Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Московская область

Е. Р.,

М. С.

Московская область

во второй половине октября — декабре 1998 года

1.    Политика предвыборных будней

Как известно в декабре 1999 года состоятся выборы губернатора Московской области и выборы депутатов Государственной Думы — эти события уже начали диктовать свои законы подмосковным политическим акторам.

1.1.       Губернатор и правительство

1.1.1.      В Московской области «Отечество» рождается из «Нашего Дома»

По опросам общественного мнения, проведенных Ассоциацией социологов Московской области, рейтинг Ю.Лужкова из политиков самый высокий в Московской области: 90% опрошенных симпатизируют ему, а 49% жителей Подмосковья проголосовали бы в условное социологическое «сегодня»на выборах президента.

3 декабря состоялось учредительное собрание Московского областного регионального отделения политической общественной организации «Отечество». В собрании приняли участие губернатор области, председатель областной Думы, главы городов и районов,, из заместители, депутаты областной Думы, руководители общественных организаций, представители предприятий, организаций, учебных заведений, областных СМИ. Это событие означало официальную смену ориентиров областной власти: до недавнего времени практически в полном составе входившей в НДР. Председателем оргкомитета областной организации был избран А.Тяжлов. Один из вдохновленных делегатов предложил поэтический девиз для новой организации: «Союз Москвы и Подмосковья — залог богатства и здоровья!»

По городам и районам пошла волна создания местных движений, которые не упускают случая возглавить главы местного самоуправления, старающихся собрать в своих местных отделениях директорат, глав администраций, депутатский корпус. К середине декабря местные отделения были созданы в Мытищах, Лобне, Кашире, Домодедово, Юбилейном. Процесс образования нового движения активно освящается в подмосковных СМИ, лейтмотив публикаций: создаваемое движение приобретает реальную силу и имеет перспективы стать лучшей местной базой власти.

На состоявшемся 19 декабря учредительном съезде организации подмосковные делегаты были избраны в руководящие органы съезда. 24 декабря состоялось заседание организационного комитета областного отделения «Отечества». На нем было принято решение провести 13 февраля в Кузьминках (областной Дом искусств в Москве) областную конференцию [[1]-[2][3][4]].

1.1.2.      Встреча губернатора с председателем правительства России

9 декабря состоялась рабочая встреча А.Тяжлова с Е.Примаковым. Были обсуждены традиционные вопросы взаимоотношений центра и региона, социально-экономическая ситуация в Подмосковье. Как сообщил губернатор, область станет первым субъектом, который заключит с РФ договор на 1999-2000 годы о фиксированных платежах в бюджет, по аналогии с той, которая существует внутри Подмосковья (на три года отчисления муниципальных образований зафиксированы)[1]. Необходимость заключения договора вызвана тем, что, по информации губернатора, область перечисляет в федеральный бюджет 57% налоговых поступлений. В числе других пяти областей регион будет участвовать в эксперименте по изменению системы сбора налогов, которая «заставит» предприятия платить налоги там, где они находятся — губернатора очень возмущает, что более трех тысяч работающих в области предприятий платят налоги в другие регионы. Губернатор обратился к премьеру и со своей традиционной просьбой — помочь в налаживании областной банковской системы, и. Как он отметил, премьер пообещал поддержку (в очередном спасении Уникомбанка?) [[5]-[6][7]].

1.1.3.      Изменения в структуре

В начале октября в Московской области появился новый общественный институт — общественная приемная губернатора. Приемные существуют при городских и районных администрациях. Де-юре они работают на общественных началах. Но в структуре администрации появилось аналитическое управление, курируемое заместителем губернатора по общим вопросам Ю.К.Чаплиным, в задачи которого, помимо прочего, входит и организация работы приемных [[8]].

Как мы рассказывали ранее [[9]], в структуре администрации произошли значительные перемены, от которых прежде всего пострадали полномочия «второго» первого вице-главы В.Власова. Комитет по экономике, курировавшийся им упразднен путем деления на две части. Все профильные, отраслевые отделы были переданы Б.Балашову в министерство поддержки производителей, а из остатков был сформирован и в октябре начал действовать новый департамент — региональной экономической политики и развития Московской области. Департамент будет заниматься аналитической работой, готовить прогнозы развития региона, давать заключения по макроэкономическим аспектам областных законов и т.д.

