Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Приморский край

Юрий СИМЕНИДО

Владимирская область

в январе 1999 года

1.    власть и политика

1.1.       Представительная власть

1.1.1.      Заседание Законодательного собрания

20 января состоялось очередное заседание Законодательного собрания (ЗС) области. Были одобрены очередные поправки к принятому 30 ноября закону о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности. В частности, освобождены от уплаты налога государственные и муниципальные учреждения, организации и предприятия инвалидов, религиозные организации в части реализации предметов богослужебного назначения, религиозной литературы. Нижний уровень значений совокупного коэффициента, с помощью которого определяется базовая доходность предприятий, уменьшен с 0,7 до 0,2 (верхнее значение коэффициента остается равным 2).

Областная администрация предложила внести поправку к закону о налоге с продаж. Оказывается, по федеральному закону объектами налогообложения определены товары и услуги «не первой» необходимости (предметы роскоши, автомобили и т. д.). На региональном уровне их перечень может быть расширен. Но на остальные товары действие закона о налоге с продаж не распространяется (в том числе и на те, что фигурируют в областном законе). Чтобы выйти из неудобного положения, авторы законопроекта, хотя закон в ЗС прошел только с четвертого раза, решили дополнить областной закон. Он распространяется не только на товары не первой необходимости (перечень их приведен в поправке), но и на «другие» товары. Причем дополнение это предложено ввести с 1 января с.г. — задним числом. Но такой «фокус» противоречит действующему Налоговому кодексу. С помощью нехитрой уловки закон, который должен действовать только в отношении некоторой части населения, стал бы обязательным для всех. Законопроект обладминистрации возвращен на доработку.

На принятый ЗС 18 ноября закон «О прогнозировании и программах социально-экономического развития Владимирской области» глава обладминистрации наложил вето. «Соответствующий нормативный акт на уровне области безусловно нужен. С этим согласна и администрация. Однако при отсутствии основных макроэкономических показателей, принимаемых на федеральном уровне, принятие областного закона, обязывающего исполнительную власть делать не только краткосрочные, но и среднесрочные, долгосрочные прогнозы и программы, было бы опрометчиво» [[1]]. Все постатейные поправки обладминистрации были депутатами отклонены. Но для того, чтобы «в целом» преодолеть вето, не хватило всего одного голоса.

Депутаты одобрили законопроект о внесении изменений и дополнений в закон «О социальной норме площади жилья». Увеличена общая площадь жилья, которая освобождается от повышенной оплаты; снижена ставка оплаты за отопление сверхнормативной площади.

В обращении ЗС к руководителям обеих ветвей государственной власти содержится просьба увеличить в 1999 году пенсии лиц. проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей. По соответствующему закону пенсии, назначенные этим лицам, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия служащих в силовых структурах. Такая прибавка для нынешних кадров предусмотрена в 1999 году, но в проекте федерального бюджета на текущий год действие статьи закона о соразмерном повышении пенсий — приостановлено.

ЗС рассмотрело и приняло закон о предельных размерах земельных участков для ведения фермерского хозяйства, садоводства, огородничества и дачного хозяйства, а также ряд других нормативных актов по различным направлениям жизни области.

1.1.2.      Бюджет

В обзоре за ноябрь-декабрь 1998 года [[2]]. было рассказано о длительном (почти два месяца) обсуждении изменений в бюджете области на 1998 год. Наконец, 25 декабря соответствующий закон был окончательно утвержден. Только 19 января 1999 года он был официально опубликован и вступил в силу.

В измененной редакции доходы бюджета определены в сумме 929 883 тыс. рублей (было — 979 360 тыс. рублей, уменьшение на 49 477 тыс. рублей), а расходы — в сумме 968 208 тыс. рублей (было 1 026 496 тыс. рублей, уменьшение на 58 288 тыс. рублей). Предельный размер дефицита бюджета — 38 325 тыс. рублей (было — 47 136 тыс. рублей, уменьшение на 8 811 тыс. рублей).

