Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Орловская область

Владимир СЛАТИНОВ

Орловская область

в ноябре-декабре 1998 года

1.    власть

1.1.       Заседание областного Совета

Редкое по нынешним временам событие произошло на восьмом заседании Орловского областного Совета, проходившем 1 декабря. Депутаты почти единогласно отказались от положенных им привилегий. Таким образом, они внесли реальный и посильный, хотя и небольшой, вклад в сохранение бюджетных средств. Не секрет, что все привилегии в нашем обществе оплачиваются из обшей копилки, именуемой бюджетом. Решение вступило в силу, несмотря на единичное, пусть и яркое, выступление народного избранника Тихомирова, призывавшего коллег одуматься и не грабить самих себя. Депутатский корпус предпочел пойти по дороге самоограничения и экономии.

Вопрос об отказе от привилегий стоял одним из последних в повестке дня. Первым по значимости и месту был доклад заместителя главы администрации области, начальника управления экономического анализа и прогнозирования Н.Н.Цикорева «О прогнозе социально-экономического развития Орловской области на 1999 год и консолидированном бюджете на 1999 год».

Н.Н.Цикорев сразу и честно наметил тональность доклада: «Достаточно грустный прогноз...» Грусть объясняется «комплексом негативных и объективных тенденций в хозяйстве страны и Орловщины». «Объективная экономическая логика, — добавил Николай Николаевич,— сильнее любого, умозрительно нарисованного экономического проекта», из чего следовало сделать вывод, что даже умно составленный прогноз может разрушиться под влиянием очередного завихрения российской экономической логики. И от этого вывода грусть приобрела тревожный оттенок. Он стал доминирующим, когда докладчик познакомил с основными позициями, определяющими экономическое положение Орловщины в ближайшем будущем. Эти определяющие реалии условно разбиты на две части: «Положительное» и «Негатив».

Положительное. 1. «Сохранен реальный сектор экономики». 2. «В Орловской области имеется действительная инвестиционная привлекательность. Если два-три года назад основным фактором привлечения инвестиций регионами было наличие газа, руд и других природных богатств, то теперь определяющей причиной инвестиционного интереса стала социальная устойчивость и политическая стабильность... Сегодня гарантии Орловской области под инвестиционные проекты ценятся выше, чем гарантии государства». Третий пункт докладчик предварил фразой, что его зачисление в актив, то бишь «положительное», может показаться странным. Действительно: «То, что реальные производители денег не имеют, спасло нас от потерь по ГКО, которые понесли не только финансовые спекулянты, но и бюджеты некоторых субъектов федераций».

По существу Николай Николаевич «поздравил» «реальных производителей» с отсутствием у них денег. Из-за того, что не было возможности спекулировать на ГКО, область ничего не потеряла на обвале рынка, и в областном бюджете не прибавилось ни копейки. Пункт четвертый и последний: «Худо-бедно, но мы выстраиваем систему производства товаров личного потребления, систему агропромышленных комплексов, нацеленных на извлечение доходов...» Пункт 2-й — об инвестиционной привлекательности Орловской области похож на пункт третий, увязавший финансовую стабильность с отсутствием денег. Гордые слова о том, что «гарантии Орловской области под инвестиционные проекты сегодня ценятся выше, чем гарантии государства», уравновесились трезвой репликой спикера Н.А.Володина, заметившего: «Наше убеждение, что Орловщина лучше всех, может погубить нашу область окончательно». Гарантии Орловской области под инвестиционные проекты ценятся сегодня «выше государственных» только потому, что гарантом выступает Председатель Совета Федерации Егор Семенович Строев.

Негатив (или обстоятельства, мешающие успешному развитию орловской экономики) состоит из трех пунктов: 1. «Полная и всеобъемлющая неопределенность макроэкономики». Иначе говоря, хаос, полная неразбериха. «Наше понимание проблем развития экономики — это лишь один из факторов, причем не самый главный». 2. «Федеральное законодательство не позволяет выстраивать действенную систему контроля и анализа работы большинства предприятий и предпринимателей, действующих на Орловщине. По-прежнему регион не может получить объективной картины деятельности финансовых учреждений, включая работу Центробанка». Нет контроля — нет и управления. «Третий, и сугубо наш, «негатив», по определению докладчика, вызвал вопрос: «Провинциальность власти, непонимание того, что мы — объект внимания всей России, Европейского сообщества и мировой макроэкономики...». Что такое «провинциальность» и кому именно она присуща, осталось неразъясненным.

