Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Белгородская область

Василий РОМАНОВ

Белгородская область

в ноябре 1998 года

1.    власть и политика

1.1.       Областная администрация

23-25 ноября в Москве, в Государственном Кремлевском дворце состоялся всероссийский экономический форум «Стратегия экономического развития России — шаг в ХХI век». На нем выступил глава администрации области Е.Савченко (текст выступления см. Приложение). Подобные выступления на общероссийских мероприятиях для губернатора стали довольно частым делом. Е.Савченко более стал заметен на федеральном уровне с периода его обсуждавшегося, но несостоявшегося назначения на должность министра сельского хозяйства. По некоторым источникам, губернатор Белгородчины сам отказался от такой перспективы. Тем немее, на федеральном уровне Е.Савченко все чаще вносит инициативы, которые выходят за рамки привычной для него сельскохозяйственной темы.

1.1.1.      Административные меры

Пресс-конференция, которую проводил заместитель главы администрации области Н.Незнамов, была посвящена постановлению обладминистрации «О чрезвычайных мерах по стабилизации рынка продовольствия области». Отдельные моменты постановления вступают в противоречие с федеральным законодательством. Но несмотря на это, по заявлению областной администрации, «сидеть и наблюдать, как пустеет наш рынок, а люди не могут купить на свою зарплату даже необходимые продукты, она не может».

Причинами для принятия такого решения является рост цен, особенно на продовольственные товары, который, в свою очередь, обусловлен увеличением затрат на производство и переработку сырья, увеличением потребительского спроса (люди стали брать продукты впрок) и сокращением импорта продовольствия в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Уровень доходов населения в этих городах гораздо выше, чем в других регионах, кроме того, значительно снизился там и процент импорта. По сведениям областной администрации, Белгородская область стала основным источником продовольствия для них. Перерабатывающие предприятия столичных регионов, предлагая более выгодные условия, нежели местные, стали скупать у белгородских сельхозтоваропроизводителей мясо, молоко, яйца.

В октябре было принято решение об ограничении цен, но эти административные меры сегодня не работают и продукты продолжают вывозить из области. По словам Н.Незнамова, «решение надо было принимать срочное и жесткое: если не остановить цены сегодня, то завтра люди в области будут голодать».

В постановлении нет удушающих мер ни по отношению к предпринимателям, ни по отношению к перерабатывающим предприятиям: речь идет о том, что они не будут получать сверхприбыль. Для того, чтобы постановление работало, чтобы сельхозпродукты оставались в области, введено лицензирование на закуп сельхозсырья. Такие лицензии бесплатно выдаются тем предприятиям области, которые имеют базу для переработки продукции. Таким образом, перекупка сырья и вывоз его за границы области считаются незаконными. Определяются единые отпускные цены с предприятий, в которых учитываются затраты и рентабельность. Уже сформированы и розничные цены на важнейшие продукты питания: масло животное, например, 44 и 46 (фасованное) рублей за 1 кг, яйцо — 14 рублей за десяток, мясо (птица) — 25 рублей за 1 кг, молоко — до 3-х рублей за литр и до 4,5 рубля (фасованное), колбаса вареная 1 и 2 сорт — до 30 рублей за 1 кг. Это максимальные цены. Чтобы не накручивались цены, постановлением утвержден максимальный уровень надбавки, независимо от промежуточных звеньев закупа и перекупки.

Дабы не ущемлять интересы сельхозтоваропроизводителей, им разрешен вывоз продовольственных товаров по свободным ценам при условии, что они «выполнили» ассортимент и квоту (количество) поставок продукции на областной рынок. Для них предоставляются места на рынках и в людных местах, чтобы они без проволочек могли торговать сами по более низким, без закупочных надбавок ценам. «Чрезвычайное» постановление отличается от предыдущих подобных решений  жесткими административными мерами для руководителей, не исполняющих постановление (от 50 до 100 минимальных окладов штрафа вплоть до отстранения от занимаемой должности). Среди экономических мер, указанных в постановлении, есть и «неординарные»: такие, например, как стимулирование предприятий, которые будут дополнительно завозить продовольственные продукты в область извне. В памяти у многих предпринимателей дни, когда им не разрешали торговать импортными или привезенными из других регионов окорочками. Теперь же, наоборот, предусматривается ряд льгот для них, снижение налогов и т.д. Но такая политика — временная мера. Как только положение стабилизируется, ожесточится и режим реализации «чужой» продукции. Контроль за выполнением постановления будет осуществляться ежедневно.

1.1.2.      Финансовое соглашение

Администрация области решила до Нового года выплатить заработную плату всем бюджетникам. Хотя в регионе заработную плату учителям, работникам культуры, медикам, другим работникам бюджетной сферы платят регулярнее, чем в соседних областях. Достигается это главным образом за счет того, что в области выше процент выполнения задания по сбору налогов.

Главной причина налоговых проблем состоит в том, что расчеты между предприятиями осуществляются по бартеру, и денег постоянно не хватает. Те же деньги, которые все же поступают, идут в первую очередь на покупку медикаментов, лечение за пределами области, ветеранам на приобретение автомобилей. Для исполнения намеченного областная администрация заключила соглашения с администрациями районов, согласно которым область выделяет районам 54,5 млн. рублем. Семи районам, которым выделенных ссуд недостаточно, будет дополнительно перечислено еще 11,9 млн. рублей. Эту беспроцентную ссуду должники должны будут погасить в будущем году.