Как сказано в преамбуле закона, он принят «в связи с финансово-банковским кризисом, невыполнением расчетных показателей по доходам и расходам областного бюджета». Основные параметры бюджета-98 были приведены в обзоре за июнь 1998 года [[3]].) Существенно уменьшилась величина основных составляющих доходной части: налоговые поступления — на 260 852 тыс. рублей или на 51,5% (в том числе меньше поступления: на 43,3% — от налога на прибыль, на 63,7% — от НДС, на 71,2% — от акцизов на спиртосодержащую продукцию), трансферт из федерального бюджета — на 163 585 тыс. рублей или на 44%. Правда, выпадение части налоговых доходов и уменьшение величины трансферта в определенной степени компенсировано получением средств по взаимным расчетам из федерального бюджета в размере 400 000 тыс. рублей. Это обстоятельство, а также большее, по сравнению с доходами, снижение запланированных расходов, и позволило уменьшить на 18,7% размер бюджетного дефицита.

Характерная деталь: 59,7% от суммы доходов бюджета за год (почти 555 млн. рублей) было запланировано получить в четвертом квартале. К сожалению, содержание изменений в расходной части бюджета, из-за которых и разгорелся конфликт между обладминистрацией и ЗС, дошедший до суда, — в функциональной структуре, в величинах расходов по прямым получателям средств (в том числе по организациям, не относящимся к областной собственности) — не стало достоянием общественности. Приложения к закону от 25.12.98, содержащие соответствующую информацию, по каким-то причинам не опубликованы.

1.1.3.      Вопрос об учебнике истории

В обзорах за август и ноябрь — декабрь 1998 года [[4],2] было рассказано об обсуждении в ЗС учебника А.А.Кредера «Новейшая история. ХХ век» и требовании депутатов, обращенном к Правительству РФ, — приостановить безальтернативное использование данного учебника. (В [3] было отмечено, что специалисты показали: это утверждение не соответствует действительности.) В середине января стало известно, что из Минобразования РФ в ЗС пришел ответ: «...Учитывая серьезные критические замечания..., Министерство... потребовало от автора и издательства... переработать учебник. В июне 1998 года... был одобрен новый вариант учебника А.А.Кредера «Новейшая история зарубежных стран» (курсив мой. — Ю.С.). В 1999 году будут изданы и другие учебники по новейшей истории для 9 класса, разработанные на иной концептуальной основе... Издание к новому учебному году параллельных учебников по этому курсу предоставит учителю возможность выбора» [[5]].

1.2.       Исполнительная власть

1.2.1.      Заседание коллегии областной администрации

На первом в текущем году заседании коллегии обладминистрации ее глава Н.В.Виноградов сообщил о предварительных итогах социально-экономического развития области в 1998 году. Объем промышленного производства снизился на 3.5% по сравнению с итогом 1997 года. Удалось до двух месяцев сократить в целом по области задолженность по заработной плате, заканчивается выплата пенсий за октябрь. Губернатор прогнозирует крайне тяжелый в финансовом отношении год — «снизились ставки подоходного налога с физических лиц, уменьшился размер НДС. Не сразу заработают принятые налог с продаж и единый налог на вмененный доход. А расходы уменьшать уже некуда, тем более что остались еще и прошлогодние долги».

Законопроект «Об основах промышленной политики Владимирской области» после обсуждения был подписан Н.В.Виноградовым. А проект бюджета дорожного фонда области на текущий год направлен на доработку. Утвержден план выставочно-ярмарочных мероприятий на 1999 год; департаменту внешних экономических связей рекомендовано создать специальный фонд для кредитования выставочной деятельности [[6]].

На совещании с руководителями органов местного самоуправления Н.В.Виноградов говорил, среди прочего, об исполнении бюджета области на 1998 год. Доходная его часть фактически составила только 88,2% к плану. «Даже в сравнении с предыдущим годом был недополучен 341 млн. рублей... Положение усугубляется тем, что почти треть бюджета формируется не «живыми» деньгами, а взаимозачетами. При его немалом дефиците в целом расходы в прошлом году превысили доходы на 90 млн. рублей. (Сравните с указанным на стр. 2 размером предельного дефицита бюджета-98, утвержденным ЗС не далее, как 25 декабря 1998 года. — Ю.С.) Однако часто на местах эти средства расходуются не по назначению».