Прогноз: «Несмотря на «негативы», производство валового регионального продукта не сократится... Максимальный спад может составить не более 4%». «Однако я абсолютно уверен,— пресек страхи Николай Николаевич,— в наших внутренних возможностях... Мы не можем похвастаться наличием олигархов, но администрация области научилась привлекать на свою территорию серьезные хозяйственные структуры».

О проекте закона Орловской области «Об областном бюджете на 1999 год» депутатам доложил начальник управления финансов и налоговой политики администрации области В.Ф. Курганников. Бюджет 1999 года «будет очень жестким, предусматривающим почти исключительное направление всех средств на содержание максимально сокращенных бюджетной и социальной сфер и органов власти». Поддержка производственников и «всех, кто может зарабатывать деньги своими силами», окажется минимальной. Не планируется «увеличения бюджетной поддержки сельского хозяйства, промышленности и строительства. Бюджет 1999 года обещает быть на 16% больше реального бюджета нынешнего года, но в свете скачка — цен это не отменяет «простого и очевидного факта — денег больше не будет».

Председатель комитета по бюджету, налогам и экономической реформе В.Е. Цуканов в содокладе сделал упор на расходовании бюджетных средств, сообщив, что они не будут распыляться, а приоритет в финансировании получат конкурентоспособные отрасли. При этом докладчик высказал «личное мнение» по всему документу в целом. «В государстве-банкроте,— сказал он,— сформировать полноценный бюджет невозможно». И с этой формулировкой трудно спорить. Выслушав доклад начальника управления финансов и налоговой политики обладминистрации В.Ф.Курганникова и содоклад председателя комитета по бюджету, налогам и экономической реформе В.Е.Цуканова. депутаты приступили к прениям. Поначалу обсуждение носило вялый характер, поскольку, по замечанию депутата А.И.Гапонова, «над всеми нами довлеет мысль, что денег нет и не будет», однако затем дискуссия оживилась и включила в себя не только анализ отдельных строчек бюджета, но и социально-экономической обстановки в области, которая непосредственным образом влияет на формирование бюджета.

Отвечая на реплику В.Ф.Курганникова, что он готов приветствовать конструктивные разговоры об изменении одних бюджетных строк в пользу других, депутат В.А.Голенков резонно возразил, что перетаскивание одеяла вряд ли можно назвать конструктивным делом, поскольку одеяла все равно на всех не хватит, после чего поинтересовался, что администрация области намерена предпринять для увеличения доходной части.

В продолжение вопроса депутат Н.М.Кутузов предложил уделить в проекте больше внимания развитию приоритетных областей экономики, тем более что сами авторы доклада пришли к выводу, что развитие конкурентоспособных отраслей — единственный крупный источник пополнения бюджетных средств. Депутат Г.В.Григорьянц обратила внимание на положение учителей Орловской области. Учителя Орловской области, сообщила выступавшая, не бастуют, это, без сомнения, плюс. Однако отсутствие забастовок не означает, что человек может прожить на 250 рублей в месяц.

Депутат А.С.Кононыгин, возвращая внимание коллег к проекту бюджета, отметил его безусловное достоинство — бездефицитность, но призвал власть проводить выплаты по всем строчкам документа пропорционально, равными частями, чтобы исключить несправедливые отставания или опережения для кого бы то ни было. Одновременно он предложил способ пополнения доходной части — ввести налог на владельцев особняков по примеру США, где собственники роскошного жилья отчисляют в казну ежегодно 2% от стоимости своих хором. У нас же владельцы нескольких квартир налог не платят. Существуют и нереализованные возможности для экономии: «Следует посчитать, во сколько обходятся казне дополнительные отпуска госчиновников и депутатов», — сказал выступавший. Справедливости ради следует отметить, что депутаты на этой же сессии от положенных им и оплачиваемых из областного бюджета дополнительных отпусков отказались.

