Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Пермская область

И.А. ГЕРМАНОВ

Пермская область

в декабре 1998 года

1.    Экономика

1.1.       Статистика

По данным областного комитета государственной статистики, за ноябрь, как и ожидалось, подъема производства не произошло. Показатели индекса физического объема произведенной продукции за одиннадцать месяцев по крупной и средней промышленности, а также по всей промышленности (с учетом досчетов) были несколько ниже, чем за десять месяцев. Ситуация продолжает оставаться достаточно напряженной.

С начала года предприятиями всех форм собственности, включая малые и совместные, а также промышленные подразделения при непромышленных организациях, произведено продукции в фактических отпускных ценах и оказано услуг промышленного характера на сумму 36514,2 млн. рублей, в том числе в ноябре — на 4418,7 млн. рублей.

Индекс физического объема (ИФО) произведенной продукции по всей промышленности за январь — ноябрь с.г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 95,9%. В ноябре объемы продукции в физическом исчислении по всей промышленности сократились к уровню ноября прошлого года на 10,9%, по крупным и средним предприятиям — на 13,1%.

Выше стопроцентной отметки сложился ИФО производства с начала года в нефтедобывающей отрасли, цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и деревообработке. В остальных отраслях объемы в физическом исчислении по отношению к прошлому году сократились. Максимальное отставание от прошлогоднего уровня по-прежнему остается в угольной промышленности.

Анализируя данные статистической отчетности в территориальном разрезе, можно сделать вывод, что в январе — ноябре текущего года в каждом шестом регионе области наблюдался рост промышленного производства (в физическом измерении). Увеличение этого показателя на 10 и более процентов отмечено на промышленных предприятиях восьми районов области. Еще в семи районах рост составил от 2 до 9%. Однако, более половины городов и районов, в которых имеются промышленные предприятия, снизили объемы производства по отношению к уровню прошлого года. При этом наибольшее снижение допущено в городах Кизеле (более, чем наполовину), Александровске (темп производства за 11 месяцев составил 68%), Гремячинске (84%), Губахе (75%). В Оханском, Кунгурском, Сивинском, Куединском, Суксунском районах спад производства составил от 35 до 81% [[1]].

Объем валовой продукции аграрного сектора области в январе — ноябре с.г. в сопоставимой оценке составил 97% к аналогичному периоду прошлого года. При этом продукция земледелия снизилась на 8%, животноводства возросла на 2%. С каждым годом теряют свою монополию в производстве сельскохозяйственной продукции общественные хозяйства. В настоящее время на их долю приходится чуть более 44% против 47% в прошлом году.

Всего за 11 месяцев с.г. крупными и средними сельскохозяйственными предприятиями области выпущено товаров и услуг на сумму 2360,2 млн. рублей в фактических ценах, в том числе в ноябре — на сумму 208,6 млн. рублей.

По мнению специалистов, одной из причин, сдерживающих развитие аграрного сектора, является низкая техническая оснащенность. За неполные два года (с 1 января 1997 по 1 октября 1998 г.) тракторный и зернокомбайновый парк сельскохозяйственных предприятий уменьшился на 15%, сельскохозяйственных машин стало меньше на 17-32%. Машинотракторный парк практически не обновляется, ремонтные работы ведутся в основном за счет списанной техники.

По сравнению с прошлым годом животноводческая отрасль области недосчиталась свыше 67 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 23 тыс. голов коров. Свиней стало меньше на 26 тыс. голов. Темп спада численности основных видов скота по сравнению с прошлым годом возрос по крупному рогатому скоту в два раза, по коровам в 1,5 раза, по свиньям в 1,3 раза. Скорей всего, товаропроизводители животноводческой продукции в предстоящую зимовку не смогут остановить темп снижения численности основных видов скота. Кормовые ресурсы сельхозпредприятий в текущем году сложились в значительно меньших объемах, чем год назад. По данным облкомстата, на 1 декабря 1998 года в области имелось в наличии 438,7 тыс. тонн кормовых единиц, что составляет лишь 73,4% к уровню соответствующего периода прошлого года. В расчете на 1 условную голову приходится 10,3 ц к. ед. (79,2% к уровню прошлого года).

Увеличение убойного контингента животных не повысило мясных ресурсов области. За 11 месяцев текущего года сельхозпроизводителями реализовано на убой 122,7 тыс. тонн скота и птицы, это на 0,3 тыс. тонн меньше, чем год назад.

Снижают набранные в первой половине текущего года темпы роста продукции животноводства крупные специализированные хозяйства. Обвал рубля после 17 августа напрямую отразился на производственной деятельности этих хозяйств. Цены на белково-витаминные добавки за этот период выросли более, чем в 2 раза. Кроме того, в области в 1998 году более чем на треть снизилось собственное производство зерна. Запасы кормовых ресурсов в специализированных хозяйствах минимальные, кормление животных происходит практически «с колес». Так, наличие концентрированных кормов по состоянию на 1 декабря с.г. по сравнению с соответствующей датой прошлого года составило по свинокомплексу 64%, по птицефабрикам — 51% [[2]].

1.2.       Инвестиции

За одиннадцать месяцев текущего года предприятиями и организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы Пермской области было использовано инвестиций в действующих ценах около 5,9 млрд. рублей, на 16% меньше, чем за тот же период прошлого года. За последние два месяца освоено 1,4 млрд. рублей, что составляет почти четверть всех инвестиций.

По данным облгоскомстата, из 11 производственных объектов, финансируемых за счет бюджетных средств и строящихся в соответствии с инвестиционными программами и решениями Правительства, в 1998 году было намечено к вводу — 5. Однако, ввиду недостатка денежных средств, ввод их в эксплуатацию в текущем году не состоится [[3]].

