации «Отечество».

Женат. Имеет двух сыновей.

 

В феврале назначен новый руководитель Астраханской таможни. Им стал Максимов Валерий Петрович.

В.Максимов родился в 1949 году. Образование высшее. С августа 1983 года — на руководящих должностях в КГБ — ФСК — ФСБ. А последние восемь лет — заместитель начальника управления.

Женат. Имеет трех дочерей.

В.Максимов сменил на этом посту Александра Кабальнова, возглавлявшего Астраханскую таможню с момента ее образования. Последний направлен руководить Калужской таможней.

1.1.3.      Инициатива губернатора

В феврале в ходе одной из пресс-конференций губернатор А.Гужвин заявил, что в настоящее время к Уставу области подготовлена поправка. Суть ее сводится к следующему: в районах области, которые не могут обеспечить себя более, чем на 70%, будет введено областное финансовое управление. Подобное решение продиктовано тем, что органы местного самоуправления дали около 120 миллионов рублей недоимки (почти весь областной долг), а областной бюджет — лишь 8 миллионов. «Лучше испортить отношения с главами районов, чем с населением области», — заявил А.Гужвин.

1.2.       Местное самоуправление

1.2.1.      Заседание горсовета Астрахани

В феврале на расширенном заседании Астраханского городского Совета был заслушан отчет мэра Игоря Безрукавникова о деятельности его администрации в прошлом году. Одним из основных достижений работы своего аппарата мэр назвал тот факт, что впервые за много лет городская администрация вошла в новый год без внутренних долгов. По словам мэра, в ноябре прошлого года городским бюджетом отданы последние проценты по банковским кредитам, и в последствии прибегать к подобным услугам мэрия не намерена.

1.2.2.      Муниципальное строительство

Несмотря на экономические трудности растут объемы жилищного строительства. В прошлом году Астрахань заняла первое место по темпам увеличения объемов строительства.

Суперзадачей, которую И.Безрукавников поставил перед своей администрацией в текущем году, является уход от зависимости при формировании бюджета от областной администрации. Мэр считает недопустимым тот факт, что областные финансовые органы ежегодно урезают городской бюджет.

1.3.       Выборы

В феврале депутаты Астраханского областного Представительного Собрания (ОПС) направили в избирательную комиссию Астраханской области постановление, в котором депутатское место в 25-м избирательном округе признавалось освободившимся в связи со смертью депутата Сергея Данилова. Таким образом, избирком получил возможность официально назначить дату выборов в замен выбывшего депутата.

Члены облизбиркома единогласно назначили выборы по 25-му округу на 25 апреля. Председатель комиссии Евгений Покровский заявил, что выборы будут проходить по старому областному закону «О выборах депутатов ОПС» за исключением статей, регламентирующих организацию и порядок голосования, подсчет голосов, установление результатов голосования. В этой части избирательным комиссиям и кандидатам придется руководствоваться новым Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Кроме того, по словам Е.Покровского, в тех случаях, где областной закон будет вступать в противоречие с федеральным, верховенство останется за нормами федерального закона.

Скорее всего, грядущие выборы, с точки зрения законодательной базы, будут самими сложными. Конституционный Суд РФ вынес заключение, по которому все выборы должны проводиться согласно норм нового федерального закона. Однако в Центризбиркоме заявили, что все довыборы в субъектах Федерации должны проходить по старому законодательству, дабы соблюсти равенство условий между уже избранными депутатами и теми, кто только претендует на места в законодательных органах.

Облизбирком также утвердил смету расходов на проведение довыборов по 25-му округу. Областному бюджету они обойдутся в 294 тысячи 528 рублей. Эти средства должны поступить на счет комиссии в десятидневный срок с момента объявления выборов. Однако, по словам члена комиссии Ю.Торбина, реально этот срок никогда не соблюдался, деньги поступали гораздо позже.

Комиссия готовится к большому наплыву кандидатов. В течение первых десяти дней уведомления о начале сбора подписей подали семь человек: Пряхина Ирина Вячеславовна, 1968 года рождения, генеральный директор ООО «Даир» (оптовая и розничная торговля), выдвинута избирателями; Курсков Виталий Викторович, 1964 года рождения, генеральный директор ЗАО «Бытстройсервис-А» (поставка, гарантийное и сервисное обслуживание бытовой техники), выдвинут избирателями; Нетипанов Сергей Николаевич, 1953 года рождения, генеральный директор ОАО ПКФ «Астраханские колбасы», выдвинут избирателями; Данилова Людмила Александровна, 1953 года рождения, учредитель ООО «Инна» (оптовая торговля), выдвинута избирателями; Лихобабин Сергей Викторович, 1968 года рождения, директор ООО «Виктор и сыновья», выдвинут избирательным объединением «Астраханская областная организация ЛДПР»; Минин Александр Сергеевич, 1974 года рождения, председатель Астраханского регионального отделения общероссийского молодежного политического общественного движения «Лебедь», выдвинут избирателями; Шамарданов Дамир Мансурович, 1972 года рождения, журналист, самовыдвижение.