Говорилось и о том, в каком тяжелом положении оказалось сельское хозяйство области: «Техпарк изношен до основания, практически не ведется работа по улучшению плодородия земель» (депутат Л.П.Селиверстов). Поднималась тема социальной несправедливости — гигантской разницы в зарплате руководящих работников и их подчиненных. Причем, отмечали многие, эта разница (при огромном заработке руководителя) сохраняется даже на убыточных предприятиях.

Выводы подводил председатель областного Совета Н.А.Володин, заявивший, что меньше следует надеяться на внешние источники поступления средств в бюджет и больше на собственные силы. Остановился он и на тревожной картине состояния орловской экономики: промышленное производство не удалось стабилизировать на уровне прошлого года, в сельском хозяйстве продолжает уменьшаться поголовье скота, площади под сахарной свеклой составляют всего лишь одну седьмую от того, что было раньше; огромно количество управленцев, несмотря на значительное сокращение, не знают, чем себя занять, «и не знают этого месяцами».

«Одно дело песни,— образно отреагировал Н.А.Володин на попытки приукрасить или замолчать проблемы области, — и совсем другое — факты». В заключение он вернулся к главной теме заседания — бюджету, заметил: «Беда не только в том, что бюджет слаб. Беда в том, как он расходуется», «намекнув», что нет большого смысла печься об увеличении доходной части, если расходы недостаточно хорошо продуманы или вовсе не обязательны.

Депутаты приняли предложенный проект бюджета в первом чтении. Им предстоит совместно с администрацией области много потрудиться над его доработкой, а также над контролем за откорректированной расходной частью.

Областной Совет принял в окончательной редакции законы «О поддержке предприятий легкой промышленности Орловской области», «О внесении изменений и дополнений в Закон Орловской области от 6 августа 1998 года №76-03 «О налоге с продаж».

На заседании принят во втором чтении проект закона Орловской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

18 декабря на очередном заседании областного Совета бюджет был принят окончательно. Депутаты также рассмотрели и приняли в первом чтении проекты законов «О ставках налога на игорный бизнес в Орловской области», «О ставках платы за пользование водными объектами на территории Орловской области и порядке использования полученных средств», «О внесении дополнений в закон Орловской области», «Об ответственности за административные правонарушения». Депутаты не избежали искушения «поучаствовать» во внешней политике. Была официально осуждена бомбардировка Ирака со стороны США и Англии, соответствующее обращение было направлено Президенты и Правительству РФ. На заседании присутствовал и выступил Строев.

Результаты «бюджетной эпопеи» нуждаются в дополнительном комментарии. Во-первых, стоит особо отметить то обстоятельство, что впервые в Орловской области принят бездефицитный бюджет. И хотя это не первый случай по России, но таких примеров до сих пор немного. Весьма примечательно и то обстоятельство, что при принятии бюджета разговор был необычайно жестким. «Сердечное единство» властей области не было поставлено под сомнение, тем более никакой критики персонально в адрес Е.Строева не было. Но следует отметить абсолютное отсутствие благодушия и приукрашивания действительности, равно как и иждивенческих настроений в депутатском корпусе. Исполнительная власть области получила приличную порцию критики, особенно в части планирования расходов и их сбалансирования. Результатом всех перипетий выступает то, что можно обозначить как торжество прагматизма: депутатский корпус, отнюдь не состоящий из либералов (скорее наоборот) пошел почти на беспрецедентный шаг в сокращении расходных статей и сбалансировании областного бюджета. Последствия такого шага не замедлят сказаться в новом году. Примечательно также, что Е.Строев «стоял над схваткой», отсутствовав при внесении и первом обсуждении бюджета и появившись, когда окончательные параметры были согласованы, и бюджет принят в целом.

1.2.       Оперативное совещание

15 декабря состоялось оперативное совещание, которое провел Председатель Совета Федерации РФ, глава администрации области Е.С.Строев.

Первым был рассмотрен вопрос о состоянии дел в животноводческой отрасли. По информации начальника управления сельского хозяйства и продовольствия А.А.Михалева, в большинстве районов удалось сохранить и увеличить производство животноводческой продукции. С начала года реализовано 166 тыс. т. молока, 42 тыс. т. мяса. Хотя основными поставщиками продукции по-прежнему остаются крупные животноводческие комплексы, оказывается помощь и личным подсобным хозяйствам — фуражным зерном, сеном. В то же время остается на крайне низком уровне система закупок продукции с подворий; закупочные кооперативы востребуют всего 10% имеющегося молока, 5—7% мяса.

