Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Орловская область

Владимир СЛАТИНОВ

Орловская область

в январе 1999 года

Областная конференция АККОР. Поддержка фермеров Е.Строевым. Активизация работы местных структур КПРФ с молодежью. Областная программа патриотического и нравственного воспитания молодежи. Изменения в административно-территориальном устройстве города Орла. Новые меры по ужесточению оборота алкогольной продукции. Разработка планов экономического развития районов области. Предоставление сельхозпредприятиям и организациям АПК рассрочки платежей в областной бюджет. Совершенствование учета государственного имущества области. Готовность к посевной. Журналистский конкурс. Экономические итоги 1998 года.

1.    Политика

Двухнедельное празднование новогодних и рождественских праздников вызвали едва ли не полное затишье в политической и социальной жизни и без того спокойной Орловщины.

1.1.       Исполнительная власть области

1.1.1.      Губернатор

Наиболее значимым публичным мероприятием стала 10-я конференция областной ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, на котором присутствовал весь областной властный бомонд. Известно, что Орловская область является едва ли не первопроходцем в деле активной поддержки фермерства. Что и подтвердил в своей речи на конференции Е.Строев. «Начиная 10 лет назад на Орловщине новое дело, мы прекрасно понимали всю ответственность, которую берем на себя, — сказал Орловский губернатор. — Именно поэтому нами был избран такой подход, который позволил развивать фермерское движение не в ущерб уже существующим формам хозяйствования, а параллельно им. Мы дали простор всем направлениям: колхозам, совхозам, долевой собственности, аренде, фермерству акционерной собственности». (Полный текст выступления см. в Проложении).

Тональность выступления и теплота приема, устроенного Строеву недвусмысленно указывали на активное взаимопонимание и взаимную лояльность областной власти и АККОР.

1.1.2.      Оперативное совещание

19 января в администрации области состоялось оперативное совещание, которое провел Председатель Совета Федерации РФ, глава администрации Орловской области Е.С. Строев.

Рассмотрен вопрос о проекте областной программы нравственного и патриотического воспитания граждан. С информацией выступили председатель комитета по анализу и координации социальных программ С.А.Романова и начальник управления по делам молодежи, физической культуре и туризму В.А.Ливцов. Концепция программы предусматривает создание в ближайшее время четкой и устойчивой системы взаимодействия государственных органов, общественных организаций, учебных заведений в деле нравственного и патриотического воспитания. Приоритетными направлениями работы являются приобщение молодежи к ценностям культуры, воспитание любви к Отечеству, малой родине, подготовка к воинской службе. В качестве основных форм работы были названы поддержка патриотических объединений, проведение творческих смотров и конкурсов, создание циклов телепередач и публикаций в прессе, открытие духовно-просветительского центра в Орле и богословского факультета в структуре госуниверситета. Участники совещания внесли в проект программы ряд предложений.

На совещании был рассмотрен ход подготовки к проведению весенних полевых работ. По информации начальника управления сельского хозяйства и продовольствия А.А.Михалева, состояние озимых культур соответствует норме, Земледельцам предстоит провести сев ранних зерновых на 583 тысячах гектаров. Область полностью обеспечена семенами зерновых культур, принимаются меры по закупке семян сахарной свеклы, кукурузы, конопли и подсолнечника. Сложным остается вопрос технического состояния машинно-тракторного парка. В оставшееся до весны время необходимо подготовить 6800 тракторов, заказы на изготовление необходимых запасных частей размещены на орловских промышленных предприятиях.

На совещании были рассмотрены также конкретные вопросы организации поставок в область горюче-смазочных материалов и удобрений.

Итоги совещания подвел Е.С.Строев. Он подчеркнул, что программа нравственного и патриотического воспитания не должна остаться рядовым документом. Ее необходимо обсудить в районах области, с тем чтобы в каждом городе и селе, в каждом коллективе, учебном заведении поставить вопрос: какая память останется о нашем времени, о нашей деятельности для будущих поколений? На нравственных ценностях — традиционных и новых — основывается гражданское общество. Глава администрации также отметил, что назрел вопрос о создании в области жизнеспособной массовой молодежной организации, которая могла бы вести повседневную работу по воспитанию юного поколения.

Касаясь вопроса о подготовке к весеннему севу, Е.С.Строев подчеркнул, что самой болевой точкой здесь является ремонт сельскохозяйственной техники. Действенным рычагом должны стать активное развитие и расширение сети МТС, модернизация имеющихся тракторов. Все областные службы и ведомства обязаны оказать практическую помощь аграрному сектору в проведении сева, хотя за внедрение современных технологий, за организацию работы на земле были и будут ответственны конкретные руководители сельхозпредприятий. Однако вместо расширения посевов и развития отрасли животноводства в условиях резко возросшего спроса на продовольствие в ряде хозяйств по-прежнему рассчитывают только на бюджетную помощь и не собираются возвращать долги прошлого года. Необходимо как можно скорее покончить с иждивенческими настроениями, завершить во всех районах формирование рыночных структур, подчеркнул глава администрации области.

1.1.3.      Постановления

Глава администрации Е.Строев подписал 12 января в целях развития социального партнерства и в соответствии с законами Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» постановление «О заключении соглашений и коллективных договоров в 1999–2000 годах»

Решено:

1. Предложить главам администраций городов и районов, руководителям комитетов и управлений областной администрации, отраслевым обкомам (советам) профсоюзов, районным и городским комитетам профсоюзов создать комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключить отраслевые и территориальные соглашения, направленные на социальную защиту населения, принять меры, обеспечивающие заключение коллективных договоров во всех организациях, независимо от форм собственности и хозяйствования, ведомственной принадлежности и численности работников.

2. Работодателям и профсоюзам приступить к проведению переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений. Работодатели, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению колдоговоров и соглашений, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, несут ответственность, установленную федеральными законами.

3. Работодателям, с целью придания колдоговорам и соглашениям статуса правового акта, подписанные сторонами коллективные договоры и соглаше-ния вместе с приложениями в семидневныи срок направлять в местный орган по труду для регистрации. В случае непредставления колдоговоров и соглашений на уведомительную регистрацию работодатели несут дисциплинарную или административную ответственность в соответствии со ст. 27 Закона «О коллективных договорах и соглашениях».

Е Строев подписал 18 января постановление « О предоставлении в 1998 году сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и организациям агропромышленного комплекса отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по платежам в областной бюджет» в целях оздоровления финансового состояния сельского хозяйства области. Предусмотрено:

— отсрочить (рассрочить) на 5 лет погашение задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций агропромышленного комплекса по платежам в областной бюджет, включая штрафы и пени, с даты принятия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) и началом погашения указанного долга с 1 января 2000 года равными долями.

Заместителю главы администрации области Кравченко Т.П., Государственной налоговой инспекции по Орловской области (Рыжов В.И.) и управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации области (Михалев А.А.) поручено определить лимиты задолженности по платежам в областной бюджет, включая штрафы и пени, подлежащие отсрочке (рассрочке), по районам области. Заместителю главы администрации Кравченко Т.П. и Государственной налоговой инспекции по Орловской области (Рыжов В.И.) совместным решением делегировать право предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности в порядке, предусмотренном постановлением, органам Государственной налоговой службы по месту регистрации предприятий и организаций агропромышленного комплекса области.

— установить, что решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) задолженности сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и организациям агропромышленного комплекса по платежам в областной бюджет принимается органами Государственной налоговой службы по месту регистрации налогоплательщиков в соответствии с предельными лимитами согласно пункту 2 настоящего постановления;

 установить, что действие настоящего постановления распространяется на сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятия и организации агропромышленного комплекса за исключением организаций, в отношении которых в соответствии с федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)» возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), а также организаций, производящих подакцизные товары.

Рекомендовано органам местного самоуправления осуществить отсрочку (рассрочку) погашения задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций агропромышленного комплекса по обязательным платежам в местные бюджеты одновременно с предоставлением отсрочки погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный и областной бюджеты.

Принято также постановление «Об организации учета государственного имущества Орловской области и ведения реестра государственного имущества Орловской области». Решено утвердить прилагаемое Положение об учете государственного имущества Орловской области и ведении реестра государственного имущества Орловской области. Возложить на комитет по управлению имуществом Орловской области (Юшков Ю.А.) организацию учета государственного имущества Орловской области и ведение реестра государственного имущества Орловской области. Зарегистрированным на территории Российской Федерации, в частности на территории Орловской области юридическим лицам, имеющим государственное имущество Орловской области на праве оперативного управления, на праве хозяйственного ведения, в доверительном управлении, в безвозмездном или ином пользовании, в 6-месячный срок предписано получить свидетельство о внесении в реестр указанного имущества. Областному фонду имущества, управлениям областной администрации, в ведении которых находятся государственные предприятия и государственные учреждения, поручено ежегодно, до 1 марта текущего года, представлять в комитет по управлению имуществом Орловской области сведения по форме сведения о вышеуказанных областных государственных предприятиях и государственных учреждениях, а также об акционерных обществах, в состав учредителей которых они входят по поручению администрации Орловской области и в органы управления которых назначены представителями Орловской области работники фонда и областных управлений.

Государственной налоговой инспекции по Орловской области (Рыжов В.И.) рекомендовано обеспечить поступление в комитет по управлению имуществом Орловской области ежеквартально данных балансовых отчетов юридических лиц об имеющемся у них государственном имуществе Орловской области.

