Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Тюменская область

Анатолий ВУЛЬФОВИЧ

Тюменская область

в январе 1999 года

1.    власть и политика

1.1.       13-я сессия Тюменской областной Думы

29 января 1999 года состоялось тринадцатое заседание Тюменской областной Думы. Накануне сессии депутаты областной Думы посетили предприятия ОАО «Газпром», расположенные в Тюмени. ОАО «Газпром» построило и реконструировало несколько небольших предприятий в Тюмени, на которых выпускается довольно широкая номенклатура изделий. Это газовые дизель-генераторы, газовые котлы и водонагреватели, теплоизлучатели, электроды, экологически чистая минеральная вата, полиэтиленовые трубы.

На тринадцатом заседании областной Думы было рассмотрено около сорока вопросов. Основной вопрос – о финансировании текущих расходов администрации. На предыдущем, декабрьском заседании Думы областной бюджет с дефицитом в 25% был принят в первом чтении, на этом настоял губернатор Л.Рокецкий, хотя некоторые депутаты были категорически против. Основные аргументы губернатора и председателя комитета финансов администрации области К.Фазлеева: если будет принят в первом чтении бюджет с дефицитом в 25%, есть надежда получить в Минфине трансферт, муниципальным образованиям нужно работать над своими бюджетами и т. д.

К тринадцатому заседанию уже всем стало ясно: без федерального бюджета принять областной не удастся. Но администрации необходимо продолжать работать, обычно в случае отсутствия утвержденного бюджета финансирование идет в размере 1/12 прошлогодних расходов в месяц. На этот раз администрация обратилась в Думу с просьбой дать разрешение вести финансирование расходов в размере 1/12 расходов принятого в первом чтении бюджета 1999 года. С таким подходом согласилась и постоянная комиссия по бюджету, налогам и финансам области. Однако многие депутаты не согласились с мнением администрации и постоянной комиссии и предложили финансировать по прошлому году. К.Фазлеев возразил, что нормативы по этому году будут значительно меньше прошлогодних, и если финансироваться по прошлогоднему бюджету, то, когда примут федеральный бюджет, областной окажется у него в долгу, так область дотационная.

Тем не менее, было принято решение о финансировании по бюджету 1998 года.

В первом чтении были приняты законы Тюменской области «О плате за пользование водными ресурсами» и «Об управлении государственной собственностью», во втором чтении «О порядке привлечения и использования в Тюменской области иностранной рабочей силы», окончательно, в третьем чтении приняты законы «О ценовом соглашении», «О наградах и почетных званиях Тюменской области», «Об аттестации муниципальных служащих».

Дискуссия возникла при обсуждении вопроса о наказах избирателей. Разговор идет о денежном фонде для выполнения наказов избирателей в размере 1% от расходной части бюджета, вопрос обсуждается уже не первый раз, последняя дискуссия была на октябрьском заседании Думы. Тогда большинство депутатов, особенно работников исполнительных органов, высказались против фонда, считая, что финансирование и выполнение наказов – задача исполнительной власти.

Дискуссия продолжилась и на январском заседании. В своем выступлении генеральный директор Сургутского газоперерабатывающего завода депутат А.Рязанов заявил, что депутат должен работать с исполнительной властью, а не раздавать деньги из областного бюджета щедрой рукой. Его поддержал глава администрации г. Лангепас депутат В.Асеев и другие депутаты. Им возразил депутат И.Маров: исполнительная власть не в состоянии помочь избирателям, это должны делать депутаты. Но большинство депутатов посчитали, что сейчас депутат не слуга народа, а законотворец, и в очередной раз отправили законопроект на доработку.

На заседании с предложением о внесением дополнений в законодательство об административной ответственности выступил главный Государственный транспортный инспектор Тюменской области А.Тоболкин. Суть его предложения в следующем: в Тюменской области очень многие автолюбители занимаются частным извозом без лицензии и, естественно, не платят налоги. Только в Тюмени таких водителей не менее 500. А.Тоболкин предложил за повторное нарушение правил перевозки налагать штраф в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда. После небольшой дискуссии депутаты предложение приняли.

Областная Дума утвердила отчет о своей работе в 1998 году. В январе исполнился год с начала ее работы. Отчет будет опубликован. Были приняты план работы Думы на 1999 год и планы законопроектных работ на 1999 год. В первом квартале намечено рассмотреть около тридцати законопроектов.

 

1.2.       Взаимоотношение области и округов

1.2.1.      Заседание Совета трех Дум

22 января в Ханты-Мансийске состоялось заседание так называемого Совета трех Дум – совещательного органа, в который входит по четыре депутата от представительных органов власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Этот орган был образован четыре года назад, но заседаний было проведено всего два – в Тюмени и Салехарде. 1995-1997 годы были, пожалуй, годами наибольшей конфронтации области и округов. Основной задачей Совета является координация законотворческой деятельности представительных органов области и округов.

