Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новгородская область

Андрей Якурин,

Ольга Сенатова

Новгородская область

Сельское хозяйство области в 1998 году

В конце 1998 — начале 1999 года авторами была предпринята попытка детального исследования развития аграрного сектора экономики Новгородской области.

Такое исследование, по мнению авторов, обусловлено тем, что внимание большинства современных российских регионалистов приковано, в основном, к процессам, протекающим в крупных населенных пунктах, в то время, как территории, находящиеся за пределами областных центров, остаются до сих пор terra incognita.

Данный обзор является вводным, авторы предполагают продолжить исследование.

Авторы выражают свою глубокую признательность всем, кто помог в сборе и обработке материалов для данного исследования, и, прежде всего, губернатору Новгородской области Михаилу Прусаку, а также иным работникам администрации области и областной Думы, без которых данный материал вряд ли смог бы появиться.

1.    Общие сведения

Новгородская область как самостоятельная административно-территориальная единица в СССР была образована 5 июля 1944 г.

Территория области 55,3 тыс. кв. км.

Область расположена на Северо-Западе Русской равнины, в пределах Приильменской низменности и северных отрогов Валдайской возвышенности. Она входит в состав Северо-Западного экономического региона России, занимая 3% площади этого региона, граничит с Псковской, Тверской, Ленинградской и Вологодской областями.

Природный потенциал области: 3615 тыс. га заняты реками и 543 тыс. га — болотами, на ее территории расположено озеро Ильмень, река Волхов, минеральные источники, лечебные грязи, радоновые источники. Основное богатство области — лес, почти неограниченные возможности имеются в увеличении добычи торфа.

В состав Новгородской области входят 21 административный район, 10 городов и 22 поселка городского типа, 272 сельсовета. Крупнейшие города области — Новгород, Боровичи и Старая Русса.

На начало 1991 года в области проживало 754,6 тыс. человек, в том числе в Новгороде — 241,0.

На 1 января 1998 года население Новгородской области составило 738,3 тыс. человек. Из них 526,2 тыс. чел. (71%) проживают в городах и поселках городского типа, 213,1 тыс. чел. (29%) — в сельской местности. Численность населения областного центра — 240,0 тыс. человек. За первое полугодие 1998 года естественная убыль составила по области 3505 человек, или 4,7 чел. на 1000 населения [1].

Таким образом, за 7 лет население области сократилось на 16,3 тыс. человек, или на 2,2%.

54% населения составляют женщины.

Удельный вес трудоспособного населения области составляет 54,4%, старше трудоспособного (пенсионеры) — 23,9% (выше, чем в среднем по стране).

По национальному составу область однородна: 96,3% населения составляют русские.

Административным и индустриальным центром области является город Новгород. В его черте проживает 231,7 тыс. человек, или 31,1% населения области.

2.    Структура производства

Объем произведенной на территории области в январе — июле 1998 года промышленной продукции и оказано услуг промышленного характера в действующих ценах (без НДС и акциза) составил 3739,1 миллиона рублей. Основной объем промышленной продукции (92,2%) произведен предприятиями крупной и средней промышленности. Промышленной продукции произведено на 3446,6 миллиона рублей, что составляет 93,9% в общем объеме товаров и услуг. Основной объем промышленной продукции произведен на предприятиях химической промышленности (на 1121,9 миллиона рублей), электроэнергетики (678,4 млн. руб.), пищевой промышленности (567,1 млн. руб.), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (385,1 млн. руб.), машиностроения и металлообработки (363,1 млн. руб.). Индекс физического объема производства продукции по промышленности составил за полугодие 1998 года 103,2%.

Таблица 1

Структура основных отраслей промышленности, %

 

Отрасль

1990 г.

1998 г.

Вся промышленность

100

100

Электроэнергетика

1,8

19,7

Черная металлургия

2,1

5,0

Химическая

11,2

32,6

Машиностроение и металлообработка [2]

49,1

10,5

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

10,4

11,2

Пищевая

8,6

16,5

 

Объем продукции сельского хозяйства за первое полугодие 1998 года составил 444,9 млн. руб., или 10,6% от всей произведенной в области продукции.

