Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Калмыкия

И. РЫЖКОВ

Республика Калмыкия

в январе 1999 года

1.    1998 год в оценке Илюмжинова

В последний день уходящего года президент Калмыкии, возвратившийся в Элисту накануне вечером, после долгого (после 17 ноября) пребывания в Москве, побывал в Калмыцкой телерадиокомпании, где провел пресс-конференцию в прямом эфире. Подводя итоги прошедшего года, Кирсан Илюмжинов обозначил несколько важных моментов и знаменательных событий, случившихся в этот период. В связи с тем, что в последнее время деятельность и высказывания К.Илюмжинова ни анализировать, ни комментировать почти совершенно невозможно, можно лишь привести особо примечательные цитаты:

— «В прошедшем году... республика закрепилась на политическом Олимпе, заняла достойное место среди других регионов России. Сейчас Калмыкию, народ наш просто так не затоптать, мы стали сильнее, мудрее, еще больше поверили в себя. В экономическом плане, несмотря на имевшие место негативные последствия политической блокады и финансового кризиса, год все-таки закончили относительно неплохо».

— «Министерство финансов России включило Республику Калмыкия в список доноров, поскольку все планы по сборам федеральных налогов мы регулярно перевыполняем. В этом году нам удалось приступить к решению многих экономических задач. В частности, назначение на должность председателя Правительства РК В.Батурина является одним из шагов вперед по пути экономического реформирования республики».

— «В 1998 году мы заложили основы многих экономических проектов, наиболее важным из которых является строительство международного морского порта в Лагани. Сумма инвестиций здесь составляет 1,5 млн. долларов... Перед возвращением из Москвы я провел переговоры в резиденции посла Ирана в России, а также с представителями дипломатии Индии... В январе в Дели состоится ирано-индийское совещание по поводу межгосударственных торговых отношений, а в документы этого совещания как одно из направлений отдельным пунктом включили и наш порт в Лагани... В январе-феврале я буду встречаться с главами государств и руководителями правительств арабских и восточных государств. Где-то весной вся документация по этому проекту будет готова, и уже в первой половине 1999 года мы должны приступить к строительству морского порта. Так что в XXI век Калмыкия войдет с новым транспортным маршрутом, а это значит — грядут изменения в геополитике. Со строительством международного порта в Лагани меняется вся геополитическая карта не только России, Европы и Азии, но и всего мира».

— «Как вы знаете, буквально за две недели до конца года нам удалось выбить из федерального бюджета 36 миллионов 300 тысяч рублей. Практически каждый день у меня были встречи в правительстве — с руководителем аппарата правительства Ю.Зубаковым, первым вице-премьером В.Густовым, с нашим бывшим депутатом Г.Куликом. Все вопросы с председателем правительства Е.Примаковым мы решили. Практически вся задолженность перед федеральными бюджетными структурами в республике у нас уже погашена. Я думаю, таких задержек больше не будет, постараемся выплачивать все средства день в день».

— «Я предложил новую национальную идею российского футбола с тем, чтобы сборная России смогла стать чемпионом мира в 2002 году. Но время, как видно, еще не подошло, ситуация не созрела для этой национальной идеи. В итоге победила старая командно-административная советская система, в спорте еще живы эти традиции».

— «Если в прошедшем сезоне «Уралан» завоевал 7-е место, то в новом ему надо занять хотя бы одно из призовых мест... Я сделал такой прогноз — места распределятся следующим образом: «Спартак», «Уралан», «Динамо»... Самая главная задача для нас, конечно, создать стабильную экономическую базу для «Уралана». В настоящее время ведутся переговоры с потенциальными спонсорами, инвесторами, в частности, с такими известными бизнесменами, как Берлускони, султан Брунея».

— «То, что задумали американцы — открыть в столице Калмыкии своего рода филиал голливудского центра развлечений — эта программа действует... В следующем году мы ожидаем приезда многих звезд. В апреле, как известно, с А.Абдуловым и С.Соловьевым мы собираемся снимать здесь у нас фильм «Бременские музыканты»[1].

— «В целом для России 1999 год обещает быть достаточно тяжелым. В свое время я предсказал развитие ситуации с финансовым кризисом августа 1998 года, обвал рубля. Следует заметить, что перспективы на этот год могут быть тоже неутешительными. Это произойдет в том случае, если в Министерстве финансов России не произойдет смены руководства и в целом экономической концепции. Все будет зависеть от того, произойдут ли эти перемены в первые две недели 1999 года. Если перемен не будет, то будем ждать в феврале, а затем в апреле, очередного витка финансового кризиса и нового, еще более сокрушительного обвала рубля».