Заседание началось с обсуждения деятельности созданной тремя Думами 11 февраля 1998 года трехсторонней рабочей группы по подготовке материалов для реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 года, проще говоря, предложений по изменению Уставов области и округов. Заседание после долгих и трудных переговоров согласилось с предлагаемыми рабочей группой изменениями уставов и рекомендовало всем Думам внести соответствующие изменения в уставы.

Затем был рассмотрен вопрос о плане согласования законотворческих работ Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа, Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. Было принято решение, что в общий план войдет по три предложения о законопроектах от каждого субъекта Федерации, всего девять законопроектов, среди них законопроекты «О привлечении и использовании иностранной рабочей силы», «О порядке выделения средств из бюджетов и контроле за их целевым использованием в сфере реализации общих интересов Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа», «О продовольственном фонде» и другие.

Совет принял решение, что по каждому из девяти предложенных наименований каждая Дума разрабатывает и принимает свой закон, но все три закона должны быть по возможности идентичными. Потом по каждому закону должно приниматься тремя губернаторами специальное общее соглашение. Общие законы для всей области, приниматься, видимо больше не будут.

Таким образом, пока в виде рекомендаций, принимается решение об отказе от общеобластного законодательства. На территории трех частей области – двух округов и юге области будут действовать три региональных законодательства, возможно, и идентичных. Теперь областное законодательство будет, на самом деле, не областным законодательством, а законодательством юга области (хотя такого субъекта Федерации нет), но принимать эти законы будет областная Дума, в том числе и депутаты, избранные в округах.

Несмотря на бодрые интервью представителей областной Думы, очевидно, что область серьезно проиграла. Именно областное законодательство является общим юридическим пространством, которым скреплялась область. Как частный случай, рассматривалась возможность принятия общего закона «О продовольственном фонде». Но и здесь договорились, что общего закона не будет, поскольку у каждого субъекта Федерации свой бюджет. О чем представители Дум смогли договорится, так это о совместном проведении 19-20 марта научно-практической конференции «Пять лет региональному законодательству: опыт, проблемы, перспективы».

1.2.2.      Обращение губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа
к депутатам Тюменской областной Думы

По случаю первой годовщины работы областной Думы второго созыва губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.Неелов обратился к депутатам Думы. В своем обращении губернатор оценивает работу Думы в 1998 году положительно, обосновывая свое мнение следующими аргументами.

Во-первых, областная Дума работала оперативно и динамично и это стало возможным благодаря ее относительно небольшой численности – 25 депутатов. Ю.Неелов напоминает, что в сентябре 1997 года округа были против увеличения численности депутатов Думы вдвое.

Во-вторых, Дума не злоупотребляла своим правом осуществлять политическую деятельность. Это соответствует действительности, в Думе только один депутат официально представляет политическую партию – РКРП.

В-третьих, Ю.Неелов считает положительным решение Совета трех Дум о необходимости согласования областного и окружных законов, имеющих один предмет регулирования. Законодательства области и округов должны быть взаимосогласованными.

В-четвертых, считает губернатор, Дума опиралась на новые формы работы при взаимодействии с окружными представительными органами. Депутаты практически освоили методы региональных переговорных процессов, в основе которых лежат принципы равноправия, здравого смысла, баланса интересов, взаимной терпимости и двухсторонних уступок.

Далее Ю.Неелов пишет о резервах в работе Думы — затянулся процесс принятия новых редакций уставов области и округов, не реализуются общие интересы в строительстве на юге жилья для переселения северян, не в полной мере три субъекта Федерации реализуют право законодательной инициативы в федеральных органах власти.

В общем-то, от главы исполнительной власти Ямало-Ненецкого округа вряд ли можно было ожидать что либо другое. И в отношении численности депутатов: чем меньше депутатов, тем они более управляемы исполнительной властью, в понятии органов исполнительных идеальным было бы вообще отсутствие представительных органов. И в отношении деполитизированности Думы: отсутствие конкуренции политических партий приводит к отсутствию контроля, в том числе и за исполнительными органами, решение Совета трех Дум о взаимосвязи законов трех субъектов подразумевает, что не будет больше общеобластного законодательства, и законы области будут действовать только на юге Тюменской области, хотя и будут приниматься областной Думой, 14 депутатов из 25 которой избраны в округах.

В январе в газете «Тюменская правда», открыто поддерживающей Ю.Неелова, опубликованы две статьи на тему отношений область-округ «Единство области придет с севера» и «О друзьях и недругах Тюменской области». Обе статьи направлены против губернатора области Л.Рокецкого, и обосновывают мнение о том, что он по своим личным качествам и его команда не способны обеспечить нормальные отношения области и округов. В телевизионных интервью Ю.Неелова также говорится о том, что многие сложности в отношениях возникают по вине Л.Рокецкого.

