Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Саратовская область

Дамир ФАРИТОВ *

Саратовская область

в январе 1999 года

1.    Региональная мифология

1.1.       Общие замечания

Январь — месяц продолжительных празднований. По этой причине он не бывает нагружен разного рода политическими и другими важными событиями, и начало 1999 года не стало исключением. Начавшийся в конце 1998 года ренессанс саратовской региональной мифологии как бы захлебнулся, превратившись, по крайней мере, на время, в свою противоположность. На протяжении месяца не только не обозначилось ни одной новой идеи, но проявилась тенденция к повторному пережевыванию старых и возвращению к ним на гораздо менее впечатляющем уровне. Самый скандальный сюжет, использованный командой губернатора в конце 1998 года, связанный с использованием идеи о готовившемся на него покушении, подвергся девальвации и травестизировался. Единственным серьезным достижением месяца, заслуга в котором, впрочем, едва ли принадлежит команде Дмитрия Аяцкова, стало проведение в Саратове заседания Межгосударственного экономического комитета СНГ. Это создало новый информационный повод для упоминания региона и его главы в СМИ, а также для укрепления имиджа губернатора в пределах области, дало возможность ввести в действие новую мифологему — о новых экономических перспективах, открывающихся перед регионом. Однако внимание центральных СМИ к форуму не было значительным и долговременным, а общий контекст — связанный с распространяемыми теми же СМИ сомнениями в будущем Содружества — едва ли можно считать благоприятным. Теперь уже можно уверенно утверждать, что общее внимание федеральных mass media к Саратовской области в последнее время заметно ослабело, и даже достаточно крупномасштабные события, происходящие в ней, не изменяют эту ситуацию. Деятельность же команды Аяцкова по формированию позитивного имиджа Саратовской области и ее лидера на общероссийском уровне рутинизировалась и начала переходить в стадию стагнации. Впрочем, примет ли этот процесс необратимый характер, в настоящее время сказать еще невозможно.

1.2.       Экономический форум стран СНГ

1.2.1.      Программа и итоги

Как уже было сказано выше, главным событием начала года в Саратовской области стало проведение в областном центре выездного заседания Межгосударственного экономического комитета СНГ (МЭК), состоявшегося 12-13 января. На нем присутствовала делегация во главе с первым заместителем председателя Правительства РФ В.Густовым.

В первый день гости побывали на нескольких предприятиях Саратова и Энгельса — авиационном и троллейбусном заводах, АО «Саратовстекло». 13 января в правительстве области прошло заседание президиума МЭК. После выступлений председателя президиума Сергея Тигипко и губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова состоялся обмен мнениями по проблемам межрегионального сотрудничества, сформулированным, в частности, в виде таких вопросов, как «О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности СНГ», «О проекте соглашения о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний», «О проекте концепции форума делового партнерства малых предприятий государств Содружества «СНГ — Партнерство», «О проекте соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в области периодической печати», «О проекте решения Совета глав правительств СНГ о выделении ассигнований на создание и развитие объединенной системы противовоздушной обороны государств — участников СНГ в 1999 году» и т.д.

В этот же день члены МЭК провели пресс-конференцию, на котором Тигипко сообщил, что всего на заседании МЭК было рассмотрено 12 вопросов и еще по 6 вопросам подписаны документы по поручению глав государств. Главным итогом заседания, по его словам, стало то, что участники поучились друг у друга «положительному опыту».

Отвечая на вопросы журналистов, Густов сказал, что такие встречи, несомненно, нужны, поскольку из Москвы плохо видно, что делается в регионах, и теперь уже нет сомнения, что пора «снимать перегородки между государствами СНГ». «Мы поняли, — добавил он, — что наш рынок — это прежде всего страны СНГ». По его словам, правительство России приняло решение провести переговоры на данную тему во всех странах Содружества, а затем собрать совет глав государств для выработки единой политики. В конце концов, по его мнению, на межгосударственном уровне СНГ должна быть создана такая организация, которая бы работала и могла бы сформировать подобие той модели, по которой живет Европа.

В целом, происходившее на встрече далеко не всегда было доступное прессе. Основным источником информации о ее наиболее конкретных результатах стали разного рода пресс-службы областного правительства, давно уже представляющие собой инструментарий формирования регионального мифа — последнее обстоятельство не позволяет уверенно судить о том, насколько полны и достоверны распространяемые ими сведения в каждом конкретном случае. Однако, так или иначе, но в условиях преобладания в регионе мифологической реальности над актуальной первостепенное значение имеет именно получившая распространение информация, а не имевшие место в действительности события — тем более, что получить о них более полные и достоверные сведения все равно не представляется возможным.

Итак, по данным, поступившим из пресс-службы министерства экономики, инвестиционной политики и межрегиональных связей Саратовской области, одним из последствий заседания МЭК стала начавшаяся подготовка документов по созданию на базе Саратовской области особой экономической зоны Содружества. Речь идет о формировании на территории региона таких условий, при которых «экономика заработает в полную силу». В частности, планируются совершенствование таможенных процедур (предполагается уменьшить таможенные пошлины на продукцию, ввозимую из стран СНГ) и процедур въезда-выезда граждан, открытие торговых представительств стран Содружества. По мнению первого заместителя председателя правительства области, министра экономики, инвестиционной политики и межрегиональных связей Сергея Шувалова, «создание такого режима увеличит товарооборот всех стран СНГ».

Кроме того, по данным из других источников, также связанных с правительством области, президиум МЭК принял предложение регионального руководства о создании трех лизинговых компаний. Первая из них — авиационная. Она должна вложить в Саратовский авиационный завод до $100 млн., что позволит производить для нужд СНГ 30 самолетов «Як-42» в год. Вторая — троллейбусная. Она должная выделить деньги для пополнения оборотных средств Энгельсскому троллейбусному заводу, который после этого также начнет производство машин для стран СНГ. Третья компания займется лизингом саратовских комбайнов, которые предполагает производить Саратовский авиационный завод по лицензии американской фирмы «Кейс».

1.2.2.      Дополнительная мифологическая составляющая

Масштабы мифологизации заседания МЭК на региональном уровне хорошо видны в связи с образованием в связи с этим событием уже откровенного мифа, носящего частный характер. По предварительно распространенным сведениям, в составе российской делегации, побывавшей в Саратове для участия в форуме, должен был находиться Борис Березовский. Уже в день приезда из правительства области было передано сообщение для СМИ, гласившее, что его среди участников встречи не будет.

Однако сразу после отъезда гостей стали распространяться слухи о том, что Березовский все же посетил Саратов, прилетев вместе с Густовым из Воронежа. Так, со ссылкой на тех, кто, якобы обеспечивал в городе безопасность Березовского, сообщалось, что к его приезду готовили специальную машину и искали 600-й «Мерседес», который в конце концов позаимствовали у одного из местных «олигархов». Правда, ни о цели визита, ни о том, кто принимал Березовского, источники ничего не сообщали. Учитывая конфиденциальность визита, делались лишь намеки, что «высокий гость» мог быть принят местными богатыми представителями еврейской диаспоры. Не исключалось также, что Березовский имел неофициальную встречу и с администрацией области.

Просьба подтвердить или опровергнуть слухи такого рода прозвучала 21 января, во время проводившейся УФСБ по Саратовской области пресс-конференции. В ответ было сказано, что УФСБ не располагает сведениями об этом визите, а для полной ясности журналистам было предложено обратиться в пресс-службу Березовского.

1.3.       Стагнационные явления

1.3.1.      Травестизация мифа о готовившемся на губернатора покушении

На прошедшей 21 января пресс-конференции заместителя начальника Управления ФСБ по Саратовской области Владимира Терентьева и начальника следственного отдела Сергея Болдырева в качестве одной из тем журналистам было предложена проблема борьбы с терроризмом. Особо было рассказано о приобретшем широкую известность случае задержания гр-на У. (представители УФСБ согласились с журналистами, что его фамилия — Устинов), по официальной формулировке, «приготовлявшегося к покушению на жизнь общественного и государственного деятеля» (Президента РФ и губернатора Саратовской области).

Журналистам была предоставлена исчерпывающая информация, касающаяся данного события. Представители ФСБ сообщили, что, судя по найденным у Устинова записям, этот человек (в свое время закончивший два курса исторического факультета СГУ и считавшийся диссидентом) «возомнил себя подобием Георгия Дмитрова» и мечтал осуществить «поджог рейхстага». Правда, оружия (кроме ножа, который он носил в футляре из-под логарифмической линейки) у него не обнаружено. Еще одной проявлением его террористической деятельности было предложение, адресовавшееся представителям ряда политических организаций: создать группу, которая займется захватом в заложники детей богатых людей, чтобы таким образом отбирать у них деньги и пускать их на «политические дела». По этому поводу в адрес общественных объединений прозвучал укор: общаясь с потенциальным террористом, они не проинформировали об этом УФСБ. Заслуга же УФСБ, по мнению его представителей, состоит в том, что удалось вовремя задержать человека, готовившего подробный план серии терактов: «То, что мы его убрали — нас за это надо благодарить, так как если бы он осуществил намерение, то было бы много проблем для лидеров партий».

В настоящее время Устинов находится в саратовской психиатрической больнице, но, возможно, будет переведен в институт имени Сербского. Как было сказано все теми же представителями ФСБ, судя по записям, он — явно ненормальный человек, но окончательный ответ, естественно, может дать только суд.