Таким образом, областная администрация выделяет 65,7 млн. рублей. А для того, чтобы полностью рассчитаться с бюджетниками, потребуется 175 млн. рублей. Это значит, что со своей стороны в районах должны собрать и выдать еще более 109 млн. рублей. Кроме того, администрация области намерена оплатить расходы учителей на приобретение книгоиздательской продукции. Областной администрацией будет погашена 50% льготная скидка бюджетникам за газ, электричество, коммунальные услуги, телефон [[1]].

Налоговой инспекции было дано задание по сбору налогов. Опора будет сделана на крупных налогоплательщиков, с которыми заключены соглашения. Глава администрации области подписал специальное постановление, которым временно, до января 1999 года, приостанавливаются все виды зачетов по НДС, прибыли, акцизам и предлагается рассчитываться только деньгами. Вся программа разбита на четыре этапа. Последний срок ее реализации — 25 декабря.

Предварительно в субботу, 31 октября, прошло совещание при губернаторе по межбюджетным отношениям области и районов. Оно длилось три часа, за это время его участники — главы администрации районов, руководители федеральных ведомств — получили подробную информацию о поступлении налогов в местные и областной бюджеты. Налогов собирается крайне недостаточно, поэтому происходят задержки с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы. «Люди доведены от отчаяния, — говорил на совещании глава областной администрации Евгений Савченко — зарплата у педагогов мизерная, но и та не выплачивается а срок, а события связанные с 17 августа, привели к тому что стоимость потребительской корзины увеличилась на 41%, и без того плохое материальное положение бюджетников усугубилось. До новою года нужно рассчитаться с ними по заработной плате, а с января будем решать задачу по ее индексации. Чтобы все это выполнить, следует резко увеличить поступления налогов в местные и областной бюджеты».

Губернатор предложил новый механизм заключение взаимных соглашений между главами местного самоуправления районов и области по сбору и отчислениям налогов. Соглашения были представлены главам местных администрации; в них расписано, когда и сколько от района и от области в районы будут направляться средства, необходимые для погашения долгов по заработной плате работников бюджетной сферы и для выплаты их текущей зарплаты. Губернатор дал недельный срок на то чтобы подобные соглашения были заключены уже на местах с руководителями налоговых служб и предприятий, у которых большие долги по платежам. Главы местных органов власти подписали совместный документ с администрацией области.

Сбору налогов, тому, как это надо делать более грамотно, какие бреши и утечки платежей в бюджеты существуют, было посвящено основное время разговора. Так, отмечалось, что из-за хитроумных решений Алексеевского сахарного завода бюджет этого района не досчитался в 1997-м году платежей на сумму 12,2 млн. рублей В этом году происходит то же самое. В подобном режиме работает Чернянский сахарный завод. Чернянский район имеет самые большие неплатежи налогов (и здесь же по пять месяцев не выплачивается зарплата педагогам).

На ближайшей сессии областной Думы планируется принять закон, который бы не позволял хозяйствующим субъектам недолжным образом относиться к местному бюджету, заявил Евгений Савченко. Он привел и такие факты, когда предприятия Белгородской области загружают на 62% Юго-Восточную железную дорогу своими перевозками, платят за ее услуги, но при этом налоги «уплывают» в Воронежскую область, где располагается управление ЮВЖД. Только таким образом Белгородская область потеряла 100 млн. рублей. Необходимо изучить оптовый потребительский рынок и заставить оптовиков платить налоги. По заявлению губернатора, рычаги для этого имеются. Приводились и другие примеры когда налоги уплывают мимо областной казны. В заключение совещания губернатор, обращаясь к собравшимся главам районов их заместителям, руководителям федеральных служб сказал буквально следующее: «Я требую, прошу, умоляю вас выполнить свои обязательства по налоговым платежам» [[2]].

1.1.3.      Встреча с представителями партий

Глава администрации области в конце ноября провел встречу с активистами областных организаций Коммунистической партии Российской Федерации и Народно-патриотического союза России. В администрацию представители КПРФ и НПСР пришли по приглашению Е.С.Савченко. На такую инициативу, по словам самого же губернатора, его подвигло «желание поближе узнать друг друга, стремление выяснить позиции по кардинальным проблемам, найти точки соприкосновения и, возможно, подумать над совместными действиями в интересах Белгородчины. С моей стороны встреча не носит конъюнктурного характера, не преследует пропагандистских целей». Губернатор придавал ей важное значение в силу ряда причин: «Одна из них — это естественное желание руководителя встречаться с жителями области, различными их категориями независимо от социального положения, возраста, политических взглядов. Это моя обязанность — разъяснять населению происходящие в обществе процессы, проводимую в области социально- экономическую политику. Другая причина — стремление к налаживанию обратной связи, которая позволяет знать отношение людей к проводимому администрацией курсу, корректировать его».

По словам Е.С.Савченко, его интересуют различные мнения, совсем необязательно только одобряющие и поддерживающие. В этом плане ему важно знать позицию НПСР, коммунистов области — самых массовых, самых влиятельных на Белгородчине общественных объединений. Критический взгляд со стороны всегда полезен, его обязательно надо принимать во внимание. Далее губернатор около часа говорил о своих взглядах на ситуацию в стране и области, информировал об основных направлениях деятельности администрации. Касаясь некоторых проблем, например, на Лебединском ГОКе, Евгений Степанович не углублялся в подробности, а предлагал внимательно прочитать опубликованный в «Белгородской правде» материал аудитора Счетной палаты М.И.Бесхмельницына — о результатах финансовой проверки комбината.