Очевидно, что некоторые из кандидатов будут пытаться строить свою кампанию в качестве правопреемников или даже наследников дел и идей трагически погибшего С.Данилова. Впрочем, разыгрывать эту карту долго и тем более успешно им не придется, поскольку участвовать в избирательной кампании будет и вдова С.Данилова Людмила Данилова.

О предвыборной агитации в средствах массовой информации. Кое-кто из потенциальных кандидатов, не дожидаясь официального начала избирательной кампании, уже активно «засвечивается» в прессе, усиленно создавая информационные поводы для своего появления на страницах газет и в телевизионном эфире. Дабы пресечь такие действия председатель облизбиркома разослал всем руководителям СМИ письмо, в котором извещает о «недопустимости публикации материалов о гражданах с момента уведомления ими окружной избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей до дня регистрации не менее двух кандидатов в округе, а на телевидении и радио — до регистрации всех кандидатов и предварительной жеребьевки предоставляемого им эфирного времени». Под таковыми материалами председатель облизбиркома называет информацию, очерки и рекламные ролики.

Однако по мнению журналистов, освещающих ход выборов, избирательная комиссия, запрещая давать информацию, в данном случае перегнула палку, поскольку сбор, подготовка и распространение информации является основной функцией прессы. Если же следовать этим предписаниям облизбиркома, то журналисты не смогут даже информировать читателей и телезрителей, к примеру, о том, кто из граждан будет выдвинут кандидатами по 25-му округу.

Не согласился с таким решением и наблюдательный совет при избирательной комиссии Астраханской области. Члены совета — представители ведущих средств массовой информации региона — на своем заседании обсудили данное уведомление облизбиркома и приняли решение, что оно ущемляет права незарегистрированных кандидатов, избирателей и работников СМИ. Наблюдательный совет является экспертным органом. Его заключения направляются на рассмотрение избирательной комиссии. Та, в свою очередь, либо соглашается с его заключениями и принимает соответствующее решение, либо отклоняет их. Если в данном случае комиссия согласится с заключением совета, то ей, по сути дела, придется признать собственную неправоту и отозвать разосланное во все СМИ уведомление.

 

1.4.       Политические партии

1.4.1.      Национал-большивисткая партия

17 февраля областной прокуратурой было возбуждено уголовное дело по материалам, поступившим из администрации области от полномочного представителя президента и правительства Чеченской республики в Астраханской области, о выпуске и распространении Астраханским региональным отделением межрегиональной общественной организации «Национал-большевистская партия» листовок с призывами к выселению граждан чеченской национальности из Астраханской области.

Астраханское отделение НБП было зарегистрировано в управлении юстиции 2 октября 1998 года. А в начале этого года в управление юстиции поступил сигнал о появлении в городе экстремистских листовок, подписанных этой организацией. Регистрирующий орган провел проверку соответствия деятельности организации ее уставным целям и задачам и вынес официальное предупреждение о возможности прекращения регистрации в случае повторного нарушения устава и закона «Об общественных организациях». Материалы проверки были переданы в областную прокуратуру.

В настоящее время следствие выясняет имеется ли в содеянном состав преступления, то есть разжигают ли листовки национальную рознь (ст.288 УК РФ).

1.4.2.      «Ветераны и пенсионеры Астраханской области»

В феврале общественная организация «Ветераны и пенсионеры Астраханской области» (организация — сателлит КПРФ) провела пикетирование здания администрации области. Требования пикетчиков были традиционными — пенсии, лекарства, транспорт, смена курса реформ. В ходе пикета к пенсионерам присоединились представители других общественных организаций — КПРФ, ОФТ, ЛДПР, общество защиты прав предпринимателей.

Данную акцию можно считать сугубо политической, поскольку незадолго до этого губернатор А.Гужвин провел встречу с ветеранами Астраханской области, в ходе которой затрагивались все злободневные вопросы. В частности он сообщил, что закон «О ветеранах» в Астраханской области в 1998 году выполнен на 63% (это большой прогресс, поскольку в прежние годы он выполнялся всего на 20 — 25%). Для участников и инвалидов войны выделено бесплатно 200 квартир, 24 автомобиля, установлено дополнительно 420 телефонов. На покрытие 50-процентной льготы в оплате жилья и коммунальных услуг предприятиям ЖКХ было заплачено 21 млн. рублей вместо запланированных 13 млн. Транспортными организациями получено 7,5 млн. рублей дотаций за бесплатный проезд ветеранов.

Ветераны отметили проблемы с несвоевременной выплатой пенсий (задержка выплат составляет порядка полутора — двух месяцев), а также неудовлетворительное обеспечение льготными лекарствами (обеспеченность снизилась с 60% до 20%).

1.4.3.      ЛДПР

В феврале новым координатором Астраханской областной организации ЛДПР стал Лихобабин Виктор Константинович, директор производственного частного предприятия «Виктор и сыновья».