На этой же пресс-конференции было, наконец, дано официальное подтверждение того факта, что положившая начало разговорам о готовившемся на губернаторе покушении публикация «Снайпер для первого» в газете «Грани», подписанная ее главным редактором Олегом Балыковым, не имела под собой никаких фактических оснований. В этой статье речь шла о том, как некто «киллер Сергей» прислал Балыкову письмо о готовившемся им убийстве саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова. Пикантность ситуации состояла в том, что, как сказано в самой статье, к моменту получения Балыковым письма от Сергея самого киллера уже не было в живых, а письмо главный редактор «Граней», прочитав, уничтожил.

Естественно, УФСБ не могло игнорировать публикацию. По словам Сергея Болдырева, расследование проводилось совместно с облпрокуратурой. В конце концов, было установлено, что изложенное в статье — не более чем плод вымысла, в чем признался и сам автор, желавший, по его утверждению, поднять таким образом тираж газеты.

1.3.2.      Ликвидация вытрезвителей. Вторая попытка

В начале 1999 года, спустя год после нашедшего широкий отклик федеральной прессы первого «заявления о намерениях», команда губернатора Дмитрия Аяцкова вернулась к теме ликвидации в области медицинских вытрезвителей. Собственно, если ориентироваться по официальным документам, к настоящему времени ликвидировать в области уже нечего — вытрезвители еще в прошлом феврале были преобразованы в центры оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, а их персоналу было дано указание строго ориентироваться на соблюдение прав человека при препровождении в них граждан и последующем с ними обращении. Однако, поменяв названия, вытрезвители ни в коей мере не изменили своей сущности. А поскольку деятельность данных учреждений привлекала к себе большое внимание населения, самым вопиющим образом противореча официальным декларациям и слишком серьезно работая на подрыв региональной мифологии, возникла самая насущная потребность данное несоответствие ликвидировать.

С 1 января 1999 года на территории Саратовской области, в соответствие с подписанным губернатором постановлением, начался процесс как бы повторной ликвидации системы медвытрезвителей — уже прошедших переименование. Согласно постановлению, облУВД совместно с областными министерствами здравоохранения и юстиции создали специальную комиссию по ликвидации данных учреждений. Предполагается, что теперь перебравшие граждане будут доставляться или непосредственно к домочадцам, или, при невозможности добиться от них адреса местожительства, — в лечебные учреждения. Однако на этот раз событие не привлекло к себе прежнего внимания. Видимо, острота первого впечатления от него была уже к этому моменту окончательно утеряна, а кроме того, в тоне все же имевшего место обсуждения присутствовало откровенное недоверие, основанное на формальном характере уже состоявшейся первой попытки «ликвидации». Еще более оно укрепилось в связи с тем, что и после губернаторского постановления нетрезвых граждан продолжали забирать в уже, якобы, ликвидируемые учреждения. Каких-либо убедительных объяснений этому феномену, разумеется, не последовало. Официальные же источники утверждали, что к концу января ликвидация «трезвяков» успешно завершилась, а вместо нее началось создание некой службы помощи лицам, попавшим в чрезвычайную ситуацию. Таким образом, эффект предпринятого с опозданием шага оказался близким к нулевому.

1.4.       Снижение уровня притязаний

Одним из наиболее красноречивых свидетельств начала нового этапа кризиса команды Дмитрия Аяцкова и культивируемого ею регионального мифа стало согласие саратовского губернатора войти в политический блок российских губернаторов, создаваемый под руководством самарского губернатора Константина Титова. Здесь важно отметить, что в Поволжье между Титовым и Аяцковым существует достаточно жесткая конкуренция, связанная с желанием обоих персонажей выступать в качестве не только областного, но и межрегионального лидера. Более сильная позиция Титова в Поволжье подкреплялось его статусом неформального лидера ассоциации «Большая Волга», спокойными отношениями с соседями, а также более высоким потенциалом и большей экономической стабильностью его области. Теперь, после неоднократных попыток перехватить инициативу, Аяцков, по сути, продемонстрировал готовность хотя бы частично отказаться от продолжения этой борьбы и занять по отношению к своему конкуренту подчиненное положение в возглавляемой им новой структуре. Одновременно это означает снижение уровня его притязаний как федерального политика и начало — возможно, временного — ухода на задний план в качестве действующей политической фигуры.

2.    Деятельность органов власти

2.1.       Введение второго поста вице-губернатора

Уже в середине января стало известно, что реформа высших органов областной власти, о реальной подготовке к которой информированные источники сообщали еще с осени прошлого года, пройдет совершенно не в тех формах, о которых ранее шла речь. Если несколько месяцев назад ожидалось, что состоится разделение постов губернатора (который оставит за собой общее политическое руководство в регионе) и председателя правительства области (которому перейдут общие функции, связанные с хозяйственным управлением), то теперь речь о таком разделении на какое-то время вестись перестала. Вместо этого к прежнему вице-губернатору Вячеславу Володину, в связке с которым Дмитрий Аяцков выходил на выборы в 1996 г., решено было добавить еще одного — Александра Мирошина, ранее являвшимся секретарем Совета безопасности области и к началу года широко прославившегося, главным образом, своим интервью газете «Грани» (№28 за 1998 год), где он заявил о готовности бороться за информационную безопасность области, невзирая на «вопли обиженных о нарушении их прав и свобод», а также интервью, данным им газете «Саратовские вести», где он сообщил, в частности, что у возглавляемого им Совета безопасности области имеется собственная система информаторов, оружие и т.п.

Информация об этом новом назначении нашла полное подтверждение в ходе состоявшегося 19 января заседания Саратовской областной думы, в ходе которого в Устав Саратовской области были внесены необходимые изменения. Теперь число вице-губернаторов не ограничивается единицей и, в принципе, может увеличиваться до бесконечности. Немедленно после этого Мирошин приступил к исполнению своих новых обязанностей.

Первоначально местные эксперты однозначно оценили перемены как еще один шаг на пути к постепенному снижению политического веса в регионе Вячеслава Володина, до сих пор остающегося «политиком №2», единственным, способным хоть как-то конкурировать по своему влиянию с Дмитрием Аяцковым. Процесс этот, довольно откровенно осуществляемый губернатором, начался еще около двух лет назад. С тех пор Володин утратил многие из когда-то занимаемых им позиций, полномочия его значительно сузились, но он все еще остается на посту вице-губернатора, несмотря на многочисленные слухи о его отстранении или переходе на работу в Москву. Нововведение оценивалось как, возможно, один из последних шагов к окончательному уходу Володина с властной сцены или превращению в заурядную политическую фигуру.

Однако к концу месяца появилась еще одна трактовка событий, пока не получившая подтверждений. Если верить ей, вопрос о разделении постов губернатора и председателя правительства области все еще не снят с повестки дня, однако решение его стопорится в связи с отсутствием адекватной кандидатуры на председательский пост. Сторонники этой точки зрения считают, что с наибольшей степенью вероятности такой кандидатурой является именно Володин, а «удвоение» вице-губернаторов носит временный характер и продлится не дольше, чем это необходимо для завершения реформирования структуры органов исполнительной власти. Подтверждением данной точки зрения может служить информация, начавшая в конце января поступать из многочисленных информированных источников: речь идет о обширной реформе структуры областного правительства, в ходе которой постов могут лишиться многие высокопоставленные чиновники (например, заместитель председателя правительства, куратор информационно-идеологического сектора Любовь Слиска) и сократится число министерств. Одновременно, по данным из тех же источников, будет проведена замена руководства газеты правительства «Саратовские вести» и официального телеканала «Саратов», деятельностью которых губернатор крайне недоволен.

Эта реформа, по данным из тех же источников, должна состояться в двадцатых числах февраля.

2.2.       Избрание областного уполномоченного по правам человека

В ходе прошедшего 19 января заседания Саратовской областной думы был рассмотрен вопрос о кандидатуре на должность уполномоченного по правам человека в Саратовской области. Согласно соответствующему областному закону, губернатор предложил депутатам своего кандидата — председателя комиссии по правам человека при правительстве области Александра Ландо, поддержанного и думским комитетом по вопросам законности, работе с территориями и общественными организациями.

Однако у депутатов имелась возможность предложить другие кандидатуры, чем воспользовался Вячеслав Мальцев, единственный, хотя и довольно условный, «оппозиционер». Он выдвинул в порядке альтернативы своего помощника — адвоката Игоря Игнаткина, заметив при этом, что «Ландо — квалифицированный юрист, но особенно хорошо он защищал права того человека, на права которого никто не покушается», а также, что «уполномоченный по правам человека при правительстве — это священник при публичном доме». По мнению Мальцева, в принципе, в области на должность уполномоченного могли бы претендовать три человека: бывший председатель областного совета, депутат областной думы первого созыва Николай Макаревич (как сообщил Мальцев, он предлагал ему выдвинуть свою кандидатуру, но тот отказался), недавно скончавшийся Вячеслав Мальцев — отец депутата и, собственно, Игорь Игнаткин. Мысль о чрезмерной близости конкурента к власти подчеркнул в своем выступлении сам Игнаткин, сказавший, что он реально осознает и свои возможности, и заслуги Ландо, но «уполномоченный по правам человека не может быть тенью государственной власти».