После доклада встреча продолжалась еще два с половиной часа. Свое мнение высказал первый секретарь обкома КПРФ, депутат Государственной Думы РФ О.С.Кулешов: «Наша встреча явно запоздала, она должна была состояться еще три-четыре года назад. Встреча состоялась не только потому, что главе администрации потребовалось сверить свои взгляды с нашими. Как свидетельствуют социологические исследования, рейтинг областной администрации в последнее время снизился, упал до критической отметки». Первый секретарь обкома не стал затрагивать тему грядущие выборы главы, называть возможных кандидатов на этот пост от НПСР и КПРФ.

Возможно, о каких-то тенденциях скажет ответ Е.С.Савченко на вопрос о том, не желает ли он вернуться в компартию. Евгений Степанович сказал: «Мне нравится Аграрная партия России. Наверное, когда моя деятельность на нынешнем посту завершится, я буду членом АПР».

Лидер фракции КПРФ в областной Думе А.Ф.Пономарев так предложил строить на Белгородчине отношения левых сил и администрации: «Надо не говорить: «оппозиция» — «неоппозиция», а надо объединить усилия на подъем экономики и благосостояния людей». О том же, в принципе, говорил и хозяин встречи, выслушав массу острых вопросов и подчас нелицеприятных замечаний.

1.2.       Областная Дума

19 ноября состоялась двенадцатая сессия областной Думы С отчетом о работе Белгородской областной Думы за период с ноября 1997 г. по октябрь 1998 г. выступил председатель Думы А.Зеликов.

Принявшие участие в обсуждении вопроса председатель комитета областной Думы по социальной политике С.Демченко, депутат Г.Катасонова обратили внимание на необходимость улучшения информирования депутатов о положении дел в области, разных сферах ее жизни. Стоит возродить депутатский наказ — одну из форм работы с избирателями. Нужно повысить ответственность должностных лиц за исполнение депутатских запросов, так как на некоторые из них своевременно не даются ответы, а если и даются, то нередко — это просто отписки.

Отметив положительную работу Думы, то, что она с самого начала взяла ориентир на кропотливую работу, глава администрации области Е.Савченко в своем выступлении высказал депутатам ряд пожеланий о перспективных направлениях работы на предстоящий период. Главное сейчас — принятие бюджета области на 1999 год, найти возможности усилить его социальную направленность. Важно также разработать и принять пакет социальных законов. Речь идет о социальной защите молодых семей, работников бюджетной сферы, об общем и профессиональном образовании, о квотировании рабочих мест и т. д. Была высказана просьба к депутатам о необходимости усиления контрольной деятельности в избирательных округах за исполнением нормативных решений и принимаемых законов. Глава администрации пожелал депутатам больше уделять внимания и контролю за реализацией всех социальных программ, разработанных в области, и, в частности, программы благоустройства сельских населенных пунктов, активнее вести законотворческую деятельность.

По отчету о работе Думы было принято постановление. Сессия приняла в целом законы Белгородской области «О налоге с продаж» и «О контрольно-счетной палате Белгородской области». Во втором чтении принят закон «О статусе областного центра Белгородской области», в первом чтении — закон «Об охране труда». Принят к рассмотрению проект закона Белгородской области «Об областном бюджете на 1999 год и взаимоотношениях с бюджетами муниципальных образовании»; признаны утратившими силу законы Белгородской области от 11.09.98 №35 «О временном применении санкций за необоснованное увеличение цен торговыми предприятиями области» и от 11.09.98 г. №32 «О временном порядке использования денежных средств, поступающих на счета хозяйствующих субъектов»; внесены дополнения в Положение о комитетах, постоянной мандатной комиссии и по депутатской этике Белгородской областной Думы. Дума согласилась с представлениями квалификационной коллегии судей Белгородской области и для назначения на должности судей: Белгородского областного суда — Бадилевского И.Д.; Свердловского районного суда г.Белгорода — Васильчеико И.И. и Манохина В.И.; Шебекинского районного суда — Гончарова А.И. и Робинского С.Г.

В заключении депутаты приняли постановление Думы «О размере вмененного дохода и базовых показателей для расчета сумм единого налога для определенных видов деятельности» и обращение к Президенту РФ, Совету Федерации РФ, Государственной Думе РФ, Правительству РФ о выполнении Федеральной программы «Дети Чернобыля».

2.    Экономика

2.1.       Форум предпринимателей

В начале ноябре в области состоялась ежегодная конференция Торгово-промышленной палаты Белгородской области. В качестве гостей на конференции присутствовали вице-президент ТПП Российской Федерации А.Чесноков, представитель Британского корпуса экспертов «БЕСО» Грегори Хоробин, представители администрации города и области.

