Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Архангельская область

Татьяна Барандова

Архангельская область

в феврале 1999 года

Глава администрации области Анатолий Ефремов подписал договор с Министерством экономики и Госкомземом РФ о валютном займе на реализацию проекта поддержки развития земельной реформы в России «Ларис». Селекторное совещание с главами районных администраций по вопросу выплаты зарплаты бюджетникам области. Проект плана социально-экономического развития Архангельска до 2000 года. Сессия Горсовета Архангельска – введение талонов для проезда льготников в городском транспорте. Выборы глав сельских администраций в Шенкурском районе не состоялись. Назначение Б.Борисова начальником областного ФСБ. Пресс-конференция областного прокурора. Областная налоговая инспекция выступила с оценкой проекта бюджета области по доходам на 1999 год. Социально-экономическое положение Архангельска за 1998 год – статистический отчет. Предприятия: морской порт, ОАО «Северное морское пароходство». Конверсионные программы для Северодвинска и Мирного. Итоги работы лесной отрасли, алмазодобывающая отрасль. Визиты губернатора в Мурманскую область и в Норвегию.

1.    Политика

1.1.       Исполнительная власть

1.1.1.      Глава администрации области

Распоряжением губернатора Анатолия Ефремова из резервного фонда главы областной администрации в феврале перечислены 50 тыс. руб. для пострадавших во время пожара в здании УВД в Самаре.

26 февраля глава администрации области Анатолий Ефремов подписал договор с Министерством экономики и Госкомземом РФ о валютном займе на реализацию проекта поддержки развития земельной реформы в России «Ларис». Беспроцентный заем будет предоставлен Международным банком реконструкции и развития (МБРР) в размере $ 1,5 млн. с рассрочкой погашения в 12 лет. В 1999 году областной земельный комитет получит под закупку оборудования $ 840 тысяч, остальное — в следующем году. Уже в первом полугодии земельные службы Архангельска, Северодвинска, Котласа, Новодвинска, Онеги, Вельска, Няндомы и Приморского района получат компьютерное геодезическое оборудование и программные средства для развития электронных технологий ведения земельно-кадастровых и землеустроительных работ. Это позволит им приступить к созданию электронной базы данных о земле и недвижимости. Гасить же взятый кредит область и муниципальные образования начнут с 2000 года.

В начале февраля глава администрации области Анатолий Ефремов провел селекторное совещание с главами районных администраций по вопросу выплаты зарплаты бюджетникам области. Губернатор упомянул, что 1998 год все районы области начали в одинаковых условиях, практически без долгов по заработной плате. Конечный результат года в каждом муниципальном образовании зависел от организации сбора налогов и рационального расходования бюджетных средств местными властями. К окончанию года муниципалитеты подошли с различными показателями, но в целом, накопив приличный долг перед работниками бюджетной сферы. На погашение которого в январе 1999 года область получила положенный трансферт в размере 41 млн. руб., кроме того, бюджетную ссуду на погашение задолженности по зарплате — 40 млн. руб. Тем не менее, общая задолженность по области составляет порядка 189 млн. руб.

На совещании главам администраций напомнили, что с февраля 1999 года федеральные трансферты будут перечисляться в область с учетом выполнения собственного плана поступления налогов в областной бюджет. Анатолий Ефремов потребовал резко сократить взаимозачеты и составить график погашения задолженности перед бюджетом каждому предприятию, указав на личную ответственность глав муниципальных образований за собираемость налогов на их территориях и своевременность выплат работникам бюджетной сферы, выразившись так: «Взялись за гуж — работайте!» [[1]].

1.1.2.      Отношения с Центром

Генеральный директор Департамента ЖКХ администрации области Виктор Зверев в Москве в конце февраля, при поддержке Министерства топлива и Минэнерго, добивался от правительства включения Архангельской области в список первоочередников на дотацию по выработке электроэнергии. Пока российский бюджет предполагает выделить 1 млрд. рублей на эти цели только Дальнему Востоку. Однако северные территории России, где топливная проблема является одной из самых острых, заявили о несправедливости финансирования лишь одного субъекта. Архангельская область представила расчеты и выводы специалистов как территория, находящаяся в особо сложных климатических и экономических условиях. Виктор Зверев считает, что доводы, приведенные в документах, достаточно весомы, чтобы получить дотацию на закупку топлива для следующего отопительного сезона.

Насыщенной оказалась трехдневная командировка в Москву председателя правительства области Николая Малакова. Вместе с начальником областного финансового управления Еленой Рубан он побывал в Минфине. Там договорились о перечислении в конце февраля в Архангельск трансферта в 36 млн. рублей и тридцатимиллионной ссуды Минфина. Все деньги должны быть направлены на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы.

Одним из вопросов командировки явилась коллегия Минтопа и встречи с руководством «Татнефти» и «ЛУКойла». Проблема — подскочившие на мазут цены. Производится попытка добиться включения Архангельской области в дотационный список по компенсации разницы в тарифах. Поддержать областное руководство данном вопросе пообещали депутаты Государственной Думы от Архангельской области.

1.2.       Законодательная власть

В прошлом обзоре мы описывали ситуацию, сложившуюся в начале очередной сессии областного собрания депутатов, когда несколько депутатов выступили с резкой критикой деятельности областной администрации, потребовав включения в повестку дня сессии вопроса о призыве работников администрации к ответственности. Вопрос не прошел. Но, уже в середине февраля в СМИ были распространены материалы компрометирующего характера в адрес одного из «зачинщиков» бунта – депутата Коноваловой (см. приложение). Есть сведения из конфиденциальных источников о том, что статья была опубликована по указанию из коридоров областной администрации. Это свидетельствует в первую очередь о том, что подготовка к приближающимся выборам началась с обеих сторон. Администрация, вероятно, приложит достаточно усилий для «блокирования» возможностей для прохождения «неугодных» кандидатов.

1.3.       Местное самоуправление

1.3.1.      Администрация г. Архангельска

Мэр Архангельска Павел Балакшин в феврале вновь встречался с представителями забастовочного и профсоюзного комитетов работников образования. По мнению педагогов, администрация города не выполняет один из пунктов заключенного в декабре соглашения. Он касается погашения задолженности по книгоиздательской продукции за 1996-1997 гг. Для ликвидации этих долгов решено разработать механизм проведения взаимозачетов по коммунальным платежам через Департамент городского хозяйства. Был рассмотрен и вопрос о повышении зарплаты с января 1999 года.

В мэрии Архангельска прошло очередное заседание ВЧК, на которое были приглашены руководители четырех предприятий. Результаты: ГП «Клинкер» задолжало городской казне около 400 тыс. рублей, более 600 тысяч — Пенсионному фонду. Чтобы рассчитаться с городом, руководству предприятия предложено взять в Сбербанке вексельный кредит. Задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд и по подоходному налогу в городской бюджет должна быть погашена до 1 апреля. Долг ОАО «Архангельсквторресурсы» городу насчитывает чуть более 70 тыс. руб. Тем не менее Октябрьской ГосНИ и налоговой полиции предложено подготовить документы и произвести арест имущества сроком на три месяца. В случае дальнейшего бездействия руководителей этого АО, оно будет продано. Еще один должник — ООО «Висанд-Норд», не уплативший городу 685 тыс. руб., обязан до 1 марта представить график погашения задолженности во все уровни бюджетов. Иначе будет наложен арест на его дебиторскую задолженность. Также к 1 марта обязано погасить свой долг, составляющий 116 тыс. руб., ГП «Автослужба ХОЗО УВД Архангельской области» [[2]].

17 февраля на совете администрации Архангельска заслушан доклад о проекте плана социально-экономического развития Архангельска до 2000 года. Разработчики программы – департамент экономики, промышленности и инвестиций под руководством экс-кандидата в мэры Архангельска Юрия Никулина и департамент экономики области под руководством Владимир Коломенцева. На мероприятии было высказано множество критических замечаний в адрес программы, обвинений ее в «неконкретности и голословности». Правда, генеральный директор областного Департамента экономики В.Коломенцев назвал это «технологией решения вопроса». Идеология программы описана В.Коломенцевым примерно так: «гармонично входит как блок в областную среднесрочную программу». И нет смысла переписывать «социально-экономические индикаторы» из одной в другую.