2.1.       Производство сельскохозяйственной продукции

Таблица 2

Производство продукции растениеводства по всем категориям хозяйств

 

Культура

1990

1997

Зерно

 

 

Валовой сбор (тыс. тонн)

232,7

53,9

Урожайность, ц/га

15,4

8,5

Льноволокно

 

 

Валовой сбор (тыс. тонн)

1,2

0,9

Урожайность, ц/га

0,6

1,4

Картофель

 

 

Валовой сбор (тыс. тонн)

172,1

329,6

Урожайность, ц/га

76

91,4

Овощи, всего (тыс. тонн)

 

 

Валовой сбор

2,7

93,3

Урожайность, ц/га

192

165

 

97% зерна и 90% льнопродукции производится сельскохозяйственными предприятиями области, в то же время население выращивает 95% всего производимого в области картофеля и 94% овощей.

2.2.       Животноводство

Таблица 3

Поголовье скота в хозяйствах всех категорий, тыс. голов [[1]]

 

На 01.01.1991

На 01.08. 1998

Удельный вес категории хозяйства
в общем поголовье в 1998 году

КРС всего

339,8

149,3

100

сельхозпредприятия

 

100,9

67,6

хозяйства населения

 

44,8

30,0

крестьянские хозяйства

 

3,5

2,3

в том числе коровы

137,8

73,5

100

сельхозпредприятия

 

41,0

55,8

хозяйства населения

 

30,8

41,9

крестьянские хозяйства

 

1,7

2,3

 

Свиньи всего

226,4

75,8

100

сельхозпредприятия

 

38,6

50,9

хозяйства населения

 

35,4

46,7

крестьянские хозяйства

 

1,8

2,4

овцы и козы

78,9

54,7

 

сельхозпредприятия

0

0

0

хозяйства населения

 

52,7

96,3

крестьянские хозяйства

 

2,0

3,7

 

Число фермерских хозяйств:

1990 год —   247,

1994 год — 2894,

1996 год — 2375,

1998 год — 2218.

В 1994 году фермерскими хозяйствами было произведено 2,7% от всего произведенного в области молока, 1,5% — мяса, 3% — зерна, 1,9% — картофеля, 1% — овощей.

В 1996 году фермерами было произведено от общего объема зерна 1,9%, картофеля – 1,3%, овощей 1,5%, мяса 1,3%, молока – 2,8%.

За январь-октябрь 1998 года фермерами было произведено от общего объема мяса 1,3%, молока – 2,8%. Иными словами, производство продукции животноводства фермерами осталось на прежнем уровне.

2.3.       Земельный фонд

Земельные ресурсы Новгородской области составляют 5450,1 тыс. га., из них 841 тыс. га составляют сельскохозяйственные угодья.

Общая посевная площадь под урожай 1998 года во всех категориях хозяйств (сельхозпредприятия, крестьянские и фермерские хозяйства, хозяйства населения) составила 347,1 тысячу гектаров. Зерновыми культурами было засеяно 93% от площади, засеянной аналогичными культурами 1997 году, картофелем — 101%, овощами — 105%, льном — долгунцом — 59%.

Общая посевная площадь:

1996 — 366,5 тыс. га,

1997 — 356,8 тыс. га,

1998 — 347,1 тыс. га.

Как видно из этих данных, посевная площадь продолжает сокращаться. Необходимо при этом отметить, что вывод земель из сельхозоборота приводит к существенному ухудшению их качества, а повторный ввод этих земель в сельхозоборот требует больших материальных затрат, чего экономика области в настоящее время себе позволить не может.

 

Таблица 4

Распределение сельскохозяйственных угодий по основным категориям пользователей, %

 

Крестьянские (фермерские) хозяйства[3]

7,6

Колхозы, включая рыболовецкие

19,9

Сельскохозяйственные кооперативы

1,7

Акционерные общества, товарищества

58,6

Государственные и муниципальные сельхозорганизации

8,3

Подсобные хозяйства

1,8

Земли граждан и общинно-родовых хозяйств

6,3


Таблица 5

Обеспечение области продуктами животноводства за счет местного производства
в первом полугодии 1998 года,
 тыс. тонн

 

 

Мясо и мясопродукты
(в пересчете на мясо)

Молоко и молокопродукты
(в пересчете на молоко)

Запасы на начало 1998 года

2,8

9,2

Производство

7,6

80,4

Ввоз, включая импорт

6,2

6,9

 

Потенциально по ряду позиций область может обеспечить свои потребности в сельхозпродукции. Однако, в настоящее время произвести оценку крайне затруднительно, что связано с рядом факторов. Прежде всего, общий кризис экономики привел к упадку сельскохозяйственного производства как в России в целом, так и в Новгородской области. Существенную часть товаров на продовольственном рынке области составляют импортные продукты. В то же время продовольственные товары (в частности, продукция птицефабрик, мясные и колбасные изделия, пиво, алкогольные напитки) продаются на рынках Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, и ряда других сопредельных областей. Начиная с 1996 года область полностью обеспечивает себя кормами для КРС, более того, область располагает излишком кормов и вышла на российский рынок с предложением по их реализации.