В декабре был наконец назначен новый управляющий делами администрация Московской области. Напомним: предыдущий управделами Ф.И.Сотников, пересадивший «средний слой» областных чиновников с «Волг» на «Хёндэ» и расставивший в коридорах Старой площади автоматы по продаже чая и кофе, превратил управление делами в «долговую яму», что периодически приводило к отключениям за неуплату лифтов на Старой площади и к тому, что сотрудников Администрации летом за неуплату открепили от медобслуживания. В конце лета он был отправлен в длительный отпуск, за время которого ему было предложено подыскать другое место работы. Новым управделами назначен Евгений Татаренко, работавший до того министром печати и информации.

1.1.4.      Муниципальные образования и губернатор

В декабре Тяжлов устроил выездное заседание глав городов и районов, стартовавшее в городе Лыктарино. Главам была представлена программа реконструкции «хрущевок», продукция завода напитков «Вито» (безалкогольная и алкогольная). Затем маршрут прошел через аэропорт «Домодедово», преобразованного в международный усилиями группы «Ист-лайн», в город Подольск. Здесь губернатор поучаствовал в сложном ритуале строительства: металлическую колонну ледового дворца «Витязь» (его возведение началось в июле 1998 года) Тяжлов со товарищи собственноручно скрепили 4 болтами, в которые были вплавлены золотые пластины по пять грамм каждая. Сей старинный русский обычай был освящен местным батюшкой [[10]].

8 декабря с участием губернатора в Ленинском районе прошла встреча с главами муниципальных образований. Предметом обсуждения стал бюджет 1999 года [[11]].

В следующем году — году выборов — губернатор планирует усилить работу с территориями и устраивать такие выездные показательные совещания глав со своим участием регулярно — не реже раза в месяц.

Губернатор относит к своим заслугам утверждение фиксированных на 3 года отчислений в областной бюджет из городов и районов, и переход на так называемые договорные отношения с муниципальными образованиями. Еще один шаг в развитие «договорной» системы был вынужденно сделан в связи с большими долгами местным бюджетам со стороны бюджета областного. Губернатором было подписано постановление, в соответствии с которым суммы задолженностей в областной бюджет будут направляться напрямую в соответствующие бюджеты городов и районов. Как известно, местные бюджеты исполняются в среднем на 123%, но собранных сумм не хватает на финансирование расходов. Дотации, субвенции из областного бюджета, который исполняется в среднем процентов на шестьдесят, идут с большим опозданием. По замыслу администрации, главы, уже научившиеся работать с местными налоговыми инспекциями, которые финансируются частично из местного бюджета, будут напрямую заинтересованы в сборе и областных налогов и накал претензий администрации несколько снизится [[12]].


1.1.5.      Правительство в делах

Вопросы, обсуждавшиеся за отчетный период на заседаниях правительства области:

·       программа действий правительства Московской области и Московской областной Думы по выходу из кризисной ситуации

·       программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Подмосковье на 1999-2000 годы

·       программа «Наука и промышленность Московской области правоохранительным органам Подмосковья»

·       проект закона «Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния»

·       проект закона «О ставках платы за пользование водными объектами Московской области»

·       меры поддержки програмы развития АО «Воскресенск-Техноткань»

·       план внешнеэкономических и международных связей администрации на 1999 год (в плане презентации, выставки, бизнес-семинары)

·       программа «Экология Подмосковья»

·       действие региональной системы идентификации качества алкогольной продукции и контроля за ее производством

·       проект постановления «Об организации занятости безработных граждан»

Министерство по поддержке производителей добилось у первого вице-главы В.Власова подписания постановления, запрещающего в области возбуждение дел о банкротстве без согласования с администрациями городов и районов, отраслевыми министерствами и областным комитетом по управления имуществом. В принципе такая процедура всегда ранее практиковалась неформально. До передачи иска в арбитражный суд состояние предприятия рассматривается на заседание межведомственной балансовой комиссии, которая «постращав» должника, дает ему некоторое время для начала ликвидации задолженности. Другое дело, что смена руководства, которая теоретически возможна по желанию собственника, обычно происходит по постановлению суда, назначающего на предприятие-должника внешнего управляющего.