Как интересный момент во время обсуждения можно вспомнить слова представителя президента в Архангельской области М.Белогубовой: «Может, нам поставить в программе те коренные задачи, по результатам которых горожане судят о деятельности власти по всем направлениям?.. Нет взаимосвязи с конкретными областными программами».

На совете администрации, так же был рассмотрен проект областного закона «О статусе областного центра Архангельской области» [[3]].

1.3.2.      Городской Совет депутатов г. Архангельска

Очередная сессия городского Совета депутатов началась с обсуждения программы развития пассажирского транспорта в Архангельске на 1999-2003 годы. Накануне сессии состоялись общественные слушания в горсовете с привлечением всех заинтересованных сторон. Сотрудники дорожно-транспортного управления и председатель комиссии горсовета по вопросам городского хозяйства Юрий Данилов ездили в Краснодар для изучения опыта. Проект программы прошел «обкатку» в комиссиях Совета, был принят в первом чтении на одной из предыдущих сессий.

В проекте программы, представленной сессии: упорядочение системы льготного проезда (через введение именного вкладыша к удостоверениям, дающим право на льготу, создание банка данных по льготным категориям пассажиров), восстановление ряда маршрутов, ранее действовавших в городе, изучение пассажиропотоков. Программа была утверждена Советом, после чего депутаты перешли к обсуждению другого «транспортного вопроса»: о введении именного вкладыша к удостоверениям льготников.

Вторым вопросом повестки дня сессии горсовета стало введение годового именного вкладыша к удостоверениям пассажиров, пользующихся льготой. Докладчик по данному вопросу — начальник трамвайно-транспортного предприятия Юрий Хмельницкий — пустил по рядам депутатов целый ворох липовых удостоверений. В качестве казуса было даже отмечено, что ездят хитрые на выдумку земляки и по партбилетам различных партий, водя за нос наивных или неопытных контролеров. Решено, что годовой именной вкладыш будет выдаваться гражданам, постоянно проживающим в Архангельске, имеющим право бесплатного проезда по их устному заявлению с предъявлением документов, подтверждающих право на бесплатный проезд. Выдаваться вкладыш будет бесплатно. Приехавшие в Архангельск иногородние обладатели льготы будут ездить по соответствующим удостоверениям. Без предъявления годового именного вкладыша смогут ездить военнослужащие срочной службы и инвалиды первой группы. В составленном работниками трамвайно-транспортного предприятия расчете даны такие цифры: расходы на введение такой системы составят 285 600 рублей, доходы от внедрения мероприятия — 1 874 400 рублей в год. Цифры определены с учетом опыта других городов [[4]].

Кроме того, на сессии народные избранники рассмотрели вопрос о повышении тарифной ставки работникам бюджетных отраслей. Оно было установлено в размере 10 процентов, но не для всех, а только для представителей 1-5 разрядов и вступит в действие с 1 апреля.

Далее была заслушана информация об исполнении городского внебюджетного фонда за прошлый год. Вопросов касательно расходования средств фонда возникло немало. Например, стоило ли помогать Кенозерскому парку, выделяя деньги на его участие в «Марше парков»? Неприятие целого ряда депутатов вызвала финансовая помощь театру Виктора Панова. Раздражало иных и финансирование целого ряда юбилеев различных организаций и учреждений. В одном из предложений к проекту решения было предложено финансировать только городские учреждения, а тем, которые «сидят» на областном бюджете, отказывать. На следующей сессии будут рассмотрены изменения и дополнения к Положению о городском внебюджетном фонде.

На заседании был рассмотрен также очередной список организаций, претендующих на передачу помещений, арендуемых ими в безвозмездное пользование.

Было принято решение об установлении доски святому Иоанну Кронштадтскому, с чьим именем связано в Архангельске здание Сурского подворья. Теперь предстоит согласовать установку доски с собственником здания, а также научно-производственным центром по охране памятников культуры, истории и архитектуры. На принятии такого решения ранее настаивала церковь в лице Епархиального съезда, городская комиссия по топономике, к ним присоединились Координационный совет общественных и политических организаций области и региональное отделение «Яблоко», направившие свои обращения в адрес Совета. Принят перспективный план работы Совета на текущий год и положение о помощниках депутатов [[5]].

На депутатский запрос Виктора Мошарева в горсовет, о котором сообщалось в прошлом выпуске мониторинга, пришел официальный ответ председателя комитета по охране окружающей среды А. Миняева. В нем говорится следующее:

«На реке Тегра, около д. Средняя Тегра Холмогорского района зафиксировано техногенное воздействие на ледовую поверхность. По результатам химических анализов вода в реке Тегра пригодна для культурно-бытового и хозяйственно-питьевого назначения. Фрагментов и осколков ОЧР не обнаружено ни на льду, ни в реке. Госкомэкологией Архангельской области в адрес командования космодрома Плесецк было выдано обязательное предписание об обследовании реки Тегра в летнее время.

С целью уточнения происхождения объекта информация направлена в ФСБ и военную прокуратуру с просьбой провести проверки по своим каналам. Ответов пока не поступало» [[6]].

1.3.3.      Несостоявшиеся выборы

На 28 февраля в Шенкурском районе Архангельской области было намечено проведение выборов глав в сельских администрациях: Никольской, Верхроледской, Шахановской. Были образованы избирательные участки.

Таблица 1

Сведения о кандидатах

 

Ф.И.О. кандидата

Год рождения

Место работы и должность

Никольская сельская администрация

Кокорин Николай Михайлович

1944

Руководитель АО «Агрохимия»

Костин Олег Александрович

1970

Учитель Боровской школы

Чеплагин Александр Анатольевич

1955

Безработный

Шестакова Любовь Николаевна

1961

Завуч Боровской школы

Верхоледская сельская администрация

Макарова Татьяна Александровна

1960

Главный бухгалтер сельской администрации

Макаров Павел Васильевич

1953

Безработный

Колобова Татьяна Николаевна

1953

Безработная

Леонтьев Алексей Григорьевич

1955

Предприниматель

Шахановская сельская администрация

Лиханина Галина Павловна

1964

Фельдшер

Коптяев Сергей Викторович

1970

Безработный

Гурьев Александр Васильевич

1963

Ночной сторож

 

Как видно из таблицы, состав кандидатов на должности глав сельских администраций на 40% состоит из безработных. Это, на наш взгляд, любопытный показатель состояния дел в сельских районах области.

Агитационная кампания была в полном разгаре, о ней сообщалось по областному телевидению, однако, 9-я сессия районного Совета депутатов, состоявшаяся 19 февраля, приняла решение об отмене выборов. К сожалению, в настоящий момент есть сложности с выяснением причины, легшей в основу такого решения. Районная пресса не сообщает подробности.

1.1.       Федеральные структуры в регионе

1.1.1.      Армия

В конце 1998 года Архангельск потряс скандал вокруг командира 22-й дивизии ПВО Виктора Прудиева, обвиненного во взяточничестве. В феврале, после двухмесячного пребывания в следственном изоляторе бывший командир 22-й дивизии ПВО Виктор Прудиев отпущен на подписку о невыезде. Однако, Военный прокурор не исключает, что в новом обвинении, которое готовятся предъявить Прудиеву, будет фигурировать не только факт взятки, но и другие преступления. Мера пресечения полковнику, обвиняемому в получении взятки, изменена по решению военного суда Архангельского гарнизона. До этого гражданский суд не удовлетворил ходатайство адвокатов комдива.

На подписке о невыезде сейчас находится и заместитель Прудиева по тылу подполковник Игорь Степанов, который проходит по этому же уголовному делу. Военный прокурор Архангельского гарнизона подполковник юстиции Борис Флегонтов считает, что освобождение Прудиева из-под стражи будет мешать ведению следствия. Он опротестовал это решение в военном суде Ленинградского военного округа.

Дело Прудиева и Степанова в связи с особой важностью в конце декабря было передано в прокуратуру ЛенВО, хотя костяк следственной группы по-прежнему составляют архангельские следователи.