Серьезные затруднения испытывает молочное скотоводство. За последние пять лет почти полностью была разрушена система сбора молока у населения. Крупнейшая в континентальной Европе кондитерская фабрика «Кэдбери Швеппс» вынуждена работать на импортном сухом молоке, поскольку местное сырье не удовлетворяет стандартам по микробиологическим характеристикам (в хозяйствах области практически отсутствуют установки для охлаждения молока на месте сбора). Летом 1997 года в области фирмой «Алкон — Довгань» был объявлен конкурс на лучший коммерческий проект создания сети сбора молока для производства сухого молока, удовлетворяющего международным стандартам. Победителю конкурса для реализации проекта предполагалось выделить 1 миллион долларов США. Проект не был реализован. Вместе с тем, рядом предприятий области, в частности, АО «Лактис» (до 1992 — Новгородский молокозавод) в настоящее время предпринимаются попытки реализовать аналогичные проекты.

1.1.       Сельскохозяйственные предприятия, зарегистрированные в области

Колхозы и совхозы прошли перерегистрацию в 1992 году, в итоге сохранили свой статус 45 колхозов и 23 совхоза. Было создано 149 коллективных сельскохозяйственных предприятий, в том числе 4 АО открытого типа, 133 ТОО, 8 кооперативов, 2 ассоциации, 4 подсобных хозяйства, 2 совхоза перерегистрировались в колхоз, 4 — прочих форм. За фермерскими хозяйствами на начало 1998 года было закреплено 51,8 тыс. га. земли, в том числе сельхозугодий 40,5, из них пашни — 27,1 тыс. га. Средний размер крестьянских хозяйств по общей земельной площади составляет 17,9 га. На 100 хозяйств в 1996 году приходилось 35 тракторов, 9 грузовых автомобилей, 2 зерновых комбайна и т.д, в среднем на одно подворье приходится по 1,6 головы скота. Положение усугубляется отсутствием дешевых кредитных ресурсов для покупки техники. Так, в 1993 году фермерам было выделено кредитных ресурсов на сумму 1,39 млрд. руб. (в среднем 490 тыс. руб. на одно хозяйство). Имеющиеся ресурсы используются нерационально — из используемых пашен 73% занято кормовыми и 21% зерновыми культурами, 0,4% льном, 5% картофелем и 0,6% — овощными культурами.

1.2.       Формы организации сельхозпроизводства

На базе совхоза «Ташкентский» в области в течение 4-х лет (1992 — 1996) проводился эксперимент по реорганизации крупных сельских товаропроизводителей путем образования арендно-фермерских хозяйств с опорой на материально-техническую базу коллективного хозяйства. На начало 1996 года основные фонды хозяйства оценивались в 218 млрд. рублей, среднегодовая численность работников, занятых в сельхозпроизводстве, составляла 335 человек, совхоз специализируется на производстве овощей на открытом и закрытом грунте, картофеля, молока, производит сыры и колбасы, обладает сетью фирменной торговли. Земли совхоза примыкают к городу Новгороду.

Было организовано 31 крестьянское (фермерское) хозяйство, которые открыли счета в Новгородском районном отделении Агропромбанка. Эти хозяйства образовали 8 арендно-фермерских коллективов (АФК) средней численностью 59 человек, основу которых составили специалисты сельского хозяйства, отобранные по критериям квалификации, оседлости, трудовому стажу и т.д. Им были переданы согласно заключенным договорам сельскохозяйственные угодья и основные производственные фонды совхоза. Согласно договорам, коллективы пользуются производственно-хозяйственной и социальной поддержкой совхоза, обеспечивающего недорогое сервисное обслуживание техники, а также обеспечение автотранспортом. За переданные в аренду земли и имущество установлена арендная плата с учетом износа, в том числе на переданные производственные помещения в размере 5% балансовой стоимости, трактора, сельскохозяйственные машины — в сумме ежегодного износа, на автотранспортные средства — компенсация износа плюс 30% уровня рентабельности. Полностью амортизированная техника переходит в собственность арендатора. АФК могут обеспечиваться гарантом по мере необходимости семенами, удобрениями, гербицидами, ГСМ, запасными частями к технике, и т.д.

