Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Калмыкия

И. РЫЖКОВ

Республика Калмыкия

в декабре 1998 года

1.    СКАНДАЛ МЕСЯЦА

В связи с отказом правительства Москвы предоставить возможность РНЕ провести свой съезд в Москве, по разным каналам российского телевидения было распространено сообщение о том, что К.Илюмжинов готов предоставить такую возможность г-ну Баркашову в г.Элисте.

23 декабря 1998 года пресс-секретарь Президента РК Б.Галзанов в СМИ Калмыкии пытался опровергать это сообщение. «Как это не раз бывало, журналисты канала НТВ вольно (или невольно) дезинформируют телезрителей. Ни о каких съездах РНЕ в Элисте не может быть и речи, хотя бы в силу того, что в Калмыкии нет соответствующих условий для проведения подобного мероприятия с участием 5000 делегатов. Думаю, это сообщение, как говорится, «одно из...» в общей информационной политике центральных СМИ по телевизионному освещению деятельности администрации Президента РК». Как стало известно, сам Илюмжинов по этому поводу заметил, что вероятно, следующим шагом в этом направлении станет обвинение в адрес руководства Калмыкии в связях с инопланетянами» [[1]].

Однако, буквально на следующий день, А.Баркашов на своей пресс-конференции в Москве, вероятно не зная об опровержении, вновь заявил о поддержке со стороны К.Илюмжинова. В связи с этим жителям республики хотелось бы услышать более четкую позицию Президента РК по данному вопросу. Хотя немудрено, что один вождь симпатизирует другому экстремисту.

Второй скандал в республике связан с созданием регионального отделения лужковского Отечества. Еще в ноябре 1998 года по инициативе Союза труда, Конгресса русских общин, администрации Президента Калмыкии в лице советника по связям с общественностью Е.Поканиновой, было создано калмыцкое региональное отделение, избраны десять делегатов для поездки в Москву.

8 декабря газета «Известия Калмыкии» опубликовала сообщение пресс-службы правительства РК о том, что 4 декабря в Доме правительства состоялось учредительное собрание Калмыцкого регионального отделения общероссийской общественно-политической организации «Отечество» прошедшее под председательством главы правительства РК В.Н.Батурина. На собрании был обсужден и одобрен проект Устава, избраны оргкомитет и контрольно-ревизионная комиссия. В состав оргкомитета вошли Председатель правительства РК В.Батурин, председатель республиканского Совета ветеранов И.Намсинов, заместитель представителя Президента РК в Элисте Т.Емельяненко. председатель Госкомитета по делам казачества П.Шарманжинов. Избраны делегаты учредительного съезда ООПО «Отечество», который состоится 19 декабря. Калмыцкое региональное отделение будут представлять Председатель правительства В.Батурин, его заместитель, министр по делам молодежи, туризму и спорту Б.Бачаев, председатель Госкомитета по делам казачества П.Шарманжинов, председатель Калмыцкой телерадиокомпании Е.Ункуров.

Еще через два дня, 10 декабря 1998 года, в хронике новое сообщение: «Создано региональное отделение «Отечества». 4 декабря состоялось организационное собрание представителей общественных организаций, партий и движений по созданию регионального отделения движения «Отечество». Цель данного организационного мероприятия — обсуждение и выдвижение кандидатур — представителей государственных структур, общественных организаций — делегатами на учредительный съезд. Делегатами в Москву были избраны: К.Н.Илюмжинов — Президент РК, В.Н.Батурин — председатель правительства РК, А.М. Орлов — постоянный представитель РК при Президенте РФ, Е.Б.Ункуров — председатель Калмыцкой телерадиокомпании, З.К.Дорджиева — председатель региональной партии «Демократическая Россия», Б.У.Очиров — председатель Общественного комитета поддержки реформ Президента РК, А.Б.Насунов — заместитель председателя Общественного комитета поддержки реформ первого президента РК, В.У.Галзанова — главный редактор газеты «Элистинские новости», С.В.Сомьянов — председатель молодежного парламента РК [[2]].

Итак, трижды, почти одними и теми же лицами создавалось движение, трижды избирались разные делегаты, трижды писались протоколы. В последних сборищах не принимал участие ни Союз труда, ни региональное отделение КРО. Председатель КРО В.Веременников выразил протест по этому поводу Д.Рогозину, однако на съезд так и не попал. Вследствие этого Калмыцкое региональное отделение КРО по требованию его членов в знак протеста против произвола своих федеральных вождей и соглашательской политики с К.Илюмжиновым готовы пойти на роспуск организации.

2.    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА НОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛМЫКИИ

Для разъяснения идей, которые, по мнению нового Председателя правительства должны принести благоденствие народу, В.Батурин пошел в этот самый народ. Начать решил с интеллигенции. Первым коллективом, который удостоился высокого посещения с целью «завербовать и привлечь на свою сторону» стал профессорско-преподавательский состав Калмыцкого государственного университета. Поводом послужила идея Батурина о введении в Калмыкии новой платежной системы с 1 января 1999 года. Суть этой идеи на первый взгляд проста. Безналичные расчеты будут проводиться дебетовыми чеками, и все расчеты будут безналичными. Хотя как сказал сам премьер, сегодня подобные эксперименты чреваты последствиями. И, по-видимому, мрачными. Поэтому председатель правительства пожелал узнать мнение научной элиты по данному вопросу. Их же интересовал не только будущий морской порт в г.Лагани (утопический по определению В.Батурина проект, своей утопичностью как раз и выполнимый), но и пути спасения Калмыкии — подъем производства, создание рабочих мест, развитие сельского хозяйства, территориальные вопросы. Как оказалось спасителем и варягом Батурин себя не считает. «Моя задача не в создании рабочих мест, не в продаже продукции (ее должен продавать производитель), а в предоставлении инструмента, которым можно заработать деньги, создать условия для работы». Здесь же Батурин поставил диагноз калмыцкой экономике: «Производства нет, республика работает на другие регионы, на соседей, а не на себя». Наверное г-н Батурин во многом прав, однако и он тоже забывает о том, что и регионы России работают на Калмыкию легально, обеспечивая ее бюджет и почти нелегально (непрозрачно) работает так называемая зона льготного налогообложения АРИС, которую составляют также предприятия всей России и которая приносит ежегодно по 30 млн. долл. в карман Президенту Калмыкии К.Илюмжинову.