На совещании были обсуждены конкретные вопросы улучшения положения дел в отрасли, особенно в экономически слабых хозяйствах. Подводя итоги обсуждения, Е.С.Строев подчеркнул, что система переработки и реализации продукции в первую очередь должна обеспечивать своевременный и полный расчет с сельскими товаропроизводителями — это и будет главным стимулом развития животноводческой отрасли, пополнения ассортимента. Нельзя допустить того, чтобы диктат переработчиков вел к завышению цен, созданию искусственного дефицита продовольствия. Е.С.Строев дал соответствующим службам и ведомствам поручения, касающиеся ускорения интеграции животноводческих комплексов с предприятиями переработки

На совещании с информацией о работе систем энерго- и теплоснабжения выступили мэр города Орла Е.Н.Вельковский, генеральный директор АО «Орелэнерго» Л.А.Смирнов, генеральный директор госпредприятия «Орелоблжилкомхоз» А.Д.Касьянов. Они сообщили о том, что, несмотря на низкую температуру, системы энерго- и теплоснабжения в области работают стабильно, принимаются меры по доставке угля, мазута, улучшению отопления отдельных домов и квартир, где тепловой режим не соответствует нормативам.

Подводя итоги совещания, Е.С.Строев поручил главам местных администраций проанализировать ситуацию с теплоснабжением, особое внимание обратив на случаи ненадлежащего выполнения коммунальными службами своих прямых обязанностей. Стратегией обеспечения жителей области теплом, другими ресурсами должно быть внедрение новых, энергосберегающих технологий, подчеркнул глава администрации. Внимание руководителей было обращено на безусловную необходимость укрепления платежной дисциплины, своевременного расчета с поставщиками за потребленные энергоресурсы.

На совещании были обсуждены конкретные вопросы совершенствования налогового законодательства, активизации деятельности по сбору налогов, в первую очередь — акцизов. Подводя итоги обсуждения, Е.С.Строев подчеркнул, что проблема поступления налогов должна быть в числе первоочередных в работе администраций всех уровней, необходимо усилить государственный контроль за работой основных отраслей экономики. Перед областными службами и ведомствами поставлена задача заложить в проект бюджета будущего года гарантию того, что акцизные сборы будут оставаться в районах области для более полного финансирования социальной сферы.

На совещании с информацией о работе управления юстиции выступил начальник управления А.И.Новиков. Он сообщил о ходе и первых результатах реформирования органов юстиции, об основных направлениях работы управления. В частности, это ведомство занимается регистрацией общественных и религиозных объединений, контролем их деятельности. В настоящее время в Орловской области зарегистрировано 456 общественных объединений, 37 партий. Подготовлен проект создания правовой базы регистрации недвижимости, организована служба судебных приставов. Строев подчеркнул, что проблемы, поднятые А.И.Новиковым, заслуживают всяческой поддержи со стороны государственных органов. Важно принять необходимые меры для укрепления правового сознания, воспитания граждан в духе уважения к закону. Для этого глава администрации потребовал, чтобы руководство управления юстиции заняло более решительную и принципиальную позицию по отношению к нарушениям законодательства, имеющимся фактам невыполнения судебных решений.

1.3.       Постановления

В целях повышения эффективности информационного обеспечения деятельности агропромышленного комплекса области, организации и развития консультационной работы Е.С.Строев подписал постановление №618 от 4 декабря 1998 г. «О создании областного государственного унитарного предприятия «Агроинформконсалтинг».