Авансированные в течение года затраты возмещаются партнерами по мере уборки и реализации продукции, в пределах задолженности — по заранее согласованным ценам плюс 10 процентов и выше уровня рентабельности, которая увязывается со скоростью оборачивания затрат и продукции. Оставшуюся после расчета с долгами продукцию фермеры реализуют по рыночным ценам, не обязательно пользуясь услугами гаранта. В случае самостоятельной реализации продукции фермер рассчитывается с совхозом за оказанные услуги в денежной форме [[2]].

1.3.       Система управления сельским хозяйством

1.3.1.      Областные руководители в сфере Агропрома

Костяк «команды губернатора» составили руководители, проработавшие немалое время на руководящих постах в различных территориях области. Следует при этом отметить, что люди «команды» — преимущественно из сельской местности, среди них нет ни одного уроженца более-менее крупного города, не говоря уже об областных центрах. Многие из них родились за пределами Новгородской области и даже России.

1.3.2.      Представительство работников агропромышленного сектора в областной ассамблее

Новгородская областная Дума первого созыва была избрана 27 марта 1994 года. Численность Думы первого созыва — 27 человек. 27 марта 1994 года было избрано 19 депутатов, по восьми новгородским городским округам выборы не состоялись из-за низкой явки избирателей (на участки пришло менее 25% избирателей).

Полностью состав Думы был укомплектован лишь в декабре 1995 года, когда одновременно с выборами Государственной Думы РФ и губернатора области состоялись довыборы по семи новгородским городским округам и выборы депутата взамен выбывшего по районному Чудовскому округу. Депутатами стали по одному представителю КПРФ и «ЯБЛОКА». Четверо других выигравших выборы кандидатов позднее были названы членами НДР, хотя не были выдвинуты этой организацией.

Выборы областной Думы второго созыва состоялись 19 октября 1997 года. Численный состав новой Думы — 26 депутатов, выборы состоялись во всех округах (на этот раз барьер явки отсутствовал). В областной Думе второго созыва аграриев представляли 2 депутата.

 

Таблица 6

 

№окр.

Депутат

Место работы, должность

Кем выдвинут

%

 

1

Ю.М.Смирнов

АО «Россия», председатель

Избиратели

34,53

подд. КПРФ

17

В.В.Шапочкин

ТОО «Племзавод «Красный Бор», директор

Избиратели

42,44

быв. депутат, подд. КПРФ


Таблица 7

Состав областной легислатуры по социально-профессиональному признаку
(по основным категориям)

 

Категория избранных депутатов

1990

1997

Руководство областной легислатуры

3,0

7,7

Главы городов и районов[4]

15,9

46,2

Руководители крупных бюджетообразующих предприятий

9,1

23,1

Руководители малых и средних предприятий, менеджеры

8,3

0

Работники, занятые непосредственно в сельском хозяйстве

9,3

7,7

В том числе:

 

 

Руководители сельхозпредприятий

6,7

7,7

Фермеры

2,6

0

 

В связи с назначением в Правительство РФ депутат областной Думы В.Шапочкин сложил свои полномочия. На состоявшихся в октябре 1998 года выборах по освободившемуся округу №17 был избран руководитель дорожного Фонда области П.Виллевальдт. Таким образом, аграрный сектор в нынешнем составе легислатуры представляет лишь один депутат, Ю.Смирнов, председатель АО «Россия» (Солецкий район), специализирующегося на выпуске молока и молочных продуктов. Данное акционерное общество, наряду с другими предприятиями области, наделено функциями по закупке молока и молокопродукты в областной (региональный) продовольственный фонд.

Как ранее в областном Совете, так и ныне в областной Думе не существует отдельной комиссии по сельскому хозяйству. Вопросами агропромышленного комплекса занимается комиссия Думы по экономике и бюджету.

По вопросам аграрной политики конфликтов между субъектами политики в регионе не наблюдалось.