Последние события в России, вызвавшие озабоченность всего мирового сообщества, сказались на готовности иностранцев вкладывать деньги в российскую экономику. В Прикамье под угрозой оказалось сотрудничество акционерного общества «Пермский моторный завод» с американской компанией Pratt& Whitney, входящей в United Technologies Corp. По словам заместителя генерального директора ПМЗ Э.Черкашина, еще в самом начале сотрудничества Pratt&Whitney с «Пермскими моторами» речь шла об инвестициях в размере $125 млн. Американская сторона уже внесла в уставный фонд предприятия $15 млн., но до последнего времени оставалось не ясным, намерены ли они продолжать свои вложения. Эта проблема стала темой переговоров менеджеров компании с руководством АО «ПМЗ». Прогнозы скептиков, к всеобщему удовлетворению, не оправдались. Партнеры в очередной раз подтвердили свои намерения и наметили план работы на ближайшую перспективу [[4]].

Подтвердили готовность содействовать развитию нефтяной отрасли Прикамья и представители Европейского банка реконструкции и развития. Как стало известно, на заседании совета директоров этой организации утверждено финансирование проекта «Разработка месторождений нефтяной компании «Пермьтекс». Таким образом принято решение о предоставлении этому нефтедобывающему СП кредита в размере $45 млн. сроком на 8 лет. Заинтересованность в синдицированном кредите уже выразил ряд западных банков [[5]].

1.3.       Энергетика

Как уже сообщалось (см. ноябрьский мониторинг), компания «Межрегионгаз» выступила с иском о признании банкротом АО «Пермэнерго» и АО «Пермская ГРЭС». Оба предприятия являются крупными кредиторами «Межрегионгаза»: по состоянию на 16 ноября долги АО «Пермэнерго» составляли 1531,7 млн. рублей, АО «Пермская ГРЭС» — 812,6 млн. рублей, что в сумме составляет 57,7% всей кредиторской задолженности.

В связи с этим Ассоциация энергетиков Западного Урала подготовила обращение в адрес Госдумы, в котором отмечается, что намечаемое банкротство АО «Пермэнерго» негативно отразится на электроснабжении потребителей. Пермские энергетики призвали депутатов срочно рассмотреть проект закона об особенностях банкротства предприятий, который бы учитывал федеральные и региональные интересы. А до принятия закона — приостановить процедуру банкротства предприятий электроэнергетики [[6]].

В письме также подчеркивается, что вину за нынешнее кризисное состояние должно взять на себя государство: «Именно оно устанавливает неподъемные тарифы на энергоресурсы, разоряющие как поставщиков, так и потребителей, создавая безвыходный порочный круг неплатежей». По мнению авторов обращения, удовлетворение исков с требованием банкротства АО «Пермэнерго» может привести к тому, что электростанции, предприятия энергосетей попадут в полную зависимость от РАО «Газпром», либо «амбициозных, но некомпетентных новых русских», коим «до лампочки» энергетические проблемы регионов и специфика местных промышленных предприятий [[7]].

В середине декабря стало известно, что ООО «Межрегионгаз» отозвало свой иск о признании банкротом АО «Пермэнерго» из арбитражного суда Пермской области и приостановило процедуру банкротства АО «Пермская ГРЭС». По сообщению газеты «Новый компаньон», иск к «Пермэнерго» отозван потому, что заявление было составлено с неточностями, и суд вернул документы на доработку. Однако «Межрегионгаз» уже имеет кандидата на должность конкурсного управляющего. Кандидат на должность конкурсного управляющего есть и со стороны РАО «ЕЭС России». Приостановление процедуры банкротства АО «Пермская ГРЭС» газета связала также с недавним визитом в Пермь В. Черномырдина, в ходе которого была достигнута договоренность о том, чтобы возобновить консультации по вопросу способов и сроков погашения кредиторской задолженности этого предприятия, а также совместных действий по сохранению приемлемого энергобаланса на территории Пермской области [[8]].

1.4.       Банковская сфера

В области продолжается процесс объединения банков. В декабре руководители банков «Дзержинский», «Каури», Пермского банка развития и филиала банка «Менатеп–Санкт-Петербург» в ходе встречи обсудили вопросы создания Пермского (Прикамского) регионального банковского союза. Предпосылками его создания банкиры назвали, с одной стороны, довольно отчетливую общероссийскую тенденцию по объединению банков, а с другой — обострение банковских проблем в результате финансового кризиса, который нанес ощутимый удар по банковскому сектору и подорвал к нему доверие со стороны клиентов.

Целями банковского союза, по мнению инициаторов его создания, могли бы стать выработка единой позиции по принципиальным вопросом функционирования банковской системы, а также совместное сотрудничество в области межбанковского кредитования, работы на рынке ценных бумаг, валютообменных операций, кредитных карт, участие в инвестиционных проектах и пр.

Союз предлагается создать как неполитическую и некоммерческую ассоциированную организацию, в основу которой должны быть положены следующие принципы: добровольность, нейтральность и равноправие участников, открытость к СМИ и др. Инициаторы создания союза предложили присоединиться к нему другие банки и филиалы, действующие на территории Пермской области [[9]].

1.5.       Бюджет

По всей видимости, усилия налоговых и правоохранительных органов, властных структур всех уровней по пополнению бюджета не пропали даром. По данным Пермского областного финансового управления, консолидированный бюджет Пермской области за 10 месяцев 1998 года сведен с профицитом. Доходы превысили расходы на 11 млн. рублей. Всего с начала года в областной бюджет поступило 5445 млн. рублей, в том числе в ноябре — 1590 млн. рублей. За ноябрь налоговыми органами было выполнено контрольное задание по федеральному бюджету на 112%, а по консолидированному областному — на 156%. По оценке «Нового компаньона», налоговые сборы в Пермской области за октябрь–ноябрь доказали, что координированная работа таможни, УВД, налоговой инспекции и прокуратуры действительно способна обеспечить запланированные налоговые поступления в казну [[10]].

Общая сумма расходов из средств консолидированного бюджета за 10 месяцев 1998 года составила 5434 млн. рублей. Основными направлениями финансирования из бюджета являются: народное образование (1276 млн. рублей), здравоохранение и физическая культура (788 млн. рублей), социальная политика (370 млн. рублей). В общей сумме это более 44% всех расходов консолидированного бюджета [[11]].

1.6.       Создание межрегиональной финансово-промышленной компании

В начале декабря в Перми состоялось учредительное собрание межрегиональной финансово-промышленной компании «Единение». Ее учредили крупные хозяйственники и представители органов власти четырех соседствующих территорий — Татарстана, Башкортостана, Удмуртии и Пермской области.