1.1.2.      ФСБ

В феврале к исполнению обязанностей начальника регионального управления ФСБ по Архангельской области приступил новый руководитель — Борис Викторович Борисов, прежде работавший заместителем начальника ФСБ по Ростовской области. В органах безопасности он служит уже 25 лет. Имеет две специальности — инженер и бакалавр менеджмента. Чин – полковник. В апреле текущего года Борисов отметит свой юбилейный день рождения — 50 лет. Напомним, что бывшего шефа Архангельского ФСБ Сергея Поскребетьева, пригласили на службу с повышением в Москву. Говорят, что он лично следил за тем, кто займет его место в Архангельске. Было много кандидатур. В пресс-службе ФСБ пообещали, что вскоре Борис Борисов сам ответит на все вопросы журналистов, а пока, после знакомства с подчиненными и новым местом работы, он отправился завершать свои дела в Ростове.

1.2.       Правоохранительные органы

1.2.1.      Прокуратура

В феврале прошла пресс-конференция областного прокурора Александра Апанасенко на которой он сообщил, что «борьба с преступностью поставлена одной из первой в ряду дел на 1999 год». По темпам снижения числа зарегистрированных преступлений Архангельская область вышла в лидеры по России. Выше, чем в целом по стране, процент раскрываемости преступлений. По мнению прокурора, высказанному на встрече с журналистами, государственную монополию нужно вводить не только на производство алкоголя, но и на его хранение, продажу. Каждое из этих звеньев сейчас слишком много забирает из государственного кармана.

И коротко – наиболее интересные ответы на вопросы журналистов:

— Как вы боретесь с профашистскими организациями?

— По закону их можно привлечь только к административной ответственности. За разжигание национальной розни в России возбуждено около 10 дел, в нашей области — одно.

— Больная тема — льготы на коммерческом транспорте. Прокуратура может разрешить конфликт?

— Договор мэрии с автопредприятием, по которому обычные автобусы стали коммерческими, должен быть отменен. Мы уже направили протест в арбитражный суд.

— Что думаете об отставке Генпрокурора Скуратова?

— Эту новость я узнал, когда был на коллегии в Москве. Конечно, обменивались мнениями с другими прокурорами, никто не верит, что здоровье — истинная причина отставки.

На вопросы о зависимости прокуратуры от органов власти А.Апанасенко отвечал, что «никогда не испытывал давления, у нас конструктивное сотрудничество» [[7]].

1.2.2.      Налоговая инспекция

По сообщению Государственной налоговой инспекции по Архангельску, в 1998 году мобилизовано в бюджет города 1054,4 млн. рублей налогов и прочих платежей, контролируемых Министерством РФ по налогам и сборам. По сравнению с 1997 годом поступление «живых» денег увеличилось на четверть.

Документальные проверки проведены на 2859 предприятиях и в организациях. На первое января задолженность по платежам в бюджеты всех уровней составила 962 млн. рублей, в том числе по налогам 355 миллионов. В истекшем году налоговыми инспекциями города было принято 179 постановлений о взыскании недоимок на имущество предприятий-должников на сумму 419 млн. руб. Постановления были направлены в органы налоговой полиции для принятия решений об аресте имущества. За 1998 год проведено 11 107 рейдов по изъятию денежной наличности. Всего было изъято и перечислено в бюджет 19,7 млн. руб., что выше аналогичного показателя за 1997 год в несколько раз.

Основными должниками в бюджет по-прежнему остаются АО «Архэнерго» — 60,8 млн. руб., Архангельская база тралового флота — 7,4 млн. руб., АООТ «Архангельский гидролизный завод» — 17,7 млн. руб., АО «ЛДК №1» — 8,7 млн. руб., АО «ЛДК №2» — 9,9 млн. руб., АООТ «Красная кузница» — 6,2 млн. руб., АО «Спецдорстроймеханизация» — 5,4 млн. рублей.

За нарушение налогового законодательства, отчетной и платежной дисциплины 1061 должностное лицо и 1538 физических лиц привлечены к административной ответственности. Наложены штрафы в общей сложности на 635 тыс. рублей [[8]].

Областная налоговая инспекция выступила с оценкой проекта бюджета области по доходам на 1999 год как реальный, но крайне напряженный. Областной бюджет-98 в своей доходной части был выполнен лишь на две трети: ГосНИ по Архангельской области получила задание в 697 млн. руб., а фактически собрала лишь 480 млн. Хотя, как отметила прошедшая в начале года коллегия Министерства по налогам и сборам, северяне перевыполнили план по налогам в федеральную казну, увеличив при этом сбор «живых» денег в 1,6 раза.

Причин столь малоуспешного пополнения местной казны, по мнению руководителя областной налоговой инспекции Александра Цыпина, несколько. Главная из них — завышена доходная составляющая по сбору налогов в бюджет, о чем не раз и не два еще на стадии формирования бюджета высказывали свои замечания представители налоговых служб. Однако, областное Собрание, желая утвердить бездефицитный бюджет, не очень-то прислушивалось к мнению налоговой службы. Кроме того, согласно указу президента, из-за ограничения взаимозачетов по федеральным налогам на семь с половиной процентов уменьшились поступления в областной бюджет. Еще на 10% стало больше убыточных предприятий (три из каждых четырех предприятий области заканчивают год «по минусам»). И, само собой, долги по зарплате превышающие миллиард рублей, невыплаченный на 1 января 1999 года, также составили огромные суммы недополученного подоходного налога.

По прогнозам на 1999 год, поступление НДС (налога на добавленную стоимость) снизится почти на 30%, зато планируют собрать 180 млн. руб. налога на имущество вместо прошлогодних 100. У ближайших соседей этот налог давно уже составляет два процента, а у нас с трудом прошла на этот год цифра в 1,8. Растут поступления от акцизного сбора — водки производят и продают нынче больше, оттого и ждут от реализации спиртного 40,5 млн. руб. акцизов [[9]].

1.2.3.      Таможня

В 1998 году, по сообщению налоговой инспекции, через дорожные налоговые посты было пропущено около 20 тысяч единиц грузового автотранспорта. В 272 «задержках на дороге» выявлено несоответствие сопроводительных документов количеству и наименованию перевозимых грузов, а в 22 — груз был вообще без каких-либо документов. Всего за 1998 год сотрудниками налоговой службы совместно с сотрудниками УФСНП и УВД изъято контрабандного товара и задержано до выяснения поставщиков и потребителей на сумму свыше 12 млн. рублей.

В прошлом году всей таможенной системой России было перечислено в бюджет страны более 80 млрд. рублей. Из них 163 млн. — Архангельской таможней. Годовой план Архангельская таможня перевыполнила. Импорт-экспорт же после 17-го августа значительно снизился. Отмечено, что в четвертом квартале в область почти не ввозили продовольствие. На экспорт по-прежнему чаще всего идут пиломатериалы и целлюлоза. Таможенников тревожит тот факт, что везут необработанный лес, как прежде, а сырье. За 1998 год из области ушло 384 тыс. куб. круглого леса, это почти в 2,5 раза больше, чем в 1997 году.

1.3.       Политические партии и организации

1.3.1.      «Отечество»

Альберт Сметанин, ректор Архангельского факультета ВЗФЭИ (финансово-экономический институт), избран председателем регионального совета общероссийской политической общественной организации «Отечество». В феврале он вылетал в Москву для участия во встрече руководителей региональных отделений движения, собирающихся под эгидой Юрия Лужкова. Любопытно, что еще два месяца назад на это место прочили самого губернатора Анатолия Ефремова. Однако такого шага не последовало. Хотя, Анатолий Ефремов находится в хороших отношениях со Сметаниным и текущей зимой даже был одним из его студентов (получая третье высшее образование). Можно предположить, что в период обозначения претензий на президентство со стороны Евгения Примакова, Ефремов решил не торопиться с окончательным выбором покровителя. Либо, возможен и другой вариант, подразумевающий в себе учет ошибок предыдущего электорального цикла, допущенных прежним составом, как самой «партии власти», так и подвязавшихся возле организаций. На этот раз решили делать ставку не на бюрократическую элиту, а на научную интеллигенцию. В области распространяются слухи, что по «северному» округу (нарезка по выборам в ГД) будет выдвинут от «партии власти» некий академик (федерального уровня), фамилия которого пока не оглашается.