Обращение и интервью Ю.Неелова, статьи в «Тюменской правде» свидетельствуют о том, что, повидимому, в ближайшее время будет инициирован новый виток противостояния «север-юг», и следует признать, что к этому витку север подготовился более основательно, чем юг.

1.3.       Отставка начальника правления здравоохранения г. Тюмени

20 января подал заявление об отставке начальник Управления здравоохранения города Тюмени А.Макаров. Глава города С.Киричук просьбу удовлетворил.

В новейшей истории Тюменской области чиновник такого ранга добровольно впервые уходит в отставку. На пресс-конференции 21 января А.Макаров объяснил отставку своим несогласием с политикой, проводимой возглавляемым В.Абрамовым областным департаментом здравоохранения, и, в частности, разработанной и утвержденной губернатором программой государственных гарантий обеспечения населения медицинской помощью.

По мнению А.Макарова, заложенная в этой программе «идеология обрезания и технология реализации этого обрезания» не обеспечивают адекватного оказания медицинской помощи и могут привести к негативным последствиям для городского здравоохранения. Он считает неприемлемым сам принцип подхода, предполагающий значительное сокращение медперсонала, больничных коек, а, следовательно, и уменьшение объема медицинской помощи, которая должна оказываться бесплатно. Кроме того, А.Макаров не согласен со схемой рассчетов, в соответствии с которой областной центр получает значительно меньше средств, чем другие территории – на одного жителя области на здравоохранение в год выделяется 900 рублей, на одного жителя Тюмени – 600 рублей. Если население Тюмени составляет 41% от всего населения юга области, то затраты на здравоохранение тюменцев составляют 21% от общеобластных. А.Макарова не устраивает, что в утвержденной программе бесплатного для больных здравоохранения финансируется приобретение только 300 из 3000 медицинских препаратов. У города есть своя программа развития здравоохранения, реализуя которую он добился неплохих результатов. Все основные показатели – уровень рождаемости, смертности, в том числе младенческой, диспансеризации населения и так далее – лучше, чем в среднем по России.

А.Макаров проработал начальником управления девять лет. Последние два года, после назначения В.Абрамова руководителем здравоохранения области, отстаивал свои позиции в городском здравоохранении, предлагал другие варианты организации здравоохранения, но понимания не нашел.

Отставка А.Макарова была воспринята руководителями медицинских учреждений отрицательно. Около тридцати главных врачей больниц и поликлиник города обратились к А.Макарову с письмом, в котором полностью его поддерживают, но просят не оставлять должность начальника Управления здравоохранения города. Необходимо отметить, что у А.Макарова ранее были конфликты с руководителями медучереждений города, но все они подписали письмо с просьбой не уходить в отставку.

По неофициальным данным, после ухода А.Макарова норматив обеспеченности здравоохранения города Тюмени может быть увеличен. На должность начальника управления здравоохранения города Тюмени планируется один из начальников отделов департамента здравоохранения администрации области. Судя по всему, В.Абрамов выжил строптивого руководителя Тюменского городского здравоохранения и освободил для своего человека важную должность.

1.4.       Избирательная кампания в Нефтеюганске

На 14 февраля 1999 года назначены выборы мэра города Нефтеюганска вместо убитого 26 июня 1998 года В.Петухова.

Владимир Аркадьевич Петухов был избран мэром Нефтеюганска в 1996 году. Инженер-геолог, кандидат технических наук, В. Петухов до избрания возглавлял собственное предприятие «Дебит». Выборы проходили в тот период, когда банк «Менатеп» приобрел на залоговом аукционе контрольный пакет акций нефтяной компании «ЮКОС», «Менатепу» необходимо было утвердится в Нефтеюганске, и в компании, и в нефтедобывающем объединении «Юганскнефтегаз» новых хозяев не очень жаловали, поэтому избирательная компания В.Петухова, которого поддержал «Менатеп», была построена на яростной критике руководства объединения. Критиковать, естественно, было за что, это был период создания частных нефтяных компаний, смены руководства, накопления первоначального капитала, а значит, полной неразберихи, когда нефть исчезала эшелонами, а нефтяники месяцами не получали зарплату.

Городские дела были не лучше нефтяных, бюджетники сидели без зарплаты. В.Петухов очень умело построил избирательную кампанию на поиске врагов: врагами трудящихся Нефтеюганска были объявлены руководители «Юганскнефтегаза», которые построили город, очень плохой город, в котором жить – одно мучение, которые не платят зарплату и налоги, не следят за городом, и соперник В.Петухова, действующий глава города В.Севрин. В результате В.Петухов одержал убедительную победу.