По сообщению газеты «Звезда», собрание при участии заместителя пермского губернатора В.Сергеева обсудило практические меры по объединению усилий для противодействия разразившемуся в стране кризису. Среди них — выпуск и реализация товаров как народного, так и производственно-технического назначения, переработка, хранение и продажа продукции сельского хозяйства, осуществление совместных грузоперевозок. В рамках «Единения» уже заключены и действуют 12 больших межрегиональных контрактов, еще столько же «на подходе».

Собрание приняло устав, другие документы нового образования, решило организационные вопросы. Избран совет директоров во главе с гендиректором пермского объединения «Мотовилихинские заводы» Ю.Булаевым [[12]].

1.7.       Визит в Прикамье представителей МБРР

В Прикамье побывала миссия Международного банка реконструкции и развития (МБРР), чтобы воочию убедиться в экономической целесообразности и готовности местных властей к реализации пилотной программы по приобретению жилья и трудоустройству бывших шахтеров Кизеловского угольного бассейна.

В Перми представители МБРР встретились с губернатором области Г.Игумновым и его заместителем Г.Тушнолобовым. С ними были обсуждены основные подходы к выполнению пилотной программы и финансовое обеспечение. Как отмечает газета «Звезда», на встречах с ответственными работниками Пермской городской администрации, руководителями областной и городской служб занятости населения банкиры получили подтверждение в готовности устроить часть шахтеров на работу в Перми, обеспечить социальную защиту их семей.

Побывали ревизоры и непосредственно в шахтерских городах и поселках — Губахе, Кизеле, Скальном. Делегация посетила, в частности, предприятия, созданные за счет средств программ местного развития. Работу, выполненную на этих объектах, гости оценили достаточно высоко, высказав готовность в оказании дополнительной поддержки. Делегация Международного банка отметила, что в Кизеле программа по переселению и трудоустройству шахтеров в целом готова. Контракт на ее реализацию может быть заключен уже в первой декаде января нового года. А вот в Губахе и Скальном возникли заминки. В шахтерских коллективах нет пока единого мнения по определению критериев, по которым будут составлены списки работников для приобретения ими жилья в других районах области.

Комиссия МБРР предложила областной администрации согласовать и подписать контракт, проект которого будет предложен фондом «Реформуголь»  [[13]].

В декабре состоялся визит представителей американской фирмы «Дженерал Электрик» на березниковское АО «Ависма». Как отмечается в публикации «Звезды», высокие гости самолично смогли убедиться в высокой технологичности нового производства титановой губки [[14]].

1.8.       Визит пермских промышленников в Беларусь

Делегация Ассоциации предпринимателей Пермской области «Западный Урал» побывала в республике Беларусь с целью установления взаимовыгодных контактов. Визит проходил под эгидой Министерства внешних экономических связей бывшей союзной республики с непосредственным участием министерств и ведомств. Речь шла о создании совместных предприятий и производств, возможностях промышленной кооперации, поставках продукции белорусских предприятий в обмен на продукцию, производимую в Пермской области.

Переговоры и экскурсии на предприятия завершились подписанием двухстороннего протокола о сотрудничестве. Осуществлять координацию со стороны республики Беларусь поручено государственному предприятию «Белмаркет» и концерну АО «Белресурсы». Со стороны Пермской области эту работу в соответствии с постановлением губернатора от 10 ноября 1998 года будет вести Ассоциация предпринимателей «Западный Урал».

По мнению президента Ассоциации «Западный Урал» А.Акименко, работа пойдет в нескольких направлениях. Прежде всего, ставка делается на прямой бартер. Еще один механизм расчетов — векселя РАО «ЕЭС России» и «Газпрома», а также их производные. Кроме того, обсуждалась схема взаимозачетов за долги правительства перед предприятиями области. Разумеется, не исключены и варианты расчетов «живыми» деньгами. Но по реальности применения они находятся явно не на первом месте [[15]].

2.    Социальная сфера

2.1.       Уровень цен. Прожиточный минимум

Ситуация октября, когда рост цен производителей продукции по обследуемым облкомстатом отраслям промышленности опередил их повышение на потребительском рынке, оказалась неустойчивой. В ноябре 1998 года темпы роста потребительских цен опережали изменение цен производителей.

Цены на продовольственные товары (включая алкоголь) в течение ноября возросли на 8,08% (к декабрю 1997 г. — на 63%). Среди продуктов питания в этом месяце максимальный рост цен отмечен на масло сливочное (74,03%). По мнению экспертов облкомстата, существенное влияние на это оказало необоснованное завышение цен в розничной торговле и уменьшение поступлений масла из соседних регионов. Почти на четверть за месяц увеличились цены на яйца. По причине поднятия оптовых цен в мясоперерабатывающей промышленности, возросли цены в торговых предприятиях на мясо и птицу (5,05%), на колбасные изделия (3,47%). В ноябре подорожали продукция АО «Пермолоко» и молочные товары, завозимые из Удмуртии, Кировской области и других регионов. Продолжала дорожать плодоовощная продукция (в среднем на 23%).

В ноябре отмечено относительное удешевление стоимости подсолнечного масла (7,26%), муки (3,57%), круп (2,4%), соли (2,13%), макаронных изделий (1,32%). На уровне октября сохранились цены на майонез, кофе, хлеб и хлебобулочные изделия.

По данным на 23 ноября 1998 г. стоимость социального набора продуктов в среднем по области составила 412,52 рубля. По сравнению с октябрем она увеличилась на 8,5%. В г. Перми она составила 415,65 рублей и возросла по сравнению с предыдущим месяцем на 9,1%. По-прежнему самым «дорогим» городом области остается Березники. Здесь стоимость социального набора в ноябре составила 416,55 рублей.

Средние цены на непродовольственные товары в ноябре 1998 года возросли на 2,87% (к декабрю прошлого года — 81,09%) [[16]].

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения области по ценам ноября составила 523,3 рубля. Темпы роста прожиточного минимума к предыдущему месяцу составили 110,6%, с начала года — 147,8%, по отношению к октябрю 1997 г. — 151,1% [[17]].