1.3.2.      КПРФ

В начале февраля в Архангельске побывала депутат Государственной Думы от КПРФ Тамара Гудима, проведшая несколько встреч с избирателями и давшая несколько интервью для СМИ. В частности, в интервью газете «Архангельск» она остановилась на вопросах деятельности фракции в ГД, а так же высказала свое несогласие с некоторыми программными позициями соратников. Предлагаем вашему вниманию некоторые фрагменты ее выступления:

«Мне часто приходится встречаться с избирателями, особенно с сегодняшней аудиторией. Недавно ездила в Котласский район, выступала и перед москвичами, казалось бы, совсем разные уровни жизни, а вот настроение избирателей одно — делайте срочно что-нибудь!

А что значит — делайте что-нибудь? Это, проще говоря, поднимайте экономику. Поэтому на наших последних партийных пленумах была предложена достаточно подробная позиция по развитию экономики. На пленуме ЦК рассказывали о первом опыте развития экономики в областях, где губернаторами являются коммунисты.

Впрочем, есть у меня и претензии к нашей позиции. Усиление влияния государства на развитие экономики — правильная идея. Я поддерживаю ее. Но прекрасно понимаю и то, что это не должно быть крайностью. Помимо огосударствления экономики, должна быть свобода инициативы, активности производителя и работника в сфере материального производства. Вот это, как мне показалось, пока отражено слабо.

Наша фракция в Госдуме абсолютно убеждена, что в сегодняшней ситуации нужен государственный контроль над естественными монополиями. После долгой борьбы появилось наконец стремление вернуть такой контроль над производством алкоголя. Следующим шагом будут табачные изделия. Это тоже существенно пополнит государственную казну» [[10]].

1.3.3.      «ЯБЛОКО»

Возможно, в этом году у области появятся средства на закупку топлива для ТЭЦ. В российский бюджет внесена строка, согласно которой области будет причитаться определенная сумма, покрывающая разницу в тарифах для населения по оплате тепловой энергии. По словам председателя архангельского отделения «ЯБЛОКО» Алексея Гришкова, участвующего в разработке и продвижении этого изменения, заслуга в ее появлении принадлежит комитету по делам Севера и Дальнего Востока Госдумы и ее председателю Борису Миснику.

 

1.4.       СМИ

1.4.1.      Кадровые перестановки

Экс-руководитель пресс-службы областной администрации Евгений Удалкин, приступил к своим новым обязанностям. Теперь он руководит телевизионным вещанием ТВ Центра в АТК-Медиа. Из пресс-службы он ушел по собственному желанию.

1.4.2.      Акция гражданской взаимопомощи

В феврале в творческую командировку в столицу Калмыкии Элисту отправились журналисты областной газеты «Правда Севера» Владимир Аверин, Любовь Подоксенова, Татьяна Ткаченко и Павел Кононов, которые оказали профессиональную поддержку коллегам из редакции газеты «Советская Калмыкия», главный редактор которой Лариса Юдина, была убита летом 1998 года.

Архангельские журналисты в течение недели готовили материалы и выпускали газету, делясь своим опытом. Акт профессиональной солидарности, как эстафета, передается уже несколько месяцев, и архангелогородцы не остались в стороне.

1.4.3.      Совещание с работниками типографий области

В областном управлении печати и массовой информации в феврале состоялось совещание руководителей типографий области. Архангельские полиграфические предприятия находятся сегодня в тяжелейших финансовых условиях: только за 1998 год их кредиторская задолженность составила 1 330 тысяч руб. Можно предполагать, что встреча проходила в том числе и по причине подготовки к предстоящим выборам. С подобными задолженностями, типографии области очевидно могут оказаться заложниками в предвыборной гонке.

2.    Экономика

2.1.       Социально-экономическое положение г.Архангельска в 1998 году

2.1.1.      Показатели по отраслям

Объем производства промышленной продукции (работ, услуг) крупными и средними предприятиями города за год увеличился на 2,5% (по сравнению с 1997 годом) и составил 3,7 млрд. рублей. Из 129 важнейших видов продукции по 46 изделиям (36% от общего числа) наблюдался рост их выпуска. Производство электроэнергии увеличилось на 4%, тепловой энергии -уменьшилось на 0,3%.

В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности произведено деловой древесины 595,6 тыс. куб. м (113% к уровню 1997 г.), круглых лесоматериалов — 155,2 (87%), пиломатериалов — 639,7 тыс. куб. м (120%), целлюлозы товарной — 99,8 тыс. тонн (116%), бумаги — 3,6 тыс. тонн (138%).

В промышленности строительных материалов производство пористых заполнителей составило всего 21% к уровню 1997 года, снизилось производство стеновых материалов (на 60%), строительного кирпича — на 43%, сборных железобетонных конструкций и изделий — на 44%.

В легкой промышленности продолжается спад производства. В швейной — снизилось производство платьев в 3 раза, сорочек верхних — в 5 раз, брюк — на 47%. В течение года не было пошива пальто, плащей, пиджаков, детских платьев, брюк и верхних сорочек. Производство обуви сократилось на 60%.

В пищевой промышленности произведено цельномолочной продукции в пересчете на молоко — 3,4 тыс. тонн (2,4 раза к 1997 г.), майонеза — 205 тонн (2 раза), товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы рыбные — 51,5 тыс. тонн (80%), хлеба и хлебобулочных изделий 26 тыс. тонн (93%), кондитерских изделий 1,1 тыс. тонн (51%). Улов рыбы и добыча других морепродуктов превысили уровень 1997 года на 2%, в то же время снизилось производство в текущем году копченой рыбы на 26%, сельди соленой — на 77%, рыбы охлажденной — на 43%, рыбы соленой — на 49%, рыбы мороженой — на 15%.

Производство продукции ликероводочной промышленности увеличилось на 11%.

2.1.2.      Строительство

В городе введено в действие 638 квартир общей площадью 40,6 тыс. кв. метров, что составило 87% к соответствующему периоду прошлого года. Наибольший ввод жилья был осуществлен за счет средств населения — 25,7 тыс. кв. метров (429 квартир) или 63% от общего ввода жилья. По сравнению с 1997 г. ввод жилья населением увеличился в 2,4 раза.

Произведено работ по договорам строительного подряда собственными силами предприятий и организаций на 433,4 млн. рублей, что составляет 86% к 1997 г.

2.1.3.      Транспорт

В 1998 г. объем перевозок грузов предприятиями всех видов транспорта по городу составил 9,1 млн. тонн, что на 23% меньше уровня предыдущего года. Грузооборот сократился на 21% и составил 24,2 млрд. т км. Сокращение грузооборота произошло на всех видах транспорта. Предприятиями автомобильного транспорта перевезено 101,6 млн. пассажиров, что на 12% меньше, чем в 1997 г. Электрическим транспортом перевезено 173,8 млн. человек (из них 21% — c платным проездом), в том числе трамваями — 88,7, троллейбусами — 85,1 млн. человек. По сравнению с предыдущим годом перевозки пассажиров уменьшились на 17%.

В 1998 г. в г. Архангельске во внутригородском сообщении не выполнено 58 тыс. рейсов (6,4 к плану), из них автобусами — 37,9 (9,6%), трамваями — 16(6,1%), троллейбусами — 4,1 тыс. рейсов (1,7%).

2.1.4.      Товарооборот

Общий объем розничного товарооборота по крупным и средним предприятиям города составил 555,7 млн. рублей, что меньше 1997 г. на 23%. Население приобрело на вещевых, смешанных и продовольственных рынках товаров на сумму 1255,1 млн. рублей, что на 15% меньше уровня 1997 года. Предприятиями общественного питания (крупными и средними) реализовано продукции на 13,0 млн. рублей, что на 64% меньше, чем в 1997 году.

Доля оборота предприятий общественного питания в объеме розничного товарооборота составила 2,3%. Предприятиями и организациями города (без малых) за 1998 г. предоставлено платных услуг на сумму 734,2 млн. рублей. В фактических ценах объем услуг возрос на 35%, в сопоставимых ценах — уменьшился на 13%.

 

2.1.5.      Финансы

В 1998 году результатом финансовой деятельности явилась задолженность кредиторам крупных и средних предприятий и организаций города. Кредиторская задолженность по кредитам банков и займам составила 9,7 млрд. рублей, из нее просроченная — 5,4 млрд. рублей, или 55,8% от общей суммы задолженности.