По мнению В.Батурина, чтобы решить экономические проблемы Калмыкии, надо сменить двухвалютную платежную систему на моноплатежную безналичную. Это позволит дедолларизировать наличное обращение в России и привлечь на счета коммерческих банков валюту, которая по его мнению, хранится в подушках у населения. Поинтересовался премьер насчет долларов и у преподавателей университета, хотя последняя зарплата у тех была в рублях три месяца назад [[3]]. В общем говорили по сути дела на разных языках Затем В.Батурин посетил несколько сельских районов республики. Снова агитировал, но уже более настойчиво, в ультимативном тоне, но на то он, как говорится, и глава Правительства. Пообещал до Нового года выплатить зарплату тем, кто находится на республиканском бюджете. В некоторых районах были подписаны протоколы о намерениях о будущих межбюджетных отношениях. Учитывая дефицитность всех районных бюджетов (до 80%) следующими документами, вероятно, станут соглашения о межбюджетных отношениях между республиканскими и районными бюджетами по которому в следующем году районы обязуются передать все местные доходы в республиканский бюджет, взамен получив бюджет расходов в полном объеме потребностей районов [[4]].

Однако, как выясняется изо дня в день, и планы премьера все больше меняются — вероятно реальная действительность тоже влияет. Как признался В.Батурин 24 декабря в телевизионной программе «Лицом к республике», так как нет электронных устройств в каждом магазине, то вместо безналичных электронных карточек пришли к варианту введения расчетных чеков, можно сказать калмыцких фантиков, на которые будут меняться получаемые гражданами рубли. В общем, так или иначе в Калмыкии формируется своя экономика со своей платежной системой, со своей валютой в виде уже отпечатанных расчетных чеков.

Что касается отношения к этому Москвы, то в Москве об этих нововведениях знают. Отношение неоднозначное, примерно в таких диапазонах: «Видели таких и сам дурак», «Не о деньгах надо думать, а картошку заготавливать» и до тех людей, которые наблюдают за экспериментом с интересом [[5]].

Между тем население республики очень интересует вопрос физического выживания, выплата зарплаты, пенсий, пособий т.д.

В настоящее время в республике задолженность по выплатам зарплаты только республиканским бюджетникам составляет 15 млн. рублей.

Начались выплаты врачам и учителям, правительство громогласно заявило, что свои обязательства, перед своими (республиканскими) бюджетниками оно выполнит до нового года.

Пенсионное обеспечение. Лимит на выплату пенсий по республике составляет 25,8 млн. руб. По состоянию на 20 декабря уже направлено на выплату пенсии 12,5 млн. рублей. В Калмыкии пенсии выплачены по сентябрь. Потребность в средствах на год составляет 299,1 млн. рублей. Фактически профинансировано в настоящее время 246,7 млн. руб. или 82,5%. На 20 декабря задолженность по выплате пенсий за октябрь-декабрь составила 51,5 млн. руб. В республике предпринимаются определенные меры по увеличению сбора страховых взносов. Количество зарегистрированных плательщиков в республике — 17181, число пенсионеров — 67 тыс. человек. Исполнение плана сборов по доходам за 11 месяцев было на уровне 80%. При плане 210,3 млн. рублей, выполнение составило 171.5 млн. рублей. За это же время поступило дотации из Пенсионного фонда России 58 млн. рублей.

Детские пособия по республике почти совсем не выплачиваются, так как, как заявил Председатель Правительства В.Батурин, обязательства по их выплате лежат на местных бюджетах. Хотя в будущем Правительство Калмыкии готово взять на себя выплату текущих пособий, предварительно зафиксировав долг [[6]].

 

В декабре в Республике в основном закончилось формирование нового правительства, которое уже 1 мая 1999 года должно будет отчитаться перед Президентом РК о проделанной работе. Указами Президента РК, который, кстати, отсутствует в республике уже более месяца, заместителем председателя правительства РК, руководителем комплекса перспективного развития республики назначен Шкундов Евгений Иванович, человек в республике никому не известный, призванный заниматься в первую очередь, вероятно, пробиванием инвестиций и лоббированием интересов К.Илюмжинова в российском правительстве по претворению в жизнь идеи Лаганского морского порта. Заместителем председателя правительства РК, министром финансов назначен Дамиров Назим Юсифович. По некоторой информации он является «человеком В.Батурина», в прошлом московский банкир. Он будет контролировать все финансы республики. Прежний министр финансов А.Дорждеев назначен представителем Калмыкии при Правительстве РФ.

В очередной раз произошла смена в социальном блоке правительства. Министром социальной защиты и труда РК назначен Ивиков Павел Александрович. Заместителями министра сельского хозяйства и продовольствия назначены: Козачко Анатолий Васильевич,  Манджиев Герман Александрович, Эрднеев Юрий Андреевич [[7]].

Так как по высказываниям председателя правительства РК трудно понять, что же собирается делать правительство для исправления ситуации, кроме введения новой платежной системы, можно попытаться прояснить ситуацию по стратегическому направлению экономической политики калмыцких властей из высказываний вновь назначенных государственных чиновников. А.К.Долгин — заместитель председателя правительства РК, руководитель комплекса народного хозяйства, министр государственного заказа: «Концепция нового премьера В.Батурина заключается в быстрейшем преодолении кризиса, обеспечении стабилизации экономики увеличения доходов в бюджет республики, наведении организационной стройности в том, чем республика уже располагает, чтобы примерно через полгода можно было добиться серьезных сдвигов к лучшему» ... «Министерство создано взамен многочисленных служб, будет образован единый расчетный центр. Министерство будет заказчиком на все виды транспорта, коммунальных, бытовых, строительных и других видов услуг в области бюджетных денег. В единый расчетный центр станут стекаться платежи за услуги, оказываемые структурами всех форм собственности» ... «Все котельные необходимо передать муниципальным предприятиям. Социальную сферу на селе надо передать муниципальным образованиям, а те, взимая плату с населения, будут содержать всю инфраструктуру села» [[8]].