 — «Считаю, прошедший год для нас был очень важным, хотя в то же время и очень сложным, трудным. Это был год становления и роста нашего национального самознания»

 — «Все предпосылки для экономического роста в республике созданы» [[1]].

На той же телевизионной пресс-конференции К.Илюмжинову был задан вопрос, намерен ли он продолжать предвыборную кампанию в качестве кандидата на пост Президента России в 2000 году. Илюмжинов сказал, что он не передумал и готовится к выборам, более того, уже в 60 регионах России созданы группы поддержки его кандидатуры: «Что интересно, во многих вузах страны созданы такие группы поддержки. И это не случайно. Я думаю, в нашем обществе созревает ситуация, когда многие осознают, что должна прийти новая волна, новое поколение молодых политиков на смену старому руководству страны».

В том, что президентские амбиции К.Илюмжинова не являются безосновательными, призваны убедить жителей РК регулярно публикуемые результаты социологических опросов, проводимых информационно-аналитическим отделом администрации президента Калмыкии.

Последний опрос проводился в республике в январе 1999 года в рамках проведения Года прав человека в республике Калмыкии, предусмотренного распоряжением К.Илюмжинова [2]. В анкете, наряду с вопросами состояния дел с правами человека в России, был и такой вопрос: «С именами каких политических деятелей вы связываете успешное решение проблем обеспечения прав человека в российском обществе?» Ответы следующие:

Явлинский                 9,0%

Зюганов                     9,7%

Примаков                18,7%

Лужков                     19,4%

Илюмжинов            31,3% [[2]].

2.    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Народный Хурал (Парламент) РК второго созыва, законность избрания которого до настоящего времени оспаривается Генеральной прокуратурой РФ в Верховном Суде РФ, в 1999 году продолжил свою стремительную и бесстрашную работу, видимо, желая до своего возможного роспуска выполнить все задачи, поставленные Президентом Калмыкии.

Как стало известно из источников в администрации Президента РФ, на ноябрьском заседании Совета Безопасности РФ, обсуждавшем заявление К.Илюмжинова о возможности выхода Калмыкии из РФ, Илюмжинову было предложено в кратчайший срок полностью привести калмыцкое законодательство в соответствие с федеральным. Парламентарии не заставили себя долго ждать. Тем более, что дело знакомое. Ведь и предыдущий состав Хурала, который в большинстве своем перешел в новый, почти только тем и занимался, что сначала принимал неконституционные законы, а потом приводил их в соответствие.

Итак, 30 декабря 1998 года Народный Хурал принял постановление «О принятии Закона Республики Калмыкия «О внесении изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Калмыкия».

В соответствии с этим законом:

 — Признается утратившим силу Закон республики Калмыкия «О Законодательном собрании РК» от 10 августа 1995 года с изменениями и дополнениями от 23 сентября 1996 года и от 25 мая 1998 года. Это тот самый многострадальный закон, палочка-выручалочка К.Илюмжинова, которым в 1995 году вносились необходимые президенту РК изменения в Степное Уложение и в избирательное законодательство.

 — Признается утратившим силу Конституционный Закон «О конституционном собрании РК — Хальмг-Тангч» от 19 марта с изменениями и дополнениями от 31 марта 1994 года. Это тот закон, в соответствии с которым была отменена Конституция Калмыкии и принято Степное Уложение РК.

 — Создается новая редакция Степного Уложения. В Степное Уложение (Основной закон) РК уже неоднократно вносились различные изменения (14 августа 1995 года, 31 октября 1995 года, 25 мая 1998 года), но оно так и не было окончательно приведено в соответствие с Конституцией РФ. Изменения вкратце таковы.