1.4.       Экономическая политика областных органов власти

До 1991 года, как известно, закупки сельскохозяйственной продукции осуществлялись централизованно через государственные заготовительные организации и систему потребкооперации. Квоты закупок утверждались на союзном, республиканском и областном уровнях.

Начиная с конца 1991 года, структура закупок сельхозпродукции трансформируется.

Организация, осуществляющая функции государственного заказчика по формированию федерального и областного запаса продовольствия, существует в области с 1993 года. Это АОЗТ «Торговый дом Нива» (Генеральный директор — П.Ф.Филимонов).

В апреле 1995 года в области было издано постановление губернатора области «О продовольственной структуре и системе оптовых продовольственных рынков области» [[3]]. Согласно тексту постановления (п.1.2.), «представителем Федеральной продовольственной корпорации при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ согласно договору-поручению от 3 марта 1995 года является акционерное общество закрытого типа «Торговый дом «Нива», которая совершает действия... от имени и за счет Федеральной продовольственной корпорации.» Представительству АО «Нива» разрешено для финансирования своей деятельности производить начисления в размере 3% от суммы закупок сельхозпродукции, сырья и продовольствия в федеральный и региональный фонды. Торговые надбавки устанавливать в объеме фактических затрат, за пользование кредитными ресурсами 1993-1994 г. взимать процентную ставку в размере третьей части учетной ставки ЦБ РФ.» Этим же постановлением АО присвоено право исполнять функции государственного заказчика по зерну и продуктам его переработки, мясу и мясопродуктам, молоку и молокопродуктам, яйцам и яйцепродуктам, сахару, растительному маслу, пищевой рыбной продукции, картофелю, овощам, шерсти и льноволокну.

В феврале 1996 года было издано постановление губернатора «О формировании областного (регионального) продовольственного фонда в 1996 году [[4]]», которым подтверждается право АОЗТ «Торговый дом Нива» на исполнение функций государственного заказчика, и предоставляется право передавать эти права на конкурсной основе другим заготовительным организациям области. Пунктом 6 данного постановления бюджетные ссуды, выделенные в течение 1995 года на закупку овощной продукции как АОЗТ «Нива», так и Комитету по сельскому хозяйству области (так как «Нива» была единственной областной уполномоченной организацией, и все закупки осуществлялись через него), предписано переоформить в бюджетную ссуду АОЗТ «Нива» со сроком погашения до 31.12.96. Сумма, указанная в постановлении, составляет на 1995 год, согласно данному постановлению, 1.700 млн. рублей (это составляет 4,5% расходной части бюджета 1995 года). Комитету финансов поручено заключить договор с АО по пролонгации бюджетной ссуды, создана областная комиссия по контролю за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из областного бюджета для формирования регионального зернового фонда. В составе комиссии — три главы районов (Демянского, Маловишерского и Мошенского), главы двух (коммерческого и по сельскому хозяйству) комитетов областной администрации, начальник управления государственной хлебной инспекции, зав. отделом по политике цен в области, зам. председателя комитета финансов области, генеральный директор АО «Торговый дом «Нива».

Приведено также Положение о порядке выделения и использования бюджетных средств, предоставляемых на возвратной основе из областного бюджета для закупок зерна и продуктов его переработки урожая 1996 в региональный зерновой фонд, согласно которому уполномоченной организацией по формированию зернового фонда области утверждается тот же АО «Торговый дом «Нива».

С 1996 года органы власти области отказываются от монополизации сферы заготовок сельхозпродукции — в области, напомним, проводится эксперимент Миннаца по местному самоуправлению, предусматривающий расширение прав органов МСУ в сфере формирования бюджета и хозяйственной деятельности. Область отказывается от осуществления функций государственного регулирования через одну уполномоченную фирму, утверждая список предприятий, осуществляющих закупки продовольствия. При этом у АО «Торговый дом Нива» остаются функции государственного заказчика [[5]]. Функциями по закупке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на государственные нужды в областной (региональный) продовольственный фонд в 1996 году, кроме АО «Нива» и 45 утвержденных постановлением предприятий, согласно тому же документу, наделяются заготовительные организации системы потребкооперации и коммерческие структуры, перечень которых утверждается администрациями городов и районов области (напомним, что именно они являются в области единицами МСУ, а представительные органы МСУ в этот период еще не были избраны). Необходимо отметить, что никаких районных отделений корпорации не создавалось, более того, ее роль постепенно снижалась и ограничилась формированием федерального и областного резервных фондов, а областное регулирование в этой сфере к настоящему времени сходит практически на нет. Последние 2 года централизованные закупки сельхозпродукции осуществляются организациями оптовой торговли, получающими такое право на конкурсной основе.