Органам местного самоуправления и главам администраций городов и районов области рекомендовано организовать автоматизированный учет и ведение реестров муниципального имущества с использованием средств вычислительной техники, разработать соответствующие положения об учете и ведении реестров муниципального имущества и использовать разработанное по заказу комитета по управлению имуществом Орловской области программное обеспечение «Реестр государственного (муниципального) имущества».

Решением областной администрации на 40% увеличена стоимость проезда в пригородных поездах. Управлению финансов и налоговой политики администрации области поручено предусмотреть в необходимых случаях в пределах утвержденного бюджета средства на покрытие убытков Орловского отделения Московской железной дороги по пригородным перевозкам.

Постановлением №10 от 10 января 1999 г. утвержден государственный заказ по транспортному обслуживанию населения области на городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах. Также утверждены: положение о конкурсе на право осуществления маршрутных пассажирских перевозок по государственному заказу и состав областной комиссии по проведению конкурсов направо осуществления маршрутных пассажирских перевозок по государственному заказу. ОАО «Орелавтотранс» поручено в 2-недельный срок разработать и утвердить расписание движения автобусов по выполнению государственного заказа.

10 января 1999 г. глава администрации Орловской области Е.С.Строев подписал постановление №11 «Об обязательном медицинском страховании жителей Орловской области в 1999 г». Решено утвердить: платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 1999 год в сумме 128388 тысяч рублей в размере 236 руб. 79 копеек в год на одного жителя до принятия закона «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год», перечень лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения Орловской области на 1999 год.

В целях удовлетворения конституционных прав граждан на образование, создания надлежащих условий для экспериментальной реализации целевой комплексной программы «Сельская школа Орловщины», разработки и апробирования национальных и региональных компонентов государственных образовательных стандартов постановлением №664 от 31 декабря 1998 г решено создать государственную общеобразовательную школу на базе Всероссийского научно-исследовательского института селекции плодовых культур. Ее образовательная деятельность начнется с 1 сентября 1999 г. Управлению общего и профессионального образования администрации области поручено обеспечить подготовку и регистрацию учредительных документов.

1.1.4.      Заседание комиссии по социально-экономическому развитию

21 января в администрации области состоялось очередное заседание комиссии по рассмотрению проектов планов социально-экономического развития городов и районов области. Дело в том, что в октябре прошлого года всем районным администрациям было поручено разработать экономические программы развития районов с упором на переход к бездотационному существованию. В январе началась публичная «защита проектов». Вел заседание первый заместитель главы администрации области В.А.Кочуев. Комиссия заслушала отчеты руководителей Хотынецкого, Свердловского, Знаменского, Мценского районов и города Мценска. Выступившие проинформировали об итогах развития экономики и социальной сферы территорий в минувшем году, сообщили о том, какие меры принимаются ныне для перехода на самообеспечение и самофинансирование, продолжения реформирования агропромышленного комплекса, увеличения строительства жилья, подготовки к весенним полевым работам.

Были детально рассмотрены разработанные в местных администрациях проекты планов развития районов. Основными акцентами предложенных программ являются более рациональное использование земель, оптимизация структуры посевных площадей с целью увеличения производства продукции. Руководители районов планируют ужесточить сбор налогов, особенно акцизов, добиться улучшения работы финансово-кредитной системы. Практически каждый сельский район имеет возможность для ведения сооружения не менее 100 коттеджей по программе «Свой дом». Снизить нагрузку на бюджет должно планомерное осуществление жилищно-коммунальной реформы. Состоялся предметный, требовательный разговор о конкретных мерах по оздоровлению экономики. В частности, руководству Хотынецкого района и города Мценска предложено доработать проекты планов в соответствии с высказанными в ходе обсуждения серьезными замечаниями. В Свердловский район, где более половины предприятий закончили год с убытками, будет направлена группа специалистов областного управления сельского хозяйства и продовольствия, комитета по управлению имуществом, других областных служб для оказания конкретной помощи руководству района.

Завершая заседание комиссии, В.А.Кочуев подчеркнул, что администрациям городов и районов необходимо ускорить работу по переходу на самообеспечение и самофинансирование территорий. Необходимо смелее использовать накопленный опыт реформирования, усилить контроль за использованием бюджетных средств, окончить с иждивенческими настроениями.

1.2.       Местное самоуправление

Городской Совет народных депутатов учредил новый район в составе города Орла. Теперь вместо трех районов в Орле их четыре. Образование нового района было связано с тем, что Железнодорожный район стал слишком велик. Районы в городе Орле не являются муниципальными образованиями. Новая администрация является структурным подразделением городской. Утвердить главой администрации Северного района города Орла — заместителем мэра по территории решено Уварова Василия Игнатьевича – бывшего директора одного из муниципальных предприятий.

Администрация города Орла приняла постановление «О мерах по обеспечению контроля за оборотом алкогольной продукции».

Решено запретить с 15 января 1999 года розничную реализацию алкогольной продукции всех видов (кроме пива) хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности, расположенными на территории города, не прошедшими аккредитацию.

Руководителям предприятий розничной торговли всех форм собственности поручено: Обеспечить реализацию алкогольной продукции в специализированных магазинах и отделах, исключив в них реализацию сопутствующих товаров; ввести раздельный кассовый учет реализации алкогольной продукции по предприятиям-поставщикам, используя фискальную память контрольно-кассовых машин под шифрами:

01 — АО «Кристалл»,

02 — АО «Этанол», 03 – АО «Ювенал»,

04 — водка, ввозимая из-за пределов Орловской области,

05 — другие виды алкогольной продукции.

Действие постановления распространяется на юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории города Орла, независимо от их подчиненности, ведомственной принадлежности, формы собственности и предусматривает соблюдение субъектом аккредитации действующие законодательства и соответствующих нормативных актов.

1.3.       Партийная жизнь

Из политических партий активность проявляли только местные коммунисты, точнее комсомольцы. 1 секретарь местного обкома комсомола С.Быков выступал на протяжении всего месяца в СМИ, говоря об итогах межрегионального совещания молодежных организаций КПРФ, где шла речь о проведении объединительного съезда. С.Быков отметил, что РКСМ «сильно удалился» от КПРФ, и стоит вопрос о создании единой молодежной организации КПРФ. Новая организация должна объединить региональные молодежные структуры, ориентированные на КПРФ и признаваемые региональными комитетами партии. Быков сказал. Что окончательно вопрос о единой организации еще не решен, но он выступает «за консолидацию» против общего врага – сегодняшнего режима. В конце месяца состоялся пленум обкома комсомола. Где объединительные инициативы были поддержаны. В свете приближающихся выборов решено резко активизировать работу с молодежью путем прогрессирующего создания новых организаций в так называемых «базовых центрах». Имеются в виду города области (Мценск, Ливны) и крупные райцентры.

В конце января бюро обкома КПРФ заслушало руководителей шести районных организаций партии об активизации организационной работы в свете приближения выборов.

1.4.       СМИ

Подведены итоги ежегодного журналистского конкурса «Экономическое возрождение России». Организаторы — Орловская торгово-промышленная палата и Союз журналистов Орловской области, следуя заявленным целям поддержки и развития экономического направления в журналистике региона, сосредоточили внимание участников на вопросах публицистического исследования причин и последствий кризисных явлений в бизнесе и обществе, на которые таким щедрым оказался минувший год.

Рассматривались коллективные и индивидуальные работы, опубликованные в областных и ряде районных СМИ. В результате лауреатами конкурса были признаны журналисты социально-экономического отдела «Орловской правды» Светлана Доманова — за лучшую репортерскую работу по освещению мер борьбы с последствиями августовского ценового скачка и Николай Солопенко — за журналистское исследование роли социально-экономического и управленческого факторов в реструктуризации «проблемных» предприятий. По мнению жюри, это признание иллюстрирует лидирующий конструктивизм в публицистике, присущий в минувшем году ведущей газете области.

Впервые и в рамках конкурса, и в масштабах области вообще агентство по связям с общественностью при ОТПП проанализировало эффективность работы пресс-служб ведущих экономических ведомств и компаний на предмет доступности для журналистов и общественности (через СМИ) информации об их миссии и текущей деятельности. Наиболее достойным примером в проведении открытой информационной политики была признана пресс-служба ГНИ по Орловской области. Ее руководитель, член СЖ России Ирина Сапронова и стала первым победителем в этой номинации конкурса.

Награды лауреатам, учрежденные торгово-промышленной палатой, вручены им на торжественном собрании журналистского актива области, посвященном Дню российской печати. А работа по организации проведения регионального этапа конкурса «Экономическое возрождение России» будет продолжена и в текущем году.

2.    Экономическая статистика

2.1.       Макроэкономические показатели

Облкомстат опубликовал экономические итоги 1998 года. Экономический кризис августа в сочетании с политической нестабильностью и сменой в течение года трех правительств наложили глубокий отпечаток на экономическое развитие области в 1998 году. Углубление финансово-бюджетного и валютного кризиса, достигшее критической точки к середине августа, ощутимо проявилось в резком падении обменного курса рубля, росте цен, отозвалось параличом платежно-расчетной системы и кризисом банковской ликвидности, снижением доходов бюджета и валютных поступлений при значительной накопленной внешней и внутренней задолженности государства. Все это сопровождалось подрывом доверия инвесторов и населения к государству и финансовым институтам. И тем не менее итоги развития экономики Орловской области свидетельствуют о том, что в ряде отраслей народного хозяйства достигнуты позитивные тенденции.