В новой редакции в самом наименовании Степного Уложения стоящие в скобках слова Основной Закон заменяются словом Конституция. Внесено дополнение, что законы и иные правовые акты, применяемые в республике, не должны противоречить Конституции РФ. В статье, где говорится о сроках полномочий президента РК, цифру 7 вновь заменили на цифру 5. В связи с этим у многих вновь возникает вопрос: законно или нет избирался К.Илюмжинов в 1995 году на безальтернативной основе на семь лет? и, в связи с этим, когда заканчиваются его полномочия — в 2000 году или в 2002? Так и не внесено положение, что выборы Президента проводятся на альтернативной основе. В прежней редакции Степного Уложения в случае нарушения президентом РК Степного Уложения и данной им присяги Народный Хурал РК с учетом заключения Верховного Суда РК выражал недоверие президенту, а вопрос о его смещении выносился на всенародное голосование (референдум). Теперь такого референдума проводить не требуется. Правом законодательной инициативы теперь наделено Правительство РК и представительные органы местного самоуправления. В ст.34 Степного Уложения калмыцкие законодатели наконец то признали, что «судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ, федеральным законам». Из статьи 41 Степного Уложения (о местном самоуправлении в РК) исключено положение о том, что «структура, порядок формирования, компетенция, срок полномочий органов местного самоуправления определяются законом Республики Калмыкия». Однако не признаны незаконными органы местного самоуправления в республике, избиравшиеся по калмыцким законам — многоступенчато, на сходах граждан и конференциях, открытым голосованием.

 — В закон республики Калмыкия «О выборах депутатов Народного Хурала РК», в который уже вносились изменения 31 июля и 21 августа 1998 года, депутаты внесли те изменения, которые предписал им сделать Верховный Суд РК, состоявшийся еще до выборов парламента второго созыва 13 октября 1998 года, по обращению кандидатов в депутаты Народного Хурала от регионального «ЯБЛОКА», которые считали, что ряд статей закона не соответствуют федеральному законодательству. Таких поправок в закон пришлось вносить десять [[3]].

Под давлением Генеральной прокуратуры РФ зашевелилась (вынуждено и неохотно) и прокуратура Калмыкии, особенно после просочившихся в центральную прессу сведения о том, что завершившая в конце года работу в Калмыкии бригада Генпрокуратуры РФ пришла к выводу о служебном несоответствии прокурора республики Ю.Джапова, допустившего формирование в республике нарушающей федеральное законодательство правовой базы, опираясь на которую власти в Калмыкии заявляли о возможности выхода РК из состава России. Окончательно судьба калмыцкого прокурора, вероятно, будет решена в ближайшее время, на высшей аттестационной комиссии Генпрокуратуры. Пока же почти все районные прокуроры подали в суды первой инстанции иски о признании незаконными органов местного самоуправления, а республиканская прокуратура опротестовывает в Верховном Суде РК ряд положений законов РК «О политических партиях», «О казачестве в Калмыкии», «О предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков» (основы функционирования в республике зоны льготного налогообложения, так называемой оффшорной зоны), ряд положений закона «О выборах депутатов Народного Хурала РК», которые еще 13 октября 1998 года отменены Верховным Судом, закона «О предоставлении жителям республики безвозмездной субсидии», «О консолидированном бюджете на 1998 год», закона «О статусе депутата Народного Хурала», ст.30 п.7 Степного Уложения и ряда других нормативно-правовых актов  [[4]].

3.    ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС

После того, как К.Илюмжинов по согласованию с Народным Хуралом РК назначил В.Батурина (шурина Ю.Лужкова) председателем правительства республики прошло чуть больше двух месяцев, однако в политической истории Калмыкии это целая эпоха. Все уже привыкли, что Калмыкия с момента избрания К.Илюмжинова в 1993 году находится в состоянии перманентного политического кризиса. Можно сказать, что Илюмжинов неспособен управлять республикой в спокойной ситуации и потому периодически искусственно создает кризисные ситуации.

Он ликвидировал Верховный Совет РК и объявил о сокращении числа министерств и ведомств в разы (их заменила гораздо более дорогостоящая администрация президента). Дважды он брал управление на себя, ликвидируя правительство РК как институт. Пять раз распускал правительства (которые затем возрождались почти в тех же составах). Когда было необходимо, он объявлял в республике период «молодежного управления», увезя все правительство РК в Форос. Президент РК то объявлял евреев врагами калмыцкого народа, то начинал дружить с юдофилом Лужковым. Илюмжинов искал врагов среди спецслужб и даже закрывал их на амбарный замок. Он распускал партии, делал сепаратистские заявления, объявлял о предотвращенных им государственных переворотах, проводил досрочные выборы, отменял Конституцию, принимал Степное Уложение. В течение всего этого времени держал в постоянном напряжении народ — невольного участника всех этих шоу.