Кредиторская задолженность предприятий и организаций составила на 1 декабря 1998 года 8,4 млрд. рублей, из нее просроченная — 4,8 млрд. рублей, или 57,1% от общей суммы задолженности.

Сумма просроченной задолженности по платежам в бюджет достигла 490,5 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет — 260,2 млн. рублей.

 

2.1.6.      Цены

Ситуацию на потребительском рынке усугубил финансовый кризис в экономике страны. Если с января по июль 1998 г. потребительские цены на товары и услуги выросли на 2,8%, то с августа по декабрь — на 69,1%. В целом за 1998 г. прирост цен на потребительском рынке города составил 74,1% (за 1997 г. — 6,8%). В сентябре 1998 г. зарегистрирован максимальный прирост потребительских цен — 41,2%. При этом опережающими темпами росли цены на товары: годовые темпы их прироста в 3,7 раза превысили увеличение цен и тарифов на платные услуги населению.

Среди продуктов питания при среднем росте цен на 91% в наибольшей степени (в 3 и более раза) подорожали сахар, яйца, масло подсолнечное, маргарин, чай, кофе. Прирост цен на алкогольную продукцию составил 37%. При среднем удорожании непродовольственных товаров на 84% значительный рост цен (в 2 и более раза) наблюдался на табачные изделия, телерадиотовары, парфюмерно-косметические товары, электротовары, моющие средства.

Стоимость набора из 25 основных продуктов питания составила в декабре 1998 г. 470,18 рублей в расчете на месяц. С начала года стоимость этого набора увеличилась на 203,56 рублей (76,3%).

Цифры и тарифы на платные услуги увеличились на 23%. Более всего подорожали жилищно-коммунальные услуги — на 36%, бытовые услуги — на 28%, услуги связи — на 21%, услуги здравоохранения — на 27%.

 

2.1.7.      Заработная плата

Среднемесячная заработная плата, начисленная в 1998 году, составила 1295 рублей и увеличилась по сравнению с 1997 годом на 9%. Средняя заработная плата за декабрь 1998 года составила 1731 рубль, что на 17% больше декабря 1997 г. По сравнению с ноябрем 1998 года заработная плата увеличилась на 28%.

С учетом выплат социального характера среднемесячный размер оплаты труда в декабре обеспечил 1,9 прожиточного минимума для лиц трудоспособного возраста. Уровень среднемесячной заработной платы работников здравоохранения, образования, культуры и искусства за декабрь 1998 года оказался в 2,0 — 2,5 раза меньше, чем средняя зарплата по городу.

Заработная плата в течение года выплачивалась нерегулярно. Просроченную задолженность по заработной плате имели 410 предприятий города, общая сумма просроченной задолженности на 1 января 1999 года составила 259,9 млн. рублей.

2.1.8.      Рынок труда

В 1998 г. на крупных и средних предприятиях города было занято 134,5 тыс. человек, что на 2,9% меньше, чем в 1997 году. Численность работающих на транспорте сократилась на 10,2%, в промышленности — на 8,4%, в строительстве — на 4,9%, увеличилась численность занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве на 27,9%. На конец декабря 1998 г. в службе занятости города состояло на учете 5813 безработных.

2.1.9.      Население

За 1998 год численность населения города сократилась на 0,5% и на 1 января 1999г. составила 373,7 тыс. человек. Сокращение обусловлено как миграционным оттоком, так и превышением смертности над рождаемостью. Но постепенное сокращение смертности и увеличение рождаемости несколько уменьшили масштаб естественной убыли жителей города к уровню 1997 г. на 13%. Семейно-брачные отношения характеризовались уменьшением числа зарегистрированных браков (на 15%) и разводов (на 14%).

2.1.10.    Образование

На начало 1998/1999 учебного года в городе работало 77 дневных общеобразовательных школ, включая негосударственные, в том числе 3 гимназии, 3 лицея. К учебе приступили 53,6 тыс. учащихся. Из-за недостатка школьных помещений 11,5 тыс. человек (21%) вынуждены заниматься во вторую смену, а 116 учащихся занимаются в третью смену.

Реализацию государственного высшего и среднего профессионального образования в городе осуществляют три самостоятельных высших учебных заведения, 15 самостоятельных средних учебных заведений, из них 6 колледжей. На начало 1998-1999 учебного года в средних специальных и высших учебных заведениях обучалось 27,2 тыс. студентов и учащихся. В высшие учебные заведения принято 4014 студентов, в техникумы — 3915.

В 1998 году высшие и средние специальные учебные заведения города подготовили 5263 специалиста, в том числе 2278 с высшим образованием [[11]].

 

2.2.       Состояние ведущих отраслей и предприятий

2.2.1.      Строительство

По материалам областного комитета Государственной статистики на строительстве объектов социальной сферы в минувшем году освоено 355,5 млн. рублей. На территории области предприятиями и организациями всех форм собственности построено 1455 квартир общей площадью в 92 тыс. квадратных метров. Но это на 38% меньше, чем было годом раньше.

Активизируются индивидуальные застройщики. Удельный вес жилья, введенного за счет централизованных источников, составил к общему вводу в строй всего 4,4%. Для лиц, уволенных с военной службы в запас, приобретено только 16 квартир, на которые затрачено 2459 рублей из федерального бюджета. В Устьянском районе в 1998 году была построена больница на 14 коек, а в Коношском — школа на 150 мест.

В соответствии с федеральными инвестиционными программами в области велось строительство объектов социальной сферы. К ним относятся — реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями и Станция скорой помощи в Архангельске [[12]].

2.2.2.      Лесная отрасль

В феврале подведены итоги работы одного из важнейших для экономики области — лесопромышленного комплекса области. Результаты озвучены с следующем виде: объемы вывозки древесины снизились на 640 тысяч кубометров. Коллективы ряда лесозаготовительных предприятий сумели, несмотря ни на что, перекрыть производственные показатели предыдущего года, среди которых названы Тегринский, Шоношский, Дмитриевский и Красноборский леспромхозы.

Несколько улучшились дела у лесопильных предприятий Архангельска. По объемным показателям вперед вышел СЛДК (Соломбальский). Немного лучше, чем годом раньше, показатели у ЛДК-2, ЛДК-3, ЛДК-4, ЛДК-12, лесозавод №2.

2.2.3.      Алмазная отрасль

Полмиллиона рублей передала на благотворительные цели компания «Согласие-Де Бирс Горные инвестиции» — стратегический инвестор освоения месторождения алмазов им. М.В.Ломоносова в Архангельской области, сообщили в пресс-службе ОАО «Севералмаз», которому принадлежит лицензия на разработку залежей архангельских драгоценных камней. Деньги перечислены в фонд социальных программ главы администрации Архангельской области Анатолия Ефремова. Наиболее важные задачи губернаторского фонда, кстати, созданного в начале текущего года — социальная поддержка, адаптация и реабилитация жителей области, индивидуальная материальная помощь талантливым и одаренным детям, а также отбор и реализация других программ социальной направленности.

В октябре прошлого года наблюдательный совет «Севералмаза» дал согласие на передачу функций стратегического инвестора от московского ЗАО «Согласие» к ЗАО «Согласие-Де Бирс Майнинг Инвестментс (Горные инвестиции)», в котором российской стороне и южноафриканской корпорации «Де Бирс» принадлежит по 50% акций. Стоимость проекта освоения Ломоносовского месторождения, открытого на Юго-Востоке Беломорья еще в 1980 году, составляет примерно 740 млн. долларов. По информации из неофициальных источников, запасы архангельских алмазов оцениваются в 12 млрд. долларов, причем они отличаются высоким содержанием камней ювелирного качества. ОАО «Север-алмаз» провело полную геологическую разведку месторождения и прошло стадию опытно-промышленной добычи драгоценных кристаллов. Сейчас специалисты «Де Бирс» ведут проверку запасов, разведанных российскими геологами. При их участии на кимберлитовых трубках бурят так называемые проверочные скважины малого диаметра. Полученные данные используются для составления технико-экономического обоснования проекта (ТЭО), что займет примерно полтора года. Затем на месторождении начнется сооружение рудника. Срок эксплуатации его составит не менее 50 лет [[13]].