Объем валового регионального продукта в сопоставимых ценах превысил показатель соответствующего периода 1997 года на 0,8% (год назад — на 0,2%). Инвестиции в основной капитал составили в действующих ценах 1530 млн. рублей или в сопоставимых ценах 111% к итогам прошлого года (в 1997 году -102%).

На крупных и средних предприятиях произведено промышленной продукции в действующих ценах на сумму 4,6 млрд. рублей. Индекс физического объема к 1997 году (без учета пищевой промышленности) составил 104%. Отмечается прирост производства: в черной металлургии на 23%, в промышленности строительных материалов — на II, в цветной металлургии — на два, в электроэнергетике — на 0,2%.

В сельском хозяйстве объем производства продукции практически остался на уровне прошлого года.

Несмотря на определенные положительные тенденции, общая экономическая ситуация остается сложной. В развитии инфляционных процессов доминирует тенденция к росту цен. После стабильно низких темпов инфляции в течение первого полугодия 1998 года и даже снижения индекса потребительских цен в июле на 0,13%, в августе был вновь зафиксирован прирост на 6,13%. Пик инфляции пришелся на сентябрь, составивший 145,1%. В декабре 1998 года по сравнению с декабрем 1997 года индекс потребительских цен на товары и услуги составил 167,91% (за соответствующий период 1997 года- 106,72%), индекс предприятий-производителей на промышленную продукцию — 133,26% (110,1%).

Чрезвычайно острой остается проблема финансовой стабилизации. Суммарная задолженность по обязательствам крупных и средних предприятий на 1 декабря 1998 года достигла 20,5 млрд. рублей и увеличилась с начала года в 4,9 раза, что обусловлено значительной задолженностью по кредитам предприятия ЗАО «Стройтрансгаз», юридический адрес которого с октября 1998 года находится в г.Орле, без учета этого предприятия — в 2,6 раза.

Задолженность по заработной плате, увеличившаяся с начала года на 37%ов и достигшая 167,3 млн. рублей, в 2,7 раза превышает месячный фонд заработной платы предприятий-должников. Наличие задолженности по оплате труда снижает покупательную способность населения. Общий объем товарооборота достиг в 1998 году 4,9 млрд. рублей

Среднедушевой денежный доход в декабре составил 1090,9 рубля, прожиточный минимум — 568,5 рубля.

Номинальные денежные доходы населения в 1998 году возросли на 11%, реальные располагаемые денежные доходы на 9% снизились.

В структуре денежных расходов населения удельный вес расходов на покупку товаров и оплату услуг, составлявший в октябре 1998 года 89%, снизился в декабре 1998 года до 59%, на оплату обязательных платежей — увеличился с 3,9 до 6%, на покупку валюты — возрос с 1,1 до 2,2%, доля вкладов в банках возросла до 10% (в октябре — отток 8%).

В первой половине января текущего года существенного улучшения ситуации в экономике не наблюдается

2.2.       Характеристика хозяйствующих субъектов

По данным Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО) общее число учтенных хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, их филиалов и других обособленных подразделений) за 1998 год увеличилось на 153 единицы, о чем свидетельствуют данные следующей таблицы (на начало года, единиц):

 

Таблица 1

 

 

Число предприятий

В % к числу предприятий на 1 января 1998 года

 

единиц

в % к итогу

 

Всего,

из них:

11987

100

101,2

промышленность

1242

10,4

98,3

строительство

886

7,4

93,9

сельское хозяйство

2351

19,6

102,3

транспорт и связь

278

2,3

109,4

торговля и общественное питание

2500

20,8

97,0

образование

919

7,7

103,7

общественные объединения

1042

8,7

104,9

организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом

63

0,5

2,0

 

1.1.       Развитие малого предпринимательства

По данным статистического наблюдения за девять месяцев 1998 года в Орловской области действовало 2741 малое предприятие, из которых 2508 (91%) — частной формы собственности. Наибольшее число предприятий малого предпринимательства приходится на торговлю и общественное питание -1228 (45%).

На малых предприятиях работает 21482 человека (6% от общего количества работающих), это на 1168 чел. (5,2%) меньше по сравнению с соответствующим периодом 1997 года. Привлечение работников на условиях совместительства, договора подряда и других договоров гражданско-правового характера остается одной из основных черт малого предпринимательства. На условиях вторичной занятости и по договорам гражданско-правового характера занято 2,4 тыс. человек.

Основное количество малых предприятий сосредоточено в Орле — 2077 (76% от общего количества). Наибольший приток трудовых ресурсов в сферу малого бизнеса тоже характерен для города — 15,2 тыс. человек (71% всех занятых на малых предприятиях), что объективно связано с высоким уровнем развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры.

Выпуск товаров и услуг в фактических ценах (без НДС и акциза) в январе-сентябре т.г. по всем видам деятельности составил 428,3 млн. рублей (6,8% от общего выпуска товаров и услуг по области).

Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работающего, занятого в сфере малого предпринимательства, сложилась в размере 548 руб. (на крупных и средних предприятиях — 644,3 рублей).

Основные показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность малых предприятий за январь-сентябрь 1998 года, по отраслям экономики приведены в следующей таблице.

Таблица 2

 

 

Коли- чество пред-при- ятий, единиц

Средне-

списоч-ная числен-ность, чел.

Средне-

месяч-ная
зар-плата,

руб.

Выпуск

товаров и услуг в факт. ценах (без НДС и акциза), млн. руб.

В т.ч.

по основ- ному виду деятель-ности, млн. руб.

Отгружено товаров в фактичес- ких ценах, млн. руб.

Всего по области

2741

21482

548

428,3

342,4

825,9

Промышленность

532

5416

643

184,0

126,2

161,3

в том числе машиностроение и металлообработка

210

791

632

56,6

49,0

59,5

Сельское хозяйство

69

774

498

4,5

2,2

8,0

Транспорт

52

744

455

19,2

19,0

2,1

Связь

10

145

683

2,9

2,3

0,6

Строительство

420

4256

542

80,3

72,6

52,7

Торговля и общепит.

1228

7392

508

95,9

84,4

483,5

Материально-техническое снабжение и сбыт

50

566

564

17,4

14,4

65,9

Заготовки

22

67

349

0,4

0,3

4,2

Информационно-вычислительное обслуживание

17

99

1182

7,6

7,4

0,6

Операции с недвижимым имуществом

15

176

1107

0,8

0,7

0,9

Общая коммерческая деятельность по обеспечению рынка

102

64

1160

5,4

4,3

30,9

Жил.-ком. хоз-во и непроизводственные виды быт. обслуж.

47

582

287

2,4

2.3

2,8

Здравоохранение, физкультура и спорт

41

375

432

2,2

2,0

0,1

Образование

9

80

295

0,1

0,1

0,2

Культура и искусство

32

297

212

1,3

0,8

6,9

Наука и научное обслуживание

34

74

720

0,7

0,6

1,5

Финансы, кредит, страхование и пен-сионное обеспечение

31

157

662

1,4

1,0

1,3

Другие отрасли

30

218

524

1,8

1,8

2,4

 

1.2.       Финансы

Консолидированный бюджет. В январе-ноябре 1998 г., по данным управления финансов и налоговой политики, консолидированный бюджет области исполнен с дефицитом 20,6 млн. рублей (январь-ноябрь 1997 — дефицит 113,5 млн. рублей). Объемы аккумулированных в бюджет области финансовых ресурсов и произведенных расходов характеризуются следующими данными.


Таблица 3

 

 

1998 год

Справочно:

 

январь-октябрь

январь-ноябрь

январь-ноябрь 1997 г.

 

млн. рублей

в% к итогу

млн. рублей

в% к итогу

млн. рублей

в%к итогу

Доходы, включая полученные трансферты

1270,3

100

1401,8

100

1564,5

100

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Собственные доходы

987,8

77,8

1111.6

79,3

1121,8

71,7

из них:

 

 

 

 

 

 

Налоговые

863,9

68,0

976,7

69,7

936,8

59,9

Неналоговые

123,9

9,8

134,9

5,6

185,0

11,8

Трансферты

282,5

22,2*

290,2

20,7

142,7

28,3

Расходы

1282,5

100

1422,4

100

1678,0

100

 в том числе:

 

 

 

 

 

 

Государственное управле-ние и правоохранительная деятельность

150,5

11,7

167,2

11,8

134,5

8,0

Отрасли экономики

359,2

28,0

391,7

27,5

513,2

30,6

Социально-культурная сфера

701,6

54,7

784,0

55,1

961,0

57,3

Другие расходы

71,2

5,6

79,5

5,6

69,3

4,1

Профицит (+), дефицит (-)

-12,2

-

-20,6

-

-113,5

-

 

Удельный вес доходов (без трансфертов) в ВРП области составил 12,6% и снизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2%.

В текущем году резко снизилась сумма полученных трансфертов на душу населения до 290 рублей против 552 рублей в январе-ноябре 1997 года.

В структуре собственных доходов консолидированного бюджета области по сравнению с одиннадцатью месяцами 1997 года несколько возросла доля налога на прибыль — на 1,6%, налога на добавленную стоимость — на 3,2%, налога на имущество — на 0,4%, но снизилась доля подоходного налога с физических лиц — на 0,2%, акцизов — на 2,3%.

Исполнение бюджета области за январь-ноябрь 1998 года характеризуется следующими данными (млн. рублей).