4 декабря 1998 г. заместитель главы администрации Орловской области В.А.Кочуев подписал постановление №620 «О создании открытого акционерного общества «Агрофирма «Мценская», в котором сказано, что ОГУП «Мценское» реорганизовано в открытое акционерное общество «Агрофирма «Мценская» с долей государства в уставном капитале 100%. Комитету по управлению имуществом Орловской области (Меркулов П.А.) поручено выступить учредителем ОАО «Агрофирма «Мценская». Генеральным директором ОАО «Агрофирма «Мценская» назначен Жернов Н.А. ОАО «Воинское», ОАО «Мценский мясокомбинат», ОАО «Становое», СПК «Каменский», ЗАО «Горпищекомбинат «Мценский» предложено внести в уставный капитал ОАО «Агрофирма «Мценская» в счет оплаты объявленных акций последнего имущество, необходимое для эффективного функционирования общества. Главам администраций г.Мценска и Мценского района рекомендовано принять с баланса ОАО «Агрофирма «Мценская» объекты социально-бытового назначения, соответственно, в собственность г. Мценска и Мценского района. В установленном порядке будут подготовлены предложения по освобождению ОАО «Агрофирма «Мценская» от всех налогов, уплачиваемых в местный бюджет, сроком на один год.

В целях оказания адресной социальной помощи малообеспеченным, многодетным, неполным семьям, детям-инвалидам, сиротам и оставшимся без попечения родителей воспитанникам стационарных учреждений, а также социальной поддержки семей, где родители являются безработными, постановлением №624 рекомендовано организовать проведение детских новогодних праздников, работу пришкольных зимних лагерей с дневным пребыванием. Управлению финансов и налоговой политики поручено выделить для проведения новогодних мероприятий управлениям общего и профессионального образования — 254500 рублей, социальной защиты — 686475 рублей, здравоохранения—22500 рублей, внутренних дел — 12750 рублей, департаменту федеральной государственной службы занятости населения — 99500 рублей исходя из средней стоимости подарка 25 рублей. Указанным службам и ведомствам поручено организовать проведение новогодних праздников, поздравление и вручение подарков детям из малообеспеченных семей, семей социального риска.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. №1471 «О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации» распоряжением №500-р от 8 декабря 1998 г. одобрено предложение Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о переходе с территориально-отраслевого на территориальный принцип управления средствами государственного социального страхования в Орловской области. В соответствии с законами «О статусе военнослужащих», «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», областной программой социальной защиты военнослужащих. граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 1998-2000 годы и учитывая необходимость усиления работы по адресной социальной адаптации уволенных с военной службы и членов их семей, а также членов семей погибших военнослужащих, распоряжением №501 от 8 декабря 1998 г. решено ввести в структуру управления социальной защиты должность специалиста по работе с бывшими военнослужащими и членами их семей. Управлению соцзащиты населения, управлению здравоохранения совместно с горрайадминистрациями поручено принять дополнительные меры по улучшению медицинского, социального обслуживания инвалидов военной службы.

В целях обеспечения социальной защиты студентов средних и высших учебных заведений и во исполнение постановлений главы администрации области от 1.02.98 г. №51 «О наценках на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания муниципальной собственности, а также обслуживающих социальную сферу и учащихся учебных заведений» и от 27.08.98 г. №476 «Об организации питания учащейся молодежи, обучающейся в государственных, муниципальных, общеобразовательных учреждениях Орловской области в 1998/99 учебном году» распоряжением №504-р от 8 декабря 1998 г. начальнику управления финансов и налоговой политики поручено предусмотреть ежемесячное выделение денежных средств для возмещения убытков, связанных с производством и реализацией продукции, столовым №11 Государственного университета и №134 Мезенского педагогического колледжа согласно предъявленным расчетам.

В целях решения вопроса по отоплению жилых домов и объектов социально-бытовой сферы п. Отрада Мценского района распоряжением №5071) от 9 декабря 1998 г. генеральному директору УПП «Орелоблжилкомхоз» Касьянову А.Д. предложено поставить 1000 тонн мазута для котельной, отапливающей жилые дома и объекты социальной сферы пос. Отрада. Главе администрации Мценского района рекомендовано решить вопросы поставки мазута для котельной, отапливающей жилые дома и объекты социальной сферы пос. Отрада. Главе администрации Мценского района также рекомендовано решить вопросы поставки мазута в объеме 2500 тонн для котельной, отапливающей вышеуказанные объекты за счет средств местного бюджета, средств предприятий и организаций, на балансе которых находится жилой фонд, получающий тепловую энергию от котельной ОАО «Отрадинский сахарный завод», а также за счет средств, собранных с населения данного поселка за коммунальные услуги.