2.2.       Денежные доходы населения

В ноябре денежные доходы в расчете на душу населения в среднем по области составили 1162,6 рубля, превысив уровень предыдущего месяца на 4,3%. Реальные денежные доходы населения в ноябре уменьшились: по сравнению с октябрем на 0,9%, по сравнению с началом года на 39,5%.

Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам в октябре 1998 года, сложилась в размере 1173,3 рублей и по сравнению с предыдущим месяцем уменьшилась на 0,1%, с октябрем прошлого года увеличилась на 6,9%. Реальная октябрьская средняя заработная плата (начисленная) по сравнению с сентябрем сократилась на 5,8%. К уровню декабря 1997 года размер реальной заработной платы составил 59,8%. Средняя оплата труда, с учетом выплат социального характера, в целом по области обеспечивала 2,5 прожиточных минимума. По уровню октябрьской заработной платы среди областей и республик Уральского региона Пермская область вновь заняла первое место, опередив Свердловскую на 30 рублей, Челябинскую на 143 рубля.

По-прежнему сохраняется существенная дифференциация заработков в отраслях промышленности. В целом по промышленности октябрьская заработная плата увеличилась по сравнению с предыдущим месяцем на 1,5%. Самое значительное увеличение заработков произошло в пищевой промышленности: винодельческой — в 1,8 раза, кондитерской — в 1,5 раза. Уменьшение октябрьской заработной платы наблюдалось у работающих в полиграфической промышленности (на 29,2%), газовой (на 15,7%), цветной металлургии (на 14%).

Самый высокий уровень заработков по-прежнему остается у работников газовой (4772,8 рубля), нефтеперерабатывающей (3626 рубля), нефтедобывающей (3491 рубль). Средняя заработная плата в этих отраслях выше средней по области в 4,1; 3,1; 3 раза, соответственно.

Самая низкая заработная плата в октябре была зафиксирована у работников информационно-вычислительного обслуживания (334,3 рубля) и сельского хозяйства (539,5 рублей). Не изменилось и остается тяжелым положение с оплатой труда в бюджетной сфере. В октябре уровень средней заработной платы работающих в этих отраслях был в 1,6-1,8 раза ниже среднеобластного. Среднемесячная заработная плата в бюджетных организациях превышает бюджет прожиточного минимума на 1 жителя области в 1,4-1,5 раза (в здравоохранении — в 1,5 раза, в образовании и культуре — в 1,4 раза) [[18]].

2.3.       Задолженность по заработной плате

По данным на 1 декабря 1998 года, суммарная задолженность, состоящая из бюджетной и собственных средств, составила 1422,4 млн. рублей, в том числе в производственных отраслях — 1000,5 млн. рублей и в отраслях социальной сферы — 421,9 млн. рублей.

За период с 1 ноября по 1 декабря с.г. общая сумма задолженности уменьшилась на 114 млн. рублей (на 7,4%).

По-прежнему наибольший объем задолженности наблюдается в промышленных структурах, среди которых самый существенный размер невыплат отмечается на предприятиях машиностроения и металлообработки. Сумма непогашенной задолженности по оплате труда на предприятия этих отраслей сложилась в размере 308,7 млн. рублей (уменьшение за ноябрь на 9%).

Суммарный объем задолженности по заработной плате на 1 декабря превысил 4 месячных фонда оплаты труда на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности, в учреждениях науки и научного обслуживания, в машиностроении и металлообработке, нефтеперерабатывающей отрасли. В автомобильной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности этот показатель был больше — 5, угольной — 6.

От общей суммы задолженности по заработной плате около трети (27,8%) — это задолженность, вызванная отсутствием финансирования из бюджетов всех уровней. За период с 1 ноября по 1 декабря с.г. сумма задолженности по заработной плате из-за отсутствия прямого финансирования из бюджетов всех уровней сократилась на 89,8 млн. рублей (18,5%). В отраслях бюджетной сферы уменьшение составило 38,4 млн. рублей (11%), в производственной сфере наблюдалось уменьшение в размере 51,4 млн. рублей (37,6%) [[19]].

2.4.       Рынок труда

По состоянию на 1 декабря 1998 года численность граждан, ищущих работу и состоящих на учете в городских и районных отделах Департамента федеральной службы занятости населения Пермской области, составила 26,7 тыс. человек. К концу ноября текущего года в качестве безработных было зарегистрировано 20,1 тыс. человек. В сравнении с ноябрем прошлого года численность граждан, имеющих статус безработного, уменьшилась на 64,4%. По сравнению с октябрем 1998 года — на 4,5%. В ноябре официальный уровень безработицы снизился и составил 1,4% от численности экономически активного населения.

Сохраняется разрыв в уровнях безработицы по городам и районам области. К началу декабря наибольшее количество безработных было зарегистрировано в г.Гремячинске (5,9%) и Кизеле (4,1%). Самый низкий уровень безработицы наблюдался в городах Александровске и Краснокамске (0,3 и 0,6% соответственно).

Общая потребность в работниках, заявленная в службу занятости предприятиями и организациями Пермской области за ноябрь, снизилась на 270 единиц и составила 3,3 тысячи. В расчете на одну вакансию в среднем по области приходится 7,9 незанятых граждан. Наиболее высока напряженность на рынке труда в Красновишерском, Чайковском и Октябрьском районах, где на одно свободное место претендуют, соответственно, 317, 272 и 121 зарегистрированных в отделах Департамента федеральной службы занятости, граждан [[20]].

Однако официальная статистика не отражает реальной ситуации на рынке труда. По мнению начальника отдела информационно-аналитического обеспечения департамента ФГСЗН по Пермской области Н.Северовой, в городские и районные центры занятости обращаются лишь 20% безработных. Реальный уровень безработицы в области уже сейчас приблизился к 10% от численности экономически активного населения, а в следующем году, по прогнозам, достигнет 10,6%. По словам Н.Северовой, пока общая безработица контролируется у нас слабо. Не учитываются «теневая» занятость, скрытая безработица [[21]].