 

Таблица 4

 

 

Уточненный план года

Исполнено с начала года

% исполнения годового плана

ДОХОДЫ — всего

1731,9

1401,8

80,9

в том числе:

 

 

 

налоговые доходы

1136,4

976,7

85,9

из них:

 

 

 

налог на прибыль (доход)

173,4

170.2

98,2

подоходный налог с физических лиц

273,4

214,9

78,6

налог на добавленную стоимость

217,9

214.3

98,3

акцизы

129,7

76,5

59,0

налоги на имущество

156,8

130,7

83,4

неналоговые доходы

83,4

134,9

93,6

трансфертные платежи

512,0

290,2

56,7

из них:

 

 

 

средства, перечисляемые по взаимным расчетам

-

-

-

трансферты

392,1

170,2

43,4

трансферты за счет НДС

120,0

120,0

100,0

 

РАСХОДЫ — всего

2002,9

1422.4

71,0

из них на:

 

 

 

промышленность, энергетику, строительство

18,0

13,4

74,3

сельское хозяйство и рыболовство

220,8

97,1

44,0

транспорт, дорожное хозяйство, связь

91,3

58,2

63,8

жилищно-коммунальное хозяйство

243,2

219,5

90,3

государственное управление и местное самоуп-равление, правоохранительную деятельность

202,4

167,2

82,6

образование

468,2

415,2

88,7

здравоохранение и физическую культуру

348,8

216,4

62,0

 

1.3.       Налогообложение

По оперативным данным Госналогслужбы, за 1998 год поступило налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней в сумме 1687,9 млн. рублей, из них отчислено в бюджет области 1197,7 млн. рублей (70,9%). По сравнению с 1997 годом сумма полученных налогов снизилась на 2,2 %, а в местный бюджет — возросла на 7,9 %. Поступление налогов и других обязательных платежей приведено ниже (млн. руб.).

 

Таблица 5

 

1998 г.

1998г.в% к 1997 г.

ВСЕГО поступлений

1687,9

97,8

в том числе:

 

 

в местный бюджет

1197,7

107,9

Налог на добавленную стоимость

588,9

99,6

в том числе: в местный бюджет

268,9

132,1

Акцизы

154,3

70,5

в том числе: в местный бюджет

90,1

70,8

Налог на прибыль

284,2

108,8

в том числе: в местный бюджет

199,3

111,0

Подоходный налог с физических лиц

266,5

100,3

в том числе: в местный бюджет

266,5

101,8

Налог на имущество

145,6

101,8

в том числе: в местный бюджет

145,6

101,8

Налог с продаж

39,9

х

в том числе: в местный бюджет

39,9

х

Местные налоги

82,5

х

* Прочие налоги

126,6

х

в том числе: в местный бюджет

104,9

х

 

Из-за сложного финансового положения многих предприятий значительные суммы налоговых платежей не поступают в бюджетную систему. Задолженность по налоговым платежам в целом по области сложилась на 1 января 1999 года в сумме 410,6 млн. рублей, (в бюджет области — 192,4 млн. рублей). Недоимка составила: по налогу на прибыль — 39,6 млн. рублей (в бюджет области- 22,9), налогу на добавленную стоимость — 234,9 (56,6), налогу на имущество — 44,3 (44,3), акцизам — 12,2 млн. рублей (3,0 млн. рублей).

Из общей задолженности по налоговым платежам 37,2 млн. рублей (9,1%) являлись отсроченными платежами в бюджет, то есть неплатежами, санкционированными государством.

Прибыль. За январь-ноябрь 1998 года 56,2% крупных и средних предприятий и организаций (кроме банков, страховых и сельскохозяйственных организаций) получили прибыли 1049,4 млн. рублей. В то же время 43,8 % предприятий имели убыток — 834,4 млн. рублей. Таким образом, сальдированный финансовый результат сформировался в сумме 215,0 млн. рублей прибыли.


Данные о прибыли, убытке (-) за январь-ноябрь 1998 года по отраслям экономики области приведены в таблице (млн. руб.).

Таблица 6

 

 

Сальдо прибы- лей и убытков

Темп роста в% к январю- ноябрю 1997 года

Число при-быльных пред-приятий в% к общему колич.

При- быль

Число убыточ- ных пред-прятий в% к общему колич.

Убы- ток

ВСЕГО

215,0

32,4

56,2

1049,4

43,8

834,4

в том числе:

 

 

 

 

 

 

промышленность

-60,3

-

51,3

252,6

48,7

312,9

транспорт

-366,0

-

26,2

56.8

73,8

422,8

связь

32,2

121,9

62,5

34.2

37,5

2,0

строительство

596,7

130,0

60,7

610,2

39,3

13,5

торговля и общественное питание

6,2

55,0

64,1

18,8

35,9

12,6

снабжение и сбыт

42,8

в 4,2 р.

54,5

47,1

45,5

4,3

заготовки

5,7

21,3

33,3

13,1

66,7

7,4

жилищно-коммунальное хозяйство

-21,7

-

71,2

9,1

28,8

30,8

 

Реальный объем прибыли по прибыльным предприятиям в промышленности за январь-ноябрь 1998 г. по сравнению с аналогичным периодом 1997 г. снизился на 41%, в строительстве увеличился на 17%.

На 13 промышленных предприятий области приходится 63% прибыли промышленности (158,3 млн. рублей): ОАО»Орелэнерго»(6,6), ПК»Орловский комбинат хлебопродуктов»(7,2), ОАО»Ливгидромаш» (8,6), ОАО»Орловский хлебокомбинат» (9,1), ЗАО «Радуга» (9,3), ОАО»Автоагрегат» (9,5), ОАО «Кристалл» (10,5), АООТ «Гамма» (10,4), ТОО МХП торгово-закупочное объединение (10,8), ГУДПП «Орелоблэнерго» (11,6), ГУДПП «Орело6лтеплоэнерго»(19,3), АО «Молочный комбинаепрокатный завод) по промышленной деятельности получила прибыль в сумме 11,1 млн. рублей.

Удельный вес убыточных предприятий в сравнении с соседними областями по состоянию на 1 ноября 1998 года составил, %:

 

Таблица 7

 

По обследуемым отраслям

Орловская область

45,3

Белгородская область

47,2

Воронежская область

46,0

Липецкая область

47,1

Тамбовская область

58,8

Курская область

50,8

 

Из вышеприведенной таблицы видно, что доля убыточных предприятий в нашей области несколько ниже, чем в соседних.

1.4.       Состояние платежей и расчетов

На 1 декабря 1998 г. суммарная задолженность по обязательствам (кредиторская, задолженность по кредитам и займам, крупных и средних предприятий достигла 20463,2 млн. рублей, из нее просроченная — 5141,3 млн. рублей, или 25,1 % от общей суммы задолженности (на 1 октября — 46,5%, на 1 ноября -48,4%). В ноябре текущего года объем задолженности по сравнение с предыдущим месяцем увеличился в 2,0 раза, а по просроченной — на 5%.


Размер и структура суммарной просроченной задолженности по обязательствам предприятий в 1998 году характеризуется следующими данными (на конец месяца, млн. руб.):

 

Таблица 8

 

 

Суммарная

В том числе

1998 г.

просроченная задолженность

Кредиторская задолженность

В% к итогу

Задолженность по кредитам банков и займам

В% к итогу

Январь

2818,6

2636,3

93,5

182,3

6,5

Февраль

3049,1

2866,2

94,0

182,9

6,0

Март

3301,0

3090.8

93,6

210,2

6,4

Апрель

3435,1

3218,0

93,7

217,1

6,3

Май

3595,5

3376,4

93,9

219,1

6,1

Июнь

3895,2

3526,8

90,5

368,4

9,5

Июль

4009,6

3641,6

90,8

368,0

9,2

Август

4224,7

3823,0

90,5

401,7

9,5

Сентябрь

4777,4

4309,7

90,2

467,8

9,8

Октябрь

4898,0

4348,0

88,8

550,0

11,2

Ноябрь

5141,3

4508,7

87,7

632,6

12,3

 

Как видно из таблицы, удельный вес просроченной задолженности по кредитам банков и займам вырос с 6,5% в январе до 12,3 % в ноябре 1998 года, что связано с неспособностью предприятий вовремя погашать кредиты из-за тяжелого финансового положения.

Кредиторская задолженность крупных и средних предприятий и организаций составила на 1 декабря 1998 г. 10513,4 млн. рублей, из нее просроченная — 4508,7 млн. рублей, или 42,9% от общей суммы кредиторской задолженности (на 1 октября -52,2%, на 1 ноября — 53,1%). В ноябре кредиторская задолженность по сравнению с октябрем увеличилась на 28,4%, а просроченная — на 3,7%.

К началу декабря 1998 г. 1285 предприятий имели кредиторскую задолженность, в том числе просроченную — 819 (63,7% от числа предприятий, имеющих задолженность).

Реальный объем кредиторской задолженности в январе-ноябре 1998 года по сравнению с январем-ноябрем 1997 года в промышленности возрос на 40%, в строительстве — на 73%.

Сумма просроченной задолженности поставщикам за ноябрь увеличилась на 6,5% и сложилась на 1 декабря 1998 года в сумме 2766,5 млн. рублей, или 61,4% от общей суммы просроченной кредиторской задолженности.