Итак, осенью 1998 года облеченный доверием и полной поддержкой президента и парламента республики, «антикризисный управляющий» В.Батурин принимает на себя развалившееся хозяйство Калмыкии. Достаточно быстро формируется правительство, делается реальный и нелицеприятный анализ положения дел в экономике республики, разрабатывается стратегическая линия правительства, обсуждается реформа платежной системы. Во всех официальных средствах массовой информации публикуются положительные отклики на предлагаемые правительством меры по стабилизации ситуации. Ученые отмечают стремление кабинета министров к всестороннему, гласному обсуждению экономического состояния в республике, к максимальной открытости при формировании бюджета, его прозрачности и самодостаточности. Все СМИ подчеркивают неординарный и рациональный подход правительства к составлению консолидированного бюджета РК на 1999 год, одобряют меры по расширению доходной части за счет средств различных целевых вненалоговых поступлений, что по их мнению, могло бы улучшить контроль со стороны государственных органов за их формированием и исключить злоупотребления. Окрыленное всеобщей поддержкой правительство заявляет о новых межбюджетных отношениях между правительством республики и Элистой и районами, делает представителей президента РК в районах членами правительства (тем самым поставив их себе в прямое подчинение). Все эти действия вызывают бурное одобрение президента Илюмжинова. 11 января государственный советник президент Калмыкии Вячеслав Илюмжинов (старший брат Кирсана) снова прямо подчеркнул связь правительственной программы и лично В.Батурина с продолжением стратегического курса К.Илюмжинова [[5]].

В январе прошла научная конференция, организованная правительством, по проблемам экономики республики, прошло заседание правительства. Снова и снова обсуждались принципы формирования бюджета, порядок взаимоотношений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, основные направления налоговой политики, программа приватизации, проблемы перехода республики на самодостаточный бюджет. Перед этим, еще в декабре 1998 года правительство подготовило и направило в Парламент ряд законопроектов, в частности Закон «О порядке внесения, рассмотрения и принятия закона РК «О республиканском бюджете на 1999 год и о порядке внесения в него изменений и дополнений».

Закон до 12 января не был принят, а 12 января 1999 года наступила новая эра во взаимоотношениях между парламентом и правительством — эра конфронтации [[6]].

Некоторые наблюдатели в Калмыкии, анализируя деятельность В.Батурина, предсказывали такое развитие событий. Прежней политической элите Калмыкии, в первую очередь оставшимся не у дел (особенно в финансовом отношении) вице-президенту РК В.Богданову, председателю парламента К.Максимову, главе администрации президента РК И.Шалхакову, мэру г.Элисты В.Шамаеву, представителям президента РК в районах республики в стратегии нового правительства РК отводилась роль или исполнителей, или статистов, что их никак не устраивало. В.Батурин, назначая на ключевые посты лично преданных ему людей, часто «варягов», ставя под свой контроль финансовые потоки и собственность, толкал местный политический «бомонд» к «бунту на корабле». И он не заставил себя долго ждать [[7]].

Решением депутатской комиссии по бюджету, налоговой политике Народного Хурала на 12 января назначались парламентские слушания по теме: «О прогнозе консолидированного бюджета на 1999 год». На слушания приглашалось правительство, исполнительная власть на местах. Парламентарии не слишком были озабочены законностью своих действий, так как не имели привычки действовать в рамках закона. Хотя им, конечно, было известно, что слушания могут быть назначены только председателем Народного Хурала и только по проектам законов.

Правительство в полном составе на слушания не явилось, так как по этому поводу получило четкие указания своего председателя. Тем не менее парламентские слушания состоялись. В них приняли участие вице-президент В.Богданов, полномочный представитель Президента РФ в Калмыкии В.Бембетов, руководитель администрации президента Калмыкии И.Шалхаков, советники президента РК Г.Орлова, П.Перковский, депутаты Народного Хурала, руководители правоохранительных органов, депутаты Элистинского городского собрания, представители Президента РК в районах, а также главы муниципальных образований [[8]].

Парламентские слушания превратились в обсуждение поведения правительства РК. Ряд депутатов, по утверждению Председателя парламента К.Максимова, потребовали срочного проведения внеочередной сессии Народного Хурала. Такая сессия вечером того же дня была созвана. По результатам ее работы было принято постановление «О выражении недоверия правительству РК». Депутаты выразили недоверие правительству и обратились к президенту Калмыкии с просьбой сформировать новый состав правительства и самому его возглавить.