2.5.       Обеспеченность области продовольствием

Начиная с конца ноября по Перми упорно распространяются слухи, что московские коммерсанты ведут массовую скупку в нашей области продовольствия, в частности мяса и масла. Местные СМИ немедленно отреагировали. Газета «Звезда» посвятила этой теме ряд публикаций. Официальную оценку происходящему дал начальник главного управления экономики администрации области В.Чебыкин. «Подобное исключено, — заявил он, — хотя вероятность каких-то отдельных сделок, наверное, возможна, потому что мы не покушаемся на функционирование рыночных механизмов». По словам В.Чебыкина, губернатор, администрация области постоянно держат продовольственную ситуацию в области под контролем [[22]].

Тем не менее, газеты продолжали публиковать факты отсутствия мяса, молочных продуктов и т.п. то в одном, то в другом районе области. Исчезновение продовольствия по-прежнему связывается с закупками неизвестных «варягов», и впервые за годы рыночных реформ заговорили о забытых уже продуктовых талонах [[23]].

Сложившейся ситуацией на продовольственном рынке воспользовались, с целью привлечь внимание к своим проблемам, руководители крупнейших в Прикамье поставщиков продовольствия — объединения «Пермптцепром» и совхоза «Пермский». В открытом письме к руководству области, областному Законодательному собранию они пишут, что в связи с августовским обвалом рубля, цены на белково-витаминные добавки резко возросли и хозяйства стоят перед необходимостью сокращения производства, либо значительного повышения цен на свою продукцию. Реальная помощь, которую может оказать областное руководство, заключается в содействии при получении льготных кредитов на условиях, предусмотренных постановлением Правительства и помощь в проведении взаимозачетов [[24]].

Вполне возможно, что вышедшее распоряжение губернатора Г.Игумнова «О дополнительных мерах по обеспечению населения области продовольствием в 1999 году» является реакцией на происходящие события, хотя бы потому, что в документе особое внимание уделено обеспечению области фуражным зерном [[25]].

3.    власть и Политика

3.1.       Исполнительные органы власти

В начале декабря губернатор Прикамья Г.Игумнов в составе правительственной делегации принял участие в конференции «Германия — Россия — США: партнерство после холодной войны», проходившей в Вашингтоне. Там он выступил с докладом на тему экономического сотрудничества. По собственной оценке главы администрации Пермской области, разговор на конференции получился откровенным и интересным. Участники форума (кроме губернатора, с российской стороны в нем приняли участие И.Хакамада и председатель думского комитета по обороне Р.Попович) пообещали довести содержание бесед до правительств своих стран [[26]].

В Москве состоялось заседание Межведомственной комиссии по проблемам угольной промышленности. На этом мероприятии губернатор выступил трижды. В результате продлено действие постановления правительства о программе переселения шахтеров, согласовано выделение средств на продолжение добычи угля на шахте «Шумихинская» и прочие финансовые вопросы [[27]].

По сообщению пресс-службы губернатора Прикамья, в администрацию Пермской области поступил официальный ответ на письмо Г.Игумнова премьер-министру Е.Примакову. Представители администрации отмечают, что впервые за много лет важные для экономики страны решения (освобождение уличных торговцев от обязательного использования кассовых аппаратов и снижение на 50% НДС на муку) приняты не в результате закулисных переговоров в московских коридорах власти, а по инициативе субъекта Федерации. Газета «Новый компаньон» сообщила, что «пермские чиновники с гордостью отмечают, что в Белом доме, наконец-то, стали прислушиваться к мнению региональных властей» [[28]].

Газета «Звезда» сообщила, что губернатор Пермской области Г.Игумнов направил Председателю правительства Российской Федерации Е.Примакову письмо и проект постановления о сохранении калийной отрасли России и обеспечении безопасности жителей городов Березники и Соликамска. В письме губернатор сообщает, что более чем за сорок лет в Верхнекамье в результате выработки калийных шахт образовались пустоты (около 50 млн. куб. м). Сложилась опасная ситуация, которая в случае непринятия экстренных мер может привести к потере минерально-сырьевой базы, затоплению калийных рудников, разрушению жилой и промышленной застройки в Березниках и Соликамске. Чтобы предотвратить чрезвычайные ситуации, правительству России предлагается принять предложения о мерах поддержки предприятий калийной отрасли. В частности, Министерствам экономики и финансов следует предусмотреть выделение средств из федерального бюджета в 1999 году для ОАО «Уралкалий» в объеме 50 миллионов рублей на закладку пустот под Березниками и 35 млн. рублей для ОАО «Сильвинит» — на ликвидацию последствий землетрясения. В настоящее время калийные предприятия 40% работ по закладке пустот под городом финансируют за счет собственных средств [[29]].

В декабре произошло ряд событий, которые подтверждающие намерения областной администрации строго следить за соблюдением экономических интересов областного и местных бюджетов. Вышло постановление губернатора «О распределении и уплате платежей ООО «Лукойл-Пермнефть» в бюджеты городов и районов области», которое некоторые главы нефтедобывающих районов Прикамья назвали «историческим». Оно поможет соблюсти интересы территорий, где расположены месторождения «черного золота» и газа. На традиционной встрече руководителей районов в «Лукойл-Пермнефти» отмечалось, что новое постановление поможет восстановить социальную справедливость. Главной темой выступлений стал тезис: «Налоги должны уплачиваться там, где находится производство, а не по месту нахождения головных организаций, где-нибудь в Подмосковье...» [[30]].

По сообщению газеты «Звезда», начало третьей декады декабря первый вице-губернатор области Г.Тушнолобов провел в Березниках. Цель визита — решить проблемы АО «Ависма», которые из экономических стали переходить в разряд политических. Верхне-Салдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО), имеющее в собственности около 70% акций березниковского предприятия, намеревалось лишить титаномагниевый комбинат юридической и экономической самостоятельности. В итоге такой «реорганизации» финансовые потоки, а значит, отчисляемые налоги, прочие платежи в местный и областной бюджеты уходили бы в Свердловскую область. Жесткая позиция властей Прикамья, выраженная в ходе переговоров, проведенных Г.Тушнолобовым, не позволила претворить эту политику в жизнь. Достигнуто соглашение о создании рабочих групп «ВСМПО» и «Ависмы», которые должны подготовить материалы для принятия совместного с властями Березников и Прикамья соглашения, учитывающего интересы территории. По словам Г.Тушнолобова, власти Прикамья не позволят лишить «Ависму» самостоятельности. Причем точка зрения обладминистрации, как ни странно, поддержана и губернатором Свердловской области Э. Росселем [[31]].