Главу обладминистрации дополнил его заместитель — начальник главного финансового управления В.П.Кузин. Он говорил о бюджете на 1999 год: «Надо отчетливо представлять себе тенденцию формирования бюджета последних лет, чтобы понять, насколько важна финансовая дисциплина. Если в 1997 году Минфин планировал выделить области 572 млн. рублей трансфертов, то в 1998 году — 362. Фактические же суммы составили соответственно 388 и 223 млн. рублей. Судя по всему — нынче они будут и того меньше... При накопившейся в 155 млн. рублей задолженности по заработной плате назрела необходимость повышения тарифных ставок работающим в бюджетной сфере. (В постановлении главы обладминистрации №21 от 19.01.99 указано: «По состоянию на 1 января 1999 года задолженность по заработной плате работникам организаций бюджетной сферы с начислениями составила 161,3 млн. рублей». — Ю.С.) Нужны деньги. Значит надо не только наполнять бюджеты всех уровней деньгами, а не суррогатами, их заменяющими, но и сокращать расходы... Спасая положение в районах, понимая отчаянное положение бюджетных работников, обладминистрация направила в территории более 90% полученных из Москвы трансфертов. Всего же цифра прошлого года составила вместе с взаимозачетами 359 млн. рублей: вдвое больше, чем планировалось. Однако чем большую помощь получают на местах, тем меньше прикладывают сил к тому, чтобы заработать что-то самим».

На совещании руководителей территорий предупредили — «трансферты будут направляться только тем городам и районам, где они принесут наибольшую отдачу, а не будут бездумно растранжирены не по назначению» [[7]].

В обзоре за ноябрь-декабрь 1998 года [2]. было рассказано о решении коллегии областного суда по иску прокуратуры области к ЗС. Пять статей закона о бюджете области на 1998 год — об увеличении общих расходов ЗС, о включении дотации на покрытие расходов территориальной программы обязательного медицинского страхования в разряд защищенных статей, о ратификации Собранием договоров между обладминистрацией и юридическими лицами внутри области — были признаны незаконными.

ЗС обжаловало решение областного суда в Верховном Суде РФ. 11 января Верховный суд РФ рассмотрел кассационную жалобу ЗС и принял решение удовлетворить ее — дело возвращено в областной суд для нового рассмотрения.

1.2.2.      Кадровые изменения

На должность заместителя главы обладминистрации по аграрной политике и продовольственному обеспечению с 25 января 1999 года назначен В.В.Ножнин. Его предшественник В.Г.Васильев после семи месяцев работы в этой должности подал в отставку в конце ноября 1998 года. Ножнин родился в 1937 году в Вологодской области. Закончил Вологодский молочный институт, по специальности инженер-механик. Почти 40 лет трудовой деятельности В.В.Ножнина прошли в агропромышленном комплексе Владимирской области — на предприятиях «Сельхозтехники», в сельских хозяйствах. С января 1998 года он — советник главы обладминистрации по вопросам сельского хозяйства.

1.3.       Политические партии и организации

1.3.1.      НДР

Совет областного отделения движения «Наш дом — Россия» в начале января обратился к жителям области:

«В последние месяцы в стране и в нашей области обстановка изменилась коренным образом — мы все оказались ввергнуты в острый экономический кризис. Подорвано доверие значительной части населения к власти и реформам... Считаем, что настало время предъявить свои требования к властям как в Москве, так и во Владимире. Мы приложили огромные усилия к избранию ныне действующего Президента РФ, а что получили взамен? Представителем Президента РФ в области назначен С.Соколов — человек, набравший в выборы всего лишь около трех процентов голосов, т.е. не имеющий авторитета. Два года назад население области избрало главу администрации (Именно об этих выборах в декабре 1996 года идет речь в предыдущем предложении — Ю.С.), но, кроме скандалов и раздутых штатов чиновников, это ничего нам не дало.»

На обсуждение жителей области Совет вынес предложения в федеральные и областные органы власти.