Сумма просроченных платежей в бюджет по предприятиям и организациям области возросла за ноябрь на 10,3 млн. рублей (на 2,2%). По состоянию на 1 декабря 1998 года она составила 468,8 млн. рублей, или 10,4% в общей сумме просроченной кредиторской задолженности, в том числе в местный бюджет- 242,3 млн. рублей.

Основной объем просроченной задолженности в бюджет, как и в предыдущие месяцы, приходился на предприятия промышленности — 209,3 млн. рублей (45% от всей просроченной задолженности в бюджет).

Просроченная задолженность по платежам во внебюджетные фонды возросла с 912,4 млн. рублей на 1 ноября 1998 г. до 917,1 млн. рублей на 1 декабря (на 0,5%).

Задолженность по кредитам и полученным займам по крупным и средним предприятиям сложилась на 1 декабря 1998 года 9949,7 млн. рублей, из которой 632,6 млн. рублей (6,4% общей суммы задолженности) является просроченной.


Таблица 9

 

Просроченная задолженность по кредитам банков и займам в разрезе отраслей экономики области (на конец месяца), млн. руб.

 

 

Январь

Март

Июнь

Октябрь

Ноябрь

Всего по области

182,3

210,2

368,4

550,0

632,6

в том числе:

 

 

 

 

 

промышленность

95,9

109,1

109,9

170,7

198,2

сельское хозяйство

75,5

77,5

78,1

75,6

74,9

транспорт

0,4

0,4

150,8

265,2

320,4

связь

1,0

-

-

5,8

6,3

строительство

-

3,1

3,2

4,5

5,0

торговля и общественное питание

2,2

3,8

4,7

7,7

7,8

снабжение и сбыт

0,3

0,3

9,9

7,9

7.8

заготовки

5.7

7,9

4,4

5,4

5,0

жилищно-коммунальное хозяйство

-

-

-

-

-

прочие отрасли

1,3

8,1

7,4

7,2

7,2

 

Наибольший удельный вес просроченной задолженности по кредитам банков и займам в общем объеме этого вида задолженности: в промышленности-31,3 %, на транспорте — 50,6, у предприятий, осуществляющих операции с недвижимым имуществом — 100%.

Дебиторская задолженность по крупным и средним предприятиям за ноябрь увеличилась на 1704 млн. рублей, составив на 1 декабря 1998 года 6243,1 млн. рублей, 2310,2 млн. рублей, или 37% приходится на просроченную.

К началу декабря т.г. 1221 предприятие обследованных отраслей имели дебиторскую задолженность, в том числе просроченную — 776 (63,6% от числа предприятий, имеющих задолженность).

Значительная сумма просроченной дебиторской задолженности (1287,3 млн. рублей, или 55,7% всей суммы) приходится на промышленные предприятия. Реальный объем дебиторской задолженности в промышленности и строительстве по сравнению с январем-ноябрем 1997 года возрос на 39%.

В структуре дебиторской задолженности наибольшая доля приходилась на задолженность покупателей — 4113,6 млн. рублей (65,9% всей дебиторской задолженности). В промышленности она составила 1690,6 млн. рублей, в строительстве-601,5, на транспорте -427,6, в жилищно-коммунальном хозяйстве — 540,8 млн. рублей.

Данные о дебиторской задолженности на 1 декабря 1998 года по важнейшим отраслям экономики приведены ниже, млн. руб.:

Таблица 10

 

 

Дебитор-ская за-должен-ность — всего

Из нее просрочен-ная дебиторская задолжен.

В том числе: задолжен-ность поку-пателей

Из общей просрочен. Задолжен. длительн. Свыше 3-х мес.

Всего по области

6243,1

2310,2

1962,9

1707,2

в том числе:

 

 

 

 

промышленность

1958,1

1287,3

1141,4

822,1

сельское хозяйство

125,8

64,1

52,2

56,0

транспорт

699,1

240,4

176,2

205,5

связь

56,9

30,6

29,6

30,6

строительство

1931,0

151,0

95,1

117,9

торговля и общественное питание

48,4

8,1

5.7

7,2

снабжение и сбыт

504,9

62,3

40,8

23,2

заготовки

275,7

27,3

6,9

26,6

жилищно-коммунальное хозяйство

556,7

404,4

397,7

391,4

прочие отрасли

86,5

34.7

17,3

26,7

 

На просроченную дебиторскую задолженность свыше 3-х месяцев приедалось 1707,2 млн. рублей. Ее удельный вес в общей сумме просроченной дебиторской задолженности увеличился по сравнению с октябрем на 4% и составил 73,8%.

Объём просроченной задолженности по госзаказам и федеральным программам на 1 декабря 1998 г. сложился в сумме 352,6 млн. рублей (увеличился на 5,9%).

Суммы задолженности с истекшими предельными сроками исполнения обязательств, списанные на финансовые результаты деятельности предприятий, на начало декабря составили: дебиторская задолженность, списанная на убыток, — 2,4 млн. рублей, кредиторская задолженность, списанная на прибыль, — 2,1 млн. рублей.

По состоянию на 1 декабря 1998 г. в обращении использовались векселя, которые обеспечивали задолженность покупателей, на сумму 9,1 млн. рублей, задолженность предприятий поставщикам — на 30,4 млн. рублей, обязательства по векселям не были погашены в срок поставщиками на сумму 3,2 млн. рублей.

B большинстве отраслей экономики по-прежнему отмечается повышение кредиторской задолженности над дебиторской, млн. руб.:

 

Таблица 11

 

 

Дебитор-ская

Кредитор-ская

Превышение кредиторской задолженности над дебиторской

 

задолжен-ность

задолжен-ность

млн. рублей

в % к дебиторской задолженности

ВСЕГО

6243,1

10513,4

4270,3

68,4

в том числе:

 

 

 

 

промышленность

1958,1

3459,0

1500,9

76,7

сельское хозяйство

125,8

1189,6

1063,8

в 8,5 p.

Транспорт

699,1

1427,3

728,2

104,2

связь

56,9

28,4

-28,5

-50.1

строительство

1931,0

2544,1

613,1

31,8

торговля и общественное питание

48,4

156,6

108,2

в 2,2 р.

снабжение и сбыт

504,9

503,2

-1,7

-0,3

заготовки

275,7

121,7

-154,0

-55,9

жилищно-коммунальное хозяйство

556,7

924,2

367,5

66,0

прочие отрасли

86,5

159,3

72,8

84,2

 

Удельный вес просроченной кредиторской и дебиторской задолженности на 1 ноября 1998 года в сравнении с соседними областями приведены ниже, %:

 

Таблица 12

 

 

Удельный вес просроченной задолженности в общем объеме

 

кредиторской задолженности

дебиторской задолженности

Орловская область

53,1

51,4

Белгородская область

58,7

55,2

Воронежская область

62,4

62,3

Курская область

66,7

53,0

Липецкая область

60,0

45,2

Тамбовская область

71,2

57,1

 

На 1 января 1999 года 590 предприятий и организаций имели задолженность по оплате труда 167,3 млн. рублей. С начала года она возросла на 45,7 млн. рублей (37%), а без учета влияния организаций органов управления и местной милиции — на 37,7 млн. рублей (31%). Превышение суммы задолженности над месячным фондом заработной платы предприятий должников составляет 2,7 раза.

Начиная с октября месяца 1998г„ наблюдается снижение задолженности по заработной плате во всех отраслях экономики. Так, за четвертый квартал 1998г. задолженность уменьшилась на 44,4 млн. рублей (на 21%).

За декабрь 1998г. долг по оплате труда снизился на 26,1 млн. рублей (на 13%). В реальном секторе экономики снижение составило 23,6 млн. рублей (13%), за счет сокращения долга по зарплате в промышленности — на 12 млн. рублей (15%), сельском хозяйстве — на 2,7 млн. рублей (на 4%), строительстве на 8,3 млн. рублей (на 27%).

Таблица 13

 

 

Суммарная задолженность по зарплате

 

млн. рублей

1 января 1999 года в % к

 

1 января

1998 г.

1 декабря

1998 г.

1 января

1999 г.

1 января

1998 г.

1 декабря

1998 г.

Всего

по сопоставимому кругу*

 

121,6

193,4

184,7

167,3

159,3

 

131

 

87

в том числе: производственные отрасли

117,1

177,8

154,2

132

87

Из них: промышленность

47,6

82,3

70,3

148

85

в том числе: машиностроение и металлообработка

33,8

54,2

48,5

143

89

Сельское хоз-во

51,7

60,7

58,0

112

96

Транспорт

1,8

4,6

4,0

2,2 p.

87

Строительство

16,0

30,2

21,9

137

73

Непроизводственные отрасли — Всего

по сопоставимому кругу*

 

 

4,5

 

15,6

6,9

 

13,1

5,1

 

 

113

 

 

84

Из них:

ЖКХ

3,3

5,0

3,6

109

72

Здравоохранение

-

-

-

-

-

Образование

0,7

0,8

0,6

86

75

Культура и искусство

-

-

-

-

-

Наука и научное обслуживание

0,5

1,1

0,9

1,8 р.

82

Государственное управление субъектов Федерации и муниципального управления

 

 

-

 

 

0,02

 

 

-

 

 

-

 

 

-

Местная милиция

 

8,7

8,0

-

92

 

По состоянию на 1 января 1999 года сумма бюджетной задолженности по оплате труда составила 13,7 млн. рублей, из нее 8 млн. рублей — это долг местной милиции.