Губернатор подписал распоряжение «О договорах пользования водными объектами на территории Московской области». С нового года за пользование водными объектами будет взиматься плата: Территориальный комитет по водному хозяйству будет оформлять и осуществлять государственную регистрацию договоров пользования водными объектами и выдавать лицензии. За счет дополнительных поборов с 792 водопользователей областной бюджет должен получит более 30 миллионов рублей [[13]].

 

1.2.       Облдума

1.2.1.      Думские будни

18 ноября по итогам акции протеста 7 октября Московская областная Дума приняла обращение к Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ в связи с кризисной ситуацией в стране. Депутатами было предложено три первоочередных мероприятия: (1) антикризисная программа с расширением госсектора экономики; (2) программа аграрных реформ; (3) введение минимальных социальных стандартов.

27-28 ноября на базе областной Думы прошел семинар-совещание «О взаимодействии законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ в нормотворческом процессе», который собрал представителей глав администраций в законодательных органах, депутатов государственной и Московской областной дум, ученых. На семинаре присутствовало 140 гостей, в том числе и председатель Государственной Думы Г.Селезнев. Представительное совещание от администрация Московской области курировал В.Власов. Интересно, что выступавший на совещании председатель облдумы Е.Жаров как положительный момент, возникший при работе лишь этого состава Думы, отметил углубление сотрудничества Думы и администрации. Это выражается в том, что, если 90% законопроектов разрабатывалось в самой Думе, то теперь лишь 50%, остальные проекты теперь вносит администрация [[14]].

В ноябре депутаты решили поддержать сахалинских депутатов, обратившихся к председателю правительства с просьбой повысить тарифную ставку первого разряда Единой тарифной сетки работников бюджетной сферы. Государственная Дума уже принимала закон «Об упорядочивании оплаты труда работников бюджетной сферы», но он не был одобрен Советом Федерации и все еще находится в согласительной комиссии [[15]].

В декабре было поддержано обращение в этот раз калининградских депутатов к председателю правительства России по поводу централизованного приобретения и поставкам в регионы инсулина.

Также на заседаниях Думы:

·       был принят закон «О плате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах»;

·       был принят закон «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления»;

·       был одобрен Закон «Об управлении и финансировании системы здравоохранения Московской области»

·       был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области «О социальной норме площади жилья на территории Московской области», который теперь он будет называться «О социальной норме площади жилья для предоставления гражданам компенсаций (субсидий) и льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на территории Московской области»: он установил социальную норму жилья на 1 нанимателя в 33 квадратных метра с «добавкой» на каждого последующего члена семьи в 15-18 квадратных метра;

·       был принят очередной Закон « О внесении дополнений в Закон Московской области «О системе оплаты труда лиц, занимающих муниципальные должности и замещающих должности муниципальной службы в Московской области» ;

·       был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области «О лесных податях, взимаемых за древесину, отпускаемую на корню в Московской области»;

·       был принят Закон «Об основах территориального общественного самоуправления»;

·       был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области «О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц на территории Московской области»;

·       был принят Закон «О внесении изменений в статью 22 Закона Московской области «О льготном налогообложении в Московской области» (о льготах по сбору на нужды образования);

·       был принят в целом Закон «О гарантиях осуществления инвестиционной деятельности в Московской области»;

·       была утверждена программа «Национально-культурное развитие населения Московской области на 1999-2000», которая (в силу практически мононационального состава области 93,5% — русские) будет направлена на сохранение русского языка, культуры и национальных видов спорта (!? — монитор);

·       был принят за основу проект Закона «О квотировании рабочих мест в Московской области», который будет определять правовые, экономические и организационные основы квотирования гражданам, нуждающимся в соцзащите (инвалидам и т.п.);

·       утверждена программа поддержки и развития малого предпринимательства на 1999-2000 годы;

·       принят в целом Закон «О недрах и недропользовании в Московской области»;

·       принят в целом Закон «О ставках налога на игорный бизнес в Московской области».

