Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ивановская область

Татьяна КАШИРИНА

Ивановская область

в декабре 1998 года

1.    власть и политика

1.1.       Отношение населения к Конституции РФ

Накануне пятой годовщины принятия Конституции Российской Федерации региональные власти, как водится, поздравили население Ивановской области с государственным праздником. «Конституция РФ ставит на первый план права и свободы человека и гражданина, — говорится в поздравлении, подписанном главой администрации Ивановской области В. Тихомировым, председателем Законодательного собрания В. Никологорским и полномочным представителем Президента РФ В. Толмачевым. — Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

И хотя в обращении к гражданам еще немало красивых фраз, соответствующих торжественному поводу, думается, они не вызвали ответного отклика у населения, замученного безденежьем, пассивностью властей всех уровней, углубляющимся коллапсом в экономике.

Фактически это признается и самими «подписантами». Так, в интервью полномочного представителя Президента РФ в области В. Толмачева, опубликованном в том же номере областной «Ивановской газеты», что и праздничное поздравление, в частности, говорится: «К Конституции адресованы порой проявления недовольства, пожелания ее изменить. Но тем не менее сегодня можно с полным правом говорить: Конституция РФ — это то единственное стабильное, что имеется в Российском государстве. К сожалению, во всех остальных сферах — политической, экономической, социальной — даже мне, по натуре оптимисту, приходится прогнозировать нестабильность. Объясняю это тем, что за последнее время ярких, достойных решений не принимается ни Президентом, ни правительством, ни на местном уровне» [[1]].

А губернатор области В. Тихомиров, по свидетельству той же «Ивановской газеты», на встрече с избирателями г. Шуи — небольшого районного центра — под потоком претензий в адрес региональной власти обвинил во всем «политиков»: «Именно политики, по его словам, загнали экономику в угол, в том числе и в Шуе. Это можно было предвидеть еще в формировании новой, демократической власти, ее институтов. Еще расстрелянный Верховный Совет своими 400-ми голосами высказался против введения президентства в России, но это мнение было проигнорировано. Лично я, сказал Владислав Николаевич, голосовал и против принятия существующего ныне Основного Закона, говорил об этом открытым текстом, в том числе и в Шуе. Однако 96% ивановцев поддержали эту Конституцию. Теперь люди спрашивают: а нельзя ли отменить законы нашего дикого капитализма? Пока нельзя» [[2]].

Каковы бы ни были результаты народного волеизъявления, сегодня — по прошествии пяти лет — с уверенностью можно сказать, что народ не знает Основного закона страны. Об этом свидетельствуют данные телефонного экспресс-опроса, который проводила в декабре социологическая служба представительства Президента РФ.

Ответы опрошенных свидетельствуют: Основной Закон, который в цивилизованных странах является настольной книгой подавляющего большинства законопослушных граждан, в нашей стране таковой не стал (впрочем, никогда ей и не был). Лишь 44% респондентов на вопрос «Знакомы ли вы с Конституцией РФ?» — ответили положительно. Еще 24% сказали, что знают отдельные ее статьи. 32% — почти каждый третий опрошенный — заявили, что Конституции не читали.

Поскольку Конституция действительно большая, всю ее изучить трудно, социологи обратились к ивановцам с более конкретным вопросом: «Знаете ли вы, какие права гарантируются вам Конституцией России?» Здесь ситуация оказалась не лучшей. 34% опрошенных (каждый третий) ответили утвердительно. 22% заявили, что осведомлены лишь о некоторых своих правах. И большинство респондентов — 44% — дали отрицательный ответ.

Последний вопрос, заданный социологами горожанам, был вызван действиями части депутатов Государственной Думы, добивающихся радикального пересмотра Конституции: «Считаете ли вы необходимым сейчас вносить изменения в Основной Закон страны?» Положительно на этот вопрос ответили 23% респондентов. Столько же — 23% — считают, что разговор может идти о пересмотре отдельных ее положений. Однозначно высказались против пересмотра Конституции 25%. Затруднились ответить тоже 25%. И еще 3% заявили о своем безразличии к этой проблеме.