Примерно такие же рассуждения и у другого заместителя председателя правительства РК, министра сельского хозяйства и продовольствия Д.Бадмаева. И это при том, что по всем прогнозам сумма убытков сельского хозяйства республики составит в 1998 году 210 млн. руб. «Главные аспекты аграрной политики следующие: Кадры, методы хозяйствования, отношение людей к своим обязанностям» ...  «Кадровый вопрос сегодня должен решаться в первую очередь» ... «Нужно остановить тот вал штрафов, пеней, который растет как снежный ком. Существенную помощь в этом окажут недавние постановления правительства РФ об отсрочке платежей в федеральный бюджет, во внебюджетные фонды, о реструктуризации долгов». «Тяжелым бременем ложатся на плечи сельхозпредприятий содержание социальной инфраструктуры, что в конечном счете сказывается на себестоимости продукции. Правительство республики и районные администрации должны взять всю социальную сферу под свой контроль и, по всей вероятности, выделять на ее содержание средства муниципальным образованиям». ... «Надо смотреть выгодно или нет производить ту или иную продукцию в данном хозяйстве в масштабах экономической зоны. Особо важен вопрос специализации конкретных сельхозпредприятий» ... «Задачи перед министерством остаются те же, что и раньше. Более активно мы будем заниматься не только общественным сектором, но и работой фермерских хозяйств, развитием личных подсобных хозяйств. В последних двух секторах практически отсутствует должный учет. Сегодня мы должны иметь четкую картину, какое поголовье кормит калмыцкая степь, сколько производит продукции» ... «На сегодняшний день есть возможность вести промышленный промысел сайгаков, иметь ежегодно от реализации мяса, рогов и шкур до 10-15 млн. рублей. Увеличение поголовья овец должно происходить за счет приобретения мясных, мясо-шерстных пород, крупного рогатого скота за счет калмыцкой породы. Доля удельного веса господдержки аграрного сектора в бюджете РК в этом году составляет 6,5%. Ни о каком увеличении поголовья, производства сельхозпродукции речи быть не может». Все чаще в Калмыкии звучит идея введения единого земельного налога. «Данный налог (сельскохозяйственный) должен существенно облегчить бремя сельхозпроизводителей. Им будет предоставлена возможность платить свои налоги раз в год, после завершения уборки урожая, стрижки или другой кампании, чтобы в течение года не набегали штрафы и пени. Этот налог, судьбу которого должны решить депутаты Народного Хурала, объединит земельный налог и платежи в республиканский и местный бюджеты. По федеральным платежам вопрос пока остается открытым. Зимой мы без хлеба и муки не останемся. Тем более, благодаря предпринимателям наш продовольственный рынок насыщен продукцией привезенный из соседних краев и областей» [[9]].

Все эти высказывания министров говорят вновь об отсутствии полноценных идей, приоритетов, неглубоком знании ситуации. Примерно такие же сентенции звучат в республике с 1993 года. Для чиновников все большее значение приобретают личные подсобные хозяйства граждан, где к сегодняшнему дню производится основная масса сельхозпродукции — у них сразу же возникает желание заниматься ЛПХ. К чему такая забота приводит — давно известно. Ни слова не говорится о разворованных сельскохозяйственных кредитах, о построенных на них дворцах в Элисте, об огромном количестве иномарок закупленных также посредством «умного» использования сельскохозяйственного федерального кредита. Как же не петь осанну российскому правительству и большому другу калмыцкого чиновничества г-ну Г.Кулику за отсрочку платежей по кредитам. Никто не озабочен тем, что на сегодняшний день республика не имеет своего страхового запаса семян, что посевной материал низкого качества. Министр не в курсе дела, что в последние месяцы из республики по ценам чуть выше сложившихся, заготовители из Москвы и других крупных городов вывозят огромное количество мяса. Из-за невыплат социального характера крестьяне пользуясь возможностью продать скот подороже, забивают племенной скот, да и вообще последнюю скотину, если речь идет о личных подсобных хозяйствах.

Еще большие познания в подведомственной ему сфере проявил министр экономики РК В.Сенглеев, пришедший во власть из мелких предпринимателей. «Основная функция нашего министерства — анализ экономической ситуации, прогноз развития экономики. «Самая большая проблема в том, что доля государственных предприятий и организаций упала, снизилась дисциплина, многие руководители предприятий не предоставляют статистическую отчетность в государственные органы контроля и управления» ... «Основная наша идея — все министерства и ведомства должны осуществлять мониторинг. В результате анализа этих данных получим определенную информацию о состоянии экономики» ... «Мы должны выбрать такие стратегические направления, по которым должна двигаться экономика республики» ... «Тенденции, которые мы определяем на сегодняшний день, заключаются в восстановлении прежних позиций по обеспечению населения товарами первой необходимости — мясными, молочными изделиями и т.д. Два наших основных предприятия — АО «Мясокомбинат Аршанский» и АО «Элст» — фактически простаивают. Гормолзавод не производит молочной продукции. Она ввозится из соседних регионов. Фактически республика потеряла рынки сбыта этой продукции, производители сопредельных краев и областей РФ вывозят огромные суммы денег за пределы Калмыкии, наши деньги работают на предприятия, находящиеся за пределы Калмыкии, наши деньги работают на предприятия, находящиеся не в нашей республике» ... «Необходимо развивать субъекты малого предпринимательства, потому, что такие крупные производства, как Аршанский и Элистинский мясокомбинаты, требуют огромных инвестиций. Объем выпускаемой ими продукции не выйдет на предельную прокатную мощность, поэтому сейчас нет смысла их восстанавливать» ... «Основной упор надо делать на развитие малого предпринимательства, на мини-цеха, на мини-заводики небольшого масштаба, они должны производить высокотехнологическую, конкурентоспособную продукцию». Вероятно молодой министр так и не вырос из коротких штанишек мелкого предпринимателя, не говоря уже о том, что нет гарантий, что мини-пекарня будет например, выпекать хлеб более качественный, чем большой хлебозавод.

«Министерство экономики пришло к выводу, что при формировании бюджета, основной упор надо делать на сбор налогов с физических лиц. Конечно это непопулярная мера, но предприятия республики стоят, и основной доход получает население. Оно, что не является секретом, скрывает свои доходы, не выплачивая налоги, не показывает истинный оборот денежных средств» ... «Физические лица налог на имущество фактически не платят или уклоняются от его уплаты». ... «Моя позиция такова: если мы не можем взыскать налоги в полном объеме с субъектов малого предпринимательства, то должны соответствующим образом разработать определенную схему для того, чтобы вовлекать наличные сбережения физических лиц в оборот, то есть надо предлагать такие проекты, в которые физические лица готовы вкладывать деньги, а также в акции, ценные бумаги и т.д. Финансирование за счет средств населения — это единственный источник, который позволяет нам говорить о развитии производства на сегодняшний день» ... «Поэтому мы можем говорить только о средствах населения, о внешних инвестициях, которые придут из-за пределов нашей республики, и от продажи государственного имущества. Ну, возможно стоит задача продажи земли. На сегодняшний день рассматривается вопрос о продаже ее под приватизируемые предприятия» ... «Я бы снял ограничения на использование этих земель, и пусть сносятся те предприятия, которые на сегодняшний день признаны банкротами». ... «Калмкнига, к примеру, признана нерентабельной, хотя занимает определенные площади» ... «почему земли на которых они сооружены, не продавать под застройку жилых домов, офисов и т.д. Я считаю это единственной доходной частью, за счет которой мы можем что-либо получить в доход бюджета» [[10]].