Надо сказать, что на тот момент законодательство Калмыкии не предусматривало ситуации, когда парламент мог бы инициировать вопрос об отставке правительства. Кроме того, внеочередная сессия должна была назначаться за три дня до даты заседания и с обязательным объявлением в СМИ с обозначением повестки дня. Эти процедурные вопросы парламентом выдержаны не были. К тому же депутаты не посчитали нужным пригласить на сессию председателя правительства В.Батурина. Впоследствии парламент сослался на то, что сделать это было невозможно, так как правительство в это время в полном составе играло где-то в футбол.

Что же касается подведения законодательной базы под отставку правительства, то и здесь депутаты нашли выход, опубликовав 19 января 1999 года закон, вносящий в закон «О Народном Хурале РК» поправки и дополнения, которые задним числом оправдывали все действия парламента.

13 января состоялась пресс-конференция председателя парламента К.Максимова. В вину правительству было поставлено то, что оно:

— в погоне за авторитетом занялось политикой, а не своими прямыми обязанностями;

— выдавало ничем не подкрепленные обещания по выплате зарплаты, детских пособий, компенсационных выплат репрессированным, повышению пенсии инвалидам, выплат чернобыльцам и т.д.;

— заставилолюдей поверить в долгожданное решение проблем;

— предложило продать7% акции «Калмнефти» за 43 млн.рубл;

— предложило продать Элистинский хладокомбинат за 36 тыс. рублей;

— заявило, что Элистинским городским бюджетом будет распоряжаться правительство;

— «не желает вникать в проблемы г.Элисты и не предусматривает дотацию городского бюджета»;

— предлагает самодостаточный бюджет, в то время как парламентарии глубоко убеждены, что республике без дотационных вливаний из Центра не выжить.

При обсуждении последнего пункта вины правительства некоторые депутаты договорились до почти антиилюмжиновских высказываний. Так, депутат ректор КГУ Г.Борликов (вопреки много раз заявленной позиции К.Илюмжинова) заявил буквально следующее: «Меня смущает другое. Мы заявили, что являемся донорами, что нам не нужны трансферты и дотации Центра, но каждому жителю Калмыкии понятно, что нашей республике нельзя бежать впереди паровоза. Наоборот, нам нужны в Москве свои представители для «выбивания» денег под конкретные республиканские или федеральные программы — ведь именно так решают свои вопросы большинство регионов России. Может статься, что самодостаточный бюджет останется лишь на бумаге, и при отсутствии трансфертов мы ввергнем республику, ее народ в пучину хаоса» [[9]].

Немедленная реакция президента Калмыкии, находившегося в то время в Москве, показала согласованность действий парламента и Кирсана Илюмжинова по организации правительственного кризиса. 14 января появившийся на республиканском телевидении (радостный до неприличия) вице-президент В.Богданов зачитал обращение К.Илюмжинова к гражданам Калмыкии, в котором говорилось, что нежелание правительства присутствовать на парламентских слушаниях показало его неготовность к конструктивному диалогу с народными избранниками, а нынешний состав Народного Хурала, ранее проявивший самостоятельность в оценке событий ноября 1998 года и принявший обращение к Президенту, правительству и Федеральному Собранию РФ о политической и социально-экономической ситуации в республике (в поддержку сепаратистского заявления К.Илюмжинова) и в данной ситуации показал свою принципиальность. Осознавая всю ответственность момента, К.Илюмжинов обратился к членам правительства с предложением «поступить в соответствии со своей совестью и волей избранников народа — добровольно уйти в отставку» [9].

Однако ни члены правительства, ни его председатель не выполнили пожелания президента и продолжали спокойно работать до приезда в Элисту Илюмжинова.

Итак, не прошло и двух месяцев с момента образования в Калмыкии правительства во главе с В.Батуриным, как разразился очередной политический кризис, закончившийся серией указов президента Калмыкии, 16-18 января посетившего свою республику. И если раньше из своего «московского далека» президент РК называл позицию правительства (сформированного полностью самим Илюмжиновым) недостаточно ответственной и призывал его в полном составе уйти в отставку, то уже в подписанном им 17 января 1999 года указе «О правительстве РК» говорится абсолютно противоположное: «в связи с завершением работы по разработке проекта реформирования бюджетных отношений, а также выполнением ряда других задач, возложенных на нынешний состав Правительства республики, постановляю:

1. Считать возложенные на нынешний состав правительства РК задачи выполненными.

2.     Принять добровольную отставку правительства РК.

3.     Исполнение обязанностей председателя правительства РК возлагаю на себя».