1.2.       Доверие власти: социологический опрос

Подводя итоги уходящего года, в первую очередь делаешь вывод: все ветви власти — исполнительной, законодательной, представительной далеки от народа и почти откровенно защищают исключительно свои корпоративные интересы. Удивительно ли, что доверие к действующей местной власти снижается? Об этом, в частности, говорят данные регионального консалтингового центра «СОТА». Его специалисты еще в начале ноября провели в Иванове очередное социологическое исследование с целью выяснить изменения в отношении населения к местной власти в условиях экономического кризиса и в контексте приближающихся региональных выборов. И вот к каким пришли выводам (они опубликованы в газете «Рабочий край»):

«Подводя итоги, следует еще раз отметить снижение доверия населения к власти вообще, но в большей мере к действующей. На фоне этой тенденции и продолжающегося экономического кризиса определенные перспективы в региональной политической борьбе сейчас получают либо жестко-оппозиционные деятели, либо хозяйственные руководители с видимой населением ориентацией на нужды области и города. Однако если политики не предпримут попыток изменить углубляющееся негативное общественное отношение к власти, то и их дальнейшие электоральные перспективы, как показывают исследования центра, могут оказаться весьма призрачным» [[3]].

Снижается доверие как к федеральным, так и местным властным структурам. В конце декабря социологическая служба представителя Президента РФ в Ивановской области провела очередной телефонный опрос среди ивановцев на предмет выяснения их отношения к работе органов государственной власти. Ответы на следующий вопрос: «Как бы вы оценили действия Государственной Думы в условиях кризиса власти?» — даны в сравнении (в скобках) с опросами от 24 апреля и 21 сентября.

Положительно — 5% (17, 10), скорее всего положительно — 7% (2, 3), скорее всего отрицательно — 10% (7, 12), отрицательно — 64% (49, 53), затруднились ответить — 14% (19, 22), меня это не интересует — (6, -). В отличие от правительства, повысившего свой рейтинг, делают вывод социологи, Госдума продолжает терять поддержку населения [[4]].

К чему может привести кризис власти, известно. Не случайно журналисту, ставшему свидетелем встречи губернатора В. Тихомирова с жителями города Шуи, все увиденное и услышанное не ней подсказало такой абзац:

«Мысль в невыносимости самого существования и возможности бунта витала в разгоряченном зале с самого начала, а потом и созрела до взрыва, из которого явно вырисовывалась мысль: «Так и до революции недалеко…» [[5]].

2.    бюджет и финансы

2.1.       Состояние областного бюджета

Даже глубоко сочувствуя все бюджетникам —единственным, кто не устает отстаивать свои права, представляется маловероятным, что в обозримом будущем их требования к властям будут удовлетворены. В конце декабря в местных СМИ не было недостатка в самых мрачных прогнозах на 1999 год. Причем в первую очередь исходили они от руководителей региональных властных структур, привыкших рассчитывать на столичные трансферты.

В похоронном духе, например, освещается в «Ивановской газете» встреча губернатора В. Тихомирова и его заместителя по финансовым вопросам А. Грузнова с главами городов и районов области, руководителями ведомств после очередной (в декабре) поездки в столицу.

Вот фрагмент из этого репортажа:

«Главная тема встречи — необходимо сокращать расходы. До каких именно пределов придется ужиматься, сейчас не ясно. Только после окончательного принятия федерального бюджета станет известен размер трансферта, который получит область. Но совершенно очевидно, что меньше прошлогоднего — и это при возросших ценах.

В столице сейчас обсуждаются несколько вариантов, но таких, о которых говорят, что хрен редьки не слаще. То ли % на 20—30 меньше нынешнего, а то и почти вполовину. Хочется надеяться, что депутаты Госдумы с половинным урезанием не согласятся. Все еще очень зыбко и в плане распределения налогов. Москва претендует на весь НДС и часть подоходного. Регионам взамен «щедро» предлагает оставлять налог с продаж и единый вмененный. Кроме того, новый премьер Е. Примаков взаимоотношения Минфина и регионов вводит в весьма жесткие рамки: не будут на местах четко выполняться рекомендации Минфина — нечего и соваться во властные коридоры со своими просьбами. К слову предполагаемое повышение зарплат бюджетникам со второго квартала тоже предполагается проводить за счет собственных ресурсов. Москва на это особых денег не дает» [[6]].

Для мрачного настроения у региональной власти есть все основания. По предварительным прикидкам область войдет в новый год с небывало низкими финансово-экономическими показателями. Вот только немного статистики, приведенной в местной прессе.