1.2.2.      Околобюджетные процессы

10 октября депутаты принятием закона «Об исполнении областного бюджета за 1997 год» утвердили соответствующий отчет. Итак, в 1997 году областной бюджет был исполнен по доходам в сумме 8 052 104 млн. рублей, по расходам — 9 239 723 млн. рублей. Остатки средств на 1 января 1998 года составили 340 091 млн. рублей, в том числе 60 000 млн. рублей — оборотная кассовая наличность [[16]]. Для справки: областной бюджет был утвержден по доходам в размере 7 254 049,6 млн. рублей, а по расходам — 7 572 049,6 млн. рублей. Предельный дефицит бюджета был установлен в сумме 318 миллиардов рублей [[17]].

28 октября были внесены изменения в Закон об областном бюджете на 1998 год. В соответствии с ними: «В случае получения доходов в неденежной форме (налоговые соглашения, налоговые освобождения, натуральные покрытия) расходы..., предусмотренные статьей 14 Закона... финансируются за счет указанных доходов...» [[18]].

14 октября областная Дума законом перенесла срок внесения губернатором области бюджетного послания на 1999 год с 1 октября на 1 декабря. Но депутаты решили принять меры и рассмотреть исполнение законодательства о бюджетном устройстве и бюджетном процессе за 1997 и 1998 годы.

28 октября в Думе рассматривалось финансирование учреждений социальной сферы и выполнение Закона «О повышении тарифных ставок(окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Докладывавшая вопрос председатель комитета по финансам и налоговой политике администрации Л.Дьяконова объясняла проблемы в этой сфере разразившимся кризисом. Депутаты, отметив то, что финансировалась социальная сфера лишь на 29%, в то время как бюджет по доходам исполнялся по крайней мере на 40%, решили признать деятельность администрации в этом вопросе неудовлетворительной. Губернатору было предложено принять к соответствующим своим подчиненным дисциплинарные меры ответственности [[19]].

18 ноября депутаты, не дождавшиеся от Тяжлова дисциплинарных мер, решили предложить губернатору рассмотреть вопрос о соответствии занимаемых должностей председателя комитета по финансам и налоговой политике администрации Московской области Людмилы Дьяконовой и председателя комитета по займам и инвестиционной политике Нины Галаничевой. Регулярное нарушение сроков представления проектов бюджета, изменение целевого назначения бюджетных средств без согласования с Думой, недофинансирование защищенных статей бюджета при одновременном перевыполнении плана по незащищенных, финансирование неутвержденных Думой государственных социально-экономических областных программ — это лишь некоторые из пунктов своеобразного «обвинительного заключения». Губернатора просили до 4 декабря проинформировать Думу о результатах [[20]]. Но, как отмечают некоторые эксперты, такая «острая» думская постановка вопроса не была бы возможна без личного участия губернатора, выразившего таким косвенным образом недовольство работой Дьяконовой и Галаничевой. Авторам так и не удалось узнать о принятых губернатором мерах и том, была ли проинформирована о них Дума. Вероятно, Тяжлов просто «замял» вопрос.

Но как результат бюджет области рассматривался на заседании правительства уже 30 ноября, наряду с прогнозом областного развития. Основа прогноза и оптимизма то, что «экономический комплекс Подмосковья» обладает значительной инерционностью» [[21]]. При рассмотрении дефицит бюджета оказался более 20% (не более 5% по законодательству). Комитет по финансам и налоговой политике администрации разработал два проекта бюджета по двум разным методикам — это и было основным при дискуссиях.

В конце декабря Московская областная Дума приняла после двухмесячной работы закон «Об основных принципах формирования областного бюджета Московской области на 1999 год». Как обычно, Закон содержит перечень основных направлений деятельности подмосковных властей, которые будут финансироваться из бюджета (рост производства, развитие системы социальной защиты, повышение инвестиционной активности, финансирование наказов избирателей и т.д.), а также такие показатели как дефицит бюджета — 5% [[22]].