С докладом на конференции выступил президент белгородской Палаты В.Скруг. Он отметил, что Торгово-промышленные палаты в России превратились в широкую систему, охватившую всю территорию страны, включающую в свой состав подавляющую часть предпринимательских объединений и осуществляющую разнообразные функции по поддержке отечественного бизнеса. В России Палаты созданы и успешно работают во всех субъектах Федерации, кроме Чечни. Особенностью современного этапа развития системы ТПП являются процессы, связанные с повышением роли территориальных Палат в решении экономических проблем регионов. В текущем году значительно увеличило число членов областной Палаты, ее членами являются 220 предприятий различных форм собственности. К сожалению, постоянной проблемой является уплата членских взносов, что отрицательно сказывается на стабильности работы и лишает возможности оказывать членам Палаты услуги по льготным тарифам. В феврале текущего года было открыто представительство Палаты в г.Валуйки, причем, его работа охватывает не только Валуйский, но Ровеньский, Волоконовский и Алексеевский районы с их высоким экономическим потенциалом. В перспективе аналогичные представительства откроются и в других городах области. На выполнении организационной функции Палаты положительно сказывается деятельность общественных комиссий: поддержки малого и среднего предпринимательства, информации и телекоммуникаций, патентования, рекламе и средствам массовой информации, оценочной деятельности, туристско-экскурсионной деятельности и гостиничному бизнесу. В стадии формирования еще две комиссии — по внешнеэкономической деятельности и деловому образованию.

В октябре Палата приняла участие в работе чрезвычайного съезда предпринимателей области. По итогам съезда было проведено совещание у главы администрации области 17 октября с повесткой дня «Развитие предпринимательства, состояние, проблемы, перспективы». В настоящее время членами Палаты являются более 50 малых предприятий и частных предпринимателей. Выводы общественной комиссии были учтены при разработке законодательных документов и постановлений, подготовленных областной Думой и администрацией области Это законы Белгородской области «О льготном налогообложении субъектов малого предпринимательства», «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», а также «Временный порядок лицензирования отдельных видов деятельности на территории Белгородской области». В дальнейшем Палата будет включаться в законотворческую работу органов власти, с которыми наработан некоторый опыт конструктивного взаимодействия.

Обвальный кризис, обрушившийся на страну, отразился самым негативным образом на хозяйственной деятельности Палаты. За последние два месяца резко сократился объем услуг, пришлось даже перенести традиционную осеннюю ярмарку и совместить ее с новогодней. За 9 месяцев ТПП провела 8 межрегиональных и международных выставок и ярмарок, в которых приняло участие 510 предприятий и фирм из 163 городов России и стран СНГ, было заключено 2225 договоров на сумму более 30 млн. рублей. Объем работ, выполненных «Белэкспоцентром», составил почти 0,5 млн. рублей. Впервые в 1998 году ТПП выступила организатором подготовки и участия предприятий области в выездных выставках в городах Санкт-Петербурге, Харькове и Пловдиве.

Отдел внешнеэкономических связей Палаты намерен в дальнейшем оказывать активную помощь в установлении контактов с международными консультационными организациями, организует деловые и туристические поездки за границу. С его помощью открывается в Белгороде представительство украинской фирмы «Интернефтегазстрой», функционирует представительство французской фирмы «Делепланк». Отдел активно сотрудничает с Британской службой технического содействия «БЕСО», которая направляет своих специалистов для оказания безвозмездной консультационной помощи. В настоящее время поступило предложение от ТПП РФ и посольства Индии по набору руководителей и специалистов, которые могли бы поехать на стажировку в эту страну вначале 1999 года.

В связи с необходимостью оказания систематической методической и практической помощи предприятиям, организациям и частным лицам в Палате продолжена работа по обучению предпринимателей. Обучение на специальных семинарах прошли более 70 человек, ведь развитие малого и среднего бизнеса невозможно без притока новых квалифицированных кадров. Конференция приняла резолюцию, в которой одобрила работу ТПП за отчетный период, а также основные направления ее развития и новую структуру. Был также утвержден устав ТПП в новой редакции.

Руководитель Центра деловой информации и маркетинга В.Побудилин после пленарного заседания провел презентацию компьютерной «Региональной информационной сети Белгородской области». В заключение вице-президент ТПП РФ А.Чесноков вручил В.Скругу статуэтку «Золотого Меркурия», чем подтвердил аккредитацию Белгородской Палаты на федеральном уровне [[3]].

2.2.       Налоги

2.2.1.      Налоговая инспекция

Итогом девятимесячной работы налоговой инспекции по г.Белгороду стало поступление в государственную казну 750 млн. 929 тыс. рублей, что на 38,7 млн. рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из этих денег областной бюджет получил 249,5 млн. рублей, городской — 230,8 млн. Хотя среди предприятий и организаций субъекты малого предпринимательства составляют третью часть, их доля в общей сумме поступлений не превысила 12%. Основными плательщиками по-прежнему являются крупные промышленные предприятия города. Но финансовый кризис усугубил и без того непростую ситуацию в промышленности, те же предприятия являются и самыми большими должниками перед государством.

Так, почти половина всей недоимки приходится на шесть из полутора тысяч предприятий-должников: ОАО «Белгородэнерго», ОАО «Белэнергомаш», ОАО «ЗМК», ОАО «Белвитамины», МУП «Горводоканал» и ОАО «Продовольственная корпорация». Сотрудники налоговой инспекции использовали все предусмотренные законом средства для того, чтобы заставить налогоплательщиков погасить задолженность по платежам: было выставлено почти 23 тысячи инкассовых поручений на бесспорное списание средств со счетов должников, произведено 39 арестов имущества на сумму 123 млн. рублей, которое было передано для реализации в областной Долговой центр, регулярно проводилось изъятие наличных денежных средств из касс предприятий-должников.