Все это, к сожалению, говорит о дремучем невежестве новой генерации калмыцких чиновников, их мелкотравчатости, большевистском задоре и полном отсутствии чувства ответственности. Перспективы республику ждут, вероятно, еще более мрачные чем прежде. К примеру, В.Батурин объявил о главном коммерческом проекте на будущие полтора года — строительстве 500 тыс. кв. метров жилья с использованием для этих целей местных строительных материалов: — глины, камыша, камня-ракушечника, самана и т.д. Затем предполагается продать построенное жилье по цене 100 долларов за кв. метр, получить с этого доход и разворачивать строительство дальше. Только никто не считает платежеспособность населения в Калмыкии, доходы которого составляют чуть больше 500 рублей в месяц. Что это, маниловщина и утопия или экономический гений В.Батурина и его правительства?

В.Батурин развернул бурную деятельность по реализации своих планов. Состоялось заседание правительства РК, на котором обсуждены проекты законов «О порядке внесения, рассмотрения и принятия закона о бюджете», о порядке внесения в него изменений, о прогнозе сводного финансового баланса и прогнозе консолидированного бюджета, о разработке республиканской программы жилищного строительства до 2000 года. Кроме того, новый премьер уже побывал в Германии и Франции. В Германии ему понравилась бухгалтерская отчетность у тамошних фермеров — обещал внедрить в Калмыкии, а то, оказывается, из-за плохой системы отчетности калмыцкий фермер продукции не дает. Понравился и сельскохозяйственный комбайн «Кейс» стоимостью сто миллионов рублей. Решили купить для республики достаточное количество — 100 штук, и в придачу 80 тракторов, которыми оснащено сельское хозяйство Германии, тем более, что фирма создаст у нас станцию техобслуживания, организует поставку запасных частей. Нашим стратегам остается вернуться к хорошему опыту 50-60-х годов и организовать в свою очередь МТС (машино-тракторные станции) и работа пойдет [[11]].

В Париже решали нашу программу «Жилье». В основном, как сообщалось жителям республики, в Евробанке. Там вроде дали согласие предоставить средства под эту программу на условиях выделения коммерческого кредита. Из неофициальных источников стало известно, что и красивые фантики-чеки — местную валюту — печатали тоже во Франции, можно сказать, что Франция теперь государство-побратим Калмыкии.

К тому же и помощь из центра вовремя подоспела. В республиканской прессе опубликованы выдержки из письма министра финансов РФ М.Задорнова премьеру Е.Примакову. Суть его сводится к тому, что: «Для отмены санкций, примененных к Калмыкии в соответствии со ст. 44 федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год», Республике Калмыкия предложено обеспечить возврат незаконно перечисленных в августе текущего года средств федерального бюджета в размере 236 млн. рублей с одновременным подписанием соглашения о выполнении указанных обязательств. Указанное соглашение между Минфином России и РК в настоящее время подписано. Начиная с августа текущего года, задолженность РК федеральному бюджету погашена в счет средств финансовой помощи, предусмотренной к перечислению бюджету РК в 1998 году из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Оставшаяся задолженность по состоянию на 1 декабря 1998 года составила 103,2 млн. рублей, которая также будет зачтена в счет средств финансирования, предусмотренных РК в федеральном бюджете на 1998 год, в соответствии с подписанным соглашением». ... «В связи с этим, а также учитывая обращение Народного Хурала РК и правительства РК о принятии мер, направленных на стабилизацию финансовой обстановки в республике, просим Вашего согласия на отмену примененных к республике санкций и возобновления предусмотренного по РК финансирования из федерального бюджета» [[12]]. Примаков, конечно, разрешил. Итак, деньги (все) Кирсан так и не вернул, всю страну «на уши поставил», но, пожив в Москве безвылазно больше месяца, вымолил, вероятно, себе прощение и тем самым получил еще в передачу индульгенцию на все будущие прегрешения. А в местной прессе Кирсан — герой, добился победы над ненавистным центром. И денежки уже пошли. Получены средства на финансирование стипендии студентам (выдали по ноябрь), зарплата федеральных органов исполнительной власти и органов судебной системы, общей суммой в 26 млн. рублей.

3.    РАЗВИТИЕ СЕПАРАТИЗМА В КАЛМЫКИИ

В свете всем известных «сепаратистских» событий, приключившихся в очередной раз с К.Илюмжиновым, особенно интересна позиция официальных СМИ, администрации Президента и Правительства Калмыкии. Общий лозунг всех материалов таков: ничего не произошло. А если и произошло, то Кирсан был все равно прав и поэтому победил. Именно под таким соусом сообщается о встрече в Москве Илюмжинова с председателем Центробанка В.Геращенко. «Геращенко сообщил, что проблемы взаимоотношений Центробанка и Национального банка РК находятся в стадии окончательного урегулирования» [[13]].

Состоялась встреча Илюмжинова и с первым вице-премьером Правительства РФ В.Густовым. Главной темой встречи был «проект строительства морского порта в Лагани и создание там свободной экономической зоны». Во встрече принимали участие А.Дорждеев, бывший министр финансов и некто С.Мамедов — министр по инвестициям, личность никому в республике не известная. Пресс-служба Президента Калмыкии сообщает, что создана специальная рабочая группа Правительства РФ и Калмыкии, на чем собственно и настаивал Кирсан, которые готовят проект постановления Правительства РФ о фиксированном налоговом сборе (платеже) Калмыкии в федеральный бюджет, а также проект соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между правительством России и Калмыкии [13].

Такие сообщения идут постоянно, иногда повторяясь или конкретизируясь. Оказывается, что вопрос свободной экономической зоны и таможенной зоны в Лагани обсуждался с руководителем финансового Департамента правительства РФ А.Починком и руководителем юридического отдела правительства РФ С.Шахраем. Техническая документация проекта создания свободной экономической зоны находится на согласовании в Правительстве РФ [[14]]. И уже мало кто сомневается, что мудрый Кирсан решит все вопросы без Примакова, но через своих добрых друзей Починка и Шахрая. В республике все помнят, как Починок в бытность главным мытарем России хвалил зону льготного налогообложения в Калмыкии (черную дыру российской экономики) в награду за что получил чистокровного жеребца от Кирсана. А что касается Шахрая, так тот уже однажды спасал Президента Калмыкии от политической смерти в 1997 году, в последний момент отозвав из Конституционного суда РФ запрос о конституционности закона РК «О выборах Президента республики Калмыкия».