По сравнению с предыдущим месяцем бюджетная задолженность снизилась на 2,5 млн. рублей (15%), в основном за счет выплат заработной платы работникам жилищно-коммунального хозяйства и местной милиции. В настоящее время бюджет полностью расплатился с работниками здравоохранения, культуры и искусства.

Таблица 14

Динамика задолженности из-за отсутствия финансирования из бюджетов всех уровней
по наблюдаемым отраслям экономики

 

 

Бюджетная задолженность по зарплате

 

млн. рублей

1 января 1999 года в % к

 

1 января

1998 г.

1 декабря

1998 г.

1 января

1999 г.

1 января

1998 г.

1 декабря

1998 г.

Всего

по сопоставимому кругу*)

 

3,0

16,2

7,5

13,7

5,7

 

1,9 р.

 

85

Производственные отрасли

2,1

4,8

4,0

1,9 р.

83

Промышленность

-

0,5

0,2

-

40

Транспорт

0,6

3,0

2,5

4,2 p.

83

Строительство

1,5

1,3

1,3

87

100

 

Непроизводственные отрасли — всего

по сопоставимому кругу*)

 

 

0,9

 

11,4

2,7

 

9,7

1,7

 

 

1,9 р.

 

 

85

Из них:

Жилищно-коммунальное хоз-во

0,3

1,6

1,1

3,7 p.

69

 

Здравоохранение

-

-

-

-

-

Образование

0,6

0,7

0,5

83

71

Культура и искусство

-

-

-

-

-

Наука и научное обслуживание

-

0,4

0,1

-

25

Государственное управление субъектов Федерации и муниципального управления

 

 

-

 

 

0,02

 

 

-

 

 

-

 

 

-

Местная милиция

-

8,7

8,0

-

92

 

Кредитные вложения в экономику (по данным Главного управления Центрального Банка) уменьшились в ноябре на 3,7 % (на 10,6 млн. руб.) и составили на 1 декабря 1998 года 275,0 млн. рублей. Кроме того, населению предоставлено кредитов на сумму 37,2 млн. рублей (13,5% к общей сумме кредитных вложений в экономику).

Таблица 15

Динамика и структура кредитных вложений в 1998 году
на начало месяца, млн. рублей

 

 

Январь

Апрель

Июль

Ноябрь

Декабрь

ВСЕГО кредитных вложений в экономику (без просроченных %ов по ссудам)

479,4

332,5

323,0

285,6

275,0

в том числе:

 

 

 

 

 

краткосрочные

426,9

254,4

252,6

204,6

199,8

в% к итогу

89,0

76,5

78,2

71,6

72,7

долгосрочные

52,5

78,1

70,4

81,0

75,2

в% к итогу

11,0

23,5

21,8

28,4

27,3

Кредиты населению

40,4

41,4

41,0

39,5

37,2

 

По оценке, реальный объем валового регионального продукта (ВРП) за январь-ноябрь 1998 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 0,8%.

 

Таблица 16

 

Изменение производства валовой добавленной стоимости в основных отраслях экономики

 

 

Индекс физического объема (январь-ноябрь 1998 года в % к январю-ноябрю
1997 г.)

Удельный вес отрасли в общем объеме ВРП (%)

Справочно: январь-ноябрь 1997 г. в % к январю-ноябрю

1996 г.

Отрасли, производящие товары

96,7

45,9

104,9

из них:

промышленность

95,5

20,4

111,5

сельское хозяйство

93,5

12,5

97,0

строительство

103,6

12,2

103,8

Отрасли, оказывающие услуги

104,7

47,9

95,2

из них:

транспорт

100,3

3,4

91,6

организации, обслуживающие сельское хозяйство

93,2

0,2

97,0

 

оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения

114,4

6,5

111,5

торговля и общественное питание

107,6

16,2

88,0

непроизводственные виды бытового обслуживания населения

105,5

2,8

105,5

жилищное хозяйство

101,6

2,9

100,0

коммунальное хозяйство

100,1

1,6

100,0

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

101,3

2,3

99,2

образование

102,4

4,9

102,2

управление

103,2

2,4

103,4

культура и искусство

101,4

0,7

102,2

 

Методикой Госкомстата России не предусмотрена месячная оценка ВДС финансово-кредитных института.

1.5.       Объем продукции

В начале минувшего года отмечалось замедление темпов прироста выпуска продукции промышленного производства. С января — мая наблюдалась тенденция сокращения объема промышленного производства. В истекшем году общий объем промышленной продукции в действующих ценах составил 5293,2 млн. рублей, или 86% к 1997 году. С учетом элиминирования пищевой промышленности, прирост производства составил 4%.

В минувшем году крупными и средними предприятиями произведено продукции в действующих ценах на сумму 4553,7 млн. рублей, что в физическом исчислении составляет 81% к прошлому году. Прирост промышленного производства наблюдался на 104 предприятиях, а сокращение — на 118 предприятиях (53% к их общему числу). На долю крупных и средних предприятий приходится 86% общего выпуска промышленной продукции. Отгружено потребителям продукции на 3627,1 млн. рублей, что составляет 99,1% от произведенной (без учета электроэнергетики).

1.6.       Формы собственности

Произошли изменения в структуре форм собственности. Ведущие позиции заняли предприятия смешанной и частной формы собственности, на их долю приходится, соответственно, 49,9 и 34,5% областного объема промышленного производства. Удельный вес государственного сектора составил 6,3%. Увеличение производства промышленной продукции, в сравнении с прошлым годом, достигнуто на предприятиях, находящихся в собственности иностранных юридических лиц на 75%, предприятиях со смешанной формой собственности и муниципальных — на 2%.

Производство важнейших видов продукции. В минувшем году из 118 видов продукции, учитываемых в срочной отчетности по полному кругу предприятий, по сравнению с прошлым годом, объем производства возрос по 49 позициям (42% от их общего числа), по 69 изделиям (58%) наблюдалось сокращение производства.

1.7.       Деловая активность

Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ совместно с областным комитетом статистики провел очередное выборочное обследование деловой активности промышленных предприятий области. В результате обследования выявлялись и обобщались мнения руководителей об основных итогах деятельности их -предприятий в четвертом квартале 1998 года и их намерений на первый квартал 1999 года.

В обследовании приняло участие 23 крупных и средних предприятий различных отраслей промышленности. Отмечая факторы, ограничивающие рост производства, предприниматели ссылаются на недостаток собственных денежных средств и;, неплатежеспособность заказчиков (70% респондентов), на высокий уровень налогообложения, а также на общую экономическую и политическую нестабильность (65%), на недостаток сырья и материалов (43%), недостаточный спрос на внутреннем рынке (35%), на высокий % коммерческого кредита (26% респондентов), изношенность оборудования (22%).

В четвертом квартале 1998 года уровень использования производственных мощностей до 30% наблюдался на 35% обследованных предприятий, от 31 до 60% — на 52% предприятий, от 61 до 90% -на 9% предприятии, свыше 90% — на 4% обследуемых предприятий. Средний уровень загрузки производственных мощностей составил 37%.

Исходя из конъюнктуры рынка, сложившейся в четвертом квартале истекшего года, руководители обследованных предприятий довольно пессимистично оценивают изменения основных показателей деятельности своих предприятий на ближайшую перспективу (выпуск, спрос, запасы готовой продукции, прибыль, убыток, общую экономическую ситуацию).

Прогнозные оценки основных показателей деятельности промышленных предприятий на первый квартал 1999 года представлены в таблице:

 

Таблица 17

 

 

По сравнению с четвертым кварталом 1998 года

 

Увеличение (улучшение)

Без изменений

Уменьшение

Нет ответа

Спрос на продукцию предприятий

22

35

17

26

Выпуск основного вида продукции в натуральном выражении

13

35

26

26

Запасы готовой продукции

9

61

30

-

Прибыль (после уплаты налогов, сборов)

4

13

35

48

Экономическая ситуация

-

57

39

4

Использование производственных мощностей

4

44

30

22

Обеспеченность собственными финансовыми ресурсами

9

35

47

9

Запасы сырья и материалов

4

57

39

-

 

Исходя из сложившейся экономической ситуации, в конце минувшего года в ближайшие шесть месяцев возможны задержки по выплате заработной платы (78% респондентов), значительное сокращение численности персонала (17%) и затрат на социальную сферу (22%), остановка производства (39% респондентов).

 

Таблица 18

 

Производство валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах соответствующих лет по категориям товаропроизводителей

 

 

1997 г.

1998 г. (предварительные данные)

1998 г. в % к 1997 г.

Продукция сельского хозяйства

Все категории хозяйств, млн. руб.

3140,0

3269,4

104

в % к предыдущему году

в ценах 1997 года

97*

99,8

х

Сельхозпредприятия. млн. руб.

1646,3

1398,8

85

в % к предыдущему году

в ценах 1997 года

99*

90

х

Хозяйства населения, млн. руб.

1425,5

1809,9

127

в % к предыдущему году

в ценах 1997 года

93*

111

х

Крестьянские хозяйства, млн. руб.

68,2

60,7

89

в % к предыдущему году

в ценах 1997 года

121*

105

х

Продукция растениеводства

Все категории хозяйств, млн. руб.

1953,7

1935,9

99,1

в % к предыдущему году

в ценах 1997 года

97*

102

х

Сельхозпредприятия, млн. руб.

1031,2

687,2

67

в % к предыдущему году

в ценах 1997 года

103*

85

х

Хозяйства населения, млн. руб.