В результате принятых мер удалось погасить почти 480 млн. рублей долгов. Размер поступлений мог быть больше, если бы удалось реализовать все арестованное имущество. Но из-за его большой изношенности и зачастую завышенной балансовой стоимости бюджет после продажи получил всего лишь 298 тыс. рублей. В ряде случаев предприятия попадают в число неплательщиков не по своей воле, а из-за того, что банки задерживают перевод денег. В ходе регулярных проверок кредитных учреждений в 5 банках города было выявлено 32 подобных факта, по которым были вынесены решения о штрафных санкциях на сумму 36 тыс. рублей. Но работа инспекции по контролю за соблюдением налогового законодательства не ограничивалась лишь кредитно-финансовыми учреждениями. Проводились документальные проверки предприятий и граждан как в соответствии с заранее намеченным планом, так и на основании сведений, полученных от горожан по «телефону доверия». Всего было проверено 1 622 предприятия и частных предпринимателя. По результатам проверок было доначислено 105,5 млн. рублей, из которых 30 млн. поступило в казну. Кроме того, регулярно проводились рейды по контролю за правильностью ведения учета доходов и расходов в сфере торговли. Всего было проверено 62 800 физических лиц, ведущих торговую деятельность на территории города, и 3 200 торговых точек. В ходе проверок выявлено 2 500 различных нарушений налогового законодательства, за которые на виновных были наложены штрафные санкции в сумме 270,5 тыс. рублей.

Продолжался контроль за деятельностью негосударственных перевозчиков. Было проведено более 3,5 тысячи проверок транспортных средств и в 310 случаях выявлены попытки скрыть реальный размер доходов. За это «экономные» бизнесмены заплатят в бюджет дополнительно более 30 тыс. рублей. По-прежнему сложной остается ситуация с применением контрольно-кассовых машин (ККМ) в торговле и сфере услуг — из 672 проверенных торговых точек в 218 (или в каждой третьей) ККМ либо не использовали вовсе, либо чек покупателю не выдавался. И несмотря на довольно-таки суровые меры наказания (общая сумма штрафов превысила 250 тыс. рублей) количество нарушителей не уменьшается. Более того, проштрафившиеся налогоплательщики ищут различные способы, чтобы уйти от ответственности и не оплачивать штраф. Самый примитивный и распространенный — ссылка на отсутствие денег. В этом случае налоговой инспекции приходится обращаться в суд для принудительного взыскания необходимых средств. За 9 месяцев нынешнего года было предъявлено 186 подобных исков, 185 из них на сумму более 720 тыс. рублей полностью удовлетворены [[4]].

2.2.2.      Чрезвычайная комиссия

«Кто не уважает пенсионеров — не уважает себя!», заявил на очередном заседании ВЧК начальник департамента социальной политики правительства администрации области Д.Худаев Поводом для заседания послужило серьезное положение возникшее в ноябре со сбором страховых взносов в областной Пенсионный фонд. Дотации из федерального фонда поступают в область пропорционально местным сборам: собрали в области 120 млн. рублей Москва переводит недостающие 50 миллионов и с пенсионерами за месяц расплатились. Аналогично на местном уровне как район собирает взносы так он и получает.

После относительно благополучного октября в текущем месяце сбор страховых взносов стоит под угрозой провала. Если в Краснояружском и Ровеньском районах план ноября уже перевыполнен, то в Красногвардейском собрано только 50% от плана, в Ивнянском — 49%, в Прохоровском — 41%, а в Борисовском и Волоконовском и еще меньше. Поэтому разговор с представителями районных администрации и руководителями предприятий должников был предельно конкретным и резким: когда погасите долги, сколько заплатите в ноябре и сколько до конца года.

На заседании отчитывались директора Прохоровского мясокомбината, Прохоровских АТП и ПМК, предприятий агропромышленного комплекса, причем в разговоре активное и заинтересованное участие принимал начальник управления федеральной службы налоговой полиции В.Борисовский и зам. председателя областного арбитражного суда В.Шевченко. От других предприятии на трибуну поднимались руководители ОАО «Белпласт» (долг 1,7 млн. рублей), МУП «Служба заказчика» (долг 3,6 млн. рублей), АО «Белпиво» (долг 691 тыс. рублей), ОАО «Оскольский комбинат хлебопродуктов» (долг 11 млн. рублей), белгородского отделения ЮВЖД и Продовольственной корпорации (долг 40 млн. рублей). Со многими из них шла речь о возможном применении ст.199 УК «Умышленное уклонение от уплаты налогов» и о том, что следующая встреча с ними может состояться в зале суда.

В протокол заседания по каждому предприятию были занесены конкретные сроки и цифры, а также оговорены не менее конкретные меры. Зам. начальника департамента Б.Благовещенский был предельно краток: «Пенсионеров ваши рассуждения не интересуют, либо вы платите, либо...»

К заседанию ВЧК 22 декабря Д.Худаев потребовал провести ревизию всех долгов в Пенсионный фонд и пообещал, что исправных плательщиков в качестве поощрения на это заседание не пригласят [[5]].