На ту же тему — но совершенно иначе — высказался Ландо, сказав, что собравшиеся недавно в Москве правозащитники, обменявшись мнениями, пришли к выводу, что бороться за права человека нужно вместе с властью. Однако, отвечая на вопрос депутата Чурикова о том, сознает ли он различие между председателем комиссии по правам человека при областном правительстве и уполномоченным по правам человека, он согласился, что нарушения прав человека исходят прежде всего от представителей властных структур.

По результатам голосования наибольшее число голосов (18 из 29) набрал Александр Ландо. За Игоря Игнаткина подали голоса 8 депутатов. Двое высказались против обоих кандидатов.

Ландо Александр Соломонович

Родился 15 мая 1943 года в селе Чкалово Чкаловского района Северо-Казахстанской области. Образование высшее. Окончил в 1969 году Саратовский юридический институт им.Д.И.Курского. Кандидат юридических наук, доцент, носит звание «Заслуженный юрист РФ».

Работа в прошлом:

1961-62 г.г. — рабочий ремонтно-производственного комбината, Астрахань

1962-62 г.г. — студент института рыбной промышленности, Астрахань

1962-65 г.г. — служба в рядах Советской армии

1965-69 г.г. — студент юридического института им.Д.И.Курского, Саратов

1969-72 г.г. — старший лаборант юридического института им.Д.И.Курского, Саратов

1972-74 г.г. — преподаватель кафедры советского уголовного процесса юридического института им.Д.И.Курского, Саратов

1974-76 г.г. — старший преподаватель кафедры советского уголовного процесса юридического института им.Д.И.Курского, Саратов

1976 г. — доцент кафедры уголовного процесса юридического института им.Д.И.Курского, Саратов

1996 г. — председатель комиссии по правам человека, Саратов

Владеет французским языком (со словарем).

2.3.       Политическая позиция губернатора

В ходе заседания Правительства Саратовской области 28 января, губернатор Дмитрий Аяцков выступил перед его участниками с кратким отчетом о своем участии в последнем заседании Совета Федерации и в очередной раз поделился своими оценками политических событий, происходящих в России и СНГ.

По словам Аяцкова, премьер-министр Евгений Примаков показал, что Россия в настоящее время управляема и в нужный момент регионы готовы будут встать под знамена федерального правительства. При этом губернатор выразил мнение, что на процесс построения премьером тактики его действий в какой-то степени повлияла беседа с ним самим, имевшая место в ходе совместной поездки в Индию, так как выдвинутые Примаковым тезисы во многом совпадают с идеями, применяемыми на практике в Саратовской области. Речь идет, в частности, о формировании жесткой вертикали органов исполнительной власти, согласии в обществе, решении национальных проблем и других шагах, без которых, по словам Аяцкова, «движение вперед немыслимо». «А мы, несмотря на все катаклизмы, все же движемся вперед!» — подчеркнул он. Область, как заявил губернатор, вопреки неоднократно звучавшим со страниц прессы опасениям, подошла к окончанию финансового года, «рассчитавшись почти со всеми кредитами» (что он имел в виду, делая последнее заявление, не вполне неясно — в областном бюджете 1999 года на обслуживание долгов области отведена самая крупная расходная статья, если же речь шла о расчетах с «бюджетниками» то и это утверждение соответствует действительности только при очень вольной трактовке слова «почти»).

Что касается непосредственно заседания Совета Федерации, то, как подчеркнул саратовский губернатор, его главным событием, несомненно, стала дискуссия о ратификации договора о дружбе и сотрудничестве с Украиной. «Это был кусок лакмусовой бумажки, когда проявились все в Совете Федерации», — заметил он, выразив при этом сожаление, что «политика или политиканство» проникли в верхнюю палату российского парламента. Происходившее Аяцков описал фразой: «Начали делить Черноморский флот, Севастополь... когда договор — о дружбе...» «Раньше надо было думать политикам... — когда разваливали СССР, — заявил он. — А сегодня надо думать о создании могучей конфедерации». По его мнению, членами этой конфедерации могли бы стать не только 12 стран СНГ, но и, например, «балканские страны», Чечня. При этом, как подчеркнул Аяцков, нужно «закончить эпопею с президентами в РФ»: «Должен быть больной, но один президент».

«И самостийная Украина не проживет без РФ!» — выразил уверенность Дмитрий Аяцков, вновь возвращаясь к теме подписания договора. Он также подчеркнул, что сейчас стоит вопрос не только о статусе Севастополя, но и о Байконуре, «и о других городах на карте бывшего СССР». Однако решать эти вопросы, по словам Аяцкова, следует «через экономику и согласие в политике».

2.4.       Правительство области: переход на казначейскую систему

Главным в повестке дня заседания Правительства Саратовской области, состоявшегося 28 января, стал вопрос о создании комплексной системы казначейского исполнения областного бюджета.

Выступивший с докладом министр финансов области Александр Ларионов заявил, что сложившаяся система исполнения бюджета не соответствует современным требованиям, и поэтому в стране сейчас идет переход на казначейскую систему. На региональном уровне попытки такого рода делаются в Санкт-Петербурге, Волгоградской и Ярославской областях, теперь же пришло время Саратовской. Действующая система бюджетного финансирования имеет ряд недостатков — например, контроль за использованием выделенных средств ограничен и у их получателей отсутствуют «побудительные мотивы учиться жить по средствам». Возникают проблемы, связанные с нецелевым использованием денег — ведь выявить его можно только после факта расходования, иногда через 1-2 года. А применение санкций и восстановление утраченных сумм и вовсе выглядит весьма проблематичным. В результате, в 1998 году в ходе 56 проверок в регионе были вскрыты многочисленные факты нарушений. Минздравом области с нарушениями было израсходовано 5,2 млн. руб., министерством по делам молодежи, спорта и туризма — 1 млн., министерством труда и социального развития — 9,5 млн., министерством образования и науки — около 162 тыс. и т.д. Для администраций муниципальных образований эта цифра составила 81 млн. руб.

Новая система позволит отказаться от детальной росписи бюджета, проводить все платежи для бюджетополучателей с единого счета через лицевые счета, откроется возможность оперативного (даже ежедневного) контроля и финансирования; переход на казначейское исполнение бюджета позволит ввести систему зачетов, которые заменят КНО, процесс в значительной мере освободится от влияния субъективного фактора и т.д. Правда, для бюджетополучателей, особенно нерадивых, могут возникнуть и проблемы — при закрытии прежних счетов в банках произойдет предъявление всех старых задолженностей. Появится и необходимость создания губернского банка.

Отвечая на вопросы, министр сообщил, что в этом году бюджеты муниципальных образований пока будут работать по старой схеме, «хотя в Саратове этот опыт, возможно, будет подхвачен»; что его ведомству придется несколько расширить свои ряды и улучшить материально-техническое обеспечение, но все расходы вскоре окупят экономичность внедряемого метода.

Выслушав содокладчика, начальника управления Федерального казначейства по Саратовской области Владимира Сорокина, заявившего, что альтернативы переходу на казначейское финансирование нет, и его служба готова поделиться своими технологиями и каналами связи, присутствующие приступили к обсуждению предлагаемого новшества. Большинство оценок оказались положительными, хотя, например, министр культур Иван Кузьмин заметил, что не проработан вопрос о том, как решать проблемы безденежных учреждений культуры при консолидации долгов, и нет гарантий, что согласованный объем средств действительно будет выделяться Минфином. Глава балаковской администрации Александр Саурин даже заявил, что при введении казначейского финансирования районы многое потеряют, утратив, например, способность к совершению оперативных финансовых маневров, и что применение такой системы в муниципальных образованиях преждевременно. С другой стороны, министр по делам молодежи, спорту и туризму Андрей Россошанский сам попросил, чтобы его министерство вошло в число первых, где казначейская система будет вводиться с 1 июля (правда, в ответ было сказано, что это и так уже было заранее запланировано).

В конце концов, было принято решение не ставить на голосование проект постановления, одобряющего введение казначейской системы финансирования. Губернатор откровенно формально дал всем время на раздумье до 1 февраля — даты проведения заседания президиума правительства.

2.5.       Саратовская областная дума

2.5.1.      Заседание 19 января

19 января прошло 23-е заседание Саратовской областной думы. Депутаты поздравили одного из ветеранов областной советской и исполнительной власти — бывшего председателя облисполкома Николая Александрова — с присвоением ему звания «Почетный гражданин Саратовской области»; согласовали кандидатуры Михаила Андреева и Александра Шумейкина на должность судей (соответственно Энгельсского и Пугачевского городского суда); избрали Уполномоченного по правам человека в Саратовской области (см. выше); внесли изменение в Устав Саратовской области и в закон «О Правительстве Саратовской области» (см. выше); приняли во втором чтении закон «О семеноводстве сельскохозяйственных растений» и новую редакцию закона «О статусе депутата Саратовской областной думы», а в первом чтении рассмотрели проекты законов «Об образовании» (см ниже) и «О порядке назначения и деятельности мировых судей» (сняв при этом с рассмотрения, по причине принятия федерального, закон «О мировых судьях»); одобрили собственную законодательную инициативу о внесении дополнения во 2-ю часть ГК РФ, по которому «денежные средства, перечисляемые исполнительными органами Фонда социального страхования РФ на банковские счета предприятий, учреждений, организаций для выплаты сотрудникам пособий по государственному социальному страхованию и для реализации определенных законодательством иных задач Фонда социального страхования РФ, не являются денежными средствами владельца счета, используются строго по целевому назначению и не могут быть списаны с банковского счета в бесспорном порядке для удовлетворения предъявленных к нему требований».