Федеральные органы должны принять указы или постановления, в частности, «запрещающие органам власти и Центробанку любые действия, приводящие к удорожанию кредитов и инвестиций; разрешающие любым юридическим лицам самостоятельный поиск кредитов и инвесторов с выдачей гарантий в пределах своей компетенции; отменяющие таможенные и прочие платежи за ввозимое оборудование по производству лекарств; освобождающие на период с 1 июля 1999 года по 1 июля 2000 года от всех пошлин, сборов, платежей и налогов (кроме подоходного) существующие и вновь созданные совместные предприятия с долей российского партнера не менее 51%». До 1 февраля 1999 года должен быть заменен представитель Президента по Владимирской области (выделено мной. — Ю.С.)

Областным властям, среди прочего, предложено:

«принять в 1999 году областные законы о земле на основе законодательства Саратовской и Самарской областей;

принять областной закон, освобождающий... на два года от всех платежей любые предприятия и предпринимателей. привлекающие для развития своего дела инвестиции из-за пределов области в объемах не менее суммы, эквивалентной 30 тыс. долларов США;

сократить расходы областного аппарата управления на сумму не менее 500 тыс. рублей в месяц и эти средства в реальных деньгах ежемесячно в течение года гласно направлять в виде беспроцентных долгосрочных ссуд сельскохозяйственным и промышленным производителям на конкурсной основе;

ввести в действие положение, стимулирующее регистрацию в городах и районах области реально действующих здесь предприятий или филиалов, зарегистрированных сейчас в других субъектах Федерации;

обладминистрации еженедельно давать в СМИ полную информацию о поступивших в область из любых источников льготных кредитах, безвозмездных ссудах и любых других материальных и денежных активах, распределение их проводить гласно на конкурсной основе» [[8]].

1.3.2.      «Владимирский региональный союз демократических сил»

На собрании представителей нескольких организаций правоцентристской ориентации — партий «Демократический выбор России», «Демократическая Россия», Экономической свободы, движений «Демократическая Россия» и «Вперед, Россия!», областного «Народного дома» — сформирован координационный комитет и рассмотрен проект устава нового объединения — «Владимирский региональный союз демократических сил». Цель создания «широкой коалиции демократических сил в губернии», среди прочего, — активное участие в предстоящих выборах в Государственную Думу и в органы местного самоуправления. В принятом участниками собрания заявлении объявлены программные принципы нового объединения, которое «открыто для всех сторонников демократии и либеральных реформ» [[9]].

1.3.3.      ЛДПР

«За последний год численность областной организации ЛДПР возросла на полторы тысячи человек, достигнув 4 тысяч членов» — сообщил на пресс-конференции координатор регионального отделения ЛДПР И.И.Кулешов, избранный на это пост на ежегодной отчетно-выборной конференции ЛДПР, состоявшейся в последние дни декабря 1998 года [[10]].

2.    Экономика

2.1.       Статистика

В порядке подготовки общественности к областному экономическому совещанию, намеченному на начало февраля, «Владимирские ведомости» привели некоторые итоги социально-экономического развития области в 1998 году.

Произведено промышленной продукции на 133 418 млн. рублей. Это 96,2% к уровню 1997 года. За первое полугодие 1998 года объем производства в промышленности составлял 109,1% от уровня 1997 года, за 9 месяцев он был «на уровне», а с октября был зафиксирован спад. Только три отрасли промышленности по итогам 1998 года добились некоторого увеличения объемного показателя: стекольная — на 10,9%, пищевая -на 8,6%, электроэнергетика — на 1,2%.

Капиталовложения в истекшем году «были, в основном, направлены на оплату кредиторской задолженности за выполненные работы в 1995-1997 годах, на выполнение неотложных мероприятий в коммунальное хозяйство, на газификацию и в социальную сферу.

Доля населения, занятого в производстве продукции сельского хозяйства, возросла с 32,5% в 1991 году до 57,2% в 1998 году. Следует отметить, что соотношение долей городского и сельского населения области — 80 к 20 — за эти годы не изменилось. К началу 1999 года из 240 предприятий, занятых сельскохозяйственным производством, 225 перешли в новые организационно-правовые формы, а 15 сохранили статус колхозов или совхозов. В прошлом году только 66 хозяйств получили прибыль. Сократилась общая посевная площадь сельхозкультур; уменьшилось плодородие почвы. В хозяйствах всех категорий удалось увеличить производство молока и мяса птицы; общее производство мяса уменьшилось на 1,5% — из-за сокращения поголовья скота в общественном и личном хозяйстве.