Проблему личных финансовых взаимоотношений К.Илюмжинова и Правительства РФ в Калмыкии сразу постарались перевести в сферу национальных отношений. Криминал всегда находит спасение в национализме и сепаратизме. Целенаправленно публикуются соответствующие материалы совершенно необоснованно отождествляющие криминальный режим и весь калмыцкий народ. Масла в этот же костер подливают и некоторые государственные деятели и лидеры различных политических и общественных организаций. И здесь даже не говорится о провокационных высказываниях г-на Жириновского, объективно льющих воду на националистическую мельницу К.Илюмжинова. В газете «Известия Калмыкии» введена специальная рублика «По материалам российской печати», где публикуются мнения людей, не знающих всей глубины проблем в Калмыкии и поддерживающих сепаратистские устремления К.Илюмжинова, обосновывая свою позицию, конечно же, благими намерениями. Распространены ответы М.Шаймиева на вопросы журналистов по поводу заявления К.Илюмжинова о взаимоотношениях Калмыкии и РФ. Как заявил Шаймиев, «Калмыкия имеет Конституцию — Степное Уложение, более соответствующее Российской Конституции, чем Конституции остальных республик». В устах государственного деятеля совершенно непонятно в чем разница более или менее несоответствия Конституции... «В его заявлении речь идет не о выходе из России, а о расширении полномочий. Это вызвано тем, что Центр, взяв себе огромный объем полномочий, их не выполняет. А президент Калмыкии как человек, отвечающий за республику, видимо не может достучаться со своими проблемами до российского центра» ... «Заявление Жириновского в адрес РК мало чем отличается от заявления А.Макашова. Получается, что в многонациональной России неуютно не только евреям, но и калмыкам, а может еще и другим народам. Даже раньше в Верховном Совете СССР и РСФСР были палаты национальностей, через которые они могли в законодательном порядке ставить свои специфические проблемы и добиваться их решения» [[15]]. Читая высказывания Шаймиева, начинаешь сомневаться в его имидже мудрого политика, более того, появляется сходство с позицией В.Илюхина о пропорциональном представительстве.

Некто Председатель Исполкома Карельского конгресса «Северный курьер» А.Григорьев в своих высказываниях пошел еще дальше: «То, что озвучил К.Илюмжинов, рано или поздно должно было произойти. Если не в Калмыкии, то в другой республике или области. Удушающую зависимость от Москвы испытывают все 89 регионов и 88 субъектов стремятся ослабить давление этого пресса. Удивляешься реакции думцев и некоторых других политиков — запретить говорить руководителю республики, что в сложившемся финансово-экономическом положении и прежнем статусе республика существовать не может. При этом московские деятели не обременяют себя в подборе выражении в адрес Илюмжинова, фактически оскорбляя законно избранного подавляющим большинством населения республики Президента. Президент как известно, своеобразное концентрированное выражение народовластия всей Калмыкии. Кроме того, это яркий лидер калмыцкого народа. Оскорбляя Президента, оскорбляют республику и народ. Видимо по привычке, представители большого народа не замечают национального аспекта в этом конфликте, но представители малочисленных народов чувствуют это всем сердцем» [[16]].

Г-н Григорьев к сожалению, наверное не знает, что в 1995 году выборов Президента Калмыкии не было, а было безальтернативное голосование за К.Илюмжинова по закону, не соответствующему Конституции РФ и федеральному законодательству.

Далее Григорьев уже сам берется быть представителем калмыков и считает возможным выступать от их имени. «Что касается калмыков, у них на долгие времена осталась неприязнь к Центру, по решению которого десятки тысяч калмыков подверглись жесточайшим репрессиям и физическому уничтожению. Поэтому Москва в вечном долгу перед калмыками и другими народами РФ» ... «В самой Думе ничтожно мало депутатов-националов. Во всяком случае, там нет ни карелов, ни финнов, ни немцев и еще более чем 100 народов РФ». Здесь тоже эти слова можно воспринимать как выражение поддержки пропорционального представительства в органах государственной власти, а напечатание данного материала в официальной калмыцкой прессе говорит о степени поддержки данных взглядов [16].

Вообще смысл всех последних высказывании в официальных средствах массовой информации и особенно в электронных, вполне понятен:

— убедить население в правильности проводим его руководством республики курса,

— подкрепить усилия властей Калмыкии по созданию образа врага в лице Москвы, объявить виновником всех бед некие злые силы в центре в виде, скажем, «большого народа»,

— провести глубокую идеологическую подготовку населения к принятию идеи сепаратизма, как неопасной, подготовка общественного мнения к возможности распада России или превращения ее в договорную федерацию, конференцию с ассоциированным членством и т.д.

Что особенно настораживает, так это поддержка Кирсана Союзом Казаков России. Так недавно в Государственном комитете РК по делам казачества состоялась пресс-конференция председателя этого комитета, атамана казачьего войска Калмыкии П.Шарманжинова. Тема — прошедший в Ставрополе Большой круг казаков. Если верить калмыцкому атаману, то, оказывается, и там обсуждалась ситуация, сложившаяся в Калмыкии в связи с незаконными, как заявил П.Шарманжинов, санкциями федерального центра. «Казаки единодушно осудили непродуманные действия некоторых политических деятелей, депутатов Госдумы РФ, госчиновников, российских СМИ. Они заявили о своем неверии в сепаратизм калмыцкого народа, выразили поддержку многонациональному народу Калмыкии, Народному Хуралу РК как законодательному органу республики, одобрили стремление Президента РК улучшить социально-экономическое положение Калмыкии» [[17]]. Участники и делегаты круга учредили новое общественно-политическое движение «Союз Казаков Кавказа», атаманом координатором этого движения назначен атаман казачьего войска Калмыкии П.Шарманжинов.

Многие в республике отмечают, что конечно же и атаман Союза казаков России, депутат Государственной Думы Мартынов и руководство Союза прекрасно зная ситуацию о взаимоотношениях между К.Илюмжиновым и федеральными властями, тем не менее позволяют калмыцкому атаману П.Шарманжинову дезинформировать представительные органы казачества, настаивать или инициировать принятие от имени всего российского казачества или казачества Кавказа политических деклараций поддерживающих политику К.Илюмжинова — незаконного Президента Калмыкии, Парламента Калмыкии, законность которого рассматривается Верховным Судом РФ. В сознании основной массы населения республики эта поддержка означает не на словах, а на деле поддержку сепаратистских и экстремистских тенденций калмыцкого руководства. В этой связи позиция казачества является непоследовательной, двойственной и требующей разъяснений на самом высоком уровне. Хотя в принципе понятно, что присвоение полковничьего звания Илюмжинову, награждение его какими то казачьими наградами и т.д. не делаются просто так. Возможно, в так называемой оффшорной зоне Калмыкии зарегистрированы и предприятия, которые слишком дороги российскому казачеству, возможно есть другой серьезный экономический интерес, скажем связанный с Элистинским рынком. Все эти вопросы требуют, конечно же, более глубокого исследования.