3.2.       Законодательные органы власти

4 декабря на своем очередном заседании областное Законодательное собрание рассмотрело бюджет области на 1999 год. Еще накануне основная интрига обсуждения, казалось, была понятна — депутаты от донорских территорий, главным образом Перми, будут, добиваться того, чтобы «отдать в областной бюджет поменьше, себе оставить побольше». В поисках поддержки мэр Перми организовал встречу пермских депутатов (см. ноябрьский мониторинг), власти Березников — второго по величине города-донора в преддверии обсуждения бюджета «предприняли демарш в сторону областных властей». По их мнению, принятие бюджета в его теперешнем виде, значительно ухудшит положение жителей их города. И вот, полностью приняв условия центра, они предложили ему же нести всю ответственность за свои решения, а депутаты Гордумы в знак протеста даже выразили намерение сдать свои депутатские полномочия [[32]].

При обсуждении проекта бюджета депутаты-промышленники высказали претензии относительно методики расчетов доходной и расходной части бюджета. Как известно, сейчас правительство обсуждает планы снижения налогов. Но финансовое управление обладминистрации представило все расчеты, исходя из старых ставок налогов. Зато земельный налог был рассчитан по новым, повышенным этим летом ставкам, которые, скорее всего, будут отменены. Получилось, что вместо уменьшения налогового бремени, о котором говорят повсеместно, в Пермской области оно наоборот увеличится. Лидер промышленников А.Кузяев бросил упрек в адрес губернатора, что в последние годы денег становится все меньше и меньше, а о промышленной политике лишь говорят. В общем, нужно думать не об увеличении налогов, а об увеличении объемов производства и инвестиций. А.Кузяев предложил, чтобы администрация представила законодателям на следующее заседание проекты законов «О промышленной политике в 1999 году» и «О налоговой политике в 1999 году».

В адрес авторов проекта бюджета поступили нарекания и от депутата Б.Светлакова, предложившего увеличить зарплату бюджетникам за счет сокращения некоторых целевых программ, и от начальника УВД Перми А.Каменева, который обнаружил, что в бюджет расходы на милицию заложены в размере 50% от необходимого. К моменту голосования, была создана согласительная комиссия из представителей депутатских комитетов и администрации области. Она предложила принять бюджет области в первом чтении, включив в проект решения почти всеобщее пожелание пересчитать доходную базу на основе действующего законодательства. Предложения пермяков и рекомендации Кузяева (обсудить концепцию промышленной политики и ставки областных налогов) также были включены в проект решения [[33]].

Глава обладминистрации Г.Игумнов положительно оценил принятие Законодательным собранием областного бюджета в первом чтении. По его мнению, это событие дает надежду на то, что рабочая группа энергично поработает над главным финансовым документом области, а Законодательное собрание одобрит его в недалеком будущем. Вместе с тем, он заметил, что предложения некоторых депутатов, принятые 4 декабря, просто невыполнимы [[34]].

Кроме бюджета на очередном заседании областного Законодательного собрания рассматривался законопроект «О дополнительных мерах государственной поддержки областных и местных средств массовой информации и книгоиздания в Пермской области», внесенный около месяца назад областной администрацией на рассмотрение депутатов. Члены двух «головных» комитетов Законодательного собрания — по региональной политике и по экономической политике и налогам — приняли решение рекомендовать к рассмотрению данный законопроект на пленарном заседании 24 декабря. Таким образом, есть шанс еще до конца года в первом чтении получить важный для средств массовой информации закон, который содержит немало налоговых льгот [[35]].

Работой депутатов остались недовольны профсоюзы области. На своем пленуме они возмутились тем, что депутаты так и не рассмотрели вместе с бюджетом концепцию развития промышленности в Пермской области, а сам бюджет, по их мнению, не способствует решению социальных проблем. Если депутаты не пересмотрят свою позицию, то профсоюзы пойдут на самые крутые меры. В частности, председатель облсовпрофа Б.Пожарский заявил, что юристы уже изучают возможность отзыва отдельных депутатов [[36]].

Принятие бюджета во втором чтении состоялось 24 декабря в отсутствие губернатора и председателя Законодательного собрания. Их отсутствие было вызвано участием в заседании Совета Федерации. Первоначально обсуждение проекта планировалось провести 25 декабря, однако, по требованию нескольких депутатов оно было перенесено на день раньше. Создается впечатление, что депутаты не зря стремились принять решение в отсутствие главы области. Зная, что он является убежденным сторонником бездефицитного бюджета, гораздо проще было провести предложение предусматривающее в бюджете-99 дефицит до 10%. Автором этой поправки стал глава комитета по региональной политике А.Климов, который заявил, что в случае перевыполнения доходной части, необходимо направить «свободные» средств в фонд развития и на финансирование областных целевых программ. Рассмотрение бюджета в отсутствие председателя областного парламента Ю.Медведева оказалось «смертельным» для представленных им поправок. Среди них были очень дельные, касающиеся доходной части бюджета. Например, «рассмотреть возможность пополнения доходной части за счет более эффективного управления государственным имуществом, сокращения расходов по статьям, не предусмотренных законом о минимальной бюджетной обеспеченности; пересмотреть заложенную в бюджете на 1999 год сумму дивидендов по акциям, принадлежащим государству, явно заниженную...» [[37]].