На начало 1999 года в малом и среднем бизнесе работают 15,4 тыс. предприятий и 63 тыс. индивидуальных предпринимателей (рост за год на 7,7% и 5% соответственно). Объем валового продукта, произведенного в малом и среднем бизнесе, составляет 22% от общего ВВП по области. Его доля в промышленности составляет 27%, строительстве — 18%, транспорте и связи — 6%, оказании платных услуг — 17%, в торговле и общественном питании — 29% [[11]].

2.2.       Областной заказ

Постановлением главы обладминистрации №10 от 10.01.99 утвержден областной заказ на 1999 год в общей сумме 100 920 тыс. рублей. Основную часть заказа формируют департамент здравоохранения (29 657 тыс. рублей), облжилкомхоз (29 643 тыс. рублей), департамент сельского хозяйства и продовольствия (14 478 тыс. рублей), департамент социальной защиты населения (14 090 тыс. рублей). Конкурсную комиссию, ведающую организацией и проведением торгов, возглавляет председатель областного фонда госимущества (ОФИ) Ю.А.Соловьев. Заявки на участие в конкурсе фонд принимает до 1 февраля.

2.3.       Областной фонд госимущества

За 1998 год по сравнению с 1997 г. областной комитет по управлению госимуществом (КУГИ) получил в два раза больше средств за аренду госсобственности, но сборы при продаже пакетов акций предприятий оказались на 40% меньше. Заместитель главы обладминистрации — председатель КУГИ Л.Д.Бадальян также сообщил на пресс-конференции, что «за последние 5 лет продано 38 пакетов акций владимирских предприятий. В 20 акционерных обществах условия инвестиционных договоров выполнены, а на 11 предприятиях инвесторы своих обязательств не выполнили. Поэтому проданные пакеты снова возвращены в государственную собственность» [[12]].

ОФИ, после заключения нового договора с Российским фондом федерального имущества, возобновил продажу ценных бумаг. В конце декабря 1998 года был заключен договор с ОАО «Владимирэнерго», которое выкупило 64% акций ОАО «Экспериментальный завод ячеистого бетона» за 672 тыс. рублей. «Владимирэнерго» в «дореформенный период» было инициатором строительства этого завода, но из-за отсутствия госфинансирования оно было приостановлено. Теперь «Владимирэнерго» рассчитывает привлечь инвестиции и закончить строительство.

В январе с.г. ОФИ продал на аукционе крупный пакет (24% уставного капитала) акций оборонного завода АО «Токамак» (г.Петушки). При начальной стоимости двух лотов (3 052 акции) в 80,2 тыс. рублей они были проданы за 84,1 тыс. рублей. Этим шагом предприятие, по словам гендиректора завода Б.Геонии, «надеется привлечь стратегических инвесторов и увеличить производство основного вида продукции — измерительных приборов. Пока, по итогам прошлого года объем выручки предприятия составил всего 2,5 млн. рублей».

Кроме того, проданы 21,52% акций ОАО «Владимироблгаз». При начальной стоимости пакета в 5 817 тыс. рублей они были проданы за 6 108 тыс. рублей. Так как это областная собственность, 96% доходов от продажи пакета поступят в областной бюджет [[13]].

2.4.       Банки

В рамках реструктуризации банковской системы области, по рекомендации обладминистрации и главного управления Банка России по области, владимирский коммерческий банк «Сунгирь» объявлен опорным промышленным банком. По решению собрания акционеров «Сунгирь» переименован во «Владпромбанк». Банк увеличил вдвое до 8,8 млн. рублей свой уставный капитал — в том числе за счет привлечения средств таких крупных акционеров, как АО «Электросвязь», АО «ВладТелеком», АО «ВладАлко». В настоящее время проходят переговоры о вхождении АО «Владимирэнерго» и АО «Владимирский электромоторный завод» в состав учредителей банка. В 1998 году банк стабилизировал работу и, несмотря на августовский кризис, впервые за два года получил прибыль. «Владпромбанк» намерен в ближайшей перспективе начать кредитование промышленных предприятий области. Новый состав наблюдательного совета банка, пополненный директорами крупных и достаточно успешно работающих предприятий области, возглавил председатель Ассоциации товаропроизводителей и предпринимателей области В.Н.Миронов.