ПРИЛОЖЕНИЕ

Справка о состоянии налоговой системы Астраханской области,
подготовленную в администрации области в феврале перед очередной коллегией госналогслужбы

 

1. Выполнение прогноза сбора налогов в 1998 году

В 1998 году произошло сокращение налоговых доходов по сравнению с предыдущим годом на 10% (табл. 1). Значительно сократились налоговые поступления по налогу на добавленную стоимость (22%), подоходному налогу с физических лиц (11%), налогу на имущество (13%), платежи за пользование природными ресурсами (16%).

Увеличились доходы по налогу на прибыль предприятий (10%) и акцизные сборы (10%).

Установленные прогнозом показатели выполнены только по налогу на прибыль.

 

Выполнение прогноза сбора налогов всего в 1998 году[1]

Таблица 1

Основные налоги и сборы

Факт 1997 г.

(млрд. руб.)

Прогноз 1998 г.

(млн. руб.)

Факт 1998 г.

(млн. руб.)

Факт 1998 года к факту 1997 года (%)

Исполнение прогноза (%)

НДС

680,7

694,8

529,9

78%

76%

Акцизы

225,0

260,5

248,4

110%

95%

Налог на прибыль предприятий

272,2

287,5

300,7

110%

105%

Подоходный налог с физических лиц

375,9

435,4

332,7

89%

76%

Налог на имущество

165,1

238,2

143,9

87%

60%

Платежи за пользование природными ресурсами

150,5

147,1

126,0

84%

86%

Прочие налоги и сборы

165,3

330,1

157,9

96%

48%

Всего поступлений

2123,2

2492,1

1917,2

90%

77%

 

Поскольку существующая практика составления прогноза налоговых поступлений не определяет изменения задолженности (а это необходимо делать, поскольку при исполнении бюджета важнее всего реальные доходы), существует мнение, что прогнозом устанавливается величина начисленных налогов. В таблице 2 приведено исполнение прогноза с учетом фактора задолженности.

В этом случае большинство прогнозных показателей по видам оказываются выполненными, а исполнение прогноза в целом увеличивается с 77% до 91%. Если из объема прогнозируемых налогов, исключить влияние налога с продаж (из-за неполного и позднего его введения), то исполнение прогноза будет в пределах 96%.

 

Выполнение прогноза сбора налогов с учетом задолженности (млн. руб.)

Таблица 2

Основные налоги и сборы

Прогноз 1998 г.

Факт 1998 г.

Прирост задолженности за 1998 год

Начислено налогов с учетом задолж.

Выполнение прогноза с учетом задолж.

НДС

695

530

170

700

101%

Акцизы

261

248

100

348

134%

Налог на прибыль предприятий

288

301

16

317

110%

Подоходный налог с физических лиц

435

333

0

333

76%

Налог на имущество[2]

238

144

 

144

60%

Платежи за пользование природными ресурсами

147

126

35

161

109%

Прочие налоги и сборы

330

158

26

184

56%

Всего поступлений

2492

1917

347

2264

91%

 

Более объективное представление об относительном уровне налоговых доходов в 1998 г. дают данные о фактических сборах, скорректированные на индекс–дефлятор среднегодовых цен[3], приведенные в таблице 3, при этом видно, что реальные налоговые доходы в 1998 году сократились на 21%.

 

Налоговые доходы в масштабе цен 1998 годы (млн. руб.)

Таблица 3

Основные налоги и сборы

Факт 1997 г.

Факт 1997 г.
в ценах 1998 г.

Факт 1998 г.

Факт 1998 к факту 1997 г. в ценах 1998 г.

НДС

681

783

530

68%

Акцизы

225

259

248

96%

Налог на прибыль предприятий

272

313

301

96%

Подоходный налог с физических лиц

376

432

333

77%

Налог на имущество

165

190

144

76%

Платежи за пользование природными ресурсами

151

173

126

73%

Прочие налоги и сборы

165

190

158

83%

Всего поступлений

2123

2442

1917

79%

2. Распределение налоговых доходов между бюджетами различного уровня

 

2.1. Общая структура доходов и доходы Федерального бюджета

В течение двух последних лет на федеральном уровне не принималось Законов, существенно повлиявших на ставки и структуру распределения Федеральных налогов, составляющих основу налоговых доходов[4]. Поэтому изменения в распределении фактических доходов между бюджетами различных уровней связаны в первую очередь с объемами проводимых взаимозачетов и, в меньшей степени, изменениях в пропорциях налогооблагаемых баз.

Наибольшее сокращение в налоговых доходах (Таблица 4) понес федеральный бюджет (на 170 млн. руб.), что объясняется, прежде всего, практическим отказом от взаимозачетов. Если в целом по области взаимозачеты составили 30 копеек в рубле налоговых доходов, то по Федеральному бюджету на взаиморасчеты пришлось лишь 13,5 копеек. Отсюда и столь значительный рост задолженности по федеральному бюджету, который составляет 80% от прироста всей задолженности по территории.

Существенно сократилась и общая доля доходов Федерального бюджета (Таблица 5) в налоговых доходах по территории с 37% до 32%.