Напомним, что разработка и освоение месторождений архангельских алмазов в качестве отдельного пункта была включена в предвыборную программу кандидата – нынешнего главы администрации области Анатолия Ефремова. Кстати, его противник Александр Гуськов, являвшийся длительный срок генеральным директором «Севералмаза», наоборот выступал против быстровременного освоения этого ресурса. Вероятно, такая поспешность и весьма заметная активизация работы в данном направлении со стороны нынешнего руководства областью, объясняется в том числе и подготовкой к следующим губернаторским выборам. Шумиха созданная вокруг «успешности развития освоения генерального экономического ресурса области» без сомнения будет включена в предвыборную программу А.Ефремова, как достижение его правления.

2.2.4.      ОАО «Северное морское пароходство»

В ОАО «СМП», например, с 1 января повышены на 40% должностные оклады плавсоставу всех работающих под российским флагом судов пароходства и его береговым работникам. Это стало возможным благодаря улучшившемуся финансовому положению судоходного предприятия, флот которого, практически не простаивая, отработал в 1998 году в сумме 354 суток и перевез за 643 рейса 2,5 млн. тонн грузов (почти все – за рубежом). В минувшем году с баланса было списано 26 физически устаревших судов. Идет погашение кредитов, полученных в российских банках, полностью (и, по нашим сведениям, вперед на три месяца) выполняются обязательства по платежам налогов в местные и федеральные бюджеты и в страховые фонды. Продолжается в ОАО «СМП» разработка среднесрочной программы развития пароходства до 2002 года, которая будет направлена на то, чтобы предприятие могло бы не просто выживать, но и интенсивно развиваться.

2.2.5.      Траловый флот

В традиционно портовом городе, предприятия, связанные с морскими промыслами и перевозками, вполне естественно составляют один из «китов», на которых базируется экономика.

В обзоре за май 1998 года мы уже представляли материал о ситуации сложившейся в Архангельском траловом флоте, оказавшемся на грани полного банкротства к началу 1998 года. 12 вариантов выхода из кризиса представили тогда специалисты. Но ни один не обеспечивал прибыльную деятельность состарившемуся флоту с 70% износа. Требовалось больше затрат на поддержание траулеров в рабочем состоянии, чем на обеспечение добычи и переработки рыбы.

Руководству пришлось выбрать один из двенадцати — наименее убыточный — и продолжать поиски путей ухода от банкротства. При этом ситуация диктовала следовать генеральным курсом на снижение затрат. Напрашивался единственно возможный в тех условиях вариант – реструктуризация, суть которой сводилась к «разбивке» его на несколько мелких частных фирм, способных использовать определенные правительством налоговые льготы (освобождение от уплаты налогов на три первых года). Схема следующая: головное предприятие остается государственным, основные фонды – тоже, но передаются на определенный срок в аренду АО, дочерних предприятий, создаваемых под крышей головного. В итоге проведенной согласовательной и иной работы появились ЗАО «Рыбачий» — это одноименный БМРТ, и ЗАО «Двина», в которое вошли крупнотоннажные траулеры «Тралмейстер Могутов», «Юозас Алексонис» и «Капитан Кононов». Согласованные и подписанные всеми документы ЗАО «Димас» застопорил Госкомитет РФ по рыболовству. Результпаты: «Капитан Кононов» в течение последнего года работы в структуре АБТФ принес убыток в восемь с половиной миллионов деноминированных рублей, а на начало текущего года убытка у него нет -погашен, и идет арендная плата головному предприятию. Почти такая же сумма убытка числилась и за БМРТ «Рыбачий». Теперь и у него нет убытка… Более того, за счет прибыли этого ЗАО — «Рыбачий» — удалось произвести ремонт для ежегодного предъявления Регистру и дооборудовать этот траулер по требующейся сейчас международной системе ГМССБ аппаратурой стоимостью в 80 тысяч долларов.

По поводу полезной отдачи от произведенной реструктуризации в бюджеты, высказал свое мнение в беседе с корреспондентом газеты «Архангельск» Игорем Чесноковым, заместитель генерального директора АБТФ Альберт Иванович Гомозов. Он считает, что «толку от тех начисленных налогов, уплатить которые кризисное предприятие все равно не в состоянии, нет. Они остаются только на бумаге. На них лишь накручиваются пени за просрочку. А денег как не было, так и нет. С приходом в АБТФ ЗАО появляются реальные платежи. Ибо, сняв с затрат тралфлота те десятки миллионов, которые висели в виде убытков, приносимых его судами, ЗАО открыли головному предприятию возможность увеличивать долю отдачи реальных платежей из общего его дохода. По крайней мере, в течение трех лет. А к тому времени, надеются в АБТФ, предприятие сможет встать на ноги».

В публикации высказана мысль, что в Москве «зарубили» уход Архтралфлота в холдинг по причине возникшей идеи снова собрать под твердую государственную руку всю госсобственность, растащенную по разного рода малым предприятиям. Хотя опыта такого «сбора» в нашей стране вроде бы нет, есть лишь опыт бездумного разбазаривания, тем не менее появляется у госпредприятий надежда на реальную поддержку со стороны государства, если оно не хочет потерять их вовсе. Кроме того, следует отметить, что в связи с «обвалом рубля и взлетом доллара» перед Архангельским траловым флотом появилась возможность до первого апреля рассчитаться с долгами по текущим налогам [[14]].

2.2.6.      Морской порт

АМТП – Архангельский морской торговый порт на протяжении всех постперестроечных лет ощутимо теряет в своих позициях. Прибалтийским портам создан режим большего, нежели российским, благоприятствования. Очевидно, в МПС действует мощное прибалтийское лобби, как полагает Александр Максимов, заместитель председателя правительства администрации области. Об этом он заметил на заседании совета по водному транспорту департамента транспорта и связи, который состоялся в феврале в областной администрации под его председательством.

Речь на заседании шла о стратегии и тактике «битвы» за выход архангельского порта из кризиса. Деятельность МПС и отсутствие на это должной реакции в правительстве РФ давно уже вызывают озабоченность в портовых городах России. Отмечено, что искусственная ситуация с отечественными портами — это подрыв экономической безопасности страны. На что и собирается указать правительство Архангельской области в обращении в Совет безопасности при президенте РФ, особо указав на Архангельск. Участники заседания совета заявили об этом тревожном аспекте проблемы вполне определенно. Приводим несколько цитат из их выступлений:

Иван Чемко, Департамент транспорта и связи: «Последние события в мире (Ирак, Сербия, ратификация Российско-Украинского договора) говорят, что стратегическая роль Архангельского порта, которую он выполнял не раз в предыдущие годы, сейчас обозначена остро. Архангельский порт играл и будет играть стратегическую роль в безопасности России в международной торговле. Роль нашего порта доказана историей, и мы не должны стесняться использовать этот фактор, ведь наши проблемы в правительстве страны находят понимание».

Владимир Бабкин, АО «Роснефть-Севернефтесервис»: «Вопрос перерос не только проблему Архангельского порта или предприятий, входящих в его состав, он перерос и региональную и стал уже национальной проблемой. Если порт не будет работать, если он погибнет, это будет национальной трагедией».

Естественно. гибель порта стала бы трагедией прежде всего для самого Архангельска, в котором с портом связана деятельность еще полусотни предприятий города и области. В результате обсуждения проблемы, было выработано несколько решений, в том числе определено главное направление «наступления» — скидки с железнодорожных тарифов на экспортные грузы архангельского направления на 30%. Как достижение было отмечено, что в Москве получено принципиальное согласие на скидку с тарифов МПС для архангельского направления пока на 15%. Оставшиеся 15%, учитывая упорное сопротивление МПС, решено добывать через первого вице-премьера Правительства России Юрия Маслюкова. В областной администрации считают, что добиться положительного решения о 30% вполне возможно.

Кроме того, требуется снижение тарифов на услуги порта и смежных организаций, а также портовых сборов. Нужно совершенствовать таможенные формальности так, чтобы они не тормозили процесс грузопереработки. На конец апреля намечена публичная акция — презентация Архангельского морского торгового порта для отечественных грузовладельцев, грузовых агентов и других заинтересованных лиц и организаций.