Исходя из этого, многие в Калмыкии предполагали, что произойдет кардинальная замена кадров правительства, чего и требовали инициаторы отставки правительства. Однако этого не произошло. Проведены чисто тактические рокировки, хотя в итоге число «варягов» заметно прибавилось. В.Батурин из председателя правительства превратился в государственного советника РК. Первым заместителем К.Илюмжинова по правительству стал Метрикин Рафаил Александрович, бывший заместитель руководителя администрации президента РК, бывший руководитель филиала «СБС-агро» в Калмыкии, тоже «варяг», теперь, вероятно, вместе с В.Батуриным составивший ключевой тандем в управлении республикой.

Вторым первым замом К.Илюмжинов назначил своего старшего брата Вячеслава Илюмжинова, бывшего до этого государственным советником РК по политическим вопросам.

Заместителями председателя правительства назначены еще три «варяга»: Липкин Борис Анатольевич, Назаров Алексей Петрович, Шкундов Евгений Иванович, прошлое которых для жителей республики покрыто мраком. Два других заместителя председателя правительства только подтвердили свои полномочия в этом качестве: Дамиров Назим Юсифович, вновь назначенный заместителем и министром финансов («варяг») и абориген Бачаев Батр Церенович, вновь ставший заместителем по социальным вопросам.

Вновь стали: министром сельского хозяйства и продовольствия — Бадмаев Дорджи Петрович, министром госимущества РК — Головатов Александр Васильевич, министром по делам молодежи туризму и спорту — Джимбеев Шевельдан Наранович, министром социальной защиты населения — Ивиков Павел Николаевич, министром здравоохранения — Тачиев Бадма Анджаевич, министром внутренних дел — Бакланов Эрдни Улюмджиевич, руководителем аппарата правительства РК в ранге министра — Хейчиев Александр Коммунович [[10]].

Второе за последние два месяца правительство республики к концу января было сформировано и на этом политический кризис, по крайней мере его видимая часть, был преодолен. Однако существует, по-видимому, и подводная часть проблемы. О серьезности ее говорит и то, что 18 января был подписан президентом Калмыкии Закон «О внесении дополнения в Закон РК «О Президенте РК», который дополнился еще одной статьей — «Безопасность Президента РК и его семьи обеспечивается специальной службой охраны. Расходы на содержание службы охраны осуществляются за счет средств республиканского бюджета и предусматривается отдельной строкой в бюджете на очередной год» [[11]].

4.    ЭКОНОМИКА. Социальная сфера

4.1.       Энергетический кризис

По информации АО «Калмэнерго», энергетики уже в течение года фактически безвозмездно снабжают электроэнергией экономику республики. Так, при условии 100% оплаты «Калмэнерго» ежемесячно должно получать 18 млн. рублей. Фактически оплачивается около двух миллионов. Для расчетов по своим обязательствам энергетикам необходимо 8-9 млн. руб. Сейчас задолженность предприятий республики по электроэнергии превышает 350 млн. руб., а «Калмэнерго» в свою очередь задолжало поставщикам 305 млн. руб. Ситуация в отрасли сложилась критическая. Треть всего электрооборудования на предприятиях уже выработала нормативный тридцатилетний срок. Работники акционерного общества шесть месяцев не получают зарплату.

В списке должников 2200 предприятий, организаций и торговых точек. Из 57129 абонентов частного сектора половина не оплачивает электроэнергию. Задолжниками являются также казначейство и муниципальные образования. Они за два последних года не выплатили энергетикам 2 млн. руб.

Следует учесть, что основную часть потребляемой электроэнергии республика получает из Ставропольского края. Собственные мощности «Калмэнерго» не покрывают потребности даже одного города Элисты.

С 1 января 1999 года вводятся ограничения на потребление электроэнергии не только в районах республики (что существовало практически всегда), но и в Элисте. В лучшем случае жителей Калмыкии в ближайшее время ждет судьба Приморского края, где свет, вода и тепло подаются по графику. В худшем — добрый до настоящего времени ставропольский дядя просто отключит рубильник на суверенную Калмыкию [[12]].

4.2.       Продовольственный кризис

Не менее острой проблемой становится проблема продовольственная. 26 января вице-президентом республики В.Богдановым подписано распоряжение о запрещении вывоза зерна и продуктов его переработки с территории республики. Впредь все такие сделки должны получать «добро» в министерстве сельского хозяйства и продовольствия РК [[13]].