Установленные прогнозные показатели по сбору налогов не были выполнены ни одним из районов области (Таблица 6), кроме ЗАТО г. Знаменск.. Более 90% прогнозируемых налогов было собранно в Ахтубинском (90%) и Приволжском (95%) районах, менее 70% в Володарском (62%), Камызякском(66%) и Черноярском (61%) районах. Больше, чем в 1997 году налогов собрано в Ахтубинском (104,5% к уровню 1997 года), Приволжском (124,7%) и Храбалинском (105,2%) районах.

 

Распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней

Таблица 4

 

 

1997 год (млрд. руб.)

1998 год (млн. руб.)

Уровень бюджета

Прогноз

Факт

Прогноз

Факт

Исполнение прогноза

Задолжен-ность

Прирост задолженности

Федеральный

937,8

790,9

856,9

621,3

73%

523,6

284,5

Областной

284,8

360,3

611,2

421,7

69%

41,3

9,1

Местного самоуправления

857,8

972,0

1024,1

874,2

85%

145,5

54,3

Всего

2080,4

2123,0

2492,1

1917,0

77%

710,4

347,9

 

2.2. Областной бюджет

При достаточно низком проценте исполнения прогноза (69%), в областной бюджет в 1998 г. поступило налогов на 60 млн. рублей больше, чем в 1997 г. (Таблица 4). В результате повысилась доля доходов областного бюджета в общих доходах территории на 5% процентных пункта с 17% в 1997 году до 22% в 1998 году.

 

Структура распределения налоговых доходов
между бюджетами различных уровней

Таблица 5

 

1997 год

1998 год

Уровень бюджета

Прогноз

Факт

Прогноз

Факт

Федеральный

45%

37%

34%

32%

Областной

14%

17%

25%

22%

Местного самоуправления

41%

46%

41%

46%

 

Областной бюджет понес наибольшие потери из-за неполного и несвоевременного введения налога с продаж. Если исключить из расчетов влияние этого налога, то тогда исполнение прогноза по областному бюджету составит — 90%, что более точно отражает последовательную деятельность Администрации области по мобилизации налоговых доходов. — 16,6 копеек).

Принимаемые Администрацией области меры позволили не допустить существенного роста задолженностей по платежам в областной бюджет, и на рубль налоговых доходов в 1998 г. задолженность по областному бюджету составляет 9,8 копеек, при среднем по области – 37 копейках, а по местным бюджетам 16,6 копеек.

Следует отметить, что положительную роль в увеличении доходов областного бюджета сыграло не прогнозируемое увеличение налога на прибыль (выше прогноза на 40 млн. руб.), а настойчивая работа по взаимозачетам по НДС.

Негативные последствия, кроме налога с продаж, оказало невыполнение прогнозных показателей по налогу с физических лиц (недобор 28 млн. рублей) и по налогу на имущества (- 46 млн. рублей).

Территориально налоговые доходы областного бюджета должны были формироваться по прогнозу, в основном, за счет доходов с двух территорий Красноярского района – 260,7 млн. руб. – 43% налоговых доходов и г. Астрахани – 251,6 млн. руб. – 41%. На долю других районов приходилось – 16%.

Фактически от предприятий Красноярского района поступило – 242,4 млн. рублей или 57,5% налоговых доходов, от предприятий г. Астрахани – 130 млн. рублей – 31%, от остальных территорий – 10,5%.

Следует отметить, что районы области по выполнению прогнозных показателей (по оценке без учета налога с продаж) могут быть распределены на три группы – первая — выполнившая свои обязательства перед областным бюджетом на 70 и более процентов — Икрянинский, Красноярский, Приволжский, Харабалинский районы, г.Астрахань, вторая – направившая в областной бюджет менее 50% налогов, установленных прогнозом – Ахтубинский, Володарский, Енотаевский, Камызякский, Черноярский районы, остальные районы, собравшие от 50 до 70% установленных налогов.

2.3. Налоговые доходы бюджетов районов области и г. Астрахани

Исполнение прогнозных показателей по налоговым доходам в местные бюджеты самое высокое – 85% (Таблица 4). Доля доходов местных бюджетов по прогнозу предполагалось сохранить на уровне прогноза 1997 года – 41%, но в результате она сохранилась на уровне факта прошлого года – 47% (Таблица 5).

Налоговые доходы значительной части местных бюджетов колеблются около средней величины – 85% плюс – минус 5%. (Таблица 6).