2.2.7.      Конверсия

Корабелы предприятия «Звезда» получили новые заказы из Голландии. Фирма «Дамен шип ярдс» сделала заявку на изготовление четырех корпусов буксиров. Два предстоит сдать в сентябре, два — в ноябре этого года. За период с 1991 года для голландской фирмы «Светц шиппинг энд трайдинг» на Северодвинских верфях уже было построено семь корпусов. Можно констатировать, что успехи в исполнении конверсионной программы и поиске инвесторов для предприятий Северодвинска прибавят голосов нынешнему мэру А.Беляеву, и главе администрации области А.Ефремову, которые несомненно используют эту карту в своей предвыборной платформе.

Ракеты SS-19 планируют переделывать в мирный «Рокот» и запускать с космодрома «Плесецк». Такое коммерческое предложение поступило от космического центра им. М.В.Хруничева, сотрудники которого предлагают выводить на орбиту с помощью ракеты-носителя «Рокот» коммерческие спутники. Как заявил генеральный директор департамента экономической политики и развития области Владимир Коломенцев, Архангельский регион, как субъект Федерации, будет участвовать в этом коммерческом проекте, зарабатывать деньги и создавать рабочие места, в первую очередь — для уволенных в запас офицеров и сокращенных специалистов из оборонного комплекса.

2.3.       Налоги

Проблема наполняемости бюджета поставлена руководством областного центра во главу угла. Для работы с недоимщиками во всех округах Архангельска были созданы окружные ВЧК. Итоги их деятельности рассматривались на прошедшей в феврале у мэра планерке. В Соломбальском округе в минувшем году состоялось 18 заседаний комиссии. Из 1800 приглашенных должников явились 272. В результате городской бюджет пополнился на 910 тыс. рублей, задолженность в городскую казну по округу насчитывает чуть более 150 тыс. рублей. В Северном округе долг за год сократился на 24 тыс. рублей, в Маймаксанском — на 40 тысяч. В целом же, по данным налоговой инспекции, из 2,5 млн. рублей подоходного налога, поступившего в местную казну, лишь два процента получено в результате деятельности ВЧК. Решено также не выдавать лицензий на право заниматься предпринимательской деятельностью тем, кто имеет долги перед бюджетом. Неплохие доходы областной центр мог бы получать от сдачи в аренду земли. В связи с этим администрациям округов поручено провести инвентаризацию самовольно установленных строений, навести порядок с их размещением и оформить договоры аренды [[15]].


2.4.       Инвестиции

25 февраля в центре поддержки некоммерческих организаций «Гарант» были подписаны договоры, по которым в Архангельск будут привлечены около 2,3 млн. рублей зарубежных инвестиций. Договоры — часть программы, разработанной «Гарантом» и британским благотворительным фондом «Charity Know How». Ее цель — создать условия для устойчивого развития некоммерческих организаций, повышения профессиональной квалификации ее сотрудников, а стало быть, и улучшить качество услуг, предоставляемых в некоммерческом секторе для социально незащищенных слоев населения, расширить их спектр. Желающих принять участие в этой программе оказалось много, поэтому был проведен конкурс. Победили в нем 19 организаций Архангельска. Рассмотрев их предложения, британский фонд решил финансировать 15 из них.

3.    Социальная сфера

3.1.       Уровень жизни

Прожиточный минимум в области составил в 1998 году 580,9 рубля, по сравнению с предыдущим годом он поднялся на 23,1%. По сведениям областного комитета государственной статистики, среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий Архангельска в 1998 году возросла по сравнению с предыдущим годом всего на 8,6%. Причем в декабре она повысилась — на 16,5%. В среднем за год она составила 1294,7 рубля, в том числе: в промышленности — 1374,4, на транспорте — 1585, в связи — 1236, строительстве — 1533,1, жилкомхозе — 1041,7, здравоохранении, физической культуре и соцобеспечении — 739,6, образовании — 717,6, в сфере культуры и искусства — 651,9 рубля.

3.2.       Профсоюзы

В феврале произошел любопытный прецедент — мэр города Архангельска Павел Балакшин объявил председателю комитета по торговле мэрии Регине Коротенковой замечание за игнорирование требования профсоюза. Коротенкова предупреждена, что в случае повторения подобных фактов она будет привлечена к более строгой дисциплинарной ответственности.

В 1998 году обком профсоюза «Торговое единство» проверил коллективное заявление работников муниципального предприятия «Детская база». Общественные контролеры установили, что исполняющая обязанности директора Наталья Глазычева допустила много нарушений трудового законодательства, в результате чего были существенно ущемлены интересы членов коллектива.

Президиум обкома профсоюза обратился в комитет по торговле и услугам населению мэрии Архангельска с ультиматумом расторгнуть трудовой договор с Глазычевой на основании статьи 37 КЗоТ (по требованию профсоюзного органа). Несмотря на наличие недостатков в работе базы, руководство комитета по торговле и услугам не рассмотрело вопрос об их устранении и не требовало от Глазычевой объяснения по отмеченным фактам, а сама она была освобождена от работы по статье 31 КЗоТ (по личному желанию). Этот случай наводит на предположения о повышении роли профсоюзных организаций в социальных вопросах, через которое можно со временем придти и к повышению роли в политических процессах.

3.3.       Акции протеста

В прошлом обзоре мы сообщали о забастовке в Государственном архиве. В феврале Государственный архив Архангельской области приостановил с 22 февраля забастовку и открылся для посетителей.

Позиция властей по поводу забастовки твердо выдерживалась на протяжении всей акции протеста и заключалась в том, что в 1998 году для сотрудников архива была введена надбавка в 25%. С 1 апреля, как и всем бюджетникам области, зарплату вновь повысят на 50%; архиву предоставлено право оказывать платные услуги как россиянам, так и зарубежным гражданам, две трети заработанных средств оставляя у себя. Кроме того, недавно архив за счет областной администрации был подключен к сети «Интернет», и теперь ему по силам зарабатывать деньги, предлагая колоссальный объем информации, хранящийся в ГААО. Руководство областью считает, что причина бедственного положения архивариусов кроется в их нерасторопности.

4.    Межрегиональные и международные связи

4.1.       Межрегиональное сотрудничество

В середине февраля, глава областной администрации Анатолий Ефремов, вылетел с рабочим визитом в Мурманскую область, где были проведены рабочие встречи с губернатором Ю.Евдокимовым, и обсуждены вопросы сотрудничества двух областей в рамках Баренц-региона.

По результатам поездки Анатолий Ефремов отметил, что мурманчане «заметно прибавили в сотрудничестве со Скандинавскими странами». По сообщению пресс-службы администрации области, при обсуждении проблем взаимодействия в рамках Баренц-региона Юрий Евдокимов проявил большую заинтересованность в укреплении связей двух приграничных северных территорий. Он выразил желание подключиться к строительству газопровода, который прокладывается на север от Нюксеницы.

4.2.       Приоритеты внешних связей

После визита в Мурманскую область главы дминистрации Архангельской области посетил Норвегию. В столице Норвегии Анатолий Ефремов встретился с послом России Юрием Криницким и министром иностранных дел Норвегии господином Воллебаком. На встречах были подведены итоги взаимодействия и развития добрососедских отношений в Баренц-регионе. Велись переговоры о строительстве для Норвегии нефтяных буровых платформ на оборонных предприятиях Северодвинска. Большую помощь оказывает правительство Норвегии социальным программам администрации Архангельской области. Из официальных сообщений следует сделать вывод, что и норвежская, и архангельская стороны удовлетворены сложившимися всесторонними связями двух регионов, они выразили готовность наладить еще более тесные контакты. Анатолия Ефремова пригласили поучаствовать в ближайших российско-скандинавских встречах, а также привезти с собой полюбившихся скандинавам посланцев культуры Поморья.

В рамках визита глава администрации Архангельской области побывал на предприятии «Норс гидро». В торгово-промышленной палате Норвегии он ознакомился с последними научно-техническими достижениями северного соседа, а также посетил несколько норвежских промышленных предприятий. Программа визита была сокращена по причине того, что Анатолий Ефремов вылетел в Москву для рабочих встреч в правительстве России [[16]].