Депутаты также внесли, по протесту прокуратуры области, изменение в постановление облдумы «О наделении министерства собственности и банкротства Саратовской области полномочиями кредитора по денежным обязательствам в областной бюджет», исключив из него пункт, дающий упомянутому министерству полномочия государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, поскольку, как сказано в протесте, такими правами обладает территориальное агентство Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Саратовской области; утвердили учрежденную губернатором областную награду — Почетный знак губернатора, которым будут поощряться граждане «за заслуги перед Саратовской областью», и Положение о помощнике депутата Саратовской областной думы. Были приняты постановления: «О кредите на погашение временных кассовых разрывов», разрешившее правительству области взять в Сбербанке кредит в сумме 28 млн. руб. со сроком погашения 26 февраля 1999 года для покрытия временных кассовых разрывов в исполнении областного бюджета под залог объектов областной собственности; «О гарантиях возврата кредита», согласно которому дума разрешила правительству выступить поручителем перед ЦБ РФ по стабилизационному кредиту, предоставляемому АКБ «СБС-Агро» в сумме 325 млн. руб. для сохранения АКБ «СБС-Агро-Радоград»; «О привлечении средств», разрешающее правительству получить у Сбербанка кредит в 83 млн. руб. с погашением в июне 1999 года для покрытия временных кассовых разрывов в исполнении облбюджета под залог объектов областной собственности. Думцы поддержали инициативу Облкомэкологии о проведении в области эксперимента по введению платы за электромагнитное воздействие на окружающую среду (см. ниже); внесли изменения в свое постановление «О порядке пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам, зачисленным в областной дорожный фонд» и в Положение о внебюджетном фонде правительства области; утвердили смету расходов на содержание облдумы и Счетной палаты области, специальный (резервный) фонд облдумы и перечень объектов соцкультурного и коммунально-бытового назначения Саратовской квартирно-эксплуатационной части района квартирно-эксплуатационного управления Приволжского военного округа федеральной собственности, предлагаемых к передаче в госсобственность области.

В заключение депутаты наградили почетной грамотой облдумы «за большой вклад в обеспечение прав и свобод граждан, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и в связи с 55-летием разгрома немецких войск под Ленинградом» подполковника в отставке, члена Балаковского райсовета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Владимира Панскова и члена Энгельсского районного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Любовь Степанову.

2.5.2.      Закон «Об образовании в Саратовской области»

Одним из получивших наиболее широкую огласку событий, имевших место в ходе прошедшего 19 января заседания Саратовской областной думы, стало принятие на нем в первом чтении закона «Об образовании в Саратовской области». Широкая рекламная кампания, проводимая в связи с принятием данного закона, дает основание считать его одним из значимых звеньев региональной мифологии, а именно, ее части, касающейся решения в области социальных проблем. Основания для такого вывода дают и слова, сказанные на посвященной этому закону пресс-конференции, проведенной 25 января заместителем председателя думы, председателем комитета по вопросам социальной сфере Валентиной Бобровой. Назвав закон «основополагающим», Боброва заявила, что дума пошла по пути подведения законодательной базы под каждый раздел социальной сферы. Так, помимо закона об образовании, ранее уже принят закон о здравоохранении, на очереди — законы о культуре, о социальной защите, о молодежной политике. Все эти акты, как уже принятые, так и готовящиеся, имеют скорее символическое значение, чем практическое. Однако некоторые составляющие нового закона привлекают внимание.

В ходе принятия закона «Об образовании» Саратовская областная дума пошла на такой редко предпринимаемый ею шаг, как проведение слушаний. Они состоялись 15 января. Участвовали депутаты Саратовской областной и городской дум, представители Правительства Саратовской области, депутаты представительных органов муниципальных образований, руководители управлений образованием при муниципальных органах, представители областного министерства образования и науки, общественных объединений, руководители, преподаватели высших, средних специальных учебных заведений, учителя общеобразовательных школ, СМИ. С основным докладом на них выступила все та же Валентина Боброва, поделившаяся данными о состоянии образовательной сферы в Саратовской области и в России в целом. Перед новым областным законом, по ее словам, стоит задача сохранить систему образования. По оценкам американских аналитиков, отметила Боброва, инвестиции в образование позволяют получить значительные прибыли уже через несколько лет. Так, на вложенный доллар приходится 4-6 долларов прибыли. В предложенной к обсуждению редакции закона увеличено количество защищенных статей, в число которых вошли статьи о гарантиях заработной платы, финансирования питания школьников, стипендий. В заключение Боброва выразила надежду, что закон позволит возродить былой авторитет педагога.

Со вторым докладом — «О необходимости принятия закона Саратовской области «Об образовании в Саратовской области» — выступил представитель министерства образования и науки области Анатолий Седаков. Он отметил, что областной закон позволит утвердить принципиально новые подходы, отражающие особенности развития образования в регионе. В частности, под строгий контроль берется экспансия иногородних вузов, не имеющих в области ни собственной материальной базы, ни квалифицированного преподавательского состава, благодаря чему уменьшается угроза снижения качества получаемого высшего образования. Так, в 1998 году прекращена деятельность восьми филиалов иногородних вузов и двух учебных центров. Кроме того, как сообщил Седаков, в законе отдельной статьей предполагалось запретить прием на конкурсной основе в дошкольные и среднеобразовательные учреждения, были жестко перечислены причины отчисления детей из школ, выпускникам вузов давались некоторые гарантии трудоустройства.

Всего на слушаниях прозвучало 16 выступлений, речь в которых шла о внесении весьма частных поправок в закон, сама идея принятия которого всеми выступавшими одобрялась.

После принятия закона в первом чтении выяснилось, что некоторые из составляющих законопроекта, имеющих для местных властей, видимо, основополагающее значение, не войдут, скорее всего, в окончательный его вариант. Прежде всего, это касается запрета на конкурсный прием в дошкольные и средние образовательные учебные заведения. 25 января, на уже упоминавшейся пресс-конференции, Валентина Боброва сообщила, что существование «элитных» учебных заведений на уровне средней школы в предварительном варианте закона все же было сохранено. Спор о приеме на конкурсной основе имел место, и рабочая группа думы даже высказалась за отказ от конкурсов, но нашлись и сторонники противоположной точки зрения. По мнению Бобровой, сейчас перевес на стороне сторонников конкурса. Ими подчеркивается, что дети имеют разный уровень подготовки и одаренности, и если перейти на бесконкурсный прием, то есть риск, что особо одаренные дети окажутся за бортом «элитных» учебных заведений хотя бы потому, что для них просто не хватит мест.

Боброва также заявила, что концепция закона основана на преемственности всех этапов образования в регионе и бесплатности его на базовом уровне. Боброва подчеркнула: законопроект был направлен для обсуждения во все заинтересованные инстанции, но все же нет уверенности, что каждый учитель ознакомился с ним. «Есть у нас еще правовой нигилизм, — с сожалением заметила она. — А мы хотели бы, чтобы каждый учитель, каждая школа обсудили...» И все же думой получено 126 предложений по внесению в проект поправок. Особую заинтересованность, по словам Бобровой, вызывают статьи, расширяющие компетенцию областного Минобразования по назначению ректоров вузов и устанавливающие социальные гарантии для областных, но не федеральных учебных заведений. Но последняя статья даже в существующем виде предполагает дополнительное выделение из бюджета области 27 млн. руб., по ней еще предстоят консультации с министерством финансов. «Если мы вводим социальные гарантии, то мы должны их оплачивать, — заявила Боброва. — А мы полностью не оплачиваем детские пособия, с задержками выплачиваем пенсии, а есть еще гарантии чернобыльцам, инвалидам...» Комментируя эти последние слова Бобровой, также участвовавший во встрече с журналистами Анатолий Седаков подчеркнул, что названная ею цифра — месячный фонд зарплаты учителей области, а потому представляемое им министерство хотя и не против вышеупомянутой статьи, но хочет, чтобы закон работал — «иначе мы вместо доброго закона можем получить социальную напряженность».

2.5.3.      Плата за электромагнитное воздействие на окружающую среду

Если закон «Об образовании» приобрел известность благодаря политике органов власти, то вокруг другого принятого думой решения разразился самый настоящий скандал с участием местных электронных СМИ. Речь идет о введении в порядке эксперимента на территории области платы за электромагнитное воздействие на окружающую среду.

Началом скандала стала состоявшаяся 1 февраля пресс-конференция, в которой приняли участие представители разработчиков проекта — председатель областного комитета по охране окружающей среды Александр Маликов, его заместитель Николай Артамонов и заведующий лабораторией СГУ, член рабочей группы Госдумы РФ по вопросам электромагнитного загрязнения Александр Сомов. Все они подверглись настоящей атаке со стороны обычно довольно пассивных представителей местных теле- и радиоканалов, которых, видимо, из соображений цеховой солидарности, поддержали и некоторые другие журналисты.