864,6

1202,4

139

в % к предыдущему году

в ценах 1997 года

88*

122

х

Крестьянские хозяйства, млн. руб.

57,9

46,3

80

в % к предыдущему году

в ценах 1997 года

137*

102

х

Продукция животноводства

Все категории хозяйств, млн. руб.

1186,3

1333,5

112

в % к предыдущему году

в ценах 1997 года

96*

97

х

Сельхозпредприятия, млн. руб.

615,1

711,6

116

в % к предыдущему году

в ценах 1997 года

91*

99,1

х

Хозяйства населения, млн. руб.

560,9

607,5

108

в % к предыдущему году

в ценах 1997 года

102*

94

х

Крестьянские хозяйства, млн. руб.

10,3

14,4

140

в % к предыдущему году

в ценах 1997 года

66*

119

х

 

* — в ценах 1996 года

1.8.       Перевозки грузов

В истекшем году, по сравнению с 1997 годом, объем перевоз грузов снизился на 8%, среднее расстояние перевозок грузов увеличилось 11% и составило 800 километров.

Таблица 19

Объем перевозок грузов предприятий транспорта, тыс. тонн

 

 

1998 год

Декабрь 1998 г.

1998 г. в % к 1997 г.

 

январь — декабрь

декабрь

в % к ноябрю 1998г.

январь — декабрь

декабрь

Объем перевозок грузов предприятиями транспорта, всего

4786,2

355,0

III

92

105

в том числе: железнодорожным

658,8

65,9

133

90

106

автомобильным

4127,4

289,1

107

92

104

 

Услуги, предоставляемые предприятиями связи общего пользования, возросли по сравнению с 1997 годом в фактически действующих ценах на 14%, в том числе населению — на 19%.

По оценке специалистов реальные услуги связи, оказываемые населению, снизились на 8%.

Доходы предприятий связи с начала года в действующих ценах составили 189,0 млн. рублей, в том числе от услуг связи населению — 68,8 млн. рублей, а за декабрь 1998 года, соответственно, 19,2 и 7,8 млн. рублей.

Несмотря на рост доходов, услуги, оказываемые предприятиями связи в натуральном выражении, несколько сократились.

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот области в январе-декабре т.г. (без учета оборота с республикой Беларусь), составил 151,2 млн. долларов, что на 10% меньше, чем за соответствующий период прошлого года. При этом экспорт с начала года вырос на 16,3%, а импорт сократился на 21,2% и составили соответственно 56,3 и 94,9 млн. долларов. По итогам года сохранилось отрицательное сальдо внешнеторгового оборота Орловской области, сложившееся в размере 38,6 млн. долларов.

Как и в предыдущем месяце, в декабре экспорт превысил импорт. Сальдо внешнеторгового оборота области составило 0,4 млн. долларов. Объем импортных операций превысил в 4,4 раза ноябрьский уровень, при одновременном росте экспорта в 1,5 раза. Это связано, прежде всего, с продолжающимися значительными колебаниями курса доллара и изменениями в таможенной политике. Доля экспорта во внешнеторговом обороте области сократилась на 24 %ных пункта и составила 52,2 %.

На 1 января 1999 года на территории Орловской области зарегистрировано 126 совместных и иностранных предприятий (на 5,3% меньше, чем в 1997 году), из которых действует лишь одна треть. В сфере производства осуществляют свою деятельность 17 предприятий (47,2% от числа действующих), в торговле и общественном питании — 12 (33,3%), в транспорте и связи — 3 (8,3%), в сфере материально-технического снабжения и сбыта — 2 (5,6%), в области сельского хозяйства и общей коммерческой деятельности — по одному. В течение 1998 года восемью крупными совместными и иностранными предприятиями области произведено продукции на 422,8 млн. рублей или 9% от ее производства крупными и средними предприятиями области. Наибольший удельный вес (97%) среди совместных и иностранных предприятий занимают ЗАО «Велор»(71,7%), ЗАО «Кока-Кола Ботлерз Орел» (21,6%) и ЗАО «Эко-Мал» (3,7%). Остальные совместные и иностранные предприятия настолько малы, что не оказывают заметного влияния на экономику области.

Кроме того, более 40 предприятий области осуществляют товарообмен с республикой Беларусь — членом Таможенного Союза. В 1998 году объем экспорта товаров составил 5656 тыс. долларов. Наибольший удельный вес среди предприятий области занимают ЗАО «Метизкомплект» — 17,6% (993 тыс. долл.), АО «Автоагрегат» — 14,6% (826 тыс. долл.), АО «Орловский завод дорожных машин» — 14,1% (798 тыс. долл.), АО «Завод им. Медведева»- 13,2% (745 тыс. долл.). В товарной структуре преобладают: механические устройства (35,9%), изделия из черных металлов (22,8%), бульдозеры и запчасти к ним (13,7%).

В течение всего 1998 года предприятия области продолжали осуществлять бартерные операции. Их годовой объем составил 3170 тыс. долл. (56,0% общего объема экспорта), что на 3% больше, чем в 1997 году. Наряду с этим, продолжали осуществляться сделки за наличный расчет, объем их снизился по сравнению с предыдущим годом на 9,2 % и составил 2258 тыс. долл., или 39,9 % общего объема экспорта.

За девять месяцев 1998 года в экономику области иностранными инвесторами вложено 26,1 млн. долл., что в 4,4 раза больше, чем за соответствующий период 1997 года. Заметный рост вложений произошел за счет кредита, полученного совместным предприятием ЗАО «Кока-Кола Ботлерз Орел» от зарубежных совладельцев.

Помимо долларовой части инвестиций за январь-сентябрь 1998 года в область поступило 73,8 млн. рублей, что на 61,4% меньше, чем за девять месяцев 1997 года. Снижение поступлений связано прежде всего с прекращением рублевого инвестирования в создание нового предприятия «Трехмерная память», которое активно велось в 1997 году. Наибольшие рублевые поступления производились в машиностроение (37,2%), в промышленность строительных материалов (34,3%) и в отрасль материально-технического снабжения и сбыта (25,9%).

1.9.       Потребительский рынок товаров и услуг

Динамику объема товарооборота и платных услуг населению в 1998 году характеризуют следующие данные:

Таблица 20

 

 

Январь-декабрь

Январь-декабрь 1998 г.
в
% к январю- декабрю 1997 г.

Справочно: январь-декабрь

 

1998 г.,
млн. рублей

в фактических ценах

в сопоставимых ценах

1997 г. в % к январю-декабрю 1996 г.

Объем розничного товарооборота и платных услуг

7250

118

101

94

в том числе: весь товарооборот

4945

118

~100

93

платные услуги населению

2305

118

101

97

 

За 1998 год продовольственные товары подорожали на 73,69%, непродовольственные — на 73,11, услуги — на 31,54%. В среднем по Российской Федерации за год потребительские цены повысились на 84,4%.

На продовольственные товары в среднем по России с декабря 1997 г. по декабрь 1998 г. цены увеличились на 96%, непродовольственные — на 99,5, услуги — на 18,3%.

По оценке, численность экономически активного населения на начало декабря 1998 г. составила 416,3 тыс. человек, или 46% от общей численности населения в области. В их числе 375,3 тыс. человек (90%) заняты в экономике и 41,0 тыс. человек (10%) не имели занятия, но активно его искали и в соответствии с методологией Международной Организации Труда (МОТ) классифицируются как безработные.

 

Таблица 21

 

 

Экономически

В том числе:

1998 г.

активное насе-ление, тыс. чел.

занятые, тыс. чел.

Безработные, тыс. чел.

безработные, зарегистр.

в службах занятости, тыс. чел.

Январь

417,0

375,5

41,5

6,5

Февраль

417,0

375,6

41,4

5,9

Март

417,0

376,0

41,0

5,6

I квартал

417,0

375,7

41,3

6,0

Апрель

417,0

376,2

40,8

5,3

Май

416,8

376,3

40,5

5,0

Июнь

416,8

376,4

40.4

4,9

I полугодие

416,9

376,0

40,9

5.5

Июль

416,8

376,3

40,5

5,0

Август

416,8

376,1

40,7

5,2

Сентябрь

416,8

376,1

40,7

5,2

9 месяцев

416,8

376,1

40,8

5,2

Октябрь

416,8

375,6

41,2

5,7

Ноябрь

416,3

375,3

41,0

6,1

 

Численность официально зарегистрированных безработных в сравнении с другими областями приведена ниже (на начало декабря 1998 года):

 

Таблица 22

 

 

Численность безработных

Наименование областей

тыс. человек

в % к экономически активному населению

Орловская

6,1

1,5

Белгородская

10,0

1,5

Брянская

28,7

4,5

Воронежская

19,6

1,8

Калужская

10,2

1,9

Курская

10,7

2,0

Липецкая

6,1

1,1

Тамбовская_

22,6

4,2

 

 

1.10.    Реальные денежные доходы

в январе-декабре 1998 года составили 90,9% к уровню января-декабря 1997 года. Среднедушевой доход в декабре сложился в сумме 1090,9 рубля, а реальные располагаемые доходы составили 83,2%.