 

Исполнение прогнозных показателей налоговых доходов районами области

Таблица 6

 

 

Всего поступлений

Областной бюджет

Местный бюджет

 

факт

прогноз

% выпол-нения

факт

прогноз

% выпол-нения[5]

факт

прогноз

% выпол-нения

Всего поступлений

1917

2492,1

77%

421,7

611,2

69%

874,2

1024,2

85%

г.Астрахань

938,9

1271,0

74%

129,7

251,6

52%

505,1

615,2

82%

Ахтубинский

93,7

104,5

90%

3,0

11,4

27%

63,4

66,4

95%

Володарский

11,8

19,0

62%

0,1

2,7

5%

9,1

13,6

67%

Енотаевский

11,4

15,0

76%

0,3

3,3

9%

8,8

10,4

85%

Икрянинский

39,0

50,9

77%

2,2

6,6

34%

27,6

31,6

88%

Камызякский

23,2

35,3

66%

0,2

4,7

5%

17,3

26,5

65%

Красноярский

604,3

756,4

80%

242,4

260,7

93%

115,8

120,0

96%

Лиманский

20,5

24,9

82%

0,7

3,8

18%

17,9

18,4

97%

Наримановский

40,8

52,8

77%

2,4

4,0

60%

33,4

42,1

79%

Приволжский

53,6

56,3

95%

6,0

3,5

170%

35,0

39,7

88%

Харабалинский

21,5

25,4

84%

0,7

5,3

13%

17,4

16,2

107%

Черноярский

7,3

12,0

61%

0,1

1,6

8%

5,9

7,4

81%

г.Знаменск

17,5

16,7

105%

 

 

 

17,5

16,7

105%

 

Более 90% прогноза получили Ахтубинский (95%), Красноярский (96%), Лиманский (97%), Харабалинский (107%) районы, менее 79% — Володарский (67%) Камызякский (65%) районы, менее — 69% — Володарский (67%) и Камызякский (65%) район.

 

3. Формирование законодательства в области налоговой политики

 

Налоговое законодательство составляет основу бюджетного процесса в области, что определяет приоритетное внимание Администрации области к этому направлению.

Все проекты Федеральных законов, Налогового Кодекса проходят тщательную экспертизу в Финансовом управлении, Комитете экономики и инвестиционной политики. Заключения и предложения направляются в соответствующие федеральные структуры, где многие из них используются при окончательной подготовке документов.

На стадии принятия Федеральных Законов делается все возможное, чтобы защитить интересы области. Формируется согласованное мнение части астраханских депутатов Государственной Думы, ведется работа через наиболее авторитетные фракции.

В Совете Федерации, членами которого являются Глава Администрации области и Председатель Областного Представительного Собрания, всегда аргументировано представлены единые позиции региона, которые, как правило, соответствуют конструктивным точкам зрения и находят поддержку большинства Верхней Палаты Федерального Собрания.

На уровне области разработку законодательных актов в сфере налоговой политики осуществляет Администрация области, затем акты вносятся на рассмотрение ОПС.

В 1998 году Администрация области внесла в ОПС по данному вопросу 14 предложений[6], в том числе 8 проектов областных Законов, принято 13 предложений, в том числе 7 законов (Приложение 1).

Принятые законодательные акты устанавливают доли распределения федеральных налогов, остающихся на территории, между бюджетами различных уровней, порядок применения областных налогов, систему налоговых льгот в пределах своей компетенции.

Администрацией области разработана и ОПС принята система нормативных актов, устанавливающая порядок введения и действия на территории области двух новых Законов: налога с продаж и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

 

4. Прогнозирование налоговых доходов

 

Прогноз налоговых доходов на текущий год осуществляется Финансовым управлением на основе годового «Прогноза социально-экономического развития Астраханской области», подготавливаемом Комитете экономики и инвестиционной политики.

При достаточно стабильной налоговой системе в стране и области складываются пропорции между налогооблагаемыми базами и соответствующими налогами, которые в первом приближении могут быть использованы для среднесрочных оценок прогнозных показателей.


Доля налогов в валовом региональном продукте

Таблица 7

 

Млрд. руб.

Млн. руб.

 

1995

1996

1997

1998

Валовой региональный продукт

5109,0

7620,0

10803,0

12400,0

Суммарный налоговый доход по области

1272,0

1484,0

2123,2

1917,2

Доля налогов в ВРП

25,0%

19,0%

20,0%

15,0%

Н.Д.С.

383,0

448,1

680,7

529,9

Доля налога

7,0%

6,0%

6,3%

4,0%

 

В макроэкономике совокупные налоговые показатели принято относить к ВРП. Из данных, приведенных в таблице 7 видно, что в 1998 году доля суммарных налогов в ВРП резко сократилась — на 5 процентных пунктов. Как правило, для объяснения приводятся две причины: рост задолженностей по налоговым платежам и увеличение дебиторской задолженности.

Но в 1998 году прирост задолженность по налоговым платежам составил 2,8% ВРП, а в 1997 году – 1,9%, таким образом, влияние этого фактора незначительно – меньше 1%.

Увеличение же дебиторской задолженности является, на наш взгляд, следствием двух взаимосвязанных процессов – существенным ростом кредиторской задолженности бюджетов всех уровней и бесконтрольным углублением теневизации экономики.

По видимому,[7] хозяйствующие субъекты освоили в значительном масштабе внутреннее дебиторское кредитование, когда поступающие за товар наличные деньги не отражаются в отчетах и прокручивается в теневых оборотах, в случае же проверок поступления вводятся в отчетность.

Косвенным образом это подтверждается и уменьшением доли НДС в ВРП до 4%. Отметим, что ВРП за минусом чистых налогов на товары и услуги является налогооблагаемой базой для НДС.