В частности, от разработчиков закона потребовали ответа на вопросы о том, как именно будет определяться плата и как собранные средства будут расходоваться. Маликов пояснил, что плата будет взиматься в соответствие с нормативами, которые уже разработаны специалистами отдела нормирования его ведомства. Что же касается расходования любых собираемых природоохранными службами средств, то 10% из них идут в федеральный экологический фонд, 30% — в областной, а 60% — в территориальный. Конкретно средства от нового платежа пойдут на цели, открыто перечисленные в программе эксперимента, в том числе, на переселение хотя бы части семей, проживающих в зонах электромагнитного воздействия высокой интенсивности. В ответ Маликову пришлось выслушать возражение, что существует федеральное законодательство, в соответствие с которыми все действующие передающие центры имеют лицензии и санитарные паспорта, которые гарантируют им право работать. По мнению журналистов, введение какой-то дополнительной платы при этом излишне. Экологи, в свою очередь, заявили, что санитарный паспорт не является разрешающим документом, а лишь фиксирует санитарное состояние организации. И если электромагнитное воздействие на среду все же имеет место, плата будет взиматься, хотя и с учетом паспортных данных.

Журналистов заинтересовал вопрос о том, почему радиотелепередающему центру придется платить в год 7 тыс. руб., а владельцам радиостанций — 9,6 тыс. Было высказано предположение, что таким образом делается попытка добиться перехода всех радиостанций под крышу РТПЦ и установить над ними контроль. Однако в ответ прозвучали слова о том, что объекты РТПЦ просто менее опасны для населения, поскольку, в большинстве, находятся далеко за городом. А, например, передающая антенна станции «Европа плюс Саратов» находится непосредственно на крыше жилой девятиэтажки, жильцы которой, мягко говоря, недовольны таким положением дел.

Если телерадиожурналисты явно воспринимали введение новой платы как удар по деятельности их компаний, то ответы экологов далеко не всегда звучали убедительно. В частности, они так и не смогли объяснить, каким образом новшество поможет населению города избавиться от электромагнитных воздействий. Лишь на прямо поставленный вопрос о том, проводились ли расчеты по результатам эксперимента и каковы их результаты, Маликов сообщил, что ожидается снижение уровня электромагнитных воздействий на 30%. Однако более конкретных данных он не привел и в этом случае.

Не удивительно, что сообщения местных СМИ по поводу нововведения оказались в лучшем случае сдержанными. В настоящее время скандал продолжается, хотя тенденций к перемене ситуации пока не просматривается.

3.    Политическая жизнь

3.1.       Визит Черномырдина

10 января в Саратове побывал с визитом бывший премьер-министр России, лидер движения «Наш дом — Россия» Виктор Черномырдин. Визит был обставлен как официальный, и экс-премьеру в его ходе было оказано немало знаков внимания, однако между ним и местным руководством все же сохранялась отчетливая дистанция. Низким был интерес к событию со стороны представителей СМИ, довольно прохладным оказался и прием гостя на посещенных им предприятиях «Карат плюс» и «Техстекло». Как такового, собеседования с руководством предприятий у него не получилось, и главное содержание визита, по всей видимости, свелось к диалогу двух политиков — Черномырдина и губернатора Дмитрия Аяцкова.

Достоверной информации о сути состоявшегося разговора и достигнутых результатах нет, и, по всей видимости, не будет. Официально же обе стороны на этот раз демонстрировали взаимопонимание и отсутствие существенных противоречий (ранее Аяцков выступал с резкой критикой Черномырдина и даже говорил, что «отправил его в отставку»). Виктор Черномырдин признал, что в ходе строительства НДР им была допущена ошибка — оно начиналось «с крыши», и теперь движение фактически приходится создавать заново, начиная с регионов. При этом было подчеркнуто, что Саратовская область — один из краеугольных камней, на которых оно намерено базироваться. Губернатор Дмитрий Аяцков со своей стороны заявил, что не намерен покидать НДР — по крайней мере, до его мартовского съезда, на котором должны определиться дальнейшие стратегия и тактика движения. При этом Черномырдин сразу же сказал, что изменений в кадровой структуре НДР на съезде, скорее всего, не произойдет.

Бывший премьер-министр избегал детального публичного обсуждения своих планов на будущее, а о прошлом сказал, что никто не сможет заставить его признать ответственность за кризис, разразившийся в России после 17 августа 1998 года.

3.2.       Сторонники губернатора

3.2.1.      Фонд общественного согласия

12 января в отделе по связям с общественными организациями информационно-аналитического управления Правительства Саратовской области прошла встреча ряда общественных организаций — членов Общественной палаты при губернаторе, — посвященная выработке программы действий по организации так называемого Фонда общественного согласия (намерение создать такой фонд для поддержки разнообразных инициатив, предлагаемых общественными объединениями в связи с подготовкой и проведением выборов, организацией соцопросов и исследований и т.д., записано отдельной строкой в областном Договоре об общественном согласии и социальном партнерстве).

Среди участников встречи был заранее распространен текст концепции фонда, составленный руководителем регионального «ЯБЛОКА» Анатолием Родионовым. Однако, по мнению некоторых из участников встречи, конкретного разговора не получилось, поскольку не был предложен проект устава фонда. Посему было решено поручить Родионову до 19 января представить предложения по этому документу, а 2 февраля собраться еще раз для обсуждения проекта устава.

Что касается статуса образуемой структуры, то было высказано предложение, что хотя создается она и по решению Общественной палаты при губернаторе, а средства для нее (как предполагается, они будут распределяться специальной экспертной комиссией на конкурсной основе в виде грантов) выделяются правительством области, все же фонд должен быть относительно самостоятельным.

Обсуждение основных документов фонда продолжалось на протяжение всего января и к концу месяца так и не завершилось.

3.2.2.      «Отечество»

В начале 1999 года Поволжским информационным агентством был распространен текст попавшей в его распоряжение справки за подписью председателя Саратовского регионального отделения общественно-политической организации «Отечество» Николая Семенца (председателя комитета областной думы по законности, работе с территориями и общественными организациями). Ниже текст этого документа приводится полностью:

«В ПОЛИТСОВЕТ ОПОО «ОТЕЧЕСТВО»

Информирую Вас о проделанной работе Советом Саратовского регионального отделения ОПОО «Отечество» в период после учредительного съезда организации.

1. 22 декабря с.г. с участием члена политсовета Б.В.Громова проведена пресс-конференция с представителями СМИ, что позволило оперативно довести до населения области информацию о работе съезда и деятельности регионального отделения.

2. Приступили к создания местных отделений в муниципальных образованиях области (всего 39). Созданы за прошедшую неделю три местных отделения в районах города Саратова. Готовы к созданию и будут созданы местные отделения еще в пяти муниципальных образованиях в ближайшее время. В остальных районах и городах области они будут созданы в январе-феврале 1999 года, о чем проинформируем дополнительно.

3. Активно проводится работа по индивидуальному приему в члены организации. С учетом создания пяти местных отделений на следующей неделе численность членов Саратовского регионального отделения составит более 1200 человек.

4. Проводится другая разносторонняя работа согласно утвержденного плана (план прилагается)».

Как явствует из плана мероприятий по созданию в Саратовской области партийной структуры «Отечества», одна из ближайших задач — выпуск собственного печатного органа — бюллетеня регионального отделения.

3.2.3.      Объединение правых

В январе наступило кратковременно оживление среди саратовских представителей правой части политического спектра.

10 января состоялась учредительная конференция местного отделения движения «Россия молодая», лидером которого на федеральном уровне является недавно побывавший в Саратовской области с визитом Борис Немцов. Саратовские «младороссы» утвердили программу и устав, а также выбрали руководящие органы. Председателем организации избран преподаватель гимназии №1 Роман Сафронов.

А 21 января в помещении штаб-квартиры региональной организации Партии «Демократический выбор России» состоялась событие, ставшее откликом саратовских право-центристов на тенденции, проявившиеся сразу же после убийства Галины Старовойтовой. С заметным запаздыванием ими была проведена учредительная конференция Саратовского областного общественно-политического объединения «Правое дело». (хотя соответствующее заявление о намерениях прозвучало еще на прошедшей в декабре встрече, посвященной гибели Старовойтовой). В конференции приняли участие представители местных отделений ДВР и ее молодежного союза, Партии «Демократическая Россия», Республиканской партии РФ, движений «Вперед, Россия!», «Россия молодая», «Новая сила», «Молодежный демократический союз», «Свободный фарватер», «Антифашистское молодежное действие» и областного Общественного комитета российских реформ. Следует заметить, что практически все эти организации, за исключением ДВР и «антифашистов», давно уже никак не заявляли о себе в региональной политике, а некоторые из них, такие, как «Россия молодая» или «Свободный фарватер», физически не могли успеть этого сделать в связи с тем, что с момента их появления на политической арене области прошло слишком мало времени. Кроме того, большинство из организаций-участниц конференции с точки зрения серьезной политики являются полными маргиналами и не располагают ни материальной, ни серьезной кадровой базой.

В резолюции конференции декларируется, что новая организация создана в ответ на попытки «повернуть страну вспять, к диктату и распределению». Резолюция также призывает преодолеть разногласия в стане умеренных правых и объединиться в широкую коалицию. Войти в нее, по мысли авторов документа, могли бы все те, кому дороги идеи демократии и частной собственности, те, кто понимает: «наши несчастья происходят не от того, что в экономике и политике было слишком много свободы и мало регулирования, а наоборот — слишком много регулирования и мало свободы», те, кто стремится к гражданскому миру и «требует очистить улицы наших городов от современных фашистов». Сторонников коалиции должно также объединять понимание того, насколько велика роль парламента и доминирующей в нем фракции КПРФ и их союзников, а значит — понимание необходимости идти на выборы единым списком.