2.3.       АПК

Накануне дня сельского хозяйства, который отмечался в ноябре, облкомстат привел следующие цифры, отражающие значимость аграрного комплекса для области На долю АПК области приходится четвертая часть основных фондов, около 40% валового общественного продукта и более 70% товаров, потребляемых населением. В нем занято около 30% работников отраслей материального производства.

Сегодня в составе АПК 26 колхозов, 25 совхозов, 304 новых формирования, 1620 крестьянских (фермерских) хозяйств. Переработкой сельскохозяйственной продукции занимаются 64 предприятия различных форм собственности. Среди них 11 сахарных заводов, 6 консервных комбинатов, 10 мясокомбинатов, 22 молокоперерабатывающих завода, 15 предприятий, вырабатывающих спирт, ликероводочные, безалкогольные и кондитерские изделия, лимонную кислоту, растительное масло и другие виды продукции. АПК области производит 2,2% зерна, 12% сахара, 6% растительного и 2,5% животного масла от его общего производства в Российской Федерации, значительную долю молока и мяса [[6]].

2.4.       Горнодобывающая индустрия

23 ноября состоялось внеочередное собрание акционеров Стойленского ГОКа Инициатором его проведения выступил хозяин комбината — банк «Российский кредит», у которого на сегодняшний день более 50% акций. В повестку дня было внесено три вопроса: о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров, выборы членов совета директоров, выборы председателя совета директоров. Обсуждение этих вопросов не вызвало никаких разногласий у акционеров, и собрание прошло без каких-либо неожиданностей.

В совет директоров комбината были введены П.Горбатов и К.Енаков — представители банка «Российский кредит». Теперь хозяева имеют в совете пять мест из девяти. Председателем совета директоров вновь единогласно избран Федор Иванович Клюка.

3.    партии и общественные организации

3.1.       Опрос общественного мнения

В ноябре региональная социологическая служба «Логос» провела опрос общественного мнения. Были опрощены 1509 респондентов в г. Белгороде. Результаты опроса выглядели следующим образом.

1.     Вопрос: «Зa какую партию Вы проголосовали бы, если бы выборы в Государственную Думу РФ состоялись бы сегодня?»

 

Аграрная партия России

18,5%

«ЯБЛОКО»

12,5%

Либерально-демократическая партия России

12,5%

Коммунистическая партия РФ

  9,0%

«Наш дом — Россия»

  8,2%

Русское национальное единство

  7,7%

Конгресс русских общин

  5,9%

Против всех

17,0%

Не определились

  8,5%

 

2.     Вопрос: «За кого из кандидатов Вы проголосовали, если бы выборы Президента РФ состоялись сегодня?»

 

Явлинский Г.А.

— 12,5%

Жириновский В.В.

— 12,5%

3юганов Г.А

— 11,4%

Лебедь А.И.

  5,9%

Баркашов А.

  7,7%

Черномырдин В.С.

  6,2%

Лужков Ю.М.

  5,7%

Березовский Б.А.

  5,3%

Ельцин Б.Н.

  0,3%

Другие

  2,8%

Против всех

— 21,1%

Затруднились с ответом

  8,5%

 

Опрос в г. Белгороде показал, что по-прежнему избиратели отдают предпочтение левым партиям. В то же время нельзя не отметить, что при практически отсутствующей агитации растут ряды сторонников РНЕ. Резко возросло число голосующих против всех, особенно это показательно при голосовании по кандидатуре Президента РФ — на сегодня выборы были бы близки к тому, чтобы быть признанными несостоявшимися. Процент голосов «За» различные кандидатуры в целом не соответствует рейтингам, распространяемым центральными СМИ.

 

1.1.       «ЯБЛОКО»

Представители «яблочных» организаций Центрально-черноземных областей России, собравшись в Воронеже в первых числах ноября, решили учредить межрегиональную организацию.

Белгородскую область представлял руководитель областного отделения «ЯБЛОКА» доцент технологической академии строительных материалов Е.Г.Гашо. Он сообщил, что основные цели и задачи межрегиональной организации — координация действий, подготовка кандидатов в депутаты всех уровней и помощь им, участие в разработке наиболее эффективных решений экономических и социальных проблем населения. Была достигнута договоренность о взаимодействии с ассоциацией экономического сотрудничества «Черноземье». Ее генеральный директор Г.Ф.Федоров предложения «яблочников» оценил как интересные и перспективные.

1.2.       «Союз советских офицеров»

В областном управлении юстиции зарегистрировано Белгородское отделение межрегиональной общественной организации «Союз советских офицеров». Основные его цели и задачи: консолидация усилий военнослужащих по укреплению обороноспособности страны, проведение радикальной реформы, повышение социальной и правовой защиты россиян в погонах.

Российский ССО возглавляет генерал-майор В.П.Ткаченко, а региональное отделение на Белгородчине — контр-адмирал А.Ф.Парахин (это звание не так давно было присвоено ему постановлением Постоянного Президиума Съезда народных депутатов СССР, председателем которого является известная Сажи Умалатова — В.Р.).

Заместителя председателя областной организации Союза советских офицеров называют начальником штаба; этот пост занимает полковник в запасе А.А.Бегоутов. Организация находится в стадии становления, ее актив в Белгороде насчитывает около пятидесяти человек. Ведется работа по созданию отделений ССО в других городах и районах области.