О дальнейшем неоднократно писалось в прессе, в том числе и в московской. «Дебит» стал торгово-коммерческой фирмой, получившей в Нефтеюганске существенные льготы. Бюджетные деньги расходовались, мягко говоря, бесконтрольно, финансировались далеко не первоочередные программы, например, создание муниципальной авиакомпании. Социально-экономическое положение Нефтеюганска становилось все сложнее, и мэр нашел нового врага – на этот раз холдинг «Роспром-ЮКОС», того же М.Ходорковского, который помог ему победить на выборах.

Борьба приняла митинговый характер, были забастовки, блокирование собрания акционеров ОАО «Юганскнефтегаз». Когда деньги, поступившие из холдинга в администрацию города для выплаты зарплаты, стали демонстративно расходоваться на совсем другие цели, М.Ходорковский привез наличные деньги самолетом и зарплату бюджетникам выплатили, минуя администрацию города. Депутаты городской Думы стали на сторону «Юганскнефтегаза», началось противостояние исполнительных и представительных органов. 8 июня губернатор Ханты-Мансийского округа А.Филипенко ввел в городе чрезвычайное положение и лишил В.Петухова права единолично распоряжаться бюджетными средствами. 15 июня мэр объявил голодовку. Условия прекращения голодовки: отмена итогов залогового аукциона по НК «ЮКОС», отстранение от должностей руководителей налоговых инспекций города и округа, возбуждение уголовных дел по факту неуплаты налогов НК «ЮКОС» и так далее. 22 июня, после беседы с губернатором области Л.Рокецким, В.Петухов голодовку прекратил. 26 июня, по пути на работу, мэр был убит выстрелами из автоматического оружия.

Выступая на митингах против холдинга, В.Петухов, тем не менее, фактически его поддерживал. В частности, мэр, в счет задолженности «Юганскнефтегаза», принял на баланс города находившиеся в аварийном состоянии общежития, не очень нужные городу склады, брал в банке «Менатеп» кредиты под разорительные проценты.

В течении полугода после убийства правоохранительные органы очень неохотно и неопределенно давали информацию о ходе расследования убийства. Расследование велось в Нефтеюганске и Москве бригадой из федеральных и окружных следователей. Руководители окружных правоохранительных органов намекали, что при раследовании в работе администрации обнаружились серьезные нарушения, но в январе С.Степашин, будучи в Тюмени, заявил, что в этом деле «очень много неясного».

После убийства В.Петухова в Нефтеюганске прошли митинги, демонстрации и перекрытия автотрасс. Звучали призывы к расправе с холдингом. Постепенно страсти улеглись, последние полгода в Нефтеюгансек более-менее спокойно.

Регистрация кандидатов в мэры в настоящее время закончилась, зарегистрировано десять кандидатов. Наиболее реальные шансы победить у четырех кандидатов.

Ткачев Виктор Павлович — и.о. мэра города, при В.Петухове был его первым заместителем. В органах исполнительной власти города работает много лет. Был заместителем предыдущего мэра В.Севрина, руководил штабом по избранию его первого заместителя А.Лоторева в Государственную Думу в 1995 году, и, видимо, рассчитывал на место А.Лоторева после его избрания. Однако В.Севрин назначил первым заместителем другого человека, после чего В.Ткачев перешел в команду В.Петухова, проигравшего выборы в Государственную Думу А.Лотареву, после победы В.Петухова на выборах мэра стал его первым заместителем.

В.Ткачев очень осторожен, даже нерешителен. Имеет большой опыт аппаратной работы. Возможно, будет поддержан холдингом «Роспром-ЮКОС», поскольку будет к нему лоялен.

Исламова Фарида Сахипгареевна — вдова В.Петухова. Впервые призыв «Фариду Исламову, продолжательницу дела В.Петухова, в мэры !» прозвучал во время похорон. Несомненно, что Ф.Исламова будет вести избирательную компанию по тем митинговым правилам, что и ее покойный муж, основным врагом будет объявлен «Роспром-ЮКОС» и М.Ходорковский. Весьма вероятно, что будет поддержана многочисленной татарской диаспорой Нефтеюганска.

Клепиков Александр Валентинович — глава Нефтеюганского района. В отличие от города Нефтеюганска, в Нефтеюганском районе в последние годы довольно много строится объектов социального назначения. В районе, в основном, вовремя выплачивается заработная плата, финансовое положение значительно лучше, чем в городе Нефтеюганске. А.Клепиков сторонник объединения города Нефтеюганска и Нефтеюганского района. Однако, финансовое положение города настолько хуже финансового положения района, что объединение приведет к резкому снижению уровня жизни бюджетников района. У А.Клепикова нормальные рабочие отношения с предприятиями ОАО «ЮКОС», в основном и работающего на территории района.