Конференцией принято решение о формировании совета организации, в который все вошедшие в нее объединения делегируют по одному представителю. Был также избран председатель нового политического объединения — им стал ректор Поволжской академии госслужбы, депутат областной думы Владимир Южаков. В нынешних условиях это, пожалуй, единственный кандидат, который реально мог претендовать на этот пост. Других реальных претендентов у саратовских правоцентристов просто нет.

Как и на федеральном уровне, в новое объединение не вошли представители «ЯБЛОКА». С их стороны на конференции не было даже наблюдателей.

3.3.       Левые

Если в правой части политического спектра в январе наблюдалось некоторое оживление, то левые переживали заметный спад активности. КПРФ в начале года не заявляла о себе, а левые радикалы ограничились проведением календарной акции, а в остальном их деятельность была заметна только специально отслеживающим ее специалистам.

3.3.1.      Финал судебного разбирательства о публичном оскорблении губернатора

Волжским РОВД Саратова прекращено уголовное преследование бывшего офицера МВД 47-летнего Александра Кондакова, которому ранее инкриминировалось публичное оскорбление губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова на городском митинге 7 октября 1998 года. Кондаков подозревался в том, что именно он присутствовал на упомянутом митинге с плакатом «Аяцков — вор», получившим широкую известность благодаря фотографии, появившейся в местных СМИ. Дело прекращено за отсутствием состава преступления в действиях обвиняемого.

3.3.2.      Годовщина смерти Ленина

21 декабря радикальных коммунистических группировок митингом на центральной Театральной площади отметили очередную годовщину смерти Ленина. Организаторами этого мероприятия выступили Российской коммунистической рабочей партии, КПСС и Конгресса советских женщин, а также саратовский Совет рабочих, крестьян, специалистов и служащих. Несмотря на большое число организаторов, в акции приняло участие менее сорока человек; причем для наблюдением за порядком на площади присутствовало восемь сотрудников органов внутренних дел, а поодаль дежурило еще и два милицейских автомобиля.

Представители левых сил, среди которых преобладали, как обычно, люди преклонного возраста, прошествовали через площадь и возложили к подножью ленинского монумента гирлянду из еловых лап и венок, выполненный в форме пятиконечной звезды. Затем митинг был объявлен открытым. Перед собравшимися выступили первый секретарь обкома РКРП, экс-депутат областной думы Николай Солдатов, представители руководства областных организаций КПСС и ВКПБ, а также самодеятельный поэт. Все выступающие вновь и вновь возвращались к мысли о величии ленинского гения, о значении сделанного им для мировой истории и гневно критиковали нынешнее руководство страны и авторов перестройки, уведших страну с проложенного им пути.

Затем слово взял представитель комитета «Руки прочь от Ленина!», обративший внимание участников акции на статью, появившуюся 5 января в региональном приложении к «Комсомольской правде», где главный архитектор Саратова Синий вновь поднял вопрос о предстоящей замене памятника Ленину на Театральной стелой с бюстом Столыпина. В этой связи митингующими немедленно была принята резолюции, содержащая решительное требование отказаться от подобных планов, а заодно, например, и от практики списания существующих в области памятников Ленину в связи с их постепенным приходом в негодность. В резолюции говорилось, что главный памятник области поставлен по воле народа и занимает единственно достойное его место, органично вписываясь в архитектурный ансамбль площади. Присутствующие выразили намерение организовать постоянное дежурство, чтобы иметь возможность вовремя оповестить соратников о любых предпринимаемых против него действиях и принять контрмеры.

3.3.3.      Штаб протестных действий

26 января состоялось заседание Штаба протестных действий, созданного в декабре радикальной левой оппозицией Саратова. На заседании обсуждались вопросы стратегии и тактики левого движения в связи с предстоящими выборами в Госдуму РФ, определялись варианты поддержки тех или иных предвыборных блоков, например, блока В.Анпилова, С.Терехова и Е.Джугашвили. Особое внимание было уделено распределению обязанностей по подготовке праздничного митинга в честь 81-й годовщины Советской армии. Митинг состоится 23 февраля на Театральной площади Саратова.

3.4.       Националисты

В январе сохранялась тенденция к активизации саратовских националистов, представленных в настоящее время прежде всего местной организацией Русской национальной партии (РНП).

3.4.1.      Начало подготовки к избирательной кампании

22 января из Москвы вернулась делегация саратовской организации Русской национальной партии. В ее состав входили лидер РНП в Саратове Эльдар Клочков, руководители отделов экономического, идеологического и партийного строительства, службы безопасности.

Целью поездки было ознакомление лидеров формирующегося предвыборного блока генерала Альберта Макашова, Александра Федорова и Виктора Илюхина с экономической и политической обстановке в Саратовской области накануне выборов в Госдуму, выработка единой стратегии и тактики в предстоящей предвыборной борьбе, согласование списка лидеров блока и представителей регионов, которые станут депутатами думы при условии преодоления блоком 5% барьера. Лидер саратовской организации РНП занимает девятое место в данном списке и ему было поручено возглавить предвыборный штаб, зона компетенции которого должна охватить Поволжье и Урал.

Во время встречи с генералом Алексеем Веденкиным и Александром Федоровым на саратовскую организацию РНП была возложена задача создать в Саратове работоспособный форпост для успешного проведения предвыборной кампании. В ближайшее время, как утверждают представители РНП, ожидается приезд в Саратов лидеров блока — Макашова, Илюхина, Федорова.

3.4.2.      Бюллетень

15 января вышел в свет первый номер ежемесячного информационного бюллетеня «Россия, Нация, Победа» учрежденного благотворительным фондом «Национальное возрождение» (легко заметить, что первые буквы слов, составляющих его название, образуют аббревиатуру РНП). Номер содержит: редакционную статью, политическое заявление о создании в Саратове отделения Русской национальной партии и о ее планах на ближайшее будущее, интервью с лидером РНП в Саратове Эльдаром Клочковым, ряд информационных материалов о мероприятиях, проводимых РНП и тезисы программы партии. В редакционной статье заявляется, что целью издания является пропаганда идеи русского национализма, соответствующее воспитание молодежи и прививание ей здорового образа жизни, пробуждение в народе национального самосознания. На первом этапе все эти цели будут обеспечиваться посредством тиража, максимально допустимого для издания, не прошедшего официальную регистрацию — 999 экземпляров.

3.5.       Анархисты

Акция протеста против агрессивных военных действий США и Англии была проведена в полдень 24 января у памятника Чернышевскому в Саратове местными анархистами, а также присоединившимися к ним представителями Российской коммунистической рабочей партии и сторонниками других радикальных левых объединений. Уведомление о ее проведении в саратовскую мэрию за предписанные законодательством 10 дней передано не было — организаторы объяснили это тем, что ими проводился не митинг, пикетирование или демонстрация, а просто публичная встреча со своими единомышленниками. Стиль проведения акции соответствовал этой характеристике: официальных речей почти не произносилось, а из «митинговой» атрибутики присутствовали лишь мирно соседствующие черное и красное знамена и установленный на постаменте памятника плакатик с перечеркнутым американским флагом и надписью «Yankee, go home!». В остальном участники акции спокойно общались между собой и собирали подписи под обращением, содержащим требование применить к США и Англии санкции ООН за агрессивную политику и заявляющим о недопустимости членства в Совете безопасности «страны, постоянно нарушающей устав ООН... и осуществляющей, по сути, эскалацию третьей мировой войны». В обращении также содержалось требование обязать США и их союзников возместить экономический ущерб, нанесенный Ираку и Югославии, и декларировалось, что в условиях активизации агрессивных действий США необходимо принять меры к приостановлению разоружения России. Примерно за час было собрано около 50 подписей. От этого процесса анархисты отвлеклись лишь раз — чтобы совершить символическую акцию разрывания в клочья американского флага (его предполагалось сжечь, но пластик, из которого был изготовлен флаг, не загорелся). Здесь же распространялись листовки, содержащие текст обращения, а также еще один документ, почему-то носивший название «резолюция митинга». По содержанию он был близок к обращению, но упоминал и о практических шагах: в частности, об обращениях в ООН (с призывом дать оценку действиям США) и к российским правительству и Госдуме (с предложением приостановить подписание и ратификацию российско-американских соглашений по разоружению, а также любых договоров на получение кредитов от США и МВФ под условия разоружения России), а также о создании в Саратове гражданского антивоенного комитета.

Возвращение на саратовскую политическую арену анархистов, не появлявшихся на ней с начала 90-х гг., когда они приобрели известность благодаря своим публичным массовым акциям, прошло без эксцессов (характерно, что среди организаторов встречи — те же люди, что и семь лет назад). Единственный приблизившийся к месту проведения встречи представитель правоохранительных органов поинтересовался тем, что означает черное знамя, получил исчерпывающие объяснения и, поблагодарив, отошел.