Глава администрации области Е.С.Строев подписал постановление №593 «Об исполнении законодательства РФ о занятости несовершеннолетних». В постановлении отмечается, что вопросы трудоустройства несовершеннолетних остаются во многом нерешенными. Многие предприятия не заключают договоров на трудоустройство несовершеннолетних. Областное законодательство о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних в ряде районов исполняется ненадлежащим образом. Невозможность конкурировать на рынке труда с квалифицированными работниками, недостаточная профессиональная подготовка не позволяют в полном объеме решать вопросы трудовой занятости выпускников профессионально-технических училищ, школ и интернатных учреждений. Руководителями предприятий и сельскохозяйственных производств допускаются нарушения трудового законодательства в отношении несовершеннолетних. Главам администраций городов и районов рекомендовано подготовить скоординированную программу действий по обеспечению занятости несовершеннолетних, усилить работу по соблюдению конституционных прав и гарантий несовершеннолетних на образование и свободный выбор профессии в современных социально-экономических условиях осуществлять контроль за исполнением законодательства о труде и охране труда несовершеннолетних в период их временной и постоянной занятости.

1.4.       Государственный аппарат

В целях качественного формирования органов управления нового типа, определения профессиональной подготовки и соответствия государственных служащих замещаемой должности постановлением №623 от 4 декабря 1998 г. «Об аттестации госслужащих исполнительной власти администрации области» решено провести в январе 1999 г. аттестацию государственных служащих администрации области в соответствии с Положением «О порядке проведения аттестации государственного служащего исполнительной власти Орловской области». Утверждена аттестационная комиссия администрации области, председателем которой назначен заместитель главы администрации, начальник департамента региональной политики и правового регулирования Михайлов М.Г.

В целях повышения эффективности работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, оптимизации структуры администрации области постановлением №592 от 17 ноября 1998 г. комитет по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС упразднен. В структуре управления экономического анализа и прогнозирования администрации области намечено создать отдел по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Согласно решению областного Совета в рамках бюджетной экономии в законы области о государственной и муниципальной службе были внесены изменения. Депутаты упразднили дополнительные отпуска для государственных и муниципальных служащих, а также установили, что надбавка к пенсии устанавливается последним от должностного оклада. Согласно прежней норме и для федеральных госслужащих это делается от денежного содержания, включающего помимо должностного оклада и другие выплаты.

Для улучшения ситуации с кадровым потенциалом органов государственной власти принято решение о подготовке кадрового резерва на замещение руководящих должностей органов исполнительной власти области. Предусмотрено, что в состав кадрового резерва войдут лица не старше 35 лет, замещающие в настоящий момент руководящие должности в различных учреждениях и на предприятиях разных форм собственности. Грубо говоря, решено отобрать наиболее «продвинутых» в карьерном отношении молодых людей. После соответствующего тестирования и собеседования в специально созданной комиссии под руководством первого зам. губернатора, эти люди зачисляются в школу резерва кадров. Они пройдут обучение по 500-часовой программе профессиональной переподготовки по специальности «государственное и муниципальное управление» в институте повышения квалификации государственных и муниципальных служащих Орловской области. В случае успешного окончания учебы они зачисляются в резерв.

2.    Экономика

2.1.       Налоги

По информации начальника Государственной налоговой инспекции по Орловской области В.И.Рыжова, с начала года в области собрано 1 млрд. 233 млн. рублей, что выше уровня того же периода прошлого года. Стабильно пополняют бюджет такие отрасли, как строительство и промышленность строительных материалов, транспорт, торговля, черная и цветная металлургия, деревообрабатывающая промышленность. В последние месяцы наметился рост налоговых поступлений от сельскохозяйственных предприятий. В то же время озабоченность вызывает сокращение акцизных сборов в АО «Кристалл» (водочное производство).

О результатах деятельности налоговиков В.Рыжов докладывал на специальном совещании у Е.Строева. Учитывая нынешнюю социально-экономическую обстановку, отсутствие оборотных средств, непосильность кредитов, мы, сказал В.Рыжов, идем на определенное соглашение с предприятиями, в частности, с тем чтобы они могли выплатить заработную плату. Направленность на сотрудничество с налогоплательщиками поддержал недавно и новый руководитель Госналогслужбы Георгий Боос. Дело в том, что в условиях кризиса традиционные методы, применяемые налоговыми организациями, не дают должного эффекта в силу многих причин. Поэтому основное внимание уделяется индивидуальной работе с предприятиями-должниками. В частности, с начала года нами было направлено более трех тысяч требований (практически каждому предприятию-должнику) о погашении задолженности бюджетам различных уровней в определенный срок. Часть из них добровольно погасили свою недоимку, и эта сумма за 9 месяцев 1998 года составила 420 млн. рублей (в 1997 году за тот же период — 111 млн. рублей).

