Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Оренбургская область

Валерий НИКОЛАЕВ

Оренбургская область

в декабре 1998 — январе 1999 года

Ситуация в регионе, пожалуй, бывает непредсказуемой. Прогнозируемые в прошлом месяце предвыборные баталии за губернаторское кресло уступили свое место событиям совершенно другого плана и тематики так, что о предстоящих в декабре 1999 года губернаторских выборах никто практически и не вспомнил. Однако это все равно до поры и до времени. Вот только какого? Определяющий для нынешнего состава Администрации области год уже начался.

1.    Скандал в Медногорске

Каждый месяц в Оренбургской области регулярно происходят те или иные скандальные истории, затрагивающие как политическую жизнь региона, так и процесс его экономического развития. Это воспринимается уже как сложившаяся традиция На сей раз, хоть и скандал разразился в промышленном городе Медногорске, корни его ведут именно в областной центр, а точнее в администрацию области. Молва о неистовом директоре Медногорского медносерного комбината Юрии Короле дошла до многих территорий нашей страны; в экономических кругах России это имя достаточно известно, как, собственно говоря, и в зарубежье. Пришедший к руководству Медногорского медносерного комбината молодой генеральный директор успешно провел приватизацию данного предприятия. На его стороне было тогда руководство области, в том числе и не менее скандально известный в регионе первый заместитель губернатора Александр Зеленцов, который был готов в буквальном смысле стереть в порошок любого, кто хоть словом негативно обмолвится о данном предприятии и нелестно выразится в адрес его генерального директора. Именно в этот период времени Королю с помощью администрации Оренбургской области и специально созданной ею Оренбургской медноникелевой корпорации удалось частично реконструировать производство на комбинате: заменить старое оборудование и наладить производство в ином, более экономичном, чем ранее, режиме. Неизвестно, почему отношения первого заместителя губернатора Александра Зеленцова и генерального директора ММК Юрий Короля разладились и стали перерастать в открытую вражду, масштабы которой в начале 1998 года мало кто мог бы представить. Сначала это были оскорбления друг друга — за глаза, но в присутствии журналистов. Однако в сравнении с сегодняшними событиями они кажутся абсолютно безобидными потенциальным зрителям этого конфликта.

В середине октября генеральный директор ММК Юрий Король в телефонной беседе с прокурором города Медногорска Олегом Мананниковым пообещал расстрелять его первым, если решением суда незаконно уволенный им начальник цеха будет вновь восстановлен в должности. Прокурор города обратился с заявлением в милицию, на основании которого Кувандыкской межрайонной прокуратурой в отношении Юрия Короля возбуждается уголовное дело и предъявляется обвинение. Короля арестовывают 15 октября. Его дело передается в Оренбургскую областную прокуратуру. Далее события развиваются еще более драматично. Депутаты Государственной Думы Российской Федерации от Оренбургской области Юрий Никифоренко и Анатолий Волков (члены фракции КПРФ) обращаются к общественности, утверждая что Юрий Король ни в чем не виноват и его заточение в следственном изоляторе спровоцировано первым заместителем губернатора Александром Зеленцовым, с которым они постоянно выясняют личные отношения. 25 октября Короля выпускают под подписку о невыезде, и он возвращается к руководству комбината, однако регулярно приезжает на допросы в Оренбург. В настоящее время суду предстоит определить степень его вины в содеянном, хотя дело может принять совершенно другой поворот и дополниться новыми уголовными преступлениями с его стороны.