4.    Международные связи

4.1.       Назначение нового немецкого консула

12 января состоялась встреча саратовского мэра Юрия Аксененко с генеральным консулом Федеративной Республики Германия в Саратове господином Вокалеком. Встреча носила ознакомительный характер, поскольку господин Вокалек только что приступил к работе на Саратовской земле, сменив своего предшественника господина Штельцера. Тем не менее, уже на этой первой встрече был затронут ряд важных вопросов, касающихся сотрудничества в сфере экономики. Мэр Саратова подтвердил готовность решить вопрос по выделению помещений под Немецкий дом в Саратове, а германская сторона обещала проанализировать предложения и определить свою позицию по данному вопросу.

Была затронута и тема истории работы консульства ФРГ в Саратове. В городе имеется богатейший архивный материал, которым заинтересовались немецкие гости.

Кстати, как выяснилось, вопрос о переезде генконсульства из Саратова в Самару, привлекающий в последнее время внимание местной общественности, еще окончательно не решен. Обсуждение его продолжается, и у саратовской городской администрации есть еще время для предоставления дипломатам здания, способного обеспечить режим реальной экстерриториальности — а именно отсутствие такового является одной из главных причин возможного переезда.

4.2.       Визиты

В январе Саратовскую область посетило несколько зарубежных делегаций.

25 января в Саратове с деловым визитом побывали представители руководства крупнейшей индийской компании по производству линолеумов «Роял Кушен винил продактс». Индийская компания намерена открыть на одном из химических предприятий города производство 3-5 млн. кв.м 4-метрового линолеума. В подобное предприятие в Азии она инвестировала $50 млн. Осуществление этого проекта местные специалисты считают реальным, так как он будет осуществляться в рамках программы погашения кредитов, ранее полученных Индией у СССР — Саратовской области выделена определенная квота на аукционе по распределению долга Индии между республиками бывшего СССР и российскими регионами.

28 января Саратов посетила делегация торгового представительства Венгерской Республики в РФ. Представители Венгрии исследовали возможность приобретения продукции саратовских производителей в рамках российско-венгерского соглашения о бартерном обмене товарами на сумму $300 млн.. Саратовская область получила возможность подключиться к этому товарному потоку. Венгров в Саратове заинтересовали химические удобрения, кожа и продукция областной потребкооперации.

31 января в Саратове побывал чрезвычайный и полномочный посол Японии в России Такэхиро Того. Сопровождали его представители ряда известных японских компаний, в том числе — «Митцубиси», «Тойота», «Хитачи». Посол прочел в Саратовской экономической академии лекцию, а затем официально открыл здесь же региональный Японский центр. На следующий день делегация побывала во втором по величине городе Саратовской области Балаково, где посетило завод по сборке южнокорейских автомобилей фирмы «Хендай», «Европейскую мебельную компанию» и некоторые другие местные предприятия. В ходе встречи было заключено несколько серьезных договоренностей.

5.    Экономика

5.1.       Конкурс по распределению средств «бюджета развития»

В январе министерство экономики, инвестиционной политики и межрегиональных связей Саратовской области распространило информацию о начале приема заявок на участие в конкурсе высокоэффективных проектов производственной сферы, финансируемых за счет средств областного бюджета по статье «Бюджет развития области». Основные условия конкурса таковы: финансирование проектов осуществляется на возвратной основе, деньги выделяются либо на пополнение собственных оборотных средств (под четверть ставки рефинансирования Центробанка, сроком на 3-9 месяцев), либо на капитальные вложения (под пятую часть ставки рефинансирования, с возвратом в течение бюджетного года). Основным критерием отбора на конкурсе является максимальный расчетный коэффициент эффективности инвестиций. Участие в нем могут принимать юридические лица, представившие в установленные сроки заявку на участие (в конкурсе произвольной формы), информационный перечень (по установленной форме), копию лицензии или сертификат на осуществление своей деятельности, документы по обеспечению возвратности выданных средств.

Прием заявок на конкурс закончился 26 января.

5.2.       Приезд представителей ВАЗа

15 января делегация АО «АвтоВАЗ» во главе с президентом — генеральным директором Алексеем Николаевым провела переговоры с губернатором Дмитрием Аяцковым по поводу дальнейшего сотрудничества с правительством и предприятиями Саратовской области.

12 областных предприятий сейчас являются одними из основных поставщиков «АвтоВАЗа». Среди них акционерные общества «Балаковорезинотехника», «Саратовстекло», «Саратовский подшипниковый завод», «СЭПО», «Авангард», поставляющие 1200 наименований изделий на 110 млн. руб. в месяц — почти 8% от объема вложений в производство вазовских автомобилей. С другой стороны, 7% промышленного производства области обеспечивают заказы «АвтоВАЗа». Некоторые местные предприятия являются монополистами по поставке комплектующих — например, «Балаковорезинотехника» (50% всего оборота области с «ВАЗом»), фирма «Авангард» (производство ЭСУД для «десяток»).

На встрече с руководством «АвтоВАЗа» большинство саратовских партнеров высказывало ему претензии. Например, в связи с тем, что «АвтоВАЗ» сначала делает предварительный заказ на определенный объем продукции, на оборотные средства под него берутся кредиты, а затем автозавод резко снижает заявку. Другая проблема — несвоевременный расчет за поставки, приводящий к большим убыткам, так как поставщики вынуждены покупать материалы для своих изделий по предоплате, а часто — и за валюту. Николаев возражал, что саратовцам стоит перестать быть «жадными» и отказаться от монополии на свою продукцию. Он заявил, что кредиторская задолженность 1998 года сохранится весь 1999 год, а завод будет проводить только текущие платежи, к тому же увеличив их отсрочку с 30 до 45 дней.

Эти новости вызвали возмущение саратовских директоров, поведение которых никак нельзя было назвать дружелюбным. Их, видимо, не ожидал и губернатор, решивший выступить арбитром спора. Как хозяин, он в основном высказывал претензии саратовцам, призывая их «быть государственниками» (ряд директоров являются депутатами облдумы) и отказаться от мысли об остановке автомобильного конвейера, как способа давления на руководство «АвтоВАЗа». Играя на противоречиях саратовских поставщиков и завода, областное правительство продвигало идею о развитии деятельности компании «Тольятти — Саратов» («ТОЛСАР»), учрежденной в начале прошлого года по инициативе предприятия «Авангард». Эта компания должна централизовать финансовые потоки между поставщиками и «АвтоВАзом», разрешать спорные вопросы по заказам, поставкам и оплате. Так, она собирается перевести все финансовые отношения между сторонами на чисто денежную основу (без бартера и взаимозачетов), забирая у «АвтоВАЗа» не менее 1000 автомобилей в месяц (это количество покрывает сумму стоимости поставок из области на «АвтоВАЗ») при условии их гарантированной оплаты в течение 10 дней после получения. После реализации автомобилей через специально созданную систему оптовых покупателей компания будет расплачиваться с саратовскими поставщиками. Это предложение включено в итоговый документ, который подписали Николаев и Аяцков по итогам совещания. Кроме того, в нем «АвтоВАЗ» обязуется предусматривать ежегодно в I квартале кредит в виде поставок автомобилей производителям комплектующих для пополнения оборотных средств с возвратом его в течение 6 месяцев.

Многие саратовские директора скептически отнеслись к возможности реализации этого соглашения. Они также пока не торопятся вступать в ассоциацию «ТОЛСАР», предпочитая продолжать работу с «АвтоВАЗом» напрямую и самим решать с ним свои проблемы.

5.3.       Попытки оказывать поддержку местным товаропроизводителям

К 31 января между Правительством Саратовской области и 19 промышленными предприятиями региона были заключены соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. Это стало первым конкретным шагом по реализации декларируемой областным правительством политики поддержки местных товаропроизводителей. Соглашениями предусматривается, что если предприятия в 1999 году произведут продукции больше прогнозных показателей, то они получат ряд налоговых льгот из местного бюджета. В соглашении предусмотрено и заключение аналогичных договоров в муниципальных образованиях.

Вырученная прибыль будет направлена в развитие производства и на пополнение оборотных средств. Эти льготы предприятия впоследствии вернут. Первый опыт в Саратове уже имеется. В IV квартале 1998 года «БАТ — Саратовской табачной фабрике» были существенно снижены ставки по местным налогам и платежам в спецфонды. В результате она резко увеличила выпуск сигарет. Предполагается, что предприятия, подписавшие соглашение, обеспечат прирост объемов производства в размере 1,1 млрд. руб.

Саратовская область вышла с предложением в российское правительство и Госдуму РФ принять федеральный закон подобного содержания о поддержке отечественных товаропроизводителей, но эта законодательная инициатива пока отклика не нашла.

6.    Социальные проблемы и протестная активность

6.1.       Цены

По данным Саратовской областной общественной организации защиты прав потребителей (СОООЗПП) на 29 января, стоимость большинства продовольственных товаров по сравнению с декабрем 1998 года выросла в области на 5-10%.

В начале января цены на продукты питания выросли в среднем на 20-30%. Однако во второй его половине несколько подешевели майонез, сливочное масло и яйца. На 5-10% стали дороже, по сравнению с декабрем, макаронные изделия, куры, окорочка. На 15-20% поднялись цены на сигареты местного производства, молочные и кисломолочные продукты, сахар, подсолнечное масло (на 20-25%), хлеб и хлебобулочные изделия и алкогольную продукцию (на 30-40%).

В целом же по сравнению с декабрем прошлого года ассортимент продовольственных товаров уменьшился на 30-40%, разброс цен при этом на рынках и в магазинах Саратова составил в среднем от 2 до 3 рублей за аналогичный товар.