4.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ

На торжественном собрании в УФСБ РФ по республике Калмыкии были подведены итоги деятельности службы за прошедший год. Они по нашим меркам довольно внушительные. Выявлен ряд сотрудников спецслужб США, Великобритании, Китая, Японии. В ходе мероприятий по обеспечению безопасности 33-й шахматной олимпиады предотвращен въезд трех террористов, выявлено шесть иностранцев, подозреваемых в принадлежности к спецслужбам иностранных государств. В результате совместной деятельности с находившейся в Элисте группой «Альфа» обнаружено и обезврежено взрывчатое устройство. В период подготовки к олимпиаде из Калмыкии выдворено 23 иностранца, нарушивших российское законодательство. Совместно с таможней выявлено 221 нарушение межправительственных соглашений и внутреннего законодательства РФ. За незаконное пребывание в стране к административной ответственности привлечено 18 человек. Изъято значительное количество огнестрельного оружия и боеприпасов, более 7 кг наркотических веществ. Сотрудниками управления раскрыта деятельность организованной преступной группы, занимающейся незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов. По факту убийства главного редактора оппозиционной газеты «Советская Калмыкия сегодня» Л.Юдиной совместно с МВД республики, региональной прокуратурой был проведен ряд мероприятий, в результате которых преступники установлены и задержаны. Всего за 1998 год по материалам УФСБ в республике возбуждено 32 уголовных дела [[18]].

Однако, несмотря на такие «успехи», необходимо отметить, что по особенно важным сегодня для республики проблемам, таким как сепаратизм и экстремизм, разжигание национальной и социальной розни, массовым нарушениям прав человека, в результате которых обостряется общественно- политическая ситуация в республике управление ФСБ не проявляет особого рвения. Так до настоящего времени нет никакой реакции на заявление К.Илюмжинова от 3 ноября 1998 года о предотвращенной им попытке государственного переворота в Калмыкии летом 1998 года, хотя на проведении следствия по этому заявлению настаивала Калмыцкая региональная организация «Яблоко». До настоящего времени нет никакой реакции органов ФСБ на другие высказывания К.Илюмжинова, носящие провокационный сепаратистский и экстремистский характер. До настоящего времени нет никакой реакции на развернутую в СМИ республики кампанию по разжиганию ненависти к оппозиционной властям Калмыкии организации «Яблоко», по целенаправленному формированию властями Калмыкии в общественном сознании образа врага в лице Москвы или федерального центра.

Нет никакой реакции на эти и другие нарушения, происходящие в республике и другого органа — Прокуратуры РК и ее Прокурора Ю.Джапова. Причиной этого стал приезд и работа в течение двух недель в Республике очередной бригады Генеральной прокуратуры РФ. Как стало известно из достоверных источников, в Генпрокуратуре рассматривается вопрос назначения на должность прокурора РК человека, не зависимого от местных властей, способного проводить линию Генпрокуратуры по соблюдению законов РФ на территории Калмыкии, приведения местного законодательства в соответствие с Федеральным, осуществление реального контроля за законностью деятельности властей республики вообще и правоохранительных органов в частности. Стало известно, что дело по расследованию убийства Л.Юдиной продолжается и его окончание перенесено в очередной раз с 8 декабря на 30 декабря 1998 года. Довольно странная ситуация в условиях, когда все исполнители данного преступления давно задержаны, как говорит следствие, или дело за заказчиками?

Многие в республике говорят сегодня о причастности к этому делу председателя Национального банка РК, а ныне, кроме этого и депутата Народного Хурала. Из некоторых источников исходит информация о том, что все попытки следственной группы арестовать банкира оказывались неудачными, так как всякий раз перед арестом, он спасался помещением в реанимационное отделение республиканской больницы. По странному стечению обстоятельств, буквально за несколько дней до завершения следствия сразу два высокопоставленных чиновника Республики Калмыкии оказались пациентами республиканской больницы. Это председатель Национального банка РК, депутат Народного Хурала РК В.С.Дарбаков и Государственный советник Республики Калмыкия В.Н.Батурин. Все надеются на их полное выздоровление.

5.    13 ДЕКАБРЯ 1998 ГОДА КАЛМЫКИЯ ПРАЗДНУЕТ ЗУЛ — КАЛМЫЦКИЙ НОВЫЙ ГОД

Традиционным праздником встречи Нового года у калмыков считается Зул. Согласно буддийской традиции праздник Зул, с которым связывается наступление Нового года 12-летнего цикла по лунному календарю, отмечают 25 числа десятого месяца Коровы (быка). В этом году он приходится на 13 декабря.

Как и любой Новый год, калмыцкий Зул был и остается прежде всего сугубо семейным торжеством. К этому дню в семьях обычно готовятся заранее. Всем домочадцам стараются заранее справить обновы, квартиру тщательно убирают и готовят к приходу родственников и гостей. Хозяйки накануне готовят блюда национальной кухни: пекут из пшеничной муки борцоки, варят баранину и калмыцкий молочный чай — джомбу. Часть приготовленной пищи ставится перед образками, тем самым отдается дань уважения умершим родственникам. Праздничной едой угощают всех пришедших в дом, при этом произносится традиционное приветствие «День сегодняшний пусть будет благословенным и принесет прибыль». Собственно, название самого праздника происходит от обычая зажигать лампады. В каждой семье делают «зул» — лампадку, вылепленную из теста, на каждого члена семьи, их относят в хурул и ставят на жертвенный столик. Сохранился обычай и в доме ставить две лампадки. Одна делается в форме лодочки, в нее устанавливаются фитильки, состоящие из множества сухих травинок, заготовленных заранее по числу лет каждого члена семьи, плюс еще несколько, сколько членов семьи — столько должно быть фитильков. Вторая лампадка обычной формы, фитиль в ней состоит из девяти травинок (число девять у калмыков считается счастливым). Смысл этого обряда — продление жизни, возраста человека. По интенсивности и длительности горения огня в зажженных зулах люди гадают, каким для них будет грядущий год. А когда лампадка догорит, тесто затем вкушается в виде аршана — освященной пищи.