Если оценивать степень теневзации экономики по доли необлагаемой налогом добавленной стоимости к ВРП (Приложение 2), то в 1998 году степень теневизации составила примерно 75%, а в 1997 году «только» — 58%.

Видимо в этом главный и очевидный ответ на вопрос о причинах резкого сокращения налоговых доходов.

Примерна такая же ситуация и с сокращением налога с доходов физических лиц (Таблица 8).

 

Анализ подоходного налога

Таблица 8

 

 

Млрд. руб.

Млн. руб.

 

1996

1997

1998

Фонд заработной платы

2248,4

2649,6

2912,1

Задолженность по зарплате на конец года

204,4

136,0

212,9

Изменение задолженности

107,6

-68,4

76,9

Выплаченная зарплата

2140,8

2718,0

2835,3

Подоходный налог с физических лиц, удерживаемый предприятиями

244,7

356,0

317,5

Доля налога

11%

13%

11%

ВРП

7620,0

10803

12400,0

Доля выплаченной зарплаты в ВРП

28%

25%

23%

Подоходный налог с физических лиц, удерживаемый налоговыми органами

11,8

19,9

15,2

Доля подоходного налога, удерживаемого налоговыми органами,
в совокупной величине подоходного налога

5%

5%

5%

 

При достаточно постоянной доле налога в налогооблагаемой базе (11-13%), что естественно, поскольку налог перечислятся одновременно с выплатой зарплаты, отмечается уменьшение величины налога, которое связано с сокращением доли зарплаты в ВРП (на 2% по сравнению с 1997 годом и на 5% по сравнению с 1996 г.). С макроэкономической точки зрения, при росте средней зарплаты в реальном секторе экономики, это означает сокращение относительной величины «легальных» выплат и перевод их теневую — необлагаемую налогами экономику.

Отметим, что налоговые поступления, с не фиксируемых бухгалтериями дополнительных или совокупных доходов физических лиц, незначительны и составляют всего 5%, к общему объему данного налога.

Налогооблагаемой базой налога на имущество предприятий является стоимость их основных фондов. Но, как ни странно, этот достаточно очевидный показатель оказался плохо прогнозируемым. Так по обоснованным расчетам, амортизация (при фиксированной структуре основных фондов показатель, связанный с их действующей стоимостью) прогнозировалась в размере 3050 млн. рублей (в 2 с лишним раза больше, чем в 1997 году), а фактически по предварительным данным будет начислена в размере только 1619 млн. рублей. Соответственно прогноз по сбору налогов на имущество предприятий выполнен только на 60%.

Следует отметить, что прогноз составлялся с учетом ввода основных фондов на ДП «Астраханьгазпром», дорогостоящего имущества (зданий) банков, новых мощностей в других отраслях, что и в действительности имело место. Объем инвестиций в основной капитал в 1997 году вырос на 3,1%.

В то же время, вывод основных мощностей за счет их преждевременного списания, консервации и переоценки превысил ожидания, что достаточно тревожный результат, который требует дополнительного и тщательного анализа.


Анализ налога на имущество

Таблица 9

 

Млрд. руб.

Млн. руб.

 

1996

1997

1998

Амортизационные отчисления

1461,4

1375

1619,0

Налог на имущество предприятий

116,3

161,4

140,9

Доля налога в амортизационных отчислениях

8%

12%

9%

Налог на имущество физических лиц

1,2

2,2

2,3

Доля налога на имущество физических лиц в совокупном налоге на имущество

1%

1%

2%

 

Непосредственно на величину сбора налогов повлияла сложившаяся практика консервации имущества, которая сократила налоговые доходы по данной статье в областной бюджет на 3,4 млн. руб., а в целом — на 6,8 млн. рублей или 5[8]% от общей величины налога.

Попытки за счет консервации основных фондов улучшить экономическое состояние предприятий вызывает недоумение. Есть масса других более эффективных способов действительно заставить собственника думать над эффективным использованием основного капитала: сдача в аренду, создание совместных предприятий, продажа с уценкой, наконец, налоговый кредит на величину налога за эти фонда. А консервация практически приводит к деградации основных фондов, сокращающая не только производственный потенциал области, но и налоговые доходы бюджета.

 

5. Налоговые платежи по отраслям

 

Снижение сборов налогов в фактических ценах без учета инфляции[9] произошло во всех отраслях, кроме пищевой промышленности, транспорте, связи, торговле и банковской деятельности (Таблица 10). Увеличение налоговых доходов в сельском хозяйстве, скорее всего, объясняется переводом в отрасль из рыбной (пищевой) промышленности рыболовецких колхозов.

Отметим, что из четырех названных сфер деятельности, в которых фиксируются объемные показатели, их увеличение произошло только в двух (пищевой промышленности и связи).

Изменилась и отраслевая структура налоговых доходов: на 2% упала доля промышленности, увеличилась на 1,7% доля транспорта, на 0,5% — торговли и связи. В составе статьи «Финансы, кредит, страхование …» увеличилась доля налоговых платежей банков на 1,4%, которые заплатили на 23 млн. рулей налогов больше, чем в 1997 году.