2.    Экономика

2.1.1.      Банки

На конец года в области действовало 36 кредитных организаций с 24 филиалами, 175 филиалов банков, зарегистрированных в других регионах, главным образом в Москве, 45 отделений Сбербанка. Высокая степень развития банковской инфраструктуры области (сравнимая лишь с Москвой, Санкт-Петербургом и Свердловской областью), ее опора на финансовые потоки своего региона помогли банкам пережить августовский кризис: по словам начальника ГУ ЦБ РФ по Московской области Т.Губаревой, «ни одна из 36 действующих кредитных организаций... не прекратила выполнения своих обязательств перед юридическими и физическими лицами» [[23]]. В целях стабилизации было проведено три межбанковских зачета в ходе которых в области было исполнено 64% платежных документов на общую сумму 760 миллионов рублей (из них 83 миллиона были зачислены в бюджеты области разных уровней). После кризиса более 800 бюджетнозависимых организаций и бюджетов разных уровней перешли на обслуживание в расчетно-кассовые центры (их в области 13), которые теперь обслуживают порядка 2000 счетов. ГУ ЦБ совместно с администрация Московской области отобрала группу поднадзорных региональных опорных банков. В нее вошли Эталонбанк, Традо-банк, Подольскпромстройбанк, Кредитный Агропромбанк. Они станут участниками программы ЦБ по реструктуризации кредитных организаций, делающей опору на работающие региональные банки. Еще 18 областных кредитных организаций отнесены к группе стабильно работающих банков.

В условиях кризиса «повезло» тем органам местного самоуправления, которые смогли контролировать финансовую ситуацию и организовывать местные финансы через муниципальные банки. Напомним, что по указанию главы администрация Московской области органы местного самоуправления были обязаны держать свои бюджетные счета в областном Уникомбанке. Но это постановление выполнялось очень вяло. А Домодедовский муниципальный банк (Дом-банк), Социальный городской банк в Мытищах, Богородский городской банк (Ногинск), Пушкинский акционерный муниципальный банк, Сергиево-Посадский коммерческий банк, по мнению экспертов, имеют хорошие перспективы.

В областных средних и мелких банках ситуация лучше чем в московских коммерческих банках, имевших широкую филиальную сеть в области (Уникомбанк, «Возрождение», Менатеп, Инкомбанк). Несмотря на то, что области выгодно работать именно со своими региональными банками — денежные ресурсы, мобилизованные ими не имеют тенденции уходить с территории[2], Администрация Московской области продолжает «болеть душой» по крайней мере за первые два банка из этого списка.

Тем не менее, еще 14-го октября (подписан 20 октября) Дума приняла еще более интересный Закон «О гарантиях Московской области по обязательствам открытого акционерного общества «Московский акционерный коммерческий банк «Возрождение» и открытого акционерного общества «Универсальный акционерный коммерческий банк «Уникомбанк» перед Центральным банком РФ (Банком России)». Гарантии (включаемые как в долг области, так и в состав защищенных статей бюджета) касаются обязательств банков, возникшим в связи с получением ими стабилизационного кредита от ЦБ и оформляются в виде договоров поручительства, заключаемых губернатором. Также условиями получения кредита являются: срок —не более пяти лет; процентная ставка — не более учетной ставки ЦБ; объем гарантийных обязательств — не более 300 миллионов рублей по каждому банку; целевое использование средств на стабилизацию банковской системы Московской области. Банки в свою очередь заключают договор с областью об оплате области вознаграждения за предоставление гарантий и о возмещении убытков, понесенных областью в случае не исполнения обязательств. Губернатор должен контролировать использование кредитов и представлять ежеквартальный отчет в областную Думу. Банк «Возрождение» уже получил такой кредит [[24]].

Все осень Областную Думу интриговал вопрос о том, кто же в этот раз будет спасать Уникомбанк. 2 ноября первый вице-глава администрации Московской области В.Власов встречался с и.о. начальника Главного управления Центрального банка по Московской области А.Десятниченко, который, по сообщениям прессы «одобрил предложения администрации... по стабилизации ситуации в УАКБ «Уникомбанк» [[25]]. В середине декабря Администрация неожиданно вышла с предложением: заключить договор о санации с Гута-банком (для справки: Гута-банк контролируется АФК «Система», структурой, весьма близкой Ю.Лужкову). Губернатор сам выступил по этому вопросу перед Думой. Охарактеризовав ситуацию с наполняемостью бюджета как критическую, и, открыв сумму зависших только в Уникомбанке бюджетных денег — 200 миллионов рублей, губернатор доказывал, что поднять банк может лишь объединение с другим банком [[26]].