3.3.       Органы местного самоуправления

В декабре в Перми состоялась научно-практическая конференция «Местное самоуправление: проблемы становления и развития», организованная Пермской городской Думой. Открывая конференцию, председатель Пермской городской Думы В.Сухих сказал: «Местное самоуправление в России с самого своего возрождения в начале 90-х так и не стало однозначным явлением в политической жизни государства. С одной стороны, государственная власть стремилась поставить местное самоуправление под свой контроль, с другой стороны, ради признания Западом и получения финансовой помощи, правительство было вынуждено провозгласить принцип местного самоуправления». «Надо отдать должное губернаторам, они поставили себе цель нас уничтожить», — заявил на конференции председатель Екатеринбургской городской Думы Яков Силин. Он призвал пермских коллег объединяться в партию местного самоуправления и отстаивать свои интересы на всех уровнях, в том числе — федеральном. По его мнению, необходимо создавать свое лобби, «скупать людей, но по–хорошему, скупать их нашими общими проблемами». Одно из интереснейших предложений, высказанных на конференции, исходило от гостьи из правительства РФ. Г-жа Савранская выдвинула новую схему работы органов местного самоуправления. По ее видению, необходима новая должность в органах исполнительной власти муниципалитетов: city manager, который должен быть занят решением текущих проблем города, освободив мэра для детальной координации работы всех органов на местах, изучения направления их деятельности, разработки стратегии развития социально–экономического положения территории. Тем самым, разделяются функции управителя, который зачастую не может полностью охватить всю проблематику [[38]].

В Березниках, по примеру областной администрации, подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между территориальным агентством по делам о несостоятельности и городской администрацией. Это первый в Прикамье договор такого типа, когда федеральное агентство намеревается официально сотрудничать с органом местного самоуправления. Появление договора, по словам директора агентства Л.Ивановой, вызвано резким увеличением количества предприятий — потенциальных банкротов. В этой ситуации необходимы содействие и поддержка со стороны органов местного самоуправления в обмен на делегирование части полномочий агентства муниципалитету. Территории, по мнению мэра Березников, заинтересованы в конструктивной работе с агентством по финансовой несостоятельности прежде всего потому, что проблемы потенциального банкрота так или иначе касаются муниципальных властей, здесь и проблемы высвобождаемых работников, выплаты в местные бюджеты [[39]].

3.4.       Деятельность политических партий и организаций

3.4.1.      «Отечество»

В декабре делегация 15 пермских сторонников движения Лужкова, которую возглавлял заместитель главы города Перми, председатель регионального отделения «Отечества» Н. Яшин приняла участие в учредительном съезде общероссийской общественной политической организации «Отечество». Решением съезда региональное отделение «Отечества», насчитывающее уже 160 человек, вошло в состав учредителей новой общероссийской организации [[40]].

3.4.2.      Мемориал

В Перми состоялось экстренное собрание демократов, организованное обществом «Мемориал» и региональным правозащитным центром. В зале, несмотря на неоднократные радиоприглашения, собралось всего около 100 представителей демократического движения.

Объединяться, чтобы успешно противостоять на местном уровне нацистам и коммунистам, — этот призыв звучал едва ли не в каждом выступлении. Однако в деталях демократы по обыкновению расходились. Так, глава областной организации партии «Демократический выбор России» В.Похмелкин решительно заявил, что нельзя идти на поводу у тех политических сил, которые пытаются использовать смерть Старовойтовой как повод для того, чтобы «погрузить Россию в пучину полицейского террора». По его мнению, именно это было одной из главных целей организаторов убийства сопредседателя партии «Демократическая Россия».

Тем не менее призыв к наведению порядка «железной рукой» все-таки прозвучал с трибуны. Лидер пермской организации «Честь и Родина» М.Волынкин заявил, что «с криминальным и чиновничьим беспределом» нужно бороться решительно, без миндальничанья. Партия Лебедя выступает за «демократию с кулаками», — подчеркнул М.Волынкин.

Разошлись пермские демократы и в определении ведущих сил возможного «тоталитарного ренессанса». Глава фонда поддержки первого президента России А.Юзефович считает, что основная угроза реформам в России — это «красно–коричневая чума». Убийство Старовойтовой он назвал следствием неприятия Государственной Думой антифашистских законов. А.Юзефович обвинил прокуратуру России, которая на протяжении нескольких недель не открывает уголовное дело против коммуниста Макашова.

С точкой зрения А.Юзефовича опять же согласились далеко не все «ветераны» пермского реформаторского движения. Один из них — преподаватель ПГПУ, историк Н.Андреев, обращаясь к собравшимся, подчеркнул: «Я не могу простить себе и демократическим силам, в том числе «Выбору России», что сегодня мы сами не хотим открыть свои глаза и сделать все возможное, чтобы открыть глаза людей на то, что те, кого мы поддерживали, нас предали. Нас предал Ельцин, растоптавший совесть демократа... А Черномырдин вообще демократом никогда не был. Он был коммунистическим прихвостнем, им и остался... Сегодня к власти рвутся криминальные силы, а действующая власть палец о палец не ударила для того, чтобы этому воспрепятствовать».

Созданному на экстренном собрании временному координационному совету поручено разработать план действий, который предполагается обсудить на следующем собрании реформаторски озабоченной общественности. Речь идет о принципах и целях нового альянса демократических сил Прикамья. Один из авторов идеи объединения И.Аверкиев сформулировал их таким образом: «События, происходящие в последнее время на федеральном уровне, возможно, означают начало развала государственной власти. Коммунистическо–реваншистская угроза усилилась. Демократические организации Прикамья должны договориться о том, каким образом мы будем организовывать протест населения в том случае, если речь пойдет о реальном приближении диктатуры. Мы должны создать некий «мобилизиционный план» и суметь, если вдруг наступит «День Ч», выставить организованные силы...» [[41]].

3.4.3.      «ЯБЛОКО»

Реальному объединению демократов по-прежнему мешают их амбиции. Достаточно самоуверенную позицию заняло пермское «Яблоко». С одной стороны, «яблочники» устами своего лидера Л.Зотиной выражают опасение, что определенную долю голосов у них может «украсть» движение «Отечество», с другой стороны, не забывают упомянуть о своих «неизменно высоких» рейтингах. Не менее влиятельная в Перми партия ДВР в лице В.Похмелкина выражает склонность к сотрудничеству, но о каком-либо блокировании также речи не ведет [[42]].