Если говорить о кризисе, то именно в этот период в области налоговые поступления увеличились. Это было достигнуто двумя путями. Во-первых, в соответствии с постановлением главы областной администрации №516 налоговые органы обеспечивали авансовые платежи налога на добавленную стоимость и налога с продаж. По существу они смогли вовремя обеспечить поступления именно за счет этих налогов. К примеру, по налогу с продаж объем собираемости за октябрь превысил 10 млн. рублей. Кроме того, было обеспечено более равномерное поступление налогов в течение месяца. Если в первом полугодии в начале месяца собиралось 25% налогов, то теперь собирается 40%. Клиенты банков были переориентированы на открытие счетов в Сбербанке, что обеспечило приемку налоговых платежей непосредственно через налоговые инспекции наличными деньгами по существу в каждом районе. Раньше налоги проходили через банки, но кризис банковской системы принудил к таким действиям налоговиков.

Эти нетрадиционные методы сбора налогов положительно повлияли на экономическую, финансовую стабильность в области. За 10 месяцев 1998 года на территории области собрано 1 млрд. 233 млн. рублей налогов и других обязательных платежей. В бюджеты городов и районов направлено 882,2 млн., что составляет 101,6% к соответствующему периоду прошлого года.

В октябре Постановлением Правительства РФ структурные подразделения упраздненной Госалкогольмонополии были переданы Госналогслужбе России. За девять месяцев удельный вес акцизов в общих поступлениях в Орловской области составляет 9,7% в то время как в среднем по России — 2-2,5%. Руководство области была поставлена задача удвоить-утроить собираемость акцизов, чтобы его объема хватало для выплаты заработной платы в области. В настоящее время на технологических линиях по производству алкоголя установлены контрольные приборы по учету объема алкогольной продукции. Там, где они отсутствуют, линии опломбировываются налоговыми инспекторами, исключая те самым несанкционированный розлив алкоголя. Но самое эффективное оружие против недобросовестных предпринимателей — это приостановление или аннулирование действия лицензии. Мы активно взаимодействуем с УВД, налоговой полицией, таможней, другими контролирующими органами в части наведения порядка в торговле алкогольной продукцией. Проведено более 4000 совместных проверок, и в каждом десятом случае выявлялись факты нарушений, принимаем жесткие меры. 14 дел передано правоохранительным органам, по двум уже заведены уголовные дела. Налоговые органы принимают активное участие в законотворчестве, в частности, на основе предложений вашей службы были приняты упоминавшиеся выше законы 'О налоге с продаж» и «О фиксированном налоге для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица». С учетом продолжающегося кризиса банковской системы подготовлен проект постановления по упорядочению денежных расчетов в Орловской области и установления лимита расходования денежных средств на предприятиях на приобретение ресурсов и комплектующих изделий до 50 тысяч рублей. Согласован с комитетом по торговле и потребительским ресурсам администрации области проект постановления об упорядочении торговли на рынках области. В стадии обсуждения находится проект закона Орловской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

2.2.       ЖКХ

С первого ноября в Орле повысились тарифы на жилищно-коммунальные услуги (не считая цен на газ и электроэнергию). При этом предусмотрены льготы для семей, у которых доля совокупного дохода, приходящегося на одного человека, не превышает шести минимальных размеров оплаты труда (на сегодня это примерно 500 руб.).

При определении общего семейного бюджета учитываются все виды доходов, подлежащие налогообложению. Кроме того, сюда включаются пособия по уходу за ребенком, единые ежемесячные пособия на каждого ребенка, все виды пенсий с учетом повышений и надбавок к ним, выходные пособия при увольнении, все виды денежных компенсаций, получаемые высвобождаемыми работниками при увольнении, и ряд других пособий и выплат.