28 октября ООО «Межрегионгаз» обращается с заявлением в Оренбургское территориальное управление по делам о несостоятельности с ходатайством о начале процедуры банкротства Медногорского медносерного комбината. Внешнее наблюдение на ММК возглавила руководитель Оренбургского ТУ по делам о несостоятельности Татьяна Еременко. Назначается дата рассмотрения дела о банкротстве по существу — 29 декабря 1998 года. За этот период времени внешнему наблюдателю необходимо составить реестр кредиторов, уведомить их о дате и месте первого рассмотрения дела о банкротстве. Однако сделать это ей не представляется возможным: Король не представляет ей необходимые для этой процедуры бухгалтерские документы, намеренно тянет время. Отказом он отвечает и на требование Еременко предоставить реестр акционеров предприятия, который генеральный директор ММК, невзирая на неоднократные требования руководителя ОТП Самарского регионального отделения ФКЦБ Галины Горошко, так и не представил на ведение профессиональному регистратору. Все это время им самостоятельно осуществляется реализация части пакета акций комбината, сделки по которым в настоящее время по вышеуказанной причине могут быть аннулированы. 15 декабря Король проводит собрание акционеров комбината, которое единогласным решением (в нарушение статьи 58 Закона Российской Федерации «О несостоятельности») реорганизует комбинат в народное предприятие, что прямо запрещено делать при процедуре банкротства.

Накануне судебного заседания реестр кредиторов все же представляется. За это время часть кредиторов самостоятельно выходило на связь с внешним наблюдателем, узнавая о творящихся на ММК делах только из сообщений региональных средств массовой информации. Кредиторская задолженность комбината составила в сумме 195 956 860,37 рублей, в том числе поставщикам и подрядчикам 148 318 073,64 рублей, по платежам в бюджет 21 230 278,81 рублей; по платежам во внебюджетные фонды 28 408 507,92 рублей. Крупнейшими кредиторами комбината в числе поставщиков и подрядчиков в настоящее время являются: выступивший с инициативой банкротства ММК ООО «Межрегионгаз» — 142 060,13; ООО «Тормаг» — 400 350,32; Медногорское предприятие коммунальных электрических сетей — 354 732,84; ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод» — 127 215,12 и другие.

21 декабря по заявлению Татьяны Еременко Юрий Король отстраняется от исполнения обязанностей руководителя ММК как лицо, препятствующее работе на предприятии внешнего наблюдения. Определением Арбитражного суда Оренбургской области исполнение обязанностей генерального директора ММК возложено на саму Еременко.

29 декабря Арбитражный суд Оренбургской области выносит определение о приостановлении производства по делу о банкротстве ММК в связи с назначением независимой финансово-экономической экспертизы из Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.

Далее события развиваются более драматично. 12 января 1999 года в 7.00 временно исполняющая обязанности генерального директора АО «ММК» Татьяна Еременко прибыла в управление комбината с целью приступить к исполнению своих обязанностей. С ней прибыли для обеспечения безопасности 10 работников милиции во главе с заместителем начальника ОВД города Медногорска подполковником милиции Зайцевым А.С. В 8.00 неизвестными лицами в управлении комбината был отключен свет. В 8.15 к управлению подошла толпа рабочих численностью около 150 — 200 человек во главе с бывшим генеральным директором комбината Юрием Королем. Сам Юрий Король с толпой рабочих силой ворвался в помещение управления, при этом грубо отталкивал работников милиции. Король призвал рабочих физически расправиться с сотрудниками милиции и представителями властных структур, ворвался в приемную исполняющей обязанности генерального директора предприятия Татьяны Еременко и с нецензурной бранью вытолкал ее из кабинета силой, после чего выбросил одежду Еременко в окно. При этом он продолжал подстрекать рабочих к физической расправе над представителями властных структур, обращаясь к возбужденным рабочим с выкриками типа: «Это воры! Они украли Вашу заработную плату!» Толпа под действием этих выкриков еще более негодовала. Со своей стороны, работники милиции специальных средств не применяли. Была объявлена тревога по УВД города Медногорска, и личный состав милиции (50 человек) был выдвинут к месту происходящих событий. Путем переговоров беспорядки были прекращены и рабочие разошлись. Три нитки железнодорожных путей, пересекающих дорогу, ведущую к управлению комбината были перекрыты тепловозами. В настоящее время УВД города Медногорска собирает материал для возбуждение уголовного дела по факту организации массовых беспорядков и препятствованию решения Арбитражного суда Оренбургской области.