3.4.4.      «Демократический выбор России»

На состоявшейся областной отчетно-выборной конференции партии «Демократический выбор России», на которую были также приглашены представители других партий демократической направленности «гайдаровцы» приняли «Обращение к областным демократическим объединениям, политическим и общественным деятелям Прикамья». В нем говорится, что ДВР может выдвинуть достойных кандидатов в депутаты Государственной Думы по всем округам, расположенным на территории Пермской области и Коми-Пермяцкого округа, но для того, чтобы эффективней противостоять коммунистическим лидерам, в некоторых округах они готовы уступить дорогу другим, не состоящим в «Демвыборе», «авторитетным людям, отличающимся твердыми демократическими убеждениями, пермским патриотизмом и нравственно чистоплотным» [[43]].

4.    Этнокультурные процессы

Вице-губернатор Прикамья В.Сергеев направил в Уфу Верховному муфтию мусульман Талгату Таджуддину письмо. В нем высказана обеспокоенность ситуацией, сложившейся в областной мусульманской общине из-за раздоров между руководителями Соборной мечети Перми и Духовного управления мусульман Пермской области. Суть конфликта, по словам исполняющего обязанности уполномоченного аппарата обладминистрации по связям с религиозными организациями В.Кучева в том, что община Соборной мечети Перми вышла из-под эгиды Духовного управления мусульман области и стала напрямую подчиняться Верховному муфтию. Раздору способствует и внешний фактор, выраженный в стремлении ряда мусульманских государств оказать влияние на мусульманский мир России. В последнее время в области ощутимо проявляется конфликт культур граждан мусульманского вероисповедания из Средней Азии, недавно приехавших в Прикамье, и татаро-башкирского населения.

Не вмешиваясь во внутренние дела областной мусульманской общины, светская власть в лице вице-губернатора Сергеева обращает в своем письме внимание на происходящие в ней процессы и выражает надежду на то, что духовные руководители, мусульманская общественность сделают все для нормализации обстановки во всех (почти пятидесяти) мусульманских приходах области на основе взаимного уважения, согласия и мира. В письме есть и приглашение Талгату Таджуддину посетить Пермскую область [[44]].

 



Источники

[1]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — ноябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 5-13.

[2]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — ноябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С.29-32.

[3]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — ноябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 23.

[4]. PRATT & WHITNEY пока остается. Американцы озадачены, но дверями хлопать не спешат // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 15 декабря. — №44.

[5]. Пермский губернатор добился получения кредита от Евробанка // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 1 декабря. — №42.

[6]. Энергетики не хотят быть банкротами // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 1 декабря. — №42.

[7]. Огнев И. Банкроты по милости государства // Звезда. — Пермь, 1998. — 10 декабря.

[8]. «Межрегионгаз» пока не будет банкротить «Пермэнерго» и «Пермскую ГРЭС» // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 15 декабря. — №44.

[9]. Четыре банка выступили с инициативой создания Пермского (Прикамского) регионального банковского союза // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 8 декабря. — №43.

[10]. Гизатуллин Р. Не спи, должник // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 15 декабря. — №44.

[11]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — ноябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 59-60.

[12]. Закиров И. Единение от Камы, до Волги // Звезда. — Пермь, 1998. — 1 декабря.

[13]. Селиванов Г. Готовьтесь, шахтёры, к переселению // Звезда. — Пермь, 1998. — 24 декабря.

[14]. Коротко… // Звезда. — Пермь, 1998. — 22 декабря.

[15]. Власенко Т. Мы вам — бусы, вы нам — слоновую кость // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 15 декабря.

[16]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — ноябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 50-53.

[17]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — ноябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 82-83.

[18]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — ноябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 75-79.

[19]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — ноябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 70-73.

[20]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — ноябре 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь, 1998. — С. 84-84.

[21]. Мещериков А. Не обвалилась бы «висячая крыша» // Капитал. — Пермь, 1998. — 16 декабря.

[22]. Горчаков А. Наше мясо пока не съели // Звезда. — Пермь, 1998. — 4 декабря.

[23]. Мещериков А. Мясо увозят в гости, а нам — кожа да кости? // Звезда. — Пермь, 1998. — 17 декабря.

[24]. Закиров И. Петухи присмирели, несушки опечалились // Звезда. — Пермь, 1998 — 3 декабря.

[25]. Коротко... // Капитал. — Пермь, 1998. — 23 декабря.

[26]. В понедельник, у губернатора // Капитал. — Пермь, 1998. — 23 декабря.

[27]. Семёнов М. В понедельник, у губернатора // Капитал. — Пермь, 1998. — 2 декабря.

[28]. Геннадий Игумнов защитил интересы торговцев... // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 8 декабря. — №43.

[29]. Селиванов Г. А пустоты остаются // Звезда — Пермь, 1998. — 10 декабря.

[30]. Журавлёв С. Делиться надо // Звезда. — Пермь, 1998. — 22 декабря.

[31]. Алиев Р. На чужой каравай рот не разевай // Звезда. — Пермь, 1998. — 24 декабря.

[32]. Мандаты на стол // Звезда. — Пермь, 1998. — 3 декабря.

[33]. Семёнов М. Никто не хотел отдавать // Звезда. — Пермь, 1998. — 5 декабря.

[34]. В понедельник, у губернатора // Капитал. — Пермь, 1998. — 12 декабря.

[35]. Коротко... // Капитал. — Пермь, 1998. — 23 декабря.

[36]. Семёнов М. Профсоюзы грозят отозвать депутатов // Звезда. — Пермь, 1998. — 26 декабря.

[37]. Семенов М. Новым годом, с дефицитом! // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 29 декабря.

[38]. Гизатулин Р. Самоуправление в опасности! // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 15 декабря.

[39]. Алиев Р. Неожиданный союз // Капитал. — Пермь, 1998. — 9 декабря.

[40]. Семенов М. Вернулись с примерки... кепки // Звезда. — Пермь, 1998. — 22 декабря.

[41]. Москвин А. Демократия — не призрак. Но исчезнуть может // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 1 декабря.

[42]. Наше дело правое // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 22 декабря. — №45.

[43]. Семёнов М. Демократы начальство не меняют // Звезда. — Пермь, 1998. — 24 декабря.

[44]. Раздоры именем аллаха // Звезда. — Пермь, 1998. — 24 декабря.