Данные о ценах в точных цифрах таковы:

Цена 1 кг сливочного масла (учитываются только молочные продукты местных производителей и молочного комбината) в декабре составляла 56-60 руб., в январе она выросла до 60-65 рублей; 1 литр молока в декабре стоил 5 руб., в январе — 6,2-6,5 руб.; 0,5 литра кефира — соответственно 2,7 руб. и 3,8-4,2 руб.; стоимость 0,5 л кефира в тетраупаковке — 4,5 руб. и 5,5 руб.; 0,5 л ряженки — 3 руб. и 3,8-4,3 руб.; 0,5 л ряженки в тетраупаковке — 5 руб. и 5,5‑6 руб.; 0,5 л «Снежка» в тетраупаковке — 4,8-5 руб. и 5,5-6 руб.; 0,5 л йогурта в тетраупаковке — 5,5-6 руб. и 7 руб.; 1 десяток яиц — 13-15 руб. и 14 руб.; 1 кг макаронных изделий местной макаронной фабрики в декабре стоил 5,5 руб., а в январе — 6-6,5 руб.; цена сахара поднялась с 12 до 15-16 руб.; 1 литра подсолнечного масла — с 14 до 16-18 руб.; кур Михайловской птицефабрики и других производителей области — с 28-30 руб. до 32 руб.; окорочков — с 28-30 руб. до 32-34 руб.; майонеза производства Жиркомбината — с 6-7 руб. до 6-6,5 руб.; муки местного мукомольного завода — с 4 до 4,2-4,5 руб. за кг; 1 кг манной крупы — с 9 до 10 руб.; 1 кг гречки — с 10 до 11-13 руб.; 1 кг риса — с 12 до 12-13 руб.

Что касается табачных изделий саратовской табачной фабрики, то цена выросла (за пачку) на сигареты: «Астра» и «Прима» — с 2,5-3,5 руб. до 2,8-3,5 руб.; «Космос» в твердой упаковке — с 4-5 руб. до 4,5-5,5 руб.; «Космос» в мягкой упаковке — с 4-5 руб. до 4,5-5 руб.; «Pall Mall» — с 7-8,5 руб. до 10-11,5 руб.

Кроме того, в связи с введенным с 1 января запретом на торговлю алкоголем на ярмарках и рынках Саратова, все магазины немедленно едва ли не в полтора раза подняли цены на него. Мощного конкурента, который делал большие обороты, сдерживая цены, не стало, и водка сразу же после Рождества возросла в цене с 20 до 24 рублей, а средняя цена на вино увеличилась с 24 до 37 рублей.

6.2.       Проблема выплаты долгов бюджетникам

С начала 1999 года в Саратовской области начата реализация очередного комплекса мер по выплате задолженности по зарплате работникам учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов. В связи с этим министерству финансов области предписано направить муниципальным образованиям в январе 1999 года из областного бюджета 41 млн. руб. для выплаты заработной платы бюджетникам за декабрь 1998 года.

При этом главам администраций муниципальных образований области предписано принять безотлагательные меры для обеспечения текущих выплат и погашения задолженности по выплате заработной платы работникам учреждений, финансируемых за счет бюджетных средств, обеспечить направление не менее 55% от собственных доходов местных бюджетов на погашение этой задолженности до 1 февраля 1999 года.

6.3.       Социальный протест

6.3.1.      Учителя

11 января возобновили бессрочную забастовку педагоги Подлесновской средней школы Марксовского района. Причиной забастовки является задолженность по заработной плате, которая накопилась в этой школе уже за три месяца. По той же причине коллектив данной школы практически не работал в ноябре, уроки велись только у выпускников старших классов.

Однако событие это не стало прологом к новым массовым забастовкам учителей. Более того, саратовские преподаватели фактически отказались даже от участия во всероссийской акции протеста, проводившейся 27-29 января. Как сообщает председатель обкома профсоюза образования и науки Николай Тимофеев, накануне ее проведения саратовские учителя были намерены включиться в нее с требованием выплаты долгов по зарплате и компенсациям, повышения тарифов и т.д. Однако 26 января из правительства области пришло сообщение о выделении 90 млн. руб. на погашение долга по зарплате в октябре и ноябре 1998 г. учителям, врачам и работникам культуры (в том числе более 40 млн. руб. — школьным педагогам). К 27 января были выплачены долги за декабрь, а кое-где — и зарплата за январь 1999 года.

В ночь с 26 на 27 января обком профсоюза провел консультации с районами. Было решено не проводить забастовку, но организовать «мирные» встречи с органами местной власти. Такие собрания прошли во многих районах области, а по их результатам в различные инстанции были отправлены письма. Как заметил при этом председатель обкома профсоюза, выплата долга по зарплате — мера необходимая, однако далеко не главная для снятия социальной напряженности в системе школьного образования. Остается нерешенной проблема повышения тарифных ставок (как известно, Госдума РФ предполагает принять документ, по которому оплата труда учителя с 1 апреля возрастет в 1,8 раза). Значительно улучшить положение учительства поможет и обсуждаемый Саратовской областной думой закон об образовании, если он будет принят с заложенными в нем социальными гарантиями (см. выше).

В целом же, по мнению Тимофеева, ситуация в образовании продолжает оставаться близкой к катастрофической, а в отношении учителей (как впрочем, и работников других бюджетных сфер) утвердилось определение «новые бедные».

6.3.2.      Домостроительный комбинат

14 января прошло очередное (проходят они еженедельно, по четвергам) собрание работников АОЗТ «Саратовский домостроительный комбинат» — как всегда, по поводу выплаты долга по заработной плате (на сегодняшний день ожидают выплаты этого долга общей суммой около 3 млн. руб. более 700 человек, в том числе 200 ныне работающих на предприятии).

Собрание началось с сенсационного сообщения конкурсного управляющего АОЗТ «СДСК» Юрия Петрова о том, что благополучно начавшийся в декабре процесс оформления договора купли-продажи ДСК с Немецким банком неожиданно затормозился, когда покупателю стало известно, что областной прокуратурой за подписью заместителя прокурора Геннадия Задкова в арбитражный суд направлен иск к областному комитету по управлению имуществом «о признании недействительными сделки приватизации АОЗТ «Домостроительный комбинат» и договора купли-продажи от 31.01.93 года». Это, как сказал Петров, сразу же отпугнуло банк от подписания договора, и, следовательно, теперь под вопросом получение оставшегося долга по зарплате.

На вопрос присутствующих об инициаторах подачи искового заявления ни конкурсный управляющий, ни представитель трудового коллектива в комитете кредиторов Владимир Задворнов ничего сказать не смогли, однако со стороны собравшихся прозвучало предположение, что это дело рук бывшего арбитражного управляющего СДСК Льва Каца. Тот, будучи директором созданного с санкции правительства области государственного предприятия, «захватил» СДСК, но работники последнего к концу 1998 года сумели вернуть свою собственность, прибегая к самым жестким методам ведения борьбы (вплоть до взятия под свой контроль территории предприятия).

Собравшиеся согласились с Петровым и Задворновым в том, что ситуация может иметь для них драматические последствия, и приняли решение просить Задкова отозвать иск. В этот же день группа работников (около 30 человек) встретилась с автором искового заявления и потребовала от него ответить на вопрос о том, чьи интересы он защищает от имени прокуратуры области — «государства или народа?». Ответа не последовало. Впрочем, встреча закончилась договоренностью, что прокуратура внимательно ознакомится с доводами, которые работники СДСК представят в пользу отзыва иска, и примет решение.

7.    Пресса

7.1.       «Богатей»

В январе редакции единственной некоммунистической оппозиционной саратовскому областному руководству газеты «Богатей» было отказано в увеличении тиража, берущегося для розничной продажи, с 1.200 до 2.000 экземпляров. Как сообщил главный редактор «Богатея» Владимир Горбачев, существовала даже опасность уменьшения этой цифры до 800 экземпляров, несмотря на то, что спрос на газету остается устойчивым.

7.2.       «Саратовские химики»

В начале 1999 год после некоторого перерыва вышел очередной, 3-й номер газеты «Саратовские химики», издающейся вместо ликвидированного «Саратовского химика» — издания ОАО «Нитрон». Учредители новой газеты определили ее как «орган, независимый от мнения конкурсного управляющего».

Объясняя причину длительного отсутствия очередного номера, редакция пишет: «Произошло это по обстоятельствам, от нас не зависящим. В типографии отказались печатать предновогодний выпуск без объяснения причин. Как мы считаем, налицо рецидив так называемого «телефонного права», когда по звонку сверху можно решать любые вопросы, даже такие деликатные, как запрет на свободу слова. Относясь к жизни философски, мы решили, что нас заметили и выставили отличную оценку за содержание. Благодарим всех, кто приложил руку к оценке нашего скромного труда. На всякий случай, отдельную благодарность выражаем председателю Саратовского обкома профсоюза работников химической промышленности Нечаеву Д.П., который публично высказывался о необходимости преследования нашего издания. А в общем, давно пора понять, что «не пущать» оппонентов с помощью властных полномочий, попирая право, является средством борьбы из арсеналов вчерашнего дня и не соответствует реалиям дня нынешнего».

 



* Àâòîðîì èñïîëüçîâàíû ìàòåðèàëû Ïîâîëæñêîãî èíôîðìàöèîííîãî àãåíòñòâà.