Фазлутдинов Анфир Рауфович — начальник нефтегазодобывающего управления «Юганскнефть». Последовательный противник холдинга, сторонник добычи нефти на принципах аренды месторождений.

Избирательная кампания в Нефтеюганске после новогодних и рождественских каникул постепенно начинает набирать обороты.

1.5.       Учредительный съезд Тюменского регионального отделения объединения «Развитие предпринимательства»

26 января состоялся учредительный съезд областного регионального отделения общероссийского общественно-политического движения «Развитие предпринимательства». В работе съезда приняли участие председатель движения, депутат Государственной Думы И.Грачев и руководитель московского отделения А.Иоффе.

Сам съезд в общем то не отличался от других таких мероприятий, если не считать неприятного инцидента в его начале: на съезде не было ни одного представителя администрации Тюменской области, а вот округа были представлены заместителями губернаторов. Правда, Л.Рокецкий, в это время находился в Москве и прислал съезду приветствие, но не один из его многочисленных заместителей не нашел нужным присутствовать.

В выступлении И.Грачева говорилось об ухудшении условий для предпринимательства в России, о том, что нынешнее правительство не имеет ясных представлений о путях его развития. Досталось от И.Грачева и коллегам: в Государственной Думе, по его словам, реально работают всего 40-45 депутатов. В этих условиях предпринимательству ничего не остается, как идти во власть. И.Грачев считает, что движение вполне может провести в Государственную Думу 40-45 депутатов, в том числе одного-двух депутатов от Тюменской области.

В своем выступлении председатель Совета Тюменского регионального Союза предпринимателей П.Плавник практически слово в слово повторил тоже о местной обстановке, включая работу областной Думы, которую он назвал «вахтовой».

На съезде был избран Совет отделения, председателем Совета избран П.Плавник.

Доподлинно известны три факта о движении «Развитие предпринимательства»: во-первых, организатор и лидер движения И.Грачев долгое время был членом фракции объединения «ЯБЛОКО» в Государственной Думе, во-вторых, движение открыто поддерживает объединение «Отечество» мэра Москвы Ю.Лужкова, в-третьих, поскольку И.Грачев председатель подкомитета Думы по малому предпринимательству, то основной электорат, на который рассчитывает «Развитие предпринимательства» — предприниматели малого и, в какой-то степени, среднего бизнеса. Кстати, малый и средний бизнес-сфера деятельности и Тюменского регионального союза предпринимателей, которым руководит организатор съезда и вновь избранный лидер отделения движения «Развитие предпринимательства» П.Плавник.

Поэтому вызывает удивление состав вновь избранного Совета регионального отделения: директора довольно крупных предприятий, ранее никогда к малому предпринимательству не тяготевшие, председатель исполкома Тюменского отделения объединения «Наш дом – Россия», ректор и проректор высших учебных заведений, председатель Ассоциации офицеров запаса, известный в области сторонник А.Лебедя, и даже председатель регионального отделения объединения «ЯБЛОКО». Одной из причин, собравших в одной организации столь разных людей, может и близость этой организации к одному из наиболее реальных кандидатов в президенты Ю.Лужкову. Тюменская политическая (она же хозяйственная) элита всегда тяготела к «Нашему дому – России», малых и средних предпринимателей особенно не жаловавшему, но в сложившейся обстановке начинает посматривать в сторону перспективного мэра Москвы. Отделения «Отечества» в области пока нет, но, возможно, отделение «Развитие предпринимательства» станет его основой. Важно не упустить время.

2.    Экономика

2.1.       Проверка НИИ сельского хозяйства Северного Зауралья

Счетная палата Тюменской области провела проверку использования областных бюджетных средств научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Северного Зауралья в 1995-1997 годах. Уже в ходе проверки было принято решение произвести проверку использования средств в 1993-1994 годах.

Находящийся в Тюмени Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Северного Зауралья (НИИСХ) – подразделение Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН). Он ведет научно-исследовательские работы по разработке и совершенствованию технологии растениеводства и животноводства в местных условиях, селекции сельскохозяйственных культур. Основной заказчиком НИИ является департамент по социально-экономическому развитию села администрации области (далее – департамент).

В нарушение Устава академии, в 1993 году НИИСХ без разрешения РАСХН учреждает ОАО «Тюменская аграрная наука» (ТАН). В 1994 году НИИСХ передает ТАН безвозмездно здание торгового центра балансовой стоимостью 400 млн. рублей, хотя РАСХН разрешило его только продать. За период 1993-1997 годов, НИИСХ получил из областного бюджета более 8 млрд. рублей на научные исследования. Как же расходовались эти средства ?