Чем завершится конфликт, не способен спрогнозировать в настоящее время никто в области. В настоящее время Юрий Король заверяет работников предприятия в том, что погасит задолженность по заработной плате, которую они не видели уже более пяти месяцев, проиндексировав ее в 2,2 раза. Однако им не называются источники поступления денежных средств на данные цели. Непонятно это также и и.о. генерального директора комбината Татьяне Еременко, учитывая тот факт, что выручка предприятия за прошедший месяц составила около 52 млн. рублей, а задолженность по заработной плате (с учетом обещаемой Юрием Королем индексации) составляет 92 млн. рублей. В любом случае в настоящее время администрация Оренбургской области, как заявляется, готовится к активным действиям по нормализации ситуации на предприятии, однако как это сделать реально в настоящее время, в той же администрации явно никто не знает. Король же в свою очередь не скрывает своих эмоций в отношении руководства области и высказывается во всеуслышанье, что он некто вроде Оренбургского Черепкова и что на него управы все равно не найдется.

2.    социальный протест

Не менее серьезный, однако намного меньший по масштабам социальный конфликт. 25 работников склада готовой продукции ОАО «Бугурусланский комбинат хлебопродуктов» Оренбургской области отказались принимать пищу. Этим они захотели привлечь внимание к своему бедственному положению администрацию предприятия и руководство Оренбуржья. Они потребовали от администрации комбината созыва внеочередного общего собрания акционеров предприятия, а также объяснение причин девятимесячной задержки выплаты заработной платы. Однако голодовка быстро закончилась.

Официальной информации о погашении задолженности по заработной плате на этом предприятии все же не поступило, по всей видимости, дело в очередной раз закончилось обещаниями администрации предприятия и области. Необходимо отметить, что именно Бугурусланский комбинат хлебопродуктов явился главным виновником ареста счетов администрации Оренбургской области в ГУ ЦБ РФ. Причина в том, что выдача в 1997 году кредита КБ «Глобэкс» в размере 100 млн. деноминированных рублей данному предприятию произошла с гарантией администрации Оренбургской области, которая в настоящее время и выплачивает банку причитающиеся ему денежные средства за невозвращенный Бугурусланским хлебокомбинатом кредит.

3.    экономика

3.1.       Еще один нефтяной холдинг

Не менее важным в социально экономическом развитии области в декабре 1998 года стало рождение проекта создания регионального нефтяного холдинга, который бы помимо нефтяной компании «ОНАКО», судьба которой не решена и по сей день (неизвестно, будет ли передан контрольный пакет акций «ОНАКО» в собственность администрации области или «ОНАКО» будет объединена с другими нефтяными компаниями по проекту министра топлива и энергетики Сергея Генералова), займется освоением малодебетных и малотоннажных нефтяных месторождений в Оренбургской области, которых на территории региона предостаточно. В настоящее время Волго-Уральским научно-исследовательским институтом нефти и газа разработана подвижная установка для работы на подобного рода месторождениях, опытный ее образец в настоящее время уже смонтирован в Новосергиевском районе. И хотя пока идет еще ее пусконаладка, уже ясно, что местные сельхозпроизводители проведут весенний сев на местных нефтепродуктах.

Предполагается, что село станет основным клиентом у «малых нефтяников». Нефтеперегонная мини-установка способна дать в год 5 тысяч тонн бензина и дизтоплива и таким образом «обслужить на месте» два-три хозяйства (для сравнения: у гиганта вроде «Орскнефтеоргсинтеза» такой объем — всего несколько часов работы). Данная установка является блочной, модульной. Закончив разрабатывать одно месторождение, ее можно размонтировать и собрать в другом месте. Вся эта процедура займет 2-3 месяца. Наряду с этим в настоящее время в регионе открыто 56 малых месторождений, для разработки которых хватит 15-20 таких модулей. В будущем году планируется сделать 3-4 установки. Проекту в целом, конечно же, нужны стартовые инвестиции, по расчетам они должны окупиться за 5-10 лет.

Установки обещают облегчить жизнь не только сельхозпроизводителям, но и все той же компании «ОНАКО»: с нее будет таким образом снята ежегодная «повинность» в виде помощи селянам.