Объем промышленной продукции за 10 месяцев 1998 года в действующих ценах составил 4 972,8 млн. рублей (темп роста 89,7%), индекс физического объема к соответствующему периоду прошлого года — 94,5%. Доля убыточных предприятий к их общему числу в регионе — 60%, среднесписочная численность работников основной деятельности сократилась на 10%.

Экономическое состояние предприятий расценивается как наихудшее за последние полтора года.

Исполнение консолидированного бюджета области в 1998 году за 10 месяцев составило 57,2% вместо 83% по норме, областного — 57,1%.

Фактическое поступление налогов и доходов определяется только 87% к уровню 1997 года.

Задолженность администраций городов и районов области, учреждений и организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, на 1 ноября составила 812,3 млн. руб., в том числе по заработной плате с начислениями — 190 млн. руб., компенсационным выплатам на детей — 168 млн.

Кроме того, общие обязательства администрации области со сроками погашения в 1998—1999 гг. составляют 933 млн. рублей.

Часть этих цифр прозвучала на первом заседании коллегии при главе областной администрации, которая была создана в ответ на предложение регионального съезда промышленников и предпринимателей о создании областного правительства, которое смогло бы вывести экономику из прорыва. Тогда делегаты съезда обвинили губернатора в отсутствии промышленной политики. Однако глава областной администрации отверг все предложения съезда и взамен создал дополнительную бюрократическую структуру [[7]].

«Коллегия в роли правительства» — именно так озаглавила репортаж с ее первого заседания газета «Рабочий край». Главной темой дебатов стал вопрос о бюджете на 1999 год. Разумеется, представленный финуправлением прогноз носит сугубо предварительный характер. В нем, как водится, доходы и расходы сбалансированы лишь теоретически и выражаются достаточно условной суммой в 1 537 467 тыс. рублей. Это почти на одну треть меньше, чем прогнозируемый итог по 1998 году. Отсюда и дилемма, предложенные коллегии главным финансистом области А. Грузновым: либо определить приоритеты, оставив что-то по крайней мере в неприкосновенности за счет еще большего урезания иных статей.

Естественно, коллегия, куда вошли руководители всех структур власти, директоры, депутаты Законодательного собрания, продемонстрировала широкий разброс мнений. Вот что пишет, в частности, журналист «Рабочего края», освещавший ее работу:

«Поскольку доходы и трансферты в будущем году ожидаются никак не больше, чем в нынешнем, то и в бюджете их должно быть также меньше, чем планировалось в нынешнем. Значит, расходы тоже надо урезать. Вопрос у кого? Александр Павлович (Грузнов. — Т. К.) предполагает, что это будут автотранспортники — их расходы ужмутся на 70%, по образованию и здравоохранению — на 17%. Предложил он снять с бюджетного финансирования и все общественные организации — в том числе и такие, как «Красный Крест», совет ветеранов и другие, а также привести к одному знаменателю численность работников аппарата управления.

…Особое оживление вызвали цифры собираемости налога с продаж. Если в октябре было собрано 400 тысяч рублей, то в ноябре — уже 6 млн., и эта цифра, по информации А. Грузнова, перекрыла то, что собирали до этого всеми отмененными теперь уже налогами. На этом споры о необходимости налога с продаж, надо полагать, не только прекратятся (тем более, что с 1 января он вводится по всей стране), но кое-кто уже предлагает повысить его до 10% и тем самым найти «живые» деньги для учителей и других бюджетников.

В общем, судя по прикидкам бюджета, дебаты на Законодательном собрании, где все это еще будет много раз обсуждаться, предстоят горячие. Ведь что такое на 70% сократить расходы автотранспортникам? Это значит, что снова придется предлагать убрать льготы пенсионерам и другим категориям населения. Потому что, либо льготы и деньги из бюджета, либо ни того, ни другого. Не меньше сегодня претензий к бюджету и у аграрников. Выступившая на коллегии депутат Н. Бельцева прямо заявила: если еще урежутся расходы на поддержку села, то она в тот же день уйдет с работы. И так сделают многие сельские руководители, стараниями которых в деревне еще что-то держится.

Нельзя, однако, не согласиться и с председателем Ивановского союза промышленников и предпринимателей Ю. Токаевым, который высказался на коллегии в том смысле, что нельзя принимать бюджет, состоящий только из социального блока, девиз которого ужаться в расходах и выжить. Без подъема промышленности, которая и дает отчисления на все нужды, так и будем нищенствовать» [[8]].