В совокупный доход семьи не входят ритуальные пособия и пособия на рождение ребенка. Неработающие (трудоспособные) граждане и не состоящие на учете в службе занятости льгот не имеют. снованием для определения совокупного дохода одного члена семьи являются документы о доходах каждого члена семьи, которые выдаются всеми органами и службами бесплатно.

Стоимость техобслуживания жилого фонда и коммунальных услуг при среднедушевом доходе семьи менее трех минимальных размеров оплаты труда составляет 50% от установленного тарифа, но не менее тарифов, действующих на 1 июля 1998 года.

При среднедушевом доходе семьи от трех до шести минимальных окладов плата осуществляется по следующей схеме: от 251 до 300уб. — 60% от действующих тарифов, от 301 до 350 руб. 70%, от 351 до 400 руб. — 80%, от 401 до 500 — 90%, от 501 и выше — 100%.

Льготные тарифы распространяются только на социальную норму жилья. Сверхнормативная площадь и второе жилое помещение оплачиваются по полной себестоимости жилищно-коммунальных услуг.

С учетом повышенных в сентябре тарифов на газ и электроэнергию квартплата увеличилась почти в два раза.

2.3.       Регулирование цен

В начале ноября существенно выросли цены на молочную продукцию (до 15-20%). Это было связано с существенным повышением закупочных цен на молоко, остававшихся до тех пор одними из самых низких среди областей Центра России, в связи с чем массовый характер приобрел вывоз молочного сырья в другие области. Пойдя на столь непопулярную меру как разовое достаточно существенное повышение цен, местные власти установили предельные максимальные розничные цены на следующие виды молочной продукции:

 

 

 

В рублях

Молоко 3,2% жирности фляжное (разливное)

1 л

4-00

Молоко 4% жирности

0,5 л

3-00

Молоко 3,2% жирности

0,5 л

2-70

Молоко 2,5% жирности

0,5 л

2-45

Молоко 3,2% жирности в бутылках

0,5 л

2-70

Молоко 2,5% жирности в бутылках

0,5 л

2-45

Молоко 3,2% жирности «тетра-брик»

1 л

6-00

Молоко 2,5% жирности «тетра-брик»

1 л

5-50

Молоко 3,2% жирности. «фин-пак»

1 л

4-50

Молоко 2,5% жирности «фин-пак»

1 л

4-20

 

Предельный уровень торговой надбавки на завозимые молоко и молочную продукцию установлен в размере 10%.

Контроль за выполнением постановления возложен на заместителя главы администрации области Цикорева Н.Н., начальника управления торговли потребительских ресурсов Агапова В.П.

2.    Визиты

В декабре в Орле побывал спикер литовского парламента В.Ландсбергис. На встрече с Е.Строевым был обсужден широкий круг вопросов дальнейшего углубления добрососедства и взаимовыгодных отношений народов России и Литвы. Стороны высказали обоюдную заинтересованность в придании новой динамики этому позитивному процессу. Было подчеркнуто, что межпарламентское измерение российско-литовских отношений — один из важнейших рычагов укрепления взаимопонимания доверия между народами. Констатировалась необходимость продолжения диалога для того, чтобы обеспечить безопасность, доверие и стабильность в регионе, снять еще остающиеся в двусторонних отношениях психологические раздражители. Председатель верхней палаты российского парламента отметил, в частности, что необходимо отдать должное цивилизованному подходу Литвы к урегулированию вопроса гражданстве.

В ходе встречи В.Ландсбергис поднял вопрос о более решительном «наведении мостов» между Россией и Литвой. В этой связи в качестве примера он предложил разработать и заключить экономическое соглашение между Орловской областью и Литовской Республикой. Это предложение было встречено с пониманием и нашло полную поддержку.

Е.С.Строев подчеркнул, что курс на добрососедские и взаимовыгодные отношения с Литвой является принципиальной позицией российского руководства.

В этот же день В.Ландсбергис и сопровождающие его лица посетили в селе Алексеевка мемориальный комплекс на месте захоронения воинов 16-й Литовской стрелковой дивизии, принимавшей участие в боях на Северном фасе Орловско-Курской дуги летом 1943 года. В поездке по Орловской области В.Ландсбергиса сопровождали председатель областного Совета народных депутатов Н.А.Володин и полномочный представитель Президента РФ по Орловской области А.А.Мерцалов.