1.3.       ЛДПР

Последний день октября стал красным днем календаря для Белгородской региональной организации Либерально-демократической партии России. Проводившаяся в этот день отчетно-выборная конференция была своеобразным смотром сил, на котором присутствовали депутат Государственной Думы С.В.Сычев, который являлся координатором партии в регионе, и представители центрального аппарата партии.

Столичных гостей, в частности, интересовало, как оправдывает доверие В.В.Жириновского назначенный им на должность и.о. координатора областной организации партии С.Н.Лоза. Оказалось, что вполне оправдывает. Это стало ясно после отчетных докладов координационного совета и ревизионной комиссии, а также выступлений делегатов. Их на конференцию прибыло 137 человек; они представляли 2500 членов ЛДПР из девятнадцати районных, четырех молодежных и женских организаций. Главный результат конференции: С.Н.Лоза избран координатором региональной организации ЛДПР.

1.4.       Православная партия России

В области зарегистрировано региональное отделение Православной партии России. Председателем ЦК ППР является А.В.Баулин, генеральный директор государственного предприятия «Якутуголь». Областное отделение возглавил доцент, кандидат военно-морских наук, капитан первого ранга в запасе Г.Е.Бухалин. Основные цели новой партии: «укреплять и поддерживать в российском обществе православные моральные ценности, патриотические настроения; добиваться равенства перед законом всех людей — независимо от национальности, вероисповедания и социального положения; добиваться высокой ответственности властей за страну и судьбу будущих поколений» [[7]].

Выступая за создание в обществе «единого морального пространства», основанного на православных ценностях, ППР, как подчеркивается в программных документах, является не религиозной, а политической светской организацией. Проповедуя свой моральный кодекс, партия намерена участвовать в выборах в федеральные и местные органы власти. Ближайшая задача Белгородской организации ППР — создание районных и городских отделений. Для руководства ими, как сообщили в областном комитете партии, приглашаются лица с опытом общественной работы. Причем быть партийными вожаками им предлагают на штатной, оплачиваемой основе.

1.5.       РНРП и «Честь и Родина»

Ознакомиться с деятельностью региональных отделений Российской народно-республиканской партии и движения «Честь и Родина», оценить их готовность к грядущим боям за создание в Государственной Думе РФ «фракции Лебедя» из Красноярска приехал бывший летчик-истребитель генерал-майор авиации в запасе Ю.М.Шевцов. Он является «и.о. Лебедя» на постах председателя политсовета РНРП и председателя совета «Чести и Родины».

Визит в регион Ю.М.Шевцов начал с состоявшейся в «Белгородской правде» пресс-конференции для журналистов областных газет, радио- и телекомпаний. Он подчеркнул, что ни с какими политическими силами возглавляемые им структуры блокироваться не будут, они создадут свое избирательное объединение. Рабочее его название пока такое: «Александр Лебедь. Честь и Родина». Он выразил уверенность, после выборов в Госдуму в ней непременно появится новая фракция. Отвечая на вопросы, он признал, что создание фракции — это только этап подготовки к президентским выборам, но на данную тему «пока говорить рано». «А.И.Лебедю как политическому деятелю еще многому надо учиться, к тому же у него сейчас и в Красноярском крае хватает проблем. Достаточно проблем и в Белгородской области. Почему бы не попытаться решать их сообща? На взаимовыгодных условиях... Идея хотя и не новая, но достаточно интересная. И шаги к ее реализации уже делаются. Подготовлено соглашение о сотрудничестве Белгородчины и Красноярского края» [[8]]. На запланированном в ноябре заседании Совета Федерации, как было объявлено на пресс-конференции, Е.С.Савченко и А.И.Лебедь это соглашение должны подписать.

 

приложение

Время куража над российской экономикой прошло

(выступление главы администрации области на форуме
«Стратегия экономического развития — шаг в
XXI век»)

 

В XX столетии наша страна прошла сложный политический и экономический путь. В начале века в темной и необразованной России в ходе революции был сменен политический строй. От рыночной экономики перешли к командно-административной. За несколько десятилетий создано могучее тоталитарное государство. А в конце века уже просвещенная и образованная Россия добровольно встала на путь строительства демократического государства и рыночной экономики. И семь лет так называемых реформ привели страну к остановке под названием «Криминально-олигархическое государство». Вот уже более трех месяцев, после 17 августа, мы стоим на этой остановке и тщательно выбираем образ будущей цели, траекторию и скорость дальнейшего движения, мучительно ищем ответы на вопросы: есть ли у общества силы, чтобы идти дальше по пути реформ, достаточен ли ресурсный потенциал, каковы должны быть первые шаги?

Главное — это выбор экономической стратегии. Откровенно говоря, в мерах Правительства и Центробанка по стабилизации социально-экономического положения она не просматривается. Скорее, это план оперативных действий по решению сиюминутных проблем. По большому счету, у нас есть два пути развития. Первый — дальнейшая зависимость от иностранных кредитов и кредиторов, очередные уступки по этой причине политической и экономической самостоятельности и закрепление страны на экономических задворках мирового хозяйства в качестве сырьевого придатка со второстепенной политической ролью. Второй — это расчет на собственные силы, мобилизация внутренних материальных и духовных ресурсов, превращение России в сильное, развитое государство за счет собственных возможностей.