Кроме известных и ранее называемых факторов отметим на безусловное влияние инфляционных процессов на рост фактических (не реальных) налоговых доходов. Этим в частности объясняется рост доходов в торговли, кроме того на совокупные доходы этой отрасли повлияло и влияние «налога с продаж», после исключение которого и здесь будет отмечаться существенный спад.

Наиболее тревожно падение налоговых доходов в энергетике (больше, чем в два раза по сравнению с 1987 г.) – достаточно полное объяснение дает громадной дебиторской задолженностью отрасли, составляющая более 23% всей дебиторской задолженности по промышленности области.

В большинстве отраслей промышленности темпы роста объемов не определяет темпы ростов налоговых доходов. Например в топливной промышленности объемы увеличились почти на 40%, а налоговые доходы упали на 10%, в машиностроение: рост объемов – 2,8%, сокращение налоговых доходов — почти на 30%.Примерно такая же ситуация в промышленности строительных материалов, рыбной промышленности, строительстве и т.д.

Это свидетельствует о том, что прогнозирование налоговых доходов в отраслях должно более детально связанно с конкретными налогооблагаемыми базами – добавленной стоимостью, заработной платой, прибылью, амортизацией и т.п.

Соответственно, при разработке планов развитие отраслей необходимо уделять внимание не только росту объемных показателей, а, прежде всего, увеличению налогооблагаемых баз, что позволит получить непосредственные управляемые добавки в бюджет (пример –акцизы на ликеро-водочную продукцию).

 

Выводы

 

1. Августовский кризис 1998 изменил экономическую ситуацию в стране и регионе и сделал ее существенно не соответствующей принятым в прогнозах сценарным условиям.

В результате, четыре последних месяца года существенно исказили определенные прогнозом показатели (рост цен, прибыли, масштабных денежных соотношений и т.п.), поэтому оценка соответствия макроэкономических показателей прогнозируемым не корректна и требует дополнительного анализа.

В то же время функционирование экономики области в докризисный период, в целом, укладывалось в величины прогнозируемых показателей (кроме фонда оплаты труда и амортизационных отчислений), которые могли быть с хорошей точностью использованы для прогнозирования налоговых отчислений.

2. При прогнозировании налоговых доходов не учитывается изменении задолженности по налогам, что не позволяет в полной степени использовать этот прогноз как инструмент управления сбором налогов.

3. Отдельные показатели прогнозируемых налоговых доходов определены без достаточной экономической аргументации, например, налог с продаж. Даже при своевременном и полном его введение величина его была завышена.

4. Практика года показала, что сложившиеся отношения с Представительным Собранием не позволяют оперативно вносить в доходную часть бюджета необходимые коррективы, связанные с изменением экономической ситуации. В частности не был изменен прогноз по доходам налога с продаж, когда по инициативе депутатов его налоговая база была существенно ограничена.

5. В 1998 году значительно возросла теневизация экономики. При росте объемов производства в промышленности, на транспорте, связи, других отраслях, практическом сохранении величины ВРП (99,8%) произошло сокращение совокупных налоговых доходов в сопоставимых ценах по сравнению с 1997 годом более чем на 20%.

6. Положительный опыт управления доходами от акцизных сборов на вино-водочные изделия (планирование объемов производства, прогноз, реализация мероприятий по его обеспечению) определяет необходимость его распространения и на другие налоговые доходы. Одним из возможных путей является заключение договоров между администрацией области и основными налогоплательщиками, в которых бы устанавливались величины налоговых платежей и взаимные условия их обеспечения.

7. Проведение взаимозачетов (при условии использования объективных цен) в целом способствует увеличению доходной базы бюджета, но снижает возможность исполнения его расходной части. Целесообразно в практике формирования бюджета прогнозировать величину и структуру взаимозачетов, как в доходной (до уровня налогоплательщика), так и расходных составляющих бюджета.

8. Углубленного анализа причин требует недобор в консолидированный и областной бюджет налога на имущество предприятий и доходов с физических лиц, в частности причины и целесообразность консервации имущества его списание, причин снижении доли заработной платы в ВРП.

9. В большинстве районов области (даже с исключением из прогноза налога с продаж) уровень исполнения прогноза областного бюджета существенно ниже, чем собственных налоговых доходов.

10. Доля налога с доходов физических лиц, собираемого непосредственно налоговыми инспекциями остается незначительной, и составляет всего 5%.

11. Необходимо сократить вывод на консервацию основных средств, заменив ее другими методами повышения эффективности основных фондов, не понижающие налоговые доходы бюджета.

12. При разработке прогнозов и планов развития отраслей, необходимо определять увеличение налогооблагаемых баз и предлагаемую бюджетную эффективность мероприятий.

13. В области сложился порядок доведения и разъяснения налоговых законов, методологии их начисления, в то же время пока недостаточна пропагандистская работа, связанная с доведением сущности налоговой системы в современной экономике, мало информации об ущербе, который наносит сокрытие налогов, злостные их неплательщики, последствия для бюджетной сферы и, соответственно, населения области.