В дни Зула буддийское духовенство отмечает также очередную годовщину со дня ухода в нирвану ламы Цзонхавы, по-калмыцки Зунквы, основателя желтошапочной школы Гелугпа.

В воскресенье, 13 декабря, во всех хурулах и молельных домах республики прошли праздничные молебны и богослужения. В главном храме Калмыкии — Геден Шеддуб Чои Корлинг с 9 часов утра началась торжественная служба. Состоялся ритуал освящения статуэток, привезенных из Индии к приезду Его Святейшества Далай-ламы четырнадцатого.

Если в этот день прийти в хурул и преподнести одну лампадку, это будет равносильно тому, что преподнести в обычный день сто лампадок. Следует особо отметить, что буддистам в праздник Зул нельзя употреблять спиртное, ибо это может повлечь за собой ухудшение кармы. Необходимо встречать Зул со светлыми мыслями и добрыми намерениями.

6.    О ВЗГЛЯДАХ НА ЖИЗНЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ В.Н.БАТУРИНА
ИЛИ ДЛЯ ЧЕГО ПОНАДОБИЛОСЬ НОВОЕ ЗАПУДРИВАНИЕ МОЗГОВ

В продолжение и обоснование своих планов экономического и финансового реформирования Калмыкии 2 декабря 1998 года в газете «Известия Калмыкии» №256 была опубликована программная статья Председателя правительства РК В.Н.Батурина и Сергей Морозова генерального директора, председателя правления Эльим банка, действительного члена Нью-Йорской академии наук, почетного доктора Ново-Английского Центра Международных и региональных исследований Бриджпортского университета в США, под названием «О еврейском вопросе, русской национальной идее, или почему России нужна замена платежной системы».

В статье констатируется, что в 1998 году «агонизирует и тихо умирает последний оплот индустриального общества — посткоммунистическая Россия». Далее из исторических посылок выводится тезис о том, что «переход человеческой цивилизации от оседлого общества к индустриальному обществу оказался практически целиком связанным с еврейской наукой, деньгами, ремеслом и опытом международного общения». Установив данный факт, авторы продолжают исторический экскурс, показывая пути еврейской мировой экспансии. «Любая буржуазия» есть продукт индустриального общества, то есть фактически продукт экспансии еврейского капитала из Испании, начавшийся 2 августа 1492 года. Индустриальное общество и следующее за ним информационное общество — это практически целиком продукты еврейской идеологии, денег, науки и культуры». При этом следуют ссылки на еврейскую европейскую социал-демократию, участие евреев в гитлеровском режиме в Германии и в Советской России. Затем авторы переходят к анализу исторических отношений евреев и русских от Древней Руси и Хазарского каганата и до 1917 года, делая вывод, что вся история России — это борьба в том или ином виде с евреями, поэтому «Антисемитизм в России — явление историческое» и формула «Два Рима пали, Москва — третий Рим, а четвертому Риму не бывать» — это формула борьбы за богоизбранность с евреями, при этом под богоизбранностью следует понимать возможность контроля над основными торговыми путями, в частности «из варяг в греки».

История развития народов, государств, цивилизации, авторами видится как история борьбы за торговые пути и колонии, что «история всех цивилизаций по своей экономической сути есть история платежных систем». Появление новой платежной системы, основанной на бумажных деньгах, обеспеченных золотой монетой, связано с возникновением колониальных рынков. До этого монетная платежная система в оседлом обществе, затем, после второй мировой войны и нового передела, появилась двухвалютная платежная система. Возникновение новой империи информационного общества — Европейского Союза — сопровождается созданием новой платежной системы с «евро».

Все эти исторические экскурсы, масса исторической, экономической, идеологической информации используются авторами для необходимости решения нескольких главных на их взгляд, задач для России. То есть авторы оказывается тоже мыслят глобально, можно сказать в мировом масштабе. Москва (третий Рим) по мнению авторов, для своего же спасения и рывка в новое информационное тысячелетие, должна выступить в роли «апостола» новой веры и «провозгласить на весь мир начало новой «российской эры». Лозунги этой эры:

1. Экономическая национальная (общероссийская) идея — открытие нового шелкового пути.

«У России появился уникальный шанс наконец-то воплотить в жизнь и сделать реальной «тысячелетнюю мечту», действительно стать «третьим Римом», провозгласив в качестве национальной идеи идею открытия второго Великого шелкового пути, пути из «варягов в греки» через Каспийское море... История предоставляет России уникальный шанс за счет того, что единственное место, где этот путь возможен на территории России, а именно в районе г.Лагани в Калмыкии... через транснациональный железнодорожный коридор: Хельсинки-Москва-Тегеран-Дубай. Этот путь в 3-4 раза короче, чем путь через Суэцкий канал... Истоком этого пути на территории России будет территория Калмыкии, поэтому большое значение имеет тот факт, что Президент Калмыкии К.Илюмжинов принимает самое активное участие в разработке этого геополитического проекта. Как это ни кажется странным, Калмыкия в третьем тысячелетии должна стать одним из ключевых звеньев экономики новой России. Дело за малым. Россия должна провозгласить, что ее национальная идея — это новый, без войн и крестовых походов, экономический передел сфер влияния через торговлю, интеграцию в мировое экономическое пространство, через завоевание своего ключевого места в обществе, идущем на смену индустриально-информационному обществу третьего тысячелетия».

2. Замена двухвалютной платежной системы на безналичную моноплатежную систему.

«Реформа платежной системы происходит в Западной Европе сегодня на базе принципиально новой электронной технологии, позволяющей разрешить проблему единообразных платежных средств и расчетов на в сем поле открытого экономического пространства, нового (неколониального) информационного общества... Весь цивилизованный мир упорно готовится к появлению безналичных расчетов в «евро»... Нет никаких сомнений, что введение дебетовой платежной системы, адекватной экономике открытого экономического пространства нового информационного общества, и есть сегодня то самое кардинальное направление в развитии мировой финансовой системы... Очевидно, что не только объективно, извне страны, но и объективно, изнутри страны, назрела необходимость смены платежной системы, назрел переход на международные дебетовые платежные инструменты, позволяющие в принципе отказаться от наличных рублей и монет, их дорогостоящего производства и не менее дорогостоящего обслуживания в обращении. Необходимо перейти от нынешней двухвалютной платежной системы (выкачивающей безналичные доллары, марки и рубли из банков под подушки населения) к моноплатежной, полностью безналичной платежной системе (стимулирующей обратный процесс «закачивания» на банковские безналичные счета наличные доллары, марки, фунты, рубли)... этот переход обеспечит экономию бюджетных средств и сделает платежную систему России совместимой с платежными системами Европейского Союза и США (то есть с евро и долларами). Это мероприятие позволит привлечь на счета коммерческих банков львиную долю наличной валюты у населения... Только в России эта сумма составляет от 20 до 70 млрд. долларов».