На заседании Думы 23 декабря рабочая группа признала программу удовлетворительной. Гута-банк готов предоставить средства на санацию Уникомбанка при передаче в доверительное управление залогом и последующей продажи пакета акций, принадлежащего области, на срок до пяти лет. Условие — реализация программы реструктуризации банка и предоставления Гута-банком стабилизационного кредита в размере 100 миллионов рублей. Московская область по-прежнему будет направлять своих представителей в Совет директоров и ревизионную комиссию Уникомбанка. Депутаты задаются вопросом: не является ли передача Уникомбанка структуре Лужкова платой Тяжлова за его поддержку Лужковым на предстоящих через год губернаторских выборах? Заключение договора между областью и Гута-банком губернатором ожидается в самое ближайшее время [[27]].

2.1.2.      Отключения электричества и тепла

Уже в конце октября стало ясно, что готовность областных теплосетей перед приближающимися холодами оставляет желать лучшего[3]. Среди благополучных в отопительном отношении перед началом сезона назывались Электрогорск, Электросталь (см. ниже), Подольск, Климовск, Троицк, Серпухов, Истринский, Клинский, Волоколамский, Чеховский районы. Отключения электричества и тепла «ожидались» и продолжают угрожать многим населенным пунктам (Щербинка, Люберцы, Фрязино, Пущино, Протвино, Балашиха, Химки и другим) и в особенности расположенным в области военным городкам. На начало октября, по информации министра коммунального хозяйства, транспорта и связи А.Савинова, задолженность составляла 2,7 миллиарда рублей по газу и 2,3 миллиарда рублей по электроэнергии, и тенденция и ликвидации задолженности не проявляется... [[28]].

В преддверии зимы губернатору пришлось выпустить специальное постановление «О ходе подготовки ЖКХ муниципальных образований к осенне-зимнему периоду и обеспечении необходимого запаса топливно-энергетических ресурсов». Постановление предусматривало приоритетное финансирование авральных работ. Вопрос подготовки к зиме обсуждался и на заседании областной Думы. Но все это не спасло население от неприятных неожиданностей. Ниже приведена парочка, пожалуй, самых ярких примеров.

В начале декабря АО «Мосэнерго», несмотря на обещания [[29]], отключил часть электрооборудования города Электростали в связи с большими долгами предприятий города. В результате возникшей перегрузки город остался без света. Также в домах снизилась температура батарей: давление газа было снижено в пять раз в связи с долгами «Межрегионгазу».

В Щербинке в течение 3 дней было отключено электричество, батареи в это же время оставались едва теплыми в связи с незавершенным ремонтом котельной. Жители Щербинки 5 декабря на 3 часа перекрыли движение железнодорожного транспорта на Курском направлении. В результате движение более 20 составов было задержано [[30]].

2.1.3.      Пенсии и заработные платы

В декабре в области была полностью завершена выплата пенсий за октябрь, около трети пенсионеров получили пенсии за ноябрь. Самая благополучная ситуация в Ленинском районе, где ноябрьские пенсии выплачены полностью. В Солнечногорском, Химкинском, Талдомском, Луховицком, Одинцовском районах и городе Королеве выплачено более половины пенсий [[31]].

За ноябрь задолженность по зарплатам выросла с 1377 млн. рублей на 1 октября до1 415 млн. на 1 ноября. Количество предприятий, имеющих такую задолженность, при этом снизилась с 1390 до 1279. 19 районов имеют долги перед работниками бюджетной сферы [[32]].

2.1.4.      Города и районы

Обычную проблему городов и районов составляет отсутствие налогооблагаемой базы или такое положение, когда имеющаяся база «кормит» другой район или город. В Талдомском районе отсутствие собственной нефтебазы позволяло Дмитровскому филиалу АО «Моснефтепродукта» зарабатывать на этом, причем налоги уходили, разумеется, в Дмитровский район. Свободную нишу смогло занять ЗАО «Устье», привлекшего финансовые средства для строительства собственной нефтебазы (она войдет в действие весной 1999 года). Проект смог продвинуть депутат Талдомского собрания представителей, являющийся Председателем совета директоров ЗАО. Как известно, нефтяной бизнес — один из самых прибыльных и привлекательных для вложения в том числе и теневого капитала. Еще два года назад в связи с большими долгами как в бюджеты, так и по банковским кредитам (образовавшимся вследствие недобросовестности руководства) был назначен управляющий на Павельцовскую нефтебазу. Впрочем положение дел это не улучшило и дело о признании базы должником находится в суде.