Вот наиболее яркий пример расходования крупных средств. В феврале 1996 года ТАН получает в Агропромбанке кредит на сумму 1 млрд. рублей сроком на 4 месяца под 120% (!) годовых под гарантии департамента. В 1996-1997 году департамент, как гарант, вернул Агропромбанку 2 млрд. рублей, в том числе 1 млрд. рублей – проценты по кредиту. Задолженность ТАН департаменту была переоформлена на НИИСХ и погашена департаментом за счет средств областного бюджета по статье «Прочие расходы».

В апреле 1996 года НИИСХ получает векселя администрации Тюменской области на сумму 1800 млн. рублей на 6 месяцев опять же под гарантии департамента. Векселя на сумму 1750 млн. рублей продаются ТАН с отсрочкой оплаты на три месяца. Оплата ТАН до настоящего времени не произведена. Вексельный кредит оплачен Департаментом за счет средств областного бюджета снова по статье «Прочие расходы». Векселя были проданы ТАН тресту «Сибнефтепровод» за 1400 млн. рублей.

На средства, полученные по указанным двум кредитам, ТАН приобретает линию по производству газированных напитков стоимостью 2400 млн. рублей. В феврале 1997 года ТАН берет у АОЗТ «Радуга» векселя администрации Тюменской области на сумму 600 млн. рублей со сроком возврата 14 апреля 1997 года под залог линии по производству газированных напитков. ТАН векселя в срок не возвращает, и 15 апреля 1997 года линия балансовой стоимостью 2,1 млрд. рублей переходит в собственность АОЗТ «Радуга».

Полученные в АОЗТ «Радуга» векселя на сумму 500 млн. рублей ТАН продает двум предприятиям за 400 млн. рублей.

Одновременно, 9 и 11 апреля 1997 года, ТАН приобретает более 150 тыс. полиэтиленовых бутылок за 200 млн. рублей и вексель номиналом 100 млн. рублей у ООО «Тюменстройлюкс», как выяснилось, зарегистрированного неустановленными лицами по утерянным документам. Актом инвентаризации от 30 апреля подтверждено наличие только 15 тыс. бутылок. По бухгалтерским документам, изготовление напитков не производилось.

Вот так почти 4 млрд. бюджетных денег были потрачены на линию, которая, в конечном итоге, оказалась у совершенно посторонней частной фирмы.

НИИСХ получал в департаменте бензин по цене 1200 рублей за литр, продавал его частным предпринимателям по 800 рублей за литр, затем транспорт института заправлялся по цене 1100 рублей за литр, сотни миллионов рублей оплачивались частным лицам за семена и оборудования, но ни то, ни другое в институт не поступало, на сотни миллионов продавались векселя, деньги не приходовались и т.д.

Всего за период с 1993 по 1997 год НИИСХ перечислил и передал ТАН основные средства на сумму свыше 4,6 млрд. рублей, ТАН вернул НИИСХ 520 млн. рублей, дебиторская задолженность ТАН свыше 4 млрд. рублей.

Бухгалтерский учет велся со всеми возможными нарушениями, часть документов исчезла. В 1996-1997 годах НИИСХ проверялся областным Управлением внутренних дел, КРУ Минфина, налоговой инспекцией, были выявлены нарушения, которые до сих пор не устранены. Возбуждались и закрывались уголовные дела, два года назад был снят директор института. Но все остается по-прежнему.

2.2.       Торгово-промышленная компания «Сибинтел»

Торгово-промышленная компания «Сибинтел» 22 января в г.Ялуторовске открыла два производства – мебели на мебельной фабрике и макарон на горпищекомбинате.

Если учесть, что в промышленности Тюменской области, в том числе и в деревообрабатывающей и в пищевой, в течении последних лет происходит спад производства, его расширение – событие, встречающееся не так часто.

Торговая компания «Сибинтел» начала заниматься производством в 1992 году. Тогда она освоила выпуск в небольшом объеме керамзитобетонных блоков и деревообработкой. В 1996 году «Сибинтел» пустил производство окон и дверей из алюминиевого профиля, а также трехслойных и четырехслойных стеклопакетов с аргоновым заполнением. С этой продукцией «Сибинтел» закрепился и на юге, и на севере области.

Ежемесячно ТПК «Сибинтел» продает через свою торговую сеть импортной мебели на 3 млн. рублей и около 200 тонн макаронных изделий. Устойчивый спрос на эти товары подтолкнул ТПК к освоению производства. Ялуторовская мебельная фабрика была пущена в 1953 году. Она выпускала дешевые кухонные наборы. В начале девяностых фабрика не выдержала конкуренции с импортной мебелью, обанкротилась, оборудование демонтировали и отдали в погашение долгов, фабрику закрыли, 250 работников уволили. Система отопления была разморожена, все остальное просто растащили.

Осенью 1997 года ТПК «Сибинтел» приобрел разрушенное здание, восстановил его, перевел на газ и запустил котельную, оснастил испанским деревообрабатывающим оборудованием.