Естественно, большинство предпочтет второй вариант. И мне в этой связи хотелось бы высказать несколько предложений. Основной вопрос: где взять деньги? Самый простой способ — это эмиссия, которая вследствие печатания денег, не обеспеченных товарами и услугами, ведет к инфляции. Представьте парадоксальную ситуацию. По самым скромным подсчетам, за границу вывезено 150-200 млрд. долларов. Предположим, что владельцы вернули их в российскую экономику. Была бы инфляция? Нет! Потому что деньги возвращены туда, откуда изъяты. Но вся беда в том, что никто не собирается их возвращать. И не нужно на этот счет питать никаких иллюзий. Поэтому ворованные деньги государству надо восстановить за счет эмиссии, в основном безналичной, скажем, в течение трех лет по 50 млрд. долларов (750 млрд. рублей) и направить в бюджет развития, в реальную экономику, на реализацию быстро окупаемых инвестиционных проектов, на кредитование населения, например, для строительства жилья, покупки товаров длительного пользования отечественного производства и т.д.

Второй источник денег без инфляционных последствий — установление фиксированного заниженного курса рубля. Предположим, реальный курс — 15 рублей за доллар, а Центробанк устанавливает 20, разницу, а это порядка 400 млрд. рублей (экспорт составляет примерно 80 млрд. долларов), все экспортеры платят в федеральный и региональный бюджеты поровну. Другими словами, восстанавливается «валютный коридор», что только теперь не со знаком минус, а со знаком плюс. Тем более, что за три года действия прежнего валютного коридора страна ограблена, как минимум, на 150 млрд. долларов. Надо вернуть награбленное. Таким образом, только эти два источника могут дать казне больше, чем все налоги, вместе взятые. Экономика страны, как губка, будет впитывать эти деньги без всяких видимых инфляционных последствий, если они будут направлены в реальный сектор экономики.

Следующая проблема — легальная и теневая экономика. Из первой вытягивают последние жилы с помощью непомерных налогов. Вторая процветает и, надо прямо сказать, служит определенным амортизатором социальной напряженности, поскольку в ней формируется почти половина доходов наших граждан. Все хотят при помощи административных и правовых мер легализовать теневую экономику. Это бесполезно. Ее можно только задушить. Но и этого делать не следует. Наоборот, для легальной экономики нужно создать такой же налоговый режим, как и для теневой, то есть освободить от большинства налогов, в первую очередь — на прибыль и НДС. Ввести для всех физических и юридических лиц, во-первых, единый налог на потребление на уровне 25-30% от стоимости товаров, ресурсов и услуг.

Во-вторых, необходимо ввести разумные акцизы помимо алкогольной продукции, также на энергоносители, природные ресурсы и некоторые услуги, например, связи. Тогда вся экономика страны будет функционировать в одинаковом налоговом режиме. Только в таком случае можно будет говорить об экономической легализации теневого бизнеса и обеспечить приток платежей в бюджеты и внебюджетные фонды живыми деньгами. Кроме того, снижение налогового бремени на предприятия приведет к значительному увеличению заработной платы, а следовательно — и потребительского спроса населения. И последнее предложение по стабилизации экономики, которое считаю чрезвычайно важным. Речь идет о возврате внутренних и внешних долгов по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО и ОФЗ) — а это около 80 млрд. долларов. Возвращать, конечно, надо. Но всем пострадавшим спекулянтам, которых почему-то стали называть инвесторами, надо сказать, что денег нет, страна и бюджет с вашей помощью временно разграблены. Денег не будет и завтра. Единственный способ вернуть долги — заработать средства, реализую инвестиционные проекты. Вот вам льготный налоговый режим на срок окупаемости проекта и срок возврата долгов. Вот вам гарантии Правительства Российской Федерации, а при необходимости можно добиться и гарантии Международного валютного фонда от политического риска.

Надо всем дать понять, что время куража над российской экономикой, когда можно было получать 100% годовых в валюте, прошло. Поэтому долговые обязательства надо расценивать не как стихийное бедствие, а как мощное средство привлечения инвестиций. Говоря об этих не совсем академических рекомендациях по преодолению кризиса, хочу сказать, что ситуация, в которой оказалась страна, не описана ни в одном учебнике. Она уникальна. Поэтому предлагаемые решения должны носить нетрадиционный характер. Завершить свое выступление хочу на мажорной ноте.

Убежден, что семь лет разрушительных экономических реформ не прошли для России даром. В обществе, экономике, психологии народа накопился мощный созидательный потенциал, способный явить миру в ближайшие годы очередное русское чудо. Нашему мужику, образно выражаясь, надоело сидеть на остывшей печи, да еще впроголодь. Он слезает с нее, озирается по сторонам и ищет только одного — настоящего дела. Так поможем ему обрести его [[9]].

 



Источники

[1]. Белгородская правда. — 1998. — 6 ноября.

[2]. Белгородские известия. — 1998. — 3 ноября.

[3]. Белгородские известия. — 1998. — 3 ноября.

[4]. Белгородская правда. — 1998. — 13 ноября.

[5]. Белгородские известия. — 1998. — 25 ноября.

[6]. Белгородская правда. — 1998. — 14 ноября.

[7]. Белгородская правда. — 1998. — 6 ноября.

[8]. Белгородская правда. — 1998. — 6 ноября.

[9]. Белгородские известия. — 1998. — 27 ноября.