Структура денежных доходов населения представлена в следующей таблице, %:

Таблица 23

 

 

I квартал

II квартал

III квартал

Всего денежных доходов

100

100

100

В том числе:

Оплата труда

34,7

40,1

35,6

Доходы работающих и служащих, кроме оплаты труда

2,9

3,3

2,1

Социальные трансферты

23,3

23,8

18,4

Доходы населения от собственности

4,8

4,9

5,9

Доходы от продажи иностранной валюты

3,4

3,8

4,2

Прочие поступления

30,9

24,1

33,8

 

Вклады населения, по оперативным данным Сбербанка, составили на 1 января 1999 года 733,5 млн. рублей и увеличились за декабрь на 100,3 млн. рублей (за ноябрь – на 13,7 млн. рублей).

Вклады в коммерческих банках за декабрь сократились на 2 млн. рублей (за ноябрь – на 21,9 млн. рублей) и к концу месяца составили 31,2 млн. рублей.

Анализ данных обследований домашних хозяйств показывает, что уровень жизни населения области продолжает снижаться. В ноябре 1998 года покупательная способность денежных доходов населения была почти на четверть меньше, чем годом ранее, по рыбе мороженной, маслу животному, молоку, яйцам, на треть – по говядине, маслу растительному, сахару – песку, капусте и муке, наполовину – по рису. В незначительной степени изменился этот показатель по картофелю и хлебу пшеничному.

Удельный вес низкодоходных групп населения (имевших доходы ниже и на уровне прожиточного минимума) в ноябре 1998 года увеличился по сравнению с ноябрем 1997 года на 9,5%, причем 7,1 прироста приходится на группу с доходами ниже прожиточного минимума. Доходы 75,4% населения не превышают минимального потребительского бюджета или двух прожиточных минимумов, группа населения с высокой обеспеченностью (более 5 прожиточных минимумов на одного человека) уменьшилась в 3,7 раза.

В декабре т.г. величина прожиточного минимума в среднем на душу населения составила 568,5 рубля, (на трудоспособного мужчину – 672,6 трудоспособную женщину – 601,6 пенсионера – 402,6, детей 0-6 лет – 488,7 детей 7-15 лет – 685,0 рубля). Помесячная динамика темпов прироста величины прожиточного минимума показывает, что максимальными они были в сентябре и декабре, составив, соответственно, 24,5 и 23,2 % к предыдущему месяцу.

По сравнению с январем т.г. прожиточный минимум увеличился на 70%. Индекс прожиточного минимума к декабрю 1997 года в зависимости от группы колеблется от 171 до 188%.

По оценке, средний доход от оплачиваемой работы в декабре 1998 года составил 900 рублей, заработная плата – 880 рублей.

Среднемесячная заработная плата с учетом досчета по малым предприятиям, крупным и средним предприятиям с численностью работающих менее 15 человек и организаций, учитываемых централизованно, в январе-ноябре 1998 г. сложилась в размере 660,0 рублей, в ноябре – 712,8 рублей.

Размер номинальной среднемесячной заработной платы, включая выплаты социального характера в ноябре с.г., превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в 1,4 раза.

На начало 1999 года в области около 271 тыс. пенсионеров. Средний размер назначенных месячных пенсий (с учетом компенсационных выплат) за декабрь 1998 года составил 395,2 рубля. Впервые за последние три года средний размер назначенной месячной пенсии был ниже прожиточного минимума пенсионера на 7,1 рубля, или на 2%, что явилось следствием финансового кризиса.


2.    Резюме

В целом, январь подтвердил репутацию «спокойного месяца», когда как региональная элита так и население не спешат к реализации тех или иных замыслов, а сосредотачиваются на новогодних и рождественских праздниках. Конференция АККОР достаточно рельефно обнаружила наличие «сердечного согласия» областной элиты, склонной прагматически поддерживать новые формы хозяйствования, и местного фермерства. Меры по активизации контроля за оборотом алкоголя естественно вписываются в общую линию на усиление государственного регулирования в данной сфере с целью концентрации финансовых потоков. Сюда же можно отнести и мероприятия, касающиеся совершенствования управления имуществом в области. Примечательно, что на областном уровне вследствие приближения 2000 года всерьез задумались над комплексом мероприятий по патриотическому воспитанию. Все это органически вписывается как в отстаивание местной элитой традиционных ценностей, так и в набирающую силу тенденцию в Центре. В сочетании со слабостью партийно-политических и гражданских структур в области все это ведет лишь к одному результату – укреплению символическо-идеологических основ местной власти и олицетворяемого ею социального порядка.

 

Приложение

Выступление Е.С.Строева на 10-й конференция областной ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств

 

Начиная 10 лет назад на Орловщине новое дело, мы прекрасно понимали всю ответственность, которую берем на себя. Именно поэтому нами был избран такой подход, который позволил развивать фермерское движение не в ущерб уже существующим формам хозяйствования, а параллельно им. Мы дали простор всем направлениям: колхозам, совхозам, долевой собственности, аренде, фермерству акционерной собственности». Это был своего рода интеллектуальный посев, по всходам которого мы должны были сделать вывод — что же лучше всего подходит для нашей земли и наших людей. Сегодня я могу сказать: все, что мы посеяли, в своем большинстве дало хорошие всходы, здоровые результаты. Подтверждением тому является наша работа в ушедшем, далеко не благоприятном для ведения сельского хозяйства году. Только вчера я встречался с главой правительства и министром сельского хозяйства России. Они с удивлением спрашивали, почему Орловская область не попала в зону засухи, которая привела к резкому снижению валового производства сельскохозяйственной продукции во всех без исключения областях, окружающих Орловщину. То, что показатели нашей области оказались выше, чем у соседей, то, что засуха не смогла серьезно повлиять на результаты нашей работы, говорит о том, что наши усилия в течение последних 10 пет оказались не напрасными, а это — лучшая для всех нас награда. Мне вдвойне приятно отметить, что большинство выступавших сегодня в этом зале фермеров говорили уже не о том, где и как им взять землю, как начать на ней работать, а о том, что главная задача сегодняшнего дня — развитие животноводства. Для меня это большая радость, мы долго ждали этого, и сегодня большинство из вас пришло к пониманию того, что без развития животноводства нам не решить наших проблем. Уверен, что многие из вас и раньше понимали всю перспективность этой отрасли, хотели работать в этом направлении. Но одного вашего желания было мало, так как государство, власть не создавали условий для развития производства отечественными производителями. Скупали сомнительного качества мясо по всему миру, тратили огромные деньги на его доставку в Россию, создавали все условия для процветания западным фермерам и загоняли в угол своих. Нужно, чтобы изменилась государственная политика в отношении русского крестьянина. И для этого, как ни странно, потребовался кризис, начавшийся 17 августа. Кризис той стратегии экономического развития, которая явно завела страну в тупик

Особую тревогу вызывает положение дел во многих коллективных хозяйствах, где руководители не хотят реформироваться, где вырезали коров, а те, что остались, дают всего по 1 — 2 тысячи литров молока. Такие руководители постоянно жалуются на трудности, находят оправдания своему безделью и своей безответственности и все время просят помощи, просят кредиты и субсидии. Считаю, что прозвучавшая сегодня критика в отношении финансирования таких хозяйств справедлива и обоснованна. Нам пора в корне пересмотреть стратегию в этом направлении и давать деньги тем, кто своим трудом доказал способность работать, тем, кто болеет душой за свое дело.

Фермеры Орповщины сегодня показали всем, кто дает продукции больше, чем коллективное хозяйство, расположенное рядом, в распоряжении которого и лучшие земли, и машинно-тракторный парк, и финансовая поддержка. Фермеры доказали жизнеспособность своего движения, несмотря на то что во многих районах им не только не оказывают помощи, но и просто мешают работать, создают различные бюрократические препятствия, пытаются поживиться за их счет. Мы обязаны прекратить такую практику. В декабре 1998 года у нас проходила большая учеба кадров, и я прямо сказал руководителям районов: нам надо развивать все живые формы хозяйствования, помогать всем, кто хочет работать, в том числе и фермерам. Да, сегодня наши фермеры не в состоянии освоить все объемы производства. Поэтому это движение должно развиваться параллельно на равных с коллективными хозяйствами, товариществами, личными подсобными хозяйствами, акционерными обществами и рыночными структурами. Мы не хотим отдавать предпочтение какой-то одной форме, главное для нас — чтобы она была эффективной и давала конкретные результаты.

Сегодня мы четко определили для себя главную стратегическую линию в отношении сельского хозяйства: крестьянин не должен «обивать пороги», выпрашивать деньги. Мы должны создать ему все условия для работы, для того, чтобы он произвел, переработал и реализовал свою продукцию. Только тогда сельское хозяйство станет прибыльным. Нам надо вытеснить разжиревшую на крестьянском труде мафию, покончить с такими явлениями, когда врач за выдачу справки забирает половину коровы. Все справки крестьянам теперь будут выдаваться бесплатно. Здесь много говорилось о необходимости строительства жилья на селе. Мы через «Орловскую Ниву» выдаем деньги на строительство жилья. Если надо, мы можем пойти на то, что рассчитываться за этот дом крестьяне будут даже не через 10—15 лет, а через поколение. Главное — будет дом, будет сад, будут дети, значит, мы сохраним нашу русскую землю нашему народу. На решение этого вопроса мы не жалеем денег. На строительство жилья будет делено еще 40 миллионов рублей из бюджета, сейчас мы прорабатываем вопрос со «Сбербанком» и возьмем на эти цели еще 100 миллионов и поможем всем крестьянам, всем городским жителям, которые захотят жить в сельской местности. Перед главами районных администраций поставлена задача строить не менее 100 коттеджей в год, а это — 2500 домов! Мы даже в лучшие годы не могли добиться таких результатов.