3.2.       Никелевое производство на ОАО «ЮЖУРАЛНИКЕЛЬ» восстановлено

Наряду с этим в декабре окончательно разрешилась экономическая ситуация на ОАО «Южуралникель». Производство никеля на предприятии вновь возобновилось, не без помощи сторонних инвесторов. ОАО «НОСТА» ОХМК полностью на пять лет взяло в аренду оборудование никелевого производства на предприятии, обеспечив находящийся в вынужденных отпусках рабочий персонал работой и заработной платой. Однако как таковой арендной платы «живыми» денежными средствами предприятие не получит. Учитывая огромные долги ОАО «Южуралникель» перед ОАО «НОСТА» за поставляемый кокс, на сумму арендной платы будет постепенно погашаться задолженность никельщиков перед ОХМК. Три печи начали работать уже в декабре, полная загрузка оборудования по предварительным планам произойдет к марту 1999 года. В руководстве области считают, что из-за огромных долгов комбината бюджету и своим контрагентам (в том числе и ОАО «НОСТА») другого варианта по выводу «Южуралникеля» из кризиса не было ни у руководства предприятия, ни у самой администрации Оренбуржья. Получаемый на комбинате никель руководство ОАО «НОСТА» планирует использовать как в процессе дальнейшего производства металлопродукции уже на самом ОХМК, так и возобновив его поставки бывшим контрагентам ОАО «Южуралникель» в Российской Федерации, к примеру, в Челябинскую область.

По расчетам специалистов администрации Оренбургской области, на сегодняшний день ОАО «НОСТА» обеспечит полную загрузку комбината «Южуралникель», доведя производство никеля на нем до 30-36 тысяч тонн в год. Однако достижение данных объемов не позволит ОАО «НОСТА» направить продукцию комбината на экспортный рынок: так как ее себестоимость намного выше зарубежных аналогов. Снизить себестоимость станет возможным только при полной реконструкции технологической линии на предприятии, которая не осуществлялась на нем уже 20-25 лет. Поставка «Южуралникелем» собственной продукции на экспорт по ценам ниже себестоимости в целях поддержания их на уровне конкурентоспособных и в связи с огромной потребностью в «живых» денежных средствах, единственным источником которых был и остается экспортный рынок, и отразились во многом на сегодняшнем экономическом состоянии предприятия.

Данный проект восстановления производства на ОАО «Южуралникель» не единственный. Наряду с этим в настоящее время руководством Оренбуржья планируется привлечение к нему и других внешних инвесторов. В их числе в настоящее время уже оказался «Уралтрансгаз», погасивший задолженность комбината за ранее поставленный ему газ в размере 214 млн. рублей, на часть из которых инвестор в настоящее время получил часть акций комбината.

3.3.       На грани остановки пищевкусовые предприятия Оренбуржья

В серьезном кризисе оказалась пищевкусовая промышленность Оренбуржья. На грани остановки по причине отсутствия сырья оказались ОАО «Оренбургмолоко» (в недавнем прошлом городской молокозавод), Ташлинский молокозавод, Илекский молокозавод, Орский мясоконсервный комбинат. Причина отсутствия сырья одна — потенциальным его производителям гораздо выгоднее реализовывать его сторонним покупателям из приграничных с Оренбуржьем территорий, в частности, из Казахстана.

По вине заезжих покупателей сельхозпродукции из приграничного с Оренбургской областью Казахстана встал Орский мясоконсервный завод. Казахские предприниматели в соответствии с законами рынка предлагали потенциальным поставщикам мяса на комбинат закупочные цены на двадцать-тридцать процентов выше тех, которые предлагаются самим комбинатом. Просьбы руководства региональных пищевкусовых предприятий к администрации Оренбургской области каким-либо образом повлиять на эту ситуацию ни к чему не привели. Губернатор Оренбуржья Владимир Елагин открыто заявил, что в настоящее время у него нет реальных механизмов воздействия на эту ситуацию и был вполне прав: противостоять законам рынка тяжело.