В начале декабря депутаты ОЗС принимали законы, которые — с учетом всего вышесказанного — вряд ли будут работать в полном объеме из-за надежной финансовой базы. Поэтому представляется излишне оптимистической и комплиментарной следующая, например, заметка, напечатанная под рубрикой «Законодательное собрание» в газете «Рабочий край» 11 декабря:

«От заседания к заседанию депутаты Законодательного собрания набираются законотворческой зрелости и политической мудрости. Вот и вчерашний совместный сбор законодателей не стал ристалищем, где две ветви власти нет-нет, да и противопоставят себя друг другу, а явился демонстрацией заинтересованного поиска выхода из, казалось бы, тупиковой ситуации, шла ли речь о внесении некоторых принципиальных изменений в закон «Об областном бюджете на 1998 год», о внесении очередных изменений и дополнений в закон Ивановской области «О налоге с продаж» и других вопросах — от топлива до хлеба.

Под сопредседательством сенаторов В. Тихомирова, В. Никологорского и заместителя председателя ОЗС И. Шутовой депутаты приняли такие основополагающие законы, как «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд Ивановской области», «О правах и гарантиях граждан по созданию семьи и сохранению ее здоровья», «О поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Ивановской области…» [[9]].

Но уже совсем в другом тоне — без реверансов в сторону «политической мудрости» тот же автор пишет о заседании законодателей, которое состоялось за несколько дней до Нового года:

«Так как законопроект об областном бюджете на 1999 год не обсуждался еще даже в комитетах ОЗС, то депутаты без особого энтузиазма восприняли попытку начальника облфинуправления А. Грузнова дать его основные характеристики, которые обещают быть еще более скромными, чем в нынешнем или в 1997 году.

По ряду отраслей расходная часть урезается весьма и весьма существенно. Но это пока наметки. Не исключено, что в ходе принятия самого закона депутаты внесут в него существенные коррективы. Дело в том, что в областном парламенте сложился ряд лоббирующих групп. Пожалуй, лишь коммунальная служба с этой точки зрения представлена достаточно слабо» [[10]].

А судя еще по одной заметке, на сей раз опубликованной в газете «Будни-2», законодатели еще очень не скоро приступят к обсуждению буджета-99:

«Как всегда на финише года началось усиленное перетягивание бюджетного каната. Областная администрация торопит законодателей. Депутаты Законодательного собрания всерьез упираются.

Ну, сами посудите, за два дня до пленарного заседания в ЗС поступает проект закона Ивановской области «Об областном бюджете на 1999 год».

И как обычно не прописаны в проекте ни функциональная, ни экономическая, ни ведомственная классификация расходов. То есть, снова предлагается бюджет не прозрачный. Такой, исполнение которого проконтролировать практически невозможно.

С этим депутаты никак не захотели согласиться. И приняли решение «Об установлении нормативов распределения доходов бюджета Ивановской области на 1999 год». Попросту говоря, определили какой процент и от ставок каких налогов пойдет в областной, а какой — в муниципальные бюджеты.

Причем, на январь-февраль 1999 года предложено обладминистрации определить лимиты (исходя из реальных доходов) областного и муниципального бюджетов. До принятия закона об областном бюджете» [[11]].

2.2.       Финансовые проблемы г. Иваново

Столь же неутешительная ситуация и в городских масштабах Иванова. «Сенсационным» назвал журналист областной газеты «Рабочий край» заявление зам. главы г.Иванова по финансам И. Старкина, который, вернувшись из Москвы в конце декабря, выступил перед депутатами городской Думы. Старкин участвовал во Всероссийской научно-практической конференции «Финансовая система крупного города в современных условиях». На ней с докладом об основных принципах формирования федерального бюджета-99 выступил министр финансов М. Задорнов. Именно этот доклад похоронным звоном отозвался в ушах участников конференции. По сообщению Старкина, правительство во внесенном в Госдуму пакете налоговых законопроектов центр тяжести экономических расходов переносит на территории. Планируется внедрить новую схему взаимоотношений муниципальных, областных и федеральных бюджетов в пользу последнего. Вот этот факт и стал «сенсационным» для участников конференции.