Вместе с тем, в области в 1998 году был создан региональный продовольственный фонд, в который запланировано поставить 30 тыс. тонн молока, 4 тыс. тонн мяса скота и птицы, 20 млн. шт. яиц, 2,2 тыс. тонн картофеля и овощей.

1.5.       Субъекты политики в области сельского хозяйства

В настоящее время Управлением юстиции по Новгородской области официально зарегистрированы отделения Аграрной партии России, Аграрного Союза России, АККОР. Следует отметить, что эти организации существуют чисто формально, каких-либо проявлений их деятельности за последние 2-3 года не отмечено, численность и состав этих организаций определить на сегодняшний день невозможно. Реально действуют только две организации — Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов «Село» (президент А.Майоров, фермер, ранее работавший директором совхоза «Ташкентский»), и филиал Фонда поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств «Российский фермер» (исполнительный директор — Н.Сорокина). Руководители этих организаций являются членами Общественной палаты при Губернаторе области, вносят предложения при рассмотрении проектов областных законов и постановлений, имеют возможность лично встречаться с руководителями области, регулярно выступают в СМИ.

Важную роль при принятии решений по вопросам сельского хозяйства играют специалисты сельскохозяйственной Академии, с 1996 года входящей в состав НовГУ (ректор — П.Никифоров).

Павел Васильевич Никифоров родился 5 февраля 1940 года в деревне Леднево Волховского района Ленинградской области в семье колхозника — рыбака. После окончания в 1962 году Ленинградского сельскохозяйственного института работал в должности старшего зоотехника Солецкой государственной станции по племенной работе. В 1963 году Никифоров П.В. был назначен бригадиром молочно — товарной фермы совхоза «Победа» Солецкого района.

После окончания в 1969 году аспирантуры Пушкинской НИА разведения с/х животных защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Эффективность некоторых методов разведения помесей черно — пестрой и джерсийской пород» и в течение 10 лет работал на Новгородской государственной сельскохозяйственной опытной станции: с 1969 года по 1972 год — заведующим отделом мясного скотоводства, с 1972 года по январь 1979 год — директором.

В январе 1979 года был назначен начальником управления сельского хозяйства Новгородской области.

В январе 1986 года П.В.Никифоров был назначен ректором вновь организованного Новгородского сельскохозяйственного института.

В 1990 году П.В.Никифорову присвоено ученое звание профессора, а в 1994 году он избран действительным членом Академии аграрного образования.

П.В.Никифоров имеет правительственные награды: орден «Знак почета», медаль «За преобразование Нечерноземья РСФСР». Неоднократно награжден Почетными грамотами Министерства сельского хозяйства РСФСР, облисполкома.

 

Новгородский государственный университет принимает участие в разработке комплексных и целевых программ во всех отраслях экономики, включая и сельское хозяйство. К разработке и внедрению программ активно привлекаются также специалисты РАН и Академии Госслужбы, профильных НИИ, федеральных министерств и ведомств, эксперты ведущих международных организаций.

1.6.       Инфраструктура АПК

Регион не имеет перспективы значительной оргструктурной перестройки путем формирования корпоративных структур с использованием крупного финансового капитала — здесь нет крупных банков. Отсутствует сколько-нибудь значительная концентрация банковского капитала. Из 100 крупнейших банковских центров России Новгород занимает 62 место. Область не имеет возможности за счет собственного регулирования цен повлиять на издержки, доля товаров, цены на которые регулируются, составляет 5-10%, по сравнению с другими регионами уровень регулирования оценивается экспертами, как «ниже среднего уровня». Уровень субсидирования сельского хозяйства несколько выше, он составляет 6-8% к уровню валовой продукции сельского хозяйства [[6]]. Вследствие снижения объемов производства сельскохозяйственной продукции производители продуктов питания ориентируются в основном на рынки области, в то же время это стимулирует импорт мяса, мясопродуктов, масла растительного, маргарина, табачных изделий и т.д.