В настоящее время фабрика выпускает ежемесячно 300 комплектов мебели для детских комнат, офисной мебели, прихожих, не уступающих по качеству и дизайну импортным. К лету намечается увеличить выпуск до 1000 комплектов ежемесячно. Одновременно будет освоено производство мягкой мебели, а также деревянных оконных рам с двойным и тройным стеклопакетом, заполненным аргоном.

С выходом фабрики на полную мощность там будут работать сто рабочих.

Ялуторовский горпищекомбинат – ровесник Октябрьской революции. Раньше он выпускал до 70% всех выпускаемых в Тюменской области кондитерских изделий. В настоящее время загружен на 7 — 10% своей мощности.

ТПК «Сибинтел» приобрел 25% акций горпищекомбината, и начал строительство макаронного цеха. Цех оснащен итальянским, греческим, болгарским оборудованием и обошелся ТПК в 150 тыс. долларов США. Производительность цеха – одна тонна макаронных изделий девяти наименований в смену.

ТПК «Сибинтел» планирует восстановить производство на горпищекомбинате в проектном объеме, установить упаковочные автоматы. В последующем на горпищекомбинате планируется расширение производства и ассортимента.

К сожалению, сырье для новых производств будет поставляется из-за пределов Тюменской области. Мебельное производство ориентировано на мелкозернистую древесностружечную плиту производства предприятий Белоруссии, Удмуртской республики, Пермской области. Деревообрабатывающие предприятия Тюменской области могут выпускать свыше 300 тыс. куб. м древесностружечной крупнозернистой плиты, для мебельного производства непригодной.

2.3.       Сырьевая база Центральной топливной компании

В январе Совет директоров ОАО «Уватнефть» утвердил договор о сотрудничестве в освоении нефтяных месторождений юга Тюменской области с Центральной топливной компанией (ЦТК). Ранее было достигнуто такое же соглашение между ЦТК и администрацией Тюменской области.

Центральная топливная компания учреждена 1 апреля 1997 года, находится в собственности города Москва, в нее входят Московский нефтеперерабатывающий завод и Моснефтепродукт. Обеспечивает 55% оптовых поставок и 9% розничной продажи нефтепродуктов в Москве. Председатель правления компании – Ю.Шафраник.

Шафраник Юрий Константинович, 1952 года рождения, инженер-нефтяник, работал в Тюменской области в Нижневартовске и Лангепасе, генеральный директор объединения «Лангепаснефтегаз», с 1990 года – председатель Тюменского областного Совета народных депутатов, с 1991 года – глава администрации Тюменской области, с 1993 года – министр топлива и энергетики Российской Федерации, с 1995 года – председатель Совета директоров Тюменской нефтяной компании, с 1997 года – председатель правления Центральной топливной компании.

Крупные нефтяные компании всего мира, в том числе и России, работают по схеме вертикально интегрированных структур – в структуру компании входят нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, предприятия оптовой поставки и розничной продажи нефтепродуктов. Центральная топливная компания, в отличие от нефтяных компаний, не имеет в своем составе нефтедобывающих предприятий и вынуждена закупать сырую нефть. В настоящее время задача создания собственной сырьевой базы ЦТК поставлена, и в первую очередь в зону ее интересов попала Тюменская область.

Подготовка к добыче нефти в Уватском районе началась еще в начале девяностых годов. Расчетная добыча в районе 5-7 млн. тонн нефти в год, запасы нефти – до 1,5 млрд. тонн. С 1997 года добычей нефти занимается российско-канадская фирма «Тура-Петролеум» с годовой добычей 500 тыс. тонн. Общая стоимость Уватского проекта оценивается более чем в два миллиарда долларов США.

ЦТК в этом году инвестирует в проект 15 млн. долларов США, а также привлечет средства иностранных инвесторов.

Кроме того, ЦТК приобретает в Тюменской области запасы нефти, принадлежавшие НК «ЛУКойл» в обмен на 13% своих акций. В дальнейшем ЦТК планирует добывать в Тюменской области не менее половины необходимой компании нефти.

2.4.       Цены

Таблица 1

 

Цены на основные продовольственные товары на продовольственных рынках города Тюмени
в январе 1999 года,
руб.