 

30 сельхозпроизводителей из разных районов области создали ассоциацию «Мясопродукт». Президентом ассоциации был избран Н.Шерстюк, директор свиноводческого хозяйства «Талдомский». Уставной задачей новой ассоциации является обеспечение региона высококачественной конкурентоспособной продукцией. Как известно, животноводство (и птицеводство) области не смогли противостоять наплыву в регион импортных мясопродуктов по низким ценам. Насыщение рынка региона продовольствием шло без параллельных шагов по защите собственного производителя. Практическими шагами для ассоциации будут установление паритетных цен между производителями и переработчиками, реализацией готовой продукции [[33]].

 



[1] В 1995 году аналогичный прием — заключение договора с центром — использовал в своей предвыборной кампании нынешний губернатор Свердловской области Э.Россель.

[2] По данным ГУ ЦБ по Московской области на 1 июля 1998 года на сторону через филиалы инорегиональных банков и сеть Сбербанка «ушло» 1,9, а на 1 ноября 1998 года 5,35 миллиарда рублей.

[3] Более подробно см обзор за сентябрь-начало октября 1998 года [29].



Источники

[1]. Подмосковные известия. — 1998. — №229. — 5 декабря.

[2]. Подмосковные известия. — 1998. — № 236. — 17 декабря.

[3]. Подмосковные известия. — 1998. — № 237. — 18 декабря.

[4]. Подмосковные известия. — 1998. — №242. — 25 декабря.

[5]. Подмосковные известия. — 1998. — № 233. — 11 декабря.

[6]. Е.Р., М.С. Московская область в мае-июне 1997 года \\ Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №6 (65).

[7]. Подмосковные известия. — 1998. — № 232. — 10 декабря.

[8]. Подмосковные известия. — 1998. — №205. — 30 октября.

[9]. Е.Р., М.С. Московская область в январе-августе 1998 года \\ Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №8.

[10]. Подмосковные известия. — 1998. — № 239. — 22 декабря.

[11]. Подмосковные известия. — 1998. — №231. — 9 декабря.

[12]. Подмосковные известия. — 1998. — № 245. — 30 декабря.

[13]. Подмосковные известия. — 1998. — № 230. — 8 декабря.

[14]. Подмосковные известия. — 1998. — № 225. — 1 декабря.

[15]. Подмосковные известия. — 1998. — № 213. — 13 ноября.

[16]. Подмосковные известия. — 1998. — № 225. — 1 декабря.

[17]. Е.Р., М.С. Московская область в мае-июне 1997 года \\ Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №6 (65).

[18]. Подмосковные известия. — 1998. — № 213. — 13 ноября.

[19]. Подмосковные известия. — 1998.—№ 216. — 18 ноября.

[20]. Подмосковные известия. — 1998. — № 234. — 15 декабря.

[21]. Подмосковные известия. — 1998. — № 244. — 29 декабря.

[22]. Подмосковные известия. — 1998. — № 241. — 24 декабря.

[23]. Подмосковные известия. — 1998. — № 241. — 24 декабря.

[24]. Подмосковные известия. — 1998. — № 213. — 13 ноября.

[25]. Подмосковные известия. — 1998. — № 208. — 4 ноября.

[26]. Подмосковные известия. — 1998. — № 237. — 18 декабря.

[27]. Подмосковные известия. — 1998. — №242. — 25 декабря.

[28]. Подмосковные известия. — 1998. — № 201. — 24 октября.

[29]. Е.Р., М.С. Московская область в cентябре — начале октября 1998 года \\ Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №9.

[30]. Подмосковные известия. — 1998. — № 230. — 8 декабря.

[31]. Подмосковные известия. — 1998. — № 244. — 29 декабря.

[32]. Подмосковные известия. — 1998. — № 227. — 3 ноября.

[33]. Подмосковные известия. — 1998. — № 244. — 29 декабря.