Никто только не задается вопросов, какие махинации можно проводить в этой виртуальной платежной системе.

3. Платежный Союз субъектов Российской Федерации

Итак, «диким племенам» в Калмыкии новые апостолы предлагают вариант как всем сделать хорошо в мировом масштабе.

1. Предлагается новая русская национальная идея, гарантом которой будет К.Илюмжинов и наличие порта в г.Лагани, как начало Великого шелкового пути. Но так как денег в Калмыкии нет и не предвидится для реализации проекта века, а федеральные что были, те уворованы, то естественно сегодня Председатель калмыцкого правительства В.Батурин, как прагматичный бизнесмен прилагает все усилия, вероятно используя и свои родственные московские связи, чтобы заставить федеральное правительство профинансировать эту идею века, под сладким названием «русская национальная идея», под гарантии заслуженного сепаратиста Российской Федерации Кирсана Николаевича Илюмжинова. От больших финансов, которых в Калмыкии сроду не видывали, несомненно упадут крохи, вполне соизмеримые с республиканским бюджетом, чего вполне хватит идеологам новой русской идеи для того чтобы положить все силы на реализацию проекта века.

2. Предлагается создание в России новой платежной системы унифицированной с Европейским сообществом или с США.

В переводе на русский это означает, что надо отказаться от своей национальной валюты (рубля) и перейти на безналичные доллары или евро. А для проверки данной теории Председатель правительства республики Калмыкия В.Батурин решил с 1 января провести опыты на подвластных аборигенах в Калмыкии. Прав был Бисмарк. Для проведения очередного опыта вновь избрали республику, которую не жалко — Калмыкию.

При этом господин Батурин ничего не говорит о такой важной вещи как доверие населения к власти, при наличии которого только и возможно проведение каких-либо реформ. Нормальным путем конечно. Если же снова по-большевистски, то конечно ни объяснять, ни тем более спрашивать ничего не надо. Господин Батурин ничего не говорит о том в каком положении окажутся российская и в частности калмыцкая экономика и финансы, если вдруг волею злого рока окажутся в «открытом мировом экономическом пространстве». Обещания правительства обеспечить государственный контроль за долларовым обеспечением безналичных расчетов сегодня никого не убеждают и более того наивны и смешны. Задача добровольной перекачки долларов из чулков в коммерческие банки, конечно достойна бизнесмена и банкира, но еще более смешна в условиях, когда еще живы те люди, которые помнят 17 августа 1998 года, да и вообще провели все последние десять лет в полном сознании и несмотря на это не потеряли рассудка. Или господин Батурин считает, что перекачав наличные доллары из-под подушек населения банкиры постыдятся их скачать в другие банки, как они всегда это делали, скажем в банки Швейцарской конфедерации.

3. Предлагается платежный Союз субъектов Российской Федерации.

В переводе на русский это надо, вероятно, понимать как создание новой системы отношений в финансовой сфере, а впоследствии, естественно, и вообще в экономике, которая будет обуславливаться наличием тех или иных договоров. То есть в экономической сфере нам уже предлагают договорной тип федерации и, заметьте, безо всяких там внесений изменений в Конституцию.

Влияние политической воли федеральных властей в области финансово-экономического регулирования сводится к нулю. Наступает полная зависимость нашего «деревянного» и нашей дышащей на ладан экономики от того самого симпатичного «единого мирового экономического пространства» и полная зависимость от основных мировых финансовых групп.

Это в общих чертах модель того, что на самом деле предлагают Калмыкии и России новый председатель правительства Калмыкии В.Батурин, соавтор новой национальной идеи, большой знаток мировой экономики и еврейского вопроса.

Интерес В.Батурина и К.Илюмжинова в связи с предложенными проектами очевиден и многогранен, однако ни на одной грани не отражается заинтересованность в решении сегодняшних экономических проблем республики.

 



Источники

[1]. Состоится ли съезд РНЕ в Калмыкии? // Известия Калмыкии. — 1998. — №270. — 23 декабря.

[2]. Отделение «Отечества» в Калмыкии // Известия Калмыкии. — 1998. — №260. — 8 декабря; Создано региональное отделение «Отечества» // Известия Калмыкии. — 1998. — 10 декабря.

[3]. Премьер пошел в народ // Калмыцкий университет. — 1998. — №15. — 11 декабря.

[4]. Рабочая поездка В.Батурина в Яшкульский район // Известия Калмыкии. — 1998. — №261. — 9 декабря.

[5]. Лицом к республике // Калмыцкое телевидение. — 1998. — 24 декабря.

[6]. Алешин В. Пенсионеры и пенсии // Известия Калмыкии. — 1998. — №271. — 24 декабря.

[7]. Официальная хроника // Известия Калмыкии. — 1998. — №266. — 17 декабря.

[8]. Ткачев С. Проблемы стабилизации в число приоритетных // Известия Калмыкии. — 1998. — №255. — 1 декабря.

[9]. Михайлова С. Действовать с позиции здравого смысла // Известия Калмыкии. — 1998. — №256. — 2 декабря; Спиридонова В. Мы знаем что делать и как делать // ЭЖ-Калмыкия плюс. — 1998. — №49. — 11 декабря.

[10]. Ткачев С. Экономике поможет коллективный инвестор // Известия Калмыкии. — 1998. — №266. — 8 декабря.

[11]. Хроника. Калмыцкое телевидение. День республики 19-45 // Известия Калмыкии. — 1998. — №265. — 16 декабря.

[12]. Подписано соглашение между Минфином России и республикой Калмыкия- пресс служба прав РК // Известия Калмыкии. — 1998. — №271. — 24 декабря.

[13]. Официальная хроника // Известия Калмыкии. — 1998. — №257. — 4 декабря.

[14]. Рабочие встречи Президента Калмыкии пресс-служба президента РК // Известия Калмыкии. — 1998. — 22 декабря.

[15]. В национальной политике нельзя уподобляться страусу журнал «Время и деньги» // Известия Калмыкии. — 1998. — №270. — 23 декабря.

[16]. Григорьев А. Надо заниматься реальными проблемами // Известия Калмыкии. — 1998. — №270. — 23 декабря.

[17]. Союз Казаков Кавказа — за единую и неделимую Россию // Известия Калмыкии. — 1998. — №257. — 4 декабря.

[18]. УФСБ Калмыкии подводит итоги // Известия Калмыкии. — 1998. — №271. — 24 декабря.