5.    Резюме

На протяжении февраля 1999 года процессы, происходящие в политической жизни Архангельской области, не носили ярко выраженный конфликтный или иной активный характер. Можно предполагать, что прежде всего это связанно с «передышкой» после марафона Чемпионата мира по хоккею с мячом. Отчетливо начинает прорисовываться подготовка к выборам со стороны областной исполнительной власти, поиски ее руководством федерального «покровителя», заготовка и «обкатка» в СМИ частей будущей предвыборной (экономической) губернаторской программы. Со стороны Областной легислатуры в феврале практически не наблюдалось активности, вероятно, связано это с работой по подготовке к рассмотрению проекта областного бюджета, намеченного на мартовскую сессию. Бум протестов несколько спал. По крайней мере, спал интерес к этой тематике со стороны прессы. Есть предположения, что очередной виток политической активности проявится в области в начале марта. Февраль – это просто затишье перед бурей.

 

ПриложениЕ

Ю. Инкин

Скрытые причины бурной деятельности [[17]]

 

Конечно, хорошо, когда опытный хозяйственник с большим опытом руководящей работы критикует других руководителей, стараясь наставить их на путь истинный, дает дельные рекомендации. Польза от такой критики очевидна. Но совсем другое дело, когда подобным критиканством занимается человек, доведший свое предприятие до краха и бросивший коллектив на произвол судьбы. Совершенно очевидно, что подобными действиями он стремится заработать дешевый авторитет и повысить свой рейтинг в глазах непросвещенного читателя или зрителя. Подобными ухищрениями занимаются даже некоторые депутаты областного Собрания. Среди них одно из первых мест в данном виде «спорта» по праву принадлежит бывшему руководителю хорошо известного у нас в области АО «Сполохи» — Валентине Яковлевне Коноваловой.

До 1997 года возглавляла Валентина Яковлевна АО, которое, прямо скажем, с ее приходом пошло в гору, приобрело неплохую репутацию и наладило выпуск продукции на уровне лучших стандартов. Но наступили времена, когда изменилась политическая и экономическая ситуация в стране. Многие воспользовались этим моментом, чтобы за счет государства решить свои, мягко говоря, не совсем государственные проблемы. Вот именно в эти времена и расцвел настоящий «талант» Валентины Яковлевны. В конце 1996 года, когда госпожа Коновалова, пардон, «сделала ноги» с доведенного ею до ручки предприятия, предварительно избиравшись в областное Собрание, к тому времени «Сполохи» уже имели неподъемную задолженность и практически были банкротами.

Давайте проследим путь падения некогда процветавшего предприятия.

1994 год. Объемы производства падают, а численность предприятия растет. На одного работника основного производства приходится три человека из ИТР, служащих и рабочих вспомогательных служб. Прибыль предприятия от реализации, после исключения сумм обязательных платежей, составила 329 тысяч деноминированных рублей, а распределено 614 тысяч. Таким образом, перерасход составил 285 тысяч рубликов. Напрашивается вопрос: на что же потрачена такая сумма? Ответ прост: 154 тысячи Коновалова направляет на выплату материальной помощи, остальные деньги пускает на благотворительные цели (готовится к предстоящим выборам?), выплату дивидендов (?!) и приобретение права аренды огромного магазина «Северный», от которого в скором времени пришлось отказаться из-за его убыточности. (Кто же помешал уважаемой Валентине Яковлевне сделать простейший экономический расчет по «Северному»?). Кроме того, ею в июле берется бюджетный кредит по статье «Завоз груза в районы Крайнего Севера» сроком на 15 дней в сумме 400 тысяч рублей, который она и не думала погашать. За три года (1994, 1995, 1996 гг.) в бюджет перечислено всего 10 тысяч долга.

1995 год. Прибыль, находящаяся в распоряжении предприятия, составила 179 тысяч рублей, но разве может удовлетворить Коновалову такая мизерная цифра? Конечно, нет. Валентина Яковлевна привыкла жить с размахом. И от щедрот душевных на затраты направляется умопомрачительная сумма в 1 миллион 62 тысячи рублей, что на 883 тысячи выше того потолка, которым Коновалова имела право распоряжаться. И опять основные средства уходят на выплаты материальной помощи, дивидендов и так далее. Не расплатившись за предыдущий кредит, Коновалова берет в сентябре 1995 года очередной бюджетный кредит на сумму в 400 тысяч рублей. Общая задолженность по полученным кредитам, с учетом их частичного погашения преемником Валентины Яковлевны, по состоянию на 1 февраля 1999 года составила почти 900 тысяч рублей.

Аналогичная картина и по 1996 году. Так, только за первое полугодие убытки предприятия вылились в сумму 829 тысяч рублей. Начиная с 1994 года растет и задолженность предприятия во все уровни бюджетов. Если в 1994 году она составляла 25 тысяч рублей, то к 1 января 1997 года эта цифра выросла аж до 13 миллионов 397 тысяч.

Вот в таком состоянии уважаемая Валентина Яковлевна и покинула родное предприятие, резонно решив, что не царское это дело поднимать с колен доведенное ею почти до банкротства предприятие. Пусть другие кувыркаются в этой ситуации, а госпожа Коновалова лучше будет критиковать и давать особо ценные советы другим руководителям, как правильно и экономно руководить вверенными им предприятиями и организациями.

В последнее время Валентина Яковлевна развила бурную деятельность. Ее интервью не сходят с газетных страниц, она частый гость на студиях телевидения и радио. И везде Коновалова критикует все и вся, везде дает свои советы и рекомендации. В чем причина такой бурной деятельности? Ларчик открывается исключительно просто: Валентина Яковлевна готовится к выборам. Вот только неизвестно, куда она собирается избираться. То ли снова в областное Собрание, то ли (но об этом даже страшно подумать) еще выше. Именно с этой целью Валентина Яковлевна прервала свое годовое затворничество в Псковской области, вернулась в Архангельск и добилась для себя статуса депутата, работающего в областном Собрании на постоянной основе, то есть получающего солидную заработную плату из тощего кошелька налогоплательщика. Вот только будет ли толк от такого человека, как Коновалова, во вновь избираемом законодательном органе области? Это решать вам, уважаемые северяне. А мы постараемся предоставлять вам объективную информацию о будущих кандидатах в депутаты.



Источники

[1]. Взялись за гуж — работайте // Архангельск. — Архангельск, 1999. — 4 февраля. — №21.

[2]. Вторсырье — под арестом // Архангельск. — Архангельск, 1999. — 20 февраля. — №33.

[3]. О шажках и топтании // Архангельск. — Архангельск, 1999. — 24 февраля. — №35.

[4]. Беднов А. Вклад от вкладыша — 1,87 млн. рублей // Архангельск. — Архангельск, 1999. — 26 февраля. — №37.

[5]. Беднов А. Иоанну Кронштадтскому — от горсовета // Архангельск. — Архангельск, 1999. — 27 февраля. — №38.

[6]. И кто его знает, что там летает // Архангельск. — Архангельск, 1999. — 2 марта. — №39.

[7]. Котельникова Е. «На компромисс с властью я пошел единственный раз...» // Архангельск. — Архангельск, 1999. — 15 февраля. — №29.

[8]. В должниках — гиганты // Архангельск. — Архангельск, 1999. — 17 февраля. — №30.

[9]. Лобов С. Гладко только на бумаге // Архангельск. — Архангельск, 1999. — 27 февраля. — №38.

[10]. Тамбовский С. Коммунисты за сильное государство // Архангельск. — Архангельск, 1999. — 11 февраля. — №26.

[11]. Год от года все меньше дохода.— Архангельск. — Архангельск, 1999. — 24, 25 февраля. — №35, 36.

[12]. Алехин В. Хоть и не все у нас спорится, а все-таки строимся // Архангельск. — Архангельск, 1999. — 3 февраля. — №20.

[13]. Алмазная благотворительность // Архангельск. — Архангельск, 1999. — 24 февраля. — №35.

[14]. Чесноков И. Уйти в холдинг тралфлоту не дают // Архангельск. — Архангельск, 1999. — 6 февраля. — №23.

[15]. Горькая И. ВЧК закручивает гайки // Архангельск. — Архангельск, 1999. — 25 февраля. — №36.

[16]. Деловые поездки губернатора // Архангельск. — Архангельск, 1999. — 13 февраля. — №28.

[17]. Инкин Ю. Скрытые причины бурной деятельности // Архангельск. — Архангельск, 1999. — 27 февраля. — №38.