 

 

7 января

14 января

21 января

28 января

Хлеб, булка

3,6 – 3,8

3,6 – 3,8

3,6 – 3,8

3,6 – 3,8

Масло сливочное, российское, кг

52,0 – 75,0

62,0 – 77,0

62,0

62,0 – 72,0

Масло растительное, кг

17,0 – 44,0

20,0 – 34,0

20,0 – 36,2

20,0 – 36,2

Молоко, 3,2% жирности, л

4,5 – 5,0

4,4 – 5,0

4,5 – 5,0

4,5 – 5,0

Картофель, кг

3,0 – 4,5

3,5 – 5,9

3,5 – 5,9

4,0 – 5,9

Капуста, кг

7,0 – 7,5

7,5 – 10,0

7,5 – 10,0

9,5 – 10,0

Сахар-песок, кг

14,0 – 15,5

14,6 – 15,5

15,0 – 16,5

15,5 – 16,5

Яблоки, кг

18,0 – 35,0

18,0 – 40,0

20,0 – 40,0

23,0 – 40,0

Мясо, говядина – свинина, кг

29,0 – 42,0

30,0 – 40,0

33,0 – 35,0

33,0 – 35,0

Яйцо, десяток

13,0 – 15,0

11,8 – 17,5

14,5 – 17,0

13,5 – 17,0

Соль, кг

2,3 – 4,2

2,3 – 4,2

2,3 – 5,2

2,3 – 5,2

 

Таблица 2

Справочно: цены в 1997-1998 годах, руб.

 

 

Декабрь 1997 г.

Август 1998 г.

Декабрь 1998 г.

Хлеб, булка

3100 – 3400

3,3 – 3,4

3,4 – 4,0

Масло сливочное, российское, кг

25000 – 27000

18,0 – 21,0

62,0 – 76,0

Масло растительное, кг

10000 – 12500

10,0 – 12,4

20,0 – 36,2

Молоко, 3,2% жирности, л

3000 – 3300

3,0 – 3,3

4,5 – 5,0

Картофель, кг

1500 – 1600

2,5 – 4,0

3,0 – 4,5

Капуста, кг

1300 – 1400

3,0 – 3,5

6,5 – 7,0

Сахар-песок, кг

4500 – 6500

4,7 – 5,0

14,4 – 15,5

Яблоки, кг

4600 – 12000

7,0 – 12,0

18,0 – 25,0

Мясо, говядина – свинина, кг

3000 – 18000

15,6 – 18,0

29,5 – 31,0

Яйцо, десяток

6500 – 6800

4,0 – 5,2

14,5 – 18,0

Соль, кг

1300 – 2000

1,3 – 2,0

2,3 – 5,2

 

Источники

1. А. Терехин. Сделаем ставку, господа? // Тюменские известия . — 1998. — 21, 24, 25 ноября.

2. Ю. Бубнов. Бюджет – 99: администрация берет тайм-аут // Тюменские известия. — 1999. — 19 января.

3. В. Снисаренко. Единство области придет с севера // Тюменская правда. — 1999. — 20 января.

4. Информация по результатам проверки использования областных бюджетных средств НИИСХ Северного Зауралья в 1993 – 1997 гг. // Тюменские известия. — 1999. 21 января.

5. А. Фатеев. Нефть – Москве, инвестиции Тюмени // Тюменские известия. — 1999. — 21 января.

6. Александр Макаров: «Заниматься разрушением городского здравоохранения я не хочу» // Тюменские известия. — 1999. — 22 января.

7. Е. Гольдберг. Цена головы Александра Макарова // Тюменский курьер. — 1999. — 23 января.

8. С. Федорин. Абрамово-Макаровский конфликт // Тюменская правда сегодня. — 1999. — 23 января.

9. С. Шевченко. Конфликт. Кто прав, кто виноват ? // Сибирский посад. — 1999. — 26 января – 2 февраля.

10. Ю. Бубнов. Совет трех Дум: в области потеплело… // Тюменские известия. — 1999. — 27 января.

11. В. Брицкий. О друзьях и недругах единства Тюменской области // Тюменская правда. — 1999. — 27 января.

12. А. Фатеев. Макароны с мебелью – неплохое начало // Тюменские известия. — 1999. — 26 января.

13. П. Белоглазов. Два события в Ялуторовске, благодаря которым «Сибинтел» стал торгово-промышленной компанией // Тюменская правда. — 1999. — 27 января.

14. В. Самойлик. Разорительные урожаи на полях коммерции // Тюменская правда. — 1999. — 29 января.

15. Ю. Бубнов. Тринадцатое заседание областной Думы // Тюменские известия. — 1999. — 30 января.

16. Обращение губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.Неелова к депутатам Тюменской областной Думы // Тюменская правда. — 1999. — 30 января.

17. В. Снисаренко. Жизнь – борьба. За правое дело // Тюменская правда. — 1999. — 2 февраля.

18. С. Шевченко. Бюджетный процесс продолжается // Сибирский посад. — 1999. — 2-9 февраля.

19. В. Князев. Замерзшее движение // Сибирский посад. — 1999. — 2-9 февраля.

20. В. Кабакова. Думские хроники // Тюменский курьер. — 1999. — 2 февраля.

21. А. Фатеев. Уватский клондайк // Тюменские известия. — 1999. — 3 февраля.