 

Приложение 1

Законодательные акты,

связанные с формированием налоговой системы Астраханской области, принятые ОПС,
по инициативе областной Администрации, в 1998 году

1. Закон Астраханской области «О внесении дополнения в закон Астраханской области « О введении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства на территории Астраханской области».

(Принят ОПС от 11.09.98 года)

2. Закон Астраханской области «О внесении изменений и дополнений в закон Астраханской области « О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Астраханской области.

(Принят ОПС от 02.09.98 года)

3. «О Законе Астраханской области « Об областном бюджете на 1998 год»

(Принят ОПС от 26.06.98 года)

4. «О проекте закона Астраханской области «О налоге с продаж»

(Принят ОПС от 11.09.98 года)

5. «О проекте закона Астраханской области « О внесении изменений в статью 4 «Льготы по налогу на имущество предприятий» Закона Астраханской области «О налогообложении, сборах и др. платежах на территории Астраханской области в 1998 году»

(Постановление 242 от 2.09.98 года отклонен)

6. «О Законе Астраханской области « О внесении изменений в статью 2 и 3 Закона Астраханской области «О налоге с продаж»

(Принят ОПС от 29.10.98 года)

7. О Законе Астраханской области « О внесении дополнения в Закон Астраханской области «О налогообложении, сборах и др. платежах на территории Астраханской области в 1997 году»

(Принят ОПС от 19.02.98 года)

8. О проекте Закона Астраханской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»

(Принят ОПС от 11.09.98 года)

9. «О льготе подразделениям вневедомственной охраны управления внутренних дел Астраханской области по уплате налога в территориальный дорожный фонд»

(Принято Постановление ОПС от 28.05.98 года)

10. «О предоставлении льготы по уплате налога в территориальный дорожный фонд учреждениям религиозно – культового назначения (при кладбищах)

(Принято Постановление ОПС от 26.06.98 года)

11. «О предоставлении льготы по уплате налога в территориальный дорожный фонд предприятиям водопроводно–канализационных систем Астраханской области

(Принято Постановление ОПС от 26.06.98 года)

12. «О предоставлении льготы по уплате налога в территориальный дорожный фонд Астраханскому автомобильно-дорожному колледжу

(Принято Постановление ОПС от 16.07.98 года)

13. О предоставлении налоговых льгот хладокомбинатам Астраханской области

(Принято Постановление ОПС от 16.07.98 года)

14. О предоставлении права предоставления в налоговые органы сведений на бумажных носителях.

(Астраханский объединенный историко-архитектурный музей заповедник, центр народной культуры)

(Принято Постановление ОПС от 9.12. 98 года)

Приложение 2

Приближенный расчет степени теневизации экономики

1.По 1998 году.

 

Выплаченные налоги на товары и услуги (НДС, акцизы, налог с продаж)

530+248+11= 789 млн. руб.

Трансферты в экономику:

789*0,48 = 379 млн. руб. (0,48 – коэффициент оценки прямых трансфертов в экономику, используемый в статистике)

Чистые налоги на товары и услуги:

789 – 379 = 410 млн. руб.

Полная произведенная добавленная стоимость:

12 400 – 410 = 11 990 млн. руб.

Добавленная стоимость с которой получен НДС:

530/0,18 = 2944 млн. руб. (0,18 – средневзвешенный коэффициент ставки НДС).

Степень теневизации:

(11900-2944)/11900=0,75

 

2.По 1997 году

 

Выплаченные налоги на товары и услуги (НДС, акцизы)

681+225 = 906 млн. руб.

Трансферты в экономику:

906*0,48 = 435 млн. руб.

Чистые налоги на товары и услуги:

906 – 435 = 471 млн. руб.

Полная произведенная добавленная стоимость:

10803 – 471 = 10332 млн. руб.

Добавленная стоимость с которой получен НДС:

681/0,17 = 4006 млн. руб. (0,18 – средневзвешенный коэффициент ставки НДС в 1997 г.).

Степень теневизации:

(10332 — 4006)/10803 =0,58

 

 

 



[1] Здесь и далее величины сбора налогов по данным налоговой инспекции.

[2] Данные по задолженности по налогу на имущество отсутствуют и учтены в составе строки прочие налоги и сборы.

[3] По данным Комитета экономики и инвестиционной политики – 1,15.

[4] Налог с продаж и налог на вмененный доход хоть были введены в 1998 году, но доходы по ним были незначительны и их можно не учитывать в анализе.

[5] В прогноз включен налог с продаж.

[6] Учтены предложения непосредственно затрагивающие налоговую систему области, льготы и другие сопутствующие факторы заключались и в других предложениях.

[7] Здесь и далее соображения дискуссионного плана выделены курсивом.

[8] В первом приближении это означает, что примерно пять процентов основных производственных фондов области были поставлены только в этом году на консервацию.

[9] Уровень инфляции в отраслях весьма различный, например, индекс цен производителей 104,8%, а индекс потребительских цен 124,5%.