Рассказывая о встрече главного финансиста г. Иванова с депутатами городской Думы, журналист пишет:

«Собравшиеся после конференции руководители крупных городов подсчитали, что новая схема приведет к уменьшению доходной части муниципальных бюджетов на 40%. Даже часть налога с продаж хочет забрать себе Москва, обещая взамен мифические трансферты субъектам федерации, которые и будут распределять их между муниципальными образованиями.

Если Госдума примет такой бюджет и пакет законопроектов, ущемляющих права местного самоуправления, то и нашему областному центру уготовлено резкое сокращение бюджетных расходов» [[12]].

Так что очевидно, что и в масштабах города вопросы, так или иначе связанные с формированием местного бюджета, — первоочередные. По всей видимости, депутаты это понимают. Во всяком случае во время дальнейшего чтения процитированного выше отчета о заседании городской Думы создается уверенность в напряженной работе этого представительного органа власти:

«На городской Думе, работавшей в рабочем и пленарном режимах, как раз все вопросы были объединены одной темой: как защитить в условиях кризиса социальную сферу, за счет чего пополнить бюджет.

…Принято решение об очередном уточнении бюджета города на 1998 год. Перераспределены средства в связи с проведением детских новогодних праздников, на подарки, а также увеличены расходы на субсидии гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Дискуссия возникла во время предварительного обсуждения предложения об отмене октябрьского решения думы о продаже гостиниц «Центральная» и «Иваново». Администрация настаивает, что в рамках антикризисной программы надо продавать эти убыточные объекты, большинство депутатов считают, что не нужно торопиться, надо глубже изучить эту проблему. Она будет рассмотрена в январе.

Как и предусматривалось предыдущим решением думы, заслушана информация о ситуации с питанием в детских учреждениях города. По мнению заведующей детским комбинатом № 184 Н. Пуховой, ситуация здесь не улучшается. К сожалению, руководители администрации не дали исчерпывающих ответов, пообещав сделать это через неделю, на очередном заседании думы. А ведь есть депутатский запрос главе города, создана совместная комиссия, которая должна еженедельно анализировать ситуацию. Но о результатах ее деятельности пока не слышно» [[13]].

Но стоит только отложить газету, как невольно начинаешь сомневаться, а так ли на самом деле продуктивна работа Думы, являются ли по-настоящему авторитетными ее решения для городской администрации? Еще в октябрьском выпуске мониторинга я цитировала еженедельник «Иваново-Пресс»:

«Снабжение тех же детсадов продуктами и овощами по большому счету никто не координирует. По сути это дело пущено на самотек, отдано в руки предпринимателей, работающих с детскими учреждениями…

Это все эмоции. Но где же дело, где реакция на конкретное решение думы по детскому питанию? Где ответы, которые предписано дать до 20 октября 1998 г. руководителям учреждений здравоохранения и образования? Где ответ мэра на депутатский запрос Думы?» [[14]].

Приходится признать: несмотря на заверения главы города В. Троеглазова о том, что за два года со дня выборов представительная и исполнительная власть «научились понимать друг друга», истинного согласия между ними нет. В том числе — и по бюджету. Исполняемому и который только предстоит принимать. Оппозиционная мэру частная газета «Капитал» приоткрывает завесу тайны вокруг всегда закрытой темы — городской казны:

«Но самое интересное на последних думских заседаниях этого года касалось года следующего. Депутаты Л. Линдер и В. Бочков разработали проект постановления, согласно которому до принятия бюджета-99 мэрия не сможет ежемесячно расходовать 1/12-ю часть прошлогоднего бюджета. Деньги будут выделяться лишь на то, что пожизненно необходимо городу, все же остальное будет профинансировано только с согласия Думы. Если 29 декабря проект Бочкова и Линдера будет утвержден, то с Нового года жизнь в городе действительно пойдет по-новому: исполнительная власть станет в самом деле исполнительной. И не более того. Если не повторится в новом году безобразная история, когда большинство депутатов Думы одобрило бюджет, без цифр, дав тем самым администрации возможность распоряжаться народными деньгами как угодно, а потом заявлять, что у Думы к «администрации вопросов нет» (интервью В. Троеглазова «Рабочему краю» от 11 декабря») [[15]]).