Регион в сфере товарного производства замыкается. Так, в первой половине 1996 года через оптовую торговлю Новгородская область реализовала 98% своей продукции. Доля предприятий-изготовителей как поставщиков вывозимой на общероссийский рынок продукции составила 61%, что выше, чем в среднем по России. Кстати, рекомендации по созданию областных ассоциаций для объединения предприятий пищевой промышленности и сельскохозяйственных предприятий давались со стороны известных экономистов Москвы и Санкт-Петербурга на многих семинарах и конференциях, проходивших в Новгородской области в 1994-1997 годах, тем не менее в области так и не появились подобные структуры. Некоторое регулирование цен было предпринято в период с августа по октябрь 1998 года в связи с ажиотажным спросом на продукты питания, одновременно Администрацией области были созданы мобильные группы, состоявшие из представителей областной и районных торговой инспекции, налоговой полиции и т.д. Эти меры носили временный характер и были предприняты в целях удержания цен на продукты первой необходимости.

В то же время «флагманы областной индустрии» при поддержке органов власти области и администраций районов в последнее время активно занимаются сельскохозяйственным производством и реализацией продукции сельского хозяйства. Активно используются и многие прежде считавшиеся убыточными объекты социальной сферы. При этом широко применяется практика взаимозачетов по налогам, поступающим в районные бюджеты, а также в областной бюджет.

1.7.       Контроль за ценообразованием

В рассматриваемый период, за исключением осени 1998 года, контроль за потребительскими ценами практически не осуществлялся, вместе с тем осуществлялось дотирование некоторых видов сельскохозяйственной продукции, реализуемых в государственные ресурсы товаропроизводителями всех форм собственности, включая личные подсобные хозяйства граждан. Для ряда специализированных хозяйств товаропроизводителей (АОЗТ «Новгородский свинокомбинат», АОЗТ «Птицефабрика «Новгородская», АОЗТ «Коммунар», АОЗТ «Коммунист», АОЗТ «Гвардеец», и т.д.) применялись повышенные ставки дотаций. Ограничений на вывоз сельхозпродукции за пределы области не наблюдалось, наоборот, в области, как неоднократно сообщалось ранее, делается все для расширения экспорта — как за пределы страны, так и за пределы области.



[1] Данные по состоянию на начало 1999 года в настоящий момент отсутствуют.

[2] К данной отрасли отечественная статистика традиционно относит предприятия радиотехнической и электронной промышленности.

[3] К данной категории относятся земли как ассоциаций крестьянских хозяйств, так и земли прочих крестьянских (фермерских) хозяйств.

[4] К данной категории для 1990 года отнесены также секретари горкомов и райкомов КПСС.



Источники

[1]. О социально-экономическом положении Новгородской области в январе-июле 1998 года // Госкомстат России, Новгородский областной комитет государственной статистики — Новгород, 1998; Новгородской области 50 лет (статистический сборник // Госкомстат РФ, Новгородское областное управление статистики. — Новгород, 1994.

[2]. М.Эльдиев. Новгородская модель реформирования крупных аграрных хозяйств по опыту совхоза «Ташкентский» Новгородского района Новгородской области // В сборнике: Структурные преобразования экономики региона и развитие местного самоуправления (на базе Новгородской области) РАН, Миннац, Администрация области, НовГУ. Материалы научной конференции. — Новгород, 1997.

[3]. Постановление №80 от 05.04.95 // Информационно-методический бюллетень №2, 1995. — Администрация Новгородской области, Новгородская Областная Дума. — Новгород, 1995. — С. 108.

[4]. Постановление №50 от 16.02.96 // Информационно-методический бюллетень №1, 1996. — Администрация Новгородской области, Новгородская Областная Дума. — Новгород, 1996. — С. 149.

[5]. Постановление Губернатора области от 13.05.1996 №189 Об организации закупок сельскохозяйственной продукции в областной (региональный) продовольственный фонд в 1996 году // Информационно-методический бюллетень №2, 1996, — Администрация Новгородской области, Новгородская Областная Дума Новгород. — 1996 — С. 226-229.

[6]. А.З.Селезнев. Конкурентные позиции Новгородской области: оценка состояния и перспективы // В сборнике: Структурные преобразования экономики региона и развитие местного самоуправления (на базе Новгородской области) РАН, Миннац, Администрация области, НовГУ. Материалы научной конференции. — Новгород, 1997.