2.5.       Сравнительные показатели уровня жизни

В обзоре за ноябрь — декабрь 1998 года [2] было рассказано о данных Госкомстата РФ и Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), в определенной степени характеризующих состояние экономики и жизненного уровня населения области. К сожалению, в публикации «Аргументов и фактов» не было указано — к какому периоду прошлого года относится информация. Новые данные ВЦУЖ об уровне покупательной способности (ПС) населения регионов России в октябре-декабре 1998 года приведены в «Известиях» [[14]].

«Сколько наборов прожиточного минимума (рассчитанных по методике ВЦУЖ) можно купить на среднедушевой доход?» По этому показателю 88 субъектов Федерации проранжированы и разделены на три категории. Список 5 «обеспеченных» регионов, в которых уровень ПС больше 2, возглавляет Москва; ее житель может купить 5,29 набора (было 4,51; далее в скобках указаны предыдущие данные). 71 (было 44) регион — с малообеспеченным населением, их жители могут купить от 1 до 2 наборов. Среди них — Владимирская область. Ее житель может купить 1,09 (0,96) набора, это 66-е место из 88 (52-55 место из 86). В информации, напечатанной в «АиФ», Владимирская область была в отнесена в категорию «бедных» — в них уровень ПС меньше 1. В комментарии ВЦУЖ к «известинской» таблице сказано: «Если средний доход не обеспечивает 1 — 1,5 набора прожиточного минимума, семья находится в состоянии крайней бедности...»

У соседей такие показатели: Нижегородская область — 1,40 (1,03) набора, это 33-е (43) место из 88; Московская область — 1,19 (0,99) набора, 52-е (49) место, Рязанская область — 1,1 (0,85) набора, 65-е (64...66) место, Ивановская область — 1,04 (0,81) набора, 73-е (71...72) место. Как видим, хотя Владимирская область «перекочевала» из «бедных» в «малообеспеченные», ранговый номер ее существенно снизился. В то же время у соседних областей он либо остался на примерно том же уровне, либо повысился.



Источники

[1]. Ганенко В. Прогноз — дело тонкое // Призыв. — Владимир, 1998. — 29 января — №11. — С. 2.

[2]. Сименидо Ю. Владимирская область в ноябре-декабре 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №12 (83).

[3]. Сименидо Ю. Владимирская область в июне 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №6 (89).

[4]. Сименидо Ю. Владимирская область в августе 1998 года  // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №7 (90).

[5]. Учебник Кредера: новый вариант // Владимирские ведомости. — Владимир, 1999. — 23 января — №7. — С. 1.

[6]. Натальина Г. Прогноз губернатора: 1999-й финансовый год будет крайне тяжелым // Владимирские ведомости. — Владимир, 1999. — 23 января — №7. — С. 1.

[7]. Каширина Г. Расходы по-прежнему не по доходам // Владимирские ведомости. — Владимир, 1999. — 29 января — №10. — С. 1.

[8]. Фирсов Е. Власть показала свою несостоятельность // Призыв. — Владимир, 1998. — 12 января — №2. — С. 2.

[9]. Усачев В. Если дело правое, можно надеяться на успех // Молва. — Владимир, 1998. — 26 января — №7. — С. 2.

[10]. Новиков Л. Полку ЛДПР прибыло, но бывшие лидеры встали в оппозицию // Молва. — Владимир, 1998. — 21 января — №5. — С. 2.

[11]. Некоторые итоги социально-экономического развития нашей области в 1998 году // Владимирские губернские ведомости. — Владимир, 1999. — 3 февраля — №12. — С. 2

[12]. Инвесторы бывают разные: щедрые и не очень // Губерния — Владимирские губернские ведомости. — Владимир, 1999. — 15 января — №1. — С. 2.

[13]. Ушакова О. Фонд имущества возобновил продажу ценных бумаг // Молва. — Владимир, 1998. — 26 января — №7. — С. 1.

[14]. Покупать неспособны // Известия. — Москва, 1999. — 30 января — №17. — С. 4.