Но «жизненно важные меры» (а именно так называлась заметка в «Капитале») в минувшем году так и не были приняты. Случилось непредвиденное событие. Вот что пишет в предпоследний день уходящего года обозреватель газеты «Рабочий край» в статье, красноречиво озаглавленной: «У депутатов предновогодние хлопоты. Им не до заседаний»:

«Последнее в уходящем году пленарное заседание Ивановской городской Думы, которое должно было состояться вчера, оказалось сорванным. Сорвали его сами депутаты, дружно не явившиеся в назначенное время в зал заседаний. Из 26 народных избранников дисциплинированными оказались только 12. Между тем кворум, необходимый для того, чтобы решения, принятые Думой, имели законную силу, составляет 18 человек.

Предложенная депутатам повестка дня пленарного заседания не была перегружена. Собственно, основным вопросом, ради которого заседание и было созвано, был один — «О постатейном финансировании бюджета 1999 года». Депутаты должны были принять решение, согласно которому «в связи с непредоставлением в установленные сроки материалов для подготовки и утверждения бюджета на 1999 год, а также ввиду нарастания кризисных явлений в социально-экономической сфере города» финансирование расходных статей 1999 года должно ежемесячно производиться в размере ? частей бюджета 1998 года только по нескольким статьям.

…Решение, безусловно, очень важное, особенно для городской администрации — держателя и распорядителя городской казны. Непринятие его значит, что в новом году вплоть до следующего заседания Думы, которое, видимо, состоится не ранее середины января, администрация будет работать и без бюджета-99, и без соответствующего документа, регламентирующего ее финансовую деятельность.

Срыв пленарного заседания заставил председателя гордумы В. Куликова сделать резкое заявление в адрес некоторых неявившихся депутатов, которые, по мнению Вячеслава Николаевича, имея непосредственное отношение к бюджету, преследуют свои ведомственные интересы, а не интересы избирателей. Возмущение председателя Думы, а также ряда его коллег, вызвало и то, что на пленарное заседание не явились даже председатели ведущих думских комитетов: по бюджету и финансам — Леонид Линдер, по экономической политике — Андрей Серов, по социальной политике — Виктор Храмченков» [[16]].

Не очень верится, что именно предновогодние хлопоты помешали самым активным депутатам пропустить столь важное заседание. Но как бы там ни было, рассмотрение вопросов, связанных с бюджетом, оказалось перенесенным на неопределенный срок. Возможно, здесь и закручена очередная интрига, на которой порой строятся отношения между представительной и исполнительной городской властью и о которой рано или поздно будет известно, но дела это не меняет. В очередной раз нанесен ущерб интересам избирателей.

3.    Социальная сфера

3.1.       Цены

После августовского кризиса резко упала покупательная способность населения и соответственно сократились объемы продаж продовольственных товаров. К примеру, ЗАО «Продукты» в декабре реализует на 60% товаров меньше, чем летом. По сообщениям СМИ, снижение объемов реализации наблюдается по всем группам товаров, за исключением хлеба (рост 10%) и алкоголя (рост 60%). Считается, что рост реализации винно-водочной продукции связан с усилением борьбы с незаконным оборотом алкоголя, однако, на наш взгляд, это весьма спорное утверждение.

3.2.       Заработная плата

Положение незащищенных социальных групп крайне тяжелое. Только в последних числах декабря пенсионеры получили сентябрьские деньги. Долг по пособиям для безработных на конец декабря составил в целом по области 135,2 млн. рублей. Прогнозы на 1999 г. неутешительные. По данным департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Ивановской области, дотации из Государственного фонда занятости в 1998 г. сократились по сравнению с 1997-м в два раза, а с 1995-м, когда пособие было стабильным источником существования безработных, — в десять раз. Так что вопросы по погашению долгов по выплате пособий в наступающем году будут решаться сложно.

Медики Иванова в декабре получили зарплату за 2-ю половину сентября, а в районах их коллегам не заплатили полностью за июль-август.

3.3.       Социальный протест

21 декабря бюджетники: школьные и медицинские работники собрались на очередной пикет перед зданием областной администрации. На этот раз он проходил особенно нервозно: люди устали слушать от властей пустые обещания. «В лучшее не верится» — так озаглавила репортаж об этой акции журналист «Ивановской газеты»:

«Больше всего обидело собравшихся то, что с ними не пожелал встретиться губернатор. От его имени пикетчиков выслушивал зам. главы Ю. Воронов. Не очень убедительно для людей прозвучали его слова. Пообещал, что до новогоднего праздника обладминистрация постарается выплатить бюджетникам месячный объем зарплаты. Причем не за счет московских трансфертов, которые пока еще не поступили: каким-то образом удалось наскрести денег в области. Это еще больше раздражило людей: как это наскребли? А что же мешало раньше это сделать?