4.3.       Статистика

В целом экономике республики прошедший год не принес ничего радостного. Производство промышленной продукции в очередной раз упало (теперь на 15,2%), в том числе добыча нефти снизилась на 4,5%, производство строительного кирпича (несмотря на «стройку века» в виде олимпийской деревни) упало на 12,5%.

Снизилось производство мяса — на 29,5%, цельномолочной продукции — на 90,5%. Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 25,4%, овец и коз — на 30%, свиней — на 3,4%.

Валовой сбор зерна уменьшился на 55%.

Объем строительных работ уменьшился на 8,3%, объем розничного товарооборота на 2,3%.

Увеличилась только заработная плата (почти на 42%). Причем число людей, получающих эту зарплату, существенно уменьшилось: если задолженность по зарплате на 1 января 1998 года составляла 45 млн. руб., то на 1 декабря 1998 года — 100,5 млн. руб. Еще более сложная ситуация с детскими пособиями. В республике 56852 семьи, в которых проживает 103522 ребенка в возрасте до 18 лет. Из них 39835 семей, воспитывающих 74857 детей, или 70% от общего количества семей с детьми, имеют доход ниже прожиточного минимума. По состоянию на 1 декабря 1998 года задолженность по детским пособиям составляет 123 млн. руб., в том числе за 1997 год — 50,1 млн. руб.

Цены на промышленные товары выросли на 56,6%, на продукты — 54%, на услуги — 17,4%. [[14]].

Правительство республики заявило, что не может взять на себя долги местных бюджетов [[15]].

4.4.       Социальный протест

Происходит стихийное объединение матерей, не получающих пособия. Представители этих объединений обратились в КРО «ЯБЛОКО» с просьбой помочь отстаивать свои законные права.

Учителя активно приняли участие во Всероссийской акции протеста. Более пятисот человек из десяти школ города и Целинского района потребовали отставки вышедшего к пикетчикам первого заместителя председателя правительства РК В.Н.Илюмжинова, в своем выступлении в очередной раз попытавшегося перевести всю ответственность за невыплату долгов учителям на Москву.

5.    РЕкламная кампания К.ИЛЮМЖИНОВА

СМИ республики продолжают раскручивать идею президента Калмыкии о том, что летом 1998 года в республике имела место попытка совершения государственного переворота. В газете «Элистинские новости», редактором которой является В.Галзанова, мать пресс-секретаря президента Калмыкии, появилась безымянная заметка, продолжающая тему переворота и кампанию, направленную на дискредитацию объединения «ЯБЛОКО» и ее лидеров как в России, так и в Калмыкии. Газета утверждает, что наибольшую активность в попытке переворота летом-осенью 1998 года в Калмыкии проявили вожди «ЯБЛОКА» и лично Г.Явлинский. Кроме того, по утверждению газеты, «разработкой Илюмжинова» занимался «полусекретный институт гуманитарно-политических исследований (ИГПИ)». Утверждается, что ИГПИ — это «партия в партии», конспиративная организация, которая занималась разработкой стратегии и самим ведением борьбы «ЯБЛОКА» и московских СМИ с Республикой Калмыкия и ее президентом К.Илюмжиновым [[16]]. Управление ФСБ по РК, куда обратилась КРО «ЯБЛОКО», не подтвердило и не опровергло информацию по поводу попытки переворота в РК, пообещав, что ответ на заявление КРО «ЯБЛОКА» будет дан Федеральной службой безопасности.

Прокуратура Калмыкии в ответе на аналогичное заявление КРО «ЯБЛОКО» сообщила, что «содержащееся в статье утверждение, что «наибольшая активность в попытке политического переворота летом-осенью 1998 года в Калмыкии была проявлена вождями движения «ЯБЛОКО», нами расценивается как личная точка зрения автора на действия последних, не требующая прокурорского реагирования». Прокуратура Калмыкии, таким образом, считает, что публичное обвинение в подготовке государственного переворота не является основанием для прокурорского реагирования [[17]].

Президент ФИДЕ и республики Калмыкия К.Илюмжинов 3 января в Элисте в торжественной обстановке открыл памятник Остапу Бендеру. Илюмжинов отметил, что мечты О.Бендера в Элисте воплотились в реальность. Автором памятника является скульптор А.С.Хачатурян. На открытии присутствовали председатель правительства республики В.Батурин, вице-президент В.Богданов, председатель Народного Хурала РК К.Максимов, руководитель администрации президента РК И.Шалхаков, министры, руководители предприятий и организаций (последние — согласно разнарядке) [[18]].