Вообще тема нецелевого расходования бюджетных средств, «скрываемых» от народа столичных трансфертов возникала на митинге не раз. Многократно обманутые люди не способны верить уже никому» [[17]].

На этом митинге прозвучала и такая информация: в районном центре Шуе забастовало более 200 педагогов шести школ, в другом городке — Родниках прервали учебный процесс в трех школах. Но это, как ни кощунственно звучит, мелочь по сравнению с тем, что готовится на 18 января. А готовится следующее.

Как явствует из постановления президиума областного комитета профсоюза работников образования, «в связи с нарушением работодателями и учредителями образовательных учреждений ст. 37 Конституции РФ, ст. 2 КЗОТ РФ» решено «призвать коллективы приостановить работу в учреждениях образования». Никаких особых усилий для этого, ясное дело, не требуется, поскольку люди все равно уже на грани (или уже за нею). Педагогами принята на вооружение, к слову, такая форма протеста, как «долгоиграющие» забастовки: к примеру: заявляют о приостановке занятий на… семьдесят дней. По сути — учебная четверть. Будут постепенно удовлетворяться требования — будут учителя выходить на работу.

Требования выставляются следующие: погасить долги по заработной плате и отпускным до десятого января 1999 года; по компенсациям на книгоиздательскую продукцию — до 1 апреля. Еще — в 1-ом квартале 1999 года предусмотреть увеличение расходов на образование, в том числе на повышение ставок и окладов бюджетникам (давно уже учителя просили только свой заработанный минимум, да кризис свел этот минимум до нуля).

В процессе же пикетирования прозвучал и призыв от учителей к врачам на предмет объединения усилий.

 



Источники

[1]. Субботина А. Владимир Толмачев: «Конституция — единственное, что стабильно» // Ивановская газета. — Иваново, 1998. — 11 декабря. — № 238. — С. 1—2.

[2]. Сурин Г. Жаркий день в декабре // Ивановская газета. — Иваново, 1998. — 17 декабря. — № 241. — С. 7.

[3]. Доверие к действующей власти снижается // Рабочий край. — Иваново, 1998. — 26 ноября. — № 218. — С. 2.

[4]. Выясняем отношения с властью // Рабочий край. — Иваново, 1998. — 23 декабря. — № 235. — С. 1.

[5]. Сурин Г. Жаркий день в декабре // Ивановская газета. — Иваново, 1998. — 17 декабря. — № 241. — С. 7.

[6]. Матюшина Н. В. Тихомиров: «Придется что-то отсекать…» // Ивановская газета. — Иваново, 1998. — 22 декабря. — № 243. — С. 1—2.

[7] Об этом см. подробней «Татьяна Каширина. Ивановская область в октябре 1998 года».

[8]. Смирнова Т. Коллегия в роли правительства // Рабочий край. — Иваново, 1998. — 10 декабря. — № 227. — С. 1.

[9]. Седых А. Компромисс на пользу дела // Рабочий край. — Иваново, 1998. — 26 декабря. — № 237. — С. 1.

[10]. Седых А. И на эротику время нашлось… // Рабочий край. — Иваново, 1998. — 26 декабря. — № 237. — С. 1.

[11]. О расходах — речь впереди // Будни-2. — Иваново, 1998. —Декабрь. — № 45. — С. 2.

[12]. Разуваев П. Иваново будет на 40 % беднее? // Рабочий край. — Иваново, 1998. — 24 декабря. — № 236. — С. 1.

[13]. Разуваев П. Иваново будет на 40 % беднее? // Рабочий край. — Иваново, 1998. — 24 декабря. — № 236. — С. 1.

[14]. В городской думе // Иваново-Пресс. — Иваново, 1998. — 3 ноября. — № 34. — С. 4.

[15]. Жизненно важные меры // Капитал. — Иваново, 1998. — 24 декабря. — № 49. — С. 2.

[16]. Колчинский М. У депутатов предновогодние хлопоты. Им не до заседаний // Рабочий край. — Иваново, 1998. — 30 декабря. — № 239. — С. 1.

[17]. Матюшина Н. В лучшее не верится // Ивановская газета. — Иваново, 1998. — 22 декабря. — № 243. — С. 1.