Имя О.Бендера присвоено и самому красивому проспекту города, который до окончания строительства шахматного городка носил имя героя русской, а затем Красной Армии, уроженца здешних мест П.Анацкого.

Решением Международного общественного фонда духовного наследия «Манас Руху» президент РК и президент ФИДЕ К.Илюмжинов признан лауреатом ежегодной премии фонда по итогам 1998 года. Согласно положению фонда, лауреатом признается один из глав государств, внесший наибольший вклад в обеспечение свободы, независимости народа, процветание своей страны, укрепление взаимопонимания, дружбы, сотрудничества между народами. Лауреатами премии фонда в разные времена становились президент Турции Демирель, президент Кыргызстана Акаев, президент США Клинтон. Президент фонда заявила, что это награда за неоценимый вклад К.Илюмжинова в обеспечение свободы, укрепление независимости древнего народа калмыков, всестороннее развитие калмыцкого государства, становящего известным всему миру благодаря действиям президента Калмыкии. «Мы безгранично гордимся тем, что в результате проявленной вами мудрости и дальновидности еще вчера мало кому известная Калмыкия становится мировой шахматной Меккой», говорится в ее поздравительной телеграмме [18].



[1] Речь идет о проекте «Таланты России», который широко рекламировался в Калмыкии весь год. Согласно рекламе, скоро в Элисте появится мирового класса киноцентр, создаваемый совместно К.Илюмжиновым и Чаком Норрисом.

[2] Кстати сказать, после проведения в 1996 году в Калмыкии Года села, сельское хозяйство республики практически перестало существовать. Поэтому распоряжение президента насчет Года прав человека калмыцкая оппозиция восприняла с известной долей ужаса.



Источники

[1]. Болдуринова Е. 1998 год был для нас очень сложным, трудным- годом становления национального самосознания // Известия Калмыкии. — 1999. — №1. — 6 января.

[2]. Сависькс В., Мунянова Б. Кому доверяют жители Калмыкии // Элистинские новости. — 1999. — №4. — 16-22 января.

[3]. Закон РК О внесении изменений и дополнений в действующее законодательство РК // Известия Калмыкии. — 1999. — №10. — 20 января.

[4]. Гритчин Н. Прокурору Калмыкии грозит отставка за политическую слепоту // Известия. — 1999. — №4. — 15 января.

[5]. Известия Калмыкии. — 1999. — 12 января.

[6]. Боваев В. Мы действовали и действуем в рамках закона // ЭЖ-Калмыкия. — 1999. — №2. — 15 января.

[7]. Борьба властей // Советская Калмыкия сегодня. — 1999. — №1. — 19 января.

[8]. Михайлова С.,Донгуолова Н. Республике реально выполнимый бюджет. // Известия Калмыкии. — 1999. — №5. — 14 января.

[9]. Воронова Е. Во время парламентских слушаний правительство играло в футбол. // Известия Калмыкии. — 1999. — №6. — 15 января.

[10]. Указы Президента РК // Известия Калмыкии. — 1999. — N9. — 19 января. Указы Президента РК // Известия Калмыкии. — 1999. — №10. — 20 января. Правительственный кризис в республике преодолен. // ЭЖ-Калмыкии. — 1999. — №3. — 22 января.

[11]. Закон РК «О внесении дополнений в закон РК О президенте РК // Известия Калмыкии. — 1999. — №14. — 26 января.

[12]. Шматько Л. Последнее средство-рубильник // Известия Калмыкии. — 1999. — №9. — 19 января.

[13]. Распоряжение вице-президента РК // Известия Калмыкии. — 1999. — №17. — 29 января.

[14]. Новопольцева А., Черных С. Поголовье баранов в Калмыкии сравнялись с численностью населения // Советская Калмыкия сегодня. — 1999. — №1. — 19 января.

[15]. Воронова Е. С протянутой рукой за государственными гарантиями // Известия Калмыкии. — 1999. — №15. — 27 января.

[16]. Президента Калмыкии пытались свергнуть те, кто давал деньги Гайдару и Чубайсу. // Элистинские новости. — 1999. — №2. — 2-11 января.

[17]. Письмо Прокуратуры РК. — 1999. — №27. — 18 января.

[18]. ЭЖ-Калмыкия. — 1999. — №1.